Трудовые отношения

Бизнес-идея — Магазин посуды. Водоснабжение и канализация

И грокам рынка посуды приходится сегодня нелегко. Изменения происходят повсюду – в образе жизни, средствах коммуникации, стереотипах и моделях поведения потребителей. Все это заставляет продавцов посуды искать новые способы взаимодействия со своей потенциальной аудиторией и новые форматы торговли. Один из таких недавно возникших и набирающих популярность форматов – pop-up магазины, о которых и пойдет речь в данной статье.

Идея pop-up (в переводе с английского - «внезапно появляющийся) магазинов оформилась в самом конце 20-века. Суть ее заключается в том, что на определенной территории открывается торговая площадка, функционирующая ограниченный период времени - от нескольких дней до нескольких месяцев. До начала открытия и во время работы проводится интенсивная рекламная и информационная кампания, целью которой является сделать открытие магазина значимым событием на выбранной территории и привлечь максимум внимания публики.

Считается, что первый pop-up магазин был открыт в Лос-Анжелесе в 1999 году компанией Vacant. Позже идею взяли на вооружение многие модные бренды (Louis Vuitton, CHANEL, YSL, Prada и Stella Mccartney GAP, H&M и другие) и в настоящее время применение подобной практики для западных компаний становится уже обычным делом.

В России к родственным pop-up формату можно отнести различные сезонные ярмарки или так называемые «распродажи таможенного конфиската», которые мигрируют из района в район и с помощью рекламной кампании стараются достучаться до каждого жителя.

Применительно к рынку посуды формат pop-up магазинов обладает рядом очевидных преимуществ, вытекающих как из особенностей посудного рынка в целом, так и из особенностей поведения покупателей. В первую очередь, можно отметить относительную доступность данного формата. Открытие pop-up магазина обычно не требует особых затрат – помещение под магазин снимается на ограниченный срок времени, оформление торгового пространства производится с помощью недорогих материалов. Кроме того, pop-up магазины можно открывать в период, когда спрос на посуду и кухонные и столовые принадлежности достигает максимума. Это выгодно отличает их от обычных специализированных магазинов, которым зачастую свойственно быть убыточными в весенне-летний период.

Покупка посуды, как известно, носит эпизодический и часто импульсивных характер. Не случайно обычные магазины постоянно вынуждены проводить различные акции, стимулирующие покупателей на быстрое принятие решения о приобретении данных товаров. Открытие pop-up магазина и сопровождающая его рекламная кампания – это отличный повод актуализировать потребность в приобретении посуды у потенциального покупателя.

Данный формат торговли - хорошая альтернатива царящей в обычных торговых пространствах скуке. В pop-up магазинах всегда должен быть элемент перформанса, интерактивности, а это особенно нравится молодому поколению покупателей. Кроме того, такие магазины позволяют целенаправленно достучаться до той или иной аудитории покупателей, проживающих в том или ином географическом регионе.

Еще одна функция pop-up магазинов – это «разведка боем» перед открытием стационарных торговых заведений. Pop-up магазин позволяет в полевых условиях оценить привлекательность того или иного места, покупательский трафик и потребности покупателей.

На рынке посуды накопился уже довольно большой опыт по открытию pop-up магазинов. В частности, известная марка кухонной посуды Le Creuset не так давно открыла pop-up магазины в Индии и Южной Африке, решая сразу несколько задач – привлечь внимание покупателей к марке, оценить потенциал своей продукции, заявить о намерении развивать собственную розничную сеть и т.д. Другой пример – финская компания Finnish Design Shop, которая открыла pop-up магазин на территории старых таможенных складов в Хельсинки, ставший центром притяжения огромного количества туристов. Флагман датского дизайна Normann Copenhagen активно использует формат pop-up магазинов, как открывая их в разных городах Европы, так и предоставляет свои стационарные торговые площади для pop-up проектов дружественных дизайнерских брендов.

Были примеры использования формата pop-up магазинов и в России. Прошлой весной в Москве в торговом центре Dream House открывался , а летом этого года .

Самая большая трудность в открытии pop-up магазинов - выбор подходящего места. Естественно, что снять на короткий срок хорошее помещение довольно трудно, поэтому для таких магазинов используются нетрадиционные решения. В частности, pop-up магазины открываются на территории неторговых объектов (в этом случае неудобное месторасположение компенсируется дополнительными рекламно-информационными усилиями), либо местом может быть магазин компании-партнера, для которого подобная активность выгодна, так как увеличивает трафик и привлекает дополнительную аудиторию.

В статье использованы фото с сайтов .

и ремесла

В X- XII вв . в Казахстане росло число городов. Это связано с развитием связей Востока с Западом и переходом кочевников к оседлому образу жизни. Средоточием городов являлся Южный Казахстан в междуречье Арыси и Сырдарьи. В среднем течении Арыси сформировался округ Кенджде с центром в городе Усбаникет, а при впадении Арыси в Сырдарью был сформирован Фарабский ок­руг с центром в городе Отрар.

На юго-западе Жетысу, центром которого являлся Тараз, было 36 городов. А на северо-востоке Жетысу найдено 70 древних городов. Более 30 гектаров занимали города Испиджаб, Отрар, Сауран. Наи­более многочисленны города, площадь которых не достигает 10 гектаров. Площадь городов зависела не только от численности жителей, но и от наличия общественных сооружений.

Особенностью, присущей X - XII векам, было распространение оседлой культуры в центральных и восточных регионах Казахста­на и увеличение числа городов.

В городах имелись кварталы гончаров, ювелиров, кузнецов.

Новым элементом в градостроительстве X - XII веков являлось сооружение мечетей в связи с распространением ислама. Также новым элементом можно считать восточные бани. К баням в Отраре, Таразе проведены глиняные водопроводы. В X - XII веках в системе архитектурных соору­жений произошли значительные изменения: формирование рабадов, увеличе­ние площадей городов, строительство мечетей и бань, возведение мощных оборонительных сооружений.

Шахристан – центральная часть города, обнесенная стенами. Рабад – торгово-ремесленное предместье, внешняя часть города. Тандыр - очаг. Суфа - глиняный помост для отдыха. В XII веке появились ташнау - санитарно-очистительные устройства для отвода грязной воды. В Жетысу Х-Х II вв. жили­ща имели центрический план.

В IX-XII веках появились новые виды посуды, покрытые изнутри поливной краской. Найденная в Отраре, Таразе и Туркестане посуда из стекла относится к X веку. Стеклянная посуда изготавливалась путем выдувания и путем отлив­ки в форме. Гончарный круг приводили в движение при помощи ног. Остатки кузнечных мастерских обнаруже­ны близ Алматы и Талгара. В захоронениях в Отраре, Таразе, Талгаре найдены серебряные и золотые браслеты, серьги, кольца, бусы. Найдены клады со множеством ювелирных изделий, что доказывает высокий уровень ювелирного мастерства. Ювелиры делали серьги виноградообразной формы. В Талгаре найдены булавки и шахматные фигуры из кости.

