», созданного при поддержке НАСА, астронавты на МКС ведут съёмку планеты с низкой околоземной орбиты. На сегодняшний день они сделали более 1,8 миллиона снимков. На сайте «Портала» можно посмотреть 12 коллекций: «обсерватория Земли», «ледники», «вулканы», «кратеры», «снимки природных катаклизмов», «таймлапс-видео», «фото мировых столиц», «жизнь на станции», «инфракрасные изображения». В исторической коллекции можно увидеть фотографии Земли целиком, прохождение Венеры по диску Солнца в 2012 году и ночные снимки планеты. Самые ранние материалы архива были получены в ходе космической программы «Меркурий» в начале 1960-х.
Один из самых интересных инструментов архива - система наблюдения за Землёй , которая транслирует HD-изображение с нескольких камер, установленных на МКС. На сайте также можно пройти тест на знание географии « » и посмотреть , демонстрирующие отдельные участки Земли или космические явления.
Над проектом работает команда из семи человек. В разделе FAQ можно задать вопросы исследователям: насколько детализированным может быть снимок из космоса; какую фототехнику использует команда; почему астронавты не видят Северный и Южный полюса и не успевают сфотографировать звёзды.
Один из самых расхожих вопросов - «Видно ли из космоса Великую Китайскую стену?». На самом деле невооружённым глазом её не рассмотреть, но на фотографиях она видна - Китайская стена выглядит нитью толщиной в два пикселя.
{"img": "/wp-content/uploads/2015/01/nasa_011.jpg", "alt": "Gateway to Astronaut Photography 01", "text": "Ключевская сопка, Камчатка."}
{"img": "/wp-content/uploads/2015/01/nasa_021.jpg", "alt": "Gateway to Astronaut Photography 02", "text": "Ледник Сиачен, Гималаи."}
{"img": "/wp-content/uploads/2015/01/nasa_031.jpg", "alt": "Gateway to Astronaut Photography 03", "text": "Потухший вулкан Демавенд, Иран."}
{"img": "/wp-content/uploads/2015/01/nasa_041.jpg", "alt": "Gateway to Astronaut Photography 04", "text": "Вид Земли со станции."}
{"img": "/wp-content/uploads/2015/01/nasa_051.jpg", "alt": "Gateway to Astronaut Photography 05", "text": "Полный вид Земли."}
{"img": "/wp-content/uploads/2015/01/nasa_061.jpg", "alt": "Gateway to Astronaut Photography 06", "text": "Измерение глубины с Международной космической станции."}
{"img": "/wp-content/uploads/2015/01/nasa_071.jpg", "alt": "Gateway to Astronaut Photography 07", "text": "И в Северном, и в Южном полушариях во время поздних весенних и ранних летних сезонов мезосферные облака находятся в пике своей видимости. Из-за специфического блеска их называют серебристыми или ночными светящимися."}
{"img": "/wp-content/uploads/2015/01/nasa_081.jpg", "alt": "Gateway to Astronaut Photography 08", "text": "Время ностальгии. Последний полёт программы «Спейс шаттл» летом 2011 года."}
{"img": "/wp-content/uploads/2015/01/nasa_091.jpg", "alt": "Gateway to Astronaut Photography 09", "text": "Прохождение Венеры по диску Солнца."}
{"img": "/wp-content/uploads/2015/01/nasa_101.jpg", "alt": "Gateway to Astronaut Photography 10", "text": "Ураган «Иван», сентябрь 2004 года."}
{"img": "/wp-content/uploads/2015/01/nasa_11.jpg", "alt": "Gateway to Astronaut Photography 11", "text": "Исторический снимок стратовулкана."}
{"img": "/wp-content/uploads/2015/01/nasa_12.jpg", "alt": "Gateway to Astronaut Photography 12", "text": "Острова Глорьёз, Индийский океан."}
{"img": "/wp-content/uploads/2015/01/nasa_13.jpg", "alt": "Gateway to Astronaut Photography 13", "text": "Остров Буве - необитаемый вулканический остров в южной части Атлантического океана."}
{"img": "/wp-content/uploads/2015/01/nasa_14.jpg", "alt": "Gateway to Astronaut Photography 14", "text": "Италия ночью."}
{"img": "/wp-content/uploads/2015/01/nasa_15.jpg", "alt": "Gateway to Astronaut Photography 15", "text": "Города ночью."}
{"img": "/wp-content/uploads/2015/01/nasa_16.jpg", "alt": "Gateway to Astronaut Photography 16", "text": "Ночные огни над Россией."}
{"img": "/wp-content/uploads/2015/01/nasa_17.jpg", "alt": "Gateway to Astronaut Photography 17", "text": "Две области низкого давления, Северо-Восточный Тихий океан."}
{"img": "/wp-content/uploads/2015/01/nasa_18.jpg", "alt": "Gateway to Astronaut Photography 18", "text": "Река Амазонка в солнечном свете."}
{"img": "/wp-content/uploads/2015/01/nasa_19.jpg", "alt": "Gateway to Astronaut Photography 19", "text": "Пустыня Сахара после захода солнца."}
{"img": "/wp-content/uploads/2015/01/nasa_20.jpg", "alt": "Gateway to Astronaut Photography 20", "text": "Ледник Темпано, Южное Патагонское ледниковое плато."}
Изображения любезно предоставлены Earth Science and Remote Sensing Unit , Космический центр имени Джонсона, НАСА.
