Трудовые отношения

Список международных стандартов аудита. Международные стандарты аудиторской деятельности

Современные тенденции ведения бизнеса предусматривают все более тесное международного сотрудничество. Финансовая и бухгалтерская отчетность должна быть понятна контрагентам, прежде всего, по своему содержанию.

В 2017 году в Российской Федерации произошли масштабные изменения в отечественном аудите в сторону увеличения прозрачности, объективности и сближения с международными нормами и стандартами.

Рассмотрим особенности применения международных стандартов аудита (МСА) на отечественных предприятиях.

Что собой представляют МСА

Международные стандарты аудита (МСА), или в международной транскрипции (англ.) International Standards on Auditing (ISA) – свод документации, содержащей профессиональные требования и условия проведения аудиторской деятельности. Их издает Международная бухгалтерская ассоциация, проводя через Комитет по международным стандартам аудита и подтверждения достоверности информации.

В Российской Федерации используется только часть этих стандартов, но постепенно свод их для применения в отечественном аудите расширяется, особенно масштабная динамика произошла в 2017 году.

ВАЖНО! Главное отличие МСА в приоритете содержания над формой: они основаны не на жестком регламенте, а на гибких принципах уместности, достоверности, полноты и нейтральности.

Классификация МСА

Свод международных аудиторских стандартов состоит из документов, освещающих такие аспекты аудита:

  • вводная часть – основы подхода к аудиту и другим мероприятиям по подтверждению качества услуг и достоверности информации, обзор терминологии;
  • общие принципы проведения контроля качества, обязанности аудитора, основная документация, информационный обмен с владельцем бизнеса;
  • стандарты, направленные на оценку рисков и противодействие обнаруженным рискам;
  • стандарты, направленные на доказательства и подтверждение аудиторских сведений;
  • стандарты, регламентирующие услуги привлеченных аудиторов;
  • стандарты, согласно которым формулируются итоги аудита;
  • особые аспекты аудита: анализ финансовой отчетности по принципам спецназначения.

Если сравнивать МСА с российскими аудиторскими стандартами, то можно их классифицировать следующим образом:

  1. Международные стандарты, применяемые в РФ или близкие к таковым.
  2. Международные стандарты, чьи аналоги в РФ значительно отличаются.
  3. МСА, совершенно не употребляемые в РФ.
  4. Отечественные стандарты, аналогов которым в МСА нет.

Основные цели Международных стандартов аудита

Следование международным стандартам в финансовой отчетности и ее проверке призвано унифицировать бухгалтерские процедуры, но вместе с тем позволяет сохранить национальные традиции ведения бизнеса, присущие отечественной экономике. С помощью результатов проведения аудита по МСА можно объективно сравнивать деятельность предприятий в разных государствах, что очень удобно для международного инвестирования.

Отдельные государства строго придерживаются МСА и даже принимают их как национальные, некоторые другие (Англия, США, Канада и Швеция) предпочитают пользоваться собственными стандартами, не отвергая и международных требований. Третья группа стран, в числе которых и Россия, разрабатывают собственные аудиторские стандарты, беря за основу принятые международным Комитетом.

Главная цель разработки международных стандартов:

объединение бизнес-деятельности государств со схожими экономическими принципами в рамках мировой экономики.

Она реализуется в двух основных направлениях:

  • гармонизация принятых в отдельных странах правил и требований для возможности лучшей интеграции в мировую экономику;
  • повышение уровня аудиторской деятельности до общеэкономического (если в том или ином государстве он снижен).

Изменения

В 2017 году вступили в силу приказы Министерства финансов РФ от 24 октября 2016 года № 192н и от 9 ноября 2016 года № 207н «О введении в действие международных стандартов аудита на территории Российской Федерации». Первый ввел в действие 30 международных аудиторских стандартов, а второй – еще 18.

Их необходимо применять, если договор на проведение аудиторской проверки заключался не раньше 1 января 2017 года (в таком случае можно проводить аудит еще по старым стандартам).

Применение аудита по МСА на предприятиях

Предприятия ведут финансовую отчетность, и если это происходит по требованиям МСФО (международной системы финансовой отчетности), то и проверка ее должна осуществляться по международным требованиям. Как правило, такую отчетность ведут, а значит, и будут являться объектами международного аудита, следующие организации:

  • компании, у которых есть активные зарубежные партнеры;
  • юрлица, планирующие свой выход на международную экономическую арену;
  • предприниматели, ищущие зарубежных инвесторов;
  • организации, кредитующиеся у иностранных банков;
  • предприятия, исповедующие корпоративные ценности международных финансовых объединений.

К СВЕДЕНИЮ! В рамках отечественного законодательства в этот перечень обязательно входят кредитные и страховые компании, негосударственные пенсионные фонды, федеральные унитарные предприятия (по перечню, утвержденному Правительством), акционерные общества, чьи акции принадлежат государству, и любые предприятия, торгующие на международных фондовых биржах.

