Страхование

Роль труда в развитии человека общества государства. Труд


К. Маркс и Ф. Энгельс внесли существенный вклад в понимание труда как главного фактора всего социально-исторического процесса . Труд понимается ими как общественно-историческая деятельность, в которой люди, осуществляя условия своего существования, вызывают изменения не только в природе, но и в самих себе и в отношениях , в которые они вступают в процессе труда.

Производство и воспроизводство действительной жизни, как указывали К. Маркс и Ф. Энгельс, есть целостный, двуединый процесс, представляющий, с одной стороны, материальное производство средств к жизни, а с другой – самого человека.1

В процессе труда создаются не только материальные блага для удовлетворения потребностей существования, но и духовные ценности. Развивается в конечном итоге и сам человек: раскрывает свои способности, обогащает знания. Данный подход лег в основу разработки понимания труда как способа жизнедеятельности и базовой формы существования человека и общества. Труд есть не только преобразование природы человеком и «практическое созидание предметного мира», но одновременно «есть самоутверждение человека как сознательного родового существа». 2 Именно в труде человек проявляет и утверждает себя как «родовое» (общественное) существо, создавая условия для своего существования и духовного развития.

Трактовка труда, данная классиками марксизма, легла в основу так называемого «диалектико-материалистического понимания» развития человека, общества и человеческой истории. Согласно Марксу, на всех этапах истории труд образует фундамент, основу общественного бытия человека, в силу чего развитие и изменение труда неизбежно сказывается буквально на всех сторонах общественной жизни. Если придерживаться точки зрения трудовой теории антропогенеза , само возникновение и развитие человека и общества связано с возникновением и развитием труда. Труд, являясь генетической основой всех других сторон общественной жизни, исторически обусловил выделение человека из животного мира, а общества из природы. Ф. Энгельс так писал об этом: «Труд – источник всякого богатства, утверждают политико-экономы. Он действительно является таковым наряду с природой, доставляющей ему материал, который он превращает в богатство. Но он еще и нечто бесконечно большее, чем это. Он – первое основное условие всей человеческой жизни, и притом в такой степени, что мы в известном смысле должны сказать: труд создал самого человека».1

Для понимания социально-исторической роли труда важны следующие три положения в учении К. Маркса о труде:

1) Труд есть вечное, естественное условие человеческой жизни и в этом смысле он независим от различных общественных форм этой жизни, напротив, одинаково общ всем ее общественным формам. 2

2) Человек есть центральное звено своего материального производства, которое он осуществляет и поэтому все обстоятельства, которые влияют на человека как субъекта производства, влияют и на материальное производство и опосредованно определяют это производство.

3) Труд как способ отношения человека к миру (так называемое «предметно-деятельное», трудовое отношение) определяет и отношение человека к другому человеку.

Последнее положение важно и для экономического понимания труда. В производстве, которое всегда носит совместный характер, люди, помимо воздействия на природу, воздействуют и друг на друга и соотносятся как носители и создатели стоимости .

К. Маркс понимал труд и в более узком смысле как производство орудий труда. Однако и здесь труд носит общественный характер, представляет собой активное отношение человека к миру и одновременно взаимодействие участников этого отношения.

В социально-историческом плане труд предстает как созидание , процесс создания нового. Созидательный характер труда выражается в рождении новых форм организации труда и хозяйственного сотрудничества, новых идей, появлении прогрессивных технологий, более совершенных и высокопроизводительных орудий труда, новых видов продукции, которые в свою очередь как новые и совершенные предметы потребления ведут к развитию потребностей людей. Именно производство новых потребностей Маркс назвал первым историческим актом . Рост уровня и качества удовлетворения потребностей сказывается на воспроизводстве населения (человека), повышении его материального и культурного уровня. В конечном итоге развитие труда ведет к изменению социальных форм жизни людей.

Воздействие труда в процессе развития человека и общества в схематичном виде можно представить следующим образом: рисунок 5.

Рис. 5. Воздействие труда на процесс развития человека и общества

Таким образом, следствием труда как фундаментального общественного процесса становятся, с одной стороны, прогресс производства, а с другой –появление новых потребностей и развитие качеств человека. Данный рисунок лишь в самом общем виде отражает механизм развития человеческого общества через прогресс производства, рост материального благосостояния и культурного уровня людей и развитие самого общественного человека.

Итак, функции труда в обществе можно обобщить следующим образом:

1) базовая (воспроизводственная) функция : труд выступает как способ удовлетворения человеческих потребностей, воспроизводства человека и общества (Это важнейшая генетическая функция труда, с которой начинается общественное бытие человека);

2) созидающая функция труда раскрывается в трех основных аспектах: а) труд как создатель общественного богатства; б) труд – фактор развития самого общественного человека; в)труд – творец общества (фактор общественного развития);

3) освобождающая функция : труд – фактор освобождения человека не только от стихии природы, но и от стихийного развития общества, так как в процессе трудовой, предметной деятельности общество познает законы своего развития и учится ими управлять.

