Юридические документы

Чарльз Льюис Тиффани. Бриллиантовый король

«Завтрак у Tiffany». Как создавалась мечта.

15 февраля в городе Киллингли штата Коннектикут родился будущий король бриллиантов и принц коммерции - Чарльз Льюис Тиффани.
Шел памятный миру 1812 год. И еще никто не знал, что этот мальчик подарит многим женщинам мечту об украшениях от Тиффани, потому что они прекрасны. И главное - в 1886 году его фирма представит новую модель обручального кольца, в котором бриллиант, благодаря шестивилочному креплению, будет дышать, как прозрачная вода, и сиять, как звезда. Это оценили все женщины, кому посчастливилось получить от избранника такое кольцо.
Но все-таки в жизнь большинства людей это имя войдет вместе с фильмом режиссера Блейка Эдвардса "Tiffany`s Breafast" - "Завтрак у Тиффани" (1961 г.), снятым по новелле Трумена Капоте с одноименным названием. Главную роль сыграла Одри Хепберн. В 1962 году фильм получил два "Оскара": за лучшее музыкальное сопровождение и лучшую песню.
Семья Тиффани была зажиточной и имела свой бизнес - владела мельницей. Это обязывало Чарльза после школы работать в фирме отца и в юном возрасте даже управлять мельницей. Но продолжать семейный бизнес у него не было никакого желания, наверное, это занятие казалось будущему королю бриллиантов и жемчуга слишком будничным.

Чарльз Льюис Тиффани

А потому в 1837 году он принял решение отправиться в Нью-Йорк вместе с другом Джоном Янгом, заняв у родителей то ли 500, то ли 1000 долларов, немалые по тем временам деньги. На них и была открыта неприметная лавка на Бродвее, где продавались сначала канцтовары и сувениры. А через два года - столовые приборы, часы, хрусталь, фарфор, изделия из серебра и, кажется, кое-какие антикварные вещицы.
Они и не воображали, что этот простой магазин скоро станет повелевать стилем. Тем не менее, так сложатся обстоятельства, его перспективная компания будет расти с наступлением времени американских нуворишей.

В 1841 году компания уже называлась Tiffany, Young&Ellis благодаря приходу нового партнера Джея Эллиса. Через несколько лет небольшая лавка уже имела репутацию лучшего поставщика чешского стекла. А в 1845 году предложила покупателям знакомиться с товарами, продаваемыми компанией, через каталог, который высылался клиентам. Это было небывалое новшество.Какая кошка пробежала между партнерами, неизвестно, но через 5 лет фирма стала называться намного прoще - Tiffany&Co и полностью была в руках Чарльза Льюиса Тиффани. Потребовался и новый символ компании. Им стал круглый циферблат часов с большими римскими цифрам, лежащими на плечах героя древнегреческих мифов Атласа, который размещался над входом в здание. Стоит сказать, что Атлас - один из атлантов, восставших против Зевса и других богов Олимпа за власть над миром. И этот символ, как мы понимаем, был выбран неспроста.

Семейный особняк в Нью-Йорке

Магазин переехал на новое место и стал одним из самых знаменитых ювелирных салонов - на пересечение 5-й Авеню и 57-й улицы. Здесь и прошли съемки легендарных фильмом "Завтрак у Тиффани" (1961 г.) и "Sweet Home Alabama" (2001 г.).

Сегодня как-то странно думать, что такие серьезные ювелирные дома, как, например, Тиффани, начинали с изготовления изделий из серебра, а потом обратились к золоту, платине и драгоценным камням. В 1851 году серебряные украшения и изделия от Тиффани начинают получать мировые призы. Через 10 лет произошло событие, которое резко изменило статус компании: на инаугурации президента США Авраама Линкольна его жена Мэри Тодд надела жемчужный гарнитур от Тиффани. Это значит, что украшения от Тиффани превратились в символ респектабельности.

Проходит еще 10 лет, и в Париже на Международной ювелирной выставке Tiffany&Co становится первой американской компанией, получившей награды за изделия из серебра. И первой компанией в Америке, которая стала использовать серебро 925-й пробы. И первой, предложившей приподнять бриллиант в обручальном кольце, чтобы он больше сиял. И первой фирмой, огранщик которой предложил за единицу веса драгоценных камней принимать карат. И первой, установившей в 1926 году стандарт на изготовление изделий из платины.

Но это еще не все. Имя бренда вошло в историю финансов страны, а именно - американского доллара. В 1885 году компания получила заказ от правительства Америки на обновление дизайна "Большой печати США", которая используется для подтверждения подлинности правительственных документов. Она также размещена на оборотной стороне банкноты номиналом 1 доллар. По контракту за работу компания получила 1000 долларов. Тиффани был одним из основателей Нью-Йоркского общества изящных искусств и покровителем музея "Метрополитен".

Нельзя не сказать о том, чем занималась компания Тиффани во время гражданской войны. В 1862 году Ч.Тиффани поддержал северян и снабжал армию оружием и медицинскими инструментами. Но не только этим. Он преподносил генералам армии роскошные подарки - мечи, украшенные драгоценными камнями. По заказу президента А.Линкольна Тиффани изготавливал ордена и медали.

В 1848 году Ч.Тиффани приобрел драгоценности Марии-Антуанетты и принца Венгрии Эстерхази. Он владел и бриллиантовым ожерельем императрицы Евгении. Эти редкие вещи делали ему славу среди самых богатых и влиятельных людей не только Америки, но и мира. Впрочем, как и его изделия. Но почему? Секрет оказался прост: он советовал дизайнерам компании вдохновляться только собственными эмоциями и игрой своего воображения, привлекая на помощь культуру тех стран и мест, откуда они родом.

