Инвестирование

Белорусский транзит в порты РФ — причем тут нефть: обзор экономики СНГ. Белорусские транзитные номера

На фоне продолжающейся политической конфронтации между Беларусью и Литвой намечаются явные корректировки в транспортной отрасли, а именно в сухопутных и морских грузоперевозках, которые имеют особое значение для экономики стран Прибалтики. До сих пор белорусский транзит щедро питал Клайпедский порт и литовскую казну как таковую, однако сейчас возникла явная угроза переориентации этих потоков на Латвию. При этом мнения литовских политиков по этому вопросу разделились: одни считают, что Беларусь блефует, а обеспокоенные клайпедские политики призывают Минск сохранить сотрудничество и дождаться конца президентства Дали Грибаускайте.

Суть глубокого конфликта на уровне властей между официальными Минском и Вильнюсом кроется в том, что литовская сторона резко критикует белорусов из-за строительства АЭС в Островце и военного сотрудничества с Россией.

Со стороны высших должностных лиц из Литвы, включая президента Далю Грибаускайте, в адрес Минска регулярно звучат обвинения и громкие заявления о том, что Беларусь представляет угрозу национальной безопасности Литовской Республики, при этом с экономической точки зрения ситуация выглядит совершенно иначе.

Товарооборот между странами растет, крупнейшие белорусские предприятия в лице «Беларуськалия» и «Гродно-Азот» наращивают поставки грузов по литовским железным дорогам через Клайпедский порт, но жесткая, а в какой-то мере и враждебная риторика Вильнюса по отношению к Минску набирает все большие обороты.

При всем при этом члены литовского кабинета министров пытаются сгладить острые углы. В частности, на протяжении последних лет министр транспорта Рокас Масюлис просил белорусских коллег не принимать резкие ремарки президента Грибаускайте близко к сердцу. В свою очередь, литовскую общественность он неоднократно убеждал, что белорусы не будут мстить Литве в транспортной отрасли из-за разногласий в энергетике.

Поезд дальше не идет

Тем не менее, накануне президент Беларуси Александр Лукашенко открыто заявил, что Минск сворачивает активное сотрудничество с Литвой в пользу соседней Латвии, власти которой на уровне президента, премьера и правительства в целом выражают готовность открыть новую страницу в отношениях двух стран. Высшие должностные лица республик уже провели ряд официальных встреч в Минске и в Риге. Основное внимание, безусловно, уделяется перевозкам морем и портовой отрасли.

По мнению Лукашенко, латвийские гавани могут стать новыми морскими воротами Беларуси, лишив этого статуса литовскую Клайпеду.

«Вы понимаете, что выхода к морю у нас нет, и, если Литва не очень хочет с нами сотрудничать, так надо делать упор на Латвию. Надо сделать так, чтобы эта республика удовольствие получала от сотрудничества с Беларусью. Мы люди порядочные, обязательные, они это знают... через Латвию мы можем обеспечить беспрепятственный нормальный выход к морю с выгодой для себя. И в этом направлении мы должны работать», – заявил президент Беларуси.

Основная суть проблемы в том, что литовцы отказывались принимать тот факт, что белорусский транзит может куда-то уйти. Различные компании, целая цепочка предприятий, ведомства и министерства связаны крепкими соглашениями, которые подкреплены реальным капиталом и многомиллионными вложениями белорусов в инфраструктуру того же Клайпедского порта. Компании с участием белорусского капитала входят в топ-500 крупнейших литовских предприятий-налогоплательщиков.

Белорусские грузы формируют порядка 35% деятельности всего Клайпедского порта. Сам порт создает около 7% ВВП всей Литвы, а в общей совокупности деятельность всех связанных с портом предприятий – около 18% ВВП республики. Глядя на эти цифры, становится очевидно, какую значимую роль играют белорусы в литовской экономике.

По данным посольства Беларуси в Литве, объем белорусских грузов в Клайпедском порту по итогам 2017 г. составил 14,5 млн тонн. Во внешней торговле Беларуси с Литвой за последние пять лет также наблюдаются тенденции роста. Прирост белорусского экспорта в Литву в прошлом году составил более 10%, а его объем достиг $850 млн.

Трудно представить, что все эти ниточки могут оборваться по мановению руки. Действительно, ничего не происходит одномоментно, но в Литве забывают, что президент и правительство Беларуси рассматривают двусторонние отношения и всю ситуацию комплексно, следовательно, если стоит задача свернуть сотрудничество и сконцентрироваться на партнерстве с Латвией, значит, винтики государственной машины уже закрутились. За подтверждениями этих утверждений далеко ходить не нужно, достаточно обратиться к событиям девятилетней давности и вспомнить о том, как и почему именно Литве, а не другим странам Прибалтики удалось стать стратегическим партнером Беларуси: в 2009 г., когда Европа была настроена к Минску гораздо хуже, нежели сегодня, именно Литва в лице новоизбранного президента Дали Грибаускайте пошла навстречу Республике Беларусь. Она совершила официальный визит в Минск, встретилась с Лукашенко. Тогда стороны и подписали ряд важных соглашений и пришли к договоренностям по вопросам развития углубленных экономических связей, которые работают по сей день. Сегодня же Беларусь по такому же принципу приступила к работе с Латвией.

