Трудовые отношения

Как открыть автосалон с нуля. Затраты и прибыль

О том как открыть свой собственный, успешный автосалон рассказывает предприниматель из Москвы Руслан Гитязев. Руслан начинал свой бизнес десять лет назад, организовав салон по купле-продаже подержанных автомобилей, арендовав небольшую открытую площадку в бывшем закрытом учреждении. Через несколько лет его салон уже стал продавать и новые автомобили иностранного и отечественного производства. Сейчас у Руслана два автомобильных салона один из которых расположен в Подмосковье.

Бизнес по продаже автомобилей – очень выгодный бизнес!

Открытие своего автосалона – это весьма перспективный, интересный, но одновременно с этим рисковый вид бизнеса. При организации такого дела необходимо быть готовым к определенной бумажной волоките и весьма внушительным затратам.

Кроме этого, желательно составить бизнес-план автосалона, без которого все дальнейшие действия будут похожи на авантюру.

Инструкция открытия нового автосалона

Назначение и цели

Задачи и цели автосалона вполне понятны – реализация машин одной или нескольких марок, продажа аксессуаров для них и автомобильных запчастей, а также дальнейшее обслуживание.

При этом ваша задача – определиться, какие автомобили будете продавать и от какой дилерской сети работать.

Написание бизнес-плана автосалона и его пошаговое исполнение – залог успеха столь ответственного и рискового бизнеса.

Вы должны четко понимать, какие ожидают затраты, на какую прибыль рассчитывать, какие документы собирать и как реализовать остальную часть задач.

Основные этапы оформления

При открытии автосалона необходимо пройти несколько простых этапов:

  • найти землю под строительство нового здания (арендовать и переоборудовать уже существующую постройку);
  • подобрать подходящего дистрибьютора для дальнейшего сотрудничества;
  • купить все необходимое оборудование и установить его;
  • нанять и обучить персонал;
  • провести необходимые рекламные компании для привлечения клиентов;
  • сформировать ценовую политику и вести успешную торговлю.

Создаем недорогой бизнес-план автосалона

Говорит Руслан Гитязев: «Я как владелец успешных автосалонов работающих на рынке Москвы и Московской области вот уже больше десяти лет с полной ответственностью заявляю – у каждого предпринимателя в обязательном порядке должен быть на руках свой собственный бизнес-план того бизнеса который он собирается развивать.

Обязательно!

Пусть даже если это небольшая пивная точка, с одним или двумя кранами. Без бизнес-плана можно очень быстро прогореть и уже никогда больше «не подняться» на новый бизнес».

Выбор месторасположения

Одним из наиболее ответственных моментов является выбор места под салон. Лучший вариант – открытие бизнеса в людном месте, к примеру, на оживленных автомобильных магистралях.

Особое внимание уделите удобству подъезда машин и наличию остановок общественного транспорта. При этом тратить деньги на поиски и аренду здания в центре городе нет никакого смысла.

Главная причина – дороговизна. Как показывает практика, окупить высокую аренду будет весьма сложно. Как правило, большая часть людей живет в спальных районах – вот на них и необходимо делать основной упор.

Вариантов есть несколько – приобрести заброшенный автопарк, возвести новое здание, купить (взять в аренду) и восстановить уже существующие помещения.

При выборе опирайтесь исключительно на свое финансовое положение. Для новичков наиболее перспективным вариантом является аренда.

При выборе участка исходите из того, что бизнес будет развиваться в дальнейшем, поэтому должно оставаться место на открытие сервиса, автомобильных запчастей, шиномонтажа, автомобильной мойки и прочих торговых точек.

Не торопитесь обустраивать здание и покупать оборудование – сначала согласуйте все вопросы с дилером.

Во-первых, у вас на руках должен быть бизнес-план автосалона.

Во-вторых, дилер должен его одобрить.

Если внесены замечания, то они должны быть оперативным образом исправлены. В-третьих, вопросы оформления здания должны быть согласованы на раннем этапе.

К примеру, при организации небольшого автосалона по продаже машин эконом-класса обязательной является организация всех вывесок и логотипов требуемым цветом.

Что касается интерьера салона и фасада здания, то здесь особых требований не предъявляется – владелец может сам планировать оформление этих элементов (естественно, согласование с дистрибьютором является обязательно). При продаже элитных авто требования могут быть более строгими.

Если ваше решение – строительство автосалона, то необходимо планировать не менее 600-700 квадратных метров помещения.

При этом половина площади отводится под автомобили (шоу-рум), 80-100 квадратных метров под комнаты для администрации и работников автосалона, а оставшаяся площадь – под автосервис, магазин или прочие помещения.

Учтите, что в среднем один автомобиль занимает около 30-35 квадратных метров площади. Это очень важный момент. У человека должна быть возможность подойти к автомобилю, рассмотреть его со всех сторон, открыть багажники и двери.

В демонстрационном зале должна быть стойка с рабочими местами администратора, продавцов и менеджеров.

Что касается затратной части, то при переоборудовании существующих зданий необходимо потратить от 2-3 миллионов рублей.

Если же речь идет о капитальном строительстве с «нуля», то затраты будут более существенными и исчисляться десятками миллионов рублей. Не стоит забывать и о стоимости аренды, которая обойдется в сумму от 40 тысяч рублей в месяц.

Оформление документации

Учтите, что для открытия автосалона необходимо сделать несколько шагов (касательно документации):

  • Заключить договор аренды на выбранное помещение (вариант строительства не рассматриваем из-за дороговизны);
  • Зарегистрировать субъект в налоговой;
  • Открыть счет в банке, установить кассовый аппарат и зарегистрировать его;
  • Добиться разрешения на открытие помещения у пожарной инспекции;
  • Внести вновь образованный автосалон в качестве дилера.

Общие затраты на оформление всех документов и согласований – от 100 тысяч рублей.

Договор с производителем

Весьма важный этап – заключение сделки с производителем. При этом работать желательно напрямую, без каких-либо посредников. В противном случае придется серьезно переплачивать, а о большой прибыли можно даже не мечтать.

Последовательность действий должна быть следующей:

  • Свяжитесь с официальным представителем выбранной марки автомобиля. Сделать это можно через официальный сайт или набрав номер телефона представителя;
  • Заполняйте отправленную дилером форму. Обычно в ней отмечается месторасположение будущего салона, конъюктура, перспективы бизнес в целом;
  • Проведите переговоры с представителями компании, изучайте и подписывайте предварительный протокол. Внимайте этот документ – в нем предоставляют все нюансы дальнейшего сотрудничества. Лучше сразу разобраться с тонкостями работы, чем обнаружить для себя недопустимые моменты намного позже;
  • Заключайте окончательный вариант сделки – дилерский контракт. Именно он является базовым документом.

Персонал

Очень важный момент – наем квалифицированного персонала, от которого напрямую зависит успех бизнеса и количество продаж. Необходимо набирать людей, которые умеют слушать клиента и понимать с полуслова их желания.

