Трудовые отношения

Анализ аналогов логотипов. Лучшие логотипы фирм: примеры удачных, креативных лого и секреты их успеха

Теория У-Син, или Пяти элементов, может быть очень полезной в дизайне. Пример хорошего дизайна – классический логотип Макдоналдса (основной, на красном фоне). Он идеально соответствует главным фэншуй теориям: У-Син и Инь-Ян.

Почти каждый человек сходу узнает знаменитые золотые арки большой желтой буквы «m». Эти арки стоят на красном прямоугольнике, на котором белыми буквами написано слово McDonald’s.

Давайте сначала рассмотрим этот логотип с точки зрения Инь-Ян . Буква m – динамичная, поэтому представляет янский элемент, а прямоугольник статичный, т.е. иньский элемент. Ян находится над Инь, что создает хорошее равновесие с правильным положением.

Теперь давайте изучим знак с точки зрения У-Син. Комбинация красного цвета (Огонь) и желтого (Земля) соответствует усиливающему взаимоотношению Огня и Земли – Огонь стимулирует Землю. Кроме того, желтый цвет резонирует с аппетитом (желудок, элемент Земля), а красный резонирует с желанием (сердце, элемент Огонь). То есть, соединение красного и желтого цвета естественным образом побуждает голодного человека, увидевшего этот логотип, идти в Макдоналдс.

Многие ли из вас задумывались, что такой простой знак помог McDonald’s стать одним из успешнейших ресторанов мира! Кстати, возможно вы заметили, что в логотипах большинства ресторанов и кафе используются красный и желтый цвета. Это соответствует теории У-Син и является хорошим знаком для растущего бизнеса.

Теории Инь-Ян и У-Син являются основой, на которой строится наше понимание жизни. Помните: знает человек эти принципы или нет, он всю свою жизнь живет под их влиянием.

Sp-force-hide { display: none;}.sp-form { display: block; background: #ffffff; padding: 15px; width: 100%; max-width: 100%; border-radius: 8px; -moz-border-radius: 8px; -webkit-border-radius: 8px; font-family: Arial, "Helvetica Neue", sans-serif; background-repeat: no-repeat; background-position: center; background-size: auto; border-width: 1px; border-color: #dddddd; border-style: solid;}.sp-form input { display: inline-block; opacity: 1; visibility: visible;}.sp-form .sp-form-fields-wrapper { margin: 0 auto; width: 100%;}.sp-form .sp-form-control { background: #ffffff; border-color: #cccccc; border-style: solid; border-width: 1px; font-size: 15px; padding-left: 8.75px; padding-right: 8.75px; border-radius: 4px; -moz-border-radius: 4px; -webkit-border-radius: 4px; height: 35px; width: 100%;}.sp-form .sp-field label { color: #444444; font-size: 13px; font-style: normal; font-weight: bold;}.sp-form .sp-button { border-radius: 4px; -moz-border-radius: 4px; -webkit-border-radius: 4px; background-color: #0089bf; color: #ffffff; width: auto; font-weight: 700; font-style: normal; font-family: Arial, sans-serif; box-shadow: none; -moz-box-shadow: none; -webkit-box-shadow: none;}.sp-form .sp-button-container { text-align: left;}

Если вы владелец бизнеса, а тем более, если вы находитесь на этапе стартапа, дизайн логотипа может стать тем шагом, который принесет вам головокружительный успех. Естественно, не стоит уповать только на него, но качественный, запоминающийся и привлекающий внимание фирменный знак способен открыть вам новые горизонты.

Недавно было проведено масштабное исследование 5000 американских фирм с самыми высокими темпами роста, в ходе которого были проанализированы более 2000 различных фирменных символик. Целью исследования было выявление общих характерных черт эффективного логотипа.

Дизайн логотипа. Успешные логотипы: исследование и инфографика

Результаты исследования не только подтвердили тренды в разработке логотипов, но и выявили неожиданные сходства в подходе к разработке лого для компаний из совершенно различных сегментов рынка. Мы ознакомились с результатами и теперь готовы предложить вам список характерных особенностей успешных фирменных знаков, учитывая которые вы сможете улучшить свой существующий лого или же создать совершенно новый.

Дизайн логотипа. Какие логотипы сделают вас успешными?

Было проанализировано около 2000 лого, принадлежащих 5000 самым быстрорастущим компаниям США, и стало понятно, что должна представлять из себя айдентика компании, которая претендует на успех.

ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ УСПЕШНОЙ АЙДЕНТИКИ.