Воздушные замки

Понимают ли все эти процессы в Литве? Исходя из комментариев официальных лиц в прессе, ни президент, ни министры, ни руководители Клайпедского порта не осознают всей серьезности положения, считая, что официальный Минск блефует, а грузы никуда не уйдут.

Министр Масюлис говорит о конкурентной борьбе с Латвией и о том, что с Литвой работать выгодно. С экономической точки зрения, действительно, выгодно, но Латвия также может обеспечить все условия для работы, которые, возможно, будут не лучше, но и не хуже тех, что предлагают литовские стивидоры.

Кроме этого, нужно еще раз напомнить, что президент Лукашенко назначил нового посла в Латвию – им стал Василий Маркович. Перед ним поставлена четкая задача – обеспечить выход к морю через латвийские порты.

Несмотря на показное непонимание, в Литве понемногу начинают пробиваться голоса тех, кто давно предупреждал о подобном исходе. Инициативу в этом вопросе взяла на себя белорусская сторона в лице дипмиссии, хотя до недавнего времени посол Александр Король также утверждал, что вопрос о переориентации грузов «лежит сугубо в экономической плоскости», а политика не играет ключевой роли. Тем не менее, сегодня ситуация явно изменилась. Так, пресс-секретарь посольства РБ в Вильнюсе Павел Слюнкин на вопрос «Евразия.Эксперт» о том, как в диппредставительстве оценивают слова президента, дал краткий, но очень емкий с точки зрения дипломата ответ: «В этот раз мы воздержимся от комментариев. Глава государства высказался. Думаю, он сказал все, что было необходимо».

Аналогичного мнения придерживается почетный консул Республики Беларусь в Клайпеде Николай Логвин. В своем комментарии нашему ресурсу он выразил свое экспертное мнение, предложив свою трактовку позиции белорусских властей: «Риторика Грибаускайте в адрес руководства Беларуси очень жесткая и в некотором смысле оскорбительная, что накладывает отпечаток на двусторонние связи и тормозит сотрудничество. Я склоняюсь к тому, что руководство Беларуси сделает выбор в пользу Латвии по политическим мотивам. Сегодня Рига прилагает множество усилий к тому, чтобы укрепить партнерство с Беларусью. Кроме этого, власти Латвии, в отличие от первых лиц Литвы, не кричат о том, что строящаяся Белорусская АЭС несет «страшную» угрозу. Соседи должны уметь договариваться, слушать и слышать друг друга. В этом смысле Латвия проявляет гораздо больше дружелюбия, нежели литовское руководство».

Клайпеда «За Беларусь»

С литовской стороны больше всего понимания и осознания происходящего демонстрируют клайпедские политики и депутаты из города-порта, которые защищают интересы своих избирателей в лице десятков тысяч стивидоров, портовиков, снабженцев, которые так или иначе завязаны на грузопотоках из Беларуси. Депутат Сейма, либерал Симонас Гентвилас, который будет баллотироваться на пост мэра Клайпеды в 2019 г. и имеет все шансы победить в этой гонке, стал чуть ли не первым политиком, открыто заявившим о том, что Литве как государству необходимо вернуться за стол переговоров с белорусскими коллегами и перестать говорить о том, что соседняя страна представляет лишь одни угрозы:

«Каждая вторая клайпедская семья зависит от успешной работы порта, с деятельностью которого связано около 60 тыс. человек, поэтому отток белорусских грузов сильно ударит по нашим налогоплательщикам и их семьям. Президент Грибаускайте очень сильно испортила отношения с Минском, сведя все к Белорусской АЭС, но взаимоотношения ближайших соседей не должны сводиться лишь к одной составляющей.

Беларусь является стратегическим партнером литовских транспортных предприятий и таковой она должна быть. Да, у нас как у соседей есть нерешенные вопросы относительно ядерной безопасности, но из-за этого диалог между Литвой и ее соседом по другим темам, которых превеликое множество, должен стать лишь активнее. Министр транспорта Латвии стал уже чуть ли не постоянным посетителем Минска. Стратегические партнеры обязаны разговаривать, поэтому и наши руководители должны возобновить эту связь».

Его позицию разделяет литовский дипломат, экс-глава МИД Литвы и бывший посол ЕС в России Вигаудас Ушацкас. Он обращает внимание на то, что в 2019 г. срок Грибаускайте у власти подойдет к концу, а Литве уже нужно ориентироваться на будущего президента, который должен исправить сложившуюся ситуацию: «Представители бизнеса нуждаются в хороших отношениях с Беларусью. Да, у нас есть определенные разногласия, но это не значит, что связи двух стран должны быть сведены к минимуму, а мы должны отказаться от диалога – это неправильная и ненормальная позиция. В свое время, будучи министром иностранных дел, в 2009 г. именно я инициировал укрепление и новый виток развития в литовско-белорусских отношениях. Тогда к этому призывала Литовская конфедерация промышленников, они просили моей помощи, я сделал все, что возможно... Тогда Клайпеда заключила стратегические соглашения с белорусами, тогда в наш порт потекли составы с белорусскими удобрениями и нефтепродуктами. Очевидно, что этот поток должен сохраниться и приумножиться, а Клайпедский порт должен сохранить роль морских ворот не только для Беларуси, но и стать таковыми для украинцев, россиян, казахов и других».

