Инвестирование

Как зарождается любовь к чтению. Как привить ребенку любовь к чтению? Советы специалистов и хитрости библиотекарей

Даже в читающей семье ребёнок может быть равнодушен к книгам. Психологи винят клиповое мышление - гаджеты, видеоролики, чаты, а учителя бьют тревогу, ведь чтение литературных произведений не только развивает речь и улучшает грамотность. Чтение художественной литературы - это часть жизни образованного человека. Так можно ли подрастающему поколению привить любовь к чтению?

Учитель русского языка и литературы, читатель детских книг Ольга Гвинджилия считает, что да. Что можно посоветовать родителям, которые мечтают приобщить ребёнка к книге?

  1. Читайте даже тогда, когда ребёнок ещё не знает букв . Словарный запас начинает формироваться с 10 месяцев, с двух лет дети воспринимают фразы как повествование, а с трёх сами становятся собеседниками. При этом родители часто не читают малышам. «Что толку? Всё равно маленькие не слушают книги!» - говорят они. Но это не совсем так. Дело в том, что фаза активного внимания ребёнка до полутора лет составляет всего порядка четырёх минут, и только к трём годам увеличивается до 20. Но даже в эти мизерные временные отрезки необходимо читать ребёнку, хотя бы короткие стихи и сказки. Так вы посеете в дошколятах семя любви к книгам.
  2. Покажите, как важно уметь читать в реальной жизни . Когда малыш освоил буквы, нужно продемонстрировать ему, что чтение - это увлекательно и полезно. Назидания бессмысленны: читай и вырастишь умным. Превращайте чтение в игру! Например, дайте ребёнку самостоятельно прочитать меню в кафе («Найди, есть ли здесь твой любимый шоколадный кекс») или вывески на домах («Мы придём, когда будем на улице Пушкина»).
  3. Предоставьте детям свободу выбора . Вообразите: мама купила ребёнку новенькую красивую книгу, а он несёт ей зачитанную до дыр «Муху-Цокотуху». Что будет правильным: спрятать уже порядком надоевшую взрослому старую книгу и настоять, чтобы ребёнок посмотрел новую? А может быть снова (пусть и в сто первый раз) прочитать то, что так нравится ребёнку? Вероятно, второе. Страсть к многократному перечитыванию естественна для детей, и обычно к 8 годам проходит сама собой. Если вы возьмёте на себя роль цензора и будете строго фильтровать, что читать, а что не читать ребёнку, вряд ли он вообще будет это делать. Даже когда в подростковом возрасте ребёнок станет зачитываться историями про инопланетян, старайтесь спокойно относиться к его текущим литературным пристрастиям. Ведь в конечном итоге любая книга полезна. Вкусы со временем изменятся, а любовь к чтению останется.
  4. Формируйте читательские привычки . У многих людей есть триггеры, благодаря которым они получают двойное удовольствие от чтения. Кто-то любит проводить пальцами по каждой новой странице, потому что так делала мама, а кто-то не мыслит знакомство с произведением без стакана молока, как в детстве. Помогите ребёнку сформировать свои собственные ритуалы. Например, попробуйте почитать с ним в ванной или возьмите за правило обсуждать каждую прочитанную книгу. Последнее, возможно, подтолкнёт его в будущем искать читающих друзей.
  5. Подавайте личный пример . Чем чаще ребёнок будет видеть вас за чтением, тем охотнее сам будет брать в руки книги. В нечитающих семьях дети очень быстро понимают: «Мама и папа не читают, и у них всё хорошо, зачем мне читать?» или «Маме с папой некогда читать, я тоже хожу в школу и на секцию, значит, мне тоже некогда, можно не читать». Ребёнок должен видеть пример - держите книгу в руках хотя бы 15 минут в день.

Ещё больше практических рекомендаций Ольги Гвинджилии вы получите на курсе Фоксфорда « ». На нём Ольга Витальевна, педагог с 30-летним стажем, будет говорить о том, как сегодня изменился круг детского чтения, что лучше читать детям и с детьми.

Вы узнаете, как связаны возраст ребёнка и круг чтения, как подбирать книги, почему нужно обязательно читать стихи, зачем читать вслух и многое другое.

Повезло тем родителям, чей малыш с детства обожает читать книги. В современном мире такие детишки встречаются все реже, ведь абсолютно большинство ребят все свободное время посвящают телевизору, интернету и компьютерным играм, чем очень расстраивают своих пап и мам.