Сокровенные моменты Чарльза Льюиса Тиффани с семьей (1888)

В 1867 году он купил самый большой в мире желтый алмаз, который сегодня называется Tiffany diamonds. Одним словом, Тиффани всегда знал толк в истинной красоте. Именно поэтому жемчужные коллекции Тиффани хранятся в Американском музее естественной истории, а в Бостонском музее изобразительных искусств находится кувшин из коллекции "Audubon", выполненный из сплава серебра и меди в японском стиле. Музей приобрел его в 1871 году.
Но все-таки всемирную известность Тиффани принесли ювелирные украшения, напольные и наручные часы, серебряные аксессуары, расписной фарфор. Его клиентами были королевские дома Великобритании, Дании, Греции, Италии, Монако, Франции, России. Впрочем, и через сто с лишним лет после его смерти ничего не изменилось. Он умер в 1902 году в возрасте 90 лет, оставив в наследство своей семье 2 миллиона долларов.

Главным наследником был Луис Комфорт Тиффани, который и возглавил фирму. Он появился на свет 17 января 1848 года. Но, как и его отец, которого не привлекал родительский бизнес, Луис был холоден к делам Тиффани-старшего. Что делать, если он хотел быть художником? А потому путешествовал по Европе и Северной Африке в поисках знаний и вдохновения.

Луис Комфорт Тиффани (крайний слева) с родителями, держащими на коленях дочек-близнецов, Луизу и Джулию (1888)

В начале 70-х годов писал пейзажи и сцены из жизни в стиле ориентализма. Большим живописцем младший Тиффани не стал, но он увлёкся искусством интерьеров, стеклом и средневековыми витражами. Как известно, время самый строгий судья, и впоследствии Луиса Комфорта Тиффани назовут одним из основателей американского модерна и одним из самых значительных художников Америки.

Луис Комфорт Тиффани с сестрой, Анни Оливией Тиффани

В 24 года он занялся разработкой новых технологий производства стекла, в 30 лет имел собственную стекольную фабрику в Квинсе, к 35 считался автором оригинальных способов его отливки, обработки и окраски. Параллельно Луис работал художником интерьеров и основал с друзьями компанию L.K.Tiffany&Associated Artists.Он получал заказы от нью-йоркского богача Генри Хэйвмейера, промышленного магната Эндрю Карнеги, мультимиллионера Корнелиусу Вандербильта, писателя Марка Твена и даже 21-го президента Америки Честера Алана Артура (1829-1886) для декорирования Белого Дома.

В 42 года он стал членом Национальной академии дизайна Америки. Кроме домов Луис Тиффани разрабатывал оформление ювелирных и антикварных салонов, мебельных магазинов, дизайнерских ателье. Но все-таки работа со стеклом навсегда стала его любовью. В 1893 году он изготовил свое первое выдувное стекло с флоуресцентной пленкой - фарвиль: окрашенное особыми реактивами стекло, матовое или до блеска отшлифованное, в структуру которого также входили узоры в виде наплавленных рельефов и металлических перегородок, эмали и полудрагоценные камни.

Многие знают, что настоящими произведениями искусства становились его лампы, декоративные сосуды, флаконы для духов. Первая лампа была сделана в 1885 году, большинство ламп датируется временем между 1895-м и 1920 годами. Сегодня подлинные лампы Тиффани можно купить на крупных аукционах и в антикварных магазинах. Они бесценны.

В 1900 году "Студия Тиффани" исполнила стеклянную часовню для Всемирной выставки в Чикаго (1893), сделала оформление Лаурелтон-холла, загородного дома самого Тиффани в Оустер-Бэй, прозрачное панно во Дворце изящных искусств в Мехико (1911), витраж "Сад сновидений" в офисе фирмы "Кертис паблишинг" в Филадельфии (1915).

В начале 30-х годов ХХ века стиль Тиффани привлек и спортсменов. По заказу нью-йоркского яхт-клуба дизайнеры компании в 1930 году создали кубок из 18-каратного золота. Американские яхтсмены подарили этот специальный подарок чайному магнату и азартному яхтсмену Сэру Томасу Липтону. Дело в том, что он пять раз пытался выиграть соревнования и вернуть трофей в Британию, но так и не сумел этого сделать. Решив подшутить над Липтоном, американцы выгравировали надпись на трофее: "Сэру Томасу Липтону, самому азартному неудачнику в истории спорта". Этот случай дал компании идею открыть специальное подразделение, занимающееся изготовлением спортивных трофеев. Дизайнеры марки создали главный приз американской Национальной футбольной лиги (НФЛ) "Vince Lombardi Super Bowl Trophy", а также "World Series MVP Trophy", "NASCAR NEXTEL Cup", "MacArthur Bowl", "National Basketball Association Championship Trophy" и "Women"s National Basketball Association Championship Trophy". А почему бы и нет, ведь не бриллиантом единым жив человек?
Луис Комфорт Тиффани управлял компанией отца и своей собственной компанией Tiffany Studios до своей кончины 18 февраля 1933 года.

В 1950 году салон Тиффани был открыт в Париже. И это был значительный шаг. Но создавалось впечатление, что золотые времена прошли. В 1955 году компания Tiffany&Co была продана Уолтеру Ховингу. Дела шли, честно говоря, не очень. А потому были приглашены лучшие ювелиры и расширен ассортимент, в который теперь входили часы и парфюмерия.