Экономический кризис в Белоруссии, который грозит стать перманентным, все больше толкает местное руководство на поиски дополнительных источников заработка

Не имея возможности модернизировать местную промышленность и сельское хозяйство, которые выживают только за счет государственных дотаций, в Минске уже сконцентрировались на получении прибыли из своего географического положения. При этом речь сегодня идет не столько о поисках наиболее выгодных путей экспорта белорусской продукции, сколько о включении республики в транзит китайских товаров в Европу и наоборот.

Как известно, через Белоруссию проходит один из наиболее выгодных и простых маршрутов «Восток - Запад - Восток», который используется странами и Евросоюза, и Азиатско-Тихоокеанского региона. Особую ценность белорусский транзит должен получить с началом полномасштабного функционирования китайского проекта «Новый шелковый путь», который вполне может превратить Белоруссию в один из узловых торговых хабов на пути китайских товаров в Европу. Для Минска такое развитие событий представляется наиболее перспективным, а страна рассчитывает получить за счет Пекина немалую валютную выручку. Исходя из своих интересов, Белоруссия уже увеличила прямые контакты с Европой, и в первую очередь с Литвой, Латвией и Польшей.

Страны Прибалтики не первый год являются одними из основных партнеров Белоруссии в области транспортировки грузов. Через прибалтийские порты республика экспортирует практически все свои нефтепродукты и калийные удобрения. Это обусловлено их близостью и выгодными тарифами, которые прибалты предоставляют белорусам. Именно поэтому Минск планирует в будущем более эффективно использовать данное направление. Например, «Беларуськалий» приобрел в собственность 30% «Бирю кровиню терминалс», а Белорусская нефтяная компания и латвийское ЗАО «WT OIL Terminal» в мае подписали соглашение о намерениях по развитию совместной деятельности в области организации перевалки белорусских нефтепродуктов в Рижском свободном порту. Правда, вся эта активная деятельность белорусов в Риге, Вентспилсе и Клайпеде в нынешнем году не смогла принести дополнительной выгоды самим портам, которые борются на Балтийском море с Россией, но смогла помочь литовским и латвийским портам выжить в условиях сокращения транзита из России. Объем белорусских грузов, например, в Литву составил 10,3 млн т и показал плюс 12% в сравнении с аналогичным периодом 2014 г., а по транзиту рост наметился на 8,6% - до 6,9 млн т.

В сложившейся ситуации Белоруссия получила шанс стать стратегическим партнером прибалтов, и в Минске этому только рады.

Сегодня больше трети объема грузовых перевозок Белорусской железной дороги в международном сообщении осуществляется именно в сообщении с Латвией (20%) и Литвой (15%), а в структуре транзитного грузопотока, обслуживаемого БЖД, все большее место стали занимать доставки казахстанских и китайских грузов в направлении балтийских портов. Так, транзитные перевозки грузов из РБ через порт Клайпеды возросли на 8,6% - до 7 млн т., а транзит на литовском направлении составляет 8,2 млн т. Причем основная часть этих потоков сконцентрирована на контейнерных перевозках, которые, по мнению экспертов, будут только расти с вводом в действие «Нового шелкового пути».

Уже сегодня Белоруссия, которая всерьез и надолго рассчитывает стать одним из главных логистических центров не только в китайском проекте, но и во всей Восточной Европе, организовала транзит по своей территории 19 контейнерных поездов, 8 из которых связывают Западную Европу и Китай. При этом к белорусам не прочь присоединиться и прибалты вместе с поляками. Например, белорусская и польская железные дороги сегодня вместе работают над проектом нового контейнерного поезда «Волот», который должен будет следовать по маршруту Гданьск - Белоруссия и далее на Восток. Литва и Белоруссия совместно используют проект мультимодального контейнерного поезда «Викинг» (Балтийское море - Черное море), при помощи которого за 8 месяцев текущего года было перевезено более 27 тыс. контейнеров и к которому уже присоединились Финляндия, Швеция, Турция, Болгария и Румыния. Этот проект сегодня и вовсе приобретает новый смысл на фоне недавней информации о создании консорциума между Казахстаном, Турцией, Азербайджаном, Грузией и Китаем по транспортировке грузов из КНР в Европу в обход России (транспортный маршрут «Китай - Турция - Европа»). Не отстают в данном случае и украинцы, с которыми, как известно, у Минска по-прежнему весьма теплые отношения, а в прошлом году доля белорусских грузов в общем объеме грузов, переваленных через южные порты Украины, превысила 12% (в основном нефть и нефтепродукты, которые идут с Мозырьского НПЗ).

Примеров белорусской активности можно приводить довольно много. Однако самое печальное во всем этом то, что Минск постепенно перестает смотреть на интересы своих партнеров по ЕАЭС, и в первую очередь России. Часть транзитных проектов, в которых так хотят участвовать белорусы, оставляют Россию сторонним наблюдателем. Более того, контейнерные перевозки и вовсе могут стать яблоком раздора в белорусско-российских отношениях. Контейнеры, содержимое которых проверить достаточно сложно, являются одним из наиболее распространенных способов провоза контрабандой продукции. Тем более, если учитывать, что идти они будут из прибалтийских (западная продукция) и украинских (местные и турецкие товары) портов через Белоруссию, граница с которой у России практически не защищена. Но белорусов проблемы их партнера мало интересуют. Вряд ли Минск действительно будет препятствовать реализации серых схем в поставках на российский рынок. В обратном случае Белоруссия рискует недополучить долгожданную прибыль от увеличения грузопотока через свою территорию. И в этом плане Минску становится абсолютно не важно, действительно ли контейнеры идут в Китай, или растворяются на российском рынке. Деньги и сиюминутная прибыль, а не союзнические отношения, сегодня являются для белорусского руководства главными.

