Трудовые отношения

Проект на тему осень глазами метеоролога. Подготовить презентацию осеннего сезона осень глазами биолога

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Осень глазами художника.

Осень - яркое и прекрасное время года. Ее красотой восхищались художники, о её великолепии писали поэты. Осень - это не только дождь, сырость и холод, это еще и буйство красок, яркие зонтики, походы в лес за грибами и уютные и теплые вечера в кругу семьи. Я предлагаю насладиться творчеством талантливых художников, которые покажут вам всю красоту и таинство золотой осени на своих полотнах.

В. Нестеренко. Осенние листочки.

Е. Волков. Октябрь - пейзаж берез.

А. Косликс. Осенний лес.

О. Щербаков. Парк после дождя.

А. Болотов. Осенний дождь.

Джон Э. Милле, Осенние листья (1856) На известной картине компания девочек убирают листья, чтобы сжечь их. Картина написана около дома художника в Шотландии.

И. Левитан, Золотая осень (1895)

Э. Панов. Осенний натюрморт.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по внеурочной деятельности (ФГОС) "Гляжу на Родину глазами художника"

Программа «Смотрю на Родину глазами художника» разработана для обучающихся 1 класса и составлена на основе примерных программ по внеурочной деятельности ФГОС. В Программе представлена...

Тема: «Глазами художника» (Театральная мастерская). Интегрированное практическое занятие по сказке Салтыкова – Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил».

Интегрированное занятие по сказке Салтыкова-Щедрина поможет Вам и вашим детям найти новый подход к изучению этого произведения....

Отечественная война 1812 года глазами художников - баталистов

Урок - беседа для учащихся 5 - 7 классов по изобразительному искусству.Цель:создание условий для изучения обучающимися исторического и культурного наследия России.Задачи:Способствовать формированию пр...

Методическая разработка внеклассного занятия по изобразительному искусству «Мир глазами художника» для учащихся 1 класса.

С самого раннего возраста необходимо приучать детей работать с красками, знакомить их с богатством цветовой палитры, с разнообразием бесчисленных оттенков, получаемых при см...

Какой бывает осень: глазами метеорологов и русских поэтов Сейчас мы привыкли к тому, что основная примета начала осени – торжественно-испуганные первоклашки, с огромными бантами и ранцами, с букетами астр, георгинов, гладиолусов, спешащие на свой первый урок. Календарная осень начинается 1 сентября. Это удобнее с точки зрения унификации и глобализации. Однако наши предки, чьим основным занятием было сельское хозяйство, мерили сезоны иначе, считая, что осень начинается с 22 сентября и длится до Рождества Христова. С этим делением согласны и астрономы: ведь при таком раскладе начало осени совпадает с днем осеннего равноденствия, а ее конец – с днем зимнего солнцестояния. Метеорологическая осень Специалисты в наблюдении и прогнозировании погоды тоже меряют сезоны по-своему. Метеорологи ориентируются на суточные колебания температуры: осенний период – это когда среднесуточная температура находится в границах от +15 до 0 градусов. И поэтому осень, по их мнению, в каждом регионе наступает в разное время. И каждый год – по-разному. Влияют на этот процесс в Северном полушарии атлантические теплые течения и холодная Арктика. С погодной точки зрения, осенний сезон – неоднородный и, в свою очередь, имеет пять подсезонов. А все эти градации осени и изменения в природе лучше всего описаны в произведениях русских поэтов. Начало осени Плывут паутины Над сонным жнивьем. Краснеют рябины Под каждым окном. Хрипят по утрам Петушки молодые. Дожди налегке Выпадают грибные. Поют трактористы, На зябь выезжая. Готовятся села Ко Дню урожая. Александр Твардовский Когда среднесуточная температура опустится ниже отметки в +15 градусов, начинается метеорологическая осень. Как правило, в средней полосе России это происходит после 25 августа. Все чаще ложатся туманы, увеличивается количество пасмурных дней, по утрам уже по-осеннему прохладно. Из-за противостояния арктического холода и прогретого за лето воздуха активизируются циклоны, и погода становится переменчивой – с дождями и сильными ветрами, несущими похолодание. Природа реагирует на снижение температуры и уменьшение светового дня: в кронах деревьев, как первая седина в волосах, появляются желтые краски, насекомые становятся вялыми и сонными. Уже возможны первые ночные заморозки, которые в одно мгновение сметают с клумб яркие летние цветы. ***** Есть в осени первоначальной Короткая, но дивная пора – Весь день стоит как бы хрустальный, И лучезарны вечера... Где бодрый серп гулял и падал колос, Теперь уж пусто все – простор везде, Лишь паутины тонкий волос Блестит на праздной борозде. Пустеет воздух, птиц не слышно боле, Но далеко еще до первых зимних бурь. И льется чистая и теплая лазурь На отдыхающее поле... Федор Тютчев Статья объемна, продолжение по ссылке -