4) системообразующая функция труда: труд выступает как структурно-функциональная основа экономики и общества в целом.

В плане общеисторического, «вечного» среза человеческого развития следует отметить вклад марксизма в разработку вопроса об историческом предназначении человека и его универсальном развитии. В плане конкретно-исторической сущности человек исследуется марксизмом как «аккумулят» социального, и как частичное, разорванное, неразвитое явление в условиях общественного антагонизма. В футурологическом аспекте им отмечена тенденция многостороннего, всестороннего развития человека как работника уже в условиях капитализма, выступающая предпосылкой всестороннего развития его личности в обществе освобожденного труда. Однако воздействие труда на этот процесс носит сложный, противоречивый характер. Развитие человека как работника (то есть как агента, или «носителя» труда) осуществляется преимущественно в сфере конкретного труда, в его взаимоотношениях с природой. Развитие его как личности (субъекта производственных, экономических отношений) детерминируется, прежде всего изменениями в сфере абстрактного труда, системой его экономических отношений с обществом. При этом, если в сфере конкретного труда перспективы развития человека как работника в принципе беспредельны и ограничены лишь степенью научного познания и овладения реальностью, то в сфере абстрактного труда возможности развития человека как личности ограничены рамками того или иного типа экономических (стоимостных) отношений.

Труд занимает важн. место в жизнед-сти человека. Благодаря ему человек выделился из мира животных, создав блага соврем. мира. Труд – это целесообразная д-сть чел-ка, напрвлен-я на видоизменение и приобретение предметов природы для удовлетворения своих потребностей. На протяж. тысячелетий труд вызывал у людей различн. чувства и ассоциации. Можно говорить о 2-х основн. и неразрывн. аспектах труда и соответсв. отношение к нему. С одн. стороны, труд выступ-т как прагматичн. процесс достижения жизненных благ. В этом отношении он тяжелый, продолжительный, вызывает «изнашивание» чел-ка в процессе труд. деят-сти. С др. стороны, выявляет и развивает творческ. способности чел-ка, способс-ет его дух. росту и самореализации. Такой труд окрыляет и вдохновляет чел-ка. Больш. роль в деят-сти чел-ка играет мотивация труда, т.е. то, ради чего чел-к работает. Цель - предвидение результата труда. Она опред. особенности взаимодействия чел-ка с предметом труда, явл. основой разработки программы действий. Определив мотивы, цель своей труд. д-сти чел-к стремится самореализовать себя, используя свои знания, умения, навыки, способности. Лучше всего они раскрыв-ся в проф. деят-сти.

Эволюция труда как фактора производства.

Во все времена труд был и остается важнейшим произв-ным фактором, видом деятельности человека. Деятельность – внутренняя (психич.) и внешняя (физич.) активность чел-ка, регулируемая сознаваемой целью. Т. к. в течение жизни человек может находиться в одном из двух состояний – деятельности или бездействии, то деят-сть выступает как активный процесс, а бездействие как пассивный. Труд- это деят-сть, направленная на произ-во опред-ных общественно полезных продуктов: материальных или духовных. Труд. деят-сть явл-ся ведущей, главной деят-стью чел-ка. Подавляющая часть деят-сти людей осуществляется осознанно, на основе внутренне аргументированных побуждений. Осознанную часть д-сти разделяют на трудовую и нетрудовую. Трудовая, с эконом. точки зрения, - это процесс сознательной, целесообразной деятельности людей, с помощью которой они видоизменяют в-во и силы природы приспосабливают их для удовлетворения своих потребностей. Целями труд. д-сти м.б. произ-во потребительских товаров и услуг или средств, необходимых для их произ-ва. Целями м.б. произ-во энергии, средств информации, идеологических продуктов, а также действия управленческих и организационных технологий. Цели труд. д-сти в основном задаются челов. обществом, потому по своей природе она является общественной: потребности общества и формируют ее, определяют, направляют и регулируют.

Труд и НТП.

НТП явл. основой всего общественного пр-ва и одним из основных элем-тов механизма рынка. Под влиянием НТП происходят такие процессы, как систематические изменения содержания преимущественно физич. труда в результате комплексной механизации, автоматизации, кибернетизации произв-ва и коренного улучшения его организацию. Повышается общеобразоват. и культурно-технич. уровень и квалификация работников, на фоне непрерывного роста произв-сти как общественного, так и индивидуального труда, повыш. ур-нь и качество жизни населения. Мощным фактором роста произв-х сил общества является органичное соединение науки с производством, ибо НТР означает не просто применение новых видов энергии, матералов, и даже комплексной автоматизации произв-ва, а перестройку всего технич. базиса произв-ва, форм его организации и управления. Одним из существеных моментов развития произ-ва явл. переход от экстенсивных методов к интенсивным. Под экстенсивным ростом ппроиз-ва понимают его расширение преимуществено с помощью новых капиталовложений и вовлечение нов. сил в производствен. процесс. Интенсивн. рост пр-ва означает количеств. рост и качествен. улучшение прод-ции, в первую очередь, за счет существенного повышения степени использования всех средств произ-ва.

