Трудовые отношения

Почему раньше фотографировали мертвых людей как живых. Фотографии мертвых на память: странности Викторианской эпохи

На первый взгляд эти фотографии могут показаться обычными и безобидными, но за каждой из них скрываются страшные события - от несчастных случаев до особо жестоких убийств и каннибализма.

1. В этом фото нет ничего необычного до тех пор, пока не замечаешь обглоданный человеческий хребет в правом нижнем углу.

Герои снимка - игроки уругвайской команды по регби Old Cristians, в авиакатастрофе 13 октября 1972 года: их самолет потерпел крушение в Андах. Из 40 пассажиров и пяти членов экипажа 12 человек погибли при катастрофе или вскоре после нее; еще пятеро умерли на следующее утро.

Поисковые операции прекратили на восьмой день, и оставшимся в живых пришлось больше двух месяцев бороться за жизнь. Запасы пищи быстро кончились, и питаться им пришлось заледеневшими трупами друзей.

Так и не дождавшись помощи, часть пострадавших совершила опасный и долгий переход через горы, который оказался успешным. 16 мужчин спаслись.

2. В 2012 году звезда мексиканской музыки Дженни Ривера погибла в авиакатастрофе. Селфи с друзьями в самолете сделано за несколько минут до трагедии.

В результате падения самолета никто не выжил.

3. В августе 1975 года американка Мэри Макквилкен в сильную непогоду сфотографировала двух братьев: Майкла и Шона. Они находились на вершине скалы в калифорнийском национальном парке «Секвойя».

Через секунду после того, как снимок был сделан, во всех троих ударила молния. Выжить удалось только 18-летнему Майклу. На этом фото - сестра юношей Мэри.

Атмосферный разряд был настолько мощным и близким, что волосы молодых людей буквально встали дыбом. Оставшийся в живых Майкл работает компьютерным инженером и до сих пор получает письма с вопросами, что случилось в тот день.

4. Этот снимок 14-летней Реджины Уолтерс серийный убийца Роберт Бен Роудс сделал за несколько секунд до того, как убил ее. Маньяк завел Реджину в заброшенный амбар, постриг ей волосы и заставил надеть черное платье и туфли.

Роудс объездил США на огромном трейлере, оборудованном под камеру пыток. Его жертвами становились как минимум три человека в месяц.

Тело Уолтерс нашли в сарае, который должны были сжечь.

5. В апреле 1999 года старшеклассники из американской школы «Колумбайн» позировали для общего снимка.

За общей веселостью вряд ли кто-то обратил внимание на двоих парней, изображающих, будто направляют в камеру винтовку и пистолет.

Через несколько дней эти ребята, Эрик Харрис и Дилан Клиболд, появились в «Колумбайне» с оружием и самодельной взрывчаткой. Их жертвами стали 13 учеников, а ранения получили 23 человека.

Преступление было тщательно спланировано. Виновники не были задержаны, поскольку застрелились сами. Позже стало известно, что подростки были аутсайдерами в школе, а произошедшее стало жестоким актом мести.

6. В ноябре 1985 года в Колумбии произошло извержение вулкана Руис, в результате чего провинцию Армеро накрыли селевые потоки.

13-летняя Омайра Санчес стала жертвой трагедии: ее тело застряло в обломках здания, и девочка трое суток простояла по шею в грязи. Ее лицо опухло, руки стали практически белыми, а глаза налились кровью.

Спасатели пытались вызволить девочку разными способами, но тщетно.

Спустя три дня Омайра впала в агонию, перестала реагировать на людей и в конце концов скончалась.

7. Казалось бы, в , на котором запечатлены отец и мать с дочерью, нет ничего странного. Правда, девушка получилась на снимке очень четко, а ее родители - смазанно. Перед нами одна из популярных в те времена посмертных фотографий: запечатленная на ней девушка незадолго до этого умерла от тифа.

