Форекс

Профессиональный портфолио педагога новикова т.г., д.п.н., профессор, зав.кафедрой апкиппро. Портфолио как инструмент осознания собственных целей образования

Официальные сведения и контакты.

Официальное наименование программы.Программа ʼʼШкола гражданского обществаʼʼ Общероссийской общественной организации ʼʼДетские и молодежные социальные инициативыʼʼ (ДИМСИ). Программа реализуется с 1996 ᴦ. Организация имеет региональные отделœения в Кировской, Пензенской, Пермской, Рязанской, Тульской, Тюменской, Челябинской, Ярославской областях, Ставропольском крае, республиках Мари-Эл, Удмуртия, в ᴦ. Санкт-Петербурᴦ. Подразделœения организации функционируют в муниципальных образованиях, городах Владимирской, Саратовской, Самарской области, имеется Якутская общественная организация ДИМСИ.

Руководство программой. Директор: Никитина Любовь Евгеньевна - член Исполкома ДИМСИ, д.п.н., член Сою­за журналистов России; Зам. директора по связям со средствами массовой ин­формации: Нагаев Игорь Германович - член Исполкома ДИМСИ, член Союза журналистов России, главный редактор журнала ʼʼДетская ли­тератураʼʼ, Тетерский С.В. - координатор региональных подразделœений программы, д.п.н., президент ДИМСИ, член Союза журналистов России и др.
Размещено на реф.рф
Расположение руководства, органов управления программой: ᴦ. Москва. Контакты. Адрес: 119121, Москва, ул. Погодинская, д. 8, к. 322. Адрес сайта в Интернете: www.dimsi.net , электронная почта: [email protected] .

Цель программы - создание благоприятных условий для гражданского становления и личностного развития юных россиян в процессе формирования активной жизненной позиции и чувства ответственности за свой личный выбор и будущее России.

Молодежный гражданский марафон (МГМ) - ϶ᴛᴏ технология повышения гражданской активности жителœей местного сообщества, прежде всœего школьников, основанная на их индивидуальной (групповой) инициативе, ученическом самоуправлении, реальной социальной практике и личном участии в делах школы, детских общественных организаций, местного сообщества, на деловом сотрудничестве с муниципальными органами власти и т.д. Это комплексная программа гражданского воспитания детей школьного возраста͵ подготовка и проведение базовых мероприятий которой рассчитаны на весь учебный год в масштабах образовательного учреждения, муниципального образования и субъекта РФ, а промежуточные (каникулярные) и итоговые (летние) программы – на межрегиональный (или Всероссийский) уровень.

Основные задачи марафона, стоящие перед отдельными участниками:

– освоение базовых демократических процедур гражданского общества, повышение культуры правовых и деловых отношений,

– знакомство с содержанием экономических и политических отношений на государственном и международном уровне;

– изучение истории своего края, народа, страны для дальнейшего укрепления основ демократии и народовластия в России; – овладение технологией социального проектирования и участие в реальной жизни местного сообщества.

Основные задачи марафона, стоящие перед образовательными учреждениями и общественными организациями:

– включение школьников в реальную работу по улучшению жизни местного сообщества;

– помощь учащимся в освоении технологии "портфолио" (папки личных достижений школьника), которая помогает сделать более точный выбор профиля дальнейшего обучения и/или вида работы;

– апробация программ дополнительного образования с целью их дальнейшего внедрения в свою педагогическую практику;

– диагностика готовности учащихся к реальной взрослой жизни с внесением необходимых корректив в свою работу.

Основные задачи марафона, стоящие перед муниципальными органами управления образованием:

– изучение воспитательного потенциала образовательных учреждений и детских общественных организаций;

– развитие ученического самоуправления в образовательных учреждениях и активизация деятельности детских и молодежных общественных организаций;

– систематизация имеющегося опыта гражданского воспитания детей и создание информационного банка эффективных технологий гражданского воспитания молодежи;

– стимулирование деятельности педагогических коллективов, активно занимающихся гражданским воспитанием подрастающего поколения;

Установление отношений социального партнерства с представителями бизнеса и общественными организациями, действующими на территории муниципального образования.

Основные направления деятельности, реализуемые в программе. В содержание МГМ органично включаются три ведущих направления деятельности (подпрограммы):

а) ʼʼУченическое самоуправлениеʼʼ – функционирование органов ученического самоуправления на уровне классов и всœего коллектива образовательного учреждения во взаимодействии с другими органами школьного самоуправления и детскими общественными организациями;

б) ʼʼДетские общественные организацииʼʼ – деятельность существующих (или создание новых) детских общественных организаций во взаимодействии с ученическим самоуправлением образовательного учреждения и местным самоуправлением через ассоциацию общественных объединœений и т.п.;

в) ʼʼЦентры гражданского самообразованияʼʼ – создание и работа в образовательных учреждениях муниципалитета центров гражданского самообразования детей и молодежи в режиме сетевого взаимодействия. В каждом центре реализуется одна или две программы, основное содержание которых составляет гражданская тематика.

Организация и проведение мероприятий молодежного гражданского марафона строится на следующих базовых принципах и положениях.

1. Инициативное участие образовательных учреждений и общественных организаций, которые могут выступать одновременно как в качестве центра гражданского самообразования детей и молодежи, работающего с учащимися всœего муниципалитета (города, посœелка и т.д.) по своей авторской программе, так и в качестве делœегации, принимающей участие в программах других центров гражданского самообразования.

2. Возможность индивидуального инициативного участия в МГМ. Любой школьник вправе по своей личной инициативе принять участие в любом мероприятии МГМ в качестве активного участника (доклад на конференции, учеба в одном из центров гражданского самообразования и т.д.) при условии предварительной заявки, так и в качестве наблюдателя.

3. Сетевое взаимодействие образовательных учреждений и общественных организаций по четырем подпрограммам, которые реализуются одновременно на базе сети центров гражданского самообразования детей и молодежи, где в течение учебного года проводятся мероприятия, запланированные общеобразовательными учреждениями, учреждениями дополнительного образования, детскими общественными организациями и т.д. И посœещать эти центры в праве любой школьник, заранее оформивший заявку на участие в программе того или иного центра.

4. Общая циклограмма базовых мероприятий, проводимых во время школьных каникул, заранее согласовываются со всœеми регионами и проводятся, как правило, на межрегиональном уровне, то есть с приглашением делœегаций школ, УДО и ДОО из различных регионов России, принимающих участие в гражданском марафоне.

5. Ежегодный межрегиональный (российский) финал каждого направления МГМ: 1 – ʼʼУченическое самоуправлениеʼʼ – тематическая смена активистов ученического самоуправления, на уровне России смена ʼʼЛидер-2006ʼʼв ВДЦ ʼʼОрленокʼʼ; 2 – ʼʼДетские общественные организацииʼʼ, вопрос о мероприятии решается регионами; 3 – ʼʼЦентры гражданского самообразования детей и молодежиʼʼ, вопрос о мероприятии решается регионами. По технологии ʼʼСоциальное проектированиеʼʼ проводится финал в виде Всероссийской акции ʼʼЯ – гражданин Россииʼʼ в ВДЦ ʼʼОрленокʼʼ.