Основные обязательные характерные черты логотипов-лидеров.

Минимализм. Этому пункту соответствуют 94% проанализированных фирменных знаков. Основным обоснованием этой характеристики является то, что подобные лого очень универсальны в применении, так как способны изменять свой масштаб без потери качества.

А вы знаете. что только наше агентство предлагает создание руководства по оформлению презентаций (). Читайте подробнее на странице Услуги.

Иконка + текст. Эти два элемента одновременно встречались в 66% айдентики. Такой подход гарантирует узнаваемость бренда: уникальный графический элемент дополняется текстовым элементом.

Многоугольники были замечены в 64% изученных логотипов. Исследования показали, что использование подобных графических элементов придает айдентике ощущение основательности и конкурентоспособности.

Ограниченное количество цветов: 3 и менее. Такой подход замечен у 89% логотипов. В данном случае простые и немногочисленные цвета вносят элемент креативности и делают его более запоминающимся.

Преобладание темных цветов наблюдалось у 56% изученных лого. Было отмечено, что чаще всего компании предпочитают оформлять свои фирменные знаки в сером, синем и черных цветах.

ЭЛЕМЕНТЫ ДИЗАЙНА УСПЕШНОГО ЛОГОТИПА В ПРОЦЕНТНОМ СООТНОШЕНИИ

ДИЗАЙН ЛОГОТИПА ПО ВИДАМ

Категоризация всех лого по видам (иконичные, шрифтовые, смешанные), выявила, что:
66% айдентики принадлежит к смешанному виду, то есть содержит элементы графики и шрифт
30% шрифтовые (представляют из себя только текстовый элемент)
4% иконичные (представляют из себя только графический элемент)

ПО ФОРМАМ

Все лого были разбиты на две группы: округлые или угловатые. В результате оказалось, что:
Многоугольники встречались в 64%
Округлые формы преобладали в 36%

ДИЗАЙН ЛОГОТИПА ПО СТИЛЮ

Логотипы были разделены на две группы согласно главному принципу разработки логотипа – простоте. В итоге закономерно оказалось,что:
Минимализм характерен для 94%
Обилие деталей – для 6%

ПО ЦВЕТОВОЙ ПАЛИТРЕ.

В айдентике чаще всего используются следующие основные цвета:

Синий: 26%;
черный: 18%;
серый: 14%;
красный: 10%;
светло-серый: 9%;
зеленый: 7%;
оранжевый: 6%;
желтый: 2%;
коричневый: 1%;
розовый: 1%;
фиолетовый: 1%

В качестве дополнительных цветов наиболее часто встречались:
светло-серый: 17%;
серый: 14%;
синий: 13%;
зеленый: 13%;
оранжевый: 13%;
красный: 10%;
желтый: 8%;
черный: 6%;
коричневый: 2%;
розовый: 2%;
фиолетовый: 2%

ДИЗАЙН ЛОГОТИПА ПО ЦВЕТНОСТИ.

Сопоставление лого по количеству использованных в его дизайне цветов показало следующие результаты:
21% логотипов используют только 1 цвет
47% – 2 цвета
21% – 3 цвета
7% – 4 цвета
2% – 5 цветов
1% – 6 цветов

ДИЗАЙН ЛОГОТИПА ПО ОТРАСЛЕВОМУ ПРЕДНАЗНАЧЕНИЮ.

Исследование показало, что наиболее распространенные лого принадлежали следующим отраслям:
11% – IT сервисы
11% – реклама и маркетинг
9% – здоровье
7% – бизнес и производство
7% – программное обеспечение

Таковы результаты этого масштабного исследования. Взяв на вооружение эти данные, вы сможете проанализировать ваш собственный дизайн логотипа и убедиться в его конкурентоспособности или у нас.

Главное помните, что дизайн логотипа – это не просто некое схематичное изображение или красивая картинка. Это ваше лицо, ваша «одежка», по которой встречают. Если вы не придадите его дизайну должное значение, он не просто не будет приносить вам пользу, с большей вероятностью он будет отталкивать от вас потенциальных клиентов. Поэтому позаботьтесь о том, чтобы ваш логотип приносил вам только успех.

Если у вас есть некоторые сомнения на этот счет, то вы можете воспользоваться нашим бесплатным сервисом по анализу дизайна вашего логотипа.

Анализ аналогов

В ходе работы над проектом были проанализированы несколько логотипов: элитный детский сад «Боня» (Рис. 1.2.1.), компания «Литораль» (Рис. 1.2.2.), тренинговая компания «Фабрика Роста» (Рис. 1.2.3.), центр социальной реабилитации молодёжи св. Екатерины (Рис. 1.2.4.).

