Форекс

Процесс интеграции в логистической системе. Интеграционная логистика

Концептуально можно выделить два основных подхода к управлению цепями поставок: вертикальная и горизонтальная интеграция. Интеграция позволяет конфигурировать цепь поставок и координировать её функционирование. При вертикальной интеграции одна организация контролирует напрямую звенья цепи поставок, то есть в этом случае решения по конфигурированию цепи поставок и координации её работы принимаются из единого управляющего центра. При горизонтальной интеграции разные звенья цепи поставок принадлежат разным владельцам, и для координации работы цепи поставок организациям необходимо договариваться о том, как цепь поставок будет функционировать. Иногда при горизонтальной интеграции между предприятиями формируются партнёрские отношения, перерастающие порой в стратегические альянсы. При конфигурировании цепи поставок есть два ключевых вопроса, решение которых имеет стратегическое значение для организации. Прежде всего, это решение о том, какой диапазон звеньев цепи поставок организация контролирует – от контроля одного звена до контроля всей цепи поставок, и насколько важны контролируемые организацией звенья цепи поставок. При контроле всей цепи поставок предприятие полностью вертикально интегрировано. Контроль ключевого звена цепи поставок, в котором создаётся основная ценность продукции для конечного потребителя, позволяет организации иметь сильную позицию с точки зрения определения конфигурации и стиля работы цепи поставок. Контроль ключевого звена цепи поставок обеспечивает организации устойчивую конкурентоспособность. Второй важный для решения вопрос – какое количество связей с другими организациями целесообразно поддерживать, и какова должна быть теснота этих связей – от разовых, транзакционных, до партнёрских. Рассмотрим основные свойства, преимущества и недостатки вертикальной и горизонтальной интеграции. Вертикальная интеграция определяется 3 основными свойствами:

  • направлением;
  • степенью (размахом);
  • балансом между вертикально интегрированными звеньями.

Различают 2 направления вертикальной интеграции – вперёд по цепи поставок и назад по цепи поставок.

Вертикальная интеграция вперёд по цепи поставок означает, что организация охватывает своим контролем (через приобретение существующих предприятий или создание новых предприятий) звенья цепи поставок по направлению к конечному потребителю. Такая форма вертикальной интеграции носит наступательный характер. Основных причин для вертикальной интеграции такого рода может быть несколько:

  • получение той маржинальной прибыли от работы последующих по цепи звеньев, которая ранее доставалась другому собственнику;
  • получение доступа (при покупке следующего по цепи предприятия) к производственной и/или управленческой технологии, которая используется на приобретаемом предприятии;
  • получение более близкого контакта с конечными потребителями.

Вертикальная интеграция назад по цепи поставок означает, что организация охватывает своим контролем (через приобретение существующих предприятий или создание новых предприятий) звенья цепи поставок по направлению к источникам поставки ресурсов. Такая форма вертикальной интеграции носит защитный характер. Основных причин для вертикальной интеграции такого рода может быть несколько:

  • получение той маржинальной прибыли от работы предшествующих по цепи звеньев, которая ранее доставалась другому собственнику;
  • получение преимущества перед конкурентами по издержкам, поскольку для подконтрольных поставщиков можно установить более скромную норму прибыли, чем если бы они были независимы;
  • защита источников поставок ключевых ресурсов от доступа к ним конкурентов;
  • получение доступа (при покупке предшествующего по цепи предприятия) к производственной и/или управленческой технологии, которая используется на приобретаемом предприятии.

Степень (размах) вертикальной интеграции показывает, какую долю всей цепи поставок контролирует организация. Решение здесь может варьироваться от полной вертикальной интеграции до фокусировки только на одном звене цепи поставок. Сейчас непросто найти полностью вертикально интегрированные организации. Скорее, вертикальная интеграция носит частичный характер. Как правило, вертикальная интеграция наименее вероятна в высокотехнологичных отраслях, и более вероятна в отраслях, производящих базовые продукты с долгим жизненным циклом. Можно сказать, что вертикальная интеграция скорее подходит для экономичных цепей поставок, чем для манёвренных.

Баланс между вертикально интегрированными звеньями показывает, в какой мере самодостаточна вертикально интегрированная организация. Он определяется двумя параметрами:

  • доля производственной мощности «внутреннего» поставщика, предназначенная для обслуживания следующих звеньев во «внутренней» цепи поставок;
  • доля потребности «внутреннего» покупателя, покрываемая производственной мощностью предыдущего «внутреннего» звена цепи поставок.

Вертикальная интеграция сопряжена как с позитивными, так и с негативными эффектами.

Позитивные свойства вертикальной интеграции:

  • обеспечение надёжного источника поставок, ведь организация полностью контролирует поставляющее звено;
  • помогает снижать транзакционные издержки, поскольку в вертикально интегрированной организации есть возможность более эффективно «сопрячь» соседние звенья цепи поставок с технологической и с управленческой точки зрения;
  • даёт возможность накопить и повсеместно использовать лучший опыт в управлении цепями поставок;
  • может помочь в совершенствовании качества продукции в силу более тесной координации звеньев цепи поставок между собой;
  • защита от попадания ключевых знаний об операционных процессах в руки имеющихся или потенциальных конкурентов;
  • помогает лучше понимать другие звенья в цепи поставок и использовать это понимание во благо организации.

Негативные свойства вертикальной интеграции:

  • создание внутренней монополии и потеря стимула к совершенствованию и выживанию на рынке;
  • трудно конкурировать по издержкам со специализированными предприятиями, обслуживающими другие цепи поставок, поскольку объёмы производства «внутреннего» поставщика уступают объёмам производства специализированного предприятия (слабый эффект от «экономии на масштабе»);
  • потеря гибкости при конфигурировании цепи поставок в силу трудности переключения на других контрагентов, кроме того, имеет место значительная доля постоянных расходов в себестоимости, вызванная немобильными ресурсами, и больший риск при падении спроса на продукцию;
  • затруднительно использовать инновации, если они созданы за пределами внутренней цепи поставок; при попытке приобретать инновационные компоненты организация оставляет без работы «внутренних» поставщиков – при отказе от инноваций в пользу поставок от «внутренних» поставщиков организация отстаёт в технологическом и управленческом развитии; кроме того, имеет место инерция вследствие крупных инвестиций в технологии производства и управления;
  • потеря фокуса на ключевой деятельности организации, то есть на том звене цепи поставок, где организация обладает наибольшей конкурентоспособностью.

