Форекс

Посиделки в деревенской избе.docx - Фольклорный праздник "Деревенские посиделки". Деревенские посиделки

Байдикова Ольга Алексеевна

учитель начальных классов МБОУ СОШ №3

г. Донецка Ростовской области

Сценарий праздника: «Деревенские посиделки».

Цель: познакомить учащихся с крестьянскими обычаями;

воспитывать интерес и любовь к народному творчеству, к русским обычаями.

Ход праздника.

Сцена украшена. На заднем плане стены сцены нарисованы русская печь и яркие фигуры дымчатых игрушек: матрешки, уточки. На середине сцены стоит стол, покрытый нарядной скатертью; на столе самовар и расписная посуда.

Учитель : издавна на Руси водится обычай: как только оканчиваются работы в поле, когда ни журавлей в небе, ни груш на дереве не увидишь больше, тогда только вечером, где-нибудь в конце улицы забрезжит огонек. Смех и песни, говор и шум слышатся, бренчит балалайка. Это на хуторе вечеринка. Собирается в одну хату толпа девушек, но не для веселья, а повязать, пропрясть с веретеном; песни льются и рассказываются небылицы. Но только нагрянут в хату парубки с гармошкой, поднимаются крик и веселье. Вот на такой посиделки, мы с вами побываем.

Появляются хозяйка с хозяином в русских костюмах.

Хозяйка: Пожалуйте, гости дорогие, пожалуйте!

Хозяин : Веселья вам да радости!

Хозяйка : Давно мы вас ждем-поджидаем, праздник без вас не начинаем!

Хозяин: У нас для каждого найдется и местечко, и словечко!

Хозяйка : Припасли мы для вас забавушек на всякий вкус: кому — сказку, кому — правду, кому — песенку.

(Заходят гости в русских костюмах, кланяются хозяевам и рассаживаются).

Хозяин: Удобно ли вам гости дорогие? Всем ли видно? Всем ли слышно? Всем ли места хватило?

Гость: Гостям-то известное дело, хватило места, да не тесновато ли хозяевам?

Хозяин: В тесноте, да не в обиде!

Хозяева усаживаются.

Хозяйка : Небылицы в лицах, сидят в теремах-светлицах, щелкают орешки, да творят насмешки.

(Гости исполняют шутливые диалоги.)

1)- Федул, что губы надул?

Кафтан прожог.

Можно зашить?

Да иглы нет.

А велика ли дыра?

Один ворот остался.

2) -Фома, что из леса не идешь?

Да медведя поймал.

Так веди сюда!

Да он не идет!

Так сам иди!

Да он меня не пускает.

3) -Сынок, сходи за водицей на речку!

Брюхо болит.

Сынок, иди кашу есть!

Что же, раз мать велит надо идти!

(Все гости весело запевают русскую народную песню « В хороводе были мы».)

После песни, гости продолжают диалоги.

Что ваши девчата делают?

Шьют, да поют.

А матушки?

Порют да плачут.

Фома, у тебя в хате тепло?

— Тепло. На печи в шубе согреться можно!

Четыре девочки выскакивают и поют частушки.

Эх, топни нога, топни правенькая,

Я плясать пойду, хоть и маленькая.

Пойду плясать по соломушке,

Раздайся народ по сторонушкам.

1девочка . Шире круг, шире круг,

Дайте круг пошире.

Не одна иду плясать,

Нас идет четыре.

2 девочка . Не хотела я плясать.

Стояла и стеснялась.

А гармошка заиграла,

Я не удержалась.

3девочка . А у нас во дворе,

Квакала лягушка.

А я с печки босяком,

Думала подружка.

4 девочка . По деревне я шла

И Ванюшку видела.

Под кустом сидел и плакал,

Курица обидела.

1девочка. Я плясала в три ноги,

Потеряла сапоги.

Оглянулась назад.

Сапоги мои лежат.

2 девочка . Балалаечка и гудок

Свое дело знают.

Они в Ваниных руках

Хорошо играют.

Все девочки вместе . Если б не было воды,

Не было б и кружки.

Если б не было девчат,

Кто бы пел частушки!

На середину круга выбегают мальчики. Они танцуют и поют.

(Гости заняты делом: одни вяжут, другие шьют, обсуждают танцующих и обращаются друг к другу.)

Лодырь да бездельник. Им праздник и в понедельник.

Ныне гуляшки, завтра гуляшки, находишься и без рубашки.

Один из гостей обращается к ворчащим гостям:

Акуля, что шьешь не оттуда?

Гостьи : а я матушка, еще и пороть буду.

Хозяйка: Гостьи, дорогие, не хотите ли конфеточек покушать, да сказочку послушать?

Угощает всех конфетами .

Один из гостей: Жили-были дед да баба.

Была у них курочка — ряба.

Снесла курочка яичко.

Не простое, а золотое.

