Трудовые отношения

Истребители 5 поколения. Все о пилотажных кордовых моделях (all about control line aerobatic models)

Истребители 5-го поколения - последние самолеты с пилотом

Реактивные истребители - элита вооружения. Они сложны во всем, от аэродинамики до бортовой электроники и вооружения. Истребители пятого поколения - вершина авиастроения на основе нынешних технологий.

Они стали «модными» из-за своих характеристик. Малозаметный и сверхманевренный истребитель. Летает на сверхзвуковых скоростях без использования форсажа. Умная электроника решает отдельные тактические задачи и облегчает пилотирование.

Самолет, который превращает в пепел цели в воздухе, на суше и воде. Почти совершенная машина.

Последний недостаток, наличие пилота, исправят в следующем поколении: истребители научат летать самостоятельно. Перегрузки, которые испытывают пилоты, создают границы маневренности. Истребители пятого поколения - последняя ступень к беспилотной авиации.

Америка первой вооружилась истребителями 5-го поколения

«Хищники» на военной базе на Гавайях. / Фото: U.S. Air Force photo by Tech. Sgt. Shane A. Cuomo

СССР и Америка инициировали проекты истребителей пятого поколения в середине 1970-х. При этом в то время только появились Су-27 и F-15 из поколения № 4, а во многих странах летали лишь самолеты третьего поколения.

Две сверхдержавы вошли во вкус, предвкушая столкновение в очередном конфликте периода Холодной войны. Гонка прекратилась в 1990-е вместе с распадом Советского Союза. На продолжение разработок у России не было ни денег, ни ресурсов.

Америка свой проект довела до ума и в 2005 году первой в мире вооружилась истребителями пятого поколения F-22 Raptor («Хищник»). «Это, вероятно, лучший самолет в мире, - убежден специалист в области обороны и национальной безопасности Кайл Мизоками. - F-22 сочетает в себе хитрость, маневренность и мощность двигателя. Но все устаревает, и “идеальный боец” движется вперед по мере развития техники».

В 2005 году «Хищник» отвечал всем требованиям к «пятеркам», но популяция остановилась на отметке 187 самолетов. Выпуск остановили в 2011 году. Слишком дорогое удовольствие.

Только на конструирование Штаты потратили 66,7 млрд долл., а каждый самолет обошелся бюджету еще в 146 млн. Легендарный F-16 из четвертого поколения даже в поздней модификации F-16D Block 52 стоил 34 млн долл.

Тогда авиастроитель Lockheed Martin показал альтернативу - F-35 Lightning II. Ирония в том, что самолет породило сотрудничество Lockheed Martin и ОКБ им. Яковлева. В 1995 году американцы изучили опыт разработки советского истребителя Як-141, который умел вертикально взлетать и садиться. Разбирались так подробно, что первые модели F-35 даже походили на советский истребитель.

F-35 Lightning II противопоставлялся F-22 Raptor: универсальный легкий истребитель пятого поколения для ВВС и ВМФ. Скрытный и маневренный, способный на вертикальный взлет и укороченную посадку. Самое важное - Lockheed Martin обещала сделать «Хищника» дешевым.

F-35 Lightning II – самолет, который много критикуют даже в США. / Фото: MSgt John Nimmo Sr.

Разработки и самолеты - безумно дорогие

Два года назад Корпус морской пехоты США получил первые F-35. Пока выпущено около 250 самолетов, в том числе на продажу. Первые три отправили в Израиль.

Однако F-35 поразила та же проблема, которая присуща F-22. Разработка продолжается, а стоимость уже перевалила за 55 млрд долларов. На истребители повесили ценники со стоимостью плюс-минус сотня миллионов, в зависимости от модификации.

США планируют закупить 2443 самолета. Этот парк и его эксплуатация обойдутся Америке до 2030 года в 380 млрд долл. За эту цифру зацепился Дональд Трамп. Он еще в декабре припугнул авиастроителя Lockheed Martin.

Программа F-35 вышла далеко за рамки бюджета. Миллиарды долларов должны быть и будут сэкономлены на военных закупках.

Дональд Трамп

Президент США

Россия опоздала с проектом истребителя 5-го поколения на 20 лет

Ориентировочная стоимость российского истребителя ПАК ФА пока составляет 100 млн долларов. Самый крупный заказ собиралась сделать Индия - на 200-250 машин. В Индии на базе нашего истребителя создадут собственные – FGFA. Однако пока готовых машин нет даже у ВВС России.

Отечественный проект истребителя пятого поколения реанимировали только в начале нулевых. Подняли наработки по СУ-47 и МиГ 1.44, но те устарели. Наскребли всю более-менее ценную информацию и затеяли новый проект - «Перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации» (ПАК ФА).

Модель ПАК ФА на авиасалоне МАКС-2011. / Фото: Wikimedia

На старте в проект вложили 30 млрд рублей. В 2010 году тестовый самолет показали Владимиру Путину. Позже выяснилось, что этот вариант ПАК ФА не дотягивает до пятого поколения: старый двигатель и иностранная электроника. Путину, тогда премьер-министру, все равно понравились перспективы, и на завершение проекта выделили еще 30 млрд руб.

На весь проект ПАК ФА требуется около 3 млрд долларов. Копейки по сравнению со стоимостью F-22 и F-35. Однако эти самолеты уже служат в армиях разных стран, а ПАК ФА лишь проектируется.

Показательный полет на МАКС-2013. / Фото: Виталий Кузьмин

Потенциально ПАК ФА сильнее F-35

Опоздание иногда можно конвертировать в преимущество. «F-35 создали, когда возможные противники [США] летали на самолетах вроде Су-30 и МиГ-29. ПАК ФА разработан с учетом спецификаций F-35, в частности, чтобы противостоять его преимуществам», - объясняет Кайл Мизоками.

ПАК ФА должен летать быстрее, чем F-22 и F-35: 2600 км/ч на максимуме против, соответственно, 2410 и 1930 км/ч.

Максимальное расстояние полета без дозаправки - тоже внушительное: оно составляет 2700 км, тогда как F-22 пролетит 1900 км, а F-35 - 2200 км.

Преимущества обеспечит новый двигатель, который создают под кодовым наименованием «Изделие 30». Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК) обещала принципиально новую авионику с функцией «электронного пилота» и беспрецедентно низкий уровень заметности.

ПАК ФА снабдят универсальными ракетами Х-35УЭ. Из-за этого самолет пафосно называют «убийцей кораблей», однако пока никто не видел ПАК ФА даже в демонстрационном бою. Только летные испытания.

На вооружение ПАК ФА поступит не раньше 2020 года

Во время загрузки произошла ошибка.

Сначала истребитель планировалось поставить в 2015 году, затем срок дважды переносили на год. Теперь Минобороны лишь задумывается о закупках в рамках программы вооружения на 2018-2025 годы.

Замминистра обороны Юрий Борисов успокаивает: «Самолет проходит плановые испытания. Три новых самолета ПАК ФА, которые Комсомольский-на-Амуре авиазавод поставит в 2017 году, дополнительно подключат к испытаниям первого этапа».

Проверка предсерийной партии означает, что ПАК ФА могут появиться в армии лишь в 2020 году. Слишком многое не готово.

Тестовые самолеты летают на старых двигателях АЛ-41Ф1. Генеральный конструктор ОАК Сергей Коротков рассказал, что испытания нового двигателя «Изделие 30» начнутся в этом году. Первые тесты авионики в воздухе прошли в апреле, теперь система дорабатывается.