В крупных городах найдены монеты из золота, серебра, бронзы. В Испиджабе, Отраре и Фарабе име­лись монетные дворы. Шах Хорезма Мухаммед в 1210 и 1217-1218 годах чеканил монеты в Отраре . Серебряные монеты – дирхемы. В XI-XII веках в связи с нехваткой серебра («серебряный кризис») дирхемы стали чеканить из меди и покрывать тонким слоем серебра.

В X-XII вв. торговля была главным показателем развития оседлой и городской культуры. Это было время укрепления взаимосвязей между городами, поселениями и кочевниками. Заинтересованность во взаимной торговле способствовала укреплению взаимоотношений между городом и кочевым миром. Ярмарочная торговля наиболее интенсивно велась в пограничных с кочевым миром городах.

Архитектура и строительство

Строительным материалом служили глина и ганч (среднеазиатская разновидность гипса). С XI века стал приме­няться резной и шлифованный кирпич - прообраз архитектурной терракоты (обожженной цветной глины), применявшейся в XI - XII веках. В прикладном искусстве на керамике, терракоте, в резьбе и росписи были распространены изображения животных.

В X- XII веках стали возводить крупные архитектурные сооружения в соответствии с канонами ис­лама. Особое распространение получили религиозные сооружения. Мечети - исламские храмы. Уже в X в. в городах Южного Казахстана и Жетысу были мечети. Служивший соборной мечетью минарет Боран построен в конце X – начале XI веков. При раскопках города Куйрыктобе обнаружены остатки наи­более ранней мечети.

Мавзолеи - монументальные надгробные соору­жения. Мавзолеи Бабаджи-Хатун и Айша-Биби возведены в X - XII веках. Они расположены в 18 км западнее Тараза . Мавзолей Бабаджи-Хатун – памятник X - XI века, мавзолей Айша-Биби - XI - XII века. К памятникам Караханидского зодчества относится мавзолей Кара-хана в г. Тараз .

В ходе раскопок города Отрар были обнаружены остатки двух восточных бань XI - XII веков. Две бани раскопаны в Таразе. Они отапливались системой жаропроводящих каналов , обеспечивались водой, поступаю­щей по каналу с гор, были про­ведены глиняные водопроводы. Аналогичная восточная баня действовала в г.Туркестане до 60-х годов XX в. рядом с мавзолеем Ходжа Ахмеда Йасауи, ныне превращена в музей.

Религия

По письменным источникам, в Сырдарьинском регионе был распространен культ барана, связанный с зороастрийским фавном . Культ барана был широко распространен у огузов и туркмен. У казахов баран выступал в качестве жертвенного животного и оберега – тотема . Одной из традиций являлось поклонение огню. В Куйрыктобе и Отраре обнаружены богато украшенные очаги XI-XII вв. Особенно сильны были традиции древних верований в Жетысу , где, несмотря на распространение ислама, сохранялись зороастризм, христианство несторианского толка, буддизм.

Распространение ис­лама началось в период араб­ских вторжений в начале VIII века. Арабский полко­водец Кутейба ибн Муслим в 709 году захватил Бухару, в 714 году – Шаш. В начале X века основатель династии Караханидов Сатук Богра-хан принял ислам, а его сын Муса Богра-хан в 960 году объявил ис­лам государственной религией.

Арабский ис­торик аль-Макдиси упоминал о мечетях X века в городах Южного Казахстана и Жетысу. Раскопаны остатки мечетей в Куйрыктобе, Баласагуне, Таразе, Отраре. Мечети стали строить не только в городах, но и на зимовках и в кентах. В 4- 5 км. южнее Отрара близ зимовки Байылдыр найдены остатки мечети Жума. Укрепление позиций ислама можно проследить и по погребальным обрядам .

Во второй половине XII века среди представителей знати кип­чаков и простого кипчакского населения близ Хорезма началось широкое распространение исламской религии. Укрепление ислама оказало благотворное влияние на развитие различных отраслей науки .

Развитие науки и литературы

Развитие устного народного творчества в VII-IX вв. открыло путь к развитию письменной литературы с X века. Значительную роль в развитии письменной литературы сыграла исламская религия. С X века, в связи с распространением ислама, ли­тературные и научные произведения стали писать на арабском язы­ке.

В X-XII веках у тюркоязычных народов появились значительные научные труды и литературные произведения, что было шагом вперед в развитии духовной культуры.

Первым из ученых Востока, ставших известными всему миру, был Абу Насыр аль-Фараби, пи­савший труды арабским письмом. Аль-Фараби (870-950 гг.) ро­дился в городе Весидж в округе Фараб, получил образование на кыпчакском языке. Он был ученым-философом, му­зыкантом, математиком с прогрессивным на­учным мировоззрением. Аль-Фараби был на­зван «вторым учителем » после Аристотеля. Логика, медицина, космология, анатомия, фило­софия, юриспруденция, математика - круг его науч­ных интересов.

Абу Райхан аль-Бируни (973-1050 гг.) - ученый-энциклопе­дист, автор свыше 150 научных трудов по истории, ма­тематике, географии, астрономии, медицине. Его научные труды «Канон Масуда об астрономии и звез­дах», «Памятник прошлых поколений», «Благородные камни» не утратили научной ценности. Он впервые высказал мысль о движении Земли вокруг Солнца. Бируни за 500 лет до открытия Коперника научно доказал геоцентриче­скую систему мира и за 600 лет до Галилея и Ньютона - закон всемирного тяготения.

Махмуд Кашгари (1030-1090 гг.) написал труд «Диуани лугат ат-тюрк» («Словарь тюркских наречий»), состоящий из 3 книг. А.Н.Кононов писал, что Махмуд Кашгари преследовал цель прославить на весь мир тюркский язык и доказать, что он ничем не ниже арабского. Тюрколог Н.А.Баскаков утверждал, что Махмуд Кашгари в сравни­тельном изучении тюркских языков был пер­вопроходцем среди исследователей. В труде содержится много сведений о топонимах, истории, этнографии, устном народном творчестве тюрков. Данный труд является един­ственным в своем роде богатым фактическим материалом о жизни тюрков XI века.

Юсуф Баласагуни (1021-1075 гг.) известен своим трудом «Кутадгу билик» («Благодатное знание»). Это один из первых научных трудов, написанный на тюркском языке. В книге имеется много сведе­ний об истории и общественно-политической жизни, обычаях и традициях, а также рели­гиозных верованиях тюркоязычных народов, встречается много образцов легенд, пословиц, поговорок и рито­рики (красноречия). «Кутадгу билик» - это научный труд, отображающий обще­ственную жизнь тюркоязычных народов XI века. Ученый на­чал писать свою книгу в Баласагуне и закончил в Кашгаре, подарил ее кагану Сулейману Арслану. За создание этого труда каган присвоил ему титул «глав­ный везир».

Видный поэт эпохи Караханидов Ахмед Иугнеки (из города Иугнек близ Туркестана) был прозван «поэтом поэтов, предводителем мудрецов». До нас дошла его книга «Дар истины ». Дастан (поэма) написан на тюркском языке.