Класс: 6
Тема урока: Изображение земной поверхности на плоскости. Аэрофотоснимки и космические снимки. Географические карты
Цель:
Ученик должен знать/понимать: основные географические понятия и термины, различия планов и географических карт по содержанию, масштабу, способам картографического изображения
Ученик должен уметь: условные знаки плана и карты,читать план и карту, пользоваться масштабом, применять на практике полученные знания.
Оборудование: географические атласы, настенные географические карты
ХОД УРОКА
I . Оргмомент. Итак, ребята, мы с вами совершали воображаемые путешествия с помощью глобуса. Но глобус не всегда под рукой, его не положишь в карман, в рюкзаке он занимает слишком много места. Что же делать?
II . Изучение нового материала
Одним из наиболее совершенных изображений земной поверхности является географическая карта.
Как показать на листе бумаги большие участки земной поверхности?
Географическая карта - чертеж большого участка земной поверхности, выполненный по специальным правилам. Эти правила во многом совпадают с правилами построения плана. Как и план, карта строится в масштабе с использованием условных знаков.
Карта гораздо менее подробна, чем план местности. Одному сантиметру карты могут соответствовать десятки и сотни километров, тогда как одному сантиметру плана, как правило, десятки и сотни метров. Глобус удобен, когда мы хотим рассмотреть Землю целиком, план - когда мы работаем с небольшим участком местности. Значительные по площади территории изображают на географических картах. Географическая карта схожа с планом в том, что поверхность Земли тоже изображается на плоскости, в масштабе и с помощью условных знаков. Однако, по сравнению с планом, карта обладает рядом очень важных отличительных свойств.
Во-первых, карта далеко не так подробна, как план. Из-за того, что на карте изображают крупные по размерам территории, приходится использовать обобщение, и более мелкий масштаб. На карте показаны не все, а только главные объекты или явления. Одному сантиметру на карте могут соответствовать реальные расстояния от десятка до сотен километров.
Во-вторых, многие условные знаки, которыми пользуются при составлении карт, отличаются от тех, которые приняты на планах. Например, на плане зеленым цветом изображаются леса, а на физической карте полушарий и России - наиболее низкие места суши - низменности. Океаны, моря и их части на картах показаны в виде четко очерченных контуров голубого (синего) цвета, горы - разными оттенками коричневого. Чтобы показать разную глубину морей и высоту гор, на картах применяют шкалу высот и глубин и метод послойной окраски.
Условные знаки с их расшифровкой образуют легенду карты. Слово «легенда» обозначает «то, что читают». Легенда - это ключ, с помощью которого раскрывается содержание карты. Работу с картой всегда нужно начинать с изучения ее легенды.
- Итак, что же мы видим в легенде карты? (прежде всего шкалу глубин и высот, которая показывает высоту места)
- Что обозначает зеленый цвет?
- Почему зеленого цвета два оттенка?
- Какими еще цветами представлена карта? Что они обозначают?
Наибольшая трудность при построении карты заключается в том, что на плоском чертеже необходимо изобразить выпуклую земную поверхность. При этом неизбежно возникают искажения. И чем большую территорию изображают на карте, тем больше становятся искажения. Если вам удастся аккуратно снять шкурку с апельсина, надрезав ее вверху вниз, попробуйте разложить шкурку ровно на листе бумаги. К сожалению, она порвется, прежде всего, по краям. Это происходит потому, что выпуклую поверхность нельзя сделать плоской без искажений. Обратите внимание, например, как по-разному выглядят Австралия и остров Гренландия на глобусе и на карте океанов. Чем ближе к полюсам, тем заметнее искажения на этой карте.
Первым эту непростую задачу решил древнегреческий ученый Архимед. Именно он разработал первую проекцию - способ перехода от изображения на шаре к изображению на плоскости. Проекций существует великое множество. Карты, созданные в различных проекциях, отличаются рисунком параллелей и меридианов.
