Трудовые отношения

Что значит рыбий глаз. Что такое объективы "рыбий глаз" (fish-eye) и как их лучше использовать

1. Что это такое - объектив типа «Рыбий Глаз»?

Объектив типа «Рыбий Глаз» - это сверх широкоугольный объектив с углом зрения около 180°. Он характеризуется сильными геометрическими искажениями - бочкообразной дисторсией.

Название «Рыбий Глаз» было озвучено в 1906 Робертом Вудом и представляет собой оптический эффект видения рыбой объектов из-под воды.

Впервые объектив был применен в метеорологии, поскольку позволял единовременный обзор всей небесной сферы.

Этот объектив по-прежнему используется в науке, когда необходимо получить панорамные сверх-широкоформатные изображения.

Объективы типа «Рыбий Глаз» имеют очень короткие фокусные расстояния. Например, типичное фокусное расстояние объектива для 35мм пленочного формата (Дальше: Полный кадр) ~8мм для «циркулярного» объектива и ~16мм для «диагонального» объектива.

Типичный угол зрения объектива типа «Рыбий Глаз» оставляет 100° - 180°.

В настоящее время объективы типа «Рыбий Глаз» популярны и среди фотолюбителей. В основном используются для фотографирования пейзажей, архитектурной съемке и для "карикатурных" портретов.

2. Типы объективов «РыбийГлаз».

Объективы типа «Рыбий Глаз» в принципе можно поделить на две группы: Циркулярный «Рыбий Глаз» и Диагональный «Рыбий Глаз».

Циркулярный «Рыбий Глаз» даёт изображение в виде полного круга, только частично покрывающего светочувствительную матрицу / кадр (дальше - сенсор). Такой объектив даёт угол зрения 180° в любом направлении. (фотография взята из Wikipedia)

Диагональный«Рыбий Глаз» покрывает всю площадь сенсора.Такой объектив даёт угол зрения 180° по диагонали кадра, ~147° по горизонтали и ~ 94° по вертикали.

Обратите внимание - разделение на «циркулярный» или «диагональный» «Рыбий Глаз» вполне относительно и определяется степенью перекрытия сенсора создаваемым изображением. Таким образом разделение зависят от того, для какого размера сенсора предназначен тот или иной объектив, и на каком сенсоре он реально используется.

Например: (см. фотографию справа) объектив с фокусным расстоянием 8мм спроектирован как циркулярный «Рыбий Глаз» для полного кадра.

Изображение будет представлять полный круг, вписанный в кадр 24мм х 36мм (черный).

Этот же объектив может быть использован на формате Four Third (17.3הмм x 13мм красный), где он становится диагональным «Рыбьим Глазом».

На данный момент на рынке существует довольно большое разнообразие комбинаций объективов «Рыбий Глаз», спроектированных и используемых под разные форматы (спроектирован под Полный кадр - используется на APS-C формате, спроектирован под APS-C формат - используется на формате Four Third и т.д.)

В результате всякие классификации объективов не могут быть строгими. Например, Samyang 8mm f3.5 спроектированный под APS-C формат как диагональный «Рыбий Глаз» может быть использован на формате Four Third, при этом будет иметь угол зрения 165°-167°. Будьте внимательны...

3. Особенности изображений, получаемых объективом «Рыбий Глаз».

a. На изображении можно выделить две центральные линии: горизонтальная (синяя) и вертикальная (зеленая) которые НЕ ИМЕЮТ искажений (дисторсии).

b. Можно выделить центральную область (голубая) где искажения МИНИМАЛЬНЫЕ.

c. Четыре угловых области (желтые) имеют НАИБОЛЕЕ выраженные искажения.

С фокусировкой объективов «Рыбий Глаз» не должно быть никаких проблем даже в НЕ автофокусном варианте. Глубина резкости у объективов с таким фокусным расстоянием просто огромная. Поэтому при съемке при достаточно хорошем освещении можно прикрыть диафрагму до f5.6-f8.0, настроить резкость на выбранный объект (при пейзажной съемке - чуть не-до бесконечности) и спокойно снимать. Из-за гиперфокального эффекта всё будет в резкости.

На основании вышеперечисленных особенностей можно попробовать выстроить правила использования объективов «Рыбий Глаз».

4. Фотографирование пейзажей.

a. Совместите горизонт со средней горизонтальной линией объектива (синяя линия). Изображение будет выглядеть как панорама:

b. Для лучшей визуализации можно обрезать изображение снизу или сверху для получения «золотого» сечения:

c. Помните про углы - там искажения наиболее выражены. Имейте это ввиду, когда фотографируете объекты с прямыми линиями - в углах кадра это иногда выглядит забавно. Но может и испортить композицию:

5. Архитектурная и Городская съемка.

a. Постарайтесь удерживать прямые линии объектов (фундаменты, фасады, дороги, крыши, колонны) параллельно или в области средней горизонтальной или вертикальной линий объектива:

b. Используйте симметричные элементы композиции для компенсации искажений:

6. Предметная и "карикатурная" фотография.