Важными критериями является вежливость, отсутствие вредных привычек, чистоплотность и ответственность.

Наймите директора по персоналу.

Такой специалист должен держать под контролем процесс приема людей на работу, требовать соблюдения ими требований салона, наказывать и поощрять персонал.

Хороший директор сможет выстроить действительно эффективный и работоспособный коллектив, который принесет вам доход.

В небольшом автосалоне должно работать 8-10 человек – бухгалтер, управляющий, менеджеры по продажам (2-3 человека).

Кроме этого, понадобится маркетолог, техники (при условии, что есть автосервис), продавцы (при наличии магазина). Средние расходы на выплату заработной платы – от 170 тысяч рублей.

Реклама

Одна из основных и наиболее важных статей расходов является грамотная рекламная компания. Необходимо сформировать мнение потенциальных клиентов, вызвать их доверие и привести их к себе в салон.

Наиболее важными этапами в раскрутке является:

  • организация наружной рекламы;
  • проведение различных PR-акций;
  • создание своего ресурса в сети и его раскрутка;
  • заказ рекламы в специализированных (автомобильных) журналах и прочей печатной продукции;
  • реклама на радио и ТВ (при наличии соответствующих возможностей).

Как открыть свой автобизнес?

Авторизованное СТО

Очень важный момент – создание своего сервиса при автосалоне. Это позволит привлечь к покупке наиболее недоверчивых клиентов, а также обеспечить квалифицированный сервис.

Под автомобильный сервис необходимо найти помещение размером 200-300 квадратных метров. Дополнительные расходы на переоборудование – от 3 миллионов рублей.

Учтите, что стоимость одного только подъемника составляет от 150 тысяч рублей, а покупка стенда для развала-схождения – от 130 тысяч рублей. Намного дороже обойдутся тестеры для проверки электроники. Их покупка может вылиться в сумму от 700 тысяч рублей.

Что касается деталей, то на складе должны быть все необходимые наименования. При этом сроки доставки не должны превышать одну (максимум две) недели.

Если же с доставкой есть проблемы, то лучше заказывать наиболее ходовые детали про запас – это позволит избежать множества спорных моментов в дальнейшем.

Итоги: бизнес купля-продажа автомобилей – выгодно!

Затраты:

  • аренда – от 40 000 рублей;
  • оформление документов – от 100 000 рублей;
  • переоборудование помещений, закупка и установка оборудования – от 3 млн. рублей;
  • заработная плата – от 170 000 рублей;
  • реклама – от 100 000 рублей;
  • авторизованное СТО (ремонт, закупка оборудования – от 3 млн. рублей).

Доход:

  • от автосалона – от 200 тысяч рублей в месяц;
  • от СТО – от 80 тысяч рублей в месяц;
  • от магазина – от 60 тысяч рублей в месяц.

Вывод

Помните, что открытие автосалона – это серьезный и затратный вид бизнеса, который требует особого внимания и серьезного подхода ко всем организационным моментам.

1. Желаете открыть автосалон — учитесь больше!
Когда 10 лет назад я открывал первый автосалон, как бизнес, моей главной проблемой было отсутствие знаний и опыта. Если б мы хотя бы полгода проучились в какой-нибудь нормальной — я уж не говорю, элитной — бизнес-школе, если бы нам преподали азы предпринимательской деятельности, мы бы точно никогда не потонули. Нас спасло то, что 10 лет назад был настоящий рай для начала любого бизнеса (открытие автосалона в том числе) — куда ветку ни воткни, там вырастало дерево цветущее. Тогда можно было многое сделать из того, о чем сейчас и подумать-то страшно. Возможностей в миллион раз больше. Хотя, может быть, еще через 10 лет я так же буду думать о дне сегодняшнем.

2. Выбирайте и определяйтесь!
Прежде всего вы должны решить, что именно будете продавать в автосалоне, исходя из объективных причин и того, к чему лежит душа, — становитесь вы дилером или “Форда“, или — “Хонды“. Какой-либо совет дать здесь сложно. Ваше личное дело, какими принципами вы будете при этом руководствоваться: либо налаживать связи с автозаводом, либо убеждать партнеров в необходимости предоставления кредита под конкретный бизнес-план автосалона.

3. Найдите правильное место для открытия автосалона
Сейчас успех почти любого бизнеса — будь то автомобильный или аптечный — определяется тем, насколько удачно выбрано место продажи. В случае с автосалонами не все зависит от вашей воли. Например, у компании «Фольксваген» существует сложившаяся дилерская сеть автосалонов. Соответственно вам могут предложить освоить еще «неохваченную» территорию и указать, где желательно организовать автосалон. Тем не менее, постарайтесь, чтобы расположение отвечало следующим требованиям: близость к трассе; выходящая на проезжую часть витрина автосалона. После этого займитесь строительством или ремонтом помещения. В автосалоне все должно быть сделано по требованиям производителя автомобилей: стандартное цветовое оформление салона, использование определенной символики и рекламной продукции.

4. Для автосалона ищите профессиональный персонал
Именно здесь вы, скорее всего, столкнетесь со множеством сложностей. Ведь от того, какой персонал вы подберете при открытии автосалона, зависит большая часть успеха. В первую очередь, важен тот, который работает на «передовой», непосредственно общается с клиентами, — продавцы, менеджеры по продажам, администраторы торгового зала, механики, диспетчеры на телефонах. В Москве, а тем более на периферии с этими кадрами трудно.

5. Найдите грамотного директора по персоналу
Мало подобрать необходимый штат, важно правильно его обучить, выставить жесткие требования-стандарты общения с клиентами. Персонал с совковым менталитетом найти легко, а вот отыскать тех, кто мог бы общаться так, как следует, — очень сложно. Ведь наши люди живут в определенном социуме, в котором приняты правила, неприемлемые при грамотном общении с клиентом. Чтобы перестроить менталитет, требуются не просто годы, нужно страну перестроить. Здесь мой единственный совет начинающему — найти грамотного директора по персоналу, чтобы он жил этим, чувствовал, кто подходит для работы в автосалоне. Проще с подбором кадров тем, кто становится дилером какой-то одной марки и открывает один салон. В этом случае менеджеров по продажам нужно меньше, их легче обучать. При отборе достаточно таких критериев, как высшее образование и наличие определенных коммуникативных навыков. «Инком-Ладе» намного сложнее: автосалонов у нас сейчас много, и проблема персонала стоит весьма серьезно. Кстати, для дилерства дорогой марки менеджеров по продажам найти легче, чем для массового продукта: ВАЗа, ГАЗа и пр.

6. Выясните, какова целевая аудитория автосалона
Далее потребуется точная маркетинговая политика. Вам необходимо провести исследование и выяснить, на какие слои населения рассчитаны ваши услуги, какова территория охвата. Соответственно после этого станет ясно, какие каналы лучше задействовать, чтобы ваша информация дошла до потенциального потребителя. Форд сказал: «Я знаю, что каждый из двух долларов, потраченных мною на рекламу, израсходован впустую, но не могу определить, какой именно».

