В обычной зрительной системе оказывается, что лучи, которые в идеальных условиях должны были бы фокусироваться в одной точке, в действительности немного расходятся. Такое «размывание» изображения может принимать различные формы, однако иногда его можно смоделировать гауссовой функцией рассеяния точки, нормированной на единичный объем:
Поскольку эта функция зависит от а не по отдельности от х или у, она обладает круговой симметрией. Преобразование Фурье для нее можно вычислить с помощью формулы Ганкеля.
Однако заметим, что функция Гаусса распадается на произведение двух функций от х и от у. Поэтому другой подход может оказаться менее трудным:
Первый интеграл в правой части равен
Рис. 6.8. Эквивалентность расфокусировки изображения и его свертки с функцией, обладающей круговой симметрией.
График последней ограничивает единичный объем и напоминает цилиндрическую коробочку.
Поэтому в итоге получаем, как и должно быть функцию с круговой симметрией:
Мы видим, что низкие частоты проходят непогашенными, в то время как высокие частоты уменьшаются по амплитуде, это особенно заметно у частот выше примерно . Но - характерный размер исходной функции рассеяния точки, следовательно, чем больше величина размывания, тем ниже подавляемые частоты. Это пример обратной зависимости между изменениями масштабов в пространственной и частотной областях. В самом деле, если - характерный радиус пятна в пространственной области, - его размер после преобразования, то - величина постоянная.
Один из способов размывания изображения заключается в его расфокусировке (рис. 6.1). В этом случае функция рассеяния точки представляет собой небольшую цилиндрическую коробочку, в чем можно убедиться, если рассмотреть конус лучей, проходящих через линзу, с вершиной в фокусе. (Эта точка не принадлежит плоскости изображения, а находится несколько впереди или сзади от нее.) Плоскость изображения пересекает этот конус по окружности. Внутри нее яркость постоянна (рис. 6.8), и, следовательно, мы имеем
Здесь где - диаметр линзы; - расстояние от линзы до точки точной фокусировки, - смещение плоскости изображения. Мы можем применить преобразование Ганкеля и получить формулу
к которой используется упоминавшееся ранее соотношение
При этом снова низкие частоты проходят свободно, а верхние срезаются по амплитуде, причем некоторые вообще не пропускаются. Другие инвертируются, поскольку функция колеблется около нуля. На частотах, для которых как мы видим, светлые участки расфокусированного изображения совпадают с темными участками идеального изображения и наоборот. Компоненты изображения с частотами, для которых гасятся полностью. Такие компоненты невозможно восстановить по расфокусированному изображению. Как упоминалось выше, первый нуль функции появляется при . Мы снова наблюдаем обратную зависимость между пространственной и частотной областями, поскольку теперь мы имеем т. е., чем больше радиус расфокусировки тем меньше частота при которой где к - целое число, полностью подавляются. Те сигналы, у которых гребень волны параллелен направлению движения, естественно, остаются без изменения.
Восстановление искаженных изображений является одной из наиболее интересных и важных проблем в задачах обработки изображений – как с теоретической, так и с практической точек зрения. Частными случаями являются размытие из-за неправильного фокуса и смаз – эти дефекты, с которым каждый из вас хорошо знаком, очень сложны в исправлении – именно они и выбраны темой статьи. С остальными искажениями (шум, неправильная экспозиция, дисторсия) человечество научилось эффективно бороться, соответствующие инструменты есть в каждом уважающем себя фоторедакторе.
Почему же для устранения смаза и расфокусировки практически ничего нету (unsharp mask не в счет) – может быть это в принципе невозможно? На самом деле возможно – соответствующий математический аппарат начал разрабатываться примерно 70 лет назад, но, как и для многих других алгоритмов обработки изображений, все это нашло широкое применение только в недавнее время. Вот, в качестве демонстрации вау-эффекта, пара картинок:
Я не стал использовать замученную Лену , а нашел свою фотку Венеции. Правое изображение честно получено из левого, причем без использования ухищрений типа 48-битного формата (в этом случае будет 100% восстановление исходного изображения) – слева самый обычный PNG, размытый искусственно. Результат впечатляет… но на практике не все так просто. Под катом подробный обзор теории и практические результаты.
Осторожно, много картинок в формате PNG!