Контрольная

Экономическая теория и математическое моделирование

Труд это особая система состоящая из трех компонентов: Предметы труда это вещество природы вещь или комплекс вещей на которые человек воздействует в процессе труда при помощи средств труда с целью приспособления их для удовлетворения личных и производственных потребностей. Если предметы труда образуют материальную основу продукта то они называются основными материалами а если способствуют самому процессу труда или придают основному материалу новые свойства то вспомогательными материалами. К предметам труда в широком смысле...

Трудовая деятельность – общеполезная деятельность, создающая взаимную связь людей в процессе преобразования веществ и сил природы в общественные богатства.

Труд - это особая система, состоящая из трех компонентов:

1) Предметы труда - это вещество природы, вещь или комплекс вещей, на которые человек воздействует в процессе труда при помощи средств труда с целью приспособления их для удовлетворения личных и производственных потребностей. Если предметы труда образуют материальную основу продукта, то они называются основными материалами, а если способствуют самому процессу труда или придают основ-ному материалу новые свойства, то - вспомогательными материалами. К предметам труда в широком смысле относится все то, что изыскивается, добывается, обрабатывается, формируется, т.е. материальные ресурсы, научные знания и т.д. 2) Средства труда - вещь или совокупность вещей, которые человек помещает между собой и предметом труда и которые служат для него в качестве проводника воздействия на этот предмет в целях получения необходимых материальных благ. К средствам труда относятся орудия труда и рабочее место.

3) Субъекты труда - люди преобразующие в процессе предметы труда в продукты с помощью средств труда.

Основные компоненты труда:

1. Альфа-труд строго регламентированный труд по заданной технологии. В процесс труда, не вносится ни каких инноваций, новшеств.

2. Бета-труд – увеличение конечного продукта за счет постоянных разработок, инноваций и т.д.

3. Гамма-труд компонента высшего порядка – творческий подход.

Производительность труда (альфа): численность персонала на рабочем месте, продолжительность рабочего времени.

С точки зрения бета- и гамма-труда – внедрение инноваций и т.д.

Функции труда:

1) Экономическая – воспроизводство жизнедеятельности человека;

2) Социальная – воспроизводство обстоятельств социальной жизни (Семья, круг общения, общественное положение, мотивы поведения).

Экономика труда – часть общей экономической теории, имеющая важное значение для практической деятельности по управлению производством, так как включает в себя общие принципы организации труда персонала, раскрывает проблемные вопросы производительности и нормирования труда, механизма формирования зарплаты и т.д.

Социология труда - раскрывает сложные отношения социального партнерства, возникающие в процессе производства и отношения между группами и категориями персонала: мотивы, поведение, конфликтные ситуации, ценностные ориентации и т.д.

Экономика и социология труда рассматривает социальную сторону производства, экономика труда с точки зрения стоимостной формы, социология труда с точки зрения поведенческой формы.

Что объединяет экономику труда и социологию труда:

1. Общие объект исследования – трудовая деятельность

2. Общие проблемы

3. Предмет экономики и социологии труда – ценностные ориентации, интересы, потребности, поведение индивидов и социальных групп и в условиях рыночной конъюнктуры, все это позволяет формировать отношение к труду и трудовое поведение, что в целом влияет на производительность труда.

Классификация труда по различным признакам:

В зависимости от содержания труда различают следующие его виды:

1) умственный и физический труд;

2) простой и сложный труд. Простой труд – это труд работника, не имеющего профессиональной подготовки и квалификации. Сложный труд – это труд квалифицированного работника, обладающего определенной профессией;

3) функциональный и профессиональный труд. Функциональный труд характеризуется определенным набором трудовых функций, характерных для конкретного вида трудовой деятельности. Профессиональный труд является конкретизацией функционального труда, образующий широкую профессиональную структуру;

4) репродуктивный и творческий труд. Репродуктивный труд отличается стандартностью воспроизводимых трудовых функций, его результат заранее известен и не несет в себе ничего нового. Творческий труд свойственен не каждому работнику, он обусловлен как уровнем образования и квалификации работника, так и способностью к новациям.