Даже большие объекты объективом «Рыбий Глаз» можно фотографировать с небольшого расстояния. Лучше если бОльшая часть основного объекта будет находиться в центре кадра - там, где искажения меньше (голубая область):

7. Фотографии неба.

a. Поскольку объектив изначально предназначался для снимков небесной сферы, совсем не плохо получаются фотографии, где горизонта совсем невидно. Для получения такого эффекта объектив нужно нацеливать точно в зенит:

В этом уроке вы узнаете, как обычную уличную фотографию сделать более художественной, благодаря различным инструментам программы Photoshop и их настройкам. Так же в уроке вы найдете несколько новых полезных возможностей, начиная с версии Photoshop CS6. Но не волнуйтесь, большинство из этих новых опций при случае могут быть заменены.
Вот исходная фотография.

А это результат после изучения и применения шагов урока.

При прохождения этого урока автор предлагает для использования свой файл формата Raw, который вы можете скачать .
Теперь откройте Photoshop и загрузите этот файл в меню Файл - Открыть как - Camera Raw (File - Open as - Camera Raw).


Для того чтобы применить к изображению настройки точно такие же, как в уроке, Вы можете скачать файл настроек и загрузить его, используя выпадающее меню (отмечено на скриншоте ниже). Так же Вы можете сохранить эти настройки в пресетах Camera Raw.
На скриншоте вы можете увидеть Основную панель и некоторые новые опции в Camera Raw 7, такие как Света (Highlights), Тени (Shadows) и Белые (Whites).

Примечание переводчика: Если при попытке загрузки файла настроек вы вместо скачивания переходите к коду, то нужно правой кнопкой мыши кликнуть на слове «настроек» и выбрать опцию Сохранить по ссылке как или Сохранить объект как ..

Используя вкладку Тоновая кривая (Tone Curve panel) поиграйте с контрастом. Корректируйте кривую, добавляя и двигая точки во вкладке Точечная (Point), или просто используйте уже настроенную кривую, благодаря загруженным ранее настройкам.

Ниже настройки панели HSL Градации серого (HSL Grayscale).

Примените Градуированный фильтр (Graduated filter) к области неба. На скриншоте Вы можете видеть больше опций для фильтра, чем в более старых версиях плагина Camera Raw, это же касается и инструмента Корректирующая кисть (Adjustment Brush).

Откройте изображение после коррекции в Camera Raw. Есть несколько способов, достичь эффект линзы «рыбий глаз». Например, это новая функция в CS6, которая находится в меню Фильтр - Адаптивный широкий угол (Filter - Wide Angle), затем Фильтр - Коррекция дисторсии (Filter - Lens Correction) и ещё опция из трансформации - Деформация (Warp).
В этом изображении автор урока предпочитает использовать именно Деформацию (Warp), хоть это и несколько специфический путь для достижения эффекта, но на небе присутствуют провода, и они составляют часть композиции, которую можно сделать более интересной.
Дублируйте фоновый слой с фото и идите в меню (Edit - Transform - Warp), выберите в выпадающем меню вариант Надутый (Inflate). Поставьте настройки как на скриншоте и примените трансформацию.

Переместите этот слой немного вниз, чтобы увеличить пространство с областью неба, вы должны увидеть оригинальный фоновый слой в верхней части изображения. Снова идите в меню Редактирование - Трансформирование - Деформация (Edit > Transform > Warp) и на этот раз выберите вариант деформации Рыбий глаз (Fisheye). Примените настройки как на скриншоте ниже.

У нас получается вот такой результат с изображением после трансформации. Сократите немного картинку к левому и правому краю документа. Не обращайте внимание на отсутствующие после деформации области по краям слоя, вы их подкорректируете с помощью инструмента заливка С учётом содержимого (Content-Aware).

Теперь слейте вместе Ctrl+Е обработанную деформацией копию и оригинальный фоновый слой. Исправим нижние углы. Выберите область, которую нужно исправить, это можно сделать с помощью инструмента Лассо (Lasso Tool).
Пройдите в меню (Edit - Fill - Content- Aware). Эта опция появилась в Photoshop с версии CS5, поэтому, если у вас версия ниже, для редактирования можно использовать инструменты Заплатка (Patch Tool) и Штамп (Stamp Tool).

Сделайте то же самое для других областей внизу изображения.

Теперь исправим верхнюю часть фотографии. Возможно, все эти ухищрения вам будут не нужны, если у вас снимок с хорошей композицией, но в некоторых случаях они могут быть полезны.

Выберите инструмент Точечная восстанавливающая кисть (Spot Heal Brush Tool) в режиме С учётом содержимого (Content-Aware) и скройте нежелательные участки, а так же чёткие края.

У вас должно получиться примерно так.

Серое здание на заднем плане выглядит неинтересно в этой композиции, и мы его заменим. Для этого дублируйте слой с применённым уже эффектом и коррекциями и добавьте маску слоя. Сотрите все ненужные объекты, используя чёрную кисть. После работы с маской, если вы сделаете нижний слой невидимым, то увидите прозрачную область, как на втором скриншоте ниже.
А сейчас сделайте активным слой с маской и с помощью инструмента Прямолинейное лассо (Polygonal Lasso Tool) выделите серое здание на фото. Затем залейте выделенную область в меню Редактирование - Выполнить заливку - С учётом содержимого (Edit - Fill - Content- Aware). Маска слоя защитит скрытые здания и низ изображения от действия заливки.