Есть сложности и с вооружением. Загвоздка в том, что конструкторы хотят разместить ракеты внутри фюзеляжа. «Это требует поиска дополнительных технических решений», - объяснил глава корпорации «Тактическое ракетное вооружение» Борис Обносов.

Россия покупает истребители 4-го поколения, Китай торопится конкурировать с США

Сравнивать ПАК ФА с другими моделями истребителей пятого поколения - пиар. Характеристики готового к бою ПАК ФА пока можно только предполагать.

Ситуацию понимают в Министерстве обороны, поэтому покупают самолеты предыдушего поколения Су-30СМ, Су-35С и штурмовики Су-25. «У ВКС есть истребители, полностью удовлетворяющие потребностям Вооруженных сил. Нет необходимости тратить деньги на закупку новой дорогостоящей техники», - подчеркнул замминистра обороны Юрий Борисов.

Маркетинговая гонка тем временем продолжается. Штаты хотят сделать F-35 самым массовым истребителем в мире. По несколько десятков машин планируют купить 11 стран.

На экспорт модель F-35A могут переделать в любой формат. Израиль направит в Пентагон своих инженеров, чтобы создать модель F-35I. В марте 2015 года F-35 начали собирать на конвейере в Северной Италии.

Военно-воздушные силы давно стали основой вооруженных сил любой армии. Самолеты становятся не просто средством доставки бомб и ракет в стан врага, современная авиация это многофункциональные боевые комплексы с крыльями. Новейшие истребители Ф-22 и Ф-35, а атк же их модификации, уже поставлены на вооружение армии США, и здесь имеется ввиду «армия» как сухопутные войска. Это означает что пехота теперь на ровне с танками и БМП имеют в своем составе истребители. Это подчеркивает роль авиации в современной войне. Подобное смещение в сторону многофункциональности сделали возможным новые разработки в области самолетостроения и изменению принципов войны. Современный истребитель может вести бой не приближаясь к цели ближе чем на 400км, запустить ракеты по 30и целям и в ту же секунду развернуться и лететь на базу. Случай конечно частный, но он описывает картину более чем. Не совсем то что мы привыкли видеть в голливудских блокбастерах в которых, на сколько бы далеко вы не смотрели в будущее, истребители в воздухе и в космосе ведут классические «дог файты» времен Великой Отечественной. Некоторое время назад пару новостных сайтов пестрили новостями о том что в симуляции боя «сушки» и Ф-22, отечественная машина вышла победителем за счет превосходства в маневренности, само собой речь здесь шла о превосходстве в ближнем бою. Все статьи отмечали что в дальнем бою «Раптор» превосходит Су-35 за счет более совершенного вооружения и систем наведения. Что и отличает 4++ и 5 поколения.

На данный момент ВВС России имеют на вооружении боевые самолеты так называемого 4++ поколения, те самые Су-35. Это продукт глубокой модернизации имеющихся еще с 80ых Су-27, Миг-29, в скором времени планируется начать схожую модернизацию Ту-160. 4++ означает максимально близко к пятому поколению, в целом современная «сушка» отличается от ПАК ФА отсутствием «стелса» и АФАР. Тем не менее возможности для модернизации этой конструкции в принципе исчерпаны, поэтому вопрос создания нового поколения истребителей стоит уже давно.

Пятое поколение

Пятое поколение истребителей. Этот термин мы часто слышим в новостях о современном вооружении и на авиационных салонах. Что же это такое? «Поколение» это в общих чертах список требований которые предъявляет современная военная доктрина к боевой машине. Машина 5 поколения должна быть малозаметной, обладать сверхзвуковой крейсерской скоростью, продвинутыми системы обнаружения целей и средствами электронной борьбы, но самое главное это многофункциональность. Не зря проекты носят слово «комплекс» в название. Возможность одинаково хорошо вести бой в воздухе и поражать наземные цели во многом определяет облик пятого поколения. Именно такие задачи были поставленны перед будущими конструкторами нового символа отечественной авиации.

Разработка нового поколения началась в СССР и США почти одновременно, еще в 80ых, а в Штатах в 90ых уже выбрали прототип. Из за известных на весь мир событий Советская программа оказалась в стагнации на долгие годы, этим обусловлено отставание в наши дни. Как известно истребитель 5 поколения Ф-22 «Раптор» и Ф-35 «Лайтнинг» уже стоят на вооружении у США и ряда других стран. Что примечательно «Рапторы» пока что не поставляют даже союзникам, обладая заметными преимуществами перед «Лайтнгами», экслюзивное наличие «Рапторов» в армии США делает их ВВС самыми продвинутыми в мире.

Наш ответ «Рапторам» все еще готовится, сроки неоднократно переносились, с 2016 на 2017-2018, теперь это 2020 год, но эксперты говорят что возможен еще один перенос, хотя и отмечают что новый российский истребитель с каждым днем все больше обретает форму продукта готового к серийному производству.

Су-47 «Беркут»

В России у пятого поколения достаточно многострадальная история. Как известно ПАК ФА, он же Т-50, а с совсем недавних пор Су-57, не первая попытка получить на вооружение сверхсовременный многоцелевой истребитель. Одной из таких попыток был Су-47, он же «Беркут». Испытание нового самолета с обратной стреловидностью крыла прошло еще в 90ых. Машина очень запоминающаяся и долгое время была на виду и на слуху. «Обратные» крылья отчасти сыграли с ним злую шутку. Подобная конструкция выводила самолет на новый уровень маневренности, однако для решения всех проблем подобной конструкции сил так и не нашлось, ни в России, ни в Штатах, где в 80ые годы был проект Х-29, истребителя со схожей стреловидностью крыла. Так же данный прототип не отвечал всем требованиям пятого поколения, например сверхзвук он мог преодолевать только на форсаже.

Был построен всего один истребитель и сейчас он используется только как опытный образец. Возможно Су-47 станет последней попыткой создать летательный аппарат с обратной стреловидностью крыла.

Су-57 (ПАК ФА)

ПАК ФА (Перспективный Авиационный Комплекс Фронтовой Авиации) - новый российский самолет. Стал первой удачной попыткой воплотить в жизнь пятое поколение летательных аппаратов. На данный момент в общем доступе достаточно мало информации о его характеристиках. Из очевидного он обладает всеми характеристиками пятого поколения, а именно сверхзвуковой крейсерской скоростью, «стелс» технологиями, активной фазированной антенной решеткой (АФАР) и так далее. Внешне он похож на Ф-22 «Раптор». И сейчас все кому не лень уже начинают сопоставлять эти машины, не мудрено, ведь Су-57 станет главным «протагонистом» в борьбе с «Рапторами» и «Лайтнингами». Стоит отметить что в новых реалиях особое место будет занимать и усовершенствование ракет, как уже было сказано, вступление в бой происходит на гигантских расстояниях, поэтому то на сколько истребитель будет маневренным и как хорошо он себя чувствует в ближнем бою, это дело десятое.

В России «стрелами» для новейшей авиационной техники является ракета Р-73 и ее модификации, по праву носящей славу грозного оружия. Но конструкторы по доброй русской традиции «на всякий случай» предусмотрели установку 30-мм авиапушки на Су-57.

В разработке

Еще один переход в «пятерку» запланирован и для другого 4++ самолета - Миг-35. Уже были показаны наброски «лица» будущего перехватчика, но пока не ясно будет ли в нем нужда или же с его функциями будет справляться Су-57. Мало того, что бы лёгкий истребитель соответствовал всем требованиям нового поколения нужно разработать принципиально новый двигатель и решить проблему с установкой «стелс». Которая невозможна для машин подобного класса в современных реалиях. Как и говорилось ранее, пятое поколение предполагает многофункциональность, которой по идее должен обладать Су-57, поэтому какие задачи будут возлагаться на Миг до сих пор не ясно.