Введение
Начнем издалека. Многие считают, что размытие необратимая операция и информация безвозвратно теряется, т.к. каждый пиксель превращается в пятно, все смешивается, а при большом радиусе размытия так и вовсе получим однородный цвет по всему изображению. Это не совсем так – вся информация просто перераспределяется по некоторому закону и может быть однозначно восстановлена с некоторыми оговорками. Исключение составляет лишь края изображения шириной в радиус размытия – там полноценное восстановление невозможно.Продемонстрируем это «на пальцах», используя небольшой пример для одномерного случая – представим что у нас есть ряд из пикселей со значениями:
x 1 | x 2 | x 3 | x 4 … – Исходное изображение
После искажения значение каждого пикселя суммируется со значением левого, т.е. x’ i = x i + x i-1 . По идее, надо еще поделить на 2, но опустим это для простоты. В результате имеем размытое изображения со значениями пикселей:
x 1 + x 0 | x 2 + x 1 | x 3 + x 2 | x 4 + x 3 … – Размытое изображение
Теперь будем пробовать восстанавливать, вычтем последовательно по цепочке значения по схеме – из второго пиксела первый, из третьего результат второго, из четвертого результат третьего и так далее, получим:
x 1 + x 0 | x 2 - x 0 | x 3 + x 0 | x 4 - x 0 … – Восстановленное изображение
В итоге вместо размытого изображения получили исходное изображение, к пикселям которого добавлена неизвестная константа x 0 с чередующимся знаком. Это уже намного лучше – эту константу можно подобрать визуально, можно предположить, что она примерно равна значению x 1 , можно автоматически подобрать с таким критерием, чтобы значения соседних пикселей «скакали» как можно меньше и т.д. Но все меняется, как только мы добавляем шум (которые всегда есть в реальных изображениях). При описанной схеме на каждом шаге будет накапливаться вклад шума в общую составляющую, что в итоге может дать совершенно неприемлемый результат, но, как мы убедились, восстановление вполне реально даже таким примитивным способом.
Модель процесса искажения
А теперь перейдем к более формальному и научному описанию этих процессов искажения и восстановления. Будем рассматривать только полутоновые черно-белые изображения в предположении, что для обработки полноцветного изображения достаточно повторить все необходимые шаги для каждого из цветовых каналов RGB. Введем следующие обозначения:f(x, y) – исходное неискаженное изображение
h(x, y) – искажающая функция
n(x, y) – аддитивный шум
g(x, y) – результат искажения, т.е. то, что мы наблюдаем в результате (смазанное или расфокусированное изображение)
Сформулируем модель процесса искажения следующим образом:
g(x, y) = h(x, y) * f(x, y) + n(x, y)
(1)
Задача восстановления искаженного изображения заключается в нахождении наилучшего приближения f"(x, y) исходного изображения. Рассмотрим каждую составляющую более подробно. С f(x, y) и g(x, y) все достаточно понятно. А вот про функцию h(x, y ) нужно сказать пару слов – что же она из себя представляет? В процессе искажения каждый пиксель исходного изображения превращается в пятно для случая расфокусировки и в отрезок для случая простого смаза. Либо же можно сказать наоборот, что каждый пиксель искаженного изображения «собирается» из пикселей некоторой окрестности исходного изображения. Все это друг на друга накладывается и в результате мы получаем искаженное изображение. То, по какому закону размазывается или собирается один пиксель и называется функцией искажения. Другие синонимы – PSF (Point spread function, т.е. функция распределения точки), ядро искажающего оператора, kernel и другие. Размерность этой функции, как правило меньше размерности самого изображения – к примеру, в начальном рассмотрении примера «на пальцах» размерность функции была 2, т.к. каждый пиксель складывался из двух.
Искажающие функции
Посмотрим как выглядят типичные искажающие функции. Здесь и далее будем использовать ставший уже стандартным для таких целей инструмент – Matlab, он содержит в себе все необходимое для самых разнообразных экспериментов с обработкой изображений (и не только) и позволяет сосредоточиться на самих алгоритмах, перекладывая всю рутинную работу на библиотеки функций. Впрочем, за это приходится расплачиваться производительностью. Итак, вернемся к PSF, вот примеры их вида:
PSF в случае размытия по Гауссу функцией fspecial("gaussian", 30, 8);
PSF в случае смаза фунцией fspecial("motion", 40, 45);
Операция применения искажающей функции к другой функции (к изображению, в данном случае) называется сверткой (convolution), т.е. некоторая область исходного изображения сворачивается в один пиксель искаженного изображения. Обозначается через оператор «*», не путать с обычным умножением! Математически для изображения f с размерами M x N и искажающей функции h c размерами m x n это записывается так:
Где a = (m - 1) / 2, b = (n – 1) / 2 . Операция, обратная свертке, называется деконволюцией (deconvolution) и решение такой задачи весьма нетривиально.