Чтобы посмотреть презентацию с картинками, оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint на своем компьютере.
Текстовое содержимое слайдов презентации:
ПроектТема: “Осень глазами метеоролога” Какие природные явления происходят осенью? Осенью солнечные деньки постепенно сменяют долгие и пасмурные дни с дождями и постепенным понижением температуры. Осенью природа одаривает такими явлениями, как дождь, туман, листопад, а ближе к зиме иней и первый снег.ЛистопадДождьПервый снег Образование тумана происходит чаще всего в ночные часы и ранним утром в низинных местах и над водоемами. Туман – это «спустившееся» к поверхности земли облако, то есть взвешенные в воздухе мельчайшие капельки воды.Чаще всего туманы наблюдаются глубокой осенью в ноябре. Ветра меняют свои направления и усиливаются, принося с собой осадки и непогоду. Если это происходит постепенно, то осень получается слякотная, затяжная. Кучевые облака несут с собой большое количество осадков. Осенью, когда дневная температура выше нуля градусов, а ночная опускается ниже нуля, земля охлаждается. Может образовываться иней, а лужи покрываются тонкой пленкой льда. ИнейПленка льда Для исследования явлений природы и составления предстоящих прогнозов погоды используются метеорологические станции с самых разных частей земного шара. За природными явлениями, определяющими погоду, наблюдают метеорологи. Давайте посмотрим как работают метеорологи…Ежедневно каждые три часа в строго определенные сроки: 0,3,6,9,12,15,18 и 21 час по всемирному времени наблюдатели выходят на метеорологическую площадку и с помощью различных приборов фиксируют скорость и направление ветра, облачность, температуру и влажность воздуха и атмосферное давление, количество выпавших осадков. Так выглядит флюгер — метеорологический прибор(для измерения направления ветра) Запуск радиозондаТемпература, влажность и атмосферное давление на больших высотах измеряются с помощью приборов, именуемых радиозондами. Метеоролог выполняет сбор сведений об атмосферных процессах.Работа осуществляется на свежем воздухе, в том числе в неблагоприятных погодных условиях. Измерения проводятся независимо от состояния погоды (дождь, град, шторм на море, гроза). Работа на отдаленных метеостанциях проходит часто в условиях изоляции, одиночества. Летающая метеостанцияСведения о погоде в тех местах, где нет метеостанций, помогают собирать самолеты, которые снабжены аппаратурой, позволяющей фиксировать различные погодные условия по маршруту следования. По характеру природных явлений можно составлять:- краткосрочный прогноз погоды (например, близящийся дождь при низких кучевых облаках) — долгосрочный прогноз (потепление или наступление холодов в зависимости от цвета солнца и облаков на закате). Спасибо за внимание!

Поэт любил безумно осень, И лес осенний он любил. Он часто меж берёз и сосен По стёжке узенькой ходил. Ходил и лесом любовался, И свежим воздухом дышал. И с музою не расставался, И на ходу стихи писал.

Унылая пора! Очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса — Люблю я пышное природы увяданье. В багрец и в золото одетые леса, В их сенях ветра шум и свежее дыханье, И мглой волнистою покрыты небеса, И редкий солнца луч, и первые морозы, И отдаленные седой зимы угрозы. А.С.Пушкин

Уж небо осенью дышало, Уж реже солнышко блистало, Короче становился день, Лесов таинственная сень С печальным шумом обнажалась. Ложился на поля туман, Гусей крикливых караван Тянулся к югу: приближалась Довольно скучная пора; Стоял ноябрь уж у двора. А.С.Пушкин

Лес, точно терем расписной. Лиловый, золотой, багряный, Веселой, пестрою стеной Стоит над светлою поляной. Березы желтою резьбой Блестят в лазури голубой, Как вышки, елочки темнеют, А между кленами синеют То там, то здесь, в листве сквозной. Просветы в небо, что оконца. Лес пахнет дубом и сосной. За лето высох он от солнца. И Осень тихою вдовой Вступает в пестрый терем свой. И.Бунин