6. Общее итоговое мероприятие – Межрегиональный детский гражданский Форум ʼʼВерим в Россию. Строим Россиюʼʼ проводится как конференция по итогам проведенного марафона и серия круглых столов по планированию и разработке социальных проектов на учебный год.

Прутченков Александр Сергеевич, доктор пед. наук, профессор, главный научный сотрудник Гос. НИИ семьи и воспитания РАО.

Новикова Татьяна Геннадьевна, канд. пед. наук, доцент, зав.кафедрой развития образовательных систем АПК и ППРО.

По мнению ведущих российских педагогов, одним из существенных недостатков традиционной образовательной системы является то, что цели образования задаются и определяются внешними факторами, обстоятельствами, даже муниципальными условиями, но никак не тем, кто непосредственно получает образование, являясь основным потребителем предлагаемых образовательных услуг.

Следовательно, на рынке образования уже начинает складываться парадоксальная, с точки зрения здравого смысла и экономических законов, ситуация, при которой цели потребителю диктуются и определяются извне, а при переходе всей системы российского образования на нормативно-подушевое финансирование – ему, то есть потребителю придется еще и оплачивать эти самые образовательные услуги, цель которых для него не всегда понятна и приемлема. И у него до сих пор практически нет реальных прав и, главное, эффективного понятного и простого в использовании инструмента, с помощью которого он мог бы самостоятельно, осознанно и под свою личную ответственность определять свои образовательные цели, фиксировать их, формализовать и доводить до тех, кто призван оказывать образовательные услуги, и только после этого оплачивать их.

Проблема самостоятельного и осознанного целеполагания актуальна еще и потому, что рынок труда все более жестко начинает оценивать образовательные результаты не только по формальному наличию соответствующего документа (сертификата, диплома, удостоверения о повышении квалификации и т.п.), а по реальным навыкам, умениям, более совершенному профессиональному опыту, сформированным компетенциям, которые требуется продемонстрировать в первый же день после приема на работу или для дальнейшего профессионального обучения. Это связано с тем, что стремительно изменяющаяся экономическая действительность не дает ни времени, ни права на "профессиональное благодушие" – сегодня все диктуется жесткой экономической или финансовой целесообразностью, или необходимостью становиться конкурентоспособным. Это относится не только к отдельному человеку, но и к предприятиям, фирмам, образовательным учреждениям, и даже целым отраслям экономики.

И поэтому в настоящее время с особой остротой встает вопрос о пересмотре эффективности педагогических технологий, именно с точки зрения наличия в них элементов, ориентирующих обучающихся на самостоятельную постановку целей обучения, что становится органичной составной частью социальной и профессиональной подготовки и образования как подрастающего поколения, так и тех, кто давно и успешно трудится, и кому, в ближайшее время предстоит постоянно заниматься повышением квалификации или профессиональной переподготовкой.

Об этом прямо сказано в Федеральной целевой программе развития образования с 2006 по 2010 г., где пятое направление называется "Внедрение моделей непрерывного профессионального образования, обеспечивающих каждому человеку возможность формирования индивидуальной образовательной траектории для дальнейшего профессионального, карьерного и личностного роста", а в качестве индикатора обозначен "удельный вес численности занятого населения, прошедшего повышение квалификации и профессиональную переподготовку: 2006 год – 5%, 2007 год – 10%, 2008 год – 12%, 2009 год – 15% и 2010 год – 30%."

Одной из основных задач стоящих перед системой образовании, является переориентация на подготовку человека, самостоятельно выбирающего индивидуальную траекторию развития в соответствии со своими способностями и возможностями, ответственно принимающего решения и точно, эффективно, разумно действующего в современном меняющемся мире. Самостоятельность как ответственное, инициативное, независимое поведение, совершаемое собственными силами, - это основной вектор взросления. Поэтому без изменения подходов к системе целеполагания и оценивания в нынешних условиях развития образования невозможно достичь поставленных образовательных целей.

В ходе специально проведенных исследований учеными установлено, что одной из причин отставания учащихся в обучении является слабо развитое умение определять образовательные цели и критически оценивать результаты своей учебной деятельности. Использование технологии "портфолио", призвано решить данную и многие другие проблемы, связанные с объективным целеполаганием и оцениванием результатов деятельности ученика.

Вектором современного подхода к обучению можно считать его практическую деятельностную направленность, ориентацию не столько на усвоение знания, сколько на способность его применения, использования на практике, портфолио «настраивается» не на репродуцированную учеником информацию, а на созданный им самостоятельный продукт, в идеале имеющий прикладную ценность. Привычные примеры такого продукта – различные учебные проекты: исследовательские, художественные, социальные и т.п.

Современные образовательные инновации делают акцент собственно на учении (learning, а не teaching), делая ученика субъектом и центром образовательного процесса, предоставляя ему максимум свободы и ответственности в целеполагании и организации собственной учебной деятельности. Например, в поиске источников информации, выборе экспертов и руководителей в учебных исследованиях, разработке индивидуальных учебных программ и т.д.

В последние несколько десятилетий в развитых зарубежных странах портфолио школьника является одной альтернативных форм образовательного целеполагания, отвечающих требованиям новых социально-экономических реалий. Конечную цель учебного портфолио многие зарубежные авторы видят в доказательстве прогресса обучения по результатам, по приложенным усилиям, по материализованным продуктам учебно-познавательной деятельности конкретного обучающегося. Систематическое фиксирование своих достижений, постоянный анализ причин успехов и неудач, своего отношения к тому или иному виду деятельности – все это помогает не только понять свое предназначение в жизни, определиться с будущей профессией (а для специалиста – и может быть со сменой уже освоенной профессии), но и интуитивно (а при наличии специальной помощи и поддержки со стороны педагога, родителя, консультанта и осознанно) выйти на понимание необходимости самому ставить цели любой учебной деятельности, результаты которой в дальнейшем можно и нужно фиксировать в своем личном портфолио.

Термин "портфолио" пришел в педагогику из политики и бизнеса: каждому знакомы понятия министерский портфель, портфель инвестиций и т.д. Портфолио могут быть служебными, профессиональными, деловыми и представляться как в текстовом формате, так и в электронном виде. Это придает портфолио упорядоченность в пользовании заинтересованными лицами: учителями, родителями, одноклассниками, администрацией и т.д. Внешне портфолио может быть оформлен в виде папок, картотек, портфелей, то есть предоставляется полная свобода и приветствуется инициатива, при единственном требовании – удобство хранения.

Основной смысл портфолио – "показать все, на что ты способен". Педагогическая философия портфолио, выраженная в формуле "Возьми ответственность за свое образование в свои руки", предполагает:
• смещение акцента с того, что учащийся не знает и не умеет, на то, что он знает и умеет по данной теме, разделу, предмету;
• интеграцию количественной и качественной оценок результатов деятельности ученика;
• перенос педагогического ударения с оценки на самооценку обучающихся.

