Инвестирование

Себестоимость перевозки груза автомобильным транспортом. Себестоимость транспортных услуг

На самом деле это не сложно. И делать это надо обязательно. Денежки счет любят. Представьте себе перевозчика, который не в состоянии оценить плохой был для него год или хороший. Или экспедитора, который только по взмаху каких-нибудь палочек определяет стоимость перевозки. Вроде абсурд, но на практике такие люди встречаются и это не редкость. Мы такими быть не хотим и будем учиться считать нашу прибыль. Мы будем лучшие!

Наша задача:

  • научиться оценивать маршруты
  • научиться рассчитывать себестоимость грузоперевозок
  • подводить итоги работы за определенный период
  • рассчитать стоимость перевозки из пункта А в пункт Б
  • стать круче и повысить свой профессиональный навык

Теория

В теории я напишу пункты, которые попадают в расчет на больших расстояниях. Например, при оценке стоимости конкретного заказа на цену может повлиять скорость выгрузки или способ оплаты. А мы напишем только основу основ всех подсчетов. А дальше каждый для себя сам посчитает и найдет свои подходящие пункты, необходимы для более точных данных.


Основные (стандартные):
Период – Определенный промежуток времени, за который мы делаем расчет.
Пример: период 1 год. (253 рабочих дня)
Пробег - Общий (холостой пробег включен) средний пробег автотранспорта (1 единица) за период. Кто за какой период делает расчет.
Пример: пробег 150 000 км (Это средний пробег одной единицы транспорта за период).
Валовый доход - заработок за пробег (без учета расходов). Для наглядности выражают валовый доход за 1 км.
Пример: валовый доход 29 рублей за 1 км. (Это заработок за 1 км. пробега, без вычета расходов).


Расход по транспорту:
ДТ (топливо) – Затраты на дизельное топливо за пробег.
Пример: 35 литров на 100 км. 150 000 / 100 х 35 х 31 руб за литр= 1 627 500 рублей.
Резина – средства которые заменят износ резины (При подсчете не забывайте о резине которую скоро надо менять, но время еще не пришло. Ведь она тоже получила износ. Просто ее износ еще не достиг 100%).
Пример: резина 10 шт. х 11 000 рублей = 110 000 рублей. (Это затраты на резину за указанный пробег).
Замена масла – денежки, которые мы отдали на замену масла. (При подсчете помните что в расчет должны входить все затраты на масло, обратите внимание на пример)
Пример: 7.5 раз х (200 руб. х 40 л.) = 60 000 рублей (затраты на замену масла за пробег).
Фильтра топливные = 15 раз х 1000 руб. = 15 000 рублей.
Фильтра масляные = 7.5 раз х 3000 руб. = 22 500 рублей.
Ремонтный фонд – сюда входит ремонт и замена расходников. 30 000 рублей на 10 000 км.
Пример: 150000: 10000 х 30000 = 450 000 руб.
Амортизация – износ основных средств. Износ тягача и полуприцепа.
1: 60 месяцев х 100% = 1.67% - месячная норма амортизации. (60 месяцев это срок полезного использования транспортного средства, Вы можете поставить свой срок.).
(3 600 000 цена сцепки х 1.67: 100) ежемесячные отчисления х 12 = 721440 руб. в год.
Итого: 20 рублей за 1 км.


Расход по работнику (водитель):
Зарплата 3 рубля/км.
Отчисления на зарплату 34 % = 3/100х34 = 1.02 руб/км.
Командировочные 370 рублей в сутки х 253 рабочих дня = 93610 рублей.
Итого: 4.64 рубля за 1 км.


Расход на связь/офис/другое:
Связь - (440 интернет + 1600 мобильные + 3600 факс, стационарный номер) расходы на связь за один месяц х 12 = 67680 рублей.
Офис – 6000 рублей за 1 месяц х 12 = 72 000 рублей
Другое – расходники (принтер, факс, тонер, страховка …), налоги, другие непредвиденные расходы.
Пример: 150 000 / 100 х 12 = 522 000 рублей в год.
Итого: 661680 рублей или 4.41 рубля за 1 км.

Практика?

Вот я тут вроде бы в теории для самых самых маленьких расписал. Но все же давайте подведем итоги наших небольших примеров.

Период: 1 год (253 рабочих дня)
Пробег: 150 000 км.
Валовый доход: 29 руб/км.
29 - Расход по транспорту: 20 руб/км. - Расход по работнику: 4.64 руб/км. - Расход на связь/офис/другое: 4.41 руб/км. = - 0.05 руб/км .

Минус 5 копеек за каждый километр. За год работы мы в минусе 7500 рублей. Не ожидали? А так часто бывает! Сколько я встречал на своем жизненном пути таких горе-перевозчиков. Поэтому очень важно правильно уметь рассчитывать стоимость перевозки. Что бы в конце не получить отрицательный баланс. Конечно, многие скажут, что в примере завышены цифры с амортизацией и вообще транспорт только дорожает. Но видимо Вы, не учитываете ежегодную инфляцию.


На самом деле это не вопрос. Ответ на него уже дан в этой статье. Все точные цифры можно получить только на практике, запуская машину в рейс, но если подумать и напрячь серое вещество можно легко спрогнозировать свои затраты на определенные маршруты. Подсчитайте себестоимость перевозки под свой транспорт и текущие цены на топливо, налоги, ремонт, другие расходники, аренду. Добавьте 30% рентабельности в год и Вы получите оптимальную стоимость оплаты за километр.


Совет(!) : необходимо рассчитывать стоимость услуг так, что бы на длинной дистанции быть в плюсе.

Например: Вам предложили поехать в Урюпинск за 1000 км. Ваш оптимальный валовый доход 35 руб/км. И кажется что все просто, 1000 х 35 = наша стоимость перевозки. Но нет. Это только так может считать житель Урюпинска, который уже бабла заработал и домой возвращается и денег лишь бы на топливо и к дочке на день рождение успеть да цветы купить. Да и то, он себе цену знает и поедет намного дороже.

Ну и как тут быть? За сколько поехать? А вот тут и надо проявить дальновидность. Оцените близ лежащие крупные города и ставки домой. Рассчитайте круг по своему валу. И объявите стоимость заказчику. Ну не дармовозы мы! И он Вас поймет. Конечно бывают крупные заказчики. Которым надо сделать скидку в таких направлениях, что бы выиграть потом в других. Но это уже другая история.

"Транспортные услуги: бухгалтерский учет и налогообложение", 2007, N 3

Калькуляции себестоимости продукции, работ, услуг в бухгалтерской периодике уделяется мало внимания в силу того, что этот отраслевой вопрос каждым предприятием решается самостоятельно. Себестоимость работ и услуг является исходной базой для ценообразования и планируемой доходности, контроля хозяйственных операций, оценки эффективности использования материальных, энергетических, трудовых и финансовых ресурсов. При расчете себестоимости не нужно изобретать что-то новое, можно воспользоваться Инструкцией по составу, учету и калькулированию затрат, включаемых в себестоимость перевозок (далее - Инструкция по калькулированию себестоимости) <1>. Несмотря на то что она утверждена до реформирования бухгалтерского учета, транспортные предприятия могут использовать ее, если учтут рекомендации более современной Инструкции по учету доходов и расходов на автомобильном транспорте (далее - Инструкция по учету доходов и расходов) <2>.

<1> Инструкция по составу, учету и калькулированию затрат, включаемых в себестоимость перевозок (работ, услуг) предприятий автомобильного транспорта, утв. Минтрансом России 29.08.1995.
<2> Инструкция по учету доходов и расходов по обычным видам деятельности на автомобильном транспорте, утв. Приказом Минтранса России от 24.06.2003 N 153.

Как предприятию на практике руководствоваться положениями этих отраслевых документов, учитывая специфику оказываемых транспортных услуг? Какие затраты включаются в себестоимость перевозок и в каком порядке их сгруппировать? Какие счета бухгалтерского учета следует при этом применять перевозчику? Эти и другие вопросы калькуляции себестоимости перевозок предприятий автомобильного транспорта рассмотрены в статье.

Что такое себестоимость?

Себестоимость перевозок - стоимостная оценка затрат всех видов ресурсов, используемых для осуществления перевозок и других работ, услуг с применением автомобильного транспорта.

Объектами калькулирования себестоимости являются оказываемые транспортные услуги, которые подразделяются по видам перевозок:

  • грузовые;
  • пассажирские;
  • транспортно-экспедиционные операции;
  • прочие виды деятельности, с выделением транспортных услуг.

Между указанными объектами калькулирования распределяются текущие затраты трудовых и материальных ресурсов, затраты, связанные с необходимым кадровым обеспечением, обеспечением сохранности имущества, соблюдением необходимых требований по охране окружающей среды, выполнением обязательств перед банком по предоставленным кредитам, налоги и сборы. Это далеко не полный перечень расходов, которые упомянуты в Инструкции по калькулированию себестоимости. Рассмотрим основные расходы, формирующие себестоимость автомобильных перевозок.

Какие затраты учесть в себестоимости?

Транспортным организациям в стоимость автомобильных перевозок Инструкция по калькулированию себестоимости рекомендует включать:

  • затраты, непосредственно связанные с перевозкой грузов и пассажиров, выполнением других работ и услуг, связанных с использованием автомобильного транспорта, в том числе расходы по обеспечению требований качества транспортного обслуживания, амортизационные отчисления;
  • расходы на обкатку, освоение в эксплуатации и наладку новых транспортных средств (ТС) и иного оборудования;
  • затраты некапитального характера, связанные с совершенствованием процесса перевозок, подготовкой и освоением перевозок по новым маршрутам, в том числе затраты по дооборудованию (переоборудованию) ТС и тары для грузов;
  • затраты по обслуживанию перевозочного процесса: обеспечение ГСМ, электроэнергией, инструментом и другими средствами труда, поддержание ТС и иных объектов ОС в рабочем состоянии (диагностика, текущий и капитальный ремонт, техосмотр и т.п.), содержание помещений;
  • затраты по обеспечению нормальных условий труда, безопасности дорожного движения, в том числе расходы на проведение предрейсовых медосмотров и инструктажей;
  • платежи за предельно допустимые выбросы загрязняющих веществ в природную среду;
  • управленческие затраты по оказанию транспортных услуг: содержание АУП, оплата консультационных, информационных, аудиторских услуг, содержание и обслуживание технических средств управления, представительские расходы;
  • расходы, связанные с подготовкой и переподготовкой кадров и набором персонала;
  • дополнительные затраты, связанные с осуществлением работ вахтовым методом (например, доставка водителей до места работы);
  • предусмотренные трудовым законодательством выплаты за неотработанное время (отпускные, оплата времени прохождения медосмотров, выполнения государственных обязанностей);
  • отчисления в фонды социального, обязательного медицинского страхования, пенсионный фонд;
  • затраты на оплату процентов по полученным банковским кредитам, бюджетным ссудам, за отсрочку оплаты поставщикам материальных ценностей и исполнителям работ, услуг;
  • расходы, связанные с оплатой услуг транспортно-экспедиционных и посреднических организаций, рекламные затраты;
  • арендные платежи за пользование земельными участками, зданиями, сооружениями, стоянками ТС, погрузочно-разгрузочными площадками;
  • командировочные расходы и затраты, связанные со служебными поездками водителей;
  • таможенные сборы, затраты на проезд ТС по платным и временно закрытым дорогам.

К учитываемым в себестоимости затратам также следует отнести расходы по возмещению причиненного вреда работникам при исполнении ими трудовых обязанностей, потери от простоев по внутрипроизводственным причинам и недостачи материальных ценностей в процессе оказания услуг и на складах при отсутствии виновных лиц.

Перечисленные затраты являются текущими, но не следует забывать и о капитальных вложениях. Например , расходы капитального характера по вводу в эксплуатацию, освоению новых объектов ТС, шефмонтажу оборудования, созданию и совершенствованию систем и средств управления. Инструкция по калькуляции себестоимости исключает их из расчета себестоимости выполняемых работ и оказываемых услуг транспортной организацией. Однако в итоге капитальные вложения включаются в состав текущих расходов организации и формируют финансовый результат ее деятельности. Так, затраты на приобретение, модернизацию и реконструкцию ТС и объектов ОС признаются текущими расходами равномерно через амортизационные отчисления в течение срока полезного использования имущества.

Как систематизировать все перечисленные затраты при расчете себестоимости перевозок? Рассмотрим предлагаемую Инструкцией по калькуляции себестоимости классификацию затрат.

Группировка затрат по основным видам деятельности

  • по статьям и элементам затрат;
  • по видам перевозок: грузовым, пассажирским и др.;
  • по видам оплаты автотранспортных услуг: по часовому, грузовому (за тонну) тарифу и другим видам оплаты перевозок.

Сначала нужно сгруппировать затраты по элементам и статьям, что в дальнейшем позволит получить информацию о затратах по видам перевозок и в случае последующей детализации - по видам оплаты транспортных услуг.

По элементам

По данному признаку затраты группируются в целях выявления фактического использования материальных, трудовых финансовых ресурсов, определения потребности в них для осуществления перевозок и выполнения транспортно-экспедиционных услуг.

Затраты, включаемые в себестоимость автомобильных перевозок, группируются по элементам, содержащимся также в п. 8 ПБУ 10/99 <3>:

  • затраты на оплату труда;
  • материальные расходы (за вычетом стоимости возвратных отходов);
  • амортизация основных средств (фондов);
  • прочие затраты.
<3> Положение по бухгалтерскому учету "Расходы организации" ПБУ 10/99, утв. Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 33н.

Подробная расшифровка каждого элемента затрат приведена в п. п. 4.1 - 4.9 Инструкции по калькуляции себестоимости. Остановимся на последнем из них - прочих расходах, в отношении которых могут возникнуть вопросы. Исходя из специфики перевозочной деятельности, в прочих расходах выделяют ремонтный фонд, дорожные сборы и платежи за пересечение ККП, проезд по дорогам и дорожным сооружениям, таможенные и иные сборы, уплачиваемые перевозчиками. К прочим также относятся другие расходы, не вошедшие в состав материальных, "зарплатных" затрат и амортизационных отчислений. Например , затраты по страхованию имущества и гражданской ответственности владельцев ТС, на пожарную и сторожевую охрану, арендные платежи и другие вышеперечисленные затраты, учитываемые в себестоимости перевозок.

Заметим, сгруппированные по элементам затраты - базис для планирования и проведения экономического анализа, который позволяет оценить наибольший удельный вес каждого вида расходов.

По статьям затрат

Для определения фактической себестоимости перевозок сгруппировать затраты по элементам недостаточно, так как данное разделение расходов носит общий характер и не учитывает специфики оказания транспортных услуг. В учете и при калькулировании себестоимости перевозок выделенные по элементам расходы следует сгруппировать по статьям затрат.

Перечень таких статей устанавливается организацией самостоятельно (п. 8 ПБУ 10/99). При этом можно воспользоваться группировкой затрат, предложенной в п. 5.1 Инструкции по калькулированию себестоимости:

  • затраты, непосредственно связанные с перевозками;
  • общехозяйственные расходы.

Очевидно, что первая группа - прямые расходы, вторая - косвенные. Прямые расходы непосредственно включаются в стоимость соответствующих перевозок и оказываемых транспортных услуг, с которыми они связаны. Косвенные относятся к деятельности организации в целом и распределяются между осуществляемыми перевозками.

Прямые расходы, непосредственно связанные с конкретными видами перевозок и учитываемые в их себестоимости, включают:

  • заработную плату водителей автомобилей (грузовых, автобусов, легковых такси) и кондукторов автобусов;
  • затраты по транспортному обслуживанию (у перевозчиков);
  • отчисления на социальные нужды;
  • затраты на автомобильное топливо;
  • затраты на смазочные и прочие эксплуатационные материалы;
  • износ и ремонт автомобильной резины;
  • затраты на техобслуживание и ремонт ТС;
  • амортизацию подвижного состава.

Информация обо всех прямых затратах обобщается на счете 20 "Основное производство". К нему могут быть открыты субсчета или отдельная аналитика по видам осуществляемых перевозок и выполняемых работ, оказываемых транспортных услуг. Данный порядок детализации учета следует из п. 6.3 Инструкции по калькулированию себестоимости.

Нередко на крупных транспортных предприятиях используемые в перевозках ТС обслуживают вспомогательные цехи, проводящие текущий и капитальный ремонт. Учет затрат таких подразделений ведется на счете 23 "Вспомогательные производства", который в дальнейшем закрывается на счет 20 (при оказании услуг основному производству) или на счет 90 (при выполнении работ для сторонних заказчиков).

Косвенные затраты невозможно прямо включить в себестоимость определенного вида услуг, поэтому они распределяются косвенным путем, то есть пропорционально выбранному организацией методу. Например , пропорционально прямым затратам, формирующим себестоимость услуг, или сумме оплаты труда сотрудников, включаемым в затраты по соответствующему объекту учета, или другим способом, закрепленным в учетной политике предприятия. Инструкция по калькулированию себестоимости предусматривает два метода распределения косвенных расходов - основной и "запасной", который применяется при отсутствии детального учета по статьям затрат. Первый заключается в распределении косвенных расходов пропорционально суммам прямых затрат, приходящихся на виды перевозок и иные виды деятельности компании, второй - пропорционально сумме заработной платы производственных рабочих и персонала. Какие косвенные затраты нужно делить, применяя предложенные способы? Среди общехозяйственных (накладных) расходов в Инструкции по калькулированию себестоимости выделены:

  • затраты на содержание административно-управленческого персонала;
  • общепроизводственные затраты;
  • сборы и отчисления;
  • непроизводственные затраты.

Управленческие затраты включают заработную плату АУП с отчислениями, расходы на служебные разъезды и командировки, связь, содержание, ремонт и охрану административных зданий, приобретение канцелярских принадлежностей, инвентаря и оргтехники, для учета которых предназначен счет 26 "Общехозяйственные расходы". Они распределяются между видами осуществляемых перевозок и иными выполняемыми работами, оказываемыми услугами.

Следующие в списке косвенных расходов - общепроизводственные. К ним относятся заработная плата кассиров, контролеров, водителей используемых по хозяйственным нуждам предприятия автомобилей, отчисления в фонды, расходы на ремонт оборудования, по охране труда и технике безопасности, на рекламу, уплату процентов по банковским кредитам, оплату консультационных, информационных и аудиторских услуг, арендную плату, затраты на оперативно-диспетчерскую связь. Информация о данных затратах может обобщаться на счете 25 "Общепроизводственные расходы". Инструкция по калькулированию себестоимости предписывает их распределять только между грузовыми и пассажирскими перевозками пропорционально суммам прямых затрат. В аналогичном порядке распределяются сборы и отчисления, а также непроизводственные затраты.

К первым относятся платежи по страхованию имущества, грузов и пассажиров в пути, оплата техосмотров, номерных знаков, плата за проезд по дорогам, таможенные и местные сборы. Чтобы не усложнять учет, данные расходы можно отражать на счете 25, а в дальнейшем распределять на счета основных, вспомогательных подразделений (Дебет 20, 23 Кредит 25).

Нельзя назвать урегулированным вопрос об учете следующего вида косвенных расходов - непроизводственных затрат, включаемых в расчет себестоимости перевозок. К ним относятся оплата простоев работников в силу отсутствия топлива, запасных частей, недостача материальных ценностей в пределах норм естественной убыли, возмещение ущерба в случае причиненного работнику увечья или травмы. Само определение "непроизводственные" говорит о том, что методологически некорректно учитывать данные расходы на счетах производственных затрат. Поэтому для их учета может быть использован счет не 25, а 26, предназначенный для обобщения информации о расходах, не связанных непосредственно с производственным процессом. В учете организации следует выделить отдельно указанные непроизводственные и управленческие расходы. Первые в любом случае следует распределить между видами перевозок, а вторые - либо закрыть на счета соответствующих производственных затрат, либо поделить, либо списать сразу на счет 90 "Продажи" как условно-постоянные расходы. Заметим, Инструкция по калькулированию себестоимости рекомендует распределять между видами перевозок все косвенные расходы, в том числе связанные с управлением транспортной организацией.