В 1968 году салон Тиффани открылся в Лондоне. И это тоже был успех. Для Тиффани работали яркие люди, среди них с 1979 года и Палома Пикассо, дочь знаменитого художника. Но, что бы ни происходило, Тиффани никогда не станет только историей. Потому что мечта не может умереть. А Тиффани - это мечта. И жизнь Тиффани продолжается.

В 2000 году был основан фонд The Tiffany & Co. Foundation, который поддерживает некоммерческие проекты, связанные с образованием, искусством и сохранением окружающей среды.

В 2001 году бутик Тиффани открылся в Москве. Однажды я сказала своей подруге, что кольцо от Тиффани - моя мечта, но я боюсь заходить в такой дорогой магазин. Она ответила, что напрасно, и "как сестра", и "как в музей", повела меня в этот салон со словами "Надо притягивать счастье". И она притянула. Ее муж на свадьбу купил ей кольцо от Тиффани. Я все еще мечтаю. Наверное, потому, что посетила Тиффани только один раз. Вернее, второй. Первый все-таки был виртуальным вместе с Одри Хэпберн в фильме "Завтрак у Тиффани". Может быть, надо зайти и тоже спросить, какое изделие у них самое дешевое, как это сделали герои фильма?

Его фамилия стала настоящим брендом, а сам он — создателем легендарной ювелирной компании. Бирюзовый уже давно считается цветом Tiffany, а их заветная коробочка заставляет трепетать сердца многих женщин со всего мира. Автор сайт Анна Баклага вспоминает о человеке, который воплотил в жизнь мечту украшений, а также рассказывает, как зарождалась компания.

Тиффани начал работать в 15 лет, а уже в 25 открыл свой магазин


Чарльз Тиффани является создателем первого розничного каталога в Америке и основоположником английских стандартов стерлингового серебра и платины. Именно он подарил жизнь одному из самых лучших ювелирных брендов нашего времени. А также позаботился не только о качественных украшениях, но и выдающемся стиле компании, который можно узнать по одному только оттенку. До сих пор неизменными остаются фирменные цвета ювелирного дома «Tiffany & Co.» — белый и голубой. Данное сочетание стало его визитной карточкой, но обо всем по порядку.

С самой юности Чарльз Тиффани начал проявлять себя как целеустремленный и самостоятельный молодой человек. Несмотря на то, что в его семье не было никаких финансовых проблем, с 15 лет он уже работал. Каждый день после школы он бегал в бакалейную лавку отца, а уже будучи совершеннолетним, показал себя как хороший управленец. Когда ему стукнуло 25 лет, он занял у отца 1000 долларов, и вместе со школьным товарищем и будущей женой они открыли небольшой магазин канцелярских изделий и сувениров в Нью-Йорке, назвав его «Tiffany & Young».

Поначалу выручка от продаж была крайне мала, однако это не повлияло на решимость молодых людей сделать успешный бизнес. Вскоре, через два года, магазин стал пользоваться активным спросом у жителей города и расширяться. Между тем, значительно повлияли на это и внешние мировые обстоятельства — соперничество жителей Нью-Йорка из-за различных редких и экзотических находок, в том числе за бронзовые антикварные вещи из Индии, нежный китайский фарфор и новейшие французские аксессуары, а также падение режима Луи-Филиппа.

Что касается первого, то желанные товары Чарльз Тиффани стал закупать непосредственно с кораблей, возвращающихся в Нью-Йорк и Бостон из иностранных портов. Такой ход позволил заметно обойти конкурентов. Вторым же решением была была скупка бриллиантов. Французские аристократы, спасаясь от политических потрясений, стремились обменять свои драгоценности на наличные деньги. И несмотря на огромный риск, Чарльз разглядел в этом свою удачу и, недолго думая, начал действовать. Как говорится, главное — оказаться в нужном месте и в нужное время. Благодаря этому в США появились крупные драгоценные камни, а Чарльза прозвали «королем бриллиантов».

В 1841 году из-за присоединения к команде Джей Эл Эллиса компания стала называться «Tiffany, Young & Ellis». А через некоторое время стала лучшим в стране поставщиком богемского стекла и фарфора. В этот же период начинается выпуск собственных украшений. Успеху способствовала идея издавать каталог предлагаемой потребителю продукции. Между собой они назвали его «Голубой книгой». Дело в том, что еще в 1837 году, сразу после открытия магазина, Чарльз Тиффани придумал фирменный стиль, который утвердился за компанией навсегда. Каждая покупка упаковывалась в изящную голубую коробочку и перевязывалась ленточкой. Чарльз был уверен — хороший дизайн имеет огромное значение для успешного бизнеса.


Tiffany — первая фирма в США, награжденная за изделия из серебра


В начале 1850-х он открывает множество ювелирных мастерских. В 1853 году Джон Янг покидает компанию, вследствие чего проводится её реорганизация. Фирма меняет название на «Tiffany & Co.», открывает филиалы в Париже и Лондоне. Для удовлетворения спроса общества в серебряных товарах Чарльз Тиффани нанимает известного Нью-Йоркского ювелира Джона С. Мура. Ему было поручено сделать серебро равное английскому стерлингу — 92,5% чистого серебра и 7,5% других металлов. Впоследствии разработка компании «Tiffany & Co.» была принята в качестве стандарта США для серебра.