Данные особенности портфолио позволяют обучающимся при его активном и систематическом использовании постепенно научиться САМОСТОЯТЕЛЬНО не только оценивать свои достижения в различных областях, что, безусловно, уже само по себе является фактом, достаточным для того, чтобы признать педагогическую целесообразность повсеместного и постоянного использования портфолио, но и выходить на использование его основного предназначения – помогать обучающимся осознавать цели образования как образования для себя и в течение всей жизни.

Состав портфолио зависит от конкретных целей обучения, которые могут и должны задаваться именно самим обучающимся, независимо от возраста и имеющихся социальных и профессиональных компетенций. Именно глубоко осознанные и четко сформулированные цели являются результатом приложенных человеком усилий и полученных достижений. А реальный прогресс в процессе обучения ускоряется при наличии таких личностно значимых целей, сформулированных самим обучающимся.

Каждый элемент портфолио должен "работать" на уточнение ранее поставленных целей, становиться своеобразным индикатором степени достижения этих целей, или служить сигналом к их неизбежной корректировке для оптимизации предпринимаемых усилий по достижению ранее определенных целей. Причем с помощью систематической работы с портфолио, только действительно при полной самостоятельности школьника, привычка осознавать цель любого вида деятельности, будь то участие в школьном конкурсе социальных проектов, городской олимпиаде по учебному предмету, дополнительные занятия во дворце творчества и т.п., становится внутренней потребностью ребенка.

Как указывает ряд авторов, активно работающих на совершенствованием технологии портфолио, целесообразно, чтобы при его оформлении обучающийся обязательно включал такой элемент как самоанализ "владельца портфолио" и его взгляд в собственное будущее, в том числе и в виде пятилетнего плана с разделами "Что я собираюсь сделать в течение данного периода" и "Что лично от меня для этого потребуется".

Основными критериями качества портфолио в зарубежной школе являются:
• развитость мышления (гибкость, рациональность, оригинальность);
• сформированность умения решать задачи;
• сформированность прикладных умений (способность решать практические проблемы, применять новые технологии для решения прикладных задач и т.п.);
• развитость коммуникативных умений (умение работать в малых группах, выступать с докладами, сформированность письменного языка, умение четко и аргументировано излагать свою мысль, грамотность в оформлении решения задач, умелое использование графиков, диаграмм, таблиц и т.д.);
• сформированность умений самоконтроля и самооценки (самокритичность, умение работать над ошибками, реалистичность в оценке своих способностей и другое).

Все эти критерии в той или иной мере способствуют формированию умений осознавать свои собственные образовательные цели, помогают в процессе постоянного использования портфолио закреплять их, видя реальные результаты использования.

Существуют различные подходы к определению понятия "портфолио":

1. Портфолио – это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений школьника в определенный период его обучения. Портфолио ориентирован не только на процесс оценивания полученных школьником результатов, но и на самооценку, то есть активное и сознательное отношение самого школьника к процессу и результатам обучения.

2. Портфолио – это коллекция работ и результатов учащегося, которая демонстрирует его усилия, прогресс и достижения в различных областях.

3. Портфолио систематический и специально организованный сбор доказательств, используемых учителем и учащимися для мониторинга знаний, навыков и отношений обучаемых.

4. Портфолио - рабочая файловая папка, содержащая многообразную информацию, которая документирует приобретенный опыт и достижения учащихся.

Несмотря на различные подходы к определению дефиниции, можно отметить, что портфолио дополняет традиционные контрольно-оценочные средства, направленные на проверку репродуктивного уровня усвоения информации, а также рассматривается именно как инструмент самоанализа и постановки целей различных видов деятельности. Даже в младшем школьном возрасте ребенок может осознавать, что, участвуя в конкурсе, он может получить красивый диплом, который потом можно включить в свою папку личных достижений. Следовательно, у него непроизвольно формулируется цель – показать максимальный результат. И не так важно, что стимул пока лишь красивый бланк, главное – он начинает осознавать взаимосвязь между своей целью и результатом.

Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые учеником в разнообразных видах деятельности – учебной, творческой, социальной, коммуникативной и других – и является важнейшим элементом практико-ориентированного подхода к образованию.

Исходя из выше сказанного, делаем вывод - портфолио не только является современной эффективной формой оценивания, но и помогает решать важнейшую педагогическую задачу - формировать умение учиться – ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность.

Таким образом, в настоящее время совершенно четко обозначилась необходимость поиска эффективных способов обучения школьников навыкам самостоятельного определения собственных целей образования.

Фактически ученые и передовые педагоги-практики получили социальный заказ на скорейшее решение этого непростого вопроса. Установлено, что одной из причин отставания учащихся в учении является слабое понимание тех целей, которые стоят перед ребенком на уроке, во внеурочной деятельности, отсутствие развитых умений критически оценивать результаты своей учебной деятельности, анализировать и систематизировать уже полученные результаты и достижения и т.д.

Работа с портфолио помогает решать данную и многие другие педагогические проблемы. Однако, при использовании портфолио могут встретиться проблемы, связанные с различными аспектами, как техническими, так и социально-психологическими. Для их грамотного и педагогически обоснованного решения целесообразно обратиться к опыту прежних лет и новым наработкам современных образовательных учреждений. Российская школа богата своей историей и активно включилась в инновационную деятельность. Изучение теории и ознакомление с реальной практикой использования портфолио в качестве инструмента осознания школьником собственных целей образования помогут избежать возможных рисков и неопределенностей.

---
Для ссылок:
Прутченков А. С., Новикова Т. Г. Портфолио как инструмент осознания собственных целей образования. // Интернет-журнал "Эйдос". - 2007. - 22 февраля. http://www..htm..

ПОРТФОЛИО

и др. Каким быть учителю профильной школы // Профильная школа, 2007,№1. – с.22-28

Чуракова в системе педагогической диагностики.// Школьные технологии. – 2005.№. – с.181-195; Педдиагностика,2005,4. – с.42-70

Загвоздкин индивидуальных учебных достижений – нечто большее, чем просто альтернативный способ оценки. // Школьные технологии. – 2004, № 3. – с.179-185

Коновалова обязанности участников образовательного процесса при внедрении в практику портфолио как метода оценивания. // Практика административной работы в школе. – 2005,№5. – с.20-22

Радченко в системе психолого-педагогического сопровождения предпрофильной подготовки и профильного обучения. // Профильная школа. – 2007,№5. – с.21-25

Лобода портфолио как метод оценивания результатов обучения.// Педдиагностика,2005,№4. – с.71-79

Михайловский учителя. Обобщение и систематизация педагогических достижений. /\ Образование в современной школе. – 2006,№9. – с.19-23

Новикова Т. Портфолио учащихся в профильном обучении. // Народное образование. – 2007,№1. – с.170-179

Новикова Т. Оценивание с помощью портфолио. // Народное образование. – 2006,№7, с.137-141

О технологии портфолио в российской школе. // Педдиагностика. – 2006,№3. – с.93-111

Новикова подходы к оцениванию с помощью портфолио. // Педагогическая диагностика,№2. – с.59-72

Новикова подходы к оцениванию с помощью портфолио. // Школьные технологии. – 2006,№1. – с.139-146

Новикова Т. ,Прутченков А., Пинская М. Портфолио в Российской школе. // Народное образование. – 2005,№1. – с.84-97

Прутченков ошибок при использовании портфолио. // Профильная школа. – 2006,№3. – с.27-32

Новикова Т. Зарубежный опыт использования портфолио. // Народное образование. – 2005,39. – с.151-154

и др. Портфолио в зарубежной образовательной практике. // Вопросы образования. – 2004,№3. – с.201-239

Новикова Т. И др. Использование портфолио в практике российской школы. // Педагогическая техника. – 2006,№3. – с.109-128с.