Есть в осени первоначальной Короткая, но дивная пора Весь день стоит как бы хрустальный, И лучезарны вечера. Пустеет воздух, птиц не слышно боле, Но далеко еще до первых зимних бурь И льется чистая и теплая лазурь На отдыхающее поле. Ф. Тютчев

Нивы сжаты, рощи голы, От воды туман и сырость. Колесом за сини горы Солнце тихое скатилось. Дремлет взрытая дорога. Ей сегодня примечталось, Что совсем-совсем немного Ждать зимы седой осталось. С. Есенин

Осень наступила, Высохли цветы, И глядят уныло Голые кусты. Вянет и желтеет Травка на лугах, Только зеленеет Озимь на полях. Туча небо кроет, Солнце не блестит, Ветер в поле воет, Дождик моросит.. Зашумели воды Быстрого ручья, Птички улетели В теплые края. А. Плещеев

Поспевает брусника, Стали дни холоднее, И от птичьего крика В сердце стало грустнее. Стаи птиц улетают Прочь, за синее море. Все деревья блистают В разноцветном уборе. Солнце реже смеется, Нет в цветах благовонья. Скоро Осень проснется И заплачет спросонья. К. Бальмонт

Славная осень! Здоровый, ядреный Воздух усталые силы бодрит; Лед неокрепший на речке студеной Словно как тающий сахар лежит; Около леса, как в мягкой постели, Выспаться можно — покой и простор! Листья поблекнуть еще не успели, Желты и свежи лежат, как ковер. Н. Некрасов

И. Левитан «Золотая осень»

В. Поленов «Золотая осень»

И. Остроухов «Золотая осень»

Сферы применения – наука и техника, образование, популяризация научных достижений, справочная и энциклопедическая литература. Цели – сообщение о научно-технических открытиях, их разъяснение, т.е. описание закономерностей, теорий и пр. Жанры – выступления, доклады, лекции, диспуты, статьи и книги (на научные темы), учебники, монографии, рефераты, диссертации, рецензии. Характерные стилевые черты – объективность, монологичность, смысловая точность (терминологичность), подчеркнутая логичность, доказательность в изложении материала, абстрактность (отвлеченность, обобщенность), некоторая сухость речи. Используемые языковые средства: лексические – специальная лексика, в том числе научные термины, тщательный подбор однозначных слов или многозначных слов в прямом значении, употребление слов в предельно абстрактном значении; морфологические – преобладание абстрактных и вещественных сущ., местоимений 3- го лица, кратких прилаг., причастий и деепричастий, глаголов несов. в. в наст. вр., указательных и определительных мест.; синтаксические – прямой порядок слов, вводные конструкции, сложные предложения с обособленными членами, выраженными причастными оборотами, страдательные и безличные конструкции, отсутствие авторских вопросительных и восклицательных предложений; текстовые – выдержанная структура рассуждения, стандартные обороты речи.

Урок чтения для 3 класса

учитель начальных классов

Гугнина Юлия Станиславовна,

Цели. Познакомить с лирическими произведениями А. Вивальди и П.И. Чайковского; показать взаимосвязь поэзии, музыки, живописи как составных частей искусства; учить анализировать произведения; познакомить с терминами "цитата", "эпитет", "олицетворение", "сравнение"; совершенствовать навыки выразительного чтения; расширять литературный кругозор детей, познакомить их с произведениями искусства, посвященными осени; воспитывать чувство прекрасного, умение видеть и понимать красоту родной природы.

Оборудование. Учебник "В одном счастливом детстве" (авт. Р.Бунеев, Е.Бунеева. М., 2001); аудиозаписи музыкальных произведений – из цикла "Времена года" П.И. Чайковского, "Осень" Вивальди, стихов об осени; репродукции картин художников И.И. Левитана "Золотая осень", В.Д. Поленова "Золотая осень", В.А. Серова "Октябрь"; Школьный толковый словарь русского языка, Толковый словарик русского языка; карточки с текстами; мультимедиа. Вопросы учителя (У.), ответы детей (Д,)

I. Организационный момент

II. Сообщение темы урока Слайд

Учитель. Осень – чудесная пора! И тема нашего урока – "Осень глазами художников, поэтов, композиторов".