Теперь ещё об одной братской (теперь уже по отношению к РФ) стране - Белоруссии . Наши соратники по Союзному государству ведут игру сразу в двух пересекающихся транзитных «треугольниках»: РБ – Литва – Латвия и РБ – РФ – Латвия.

Как мы уже отмечали, белорусы успешно используют Литву для транзита своих грузов. Но здесь есть камень преткновения: Вильнюс категорически не приемлет строительство в соседней стране АЭС. И не только на уровне риторики, но и активно апеллируя к европейскому сообществу. Даже принят закон, который запрещает попадание энергии БелАЭС в литовские сети. Всё это чрезвычайно раздражает Минск. Посол Беларуси в Литве Александр Король даже пригрозил возможным уходом белорусского транзита из Клайпеды в том случае, если Вильнюс не изменит свою позицию.

В Риге к проекту БелАЭС относятся вполне индифферентно. На этом и пытаются сыграть белорусы: заигрывая с Латвией, они пытаются сделать Литву сговорчивей в вопросе строительства атомной станции. Но пока эти хитроумные ходы не приводят к реальным переменам.

Данный пилотный проект поможет белорусской стороне просчитать экономическую целесообразность переориентации транзита с портов Прибалтики на мощности России.

Схожая ситуация в треугольнике РБ – РФ – Латвия. Российское правительство старается выполнить поручение президента Владимира Путина и привлечь белорусских экспортёров нефтепродуктов в российские порты. Но получается не очень здорово. Длительные переговоры и существенные (сначала 25%, а потом и все 50%) скидки со стороны «Российских железных дорог» пока не возымели успеха: белорусские НПЗ не собираются переориентировать грузопотоки в сторону России, объясняя это наличием долгосрочных контрактов. Есть и другие веские причины, по которым отказаться от услуг портов Прибалтики по этим группам товаров Минску непросто: принадлежность белорусской стороне 30% Клайпедского порта, а также значительные инвестиции РБ в модернизацию портов Прибалтики.

По данным «Infoline-Аналитики», в прошлом году Минск экспортировал более 12,5 миллиона тонн нефтепродуктов, в том числе почти 8,5 миллиона тонн через порты Балтии. В конце декабря вице-премьер Беларуси Владимир Семашко заявил, что в 2018 году Минск готов экспортировать через российские порты до одного миллиона тонн нефтепродуктов. Данный пилотный проект поможет белорусской стороне просчитать экономическую целесообразность переориентации транзита с портов Прибалтики на мощности России. Но без сопоставимых условий перевалки заявленный 1 миллион тонн через Усть-Лугу перевезён не будет, считают в «Infoline-Аналитике».

Посол РФ в Минске Александр Суриков также признаёт, что скидки на услуги РЖД явно недостаточно. Сюда должны быть включены услуги самого порта: быстрая перевалка, хранение, складирование, экспедирование и фрахт судов. Дипломат указывает и на логистические особенности петербургского узла, который придётся объезжать, теряя скорость и выгоду. В итоге Александр Суриков приходит к выводу, что «надо просто договариваться, предлагать субсидии».

Эксперт Финансового университета при Правительстве РФ Игорь Юшков в интервью аналитическому порталу RuBaltic.Ru отметил, что 2018 год станет в этом отношении пробным и пилотным: «Думаю, что пока и в России, и в Белоруссии тоже не до конца понимают, какова будет экономика этих проектов, где будет генерироваться прибыль».

Перевалка белорусских нефтепродуктов в латвийских портах была одним из ключевых вопросов в рамках визита в Минск премьер-министра Латвии.

Сниженный тариф РЖД пока лишь усилил переговорные позиции Минска: Беларусь теперь требует более выгодных условий экспорта и от Латвии, где местный бизнес в свою очередь пытается воздействовать на своё правительство. «Латвийские официальные лица, железнодорожники и портовики должны работать именно на Белоруссию, чтобы хотя бы это направление оставить, и сделать всё возможное, чтобы мы могли предоставить конкурентоспособные тарифы на перевалку белорусских грузов. И чтобы были у нас твердые аргументы перед российскими», – убеждён отраслевой эксперт Талис Линкайтс . Перевалка белорусских нефтепродуктов в латвийских портах была одним из ключевых вопросов в рамках упомянутого выше визита в Минск премьер-министра Латвии Мариса Кучинскиса .

Суммируя сказанное, можно сделать вывод, что усилиями всех заинтересованных сторон на балтийском транзитном рынке сложилось динамическое равновесие, своего рода система сдержек и противовесов: когда кто-то пытается изменить баланс в свою пользу, эта попытка успешно купируется остальными участниками.

Реального притока новых грузов ждать неоткуда. Прибалтам не стоит рассчитывать на российский транзит, а россиянам - на белорусский. Все призывают другу друга укреплять сотрудничество (за счёт третьей стороны), и при этом с надеждой и опаской смотрят на Восток, потому как только Китаю под силу изменить сложившийся порядок и установить новый.