После 1861 года компания набирает небывалую популярность. Дело в том, что президент Линкольн лично заказал для своей жены ожерелье из жемчуга от Tiffany. Через несколько лет после этого на международной ювелирной выставке в Париже «Tiffany & Co.» становится первой американской фирмой, получившей награду за свои изделия из серебра.

Следующим открытием компании было введение цветных драгоценных камней в ювелирные изделия. В 1876 году фирма приобрела исключительный турмалин от известного геммолога Джорджа Фредерика Кунца. Через год на алмазных копях Кимберли в Южной Африке был найден один из крупнейших и красивейших в мире алмазов — желтый бриллиант Тиффани. Чарльз выкупил камень весом в 287,42 карата за 18000 тысяч долларов. Алмаз был огранен и уменьшился в весе до 128,54 карат, став обладателем 82 граней, что на тот момент было необычно.


«Tiffany & Co.» имеет статус императорского ювелирного дома


В 1878 году на Всемирной выставке в Париже «Tiffany & Co.» получила высшие награды за серебро и ювелирные изделия, а Чарльз Тиффани был награжден Крестом кавалера Ордена Почетного легиона. В результате этих достижений компания обрела статус императорского и королевского ювелирного дома, поставляя драгоценности коронованным особам Европы, а также Османскому султану, императору и императрице России и шаху Ирана.

Еще одним важным достижением в жизни Чарльза стала совместная работа с Томасом Эдисоном. Вместе они создали прожектор заливающего света и иные способы электрического освещения театров. Помимо этого Чарльз Тиффани является одним из основателей Нью-Йоркского общества изящных искусств. Стоит отметить, что Чарльз Тиффани всегда лично занимался делами компании.

(1902-02-18 ) (90 лет)

Карьера

В 1837 году, будучи 25-летним молодым человеком, Чарльз занимает у своего отца 1000 долларов США и вместе со своим школьным товарищем Джоном Б. Янгом и будущей женой Харриет Оливией Авени Янг (сестрой Джона) перебирается в Нью-Йорк . Здесь 18 сентября они открывают небольшой магазин канцелярских изделий и сувениров, назвав его «Тиффани и Янг» (Tiffany & Young). В первый день работы выручка от продаж составила 4,98 долларов США , и тем не менее магазин продолжает работать и уже через два года в его ассортименте можно найти изделия из стекла , фарфора , столовые приборы , часы , а так же ювелирные изделия .

Несмотря на небольшой доход за первый рабочий день, «Тиффани & Янг» вскоре начинают процветать. Этому послужило соперничество жителей Нью-Йорка из-за различных редких и экзотических находок, в том числе за бронзовые антикварные вещи из Индии, нежный китайский фарфор и новейшие французские аксессуары. Чарльзу Тиффани удается обходить конкурентов путём закупки столь желанных на то время товаров непосредственно с кораблей, возвращающихся в Нью-Йорк и Бостон из иностранных портов .

Для своего дела Чарльз выбрал философию, выраженную следующими словами: «хороший дизайн - хороший бизнес». После падения режима Луи-Филиппа в 1840-х годах французские аристократы, спасаясь от политических потрясений, стремились обменять свои драгоценности на наличные деньги. Чарльз Тиффани увидел в этом прекрасные возможности и начал скупать великолепные бриллианты, рискуя капиталом своего молодого предприятия. Это привело к появлению в США крупных драгоценных камней, что не осталось незамеченным Американской прессой. Последняя окрестила Чарльза Тиффани званием «Короля бриллиантов» .

В 1841 году магазин расширяется (к Чарльзу и Джону присоединяется Джей Л. Эллис) и изменяет своё название на «Тиффани, Янг и Эллис». За лавкой закрепляется репутация лучшего магазина, продающего богемское стекло и фарфор . В это же время начинается выпуск собственных украшений. В начале 1850-х годов Чарльз открывает множество ювелирных мастерских. В 1853 году Джон Янг покидает компанию, вследствие чего проводится её реорганизация. Компания сменяет название на «Tiffany & Co. » и открывает филиалы в Париже (1850) и Лондоне (1868). Центральный магазин переезжает на 5 авеню .

В 1861 году Чарльз лично знакомится с президентом Линкольном , который решил заказать для своей жены ювелирное украшение. Специально для Марии Линкольн было создано восхитительное ожерелье из жемчуга. В 1862 году, во время Гражданской войны в США , Чарльз и его компания поддерживает северян, снабжая армию оружием, продовольствием и медикаментами .

К середине 1860-х годов компания Чарльза являлась лидером на американском рынке серебра, но была мало известна в Европе. На Всемирной выставке в Париже 1867 года компания оспорила европейцев и получила главный приз за изделия из серебра. В первый раз американский дизайнерский дом был удостоен похвал иностранными жюри .

В 1870 году офис компании переезжает на Юнион-Сквер 15, Манхэттен . В это время Чарльз, как говорили, выглядел очень бойким и бодрым, совсем как в юности. В городе он всегда был одет в раскрытое пальто и носил высокую шелковую шляпу. За всю свою жизнь Чарльз Тиффани не пропустил ни одного рабочего дня по болезни .

Чарльз являлся приверженцем новаторских идей, что способствовало развитию бизнеса и укреплению статуса его компании. Одним из нововведений стало внедрение цветных драгоценных камней в ювелирные изделия. В 1876 году компания «Tiffany & Co. » приобрела исключительный турмалин от известного геммолога Джорджа Фредерика Кунца . Вскоре после этого д-р Кунц присоединился к ювелирному дому и сотрудничал с Чарльзом Тиффани в поиске лучших драгоценных камней в Америке и во всем мире для клиентов «Tiffany & Co. » .