III. Знакомство с новым разделом учебника

У. Каждый видит и понимает осень по-своему. Откройте учебник на странице 176, прочтите текст и решите, истинны или ложны утверждения, записанные на доске.

Осень – это орехи, цветы, высокое небо.

Осень – это туманы, заморозки, первый снег.

Дети читают текст и приходят к выводу, что оба высказывания истинны.

– Докажите, что эти высказывания истинны.

Выслушиваются ответы детей.

– Сегодня мы познакомимся с новым разделом книги "Глухая пора листопада".

Борис Пастернак написал такие строки:

Глухая пора листопада,�Последних гусей косяки. �Расстраиваться не надо –�У страха глаза велики.

Строкой этого стихотворения назван раздел, и она заключена в кавычки. Почему ставятся кавычки? Ответ найдите в статье.

Дети. Это первая строчка стихотворения.

У. Как называют строку из стихотворения, заключенную в кавычки?

У. Почему пора названа глухой? Найдите ответ на этот вопрос.

Выслушиваются ответы детей.

IV. Знакомство с произведениями об осени

У. Сегодня на уроке мы будем слушать музыку, рассмотрим репродукции картин художников Исаака Ильича Левитана, Василия Дмитриевича Поленова, Валентина Александровича Серова, послушаем и прочитаем произведения русских поэтов и писателей, посвященные осени.�Слайд: Послушайте произведение Пушкина. Определите, к какому жанру оно относится.

Звучит аудиозапись произведения Пушкина "Осень".

– Сможете ли вы объяснить значение слов "очей очарованье" ("Очи – глаза"; "Очаровать – произвести неотразимое впечатление на кого-то, что-либо, подчинить своему обаянию"; "природы увяданье"; "багрец" (образовано от прилагательного "багровый").

– Посмотрите, как Поленов изобразил цвет осенней листвы.

Слайд репродукции картины В.Д. Поленова "Золотая осень".�Дети рассматривают репродукцию, фоном звучит произведение А. Вивальди "Осень".

– Послушайте еще одно произведение об осени.

Учитель читает стихотворение К.Бальмонта "Осень", ученики следят по тексту на с. 177 учебника.

– Как вы понимаете выражение "Все деревья блистают в разноцветном уборе", "нет в цветах благовонья"?

Выслушиваются ответы детей.

– Третье поэтическое произведение, с которым мы будем работать, написано Федором Тютчевым. Послушайте его.

Звучит аудиозапись произведения Ф.Тютчева "Есть в осени первоначальной. ".

Лазурь – светло-синий цвет, синева. Так говорят о безоблачном голубом небе.

– Прочитайте объяснение смысла слова "лазурь". Были ли еще какие-то незнакомые, непонятные вам слова в тексте?

Учитель объясняет смысл непонятных слов.

V. Анализ стихотворений

У. Художники используют самые разнообразные краски для своих полотен. Поэты рисуют картины осенней природы словами. Вспомните, что такое эпитеты.

Д. Слова, которые называют характерные признаки предметов, явлений, отвечающие на вопрос какой ?, например: красная девица, добрый молодец.

У. Найдите такие слова у Пушкина, Тютчева.

Дети выполняют задание.

– А есть ли другие слова-краски, при помощи которых предметы неживой природы могут наделяться свойствами живых существ? Вспомните название этого приема.

У. Найдите такие слова в стихотворении Константина Дмитриевича Бальмонта.

Д. "Солнце смеется", "осень проснется, заплачет".

У. И еще поэты используют другие волшебные слова-краски. Какой прием использовал Тютчев в строке "Весь день стоит как бы хрустальный"?

У. Как вы понимаете смысл этого выражения? Что пытался изобразить автор с помощью этого сравнения?

– Послушайте, как Михаил Михайлович Пришвин описал осенний день.

Учитель раздает карточки с текстом "Хрустальный день".�Подготовленный ученик читает, дети следят по тексту.

Есть в осени первоначальной хрустальный день. Вот он и теперь. Тишина! Не шевелится ни один листок вверху, и только внизу на неслышном сквознячке трепещет на паутинке сухой листик. В этой хрустальной тишине деревья, и старые пни, и сухостойкие чудища ушли в себя, и их не было, но когда я вышел на полянку, они заметили меня и вышли из своего оцепенения.

У. Как много можно увидеть и почувствовать, если уметь видеть волшебные слова-краски!

VI. Работа над выразительностью чтения

У. Порой и звуки могут передать осеннее настроение. Прочитаем стихотворение, записанное на доске.