Взрослые не понаслышке знают, что книга – это ценный источник знаний. Взрослым она помогает с пользой и интересом скоротать свой досуг, а для детишек книга и вовсе незаменима. Только задумайтесь, чтение в детском возрасте:

  • развивает интеллект, мышление и фантазию ребенка, расширяет его кругозор;
  • развивает речь малыша, знакомит его с новыми словами и учит понимать их значение (расширяет словарный запас);
  • учит детишек таким важным социальным чувствам, как сопереживание и сострадание, забота, ответственность и готовность прийти на помощь.

Зная об этом, родители всеми силами стараются привить своим малышам любовь к литературе. Вот только принуждать ребенка к чтению совершенно бесполезно, уверяют психологи. Таким подходом можно лишь окончательно отбить у крохи желание читать книги. В данной статье мы собрали несколько полезных советов от педагогов и опытных родителей, которые помогут вам привить своим дочуркам и сыночкам любовь к книгам.

8 уловок, прививающих детишкам любовь к чтению

1. Читайте сами

Прежде всего, помните, что ребенок учится на примере своих родителей, а потому, если вы мечтаете привить крохе любовь к чтению, нужно читать самим. Если родители с удовольствием читают книги, собирают дома библиотеку, ребенок вырастает с такими же интересами, и с большой долей вероятности будет читать сам.

Кроме того, на заметку можно взять такую уловку: если вы ходите пробудить у малыша интерес к книгам, читайте не только серьезную литературу, но и детские книжки, повести и рассказы. А общаясь с крохой, периодически делитесь с ним впечатлением о том, что начали читать новую интересную сказку и с нетерпением ждете, когда появится возможность прочесть ее до конца. Захваченный интересным сюжетом, малыш сам потянется к книжке и прочитает сказку до конца. Может оказаться, что именно такой подход откроет ребенку удивительный мир литературы.

2. Читайте ребенку с самого детства

Чтобы с ранних лет развивать кругозор малыша и знакомить его с этим сказочным миром, родители должны читать малышу книжки. Прежде всего, укладывая кроху спать, стоит читать ему книжки, плавным, размеренным голосом, чтобы малыш прислушивался к интонациям. Так ему будет проще усваивать информацию.

Когда ребенок подрастет, книжки могут стать ему первыми игрушками. Играть с книжкой можно дома, можно брать ее на прогулку или коротать с ней время в длинной очереди. Как это сделать? Да очень просто! Возьмите в руки книгу сказок, в которой практически одни картинки. Полистайте их, показывая крохе сказочных героев. Назовите их, обсудите их характеры, действия, одежду. Малыши как губка впитывают интересную для них информацию, и вскоре ребенок без труда будет называть полюбившихся ему героев, и сам будет тянуться к книжке, чтобы вместе с папой или мамой погрузиться в этот сказочный мир. Со временем можно будет переходить к стишкам, потешкам и рассказам, которые ребенок пожелает прочесть и сам.

3. Не заставляйте ребенка читать с ранних лет

Многие взрослые уверены, что умение читать в юном возрасте говорит об интеллектуальных способностях малыша. Но ведь это не так! Все детишки разные и у каждого из них свой собственный ритм. Одни уже в два годика складывают буквы в слова, а то и вовсе читают сказки, тогда как другие к окончанию детского сада только учатся читать по слогам.

Именно поэтому в деле прививания ребенку любви к литературе не стоит проявлять родительские амбиции и безграничное тщеславие. Заставляя и принуждая ребенка читать, крича на него и оказывая давление, родители лишь оттолкнут его от этого занятия. Помните, цель родителей должна состоять не в том, чтобы как можно быстрее научить кроху читать и с гордостью продемонстрировать это окружающим. Главная цель – научить малыша получать удовольствие от чтения, показать, какой чудесный и волшебный мир открывается за обычными бумажными страницами.

4. Уважайте интересы ребенка

Важным моментом в прививании ребенку любви к книге является уважение его интересов. Прежде всего, нужно интересоваться, о чем бы ему хотелось почитать, какие истории вызывают его интерес. Одним детишкам интересны короткие динамичные рассказы, другим длинные, чтобы можно было подольше оставаться с любимым героем. Одних увлекают приключения, а другим интересны рассказы о живой природе. И даже если ребенок тянется к комиксам, не спешите запрещать ему такую литературу. Важно, чтобы у него появился интерес к книгам, как к таковым. Чуть позже вы сможете увлечь его другими произведениями.