Как изменялись карты на протяжении истории человечества?
Первые чертежи земной поверхности появились раньше, чем зародилась письменность. В первобытном обществе эти чертежи были очень просты. На них указывали места охоты, главные дороги, реки. Истоки современной картографии следует искать в Древней Греции. Ведь именно древнегреческие ученые указали на шарообразность Земли, вычислили ее размеры, предложили использовать систему параллелей и меридианов и, наконец, создали первую «настоящую» карту с градусной сетью.
Первое собрание карт было помещено в труде древнегреческого философа и астронома Клавдия Птолемея «География». С этих пор карты стали использоваться не только в научных, но и в практических целях (для сбора налогов, подсчета площадей и расстояний).
В средние века картография, как и наука в целом, была предана забвению. Второе рождение картографии связано с эпохой Великих географических открытий. По картам плыли и шли первооткрыватели, на них наносили новые земли, устанавливали границы новых владений. Изобретение печати позволило быстро тиражировать карты. Карта перестала быть единичным произведением искусства. Она сделалась массовой и общедоступной.
Неоценимый вклад в развитие картографии в средние века внес голландский картограф Герард Меркатор. Он создал проекцию, на которой все углы показаны без искажений. Эта проекция прославила его имя.
За время существования картографии технология изготовления карт изменилась. Сначала их рисовали вручную на основе непосредственных измерений земной поверхности. В первой половине XX в. на помощь картографам пришла аэрофотосъемка. Сейчас картографическая информация поставляется в основном искусственными спутниками Земли, а обрабатывается автоматически с помощью компьютеров.
В памяти компьютера хранятся координаты миллионов точек земной поверхности, очертания рек и гор, морей и озер, границ государств и природных комплексов. Из этих точек и линий по принципу конструктора и строится новая карта. Картографу достаточно лишь выбрать, что необходимо изобразить на карте в соответствии с ее назначением и масштабом.
Например, на политической карте необходимы административные границы и города, а на карте растительности лучше показать границы заповедников и национальных парков.
Компьютерные карты имеют целый ряд очевидных преимуществ перед картами, созданными традиционным способом. Их отличает высокая точность. Они быстро создаются. Компьютерные карты почти не успевают «стареть». Любое изменение географических названий, границ, очертаний объектов в считанные часы может быть отражено на карте. Компьютерная карта позволяет быстро переходить от одного масштаба к другому и от одной проекции к другой.
Поскольку компьютерная карта существует в электронном виде, она очень доступна, компактна и совместима с большинством компьютерных программ. В случае, когда компьютерная карта дополняется текстовым материалом, таблицами, программами для построения схем и графиков, получившийся компьютерный продукт называют геоинформационной системой или сокращенно ГИС. При помощи ГИС можно быстро и рационально составить план строительства новых дорог, городских кварталов, определить наиболее выгодный способ использования земли, вести наблюдения за районами возникновения опасных природных явлений.
Картография сегодня - это не только наука о карте, но и технология. Раньше на создание карт уходили годы. В результате развития компьютерной техники появились электронные карты и атласы, отображаемые на экране компьютера. Пользоваться ими очень удобно. Карты можно не только рассматривать и перелистывать, но и совмещать одну с другой, уменьшать или увеличивать. Огромное количество картографической информации хранится в компьютерных базах данных. Это позволяет за короткое время создавать самые разнообразные карты и пользоваться ими вместе с текстовой или другой графической информацией.
Как лучше всего получить точное плоское изображение земной поверхности? Для нас, жителей третьего тысячелетия, ответ на этот вопрос достаточно прост: надо сфотографировать ее сверху.
Съемка земной поверхности с самолетов позволяет получать подробное изображение всех деталей местности.
- Давайте рассмотрим рисунок 27а на странице 30 ваших учебников. Что вы видите на этом снимке?
Удобно ли работать с таким источником информации?
Космические снимки делают со спутников, движущихся по орбитам вокруг Земли.
На космических снимках хорошо видны скопления облаков и гигантские воздушные вихри, зоны наводнений и лесные пожары. Геологи по космическим снимкам выявляют зоны разломов на поверхности Земли, с которыми связаны месторождения полезных ископаемых, вероятные землетрясения.
От высоты, на которой летит спутник, зависит охват снимаемой территории и масштаб снимков. Чем выше от Земли летают спутники, тем меньше масштаб снимков и детальность их изображения (рис. 28 на стр. 31 учебника).
Географические объекты на космических и аэрофотоснимках представлены в непривычном для нас виде. Распознавание изображения на снимках называют дешифрированием. В дешифрировании все большую роль играет компьютерная техника. С помощью космических снимков составляют географические планы и карты.