Труп оставался перед объективом недвижим, потому и проявился четко: фотографии в те времена делались с продолжительной выдержкой, и позировать приходилось долго. Возможно, поэтому стали невероятно модными фото «постмортем», то есть посмертные. Героиня этого снимка тоже уже мертва.

8. Женщина на этом фото умерла при родах. В фотосалонах для фиксирования трупов устанавливали специальные приспособления, а также открывали покойникам глаза и закапывали в них специальное средство, чтобы слизистая не высыхала и глаза не мутнели.

9. Казалось бы, обычное фото троих дайверов. Но почему один из них лежит на самом дне?

26-летняя Тина Уотсон погибла во время медового месяца, 22 октября 2003 года, а водолазы случайно обнаружили ее труп. После свадьбы девушка с супругом Гейбом отправилась в Австралию, где они решили заняться дайвингом.

Если верить фотографу, сопровождавшему пару, под водой мужчина отключил кислородный баллон молодой жены и удерживал ее на дне, пока она не задохнулась. Когда выяснилось, что жена Уотсона незадолго до трагедии оформила новый полис страхования жизни и в случае ее смерти Гейб получил бы немалую сумму, все начали подозревать его в умышленном убийстве. Отсидев полтора года в тюрьме, он вернулся в Алабаму и снова попал под суд, но дело закрыли из-за отсутствия доказательств. Позже Уотсон женился повторно.

10. Присмотревшись, можно заметить, что перед этим задумчивым африканцем лежат отрубленные детские стопа и кисть. Фото сделано в 1904 году.

На фото - конголезский работник каучуковой плантации, который не смог выработать норму. В качестве наказания надсмотрщики съели его пятилетнюю дочь, отдав ему в назидание останки ребенка. Подобное практиковалось довольно часто.

За невыполнение норм полагался расстрел. Для доказательства, что патрон использовался по назначению, а не был продан, требовалось предоставить отрубленную руку казненного, а за каждую казнь каратели получали награду. Стремление подняться по службе привело к тому, что кисти отрубали у всех подряд, в том числе и у детей. Те, кто при этом притворялся мертвым, могли остаться в живых.

11. На первый взгляд похоже на снимок с Хэллоуина. Так же подумали и двое шведских школьников 22 октября 2015 года, когда 21-летний Антон Лундин Петерсон пришел в таком виде в их школу в Тролльхеттане: они приняли происходящее за шутку и радостно сфотографировались с незнакомцем в странном наряде.

Петерсон зарезал этих юношей и отправился за следующими жертвами. В итоге он убил одного учителя и четырех детей. Полицейские открыли по нему огонь, и он скончался от ранений в больнице. Происшествие стало самым смертоносным вооруженным нападением на учебное заведение в истории Швеции.

12. Американцы Сейлор Гиллиамс и Брендан Вега вдвоем отправились в поход в окрестностях Санта-Барбары, но по неопытности заблудились. Связи не было, а из-за жары и отсутствия воды девушка осталась совсем без сил. Отправившись за помощью, Брендан сорвался со скалы и разбился.

А эти фото сделала группа опытных туристов. Уже вернувшись домой, они с ужасом заметили на заднем плане рыжеволосую девушку, без сознания лежащую на земле. Спасатели на вертолете отправились к месту трагедии, и Сейлор выжила.

13. Казалось бы, в том, что мальчик постарше ведет младшего за руку, нет ничего необычного, но за этим снимком скрывается страшная трагедия.

10-летние Джон Венеблс и Роберт Томпсон увели из торгового центра двухлетнего Джеймса Балджера, которого мать ненадолго оставила без присмотра, зверски , залили лицо краской и оставили умирать на железнодорожных путях, чтобы замаскировать убийство под несчастный случай от поезда.

Убийц нашли благодаря видеозаписи с камеры наблюдения. Преступники получили максимальный для их возраста срок - 10 лет, что крайне возмутило общественность и мать жертвы. Более того, в 2001 году они вышли на свободу и получили документы на новые имена.

В 2010 году стало известно, что Джон Венеблс был возвращен в тюрьму из-за нарушения условий досрочного освобождения.