Кстати, не стоит удивляться, если малыш то и дело просит почитать ему одну и ту же сказку или тянется к книжке, которую читал уже не раз. Просто в психологическом плане она олицетворяет для него комфорт и, возможно, малыш отождествляет себя с героем этой книги. Это вполне нормальное явление, которого не стоит опасаться. Возможно, и у вас в детстве была любимая книжка, которую на ночь вы клали под подушку? Перечитайте ее и еще раз окунитесь в свое безмятежное детство.


5. Читайте книги вместе

Совместное чтение – еще один отличный способ заразить малыша литературой. Порой даже те детишки, которые уже умеют читать, просят родителей почитать им сказку или рассказ. Это даже на руку. Устройтесь удобнее и в обнимку с крохой прочтите ему увлекательную историю о приключениях очередного героя. По окончанию чтения обсудите прочитанное, а затем попробуйте сочинить, как могла бы развиваться судьба героя после окончания книги. Можно попросить ребенка поменять сюжет, включить в него других вымышленных персонажей и придумать свое окончание истории.

Сделайте прочтение книги увлекательной игрой. Как только вы начнете формировать у малыша творческое воображение, разыгравшаяся фантазия потянет его к новым придуманным сюжетам, а значит, и к новым книжкам. Заметив тягу дочки или сына к книжкам, не стоит останавливаться на достигнутом. Важно обсуждать с малышом сюжет и характеры персонажей, то, что ему нравится в книге. Благодаря этому ребенок скорее научится анализировать и рассуждать.

6. Знакомьте малыша с авторами произведений

Заметив, что малышу понравилось конкретное произведение или определенная книга, познакомьте его с человеком, который эту книгу написал. Прочтите ему биографию автора, расскажите парочку интересных историй, который происходили со знаменитым писателем, а главное, поведайте о других произведениях известного на весь мир сказочника. Малыш обязательно захочет познакомиться с другими его творениями.

Кстати, не секрет, что по многим произведениям классиков сняты киноленты, мультипликационные фильмы или поставлены театральные пьесы. Посетите с ребенком театр или устройтесь у экрана телевизора и познакомьте сына или дочку с одним из шедевров мировой культуры. Увидев экранизацию произведения любимого писателя, ребенок обязательно захочет прочесть написанную им историю на бумаге.

Вам повезло, если в семье растет так называемый «книжный» малыш, которого не нужно уговаривать прочитать пару страниц. Уже с раннего возраста его привлекает волшебный мир книг. Сначала ребенку нравятся яркие картинки, затем завораживают буквы, которые можно сложить в слова.

Но что делать с теми малышами, кого не интересуют книжки? Как привить крохе любовь к чтению? Если вы хотите, чтобы ваше чадо предпочло компьютеру или телевизору хорошую книгу, наша статья для вас.

Современные родители все чаще задумываются над тем, как заставить своих отпрысков читать книги, в то время как они заняты компьютерными играми или просмотром мультфильмов. Однако психологи уверены, что заставлять ребенка бесполезно, поскольку само это слово подразумевает что-то нехорошее и неинтересное.

Правильная постановка задачи – заинтересовать детей читать книжки.

В непростом деле воспитания читающего человека необходимо привить любовь к литературе еще в детстве, дать понять малышу, что чтение является чрезвычайно увлекательным и интересным процессом, приносящим немало удовольствия чтецам.

В чем польза книг для ребенка?

Прежде всего, поговорим, для чего вообще нужна детская литература, есть ли польза от книжек для маленького слушателя. Педагоги и психологи уверены, что книги:

  • развивают интеллект и расширяют детский кругозор. Малыши пока знают очень мало, а сказочные истории в мамином или бабушкином исполнении пополняют багаж знаний;
  • развивают речь, поскольку ребенку легче запоминать новые слова, понимать их значение;
  • учат детей таким необходимым социальным чувствам, как сострадание, умение сопереживать, готовности прийти на помощь (стихи А. Барто, русские народные сказки).

Кроме того, если вы превратите чтение в ежевечерний ритуал, то привнесете в жизнь детей определенную стабильность. Книголюбы вырастают в том случае, если дети с рождения слышат голоса родителей, читающих стихи или сказки.

Как привить детям любовь к книгам?