Модель шума
Осталось рассмотреть последнее слагаемое, отвечающее за шум, n(x, y) в формуле (1). Причины шума в цифровых сенсорах могут быть самыми разными, но основные это – тепловые колебания и темновые токи. На величину шума также влияет ряд факторов, таких как значение ISO, тип матрицы, размер пикселя, температура, электромагнитные наводки и пр. В большинстве случаев шум является Гауссовым (который задается двумя параметрами – средним и дисперсией), а также является аддитивным, не коррелирует с изображением и не зависит координат пикселя. Последние три предположения являются очень важными для дальнейшей работы.Теорема о свертке
Вернемся теперь к первоначальной постановке задачи восстановления – нам необходимо каким-то образом обратить свертку, при этом не забывая про шум. Из формулы (2) видно, что получить f(x, y) из g(x, y) не так-то просто – если решать, что называется, «в лоб», то получится огромная система уравнений. Но на помощь к нам приходит преобразование Фурье , не будем подробно на нем останавливаться, по этой теме уже было сказано немало. Так вот, есть такая теорема о свертке, которая гласит, что операция свертки в пространственной области эквивалентна обычному умножению в частотной области (причем умножение поэлементное, а не матричное). Соответственно, операция обратная свертке эквивалентна делению в частотной области, т.е это можно записать как:(3)
Где H(u, v), F(u, v)
– Фурье-образы соответствующих функций. Значит процесс искажения из формулы (1) можно переписать в частотной области как:
(4)
Инверсная фильтрация
Тут же напрашивается поделить это равенство на H(u, v) и получить следующую оценку F ^ (u, v) исходного изображения:(5)
Это называется инверсной фильтрацией, но на практике практически никогда не работает. Почему же? Чтобы ответить на этот вопрос посмотрим на последнее слагаемое в формуле (5) – если функция H(u, v) принимает значение близкие к нулю или нулевые, то вклад этого слагаемого будет доминирующим. Это практически всегда встречается в реальных примерах – для объяснения этого вспомним как выглядит спектр после преобразование Фурье.
Берем исходное изображение,
Преобразуем его в полутоновое и, используя Matlab, получаем спектр:
% Load image
I = imread("image_src.png");
figure(1); imshow(I); title("Исходное изображение");
% Convert image into grayscale
I = rgb2gray(I);
% Compute Fourier Transform and center it
fftRes = fftshift(fft2(I));
% Show result
figure(2); imshow(mat2gray(log(1+abs(fftRes)))); title("FFT - Амплитудный спектр (логарифмическая шкала)");
figure(3); imshow(mat2gray(angle(fftRes))); title("FFT - Фазовый спектр");
В результате получаем две компоненты: амплитудный и фазовый спектры. Про фазу, кстати, многие забывают. Обратите внимание, что амплитудный спектр показан в логарифмической шкале, т.к. его значения варьируются очень сильно – на несколько порядков, в центре максимальные значения (порядка миллионов) и быстро убывают практически до нулевых по мере удаления от центра. Именно из-за этого инверсная фильтрация будет работать только при нулевых или практически нулевых значениях шума. Продемонстрируем это на практике с помощью следующего скрипта:
% Load image
I = im2double(imread("image_src.png"));
figure(1); imshow(I); title("Исходное изображение");
% Blur image
Blurred = imfilter(I, PSF,"circular","conv");
figure(2); imshow(Blurred); title("Размытое изображение");
% Add noise
noise_mean = 0;
noise_var = 0.0;
Blurred = imnoise(Blurred, "gaussian", noise_mean, noise_var);
% Deconvolution
figure(3); imshow(deconvwnr(Blurred, PSF, 0)); title("Результат");
noise_var = 0.0000001 noise_var = 0.000005
Хорошо видно, что добавление даже очень небольшого шума приводит к значительным помехам, что сильно ограничивает практическое применение метода.