В зависимости от характера труда различают:

1) конкретный и абстрактный труд. Конкретный труд – это труд конкретного работника преобразующего предмет природы с целью придания ему определенной полезности и создающий потребительную стоимость. Абстрактный труд – это соизмеримый конкретный труд, он абстрагируется от качественной разнородности различных функциональных видов труда, и создает стоимость товара;

2) индивидуальный и коллективный труд. Индивидуальный труд – это труд отдельно взятого работника либо самостоятельного производителя. Коллективный труд – это труд коллектива, подразделения предприятия, он характеризует форму кооперации труда работников;

3) частный и общественный труд. Частный труд всегда является частью общественного труда, поскольку носит общественный характер и его результаты приравниваются друг к другу по стоимости;

4) наемный труд и самонаем. Наемный труд имеет место тогда, когда человек нанимается по трудовому договору к собственнику средств производства выполнять определенный набор трудовых функций в обмен на заработную плату. Самонаем предполагает ситуацию, когда сам собственник средств производства создает для себя рабочее место.

В зависимости от результатов труда выделяют следующие его виды:

1) живой и прошлый труд. Живой труд – это труд работника, который затрачивается им в данный момент времени. Прошлый труд воплощается в таких элементах процесса труда как предметы труда и средства труда;

2) производительный и непроизводительный труд. Результатом производительного труда являются натурально-вещественные блага, а результатом непроизводительного труда – социальные и духовные блага, имеющие не меньшую ценность и полезность для общества.

По условиям труда с различной степенью регламентации выделяют:

1) стационарный и передвижной труд;

2) легкий, средней тяжести и тяжелый труд;

3) свободный и регламентированный труд.

По методам привлечения людей к труду различают:

1) труд по внеэкономическому принуждению, когда человек включается в трудовой процесс по прямому принуждению (рабство);

2) труд по экономическому принуждению, а именно, чтобы заработать необходимые средства к существованию;

3) добровольный, свободный труд является потребностью человека в реализации собственного трудового потенциала на благо общества, вне зависимости от вознаграждения.

Роль труда в развитии человека и общества

Труд влияет:

1. На развитие физических и умственных способностей, пополнение духовной составляющей человека

2. Производство материальных благ и услуг

3. Удовлетворение материальных и духовных потребностей

4. Развитие научно-технического прогресса – качественное изменение потребности – это влияет на первичные потребности

5 .Воспроизводство жизнедеятельности человека

6. Повышение производительности труда

Основными социальными свойствами труда являются:

1) осознанность действий, так как прежде чем начать трудиться, человек создает в своем сознании проект, то есть мысленно представляет результат труда;

2) целесообразность действий, то есть человек знает каким образом надо производить блага, и при этом какие необходимо использовать ресурсы и технологию;

3) результативность действий проявляется не просто в результате, а в общественно-полезном результате;

4) общественная полезность действий характеризуется и кооперацией труда, и средством удовлетворения не только личных, но и общественных потребностей;

5) энергозатратность действий, то есть расходование человеческой энергии при осуществлении трудовой деятельности.

Роль труда в развитии человека и общества проявляется в том, что в процессе труда создаются не только материальные и духовные ценности, предназначенные для удовлетворения потребностей людей, но и развиваются сами работники, которые приобретают новые навыки, раскрывают свои способности, пополняют и обогащают знания. Творческий характер труда находит свое выражение в рождении новых идей, появлении прогрессивных технологий, более совершенных и высокопроизводительных орудий труда, новых видов продукции, материалов, энергии, которые, в свою очередь, ведут к развитию потребностей.

Таким образом, следствием трудовой деятельности становится, с одной стороны, насыщение рынка товарами, услугами, культурными ценностями, с другой - прогресс производства, появление новых потребностей и их последующее удовлетворение.

Развитие и совершенствование производства благотворно сказывается на воспроизводстве населения, повышении его материального и культурного уровня.

Следует иметь ввиду, что подобные процессы подвергаются сильному влиянию политики, межгосударственных и межнациональных отношений. В мире не все так благополучно, как это выглядит на схеме. Но, тем не менее, общая тенденция развития человеческого общества направлена в сторону прогресса производства, роста материального благосостояния и культурного уровня людей, осознания прав человека как высшей ценности на земле.

Трудовой процесс и связанные с этим социально экономические результаты деятельности не ограничиваются собственной сферой производства и услуг. Экономика и социология труда начинаются с проблемы формирования рабочей силы и с ее предложения на рынке труда.

Содержание труда характеризует конкретные виды трудовой деятельности в процессе производства и используется в основном при характеристике индивидуального труда, конкретного рабочего места и специальности или профессиональной группы. Оно отражает способ соединения производителя со средствами производства, определяемый уровнем развития производительных сил, центральное звено которых - человек.