Шуршат осенние кусты.�Шуршат на дереве листы.�И дождь шуршит,�И мышь, шурша,�В нору спешит.

У. Какое слово чаще всего встречается?

У. Что же шуршит?

Д. Опавшие листья.

1) Шуршит – тише, чуть протягивая звук, остальные слова – громче;

2) шуршит – громче, остальные слова – тише.

Дети тренируются, работая в парах, затем выслушиваются 3–4 человека.

Учитель читает стихотворение и имитирует движения листьев. Дети повторяют.

Осень длинной тонкой кистью�Перекрашивает листья.�Красный, желтый, золотой –�Как хорош ты, лист цветной!�А ветер щеки толстые�Надул, надул, надул.�Красный, желтый, золотой. �Облетел весь лист цветной.�Как обидно, как обидно!�Листьев нет –�Лишь ветки видно.

VIII. Работа над выразительностью чтения (продолжение)

У. К какому жанру относятся эти произведения?

Д. Это лирические стихотворения.

У. Лирические стихотворения требуют особого чтения – задушевности. Как следует читать стихи? Где следует делать паузу?

– В стихотворении последние слова каждой строки имеют на себе малое ударение, потому что они рифмуются, и рифму надо показывать.�Сейчас каждый ряд потренируется выразительно прочитать стихотворение одного автора: первый ряд – А.С. Пушкина, второй – К.Д. Бальмонта, третий – Ф.И. Тютчева.

Дети выполняют задание. От каждого ряда выслушиваются по два ученика.

IХ. Знакомство с произведениями об осени (продолжение )

Слайд репродукции картин И.И. Левитана "Золотая осень" и В.А. Серова "Октябрь".

У. Музыкальные произведения, картины, стихи были написаны в разное время. Каждый из поэтов и художников по-своему увидел и описал осеннюю природу. Ведь и у осени есть свои периоды, она такая разная.�Какие стихи и картины соответствуют поре наступления осени?

Дети перечитывают стихи, рассматривают репродукции, звучит произведение П.И. Чайковского "Сентябрь".

– По каким приметам можно догадаться, что речь идет о наступлении осени?

Выслушиваются ответы детей.

– У осени есть особая пора. Как она называется?

Д. Золотая осень.

У. — Кто из поэтов воспел золотую осень? Какие строки это подтверждают? На полотнах каких художников изображена эта дивная пора?

– Кому принадлежат эти строки:

"Дни поздней осени бранят обыкновенно,�Но мне она мила, читатель дорогой"?

У. Приведите другие строки из ститхотворения Пушкина, в которых описаны последние осенние деньки.

Дети зачитывают строки из стихотворения.

– На какой картине мы видим увядание природы?

– Вспомните фамилии поэтов, художников, композиторов, о чьих произведениях шла сегодня речь. Если вы правильно подберете и впишите их фамилии в сетку кроссворда, то в выделенных клетках откроется слово, называющее время года, которому посвящены все эти произведения.

Работа в группе по карточкам.

Ответы: 1. Чайковский. 2. Серов. 3. Тютчев. 4. Поленов. 5. Бальмонт.

В выделенных клетках – слово осень .

ХI. Домашнее задание

Ответить на вопросы на с. 178, подготовить выразительное чтение стихотворения.

Список использованной литературы:

Р.Бунеев, Е.Бунеева. "В одном счастливом детстве". Учебник; М., 2001

Школьный толковый словарь русского языка

Толковый словарик русского язык

Использованные материалы и Интернет-ресурсы:

Товарищество Передвижных Художественных Выставок. Русская живописьhttp://tphv.ru/

Энциклопедия русской живописи http://www.artsait.ru/

Композиторы классической музыки http://www.allcomposers.ru/

Алексей Константинович Толстой
Осень.
Обсыпает весь наш

бедный сад
.
Листья пожелтевшие по ветру летят;
Лишь вдали красуются, там, на дне долин,
Кисти ярко-красные вянущих рябин
.

Осень любили многие русские художники, поэты и писатели.
В своих произведениях они восхваляли красоту этого времени года.
Фёдор Иванович Тютчев
Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора –
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера.
Где бодрый серп гулял и падал колос,
Теперь уж пусто всё — простор везде, —
Лишь паутины тонкий волос
Блестит на праздной борозде.
Пустеет воздух, птиц не слышно боле,
Но далеко ещё до первых зимних бурь –
И льётся чистая и тёплая лазурь
На отдыхающее поле.
Мудрак
Ирина
,
3
Б класс
Красавица осень
Осень глазами художников и поэтов
Александр Сергеевич Пушкин

Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса —
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы.
А это «Золотая осень» Василия Поленова
Это известная картина Исаака Левитана «Золотая осень»

Осень в поэзии.