Зачем проводить аудит по МСА

Для обеспечения принципа достоверности финансовой отчетности законодательство требует проведение проверки не менее чем 1 раз в год. Если компания ведет и публикует отчетность по международным финансовым стандартам, то аудит также должен проводиться в соответствии с международным регламентом.

Этапы проведения аудита по МСА

Поскольку аудит является стандартизированной процедурой, он должен проводиться по определенному регламенту:

  1. Подготовительный этап аудита включает в себя:
    • оценку поля деятельности аудитора – количества и состава исследуемой отчетности;
    • согласование условий аудита (сроков, стоимости и др.);
    • заключение договора на проведение аудита;
    • оформление предварительного плана проверки;
    • подготовку ответов и документации в соответствии с аудиторскими запросами.
  2. Аудиторское исследование (сбор и оценка доказательств). Собственно проверка, включающая исследование отчетности за предыдущий год (для объективного сравнения показателей) и за отчетный. Изучению подлежат:
    • бухгалтерские отчеты;
    • финансовая документация;
    • управленческая информация.
  3. Процедура аудита предусматривает не только анализ документов, но и интервью с сотрудниками и руководством, наблюдение, обследование производственных помещений и складов и т.п.

    ВНИМАНИЕ! Обязательно фиксировать всю информацию, могущую повлиять на доказательность аудиторского мнения при формулировке выводов.

  4. Формулировка заключения . Корректируются данные, составляется отчет и формируется окончательное аудиторское заключение. Оно предоставляется заинтересованным в результате получателям: контрагентам, потенциальным инвесторам, высшему руководству, кредитным организациям и др.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Отчет о результатах аудита, проведенного по отечественным стандартам, может значительно отличаться от итогов аудита по МСА. Это объясняется несовпадением принципов и подходов к оценке.

Кто вправе провести аудит по МСА

На российских предприятиях аудит в соответствии с международными стандартами могут проводить только аудиторские компании. Требования к ним определены законодательно (Федеральным законом от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности»):

  • организация не должна иметь иной сферы деятельности, кроме аудиторской и сопутствующих услуг;
  • компания должна значиться в реестрах СРО (саморегулируемых организаций);
  • проводить аудит должны исключительно сертифицированные специалисты.

Важно выбирать для проведения аудита по МСА специалистов с учетом отраслевой специфики предприятия.


Основные понятия Бухгалтерский учёт с точки зрения аудита Финансовый контроль Большая четвёрка

Международные стандарты аудита (МСА) (англ. International Standards on Auditing (ISA) ) - международные профессиональные стандарты для осуществления аудиторской деятельности. Они издаются Международной федерацией бухгалтеров через . На основе международных стандартов в Российской Федерации разработана часть Федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности , регламентирующих аудиторскую деятельность на её территории.

Список стандартов

Вводные аспекты

  • МСА 110 «Глоссарий»
  • МСА 120 «Концептуальная основа Международных стандартов аудита»

Обязанности

  • МСА 200 «Цель и общие принципы аудита финансовой отчетности»
  • МСА 210 «Условия аудиторского задания»
  • МСА 220 «Контроль качества аудиторской работы»
  • МСА 230 «Документация», (Аудиторская документация)
  • МСА 240 «Мошенничество и ошибки»
  • МСА 250 «Учёт законов и нормативных актов при аудите финансовой отчетности»
  • МСА 260 «Сообщение аспектов аудита лицам, наделённым руководящими полномочиями»
  • МСА 265 «Сообщения о недостатках в системе внутреннего контроля»

Планирование

  • МСА 300 «Планирование»
  • МСА 310 «Знание бизнеса»
  • МСА 315 «Понимание деятельности аудируемого лица и оценка рисков существенного искажения информации»
  • МСА 320 «Существенность в аудите» (Материальность (аудит))
  • МСА 330 «Аудиторские процедуры по оценённым рискам»

Внутренний контроль

  • МСА 400 «Оценка рисков и система внутреннего контроля»
  • МСА 401 «Аудит в условиях компьютерных информационных систем»
  • МСА 402 «Аудит субъектов, пользующихся услугами обслуживающих организаций»

Аудиторские доказательства

  • МСА 500 «Аудиторские доказательства»
  • МСА 501 «Аудиторские доказательства - дополнительное рассмотрение особых статей»
  • МСА 505 «Внешние подтверждения»
  • МСА 510 «Первая аудиторская проверка - начальные сальдо»
  • МСА 520 «Аналитические процедуры»
  • МСА 530 «Аудиторская выборка и другие процедуры выборочного контроля»
  • МСА 545 «Аудит измерения и раскрытия справедливой стоимости»
  • МСА 550 «Связанные стороны»
  • МСА 560 «Последующие события»
  • МСА 570 «Непрерывность деятельности»
  • МСА 580 «Заявления руководства»