Мы собрали несколько полезных советов от специалистов и опытных родителей, которые обязательно помогут вам приучить вашего ребенка к чтению книжек.

  1. Самое главное и действенное правило – читайте сами. Если родители будут любить книги, собирать домашнюю библиотеку, читать с удовольствием, значит, малыш начнет вам подражать. Не стоит недооценивать значимость родительского примера.
  2. Постарайтесь познакомить кроху с литературой с раннего детства. Начинать можно с книг, состоящих почти целиком из картинок, с моющихся книжек для младенцев, затем переходите к простым стихотворениям, потешкам. Лишь после года необходимо открывать сказки.
  3. Грудничкам лучше читать плавным, размеренным голосом, так они проще воспринимают услышанное. Деткам постарше родители могут читать выразительно, «в лицах».
  4. Выбирайте подходящее время для чтения – ребенок должен быть спокойным, заинтересованным. Не стоит отвлекать его от игры и заставлять слушать, если он не хочет. Чтобы малыш захотел читать, старайтесь вызывать у него только положительные эмоции от книг.
  5. Не забывайте разговаривать с подросшим чадом о прочитанной литературе: интересуйтесь его мнением о сюжете и персонажах, спрашивайте, что ему больше всего понравилось. В этом случае ребенок скорее научится анализировать.
  6. Книга для вас важнее телевизора и компьютера? Тогда постарайтесь расставить приоритеты – ограничьте время пребывания за экраном. И все же без высоких технологий сейчас не обойтись. Русские сказки, произведения отечественных и зарубежных писателей все чаще можно найти в аудиоформате.
  7. Не забывайте рассказывать ребенку об авторах, чьи книги он слушает или читает. Возможно, он захочет прочитать и другие произведения полюбившегося сказочника. Еще один прекрасный способ – просмотр спектакля или фильма по понравившейся истории.
  8. Пробуйте растягивать удовольствие от произведения на несколько дней. Нетерпеливый малыш захочет узнать, что произойдет с любимым персонажем дальше. Однако не стоит сразу же удовлетворять детское любопытство. Ненавязчиво объясните, что когда он научится читать, то быстрее узнает о сюжетных перипетиях.
  9. Обязательно ходите с ребенком по книжным магазинам, чтобы он сам выбирал себе книги. Не огорчайтесь, если он поначалу станет выбирать комиксы, а не полезные, по вашему мнению, книги. Ваша задача на данном этапе – привить интерес к чтению, а потом можно будет понемногу заинтересовывать малыша другой литературой.
  10. Не отказывайте детям, если они уже умеют читать, но иногда просят, чтобы родители им почитали. В этом случае у вас есть возможность приобщить малыша к тем литературным произведениям, с которыми вы хотели бы его познакомить.
  11. Еще одно важное правило – нельзя заставлять детей читать. Чрезмерная навязчивость родителей зачастую приводит к тому, что ребенок вообще откажется от книг. Также не следует критиковать его чтение и сравнивать достижения с успехами сверстников.
  12. Кроме того, не стоит считать книжки единственным и самым лучшим средством интеллектуального развития. Помимо литературы в жизни малыша должны присутствовать подвижные и настольные игры, обычная возня с друзьями, прогулки в парк и походы в зоопарк, кинотеатр, цирк.

Что читать маленькому ребенку?

При выборе книг, прививающих любовь к чтению, ориентируйтесь на возраст малышей. Если кроха не сможет понять то, что вы ему читаете, то не станет даже слушать вас.

Для самых юных слушателей подойдут короткие стихотворения об игрушках, сказки про зверей.

Предпочтение следует отдавать тем волшебным историям, в которых персонажи повторяют одно и то же действие («Теремок», «Колобок»). Трехлетним деткам можно уже читать сказки, рассказывающие о самых невероятных чудесах.

Конечно, такое деление достаточно условно, однако оно отвечает психологическим особенностям малышей и может стать ориентиром при подборке детской литературе. Предлагаем примерный список, на который вы можете ориентироваться при создании собственной библиотеки.

Книги для детей в 1-2 года:

  • русские сказки – «Колобок», «Теремок», «Заюшкина избушка», «Курочка Ряба» и пр.;
  • потешки во время гигиенических процедур – умывания, купания, массажа;
  • Агния Барто – «Ути-ути», «Зайка», «Лошадка», «Бычок» и т.д.;
  • Борис Заходер «Мишка-Топтыжка»;
  • Стихи Валентины Берестовой, Ирины Токмаковой, Самуила Маршака;
  • Лев Толстой «Три медведя».