За последние 20 лет жизни Чарльза его компания еще не раз получает наивысшие награды за свои изделия. Так происходит на Всемирной выставке в Париже в 1889 году , Всемирной выставке в Чикаго 1893 и 1900 года .

Одним из величайших достижений в жизни Чарльза является совместная работа с Томасом Эдисоном , результатом которой стало создание прожектора заливающего света и различных иных способов электрического освещения театров. Это сделало Бродвей и другие театральные шоу более популярными. Помимо этого Чарльз Тиффани был покровителем Метрополитен-музея и одним из основателей Нью-Йоркского общества изящных искусств .

Смерть

Личная жизнь

30 ноября 1839 года Чарльз женился на сестре Джона Б. Янга - Харриет Оливии Авени Янг (1816-1897). У них родилось шестеро детей: Чарльз Льюис Тиффани младший (р. 1842), Энни Оливия Тиффани Митчелл (р. 1844; прабабка американского дипломата Хайрама Бингхема IV) , Луис Комфорт Тиффани (р. 1848), Луиза Харриет Тиффани (р. 1856), Генри Чарльз Тиффани (р. 1858), и Бернетт Янг Тиффани (р. 1860).

Награды

Библиография

  • Nelson Otis Tiffany, Charles Lewis Tiffany. . - The Matthews-Northrup Co, 1901. - 254 с.

См. также

Напишите отзыв о статье "Тиффани, Чарльз Льюис"

Примечания

Отрывок, характеризующий Тиффани, Чарльз Льюис

– Виновата с, – сказала горничная.
– Попросите ко мне графа.
Граф, переваливаясь, подошел к жене с несколько виноватым видом, как и всегда.
– Ну, графинюшка! Какое saute au madere [сотэ на мадере] из рябчиков будет, ma chere! Я попробовал; не даром я за Тараску тысячу рублей дал. Стоит!
Он сел подле жены, облокотив молодецки руки на колена и взъерошивая седые волосы.
– Что прикажете, графинюшка?
– Вот что, мой друг, – что это у тебя запачкано здесь? – сказала она, указывая на жилет. – Это сотэ, верно, – прибавила она улыбаясь. – Вот что, граф: мне денег нужно.
Лицо ее стало печально.
– Ах, графинюшка!…
И граф засуетился, доставая бумажник.
– Мне много надо, граф, мне пятьсот рублей надо.
И она, достав батистовый платок, терла им жилет мужа.
– Сейчас, сейчас. Эй, кто там? – крикнул он таким голосом, каким кричат только люди, уверенные, что те, кого они кличут, стремглав бросятся на их зов. – Послать ко мне Митеньку!
Митенька, тот дворянский сын, воспитанный у графа, который теперь заведывал всеми его делами, тихими шагами вошел в комнату.
– Вот что, мой милый, – сказал граф вошедшему почтительному молодому человеку. – Принеси ты мне… – он задумался. – Да, 700 рублей, да. Да смотри, таких рваных и грязных, как тот раз, не приноси, а хороших, для графини.
– Да, Митенька, пожалуйста, чтоб чистенькие, – сказала графиня, грустно вздыхая.
– Ваше сиятельство, когда прикажете доставить? – сказал Митенька. – Изволите знать, что… Впрочем, не извольте беспокоиться, – прибавил он, заметив, как граф уже начал тяжело и часто дышать, что всегда было признаком начинавшегося гнева. – Я было и запамятовал… Сию минуту прикажете доставить?
– Да, да, то то, принеси. Вот графине отдай.
– Экое золото у меня этот Митенька, – прибавил граф улыбаясь, когда молодой человек вышел. – Нет того, чтобы нельзя. Я же этого терпеть не могу. Всё можно.
– Ах, деньги, граф, деньги, сколько от них горя на свете! – сказала графиня. – А эти деньги мне очень нужны.
– Вы, графинюшка, мотовка известная, – проговорил граф и, поцеловав у жены руку, ушел опять в кабинет.
Когда Анна Михайловна вернулась опять от Безухого, у графини лежали уже деньги, всё новенькими бумажками, под платком на столике, и Анна Михайловна заметила, что графиня чем то растревожена.
– Ну, что, мой друг? – спросила графиня.
– Ах, в каком он ужасном положении! Его узнать нельзя, он так плох, так плох; я минутку побыла и двух слов не сказала…
– Annette, ради Бога, не откажи мне, – сказала вдруг графиня, краснея, что так странно было при ее немолодом, худом и важном лице, доставая из под платка деньги.
Анна Михайловна мгновенно поняла, в чем дело, и уж нагнулась, чтобы в должную минуту ловко обнять графиню.
– Вот Борису от меня, на шитье мундира…
Анна Михайловна уж обнимала ее и плакала. Графиня плакала тоже. Плакали они о том, что они дружны; и о том, что они добры; и о том, что они, подруги молодости, заняты таким низким предметом – деньгами; и о том, что молодость их прошла… Но слезы обеих были приятны…