Существующие подходы для деконволюции
Но есть подходы, которые учитывают учитывают наличие шума на изображении – один из самых известных и самых первых, это фильтр Винера (Wiener). Он рассматривает изображение и шум как случайные процессы и находит такую оценку f" для неискаженного изображения f , чтобы среднеквадратическое отклонение этих величин было минимальным. Минимум этого отклонения достигается на функции в частотной области:(6)
Этот результат был получине Винером в 1942 году. Подробный вывод здесь приводить не будем, те, кто интересуется, могут посмотреть его . Функцией S здесь обозначаются энергетические спектры шума и исходного изображения соответственно – поскольку, эти величины редко бывают известны, то дробь S n / S f заменяют на некоторую константу K, которую можно приблизительно охарактеризовать как соотношение сигнал-шум.
Следующий метод, это «сглаживающая фильтрация методом наименьших квадратов со связью», другие названия: «фильтрация по Тихонову», «Тихоновская регуляризация». Его идея заключается в формулировке задачи в матричном виде с дальнейшем решением соответствующей задачи оптимизации. Это решение записывается в виде:
(7)
Где y
– параметр регуляризации, а P(u, v)
– Фурье-преобразование оператора Лапласа (матрицы 3 * 3).
Еще один интересный подход предложили независимо Ричардосн и Люси . Метод так и называется «метод Люси-Ричардсона». Его отличительная особенность в том, что он является нелинейным, в отличие от первых трех – что потенциально может дать лучший результат. Вторая особенность – метод является итерационным, соответственно возникают трудности с критерием останова итераций. Основная идея состоит в использовании метода максимального правдоподобия для которого предполагается, что изображение подчиняется распределению Пуассона. Формулы для вычисления достаточно простые, без использования преобразования Фурье – все делается в пространственной области:
(8)
Здесь символом «*», как и раньше, обозначается операция свертки. Этот метод широко используется в программах для обработки астрономических фотографий – в них использование деконволюции (вместо unsharp mask, как в фоторедакторах) является стандартом де-факто. В качестве примера можно привести Astra Image, вот примеры деконволюции . Вычислительная сложность метода очень большая – обработка средней фотографии, в зависимости от количества итераций, может знанимать многие часы и даже дни.
Последний рассматриваемый метод, а вернее, целое семейство методов, которые сейчас активно разрабатываются и развиваются – это слепая деконволюция (blind deconvolution). Во всех предыдущих методах предполагалось, что искажающая функция PSF точно известна, в реальности это не так, обычно PSF известна лишь приблизительно по характеру видимых искажений. Слепая деконволюция как раз является попыткой учитывать это. Принцип достаточно простой, если не углубляться в детали – выбирается первое приближение PSF, далее по одному из методов делается деконволюция, после чего некоторым критерием определяется степень качества, на основе нее уточняется функция PSF и итерация повторяется до достижения нужного результата.
Практика
Теперь с теорией все – перейдем к практике, начнем со сравнения перечисленных методов на изображении с искусственным размытием и шумом.
% Load image
I = im2double(imread("image_src.png"));
figure(1); imshow(I); title("Исходное изображение");
% Blur image
PSF = fspecial("disk", 15);
Blurred = imfilter(I, PSF,"circular","conv");
% Add noise
noise_mean = 0;
noise_var = 0.00001;
Blurred = imnoise(Blurred, "gaussian", noise_mean, noise_var);
figure(2); imshow(Blurred); title("Размытое изображение");
estimated_nsr = noise_var / var(Blurred(:));
% Restore image
figure(3), imshow(deconvwnr(Blurred, PSF, estimated_nsr)), title("Wiener");
figure(4); imshow(deconvreg(Blurred, PSF)); title("Regul");
figure(5); imshow(deconvblind(Blurred, PSF, 100)); title("Blind");
figure(6); imshow(deconvlucy(Blurred, PSF, 100)); title("Lucy");
Результаты:
Фильтр Винера
Регуляризация по Тихонову
Фильтр Люси-Ричардсона
Слепая деконволюция
Заключение
И в конце первой части немного затронем примеры реальных изображений. До этого все искажения были искусственными, что конечно хорошо для обкатки и изучения, но очень интересно посмотреть, как все это будет работать с настоящими фотографиями. Вот один пример такого изображения, снятого зеркалкой Canon 500D с ручным уводом фокуса: % Load image
I = im2double(imread("IMG_REAL.PNG"));
figure(1); imshow(I); title("Исходное изображение");
%PSF
PSF = fspecial("disk", 8);
noise_mean = 0;
noise_var = 0.0001;
estimated_nsr = noise_var / var(I(:));
I = edgetaper(I, PSF);
figure(2); imshow(deconvwnr(I, PSF, estimated_nsr)); title("Результат");
И получаем следующий результат:
Как видно, на изображении появились новые детали, четкость стала гораздо выше, правда появились и помехи в виде «звона» на контрастных границах.