Характер же труда отражает, прежде всего, способ соединения производителя со средствами производства, обусловленный господствующими в данном обществе отношениями собственности, т. е. социально-экономическую природу труда в обществе, находящемся на определенной ступени развития.

Характер труда обусловливает цели общественного производства, а в сфере распределения - пропорции, в которых общественное богатство распределяется между различными классами и слоями общества.

Взаимодействие содержания и характера труда проявляется в существовании таких социально, экономически и технически неоднородных его форм, как труд физический и умственный, исполнительский и управленческий, квалифицированный и неквалифицированный. Эти формы труда диктуют различные требования к уровню общего и специального образования работников, их профессиональной культуре, создают различные возможности для реализации их профессиональных и личностных способностей, т. е. оказывают разное социальное воздействие на работников.

Следует различать труд индивида, индивидуальный труд, и совокупный труд общества, общественный труд.

Общественный труд представляет собой целесообразную деятельность людей, взаимосвязанных между собой разделением, обменом, специализацией и кооперацией труда, направленную на создание материальных и духовных благ, предназначенных для удовлетворения полезных человеку и обществу потребностей.

Материально-вещественная сторона труда отражает отношение человека к природе, характеризует его как элемент производительных сил. Изменения в материально-вещественной стороне связаны с изменениями в предметах труда, орудиях труда, организации и условиях труда, квалификации работников.

Социально-экономическую сторону труда выражают отношения людей по поводу создания вещей, формирования и развития работника. Кардинальные изменения в социально-экономических отношениях приводят к изменению классовой структуры общества.

Структура современного, общественного труда в рыночной экономике состоит из следующих элементов:

1) вещественные элементы производства (предметы труда и орудия труда, находящиеся в частной, корпоративной и государственной собственности);

2) личные элементы производства, производительных сил (человеческий фактор). Это, прежде всего знания, опыт, навыки;

3) цель труда, вытекающая из самой сути труда (выполнение конкретных видов работы, получение за это вознаграждения в виде заработной платы, получение прибыли, возрастание дохода, реализация предпринимательских способностей и др.);

4) связь между вещественными и личными элементами. Конкретной формой взаимосвязи работников (собственников личных элементов) и предпринимателей (собственников вещественных элементов) выступает заработная плата и прибыль.

5) способы организации труда, зависящие от цели производства, способа связи вещественных и личных элементов, разделения труда и конкуренции;

6) отношение к труду. Для части населения труд вообще не представляет ценности, не является важным делом. Для большей же части людей труд - основное занятие в жизни. Среди этой категории отношение к труду двойственное. Конкретные виды труда могут приносить удовлетворение (или неудовлетворенность) его содержанием и общественной значимостью. Отношение к труду как к источнику существования носит противоречивый характер, связано с противоборством наемных работников и работодателей за увеличение своей доли в доходе.

Изменения в структуре общественного труда отражаются на структуре занятости населения по секторам экономики, отраслям, предприятиям и внутри них.

Функции общественного труда выражают изменение его содержания во времени в зависимости от уровня развития производительных сил:

1) труд как способ и мера удовлетворения человеческих потребностей;

2) труд как основа существования общества, источник вещественного богатства, фактор общественного прогресса;

3) труд как фактор развития самого человека, как сфера утверждения личности.