Ходжа Ахмед Йасауи (1103-1167 гг.) родился в городе Сайрам. Он был проповедни­ком исламской религии в Казахстане. Учитель Йасауи – святой Арыстан-Баб . Сборник стихов «Диуан-и-хикмет» («Книга о премудрости») написан на тюркском языке арабским алфавитом. Автор проповедует любовь к Все­вышнему, смирение и аскетизм, призывает лю­дей быть честными, дружными, относиться друг к другу с любовью и терпением. Одним из великих поэтов является Сулеймен Бакыргани - ученик Ахмеда Йасауи , известный в народе как Хаким-ата .

Торговля является одним из самых востребованных источников дохода. Если вас привлекает занятие собственным бизнесом, рассмотрите вариант открытия посудной лавки. Составьте и тщательно проработайте бизнес-план магазина посуды, и результат не заставит себя ждать. Попробуйте открыть магазин, и он станет вашим надежным и постоянным источником доходов.

Почему сегодня выгодно торговать посудой?

Во-первых, у людей всегда было, есть и будет стремление выделяться из толпы. Каждая хозяйка всегда рада удивить своих гостей и близких сервировкой как праздничного, так и повседневного стола. Немаловажную роль в посудном бизнесе сыграл советский дефицит - время, когда у людей присутствовало желание отличаться, но это было невозможно по одной простой причине: все ели и пили из одинаковых чашек и тарелок, потому что других в то время не было. Поэтому в наши дни для людей очень ценно иметь в доме что-либо красивое и необычное. Это касается и посуды.

Во-вторых, на продажу посуды значительное влияние оказывают социальные факторы. Роскошные сервизы являются обязательными подарками к свадьбе или новоселью. Чем больше люди приобретают домов и квартир, тем сильнее повышается спрос посуду для обустройства нового жилья.

В-третьих, постоянное изменение модных тенденций всегда влечет за собой спрос на посуду. Сейчас в магазинах можно найти тарелки не только круглой, но и овальной, квадратной и даже треугольной формы, имеющих при этом различные цветовые решения. Постоянно расширяющийся ассортимент - еще один залог успешной торговли.

Вернуться к оглавлению

От составления бизнес-плана будет зависеть успех вашего начинаемого дела.

Правильно составленный бизнес-план поможет открыть магазин и станет залогом успеха и будущей прибыли.

Поэтому ответственно подойдите к этому вопросу и воспользуйтесь консультацией специалистов, которые проведут анализ вашего бизнес-плана и проверят правильность расчетов

Вернуться к оглавлению

Производители и поставщики

Для начала следует определиться с марками производителей, которые будут представлены на продажу. По ценовому диапазону производители делятся на классы:

  • низкий - Турция, Китай;
  • средний - Польша, Беларусь;
  • высокий - Франция, Чехия, Италия.

Подробно изучив ассортимент различных марок, приступайте к выбору будущих поставщиков. Учитывайте их условия и цены. Для поставщиков очень важным критерием является исполнение условий заказчиком. Для того, чтобы ваше дальнейшее сотрудничество было выгодным и успешным для обеих сторон, заранее ознакомьтесь с условиями оплаты и поставки продукции, выделите для себя все плюсы и минусы.

Следующий шаг - определение аудитории покупателей. От этого зависит, какую точку вы хотите открыть: моно- или мультибрендовую. Новичкам лучше ориентироваться на второй вариант, так как он более гибок. Не имея определенного опыта и навыков в торговле посудой, довольно сложно на начальных этапах представлять только одну фирму.

Вернуться к оглавлению

Помещение: месторасположение, площадь, интерьер

Чтобы открыть посудный магазин, необходимо выбрать правильное месторасположение. Важно, чтобы торговая точка находилась в густонаселенных и проходимых районах. Наилучшим вариантом будет расположение посудной лавки в крупном торговом центре. При таком расположении обеспечивается постоянный поток посетителей. Не будет лишним ознакомиться с расположенными поблизости конкурентами, а также оценить их ценовую политику в отношении товара, которым они торгуют. Цена аренды помещения будет колебаться в зависимости от места положения, наличия парковок и удобства подъездных путей.

При выборе помещения необходимо учитывать площадь торговой точки. Для организации небольшого магазина минимальная площадь составит 60 кв. м. Метраж зависит от количества зон и ассортимента продукции. Посуда подбирается по назначению и разделяется на зоны, например, праздничная - в одну зону, повседневная - в другую.

Важным шагом является оформление интерьера магазина. От этого также будут зависеть расходы на закупку оборудования (кассовый аппарат, витрины, полки, стеллажи и т. д.), сведения о которых должны быть занесены в бизнес-план. Если работать с производителями напрямую, то они могут предоставлять торговое оборудование для своей продукции. В фирменных стеллажах посуда будет выглядеть более эффектно. Минус в том, что иностранные производители сотрудничают исключительно по предоплате, но в тех случаях, когда речь идет о суммах в несколько десятков и сотен тысяч долларов, есть возможность получить скидку в размере до 10%.

Вернуться к оглавлению

Подбор персонала и проведение рекламы

Серьезно нужно подойти к выбору персонала. Продавцы-консультанты могут стать залогом как успеха торговли, так и провала. Поэтому необходимо перед открытием магазина обучить персонал характеристикам продукции и технологиям продаж. Достаточно шести продавцов, которые будут работать по трое посменно. Рекомендуется брать на работу обаятельных и привлекательных женщин, которые сами любят готовить и сервировать стол. Если продавцам нравится товар, который они продают, то они смогут компетентно рассказать о преимуществах продукции и убедить покупателя в необходимости покупки.

Чтобы привлечь будущих клиентов, необходимо создать эффективную рекламную компанию. Воспользуйтесь следующими способами рекламирования:

  • собственный сайт;
  • наружная реклама;
  • реклама в местных СМИ;
  • размещение рекламы в местных кулинарных журналах и газетах;
  • product placement на телевидении (посуда предоставляется для использования в кулинарных передачах).

Система лояльности к клиенту - одно из главных конкурентных преимуществ любого магазина. Поэтому необходимо создать систему скидок, а также проводить рекламные акции с розыгрышами и призами. Ваша задача - удерживать клиентскую базу, а посетителей, которые окажутся в магазине впервые, делать вашими постоянными клиентами.

Городская культура средневекового Казахстана (VI-XVII вв.)