Еще одной перспективной машиной для сил авиации РФ является ПАК ДА, разрабатываемый в стенах конструкторского бюро «Туполев». Из аббревиатуры понятно что речь идет о дальней авиации. По плану в 2025 - первый полет, но учитывая тягу к переносу сроков выпуска чего угодно, сразу можно накинуть пару тройку, а то и пяток лет. Поэтому скорее всего мы не скоро увидим как новый «туполев» взлетает в небо, очевидно дальняя авиация будет обходиться Ту-160 и в ближайшем будущем его модификацией.

Шестое поколение

В интернетах нет нет, да проскакивает желтая статейка о шестом поколении истребителей. Что вот уже полным ходом где-то ведется разработка. Это конечно не так, ведь напомним, новейшее пятое поколение стоит на вооружении только у США. Поэтому говорить о «разработке полным ходом» пока рано. Тут бы с пятым закончить. Что же до спекуляций о том как будет выглядеть оружие будущего, то здесь есть почва для дискуссии. Какими же будут самолеты нового поколения?

От шестого поколения стоит ожидать что увеличатся все стандартные характеристики. Скорость, маневренность. Скорее всего уменьшится вес, благодаря новым материалам будущего, электроника выйдет на новый уровень. В ближайшие десятилетия возможно стоит ожидать прорывов в создании квантовых компьютеров, это позволит перейти на невиданный уровень скорости вычислений, что в свою очередь позволит серьезно модернизировать современный ИИ самолета, который в будущем возможно по праву будет носить имя «второй пилот». Предположительно произойдет полный отказ от вертикального оперения, которое абсолютно бесполезно уже в современных реалиях, так как истребители работают в основном на предельном и запредельном углах атаки. Отсюда могут вытекать интересные формы планера, возможно снова попытка изменить стреловидность крыла.

Самый главный вопрос который будут решать конструкторы будущего - а нужен ли вообще пилот? То есть будет ли истребитель управляться ИИ или пилотом, а если пилотом то будет ли пилот управлять самолетом дистанционно или же всё же по старинке из кабины. Вообразите самолет без пилота. Это огромное «облегчение» для машины, ведь помимо веса самого пилота и его экипировки, приличную нагрузку создаёт кресло пилота, которое должно спасать жизнь, что делает его сложно машиной, напичканной электроникой и механизмами для катапультации пилота. Не говоря уже об изменении дизайна планера, в котором не надо выделять огромное пространство для человека и ломать голову над эргономичным дизайном кабины для облегчения управления машиной в воздухе. Отсутствие пилота ведет к тому что больше не надо заботиться о перегрузках, а значит машину можно будет разгонять до любой скорости которую потянет конструкция, то же самое и о маневрах в небе. Так же это позволит облегчить курс подготовки пилотов. И речь идет не только о снижении требований к здоровью пилота. Сейчас пилот это самое ценное что есть в истребители. На подготовку тратится колоссальное количеств времени и ресурсов, потеря пилота невосполнима. Если же пилот будет управлять истребителем из комфортного кресла глубоко в бункере на военной базе, то это изменит облик войны не меньше чем «пересадка» с лошадей на танки и БМП.

Перспектива полного отказа от пилота все же выглядит как задача для более далекого будущего. О последствиях использования ИИ предупреждают ученые и сама философско-этическая составляющая замены человека роботом в войне все еще изучается. Вычислительных мощностей для создания полноценной замены пилоту все же пока мы не имеем, но в ближайшие десятилетия возможна технологическая революция в этой области. С другой стороны чутье и воинская смекалка пилота не смогут быть воссозданы нулями и единицами. Пока все это гипотезы, поэтому облик современной авиации и военно-воздушных сил ближайшего будущего все же будет иметь человеческое лицо.

В середине 70-х годов ведущие авиационные державы, начали проработку концепции самолета пятого поколения. Разрабатывались основные перспективные требования к машине, проектировался внешний вид.

В то время когда машины четвертого поколения только испытывались или поступали на вооружение, основные требования истребителя будущего уже были готовы.

Что входит в понятие «самолет пятого поколения»?

Не будем перечислять все аспекты понятия «пятое поколение». На эту тему много написано и сказано. Остановимся лишь на основных требованиях.

  • Снижение заметности на всех диапазонах излучения.
  • Многофункциональность.
  • Переход на аппаратуру пассивного действия.
  • Бесфорсажный режим полета на сверхзвуке.
  • Повышенная маневренность, за счет аэродинамики и применения управляемого вектора тяги двигателей.
  • Автоматизация боевого воздействия на противника, на всех режимах полета.

Это вкратце основные современные требования к перспективным боевым комплексам.

В России и в США по-разному подходили к разработке нового поколения самолетов. Так, в России, делают основной упор на сверхманёвренности. Тогда как американцы сделали ставку на малозаметности и оснащенности самолета современными боевыми комплексами. По мнению американских экспертов, новейшие разработки вооружения позволят самолету не входить в фазу ближнего визуального маневренного боя. Выигрывать бой, благодаря более мощному радару и малозаметности на средних дистанциях.

Мировая гонка вооружения и усовершенствования как военных, так и гражданских технологий вдет весь мир к прогрессу и достижению новых целей. Так обстоит и с самолетами, они постоянно проходят модернизацию и усовершенствования, что позволят соответствовать им мировым требованиям. Проанализировав авиастроение на протяжении последних ста лет, можно сделать вывод, что за достаточно короткий исторический период времени человечеству на первых этапах удалось произвести отрыв от земли и совершить первые небольшие полеты, а на данный момент новые самолеты могут очень быстро пересекать расстояния над материками и океанами. За счет всего этого человечество и авиастроительная отрасль пришла к созданию самолетов 5-го поколения.

Первые машины, которые относятся к 5-му поколению, были созданы еще в 2001 году в США, а в нашем государстве в это время заканчивался летных этап тестирования самолета данной линейки. Первые разработки по созданию воздушного аппарата 5-го поколения начались еще в 70-х годах прошлого века. Причем разработка данных проектов была параллельно начата как в США, так и в СССР. Интересным фактом является то, что в это время машины 4-го поколения производили только первые полеты, а правительство и конструкторы планировали создание еще более совершенных машин. Для создания проекта и разработки качественно новых машин были собраны лучшие конструкторы с передовых ОКБ и научных центров.

В реальности на данный момент разработкой подобных самолетов занимается множество стран мира, наибольших достижений получили такие страны, как США своим F-35 , Россия и ее ПАК ФА , Китай с двумя моделями J-31 и J-20 , а также Япония с самолетом . Что касается боевого применения, то самолеты пятого поколения приняты на вооружение только в США с 2014 года. Данный представитель имеет обозначение F-22 .

Основные мировые требования к самолету 5-го поколения

Прежде всего, новые аппараты обязаны иметь значительно лучшие летные показатели и боевые характеристики. Именно по этой причине были разработаны характеристики, которым должен отвечать новый боевой самолет.

    Снизить к минимуму заметность самолета для радиолокационных вышек и для инфракрасных детекторов при пассивном или скрытом методе работы бортовых датчиков самолета;

    Повышение многофункциональности, что позволяет использовать машину для более широкого спектра боевых заданий. Это должно обеспечить эффективное ведение боя как с воздушными, так и с надводными, и наземными вражескими объектами.