Это результат заливки с С учётом содержимого (Edit - Fill - Content- Aware).

Объедините слои и выберите меню Фильтр - Коррекция дисторсии (Lens Correction). Во вкладке Заказная (Custom) примените эффект виньетки. Настройки ниже на скриншоте.


Теперь идите в меню Изображение - Коррекция - Тонирование HDR (Image - Adjustments - HDR toning) и поиграйте с настройками.

Дублируйте слой после применения тонирования, поставьте ему режим наложения Умножение (Multiply) и уменьшите Непрозрачность (Opacity) до 45%.

И это результат!

Разновидности объективов типа «Рыбий глаз»

Принято считать, что все разновидности «фишаев» имеют угол зрения в 180°, это не так. Изображение пейзажа с углом 180° даёт круговую картинку, но кадр (плёнка или матрица) представляют из себя прямоугольник. Есть два способа устранения этого несоответствия, и три типа «фишаев»:

  • Циркулярный - на полученном кадре изображение занимает не всю его площадь, а лишь вписанный круг. Такой объектив имеет угол зрения 180° в любом направлении (справа-налево, сверху-вниз, и т. п.). С помощью такого объектива можно сделать снимок, на котором будет изображён, например, весь небосвод. Примеры циркулярных фишаев:
    • «Sigma AF» 8 мм f/3,5 EX DG FISH-EYE
    • «МС Пеленг » 8 мм f/3,5
    • «Nikon» 8 мм f/2,8
    • «Sigma» 4,5 мм f/2,8 EX DC Circular Fisheye HSM - для цифровых камер с матрицей размера APS-C
  • Диагональный (или «полнокадровый») - полученный кадр целиком занят изображением, однако 180° угол зрения соответствует лишь диагоналям кадра. Другими словами, полный круг, который даёт циркулярный тип, этот объектив не изображает в кадре. В данном случае наоборот: кадр вписывается в круговое изображение. Примеры объективов этого типа:
    • «Canon EF» 15 мм F/2,8 Fish-eye
  • С кругом изображения более 180° - обычно имеют также круглое изображение и угол зрения может составлять 220°, как у «Fisheye-Nikkor» 6 мм f/2,8, который весит 5,2 кг.

Геометрические искажения

При очень широком угле зрения неизбежно возникают сильные искажения перспективы: задний план кажется дальше, чем на самом деле, а при удалении от центра поля зрения форма предметов искажается. Обычно при создании широкоугольных объективов стремятся свести к нулю дисторсию - искривление прямых линий, не проходящих через центр. Однако, в таком случае принципиально невозможно получить угол поля зрения 180°, так как тогда край поля зрения окажется бесконечно удалённым (изображение, даваемое таким объективом, эквивалентно гномонической проекции сферы на плоскость). Кроме того, увеличение по центру оказывается меньше, чем на краю, что может быть неудобным в некоторых съёмочных ситуациях. Поэтому для достижения угла поля зрения 180 и более градусов в объектив при его разработке намеренно вводят отрицательную дисторсию («бочка»). Тогда увеличение по центру становится больше, и в этой области объектив работает как менее широкоугольный. Тем не менее, такая компенсация вносит свои искажения перспективы - выпячивание центра, а также ведёт к искажениям формы предметов: прямые линии (кроме проходящих через центр) изображаются кривыми.

Бленды

Бленды «фишаев» малы (для диагональных) или отсутствуют вовсе (для циркулярных). Увеличить размер бленды не представляется возможным, так как бленда будет попадать в кадр. Как правило, они встроены в объектив.

Исключением являются объективы с трансфокатором . Подразумевается, что при съёмке таким объективом на коротком фокусе (то есть в положении «фишай») бленда будет снята, а для съёмок на длинном фокусе (когда объектив уже не имеет столь широкого угла зрения и превращается широкоугольный) бленда вполне может использоваться. Пример такого объектива: «Pentax SMC Fish Eye» DA 10-17 мм f/3,5-4,5 ED (IF).

Светофильтры

По той же причине, что и с блендами, на объективах типа «Рыбий глаз» невозможна традиционная установка светофильтров . Желатиновые светофильтры устанавливаются не перед первым стеклом объектива, а за последним, что усложняет их оперативную смену и делает невозможным их вращение (что необходимо для градиентных и поляризационных фильтров). Многие фишаи имеют встроеные вращающиеся системы фильтров с обычным набором из жёлтого, оранжевого и красного фильтров.

Фокусировка и ГРИП

Фотография, сделанная с использованием «Рыбьего глаза» «MC Зенитар» 16 мм f/2,8

Глубина резкости фишаев такова, что уже при сравнительно небольшой диафрагме 5,6 в глубину резко изображаемого пространства будет входить пространство от 40-100 см до бесконечности. Другими словами, для большинства случаев объектив, установленный на бесконечность не нуждается в автоматической или ручной фокусировке.