Использование работы третьих лиц

  • МСА 600 «Использование работы другого аудитора»
  • МСА 610 «Рассмотрение работы внутреннего аудита»
  • МСА 620 «Использование работы эксперта»

Аудиторские выводы и заключения

  • МСА 700 «Аудиторское заключение по финансовой отчетности»
  • МСА 710 «Сопоставления»
  • МСА 720 «Прочая информация в документах, содержащих проверенную финансовую отчетность»

Специализированные области аудита

  • МСА 800 «Отчет аудитора по специальному аудиторскому заданию»
  • МСА 810 «Проверка прогнозной финансовой информации»

Сопутствующие услуги

  • МСА 910 «Задания по обзору финансовой отчетности»
  • МСА 920 «Задания по выполнению согласованных процедур»
  • МСА 930 «Задания по подготовке финансовой информации»

См. также

  • ISO 19011 - международный стандарт по аудиту систем менеджмента организаций (качества, окружающей среды, промышленной безопасности, информационной безопасности и т.д.)

Ссылки

  • Комитет по международным стандартам аудита и подтверждения достоверности информации

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Международные стандарты аудита" в других словарях:

    Международные рейтинговые агентства - (International rating agencies) Рейтинговые агентства это организация, занимающаяся оценкой платёжеспособности субъектов финансового рынка Международные рейтинговые агентства: кредитный рейтинг стран, Fitch Ratings, Moody s, S&P, Morningstar,… … Энциклопедия инвестора

    - (англ. International Auditing and Assurance Standards Board (IAASB)) независимый орган, разрабатывающий стандарты аудита, обзорных проверок и других заданий, позволяющих контролировать и гарантировать качество аудиторской деятельности во… … Википедия

    Аудит - (Audit) Независимая проверка с целью выражения мнения о достоверности Проверка какого либо явления или деятельности выполняемая независимым экспертом Содержание Содержание Оприделение История аудита в Древнем Мире Развитие аудита в Развитие… … Энциклопедия инвестора

    У этого термина существуют и другие значения, см. Журналирование. Аудит Виды аудита Внутренний аудит Внешний аудит Налоговый … Википедия

    ISO 19011:2011 «Руководящие указания по аудиту систем менеджмента» международный стандарт, содержащий руководящие указания по аудиту систем менеджмента организаций. Стандарт разработан Техническим комитетом ТК 176 Международной организации… … Википедия

    Стандартизация, участие в которой открыто для соответствующих органов всех стран. Под стандартизацией понимается деятельность, направленная на достижение упорядочения в определенной области посредством установления положений для всеобщего и… … Википедия

    Факультет международных финансов Всероссийская академия внешней торговли Год … Википедия

    - (МИЭП) Международное название … Википедия

    Карточка университета название = Международный институт экономики и права International Institute of Economics and Law сокращение = МИЭП эмблема = изображение = оригинал = девиз = Мир полон красоты и знаний! основан = 17 июля 1992 ректор = к.э.н … Википедия

Под такой вид деятельности, при котором происходит сбор информации и оценка факторов, которые влияют на экономическое состояние предприятия. осуществляется независимым лицом, которое имеет соответствующую квалификацию. На основании установленных критериев должно выноситься заключение о качестве функционирования предприятия.

Роль и назначение международных стандартов аудита (МСА)

Основной целью аудита является проверка правдивости предоставленной информации о финансовых отчетах предприятия, их соответствие нормам законодательства. У аудита есть свои методы исчисления, элементами которых являются:

  • выборка;
  • аудиторские доказательства;
  • документы;
  • тесты, которые используются для контроля;
  • аудиторские процедуры.

Аудит в некотором роде – это вид финансового контроля, который совершается независимыми органами. При этом, отношения между аудиторами и директором предприятия построены на основании договора о предоставленных услугах. Также не стоит путать аудит и ревизию – их цели существенно отличаются.

1977 год стал годом создания Международной Федерации бухгалтеров (IFAC). Сегодня ее членами являются больше 150 бухгалтерских институтов со всего мира. В них входят почти 2 с половиной миллиона бухгалтеров. Это единственная в своем роде организация, которая включает в свои ряды и бухгалтеров (из частных или государственных организаций), и аудиторов, и работников сферы образования.

Основная цель федерации – развитие такой профессии, как бухгалтер, повышение уровня стандартов деятельности. Для этого IFAC разрабатывает специальные руководства, которые бухгалтеры из разных стран могут применять в своей работе, а также проводит консультации по вопросам, которые возникают в процессе работы.