Позже Венеблсу предъявили обвинение в хранении и распространении детской порнографии. Полиция нашла на его компьютере 57 соответствующих изображений. В надежде получить другую детскую порнографию Венеблс в интернете выдавал себя за 35-летнюю замужнюю женщину, хваставшуюся насилием над своей восьмилетней дочерью.

14. Кажется, что это обычное новогоднее семейное фото, - до тех пор, пока не приглядишься к заднему плану.

Снимок сделал филиппинский советник Рейнальдо Дагса. Убийца решил отомстить ему за то, что тот посодействовал его аресту за кражу автомобиля.

Именно фото помогло быстро опознать убийцу и снова отправить его за решетку.

15. Китайский репортер запечатлел туман на реке Янцзы и лишь после детального изучения фото обнаружил на нем падающего с моста мужчину. Как выяснилось позже, через несколько секунд за ним прыгнула его девушка.

16. Фотоаппарат с этим снимком был найден в стиральной машине 27-летнего Трэвиса Александра. Его убили в душевой посредством нанесения 25 ножевых ранений, в том числе в шею, и выстрела в голову.

В произошедшем обвинили его девушку Джоди Ариас, с которой он собирался порвать, но та его преследовала и буквально не давала прохода. Через два года следствия Ариас призналась в содеянном.

На других снимках, найденных на месте преступления, пара была запечатлена в сексуальных позах, а изображение Трэвиса в душе было снято в 17:29 в день убийства. На фотографиях, снятых всего минутами позже, Александр уже лежал в крови на полу.

17. Позирующие для фото отец с дочерью не знают, что в красной машине Vauxhall Cavalier позади них находится взрывчатка, которая сдетонирует через несколько секунд.

Этот теракт в августе 1998 года произвела нелегальная организация Подлинная Ирландская республиканская армия. 29 человек погибли, более 220 были ранены. Камеру с первым снимком нашли под завалами, а его герои чудом выжили.

В жизни каждого человека присутствует ряд наиболее важных событий, вокруг которого существует ореол таинственности. Это беременность и рождение детей у женщин, помолвки и свадьбы, болезни и смерть у всех людей. И именно из-за важности и относительной единичности каждого такого события, они обрастают суевериями и приметами.

История фотографирования мертвых

Традиция фотографирования покойников возникла в Европе во второй половине 19 века, и постепенно проникла в Россию. Связано это было с тем, что производство фотографий было делом дорогим и сложным, а также требовало много времени на подготовительный этап.

Позволить себе фото на память могли далеко не все, а только обеспеченные люди. Поэтому в случае смерти кого-либо из членов семьи, родственники вызывали фотографа на дом, одевали покойника в лучшую одежду, придавали ему позу, естественную для живого человека, усаживались рядом – и получали памятное фото.

В случае семей из более бедных слоев населения, фото на похоронах рядом с гробом включало в себя еще одну «опцию» — присутствие наибольшего количества родственников на одном фото. Похороны прошли, а память осталась.

Особо стоит сказать о традиции фотографировать мёртвых детей. Фотографий детей при жизни в то время практически не было, так как сам процесс подготовки, фокусировка и наведение объектива был очень долгим, а удержать подвижного маленького ребенка в одном положении сложно.

В трагических обстоятельствах родители хотели оставить себе память о ребенке, и заказывали фото уже покойного дитя.Хочется отметить, что смотреть на эти снимки не очень приятно, и возникает желание быстрее отвести взгляд.

Жутковатое впечатление создает придание покойнику «живого» вида, неестественного для мертвого тела положения, румянца и даже открытых глаз. А когда смотришь на фото покойников в гробу, кажется, что рассматриваешь фотографии из отчета судмедэксперта.

Фото мертвых сегодня

Церковь всегда относилась к съемкам мёртвых отрицательно. Связано это с устройством фотоаппарата, в котором присутствуют стекла и зеркала.