Итак, что же такое географическая карта?
Географическая карта - это обобщенное уменьшенное изображение Земли или большого участка ее поверхности на плоскости с помощью условных знаков .
Карты очень многообразны. На многих картах, кроме изображения поверхности определенной территории, показаны размещение и связи самых разных природных и общественных явлений. Например, на картах России можно отдельно показать национальный состав населения, состав лесов и их состояние и многое другое.
Географические карты различаются по пространственному охвату территории
Размерам изображенной территории
Мировые и полушарий Материков, океанов и их частей Государств и их
частей
На рисунке 29, стр 33 учебника показаны карты различных масштабов . Вы видите, что:
Чем большее пространство надо изобразить, тем мельче должен быть масштаб;
Чем мельче масштаб, тем менее подробно содержание карты.
В зависимости от масштаба различают карты:
Крупномасштабные - от 1:10000 до 1: 200 000;
Среднемасштабные - от 1:200 000 до 1: 1 000 000;
Мелкомасштабные - мельче 1: 1 000 000.
Самый мелкий масштаб используют для карты мира. По пространственному охвату выделяют карты мира, карты материков и океанов, отдельных стран и их частей.
По масштабу
Крупномасштабные Среднемасштабные Мелкомасштабные
Очень многообразны карты по содержанию. Они могут быть общегеографические и тематические.
По содержанию
Общегеографические Тематические
На общегеографических картах отображен общий облик пространства - горы, равнины, реки, моря и другие важнейшие природные объекты. Тематические карты посвящены отдельной теме. Например, карта землетрясений и вулканов, карта природных зон, политическая карта, на которой показаны страны мира. Существуют и разные контурные карты - на них нанесены только контуры, очертания географических объектов. Эти карты будете в дальнейшем использовать и вы, нанося на них необходимую информацию.
Атлас - это собрание географических карт разной тематики для единой территории: мира, страны, района. Часто атласы дополнены графиками, фотографиями, схемами, профилями. Для изучения географии в школе атлас чрезвычайно важен. Слово «атлас» введено Герардом Меркатором в XVI в. В честь мифического короля Ливии Атласа, якобы изготовившего небесный глобус.
Итак, КАРТЫ РАЗЛИЧАЮТСЯ ПО МАСШТАБУ, РАЗМЕРУ ТЕРРИТОРИИ И СОДЕРЖАНИЮ.
Известный английский писатель Р. Л. Стивенсон писал: «Говорят, некоторые люди не интересуются картами - я с трудом этому верю». Старые ли карты, компьютерные ли их изображения - все они являются орудием познания и средством, позволяющим людям взаимодействовать друг с другом. Карта - выдающееся создание человеческой мысли
К страшным последствиям может привести неправильно созданная карта. Известный путешественник Витус Беринг поплатился жизнью, доверившись ошибочной карте, на которой к югу от Камчатки была показана «Земля Гамы», Напрасно проискав три недели эту землю, он попал в шторм и погиб во время вынужденной зимовки.
Карту нельзя заменить никаким описанием. Она точно передает географическую информацию, наглядна, позволяет изучать пространственные взаимосвязи, планировать и прогнозировать многие явления и процессы.
III . Практическая работа
1. Изучите свой школьный атлас. Опишите виды географических карт, заполнив таблицу в тетради.
Вид географических карт атласа
Что изображено
1. Физическая карта полушарий
2. Физическая карта России
3. Политическая карта мира
2. Когда и почему возникли географические карты?
3. Что называется географической картой?
4. Какими свойствами обладает карта?
5. Как различаются карты по масштабу?
6. О чем рассказывает легенда карты?
7. Выберите две особенности, которые отличают мелкомасштабную карту: а) изображаются небольшие участки территории; б) учитывается кривизна шарообразной поверхности Земли; в) присутствует градусная сетка; г) используется крупный масштаб.
8. Карта масштаба 1:500000 относится к: 1) крупномасштабным; 2) средне-масштабным; 3) мелкомасштабным.
9. Проанализируйте физическую карту вашей области, края и сделайте вывод, к каким картам по масштабу она относится.
10. По физической карте России определите масштаб - численный, именованный и линейный.
11. Распределите карты по мере уменьшения подробности и охвата изображаемой территории.
1) М - 1:1000000 3) М - 1:250000
2) М - 1:10000 4) М - 1:100000
IV . Задания на дом: § 9-10
Задание
«1915 года, марта месяца 16 дня, в широте 79° и в долготе от Гринвича 90° с борта дрейфующего судна «Святая Мария» при хорошей видимости и ясном небе была замечена на восток от судна неизвестная обширная земля с высокими горами и ледниками», - сообщает рапорт начальника экспедиции капитана Татаринова. Определите, какая земля (острова) была открыта этой экспедицией.