На обширной территории Казахстана издревле существовали крупные историко-культурные районы, характеризующиеся оседлой, а в средние века и городской жизнью. Таковыми были Южный Казахстан и Семиречье. В IX — начале XIII вв. в предгорной полосе появились новые города Джумишлагу и Манкент. В округе Фараб, кроме Отрара, возникла новая столица Кедер, города Весидж и Бурух. В Шавгаре появляются Яссы и Шагильджан, Карнак и Карачук, Шур (Сури). Впервые источники называют крупный город Сауран, а в низовьях Сырдарьи — Сыгнак, Янгикент, Дженд, Асанас, Барчикент. На северных склонах Каратау находились Баладж и Берукет, на средней Сырдарье — Сюткент.
На юге Казахстана аналогично среднеазиатским городища состоят из трех частей — цитадели, шахристана и рабада. Цитадель — наиболее укрепленная центральная часть города или крепости, приспособленная к самостоятельной обороне, последнее убежище защитников при штурме. В цитаделях городов располагались дворцы правителей, интерьер которых украшали росписями, резьбой по глине и резным деревом. Шахристан — основное ядро города (резиденции правителя и знати), включающее цитадель и обнесенное стеной. Рабад — пригородные ремесленные слободы, расположенные за пределами шахристана. На юго-восточной части городища Куйруктобе на Сырдарье открыты остатки кварталов XI — начала XII вв. В каждом из них насчитывалось соответственно от 8 до 10 домов. Один из раскопанных кварталов города имел ремесленную специализацию — был заселен гончарами.
Новым элементом в структуре городской застройки рассматриваемого периода является мечеть. В письменных сочинениях IX — XII вв. при характеристике городов обязательно упоминается мечеть, ее расположение в городе. Важная роль в жизни города принадлежала базару и торговым постройкам. Внутригородские рынки арабские авторы называют «сук» и «асвак», персидские — «базар». Базары могли находиться в шахристане и на территории рабадов. В X — XII вв. в городах Южного Казахстана появились бани. Несколько раньше их стали строить в Средней Азии. В больших городах насчитывалось по нескольку десятков бань. В ряду общественных построек баня занимала видное место. В рабаде Отрара раскопаны две бани XI — XII вв.
В домах ХII-ХIII вв. которые продолжали традиционную линию развития южноказахстанского городского жилища, появляются очаги нового типа -круглые и прямоугольные жаровни-сандалы, богато украшенные растительным и геометрическим орнаментом.
В Семиречье число новых городов также увеличилось. Как свидетельствуют письменные источники, их стало 26 вместо 21. В IX — начале XIII вв. их число возросло до 70. Причем прибавление произошло в Таласской долине, где оформились города Джикиль, Балу, Шельджи, Такабкет, Куль, Кенджак, Тальхир, Лабан, Каялык. В Чуйской долине столицей стал Баласагун. Город формируется в X — XII вв. на базе ханской ставки. Городское жилище характеризуется двумя типами домов. К первому относятся квадратные либо прямоугольные в плане однокомнатные наземные дома. Вдоль всех стен или трех располагались суфы. В центре или ближе к выходу устраивался прямоугольный или с закруглением части напольный очаг с бортиками из глины.
Ко второму типу относятся двухкомнатные дома, в которых кроме жилого помещения имелась небольшая кладовка. Основания стен сложены из каменных валунов. В строительстве использовалась пахса, сырцовый кирпич, жженый кирпич и дерево.
В основе жилища Семиречья лежит принцип расположения в ряд длинных узких помещений, объединенных коридором, через который сообщались комнаты — «гребенчатая планировка». В этот период оседлая и городская жизнь распространяется в Центральном Казахстане. Города и поселения располагались в долинах Джезды, Кенгира, Сарысу, в предгорьях Улутау.
Города также появились в Восточном Казахстане, в долине Иртыша. Письменные источники сообщают, что эти города принадлежали кимакам. Наиболее крупным был город Имакия — летняя резиденция царя (хакана). Кроме столицы были известны города Дамурия, Сараус, Бенджар, Дахлан, Астур. Города-ставки возникают и в Западном Казахстане, в долинах Урала. Они принадлежали тюркам-огузам. Раскопки городищ дают представление о тех изменениях в их застройке, которые произошли по сравнению с предыдущим периодом.
Рост числа городов, их территориальное расширение, увеличение количества городского населения сказалось на дальнейшем развитии керамического ремесла. Появляется поливная керамика. Наиболее распространенными видами изделий были графины, кувшины, чаши, кружки, флаконы. Увеличивается выделка стеклянных изделий. Из стекла изготавливались оконные диски. Судя по раскопкам кварталов гончаров, в XI -XII вв. появляются небольшие ремесленные мастерские. Существовала узкая специализация их, в цеховые организации были объединены гончары.
Кузнечное ремесло было одним из наиболее важных в городе. Производство изделий из меди было распространено в городах повсеместно, тем более разработки на полиметаллы и медь находились неподалеку от городских центров в Каратау, Таласском, Заилийском и Джунгарском Алатау. Медники изготавливали посуду, чираги, подставки, будучи одновременно и ювелирами.
Развитие получили косторезное ремесло и обработка камня. Из кости и рога изготавливались ручки ножей, пуговицы, украшенные резным орнаментом, булавки. На городище Талгар найдены костяные шахматные фигуры.
Как правило, города располагались в удобных и в торговом, и в стратегическом отношениях местах или в центрах микрорайонов и областей. В развитии
городов и городской культуры важную роль играла транзитная торговля по Шелковому пути. Само размещение городов показывает их привязку к трассам торговых путей.
Торговля служила одним из важнейших факторов развития города. В городе сходились три основных направления: товарообмена между странами, между ремеслом и сельским хозяйством (город и его округа), между городом и кочевой степью. Для этого времени больше известна международная караванная торговля, в развитии которой важная роль принадлежала согдийцам и тюркам. Великий Шелковый путь проходил по югу Казахстана через Семиречье. Известно описание его участка, пролегавшего через города Суяб, Тараз и Испиджаб. В Испиджабе от него отходила ветвь на северо-запад — в Фараб, Шавгар и дальше в низовья Сырдарьи.
Обменная торговля с кочевниками осуществлялась на ярмарках, которые происходили в больших и пограничных городах — Испиджабе, Отраре, Дех-Нуджикесе. Важным торговым центром Юго-Западного Семиречья был Тараз, о котором источники говорят как о «городе купцов», Чуйской долины — Суяб, где «смешанно живут торговцы из разных стран», а половину жителей города составляют купцы. В IX — XIII вв. по-прежнему активно функционирует Шелковый путь с Запада на Восток. Наиболее крупными центрами торговли явились Испиджаб, Кедер, Отрар и Янгикент на юге Казахстана; Тараз и Баласагун на юго-западе; Талгар и Каялык в северо-восточном Семиречье. В Испиджабе действовали крытые рынки и рынок полотна. Для IX — XII вв. характерен рост товарно-денежных отношений, который вытеснял товарный обмен. В крупных городах Казахстана функционировали монетные дворы. В XI — XII вв. возрастает роль золота как средства обращения.
Расцвет средневековой городской культуры Казахстана в начале XIII в. был прерван завоевательными походами монгольских войск. Были нарушены традиционные связи городов и кочевой степи. Но к середине XIII в. происходит оживление городской жизни, возрождаются экономические связи районов, города вовлекаются в орбиту международных торговых и дипломатических связей.
Свидетельством оживления экономической жизни южноказахстанских городов является нумизматический материал. В середине XIII в. начинает интенсивно работать монетный двор Отрара, где чеканятся вначале золотые динары, затем посеребренные дирхемы, а также медные фельсы. Все они обеспечивали не только местную денежную торговлю, но и торговлю межобластную. Кроме Отрара денежную продукцию выпускали Кенджде и Дженд.
В середине XIII в. на международных караванных путях возникали и развивались новые городские центры, такие как Сарайчик на р.Урал, Сайран, Саудакент, Барукет, Кумкент, Сузак и другие.
Монгольские завоеватели всегда препятствовали возрождению разрушенных городов как военных крепостей, тем не менее постепенно города стали вновь обноситься стенами. В это время, как свидетельствуют материалы раскопок, формируются новые типы жилища. Среди них выделяются дома с линейной и крестообразной планировкой, в ХIII-XV вв. происходит их дальнейшее развитие.
Во второй половине XIII в. в городах продолжало развиваться ремесленное производство. Было изучено 10 мастерских в г.Отраре, что свидетельствует об индивидуальном производстве самостоятельных ремесленников, работавших в мастерской при доме. Сопоставление размеров мастерских, количества печей в каждой из них позволяет судить о социальной дифференциации в среде керамистов. Анализ производимой продукции свидетельствует о существующей в это время специализации.
В подъеме экономики края и городов Сыгнака, Саурана, Отрара, бесспорно важную роль сыграло то, что в начале XIV в. они вошли в состав Ак-Орды, которая была первым крупным государственным образованием, сложившимся на местной экономической основе в послемонгольское время на территории Казахстана.
Присоединение южных районов Казахстана к империи Тимура, стабилизация политической обстановки способствовали некоторому оживлению экономической и культурной жизни. Немаловажную роль в подъеме Туркестана, Карнака, Отрара играло строительство грандиозного комплекса Ахмеда Ясави, мечети Арслан-Баб; сосредоточение в Отраре, Ясы, Сауране больших масс войск, и, как следствие этого, оживление межобластной торговли.
Иной была судьба городской культуры в Семиречье. Положение здесь в первые годы монгольского нашествия было относительно благополучным. В Илийской долине упоминаются Кайлык, Илибалык, отмечаются города в Таласской и Чуйской долинах. Жизнь в них протекала достаточно интенсивно. И, тем не менее, к середине XIII в. начинается общий упадок земледельческой и городской жизни. Причины, которые вызвали гибель городов Семиречья были различными, но они сплелись в такой пучок, что противостоять им не смогли ни древние традиции оседлости, ни попытки сохранения городской культуры, предпринимавшиеся центральной властью, ни проходившие через Семиречье торговые пути. В Семиречье переселялись большие массы кочевого населения, которые при поощрении верховной власти варварски относились к оседлому сельскому хозяйству, к тому же в интересах кочевой знати под пастбища отводились культурные земли, ранее использовавшиеся под посевы, огороды, сады.