Графиня Ростова с дочерьми и уже с большим числом гостей сидела в гостиной. Граф провел гостей мужчин в кабинет, предлагая им свою охотницкую коллекцию турецких трубок. Изредка он выходил и спрашивал: не приехала ли? Ждали Марью Дмитриевну Ахросимову, прозванную в обществе le terrible dragon, [страшный дракон,] даму знаменитую не богатством, не почестями, но прямотой ума и откровенною простотой обращения. Марью Дмитриевну знала царская фамилия, знала вся Москва и весь Петербург, и оба города, удивляясь ей, втихомолку посмеивались над ее грубостью, рассказывали про нее анекдоты; тем не менее все без исключения уважали и боялись ее.
В кабинете, полном дыма, шел разговор о войне, которая была объявлена манифестом, о наборе. Манифеста еще никто не читал, но все знали о его появлении. Граф сидел на отоманке между двумя курившими и разговаривавшими соседями. Граф сам не курил и не говорил, а наклоняя голову, то на один бок, то на другой, с видимым удовольствием смотрел на куривших и слушал разговор двух соседей своих, которых он стравил между собой.
Один из говоривших был штатский, с морщинистым, желчным и бритым худым лицом, человек, уже приближавшийся к старости, хотя и одетый, как самый модный молодой человек; он сидел с ногами на отоманке с видом домашнего человека и, сбоку запустив себе далеко в рот янтарь, порывисто втягивал дым и жмурился. Это был старый холостяк Шиншин, двоюродный брат графини, злой язык, как про него говорили в московских гостиных. Он, казалось, снисходил до своего собеседника. Другой, свежий, розовый, гвардейский офицер, безупречно вымытый, застегнутый и причесанный, держал янтарь у середины рта и розовыми губами слегка вытягивал дымок, выпуская его колечками из красивого рта. Это был тот поручик Берг, офицер Семеновского полка, с которым Борис ехал вместе в полк и которым Наташа дразнила Веру, старшую графиню, называя Берга ее женихом. Граф сидел между ними и внимательно слушал. Самое приятное для графа занятие, за исключением игры в бостон, которую он очень любил, было положение слушающего, особенно когда ему удавалось стравить двух говорливых собеседников.
– Ну, как же, батюшка, mon tres honorable [почтеннейший] Альфонс Карлыч, – говорил Шиншин, посмеиваясь и соединяя (в чем и состояла особенность его речи) самые народные русские выражения с изысканными французскими фразами. – Vous comptez vous faire des rentes sur l"etat, [Вы рассчитываете иметь доход с казны,] с роты доходец получать хотите?
– Нет с, Петр Николаич, я только желаю показать, что в кавалерии выгод гораздо меньше против пехоты. Вот теперь сообразите, Петр Николаич, мое положение…
Берг говорил всегда очень точно, спокойно и учтиво. Разговор его всегда касался только его одного; он всегда спокойно молчал, пока говорили о чем нибудь, не имеющем прямого к нему отношения. И молчать таким образом он мог несколько часов, не испытывая и не производя в других ни малейшего замешательства. Но как скоро разговор касался его лично, он начинал говорить пространно и с видимым удовольствием.
– Сообразите мое положение, Петр Николаич: будь я в кавалерии, я бы получал не более двухсот рублей в треть, даже и в чине поручика; а теперь я получаю двести тридцать, – говорил он с радостною, приятною улыбкой, оглядывая Шиншина и графа, как будто для него было очевидно, что его успех всегда будет составлять главную цель желаний всех остальных людей.
– Кроме того, Петр Николаич, перейдя в гвардию, я на виду, – продолжал Берг, – и вакансии в гвардейской пехоте гораздо чаще. Потом, сами сообразите, как я мог устроиться из двухсот тридцати рублей. А я откладываю и еще отцу посылаю, – продолжал он, пуская колечко.
– La balance у est… [Баланс установлен…] Немец на обухе молотит хлебец, comme dit le рroverbe, [как говорит пословица,] – перекладывая янтарь на другую сторону ртa, сказал Шиншин и подмигнул графу.
Граф расхохотался. Другие гости, видя, что Шиншин ведет разговор, подошли послушать. Берг, не замечая ни насмешки, ни равнодушия, продолжал рассказывать о том, как переводом в гвардию он уже выиграл чин перед своими товарищами по корпусу, как в военное время ротного командира могут убить, и он, оставшись старшим в роте, может очень легко быть ротным, и как в полку все любят его, и как его папенька им доволен. Берг, видимо, наслаждался, рассказывая всё это, и, казалось, не подозревал того, что у других людей могли быть тоже свои интересы. Но всё, что он рассказывал, было так мило степенно, наивность молодого эгоизма его была так очевидна, что он обезоруживал своих слушателей.
– Ну, батюшка, вы и в пехоте, и в кавалерии, везде пойдете в ход; это я вам предрекаю, – сказал Шиншин, трепля его по плечу и спуская ноги с отоманки.
Берг радостно улыбнулся. Граф, а за ним и гости вышли в гостиную.