Пинская по построению различных моделей и использованию портфолио учащихся основной и полной средней школы . // Профильная школа. – 2005,№1. – с.4-11

Пономарёва совет на тему: «Портфолио образовательного учреждения» // Методист,№2. – с.26-32

Портфолио и будущее ученика. //Управление школой. – 2005,№10. – с.24-25

Прутченков А.,Новикова Т..Пинская М. Портфолио: типичные ошибки и затруднения. // Народное образование. – 2005,№2. – с.71-80

Новикова игра «Портфолио, или папка личных достижений ученика». // Методист. – 2005,№2. – с.11-20

Прутченков А. и др. Портфолио: типичные ошибки и затруднения.// Адукацыя I выхаванне. – 2006,№5. – с.16-23

,Новикова ученика профильной школы // Папка. Интернет-журнал «Эйдос». Рубрика: Модернизация образования

Смирнова и анализ работы с портфолио. // Завуч начальной школы. – 2007,№1. – с.60-65

Федотова опыт использования портфолио. // Методист. – 2005,№5. – с.27-33

Федотова Е. и др. Зарубежный опыт использования портфолио. // Педагогическая техника. – 2005,№5. – с.113-119

Шитикова о портфолио достижений учащихся. // Практика административной работы школы. – 2006,32. – с.14-17

Никулина оценивания учебных достижений школьников в области правовой подготовки через создание рефлексивного портфолио.//Образование в современной школе.- 2005,№5. – с.21-28

Портфолио как инструмент осознания собственных целей образования.

, доктор пед. наук, профессор, главный научный сотрудник Гос. НИИ семьи и воспитания РАО.

, канд. пед. наук, доцент, зав. кафедрой развития образовательных систем АПК и ППРО.

По мнению ведущих российских педагогов, одним из существенных недостатков традиционной образовательной системы является то, что цели образования задаются и определяются внешними факторами, обстоятельствами, даже муниципальными условиями, но никак не тем, кто непосредственно получает образование, являясь основным потребителем предлагаемых образовательных услуг.

Следовательно, на рынке образования уже начинает складываться парадоксальная, с точки зрения здравого смысла и экономических законов, ситуация, при которой цели потребителю диктуются и определяются извне, а при переходе всей системы российского образования на нормативно-подушевое финансирование – ему, то есть потребителю придется еще и оплачивать эти самые образовательные услуги, цель которых для него не всегда понятна и приемлема. И у него до сих пор практически нет реальных прав и, главное, эффективного понятного и простого в использовании инструмента, с помощью которого он мог бы самостоятельно, осознанно и под свою личную ответственность определять свои образовательные цели, фиксировать их, формализовать и доводить до тех, кто призван оказывать образовательные услуги, и только после этого оплачивать их.

Проблема самостоятельного и осознанного целеполагания актуальна еще и потому, что рынок труда все более жестко начинает оценивать образовательные результаты не только по формальному наличию соответствующего документа (сертификата, диплома, удостоверения о повышении квалификации и т. п.), а по реальным навыкам, умениям, более совершенному профессиональному опыту, сформированным компетенциям, которые требуется продемонстрировать в первый же день после приема на работу или для дальнейшего профессионального обучения. Это связано с тем, что стремительно изменяющаяся экономическая действительность не дает ни времени, ни права на "профессиональное благодушие" – сегодня все диктуется жесткой экономической или финансовой целесообразностью, или необходимостью становиться конкурентоспособным. Это относится не только к отдельному человеку, но и к предприятиям, фирмам, образовательным учреждениям, и даже целым отраслям экономики.

И поэтому в настоящее время с особой остротой встает вопрос о пересмотре эффективности педагогических технологий, именно с точки зрения наличия в них элементов, ориентирующих обучающихся на самостоятельную постановку целей обучения, что становится органичной составной частью социальной и профессиональной подготовки и образования как подрастающего поколения, так и тех, кто давно и успешно трудится, и кому, в ближайшее время предстоит постоянно заниматься повышением квалификации или профессиональной переподготовкой.

Об этом прямо сказано в Федеральной целевой программе развития образования с 2006 по 2010 г., где пятое направление называется "Внедрение моделей непрерывного профессионального образования , обеспечивающих каждому человеку возможность формирования индивидуальной образовательной траектории для дальнейшего профессионального, карьерного и личностного роста", а в качестве индикатора обозначен "удельный вес численности занятого населения, прошедшего повышение квалификации и профессиональную переподготовку: 2006 год – 5%, 2007 год – 10%, 2008 год – 12%, 2009 год – 15% и 2010 год – 30%."1

Одной из основных задач стоящих перед системой образовании, является переориентация на подготовку человека, самостоятельно выбирающего индивидуальную траекторию развития в соответствии со своими способностями и возможностями, ответственно принимающего решения и точно, эффективно, разумно действующего в современном меняющемся мире. Самостоятельность как ответственное, инициативное, независимое поведение, совершаемое собственными силами, - это основной вектор взросления. Поэтому без изменения подходов к системе целеполагания и оценивания в нынешних условиях развития образования невозможно достичь поставленных образовательных целей.

В ходе специально проведенных исследований учеными установлено, что одной из причин отставания учащихся в обучении является слабо развитое умение определять образовательные цели и критически оценивать результаты своей учебной деятельности . Использование технологии "портфолио", призвано решить данную и многие другие проблемы, связанные с объективным целеполаганием и оцениванием результатов деятельности ученика.

Вектором современного подхода к обучению можно считать его практическую деятельностную направленность, ориентацию не столько на усвоение знания, сколько на способность его применения, использования на практике, портфолио «настраивается» не на репродуцированную учеником информацию, а на созданный им самостоятельный продукт, в идеале имеющий прикладную ценность. Привычные примеры такого продукта – различные учебные проекты: исследовательские, художественные, социальные и т. п.

Современные образовательные инновации делают акцент собственно на учении (learning, а не teaching), делая ученика субъектом и центром образовательного процесса, предоставляя ему максимум свободы и ответственности в целеполагании и организации собственной учебной деятельности. Например, в поиске источников информации, выборе экспертов и руководителей в учебных исследованиях, разработке индивидуальных учебных программ и т. д.

В последние несколько десятилетий в развитых зарубежных странах портфолио школьника является одной альтернативных форм образовательного целеполагания, отвечающих требованиям новых социально-экономических реалий. Конечную цель учебного портфолио многие зарубежные авторы видят в доказательстве прогресса обучения по результатам, по приложенным усилиям, по материализованным продуктам учебно-познавательной деятельности конкретного обучающегося. Систематическое фиксирование своих достижений, постоянный анализ причин успехов и неудач, своего отношения к тому или иному виду деятельности – все это помогает не только понять свое предназначение в жизни, определиться с будущей профессией (а для специалиста – и может быть со сменой уже освоенной профессии), но и интуитивно (а при наличии специальной помощи и поддержки со стороны педагога, родителя, консультанта и осознанно) выйти на понимание необходимости самому ставить цели любой учебной деятельности, результаты которой в дальнейшем можно и нужно фиксировать в своем личном портфолио.