    Самолет должен иметь круговую информационную систему, что позволяет контролировать все передвижение объектов вокруг самолета. Не так давно был создан шлем для данных самолетов, который позволяет пилоту смотреть сквозь самолет в любом направлении.

    Также установлены скоростные показатели, которым должен отвечать самолет. Так, самолеты 5-го поколения должны достигать сверхзвуковых скоростей без использования режима форсажа.

    Высокие показатели сверхманевренности аппарата.

    Самолеты нового поколения должны быть способны производить многоканальную стрельбу ракетами с большого расстояния, а также осуществлять обстрел со всех ракурсов противников в ближнем бою.

    Управление бортового информационного оборудования и новой системы помех должно производиться в автоматическом режиме.

    Управление машиной должно проводиться всего одним боевым летчиком, который должен работать с индикатором тактической обстановки, на который выводится информация со всех внешних датчиков, причем данная информация предварительно обрабатывается компьютерными программами за счет сопоставления, масштабирования и наложения информации.

    Вся конструкция и аэродинамика самолета данного типа должна обеспечивать возможность очень быстрого изменения траектории движения без запаздываний. Причем выполнение поворотов и виражей не должно требовать очень точной координации органов управления.

    Для эффективной работы и боевого применения самолет должен прощать пилоту даже грубые погрешности управления в достаточно широком диапазоне.

    Также автоматика самолета 5-го поколения обязана самостоятельно решать тактические задачи и иметь так называемую программу «В помощь пилоту».

Существуют отличия в приоритетных направлениях развития самолетостроения данного поколения в разных странах. Актуальным требованием к самолету, изготовленному в Российской Федерации, была сверхманевренность, что должно было обеспечить максимальную устойчивость аппарата на различных углах атаки. Также новый самолет обязан выдерживать высокие показатели перегрузки. Большое внимание было уделено разработке боевого вооружения, которое могло бы обеспечить максимальную эффективность боя при нахождении цели вне вектора траектории. Нужно отметить, что практически такие же требования были выдвинуты и для американских проектов 5-го поколения, но вскоре они поставили другие приоритетные цели, которым должен по максимуму отвечать самолет.

Итак, американские конструкторы предпочли уделить особое внимание динамике всей машины. Американцы отказались от ранее намеченного пути за счет того, что были созданы новые высокоманевренные ракеты, которые могли проводить атаку с любого угла. Новые ракеты оснащены головками с самонаведением, что позволяет проводить атаку не только с положения за задней полусферой противника. За счет всего этого планировалось проводить воздушные бои на средних дальностях, а в случаях особых ситуаций можно перейти в ближний бой. Данные самолеты и их оборудование по снижению заметности машины перевели воздушные бои в категорию «первый увидел – первый сбил». С одной стороны, логика американцев и их приоритетов понятна, но встреча двух подобных аппаратов с подобным набором оборудования приведет к возвращению более старых тактик боя, и тогда маневренность очень даже будет нелишней.

Разработки самолета 5-го поколения в Российской Федерации

Первоначальные разработки были начаты еще в начале 80-х годов прошлого века на МАПО МиГ. Данный центр готовил достаточно известный проект под обозначением «1.44 ». Впервые данная машина произвела отрыв от покрытия аэродрома в Жуковском в феврале 2000 года.

Т-50 видео

Первый полет прошел хорошо, машина показала отличную послушность, как и предшественники, но как отметил сам пилот В. Горбунов: «Это качественно новая машина с великолепными летными показателями». После этого машину передали на более глубокое летное тестирование, которое показало, что машину можно очень эффективно использовать в боевых действиях. В начале 90-х годов прошлого века финансирование проекта «1.44» было минимальным, это привело к тому, что все оборудование начало устаревать по сравнению с американскими аналогами, а немного позднее данная программа была полностью закрыта.

F-35 видео

В настоящее время идет разработка новой машины 5-го поколения, но этой программой уже занимается ОКБ имени Сухого. Новая модель была окрещена как ПАК ФА, что означает перспективный авиа комплекс фронтовой авиации, а платформа машины получила обозначение «Т-50 ». Эта машина провела первый свой вылет еще зимой 2010 года, полет проводился на территории предприятия КнААПО. Первый полет был успешен, при этом аппарат был в воздухе 47 минут. После 6 вылетов самолет был передан для дальнейшего тестирования в ЛИИ Громова. Здесь машина проходит дальнейшие летные испытания. Нужно отметить, что в начале весны 2011 года был создан еще один прототип, что значительно сокращает время на тестирование. Вторая машина поднялась в воздух с некоторыми недоработками, но уже 14.04.2011 года под управлением С. Богдана был преодолен звуковой барьер скорости аппарата. Сотый вылет самолетов типа ПАК ФА был произведен в ноябре 2011 года.

J-20 видео

Третья машина данного класса была готова к осени 2011 года, а свой первый вылет она произвела 22.11.2011 года. Все три машины на данный момент времени проходят тестирование по множеству параметров. Прежде чем приступить к серийному производству самолета 5-го поколения, конструкторы и руководство страны планирует провести не менее, чем 2 тысячи вылетов на этих самолетах. Руководством Российской Федерации было подчеркнуто, что в начале 2013 года придет первая партия нового авиационного комплекса, которым и будут комплектоваться эти самолеты, а в 2015 планируются полномасштабные закупки данных комплексов.

Российские разработки

Известный в авиационных кругах проект «1. 44» начали разрабатывать в начале 80-х годов. Зимой-весной 2000 года самолет, известный также как МФИ поднимался в воздух. Истребитель показал неплохие летные данные. Но уже тогда, сказался недостаток финансирования проекта в целом. Технологии устарели и не выдерживали конкуренции с американскими аналогами. Впоследствии в силу ряда различных обстоятельств, проект закрыли.

Но РСК «МиГ», не сдает своих позиций. На прошедшем в этом году авиасалоне в Ле-Бурже, руководитель РСК Сергей Коротков, озвучил концепцию проектирования перспективного комплекса на базе самолета МиГ-35.

Более новая разработка ОКБ им. Сухого – самолет концепции ПАК ФА , получившего обозначение Т-50 . В январе 2010 года он впервые полетел. Сейчас Т-50 постоянный участник всевозможных авиасалонов. В войска должен поступить в следующем году.

На сегодня ПАК ФА единственный пока конкурент американскому F -22 Raptor .

Американские комплексы

F -22 Raptor , пока что первый и единственный принятый на вооружение авиационный комплекс пятого поколения. Разработка самолета стала очень дорогостоящей, и даже были снижены требования к самолету. Разработчикам пришлось отказаться от части оборудования, во избежание и без того раздутого бюджета. И все равно себестоимость F -22 оказалась 146,2 млн долларов.

В январе 2003 года первый серийный Raptor перелетел на авиабазу в пустыне Невады.

Еще одна разработка конструкторов фирмы Lockheed Martin F -35 Lightning II . Несомненно, столь же интересная и перспективная, как и дорогостоящая программа разработки JSF (единого истребителя). С перспективой создания унифицированного ударного комплекса для стран - членов НАТО.

Японский самолет демонстратор технологий Mitsubishi ATD - X Shinshin

Да, именно так, потому что Япония не собирается производить самолет серийно. На нем будут отрабатываться современные технологии, в частности, новейшая технология самовосстановления управляемости, при повреждениях SRFCC.

Индия ведет параллельно две современные разработки. Одну совместно с Россией, в которой Индия отвечает за разработку авионики, а российская сторона за планер и двигатели. И вторую, собственную разработку, самолета пятого поколения по программе AMCA .