Позитивные свойства горизонтальной интеграции:

  • конкуренция между поставщиками позволяет выбрать каждый раз лучший вариант;
  • поставщики могут использовать эффект «экономии на масштабе», предоставляя организации более привлекательные по цене ресурсы;
  • есть гибкость в использовании различных источников поставки, можно как использовать несколько источников поставки одновременно, так и переключаться между ними;
  • возможность использовать инновационные продукты и услуги, откуда бы они ни исходили;
  • концентрация организации на своих ключевых возможностях.

Негативные свойства горизонтальной интеграции:

  • необходимость работы с неопределённостью во взаимоотношениях «поставщик – клиент», то есть необходимость оценки всех условий поставки и всех связанных с этим рисков (качества, дисциплины поставок, финансовых рисков), особенно для ключевых потребляемых организацией ресурсов. Причём неопределённость может быть как относительно поставщиков и их продукции, так и относительно качества описания потребностей самой организации;
  • высокие издержки организации снабжения, поскольку процесс закупки каждый раз проходит полный жизненный цикл, начиная с описания потребности и поиска поставщиков;
  • стратегический риск усиления сильного поставщика и потери собственного влияния в цепи поставок – если в результате конкурсного отбора один из поставщиков каждый раз выигрывает, и организация начинает от него сильно зависеть, это может привести к перераспределению власти в цепи поставок. Выбор вида интеграции в цепи поставок зависит от ряда факторов.

Рассмотрим 4 ситуации, для каждой из которых есть свои особенности при выборе вида взаимоотношений с контрагентом – вертикальная интеграция или же горизонтальная интеграция (в форме партнёрства или же с использованием чисто рыночных механизмов выбора контрагента).

  1. Множество альтернативных поставщиков и низкие издержки смены поставщика. Как правило, эта ситуация характерна для «стандартных» продуктов и услуг, не требующих специальных компетенций и ноу-хау. В этом случае нет причин ни для вертикальной интеграции, ни для построения долгосрочных партнёрских отношений с контрагентами.
  2. Малое количество альтернативных поставщиков и высокие издержки смены поставщика. Как правило, эта ситуация встречается, когда поставщик располагает специальной компетенцией, причем специфические свойства его продукции или услуг критически важны для конкурентоспособности продукции предприятия. Переход на поставки от другого поставщика сопряжён с серьёзными затратами на изменение конструктива или технологии производства продукции. В этом случае логично обратить внимание на формирование долгосрочных отношений с поставщиком – либо в форме партнёрства, либо в форме вертикальной интеграции.
  3. Множество альтернативных поставщиков и высокие издержки смены поставщика. Здесь предприятие имеет дело с внешней неопределённостью, то есть неопределённостью относительно поставщиков. По причине высоких издержек смены поставщика предприятию важно первый раз сделать правильный выбор, тщательно изучив возможные альтернативы. Возможны как развитие партнёрских отношений, так и вертикальная интеграция.
  4. Малое количество альтернативных поставщиков и низкие издержки смены поставщика. Смена поставщика с технической и экономической точки зрения вроде бы несложна. Однако выбор нового поставщика взамен старого можно выполнить весьма ограниченное количество раз. После того, как предприятие «перебрало» всех возможных поставщиков и пошло на второй круг, ему становится трудно получить от поставщиков хорошие условия поставки – репутация не позволяет. Как правило, на рынках с ограниченным кругом поставщиков они друг друга хорошо знают и общаются друг с другом, несмотря на конкуренцию между собой. Так что есть внутренняя неопределённость на предприятии, связанная с первым выбором поставщика. Возможны как развитие партнёрских отношений, так и вертикальная интеграция.

Горизонтальная интеграция может иметь различные формы – от весьма ограниченной до весьма развитой.

Если предприятие практикует чисто рыночный подход к выбору поставщика и ориентируется только на текущие показатели потенциальных поставщиков при их выборе, не собираясь выстраивать сколько-нибудь продолжительные взаимоотношения с поставщиками, горизонтальная интеграция осуществляется только на оперативной и частично среднесрочной перспективе. То есть поставщикам не даётся никаких гарантий продолжения сотрудничества в будущем.

Если предприятие принимает решение о развитии партнёрских отношений с тем или иным контрагентом, горизонтальная интеграция приобретает стратегический характер. В этом случае стороны договариваются рассматривать сотрудничество в долгосрочной перспективе и воздерживаться от смены контрагента. При партнёрских отношениях встречается развитие поставщиков, когда одно предприятие в цепи поставок помогает в совершенствовании другому предприятию, поскольку улучшение работы поставщика прямо ведёт к улучшению работы его клиента.

Партнёрские отношения означают:

  • доверие к контрагенту – это едва ли не главное условие;
  • долговременные ожидания от сотрудничества, планирование взаимодействия на долгосрочную перспективу; совместные успехи и неудачи;
  • совместное совершенствование работы, обмен информацией о возможностях улучшений;
  • множественные точки контакта между сотрудниками организаций (инженеры с инженерами, логисты с логистами, руководство с руководством, и т.д.).

Партнёрские отношения подразумевают:

  • отказ от альтернативных контрагентов в пользу совершенствования взаимодействия с партнёром;
  • информационная прозрачность – обмен важной информацией различного характера для снабжения ею бизнес-процессов обеих организаций;
  • скоординированные технологии и поддерживающие их основные фонды; совместная координация действий, в том числе совместное планирование на различных уровнях – от скоординированных стратегических планов до координации на уровне оперативного планирования;
  • совместное решение проблем различного вида, в том числе пори помощи формирования совместных рабочих групп по их решению.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Міністерство освіти і науки України

Доклад

на тему «Логистическая интеграция»

Донецьк 2010

Логистическая интеграция определяется А.И. Семененко как "... способ, форма системообразования в слабоструктурированной среде, к каковой, в частности, относится производственно-комплексная (предпринимательская), коммерческая и др. Экономическая деятельность, позволяющая синтезировать логистические системы на всех уровнях экономики: микро-, мезо-, макро".

Мы рассмотрим логистическую интеграцию шире, распространяя ее не только на логистические системы, но и сопряженные функции бизнеса, и виды предпринимательской деятельности. Причем это может происходить как в рамках отдельно взятого предприятия, так и за его пределами, т.е. с участием ряда взаимосвязанных предприятий и организаций. Соотносить их только с логистическими системами не совсем корректно, поскольку логистическая интеграция далеко не всегда имеет четко выраженные формы организации.