Фирменный стиль для элитного детского сада «Боня» (см. рис. 1.2.1.)

Разрабатывая дизайн услуги или товара, ориентированного на детскую аудиторию, нужно помнить о том, что основной потребитель данного образовательного учреждения -- родители.

Основным потребителем данной услуги стали женщины, представительницы средней и верхней страты среднего класса. Это посетительницы дорогих салонов красоты и фитнес-центров, потребительницы брендовых товаров, сталкивающиеся с определённым уровнем и типом оформления пространства потребления.

Фиолетовый цвет говорит об очень большой эмоциональности, чувствительности, высокой духовности и деликатности.

Энергичный насыщенный росчерк логотипа на «модном» фиолетовом фоне, декорированном скупой графикой, подчёркивают семантическую диаметральность стиля -- контрастность и изящество, лаконичность и пышность, так характерные для пост-гламура.

Фирменный стиль компании «Литораль» (см. рис. 1.2.2.)

В качестве основной графической метафоры выбран стилизованный растительный элемент -- прибрежное осоковое растение. Вертикальная ориентированность тянущегося в высоту стебля вступает в конфликт с устойчивым горизонтальным логотипом, расположенным слева. В то же время, длинный лист растения также вытянут по горизонтали и изогнут по линии, напоминающей крышу дома.

Фигуративности решения соответствуют цвета логотипа -- зеленый и черный. Зеленый цвет ассоциируется с природой, благополучием,

Рис. 1.2.1.

Рис. 1.2.2.

спокойствием, здоровьем, свежестью. Действует успокаивающе. Он символизирует мир, покой, любовь, жизнь, рост, гармонию. Он объединяет нас с природой и помогает быть ближе друг к другу. Черный цвет знаний и мудрости. В логотипах черный цвет выглядит исключительно солидно, надежно и торжественно.

Рисунок шрифтов использованных при создании логотипа имитирует не столько перо каллиграфа, сколько резец скульптора. Шрифт графемы знака -- Charlemagn C относится к группе латинских шрифтов, рисунок которых основан на классическом капительном римском письме и характеризуется клиновидными засечками.

Таким образом, комбинированный знак-логотип представляет собой напряженное столкновение вертикали и горизонтали, статической, намеренно холодной и архитектурной черной надписи (логотипа) и зеленого растения.

Фирменный стиль тренинговой компании «Фабрика Роста» (см. рис. 1.2.3.)

Рост бизнеса, как и любой другой динамический процесс, мы привыкли иллюстрировать графиком. И именно уходящий вверх график лучше любых слов свидетельствует о положительной динамике всех процессов бизнеса. Современный скоросшиватель -- неотъемлемый «персонаж» офиса, и он же почти обязательный участник всех эффективных бизнес-тренингов. Соединение этих элементов в фирменном знаке «Фабрики Роста» позволяет создать лаконичный и при этом абсолютно точный символ успешной тренинговой компании, предоставляющей высококачественный продукт по реальной цене.

Сочетание красного, черного и серого цвета в фирменном стиле тренинговой компании выглядит привлекательно, четко, легко запоминается и дает представление о деятельности организации.

Красный - теплый и раздражающий, символизирует мозг, показывает деятельный настрой.

Рис. 1.2.3.

Серый цвет имеет нейтральный оттенок, немого холодный, в логотипе в связи со своей отличной способностью работать со многими другими цветами.

Черный цвет в логотипе символизирует власть и популярен в качестве индикатора мощи компании. Простота, с которой использован черный цвет в логотипе указывает на уверенную позицию на рынке. В качестве отдельных элементов стиля, удачно демонстрирует непоколебимость и опыт.

Фирменный стиль для центра социальной реабилитации молодёжи св. Екатерины (см. рис. 1.2.4.)

Фирменный знак для центра социальной реабилитации молодёжи разработан яркой, красочной и оригинальной графикой. Он оригинален, лаконичен и привлекает внимание. Из цветастого лабиринта «самостоятельной жизни», внезапно окружившего выпускника детдома, выводит нить Ариадны -- центр соцреабилитации св. Екатерины.

Благодаря красному цвету в логотипе достигается самое сильное и яркое действие на психику потребителя. Способствует активности, уверенности, дружелюбию, наделяет чувством безопасности, уверенностью в завтрашнем дне.