Таким образом, упадок оседлой культуры, городов, являвшихся центрами транзитной торговли и ремесленного производства, в середине XIII в. еще внешне выглядят благополучно, то питавшая их земледельческая округа интенсивно разрушается, что и приводит вскоре к гибели самих городов.
Во второй половине XV — XVII вв. несмотря на последствия монгольского завоевания начинается процесс возрождения городов Казахстана. Это в первую очередь было связано с образованием Казахского ханства. В Южном Казахстане продолжала развиваться городская жизнь. Ибн Рузбихан упоминает о «тридцати крепостях Туркестана». Наименования более двадцати из них встречаются в источниках (Ясы, Отрар, Сайрам, Сыгнак, Узгенд, Аккурган, Куджан и др.), хотя культурными и экономическими центрами были лишь 5-6 наиболее крупных, что, впрочем и немало для такой небольшой территории, если принять во внимание ограниченность средневековой экономики, ее натуральный характер, относительную малочисленность населения и другие факторы.
Присырдарьинские города в период становления и укрепления казахской государственности играли в жизни населения Казахстана многоплановую роль. Сыгнак, например, был «торговой гаванью» для Восточного Дешт-и Кыпчака. Он был столицей первых казахских правителей. Ясы (Туркестан) продолжал оставаться известным торговым пунктом, центром крупного земледельческого округа. На рубеже ХV-ХVII вв. этот город стал столицей Казахского ханства, он был и главным религиозным центром для всего Туркестана и прилегающей казахской степи.
Отрар сложился в крупный торгово-ремесленный центр южно-
казахстанских земель. Доминирующее положение Отрара хорошо понимали современники, оставившие многочисленные свидетельства в источниках о борьбе за этот город, владение которым обеспечивало власть над всей областью.
Сауран был известен в XVI в. целой системой оборонительных сооружений, среди которых называются высокие крепостные стены с башнями, крепостной вал, глубокий ров, «подобный реке», наличие в нем медресе -«выдающегося архитектурного сооружения», а также строительство и эксплуатация особых оросительных сооружений — кяризов, устройством на одном из них чахарбага — загородной усадьбы с садами и виноградниками. Сайрам был хорошо укрепленной крепостью, крупным торгово-ремесленным центром на юге Казахстана, на стыке торговых и военных путей, этот город являлся административным центром самостоятельного вилайета.
Сузак на северных склонах Каратау постоянно был главной опорой, стратегическим пунктом правителей Казахского ханства как в борьбе за власть в степных районах, так и за города в Туркестане. Сузак был не только хорошей крепостью, но и торговым, ремесленным центром, выдвинутым в степь. В районе Сузака отмечены источниками и исследованы археологами другие оседлые казахские поселения: городище Культобе, Ран, Тастобе, Таскорган, Коктобе. Одни из них были крепостями, другие — земледельческими поселениями.
Почти все города Казахстана наследуют планировочный остов городов предшествующего времени. В топографии позднесредневековых городов различаются «хисар» — центральная часть города, обнесенная стеной, и пригородные районы. Термин «хисар» понимается и как «город», «укрепление», и как «городская стена». Хисар — это густонаселенная укрепленная часть города, в которой концентрировались правительственные здания, казармы, соборная мечеть, главные рынки и ремесленные мастерские, жилые дома основных городских жителей.
В хозяйственной жизни городского населения Туркестана как крупных, так и мелких городов, большую роль играли занятия сельским трудом. Полуаграрный характер городов отмечают исследователи по археологическим материалам и по данным письменных источников. Города были окружены садами и огородами, бахчами и виноградниками, полями и пастбищами. Земледелием и животноводством занимались не только жители ближайших и дальних селений, но и сами горожане.
Каждый из городов был центром обширного земледельческого района с развитым поливным земледелием, товарным производством зерна и другой сельскохозяйственной продукции. В городах имелись ремесленные кварталы, развивались ремесла — керамическое, кузнечное, деревообделочное, стеклодувное, ткацкое, кожевенное, ювелирное, строительное дело.
В городах Туркестана была развита фортификационная система. Крепостные сооружения, способные выдерживать длительную осаду, во время бесчисленных войн подвергались разрушениям и вновь восстанавливались трудом мастеров. Вместе с ними и под их прикрытием в то неспокойное время средневековья строились жилые постройки, культовые и общественные здания — мечети, медресе, мазары, бани, дуканы, крытые рынки, караван-сараи.
В квартале гончаров ремесленники, видимо, были объединены в цехи, подобные тем, о которых известно по сохранившимся цеховым уставам «рисоля». Традиции и обычаи цехового строя, зафиксированные рисоля, вырабатывались столетиями и бесспорно, существовали у гончаров позднесредневековых городов Казахстана. Отмечается специализация производства. Таким образом, можно отметить, что по сравнению с периодом раннего и развитого средневековья тенденции к специализации городских мастеров-гончаров прогрессирует по мере приближения к новому времени.
Металлургия и кузнечное ремесло, как и прежде, имели в городе широкое распространение. Ремесленники производили литье чугунных котлов. Из чугуна делались втулки для колес, имевших характерную форму обоймы с тремя выступами по периметру. Из железа изготавливались серпы. Ножи и их обломки — наиболее многочисленная категория изделий из железа. Набор железных подков свидетельствует о том, что они были достаточно разнообразны по размерам.
Ювелиры широко использовали в производстве цветной камень, сердолик, огненный опал, яшму, нефрит, агат, горный хрусталь. Камни применялись для изготовления бус, вставок в перстни, а также как поделочный материал и для самих перстней. Ювелирное ремесло, как свидетельствуют обнаруженные при раскопках изделия, характеризовалось высоким уровнем развития. Мастера знали и применяли различные технические приемы; ковку, литье, чеканку, штамповку, гравировку, позолоту, насечку серебром. Им был знаком способ изготовления серебряной и бронзовой проволоки, гранение и шлифовка, сверление цветного камня. Из стекла изготовляли посуду и украшения (бусы, подвески).
Обоработка кости являлась традиционным ремеслом в казахстанском городе. В качестве поделочного материала использовались рога и трубчатые кости диких и домашних животных.
Новым явалением в транзитной торговле второй половины ХV-ХVIII вв. Было налаживание торговых отношений Средней Азии и России через казахские степи и туркестанские города. Торговля с Россией становится важным фактором в развитии экономики казахстанских городов. Россия вывозила в Казахстан и Среднюю Азию сукна, атлас, зеркала, меха. Серебро. Торговые караваны шли через казахстанские города — Сузак, Карачук, Туркестан. Не случайно источники называют Сыгнак торговой гаванью Дешт -и Кыпчака.
О размерах международной торговли и торговли между городами и округой, между отдельными сырдарьинскими городами можно судить по нумизматическому материалу, главным образом из раскопок Отрара и Туркестана. Медные монеты, с указанием местных дворов Ясы и Ташкента представляют собой типологически однородный комплекс и с оставляют основу монетных кладов из Туркестана и Отрара.
К продукции монетного туркестанского двора относятся, возможно, и мелкие медные монеты. Часто на них вместо надписей выбиты различные знаки, аналогичные тамгам, изображавшимся на керамической посуде.
В жизни средневековых городов занятие земледелием играло важную роль. Жители имели за городом участки обрабатываемой земли, куда переселялись летом. Археологические раскопки подтверждают важную роль земледельческих занятий горожан. Так, отмечен в это время рост площади домовладений, который происходит за счет айванов, двориков, кладовых, помещений для скота. Эти изменения свидетельствуют и о переменах в хозяйстве городского населения. Хозяйственные дворики, частично закрытые навесами, большие кладовые для зерна и сельхозпродуктов. Специальные помещения для скота данного времени показывают услившуюся аграризацию города.
Характеризуя развитие городской и оседлой культуры, следует отметить ее традиционность и преемственность с культурой более раннего времени, с одной стороны, и то, что многое из того, что было создано в позднесредневековом городе, вошло органической частью в культуру казахского народа.
При определении количества городского населения в каждом из населенных пунктов и в целом регионе периода позднесредневековья основную роль играют демографические подсчеты, сделанные для городов Казахстана исследуемого периода. Так, в Отраре в каждом квартале насчитывалось от 6 до 12 домавладений, принадлежавших индивидуальной семье, состав которой, по общепринятому мнению, равен 5 — 7 человек.
В квартале прослеживалось в среднем от 45 до 63 человек, а всего в городе насчитывалось 4500 — 6300 человек, или в среднем 5500 жителей. Такое же количество жило в Сыгнаке и Сузаке. От 1500 до 2000 жителей проживало в городах: Карасамане, Икане, Карнаке, Сюткенте, Узгенте, Ак-Кургане, Карачуке. В Туркестане, Суране, Сайраме проживали примерно от 10 тыс. до 11 тыс. человек, а всего в центрах вилайетов обитало чуть больше 44 000 населения.
Таким образом, число городского населения в период XVI — первых трех четвертей XVII вв. в Казахстане, видимо, не превышало 70 000 человек.
В городах и оазисах Южного Казахстан существовал емкий и стабильный рынок, основанный на постоянном и взаимном спросе на продукцию земледелцев и ремесленников как внутри самого региона, между обитателями городов и селений, так и между ними — с одной стороны и кочевниками-скотоводами — с другой. Торговля была донной из наиболее существенных сторон жизнедеятельности туркестанских городов, таких, как Сыгнак, Ясы, Сайрам. В этих городах чеканилась монета. Источники напоминают наличие там крупных базаров и многочисленных дуканов. Благоприятная политическая обстановка, прекращение воин и усобиц в период возвышения Казахского ханства, особенно при Касым-хане, Хакк-Назар-хане, Тауке-хане, способствовали развитию городов и торговли. Поддерживались оживленные торговые связи со Средней Азией, Восточным Туркестаном, Русским государством. Через территорию Казахского государства пролегала сеть караванных дорог.
К рубежу ХVII-ХVIII вв. в связи с ростом феодальных усобиц, джунгарских набегов города на юге Казахстана пришли в упадок, что нанесло удар по казахской экономике в целом.