Есть старые, дедовские способы: использовать с целью информирования массовые рекламные издания, такие как «Экстра-М», «Из рук в руки». Вариант беспроигрышный, поскольку в эти газеты привыкли заглядывать все, чтобы осведомиться о ценах и координатах автосалонов. Остальные рекламоносители планируются в соответствии с бюджетом. Кроме того, следуют четко представлять свою целевую аудиторию, чтобы составить грамотный медиаплан и коммуникативные посылы.

7. Проводите активную сбытовую политику
Рекламная кампания автосалона должна подкрепляться всевозможными акциями. Например, можно наладить прямую почтовую рассылку в районе, где располагается ваш автосалон, в которой заявить: «Каждое воскресенье всем приехавшим бесплатное масло!» или «Каждому приехавшему — бесплатная мойка».

Что касается автосалонов «Инком-Лады», то наша продукция рассчитана на граждан среднего достатка. Они не бедствуют, но на иномарку скопить деньги не получается. Для наших клиентов важнейшим критерием в выборе автосалона остается цена, поэтому главные коммуникативные посылы строятся вокруг нее. Для нас эффективнее связывать акции со всевозможными скидками. Наш покупатель пока не думает о том, как будет обслуживать собственный автомобиль, он знает, что вокруг своего дома найдет уйму гаражей, где ему все починят. Хотя сейчас с отечественными полноприводными инжекторными автомобилями не все просто в плане ремонта.

Своей рекламой мы постепенно стараемся приучить клиентов к тому, что следует ценить хороший сервис и надежность компании. Мы в свое время первыми в Москве ввели трехлетнюю гарантию на автомобили ВАЗ, которую потом стали предлагать и остальные крупные фирмы. Сегодня улучшение качества обслуживания, оформление салона и пр. если и меняют картину продаж, то на какие-то полсотых процента. Главным фактором была, есть и останется — цена. И хотя мы с вами говорим сейчас именно об отечественной продукции, не думаю, что привлекательные скидки не действуют и в случае с иномарками. Кстати, по части работы с клиентами мелкие компании, которым важен сиюминутный результат, используют все приемы, чтобы завлечь клиента. Народ у нас доверчивый. Есть такое распространенное явление, как занижение цены по телефону. Например, клиент звонит на какую-нибудь фирму узнать цену автомобиля, и ему говорят: «4 тысячи долларов». Он приезжает, а там машины только за 4 500. А на вопрос — где машина за 4 000, отвечают, что продали ее 15 секунд назад. Скандалов по этому поводу много. Но эта нечестная политика приводит к тому, что в подобные фирмы обращаются в четыре раза больше. Мы себе такого позволить не можем, и другие крупные компании, работающие на перспективу, — тоже.

8. Гарантируйте клиентам автосалона качественное обслуживание
Теперь от вашего персонала зависит имидж компании, мнение, которое останется о ней у клиентов. В работе менеджеров не помогут даже многотомные инструкции. Постоянно возникают разные жизненные ситуации, требующие нестандартного, индивидуального подхода. Поэтому многое определяет атмосфера, сложившаяся в коллективе.

Вы должны добиться, чтобы клиент приходил на обслуживание именно к вам, а не к вашему конкуренту, аргументируя это тем, что по гарантии он может обращаться в любой дилерский центр. Если вы официальный дилер, вам нужно иметь большой склад запчастей, чтобы, когда на подъемнике будет висеть машина, не мотаться по городу в поисках нужных агрегатов. Здесь помогут логистика и другие подобные технологии.

9. Не замыкайте все дела на себе!
Мой главный секрет руководства сетью автосалонов — надежные люди. Конечно, они подконтрольны: совещания, отчетность и т.д. Но все-таки необходимо предоставить им определенную долю самостоятельности, только так и нужно управлять, только так можно справиться с этой махиной. Нужно делегировать ответственность, принятие решений. Нельзя самому всем заниматься, нельзя все замыкать на себе. Хотя, конечно, чем больше структура, тем труднее ею управлять.

10. Даже если наступил кризис — боритесь!
Сейчас все сложнее и сложнее заниматься автобизнесом: автомобильный рынок переполнен, и новичку выжить в современных условиях чрезвычайно тяжело. Может быть, поэтому такой успех на российском рынке имеют серьезные западные компании: они приходят с большими инвестициями, забивая российских конкурентов, могут год работать в убыток, расчищая себе, таким образом, рынок. А когда рынок завоеван — из него уже можно лепить все, что требуется. На российский автомобильный рынок можно попасть только с большими денежными средствами. Другой вопрос — кому это надо? Сегодня данный рынок -низкодоходный и малопривлекательный бизнес по сравнению с другими отраслями. Это касается продажи как отечественных машин, так и иномарок. Я связываю это с кризисом перепроизводства, с введением новых пошлин (пока к этому готовились, в Россию завезли жуткое количество подержанных иномарок), с дорогим обслуживанием этого бизнеса в Москве (огромные ставки аренды, расценки на рекламу просто занебесные) и многим другим. Правда, подобные кризисы происходят волнами. Чтобы удержаться, современному предпринимателю нужно придерживаться следующих принципов: наличие долгосрочных целей и упорство в их достижении. Что касается автомобильного бизнеса — чтобы выжить, нужно повышать рентабельность, наращивать объемы продаж всеми доступными способами. Торговать не только машинами, но и дополнительным оборудованием, предоставлять высококачественное сервисное обслуживание. Если, в первую очередь, думать о пользе для людей, они почувствуют, что это необходимо им, и прибегнут к вашим услугам. Если же заботиться только о том, как побольше срубить денег, — это сработает завтра, послезавтра, но через полгода ни одного клиента не останется.

«Бизнес журнал»

Вопросы, сообщения об ошибках или опечатках в этой статье оставляйте, пожалуйста, в

Почему востребованы услуги автосалонов по продаже подержанных автомобилей? Все просто. Есть большое количество автовладельцев, которым сложно заниматься самостоятельной продажей автомобиля. На это масса причин:

  • отсутствие времени,
  • боязнь попасться в руки мошенникам,
  • нежелание заниматься бумажной волокитой с переоформлением автомобиля.

Некоторые просто не умеют торговаться или не хотят показывать автомобиль потенциальному покупателю, назначать встречи, отвечать на постоянные звонки и так далее. К тому же, чтобы выгодно продать автомобиль, его необходимо соответствующим образом подготовить: отполировать, убрать заметные вмятины, подправить ходовую часть, отмыть салон. Многие не хотят это делать или просто в этом не разбираются (например, женщины). Автосалон же, располагая собственным автосервисом, подготовит автомобиль к продаже так, что сложно будет отличить от нового.