Оранжевый цвет в логотипе символизирует радость, здоровье, вызывает прилив жизненной энергии.

Зеленый цвет является природным цветом для большинства людей. Поэтому он воспринимается, как нейтральный спокойный, не раздражающий. В зеленом заложена жизненная возможность, он не обладает жизненной энергией, отражает внутреннее напряжение, состояние выражает отношение человека к самому себе. В себе скрывает все свои тайны, вдохновляет стабильность. Символизирует процветание и новое начинания.

Мы собрали примеры как лучших логотипов компаний, так и не совсем удачных. Мы расскажем, почему они стали такими, и чему они могут нас научить. Но перед тем, как приступить, вот несколько важных вещей о логотипах и бизнесе компании. Эти базовые принципы помогут вам сориентироваться в ценности логотипа в бизнесе организации, связи с успехом и стоимости разработки лого:

Успех компании в целом не зависит от качества и продуманности дизайна. Был бы на месте логотипа Apple любой другой знак, стала бы компания менее успешна? Вряд ли .

Сам по себе лого никому не нужен. Важно то, как и где вы его используете. Успешные организации используют логотип во всех точках контакта с клиентом. Таким образом, у клиентов возникает непрерывная ассоциация компании с ее продуктами и опытом, которые они получают, взаимодействуя с компанией.

  • Прибыльный успешный бизнес / качественный дорогой дизайн — отлично!
  • Прибыльный успешный бизнес / плохой дешевый дизайн — плохо!
  • Нестабильный неприбыльный бизнес / качественный дорогой дизайн — ужасно!
  • Нестабильный неприбыльный бизнес / плохой дешевый дизайн — плохо!
  • Молодой бизнес / недорогой логотип — нормально!

Итак, теперь самое время перейти от общих принципов к конкретным примерам. Начнем с образцов , ознакомиться с ними вы сможете в следующем разделе статьи.

Лучшие логотипы фирм и компаний

Мы отобрали для вас наиболее яркие примеры качественных логотипов, которые помогли целому ряду компаний стать глобальными лидерами в своих отраслях. К ним относятся такие бренды, как:

General Electric

Логотип General Electric, одного из ведущих производителей техники, практически не менялся с самого основания компании в 1892 году.

Да и зачем было его менять? Инициалы «GE», начертанные затейливым шрифтом и обрамленные дугообразными штрихами, сочетают в себе простоту и эффективность - а это именно те качества, которых потребители ждут от продукции General Electric. Более того, эмблема, построенная вокруг орнамента в стиле арт-нуво, напоминает вращающийся барабан стиральной машины – одного из самых популярных товаров компании.

JPMorgan Chase

JPMorgan Chase является одним из ведущих финансовых конгломератов и крупнейшим банком, стоимость активов которого составляет космические 2,35 триллиона долларов.

Более того, JPMorgan Chase занимает шестое место в рейтинге крупнейших открытых акционерных компаний в мире. Иными словами, это бренд, которого говорит само за себя.
Надо признать, банку удалось с точностью передать свое доминирующее положение при помощи логотипа.

Что делает лого JPMorgan Chase узнаваемым и эффективным?

Простой, массивный шрифт и минимальное использование графики – эмблема JPMorgan Chase транслирует силу и авторитет и всем своим видом словно говорит: «Если вы не заплатите вовремя, мы начислим вам такую пеню за просрочку, которая вам и не снилась». Сурово, правда? Но другого отношения от такой серьезной организации ожидать не приходится.

Facebook

Если вы хоть немного знакомы с, то вам не нужно объяснять, что такое Facebook.

Примечательно, что компания Марка Цукерберга изначально называлась «The Facebook». Но артикль в названии долго не продержался, а сама компания совершила настоящую революцию в Интернет-сообществе, стремительно превратившись в самую популярную социальную платформу в мире.

Логотип Facebook обладает самым ценным качеством в графическом дизайне – он позволяет мгновенно идентифицировать бренд. Заботясь о поддержании узнаваемого визуального образа, компания внесла в свой логотип лишь незначительные стилистические изменения, оставив основные элементы нетронутыми.

ExxonMobil

ExxonMobil это крупнейшая нефтяная компания в мире, которая приносит своим владельцам и акционерам астрономические прибыли. Когда-то Exxon и Mobil были двумя разными фирмами, которые решили объединить свои знания и ресурсы в 1998 году (возможно, с амбициозной целью установления мирового господства).