Тема: Средневековые города Казахстана (X - начало XIII вв)

- более качественное строительство оборонительных сооружений)

Словесное описание города у нас есть.

Каков следующий этап работы?

Сейчас группа экспертов, получив словесное описание городов, приступает к работе. Ваша задача - используя все имеющиеся характеристики, нарисовать общий « портрет»- план средневекового казахстанского города.

А мы выслушаем выступление « важных свидетелей» , без которого наше представление о средневековом городе не будет полным.

Я думаю, что сообщение « важных свидетелей» действительно было важным и интересным. В нем мы встретили новые термины. Давайте попробуем еще раз объяснить их:

Дома- коржыны-

Я вижу, наши эксперты уже закончили свою работу. Попросим их показать нам тот самый разыскиваемый нами «портрет» средневекового города.

Сегодня на уроке мы говорили о средневековых городах Южного Казахстана и Жетысу. Этот регион действительно считается оазисом городской культуры. Однако в X - XII вв. оседлая культура начинает распространяться в центральных и восточных районах нашей страны . Недавние археологические исследования показали, что столица нашего государства - город Астана имеет гораздо более длительную историю, чем считалось раньше. Сейчас вы посмотрите фильм о городище Бозок, подготовленный учащимися старших классов и попытаетесь ответить на вопросы:

В чем особенность этого города? Чем он отличается от уже перечисленных городов?

Итак, наше исследование подошло к концу.

Как вы думаете, было ли оно удачным?

Вспомните, какова была цель нашего урока? Сумели ли мы найти облик средневекового города?

(Примерный ответ: как он выглядит, его приметы, характерные черты)

Выступление

группы № 1

(средневековый Тараз)

Выступление

группы № 2

(средневековый Отрар)

устная защита результатов работы со слайд - презентацией.