Каждый из институтов занимается формированием элиты бухгалтеров в своей стране, специалистов с высокой квалификацией, которые не только владеют техническими знаниями в своей сфере работы, но и понимают и принимают вызовы и проблемы современного мира. Благодаря институтам они могут постоянно совершенствовать свой уровень и свои знания.

Порядок создания МСА

Международные стандарты аудита создавались на протяжении нескольких лет, а началось их формирование сразу же после создания комитета по аудиторской практике, который имел статус международного.

Сначала IFAC провела регистрацию 8 крупных компаний, которые занимались аудиторской деятельностью по всему миру. В каждой из них работало по пару тысяч работников. Через некоторое время эти фирмы были реструктуризированы, после чего их число сократилось до 6.

После этого еще несколько раз происходило их укрупнение. Эти компании проводят аудит по всему миру. Их работа отвечает всем международным стандартам. Это позволяет одинаково трактовать все проблемы, которые возникают во время аудиторских проверок.

История создания МСА

Современный аудит родился в Англии в 1844 году, когда вышло несколько законов о том, что крупные акционерные общества должны каждый год привлекать к работе специального сотрудника, который смог бы со стороны проверить правильность заполнения бухгалтерских учетов.

В 1932 году в США был принят Акт о правильности ценных бумаг. Это событие принято считать первой пробой ввести стандартизацию аудита. Сам акт выдвигал требования к негосударственным компаниям, которые выпускали ценные бумаги проводить независимый аудит.

На новый этап развитие аудита вышло уже в послевоенное время. Американский институт бухгалтеров в 1948 году сформировал такой документ, как «10 стандартов аудита». Они делились на 3 группы:

  • общие;
  • стандарты труда на объекте;
  • заключительные стандарты.

С начала началось укрупнение национальных компаний, на основании которых создавались международные финансовые корпорации. Этот процесс низменно вел к тому, что появилась острая необходимость в международном бухгалтерском учете. Это подтолкнуло к формированию МСФО, что и случилось в 1970 году. Впоследствии этого и появилась надобность единых стандартов для аудиторов.

Формирование МСА берет свое начало еще в 1977 году. Главную роль в работе над стандартами играет IFAC. Первая редакция МСА включала в себя 29 стандартов для аудиторов и еще 4 дополнительных стандарта для сопутствующих услуг.

В 1990 году прошла реформа международных стандартов аудита. В ее результате поменялась их нумерация, структура, основные характеристики стали более современными, введены в действия много новых стандартов.

В 2005 году в силу вступила новая версия МСА, которая насчитывает 58 стандартов. Все они делятся на 10 групп:

  1. Группа «Вводные аспекты» включает в себя юридический статус стандартов, список терминов, главные принципы, классификацию.
  2. «Обязательства» — здесь приведены 7 стандартов, где определяются цели и назначения аудита, ответственность аудиторов, определяется необходимый уровень их работы, контроль над документацией и пр.
  3. «Планирование» — включает пять стандартов, где приведена процедура планирования аудиторских проверок, а также трактовка значение концепции в структуре аудита.
  4. «Внутренний контроль» — в эту группу входит три стандарта, где описывается процедура оценивания, аудит риска и проведение контроля клиентом.
  5. «Аудиторские доказательства» — одна из самых крупных групп, в состав которой входят 12 стандартов. Они направлены на регламентирование сбора аудиторских доказательств в разнообразных ситуациях.
  6. «Работа третьих лиц» — здесь можно найти 3 стандарта, где приведены правила аудиторской проверки других аудиторов.
  7. «Выводы и подготовка отчетов» — включает 5 стандартов, где приведены рекомендации по составлению аудиторских отчетов и порядок включения в них дополнительных данных.
  8. «Специализированные сферы» — стандарт говорит о том, какие действия должен предпринять аудитор во время составления отчетов по специальным заданиям.
  9. «Сопутствующие услуги» — этим стандартом должны руководствоваться аудиторы при предоставлении сопутствующих услуг.
  10. «Международная практика аудита» — включает в себя 15 стандартов, которые помогают аудиторам решать возникшие вопросы во время выполнения своих обязанностей: проверка небольших предприятий, работа с руководством компании и пр.

Порядок разработки и принятия МСА

Сразу несколько комитетов МФБ занимаются разработкой стандартов аудита. Их порядка десяти. Каждый из них отвечает за свою отрасль аудиторской деятельности, что позволяет сделать стандартизацию максимально подробной и точной.

В последние годы в отрасли стандартизации аудиторских проверок произошли существенные изменения. В целом они были направлены на:

  • переработку МСА;
  • изменение Положений о международной аудиторской практике;
  • формирование стандартов по услугам, которые могут предлагать аудиторы по выдаче гарантий;
  • смену рекомендаций на аудит банковских учреждений.