Другие особенности

  • В кадр, сделанный с помощью «Рыбьего глаза», с лёгкостью может попасть рука фотографа, держащегося, например, за фокусировочное кольцо объектива, ступни фотографа или основание штатива.
  • Если центр кадра попадает ниже линии горизонта, то горизонт на снимке представляет собой выпуклую вверх линию. В противоположном случае (центр кадра выше горизонта) - выпуклую вниз линию. Если же центр кадра точно совпадает с линией горизонта, то горизонт в кадре прямой.
  • При использовании циркулярного фишая на аппарате меньшего формата он превращается в диагональный (Пеленг на фотоаппаратах системы 4/3, например), или круг становится частично обрезанным (Пеленг на APS-C матрице).
  • В 2007 году на рынке появился первый циркулярный фишай для фотокамер с матрицей APS-C - «Sigma» 4,5 мм EX DC Circular Fisheye HSM. При его использовании на соответствующих камерах круг изображения не обрезается.

История

Использование объектива «рыбий глаз» наиболее часто находит свое отражение в съемках уличных экстремальных видов спорта (паркур, скейтбординг, ВМХ и т. д.). Можно сказать, что он является «главным» объективом в таких съёмках, позволяя запечатлеть с короткой дистанции как самого «райдера», так и используемую архитектуру при выполнении трюков. Так же использование объектива «рыбий глаз» очень распространено в съемке сферических панорам, поскольку позволяет минимальным количеством кадров получить полную сферу панорамы.

Известные фотографы и их работы

См. также

Примечания


Wikimedia Foundation . 2010 .

Объектив «рыбий глаз» признан одним из самых лучших объективов для реализации творческих замыслов фотографов. Что касается доступности, то «рыбий глаз» относится к недорогим объективам (около 650 долларов), поэтому он весьма популярен как среди новичков, так и профессионалов.

Если обратиться к истории создания этого объектива, то следует заметить, что изначально он назывался совсем не «рыбий глаз», а «объектив всего неба», так как применялся в метеорологии для наблюдения за формированием облачных масс и для изучения всего неба. Такая оптика имела одну особенность - она необычно искажала линии, создавая на снимках уникальные эффекты. Этим она приглянулась некоторым фотографам, и уже вскоре объектив завоевал массовую популярность, получил новое имя и широкое применение в сфере общей фотографии. В наши дни многие фотографы с удовольствием используют его как для любительской, так и для профессиональной съемки, но больше с целью творческого развлечения.

В этой статье я расскажу вам о 5 интересных способах креативного использования объектива «рыбий глаз»…

1. Радиальное размытие

Съемка свадьбы при помощи объектива «Рыбий глаз» может дать удивительные результаты. Подобные мероприятия обычно проходят в условиях низкой освещенности и становятся серьезным испытанием для фотографов. Во время съемки на свадьбе я обычно выбираю позицию в центре танц-пола и просто снимаю.

Чтобы добиться эффекта радиального размытия, просто уменьшите до 1/25 доли секунды, а затем поверните камеру против часовой стрелки на 90 градусов, поддерживая левой рукой объектив и поворачивая корпус камеры правой. Не все снимки получатся качественными, но вы всегда сможете выбрать достаточное количество хороших кадров.

2. Эффект искривления Земли (так называемая дисторсия)

Необходимо обратить внимание на одну особенность при использовании объектива «рыбий глаз»: чем ближе объект приближается к краю кадра, тем больше искажение. Если расположить горизонт в середине кадра, он будет оставаться абсолютно прямым по всему снимку. Усильте это искажение, переместите линию горизонта максимально близко к верхней границе кадра. Только будьте осторожны, вы можете вернуться домой, и обнаружить изображение своих ног в нижней части снимка.

3. Съемка панорамных пейзажей без эффекта «рыбий глаз»

Иногда эффект «рыбий глаз» можно использовать просто для того, чтобы захватить в одном кадре все, что вы хотите. Часто не хочется искаженных линий, но при этом необходим очень широкий угол съемки. Если вы снимаете без прямых линий (здания, деревья, телеграфные столбы, и т.д.), то иногда удается поместить объектив таким образом, что снимок просто будет выглядеть как снятый обычным широкоугольным объективом. Просто убедитесь, что линия горизонта находится строго по центру кадра. Благодаря этому вы сможете уместить почти 180-градусный снимок в одном кадре, и вам при этом удастся избежать искажений, свойственных съемке объективом «рыбий глаз».


4. Съемка потолка одним кадром

Обычными объективами снять весь потолок одним кадром практически невозможно. Этот снимок потолка, который имеет очень большую площадь, был сделан в техасском Гейлоре, в Грейпвайне, штат Техас. В зданиях с такой симметричной архитектурой, как эта, чтобы получить хороший снимок с использованием обычного объектива пришлось бы много раз отмечать маркером точки съемки на полу, чтобы определить точную середину комнаты. Когда я посмотрел вверх и увидел этот потолок, я понял, что «рыбий глаз» - это единственный объектив, который сработает в этих условиях!

5. Меняйте перспективу и угол съемки!

Самое главное для фотографа - получать удовольствие от съемки, и неважно - снимаете ли вы для себя или для клиента (как на фото выше). «Рыбий глаз» является премьер-объективом, а это означает, что вы не сможете с его помощью менять (приближать или удалять объекты). Так что, роль зума остается за вами, то есть вы сами должны приближаться или удаляться от объекта. Вы должны будете сами изменять перспективу и экспериментировать с различными углами и линиями. Можете присесть, опустить камеру ближе к земле, или даже лечь на землю, на траву или на камни, или даже на гравий на железной дороге. Можете прижаться к стене и использовать искажения объектива, чтобы вызвать эффект «обертывания» стены вокруг кадра. Просто получайте удовольствие!

Панорамные IP камеры видеонаблюдения или камеры «рыбий глаз», становятся все более популярными на рынке систем безопасности. Причиной тому в первую очередь является снижение цен на продукцию подобного рода. Еще недавно к таким «сверхширокоугольным» можно было отнести только камеры от некоторых именитых брендов, оснащенные несколькими матрицами и объективами и умеющими «склеивать» изображение с этих камер в один поток. Данное решение хорошо всем, кроме цены, которая может достигать нескольких тысяч евро.

Современные же решения основываются на обычной матрице (как правило, высокого разрешения, но всеже одной) и сверхширокоугольном объективе, охватывающим угол 180 градусов в перпендикулярной объективу плоскости. Главной же «фишкой» современных панорамных камер является мощное встроенное программное обеспечение, которое делает круглую, сильно искаженную картинку, которую выдает «рыбий глаз» более понятной и легко воспринимаемой.

Фото 1. Как видит мир объектив «рыбий глаз».

Камера установлена на потолке в помещении размером 4,5 на 5,5 метров (не удивляйтесь интерьеру - лето, жара, и работать на даче куда приятнее чем в офисе J) . Площадь и высота потолков небольшие, поэтому искажения сильнее чем могло бы быть.

А вот что можно увидеть уже после цифровой обработки: четыре картинки, имитирующие работу четырех независимых и направленных в разные стороны камер.

Все сектора гибко настраиваются (направление обзора, цифровой зум). Предусмотрены и другие режимы просмотра кроме «квадратора», но об этом позже.

Сразу отметим, что останавливая свой выбор ка намерах «рыбий глаз» нужно понимать, что назначение этих камер - общий обзор помещения, и очень высокого уровня детализации добиться от них не удасться. И пусть читателя не путает «многомегапиксельность» этих камер. Ведь поле обзора камеры «fish eye» даже в таком небольшом помещении, как в условиях теста, составляет около 15 метров (вспомним формулу о дине окружности). 2048 пикселей на 15 метров это всего лишь 136 пикселей на метр. В то время как для уверенной идентификации лиц нужно 250 пикселей на метр (подробнее о требованиях к разрешению тут: ) . Поэтому, например, для организации видеонаблюдения в магазине оптимально использовать сочетание камер «рыбий глаз» в торговом зале и обычных (купольных или корпусных) камер на кассах и в других важных зонах.

Итак, рассмотрим по порядку наших подопытных. В рамках беглого обзора мы не будем проводить каких либо тестов и ограничимся обзором функционала и возможностей.

AXIS M3007- PV
Вандалозащищенная обладает высоким разрешением в 5 мегапикселей и панорамным обзором в 360 градусов (или 180° при установке на стену). Даже при максимальном разрешении камера выдает «real-time» видео 25 кадров в секунду. Это самая дорогая камера из представленных в нашем обзоре сегодня. Рекомендованная розничная цена - более 28 тыс. рублей. Как и другие продукты AXIS, данная модель отличается качеством и продуманностью исполнения. Монтаж удобен и понятен, все необходимое для этого есть в комплекте с камерой. Также в комплекте и диск с ПО (утилита установки и ПО AXIS Camera Companion).

Зайдя в web интерфейс. Вне зависимости от браузера (IE, FF, Chrome) мы сразу видим живое видео. Пляски с плагинами и поиском «рабочего» браузера не требуются (если смотрим в mjpeg). Это также одно из отличий АКСИСа.

Камера может выдавать несколько потоков в видео с различными преднастроенными параметрами. Доступны следующие варианты отображения картинки:

Owerview - общий обзор. Собственно, это там самая «круглая картинка» что вы уже видели выше.

Panorama - как следует из названия, это круговая панорама с обзором 360 градусов.

Double Panorama - две полу-панорамы по 180 градусов. Сморится не столь эффектно, зато позволяет более эффективно использовать площадь экрана.


AXIS M3007 режим Double Panorama

Quad View - виртуальный «квадратор» в котором камера имитирует работу четырех камер невысокого разрешения (800*600). Для каждой виртуальной камеры можно настроить направление обзора и цифровой зум.

View Area 1-4. Передача видео с виртуальной камеры разрешением до 800*600 как отдельного канала. В отличие от режима Quad View позволяет более гибко настраивать систему (например, видео с виртуальных камер 1 и 2 писать постоянно, а 3 и 4 - только по движению.

Забегая вперед можно отметить, что подобные режимы реализованы во всех участвующих в обзоре камерах. Но подходы к реализации несколько разные. В камере AXIS M3007 все «выпрямление» видео и его разложение на каналы происходит непосредственно в камере и камера выдает для просмотра и записи несколько потоков с заданными настройками.

Достоинства этого подхода:

Проще интеграция со сторонним ПО в т.ч. для мобильных устройств
- возможна запись на встроенную microSD карту или на сетевой диск («расшаренную папку»)
- меньше нагрузка на сервер видеорегистрации (но больше - на камеру и, как показала практика, больше 3 потоков одновременно М3007 тянет с трудом)

Недостаток по сути один: при просмотре видеоархива мы не можем никак на него повлиять. Т.е. если мы, например, настроили направление обзора одной из виртуальных камер и при просмотре нам нужно несколько сместить и/или приблизить ракурс, мы не сможем этого сделать. Другой подход, который практикует Geovision, предусматривает обработку видео силами ПО сервера, а камера всегда передает для записи исходную картинку в том виде, как ее видит объектив «рыбий глаз». В этом случае, даже если оператор просматривал видео с одного ракурса, пи просмотре архива мы можем этот ракурс изменить.

Но вернемся к AXIS M3007-PV.В рамках данного экспресс-теста мы не ставим перед собой цели детального изучения настроек камеры, т.к. возможности камеры весьма широки. Нам показалось интересным заострить внимание на двух моментах:

Первый, это функция расширенного динамического диапазона (WDR), которая помогает камере видеть в условиях неравномерного освещения, контрового света и других сложных условиях. В нашем тесте в помещении только естественный свет, проникающий через небольшое окно. За окном - солнечный летний день и уровень освещенности там много больше, чем в помещении. При включении WDR за окном проступают очертания соседских грядок. В тоже время при аналогичных условиях другие наши подопытные отображали окно просто как яркое пятно (хотя в камере Geovision есть поддержка WDR).

Вторая приятная особенность камеры AXIS M3007-PV - возможность работы в «автономном режиме» - т.е. камера может вести запись на встроенную карту памяти microSD. Причем делать это долго, надежно и стабильно. Многие другие производители позиционируют запись на microSD как «аварийный» режим, на случай проблем с NVR сервером или каналами связи. А некоторые производители вообще интегрируют в камеру слот microSD скорее «для галочки», ведь в их камерах объем записываемого на флешку ролика не может быть больше 3-5мб. AXIS M3007-PV в этом свете выглядит куда лучше и может смело претендовать на звание «камера и регистратор в одном флаконе»: видео пишется стабильно, есть режим перезаписи по заполнению карты памяти, к камере можно подключиться с помощью ПО AXIS Camera Companion и просматривать видеоархив так же удобно, как если бы он хранился на ПК или NVR сервере.

Просмотр видеоархива (нее важно, с SD карты, ПК, NVR или NAS сервера) организован очень удобно. Есть удобный и привычный масштабируемый тайм-лайн, а каждый видеопоток от панорамной камеры представлен как отдельная камера со своими настройками. На фото AXIS M3007-PV отдает два видеопотока, один в режиме «квадратора» (Quad View), второй - один из одиночных видов (View Area).

Также отдельно хочется отметить возможность писать видео прямо с панорамной камеры AXIS M3007-PV на NAS хранилище или любою «расшаренную» сетевую папку любого ПК в сети. Данный подход, равно как и полноценная работа с SD картой будет очень полезен в небольших системах, где выделение отдельного ПК/сервера для видеонаблюдения не целесообразно.

GEOVISION GV- FE420

Geovision - менее известный чем AXIS производитель систем видеонаблюдения, однако их оборудование отличается не менее высоким качеством и функциональностью, но по более привлекательной цене. Программное обеспечение Geovision и вовсе славится широчайшими возможностями и возможностью работы с оборудованием множества производителей. Для «своих» камер ПО Geovision бесплатно (до 32 каналов), а вот для работы с камерами других брендов нужно приобретать лицензии.

Панорамная камера - оснащена 4-х мегапиксельной матрицей и "рыбий глаз". Камера обладает функциями день/ночь и WDR, однако, как уже писалось выше, работа WDR в данной модели не слишком эффективна.

При максимальном разрешении камера выдает 15 к/с, что меньше чем у AXIS но вполне достаточно для большинства ситуаций.

Справедливости ради стоит отметить, что камера GV-FE420 стоит почти на треть дешевле своего аналога от АКСИС (порядка 20 тысяч рублей).

Визуально качество картинки с камеры Geovision GV-FE420 сравнимо с качеством M3007-PV (хотя цветопередача и отличается), но несколько хуже, на наш взгляд, работает коррекция искривлений, вносимых fish-eye объективом.


на фото - пропорции квадратной картины на стене близки к квадрату для камеры AXIS, но заметно искажены при съемке камерой GV- FE420

Лучше всего проявляются сильные стороны Geovision GV-FE420 в паре с фирменным ПО GV-NVR. Ведь Геовижн практикует немного другой подход - камера всегда отдает на запись оригинальную картинку, которая уже выпрямляется и обрабатывается силами ПО. И тут много всего интересного.

Во-первых - больше режимов просмотра. Помимо уже знакомых нам по АКСИСу, есть, например, режим трекинга подвижных объектов. В этом случае в нижней половине экрана отображается панорама с подсвечиваемыми подвижными объектами, в одной из четвертей экрана - увеличенное изображение выбранной (кликом по панораме) пользователем области, а во второй четверти отслеживается подвижный объект. Если объектов несколько - камера следит за одним, бОльшим. Фактически камера имитирует работу PTZ камеры в режиме слежения. Но никаких подвижных деталей тут нет, что благоприятно сказывается на долговечности камеры.

Также можно задать несколько произвольных зон обзора, выведя изображения с них как отдельные потоки видео

Стоит отметить, что программное обеспечение Geovision очень функционально (причем многие модули, например, обнаружение забытых предметов, абсолютно бесплатны), но, увы, довольно сложно в освоении. Для записи, просмотра (локального и удаленного), анализа тревог и т.д. используются разные компоненты. Всего на диске, входящем в комплект поставки, более десятка программ и утилит. Таким образом, нужно потратить некоторое время, чтобы разобраться в ПО Geovision. Для сравнения, с ПО AXIS Camera Companion можно начать работать уже через пару минут - настолько оно простое и интуитивно понятное. Но и возможности у них совершенно разные.

Geovision GV-FE420, как и другие наши подопытные, оснащен слотом для карт памяти microSD, а на диске с ПО есть утилита Remote Viewlog для удаленного просмотра видеоархива с карты. Однако мы уже сталкивались со следующей особенностью работы камер данного бренда с флеш-картой: если при получении метаданных (т.е. данных хранящихся в архиве роликах и событиях) связь с камерой будет неустойчивой и будет пропущен хотя бы один пакет данных (что нередко бывает при просмотре через Интернет или WiFi), утилита выдаст ошибку «невозможно расположить базу данных», после чего просмотр прерывался и требовалось перезапустить ПО.

Таким образом, режим работы с SD картой стоит расценивать как резервное решение на случай проблем с сервером видеорегистрации.

D- Link DCS-6010 L

Последнему нашему подопытному - панорамной камере не повезло. Погода за окном испортилась, и тестирование проводилось в условиях более низкой, чем в предыдущих тестах, освещенности. Данный факт, в сочетании с куда более скромными, чем у AXIS и Geovision характеристиками (и куда более низкой ценой), обусловили не самые впечатляющие результаты.

Данная камера - двухмегапиксельная, с максимальным разрешением 1600*1200 пикселей, что меньше чем у конкурентов, но, по сути, не так уж и мало. Тем не менее, дешевая матрица и оптика, которые позволяют удержать цену изделия на низком уровне (немногим более 10 тыс. руб.), не позволяют добиться хорошего качества картинки, особенно в условиях не очень яркого света. Шумы с смазывание на периферии картинки - на лицо.

Впрочем, камеры D-Link, да еще и с поддержкой сервиса myDLink, традиционно позиционируются как решения для дома или малого офиса. Нетребовательному пользователю выдаваемого камерой качества может быть достаточно для общего обзора помещения (что делают сотрудники, пришел ли ребенок из школы и т.д.). Зато в активе D-Link DCS-6010L такие удобные «фичи» как: беспроводной интерфейс 802.11n, который существенно упрощает процесс установки; поддержка работы с онлайновым сервисом myDLink, который позволяет не задумываться о наличии реального IP адреса, пробросе портов и прочих сложностях. Подключил камеру к Интернету, зарегистрировал ее на портале myDLink и можно просматривать видео из любой точки мира прямо на сайте myDLink.

D-Link DCS-6010L практикует тот же подход, что и AXIS - формат отдаваемого видеопотока (панорама, две полупанорамы или квадратор) задается на камере без возможности дальнейшего изменения. Это позволяет камере работать с сервисом myDLink и с недорогими видеорегистраторами D-Link.

Качество изображения нас не впечатлило, но есть стойкое ощущение, что дело в довольно невысокой освещенности. Ранее нам доводилось видеть работу данного девайса на выставке - при ярком освещении качество картинки было куда интереснее. Второе подозрение - все камеры «рыбий глаз» ориентированы на работу в помещениях площадью 50+ квадратных метров. При этом фокусировка объектива (ручная или автоматическая) в данных камерах не предусмотрена. И если в более дорогих камерах глубины резкости хватает и на работу в условиях небольших площадей, D-Link DCS-6010L откровенно «мылит».


Камера также поддерживает режим виртуального PTZ и цифровой зум, но с учетом относительно невысокого разрешения, толку от цифрового приближения не много

Программное обеспечение и интерфейс камеры практически не отличается от таковых у других камер D-Link. Как видно в меню настройки детектора движения, камера не делает различий между режимами отображения и даже работая в режиме квадратора просто накладывает единую маску поиска движения на все изображение.

В нашей прошлогодней статье Экспресс - тест: D-Link DCS-2103 vs Geovision GV-CB120 мы писали, что D-Link DCS-2103 хотя и оснащается слотом для карт MicroSD, но работает с ними весьма слабо. Цитирую: «сперва настраиваются «медиа» это то, что будет передаваться по событию, отдельно настраиваются события и, отдельно, как и куда будет отравляться медиа-файл.
Медиафайл это стоп-кадр или видеоролик, объемом до 3 Мб. Скорее всего, это ограничение вызвано скромными аппаратными ресурсами камеры. При максимальном разрешении и качестве картинки, 3 Мб это всего несколько секунд видео, что явно маловато в большинстве случаев»

Увы, камера D-Link DCS-6010L не далеко ушла от этих цифр. Максимальный размер файла ограничен 5-ю мегабайтами, что для 2-мегапиксекльной камеры также очень мало, ведь работать с тысячами 3-секундных файлов на флешке очень неудобно.

Сравнительная таблица характеристик


~10 500 руб *


20 500 руб*


2 7 500 руб*

Тип матрицы

Разрешение Mpx

4 (1373 TV-lines)

Макс разрешение

Вандалоустойчивое исполнение

ИК-подсветка

Расширенный динамический диапазон (WDR)

Минимальная освещенность лк.

4 Lux (1/30 sec),
2 Lux (1/5 sec)

Поддержка PoE

Видео

Стандарт сжатия

MJPEG, MPEG-4, H.264,

MJPEG, MPEG-4, H.264,

Частота кадров при макс разрешении

до 15 кадров/сек

до 15 кадров/сек

до 30 кадров/сек

Параметры объектива

1,25 мм / F2.0

Угол обзора в вертикальной/горизонтальной плоскости (при установке на потолке)

Цифровые входы/выходы

Интрефейс Ethernet

10/100 BASE-TX Fast Ethernet, беспроводной 802.11n

10/100 10/100 Ethernet, IEEE 802.3af POE

Ethernet(10/100 Base-T), RJ-45, PoE (IEEE 802.3af) Class 3

Поддержка звука

дуплекс, встроенные микрофон и динамик

дуплекс, встроенный микрофон и динамик

Температурный диапазон

От 0 до 40 C

слот для Micro SD/SDHC

* указаны средние розничные цены по Москве на момент написания данного обзора

Выводы

Если говорить о камерах «рыбий глаз» в целом, то это, безусловно, очень интересное и перспективное оборудование. Но и не панацея. В презентации одного из производителей как-то было сказано, что такая камера заменяет до 16 аналоговых камер стандартного разрешения. Гипотетически, это может быть правдой. Но только в том случае, если у вас открытое, хорошо просматриваемое помещение большой площади. Open-space офисы, магазины с невысокими витринами и высокими потолками, спорт-залы, холлы различных заведений, «чистые» производственные площади - на таких объектах можно существенно сократить количество камер, сэкономив как на самих камерах, так и на монтажных работах.

Следует помнить, что панорамные камеры предназначены скорее для общего обзора и, несмотря на наличие функций виртуального PTZ и цифрового зума, как правило, не могут обеспечить детализации достаточной, например, для контроля кассовых операций. Поэтому для кассовых зон и других ответственных мест мы рекомендуем устанавливать «обычные» камеры (корпусные или купольные) параллельно с камерами «рыбий глаз». Также следует помнить, что панорамные камеры отличаются относительно невысокой светочувствительностью и не имеют режима «день/ночь», поэтому эффективно они могут применяться только в помещениях с хорошим освещением.

Если говорить о наших «конкурсантах», то, если честно, включать в список испытуемых камеру D-Link во многом было ошибочным. Это камера совсем другого уровня и назначение у нее тоже другое. И на фоне своих более профессиональных конкурентов она конечно меркнет. Тем не менее, камера наверняка найдет своего покупателя, хотя хитом, конечно, не станет.

Камеры серии GV-FE GeoVision присутствуют на российском рынке уже довольно давно и нами было реализовано несколько проектов на данном оборудовании. Камеры отлично себя зарекомендовали как с точки зрения функциональности, так и с точки зрения надежности. Отдельного внимания заслуживает софт от данного производителя. Он как медаль, которая традиционно имеет две стороны. Очень широкие возможности и потрясающая гибкость - это актив. Пассив - более десятка разных программ и утилит для разных ситуаций и мануал на 400 страниц… Этот недостаток несколько ограничивает применение камер GeoVision в мелких проектах, где важно быстро и с минимальными трудозатратами развернуть систему и обучить пользователя работе с ней. Однако если есть возможность потратить некоторое время на изучение данного ПО, то решение от Геовижн становится крайне привлекательным по соотношению цена/качество/функциональность.

Камеры AXIS традиционно хороши и продуманны. И также традиционно дороги. На наш взгляд, AXIS M3007-PV по всем параметрам превосходит GEOVISION GV-FE420 и обеспечивает наилучшую в тесте картинку, а софт максимально удобен и прост в настройке. Однако функциональность ПО от GeoVision все же выше, более того, это ПО бесплатно для систем до 32 каналов. Также нам больше импонирует доход, реализованный в продуктах GEOVISION, когда камера передает для записи исходную «круглую» картинку без какой либо обработки. Благодаря этому становится возможным настраивать форматы отображения видео из архива в любом нужном нам виде.

Выбор за Вами!

Заказать панорамную камеру, в том числе , вы можете в нашем магазине. По любым вопросам, обращайтесь к нашим менеджерам. Все контакты - .