Несколько учащихся зачитывают записи в тетради, составленные по выступлению.

Эксперты задают уточняющие вопросы исследователям.

Приблизительный ответ: составление портрета - плана города.

Эксперты - используя полученные сведения, рисуют план города.

Выступление группы «важных свидетелей» с сообщением о средневековом городском жилище. (со слайд –презентацией) Исследователи записывают в тетрадь его характерные черты.

Группа экспертов защищает нарисованный «портрет»- план города.

Остальные высказывают свое мнение о работе, называют особенности, которые были выделены при выполнении самостоятельного задания.

Учащиеся смотрят фильм и выполняют задание.

Выступления обеих групп подготовлены учащимися заранее по следующему плану:

1.Изученная литература

История возникновения города

2. Обоснование выбора данного города для презентации.

3.Структура города, особенности внутренней застройки.

4. Роль города на Великом Шелковом пути и в истории Казахстана.

У выступающих учащихся развивается умение выступления перед аудиторией, работа в команде позволяет чувствовать себя более комфортно перед аудиторией. Остальные учатся слушать, слышать и выделять главное из доклада, правильно ставить вопросы к докладчику.

Учащиеся перечисляют краткие, но интересные сведения, подготовленные ими совместно с учителем. Выступление дает и возможность проявить себя, показать с лучшей стороны.

Такая работа позволяет закрепить изученный материал.

Знакомство с исследовательской работой учащихся старших классов.

Связь истории страны и истории родного города.

Завершить наш урок мне хотелось бы словами замечательного поэта и археолога Валентина Берестова, в котором он сумел передать замечательный миг встречи с прошлым:

Среди развалин, в глине и пыли,

Улыбку археологи нашли.

Из черепков, разбросанных вокруг

Прекрасное лицо сложилось вдруг.

Улыбкою живой озарено,

Чудесно отличается оно

От безупречных, но бездушных лиц

Торжественных богинь или цариц.

Взошла луна. И долго при луне

Стояли мы на крепостной стене.

Ушедший мир лежал у наших ног,

Но я чужим назвать его не мог.

Ведь в этой древней глине и пыли

Улыбку археологи нашли.

Я надеюсь, что сегодня на уроке прошлое улыбнулось нам, стало ближе и понятней.

Спасибо вам за работу.

Приложение 1. (Выступления исследователей)

Тараз

На том месте, где сейчас раскинулись кварталы современного города Тараза, важного промышленного и культурного центра страны, находятся остатки одного из крупнейших средневековых городов Казахстана, известного историкам под именем Тараз (Талас).

Археологи свидетельствуют, что на рубеже эр, в конце 1 в. до н. э., начале 1 в н. э. Тараз сформировался как город. Первое упоминание о нем содержится в византийских источниках и относится к концу 6 в. Впоследствии о Таразе писали почти все средневековые географы, историки, путешественники, ведь город занимал одно из центральных положений на Великом Шелковом пути.

Ибн Хаукаль писал: « Тараз - место торговли мусульман с тюрками» . Ал- Макдиси говорил: « Тараз - большой, укрепленный город, со множеством садов, густо заселенный, у него ров, четверо ворот и населенный рабад. У ворот города течет большая река, часть города находится по ту сторону реки. Через реку переходит дорога, соборная мечеть находится среди базаров». Тараз был центром Тюргешского, а затем Карлукского каганатов.

Мы выбрали для изучения этот город, потому что :

1. Упоминания о нем часто встречаются на страницах нашего учебника. В частности, при изучении темы Великий Шелковый путь, мы увидели, что Тараз был важным узловым центром торговли. Через него проходили дороги как на Восток, так и за Запад.

2. В 2002 г. Казахстан отметил 2000-летний юбилей Тараза, и нам было интересно изучить город с такой древней историей.

Структура города, особенности застройки:

Раскопки показали, что самой старой его частью являлась цитадель. В этой наиболее укрепленной части города помещалась резиденция влиятельной особы. К цитадели примыкала окруженная стеной территория города, называемая шахристаном . В ней размещалось богатое население: чиновники, купцы, землевладельцы, священнослужители. К стенам шахристана со всех сторон прилегали торгово-ремесленные предместья - рабады. В них помещались ремесленные мастерские, жилища мастеров, а также хижины бедного городского люда.

Границы Тараза, как установили ученые, усиленно охранялись от внезапных нападений врагов.

В 11-12 вв. во время правления в Средней Азии династии Караханидов Тараз достигает апогея в своем расцвете. В это время он становится столицей одного из удельных владений. Политическая самостоятельность его проявилась прежде всего в местном чекане монеты от лица таразских правителей. В Таразе имелся свой монетный двор . Увеличивается площадь самого города, в первую очередь за счет рабада.

В связи с принятием Караханидами ислама в качестве государственной религии, новым элементом в градостроительстве является сооружение мечетей и строительство восточных бань.

В 2007 г. в центре города на территории рабада «№3», неподалеку от мавзолея Карахан, археологами были найдены остатки древней мечети . В результате экспертизы историки пришли к выводу, что время создания этого сооружения датируется примерно VIII веком, что можно отнести к раннему периоду ислама в Казахстане. Кроме коллекции старинных монет здесь были найдены фрагменты древнего Корана. Сегодня остатки рукописи хранятся в мечети для того, чтобы каждый ценитель древней культуры смог к ним прикоснуться.
Археологи обнаружили в восточной части шахристана остатки бани 11 века . Помещение бани было многокупольным, имело 7 помещений различного назначения, отапливалась нагретым воздухом, циркулирующим в каналах, проложенных под полом и полками. К баням были подведены глиняные водопроводы . Такие же водопроводы снабжали город водой. Водопровод был «подключен» к р. Талас, под напором его стремительного течения вода подавалась во все концы города.

При Караханидах в Таразе и его округе был сооружен целый ряд замечательных мавзолеев, из которых до нас дошли почти в первозданном виде мавзолеи Айша-биби и Бабаджи-хатун.

Тараз в древности называли городом купцов . Узкие улочки, точно ручьи, стекались к центру – многоголосому базару .Базар в Таразе был средоточием всей жизни. Город с цитаделями, караван-сараями, глинобитными мазанками, глухими внутренними двориками, мастерскими ремесленников возник в связи с базаром и вокруг базара. Кажется, что люди со всего света стекались на базарную площадь, чтобы что-то продать, купить или обменять. На базаре можно было купить и продать все. И воистину справедливо говорили древние: «Таразский базар – зеркало мира» .

В 12- начале13 в. Семиречье стало ареной кровавых военных столкновений, многие города были разграблены и разрушены. Хорезмшах Мухаммед, каракитаи, монголы разгромили Тараз. После этого город уже не мог оправиться, хотя жизнь в нем возродилась. Город известен позднее под именем Янги. В 19 в. на развалинах Тараза возник Аулие - Ата, который затем стал называться Джамбулом. В 1998 году городу было возвращено его древнее имя - Тараз.

Значение города:

Тараз- это не только казахстанский город, он принадлежит Евразии, поскольку является узлом караванных путей, центром ремесла и торговли, науки и культуры огромного материка.

Отрар.