Михаил Задорожный

В литовском правительстве выразили готовность бороться за сохранение транзита белорусских грузов через Клайпедский порт. Одновременно с этим заявлением Литва решила нажаловаться на Белорусскую АЭС в Вашингтон и с помощью американцев сорвать открытие атомной станции. Как при такой политике Вильнюс намерен сохранить белорусский транзит - загадка.

Министр транспорта Литовской Республики Рокас Масюлис заявил, что Литва делает все необходимое для транзита грузов из Беларуси по литовским железным дорогам, перевалки в морском порту Клайпеды и последующего транзита по морю. Республика надеется сохранить белорусские грузы в прежнем объеме, и у Минска нет экономических оснований для переориентации транзитных потоков.

«Пока грузы идут через Литву. Надеемся, что так будет и впредь», - сказал Рокас Масюлис.

Заявление литовского министра транспорта прозвучало в ответ на слова президента Беларуси Александра Лукашенко о том, что «если Литва не очень хочет с нами сотрудничать, так надо делать упор на Латвию». Эти слова Лукашенко сказал новому белорусскому послу в Латвии, направляя его в Ригу.

Президент Беларуси поставил послу в Латвии задачу «обеспечить выход к морю».

Именно эта прибалтийская республика должна теперь стать «морскими воротами» для Беларуси, а не литовский Клайпедский порт, который до сих пор виделся Минску в этой роли.

«Надо сделать так, чтобы эта республика удовольствие получала от сотрудничества с Беларусью. Мы люди порядочные, обязательные, они это знают. И если они пойдут нам навстречу по многим вопросам, которые мы им предложим, они будут иметь определенный (и немалый) эффект», - сказал Лукашенко о Латвии.


Слова белорусского президента - политический сигнал на переориентацию белорусского транзита с Литвы на Латвию. И не только на Латвию. Оборот нефтепродуктов в Клайпедском порту уже начал сокращаться из-за переориентации миллиона тонн белорусских нефтегрузов на порты Ленинградской области России. Перевалка нефтегрузов в Клайпеде за первые шесть месяцев этого года сократилась на 2,7% и составила 5,3 миллиона тонн. Это первый случай снижения объемов грузоперевалки Клайпедского порта после нескольких лет роста.

Но литовские власти, как видно, считают, что тенденция еще не приобрела необратимый характер и они смогут сохранить объем перевалки нефтепродуктов порта Клайпеды на прежнем уровне.

При этом те же власти продолжают свой «крестовый поход» против Белорусской АЭС и даже хотят сорвать ввод в эксплуатацию атомной станции в Островецком районе с помощью американцев.

«Вопрос Островца поднимался по моей инициативе. Как и в отношении "Северного потока - 2", есть общий подход, что нет таких ситуаций, которые бы мы трактовали как точку невозврата: на любой стадии проекта мы должны делать все, чтобы проекты не реализовывались или чтобы сроки их реализации переносились. Надеюсь на действительно солидарный вклад США в предотвращение пути ядерной угрозы на границе НАТО, а именно в Литве», - сообщил министр энергетики Литвы Жигимантас Вайчюнас.

По мнению Вайчюнаса, Вашингтону следует выстраивать отношения с Минском «через призму БелАЭС». То есть давить на Беларусь, вводить против нее санкции, угрожать военной силой до тех пор, пока Минск не заблокирует строительство атомной станции под Островцом.



Учитывая нескрываемое и даже регулярно демонстрируемое Дональдом Трампом пренебрежение Восточной Европой и американскими союзниками в этом регионе, шансы Литвы повлиять на Минск через США ничтожны. Сами по себе литовские жалобы в «обком» неинтересны. Интересно другое.

Как в Вильнюсе собираются левой рукой сохранить белорусский транзит для Клайпеды, если правой рукой они строчат доносы на Беларусь в Вашингтон?

Литовский министр транспорта правильно говорит, что у Минска нет экономических оснований менять направление белорусского грузопотока с Литвы на другие маршруты. Так и у Вильнюса нет экономических оснований бороться с Белорусской АЭС. С экономической точки зрения атомная станция в Островце исключительно выгодна Литве, потому как дает ей дешевую энергию, кратно снижающую расходы на энергопотребление как для предприятий, так и для обычных литовских домовладельцев.

Литовским властям бы поддержать этот проект и вложиться в строительство атомной станции. Вместо этого в Вильнюсе третий год закатывают истерики, устраивают информационные вбросы об авариях на стройплощадке АЭС, подговаривают свою агентуру в белорусской оппозиции устраивать провокации. Подговорили Польшу и Латвию отказаться от закупок энергии с Белорусской АЭС, пишут «слезницы» в Брюссель, а теперь еще и в Вашингтон.



И потом еще удивляются, что Минск теперь хочет сотрудничать с Латвией. Как же так, ведь с Литвой так выгодно!

Поведением литовских политиков движут не экономические основания, а совершенно тупая и какая-то бабья зависть к Белорусской АЭС.

Подобную зависть испытывают к личному счастью несостоявшегося жениха. Как Литва ни пыталась четверть века изменить геополитический выбор белорусов и затащить их к себе в НАТО и Евросоюз, ничего у нее не получилось. Литва так и осталась частью антироссийской «буферной зоны», Беларусь так и осталась в Союзном государстве с Россией.

И вот результат. Литве Евросоюз атомную станцию закрыл, Россия Беларуси построила. Литва деградирует, Беларусь растет.