И пример с реальным смазом - для его осуществления фотоаппарат был установлен на штатив, выставлена относительно длинная выдержка и равномерным движением в момент срабатывания затвора был получен смаз:
Скрипт примерно тот же, только тип PSF теперь «motion»:
% Load image
I = im2double(imread("IMG_REAL_motion_blur.PNG"));
figure(1); imshow(I); title("Исходное изображение");
%PSF
PSF = fspecial("motion", 14, 0);
noise_mean = 0;
noise_var = 0.0001;
estimated_nsr = noise_var / var(I(:));
I = edgetaper(I, PSF);
figure(2); imshow(deconvwnr(I, PSF, estimated_nsr)); title("Результат");
Результат:
Качество, опять же, заметно улучшилось - стали различимы рамы на окнах, машины. Артефакты уже другие, нежели в предыдушем примере с расфокусировкой.
На этом интересном и закончим первую часть.
Во второй части я сосредоточусь на проблемах обработки реальных изображений - построения PSF и их оценки, рассмотрю более сложные и продвинутые техники деконволюции, методы устранения дефектов типа звона, проведу обзор и сравнения существующего ПО и прочее.
Смаз изображения возникает при взаимном движении камеры и объекта относительно друг друга во время экспозиции. Наблюдаемое изображение окажется как бы результатом наложения со смещением множества исходных изображений. Мы рассмотрим только тот случай, когда камера перемещается с постоянной горизонтальной скоростью относительно снимаемого объекта. ФРТ и передаточная функция такой системы определяются выражениями:
,
где длина смаза - равна произведению скорости движения камеры на время экспозиции. Соответственно в дискретном случае ФРТ смаза равна
(4.6)
где размеры кадра и . Здесь квадратные скобки обозначают операцию округления до целого. Взаимное расположение кадров изображений и ФРТ при смазе показано на рис. 4.4.
Дополняя ФРТ (4.6) нулями до размеров кадра исходного изображения и применяя двумерное ДПФ, получим частотную характеристику искажающей системы:
(4.7)
для всех .
Изображение модуля приведено на рис.4.5 при и размерах исходного изображения элементов.
На рис.4.7 приведен искаженный вариант исходного изображения «Сатурн» (рис.4.6). Горизонтальный смаз составляет 15 элементов. Исходное изображение содержит элементов, а искаженное - элементов.
Математическую модель формирования некогерентного изображения можно записать в виде выражения с четырьмя преобразованиями Фурье:
В частотных координатах это выражение можно переписать следующим образом:
где – спектр предмета, – спектр изображения, – оптическая передаточная функция.
Оптическую передаточную функцию можно представить, как произведение всех ОПФ каскада преобразователей, составляющих моделируемый прибор:
Каскад составляют такие преобразователи, как смаз , вибрации , двоение и другие. Все они ухудшают качество формируемого изображения. Если , то МПФ этих преобразователей выглядит следующим образом:
Рис. 1. График МПФ смаза, двоения и вибрации
Возникает вопрос: можно ли, зная характеристики искажающих звеньев, улучшить качество изображения? Ведь достаточно добавить в каскад звено, выполняющее обратное преобразование с передаточной функцией:
Тогда, домножение ОПФ на обратную функцию приведет к преобразованию приведенного выше выражения:
.
То есть спектр итогового изображения будет подобен спектру исходного предмета. Возможно ли это? В общем случае нет по следующим причинам:
Хотя в некоторых случаях можно добиться улучшения качества изображения путем обработки изображений, построенной на этих принципах. Такие методы называются методы обратной фильтрации . Обратная фильтрация чаще всего выполняется на компьютере численными методами, но может быть выполнена и оптическими методами (методами Фурье-оптики).