Выполнение задания
1. Учтите, что экспедиция проходила в Карском море. Определите, к какой широте и долготе относятся сообщенные в рапорте координаты.
2, Откройте в своем атласе карту России. Определите, где на этой карте подписаны долготы и широты.
3, Найдите на карте точку пересечения параллели 79° с. ш. и меридиана 90° в. д.
4. Карандашом обозначьте найденную точку. Скажите, какую ранее неизвестную землю (острова) открыла экспедиция капитана Татаринова.
Как описать местоположение объекта на карте?
Важно не только суметь найти объект на карте, но и описать, где он находится. При описании положения объектов на карте вы можете использовать следующее правило: все объекты, лежащие на меридианах, расположенных слева от данного, находятся западнее него, справа от данного - восточнее; все объекты, лежащие на параллелях, расположенных выше данной, находятся севернее нее, ниже - южнее.
5. В каком направлении от открытых экспедицией Татаринова островов находится ближайший обозначенный на карте город? Как он называется?
6. В каком направлении следовало двигаться шхуне «Святая Мария», чтобы достичь ближайшего мыса на побережье? Как называется этот мыс? Определите расстояние до него (в километрах).
7. Какое положение открытые острова занимают относительно островов Новая Земля? Новосибирских островов?
8. В какой части Карского моря находятся открытые острова?
Дополнительный материал к уроку
Использование карт при научных исследованиях
Научные исследования
Примеры использования карт
Геологические и геоморфологические
Изучение особенностей пространственного размещения материков, океанов, горных систем, срединно-океанических хребтов, анализ их формы, положения относительно системы координат и полюсов, распределения по полушариям, симметричности и асимметричности, зональности и т.д. Получение сведений в ходе измерений по картам о средних, максимальных и минимальных размерах планетарных форм: высотах, глубинах, площадях, объемах, геофизических характеристиках и связях между ними. Выявление на картах с помощью специальных приемов месторождений полезных ископаемых. Изучение карт Земли, Луны и планет земной группы Cолнечной системы для обнаружения сходства в их строении, выявления элементов подобия и различия планетарных структур для предсказания строения и рельефа планет. Использование карт рельефа для сельскохозяйственного освоения территорий и мелиораций, для проектирования сооружений и различных видов строительства.
Физико-географические и ландшафтные
Изучение структуры и районирования природных комплексов, установление взаимосвязей между отдельными элементами этих комплексов. Сопоставление ландшафтных карт с другими природными и социально-экономическими картам и с целью получения оценки природных условий для сельскохозяйственного освоения, планировки противоэрозионных и гидромелиоративных мероприятий, развертывания капитального строительства, создания оздоровительных и туристских комплексов. Изучение по картам территорий-аналогов для выявления закономерностей в малоизученных или труднодоступных территориях.
Океанологические и гидрологические
Морфометрическое изучение дна океана, анализ распределения высот и уклонов шельфов, склонов, котловин, крупнейших форм подводного рельефа. Изучение течений, взаимодействия между атмосферой и водными массами, вычисление биомассы и т.п. Изучение русловых процессов, строения и развития пойм, речных систем, бассейнов. Изучение динамики процессов, происходящих в речных бассейнах. Изучение гидрологической характеристики озер и водохранилищ.
Почвенные и геоботанические
Характеристика почвенного и растительного покрова, соотношение площадей, занятых теми или иными почвенными или растительными ассоциациями. Анализ взаимосвязи контуров на картах почв, растительности и других природных компонентов. Изучение размещения почв для сельскохозяйственного освоения территории и использования земель.
Медико-географические
Изучение пространственного распространения болезней, очагов эпидемий. Установление связи между распространением болезней и природными и социальными факторами, способствующими их возникновению. Предсказание скорости распространения инфекций.
Социально-экономические
Анализ особенностей расселения, типов населенных пунктов, плотности населения и т.д. Территориальное планирование долгосрочного развития хозяйства, промышленного и городского строительства. Экономическое районирование.
Историко-географические
Количественная характеристика явлений исторического прошлого. Получение представлений об административно-территориальном устройстве, развитии городов, портов, промышленных районов, торговых связей и т.д.
Исследования окружающей среды
Рациональное использование и охрана окружающей среды, комплексного исследования океанов и морей, прогнозирования стихийных бедствий. Изучение загрязнений окружающей среды. Изучение влияния человека на природные комплексы. Мониторинг и разработка мероприятий по предотвращению опасных явлений, сохранению и воспроизводству природных ресурсов.