Книги для детей в 2-3 года:

  • народные сказки – «Гуси-лебеди», «Два жадных медвежонка», «Каша из топора» и пр.;
  • Владимир Сутеев – «Мышонок и карандаш», «Яблоко», «Под грибом», «Мешок яблок» и др.;
  • Софья Прокофьева «Машины сказки»;
  • сказки в стихах Корнея Чуковского – «Мойдодыр», «Айболит», «Муха-Цокотуха»;
  • Григорий Остер – «Попался, который кусался», «Как гусёнок потерялся», «Он попался», «Котёнок по имени Гав»;
  • стихи Елены Благининой и Эммы Мошковской;
  • Самуил Маршак «Сказка об умном мышонке»;
  • сказки Геннадия Цыферова.

Самое важное в книжках для самых маленьких деток – это, безусловно, картинки. Если взрослые с помощью воображения могут представить героев и обстановку по описанию, то малышам необходимо видеть иллюстрации.

Отдавайте предпочтение книгам, в которых изображения занимают около 70% от всего содержимого страниц.

Не стоит заставлять детей читать, направьте все свои родительские усилия на то, чтобы привить детям интерес и любовь к чтению и книгам. Постарайтесь превратить взаимодействие с книжкой в увлекательнейшую игру, хорошую привычку и интересный досуг.

Если у вас это получится, значит, можно не сомневаться, что ваше чадо предпочтет взять в руки книгу, а не потянется к компьютерной мышке.

Другая информация по теме


  • «Как не боятся доктора?»

  • Учимся общаться правильно! (от 1 до 3 месяцев)

  • Это опасно! Синдром встряхивания ребенка

Развитие интереса к чтению у первоклассника — необходимое и практически самое трудное действие. И дело вовсе не в том, что современные средства коммуникации успешно заменяют книгу. Просто научить ребенка читать гораздо труднее, чем отправить его смотреть телевизор или играть в компьютер. Речь не идет о том, что учить читать и писать ребенка должны родители. Этим занимается школа, учитель. Родители же формируют устойчивый интерес к чтению, поскольку у них для этого больше средств, да и условия для домашнего чтения комфортнее, чем в школе.

Правильное чтение — это техничное чтение. Но нас волнует не только то, сколько слов в минуту будет прочитывать первоклассник. Кстати, к концу первого класса он должен прочитывать 50 слов в минуту. Техника чтения важна, поскольку быстро читающий ученик гораздо легче справится с заданием по математике, русскому языку, окружающему миру, чем плохо читающий. Но в обучении чтению важно, чтобы ребенок понимал, что он читает, и мог ответить на вопросы по содержанию прочитанного.

Первоклассник еще не понимает, что чтение необходимо для усвоения других дисциплин. Воля его только формируется, и слово «надо» не всегда находит отклик в его душе. В этом случае воспитательные возможности семьи можно использовать в развитии интереса к чтению у ребенка. Как это сделать? Вот об этом сейчас и поговорим.

Наблюдательные родители знают, что дошкольники очень любят, когда им читают вслух. Такое пассивное слушание тоже полезно, но зацикливаться на нем нет необходимости. Обязательно после прочтения текста полезно с ребенком поговорить о содержании. Задать вопросы на выяснение смысла прочитанного. Обсудить действия героев. Это очень важно в работе над текстом. Если в семье есть традиция читать малышу перед сном, то ребенок, приучаясь к слушанию инте-ресных книг, потом сам стремится к чтению. Правда, бывает и наоборот, ребенку так нравится слушать, что ему не хочется напрягаться, чтобы научиться читать. Родителям следует выбирать правильный путь в соответствии с особенностями своего ребенка. Но и в том, и в другом случае необходимо ис-пользовать специальные техники, помогающие развить интерес к чтению у детей. Назовем некоторые из них и расскажем, как именно их использовать с пользой для ребенка:

* В старшем дошкольном и младшем школьном возрасте для чтения лучше использовать книги с крупным шрифтом и красочными картинками. Толщина книг не так важна. Важно заинтересовать ребенка содержанием книги. Для этого можно охарактеризовать героев, фигурирующих в книге. Можно раскрыть книгу в середине и увлечь ребенка картинкой, а потом предложить вернуться к началу книги и узнать, в чем дело, почему герой находится в море (или в лодке, или на горе и пр.).