Как работают комиссионные автосалоны

Принцип работы предельно прост. Клиент обращается в автосалон за помощью в реализации своего автомобиля. Специалист оценивает автомобиль, определяет примерное прошлое автомобиля (в первую очередь - попадал ли он в ДТП или нет), проводит диагностику автомобиля на спецоборудовании. Далее клиенту объявляется примерная стоимость, по которой его автомобиль можно выгодно и быстро продать. Попутно клиенту предлагается исправить некоторые дефекты автомобиля (которые всегда есть), за дополнительную плату или в счет снижения суммы за проданный автомобиль. Клиент может согласиться, а может назначить свою цену. Если стороны договорились, оформляется договор, и машина отправляется на витрину.

Машина стоит на стоянке до тех пор, пока на неё не найдется покупатель. Если машина долгое время не продается, клиенту предлагают снизить цену. Как только машина будет продана, клиенту сразу перечисляются деньги.

Варианты оплаты вознаграждения автосалону могут быть разные. Например, клиенту предлагается бесплатная стоянка, но после продажи 20% от стоимости остается в автосалоне. Или же наоборот, клиент оплачивает стоянку автомобиля (50-70 рублей в сутки), и машина продается по его цене хоть вечность. Также клиенту может предлагаться некоторая сумма сразу (50-60%), а другая часть выплачивается после продажи автомобиля.

Основные фонды - с чего начинается бизнес

Собственный автосалон, даже комиссионный, - достаточно дорогой проект в сфере автобизнеса . Хотя многим начинающим может показаться наоборот.

Первое, что нужно, — располагать вместительной автостоянкой, которая может вместить не менее 100 автомобилей. Это большая площадь — от 800 кв. м. И такая площадка должна находиться в пределах города, а расценки за участки таких размеров в крупных городах очень высокие. Речь идет об арендной плате в 100 - 150 тыс. рублей в месяц.

Второе - помещение, которое будет вмещать не только офисных работников, но и боксы для осмотра и ремонта автомобилей. То есть, вы должны располагать собственной небольшой СТО, автомойкой и, по возможности, магазином автозапчастей. Конечно, все услуги по диагностике, мойке, химчистке и ремонту автомобиля можно осуществлять в других организациях, но доходность будет намного меньше. Все это: аренда помещения, закупка оборудования и т. д.- будет стоить не менее 3 млн. рублей. Еще нужен резервный капитал, который пригодится для обеспечения безопасной работы в первые полгода - год работы. Деньги будут идти на выплату заработной платы работникам, на оплату аренды, коммунальных расходов, затрат на рекламу и так далее, пока автосалон не приобретет своих клиентов

Хорошо, если у организатора проекта есть оборотные средства для самостоятельной покупки автомобилей. Это позволит больше зарабатывать с тех клиентов, которым требуется срочная продажа. Человек хочет реализовать свой автомобиль, как можно быстрее (например, загорелся идеей покупки нового автомобиля) и готов продать его по цене, ниже рыночной. Если ему предложить подождать, он может уйти в другую фирму. Лучше самим выкупить его автомобиль, если цена на него занижена.

Потребность в кадрах

Для качественной работы автосалона потребуется собрать хорошую команду работников. В числе самых значимых - специалисты отдела приема подержанных автомобилей.

Эти люди должны отлично разбираться в машинах, с одного взгляда определять прошлое автомобиля (был в аварии или нет). Кроме всего прочего, такой специалист должен не только оценить автомобиль, но и поторговаться с клиентом. Предложить ему приемлемую цену, по которой его автомобиль могут купить, и не оставить без прибыли себя и автосалон. Это и оценщик, и менеджер по продажам в одном лице.

Кроме оценщика, нужны специалисты по предпродажной подготовке автомобиля, то есть, работники сервисного отдела. Это люди, умеющие качественно подготовить машину к продаже, исправить последствия плохого ухода бывшего хозяина автомобиля. В общем, сделать все так, чтобы автомобиль можно было продать быстрее и по приемлемой цене.

Также нужен человек, который будет находить клиентов. Если этого не делать, то автосалон будет работать в убыток. Особенно, если это начинающая фирма, у которой еще нет наработанной базы и авторитета. Задача данного работника проста и понятна: смотреть объявления о продаже автомобилей, звонить хозяину и предлагать услуги автосалона.

Наконец, автосалону нужны менеджеры по продажам, которые будут продавать комиссионные автомобили, а также бухгалтер и управляющей. Таким образом, общий штат персонала может включать не менее 10 человек, с общим фондом оплаты труда в 200 - 250 тыс. рублей.

Регистрация бизнеса

Никаких лицензий и доп. разрешений на подобную деятельность не требуется. А вот регистрация бизнеса нужна обязательно. Самая оптимальная организационная форма для автосалона - «Общество с ограниченной ответственностью» (ООО). Статус юридического лица будет означать не только солидность организации, но и некоторую безопасность в случае форс-мажорных ситуаций. А они в таком деле нередки (например, автомобиль, побывавший в аварии). В сложных ситуациях, по своим обязательствам ООО рассчитывается только уставным капиталом, в отличие от индивидуального предпринимателя, который расплачивается по долгам всем своим имуществом (квартирой, машиной и т. д.).

В качестве системы налогообложения автосалонам чаще всего выбирают УСН - упрощенную систему налогообложения.

Стать дилером

Есть и другой вариант открытия бизнеса - стать дилером успешной сети автосалонов. Это позволит не только сэкономить на старте, но и получить в распоряжение известный бренд и хороших наставников. Дилерам предоставляется хорошая информационная, консультационная и рекламная поддержка. Некоторые владельцы брендов даже проводят бесплатное обучение персонала своих партнеров. В общем, пользы от такого сотрудничества гораздо больше.

Рынок иномарок в нашей стране по-прежнему растет за счет «пересаживания» автомобилистов с отечественных автомобилей или иностранного second-hand на новые машины. Пока эта тенденция сохраняется, в бизнесе будет выигрывать тот, кто сможет составить грамотный бизнес-план, организовать бесперебойные поставки, обеспечит нужный ассортимент в модельном ряду и избежит затоваривания складов неходовыми комплектациями.

Приблизительные сроки окупаемости солидного официального автоцентра для Москвы - около 3,5-4 лет со дня начала деятельности — стартовые инвестиции от 5 миллионов долларов.

Особенно сильно конкуренция ощущается на рубеже смены модельного года, когда каждый поставщик стремится сделать свое предложение максимально привлекательным для покупателя за счет скидок, подарков и т.д. Именно тогда дистрибьютору требуется значительный запас прочности.

Рынок иномарок постепенно приобретает все черты европейских аналогов. Но и сегодня инвестор, решивший войти в этот бизнес, может рассчитывать на зримый прирост своего капитала. Это подтверждается и пристальным вниманием к отечественному рынку практически всех мировых производителей, и постоянно растущим спросом на иномарки со стороны потребителей.