Термин "портфолио" пришел в педагогику из политики и бизнеса: каждому знакомы понятия министерский портфель, портфель инвестиций и т. д. Портфолио могут быть служебными, профессиональными, деловыми и представляться как в текстовом формате, так и в электронном виде. Это придает портфолио упорядоченность в пользовании заинтересованными лицами: учителями, родителями, одноклассниками, администрацией и т. д. Внешне портфолио может быть оформлен в виде папок, картотек, портфелей, то есть предоставляется полная свобода и приветствуется инициатива, при единственном требовании – удобство хранения.

Основной смысл портфолио – "показать все, на что ты способен". Педагогическая философия портфолио, выраженная в формуле "Возьми ответственность за свое образование в свои руки", предполагает:
смещение акцента с того, что учащийся не знает и не умеет, на то, что он знает и умеет по данной теме, разделу, предмету;
интеграцию количественной и качественной оценок результатов деятельности ученика;
перенос педагогического ударения с оценки на самооценку обучающихся.

Данные особенности портфолио позволяют обучающимся при его активном и систематическом использовании постепенно научиться САМОСТОЯТЕЛЬНО не только оценивать свои достижения в различных областях, что, безусловно, уже само по себе является фактом, достаточным для того, чтобы признать педагогическую целесообразность повсеместного и постоянного использования портфолио, но и выходить на использование его основного предназначения – помогать обучающимся осознавать цели образования как образования для себя и в течение всей жизни.

Состав портфолио зависит от конкретных целей обучения, которые могут и должны задаваться именно самим обучающимся, независимо от возраста и имеющихся социальных и профессиональных компетенций. Именно глубоко осознанные и четко сформулированные цели являются результатом приложенных человеком усилий и полученных достижений. А реальный прогресс в процессе обучения ускоряется при наличии таких личностно значимых целей, сформулированных самим обучающимся.

Каждый элемент портфолио должен "работать" на уточнение ранее поставленных целей, становиться своеобразным индикатором степени достижения этих целей, или служить сигналом к их неизбежной корректировке для оптимизации предпринимаемых усилий по достижению ранее определенных целей. Причем с помощью систематической работы с портфолио, только действительно при полной самостоятельности школьника, привычка осознавать цель любого вида деятельности, будь то участие в школьном конкурсе социальных проектов, городской олимпиаде по учебному предмету, дополнительные занятия во дворце творчества и т. п., становится внутренней потребностью ребенка.

Как указывает ряд авторов, активно работающих на совершенствованием технологии портфолио, целесообразно, чтобы при его оформлении обучающийся обязательно включал такой элемент как самоанализ "владельца портфолио" и его взгляд в собственное будущее, в том числе и в виде пятилетнего плана с разделами "Что я собираюсь сделать в течение данного периода" и "Что лично от меня для этого потребуется".

Основными критериями качества портфолио в зарубежной школе являются:
развитость мышления (гибкость, рациональность, оригинальность);
сформированность умения решать задачи;
сформированность прикладных умений (способность решать практические проблемы, применять новые технологии для решения прикладных задач и т. п.);
развитость коммуникативных умений (умение работать в малых группах, выступать с докладами, сформированность письменного языка, умение четко и аргументировано излагать свою мысль, грамотность в оформлении решения задач, умелое использование графиков, диаграмм, таблиц и т. д.);
сформированность умений самоконтроля и самооценки (самокритичность, умение работать над ошибками, реалистичность в оценке своих способностей и другое).

Все эти критерии в той или иной мере способствуют формированию умений осознавать свои собственные образовательные цели, помогают в процессе постоянного использования портфолио закреплять их, видя реальные результаты использования.

Существуют различные подходы к определению понятия "портфолио":

1. Портфолио – это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений школьника в определенный период его обучения. Портфолио ориентирован не только на процесс оценивания полученных школьником результатов, но и на самооценку, то есть активное и сознательное отношение самого школьника к процессу и результатам обучения.

2. Портфолио – это коллекция работ и результатов учащегося, которая демонстрирует его усилия, прогресс и достижения в различных областях.

3. Портфолио – систематический и специально организованный сбор доказательств, используемых учителем и учащимися для мониторинга знаний, навыков и отношений обучаемых.

4. Портфолио - рабочая файловая папка, содержащая многообразную информацию, которая документирует приобретенный опыт и достижения учащихся.

Несмотря на различные подходы к определению дефиниции, можно отметить, что портфолио дополняет традиционные контрольно-оценочные средства, направленные на проверку репродуктивного уровня усвоения информации, а также рассматривается именно как инструмент самоанализа и постановки целей различных видов деятельности. Даже в младшем школьном возрасте ребенок может осознавать, что, участвуя в конкурсе, он может получить красивый диплом, который потом можно включить в свою папку личных достижений. Следовательно, у него непроизвольно формулируется цель – показать максимальный результат. И не так важно, что стимул пока лишь красивый бланк, главное – он начинает осознавать взаимосвязь между своей целью и результатом.

Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые учеником в разнообразных видах деятельности – учебной, творческой, социальной, коммуникативной и других – и является важнейшим элементом практико-ориентированного подхода к образованию.

Исходя из выше сказанного, делаем вывод - портфолио не только является современной эффективной формой оценивания, но и помогает решать важнейшую педагогическую задачу - формировать умение учиться – ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность.

Таким образом, в настоящее время совершенно четко обозначилась необходимость поиска эффективных способов обучения школьников навыкам самостоятельного определения собственных целей образования.

Фактически ученые и передовые педагоги-практики получили социальный заказ на скорейшее решение этого непростого вопроса. Установлено, что одной из причин отставания учащихся в учении является слабое понимание тех целей, которые стоят перед ребенком на уроке, во внеурочной деятельности , отсутствие развитых умений критически оценивать результаты своей учебной деятельности, анализировать и систематизировать уже полученные результаты и достижения и т. д.

Работа с портфолио помогает решать данную и многие другие педагогические проблемы. Однако, при использовании портфолио могут встретиться проблемы, связанные с различными аспектами, как техническими, так и социально-психологическими. Для их грамотного и педагогически обоснованного решения целесообразно обратиться к опыту прежних лет и новым наработкам современных образовательных учреждений. Российская школа богата своей историей и активно включилась в инновационную деятельность . Изучение теории и ознакомление с реальной практикой использования портфолио в качестве инструмента осознания школьником собственных целей образования помогут избежать возможных рисков и неопределенностей.

Литература
1.Федеральная целевая программа развития образования на 2006 - 2010 годы. Утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.01.01 г. № 000

---
Для ссылок:
, Новикова как инструмент осознания собственных целей образования. // Интернет-журнал "Эйдос"февраля. http://www. *****/journal/2007/0222-11.htm. - В надзаг: Центр дистанционного образования "Эйдос", e-mail: *****@***ru.