А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

3958. Комп’ютерне моделювання в економіці, лабораторна робота 117.61 KB
Міністерство освіти і науки, молоді та спорту України Національний транспортний університет Факультет транспортних та інформаційних технологій Кафедра інформаційних систем і технологій Комп’ютерне моделювання в економіці Лабораторна робота...
3959. Прийняття рішень при векторному критерії оптимальності. Здачі багатокритеріальної оптимальності 115.12 KB
Перейдемо до розгляду інформаційних технологій розв"язку ряду задач векторної оптимізації. У процесі розгляду ми обмежимося найбільше широко використовуваними методами. Для розв"язку задач будемо використовувати процесор електронних таблиць Excel, здатний досить просто й ефективно вирішувати задачі подібного роду.
3960. Системи виявлення атак та їх додаткові інструментальні засоби 111.35 KB
Доповідь на тему: Системи виявлення атак та їх додаткові інструментальні засоби. Системи виявлення атак Система виявлення атак, СВА (Intrusion Detection System, IDS) – це програмна або програмно-апаратна сис...
3961. КОМПЛЕКСНАЯ ОЦЕНКА МЕТЕОРОЛОГИЧЕСКОЙ ОБСТАНОВКИ ПО ЗАДАННОЙ ВОЗДУШНОЙ ТРАССЕ 104.55 KB
В районе ИПМ (Берлин) находится неустойчивая холодная воздушная масса. Берлин находится в тыловой части циклона, в центре которого давление 990. Далее маршрут проходит через холодный фронт, далее тёплый сектор циклона и затем через тёплый фронт. Между ИПМ (Берлин) и ППМ (Москва) в районе Минска условия погоды определяются седловиной.
3962. ОЦІНКА ДОЦІЛЬНОСТІ ІНВЕСТИЦІЙ З РИЗИКОММЕТОДОМ ЕКВІВАЛЕНТУ ВПЕВНЕНОСТІ 80.61 KB
Лабораторна робота №4 ОЦІНКА ДОЦІЛЬНОСТІ ІНВЕСТИЦІЙ З РИЗИКОМ МЕТОДОМ ЕКВІВАЛЕНТУ ВПЕВНЕНОСТІ Мета роботи. Ознайомитися з методом аналізу ефективності інвестицій за допомогою методу еквіваленту впевненості. Коротка теоретична довідка. Метод еквівале...
3963. Задачі багатокритеріальної оптимізації 73.78 KB
Лабораторна робота №2.1. Задачі багатокритеріальної оптимізації. Приклад виконання завдання. Побудувати множину Парето та здійснити вибір альтернативи з цієї множини за критерієм згортки Варіант №30. Об’єм ОЗУ Критерії f i Вага критерію Comp_1 Co...
3964. Реалізація генератора на основі ПЛІС EPM7128SLC84 фірми Altera 381.5 KB
Лабораторна робота №6 “Реалізація генератора на основі ПЛІС EPM7128SLC84 фірми Altera” з курсу „Мікропроцесорні та програмні засоби автоматизації” для студентів, які навчаються за напрямом „Автоматизація та комп’ютерно-інтегровані технології
3965. Основные объекты и действия в испанском языке. Грамматика испанского языка 380.09 KB
Имя существительное в испанском языке имеет два рода: мужской и женский, и два числа: единственное и множественное. Род существительного в испанском языке может не совпадать с родом соответствующего слова в русском языке (так, например, слово “libro” – мужского рода, а его русский эквивалент «книга» – женского рода).
3966. Пакет Swing компонувальники LayoutManager 379.45 KB
Лабораторна робота (Пакет Swing – компонувальники (LayoutManager)) Тема роботи: Пакет Swing – компонувальники (LayoutManager). Мета роботи: Дослідити роботу, одного з компонентів пакету Swing, компонувальники (LayoutManager). План ро...

Министерство образования и науки Украины

Донбасский государственный технический университет

Кафедра экономики и управления

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

По дисциплине: «Рынок трудаизанятость»

Вариант № 26

Выполнила:

Проверил:

Алчевск 2008

Введение

Теоретическая часть

Практическая часть

Заключение

Перечень используемой литературы

Приложения

ВВЕДЕНИЕ

В современных условиях глубоких перемен и непредсказуемых изменений во внешней среде предприятию для того, чтобы завоевать и удерживать конкурентоспособность на мировом и внутреннем рынках, необходимо иметь особенные технологии и выпускать исключительную по потребительной ценности продукцию, а, следовательно, постоянно и целенаправленно проводить наступательную инновационную стратегию развития. Современный корпоративный менеджмент на первое место ставит проблему адаптации к изменением внешней среды путем обретения нового взгляда на будущее организации, принятия нового стратегического курса развития на основе выработки и реализации политики перемен.

При переходе к рыночным отношениям вектор разработанной ЗАО «НКМЗ» стратегии был четко ориентирован на позиции на мировом и внутреннем рынках, достижение устойчивого развития и стабильного финансового положения. Это позволило в сложных макроэкономических условиях хозяйствования обеспечить поступательный рост производства и создать прочный фундамент для его последовательного технического, технологического и организационного ― структурного совершенствования.

Настаивая на формировании смешанной экономики, которая сочетала бы государственное регулирование и рыночные отношения (план и рынок), на всесторонней поддержке отечественного производителя, на проведении реформ в интересах развития внутреннего рынка и подъема уровня жизни собственного народа, ученые ― экономисты рекомендуют отказаться от монетаризма, от услуг западных советников и воспользоваться предложениями отечественных специалистов, а также успешным опытом Китая. В последнее время актуализируются проблемы искоренения коррекции, детенизации экономики, ограничения влияния олигархических планов и их сращивания с государственным аппаратом.

В современной мировой практике преобладает позиция не противопоставления малого и крупного предпринимательства, а их разумного сочетания, малые и средние предприятия, сохраняя свою экономическую и юридическую самостоятельность, органично входят в состав крупных корпораций. Причем последнее часто сами инициируют создание малых структур, особенно на новых научно-технологических направлениях, предоставляя им всестороннюю поддержку.

Такие действия стимулируются государством путем льготной налогообложения капитала, который вкладывается крупными предприятиями в развитие малых структур.

Но реальной является тенденция падения инновационной активности производственной сферы в Украине. Так, есть в 1990 г. на 100 тыс. чел. регистрировалось 35 изобретений, то сейчас – только 3.