В настоящее время многие автомобильные компании считают российский рынок приоритетным. Выбирая стратегию его завоевания, одни строят в России сборочные заводы, другие ограничиваются только налаживанием сбытовой и сервисной сети. Но в любом случае для доведения продукции до потребителей им нужны официальные дилеры. Их требуется с каждым днем все больше и больше. Как выбрать марку для дилерства?

В принципе, инвестор может выбрать любую марку. Главное при этом - получить согласие самого производителя. Начинающему дилеру стоит учесть несколько нюансов.

  • Можно попробовать войти в бизнес с более дешевого сегмента автомобилей, а затем, набрав определенный опыт, перейти к дилерству машин класса «премиум». Дилерство российских марок вряд ли принесет инвестору значительный доход. Их стоимость невысока, а значит, и маржа от их продажи будет небольшой. Да и рыночных возможностей для новых дилеров намного меньше.
  • Наличие в России официального импортера значительно облегчит процесс закупки, доставки машин в салон, а также обеспечит дилеру более гибкие финансовые условия работы.
  • Чем разнообразнее модельный ряд, шире гамма дополнительного оборудования, отделки салона и пр. предлагает производитель, тем сложнее начинающему дилеру рассчитать потребность в автомобилях заранее, а значит, могут возникнуть проблемы с реализацией.
  • Успех дилера зависит от степени квалификации и уровня подготовки автомехаников. Исходя из этого, для начинающих инвесторов более привлекательны производители, которые организуют тренинги и курсы повышения квалификации для сотрудников своей сети.
  • Теоретически начинающий предприниматель может начать бизнес по франчайзинговой схеме, т.е. используя брэнд уже известного рынку дилера, открыть свой автоцентр. В этом случае он столкнется с двойным контролем над своей деятельностью, как со стороны франчайзера, так и со стороны автопроизводителя.
  • Достаточно перспективна продажа иностранных грузовых автомобилей. Пока еще этот сегмент автобизнеса не заполнен. Сейчас на отечественный рынок активно продвигается Renault, Man, Volvo, хотя потребители все еще предпочитают приобретать подержанные иностранные грузовики.
По автомобилям класса «премиум» рынок постепенно заполняется, а значит, в этом сегменте дилерских центров открывается все меньше и меньше. Ведь покупатели таких автомобилей составляют всего около 2% населения. А по более дешевым иномаркам возможностей для открытия автосалонов пока что хватает.

О перспективах рынка подержанных автомобилей

Сегмент рынка подержанных автомобилей неуклонно развивается, и уже многие автодилеры одновременно торгуют и подержанными машинами. Практикуется и trade-in, когда автомобиль с пробегом сдается в счет оплаты нового, или простой выкуп машины с последующей ее продажей. Однако реальные объемы таких продаж пока очень малы: примерно десять к одному. В западных странах все совершенно иначе: на каждую проданную дилером новую машину приходится одна подержанная.

Да и повторное взимание НДС при реализации подержанных автомобилей тоже не способствует развитию рынка подержанных автомобилей. Но даже если налог начнут удерживать с разницы между ценой покупки и продажи, останутся другие нерешенные проблемы. И прежде всего необходима прозрачность рынка, характерная для Запада.

Например в Америке, решив продать машину, человек обращается к соответствующим информационным ресурсам в Интернете. Задает все необходимые параметры вплоть до цвета, особенностей комплектации — и получает в ответ точную информацию о ценовых характеристиках сделок, совершаемых с аналогичными автомобилями за последний месяц, в том числе и в своем штате.

Западные производители также поддерживают рынок подержанных автомобилей. При продаже подержанной машины дилер должен выполнить некоторые условия, что позволяет сохранить определенный объем гарантийных обязательств. Сведения о «истории» каждого автомобиля накапливаются в единой базе данных. В итоге обслуживать и ремонтировать его можно у любого официального дилера. Все эти стимулы приводят к том что потенциальные покупатели автомобилей с пробегом обращаются именно в дилерские салоны, не пытаясь как в России, самостоятельно искать покупателя или продавца и заключать рискованные сделки.

Если подобная логика будет реализована в России, на рынке подержанных машин действительно произойдет революция. А отношения между частными лицами уступят место сделкам между частными лицами и официальными автосалонами.

Порог вхождения в автобизнес

Порог вхождения в автобизнес зависит от выбранной инвестором марки и местоположения, где планируется продавать автомобили. Понятно, что в регионах объем стартовых инвестиций будет меньше, для открытия же московского дилерского центра нужны солидные вливания.

После определения марки и местоположения инвестор должен согласовать с представительством профиль своей будущей деятельности. Многие производители нацелены прежде всего на открытие комплексных дилерских автоцентров, которые оказывают полный набор услуг по автомобилям данной марки (продажа, гарантийное обслуживание, ремонт и продажа запчастей). И одним автосалоном предпринимателю не обойтись. Но в некоторых случаях бизнесмен может начать с авторизованного салона без сервиса. При этом он обязан в дальнейшем открыть полноценный автоцентр.

Варианты размещения автоцентра

  1. размещение в зданиях бывших автопарков. Стоимость аренды подобных помещений в Москве составляет от 200-500 долл./кв. м. Минимальная площадь - 450 кв. м.
  2. реконструкция подходящих объектов. Требуется площадь не менее 1500 кв. м (аренда - от 150 долл./кв. м). Стоимость подготовки здания - около 700 тыс. долл., сервисное оборудование - 300 тыс. долл., оформление - 50 тыс. долл., приобретение запчастей - 80 тыс. долл., приобретение автомобилей - от 350 тыс. долл. Следует учесть, что подобная переделка в соответствии с европейскими стандартами очень сложна и затратна
  3. строительство одиночных автоцентров среднего класса (около 2,4 млн. долл.). Приобретение земли - около 0,2 га (300 тыс. долл.), строительство салона (около 1700 кв. м, от 815 тыс. долл.), сервисное оборудование - 300 тыс. долл., оформление - 50 тыс. долл., приобретение запчастей - 80 тыс. долл., покупка автомобилей - от 350 тыс. долл.
  4. строительство автоцентра, отвечающего мировым стандартам (от 3 млн. долл. и выше). На окончательную стоимость будут влиять месторасположение центра, способ оформления прав на землю (собственность или аренда), размеры здания, стоимость оборудования и т.п.

Для официального дилера известной мировой марки автомобилей последний вариант наиболее предпочтителен.

Популярна сегодня следующая схема: строится крупный головной автоцентр, который занимается продажей и техобслуживанием машин, а в разных районах города открываются офисы по продаже автомобилей, сервисные услуги по которым клиент может получить в головном салоне.

Несмотря на значительное «побеление» российского автодилерства, некоторое количество «серых» дилеров (т.е. не имеющих контракта с производителем) на рынке все еще сохраняется. Инвестировать средства в «серый» автоцентр инвестору, стремящемуся к респектабельности, не имеет смысла. Многие российские представительства зарубежных автопроизводителей добились специальных цен для своих официальных партнеров, что сразу же сказалось на уровне рентабельности «серых» дилеров. И таможня с подачи тех же представительств также не всегда лояльно относится к «неофициалам».