В своем выступлении 5 сентября 2005 г. В.В.Путин в качестве одной из задач при переходе на нормативное бюджетное финансирование системы образования выдвинул задачу «перехода на новую систему оплаты труда учителей и других школьных работников, в основе которой должно лежать качество работы учителей и устранение почасового принципа их оплаты».




Реализация НСОТ предполагает введение индивидуальных планов работы педагогических работников; установление требований к нормированию видов работ, предусмотренных в индивидуальных планах, в частности, установление «рамочного» нормирования по часам всех видов работы преподавателя; введение инструментов стимулирующей аттестации. Аттестация, направленная на стимулирование качества, устанавливается для школ и для учителей. Для школ: двухуровневая аттестация с разделением на минимальные требования и на оценку качества с встроенными механизмами стимулирования качественно работающих школ. Для учителей: введение новой дифференцированной системы учительских категорий и аттестация, стимулирующая качество работы и карьерный рост.


Портфолио учителя Действенным механизмом фиксирования профессиональных компетенций является «Портфолио». Состав портфолио зависит от конкретных задач, которые ставит перед собой сам учитель или председатель методического объединения. Портфолио для аттестации целесообразно вести параллельно по нескольким разделам.


В практике портфолио педагога выполняет следующие задачи: Профессиональный портфолио педагога служит основанием для получения им сертификата на преподавание и повторных лицензирований – портфолио лицензирования – затребован органами, осуществляющими лицензирование практикующих педагогов; Портфолио категорийный является одним из оснований при определении размера заработной платы и предъявляется администрации образовательного учреждения и инстанциям, компетентным в решении вопроса об определении категории педагога и размере его заработной платы; Портфолио учебного процесса – портфолио учебного планирования - составляется учителем и отражает динамику учебных достижений и образовательный процесс учащихся, класса и служит педагогу основанием для планирования, контроля, оценки своей преподавательской деятельности, во-первых, и учебной программы, во-вторых, а также используется на родительских собраниях, педагогических конференциях и т.д. Существенными характеристиками портфолио учителя является то, что он служит не только инструментом, облегчающим внешнюю экспертизу деятельности учителя и её результатов, но и обеспечивает для учителя возможность рефлексии и самооценки, а главное служит средством, поддерживающим профессиональный рост, позволяющий проектировать и контролировать его этапы, задачи, формы их реализации.


При подготовке портфолио учитель составляет индивидуальный план профессионального развития, в котором определяет: - цели и задачи своего профессионального роста - умения, которые ему необходимо приобрести - тренинги и курсы, которые он собирается пройти в ближайшие 2-3 года.




При оценке портфолио рассматриваются следующие показатели: Профессиональные навыки, знания, обязанности учителя – обязательно Достижения учащихся – как правило Общие результаты школы при аттестации – возможно Профессиональные достижения учителя, вновь приобретённые умения рассматриваются с точки зрения того, как они повлияли на результаты учеников.


Профессиональные навыки и умения учителя оцениваются в соответствии с преподавательскими стандартами. Число этих стандартов колеблется, но общая идеология и направленность является единой. В качестве основных стандартов можно выделить следующие: компетентность в вопросах преподавания; компетентность в планировании и подготовке уроков; компетентность в управлении классом; использование разнообразных методов оценивания; создание обстановки и использование методов, обеспечивающих максимальную активность учащихся; планирование своей деятельности для максимального соответствия потребностям учащихся; коллегиальность и сотрудничество; наблюдаемый профессиональный рост.


Несмотря на то, что жёсткого стандарта портфолио не существует, набор материалов достаточно устойчив: В портфолио учитель представляет различные свидетельства своего профессионального роста. педагогическая концепция; награды и сертификаты; тренинги и курсы; публикации; авторские либо коллективные программы; проекты и исследования; планы уроков; примеры заданий; достижения учеников; отзывы и оценки учеников, коллег, администрации. От традиционной для нашей школы папки, представляемой учителем при аттестации, этот набор материалов отличается тем, что на первое место выступает осмысление учителем своей деятельности (педагогическая концепция или философия) и в целом его рефлексивная позиция.


Портфолио учителя оформляется в папке- накопителе с файлами (скоросшивателе). Каждый отдельный материал, включенный в портфолио, должен датироваться. Состав портфолио зависит от конкретных задач, которые ставит перед собой сам учитель или председатель методического объединения. Портфолио для аттестации целесообразно вести параллельно по нескольким разделам. Портфолио учителя


Раздел 1. «Общие сведения об учителе» фамилия, имя, отчество, год рождения; образование (что и когда окончил, полученная специальность и квалификация по диплому); трудовой и педагогический стаж, стаж работы в данном ОУ; повышение квалификации (название структуры, где прослушаны курсы, год, месяц, проблематика курсов); копии документов, подтверждающих наличие ученых и почетных званий и степеней; наиболее значимые правительственные награды, грамоты, благодарственные письма; дипломы различных конкурсов; другие документы по усмотрению аттестуемого. Этот раздел позволяет судить о процессе индивидуального развития педагога.


Раздел 2. "Результаты педагогической деятельности " В этот раздел помещаются: материалы с результатами освоения обучающимися образовательных программ и сформированности у них ключевых компетентностей по преподаваемому предмету; сравнительный анализ деятельности педагогического работника за 3 года на основании; контрольных срезов знаний; участия воспитанников в школьных и окружных олимпиадах, конкурсах; результаты промежуточной и итоговой аттестации учащихся; наличие медалистов; поступление в вузы по специальности и т.п. Материалы данного раздела должны давать представление о динамике результатов педагогической деятельности аттестуемого учителя за определенный период.


Раздел 3. "Научно-методическая деятельность" материалы, в которых обосновывается выбор: - аттестуемым образовательной программы и комплекса учебно-методической литературы; - аттестуемым используемых образовательных технологий; - применения аттестуемым в своей практике тех или иных средств педагогической диагностики для оценки образовательных результатов; - использования информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе, - технологий обучения детей с проблемами развития и т.п.; - работа в методическом объединении, сотрудничество с окружным методическим центром, ВУЗами и другими учреждениями; участие в профессиональных и творческих педагогических конкурсах; участие в методических и предметных неделях; организация и проведение семинаров, "круглых столов", мастер-классов и т.п.; проведение научных исследований; разработка авторских программ; написание рукописи кандидатской или докторской диссертации; подготовка творческого отчета, реферата, доклада, статьи; другие документы,


Раздел 4. «Внеурочная деятельность по предмету» список творческих работ, рефератов, учебно- исследовательских работ, проектов, выполненных учащимися по предмету; победители олимпиад, конкурсов, соревнований, интеллектуальных марафонов и др.; сценарии внеклассных мероприятий, фотографии и видеокассеты с записью проведенных мероприятий, (выставки, предметные экскурсии, КВНы, брейн- ринги и т.п.); программы кружков и факультативов; другие документы.