Основные показатели инновационной деятельности промышленных предприятий в Украине

Рыночные преобразования в Украине, вызванные объективной необходимостью трансформации отношений собственности, обусловили, прежде всего, изменение роли государства в экономики общества.

Переход от государственно-плановой экономики и рыночно-конкурентной требовал лишения государства монополии на собственность, введения рыночных институтов и методов хозяйствования, развития отношений собственности, основанных на плюрализме ее форм. Поэтому цель приватизации в Украине заключалась не в корректировке ими улучшении системы, а в коренном изменении принципов функционирования экономики.

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Роль труда в развития человека и общества

В самом общем понимании, труд ― это деятельность человека, направленная на достижение определенного результата. Труд как целесообразная и целеустремленная деятельность людей является непременным условием существования и развития общества.

Современное определение труда как сознательной целеустремленной образовывающей деятельности человека.

За традиционным (в частности марксистским) подходом к рассмотрению труда как фактору производства, процесс труда содержит три обязательных элемента: целесообразную деятельность человека (собственно труд), предметы труда и средства труда. В настоящее время экономическая наука рассматривает труд шире и комплектнее. В частности предлагается рассматривать, по меньшей мере, пять элементов процесса труда: предмет труда - вещь, данная природой, или предмет, выработанный предыдущим трудом, объект ли предоставления услуг, на которые направлена трудовая деятельность работника с целью предоставления им новых полезных человеку свойств; средство труда - проводник производительного действия человека на предметы и силы природы, те орудия, с помощью которых работник влияет на предмет труда: технология деятельности - определен порядок производственных процессов, совокупность методов влияния на предмет труда для изменения или предоставления ему новых свойств, формы, местонахождения, в пространстве, взаимного расположения составляющих блага, которое производится; организация труда - система производственных взаимосвязей работников со средствами производства и между собой, что образует определенный порядок организации и осуществления процесса труда; сам труд (живой труд) - процесс осознанного влияния работника на предметы труда с помощью средств труда, технологии, организации с целью изменения предметов и сил природы, ради удовлетворения своих потребностей. В процессе труда люди взаимодействуют также и с окружающей средой.

Труд - это процесс взаимодействия человека и природы, в котором человек своей деятельностью опосредствует, регулирует, контролирует обмен веществ между собой и природой. Наиболее активная функция в процессе производства принадлежит человека как носителю живого труда, и только деятельность человека превращает предметы природы в предметы и средства труда, создает технологию и организацию. Труд характеризуется осознанностью человеком, направленностью своих действий на результат (к тому же общественно полезный результат) и энергозатраты (расходами физической и умственной энергии на осуществление трудовой деятельности). Трудом человек создает, воспроизводит, увеличивает объем нужных ей материальных и невещественных благ.

Труд является материальным процессом взаимодействия человека с природой и общественным процессом взаимодействия людей в производственной деятельности. Труд есть также и процессом потребления человеческого капитала как совокупность физических и умственных способностей человека, который выступает личностным фактором производства. Именно этот фактор производства приводит в движение средства производства, создает и совершенствует технику и технологию, организует производство и определяет его цель. Вне живого труда, без сочетания с ней материальные факторы производства являются лишь определенным набором вещей.

В процессе исторического, социально-экономического, научно-технического развития роль личностного фактора производства постоянно растет. Научно-технический и социальный прогресс, вооружая человека могучими средствами производства, не только не снижает, но и повышает роль человека, выдвигая новые, значительно высшие требования к качеству рабочей силы.

Следовательно, сущность труда в контексте теоретико-методологических принципов экономики труда определяется через совокупность функций, которые она выполняет относительно человека и общества как основная сфера жизнедеятельности и развития человека, необходимо условие жизни общества и сложная форма взаимоотношений людей в процессе производственной деятельности.

Производительный труд в сфере материального и невещественного производства - основа экономического роста, благосостояния населения, развития конкретного человека и прогресса общества, в целом. Именно это определяет неотложную необходимость создания технических, организационных, социальных, экономических условий для такого труда и обеспечения нормальные сбалансированных социально трудовых отношения между участниками производственного процесса (работодателями; работниками; их субъектами и органами).

Роль и важность труда у развития человека и общества проявляется в том, что в процессе труда создаются не только материальные и духовные ценности, назначенные удовлетворять потребности людей, но и развиваются сами работники, приобретая новые навыки, раскрывая собственные способности, дополняя и обогащая знание. Творческий труд способствует продуцированию новых идей, совершенствованию средств труда, появлению прогрессивных технологий, новой продукции, материалов, энергии, которые, в свою очередь, создают новые потребности. То есть в результате трудовой деятельности удовлетворяются потребности людей и происходит прогресс производства, возникают новые потребности и последующее их удовольствие, которое в дальнейшем влияет на воссоздание населения, способствует повышению материального и культурного уровня его жизни.