По литовскую сторону границы Виленский край - это вымирающие деревни с разъехавшимся по «ирландиям» населением, по белорусскую - двухмиллионная минская агломерация с крупнейшим в Европе инвестиционным проектом Китая и новейшей атомной станцией.

Ощущение этих контрастов и осознание белорусской успешности и тупиковости собственного пути развития делают литовских деятелей существами вздорными и иррациональными. Они десятилетиями делают все от них зависящее, чтобы белорусский транзит из Литвы ушел, а когда он уходит, встают в дверях подобно героине Татьяны Пельтцер в фильме «Формула любви» и кричат: «Не пущу!»

И при этом анонсируют новые пакости против Беларуси, из-за которых белорусский транзит, собственно, и уходит.


17:23 — REGNUM

Белоруссия

На совещании по развитию транспортной инфраструктуры северо-запада России глава РЖД Олег Белозеров упомянул, что белорусские НПЗ не спешат переводить транзит нефтепродуктов в российские порты (Петербургский, Усть-Луга), даже несмотря на 50% скидку к ж/д тарифу, предоставленную им в этом году. В ответ от президента РФ Владимира Путина прозвучала идея увязать поставки нефти с перебросом транзита в российские порты Северо-Запада. Прогнозируемо были высказаны обвинения в шантаже руководства Белоруссии.

Что тут можно сказать? Во-первых, в перебросе транзита в принципе нет никакой сенсации. Сам Александр Лукашенко поднимал эту тему за время общения с Путиным неоднократно, к примеру, ещё в 2012 году. Причём звучит намерение лишить прибалтийские порты вообще всего транзита.

Проблема явно комплексная, в ней тесно переплетены интересы РБ и РФ, в чём-то они пока даже противоречат. Следовательно, и решать её необходимо только на межправительственном уровне. Необходима формула, которая удовлетворит обе стороны. Возможно, она будет не взаимовыгодной, и сторонам придётся пойти на уступки. Например, скидка останется временной, однако РБ перебросит в порты Ленинградской области лишь часть экспортных потоков, за счёт Клайпедского порта: вряд ли что-то способно ещё более ухудшить отношения РБ с Литвой. В свою очередь, сохранение экспорта через Вентспилс будет и уступкой интересам РБ, и прагматичным ходом, исходя из других проектов в регионе. Ведь, как мы помним, Латвия прямо заявила, что не собирается блокировать экспорт и транзит энергии БелАЭС. К слову, в Литве эту позицию напрямую связывают со структурой грузооборота порта Вентспилс, где одни только нефтепродукты из РБ в 2016 году составили 34%.

Сама Литва, разумеется, от блокады БелАЭС отступаться не собирается, однако тоже выражает надежду, что транзит через Клайпеду Белоруссия сохранит.

В свою очередь, решение проблемы транзита нефтепродуктов может подтолкнуть стороны к оптимизации межгосударственных ж/д тарифов. Как отмечает транспортный эксперт Сергей Сигачёв , даже сегодня их приходится компенсировать разного рода скидками.

Зато у Клайпедского порта может появиться новая специализация — поставка газа в Белоруссию. По крайней мере, старший научный сотрудник вашингтонского Атлантического совета Агния Григас сильно надеется на такое развитие событий. На днях первая партия американского СПГ прибыла в Клайпеду. И поскольку Литва объективно не может покупать большие объёмы газа, в Атлантическом совете не оставляют надежд заинтересовать им Минск.

Глава Минэнерго РФ Александр Новак во время брифинга заявил, что поставки нефти в Белоруссию в текущем году могут оказаться меньшими, чем зафиксировано в апрельских договорённостях (24 млн тонн ежегодно до 2024 года). По его словам, такая возможность оговорена в документе. Его заместитель Анатолий Яновский разъяснил слова министра: «У нас нет обязательств поставить в Белоруссию 24 млн тонн. У нас есть обязательство создать условия для поставки 24 млн тонн нефти согласно индикативному балансу. Если посмотреть определение, что такое индикативный баланс, то станет понятно, что это не исполнительный баланс. Это все зависит от хозяйствующих субъектов: они заключили контракты и должны их исполнять, мы же должны создавать условия и следить за тем, чтобы транспортная система обеспечила необходимый объем поставки ».

Для тех, кто отслеживал квартальную динамику поставок нефти в РБ, такое заявление не стало неожиданностью, мы прогнозировали подобный вариант развития событий. Однако признание этого вскоре после слов Владимира Путина о пакетировании транзита нефтепродуктов через российские порты и поставок нефти белорусским НПЗ неизбежно будет истолковано как начало исполнения «ультиматума».

Белоруссия продолжает сокращать импорт российской электроэнергии. В I полугодии он составил 1,06 млрд кВт.ч (-20% в сравнении с аналогичным периодом прошлого года). В основном причиной этого стало повышение производства электроэнергии в самой РБ — до 18,3 млрд кВт.ч (+2% к аппг), таким образом, рост производства 366 млн кВт.ч перекрыл падение импорта 212 млн кВт.ч.

Словаки собрались помогать Минску достраивать каскады на Немане и Западной Двине. Такое заявление сделал посол Словакии в Белоруссии Йозеф Мигаш во время встречи с председателем Гродненского облисполкома Владимиром Кравцовым . По предварительной оценке, строительство ГЭС мощностью 20 МВт обойдётся в 130 млн евро, что несколько превышает среднюю норму затрат в гидроэнергетике (6000 долл на 1 кВт установленной мощности).