Было то время перед званым обедом, когда собравшиеся гости не начинают длинного разговора в ожидании призыва к закуске, а вместе с тем считают необходимым шевелиться и не молчать, чтобы показать, что они нисколько не нетерпеливы сесть за стол. Хозяева поглядывают на дверь и изредка переглядываются между собой. Гости по этим взглядам стараются догадаться, кого или чего еще ждут: важного опоздавшего родственника или кушанья, которое еще не поспело.
Пьер приехал перед самым обедом и неловко сидел посредине гостиной на первом попавшемся кресле, загородив всем дорогу. Графиня хотела заставить его говорить, но он наивно смотрел в очки вокруг себя, как бы отыскивая кого то, и односложно отвечал на все вопросы графини. Он был стеснителен и один не замечал этого. Большая часть гостей, знавшая его историю с медведем, любопытно смотрели на этого большого толстого и смирного человека, недоумевая, как мог такой увалень и скромник сделать такую штуку с квартальным.
– Вы недавно приехали? – спрашивала у него графиня.
– Oui, madame, [Да, сударыня,] – отвечал он, оглядываясь.
– Вы не видали моего мужа?
– Non, madame. [Нет, сударыня.] – Он улыбнулся совсем некстати.
– Вы, кажется, недавно были в Париже? Я думаю, очень интересно.
– Очень интересно..
Графиня переглянулась с Анной Михайловной. Анна Михайловна поняла, что ее просят занять этого молодого человека, и, подсев к нему, начала говорить об отце; но так же, как и графине, он отвечал ей только односложными словами. Гости были все заняты между собой. Les Razoumovsky… ca a ete charmant… Vous etes bien bonne… La comtesse Apraksine… [Разумовские… Это было восхитительно… Вы очень добры… Графиня Апраксина…] слышалось со всех сторон. Графиня встала и пошла в залу.
– Марья Дмитриевна? – послышался ее голос из залы.
– Она самая, – послышался в ответ грубый женский голос, и вслед за тем вошла в комнату Марья Дмитриевна.

История дома Тиффани началась однажды в Америке в 1837 году, когда двое молодых людей – Чарльз Льюис Тиффани и Джон Берни Янг открыли небольшую антикварную лавку в Нью-Йорке. Свое детище единомышленники – любители прекрасного – назвали Tiffany&Young, по фамилиям основателей. Они решили, что в их магазине покупатели должны найти то, чего нет у конкурентов – неожиданные, оригинальные или уникальные ювелирные «безделушки». Видимо, как раз благодаря этой «претензии на изысканность», шоп быстро стал набирать популярность. Начиная с 1849 года фирма ввозит из Европы и Африки бриллианты, включая всемирно известные и знаменитые камни. (Забегая вперед, скажем, что со временем коллекция драгоценностей Чарльза Тиффани становится довольно внушительной, его даже начинают называть Королем бриллиантов).

Из импортных камней местные американские ювелиры создавали украшения в соответствии со вкусами американского покупателя. Tiffany&Young старался идти в ногу с запросами тогдашних американских потребителей, которым нравились роскошные, массивные творения. Дело в том, что среди постоянных клиентов фирмы были главы американских семейств, не имевших приличной родословной, но сделавших хорошее состояние на нефти, золоте, угле, скоте или строительстве железных дорог – простоватые, но напористые люди. Своим дизайнерам Тиффани и его партнер дали инструкцию: вдохновляться только собственным воображением и оставить позади художественную историю и опыт тех стран, откуда они вышли. Таким образом, ювелиры Тиффани варьировали свои изделия на самые разные вкусы.

Благодаря вниманию новоиспеченных богачей к своему магазину, Тиффани и Янг получали большую прибыль. Они использовали появившуюся возможность для обращения к талантливым мастерам, работа которых еще не каждому музею пришлась бы по карману. По мнению экспертов журнала «Расчет», вот здесь-то и начинается секрет Чарльза Тиффани. Ублажая нуворишей, он использовал их деньги на то, чтобы привлечь в свою фирму самых талантливых и удивительных художников своего времени. И они создали все те сказочные шедевры, которые раскуплены теперь многими музеями мира.

Спустя 16 лет после открытия фирмы основатели бизнеса решили «разбежаться» – их дружба дала трещину. В итоге Чарльз в 1853 году стал единоличным владельцем компании Tiffany&Со.

Чарльз стремился к тому, чтобы его украшения воспринимались не просто как красивые безделушки, но как символ респектабельности. Бизнесмен прилагал к этому все усилия. Его мечтам суждено было сбыться. В 1861 году Авраам Линкольн незадолго до собственной инаугурации купил в Tiffany оправленный в желтое золото жемчуг для своей жены Мэри Линкольн. Вот когда к Чарльзу пришла самая большая удача! Ювелирный дом заметили в Белом доме и на протяжении всей истории существования Tiffany представители высшей государственной власти приобретали здесь украшения.

С началом Гражданской войны 1862 года предприимчивый Чарльз на время оставляет ювелирное дело в стороне и становится оружейных дел мастером, так как это занятие обещает более быструю выгоду. Его фирма снабжает армию «янки» (такое прозвище получили во время войны жители северных штатов США) шпагами и хирургическими инструментами. О своем предназначении, впрочем, компания Тиффани время от времени оригинально напоминает: преподносит особо отличившимся генералам мечи, осыпанные драгоценностями.

Голубая мечта» от Тиффани

Чарльз Тиффани совершил переворот не только в своей сугубо ювелирной области. В нем обнаружилось редкое сочетание творческого человека и недюжинные способности бизнесмена. И способности эти подсказали Чарльзу, что важно не только то, что продавать, но также важно «как». Его компания одна из первых начала выпускать каталоги своей продукции, что, безусловно, было неслыханным по тем временам шагом. Сегодня выпуск каталогов – обычное дело, но многим ли известно, что именно Чарльз Тиффани додумался до этого?

Еще один ход заключался в том, что Тиффани придумал упаковывать фирменную продукцию в неизменную голубую коробочку, перетянутую белой атласной лентой. Внутри коробочки часто оказывался самый желанный и долгожданный для любой женщины предмет – кольцо для помолвки. Именно поэтому голубая коробочка становится заветной мечтой многих женщин.

Вообще создание собственного цвета стало настоящим PR-шагом. По инициативе основателя вплоть до сегодняшнего дня вся атрибутика компании - упаковки, коробочки, бумажные пакетики, брошюры имеют характерный голубой оттенок. Мистер Тиффани ввел одно нерушимое правило для своих сотрудников: ни одна коробочка с надписью Tiffany не может покинуть магазин, если в ней нет изделия от Tiffany.