* Начинать чтение необходимо тогда, когда у ребенка хорошее настроение. Ни в коем случае чтение не должно быть наказанием. Этим формируется негативное восприятие чтения, и никакая красочная книга не поможет его преодолеть. Надо готовить малыша к чтению. Здесь важна психологическая готовность ребенка к трудному действию. Если он играл, прыгал и кричал, необходимо дать время для успокоения. Можно что-то интересное рассказать. «Подвести» к чтению, заинтересовать этим действием.

* Можно использовать книжки-малышки. Это книги маленького формата, которые легко и быстро можно прочитать. Они также должны быть красочными и по содержанию несложными. Дети-первоклассники больше всего любят читать сказки. Этот жанр им близок и нетруден для усвоения. Конечно, лучше начинать с простых сказок — народных. Потом можно переходить и к другим жанрам.

* Когда ребенок читает, необходимо очень внимательно его слушать. Ни в коем случае не делать каких-то, пусть и важных для взрослого, дел. Все внимание ребенку. Только так вы можете показать ему, что чтение очень важное дело для всей семьи.

* Еще один прием. Можно рассказать ребенку часть сказки или рассказа (самый интригующий кусочек), а потом сделать вид, что что-то забылось, и попросить ребенка прочитать, напомнить.

* Конечно, после прочтения обязательно надо поговорить с ребенком о прочитанном. Это очень важно и для усвое-ния содержания, и для развития интереса к чтению, и для формирования нравственных качеств малыша, поскольку книги несут в себе обязательно нравственную нагрузку. В качестве примере приведем несколько вопросов, которые можно задать после прочтения любого текста. Такой алгоритм можно применять после прочтения как целого рассказа или сказки , так и отрывка

Как анализировать с ребенком прочитанный текст

♦ Понравился или не понравился тебе рассказ (сказка)?

♦ Чем понравился? Или почему не понравился?

♦ Кто из героев тебе понравился?

♦ Почему?

♦ Ты бы хотел быть похожим на этого героя?

♦ Какие его действия тебе понравились больше всего?

♦ Чем они тебе понравились?

♦ Какой герой не понравился?

♦ Почему?

♦ Какие действия отрицательного героя тебе не понра-вились больше всего?

♦ Что нужно сделать, чтобы отрицательный герой не смог победить положительного героя?

Вопросы могут быть разные. Важно в их постановке соблюдать меру, их не должно быть слишком много, и обязательно должны присутствовать вопросы, выявляющие отношение ребенка к нравственным коллизиям, описанным в тексте.

Для развития интереса к чтению важно, чтобы любовью к чтению была отмечена семья, в которой воспитывается малыш.

Если члены семьи не читают, а постоянно сидят перед телевизором или компьютером, странно было бы надеяться, что ребенок заинтересуется этим видом деятельности. Более того, желательно, чтобы у ребенка была своя «библиотека» . Полочка, где стоят его книги. Пусть там будут книги не только маленького формата или специально предназначенные для первоклассника. Полезно, чтобы на ней находились и те произведения, которые предназначены для старшего возраста. Их вид будет интриговать ребенка. А родителям следует подыграть ему, расписать, какие интересные события описываются в этих книгах.

Самое важное в развитии интереса к чтению — помнить, что для ребенка чтение — трудная работа, преодоление себя, поиск истины. Если ребенок уже не любит читать, то родителям легко это увидеть: он тянет время, не начинает, трет глаза, отвлекается, хочет то пить, то писать. Все эти симптомы говорят о том, что ребенку не хочется читать. Главное — это терпение. Действовать осторожно, деликатно, не «наседая».

Поначалу дети ошибаются, и это вполне естественно. Они могут переставлять звуки, слоги, слова. Пропуск звуков, слогов, слов тоже довольно часто встречающаяся трудность. Что в этом случае делать родителям? Во-первых, не нервничать и не злиться, а терпеливо попросить ребенка еще раз прочитать медленнее. Еще часто встречающаяся ошибка при обучении чтению первоклассников. Они проговаривают слова и предложения два раза, сначала про себя, а потом вслух. Это двойное чтение. Кроме отрицательного результата оно ниче-го не дает ребенку. Если у малыша выявляется этот дефект, необходимо сразу же начинать работать над его исчезновением. Терпеливо объяснять, что так читать нельзя, следить, чтобы он не читал про себя, а сразу вслух. Можно использо-вать такой педагогически прием. Попросить прочитать про себя и пересказать то, что ребенок прочитал, не давая при этом ему читать вслух.