Рис. 3.6. Интегрировання система логистики

Рис. 3.7. Графическая интерпретация логистической интеграции

Потенциальная возможность логистической интеграции заложена в самой логистике, экономическая природа которой выражается в системном подходе к решению проблем организации движения экономических потоков. В частности, авторы книги "Логистика фирмы" дают следующую развернутую характеристику интегрирующей функции логистики:

* интеграция функции формирования хозяйственных связей с функциями определения потребностей в перевозках;

* координация оперативного управления поставками и процесса транспортировки продукции;

* кооперация управления товародвижением через комплексное использование складов, находящихся в собственности разнообразных субъектов (снабженческо-сбытовые, транспортные, производственные фирмы различных отраслей);

* оптимизация совокупных затрат на перемещение продукции путем экономической заинтересованности транспортных, коммерческих организаций и обслуживаемых ими фирм в повышении процессов распределения и передвижения продукции;

* развитие специфических функций управления товародвижением в увязке с универсальными функциями управленческого процесса, рациональное распределение их между субъектами управления и концентрация в соответствующих структурных подразделениях. Общая модель интегрированной системы логистики представлена на рис. 3.6.

Основные принципы построения интегрированных логистических систем, сформулированные В.М. Пурликом:

1) координация всех процессов товародвижения, начиная от закупки необходимого сырья и материалов (снабжения) и кончая доставкой готовых изделий до конечного потребления (логистический подход к управлению материальными ресурсами и их потоками);

2) вытекающая из логистического подхода необходимость внедрения системы интегрированного управления и контроля за движением и использованием всей номенклатуры продукции, поступающёй в производство, а также готовых изделий, доставляемых к потреблению;

3) в этой системе интегрированного управления и контроля - отказ от разделения материального потока на несколько функциональных блоков (снабжение, производство, сбыт) и управление всеми материальными потокоми как единым целым по общим для всей системы критериям;

4) высокая способность всей этой системы к адаптации, ориентация ее на постоянную перестройку в соответствии с развитием внутренней среды фирмы и в связи с изменениями во внешней среде, при последовательном, как правило, характере этой перестройки;

5) четкое взаимодействие и согласованность всех функциональных элементов логистической системы;

6) непрерывность обеспечения системы достоверной информацией о движении продукции, гарантируемая использованием в системе интегрированного управления и контроля технологии информационного обслуживания материалопотоков на основе "бездокументных" носителей информации;

7) рациональное построение специализированного структурного подразделения фирмы, ответственного за оптимизацию материальных потоков.

В рамках предприятия вполне уместно исследовать горизонтальную и вертикальную логистическую интеграцию. Первая представляет собой как бы функциональную интеграцию, предполагая создание интегрированной логистической системы на базе закупочной, производственной и распределительной логистики. Вторая строится по иерархии управления, охватывая стратегический, оперативный и операционный уровни логистики предприятия. Графическая интерпретация логистической интеграции представлена на рис. 3.7.

Обозначения:

Стратегия логистики управления

Логистика МТО, производственная, логистика распределения и т.д.

Логистическая интеграция позволяет:

* улучшить выбор стратегических и тактических целей и соответственно улучшить формы и методы их достижения;

* повысить эффективность разработки альтернативных вариантов, решения задач управления, планирования производственно-хозяйственной деятельности пред приятий;

* повысить эффективность использования критериев оценки решаемых задач управления с целью выбора наилучшего варианта;

* применить методы, обеспечивающие более глубокое и достоверное прогнозирование;

* повысить эффективность анализа и контроля за деятельностью, охватывая все звенья материального и денежного потоков.

Если проблемы горизонтальной интеграции логистики изучены достаточно полно, то вертикальная интеграция исследуется значительно реже. Достаточно удачным примером иллюстрации последней можно признать модель планирования в рамках микрологистической системы предприятия коммерческого посредничества (МСПКП), разработанную А.Г. Белоусовым (см. рис. 3.8).

В модели, представленной на рис. 3.8, показаны три уровня планирования. Первый уровень -- стратегическое планирование -- включает:

* определение перспектив логистизации коммерческого посредничества исходя из миссии фирмы на рынке;

* разработку логистической стратегии предприятия коммерческого посредничества как составной части общей стратегии развития фирмы;

* установление логистических приоритетов в инвестиционной политике фирмы;

* формирование ресурсной политики фирмы в соответствии с логистической стратегией коммерческого посредничества;

* учет развития кадрового потенциала логистических подразделений фирмы в рамках кадровой политики предприятия.

Оперативное планирование включает:

* планирование закупок товаров на рынке, включая разработку системы управления товарными запасами;

* планирование работы складов (транспортно-складских комплексов), включая разработку системы управления оборудованием, транспортом, складскими работниками и другими ресурсами фирмы;

* планирование поставок товаров и оказания услуг потребителям, включая разработку системы комплексного обслуживания клиентов.

Рис. 3.8. Упрощенная модель планирования в рамках МСПКП

Регулирование, как третий уровень планирования, включает:

* организацию закупок товаров с учетом оптимизации хозяйственных связей с поставщиками (товаропроизводителями) и минимизацию транспортно-заготовительных расходов;

* организацию работы складов (транспортно-складских комплексов) фирмы с учетом оптимизации уровня товарных запасов и минимизации затрат на их хранение;

* организацию продаж (поставок) товаров потребителям (покупателям) с учетом максимально возможного удовлетворения спроса в товарах и услугах при максимально допустимых затратах фирмы.

Интегрирующая роль логистического планирования более полно проявляется в логистическом менеджменте, где стратегическое планирование логистики -- это одна из функций управления экономическими потоками фирмы. Можно согласиться, что "логистический менеджмент на фирме представляет собой синергию основных управленческих функций (организации, планирования, регулирования, координации, контроля, учета и анализа) с элементарными и комплексными логистическими функциями для достижения целей логистической системы". Иллюстрацией этого служит фирменная цепь полной стоимости, разработанная М. Портером (см. рис. 3.9).