Поэт любил безумно осень, И лес осенний он любил. Он часто меж берёз и сосен По стёжке узенькой ходил. Ходил и лесом любовался, И свежим воздухом дышал. И с музою не расставался, И на ходу стихи писал.


Унылая пора! Очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса - Люблю я пышное природы увяданье. В багрец и в золото одетые леса, В их сенях ветра шум и свежее дыханье, И мглой волнистою покрыты небеса, И редкий солнца луч, и первые морозы, И отдаленные седой зимы угрозы. А.С.Пушкин


Уж небо осенью дышало, Уж реже солнышко блистало, Короче становился день, Лесов таинственная сень С печальным шумом обнажалась. Ложился на поля туман, Гусей крикливых караван Тянулся к югу: приближалась Довольно скучная пора; Стоял ноябрь уж у двора. А.С.Пушкин


Лес, точно терем расписной. Лиловый, золотой, багряный, Веселой, пестрою стеной Стоит над светлою поляной. Березы желтою резьбой Блестят в лазури голубой, Как вышки, елочки темнеют, А между кленами синеют То там, то здесь, в листве сквозной. Просветы в небо, что оконца. Лес пахнет дубом и сосной. За лето высох он от солнца. И Осень тихою вдовой Вступает в пестрый терем свой... И.Бунин


Есть в осени первоначальной Короткая, но дивная пора Весь день стоит как бы хрустальный, И лучезарны вечера... Пустеет воздух, птиц не слышно боле, Но далеко еще до первых зимних бурь И льется чистая и теплая лазурь На отдыхающее поле... Ф. Тютчев


Нивы сжаты, рощи голы, От воды туман и сырость. Колесом за сини горы Солнце тихое скатилось. Дремлет взрытая дорога. Ей сегодня примечталось, Что совсем-совсем немного Ждать зимы седой осталось... С. Есенин


Осень наступила, Высохли цветы, И глядят уныло Голые кусты. Вянет и желтеет Травка на лугах, Только зеленеет Озимь на полях. Туча небо кроет, Солнце не блестит, Ветер в поле воет, Дождик моросит.. Зашумели воды Быстрого ручья, Птички улетели В теплые края. А. Плещеев


Поспевает брусника, Стали дни холоднее, И от птичьего крика В сердце стало грустнее. Стаи птиц улетают Прочь, за синее море. Все деревья блистают В разноцветном уборе. Солнце реже смеется, Нет в цветах благовонья. Скоро Осень проснется И заплачет спросонья. К. Бальмонт


Славная осень! Здоровый, ядреный Воздух усталые силы бодрит; Лед неокрепший на речке студеной Словно как тающий сахар лежит; Около леса, как в мягкой постели, Выспаться можно - покой и простор! Листья поблекнуть еще не успели, Желты и свежи лежат, как ковер. Н. Некрасов






И. Левитан «Золотая осень»


В. Поленов «Золотая осень»


И. Остроухов «Золотая осень»

Метеорологическая осень подразделяется на следующие подсезоны:

25 августа — 23 сентября ― начало осени;
24 сентября — 14 октября ― золотая осень;
15 октября — 28 октября ― глубокая осень;
29 октября — 10 ноября ― предзимье;
11 ноября — 30 ноября ― первозимье.

Начало осени

Прохладные утренники и густые туманы

Миновало лето,
Осень наступила.
На полях и в рощах
Пусто и уныло.
Алексей Плещеев

Начало осени характеризуется переходом среднесуточной температуры через +15 и сокращением светлого времени до 14 часов. В этот период увеличивается повторяемость облачных дней, и, хотя дождей больше не становится, выпадающая влага испаряется не так быстро, как летом. Лужи могут стоять значительно дольше. Утренники становятся прохладными, учащаются ночные туманы.

Все замирает

Мы не заметили жука
И рамы зимние закрыли,
А он живой, он жив пока,
Жужжит в окне,
Расправив крылья…
Агния Барто

Природа тонко чувствует эти перемены и завершает активную летнюю деятельность. В кронах деревьев появляется желтизна, жуки становятся полусонными.