Примет, связанных с покойниками, в которых присутствуют зеркала и стекла – множество. Это и занавешенные на 40 дней зеркала в доме умершего, и открытые окна в комнате умирающего, и запрет смотреть на траурную процессию из-за стекла.

Любые суеверия рождает прежде всего невежество, и данный случай не исключение. Мало кто разбирался в оптике еще сто лет назад, поэтому зеркала, в которых отражается изображение человека, казались чем-то таинственным.

Что касается окон и дверей, то по славянской традиции, они являлись границами между мирами живых и мертвых (отсюда и запрет на передачу чего-либо через порог). Так появилась традиция завешивать зеркала в доме, где лежит покойник, чтобы душа умершего не увидела своего изображения, и не затерялась в зазеркалье, не имея возможности отойти в мир иной.

Запрет на взгляд на похороны через стекло связывают с «неуважением» к покойному, за которым подглядывают, вместо того, чтобы присоединиться к процессии и скорбью и поминанием помочь душе перейти границу.

Заметим, что в церквях нет зеркал, так как считается, что отражающие поверхности ослабляют молитву и забирают часть благодати себе. Это еще одна причина, по которой не стоит фотографировать умершего.

Конечно, делать ли фото покойного, решают родственники, но так как основные причины, по которым это делалось сто пятьдесят лет назад, сегодня отсутствуют, то и резонов «за» остается немного.

Вряд ли вам захочется вспоминать такое печальное событие часто, всматриваться в уже изменившиеся черты любимого человека, или в искаженные скорбью лица родных. Поэтому, чаще снимайте улыбающиеся или серьезные, но такие живые лица друзей и близких.

Это, пожалуй, самый спорный вопрос. Издавна мы привыкли к тому, что в домах наших бабушек, прабабушек и родителей на стенах висели многочисленные портреты и общие фотографии их предков и близких людей. В старину это не считалось чем-то опасным или предосудительным. Но сегодня развелось куча идей, относительно того, что фотографии умерших несут негативную энергетику и могут повлиять на здоровье и судьбу живых людей

Прежде всего, поговорим о портрете только что умершего человека для процессии похорон. Это должна быть фотография, которая нравилась и вам, и ему. Портрет можно обрамить в траурную рамку для фотографий или сделать на нем черную ленту в правом нижнем углу. После захоронения портрет усопшего обязательно должен простоять в его доме 40 дней. Что делать с портретом позже, решать уже его близким

Если по истечению этого времени рана об утрате еще слишком свежа, то фотографию лучше убрать до более спокойных времен. Если же родственники уже успели пережить свою потерю и совладали с нервами, то портрет можно разместить в гостиной или другой комнате, кроме спальниФотографии умерших родственников в доме - мнение церкви

Мнение церкви о фотографиях умерших родственников в доме

Православная церковь не видит ничего плохого в том, чтобы фотокарточки усопших родственников находились в доме их родных. Перед Богом мы все равны - и мертвые, и живые

Потому фотографии близких людей, особенно любимых и любящих, могут принести только кучу приятных воспоминаний и наполнить сердце чистотой и любовью. Если же утрата слишком тяжела, то на первых порах лучше убрать фото с глаз долой. Но избавляться от него навсегда совершенно не нужно. Придет время, когда облик ушедшего начнет расплываться и понемногу исчезать из памяти человека - вот тогда-то на помощь и придет его фото.

Также лучше спрятать на время фотографию умершего человека, на которого осталась обида или недопонимание. По истечению какого-то периода все отрицательные эмоции отойдут на задний план, и тогда можно будет лицезреть своего близкого с чистым сердцем.

Куда девать фотографии умерших родственников?

Конечно же, их нужно хранить. Вот если представить себе, что близкие великих писателей или других выдающихся людей не хранили бы их фотокарточек, как бы мы их себе представляли. Всегда интересно сверить нарисованный в своем воображении портрет известного человека с оригиналом. Так и в этой ситуации - наши внуки, правнуки и другие наследники захотят узнать, как выглядел их предок. В этом им и поможет фотография.

Сохраняя фотографии наших родственников, мы сохраняем частичку нашей истории, что будет немаловажным для наших отпрысков.