В 1867 году компания впервые завоевала престижнейшую золотую медаль на Всемирной выставке ювелирных украшений и драгоценных изделий, прошедшей в Париже. Этот момент принято считать датой выхода марки на мировой рынок. О Tiffany теперь знали представители любой уважающей себя августейшей фамилии, этот ювелирный дом в разные периоды своей деятельности сотрудничал с русским императорским домом, королевой Викторией, персидским шахом и императором Бразилии...

Чарльз Тиффани прожил долгую жизнь, он скончался в феврале 1902 года в возрасте 90 лет. После смерти отца компанию возглавил его сын Луис Комфорт Тиффани. Он не был блестящим ювелиром, но его вклад в историю Tiffany сложно переоценить. Знаменитые настольные лампы, превращенные из обычного предмета интерьера в произведения искусства, за которые сегодня на аукционах выкладывают не один миллион долларов, обязаны своим существованием именно Луису Тиффани. «Техника Тиффани» чрезвычайно популярна сегодня, с ее помощью выполняют предметы интерьера, витражи.

В середине ХХ века дела Tiffany были не так хороши, как прежде. В 1955 году компания была продана. Хозяином легендарной марки стал Уолтер Ховинг. Он попытался возродить былое величие Tiffany, и ему это удалось. Он не пожалел средств, чтобы привлечь к сотрудничеству лучших ювелиров. Дела компании поправились, а ассортимент расширился за счет часов и парфюмерии. Сегодня в числе ведущих дизайнеров дома Tiffany Палома Пикассо, младшая дочь знаменитого художника, и Эльза Перетти. Работы этих мастеров знамениты своими поразительно плавными, «медитативными» очертаниями.

Нынешняя Tiffany&Co – это сеть из более 100 магазинов по всему миру. Ее ежегодный оборот достигает миллиарда долларов. Времена меняются, но коробочка цвета «голубой Tiffany» остается такой же желанной, как и сто лет назад.

Чарльз Льюис Тиффани - создатель легендарной ювелирной компаний, существующей по сей день с 1837 года. Все началось с канцелярских товаров. Первый магазин Чарльз открыл в Нью-Йорке вместе со своим другом, вложив всего 1000$. Сегодня - это империя роскоши, бирюзовая мечта и отличный пример правильно выбранной концепции ведения бизнеса. Обо всем по порядку.

У отца Чарльза была собственная текстильная фабрика, на которой юноша трудился с 15 лет. Целеустремленный парень показал себя отличным управленцем еще до наступления совершеннолетия. А в 25 уехал в Нью-Йорк, открыв там собственный магазин канцелярских товаров. Хорошо складывалось не сразу. Но маленькие продажи на первых порах становились стимулом к поиску новых решений.

Внешние обстоятельства сыграли ключевую роль. Юные бизнесмены сделали ставку на покупку заморских безделушек и украшений. Они не прогадали. В городе на тот момент возникла азартная конкуренция за всевозможные диковинные вещицы: индийский антиквар, китайский фарфор, французские украшения. Тиффани и Янг обошли своих конкурентов, наладив закупки прямо с торговых кораблей, которые прибывали в Порты Нью-Йорка и близлежащих городов.

Луи Филип I (1773 – 1850)

1830 год. Франция. В результате июльской революции на престол возведен Луи Филипп, а вместе с его правлением начинается эпоха буржуазии. Девизом того времени было слово «Обогащайтесь». Французы живут по идеологии свободы равенства и братства, ни в чем себе не отказывая. С 1840 года Францию сопровождают политические волнения. Французы начинают массово продавать нажитые богатства с целью получения наличных денег. Украшения XIX века становятся источником дохода французских семей.

Большие бриллианты завозят в США, которые прямо с кораблей попадают в руки к Чарльзу Льюису Тиффани. Газеты пестрят статьями о бриллиантовом короле. Так началась эпоха ювелирной фабрики роскоши.

Далее происходит несколько перестановок. Тиффани и Янг объединяются с бизнесменом Джей Л.Эллис, а Джон Янг вскоре и вовсе отделяется. Лавка из «Tiffany & Yang» превратилась в сеть магазинов «Tiffany & Co». В 1841 году компания начинает выпуск собственных ювелирных украшений.

Хороший дизайн - хороший бизнес

Концепция фабрики ювелирного дома невероятно проста. Она скромно выражается девизом Чарльза Тиффани: «хороший дизайн – хороший бизнес». Работая с лучшими ювелирами, в мастерских создают не просто эксклюзивные украшения с хорошим дизайном, но и мировые стандарты качества. Формулы высокопробного серебра и платины принадлежат разработчикам компании.

Современные бизнесмены, дизайнеры, мастера, создавая свои проекты, ориентируются на информацию, которую можно черпать из исторических и художественных книг, журналов, из Интернета. Каждый ориентируется на быстрый и эффективный старт, опираясь на аналитику. Чуть менее двухсот лет назад все было иначе. В поисках решений и верных путей не было советчиков, кроме собственной интуиции. А интуиция подсказывала, что хорошо получится то, что хорошо сделано.

Не думая о затраченном времени Tiffany и Yang просто делали хороший дизайн. И у них получилось. Они подарили каждой женщине по мечте в бирюзовой упаковке.

Сегодня Tiffany продолжает создавать лучшие украшения и остается лидером ювелирного рынка, диктуя собственную моду.