У такой успешной и авторитетной организации и логотип должен быть соответствующий! Но в этом случае, как говорится, что-то пошло не так. Эмблеме ExxonMobil с ее простым, безынтересным дизайном не удается отразить характер такого могущественного бренда.

К сожалению, логотипы отдельных компаний до их слияния зачастую смотрятся более самобытно и оригинально, чем эмблема объединенной компании.

Какой вывод можно сделать из этой истории? Меньше – не всегда лучше.

Думаю, под моими словами подпишутся миллионы людей, если я скажу: «СПАСИБО ТЕБЕ, AMAZON!». Благодаря сервису Amazon Prime, я могу заказать абсолютно любую вещь и получить ее в течение 48 часов (или даже быстрее). И все это с бесплатной (ну или почти бесплатной) доставкой.

Отлично зная свои сильные стороны, онлайн-магазин виртуозно отразил их в своей эмблеме. Видите стрелку, которая протянулась от A до Z? Символизируя направленное движение, стрелка говорит о том, что Amazon доставит ваш заказ со своего склада прямо до вашей двери. Но это еще не все значения, заключенные в этой простой иконке. Стрелка также напоминает улыбку, указывая на то, что компания гарантирует высокое качество обслуживания, заботясь о том, чтобы ее клиенты остались довольны.

Microsoft

Несмотря на некоторые оплошности, накопившиеся за последние несколько лет (да-да, Zune и Windows 10, речь идет именно о вас!), с редизайном своего логотипа в 2012 году компания Microsoft справилась на отлично.

Логотип, который просуществовал с 1987 по 2012, был довольно неплох (мне особенно нравилась буква «О», которая была похожа на Пакмана), но с точки зрения дизайна оставлял желать лучшего.

В цветовом плане новая эмблема выглядит намного дружелюбнее. А тот, кто придумал представить основные продукты компании в виде четырех квадратных окон – настоящий гений! Синее окно символизирует операционную систему Windows, красное – пакет ПО Office, зеленое – игровую приставку Xbox, а желтое… Желтое не обозначает ничего, но поскольку окно не может иметь три панели, то будем считать, что оно необходимо.

И еще стоит отметить, что из всех компаний в этом списке Microsoft испытывает наиболее серьезные проблемы с построением устойчивого визуального образа. Судите сами: каждый раз, когда компьютерный гигант вносит изменения в свою эмблему, она выглядит совершенно по-новому, словно не имея ничего общего с прежними логотипами компании.

Компания Nike известна не только своей спортивной обувью, но и одним из лучших логотипов в мире бизнеса. Знаменитая «галочка» Nike служит ярким примером того, что визуальный образ может сыграть огромную роль в становлении репутации и превратить обычную компанию в надежный, уважаемый бренд. Если раньше эмблема Nike не считалась чем-то примечательным, то со временем она стала визуальным отождествлением спортивной культуры.

В англоязычных странах «галочка» Nike известна как «swoosh». «Свуш» это звук, который мы слышим, когда мимо нас резко проносится какой-либо предмет. Таким образом, это слово обозначает резкий звук, скорость и движение, что удачно отражается в выгнутой форме логотипа.

История с «галочкой» Nike примечательна тем, что она демонстрирует становление логотипа от «гадкого утенка» , не нравившемся никому до «прекрасного лебедя», который притягивает к себе восторженные взгляды.

«Родителями» легендарного лого BMW стала круглая эмблема Rapp-Motor с черным силуэтом лошади и баварский флаг с его характерным сине-белым шахматным паттерном. Так появился знакомый нам черный круг, внутри которого расположились синие и белые квадранты.

После Первой мировой войны, завершившейся Версальским миром, компания переключилась с авиационного производства на производство мотоциклов и автомобилей. Эмблема BMW оставалась практически неизменной с 1917 года. Самая заметная трансформация произошла в 2000 году, когда логотип приобрел объем за счет 3D эффекта.

Mastercard

В далеком 1966 году компания Mastercard была известна под названием Master Charge, и на ее первом логотипе можно было видеть два пересекающихся круга (ярко-оранжевый и желтовато-красный) с надписью «Master Charge: The Interbank Card».

В 1979 году компания укоротила своё название до емкого MasterCard. Новое название – обновленный логотип! Цвета на эмблеме стали ярче, а шрифт – более солидным. В 1996 году логотип стал объемным: теперь в области пересечения двух кругов появились «прорези».

FedEx

В 1971 году на логотипе почтовой службы размещалось полное название компании «Federal Express», расположенное под наклоном.