Отра́р (каз. Отырар ) - городище в Отрарском районе Южно-Казахстанской области.

Городище расположено в низовьях реки Арысь при впадении её в Сырдарью.

Крупнейшее городище Отрарского оазиса известно также как Тарбанд, Турарбанд, Турар, Фараб.

Возникновение города

Расцвет Отрарского оазиса приходится на период с I до XIII века нашей эры.

В первые века нашего тысячелетия появились первые постройки Отрара. В 7-8 вв. Отрар - раннефеодальный город. В 9-12 вв Отрар переживает свой расцвет, совпадающий со временем характерного подъема культуры Средней Азии и Казахстана. Город существует до 18 века.

О городе сохранилось много сведений в письменных источниках. Ал - Макдиси в конце 10 в писал: « Это крупный город, так как он мог выставить до 70 тысяч войска, имел соборную мечеть в шахристане, базары – в рабаде».
Мы выбрали этот город для изучения
по нескольким причинам:

1. Еще в пятом классе мы узнали историю гибели Отрара от войск Чингисхана. Нам было очень интересно узнать раннюю историю этого героического города.

2. Отрар был узлом караванных путей, центром округа, крупным городом средневекового Казахстана, поэтому может дать много информации о развитии средневековой городской культуры. Сегодня Отрар – один из наиболее изученных древних городов Казахстана.

3. Отрар является родиной известного ученого - Абу - Насыра аль - Фараби, которого называли « вторым Аристотелем». Это тоже вызывает интерес к истории города.

Структура города, особенности застройки.

Отрар состоял из трех частей: цитадели, шахристана и рабада. Центральная часть города имела пятиугольную планировку, со всех сторон была окружена стеной. По углам располагались круглые башни для караула и защиты в случае нападения врага. В 10-12 вв. наблюдается более качественное сооружение оборонительных сооружений.. Толщина нижней крепостной стены достигала 6,2 м, а кверху сужалась до 1,5 м. В наивысшей точке высота цитадели достигает 20 метров, а общая площадь занимает более 20 гектаров.

В город вели три въезда: два были расположены друг напротив друга в южной и северо- восточной стенах, третий - в середине западной стены. Главными служили южные ворота. Центральная улица делила город на 2 неравных части. От центральной улицы отходили под прямым углом улицы, которые упирались в стены. Параллельно шли еще 6 магистральных улиц, а по периметру - кольцевая. Перед северными и западными воротами находились торговые площади.

Пригород (рабад ) также был окружен стеной, которая была построена в 10-12 вв. Это свидетельствует об улучшении строительства оборонительных сооружений. Вокруг этой стены находился ров.
В северо - восточной части города располагалась торговая площадь , где продавали глиняную посуду. А гончарная мастерская располагалась в южной части города на возвышенной местности. Дома строились по обе стороны улицы. В них имелись жилые и хозяйственные помещения. А чуть поодаль от них в ряд возводились ремесленные мастерские. В их числе « квартал гончаров » строился в стороне от жилых домов. По сравнению с ранним средневековьем площади « кварталов гончаров» в период расцвета увеличились в 2- 2,5 раза. Соответственно росло и число других сооружений, зданий, жилых домов.

В Отраре имелся свой монетный двор.

В ходе раскопок в северо-западной части городища Отрар были обнаружены остатки двух восточных бань 11-12 вв. В первой имелись помещения для мытья, раздевалка, комната отдыха, две прачечных пристройки, помещения для приготовления чая. Баня имела топку и цистерны с водой. Для нужд использовалась колодезная вода. Сточная вода выводилась наружу в водозаборную яму. Вторая баня находилась в северной части города и предназначалась для простых, бедных людей. В городе имелась система водоснабжения и канализации.

Значение Отрара:

1.В период развитого средневековья Южный Казахстан вместе с отрарским оазисом становится одним из крупнейших центров городской цивилизации Казахстана и всей Центральной Азии.

2. Отрар являлся крупным центром на Великом Шелковом пути, центром встречи различных культур и цивилизаций. Культура Отрара оказывала влияние на жизнь всего сырдарьинского региона.

На Отраре осуществляется международный проект ЮНЕСКО - Казахстан - Япония по "Консервации и сохранению древнего города Отрар". Консервируется мечеть, баня, комплекс гончарных мастерских, стен. С 2004 г. действует государственная программа "Возрождение древнего Отрара". По замыслу археологов и специалистов-реставраторов Отрар будет превращен в средневековый город-музей.

Приложение 2.(Выступление « важных свидетелей»)

Рассказ о жилище:

Мы хорошо знаем, как выглядит наши квартиры. Нас заинтересовало, каким было жилище в средневековых городах.

Дома простых горожан были одноэтажными. Строились дома из глиняных кирпичей.

Дома часто делились на 2 части: жилую и хозяйственную. Жилая часть была по площади меньше. В хозяйственной размещался скотный двор, хранилища для зерна. Это говорит о том, что горожане занимались сельским хозяйством .

Интересными были дома - коржыны . Такие дома появились ввв. Они названы так, потому что похожи на переметную сумку с двумя отделениями. Это трехкомнатные дома, комнаты построены в ряд. Посередине находится комната в виде коридора и по обе стороны - два входа в другие комнаты.

Сейчас на улице холодно и поэтому мне было интересно, как отапливался средневековый дом?

В доме был тандыр - глиняная печь для обогрева средневекового дома и выпечки лепешек. Возле него располагался дымоход , с помощью которого обогревали жилище. Вокруг очага собиралась вся семья. У любого народа во все времена очаг являлся символом семейного единства, к нему относились уважительно.

А меня заинтересовала мебель:

Шкафов не было. В стенах, справа от тандыра были устроены ниши для посуды, для светильников, хранения инструментов.

Роль диванов в современном понятии выполняли суфы - глиняные помосты для отдыха, расположенные вдоль стен. В зажиточных домах под суфами и полом устраивались дымоходы от печи для обогрева. То есть получались современные теплые полы.

А еще у средневековых жителей имелся… холодильник. Большой глиняный сосуд, по горловину вкопанный в холодную землю, прекрасно сохранял просоленное мясо в течение нескольких дней, а то и недель. Почти в каждом раскопанном доме археологи неизменно находили такой кувшин-холодильник.

Водоснабжение и канализация:

Особенно нас удивило отличие от европейских жилищ и городов. Из истории средних веков мы помним, что в европейских городах не было канализации и очень часто помои выливались на голову зазевавшегося прохожего. Также на улицу выбрасывали и мусор. В средневековых казахстанских городах такого не было. Возле каждого дома устраивались мусорные колодцы. В 12 веке появились ташнау - санитарно- очистительные устройства, предназначенные для слива грязной воды после мытья рук и посуды. Они делались так:

Перед очагом рылась яма глубиной 2-3 метра. На краю яму устанавливали большой глиняный горшок с разбитым дном. Сверху устье кувшина обкладывали кирпичом. В нижней части ташнау устанавливались трубы, по которым отводилась вода.

Также в городах имелись водопроводы, по которым вода поступала в отдельные дома или квартальные колодцы.

Мы поняли, что средневековое жилище было весьма благоустроенным.