В итоге общая величина затрат по видам перевозок определяется суммированием прямых и относимых на них косвенных расходов. Проанализировав финансовый результат по каждому виду оказываемых услуг, можно определить, какой доход получен и насколько выгодно осуществлять те или иные перевозки. При этом все методы учета и распределения затрат применяются транспортной компанией без изменения в течение года как элементы принятой учетной политики.

Рассчитывая себестоимость транспортных услуг, следует уделить внимание не только составу затрат и группировке по объектам калькулирования, но и моменту их признания в учете. Здесь нужно воспользоваться другим отраслевым документом - Инструкцией по учету доходов и расходов.

Порядок признания расходов

Условия, выполнение которых необходимо для признания расходов в учете, одинаковы как в ПБУ 10/99, так и в транспортной Инструкции по учету доходов и расходов:

  • расход производится в соответствии с договором, требованием законодательства, обычаями делового оборота;
  • сумма расхода может быть определена;
  • имеется уверенность в том, что уменьшатся экономические выгоды организации.

Большинство затрат транспортной организации соответствует этим условиям и признается независимо от намерения получить выручку и формы осуществления расхода (денежная, натуральная или иная оплата).

В общем случае доходы и расходы учитываются методом начисления, то есть в том периоде, в котором они имели место. Инструкция по учету доходов и расходов, так же как ПБУ 10/99, допускает использование кассового метода в разрешенных случаях. Один из них предоставляется малым предприятиям, которым разрешено признавать доходы и расходы после поступления денежных средств и погашения задолженности соответственно (п. 20 Типовых рекомендаций субъектам малого предпринимательства <4>).

Из представленных двух вариантов признания доходов и расходов при расчете себестоимости перевозок отраслевой документ отдает предпочтение более традиционному методу начисления (п. 6.2 Инструкции по калькулированию себестоимости). Он позволяет своевременно, полно и достоверно отразить расходы на перевозки и другие работы (услуги), выполняемые автотранспортными предприятиями.

Заметим, если организацию не устраивает порядок расчета стоимости перевозок, предложенный Инструкцией по калькулированию себестоимости, она может внести в него изменения или дополнения, а также разработать свой расчет себестоимости перевозок. В отраслевом документе закреплено право компании вести учет по видам перевозок исходя из принятой учетной политики. Но, по мнению автора, в этом нет необходимости, ведь предложенная Инструкцией по калькулированию себестоимости методика несложна и легкоприменима на практике.

Пример. ООО "Автодоставка" осуществляет грузо- и пассажирские перевозки, а также оказывает услуги по ремонту и обслуживанию ТС. Прямые расходы по грузовым перевозкам составили 450 000 руб., по пассажирским - 700 000 руб., по ремонту и обслуживанию ТС сторонних заказчиков - 300 000 руб. Расходы вспомогательного подразделения по обслуживанию и ремонту собственных ТС равны 50 000 и 100 000 руб. в части грузового и пассажирского транспорта соответственно. Общепроизводственные затраты предприятия составили 150 000 руб., управленческие - 200 000 руб. В учетной политике прописано, что косвенные расходы распределяются между видами перевозок пропорционально прямым затратам.

Для учета затрат, формирующих себестоимость грузо- и пассажирских перевозок, воспользуемся субсчетами 20-1 и 20-2 соответственно. Для учета расходов вспомогательного подразделения по ремонту и обслуживанию ТС, которое в том числе оказывает услуги сторонним заказчикам, - счетом 23.

Прямые расходы, включаемые в себестоимость грузоперевозок (с учетом ремонтных работ и обслуживания собственных ТС), составят 500 000 руб. (450 000 + 50 000), а включенные в себестоимость перевозок пассажиров - 800 000 руб. (700 000 + 100 000).

Общепроизводственные затраты распределим только между видами перевозок. Коэффициент распределения таких расходов составит:

  • 38,5% (500 000 руб. / (500 000 + 800 000) руб.);
  • 61,5% (800 000 руб. / (500 000 + 800 000) руб.).

Распределим общепроизводственные расходы. Из общей суммы 150 000 руб. в себестоимости грузоперевозок будет учтено 57 750 руб. (150 000 руб. x 38,5%), а в себестоимости пассажирских перевозок - 92 250 руб. (150 000 руб. x 61,5%).

Управленческие затраты распределим между видами перевозок и оказанием услуг по ремонту и обслуживанию ТС. Коэффициент распределения таких расходов составит:

  • 31,3% (500 000 руб. / (500 000 + 800 000 + 300 000) руб.) - в части грузоперевозок;
  • 50,0% (800 000 руб. / (500 000 + 800 000 + 300 000) руб.) - в части пассажирских перевозок;
  • 18,7% (300 000 руб. / (500 000 + 800 000 + 300 000) руб.) - в части ремонта и обслуживания ТС.

Распределим управленческие расходы. Из общей суммы 200 000 руб. в себестоимости грузоперевозок будет учтено 62 600 руб. (200 000 x 31,3%), в себестоимости пассажирских перевозок - 100 000 руб. (200 000 руб. x 50%), в себестоимости ремонта и обслуживания ТС сторонних заказчиков - 37 400 руб. (200 000 руб. x 18,7%).

В бухгалтерском учете ООО "Автодоставка" будут сделаны следующие проводки:

Содержание операции Дебет Кредит Сумма,
руб.
Отражены расходы
Включены в себестоимость грузоперевозок
прямые затраты
20-1 10, 70,
69
450 000
Включены в себестоимость пассажирских
перевозок прямые затраты
20-2 10, 70,
69
700 000
Отражены расходы вспомогательного
подразделения по ремонту и обслуживанию ТС
((50 000 + 100 000 + 300 000) руб.)
23 10, 70,
69
450 000

грузоперевозках
20-1 23 50 000
Списаны расходы вспомогательного
производства в части ТС, используемых в
пассажирских перевозках
20-2 23 100 000
Отражены общепроизводственные затраты 25 60, 70,
69
150 000
Отражены управленческие расходы 26 60, 70,
69
200 000
Распределены расходы

грузоперевозок ((57 750 + 62 600) руб.)
20-1 25, 26 120 350
Общепроизводственные и управленческие
расходы включены в себестоимость
пассажирских перевозок
((92 250 + 100 000) руб.)
20-2 25, 26 192 250
Управленческие расходы учтены в
себестоимости ремонта и обслуживания ТС
сторонних заказчиков
23 26 37 400
Сформирована себестоимость перевозок и услуг
Списана себестоимость грузоперевозок
((450 000 + 50 000 + 120 350) руб.)
90-2 20-1 620 350
Списана себестоимость пассажирских перевозок
((700 000 + 100 000 + 192 250) руб.)
90-2 20-2 992 250
Списана себестоимость ремонта и обслуживания
ТС ((300 000 + 37 400) руб.)
90-2 23 337 400

И в заключение уделим внимание расходам, которые не участвуют в расчете себестоимости выполняемых работ (оказываемых услуг), но тем не менее учитываются при формировании финансового результата деятельности транспортного предприятия.

Возможны прочие расходы

В числе прочих расходов организация может учитывать затраты, которые п. 2.32 Инструкции по калькулированию себестоимости рекомендует исключить из расчета себестоимости. Среди них:

  • затраты, не связанные непосредственно с участием работников в производственном процессе;
  • затраты на выполнение работ по строительству, оборудованию и содержанию культурно-бытовых и других непроизводственных объектов, находящихся на балансе предприятия, а также работ, выполняемых в порядке оказания помощи и участия в деятельности других организаций.

В Инструкции по учету доходов и расходов приведен более обширный перечень прочих расходов. Отдельные из них - непроизводственного характера и не включаются в фактическую себестоимость перевозок и оказываемых транспортных услуг. Например , штрафы и пени за нарушение условий договоров, суммы дебиторской задолженности, по которой истек срок исковой давности, возмещение причиненных организацией убытков, перечисление средств, связанных с благотворительной деятельностью, затраты на организацию отдыха и развлечений и другие.

В то же время в Инструкции по учету доходов и расходов перечислены в составе прочих расходы, которые нормируются законодательством: платежи за сверхнормативные выбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, компенсация за использование личного транспорта сверх установленных Правительством РФ норм, топливные, представительские и ряд других. Часть из этих расходов поименована в Инструкции по калькуляции себестоимости и учитывается в сумме составляющих перевозки затрат без ограничений. В такой ситуации бухгалтер может руководствоваться данной отраслевой Инструкцией, учитывая при расчете фактической себестоимости все поименованные в ней расходы в полной сумме. Для расчета плановой себестоимости перевозок можно учесть ограничения, установленные Инструкцией по учету доходов и расходов.

В.А.Петров

Эксперт журнала

"Транспортные услуги:

бухгалтерский учет

и налогообложение"

Не проще простого
Правовые аспекты международных перевозок

Существенное значение в формировании общественных издержек производства играют транспортные издержки. Снижение транспортных издержек – большая государственная задача. Путь к ее решению – рациональное размещение производительных сил, разработка оптимальных схем грузопотоков, исключение встречных перевозок. Объем работы транспорта зависит от выпуска продукции грузообразующих отраслей народного хозяйства. Развитие транспорта оказывает значительное влияние на уровень расширенного воспроизводства и на распределение производительных сил страны. От выбранного вида транспорта для перевозок грузов зависит скорость их доставки, размер издержек, снижение новой стоимости продукта.

Транспортные затраты являются четвертой по величине составляющей стоимости продукции производства (сырье, топливо, заработная плата). На их долю приходится до 15% стоимости продукции у потребителя. Большую роль играет координация работы всех видов транспорта.

Более высокими темпами из всех видов транспорта развивается автомобильный, это неизбежно вызывает и рост транспортных затрат. В связи с особенностями развития и эксплуатации автомобильного транспорта себестоимость единицы транспортной работы на автомобильном транспорте в 20 раз выше, чем на железнодорожном и речном, в 25 раз выше, чем на морском. Этим объясняется и то, что в настоящее время затраты, связанные с автомобильными перевозками в стране, составляет около 65% затрат по всем видам транспорта, в том числе по расходу топлива около 90% и по трудовым ресурсам более 60%. Автомобильный транспорт несет большие затраты, сокращение которых значительно снизит себестоимость перевозок и стоимость общественного продукта.

Себестоимость продукции является частью её стоимости. Между ними имеется количественное и качественное различие. Количественное раз­личие состоит в том, что накопления, создаваемые на предприятии, не включаются в себестоимость продукции, за исключением отчислений на специальное страхование. Качественное отличие состоит в различии между затратами потребленных средств производства и их денежным выражением, зависящее от цен, установленных на средства производства. Кроме того себестоимость продукции включает некоторые элементы издержек обращения, связанных с реализацией продукции, а также непроизводительные расходы и потери (штрафы, пени, неустойки, недостача и порча продукции), которые не уплачивают стоимости продукции.

Себестоимость продукции является нижним пределом ее цены. Осуществляя мероприятия по снижению себестоимости сокращаются не только индивидуальные, но и общественно необходимые затраты на производство про­дукции. Себестоимость продукции находится в тесной взаимосвязи с та­ким важным показателем деятельности предприятия как прибыль. Поэтому вопросы мобилизации внутренних резервов, снижения трудовых, ма­териальных и финансовых затрат на автомобильном транспорте стоят особо остро.


В себестоимость включается перенесение на транспортную про­дукцию затраты прошлого года (амортизация основных фондов, стои­мость материалов, запасных частей и других материальных ресурсов) и расходы на оплату вновь затраченного труда работников в виде отчислений на социальное страхование.

На автомобильном транспорте различают себестоимость по видам перевозок и видам деятельности: себестоимость грузовых, автобусных, таксомоторных перевозок, экспедирования, погрузочно-разгрузочных работ.

Денежная форма позволяет выразить в себестоимости продукции, как в обобществленном показателе, различные по своей натуральном форме издержки предприятия. Следует различать среднеотраслевую и индивидуальную себестоимость. В первом случае себестоимость отражает часть общественно необходимых затрат, то есть служит денежным выражением части общественной стоимости. Во втором случае она выражает соответствующую часть индивидуальной стоимости продукции данного предприятия.

Себестоимость продукции предприятия определяется индивидуальными затратами труда в условиях достигнутого на данном предприятии уровня техники и организации производства, в то время как стоимость определяется затратами общественно необходимого труда, т.е. среднеотраслевой себестоимостью.

В себестоимости транспортной продукции как части общественной стоимости на перевозки по аналогии с другими отраслями сферы материального производства выделяют две основные части – стоимость потребленных средств производства и часть вновь созданной стоимости, возмещаемой работниками транспорта в виде заработной платы.

Специфика транспортной продукции обуславливает некоторые особенности расчета себестоимости по сравнению с себестоимостью промышленной продукции. На транспорте отсутствуют затраты на сырье в составе общих затрат. На автомобильном транспорте, как и на других видах транспорта, при определении себестоимости перевозок учитываются только расходы, связанные с перемещением грузов или пассажиров (эксплутационные расходы). Затраты на погрузо-разгрузочные работы, расходы на ремонт и содержание дорог, организацию и обеспечение безопасности движения на них в себестоимости автомобильных перевозок не находят отражения.

Себестоимость выполняет роль важнейшего качественного показателя работы. Таким образом показатель себестоимости продукции в значительной мере выражает результаты всей производственно-хозяйственной деятельности коллектива, образует основу цены любого вида товара, служит одним из основных элементов, определяющих величину прибыли и уровень рентабельности производства – важнейших показателей, по которым сейчас производится оценка деятельности предприятия.

На самом деле это не сложно. И делать это надо обязательно. Денежки счет любят. Представьте себе перевозчика, который не в состоянии оценить плохой был для него год или хороший. Или экспедитора, который только по взмаху каких-нибудь палочек определяет стоимость перевозки. Вроде абсурд, но на практике такие люди встречаются и это не редкость. Мы такими быть не хотим и будем учиться считать нашу прибыль. Мы будем лучшие!

Наша задача:

  • научиться оценивать маршруты
  • научиться рассчитывать себестоимость грузоперевозок
  • подводить итоги работы за определенный период
  • рассчитать стоимость перевозки из пункта А в пункт Б
  • стать круче и повысить свой профессиональный навык

Теория

В теории я напишу пункты, которые попадают в расчет на больших расстояниях. Например, при оценке стоимости конкретного заказа на цену может повлиять скорость выгрузки или способ оплаты. А мы напишем только основу основ всех подсчетов. А дальше каждый для себя сам посчитает и найдет свои подходящие пункты, необходимы для более точных данных.

Основные (стандартные):
Период – Определенный промежуток времени, за который мы делаем расчет.
Пример: период 1 год. (253 рабочих дня)
Пробег — Общий (холостой пробег включен) средний пробег автотранспорта (1 единица) за период. Кто за какой период делает расчет.
Пример: пробег 150 000 км (Это средний пробег одной единицы транспорта за период).
Валовый доход — заработок за пробег (без учета расходов). Для наглядности выражают валовый доход за 1 км.
Пример: валовый доход 29 рублей за 1 км. (Это заработок за 1 км. пробега, без вычета расходов).

Расход по транспорту:
ДТ (топливо) – Затраты на дизельное топливо за пробег.
Пример: 35 литров на 100 км. 150 000 / 100 х 35 х 31 руб за литр= 1 627 500 рублей.
Резина – средства которые заменят износ резины (При подсчете не забывайте о резине которую скоро надо менять, но время еще не пришло. Ведь она тоже получила износ. Просто ее износ еще не достиг 100%).
Пример: резина 10 шт. х 11 000 рублей = 110 000 рублей. (Это затраты на резину за указанный пробег).
Замена масла – денежки, которые мы отдали на замену масла. (При подсчете помните что в расчет должны входить все затраты на масло, обратите внимание на пример)
Пример: 7.5 раз х (200 руб. х 40 л.) = 60 000 рублей (затраты на замену масла за пробег).
Фильтра топливные = 15 раз х 1000 руб. = 15 000 рублей.
Фильтра масляные = 7.5 раз х 3000 руб. = 22 500 рублей.
Ремонтный фонд – сюда входит ремонт и замена расходников. 30 000 рублей на 10 000 км.
Пример: 150000: 10000 х 30000 = 450 000 руб.
Амортизация – износ основных средств. Износ тягача и полуприцепа.
1: 60 месяцев х 100% = 1.67% — месячная норма амортизации. (60 месяцев это срок полезного использования транспортного средства, Вы можете поставить свой срок.).
(3 600 000 цена сцепки х 1.67: 100) ежемесячные отчисления х 12 = 721440 руб. в год.
Итого: 20 рублей за 1 км.

Расход по работнику (водитель):
Зарплата 3 рубля/км.
Отчисления на зарплату 34 % = 3/100х34 = 1.02 руб/км.
Командировочные 370 рублей в сутки х 253 рабочих дня = 93610 рублей.
Итого: 4.64 рубля за 1 км.

Расход на связь/офис/другое:
Связь — (440 интернет + 1600 мобильные + 3600 факс, стационарный номер) расходы на связь за один месяц х 12 = 67680 рублей.
Офис – 6000 рублей за 1 месяц х 12 = 72 000 рублей
Другое – расходники (принтер, факс, тонер, страховка …), налоги, другие непредвиденные расходы.
Пример: 150 000 / 100 х 12 = 522 000 рублей в год.
Итого: 661680 рублей или 4.41 рубля за 1 км.

Практика?

Вот я тут вроде бы в теории для самых самых маленьких расписал. Но все же давайте подведем итоги наших небольших примеров.

Период: 1 год (253 рабочих дня)
Пробег: 150 000 км.
Валовый доход: 29 руб/км.
29 — Расход по транспорту: 20 руб/км. — Расход по работнику: 4.64 руб/км. — Расход на связь/офис/другое: 4.41 руб/км. = — 0.05 руб/км .

Минус 5 копеек за каждый километр. За год работы мы в минусе 7500 рублей. Не ожидали? А так часто бывает! Сколько я встречал на своем жизненном пути таких горе-перевозчиков. Поэтому очень важно правильно уметь рассчитывать стоимость перевозки. Что бы в конце не получить отрицательный баланс. Конечно, многие скажут, что в примере завышены цифры с амортизацией и вообще транспорт только дорожает. Но видимо Вы, не учитываете ежегодную инфляцию.

На самом деле это не вопрос. Ответ на него уже дан в этой статье. Все точные цифры можно получить только на практике, запуская машину в рейс, но если подумать и напрячь серое вещество можно легко спрогнозировать свои затраты на определенные маршруты. Подсчитайте себестоимость перевозки под свой транспорт и текущие цены на топливо, налоги, ремонт, другие расходники, аренду. Добавьте 30% рентабельности в год и Вы получите оптимальную стоимость оплаты за километр.

Совет(!) : необходимо рассчитывать стоимость услуг так, что бы на длинной дистанции быть в плюсе.

Например: Вам предложили поехать в Урюпинск за 1000 км. Ваш оптимальный валовый доход 35 руб/км. И кажется что все просто, 1000 х 35 = наша стоимость перевозки. Но нет. Это только так может считать житель Урюпинска, который уже бабла заработал и домой возвращается и денег лишь бы на топливо и к дочке на день рождение успеть да цветы купить. Да и то, он себе цену знает и поедет намного дороже.

Ну и как тут быть? За сколько поехать? А вот тут и надо проявить дальновидность. Оцените близ лежащие крупные города и ставки домой. Рассчитайте круг по своему валу. И объявите стоимость заказчику. Ну не дармовозы мы! И он Вас поймет. Конечно бывают крупные заказчики. Которым надо сделать скидку в таких направлениях, что бы выиграть потом в других. Но это уже другая история.

Не ну реально же все уже написано. Вы че еще не научились? Бегом в комментарии и пишем вопросы и спасибо.