Китайский сюрприз

Но больше всех всполошило мировое авиационное сообщество, новость о прорыве в создании самолета пятого поколения в Китае. Сведения о самолете J -20 «Черный орел» (одно из названий в прессе) достаточно туманные и расплывчатые. Учитывая закрытость китайского ВПК, скудную информацию можно почерпнуть лишь из официальных источников, и основываясь на мнение аналитиков.

Несмотря на скептицизм, и откровенно ироническое отношение западных специалистов к новостям из Поднебесной о создании платформы для самолета отвечающего всем требованиям авиации 21 века, в СМИ появились первые фотографии самолета. Первый полет произошел в 2011 году.

J -20 «Черный орел»

По» внешнему виду «Орла», можно определить главных «доноров» для создания внешности машины. В нем угадываются очертания и Т-50 , и Raptor и F -35 . Но, внешний облик, похожий на самолет стелс пятого поколения, еще не предполагает, высоких соответствующих ТТД. Главное, в самолете его внутренности. Двигатель, РЛС, БРЭО, вооружение. И вот как раз с этим, по мнению экспертов, у китайского «копипрома», пока есть проблемы.

Не копия, а аналог

А как известно аналог всегда уступает оригиналу.

На самолете J -20 стоят двигатели российского производства АЛ-31 ФН . Китайский аналог этого движка, семейства WS -10 , еще пока недотягивает до оригинала. Недотягивают технологии, производство специальных сплавов. Поэтому китайский авиапром предпочитает закупать для своей промышленности комплектующие (в частности, лопатки для турбин) у российских производителей.

Далеко от мирового уровня производство композитных материалов и оборудования для РЛС. Не зря китайские коллеги проявляют повышенный интерес к закупкам у нас Су-35 . Эта покупка даст возможность китайской авиапромышленности совершить очередной скачок в производстве конкурентоспособных авиационных комплексов. Разработка и производство конкурентоспособных авиационных комплексов пятого поколения в Китае, приведет к значительному переделу рынка вооружений, баланса сил в Тихоокеанском регионе, и откроет Китаю двери в клуб ведущих авиационных держав.

Беспокойство военных

Вполне понятно беспокойство американских военных. Растущая мощь китайской армии, в частности, новейших самолетов, угрожает интересам США в западном районе Тихоокеанского региона. Развитие авианосного флота, может положить конец монополии ВМС США в этой части мирового океана.

Для российских производителей, Китай становится сильным конкурентом на мировом рынке вооружений. Причем интрига в том, что китайцы начинают предлагать самолеты, скопированные с российских. Модернизируя их, и устанавливая авионику согласно требованиям рынка и конкретного заказчика, китайцы предлагают более дешевые аналоги наших машин. Одновременно ведя переговоры о закупке у нас более совершенной техники и оборудования. Несколько десятков лет китайцы используют российские современные технологии и «ноу-хау».

Вероятно просто обёртка

Конечно, нельзя не учитывать способность китайского ВПК поражать весь мир очередными технологическими прорывами. Но, несмотря на все усилия китайского руководства выдать желаемое за действительное, самолеты J -20 и J -31 еще далеки от комплексов пятого поколения. По оценкам экспертов и технических специалистов, данные машины являются платформой для дальнейших разработок авиационных комплексов, конкурентоспособных с мировыми аналогами.

Основные сравнительные характеристики Т-50, американского F-22 и китайского J-20.

Т-50(ПАК ФА) Россия

F-22(Раптор) США

J-20(Черный орел) Китай

Максимальная взлетная масса

Тяговооруженность при нормальной взлетной массе

Максимальная скорость полета

Максимальная бесфорсажная скорость полета

Дальность без ПТБ с боевой нагрузкой

Максимальная дальность полета

Практический потолок

Потребная длина ВПП

Максимальная дальность обнаружения ВЦ

Количество выпущенных экземпляров на 2015г.

в Избранное в Избранном из Избранного 0

Великолепная статья из журнала «Популярная механика» №11 за 2009 год. Автор Александр Пачков. Кой какие фотографии я добавлял сам. Далее текст автора.

До показа широкой публике долгожданного российского истребителя пятого поколения остались считанные месяцы. Но ждать уже невмоготу, и «Популярная механика» решила собрать вместе все, что на момент выпуска журнала известно про этот самолет, а также пофантазировать на тему его внешнего вида

Четких критериев пятого поколения, конечно, нет, но считается, что такие самолеты должны иметь малую радиолокационную заметность и сверхзвуковую крейсерскую скорость; вести всеракурсный обстрел целей в ближнем воздушном бою, а также вести многоканальную ракетную стрельбу в ходе боя на большой дальности; нести автоматизированные системы управления тактическими задачами, постановки помех, борьбы с ними и т.п. Несмотря на нечеткость критериев, один такой самолет, американский F-22, уже стоит на вооружении США, исуществует вероятность, что к моменту серийного выпуска российского истребителя пятого поколения его производство вообще уже будет прекращено.

Ровесник перестройки.

В1981 году истребительные конструкторские бюро Советского Союза приступили к полномасштабным работам над перспективным многофункциональным истребителем 1990-х годов. По сути, программа И-90 предусматривала создание в первую очередь дальнего перехватчика, способного заменить как Су-27, так и МиГ-31 одним проектом. Естественно, новый истребитель должен был быть адекватен разрабатываемому в то же время американскому "перспективному тактическому истребителю" АТП.

Среди основных требований к новой машине, согласно книге "Авиация ПВО России", значились: перехват при обеспечении высоких значений сверхзвуковых рубежей; ведение успешного воздушного боя, в том числе в групповых действиях и при сложной радиотехнической обстановке; нанесение ударов по наземным целям, то есть выполнение задач перехватчика, истребителя и ударного самолета.

Проект КБ Микояна носил название МиГ 1.44, и самолет должен был подняться в воздух в 1991-1992 годах, с последующим запуском в производство с середины 1990-х. Но далее двух полетов дела не продвинулись.

Немного удачнее сложилась судьба у второго претендента на роль основного истребителя-перехватчика 1990-х годов -Су-47. Совершив первый полет в 1997 году, машина и сегодня "в строю", на ее счету более 300 полетов. Существует довольно много споров, что же это был за самолет, который так активно показывали на разных авиашоу. Одна из версий гласит, что это было никакое не пятое поколение, а перспективный палубный ударный истребитель Су-27КМ. Тем не менее ни у кого нет сомнения в том, что многие решения по истребителю пятого поколения КБ Сухого обкатывало именно на этом самолете, а также в том, что реальное "пятое поколение" не будет иметь крыло обратной стреловидности.

Вторая попытка

Второй раз техническое задание на новый истребитель было выдано уже в 1998 году. Оно не претерпело существенных изменений со времен МФИ. Однако идеология машины в новых условиях сложилась только спустя два-три года. Известно, что хедлайнер программы, ОКБ Сухого, успел за этот срок разработать несколько "бумажных проектов": Су-47 с менее рискованным треугольным крылом, некий "Ушастик" о котором ходят легенды как о провале фирмы, и наконец, "Средний фронтовой истребитель" (СФИ), приведший фирму к окончательной победе в конкурсе.

Если в свое время МФИ от фирмы МиГ за счет высоких летных данных должен был превзойти более тяжелый МиГ-31, то СФИ, согласно расчетам, обещал сделать то же самое уже а классе где-то между МиГ-29 и Су-27.