Способ обучения сопоставлению карты с местностью и учебное пособие для его осуществления
Тема урока:Изображение земной
поверхности на плоскости.
Аэрофотоснимки и
космические снимкиЦель урока:
Познакомиться с различными видами
изображений Земли и научиться
распознавать их по снимкам
План
Плоские изображения Земли (фотографии)
Отличие модели Земли от ее плоского
изображения
Особенности аэрофотоснимков и
космических снимков
Распознавание изображение по снимкам
(Практическая работа)
Съемка земной поверхности производится с:
С самолетаС дирижабля
Со спутника
С орбитальной станции
Спутниковая фотосъёмка - фотографирование Земли или других планет с помощью спутников
Искусственныйспутник Земли (ИСЗ)
беспилотный
космический аппарат,
вращающийся вокруг
Земли по собственной
орбите.
В России для
фотосъёмки
использовались
спутники серии Дон
Энвисат, Envisat -спутник, построенный Европейским Космическим Агентством Европейским для исследования Земли из космоса
Аэрофотосъёмка - фотографирование территории с высоты от сотен метров до десятков километров при помощи аэрофотоаппарата,
Ан-30 предназначен для аэрофотосъёмочных и аэрогеофизических работ.
В средней частифюзеляжа
оборудованы пять
остеклённых
фотолюков, из которых
можно производить
плановую и
перспективную
аэрофотосъёмку.
Аэрофотосъёмка
выполняется в
масштабе от 1:5000 до
1:200000
Ил-14ФК - самолёт для аэрофотосъёмки. Отличался наличием специального пилотажно-навигационного оборудования, 3 фотоаппаратами
Беспилотные летательные аппараты используются в разных странах мира для аэросъемки в военных и гражданских целях, в качестве
Дирижабль - летательный аппарат с двигателем, легче воздуха. Дирижабль Au-30 - на 2009 год крупнейший российский дирижабль
Остров Мадагаскар (космоснимок)
Особенности изображения о.Мадагаскар на глобусе и космоснимке
Особенности изображенияМодель
Земли
Космоснимок
1.Вид сверху
+
+
2. Изображены все предметы, видимые
сверху
_
+
3. Изображены только важные предметы
местности
+
_
4. Предметы изображены так, как они
выглядят в действительности
_
+
5. Предметы изображены условными
знаками
+
_
6. . Имеются буквенные и цифровые
обозначения
+
_
7. Можно точно узнать расстояние
+
_
Геоинформационная система- это комплекс цифровых карт, «привязанной» к ним статистики и программных средств, позволяющих
Google ПланетаЗемля - проект
компании Google, в
рамках которого в
сети Интернет были
размещены
спутниковые
фотографии всей
земной поверхности
Класс: 6
Цели урока
:
Образовательные
: 1.Познакомиться с различными видами снимков Земли и научиться распознавать их
Развивающие
: 1.Развивать умение распознавать, изучаемые объекты на фотографиях, анализировать и сравнивать их, а так же продолжить развивать умения работы с глобусом
Воспитательные
: Способствовать формированию экологического мировоззрения, информационной компетентности учащихся.
Оборудование : глобус, компьютер, геоинформационная программа Google Планета Земля, мультимедийный проектор и параллелей.
Методы ведения урока:
репродуктивный, практический.
Формы ведения урока : беседа, практическая работа, самостоятельная работа, индивидуальная работа, работа в парах.
Тип урока.
Изучение нового материала.
Ход Урока.
1. Организационный момент. (2 мин)
Здравствуйте ребята! Я рада нашей с вами встрече. Тема нашего сегодняшнего урока: «
Изображение земной поверхности на плоскости. Аэрофотоснимки и космические снимки.»
Давайте вспомним с какой моделью нашей планеты мы познакомились? (глобус- уменьшенная объемная модель Земли). А что мы уже умеем? (определять географические координаты).Сегодня вы познакомитесь с плоскими изображениями Земли- космо и аэроснимками, и научитесь работать с ними.(слайд 1)
2. Проверка домашнего задания
.
Но сначала повторим ранее изученный материал.
Индивидуальные задания получают 4 ученика.(Работа с глобусом по карточкам. Приложение 1
), а в это время мы с вами побеседуем, и в ходе нашей беседы разгадываем кроссворд: «Градусная сеть»
Итак, кто первый предложил наносить на изображения земной поверхности условные линии- параллели и меридианы. (Эратосфен – древнегреческий ученый).
А теперь обратим внимание на кроссворд. (Приложение 2)
По горизонтали. 1. Окружность, проведенная параллельно экватору
.(параллель)
По вертикали. 1. Полуокружность, проведенная через полюса
(меридиан)
Вспомните на какие стороны горизонта указывает параллель и меридиан (параллель показывает направление с Зна В, меридиан с С на Ю).