Цепь полной стоимости предполагает разделение бизнеса на ключевые и поддерживающие функции фирмы с выделением соответствующих затрат и установлением потенциальных источников дифференциации продукции. В этой цепи ключевую роль играет логистика как внутренняя (в производстве), так и внешняя (в снабжении и сбыте). Помимо логистики к ключевым функциям бизнеса относятся также производство, маркетинг, организация продаж и сервис, что создает предпосылки для их интеграции в достижении общефирменных целей.

Непосредственно к логистическому менеджменту авторы учебного пособия "Логистический менеджмент в строительстве" относят следующие функции управления: 1) аналитико-исследовательские, включая анализ ресурсных возможностей фирмы и исследование конъюнктурны рынка; 2) организационно-плановые, в том числе организация рыночных трансакций и планирование мероприятий по оптимизации экономических потоков фирмы; 3) коммуникационно-стимулирующие (формирование надежной системы внешних и внутренних коммуникаций и стимулирование рационального использования ресурсов фирмы); 4) контрольно-регулирующие (проведение логистической ревизии и контроля, а также логистическое регулирование деятельности фирмы).

Рис. 3.9. Фирменная цепь (пирамида) полной стоимости

Организационное оформление названных функций и логистической интеграции в рамках фирмы в целом можно представить в виде типовой схемы логистического менеджмента (см. рис. 3.10).

Рис. 3.10. Схема типовой организации логистического менеджмента фирмы

логистическая интеграция товародвижение снабжение

Предполагается концентрация функций управления материальными потоками фирмы в руках директора по логистике, который является заместителем генерального директора фирмы. Для достаточно крупной фирмы-товаропроизводителя можно рекомендовать следующую функциональную дифференциацию служб, подведомственных директору по логистике:

1) управляющий материальными ресурсами, обеспечивающий материально-техническое снабжение производства, включая организацию закупок МР, их доставку на фирму, хранение на складах фирмы, управление производственными запасами, подготовку МР к производственному потреблению, снабжение цехов и других подразделений фирмы МР;

2) управляющий транспортно-складским хозяйством фирмы, который обеспечивает организацию работы складов, транспорта, внешние и внутрифирменные перевозки, а также сбор и утилизацию отходов производства;

3) управляющий распределением продукции обеспечивает выбор каналов распределения и товародвижения, организацию поставок готовой продукции потребителям, логистический сервис, хранение готовой продукции на складах фирмы, фирменную торговлю и т.п. Логистическая интеграция фирмы может принять форму производственно-коммерческой логистики, под которой следует понимать "... управление экономическими потоками коммерческой и производственной деятельности фирмы с целью их сквозной оптимизации и рационализации, начиная от закупок материально-технических ресурсов и заканчивая сбытом готовой продукции". При этом синтез производственной и коммерческой логистических систем обеспечивается:

* единством руководства, когда функции общего управления производственно-коммерческой логистической системой принимает на себя высший управляющий фирмой (генеральный директор) или делегирует эти полномочия своему первому заместителю;

* единством планирования, особенно при разработке стратегии развития фирмы, когда объектами планирования выступают сквозные экономические потоки фирмы;

* общностью целей и сопряжением интересов всех подразделений фирмы, когда оптимизация и рационализация экономических потоков подчинены общефирменным целям и сами они приобретают общефирменный статус;

* единством логистических целей, когда достигается сопряжение техники и технологии материального потока от закупок материально-технических ресурсов до поставок готовой продукции потребителям;

* единством экономических результатов функционирования всех подсистем, которые сопряжены с конечными результатами деятельности фирмы.

Формирование интегрированной системы производственно-коммерческой логистики фирмы создает условия для трансформации относительно автономных функций маркетинга и логистики в интегрированную функцию маркетинговой логистики (см. табл. 3.6).

Таблица 3.6. Генезис маркетинговой логистики в сфере товарного обмена

Атрибутивный комплекс

Теоретический подход

Маркетинг

Логистика

Маркетинговая логистика

Целеполагание

Максимизация рентабельности

Минимизация совокупных затрат

Оптимизация обмена

Теоретико-прикладное содержание

Изменение спроса

Удовлетворение спроса

Формирование спроса

Объект управления

Целевой рынок

Экономический поток

Товарное обращение

Характер управления

Рыночный

Системный

Комбинированный

Организационная форма

Маркетинговая система

Логистическая система

Интегрированная система

Как видно из табл. 3.6, маркетинговая логистика характеризуется:

* целевой ориентацией на оптимизацию товарного обмена на основе рыночной ориентации производства и оптимизации экономических потоков фирмы;

* активным формированием спроса на товары и услуги фирмы за счет разработки и реализации планов маркетинга, а также развития системы логистического сервиса;

* объектной трансформацией целевого рынка в маркетинге и экономического потока в логистике в интегрированное товарное обращение как основной объект маркетингово- логистических усилий;

* организацией управления преимущественно комбинированного типа, сочетающего в себе рыночно-ориентированное производство и системную организацию экономических потоков фирмы;

* созданием интегрированной системы маркетинговой логистики, сочетающей в себе преимущества управления маркетингом и микрологистической системой фирмы.

Логистическая интеграция во внешних для фирмы экономических потоках всегда связана с сопряжением экономических интересов их участников. Примером может служить модель интегрированной системы товародвижения, описанная в книге "Логистика товародвижения": "Развитие системы интегрированной организации товародвижения направлено на маневренное использование складских мощностей и координацию товаропотоков через складские объекты. Основными условиями создания такой системы являются: становление посреднических организаций в качестве субъектов логистического обслуживания; рациональное использование материально-технической базы коммерческо-посреднических организаций при развитии транспортных терминалов и в интегрированных с ними структурах; интеграция функций коммерческо-посреднических организаций с функциями складов обслуживаемой клиентуры и создание ими на этой основе совместных структур".

Основным видом организационного оформления подобной логистической интеграции являются макрологистические системы, создаваемые в региональном, отраслевом, национальном и международном масштабе. Теоретико-методологические основы создания макрологистических систем исследованы достаточно подробно отечественными и зарубежными учеными.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Изучение сущности логистики - стратегического управления (менеджмента) материальными потоками в процессе закупки, снабжения, перевозки и хранения материалов, деталей и готовой продукции. Суть, преимущества, проблемы и недостатки концепции just-in-time.

    реферат , добавлен 09.04.2011

    Цель и свойства логистической системы – доставки товаров и изделий в максимальном соответствии с требованиями потребителей при минимальном уровне издержек. Виды микрологистических и макрологистических целостностей. Логистическая система ООО "Фармацевт".