Когда ребенок научится сносно читать, освоит технику чтения, можно приступать к обучению выразительности. Выразительное чтение очень важно для ребенка. Использование эмоционально окрашенного голоса вызывает в душе ребенка отклик, и прочитанное легче и крепче усваивается. Но для начала необходимо научиться делать логические остановки.

Теперь можно переходить к обучению выразительному чтению. Для этого очень хорошо подходят басни или маленькие эмоциональные диалоги, к примеру, детского писателя Н. Носова. Читать басни лучше по ролям, где каждый участник должен говорить с теми интонациями, которые присущи героям. Получаются такие мини-спектакли.

Родители должны быть готовы к тому, что даже тогда, когда их первоклассник научится читать, он все равно будет просить родителей почитать ему вслух, особенно перед сном. Не надо отказывать ребенку в этом. Это полезно. Использование такого чтения влияет на формирование слуховой памяти. К тому же формируются мотивы овладения техникой чтения, поскольку родитель, читающий ему вслух, будет все время говорить о том, что как только ребенок научится хорошо читать, он сам будет читать такие толстые и интересные книги.

Работа родителей по приобщению ребенка к чтению не прекращается до тех пор, пока ребенок не научится читать бегло и выразительно и будет проявлять устойчивый интерес к чтению.

Обычно ребятишки очень радуются, когда у них из слогов вдруг получаются слова. Для детей чтение – великое открытие, шаг на более высокий уровень развития. Они горды собой и охотно читают «напоказ». Чтобы привить любовь к чтению, попробуем несколько разных способов.

Способ №1. Любовь к чтению: читаем и играем

Можно взять лист и, рисуя забавных человечков, крупными печатными буквами подписывать их имена. Причем человечков можно называть не только обычными именами, но и смешными: Почемучка, Зазнайка, Редиска... Рисуйте зверей, дома, предметы и подписывайте их названия, а малыш пусть читает.

Крупными буквами напишите два столбика слов. Первый – названия животных (лошадь, корова, кошка…), второй – детеныши (котенок, жеребенок, теленок…). Малыш берет в руки карандаш, читает слова и соединяет линией «маму» с ее детенышем. Таких игр-путаниц можно придумать много: деревья и плоды, кто как «говорит», кто что ест и т.п.

Включайте возможность прочесть что-то в любую ролевую игру с малышом. Играете в машинки – устройте остановки с написанными на карточках названиями: «Цветочная», «Веселая», «Солнечная». Для игр в магазин используйте заменители продуктов – карточки с их названиями. «Дайте мне, пожалуйста, яблоко и апельсин»: малыш отыскивает нужные карточки и выдает «покупателю».

Не забывайте о чтении вывесок на улицах, ценников в магазинах, рекламных щитов. Ребенок видит практическую пользу от умения читать – теперь он сам, без помощи взрослых может получать много новой информации об окружающем мире.

Способ №2. Любовь к чтению: веселые буквы

Для ребятишек, которые недавно освоили грамоту, игры с буквами будут замечательными помощниками на пути к осмысленному чтению, пониманию тонкостей языка. Покажите малышу, как замена всего одной буквы превращает косу в козу или кита в кота. Уместно будет вспомнить стихотворение «Кит и кот» Б. Заходера. Удивитесь вместе с ребенком, какая вышла путаница всего-то из-за одной буковки!

Очень полезно разгадывать с малышом детские кроссворды, ребусы, шарады. Интересно отыскать спрятавшееся слово в бессмысленном, на первый взгляд, наборе букв. Действительно, ну что такое «шама»? Оказывается, если поменять слоги местами, то получится «Маша». Такие смешные игры нравятся ребятишкам, и они с удовольствием в них играют. Предложите малышу читать слова «задом наперед». Это полезное упражнение для тех маленьких чтецов, которые не дочитывают, а «додумывают» окончания.