Повышение уровня международных стандартов аудита должно хорошо отразиться на одобрении Международной комиссии по ценным бумагам. А уже это обязательно станет толчком к повышению доверия к аудиторской отчетности.

Почти каждый год IFAC издает собрание документов, которые актуальны именно в это время. Например, к таким бумагам относят Кодекс этики, который разработан именно для профессиональных бухгалтеров.

МАС в России – особенности проведения

Российские стандарты аудита построены на основании международных стандартов. Их использование преследует такие цели:

  • помогать развитию профессии аудитора и бухгалтера в стране;
  • сделать процесс аудита максимально унифицированным со всеми странами мира.

Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» называет аудиторские стандарты едиными требованиями для осуществления работы аудиторов, а также для предоставления дополнительных услуг. По этому законодательному акту стандарты можно поделить на такие группы:

  • федеральные;
  • внутренние, которые могут действовать в объединениях аудиторов;
  • внутрифирменные, которые применяются внутри организаций аудиторов, или же для отдельных специалистов.

Выполнение федеральных стандартов обязательно для всех видов аудиторских компаний или же отдельных аудиторов. Исключением могут считаться только те положения, в которых указано, что они имеют характер рекомендации.

МСА уже довольно длительное время используется в самых развитых странах мира. Важность внедрения этих стандартов в России невозможно переоценить, так как РФ крайне необходимо полностью интегрироваться в мировое экономическое сообщество. Для этого необходимо увеличить уровень качества работы аудиторов.

Внедрение МСА в России вызывает такие проблемы:

  • большие корпорации и предприятия не понимают важности проведения аудиторской проверки;
  • рынок аудиторских услуг постоянно растет, что приводит к нарушениям этических норм;
  • внедрение МСА приводит к подорожанию услуг аудиторов;
  • не все аудиторы еще вполне понимают основные принципы МСА, что приводит к частым ошибкам;
  • непонимание необходимости введения на российском рынке именно международных стандартов.

МСА – это единые правила, которые разработаны для повышения качества аудиторской деятельности, тогда как российские федеральные стандарты – это скорее свод правил о нормах поведения аудиторов.

В нормативном регламентировании аудиторской деятельности значимое место занимают правила проверки. Применение оных на практике гарантирует качество аудита. Большинство норм основаны на международных аудиторских стандартах.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

При планировании аудита требуется рассмотрение многих аспектов. Общий аудиторский план надлежит разрабатывать максимально подробно.

Учесть все необходимые нюансы помогает следование определенным правилам аудита. Основу таковых составляют ряд общепринятых международных методов. Какие в аудите действуют международные стандарты?

Общие сведения

Любые аудиторские стандарты предполагают соблюдение основополагающих принципов.

К таковым относится:

Формулирование единых типовых требований Которые устанавливают требования к надежности и качественности аудиторской проверки и создают должный гарантийный уровень для итогов проверочных процедур. При этом время от времени стандарты аудита подлежат пересмотру на фоне видоизменения экономических условий
Формирование учебных программ Готовящих аудиторов на базе стандартов и формулирование единых экзаменационных запросов для получения разрешения на занятие аудиторской деятельностью
Определение качества аудита На основании принятых стандартов и установление меры ответственности всякого аудитора
Предопределение единого подхода к осуществлению аудита Масштабности проверки, типов аудиторской отчетности, методологических вопросов и иных базовых принципов

Потребность аудита в гармонизации стандартов на международном уровне привела к разработке международных стандартов аудита.

Их использование расширило ареал пользователей финотчетности, упростило сравнение финансовых показателей деятельности экономических субъектов из разных стран.

В целом международные стандарты позволили оценивать на межгосударственном уровне профессионализм и компетентность аудиторских фирм.

Что это такое

Международные стандарты аудита, или кратко МСА, это особый справочник, предназначенный для аудиторов-профессионалов. В нем описываются общепризнанные методики аудита.

Использование российскими аудиторами международных стандартов в своей работе способствует интеграции в международное сообщество .

Профессиональные нормы на международном уровне разрабатываются несколькими объединениями. В их числе МФБ – Международная федерация бухгалтеров, действующая с 1977 года.

Конкретно аудиторской стандартизацией ведает КМАП, Комитет по международной аудиторской практике, выступающий неизменным комитетом Совета МФБ.

Основное предназначение создаваемых правил заключено в профессиональном развитии профессии и унифицировании подходов к аудиту в интернациональном масштабе.

Классифицирование международных норм аудита предполагает разделение на категории соответственно определенным признакам. Как правило, основным признаком является принцип логики.