Заместитель министра энергетики Михаил Михадюк в ходе брифинга озвучил сумму вложений в БелАЭС. К настоящему моменту это 2,7 млрд долл из запланированных 10—11 млрд: строители смонтировали 82% арматуры и залили 69% бетона, а также завершили сварку главного циркуляционного трубопровода — ключевой момент в строительстве. Главный инженер БелАЭС Анатолий Бондарь в эфире телеканала ОНТ уточнил сроки ввода станции в работу — декабрь 2019 года.

В начале августа глава МИД Польши Витольд Ващиковски позволил себе неосторожные и некомпетентные высказывания о белорусской атомной станции. «Мы не изменим наше мнение о покупке энергии с этой атомной станции. Я думаю, что в ее основе лежат небезопасные технологии, а отсутствие безопасности привело к Чернобылю », — заявил он тогда в интервью РИА Новости. Белорусский МИД, в свою очередь, провёл необходимое внушение. И вот уже посол Польши в Белоруссии Конрад Павлик всячески открещивается от политизации вопроса. «Что касается покупки электроэнергии из Островца Республикой Польша, то на данный момент мы в таком импорте не заинтересованы, не имеем в нем нужды. У нас есть свои ресурсы, из которых мы производим электроэнергию, прежде всего это бурый и каменный уголь », — заявил он в интервью «Еврорадио».

Тут следует вспомнить, что энергетическая стратегия ЕС предусматривает отказ от тепловой энергетики и, прежде всего, от станций, работающих на угле. Причём не в такой уж отдалённой перспективе. Т. е. аргумент польской стороны довольно слабенький, а лучше бы вообще перестать комментировать эту тему, чтобы не попадать в неловкие ситуации. Что же до БелАЭС, то именно европейская энергостратегия на стороне Белоруссии. А значит, к вопросу импорта белорусской электроэнергии Европа обязательно вернётся.

Закавказье

Добыча углеводородов в Азербайджане, по официальной статистике, продолжает сокращаться. В январе — июле было добыто 22,5 млн тонн нефти (-8,9%) и 16,606 млрд кубометров газа (-4,9%). При этом лишь частично это объясняется соглашением в рамках ОПЕК+: за 7 месяцев они составили 245 тыс. баррелей (7*35 тыс.), тогда как добыча упала примерно на 275 тыс баррелей. «…наша главная цель состоит в том, чтобы предотвратить продажу нефти за низкую цену. В результате этой политики добыча нефти в Азербайджане хоть и сократилась, но прибыль увеличилась », — прокомментировал это на тот момент президент SOCAR Ровнаг Абдуллаев в интервью Reuters.

Впрочем, поставки газа в Турцию республика увеличила, даже несмотря на падение его добычи, хотя и незначительно (3,34 млрд кубометров, +2,7% в сравнении с аппг). В ближайшие годы его добыча, согласно озвученным планам президента SOCAR, должна вырасти до 41,4 млрд кубометров. Добиться этого в SOCAR намерены добычей на месторождении Бабек, а также на морском месторождении Карабах.

Соглашение о безопасном использовании атомной энергии в мирных целях подписано между Арменией и КНР. Документ стал логическим развитием стремления Китая стать партнёром Армении в сфере ядерной энергетики — ранее в Китае заявляли, что заинтересованы в строительстве атомной станции в республике.

Правительство Армении приняло решение передать в частные руки высоковольтные линии. Это пока не приватизация, компания «Высоковольтные электросети» будет передана в доверительное управление компании «Ташир капитал» на 5 лет. За это время власти надеются понять, насколько это выгоднее/невыгоднее государственного управления.

General Electric собирается строить в Раздане электростанцию, которая будет работать на мусоре. Предполагаемые параметры станции (мощность, стоимость, сроки реализации) пока неизвестны, впрочем, «мусорная станция» — пока лишь рабочий проект. General Electric пока определилась только с тем, что станцию строить нужно.

Средняя Азия

Казахстан готовится осваивать рынок светлых нефтепродуктов Средней Азии и Афганистана. Министр энергетики Канат Бозумбаев во время брифинга заявил о том, что с января 2018 года в Казахстане могут досрочно отменить запрет на экспорт светлых нефтепродуктов, действующий до 1 января 2019 года (российский бензин и дизтопливо поставляется в Казахстан беспошлинно в обмен на обязательство отказаться от экспорта этих видов топлива). Однако в конце года завершается модернизация двух казахстанских НПЗ. Как утверждает министр, новых мощностей хватит, чтобы закрыть потребности внутреннего рынка, к тому же образуется резерв для экспорта (1,5—2 млн тонн в год по дизтопливу и по бензинам). Зарабатывая на экспорте, правительство собирается рассчитываться по кредитам, взятым на модернизацию заводов.

Экспорт, в свою очередь, будут обеспечивать ростом добычи нефти. В промежутке 2018—2022 гг она вырастет с 86 до 88,6 млн тонн, сообщил министр национальной экономики Тимур Сулейменов на заседании правительства. Пока же в правительстве республики заявляют, что выполняют условия соглашения с ОПЕК+.