ОКБ МиГ боролось до последнего, выставив на конкурс проект дальнейшего развития линейки МиГ-29 - бесхвостку с индексом И-2000. Если нормальный взлетный вес микояновского истребителя составлял 19 т, то машина Сухого была на 4 т тяжелее. Легкая машина претендовала на замену МиГ-29 и Су-27, но до дальнего перехватчика ей было не дотянуться.

В 2002 году КБ Сухого одержало окончательную победу, и тут же из тактико-техничекого задания исчез вариант с укороченным взлетом и вертикальной посадкой, а максимальный взлетный вес нового истребителя возрос до 35 т. Аббревиатура СФИ канула в Лету, превратившись к 200ч году в Перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации [ПАК ФА], который предназначался для замены полновесного "основного истребителя" Су-27 и противостояния Р-22.

Индийский след.

В это время к проекту стало присматриваться руководство индийских ВВС - основного заказчика самолетов семейства Су-27, но после посещения РСК МиГ индусы начали склоняться к финансированию этого КБ. Микояновцы занимались как минимум тремя истребителями в разных весовых категориях: полностью переработанным дальнейшим развитием МФИ 142, двухмоторным истребителем класса МиГ-29 - И-2000 и легким одномоторным истребителем в классе американского F-16. Два последних и приглянулись главе индийского Минобороны Пранабу Мукерджи, заявившему, что финансировать разработку самолета ПАК ФА КБ Сухого Индия не собирается. "Наши ВВС и производственные предприятия в этой сфере хотели бы участвовать во всех этапах создания истребителя пятого поколения - начиная от выработки концепции и проектирования, исследования и разработки до совместного производства, включая наше финансовое участие. Индия нуждается в самолете более легком, чем разрабатываемый "Сухим" и, скорее всего, однодвигательном".

Одновременно с исчезновением призрачной надежды на индийские деньги понижались требования к новому самолету. Так, главком ВВС Владимир Михайлов снизил на 0,15 М крейсерскую скорость: "К примеру, задана характеристика 2,15 М, чтобы самолет летал с такой скоростью, однако это число - 0,15- влечет за собой необходимость усиления киля и увеличение веса самолета" По его словам, анализ эксплуатации самолетов типа Су-27 и МиГ-31 показывает, что хотя они и способны ходить примерно на таких скоростях, но редко на них выходят.

Почти одновременно с этим заявлением американцы сообщили о достижении рубежа М=2,42 (2600 км/ч) на истребителе F-22 Raptor. Сама по себе такая скорость не является чем-то необычным для современного истребителя, Су-27 летает на скоростях М=2,35 (2500 км/ч), а МиГ-31 вообще со скоростью пули - М=2,83 С3000 км/ч); удивительно здесь то, что у "Раптора" нерегулируемый, в привычном понимании этого слова, воздухозаборник. Максимальная скорость таких машин ранее не превышала М=2,1 . На МАКС-2009 разработчик этой системы

ОАО "НИИ приборостроения им. В.В. Тихомирова" представил опытный образец именно этой антенны.

В прошлом году первый образец станции был передан на комплексный испытательный стенд, завершается постройка второго комплекта. К середине 2010 года должен быть готов третий образец для летных испытаний на борту летающей лаборатории. По неподтвержденным данным, антенна состоит из 1526 приемо-передающих модулей общей мощностью более 18 кВт. Дальность обнаружения целей с высокой эффективной площадью рассеивания, типа самолета дальнего радиолокационного дозора, не менее 400 км. Ожидается, что станция будет сопровождать 60 и одновременно обстреливать до 16 целей. Кроме этого, на борту нового перехватчика будут установлены антенны в отклоняемых носках крыла и, возможно, станция заднего обзора. Для самообороны будет использоваться оптическая система кругового обзора, что в комплексе с ракетами обратного старта легко позволяет превратить атакующий самолет противника из "кошки" в "мышку".

Чем стрелять

Нормальная боевая нагрузка Т-50 (до 12 ракет класса "воздух-воздух") будет размещаться во внутренних отсеках. Предположительно ПАК ФА имеет два "глубоких" отсека для ракет средней и большой дальности массой до 700 кг и два небольших отсека для ракет малой дальности. Для сравнения, размер отсеков "Раптора" позволяет разместить там не более восьми ракет малой и средней дальности.

Согласно заявлению разработчика, ОАО "Гос МКБ "Вымпел" им. И.И. Торопова" для ПАК ФА готовится несколько образцов перспективного оружия. Высококонтрастные цели могут быть не только обнаружены на дальности до 400 км, но и уничтожены управляемой ракетой большой дальности "изд. 810". Эта ракета - прямой наследник "главного калибра" перехватчика МиГ-31, ракеты Р-33.

На расстоянии от 250 км в работу вступит перспективное развитие УР средней дальности Р-77-"изд. 180-ПД" с силовой установкой на базе прямоточного воздушно-реактивного двигателя. Вариант этой ракеты меньшей дальности - "изд. 180" с твердотопливным двигателем - имеет дальность от ПО до 140 км. В отличие от ракет прошлых поколений, ее новая головка самонаведения будет иметь активно-пассивный режим работы, что позволит наводить УР на источник помех и излучающие РЛС самолетов.

На ближнем рубеже обороны противника встретит ракета малой дальности К-МД С изд. 300"}. Она оснащена матричной тепловой головкой самонаведения с возможностью распознавания образа и повышенной вдвое дальностью захвата. Силовая установка ракеты оснащена устройством газодинамического управления, что позволяет не только настигнуть высокоманевренный истребитель, но даже сбить подлетающую управляемую ракету.

В отсеках ПАК ФА также может быть размещено оружие класса "воздух-поверхность" - к примеру, новая противорадиолокационная ракета Х-58УШКЭ со складным оперением, противокорабельная ракета типа Х-35 или бомбы калибра до 500 кг.

Для подвески всей номенклатуры изделий в отсеках перехватчика разрабатываются два унифицированных внутрифюзеляжных катапультных устройства: УВКУ-50Л для ракет массой не более 300 кг и УВКУ-50У - до 700 кг. Общий вес нагрузки во внутренних отсеках - более 2 т, максимальная нагрузка, когда не требуется скрытый режим полета, не менее б т. В качестве оружия ближнего боя применяется длинноствольный вариант хорошо себя зарекомендовавшей пушки ГШ-30 боезапасом 150-200 выстрелов.

Где строить

Головное предприятие по программе ПАК ФА-авиационный завод в Комсомольске-на-Амуре. С 2007 года параллельно велась постройка четырех образцов нового самолета, один из которых уже готовится к первому полету в Жуковском. Предполагалось также участие в программе Новосибирского авиапредприятия, но после "застоя" 1990-х оно с трудом осваивает серийный выпуск так нужного стране фронтового бомбардировщика Су-34, поэтому рассчитывать на него пока не следует.

По плану должно быть изготовлено не менее 430 ПАК ФА. По сравнению со 183 "Рапторами", закупленными самым богатым в мире Минобороны США, цифра выглядит излишне оптимистично, особенно на фоне стремительного роста цен отечественного ВПК. К примеру, если МиГ-29 образца 1982 года стоил 3,7 млн рублей, продавался за рубеж по цене $18-22 млн, то сегодня обновленный корабельный вариант этой машины МиГ-29К/КУБ, но уже с АФАР, предлагается Индии за $70 млн.

Вероятно, цена новой машины будет стартовать с $80 млн. Если учесть, что сейчас происходит еще и сокращение численности ВВС и ПВО, то можно предположить, что в наши части поступит не более 240 перехватчиков. Следует отметить, что заменить они должны 339 самолетов Су-27 и 300- МиГ-31.