Потому МСА делятся на такие категории как:

Введение Определяет концептуальную основу аудита и порядок ведения аудита
Обязанности Описаны обязанности аудитора перед клиентом, устанавливают порядок заключения договоров, определяют необходимость конфиденциальности
Планирование Прописывают особенности составления плана проверки
Внутренняя система контроля Определяет принципы анализа системы учета и внутреннего вида контроля
Аудиторская доказательная база Регламентирует перечень необходимых для проверки документов и степень их достоверности
Использование услуг третьих лиц Устанавливает возможные случаи привлечения сторонних экспертов
Специализированные области аудита Регулируют проверку узкоспециальных сфер
Сопутствующие услуги Устанавливают перечень услуг, которые дополнительно может предлагать аудитор

Какова их роль?

Значимость международных аудиторских стандартов в том, что они способствуют:

  • обеспечению высокого качества аудита;
  • внедрению инновационных технологий в методики аудита;
  • пониманию пользователями аудиторских процедур;
  • созданию общественного имиджа профессии;
  • устранению повышенного контроля со стороны государства;
  • упрощению взаимодействия аудитора и клиента;
  • взаимосвязи отдельных аудиторских процессов.

Международные стандарты не отменяют государственных нормативов, которые регулируют аудит в отдельной стране. Нормы МСА применяются в той мере, в какой они похожи на стандарты федеральные.

Определяют также основную роль стандартов международного уровня как обеспечение надлежащего уровня .

Потому чаще всего аудиторы применяют совокупность федеральных и международных стандартов.

Целью международных аудиторских стандартов является сокращение различий в трактовке предоставляемой финансовой отчетности, улучшению качества и сопоставимости информации, унификации стандартов.

Причем стандарты основаны именно на принципах, а не на строгих правилах. Эти они отличны от национальных правил. Основной постулат в том, чтобы следовать именно принципам, а не искать способы обойти законодательные нормы.

Правовое регулирование

Первое русскоязычное издание МСА датировано 1999 годом. Но в данной версии наличествовало много неточностей и ошибок. Кроме того российские разработки, основанные на этой версии, не совпадали с англоязычным вариантом 2000 года.

В 2001 году был издан новый перевод МСА, и именно он был использован российскими разработчиками при подготовке новых федеральных стандартов аудита в РФ.

Изначально МСА, разработанных в 1994 году включали в себя сорок пять стандартов. Отдельные страны утвердили международные стандарты без изменений в качестве стандартов национальных.

Большая часть государств, и Россия в том числе, используют МСА как методологическую основу при создании национальных стандартов.

Такой подход помогает учитывать международный опыт аудита и интерпретировать его в соответствии с национальной экономикой. Это способствует повышению качества аудита и увеличению профессионального уровня экспертов.

С 2019 года достоверность финансовой отчетности должна подтверждаться по МСА, вне зависимости от применяемых методик подготовки отчетной документации.

Федеральные правила-стандарты аудиторской деятельности утверждаются на правительственном уровне.

Поправки от 1.12.2014, внесенные в , сделали применение международных стандартов для российских аудиторов обязательным.

Также в 2019 году СРО аудиторов учреждены требования о необходимости повышения квалификации аудиторов по теме МСА.

Что касается федеральных стандартов в России, то они учреждены .

Многие из действующих стандартов являются полными или частичными аналогами МСА. Например, положение о понимании деятельности аудируемого лица — стандарт 8 и стандарт 4 «Существенность в аудите».

Перечень международных стандартов аудита в 2019 году

Правила-стандарты аудиторской деятельности это документы, формирующие единство требований, соблюдение которых обеспечивает подобающий уровень качества аудита и дополнительных сопутствующих услуг.

На данное время действующие сорок девять стандартов МСА систематизированы по десяти категориям:

ISA 100-199 Введение – обусловливают логику формирования стандартов и становятся основой для разработки новых норм. Здесь охватываются основные термины, общие предписания
ISA 200-299 Обязательства – устанавливают обстоятельства заказа аудита, нормы договоров
ISA 300-399 Планировка – предопределяют круг ревизуемых вопросов, аудиторский состав, уровень компетенции, возможности привлечения сторонних экспертов
ISA 400-499 Применение итогов – способствуют оцениванию полученной информации
ISA 500-599 Аудиторская доказательная база – устанавливают перечень документов, необходимых для составления аргументированного аудиторского заключения
ISA 600-699 Информация от иных лиц – регулирует применение данных иных аудиторов и согласованную работу со службой внутреннего аудита
ISA 700-799 Заключение об аудите – определяют типы итоговых заключений и предусматривают возможность отказа от составления заключения при отсутствии нужных данных
ISA 800-899 Особые вопросы – помогают в прогнозировании грядущей финансовой информации
ISA 900-999 Сопутствующая деятельность – регулируют предоставление дополнительных услуг
IAPS 1000-1100 Дополнения – рассматривают аспекты международной практики

Применяемые в России

Все федеральные стандарты аудита в РФ можно поделить на три категории:

  • по содержанию близкие к МСА;
  • частично отличные от МСА;
  • не имеющие с МСА взаимных аналогов.