Рассмотрим обратную фильтрацию на примере изображения искаженного смазом. Оптическая передаточная функция смаза определяется выражением:
.
Попытаемся построить ОПФ восстанавливающего преобразователя:
.
Рис. 2. МПФ восстанавливающего преобразователя для смаза
В области целых значений эта функция уходит в бесконечность. Удобнее представить её в виде произведения двух функций:
Тогда, первая часть восстанавливающей функции представляет собой прямую:
Рис. 3. Первая часть восстанавливающей функции
После умножения из выражения передаточной характеристики смаза превратится в синус и ОПФ всего прибора будет иметь вид синусоиды, а это ОПФ искажения подобного двоению. Таким образом путем обратной фильтрации вместо искажения типа смаз получили искажение типа двоения. Если объект мал, а смаз велик, то для оценки формы и размеров объекта и в некоторых других задачах такой фильтрации достаточно.
Рис. 4. Смаз и двоение изображения
Если смаз мал по сравнению с объектом, то такое воздействие на спектр не приведет к раздельному изображению двоящегося объекта. Дальнейшая модификация ОПФ восстанавливающего преобразователя заключается в следующем. Для того, чтобы убрать двоение изображения, можно применить преобразователь со следующей ОПФ:
.
Рис. 5. Преобразователь для устранения двоения
Тогда синус меняет отрицательные части на положительные и мы избавимся от двоения. Итоговая ОПФ каскада будет выглядеть следующим образом:
Рис. 6. Итоговая ОПФ каскада преобразователей
Эта ОПФ отличается от ОПФ идеального прибора , тем, что есть участки с отсутствующими частотами, но во многих случаях это не важно. На практике гораздо важнее восстановить форму и размеры предмета.
ОПФ восстанавливающего преобразователя в данном случае определяется выражением:
.
Рис. 7. ОПФ восстанавливающего преобразователя
Методы обратной фильтрации имеют ряд недостатков:
Исходное изображение |
Расфокусировка и обрезание краев |
Восстановленное изображение |
Восстановленное зашумленное изображения |
Рис. 8. Пример восстанавления изображений
Изображение может иметь такие свойства, что восстановить его инверсным фильтром просто не удастся из-за краевых эффектов. Таким образом, несмотря на очевидную простоту метода инверсной фильтрации, он может успешно использоваться для восстановления ограниченного класса изображений, у которых уровень фона на краях постоянен. Кроме того, метод инверсной фильтрации обладает чрезвычайно низкой помехоустойчивостью. |
Шевелёнка («смаз изображения», «смазанность», «стряхивание», «сдергивание») – дефект фотографии, при котором проявляется нечеткость изображения – смазанность снимка, возможно с несколькими более четкими контурами.
Более детально про шевеленку я рассказывал в статье «Шевелёнка. Что такое шевелёнка, и как ее убрать. Часть 1 ».
Сегодня вы узнаете «Как убрать смазанность изображения (шевеленка)?»
Сразу оговорюсь, что ответ на вопрос: «Как убрать смазанность в фотошопе?» очень прост – никак, это невозможно физически, поэтому борьба с данным дефектом фотографии переносится на этап фотосъемки.
Для начала еще раз кратко расскажу о том, что такое шевеленка , потом перейдем к методам борьбы со смазанностью снимков.
Шевелёнка.
За время экспонирования кадра (интервал времени, в течении которого свет воздействует на светочувствительную матрицу, другими словами – время формирования изображения) объект съемки может переместиться, может сдвинуться фотоаппарат, и, как следствие, появляется шевеленка (смазанность снимка).
Приведу пример, который поможет осознать вышесказанное:
Снимаем бегущего человека. Выберем время экспонирования кадра (выдержку) в 1 секунду. За этот промежуток времени спортсмен успеет переместиться на пару метров, да и руки фотографа не устоят на месте, в результате, получиться смазанное изображение. Выберем выдержку 1/500 секунды. За это время спортсмен пробежит пару сантиметров (может меньше, кто считал?), руки фотографа за столь малый промежуток времени также будут неподвижны, в результате изображение будет резким.
Теперь вы знаете, что такое шевеленка , перейдем к вопросу: «Как убрать смазанность снимка?»