Постоянный отток клиентов от «серых» дилеров к официальным гарантирован, поскольку последние обеспечивают европейский уровень услуг по продаже и ремонту автомобилей. Как организовать дилерский центр?

Если предприниматель хочет инвестировать средства в автосалон, отдав их в управление команде профессионалов, а затем получить определенную прибыль на свои вложения, то ему достаточно просто стать акционером создаваемой компании. Если же он решил собственноручно возглавить дело, то ему необходимо начать со следующих основополагающих шагов:

  • собрать команду профессионалов, как минимум, топ-менеджеров. В самом крайнем случае это должен быть опытный руководитель-коуч, давно занимающийся автобизнесом, который представляет себе, как формируется стратегия развития дилерского центра и как она потом реализуется на практике;
  • приобрести (купить/взять в аренду) земельный участок под застройку желательно на первой линии крупнейших транспортных артерий города, пересечении МКАД и федеральных дорог. К участку должен быть удобный подъезд. Сейчас самый лакомый кусок - Третье транспортное кольцо;
  • разработать подробный детальный бизнес-план реализации проекта. Для старта нужен просчет объема и структуры планируемых инвестиций, точки безубыточности и момента выхода на желаемую норму рентабельности.

Инвестор должен четко представлять, что хорошая прибыль на автобизнесе появится только после серьезных стартовых вложений. Причем речь идет не только о строительстве, закупке оборудования, товара, аксессуаров, но и о найме квалифицированного персонала, создании корпоративной культуры, внедрении современных баз данных и многом другом.

Мнение Если говорить о московском дилерском центре (автосалон, станция техобслуживания, склад запчастей) солидной европейской марки, то минимальные инвестиции - от 5 млн. долл. Конкретная величина зависит от выбранной инвестором марки.

Все начинается с запроса в официальное российское представительство автопроизводителя. Необходимую информацию можно посмотреть на www.auto-dealer.ru/dealers.asp . На сайте любого представительства есть адрес для потенциальных деловых партнеров, по которому инвестор направляет письмо о намерении стать автодилером данной марки и получает в ответ формализованные анкеты.

У всех автопроизводителей свое содержание анкет. Если у инвестора уже есть свой автобизнес, то в анкете он предоставляет сведения о своей компании, ее текущей деятельности, активах, предлагаемом для организации сервисного и торгового центра помещении, рынке данного региона, планах развития компании, фотографии и план расположения на местности.

Если же у инвестора есть только выделенный земельный участок, то основной акцент нужно сделать на бизнес-плане, где должны быть оговорены основные параметры работы (количество продаж авто, объемы оказываемых услуг и пр.). Инвестор предоставляет также финансовые гарантии обслуживающих банков.

В большинстве представительств есть менеджер по развитию дилерской сети. Сначала общаться придется именно с ним. Он запросит более детальные сведения по некоторым вопросам и затем, если предложение потенциального партнера заинтересует, посетит будущего дилера.

Если представительство все устраивает, речь пойдет о начале сотрудничества. Решение об открытии дилерского центра принимает представительство или наделенная полномочиями компания-импортер. На этом этапе стороны могут подписать протокол о намерениях, в котором зафиксируют порядок строительства, открытия, закупки оборудования и т.п., приобретение партии автомобилей, план продаж на год, рекламную компанию и т.д. Невыполнение потенциальным дилером обязательств и сроков, указанных в данном протоколе, является достаточным основанием для отказа от сотрудничества со стороны производителя.

Такой протокол может и не подписываться. В любом случае юридическая основа сотрудничества производителя и дилера - дилерский договор. Момент его заключения у разных производителей индивидуален. Зачастую он приурочен к окончанию строительства автоцентра перед его открытием.

Типичный автоцентр включает в себя выставочный зал (так называемый show-room), зону отдыха для посетителей, офисы персонала, склад для автомобилей и запчастей, сервис. Возведение и оборудование здания автоцентра занимает в среднем около 1,5 лет. В зависимости от марки машин и масштабов центра, стоимость строительства колеблется от 1,5 до 19 млн. долл.

Автопроизводитель чаще всего предъявляет набор требований и пожеланий, касающихся архитектурного плана, корпоративного дизайна и подбора цветовой гаммы, оборудования и инструментов, мебели. Дилеру может быть предложено на выбор несколько сертифицированных производителем поставщиков оснащения. Стоимость оборудования зависит от размеров техцентра; скажем, средняя техстанция Ауди на 25 рабочих мест обойдется инвестору в 450-500 тыс. долл.

В рамках требований производителя дилер может предпринять шаги по оптимизации сметы на строительство. Допустим, в автосервисе вместо дорогих плунжерных подъемников (около 6 тыс. долл. каждый) можно поставить стоечные немецкие (4 тыс. долл.) или итальянские (3 тыс. долл.). В принципе можно укомплектовать сервис и российскими подъемниками за 1-1,5 тыс. долл., если, конечно, автопроизводитель не будет против. Ведь практически каждый шаг при строительстве и оборудовании автоцентра солидной мировой автомарки согласуется. Поэтому риск сделать в итоге «что-то не так» для инвестора невелик.

При возведении многопрофильного автоцентра предприниматель должен учесть определенные строительные нормы, например кузовной ремонт относится к вредному производству, поэтому существуют требования по удаленности от жилых строений.

Для осуществления автодилерской деятельности необходимо, чтобы компания-дилер была занесена в торговый реестр (это требуется как для продажи автомобилей, так и для реализации запчастей и пр.). Свидетельство о внесении в торговый реестр г. Москвы выдает Управление потребительского рынка администрации района г. Москвы. Что касается автосервиса, то там нужно иметь сертификаты Ростеста (www.rostest.ru) на определенные виды работ (предпродажная подготовка, работы по электрике, ходовой части и пр.).

Специфика бизнес-процесса

На каждую партию автомобилей дилер заключает контракт, в котором подробно оговорены условия поставки и цена. Бизнес-процесс может быть организован следующим образом.