США продолжают «окучивать» партнёров РФ по ЕАЭС. После Армении (посол США в этой стране Ричард Миллс смущает умы армянских политиков обещаниями инвестировать 8 млрд долл. в энергетику республики) пришёл черёд Казахстана. «Я приглашаю министра Бозумбаева в Вашингтон для официального запуска Стратегического диалога по энергетике между США и Казахстаном, где мы разработаем план работы по расширению сотрудничества в 2018 году и последующие годы », — заявил замглавы минэнерго США Дэн Бруйетт во время брифинга в Астане. Министр энергетики стратегию подписал, обратив внимание на то, что инвестициям может помешать режим санкций. Канат Бозумбаев выразил надежду на то, что «…ограничения, связанные с санкциями, налагаемыми на Российскую Федерацию, не повлияют на реализацию нефтегазовых проектов с участием американского и казахстанского капитала ».

Оговорка тут чисто условная. Практически во всех энергопроектах есть иностранные партнёры. Просьба к американской стороне сохранить эти инвестиции по факту является просьбой о своего рода санкционном зонтике, защите инвестиций на территории Казахстана от режима санкций.

Руководитель проектов германской организации Energy Watch Group Комила Набиева, выступая на EXPO-2017, заявила, что, по её данным, в Казахстане недооценивают свой потенциал по возобновляемой энергетике. «Как я знаю, в стране разработана государственная программа, согласно которой планируется увеличить долю ВИЭ в электричестве до 50%. Наше совместное исследование с финским лаппеенрантским технологическим университетом показывает, что Казахстан может прыгнуть намного выше и в два раза быстрее достичь этих показателей… В частности, Казахстан ввел тариф для подключения к ВИЭ, который привязан к тенге. Но местная валюта имеет плавающий курс, и для многих инвесторов это недостаточная гарантия для инвестирования в проекты в вашей республике. Это маленький пример, где Казахстан мог бы увеличить систему поддержки энергетики и таким образом открыть доступ для большого количества международных инвесторов. Потому что интерес есть, потенциал — огромный. Есть данные о том, что один только ветровой потенциал может покрыть спрос на электричество в стране до 2030 года. Одним словом, надо научиться грамотно использовать свои возможности », — объясняет она.

Эксперт, сама того не подозревая, предвосхитила действия правительства. Правда, изменения пока касаются скорее традиционной энергетики. В Казахстане вводят практику включения в тариф инвестиционной составляющей.

Соглашение о строительстве Верхненарынского каскада ГЭС в Киргизии с чешской компанией Liglass Trading CZ. SRO всё-таки было подписано.

«Верхненарынский каскад ГЭС будет построен в два основных этапа. Согласно условиям соглашения, на первом этапе будут построены Ак-Булунская ГЭС и «Нарын — 1». Мы прогнозируем здесь сумму в 230 млн долларов и срок 4 года. Пока что говорить рано. Станет известно после рассмотрения в течение 3-х месяцев технико-экономического обоснования Верхненарынского каскада. Кроме того, чешская компания добровольно взяла на себя обязательство вернуть российской компании [«Русгидро» — Ред] 37 млн долларов. Средства будут перечислены в течение 30 дней », — сообщил глава комитета по промышленности, энергетике и недропользованию Дуйшонбек Зилалиев . Кроме того, соглашение предусматривает, что к 2020 году компания должна построить в республике 10 малых ГЭС.

Напомним, ранее в европейской прессе в отношении компании Liglass Trading звучали обвинения в мошенничестве.

В компании «Лукойл» заявили о сдаче крупного энергетического проекта «Юго-Западный Гиссар» в Узбекистане.

«В числе введенных объектов: установка комплексной подготовки газа мощностью 4,4 млрд куб. м в год, установка предварительной подготовки газа, а также четыре газосборных пункта. В результате запуска этих объектов добыча газа на Гиссарской группе месторождений выведена на проектный уровень, который составляет около 14 млн куб. м в сутки, или 5 млрд куб. м в год », — говорится в сообщении пресс-службы компании. Добываемый газ будет делиться между «Лукойлом» и правительством Узбекистана в рамках соглашения о разделе продукции, действующего до 2043 года.

Начальник управления стратегического развития «Узбекэнерго» Эсо Садуллаев во время пресс-конференции заявил о реинтеграции энергосистем республик Средней Азии: «Сегодня энергосистема Узбекистана и Средней Азии уже работает в режиме кольца, передается 500 кВ и 220 кВ. Есть параллельно работающие участки энергосистемы Узбекистана, Казахстана и Киргизии. В дальнейшем мы будем предпринимать меры, чтобы расширить и усилить кольцо ».

Одной из причин, по которой республики решили восстанавливать энергокольцо, стал щедрый сток весеннего паводка, из-за чего, скажем, Токтогульское водохранилище (Киргизия) переполнено второй год подряд. Лишнюю воду приходится сбрасывать безо всякой пользы либо продавать соседям вырабатываемую при этом электроэнергию крайне дёшево — 0,01—0,02 долл/кВт.ч.

В свою очередь, министр энергетики и водных ресурсов Таджикистана Усмонали Усмонзода выразил уверенность, что Россия в будущем также присоединится к среднеазиатскому энергокольцу. Кроме того, Таджикистан продолжает активно занимать деньги на строительство Рогунской ГЭС. В ближайшее время должны состояться роад-шоу 10-летних облигаций. Инвесторам из Европы и США предлагается вложить в строительство 500 млн долл.