А вот вопрос о том, выставлять ли эти фотографии на всеобщее и наше, в том числе, ежедневное обозрение, остается открытым.

Можно ли вешать портреты умерших родственников на стену?

Экстрасенсы утверждают, что фотография покойного может стать порталом в потусторонний мир. Вывесив на стену портрет усопшего, мы можем приоткрыть дверь в мир мертвых. Если эта дверь будет постоянно открыта, то есть портрет будет всегда находиться на виду, живые люди, проживающие в доме, могут ощутить на себе энергетику мертвыхНекоторые родственники, развесившие на стенах фотографии своих покойных близких, утверждают, что их постоянно мучают головные боли, бессилие, различного рода заболевания. Все это может быть лишь надуманной теорией, а может и иметь долю правды.

Особо сильной энергетикой обладают фотографии, сделанные в день похорон. Не понятно, зачем вообще делать подобного рода снимки. Ведь на них лишь человеческие скорбь и горе. Такие фото вряд ли принесут добро и позитив в дом. От них лучше будет избавиться.

Как хранить фотографии умерших родственников?

Согласно наставлениям экстрасенсов хранить фотографии умерших родственников следует так:

Желательно отделить фотографии умерших от фотографий живых людей
Для фотографий покойников лучше выделить специальный фотоальбом или фотобокс
Если отдельного альбома нет, то лучше поместить такие фото в черный непрозрачный пакет или конверт
Если фотография общая и на ней есть еще и живые люди, то лучше вырезать из нее умершего и хранить его отдельно
Для того, чтобы фотография хранилась дольше, ее лучше заламинировать
Фотографии умерших можно отсканировать и хранить на отдельном носителе - диске, флэшке, сайте.

Мы живем в окружении фотографий. Фотографируем разные события своей жизни, близких, друзей. Но вот кто-то из них уходит. Для церемонии прощания выбирается портрет усопшего, который ставится в изголовье гроба. Он может быть в черной рамке или с траурной лентой в правом нижнем углу. Сам снимок должен быть хорошего качества. После похорон это фото обычно стоит на поминальном столике 40 дней. Дальше возникают вопросы, как быть с фотографиями почившего человека.

Надо ли хранить старые снимки

Некоторые считают, что через такое фото может осуществляться связь с Миром мертвых, куда ушел изображенный на нем. Они стараются убрать фото с глаз долой, полагая эту связь опасной. Держат их в черном пакете отдельно от снимков живых, вынимая изредка, чтобы посмотреть на милые лица. Другие идут еще дальше. Считают, что фото лучше уничтожить, сжечь. Это полный абсурд. Мы бы не знали, как выглядели Толстой, Есенин, наши предки, которых мы не успели увидеть, но чувствуем кровную связь с ними, молимся за них. Говорят, когда мы представляем земной облик человека, за которого молимся, наша молитва сильнее. В домах наших бабушек и дедушек висели фотографии на стенах, портреты и фото в рамках у интеллигенции, а в сельских домах это часто была одна большая рама со многими снимками. На них были и здравствующие родственники, и ушедшие в мир иной.

Христианские священники говорят, что для Бога все живы. Суеверия они считают грехом. Фотография ушедшего человека не может принести беду в дом. Особенно, если это был любимый и любящий человек, а фото только такого и захочется иметь на стене своей комнаты. При взгляде на него будут вспоминаться счастливые периоды, связанные с этим человеком, какие-то совместные дела и встречи. Конечно, иногда стоит убрать снимок в первое время, чтобы было меньше воспоминаний, и человек возрождался после потери к новой жизни. А потом, через время, когда боль перейдет в тихую грусть, повесить портрет. Но многие ли согласятся убрать фото близкого человека, даже и причиняющее боль? Психологи считают, что люди порой боятся вешать фото покойников, так как они напоминают о быстротечности жизни. Или бывает, что у человека возникает обида к ушедшему за то, что он его оставил, а обещал всегда быть вместе. Это вызывает негативные мысли. Потом проходит. Вот тогда портрет и займет свое место на стене. И конечно, надо хранить все старые снимки, иногда смотреть, вспоминать. Не надо жить прошлым, но и забывать свою жизнь не следует. Хранить снимки можно разными способами.