Раздел 5. "Учебно-материальная база" В этом разделе помещается выписка из паспорта учебного кабинета (при его наличии): наличие словарей и другой справочной литературы по предмету; наличие наглядных пособий (макеты, таблицы, схемы, иллюстрации, портреты и др.); наличии технических средств обучения (телевизор, видеомагнитофон, музыкальный центр, диапроектор и др.); наличие компьютера и компьютерных средств обучения (программы виртуального эксперимента, контроля знаний, мультимедийные электронные учебники и т.п.); аудио и видеопособия; наличие дидактического материала, сборников задач, упражнений, примеров рефератов и сочинений и т.п.; измерители качества обученности учащихся; другие документы по желанию учителя.




Лицензия № 004744 Свидетельство о регистрации ПИ № 77-3448 от 10.05.2000г

Подписной индекс в каталоге ОАО Агентства «Роспечать»

Серия: «Библиотечка для педагогов, родителей и дои и

Ежемесячное Приложение к журналу «Внешкольник

Выпуск № 12

Новикова Т . Г . Проектирование и экспертиза инновационной деятельности в образовании. Вып. 12. - М.: ЦРСДОД, 2001. - 64 с.

(Серия«Библиотечка для педагогов, родителей и детей»)

Автор этого выпуска - Т. Г. Новикова, кандидат педагогических наук , доцент, заведующая кафедрой развития образовательных систем АПКиПРО

Педагогическая инноватика. Что это такое? Особенности и отличительные черты, критериальные основания инновации, проектирование в инновационной образовательной деятельности. Проект, ого oосновные черты, факторы, влияющие на процесс проектирования, цели и задачи проекта, моделирование в проектной деятельности, алгоритм разработки проекта, его структура, содержание отдельных фаз проекта ответы на все эти вопросы Вы получите в данном издании. Здесь Вы также найдете интересный материал по структуре аппарата экспертизы, принципам ее организации, классификации ее моделей, процедуре проведения экспертизы и многое другое.

Печатается по решению методического совета

Центра развития системы дополнительного образования детей

Минобразования России

Протокол № 7

Главный редактор: Т . Н . Клеймёнова

Научный консультант: М . Н . Поволяева ,

доктор педагогических наук

Ответственный за выпуск: А . Г. Медведев

Корректор: Е . Н . Третьякова

Набор: Л . И . Веселовский

Компьютерная верстка: О. .4. Паладий

© ЦРСДОД 2001

1. Инновации в образовании

В начале XX в. формируется новая область знания - наука о новом, о нововведениях, которая изучает закономерности их возникновения , развития и внедрения новшеств в материальном производстве. Однако, в скором времени нововведения шагнули в социальную сферу, а следовательно, и в образование, где и закладываются основы педаго­гической инноватики.

Проблемам создания, развития и распространения педагогических новшеств посвящены работы: К. Ангеловски, Н. Р. Юсуфбековой, М. В. Кларина, О. Г. Хомерики, М. М. Поташника, А. В. Лоренсова, С. Д. Полякова, А. И. Пригожина и др. Ученые рассматривают иннова­ции с различных позиций: основ теории инновационных процессов в воспитании, проблематики и классификации нововведений в образовании, инновационных методов и технологий в зарубежной школе, раз­вития инноваций в современной школе и управления ими.

Педаг огическая инноватика - сфера науки, изучающая процессы развития школы, которые связаны с созданием новой практики образова­ния. Новизна в педагогике может быть от носитель ной , то есть уже из­вестной в мировой или отечественной практике, но при этом совер­шенно новой для данного региона, школы или отдельного педагога, и абсо лютной - не имеющей аналогов ни в российской, ни в зарубежной практике.

Одной из важных задач современной педагогической инноватики является классификация нововведений, знание которой совершенно не­обходимо для современного педагога, и прежде всего для того, чтобы научиться разбираться в объекте развития школы, суметь выявить все­стороннюю , понять то общее, что объединяет его с другими, и то особенное, что отличает его от дру­гих новшеств. Наконец, для того, чтобы, пользуясь полученным объе­мом знаний, наиболее точно выбирать необходимое новое для освое­ния, наилучшим образом разрабатывать технологию освоения всего но­вого - технологию, учитывающую специфику нововведения (49, 14}*.

Рассмотрим различные подходы к понятию инновация .

В литературе понятие инновация трактуется различным образом. В энциклопедическом словаре инновация рассматривается (лингв.) также, как и новшество.

Наиболее полное определение, раскрывающее суть инноваций, трактуется в работе «Новые ценности образования». Инновации - это такие актуально значимые и системно самоорганизующиеся новообразования, возникающие на основе разнообразия инициатив и новшеств, которые становятся перспективным для эволюции образования и позитивно влияют на его развитие, также на развитие более широкого пространства образования.

Инновации (от лат. innovations ) -существенный элемент развития образования. Они выражаются в тенденциях накопления и видоизменения разнообразных инициатив и нововведений в образовательном пространстве, которые в совокупности приводят к более или менее глобальным изменениям в сфере образования и трансформации его содержания и качества. Инициативы возникают в ходе естественной эволюции сферы образования, в поиске более перспективных форм и средств педагогической деятельности, апробирования новых методик и приемов обучения. Инициативы закрепляются при обмене и распространении опыта, в формировании массовых починов и социальных движений педагогов, в среде которых происходит становление групп инициаторов и новаторов, генерирующих новые социально-педагогические, психологические, проективные и социокультурный идеи.

Инновационные механизмы развития образования включают:


  • создание творческой атмосферы в различных образовательных
    учреждениях, мотивацию интереса в научном и педагогическом сообществе к новшествам;

  • создание социокультурных и материальных (экономических) условий для принятия и действия разнообразных нововведений;

  • инициирование поисковых образовательных систем и механизмов их всесторонней поддержки;

  • интеграцию наиболее перспективных нововведений и продуктовых проектов в реально действующие образовательные системы и перевод накопленных инноваций в режим постоянно действующих поисковых и экспериментальных образовательных систем («Новые ценности образования») (28,43)
Остановимся на специфике педагогических инноваций, Сохранял основные черты инновационных процессов, педагогические инновации отличаются от других прежде всего тем, что предметом их деятельности является личность ученика либо педагога, личность, обладающая неповторимыми особенностями и спецификой, личность, постоянно развивающаяся. Именно на совершенствование процесса развития этой личности и направлены любые педагогические нововведения. Когда педагог осуществляет изменения в содержании, методах, средствах и технологиях, он должен понимать, что делается это с целью развития (изменения) личности. Осуществить эти изменения в личности, перевести ее на более высокий, новый уровень развития возможно с помощью нового содержания, методов, технологий, технических средств, а это и есть основной смысл, суть, цель педагогических инноваций.

Интенсификация инновационных процессов в педагогике связана как с социальным заказом и имеющимися в теоретических исследованиях и новаторском опыте средствами, способными обеспечить его выполнение , так и со значительными изменениями в сфере сознания педагогического сообщества в целом. По своему основному смыслу понятие инновация относится не только к созданию и распространению новшеств, но и к преобразованиям, изменениям в сфере деятель­ности, стиле мышления, который с этими новшествами связан. Из чего следует, что наиболее значимым условием успешности инновацион­ной деятельности является психологическая готовность педагогов к принятию системного нововведения (41).