  1. покупка машин в стране-изготовителе. Дилер приобретает автомобили напрямую на заводе производителя. Он сам страхует машины, доставляет к себе в салон и растамаживает (как правило, для официальных дилеров эта процедура упрощена и проводится приблизительно за 1-2 дня). В салоне автомобили проходят предпродажную подготовку. Таким образом, на плечи дилера ложится полный комплекс проблем, связанных с доставкой авто от ворот завода до дверей своего салона. Средний таможенный платеж за машину класса «премиум» составляет приблизительно 56% и рассчитывается от стоимости приобретения на заводе плюс затраты на транспортировку до границы и страховку (примерный расчет можно сделать на сайте www.tks.ru/auto/calc.shtml). Если доставка машин из-за рубежа (по Европе) организуется собственными силами, то необходимо либо создание своей службы доставки или полноценной транспортной компании, либо аренда автовоза у других автодилеров или транспортных компаний (приблизительная стоимость аренды - 1800 евро за рейс). У перевозчика должны быть в наличии лицензия на перевозку грузов в международном автомобильном сообщении, лицензия общероссийского таможенного перевозчика, сертификат соответствия международным нормам Евро-2 и Евро-3. Перевозка на «чужом» автовозе меньшего количества машин, чем его полная емкость (7-9 шт.), обойдется дороже, поскольку владельцы автовоза будут вынуждены доукомплектовать его автомобилями других дилеров.
  2. приобретение машин у российского официального импортера. В последнее время наблюдается тенденция централизованных поставок машин в Россию по отдельным маркам. На такую схему перешли в частности BMW, Ford и General Motors. В начале сентября ожидается открытие импортера Volkswagen. В этом случае все вопросы с транспортировкой автомобилей в Россию и их таможенным оформлением решает импортер. «По деньгам» для дилера оба варианта в итоге приблизительно одинаковы. Но для новичка более привлекателен второй вариант. Чаще всего производители работают с российскими дилерами на условиях 100%-ной оплаты отгруженных автомобилей (Audi, Volkswagen, Toyota, Honda). Если у производителя на российском рынке есть официальный импортер с общим для всех дилеров складом, то последние могут взять машины на условиях товарного кредита (например, BMW, Volvo, Opel и др.). Дилер берет с общего склада партию автомобилей и в течение календарного месяца распродает ее. Если по истечении срока остались нереализованные машины, то на их стоимость импортер ежедневно начисляет пени. По прошествии, скажем, трех месяцев дилер обязан выкупить непроданный товар. Поэтому тщательный помесячный расчет плана продаж в этом случае особенно важен.
Практика показывает, что средний годовой объем продаж, с которого начинает автодилер солидной автомобильной марки класса «премиум», - 250-450 машин в год. Меньший объем сбыта невыгоден. Рассчитывая реализацию более дешевых марок автомобилей, инвестор может взять за ориентир около 1000 машин в год.

Сколько автомобилей следует держать на складе?

В первую очередь это зависит от выбранной марки производителя. Если он предлагает широкую линейку моделей, то дилеру, соответственно, приходится держать на складе много машин, и наоборот. Практика показывает, что на складе дилера в любой момент времени должно находиться автомобилей в 2 раза больше, чем планируется продать за месяц. То есть, если план на данный месяц - 20 машин, то на складе должно быть 40 машин.

Каждый производитель устанавливает дилерам цены. При этом учитывается маржа, которую должен получить последний для своего развития. У каждого производителя, разумеется, свой размер маржи. Однако сейчас в России она составляет в среднем 8-15% от стоимости автомобиля. Для привлечения клиентов дилер может предпринимать рекламные акции по снижению цен, но, разумеется, за счет уменьшения своей маржи.

При четком выполнении дилерского плана производитель, как правило, предоставляет бонусы (разумеется, если это оговорено в дилерском договоре). Причем производителю важно выполнение именно помодельного плана.

Что касается сервисного обслуживания в автоцентре, то производитель регламентирует технологию ремонта и нормативы времени на выполнение той или иной работы, перечень гарантийных работ, минимальный набор хранимых на складе запчастей и т.п. А их стоимость устанавливает дилер, ориентируясь на рынок. Что касается гарантийных работ, то большинство поставляемых в Россию через официальных дилеров автомобилей иностранного производства имеют заводскую гарантию сроком на 1 год. Дилерская гарантия более продолжительная и устанавливается им самим. В этом случае с клиентом заключается договор, в котором подробно прописывается перечень ремонтных работ (в гарантию, как правило, не включают работы по «жестянке», ремонтные работы, произведенные на неавторизованных сервисах).

Окупаемость вложений в автобизнес

Соотношение доходов от сбыта машин и от оказания сервисных услуг зависит от рентабельности и объемов продаж выбранной марки автомобилей. Сейчас рентабельность сервисных работ для большинства иномарок выше, чем их продажа. Кроме того, многое определяется политикой инвестора: в раскрутку какого из этих двух направлений он вкладывает больше средств.

При расчете окупаемости вложений в автоцентры на Западе бизнесмены ориентируются на прибыль 2-3% с оборота и рентабельность на инвестированный капитал порядка 12-20%. Российские предприниматели вправе рассчитывать на большие величины, даже несмотря на снижение доходности отечественного автобизнеса по сравнению с началом 90-х годов.

Приблизительные сроки окупаемости солидного официального автоцентра для Москвы - около 3,5-4 лет со дня начала деятельности.

Если говорить о доходности дилерства иномарок, то многое зависит от характеристик производственных мощностей (марка автомобиля, объем продаж, количество подъемников, перечень услуг сервиса, и т.д.). Повышение доходности возможно за счет:

  • увеличения коэффициента загрузки сервисного центра. В компаниях, успешно работающих на рынке, он равен примерно 0,7-0,8. На этапе запуска он редко составляет более 0,2-0,3;
  • продажи и установки сопутствующих товаров и аксессуаров для автомобиля: аудио и видео, сигнализация, антикор, охранные системы, парковочные радары, холодильники и пр.;
  • предоставления клиентам услуг по тюнингу: тонировка, аэродинамические пакеты, тюнинг двигателя;
  • подвески и т.д.;
  • развития продаж автомобилей в кредит;
  • развития системы Trade-in и реализации подержанных машин;
  • страхования автомобиля и других страховых услуг.
Однако определяющий фактор - все же персонал автоцентра. Без привлечения сильных специалистов шансов «раскрутить» дилерство у инвестора практически нет.


Наступающий кризис и снижение уровня жизни рядовых россиян сильно ударили по автомобильному рынку. Если еще два года назад большинство покупателей выбирали новые автомобили, то сегодня из-за резкого повышения курса доллара такая возможность есть не у многих. В России расцвел вторичный рынок, на котором вполне приличный автомобиль можно приобрести по вменяемым деньгам. Это открывает новые перспективы для бизнеса — сейчас самое время открывать автосалон по продаже автомобилей с нуля.

Почему салон выгоден?

В последние годы все больше владельцев и покупателей автомобилей предпочитают работать через посредника, чем приобретать автомобиль напрямую из рук в руки. Это связано с тремя факторами:

  1. Рост числа случаев мошенничества во время сделки.
  2. Отсутствие времени у продавца на постоянные демонстрации автомобиля.
  3. Неумение продавца представить товар лицом.

Для открытия автосалона вам понадобится стоянка на 30-50 автомобилей минимум

Автосалон выступает определенным гарантом при сделке, а также берет на себя большую часть работ по продаже. Поэтому вам необходимо хорошо разбираться в автомобильной теме и понимать, как происходит переоформление машин. Также вам нужно будет подготовить автомобили к продаже: загнать их на мойку кузова, салона и двигателя, проверить ходовую, провести полировку и коррекцию вмятин. Машина должна выглядеть хорошо, иначе ее просто не купят, а вы зря потратите время и деньги.