Следовательно, сущность труда заключается в том, что труд - это процесс осознанной трудовой деятельности человека, который осуществляется ради получения полезного результата и есть, с одной стороны, процессом взаимодействия человека со средствами, предметами труда в пределах определенной технологии и организации, а, с другой стороны, - процессом общественного взаимодействия между людьми.

Значение труда в жизни человека и общества оказывается во многих разнообразных его функциях. Основные из них такие:

    труд является основным, естественном, общественно признанным, моральным способом удовольствия все материальные и очень многих духовных потребностей, как отдельного человека, так и человечества, в целом.

    труд создает общественное богатство, приспосабливает естественные условия для удобства людей, опосредствует, регулирует, контролирует получение человеком естественных благ.

    труд формирует сообщества людей, общество в целом и определяет общественный прогресс. Труд и его результаты признаются обществом как естественная основа социальной дифференциации, они являются сердцевиной всех социальных отношений.

    труд и подготовка к ней становится основной движущей силой развития человека. Создавая и совершенствуя материальные и духовные блага, человек приобретает знания, трудовые навыки, умение эффективно взаимодействовать с другими людьми. Труд - это определяющая сфера социализации человека в обществе.

    в труде и благодаря труду люди познают как законы своего развития, так и законы природы. Интеллектуальный, творческий труд открывает каждому отдельному человеку и человечеству в целом путь к свободе, включая свободу от естественных опасностей, от болезней, от материальных лишений.

Процесс труда является сложным социально-экономическим явлением, которое раскрывается в двух аспектах. С одного бока, это процесс целесообразной деятельности человека, направленный на превращение предметов труда в потребительскую стоимость. Влияя на предметы труда, превращая их и видоизменяя для достижения конкретной цели производства, человек тратит физическую и нервную энергию. Это определяет физиологичный аспект процесса труда, хотя в то же время труд является и материальным процессом, выражая отношение людей к природе.

Впервые на роль труда как решающего фактора в историческом становлении человека указал Ф. Энгельс. В самом деле, все, что отличает человека от человекообразных обезьян, прямо или косвенно связано с трудовой деятельностью человека, с применением орудий труда. Все условия материальной и духовной жизни современного человека есть продукт труда многих поколений людей. Вся история человеческого общества свидетельствует о том, что она подчинена социально-экономическим законам, т. е. законам становления и развития производительных сил общества и его производственных отношений.

Таким образом, труд, по словам Ф. Энгельса, - «…первое основное условие всей человеческой жизни и притом в такой степени, что мы в известном смысле должны сказать: труд создал самого человека». Данные современной антропологии полностью подтвердили теорию Ф. Энгельса о роли труда в происхождении человека. На всем пути палеонтологической летописи человека остаткам наших далеких предков сопутствуют остатки орудий труда той или иной степени сложности. Изменение внешнего облика наших предков от обезьяноподобного к человекоподобному идет параллельно с изменением орудий труда от более примитивных к более совершенным.

Животными предками человека была группа обезьян со стадным образом жизни, вынужденных часто спускаться с деревьев на землю в поисках пищи. Передвижение по земле стаж) предпосылкой к развитию у них прямохождения. Передние конечности, освободившиеся от функции передвижения, стали разносторонне использоваться при добывании пищи. Сначала изредка, а затем все более регулярно в будущих руках этих животных оказывались то камень, то палка, при помощи которых легче было добывать пищу. Но все это еще были действия, не выходящие за пределы чисто животного поведения.

Переломным моментом оказался следующий шаг - когда вместо случайно подобранной палки или камня в ход пошли заранее приготовленные палка или камень. Началось изготовление орудий труда - и здесь прошел рубеж между обезьяной и человеком. Прогресс в изготовлении орудий труда сопровождался двумя важнейшими изменениями в самом человеке: развитием руки и его мозга. Это помогло человеку овладеть искусством использования огня. Огонь согревал первобытного человека, оберегал его от крупных хищников, делал его пищу более переваримой. Особенно велико было значение огня при расселении первобытного человека: огонь позволял ему осваивать ранее недоступные районы с холодным климатом.

Общение людей во время совместной охоты и изготовления орудий труда на основе усиленного развития нервной системы привело к возникновению членораздельной речи. А это в свою очередь привело к усложнению трудовой деятельности. Мыслительная способность людей развивалась, конкретные представления об окружающих предметах и явлениях обобщались в абстрактные понятия.

Так на протяжении многих тысячелетий в процессе трудовой деятельности изменялся и сам человек, возникали новые взаимоотношения людей через первоначальное разделение труда между ними.