Эмблема была выполнена в патриотичных красных и синих тонах, что вызывало ассоциации с американским правительством. Приобретя популярность благодаря своему первоначальному логотипу, бренд решил распрощаться с ним в 1994 году. Новый дизайн не уступал старому в изобретательности: между буквами E и X спрятана стрелка, которая указывает на скорость и точность как основные преимущества почтовой компании.

Первый логотип IBM был создан в 1924, когда компания Computing-Tabulating-Recording была переименована в привычную для нашего уха International Business Machines.

Так название компании приобрело более современное звучание, а логотип 1924 года стал обновленной версией эмблемы 1911 года, которая раньше использовалась CTR. Утонченный логотип CTR с его воздушным, витиеватым шрифтом уступил место громоздкой надписи «International Business Machines» (с акцентом на слово «International»), которая размещалась внутри круга, символизирующего земной шар. В 1947, когда бренд провел существенную модернизацию своих технологий, круглая эмблема была заменена на аббревиатуру «IBM», которой было суждено стать символом компании. В 1956 году графический дизайнер Пол Рэнд перерисовал буквы, сделав их черными и более массивными. Новый дизайн подчеркивал такие качества бренда, как стабильность и устойчивость. В 1972 году Рэнду было поручено переработать созданный им образ. Чтобы создать динамичный и гибкий образ, дизайнер сделал на аббревиатуре «прорези». Так получилась знаменитая «полосатая» эмблема, которой IBM довольна по сей день.

Несмотря на внешнее разнообразие всех вышеперечисленных знаков, все они были разработаны с учетом похожих критериев, которые и сделали их столь успешными. Именно эти факторы мы обсудим далее.

Чему можно научиться на примере этих логотипов?

Какие выводы предприниматель может сделать, прочитав истории создания этих логотипов?

Определитесь с тем, что ваш логотип должен сообщать о бренде

Эмблема должна отражать сущность вашего бренда, подчеркивая его наиболее характерные черты. Например, глядя на эмблему JPMorgan Chase, сразу понимаешь, что речь идет о влиятельной компании с наработанной годами репутацией. А как ваш логотип характеризует ваш бизнес?

Всего за пару минут вы сможете создать и скачать логотип для своей организации. Маленький логотип доступен бесплатно.

Какой самый важный урок вы извлекли из этой статьи с хорошими и плохими примерами логотипов? Может, у вас найдется еще несколько советов для предпринимателей, которые работают над своим корпоративным брендингом? Делитесь своими идеями в комментариях!

«Лихие девяностые» не только развалили страну, но и заставили многих людей заняться не своим делом. Инженеры пошли на базар, врачи — на стройки… Понемногу время расставляет все на свои места. И, наконец-то, появляется желание разобраться «как это устроено?»

Один из самых запутанных рынков профессиональных услуг — дизайн. Не только потому, что в этой категории не бывает объективной оценки, но и потому, что границы работы размыты. В этой публикации мы хотим поговорить о том, как определить и отличить мастеров от подмастерий в области создания дизайна логотипов.

Портфолио. Самое простое, но не самое эффективное средство выбора подрядчика по дизайну — это знакомство с портфолио агентства или отдельного специалиста. Следует обратить внимание не на количественные показатели работ по дизайну, а на их качественную сторону и даты изготовления логотипов и корпоративного стиля. Если агентство или специалист штампуют по десятку логотипов в месяц, на дальнейшие разговоры не стоит тратить свое драгоценное время. Вдобавок поинтересуйтесь, работают ли эти логотипы в реальной жизни и как долго, или это красивые картинки для привлечения внимания клиента. В портфолио не должно быть сотен посредственных логотипов, пусть их будет немного, но они должны иметь явные и понятные даже для непрофессионала ценностные характеристики.

Ценностные характеристики. К ним прежде всего следует отнести уникальность графической идеи логотипа. Отвечает ли данный логотип (или полный набор CI) на несколько простых вопросов? Есть ли в содержании логотипа идея как таковая? Имеет ли данная идея ярко выраженную индивидуальность или это очередной повтор существующих (популярных) решений? Насколько понятно и без излишеств (лаконично) она выражена цветографическими средствами? Насколько качественны в исполнении эти средства?

Образность логотипа в самом прямом смысле создает лицо бизнеса или компании. Безликий логотип не запоминается или имеет явное сходство с легионом таких же безликих и пресных идентификаторов. Безусловно, бывают абстрактные решения без явной образной линии, но в качественных образцах абстрактных логотипов хорошо читаются ассоциации с тем видом деятельности, для которой он был разработан. Я не буду углубляться в полемику, какие решения лучше — абстрактные, образные или смешанные — это тема для отдельного рассмотрения.

Запоминаемость логотипа. Посмотрите портфолио, закройте его и попытайтесь через пятнадцать минут вспомнить хотя бы один логотип. Без этого качества он теряет пятьдесят процентов своих дивидендов, либо в него нужно вливать слишком много средств, чтобы его в конце концов запомнили и начали ассоциировать с вашим видом деятельности!

Простота и лаконичность восприятия логотипа. Запомнить можно как гениальное решение так и самое безобразное. Это можно сравнить с жаргонизмами — дурные слова прилипают к нашему повседневному лексикону легче, нежели изысканные и красивые выражения. Казалось бы, парадоксально, но иногда в визуальном пространстве логотипов и корпоративной идентификации работают «редкостные уродцы» и, надо заметить, работают хорошо, на высоком конкурентном уровне. А все потому, что они понятны и несут в своем содержании одну идею. Их «уродство» очевидно не для всех — это всего лишь неудачно сработанная форма выражения идеи. Обращайте внимание на то, чтобы предоставляемый вам на рассмотрение логотип ясно и просто транслировал одну главную мысль, бойтесь головоломок и ребусов, заумно зашифрованных в логотипе (символе).

Еще раз повторим: лаконичность — это способность минимальным количеством выразительных средств донести одну основную мысль. Все остальные идеи должны быть подчиненными главной мысли, и совсем не обязательно, чтобы они воспринимались моментально.

Читабельность логотипа. Пожалуй, это то единственное качество оценки работы дизайнера, о чем всегда говорит заказчик. Но я несколько разочарую заказчика. Дизайнеры создают уникальные и запоминающиеся средства индивидуальности компании, сервиса, продукта, а не учебник, по которому люди считывают информацию. Если всегда ставить читабельность во главу требований, мы в конечном итоге начнем плодить сплошные шрифтовые решения, причем безо всякого намека на уникальность, индивидуальность и аутентичность. Это, собственно, и происходит на рынке дизайна. Все читается, но ничего не запоминается. Это важное качество логотипа не должно превалировать над его уникальными характеристиками.

Масштабируемость логотипа. Обязательно нужно обращать внимание на способность логотипа уменьшаться и увеличиваться без потери качества. Если мелкие детали исчезают, буквы «слипаются», форма теряет разборчивость и прочая, и прочая — это непрофессиональный логотип.

Черное и белое. Многие дизайнеры идут на всевозможные уловки, чтобы умаслить заказчика. Одна из них — создание яркой (до рези в глазах) цветовой гаммы логотипа. Здесь можно встретить столь популярные сегодня эффекты прозрачности, а также всевозможные градиентые растяжки, полутоновые окраски, тени, эффекты цветотонального объема… Это все прекрасно, но не забывайте, что логотип должен оставаться эффектным и выразительным как в цветном, так и в черно-белом вариантах. И да не обманут Вас цветные красивости, если вы, конечно, не хотите ограничится коммуникацией логотипа в Интернет-пространстве и медийных средствах.

Типографика. Самая малоценимая на постсоветском пространстве характеристика вашего логотипа. Именно логотипа, а не символьного элемента или эмблемы. Если вам, уважаемый заказчик, приносят в качестве работы логотип и утверждают, что это авторская разработка, поинтересуйтесь, каким шрифтом набрано имя вашей торговой марки или знака обслуживания. Если исполнитель честно говорит, что взял готовую гарнитуру из обоймы самых распространенных на компьютере шрифтов, то это уже не авторская и тем более не уникальная разработка, так как таким же шрифтом, такие же исполнители могут набирать сотни других логотипов. Ценность такого логотипа, может быть, не уменьшится, если вместе с ним используется хороший символьный элемент, но авторская чистота явно пострадает. В идеале, когда исполнитель с нуля разрабатывает для вас авторский шрифт — это уровень! А пользование дизайнером стандартного набора заезженных «Футур», «Прагматик», «Ариалов» и «Таймсов» не делает ему чести, а вам — качественно исполненной работы. По большому счету от эскиза до цифрового аналога логотип должен быть авторской версией. Не верьте увещеваниям, типа: «Это нормально — подбирать для дизайна готовые гарнитуры». В результате заказчик получает десятки логотипов, в которых используется вся наличествующая на компьютере дизайнера библиотека шрифтов от Arial до Zhikharev. Вот выбирайте, что нравится! Индивидуальность знака и логотипа должна быть во всем. Не стоит смотреть на примеры, подобные логотипу Lufthansa, выполненному Гельветикой (Макса Медингера). Авиакомпания и прочие уважающие себя фирмы покупают права на использование готовых шрифтов.