Шевеленка. Методы борьбы с шевеленкой.
Начну с методов уменьшения выдержки.
Данные способы позволяют уменьшить эффект шевеленки как от движения фотоаппарата, так и от объекта съемки.
Значение выдержки следует выбирать так, чтобы ее знаменатель был не меньше значения фокусного расстояния объектива в миллиметрах.
Например:
снимаем портрет человека объективом с фокусным расстоянием 50 мм – следовательно выдержка должна быть короче 1/50 секунды. Если фокусное расстояние 200 мм – соответственно и выдержка должна быть короче 1/200 с.
Следующий способ борьбы со смазанностью – увеличение ISO. Применение фотоматериалов (режима съемки) большей чувствительности. Напомню, что при высоких ISO появляется другой дефект фотографии – цифровые шумы.
Еще один метод – применение более светосильной оптики.
Следующий способ – применение дополнительного освещения (применение вспышки).
Следующая группа методов борьбы с шевеленкой – фиксация фотоаппарата.
- Использование различных опор – деревья, автомобили, заборы.
- Фоторужье – приспособление для крепления фотоаппарата.
- Использование гибкого штатива.
- Использование монопода – телескопический стержень для крепления фотоаппарата, обеспечивающий большую мобильность, чем штатив.
- Использование штатива. Обеспечивает наилучшую устойчивость фотоаппарата.
- Струбцина для фотоаппарата – в отличие от гибкого штатива не стоит на столе, а прикручивается к нему.
- Гироскопиеский стабилизатор – устройство на основе гироскопа. Применять можно, например, при съемке в авто или вертолете (на земле есть способы подешевле). Недостатки: высокая цена и энергопотребление.
Стоит отметить, что при отсутствии всех технических средств не стоит отчаиваться.
Шевеленка – очень неприятное явление, как ее избежать при съемке с рук?
- Использовать контактный видоискатель, а не ЖК экран (при наведении на объект съемки) – так появляется дополнительная точка опоры.
- Прижать локти к груди. Чем ближе локти к груди, тем меньше шансов получить нечеткие изображения.
- Коленки в роли штатива – устройте один из локтей на коленке.
- Съемка из лежачего положения.
- Следите за дыханием. Постарайтесь затаить дыхание или снимать на выдохе плавно нажимая на спуск.
Давайте перейдем к другим техническим средствам борьбы с шевеленкой .
- Оптический стабилизатор изображения и электронный стабилизатор изображения – устройство в фотоаппарате, позволяющее компенсировать небольшие движения фотоаппарата.
- Применение бесконтактного спуска (в основном при зафиксированном фотоаппарате) – для исключения возникновения шевеленки от воздействия рук фотографа при нажатии на спуск.
Варианты бесконтактного спуска
- Спусковой тросик – механическое или электрическое устройство, присоединяемое к кнопке пуска или специальному разъему фотоаппарата, при нажатии на кнопку которого происходит срабатывание затвора фотоаппарата.
- Дистанционное управление спуском при помощи пультов дистанционного управления.
- Подключение фотоаппарата к компьютеру со специальным программным обеспечением (как правило поставляется в комплекте с фотоаппаратом) для дистанционного управления спуском затвора.
И еще один прием борьбы с шевеленкой – предварительный подъем зеркала – обеспечивается подъем зеркала за некоторое время до спуска затвора. Данный прием позволяет избежать вибрации камеры от «хлопка» зеркала во время экспозиции.
В заключении приведу все методы борьбы с шевеленкой в одном месте.
- Уменьшения выдержки.
- Увеличение ISO.
- Применение более светосильной оптики.
- Фиксация фотоаппарата – использование различных опор, штатива, струбцины для фотоаппарата.
- Использование техники с оптическим стабилизатором изображения или электронным стабилизатором изображения.
- Применение бесконтактного спуска – спусковой тросик, пульты дистанционного управления, подключение фотоаппарата к компьютеру для дистанционного управления спуском затвора.
- Предварительный подъем зеркала.
Другие требования к качеству фотографий на микростоках вы можете посмотреть в статье “
Трудовые отношения
Должностная инструкция главного инженера, должностные обязанности главного инженера, образец должностной инструкции главного инженера Должностная инструкция главного инженера рэс
Открытие бизнеса
Где можно и где нельзя работать после туберкулеза Где можно работать после
Форекс