Принцип работы

Не знаете, как открыть автосалон с нуля? Давайте сначала разберемся с принципом работы. Вы даете объявления в интернете и СМИ или ищете людей, которые хотят продать свой автомобиль, и предлагаете им сотрудничество. Затем клиент пригоняет автомобиль в салон, а ваш эксперт определяет его состояние. Здесь главное точно выяснить всю реальную историю автомобиля: был ли он в аварии, красился ли он, в каком состоянии двигатель и ходовая часть. Вам нужно будет приобрести хорошее оборудование для диагностики ЛКП, двигателя, ходовой, электросистемы и найти грамотного диагноста. После определения проблем автомобиля можно будет назвать его реальную рыночную стоимость, а также предложить хозяину исправить недочеты, чтобы повысить привлекательность транспортного средства.

После согласования всех вопросов клиент подписывает с вами договор, в котором четко указывается цена автомобиля и все спорные вопросы. Типовый договор можно найти в интернете, а затем подкорректировать его под ваши требования . После подписания документа клиент передает вам автомобиль с документами, а вы выставляете его на витрину, предварительно подготовив к продаже. После этого вы активно ищете покупателей, публикуете объявления о продаже в соцсетях, на форумах и тематических ресурсах. Найдя покупателя, вы демонстрируете ему товар и продаете, переоформляя право собственности на автомобиль.

Обязательно подписывайте договор с владельцем автомобиля

Как заработать в этой схеме? Есть несколько путей:

  1. Взять комиссионные с владельца автомобиля (обычно в размере 10% от цены машины).
  2. Поднять цену для клиентов (те же 10%). Такая схема работает только тогда, когда машина выставляется по цене ниже рыночной.
  3. Брать с владельца машины определенную плату за день простоя. Обычно подобные салоны берут по 50-70 рублей за сутки стоянки автомобиля и его рекламы.
  4. Автовыкуп. Клиент сразу получает на руки 70-90% от реальной цены, и машина становится вашей.

Как начать?

Первым делом вам понадобится вместительная стоянка, на которой можно будет поставить хотя бы 30 машин. В среднем на 1 автомобиль необходимо 10 квадратных метров, поэтому площадь стоянки должна быть не менее 300 м2.

Данная автостоянка не должна находиться в центре города, поскольку вы просто разоритесь на аренде. Лучше выбрать какой-то спальный район, пустырь или даже место на въезде в город.

Обратите внимание: кроме стоянки вам понадобятся и подсобные помещения, поэтому реальная площадь участка должна быть минимум на 30% больше.

Автосалон прекрасно сочетается с автомойкой и ремонтной мастерской

Возле стоянки должно располагаться “административное здание”, где работают менеджеры, боксы для ремонта и диагностики, автомойка, магазин запчастей и помещения для отдыха персонала. Можно, конечно, заниматься диагностикой и ремонтом у сторонних организаций, но вы будете постоянно терять на этом деньги.

В среднем, на оборудование качественной площадки на 30-50 автомобилей необходимо порядка 2 миллионов рублей. Аренда участка обойдется вам в 20-30 тысяч, плюс аренда зданий — еще 50 тысяч за месяц. Также вам понадобятся свободные деньги для оплаты коммунальных платежей и выплаты заработной платы сотрудникам. Повысить рентабельность автосалона можно занявшись ремонтом автомобилей в свободное от основной работы время. Главное — правильно начать и быстро набить клиентскую базу. У хорошего салона среднее время продажи автомобиля редко превышает 3 недели. Но для этого нужно иметь много положительных отзывов, постоянных клиентов, научиться выбирать действительно качественные автомобили и правильно рекламировать их.

В стартовый капитал можно также добавить порядка миллиона-двух рублей на срочный автовыкуп. Некоторые клиенты не захотят ждать, пока их автомобиль будет продаваться, и отдадут вам машину за 70-90% от ее реальной рыночной стоимости. Это значительно повысит прибыль салона.

Подбор персонала

Теперь давайте рассмотрим кого нужно брать в команду. Вам нужно будет сформировать дружный и профессиональный коллектив, который сможет работать грамотно и на результат. Главный упор необходимо делать на две специальности:

  1. Мастер по диагностике.
  2. Менеджер по продажам.

Найти хорошего диагностика непросто, но без него ваш бизнес может просто развалиться. Обычно диагностикой занимаются опытные автомастера, которые ремонтируют машины десятки лет. Они могут буквально с одного взгляда определить был ли автомобиль в аварии, что именно нужно в нем отремонтировать и сколько реально он стоит. Именно на основе данных, полученных в процессе диагностики, будет назначаться цена на автомобиль. Торг с клиентом тоже можно вести только основываясь на реальных фактах биографии автомобиля и на недостатках его состояния.

Всего в автосалоне работает около 10 человек

Менеджер по продажам — человек, который приносит вам реальные деньги. Он должен уметь убеждать покупателей, что перед ними именно то, о чем они мечтают. Менеджер по продажам должен представить товар лицом и попытаться получить за него максимальную цену.

Кроме двух этих специалистов вам понадобятся:

  1. Мастера по предпродажной подготовке. Те, которые отмоют автомобиль, отремонтируют ходовку, электрооборудование и двигатель при необходимости.
  2. Бухгалтер. На начальном этапе бухгалтер может быть приходящим, но затем обязательно нужно будет ввести его в штат.
  3. Менеджер. Он будет искать вам автомобили и выставлять объявления о продаже имеющихся.
  4. Руководитель. Если вам некогда заниматься салоном, то понадобится хороший управляющий, который будет следить за всеми делами.

В среднем, в хорошем автосалоне работает примерно 10 человек, поэтому на заработную плату вам нужно будет выделить не менее 300 тысяч рублей в месяц.

Как регистрироваться

Проще и правильнее всего зарегистрировать салон как ООО. Это даст вам полноценный статус юрлица, а также расширит возможности при работе с клиентами. Обычный ИП имеет ряд ограничений, к тому же многие клиенты не решаются сотрудничать с частными предпринимателями, опасаясь мошенничества. ООО в этом плане надежнее и предоставляет определенные гарантии в случае наступления форс-мажоров. В налоговой вам нужно будет выбрать упрощенную систему налогообложения и зарегистрироваться по кодам ОКВЭД 50.10, 50.20, 50.3. и 65.23.2.

Автобизнес очень рентабелен во времена кризиса

Рентабельность проекта

Давайте рассчитаем примерный бизнес план автосалона автомобилей с пробегом на основе уже имеющихся данных. В расходную часть вносим:

  1. Закупка оборудования: 2 миллиона.
  2. Аренда земли и помещений: 960 тысяч в год.
  3. Заработная плата: 3,6 миллиона в год.
  4. Налоги, прочие расходы: 500 тысяч в год.

То есть для начала бизнеса необходимо иметь порядка 3 миллионов сразу, а в год вы потратите почти 7 миллионов.