При этом большая часть российских стандартов тождественна МСА либо имеет незначительные отличия. Обусловлены несовпадения различными подходами к аудиту и формальными отличиями, связанными с местными особенностями.

До 2005 года действующие РСА были почти аналогичны МСА. Реформирование законодательства привело к возникновению отдельных несоответствий.

Также следует отметить, что часть МСА вообще не имеет российских аналогов, поскольку регламентирование аудита в РФ до сих пор пребывает в стадии разработки.

Однако отдельные международные стандарты все же аналогичны некоторым российским нормативам. Представить это можно в следующей таблице:

Соответствие МСА и РСА

Предназначение стандарта №МСА №РСА
Согласование условий о проведении аудита 210 12
Ведение документации в процессе аудита 230 2
Обязанности аудитора и рассмотрение случаев мошенничества 240 13
Обязанности по учету законодательных норм 250 14
Планирование аудита 300 3
Получение сведений о деятельности компании и оценивание рисков искажения информации 315 15
Существенность в аудите 320 4
Процессы аудита, исполняемые на основании оценки рисков 330 35
Приобретение аудиторских доказательств 500 5
Получение дополнительных аудиторских доказательств 501 17
Получение внешних подтверждений 505 18
Особенности первой аудиторской проверки субъекта 510 19
Аналитические процедуры 520 20
Процедуры аудиторской выборки 530 16
Аудиторское заключение 700, 701, 800 6
Сопоставление данных 710 26
Рассмотрение прочей информации, не используемой в аудиторском заключении 720 27

Что относят к внутрифирменным

Внутренними аудиторскими стандартами назначаются общепринятые требования к осуществлению аудита и его качественности. Аудиторские внутрифирменные стандарты возможно поделить на правила аудиторских СРО и непосредственно внутрифирменные.

Саморегулируемые объединения аудиторов вольны разрабатывать собственные стандарты, а также создавать методики по использованию стандартов федерального значения.

Аудиторские организации и частные аудиторы имеют право определять индивидуальные стандарты. Любые внутрифирменные стандарты, которые утверждает отдельный субъект, не могут прекословить стандартам федерального уровня или Закону об аудите.

В целом по предназначению внутренние стандарты подразделяются на:

  • заключающие общие положения по аудиту;
  • предопределяющие порядок проведения аудита;
  • учреждающие порядок создания аудиторских выводов и итогового заключения;
  • разрешающие специфические вопросы;
  • определяющие порядок предоставления дополнительных ;
  • регулирующие вопросы образования и обучения кадров.

Как характеризуются федеральные правила

В России МСА учитываются при разработке национальных стандартов. Минфин при разработке стандартов учитывает схожесть задач, требуемых решения.

На стадии регулирования аудита в РФ вследствие было создано более тридцати общероссийских стандартов. Они не были утверждены Правительством и не являлись нормативами.

Тем не менее, стандарты получили одобрение Комиссии по аудиторской деятельности и могли применяться как рекомендательные.

Определило, что до утверждения стандартов федеральных следует руководствоваться одобренными общероссийскими стандартами.

Впоследствии Постановлением Правительства №696 были утверждены федеральные аудиторские стандарты. Тридцать три новых стандарта рассмотрены в ФЗ №307.

Характерным для них является то, что все они:

По поводу внутреннего аудита

Международные стандарты о внутреннем аудите включают в себя три основные группы стандартов:

  • деятельности;
  • качественных характеристик;
  • практического применения.

Международные стандарты аудита — понятие и виды

Правовой основой применения международных стандартов (далее по тексту также — МСА) на территории РФ является закон «Об аудиторской деятельности» от 30.12.2008 № 307-ФЗ.

В силу ст. 7 указанного закона международные стандарты являются обязательными для применения на территории РФ после прохождения процедуры признания в установленном законодателем порядке. Процесс перехода на международные принципы и правила осуществления аудиторской деятельности был начат в 2014 году и происходит поэтапно. В частности, с 1 января 2018 года была отменена группа федеральных стандартов, утвержденных постановлением Правительства РФ «Об утверждении…» от 23.09.2002 № 696, что обусловило повсеместное применение международных правил.

Международные стандарты аудита - это принципы и правила осуществления аудиторской деятельности, разработанные и утвержденные Международной федерацией бухгалтеров. Основная цель введения единых нормативов при проведении аудиторских проверок заключается в повышении профессионального уровня аудиторов и улучшении качества проводимых работ.

Классификация МСА

Международные стандарты вводятся в действие на основании приказа Минфина России «О введении…» от 24.10.2016 № 192н. При этом действующие МСА условно подразделяются на следующие группы:

  1. Регламентирующие общие принципы оказания услуг и обязанности субъектов аудиторской деятельности (МСА группы 200).
  2. Позволяющие оценить существующие риски и определить мероприятия по их преодолению (МСА группы 300).
  3. Определяющие порядок аудита обслуживающими организациями, а также оценки искажений, выявленных в ходе аудита (МСА группы 400).
  4. Определяющие особенности, виды и применение на практике аудиторских доказательств (МСА группы 500).
  5. Закрепляющие порядок использования услуг третьих лиц для достижения определенных результатов, а также определяющие порядок внутреннего аудита (МСА группы 600).
  6. Содержащие порядок формирования аудиторских выводов и подготовки результатов проведенной работы (МСА группы 700).
  7. Регулирующие отдельные аспекты проведения аудита и оказания смежных услуг (МСА группы 800).

Процесс перехода от федеральных правил осуществления аудиторской деятельности к системе международных стандартов аудита в 2018 году практически завершен. Ввиду того, что внутренних документов, регламентирующих процедуру проведения аудиторских проверок, почти не осталось, все они утрачивают силу с началом применения МСА.

Международный профессиональный стандарт внутреннего аудита

Внутренний аудит осуществляется в различных организациях независимо от целей деятельности, размеров и структурных особенностей. Процедура регламентирована МСА 610 (приложение № 19 к приказу № 192н).

Международный стандарт внутреннего аудита содержит основополагающие принципы и определяет методологические основы обеспечения качественных и профессиональных проверок службой, создаваемой внутри организации. Правила характеризуются универсальностью, что позволяет применять их при проведении проверок в организациях независимо от отрасли основной деятельности и правового поля страны, в которой организация зарегистрирована.

При этом внутренний аудит не может осуществляться без внешнего аудитора, который определяет, насколько внутренняя служба компетентна и каков объем ее полномочий при осуществлении будущих проверок. Это связано с тем, что внешний аудитор в силу п. 11 МСА 610 несет личную ответственность за деятельность внутренней службы. Он вправе не использовать результаты ее работы, если придет к выводу о том, что:

  • показатели необъективны;
  • аудиторы недостаточно квалифицированы;
  • служба не применяет систематический и упорядоченный подход, включая контроль качества.

Международные стандарты аудита в России — порядок и основания признания

В силу ст. 7 ФЗ № 307 международные стандарты являются обязательными и подлежат применению на всей территории РФ после прохождения процедуры признания, установленной положением, утвержденным постановлением Правительства РФ от 11.06.2015 № 576 (далее — Положение). Данный акт закрепляет не только порядок признания МСА, но и содержит перечень документов, принятых Международной федерацией бухгалтеров, на признание которых направлено действие Положения:

Не знаете свои права?

  • международные стандарты контроля качества;
  • международные стандарты финансовых сведений;
  • международные отчеты относительно практики проведения аудита;
  • международные стандарты заданий по проведению обзорных и иных проверок;
  • международные стандарты сопутствующих и смежных услуг;
  • иные документы, издаваемые Международной федерацией бухгалтеров.

Под признанием, согласно п. 3 Положения, следует понимать процедуру введения международного документа в действие на территории России.

Процесс признания включает следующие этапы:

  1. Получение в официальном порядке документа из Международной федерации бухгалтеров.
  2. Проведение экспертизы и оценку его на применимость в российском правовом поле.
  3. Принятие решения о введении в действие.
  4. Опубликование принятого решения и документа.

После признания документ подлежит обязательному исполнению субъектами аудиторской деятельности.

Стандарт внешнего государственного аудита СГА 302 как внутренний документ, используемый при проведении проверок Счетной палатой РФ

Функции по осуществлению внешнего государственного аудита возложены, в соответствии со ст. 4 закона «О Счетной палате…» от 05.04.2013 № 41-ФЗ, на Счетную палату РФ. В своей деятельности Счетная палата РФ руководствуется как международными стандартами, так и стандартами, разработанными и утвержденными ей самой.

Цель разработки и утверждения стандарта заключается в осуществлении счетной палатой экспертно-аналитической, контрольной, информационной деятельности посредством проверки, анализа и оценки информации о законности, целесообразности, обоснованности, своевременности, эффективности и результативности расходов на закупки по планируемым к заключению, заключенным и исполненным контрактам.

Контрольная деятельность осуществляется посредством проведения различного рода контрольных мероприятий, в том числе проверок, ревизий, анализа, обследования и мониторинга. Возможно проведение как камеральных проверок (на основании представленных документов), так и выездных.

Итак, с 2018 года в России введена в действие система международных стандартов аудита. Это позволит осуществлять эффективный аудит и обеспечить надлежащий уровень профессионализма всех субъектов аудиторской деятельности.

Вам будет интересно также ознакомиться с материалами, которые мы написали специально для нашего