Как хранить фотографии умерших

Есть много способов хранения фотографий. Назовем основные

  • Это снимки в фотоальбомах.
  • Фотокниги, сделанные в честь какого-то события.
  • Можно в пластиковом контейнере с крышкой, разделенном на отсеки.
  • Если нет контейнера, подойдет простая коробка, например, из-под обуви.
  • Бумажные конверты тоже могут пригодиться.
  • В фотомагазинах продают специальные боксы для фотографий.
  • Можно выделить целый ящик комода для этой цели.

В каждом из указанных случаев надо позаботиться, чтобы к снимкам не проникал свет, помещение было сухим. Есть требования и к материалу тары, в которой хранятся фото. Бумага или картон должны быть бескислотные, а любые пластиковые материалы не содержать в своем составе клей ПВХ. Есть и другие условия хранения архивов. Дома их можно выполнить частично. Все равно бумажные фотографии вещь недолговечная, они выгорают, теряют цвета, появляются непонятные пятна. Предлагается ламинирование фото, но и это не панацея. Как же сберечь нашу память? Есть хороший выход, перенести фото на электронные носители. Это не означает, что бумажные фото надо выбросить. Ни в коем случае! Хорошо бы на их обратной стороне сделать надписи, если их нет. Когда сделано фото, кто изображен. Это и для себя, а главное, для потомков.

Сканирование старых фото

Мы пришли к выводу, что лучше всего, устроив по возможности хорошее хранилище фото, оцифровать фотографии. Первый шаг – сканирование. Перед работой надо снимок. Очистить, чтобы не было пыли и грязи. Проверить на это же стекло сканера. Далее производится непосредственно само сканирование. Указывается тип сканирования, определяется лучшее разрешение и так далее. Потом с ним можно будет поработать с помощью графического редактора. Он предоставляет большие возможности для реставрации.

Таким образом, порядок действия такой:

  • Непосредственно сканирование.
  • Сохранение снимка.
  • Его редактирование.

Имея цифровую копию фотографии, остается выбрать способ ее хранения. Это может быть диск, флешка и так далее. На сегодняшний день не придумано лучшего сохранения фотографий, чем в цифровом виде. Кстати, все эти проблемы можно решить в мастерской, там работают специалисты, которые непременно помогут, посоветуют, сделают все на самом высоком уровне.

Жанр посмертной фотографии был очень популярен в 19 веке, когда фотокамера была еще редким и дорогим удовольствием (так что для многих посмертный снимок оказывался первым и единственным). Чтобы сделать фотографию, приходилось долго позировать рядом с покойником, которого, кстати, чаще всего усаживали в кадр как живого. Это кажется странным, но задумайтесь: посмертная фотография близкого человека – единственное, что у его родных оставалось на память о нем.

Конечно, в первую очередь родные хотели оставить себе что-то на память об умершем. Это сейчас у нас такой нужды нет: мы и фотографируемся много, и видео снимаем. А тогда такой возможности у людей не было, вот и копили они на то, чтобы хоть после смерти сделать фотографию любимого родственника на память и положить в семейный альбом. Чаще всего безутешные матери заказывали фотографии умерших детей.

В то время на одну фотографию уходило от 30 секунд до 15 минут, и все это время нужно было сидеть рядом с покойником не шевелясь. Наверное, это было непросто – например, на этой фотографии рядом с мертвым малышом в кресле стоят старшие братья и рядом на стуле сидит сестренка. Тоже маленькие дети.

Благодаря большому времени экспозиции покойник на фотографии получался более отчетливо, чем окружающие его живые люди. Потому что как бы они ни старались не двигаться, добиться идеальной неподвижности нереально.

12. «Memento mori», или «Помни о смерти»

Помни о смерти, помни о том, что умрешь, и помни о мертвых. Возможно, посмертные фотографии были и своего рода напоминанием о том, что все люди смертны, смерть неизбежна и не стоит ее бояться. Для нас это звучит дико, но в то время такие настроения были обычными.

Чаще всего посмертные фотографии заказывались, когда умирал ребенок. Тогда детская смертность была очень высокой, еще не было прививок и антибиотиков, и дети часто умирали в младенчестве от инфекционных заболеваний. Поэтому и детей принято было рожать как можно больше, ведь шансы выжить были далеко не у всех. А еще часто умирали женщины в родах, и для них тоже делались посмертные снимки.

Конечно, все понимали, что человек мертв, но на фотографии он должен быть выглядеть по возможности как живой – чтобы родственники могли запомнить его таким. Покойникам придавали позы, предполагающие, что они заняты своим любимым делом… ну или, в крайнем случае, спят. Девушка на этой фотографии выглядит так, будто уснула, читая.

Мертвое тело невозможно усадить ровно, поэтому кто-нибудь вставал сзади и поддерживал его. Или использовали какие-нибудь поддерживающие механизмы.

Обычай класть в гроб любимую вещь покойного есть и сейчас. Вот и тогда на посмертных фотографиях рядом с детьми обязательно находятся их любимые игрушки и куклы, а рядом со взрослыми – их любимая книга или другой предмет, который они часто использовали.

Так как фотография была делом дорогим, часто на одной фотографии объединяли сразу нескольких умерших в одно время людей, чтобы не тратиться на отдельный снимок для каждого. На этой фотографии изображены мать и ее тройняшки. К сожалению, и мать, и двое из троих детей мертвы – возможно, из-за какой-нибудь эпидемии.

Посмертные фотографии было непросто снимать, требовался определенный навык и умения, так что стоили они весьма дорого. Нужно было заплатить фотографу за работу, реактивы, проявку и печать, и чаще всего семья получала одну-единственную фотографию, которую и хранила как зеницу ока.

Что такое некролог в газете, мы знаем. Обычно это краткое сообщение о смерти человека с указанием причины смерти, без подробностей, и с выражением соболезнования. Во времена, когда процветала посмертная фотография, было принято печатать в газетах более подробные некрологи с фотографиями post mortem и подробным описанием кончины. К тому же тогда еще не было таких способов сохранения покойников в течение длительного времени, какие есть сейчас. Тогда их хоронили как можно быстрее, и не все успевали приехать на похороны. В таких случаях подробный некролог был кстати.

Иногда не получалось придать умершему человеку вид живого на фотографии, и тогда ее дорабатывали вручную, раскрашивая его глаза. Это придавало таким фотографиям еще более ужасный вид. Фотографии были черно-белыми, а люди часто раскрашивали красным и розовым щеки покойника, чтобы придать ему жизни.

Иногда действительно мертвые на фотографии выглядят так же, как живые. И не отличишь. На этом снимке, видимо, мертв молодой человек справа, так как он стоит в более простой позе и за его спиной явно есть что-то, что его поддерживает в вертикальном положении. Так что если вы сразу поняли, что это он, — вы правы. Но если вы решили, что мертв молодой человек слева, — вы тоже правы. Позади него тоже стоит поддерживающая подставка. Да, на этой фотографии два покойника.

Домашние питомцы – часть семьи, и в те времена было точно так же. Так что ничего удивительного нет в том, что кто-то делал посмертные фотографии любимой собаки или кошки для семейного альбома. Это, конечно, только богатые люди могли себе позволить.

Неважно, в каком виде находился покойный, фотографию делали при любых обстоятельствах. Сохранилось много фотографий людей, обгоревших на пожаре или умерших от заболеваний, обезобразивших их внешность. Женщина на этом снимке выглядит так всего лишь по причине трупного гниения. Странно, что кто-то захотел фотографию родственницы в таком виде, но люди могли быть в полном отчаянии. И лучше хоть какая-то фотография, чем никакой, верно?