Радует, что истребителями пятого поколения обладают пока только ВВС США. Более того, самый молодой F-22 в 2015 году, когда начнется серийный выпуск ПАК ФА, отпразднует свою первую пятилетку, а самый старый - совершеннолетие. Наберет темп серийное производство "легкого истребителя" F-35, но его назвать конкурентом Т-50 можно только с натяжкой.

Китайские невидимки

К большому прыжку в пятое поколение готовится Китай. Успешное освоение производства J-11 - версии Су-27 - и его модернизация выводят китайских товарищей в разряд серьезной авиационной державы, сегодня они пытаются замахнуться и на пятое поколение. Насколько реальны эти планы и будет ли этот (или эти) истребитель полноценным "стелсом" - покажет время. Тем не менее, успехи Поднебесной налицо, уже совершил первый полет легкий истребитель J-10 с элементами малой заметности и появились первые рисунки "основного китайского истребителя" класса ПАК ФА и "Раптора".

Несмотря на то что со времен последней мировой войны прошло уже несколько десятилетий, гонка вооружений между государствами продолжается. Страны мира продолжают создавать все новые и новые боевые единицы, такие как танки, корабли и, конечно же, самолеты. В сфере летной техники прогресс движется быстрыми темпами, и об этом можно сказать хотя бы на основании того, что среди летательных аппаратов наступает уже 5 поколение. Самолеты прошли уже через четыре поколения, и четвертое на данный момент является наиболее распространенным. Однако, естественно, время идет, поэтому постепенно люди обращаются к новым технологиям. Из этой статьи вы узнаете о том, что будет представлять собой 5 поколение самолетов, которое уже практически стоит на пороге. Сначала речь пойдет о том, что вообще представляет собой пятое поколение самолетов, чем оно будет отличаться от четвертого, а затем вы узнаете про три самых перспективных истребителя нового поколения, которые на данный момент проходят летные испытания и готовятся официально ворваться в воздушные пространства этого мира.

Что это за поколение?

Итак, сначала необходимо более подробно рассказать о том, что представляет собой 5 поколение самолетов. Четвертое поколение самолетов появилось в шестидесятые годы прошлого века, а уже спустя десять лет начались разговоры о том, какими будут истребители пятого поколения. Учитывая то, насколько сложно разработать новые технологии в подобной сфере, нет ничего удивительного в том, что такие разговоры начались практически сразу же после появления четвертого поколения истребителей. Первый истребитель 5 поколения появился в 2001 году - им стал американский F-22 Raptor. С тех пор полноценных истребителей пятого поколения пока что выпущено не было, однако стоит отметить, что работы ведутся во многих странах, а в четырех уже имеются модели, которые, как было сказано выше, проходят летные испытания. Этими странами являются Соединенные Штаты Америки, Российская Федерация, Япония и Китай, причем у Китая готовится к массовому запуску сразу два самолета.

Но чем именно отличается 5 поколение самолетов от четвертого? На самом деле различий существует огромное количество, поэтому стоит перечислить только ключевые из них. Во-первых, самолеты нового поколения будут гораздо менее заметными на радарах. Достигается это самыми различными путями, в том числе с помощью пассивной передачи информации бортовых датчиков. Во-вторых, они будут отличаться широчайшей функциональностью. Это означает, что новые самолеты смогут эффективно вести бой с целями по всем направлениям: в воздухе, на земле и на воде. В-третьих, этим самолетам станет доступен полет на сверхзвуковых скоростях, но при этом форсаж использоваться не будет. В-четвертых, они будут отличаться повышенной маневренностью. Есть еще ряд других преимуществ, среди которых способность совершать всеракурсный обстрел выбранных целей при ведении ближнего воздушного боя, автоматизация управления бортовыми системами, повышенная боевая автономность и многое другое.

На этом введение необходимо заканчивать, потому что впереди вас ждет информация о реальных моделях. Естественно, речь здесь пойдет не о первопроходце F-22 Raptor, который был выпущен пятнадцать лет назад. Вы узнаете про самые современные модели, которые еще не были поставлены на постоянное производство, а только находятся на стадии испытаний. Какой истребитель пятого поколения на сегодняшний день является самым эффективным и перспективным? Именно это вам и предстоит узнать. А сравниваться будут три ведущие модели: российский истребитель "Т-50", американский F-35 и китайский J-20.

"Т-50": тактико-технические характеристики

Первым, естественно, необходимо рассмотреть истребитель пятого поколения отечественного производства, которым стал "Т-50". Длина этого самолета составляется почти двадцать метров, а размах крыла - 14 метров. База шасси составляет шесть метров, в то время как колея - пять метров. Что касается массы, то она впечатляет: пустой самолет весит 18 с половиной тонн, а если его заправить на сто процентов, то он будет весить тридцать тонн. При этом его максимальная взлетная масса достигает 37 тонн. Нагрузка на крыло составляет 330 килограмм на метр квадратный, если рассматривать заправленный на сто процентов самолет.

Что касается двигателя, то он является турбореактивным двухконтурным, однако пока что не является окончательным. Дело в том, что на самолете второго этапа будет установлен уже другой двигатель, более соответствующий истребителю нового поколения. Если говорить о летных характеристиках этого самолета, то сразу стоит отметить его предельную скорость, которая составляет 2600 километров в час, что в три раза больше, чем скорость стандартного пассажирского самолета. Что касается дальности полета, то она отличается, в зависимости от скорости. Если речь идет о дозвуковой скорости, то самолет может пролететь 4300 километров при полной заправке. Если же он летит на сверхзвуковой скорости, то его дальность составляет 2000 километров. В итоге получается, что максимальная продолжительность полета этого истребителя составляет почти шесть часов. Также стоит отметить, что его практический потолок составляет 20 километров, а длина разбега перед взлетом - 350 метров. Это идеальный пример того, какие технические характеристики должны иметь современные военные самолеты. ТТХ этой модели не заканчивается на этом - отдельно необходимо рассмотреть экипаж, который будет в нем находиться, а также вооружение.

"Т-50": экипаж

Сколько же человек нужно, чтобы пилотировать самолеты 5 поколения? Экипаж данной модели является невероятно маленьким: он состоит исключительно из одного пилота. Однако нет ничего удивительного в том, что пилоту придется пройти серьезную подготовку, прежде чем получить возможность управлять таким истребителем. Учитывая то, что в самолетах пятого поколения автоматизация выходит на новый уровень, многие могут подумать, что требования к пилоту будут снижаться. Но они только возрастают, потому что теперь ему нужно будет иметь возможность взаимодействовать со всеми современными системами. Но гораздо более интересно узнать, какое вооружение на своем борту будет иметь боевой самолет 5 поколения, который собирается выпускать Российская Федерация.