2 по горизонтали: Самая большая параллель
.
Вспомните как называется начальный меридиан, и почему он носит такое название? (Нулевой)
На какие полушария два полушария делит экватор и нулевой меридиан Землю? (экватор С и Ю, нулевой- Западное и Восточное)
По вертикали 2. Как называется сеть состоящая из условно пересекающихся линий- параллелей и меридианов, которые нанесены на глобус и карту
. (градусная)
Определите по картам атласа через какое число градусов нанесена сеть на физической карте полушарий. (через 10 либо 20 градусов).
Сколько параллелей меридианов можно провести через одну точку? (1 параллель и один меридиан)
По горизонтали 3. Расстояние к северу или к югу от экватора выраженное в градусах
(широта)
По вертикали 3. Расстояние к западу или к востоку от нулевого меридиана, выраженное в градусах
.
По горизонтали 4: Величина, которая показывает, во сколько раз расстояние на глобусе уменьшены по сравнением с реальным
.(масштаб)
4 по вертикали: Уменьшенная объемная модель Земли
(глобус)
3. Изучение нового материала.
3.1.Рассказ учителя с элементами беседы. Тема сегодняшнего урока: « Цель урока. План урока»
(СЛАЙД1-3).
3.2.
Мы познакомились с одной из моделей Земли- глобусом. Однако использование его для решения большинства практических задач неудобно. Главное достоинство глобуса-объёмность - это и его недостаток. Для получения очень подробного изображения земной поверхности глобусы должны быть огромных размеров. Поэтому чаще всего люди используют плоские изображения поверхности Земли. Как лучше всего его получить? Надо сфотографировать Землю сверху. Землю фотографируют с самолетов, с орбитальных станций, дирижаблей. (СЛАЙД 3-10).
Рассказ о летательных аппаратах, и видах съемки.
3.3.
Географические объекты на космических и аэрофотоснимках представлены в непривычном для нас виде. Давайте сравним особенности изображения местности на глобусе и космоснимке. (СЛАЙД 11, 12).
Работа в парах.(Приложение 3)
Особенности изображения острова Мадагаскар
Если вы согласны с утверждением поставьте +.
Небольшой вывод.
3.4. (СЛАЙД-14)
Съемка земной поверхности с самолетов позволяет получить подробное изображение всех деталей местности. Космические снимки делают со спутников, движущихся по орбитам вокруг Земли, С помощью программы Google Планета Земля, посмотрим как выглядят наша планета, в частности наш микрорайон. (СЛАЙД-13).
Рассказ о геоинформационной программе Google Планета Земля. (Переключаемся на о геоинформационную программу Google Планета Земля.) Рассматриваем как выглядит наш микрорайон с борта самолета, летящего на высоте 7.4 км, и с борта МКС (высота 351км).
3.5.
С летательных аппаратов делаются снимки Земли. От высоты, над которой летит спутник либо самолет, зависит охват снимаемой территории и масштаб снимков. Чем выше от Земли летают спутники, тем меньше масштаб снимков и детальность их изображения. (СЛАЙД -15)
Давайте посмотрим как выглядит наш микрорайон снятый:
-дирижабля летящего на максимально допустимой высоте 2500 м
- с борта самолета ИЛ-14 летящего на высоте 7400 м,
-со спутника серии «Дон» находящийся на высоте 306 ,
-с борта метеоспутника «Метеор» находящегося на высоте 625 км
-с борта МКС 351 км.
Посмотрите как выглядит наш микрорайон с предельно низкой высоты, снимок сделан с вертолета, пролетавшего над нашим микрорайоном на предельно низкой высоте. (СЛАЙД 15-21)
В нижней панели высвечивается высота камеры над земной поверхностью
Все эти аппараты поднялись на предельную высоту, у каких аппаратов изображение получится более крупномасштабным, а у каких более мелкомасштабным? Выпишите летательные аппараты в порядке убывания детальности и масштабности снимков, полученных этими аппаратами. (Приложение 4)
(на магнитной доске прикрепить летательные аппараты в нужном порядке)
3.6.
Распознавание объектов на снимке называют дешифрованием. Давайте попробуем распознать основные объекты нашего микрорайона. В программе Планета Земля, я буду метками указывать основные объекты (МОУ СОШ 24, Почта, детский сад, 26 ЦНТИ). (Если есть возможность можно посадить каждого ребенка за компьютер.)
3.7.
По мимо нашей планеты существуют снимки других планет например-Марс. Что мы можем сказать о планетах, посмотрев на их космоснимки. (СЛАЙД 22, если интернет подводит).