    контрольная работа , добавлен 25.04.2011

    Организационно-производственная структура предприятия, система материально-технического снабжения, состояние управления качеством на предприятии. Методы и формы контроля качества и учета сырья и готовых изделий. Управление производственным ассортиментом.

    отчет по практике , добавлен 10.11.2012

    Цели и принципы интеграции. Вертикальная и горизонтальная интеграция, ее сущность, значение, различия. Интеграция как оптимальная форма функционирования участников технологической цепочки. Анализ хозяйственной и финансовой деятельности ОАО "Макфа".

    курсовая работа , добавлен 26.11.2012

    Закономерности осуществления процессов дифференциации и интеграции в компании. Особенности интеграции организационных культур на совместных российско-германских предприятиях. Взаимосвязь экономических интересов и социальной ответственности организации.

    курсовая работа , добавлен 22.08.2013

    Теоретические аспекты коммерческой логистики. Организация пространственного размещения и материального потока. Логистическая концепция и принципы коммерции. Организация товародвижения и хозяйственных связей. Товарные запасы и товарооборачиваемость.

    курсовая работа , добавлен 05.05.2009

    Толкающая система управления материальными потоками. Тянущая система управления материальными потоками. Логистическая концепция RP. Логистическая концепция "just-in-time". Системы KANBAN, ORT. Управление запасами на предприятии с помощью анализа XYZ.

    курсовая работа , добавлен 18.11.2005

    Сущность понятия "интеграция", ее основные формы. Процессы на современном этапе развития общества. Цели деятельности Ассоциации государств Юго-Восточной Азии. Особенности построения и функционирования штабных организационных структур предприятия.

    контрольная работа , добавлен 15.09.2013

    Сходства и различия систем управления. Сбалансированная система показателей развития бизнеса. Факторы, способствующие интеграции. Порядок создания и внедрения интегрированной системы менеджмента. Направления интегрирования элементов и процедур ИСМ.

    презентация , добавлен 19.07.2015

    Теория и практика современного корпоративного менеджмента. Слияние и поглощение компаний. Создание первых холдингов в России. Интеграционные процессы в производстве. Образование финансово-промышленных групп. Влияние факторов среды на мотивы интеграции.


1. Что понимается под фрагментированностью логистического управления?
2. Приведите примеры конфликта целей различных подразделений в рамках предприятия.
3. Основные недостатки фрагментированной логистики внутри предприятия.
4. Причины трудностей интеграции логистики в рамках предприятия.
5. Понятие внутренней и внешней интеграции.
6. В чем заключается общий подход к объединению логистики в рамках предприятия?
7. В чем суть традиционного подхода к партнерам по ЛЦ как к конкурентам?
8. Основные недостатки фрагментированной логистики внутри ЛЦ.
9. Трудности практической реализации внешней интеграции.
10. Способы организации сотрудничества в ЛЦ, их плюсы и минусы.

Тема 7. Стратегия и планирование в логистике

1. Планирование логистической деятельности.
2. Перечислите требования к системам планирования, поясните их.
3. Перечислите наиболее общие методы разработки планов.
4. Классификация видов планирования в логистике по степени детализации принимаемых решений, охарактеризуйте каждый вид, приведите примеры.
5. Логистическая стратегия.
6. Логистический контроль.
7. Логистический аудит.
8. Охарактеризуйте взаимосвязь логистической и корпоративной стратегий.
9. На чем сфокусированы организации, использующие динамичную стратегию?
10. Что является ограничением для динамичной и «тощей» логистических стратегий, почему?
11. Виды основных логистических стратегий, их суть, цели, способы реализации, плюсы и минусы.
12. Перечислите и охарактеризуйте участки в ЛЦ, где могут неэффективно тратиться ресурсы.
13. Два аспекта динамичности логистических стратегий.
14. Опишите наиболее часто встречающиеся виды стратегий.
15. Что является ключевым решением, которое необходимо принять в начале разработки логистической стратегии?
16. В чем заключается системность подготовки стратегических решений?
17. Какие факторы следует учитывать при разработке логистической стратегии, почему?
18. Каковы общие рекомендации по разработке логистической стратегии?
19. Какие разделы должен содержать стратегический логистический плана?
20. Перечислите и охарактеризуйте наиболее важные области, в которых, в первую очередь, надо принимать решения при реализации логистической стратегии.
21. Мощность операции, мощность цепи поставок.
22. Цель планирования использования мощностей.
23. Охарактеризуйте проектную, эффективную и фактическую мощность.
24. Узкое место цепи поставок.
25. Приведите примеры бесполезных решений по увеличению мощности, принятые без учета узких мест.
26. Решения какого уровня связаны с планированием использования мощности.
27. Суть двух способов краткосрочной корректировки мощности, их цели и инструменты.
28. Важность решений по выбору места размещения элементов ЛЦ.
29. Какова иерархия решений, принимаемых при выборе места размещения?
30. Охарактеризуйте факторы, которые следует учитывать при выборе мест размещения.
31. Суть двух подходов к выбору мест размещения. Исключают ли эти подходы друг друга, почему?
32. Методы выбора мест размещения.
33. Чем отличается задача единого среднего от задачи охвата?
34. Обобщенное планирование и соответствующие виды планов.
35. Краткосрочное планирование.
36. Краткосрочные графики и два способа их составления.
37. Понятия толкающей и тянущей систем.
38. Зависимый и независимый спрос.
39. При каком типе спроса становится возможным планирование потребности в материалах?
40. Суть концепций MRP, MRP II, ERP, их преимущества и проблемы.
41. Суть обобщенной концепции "планирования потребностей/ресурсов": идея, цель, необходимые условия.
42. Суть концепций JIT, в чем специфика подхода JIT к работе предприятия, преимущества и проблемы JIT.
43. Охарактеризуйте принципы концепции JIT по основным параметрам деятельности предприятия.
44. Суть концепции ECR, проблемы ее внедрения.
45. Суть обобщенной концепции "точно в срок": идея, цель, необходимые условия.

В этой части книги рассмотрены основные логистические функции, связанные с координирующей и интегрирующей ролью логистики и управления цепями поставок:

  • управление запасами;
  • управление логистическими рисками;
  • поддержание стандартов качества логистического сервиса;
  • информационная поддержка интегрированного планирования и управления в цепях

поставок.

В условиях современной экономики использование концепции интегрированной логистики

и SCM является одним из базовых источников устойчивого конкурентного преимущества компаний. Именно поэтому передовые организации бизнеса прилагают значительные усилия по повышению эффективности функционирования цепей поставок, ориентируясь на активное привлечение логистических провайдеров, глобализации размещения производственных и логистических мощностей и внедрения принципов бережливого производства при выстраивании процессов в рамках всей цепочки. Методология интегрированной логистики и SCM предполагает оптимизацию используемых логистической системой (цепью поставок) ресурсов.

С развитием бизнеса непрерывно повышается уровень интеграции логистической деятельности в цепях поставок. Сущность интегрального подхода в логистике заключается в рассмотрении логистического процесса как единого целого в цепи поставок для более эффективного достижения целей бизнеса. Данная концепция отражает современное понимание бизнеса, где отдельные фирмы, организации рассматриваются как звенья общей цепи поставок, прямо или косвенно связанные в едином интегральном процессе управления материальными и информационными потоками для наиболее полного и качественного удовлетворения покупателей. Целостное рассмотрение и оптимизация цепей поставок (цепей создания ценности) на практике приводит к лучшим результатам, чем изолированная оптимизация таких функциональных областей, как снабжение, производство/операции или распределение. Интеграция в цепях поставок способствует более прозрачному обмену информацией и как следствие устранению нерационального расходования ресурсов, оптимизации уровней запасов, ликвидации «узких мест», последовательной ориентации на оптимизацию баланса «затраты/сервис» в цепи поставок.

В интегральном подходе к логистике, а затем и к SCM наряду с информационно-технологическими мерами должны применяться меры физической и организационной интеграции. К физическим мерам интеграции относится реорганизация логистической сети или тенденция к пространственному сведению (консолидации) логистической деятельности в технопарках и логистических центрах. Организационными мерами являются попытки внедрять менеджеров процесса, т.е. Supply Chain менеджеров, которые отвечают за координацию всей цепи поставок. На многих предприятиях, работающих на российском рынке, с той же целью создаются Supply Chain департаменты.

В 4-й части книги показано, что принципы и методы интегрированной логистики направлены на получение оптимальных решений, в частности минимизацию общих логистических издержек фирмы. Сокращение всех видов издержек, связанных с управлением материальным потоком, затрат на транспортировку, складирование, управление заказами, закупками и запасами, упаковку, уменьшение логистических рисков позволяет фирме высвободить финансовые средства на дополнительные инвестиции в складское оборудование, информационно-компьютерные системы, рекламу, маркетинговые исследования и т.д. Оптимальные логистические решения могут быть получены менеджментом фирмы не только по критерию минимума общих затрат, но и по таким ключевым показателям как время исполнения заказа и качество логистического сервиса.

Топ-менеджмент компаний по логистике все чаще играет роль межфункциональных координаторов, и в качестве таковых рассматривают функциональные области логистики как ресурсы, которые необходимо интегрировать в единую систему управления цепями поставок. Повышение организационно-экономической устойчивости фирмы на рынке реализуется персоналом служб логистики компаний в процессе координации, позволяющей устранить конфликты между функциональными подразделениями компании и обеспечить интегрированное взаимодействие с логистическими партнерами по бизнесу в цепи поставок.

В настоящее время принято выделять межфункциональную логистическую координацию - разрешение службой логистики конфликтов функциональных подразделений фирмы (производства, продаж, финансов, закупок и т.д.) для достижения общих корпоративных целей, и межорганизационную логистическую координацию - согласование действий фокусной компании цепи поставок с ее контрагентами (в том числе по разрешению конфликтных ситуаций, связанных с параметрами логистики) для достижения запланированных целей цепи поставок. С развитием и укреплением идеологии интегрированной логистики и SCM во многих компаниях полномочия по урегулированию конфликтных ситуаций и поиску компромиссов стали передаваться службе логистики. Как показала практика передовых компаний, передача службе логистики роли арбитра в конфликтных ситуациях и использование при этом расчетной схемы экономического компромисса, при котором достигается оптимальное расходование ресурсов, явилось существенным фактором укрепления авторитета логистики и оптимизации общих затрат.

Еще одной важнейшей координирующей функцией логистики и SCM, анализируемой в данной части книги, является управление запасами. Проблема оптимизации ресурсов при реализации логистического процесса и формировании соответствующих управляющих воздействий в цепи поставок во многом заключается в правильном определении размера и периодичности пополнения товарных запасов в соответствующих звеньях цепи.

Формирование запасов связано с дискретностью поставок, случайными колебаниями в спросе (в различные периоды между поставками и их объеме) и изменениями, связанными с сезонностью спроса, повышением цен, инфляцией. Другими словами, создание запасов определяется сезонным характером производства продукции и транспортирования, а также необходимостью элиминирования логистических рисков и сглаживания диспропорций между звеньями цепей поставок.

Выбор системы управления запасами является действенным механизмом повышения эффективности функционирования логистической системы. К сожалению, основные системы управления, к которым относятся системы с фиксированной периодичностью заказа (ФПЗ) и с фиксированным размером заказа (ФРЗ), в чистом виде применимы лишь к ограниченному кругу реальных ситуаций, определяемых большим количеством факторов внутренней среды и внешними воздействиями, в частности порядком взаимодействия поставщиков и потребителей и т.д.

Проблематика логистической интеграции и применение интегрированных систем и технологий в цепях поставок все в большей степени становятся повседневными задачами логистов высшего и среднего управленческого звена, особенно в связи с устойчивостью цепей поставок.

Важное место в современной системе подготовки логистов и б’С-менеджеров занимают вопросы повышения устойчивости и надежности цепей поставок в аспекте логистической интеграции. Сегодня устойчивость и надежность стали важнейшими параметрами функционирования цепей поставок, наряду с предоставляемым уровнем логистического сервиса и затратами. При этом данные характеристики достаточно тесно взаимосвязаны между собой, и если снижение логистических затрат и увеличение продаж может быть достигнуто за счет локальной оптимизации, то именно устойчивость выступает в качестве критерия эффективности всей цепи поставок. Другими словами, повышение устойчивости цепи поставок и снижение ее уязвимости должно стать одной из приоритетных целей управления цепями поставок в условиях экономического кризиса. Несмотря на, казалось бы, очевидную необходимость в повышении устойчивости и надежности цепей поставок, число компаний, которые уделяют внимание данной проблеме в России, пока еще незначительно.

Четкое понимание персоналом компаний важности повышения устойчивости и надежности, как базовых характеристик функционирования цепи поставок, вызывает необходимость формирования системы управления логистическими рисками, которая бы позволяла повышать уровень устойчивости цепи поставок.

Большое значение для повышения устойчивости и надежности цепей поставок в нынешних условиях имеет создание единого информационного пространства, т.е. среды интегрированного планирования и управления взаимодействиями контрагентов в цепи. К основным составляющим единого информационного пространства сегодня относятся: система планирования {Supply Chain Planning ) и оперативного управления {Supply Chain Execution). Система планирования базируется, как правило, на системах классов ERP, а система управления - на системах классов APS, SCM и Workflow-c истемах {Supply Chain Event Management). В настоящее время именно состояние информационных технологий во многом определяет возможности компаний для организации кооперационных отношений как основы повышения устойчивости цепей поставок.


Главное назначение информационных систем в логистике - интеграция и координация процессов в логистической цепи. Интеграция опирается на четыре уровня информационного обеспечения  

К конце XX века логистическая наука выступает как дисциплина, включающая в себя закупочную, или снабженческую, логистику, логистику производственных процессов , сбытовую, или распределительную, логистику, транспортную логистику , информационную, или компьютерную, логистику и ряд других. Каждая из перечисленных областей деятельности человека достаточно изучена и описана в соответствующей литературе новизна же самого логистического подхода заключается в интеграции перечисленных, а также и других (неназванных) областей деятельности с целью достижения желаемого результата с минимальными затратами времени и ресурсов путем оптимального сквозного управления материальными и информационными потоками . Таким образом, логистика прежде всего работает на потребителя, стремясь максимально удовлетворить его запросы.  

В книгу вошли две новых главы. В главе 11 Логистика сервисного обслуживания , написанной учеными МГТУ им. Н. Э. Баумана, приводится классификация видов сервисного обслуживания продукции, изложены критерии уровня сервиса по каждому виду сервисного обслуживания и др. Отдельная глава посвящена логистике будущего . В ней рассматриваются два направления, имеющие общемировое значение, связанные с глобальной логистикой и логистикой стройного производства , а также проблема интеграции организаций России в мировую логистическую сеть.  

Логистика - наука об организации совместной деятельности менеджеров различных подразделений предприятия, а также группы предприятий по эффективному продвижению продукции по цепи закупки сырья - производство -сбыт - распределение на основе интеграции и координации операций, процедур и функций, выполняемых в рамках данного процесса с целью минимизации общих затрат ресурсов  

Если при фрагментарном способе управления материальными потоками координация действий явно недостаточна, не соблюдается необходимой последовательности и увязки в действиях различных структур (подразделений фирм и их внешних партнеров), то логистика предполагает согласование процессов , связанных с материальными и информационными потоками , производством, менеджментом и маркетингом. В-третьих, новизна логистики заключается в использовании теории компромиссов в хозяйственной практике фирм. В результате при движении материальных и информационных потоков нередко достигаются прямо противоположные цели участников логистической цепочки (поставщиков, потребителей и посредников), что свидетельствует о выполнении логистикой функции сбалансирования, оптимизации и координации различного рода отношений (загрузки производственных мощностей и мощностей закупок и сбыта, финансовых и информационных отношений и т. п.). Это позволило отойти от обособленного управления различными функциями товародвижения и осуществить их интеграцию, что дало возможность получать общий результат деятельности , превосходящий сумму отдельных эффектов.  

Известно, что традиционная концепция экономического размера заказов уровень запасов . В свою очередь, закупки сырья и материалов тесно связаны со счетами кредиторов. С точки зрения логистики, такие счета являются ключевыми элементами баланса фирм и оказывают влияние на их оборотный капитал . Следовательно, интеграция управления  

Предметом изучения логистики как науки является оптимизация потоковых процессов. Принципы логистики синхронизация, оптимизация и интеграция - служат основным методологическим подходом к повышению организованности и эффективности функционирования производственных систем.  

Интеграция требует объединения логистики с другими сферами деятельности, например, такими, как маркетинг и производство. При данном подходе координируются не только логистические функции (транспортировка, управление запасами и др.), а ставится задача интеграции в единый хозяйственный процесс функций -закупок, транспортировки, управления запасами , разработки новых продуктов , производства и обслуживания потребителей . Это означает, что традиционные функциональные подразделения должны быть объединены в один орган. Такое слияние требует перестройки традиционных организационные структур и придания им новых конфигураций. Решающим отличием новой организационной модели является практически неограниченный доступ к всевозможной информации, а также применение новых методов управления.  

Новые предпосылки развития и требования. В 1990-е годы глобальная логистика становится важнейшим стратегическим инструментом в обеспечении конкурентных преимуществ на мировом рынке сбыта продукции . Успех достигается прежде всего за счет быстрой адаптации товаропроизводителей к постоянно изменяющимся условиям рыночной среды и спросу на продукцию. При этом главным требованием стало максимальное сокращение всех временных стадий жизненного (логистического) цикла продукции, а именно сроков проведения научно-исследовательских и опытно- s конструкторских работ, времени поставок сырья и материалов, длительности производственного цикла , сроков обработки заказов , доставки и реализации продукции . Сокращение длительности этих стадий достигается за счет узкой специализации функций на каждой из них. Вместе с тем весьма важно обеспечить интеграцию функций и стадий при формировании глобальных логистических цепей. Ускорение и усиление интенсивности и сложности материальных, информационных и финансовых потоков затрудняют решение указанных задач, особенно при большом количестве звеньев таких цепей.  

В 1996-1997 гг. Мичиганским университетом США при поддержке Совета логистического менеджмента было проведено научное исследование по проблемам глобальной логистики транснациональных корпораций , результаты которого вошли в книгу Логистика мирового класса 1. Было выбрано 111 компаний в 17 странах, практика организации глобальных логистических цепей которых была признана наилучшей. Исследования показали, что эти компании добились наилучших результатов в глобальной логистике благодаря[Штырем концептуальным факторам позиционированию, интеграции, гибкости и измеримости.  

Естественно, недостаточный уровень концентрации и интеграции многих объектов производства и тяжелое финансовое состояние препятствуют им в осуществлении структурной модернизации. Для того, чтобы выйти из подобной ситуации, прежде всего требуется рациональная финансовая политика . Политика финансирования промышленности должна стать неотъемлемой частью механизма структурной модернизации экономики ПК. Она логически дополняет организационные меры, связанные с курсом реформ, направленных на развитие рыночных отношений . В этой связи одной из наиболее важных особенностей механизма структурной модернизации ПК является интенсификация процессов межотраслевой интеграции финансов и организация логистики инвестиционных потоков. Этот процесс призван обеспечить значительные изменения в характере оборота всего общественного капитала в ПК республики.  

Применение этого механизма требует радикальной модернизации структуры традиционных инвестиции образующих отраслей ПК. Как показывает опыт азиатских стран, подобный механизм мобилизации (логистика) промышленных ресурсов дает мощный толчок технологической перестройке многих базовых отраслей ПК. Благодаря этому использование дорогого сырья и энергии в ряде отраслей резко ограничивается. За счет новых технологий , оснащения и применения современной теории организации и менеджмента активизируется воспроизводство инвестиций. При этом важную роль играет структурная модернизация на микроуровне. К основным факторам этого процесса относятся обновление производственного аппарата с учетом изменения форм собственности интеграция и рациональная концентрация производства с учетом внутренней и внешней хозяйственной конъюнктуры повышение конкурентоспособности производства и продукции за счет освоения наукоемких технологий проведение внутренней организационной перестройки и переподготовки кадров с ориентацией на групповой энтузиазм. В последующем, как показывает опыт, в ходе структурной модернизации будет происходить процесс слияния и поглощения убыточных предприятий более состоятельными объединениями и отраслями.  

Процесс изменения функций управляющего логистикой проходит довольно болезненно. Роль одних организационно-хозяйственных форм интеграции возрастает, другие - теряют свою значимость или исчезают совсем. Этот процесс сопровождается изменением государственной политики , долгосрочных связей и т.д.  

Логистика интерпретируется специалистами как некая сфера деятельности, основанная на глубокой интеграции спроса, производства, обращения, транспорта и информации.  

Логистика позволяет свести эти и другие недостатки к минимуму. В процессе интеграции она помогает перевести систему целей предприятия (хозяйственного объединения) в комплекс совместимых задач, имеющих единый язык решения во всех сферах и на всех уровнях управления. В итоге с помощью логистики удается разработать единые, эффективные ориентиры и правила функционирования для всех структурных подразделений путем корректировки интересов последних с общими целями действующей системы.  

Как осуществляется интеграция целей предприятия и логистики  

Интеграция логистики с основными управленческими функциями предприятия  

В табл. 7.1 предлагается обобщенная структуризация основных управленческих функций на предприятии с точки зрения их интеграции с логистикой.  

Таким образом, значительные резервы повышения эффективности процессов товародвижения на торгово-посреднических предприятиях могут быть выявлены в результате системного интегрирования процессов закупок, сбыта, складирования, транспортирования и других процессов, охватываемых логистикой на более высоком уровне - в результате межфирменной логистической интеграции, способствующей образованию дополнительного общесистемного эффекта.  

Совокупность оптимизационных методов и моделей логистической интеграции может явиться методологической базой перспективных этапов развития логистики , когда осознание приоритетности логистического мышления выдвинет на первый план принципы объединения экономических интересов и эффективной совместной деятельности субъектов рынка ради достижения конкретных общих и частных целей.  

Однако, при интеграции логистической деятельности, вертикальной или горизонтальной, целесообразно формирование единого органа управления, координации, контроля этой деятельности. Его необходимость вытекает из самой сущности логистики как науки и практики, с целью оптимизации хозяйственной деятельности системно интегрирующей функциональные области , охватываемые различными ее (хозяйственной деятельности) процессами и явлениями, в том числе процессами товародвижения . Подразделение, ответственное в рамках объединенных предприятий за результаты всей многогранной логистической деятельности, должно осуществлять функции планирования (стратегического, текущего, оперативного), организации, анализа, управления и контроля за реализацией процессов товародвижения в рамках системы предприятий , внося своевременные корректировки с учетом складывающейся ситуации. В рамках такого подразделения должны производиться системные расчеты по оптимизации процессов товародвижения , в том числе закупочной деятельности, складирования, транспортирования, сбыта и др.  

Логистическая интеграция в той или иной форме целесообразна в рамках закупочной деятельности, складского хозяйства , транспортирования, сбытовой деятельности и других, охватываемых логистикой, сфер деятельности торгово -посреднических предприятий.  

Полная интеграция в рамках логистической цепи поставок Выход логистики за пределы предприятия. Макрологистика, глобальная логистика Интеграция функциональных областей логистики Интеграция в рамках цепей поставок  

Одним из путей определения, как предполагаемые изменения логистической системы будут влиять на прибыль и рентабельность предприятия является использование стратегических моделей прибыли и рентабельности . Пример использования подобных моделей (по данным компании Sara Lee orporation, США) представлен на рис. 1.1. В соответствии с ним, одной из основных задач любой фирмы является повышение . Поскольку при этом изменение финансового левереджа (рычага) является стратегическим решением и, как правило, принимается в верхних эшелонах управления, для увеличения рентабельности собственного капитала требуется добиться увеличения рентабельности активов. Логистика может оказывать существенное влияние на данный показатель через сокращение запасов сырья, полуфабрикатов, комплектующих и готовых изделий , поскольку очень часто 50 и более процентов оборотного капитала фирм-продуцентов приходится на запасы. Поэтому логистический фактор, воздействующий на собственный капитал , в значительной мере зависит от политики компаний в отношении уровней запасов, степени контроля и управления уровнем запасов, а также от системы планирования потребностей распределения . Известно, что традиционная концепция экономического размера заказов не всегда отражает истинные потребности производства и распределения. В результате возникает избыточный уровень запасов . В свою очередь, закупки сырья и материалов тесно связаны со счетами кредиторов. Такие счета являются, с точки зрения логистики, ключевыми элементами баланса фирм и оказывают влияние на их оборотный капитал . Следовательно, интеграция управления закупками и управления производством - составная часть логистической стратегии - может дать положительный эффект, что и подтверждается практикой. Кроме того логистика может оказывать воздействие и на такие элементы баланса, как наличность и