Итак, отличительными чертами и особенностями педагогических инноваций являются:


  • предмет инновационной деятельности - личность: неповторимая,
    развивающаяся, обладающая специфическими особенностями;

  • зависимость от объективных условий в виде социального заказа
    или востребованности обществом;

  • психологическая готовность педагога к принятию и реализации
    педагогических инноваций.
Инновационные процессы складываются в циклы развития (становления, активного формирования, трансформирования), в ходе кото­рых формируется инновационный потенциал образовательных систем: их стремление к саморазвитию.

Жизненные стадии инновации тесно связаны с педагогическим про ектированием инновационной деятельности , разработкой иннова­ ционного проекта различного уровня сложности : созданием образова­тельной системы регионального, муниципального уровней и отдельного учеб­ного заведения; воспитательной системы (системные инновации); проекти­рование новых образовательных технологий (модульные инновации) и т. п.

При классификации нововведений в образовании следует учитывать, что инновации - один из важнейших видов человеческой деятельности. Эта деятельность не терпит строгих разграничений и делений, И хотя достаточно трудно и почти невозможно включить все компоненты и аспекты образования в классификацию, еще труднее объединить их в один компонент. Так, новше­ства в содержании образования обязательно влияют на управление, организа­цию и, соответственно, методологию (технологию) работы и наоборот.

Трудно провести четкую грань между плановыми (систематическими) и спонтанными новшествами или между теми, которые воз­никают извне либо появляются изнутри самого образования. Посе­му инновации в образовании зачастую требуют помощи, поддержки и влияния , подкрепления от родителей, общественных и других орга­низаций. Это касается и крупных (больших), и мелких (малых) ново­введений.

Конечно, любая классификация страдает схематизмом, недостаточной полнотой и последовательностью, поскольку практически невоз­можно несколькими категориями описать все возможные новшества. Тем не менее, независимо от очевидных трудностей, необходимо и возможно провести классификацию, но при условии предварительно­го утверждения критер иев , на основе которых она будет проводиться.
Первый критерий зависит от сферы , в которой осуществляются новшества.

По первому критерию, то есть в зависимости от того, в какой области, в каком секторе образования проводятся нововведения (что обновляется), можно выделить новшества: в содержании образования в технологии, в организации, в системе управления, в экономических механизмах.

В зависимости от способа осуществления нововведения их mi > жм разделить на: систематические, плановые, заранее задуманные i ц хийные. спонтанные, случайные.

Третий критерий - широта и глубина новаторского процесса.

В зависимости от широты и глубины новаторских мероприятий можно говорить о: массовых, крупных, глобальных, радикальных, фундаментальных, стратегических, существенных, глубоких и других инновациях: частичных, малых, мелких инновациях.

Четвертым критерием служит основа , на которой появляются, возникают новшества.

В зависимости от происхождения новшества можно представим, как внешние и внутренние.

Пятым критерием является процесс распространения педагогических идей и нововведений (или способ распространения), который состоит из трех самостоятельных потоков: стихийного , целенаправленного , обществен ного.

Целенаправленный государственный поток - это продуманные усилия, действия органов народного образования по внедрению педагогических новшеств. Общественный нововведенческий поток - результат активности общественных организаций. Наряду с целенаправленным распространением идеи есть еще и стихийный, спонтанный протекающий в русле личного общения педагогов.

Шестой критерий - масштаб осуществляемых инновационных пре образований , который может быть представлен в виде системных но вовведений (построение новой воспитательной системы , образовательной системы различного уровня и т. п.), частных (локальных, единичных или точечных) и модульных , представляющих комплекс частных инноваций, объединенных по каким-либо общим основаниям.

Очень важным основанием (критерием) группировки, седьмым критерием. является инновационный потенциал . В соответствии с рассматриваемым критерием выделяются модификационные, комбинатор ные и радикальные инновации . Модификационные нововведения связаны с усовершенствованием, рационализацией, видоизменением модернизацией того, что имеет аналог или прототип.

Комбинаторные нововведения предполагают новое конструктивное соединение элементов из ранее известного, которые в данном сочетании прежде не использовались. Предполагается не эклекти­ческое соединение, а конструктивное, при котором появляются но­вые, ранее не существовавшие системные свойства, порождающие новый интеграционный эффект. Радикальные инновации предпола­гают новый или радикально противоположный подход к имеющимся разработкам или решениям какого-либо направления, проблемы и т. п. (49, 16).

Конечно, такое деление - относительное, инновационная деятель­ность творческих педагогов - это и государственный поток, и обще­ственный одновременно. Передача педагогических идей в личном об­щении (стихийный поток) может быть стимулирована прессой и теле­видением, то есть государственными и общественными институтами.
Классификация по критериальным основаниям


Критерии

Инновации

Сфера, в которой осуществляется инновация

I, В содержании образования 2. В технологии образования 3. В организации педагогического процесса 4. В системе управления образованием 5. Б экономических механизмах образования

Способ возникновения инновации

1. Стихийные, спонтанные, случайные 2. Систематические, плановые, заранее задуманные

Широта и глубина распространения инновации

!. Массовые, глобальные, фундаментальные 2. Частичные, малые, мелкие

Основа возникновения инновации

1. Внешние (извне) 2. Внутренние

Способ распространения инновации

1. Стихийные 2. Целенаправленные 3. Общественные

Масштаб инновации

1. Системные

2. Модульные 3. Частные (локальные)


Инновационный потенциал

1. Модификацноппые 2. Комбинаторные 3. Радикальные

В ходе развития инновационной образовательной среды создаются раз­личные модели дистанционного образования, на базе которых развивают­ся современные институциональные формы дистанционных учебных заве­дений. На базе новых институциональных форм образования появляются организационные инновации, в которых используются новые педагогиче­ские технологии, методы, приемы, средства, функционирование которых осуществляется с использованием новых экономических механизмов.

Список использованной литературы


  1. Ангеловски К . Учителя и инновации. Пер. с макед.- М .: Просвещение, 1991.

  2. Анисимов О . С . Методологическая культура педагогической деятельности и мышления. - М., 1991.

  3. Бабанский Ю . К . Проблемы повышения эффективности педагогических исследований. - М.: Педагогика, 1982.

  4. Веселова Н . В ., Глушанкова В . С , Зерганииова Т . Е . и др.
    Инновации в образовании глазами социолога. - Екатеринбург, 1996.

  5. Гессен С . И . Основы педагогики. Введение в прикладную философию. - М.: Школа Пресс, 1995.

  6. Загвязинский В . И . Инновационные процессы в образовании и
    педагогическая наука // Инновационные процессы в образовании. -
    Тюмень, 1990.

  1. Загвязинский В . И . Учитель как исследователь. - М., 1980.

  1. Загвязинский В . И ., Гильманов С А . Творчество в управлении
    школой. - М.: Знание, 1991.

  2. Инновации в российском образовании: Высшее профессиональное образование. - М., 2000.

  1. Инновации в школе: характер и результаты // Народное образование, 1993, № 6.

  2. Инновационное обучение: стратегия и практика / Под ред.
    В. Я. Лияудис. - М., 1994.

  3. Инновационные учебные заведения России. Информационно-
    справочное пособие в помощь руководителям школ. - М., 1992.