Переключаемся вGoogle Планета Земля на изображение Марса.
Давайте сравним как выглядят эти планеты на снимках из космоса.
Глобус достаточно точно отображает очертания суши Земли, но применять его не всегда удобно. Более практично дать об-рисовку Земли и её частей на плоскости, бумаге.
Рассмотрим в атласе изображение поверхности Земли — рисунок и план местности (рис. 14, 15), аэрофотосни-мок (рис. 16), космический снимок (рис. 17) и географическую карту (рис. 18). Чем они отличаются между собой?
Аэрофотоснимок — это фотография местности, которую делают из самолёта или другого летательного аппарата с помощью специального аэрофотоаппарата в соответству-ющем масштабе.
Аэрофотоснимок используют во время географических и геологических исследований, инженерных поисковых работ, а также при составлении топографических карт.
Космический снимок — это фотография земной поверхно-сти или всей планеты, которую делают автоматической фотоаппаратурой из искусственных спутников Земли.
Космические снимки дали возможность составить карты нового типа (космофотокарты). На их основе развивается такая отрасль науки, как космическая картография. В частности, есть подробные карты Луны, Венеры, Меркурия, Марса. На плане местности все предметы и объекты воспроизводят общепри-нятыми условными знаками.
План местности — это изображение небольшого участка местности с помощью условных знаков и в масштабе.
Рис. 16. Аэрофотоснимок местности |
Рис. 17. Космический снимок |
На географической карте, как и на плане местности, объек-ты также показывают условными знаками.
Географическая карта — это изображение необходимой территории или всей планеты с помощью условных зна-ков и в определённом масштабе.
Совокупность условных знаков и их разъяснения называют легендой карты . Все виды условных знаков делятся на контурные, внемасштабные, линейные . Контурные зна-ки передают действительные размеры объекта, состоят из контура, заполненного цветом или штриховкой. Например, лес, болото, озеро — на плане местности, горы, равнины, кон-туры материков — на географической карте. Внемасштабные знаки в виде геометрических фигур, симво-лов, рисунков показывают объекты, которые нельзя обозначить в масштабе плана или карты. Например, родник, колодец, шко-ла на плане местности, знаки полезных ископаемых и населён-ных пунктов, вершины гор. Линейные знаки передают на плане и карте линейные объекты: дороги, реки, границы и др. В масштабе показывают только их длину, но не ширину. В зависимости от величины изображаемой территории и размеров самой карты используют различные масштабы. Чем мень-ше территория и чем больше деталей в её воспроизведении, тем крупнее масштаб карты. Она называется крупномасштабной . Такой масштаб имеют планы местности (1: 5000 и более). Крупномасштабными бывают и топографические карты (от 1:5000 до 1: 200000) (рис. 19). На рис. 19 — масштаб крупнее, а на рис. 18 — меньше. На таких картах детально изображают небольшую терри-торию. Используются они в военном деле, строительстве, при прокладывании дорог, в сельском хозяйстве, туристических походах и т. д. Карты с масштабом от 1:200000 до 1:1000000 называют среднемасштабными (рис. 20).
Рис. 18. Физическая карта |
Рис. 19. Топографическая карта (масштаб 1: 10 000) |
Но чаще всего человеку необходимо показать на карте огром-ные территории материков, отдельные страны или их регионы, а иногда и всю планету. Тогда используют мелкий масштаб, а карты называют мелкомасштабными (рис. 21). Карты школьных атласов, стенные карты — мелкомасштабные. Например, масштаб карты полушарий в школьном атласе — 1:90 000000 (в 1 см —900 км), карты Украины— 1:6 000000 (в 1 см — 60 км). Обрати внимание, что масштаб первой карты мельче, а второй — крупнее.
На плане и карте невозможно показать все мельчайшие объек-ты на местности. Они мешали бы читать изображения. Поэтому на план и карту наносят только основные из них, т.е. изображение обобщают. Чем мельче масштаб карты, тем больше обобщен-ность. Материал с сайта
План и карта — это уменьшенное изображение земной по-верхности на плоскости, выполненное в масштабе.
Географические карты с изображением природных объек-тов (материков, океанов, гор, равнин, рек, озер и др.) называют физическими . Например, физическая карта полушарий, физическая карта Украины.
Существует несколько видов изображения Земли или её отдельных уча-стков: глобус, план местности, географическая карта, рисунок, аэрофотос-нимок, космический снимок.
На этой странице материал по темам:
Чем отличается аэрофотоснимок и план местности
Чем отличается план местности от снимка с космоса
Чем отличается космический снимок от аэрофотоснимка
Космический снимок местности в масштабе 1: 5000 фото
Вопросы по этому материалу: