Трудовые отношения

Человеком что побуждает. Виды и формы духовной деятельности человека


Мотивация является сложным психофизиологическим состоянием, которое характеризуется совокупностью динамически иерархизированных побуждений человека к той или иной деятельности. Сложность в рассмотрении данной проблемы состоит в том, что любая деятельность - будь то труд, познание, общение и т. д. - полимотивирована. Она побуждается не одним-единственным мотивом, а их совокупностью. Некоторые мотивы взаимно дополняют друг друга, некоторые находятся в конфликте. Они то усиливают друг друга, то искажают деятельность человека, отчего он, в конце концов, затрудняется определить, почему он поступил так, а не иначе. Мало того, многие мотивы человеком не осознаются. Поэтому бессмысленно строить мотивационный процесс в организации, опираясь лишь на отдельные составляющие сложного мотивационного комплекса.
Для того чтобы более адекватно построить мотивационный комплекс, рассмотрим точку зрения Б. В. Харазишвили, который проанализировал мотивацию с точки зрения ее составляющих. Он рассуждал следующим образом. Предпосылкой поведения человека, источником его деятельности является потребность. Нуждаясь в определенных условиях, человек стремится к устранению возникшего дефицита. Возникающая потребность вызывает мотивационное возбуждение (соответствующих нервных центров) и побуждает организм к определенному виду деятельности. При этом оживляются все необходимые механизмы памяти, обрабатываются данные о наличии внешних условий и на основе этого формируется целенаправленное действие. Иными словами, актуализированная потребность вызывает определенное нейрофизиологическое состояние - мотивацию.
Таким образом, мотивация - обусловленное потребностью возбуждение определенных нервных структур (функциональных систем), вызывающих направленную активность организма.
От мотивационного состояния зависит допуск в кору головного мозга тех или иных сенсорных возбуждений, их усиление или ослабление. Эффективность внешнего стимула зависит не только от его объективных качеств, но и от мотивационного состояния организма (утолив страсть, организм не станет реагировать на самую привлекательную женщину).
Отсюда обусловленные потребностью мотивационные состояния характеризуются тем, что мозг при этом моделирует параметры объектов, которые необходимы для удовлетворения потребности, и схемы деятельности по овладению требуемым объектом. Эти схемы - программы поведения - могут быть или врожденными, инстинктивными, или основанными на индивидуальном опыте, или заново созданными из элементов опыта.
Осуществление деятельности контролируется путем сравнения достигнутых промежуточных и итоговых результатов с тем, что было заранее запрограммировано. Удовлетворение потребности снимает мотивационное напряжение и, вызывая положительную эмоцию, «утверждает» данный вид деятельности (включая его. в фонд полезных действий). Неудовлетворение потребности вызывает отрицательную эмоцию, усиление мотивационного напряжение и вместе с тем - поисковой деятельности. Таким образом, мотивация - индивидуализированный механизм соотнесения внешних и внутренних факторов, определяющий способы поведения данного индивида.
В животном мире способы поведения определяются рефлекторным соотнесением внешней обстановки с актуальными, насущными органическими потребностями. Так, голод вызывает определенные действия в зависимости от внешней ситуации. В человеческой жизнедеятельности сама внешняя обстановка может актуализировать различные потребности. Так, в преступно опасной ситуации один человек руководствуется только органической потребностью самосохранения, у другого доминирует потребность выполнения гражданского долга, у третьего - проявить удаль в схватке, отличиться и т. д. Все формы и способы сознательного поведения человека -определяются его отношениями к различным сторонам действительности. Мотивационные состояния человека существенно отличаются от мотивационного состояния животных тем, что регулируются второй сигнальной системой - словом. Отсюда перейдем к видам мотивационных состояний человека.
К мотивационным состояниям человека относятся: установки, интересы, желания, стремления и влечения.
Установка - это стереотипная готовность действовать в соответствующей ситуации определенным образом. Эта готовность к стереотипному поведению возникает на основе прошлого опыта. Установки являются неосознанной основой поведенческих актов, в которых не осознается ни цель действия, ни потребность, ради которой они совершаются. Различаются следующие виды установок:
1. Ситуативно-двигательная (моторная) установка (например, готовность шейного отдела позвонков к движению головы).
2. Сенсорно-перцептивная установка (ожидание звонка, выделение значимого сигнала из общего звукового фона).
3. Социально-перцептивная установка - стереотипы восприятия социально значимых объектов (например, наличие татуировок интерпретируется как признак криминализированной личности).
4. Когнитивная - познавательная - установка (предубеждение следователя в отношении виновности подозреваемого ведет к доминированию в его сознании обвинительных доказательств, оправдательные доказательства отступают на второй план).
5. Мнемическая установка - установка на запоминание значимого материала.
Мотивационное состояние человека является психическим отражением условий, необходимых для жизнедеятельности человека как организма, индивида и личности. Это отражение необходимых условий осуществляется в виде интересов, желаний, стремлений и влечений.
Интерес - избирательное отношение к предметам и явлениям в результате понимания их значения и эмоционального переживания значимых ситуаций. Интересы человека определяются системой его потребностей, но связь интересов с потребностями не прямолинейна, а иногда и не осознается. В соответствии с потребностями интересы подразделяются по содержанию (материальные и духовные), по широте (ограниченные и разносторонние) и устойчивости (кратковременные и устойчивые). Различаются также непосредственные и косвенные интересы (так, например, проявленный продавцом к покупателю интерес является интересом косвенным, тогда как прямым его интересом является продажа товара). Интересы могут быть положительными и отрицательными. Они не только стимулируют человека к деятельности, но и сами формируются в ней. С интересами человека тесно связаны его желания.
Желание - мотивационное состояние, при котором потребности соотнесены с конкретным предметом их удовлетворения. Если потребность не может быть удовлетворена в данной ситуации, но эта ситуация может быть создана, то направленность сознания на создание такой ситуации называется стремлением. Стремление с отчетливым представлением необходимых средств и способов действия является намерением. Разновидностью стремления является страсть - стойкое эмоциональное стремление к определенному объекту, потребность в котором доминирует над всеми остальными потребностями и придает соответствующую направленность всей деятельности человека.
Преобладающие стремления человека к определенным видам деятельности являются его склонностями, а состояние навязчивого тяготения к определенной группе объектов - влечениями.
Мотивационные состояния мобилизуют сознание на поиск соответствующих целей и принятие конкретного решения. Принятие же решения о конкретном действии связано с осознанием мотива данного действия, с понятийным моделированием его будущего результата. Мотив - это довод в пользу избираемого действия, осознанное побуждение к достижению конкретной цели, необходимый элемент сознательного, волевого, преднамеренного действия.
Итак, понятие мотивации включает в себя все виды побуждений человеческого поведения. Мотив - сознательный элемент мотивации.
Следует различать понятия «мотив» и «мотивация». Мотивация - это общее побуждение активности в определенном направлении. Наиболее элементарной формой побуждения являются влечения - переживания неосознаваемых потребностей, преимущественно биологического характера. Влечения не имеют определенной целенаправленности и не порождают конкретного волевого акта. Общие контуры целей формируются на стадии желаний, но желания еще не связаны с принятием решения. На следующей стадии преддействия, на стадии стремлений, человек принимает решение действовать в определенном направлении определенным способом, преодолев определенные трудности. При этом обдумываются условия и средства достижения возникших намерений, возможности их реализации. В результате зарождается намерение совершать определенное действие.
Человеческое поведение активизируется широким спектром побуждений, являющихся модификацией его потребностей: влечениями, интересами, стремлениями, желаниями, чувствами. Конкретные же действия человека осознаны в системе понятий. Человек понимает, почему следует достичь именно данную цель, он взвешивает ее на весах своих понятий и представлений.
Побуждениями к деятельности в определенном направлении могут быть положительные и отрицательные чувства: любознательность, альтруизм, эгоизм, корысть, алчность, ревность и т. д.
Однако чувства, подчеркивает Б. В. Харазишвили, являясь общим побуждением к определенному роду действий, сами по себе не являются мотивом действий. Так, корыстные устремления могут быть удовлетворены разными действиями. Мотив - это замыкание побуждения на конкретной цели. Не может быть сознательных, но безмотивных поступков.
Применительно к управлению мотивация - это процесс побуждения персонала к труду. Любой руководитель, если он хочет добиться эффективной деятельности своих подчиненных, должен не забывать о наличии для них стимулов трудиться.
Мотивация - это процесс создания системы стимулов для достижения поставленных перед работником целей на основе учета и использования его потребностей, ценностных ориентиров, убеждений, мировоззрения.
Н. К. Семенов подчеркивает, что о мотивации можно сделать заключение, только наблюдая за поведением или высказываниями людей, представляющих собой ресурс, в корне отличающийся от всех других, которыми менеджер управляет.
Человеческая деятельность на предприятиях и в организациях имеет целевой характер, моральную ценность, что оказывает существенное влияние на манеры и поведение личности на работе. Отношение к менеджерам формируется под влиянием микроклимата в трудовых коллективах, личных проблем и других факторов, жизненно важных для работника и оказывающих большое воздействие на его мотивацию.
Сложность выявления чувств и эмоций человека объясняется также тем, что каждый человек - это уникальная индивидуальность. Каждый из них - это результат эволюции многих факторов, являющихся уникальным сочетанием, характеризующим конкретную личность.
Результативность любого специфического воздействия на работников зависит от индивидуума и возникшей конкретной ситуации. В идеале менеджеры должны изучить подчиненных так хорошо, чтобы они могли увязать свои методы работы и подходы к работникам с их индивидуальными качествами. Исследования поведения людей показывают, что они стремятся быть похожими друг на друга в большей степени, особенно в сфере мотивации потребностей и мотивов поведения (СНОСКА: Робине Стехан. Менеджмент. М., 1991. С. 427.).
Если менеджер предпочитает в управленческой деятельности использовать в большей степени идею сходства в мотивации, а не различий среди работников, то в этом случае имеется более значительный шанс для достижения успехов в производственной деятельности. Это не означает, что будут отвергнуты персональные интересы личности. Зная об индивидуальных нуждах и запросах, в менеджменте первичного уровня возникает реальная возможность учета этих различий и увязывания их с основными, общими тенденциями развития мотивации работников подразделения.
Согласительный подход в менеджменте первичного уровня основывается на сходстве мотивов в значительно большей степени, чем на их различии, и является более предпочтительным для усиления мотивации работников и улучшения производственной деятельности. Согласительный подход также способствует сплочению трудового коллектива и формирует чувство принадлежности к единой команде.
Довольно часто мотивация рассматривается как нечто такое, что один человек может дать другому или сделать, выполнить для него. Менеджеры иногда говорят об условиях выдачи работникам права на мотивацию или наличии условия мотивировать их. Однако положительная мотивация работников не очень легко достигается, так как она отражает внутренний стимул или импульс. Мотивация не может поступать внутрь от слов других или быть впрыснута внутривенно. Она возникает внутри человека.
Человек мотивирован, когда он желает идти по тому пути, который стимулируется. В конечном итоге мотивация - решающий фактор в достижении успеха организации. Это категория, которая подтверждается многочисленными исследованиями. Теории и идеи для понимания мотивации, обсуждаемые в этой работе, фундаментальны по своей сути и были изложены во многих публикациях. Наибольшее число толкований посвящено сближению, сходству мотивов, а не различиям.

Что побуждает человека к деятельности? Каковы главные потребности людей? Какую роль играет труд в жизни общества?

Ответ

Побуждение – двигательный импульс, эмоционально-волевое устремление личности к чему-либо, которое и получило в психологии название мотива. В основе всех побудителей поведения лежат потребности. Потребность понимается, как нужда индивида в том, что необходимо для поддержания его организма и развития его личности. Потребность непосредственно побуждает человека к активности, направленной на удовлетворение этой потребности. Она, таким образом, является внутренним стимулом его поведения и деятельности. На основе потребности у человека возникают мотивы деятельности, побуждения к ней.

Абрахам Маслоу признавал, что люди имеют множество различных потребностей, но также полагал, что эти потребности можно разделить на пять основных категорий:

Физиологические: голод, жажда, половое влечение и т. д.

Потребности в безопасности: комфорт, постоянство условий жизни.

Социальные: социальные связи, общение, привязанность, забота о другом и внимание к себе, совместная деятельность.

Престижные: самоуважение, уважение со стороны других, признание, достижение успеха и высокой оценки, служебный рост.

Духовные: познание, самоактуализация, самовыражение, самоидентификация.

Труд - это деятельность, направленная на развитие человека и преобразование ресурсов природы в материальные, интеллектуальные и духовные блага. Такая деятельность может осуществляться либо по принуждению, либо по внутреннему побуждению, либо по тому и другому.

В процессе своей эволюции труд существенно усложнялся: человек стал выполнять более сложные и разнообразные операции, применять все более организованные средства труда, ставить перед собой и достигать более высокие цели. Труд стал многосторонним, разнообразным, совершенным.

В условиях применения более совершенных ресурсов и средств труда организация труда оказывает возрастающее влияние на окружающую среду, иногда и во вред среде. Поэтому экологический аспект в трудовой деятельности приобретает новое значение.

Совместный труд людей представляет собой нечто большее, чем простая сумма затраченного ими труда. Совместный труд рассматривается и как прогрессирующее единство совокупных результатов труда. Взаимодействие человека с природными материалами, средствами труда, а также отношения, в которые при этом вступают люди, - все это называется производством.

Максим Власов

Страх побуждает к действию

Чувство страха и беспокойства, являются отличной движущей силой, настолько мощной, что способны сдвинуть любого человека. Страх берет свое начало из нашего основного природного инстинкта, инстинкта выживания, того инстинкта, который заложен в каждую живую тварь на планете, выжить и продолжить свой род. Это настолько очевидно, что мы даже не замечаем этого, думая и гадая о природе человека и ища причину некоторых его действий. Но слепы не все, есть достаточно грамотных людей, прекрасно владеющих знаниями по психологии, которым удается организовать бессознательные группы людей и побудить их к действиям нужным именно этим людям. Движущим фактором является страх и беспокойство, в результате которых человек просто не может расслабиться. Расслабленный и спокойный человек, не испытывает необходимости что-то делать, а его природная тяга к познанию, не обладает достаточной силой, чтобы преодолевать трудности, которые неизбежно возникают в жизни каждого.

И только страх, превращает человека в сверхчеловека, который через не могу, делает невозможное. Даже легкое чувство тревоги, уже заставляет искать ответы на возникающие вопросы, и чем сильнее эта тревога, тем активнее действия человека. Разве не страх остаться голодным вынуждает человек делать хоть какую-то работу, физическую или умственную, но работу? Весь мир и порядок в нем держаться на страхе, чувстве, которое как оказывается очень даже полезно для человека, если он им научится управлять. А управлять своим страхом можно только самому вызывая его у себя, и соответственно посредством страха собственного производства, делать то, что нужно тебе, а не другим. Возможно некоторые из вас скажут – что не надо ничего бояться, надо быть смелым и тогда сможешь победить. И те кто так думает, на самом деле правы, только вот чем является смелость человека, как не подконтрольным ему страхом, которым он может управлять. Ничего не боятся только дураки, которые как правило и не выигрывают. Да ты хоть десять раз улыбнись перед смертью, боишься ты ее или нет, если ты мертв, то ничего уже не можешь изменить, и это не смелость а глупость идти сознательно на смерть.

Иной раз, когда нет другого выбора, людям конечно приходится жертвовать собой, и для этого им приходится подчинять себе свой страх, но никак не отказываться от него, что идет в противовес с природой. Потому страх должен быть, если лишить искусственно человека этого чувства, то он уже не человек, нормальный человек как и все живое должен цепляться за жизнь, не боясь при этом смерти, а не находить в себе смелость умирать. Поэтому только подконтрольный человеку страх, когда он четко осознает, чего он боится и почему, и зачем вообще ему это, позволяет ему действовать согласно своим интересам, обдуманно и спокойно, не выдавая свой страх окружающим. А вот бесконтрольный и бессознательный страх, который мы можем наблюдать во время паники, или когда люди боятся и бездействуют, что бессмысленно, это уже идет во вред, и губительно для человека. Я вообще как психолог, всегда приветствую гибкость, изворотливость, хитрость и двуликость, то есть все, что позволяет манипулировать другими людьми. И как бы это все не воспринималось в нашем обществе, которое на самом деле все воспринимает в негативном свете, что делает человека сильнее, такое поведение естественно для человека.

Если ты физически слаб, то должен быть хитрым или умным, если ты силен, то должен пользоваться своим преимуществом перед слабыми. В общем человек должен быть хамелеоном, знать свои сильные и слабые стороны и скрывая недостатки, умело пользоваться своими достоинствами. А что заставляет человека проделывать все это – правильно, это страх, а следовательно необходимость выживать, любым путем. Я никогда не приветствовал самурайский подход к жизни, который многие исповедуют и поныне. Для них сохранить лицо – это тупо убить себя, то есть повлиять на мнение других, до которого нормальному человеку в принципе и дела нет. А вот оставшись в живых, всегда можно повлиять на события и переиграть ситуацию, так что гордость и упорство в данном случае не оправдывают себя. Живой человек может менять в этом мире все, что его не устраивало, может призвать к ответу всех, кто когда-то унизил его, мертвый этого сделать не может, умирая, человек снимает с себя ответственность за жизнь.

За каждым из нас смерть придет в свое время, умереть мы все умрем, потому не следует торопить неизбежное, равно как и бояться его, нужно думать о жизни. Вот почему все эти героические смерти, которыми так хвастаются смертники, принося себя в жертву, ради великой как им кажется идеи, смелостью-то не назовешь, это скорее безысходность, и как я уже сказал, мертвый человек победить не может, а у живого всегда есть шанс. Это я все к тому, что страх побуждает человека как на обдуманные, так и на необдуманные поступки, страх перед смертью, так же как и его отсутствие, не являются основой для рационального мышления. С одной стороны, страх перед неизбежным, отводит от решения по настоящему важных проблем, сделать в этой жизни что-то, чтобы не прожить ее напрасно. А с другой стороны, расставание с жизнью, ради того, чтобы о тебе подумали как о герое, просто тупо, каким бы ты не сохранил свое лицо, о тебе все равно забудут, и ты ничего уже не изменишь. Страх должен использоваться, как средство изменить мир, а сделать это может только живой и здоровый человек.

Мир в котором вы лично хотите жить и какой хотите оставить своим потомкам, это ваших рук дело, и только чувство страха перед тем, что если этого не сделаешь ты, это сделает кто-то другой, вынуждает человека действовать. Сами себя пугайте, тем, что вас могут испугать другие, потому вы не должны бояться, ведь страх перед страхом, вот что является лекарством от него. Страх является великолепным средством манипуляции людьми, так или иначе, но запугать можно каждого. Каждый человек чего-то, но боится, если он нормальный человек, а не идиот, от которых все равно толку мало. А раз человек боится, значит будет что-то делать, пытаясь утолить голод своего страха, так почему бы эти действия, не направить в нужное вам русло? Выступить спасителем избавителем от страха или дать хороший рецепт, этим многие любят заниматься, у кого-то это получается хорошо, у кого-то плохо.

Но как в глобальном, так и в локальном масштабе, человек умело навязывающий свои страхи другим и помогающий им затем от них избавиться, находит своих поклонников, которые сбиваются в стадо безмозглых баранов вокруг него. Что же, получается страх действительно необходим для управления людьми, этот мир подразумевает наличие как ведомого, так и ведомых, и как говорится орел летает в одиночестве, а бараны пасутся стадом. Поэтому выбирая себе жизненный путь, определитесь с тем, как вы будете использовать свой страх, без контроля над которым, чувствовать себя свободным не получится, ведь либо вы контролируете свой страх и управляете им, либо он контролирует и управляет вами.

Всегда человека побуждают к деятельности потребности. Человек имеет потребность в общении или в эмоциальной поддержке и он идет общаться с кем-то. Человек хочет путешествовать, имеет потребность в более лучшем доме или более вкусной еде – он начинает заниматься трудовой деятельностью. Человек устал и хочет восстановить силы – он занимается каким-то досугом, то есть занят в игровой деятельности. Или потребность в знаниях легко удовлетворяется в обучении.

Каковы главные потребности людей?

Главными потребностями людей являются физиологические потребности. Дело в том, что удовлетворение всех остальных потребностей зависит от удовлетворения этих потребностей. Нельзя начать самовыражаться, творить, общаться, самоутверждаться на пустой желудок, без воды, без дома и так далее.

Какую роль играет в жизни общества?

Потребности? Огромную! От физиологических потребностей зависит буквально жизнь человека, а от духовных и социальных – психологическое состояние.

Что создается трудом?

Материальные блага? Что-то - произведения, предметы, идеи и так далее – что может быть продано или использования для получения материальных благ и удовлетворения потребностей.

В чем заключаются основные правила поведения семейного хозяйства?

Основные правила: материальные блага делятся поравну, в хозяйстве задействованы все члены семьи, каждый имеет свои функции.

В русском языке достаточно много слов, имеющих неоднозначный смысл, например, слово "мотив" является многозначным. Большинство людей знает о музыкальном мотиве, но почему-то упускают из виду его другие значения. В зависимости от контекста, в котором употребляется этот термин, различно определение слова "мотив". Областей употребления достаточно много: психология, музыка, литература, изобразительное искусство, молекулярная биология. И в зависимости от контекста, значения разительно отличаются друг от друга. Стоит разобраться, что такое мотив. А точнее, в каких областях уместно применять это слово и в чем различие между разными "мотивами".

Виды мотивов

На сегодняшний день, как говорилось выше, известно несколько областей применения. В каждой области свое значение слова "мотив". Чтобы понимать более точно, что из себя представляет этот термин, необходимо подробнее изучить как контекст предложения, в котором используют это слово, так и определение в целом. Чаще всего только специалисты в той или иной области в курсе, что означает слово конкретно в данной сфере. На самом деле, значений много. В психологии это нечто, побуждающее к действию, а в биологии - последовательность нуклеотидов. Стоит подробнее остановиться на каждом из них, хотя бы элементарно для расширения своего кругозора. Возможно, когда-то это поможет вам не ударить в грязь лицом. Итак, приступим.

Мотив в психологии

В психологии, мотив - это образ, являющийся совокупностью ценных для человека предметов (как идеальных, так и материальных), который определяет направление деятельности человека, достижение которого (то есть образа, видения) выступает в качестве смысла самой деятельности. Например, у вас есть представление об идеальном отдыхе на море. С того момента, как у вас появилась цель хорошо съездить отдыхать к морю, все, что вы делаете, направлено на достижение этой цели. Идеальный отдых выступает в качестве мотива вашей деятельности. Или же для того, чтобы найти хорошую работу по специальности, вы с самого первого курса стараетесь учиться, занимаетесь дома дополнительно, читаете вспомогательную литературу, а по завершении обучения рассылаете резюме, в котором описываете все приобретенные навыки и знания. То есть трудоустройство выступает в качестве мотива ваших действий, все, вся ваша деятельность направлена на достижение конкретного идеального результата - устроиться на хорошую работу непосредственно по специальности.

Мотив в литературе и искусстве: определение

С точки зрения литературы, мотив - это повторяющаяся из одного литературного произведения в другое часть сюжета, образа, эпизода. Примером могут служить красна девица в беде, охранники-драконы, тридевять земель, прекрасный принц и тому подобное. Обычно определенные мотивы характерны для конкретного жанра. Например, в сказках часто можно встретить прекрасного принца на белом коне, но никак не серию преступлений, которые главный герой должен расследовать. В современных сказках можно такое встретить, но пока не является типичным подобный формат сюжетной линии.

В изобразительном искусстве, мотив - это повторяющийся рисунок (шаблон, идея, тема) в различных предметах искусства, который в то же время демонстрирует отношение художника к своему произведению и формирует мнение созерцателя. Например, повторяющиеся узоры на различных полотнах. Или повторяющаяся сюжетная линия. Также примером может служить пышность природы на полотнах с изображением весеннего пейзажа. Или уныние осенних дней.

Музыкальный мотив

В общепринятом смысле мотив - это мелодия, напев музыкального произведения. Если углубиться в дебри терминологии, то мотив представляет собой музыкальный фрагмент, выделяющийся из всей музыкальной фигуры. Также мотив называют основой музыкального произведения. Музыкальный мотив является наиболее запоминающейся частью музыкального произведения, будь то попсовая песня или "Лунная соната" Бетховена.

Мотив: молекулярная биология

Это слово известно и биологам. Мотив - это почти не меняющаяся в процессе эволюции достаточно короткая последовательность аминокислот (в белках) или нуклеотидов (в дезоксирибо- и рибонуклеиновых кислотах), имеющаяся определенную функцию (биологическую). Она практически не изменяясь в ходе эволюции.

Мотив: обобщение, выводы

Итак, слово "мотив" происходит от латинского moveo (двигать)», является многозначным. В зависимости от области применения, значение, естественно, меняется. В психологии под мотивом понимают совокупность действий человека, направленных на достижение своей цели - идеального объекта или видения. В литературе в качестве мотива выступают герои, переходящие из произведения в произведение, одинаковые сюжетные линии. С точки зрения молекулярной биологии, мотивом можно назвать короткую последовательность аминокислот или нуклеотидов. Музыкальным мотивом называют выделяющийся фрагмент музыкального произведения, являющийся наиболее запоминающимся. Обсуждая мотив в изобразительном искусстве, можно сказать, что какой-либо образ, рисунок, тема, шаблон, ярко выражающий отношение художника к своему творению, а так же формирующий у обывателя мнение и впечатления.

Таким образом, можно сделать вывод, что, несмотря на различия в сферах употребления, значения слова "мотив" во всех областях применения имеют общие черты. Некая схожесть определений связана с общностью происхождения слова. Хорошо понимая значение слова, вы сможете грамотно использовать его в устной и письменной речи.