Приметой ранней осени является летающая паутина. Paul Aniszewski | Shutterstock.com

Ближе к середине месяца в связи с увеличением контрастов температуры между остывающей Арктикой и все еще теплым югом активизируется циклоническая деятельность. Погода становится более неустойчивой, бывает то очень тепло, то очень холодно. Смена погоды сопровождается обильным ненастьем, с сильными дождями и ветром. Как правило, на смену ненастью приходят арктические похолодания, угрожающие первыми заморозками.

Кстати, самый ранний срок первых заморозков в Москве приходится на 31 августа. В 1895 году зафиксировано −1,2.

Золотая осень

Возвраты летнего тепла

Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора —
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера…
Федор Тютчев

После первых серьезных похолоданий нередко наступает продолжительное затишье и потепление, связанное с распространением на восток ядер азорского антициклона. Как правило, в этот период отмечается большой суточный ход температуры: ночами свежо, днями тепло, на солнце воздух легко может прогреваться до +20. В этом случае мы говорим, что наступило бабье лето.

Бабье лето. goran cakmazovic | Shutterstock.com

Разноцветный вернисаж

Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Иван Бунин.

Следующим поворотным моментом сезона является переход среднесуточной температуры через +10. Для фабрики фотосинтеза ― это критическая температура. Она замедляет и прекращает свою работу. Хлорофилл распадается и перестает маскировать своим зеленым цветом другие пигменты участников фотосинтеза. Так появляется багрянец, золото и сизый цвет. Различное сочетание трех пигментов творит цветную симфонию.

Яркие краски осени. goran cakmazovic | Shutterstock.com

Глубокая осень

Прощание с родиной

Стаи птиц улетают
Прочь, за синее море.
Все деревья блистают
В разноцветном уборе.
Константин Бальмонт

Каждый градус понижения температуры с +10 до +5, который продолжается с конца сентября до середины октября, является критерием для отлета определенного вида птиц. У природы здесь все четко регламентировано, чтобы не создавать толчею в воздушном движении.

Важной ступенькой периода является достижение среднесуточной температурой отметки +8, когда в домах включают отопление.

Птицы улетают на юг. Foto Factory | Shutterstock.com

Золотая осень завершается 14 октября ― на праздник Покров. Издавна народ примечал, что в этот день выпадает первый снег. В Москве такое событие происходит нечасто, лишь раз в 10 лет. Глубокой осенью, которая продолжается почти до конца месяца, ночные заморозки становятся регулярным явлением, а днем температура редко превышает +10.

Предзимье

Опустевший лес

Поздняя осень. Грачи улетели,
Лес обнажился, поля опустели.
Николай Некрасов

Кроет уж лист золотой
Влажную землю в лесу…
Смело топчу я ногой
Вешнюю леса красу.
Аполлон Майков

Приметой этого времени является листопад. При переходе температуры через 0 влага, содержащаяся в черенке, замерзает, и он обламывается. Лист совершает тихий прощальный полет…

Пустеющий лес. S.Borisov | Shutterstock.com

Для автомобилистов наступает горячая пора смены авторезины. Летние покрышки при температуре ниже +5 теряют свои свойства и не обеспечивают должного сцепления с дорогой. По мере учащения снежных событий глубокая осень слагает свои полномочия.

Снежная пороша

Ложился на поля туман,
Гусей крикливых караван
Тянулся к югу: приближалась
Довольно скучная пора;
Стоял ноябрь уж у двора.
Александр Пушкин

Средняя дата формирования временного снежного покрова приходится на 28 октября, и она же открывает ворота в предзимье. Погода становится промозглой и ветреной. Снег выпадает, немного лежит, но все же тает. На улицах становится слякотно.

Первый снег. Lutsan Pavlo | Shutterstock.com

Первозимье

Первые метели

Дремлет взрытая дорога.
Ей сегодня примечталось,
Что совсем-совсем немного
Ждать зимы седой осталось…
Сергей Есенин

Завершается климатическая осень обычно 10 ноября, когда среднесуточная температура устойчиво переходит через 0. Первозимье ― время первых снегопадов и первых дневных «минусов». Снежный покров становится все более устойчивым и в среднем многолетнем ложится 28 ноября. Однако в недавней истории бывали случаи, когда он оставался лежать до весны с 31 октября, а иногда появлялся только после Нового года.