Совет психолога
Родителям надо очень бережно относиться к ребенку, только-только научившемуся немного читать. И не торопить его переходить от чтения отдельных слов к предложениям и текстам. Так уж устроены малыши-дошкольники, что удовольствие им доставляет та работа, с которой они могут легко справиться. Если морально давить на ребенка, регулярно усаживая его за книжку и заставляя биться над непонятным текстом, то можно отбить у него интерес к чтению на долгие годы.
Вывод напрашивается сам собой: не нужно спешить. Пусть этап чтения слов длится так долго, как того захочет малыш. Постепенно вводите словосочетания, простые предложения. И только тогда, когда кроха будет легко с ними справляться, переходите к чтению коротеньких текстов.

Способ №3. Любовь к чтению: загадочные письма

У детей чтение всевозможных посланий идет на ура. Конверт можно тихонечко подсунуть в почтовый ящик утром, по пути на работу, а вечером торжественно выудить его оттуда вместе с малышом. В этих письмах – всего несколько строчек крупными печатными буквами (лучше набирать на компьютере), но обязательно о чем-нибудь интересном. Например, сообщение о том, что вы очень любите своего сына или дочурку, или о том, что взяли билеты в цирк, или купили ребенку интересную книгу. Или о секретном месте в квартире, где спрятан сюрприз. Писать можно от своего имени или подписывать послания именами сказочных героев, или вообще выдуманных персонажей. Подобная игра будет долго занимать малыша.

Наверняка ребенку захочется прочитать суперсекретное письмо, которое так засекречено, что слов на бумаге совершенно не видно. Предварительно напишите такое письмо молоком или лимонным соком, обмакивая в него ватную палочку, и высушите. Чтобы буквы проявились, бумагу нужно прогладить утюгом (до тех пор, пока не проступят коричневатые буквы).

Способ №4. Любовь к чтению: книжки-самоделки

Если ребенок отказывается читать «покупные» книжки, попробуйте заинтересовать его книжками-самоделками. Возьмите альбом и пишите в нем от руки крупными буквами небольшие тексты. Если сможете и рисунки нарисовать (очень упрощенные, даже карикатурные) – вообще замечательно! Какие тексты можно писать в таких самодельных книжках? Такие, которые читать будет интересно. Например, дети любят читать докучные сказки. Знаете такие? «Жил-был царь, у царя был двор, на дворе был кол, на колу мочало. Не сказать ли сначала?» Прочитали сказку и опять читаем сначала, пока не надоест. Или вот еще: «Жили-дружили Кот и Воркот. Ели они с одного стола, в окошко глядели с одного угла. Гулять уходили с одного крыльца. Не сказать ли сказку с конца?» А вот вам веселые рифмовки для книжки с «заблудившимися» буквами. Ребятишки их просто обожают!

Я однажды на обед
Белку съел и винегрет.

И у речки, и в лесу
Я пасу свою косу.

Выпал снег в конце недели,
Лапки все скорей надели.

(Ю. Каспарова)


Можно писать короткие познавательные тексты с недлинными предложениями о животных, растениях, о вашем городе, стране. Если ребенок читает достаточно уверенно, попробуйте в некоторых словах менять буквы местами. Чтобы маленький чтец находил такие ошибки и переставлял буквы правильно. Это будет способствовать более осознанному чтению. Сначала будем самодельные книжки читать, а там, глядишь, и обычными заинтересуемся…

Способ №5. Любовь к чтению: совместное чтение

Одно из главных условий «читающего ребенка» – читающие родители. В доме, где малыш с раннего детства видит взрослых с книгами в руках, где вечерние чтения перед сном были приятным ритуалом, нечитающие дети – большая редкость.

Хороший способ ненавязчиво привить любовь к чтению – читать с ребенком по очереди. Допустим, читаете вы ребенку книжку перед сном. Выберите специально такую, где очень крупный шрифт. В какой-то момент говорим ему: «Что-то я плохо вижу, что здесь написано. Может, ты сможешь прочитать?» или «Устали глаза… Почитай немножко ты, а потом я продолжу». Вот так и читаем по очереди: кусочек вы, кусочек – ребенок. Ребятишки с удовольствием включаются в игру.

И, конечно, почаще заходите вместе с малышом в книжные магазины. Давайте ребенку возможность самому выбирать себе книги. Запишите его в детскую библиотеку и заглядывайте туда время от времени. Поддерживайте его интерес к чтению любыми способами. И непременно устройте праздник Первой Самостоятельно Прочитанной Книжки, чтобы это событие вызывало у малыша приятные ассоциации. Постарайтесь сделать путь малыша в мир книг интересным и увлекательным. У вас все обязательно получится!