А имеется ли у вас бриф? Выбирайте компании, которые специализируются на разработке корпоративного стиля и логотипов. Смотрите, каков их стаж работы на рынке, можно ли доверять их опыту? Например, основная специфика работы рекламного агентства — реклама, навряд ли специалисты по рекламе будут всерьез относиться к созданию логотипа, для них это скорее дополнительная статья дохода, нежели основной профиль работы и зоны ответственности. Фирмочки, дающие объявления типа: «Печатаем визитки, буклеты, проспекты, листовки…, делаем логотип, фирменный стиль» — невольно наталкивают на мысль «а мы еще и на машинке вышиваем»:). Не стоит всерьез доверять тем, у кого основной задачей является печать, тиражирование, оперативная полиграфия, — дизайн логотипов также не их основной профиль, отношение и трудозатраты на такую работу соответствующие: «почему бы и логотипчик не замутить».

Следует вообще внимательно относиться к формату работы «Чего изволите». Это не профессиональный подход, а просто способ любыми средствами заработать лишнюю копейку.

Для серьезной работы необходим для начала бриф, я уж не говорю о дополнительных встречах с заказчиком, исследованиях, тестированиях, брейн-стормах и прочих инструментах серьезного аналитического подхода к работе. Заполняя бриф (задание на разработку), заказчик формирует задачу и те критерии, по которым будет оценивать работу подрядчика. Чем больше информации получает дизайнер, тем осмысленней и осознанней будет его работа. Не пугайтесь, если на первых этапах команда проекта или дизайнер засыпает вас вопросами, которые, как вам кажется, не относятся к делу. Сбор информации, ее обработка и анализ — это необходимые и важные этапы разработки хорошего логотипа, и они свидетельствуют о том, что вы попали к профессионалам. Грамотно и четко составленный бриф — залог успешной разработки логотипа, остальное зависит от мастерства дизайнера (команды). Обращайте внимание на процедуры и этапы, предшествующие началу работы. Не жалейте на них время.

Время. Если Вам говорят, что логотип будет сделан за один или даже за два дня — не верьте такой «конторе». Это откровенное шапкозакидательство и желание заполучить клиента. Для нормального, осмысленного хода работы по дизайну логотипа необходимо как минимум 12 рабочих дней. Запомните, что вы приходите не за «красивой картинкой», а за надежным и грамотным инструментом идентификации. Не доверяйте «работникам», исполняющим любой каприз за один день. Исключение, разумеется, допускается в том случае, если для вас важны не собственный имидж и репутация, а желание не потратить много денег и сделать работу «на вчера».

Репутация. Осведомитесь о качестве предоставления услуг у тех компаний и лиц, которые уже работали с выбранным вами подрядчиком по дизайну. Это лучший аргумент для собственной уверенности в том, что вы находитесь на верном пути. Сами дизайнеры могут много рассказывать и философствовать о правильности и гениальности своих работ. Ценны те работы (дизайн), которые помогают бизнесу (продукту, услуге) заказчика успешно работать на рынке, не вызывая нареканий со стороны потребителей и партнеров.

Совесть. Обращайтесь к тем исполнителям, которые ставят интересы заказчика превыше собственных амбиций и денег. Конечно, они могут недешево стоить на рынке услуг, но они никогда не станут делать профессиональную халтуру. Для истинных специалистов это органически невозможно. Вы имеете право торговаться с ними, сбивать цену, но можете быть уверены, что люди честно и на совесть делают то, чем они занимаются по призванию. Для них органически неприемлема дешевка и плохое качество.

Опыт. Доверяйте опытным компаниям. Требуйте перечень успешных проектов, на чей успех не в последнюю очередь повлиял качественный корпоративный стиль. Конечно, у вас всегда остается право довериться молодым и начинающим, поверив в их звезду. Но в этом случае внутренне приготовьтесь получить либо шедевр, либо гадость. В некотором смысле количество сделанных проектов или время в профессии является показателем опыта. Поэтому если не хотите рисковать, ищите более опытных.

В заключение хотим сказать, что в одном материале нельзя охватить все критерии определения качественной работы. Мы надеемся, что смогли перечислить основные, тем самым оказав содействие тем, кто ищет профессиональной помощи.