"Т-50": вооружение

Сравнение самолетов 5 поколения по тактико-техническим характеристикам - это одно дело, но совершенно другое дело - сравнивать их по вооружению. Учитывая то, что это боевые самолеты, вооружение играет очень важную роль, поэтому ему стоит уделить особое внимание. Во-первых, этот самолет будет снабжен 30-миллиметровой встроенной пушкой, которая не будет представлять собой основное вооружение. Почему? Потому что, во-вторых, основной акцент делается на различного рода ракетах. Максимальная боевая нагрузка самолета составляет десять тонн. Однако это максимальная нагрузка, если же говорить о стандартном варианте, то боезапасы будут весить около шести тонн. Полторы тонны будет предназначено для ведения воздушного боя (сюда входят РВВ-СД и РВВ-МД), а четыре с половиной тонны - для поражения наземных и наводных целей (КАБ-500 и РВВ-МД). В комплекте будут присутствовать ракеты как малой, так и средней и большой дальности. Более того, один будут гораздо более продвинутыми, чем те, которые используются сейчас на самолетах четвертого поколения. Они обладают повышенной дальностью, высокой чувствительностью, они защищены от воздействия помех, а также могут обнаруживать и захватывать цель прямо в процессе полета. У этой модели будет две возможные комплектации точками подвески боезапасов: или же будет восемь внутренних и восемь внешних точек, или 10 внутренних и две внешние точки. Вот так будут выглядеть российские боевые самолеты пятого поколения. Но речь в статье идет не только о российских, но и о других самолетах, поэтому пришло время перейти к рассмотрению других моделей.

F-35: тактико-технические характеристики

В первую очередь стоит отметить, что самолет F-35 Lightning II разрабатывается сразу в трех моделях, каждая из которых имеет свою особенность. Модель A создается для Военно-Воздушных Сил США и представляет собой самый простой вариант. Модель B предназначена для Корпуса морской пехоты США и отличается многими параметрами, однако ключевыми отличиями являются укороченный взлет и вертикальная посадка. Ну а модель C, которая является самой продвинутой среди трех, создается для ВМС США и имеет повышенную маневренность для успешного взлета с авианосцев, который осуществляется с помощью катапульты.

Итак, длина этого самолета составляет около пятнадцати метров, а размах крыла - десять метров (кроме модели C, которая имеет больший размах крыла, целых 13 метров). Что касается массы, то, в зависимости от модели, она составляет от 13 до 15,5 тонн, при этом, если речь идет о максимальной взлетной массе, то она может составлять от 29 до 30 с половиной тонн. Масса топлива, которое может быть залито в топливный бак, составляет от 8 до 9 тонн. Двигатель на самолете установлен американский, однако принцип его точно такой же, как у российской модели - это турбореактивный двухконтурный мотор с форсажной камерой.

Максимальная скорость полета этого истребителя составляет около двух тысяч километров в час, а крейсерская скорость - 850 километров в час. Что касается дальности полета, то она различается у разных моделей из-за отличий в конструкции. Меньше всего дальность полета составляет у модели B - всего полторы тысячи километров, в то время как модель C способна пролететь две с половиной тысячи километров. Продолжительность полета у этого самолета в два раза меньше, чем у российской модели, всего два с половиной часа. И практический потолок также немного ниже, он составляет всего восемнадцать километров. Однако это не все, что можно рассказать о самолете F-35 Lightning II - впереди вас ждет еще информация об экипаже и вооружении.

F-35: экипаж

Российский самолет "Т-50" управляется одним человеком, и то же самое можно сказать и об американском аналоге. Как вы уже могли заметить, истребители пятого поколения не рассчитаны на то, чтобы ими управляли два человека или более, и во многом это происходит благодаря тому, что значительно усовершенствована система автоматизации, поэтому на борту просто нет необходимости в нахождении сразу двух членов экипажа. Современная техника стремится к тому, чтобы истребители стали беспилотными, но пока что экипаж самолетов пятого поколения составляет один человек.

F-35: вооружение

Самолеты пятого поколения мира имеют различное вооружение, однако различается оно при этом в основном тем, где оно было произведено. Например, сейчас вы уже сможете понять, что на таких истребителях стандартом является одна пушка и большое количество различного боевого ракетного вооружения. В случае с этой моделью на борту устанавливается встроенная авиационная четырехствольная пушка, в комплекте с которой идет запас снарядов. В моделях B и C на борту имеется 220 снарядов для пушки в специальном контейнере, в то время как в третьей модели количество снарядов уменьшено до 180.

Что касается боевой нагрузки, то она составляет девять тонн для каждого из подвидов этого самолета, причем точки подвески у них у всех одинаковы. Четыре точки являются внутренними, в то время как шесть являются внешними. Что именно там подвешивается? Боекомплект этого истребителя состоит из четырех видов ракет типа «воздух-воздух» и двух видов ракет типа «воздух-поверхность» (то есть «воздух-земля» и «воздух-вода»). Вот такое имеют американские самолеты 5 поколения вооружение. А в рамках данной статьи осталось рассказать еще про один самолет, на этот раз китайского производства.

J-20: тактико-технические характеристики

Последний самолет, о котором пойдет речь в данной статье, разрабатывается китайскими правительством и может стать серьезным конкурентом описанным выше моделям. В течение длительного периода времени именно американские и российские вооруженные силы считались самыми внушительными в мире, однако в последнее время Китай выходит на качественно новый уровень абсолютно во всех сферах, в том числе и в производстве военной техники. Так что же насчет тактико-технических характеристик этой модели? Китайский истребитель имеет самую большую длину, которая составляет более двадцати метров, но при этом уступает по размаху крыла российскому конкуренту. У китайской модели он составляет всего тринадцать с половиной метров. Вес этого самолета составляет около двадцати тонн, когда он пуст, но если его полностью заправить топливом и обвесить всем вооружением, то максимальная масса достигает 32 тонн. Что касается максимальной массы, допустимой для взлета, то она составляет 36 тонн, что не намного меньше, чем у российского конкурента. Масса топлива, которое помещается на борт самолета, составляет более одиннадцати тонн. Это приблизительно такой же показатель, как и у "Т-50", но при этом на пару сотен килограмм выше. Более того, китайский истребитель может нести с собой два внешних топливных бака, каждый из которых добавляет четыре тонны массы топлива. Что касается двигателя, то здесь все еще совсем туманно - существует два прототипа, которые могут оказаться основными для этой модели, но пока что наиболее вероятной является модель Xian WS-15, которая уже находится в процессе производства, в отличие от прототипов. Ну а в вопросах максимальной скорости китайский самолет обошел американца, но, опять же, не смог сравняться с русским. Этот самолет может развивать скорость до 2100 километров в час.

J-20: экипаж

Что касается экипажа, то здесь нет никаких сюрпризов: самолет рассчитан на одного пилота, который будет отвечать за все системы, имеющиеся на борту самолета. Это стандарт, который, судя по всему, будет поддерживаться во всех самолетах пятого поколения, которые будут выпускаться в будущем.

J-20: вооружение

Когда речь идет об этом китайском истребителе, то стоит помнить, что это заграничная техника, которая вошла в финальную стадию разработки только пять лет назад. Именно поэтому о ней известно немного меньше, чем о двух других. О российском самолете известно больше, так как все источники находятся под рукой, в то время как американский просто разрабатывается уже более пятнадцати лет. Его первый пробный полет состоялся за год до того, как был полностью завершен единственный действующий самолет пятого поколения F-22. Соответственно, про вооружение китайского истребителя известно крайне мало. Пока что источники сообщают, что самолет сможет использовать ракеты как ближнего, так и дальнего действия, но ни о массе боезапаса, ни о точках подвески, ни о конкретных моделях ракет ничего не известно. Более того, пока что не до конца понятно, будет ли истребитель оснащен какой-либо пушкой. Даже если он и будет ею оснащен, то об этом пока также нет никакой достоверной информации.

Чтобы подвести итоги сравнению, можно отметить, что каждый из этих самолетов имеет огромный потенциал. Как он раскроется при фактическом использовании? Это вопрос, на который ответ станет известен уже довольно скоро, так как все эти модели находятся в фазе фактических летных испытаний. Вероятнее всего, первым будет американский истребитель, так как над ним работают гораздо дольше, чем над российским и китайским самолетами.