Инсценировка сказки.

Баба — Эй. Старик, проснись скорей!

Дед — Волки, что ли у дверей?

Ты чего шумишь старуха?

Баба — Да смотри, что я нашла.

Наша курочка-пеструха,

Под кустом яйцо снесла.

Дед — Ну, снесла, какое дело!

Баба — Да. Яйцо-то не простое,

А гляди-ка золотое!

Дед — Золотое? В самом деде?

Мы с тобой разбогатели!

Баба — Погляди, горит как жар!

Дед — не случился бы пожар!

Баба — Ой, горит. Слепит глаза!

Дед — Чудеса!

Баба — Чудеса!

Дед — Ты в сундук его припрячь!

(Раздается стук в двери.)

Баба — Нету дома никого,

Ишь соседей, как назло,

Ненароком нанесло.

Дед — Ты пойди, запри засов.

Да спустить бы надо псов!

Баба- В среду в город я поеду.

Там базар бывает в среду.

Богатеев много там.

Им яичко и продам.

Как дадут мне денег много!

Накидают мне рублей!

Я платок себе добуду.

И сибирских соболей.

Вот обновок накуплю я:

Разных юбок сорок штук.

Шаль в цветочках голубую.

До краев набью сундук.

Дед — Что ты мелешь небылицы?

Ишь сыскалась молодица!

Наряжаться в разный хлам.

Нет уж, если мы богаты,

Я построю вместо хаты,

Трехэтажные палаты.

И беседки по углам

Баба -Наказанье с глупым мужем.

Что ты, Старый, не блажи!

Мы живем других не хуже,

Ни к чему нам этажи.

А за эти за беседки,

Засмеют тебя соседки.

Дед — Я хозяин или нет?

Баба — Ой, яичко покатилось,

Покатилось и разбилось.

И скорлупки не осталось.

Все куда-то подевалось.

Дед — Ну, что мы затужили?

ОТ чудес одна беда!

Будем жить, как прежде жили.

И работать как всегда!

Баба — И шубенку справить можно.

И подправить можно дом.

Дед — Только-то видать надежно.

Что дается нам трудом.

Открывай, старуха, дверь!

Что нам прятаться теперь!

Эй, соседи, заходи!

Баба — Эй, сосед!

Забывать, друзей не след.

Заходите на часок.

У меня хорош квасок.

И варенье и соленья!

(Дед и баба вместе.)

Заходите, без стесненья!

Хозяйка: Гости дорогие! Чтобы не скучать поиграем в игры!

Игра «Как у дяди Трифона!»

Дети выходят в центр зала и образуют хоровод. Берутся за руки и идут по кругу и поют:

Как у дяди Трифона!

Было семеро детей.

Было семеро детей!

Было семь сыновей.

Они не пили и не ели.

Друг на друга смотрели.

Разом делали вот так:

Ведущий показывает движения (хлопает, прыгает ит.д.), а играющие повторяют. Тот, кто зазевался, становится « Дядей Трофимом». Выходит в круг. Игра продолжается, до тех пор, пока внутренний круг, образованный из дядей Трифонов, не станет больше, чем внешний.

Игра «Горелки»

Участники, разделившись на пары, берутся за руки. Пары становятся колонной. Впереди, на расстоянии 2-3м от первой пары стоит горельщик

Все говорят : Гори, гори ясно.

Чтобы не погасло.

Глянь на небо.

Птички летят.

Колокольчики звенят.

Горельщик стоит спиной к играющим. После слова « звенят» последняя пара разъединяет руки и бежит мимо горельщика: один бежит вправо, другой – влево. Горельщик гонится за любым из них и старается осалить, прежде, чем они снова возьмутся за руки. Кого горельщик поймает, с тем и становится парой впереди. А водит тот, кто остался один.

Гостья (подходит к хозяевам)

Счастья, вам хозяин и хозяйка!

Гость — Большого здоровья! До свидания!

Использованная литература:

1.Журнал «Начальная школа». №11,1983

2.Максимова Т.Н. Классные часы.1 класс. — М.,2008

3.Русские народные сказки. — М, Детская литература.1988.

4.Яровая Л.Н., Жиренко О, Е, Барылкина Л, П., Внеклассные мероприятия.1.2,3,4.классы. — М..ВАКО,2004

Можно использовать на любой вечеринке для пенсионеров. Пригодится также , юбилей, 8 марта, Новый Год и т.д.

Зал для посиделок украшается воздушными шарами, окна закрываются шторами, расставляются столы и накрываются для чаепития. На отдельном столе ведущей-хозяйки стоят подсвечники со свечами. Для гостей заранее дети готовят несколько музыкальных номеров.

В зал, где собрались гости, входит хозяйка и зажигает свечи. На стульчике устроился гармонист.

Частушки для пенсионеров

Посиделки нас собрали за душистым чаем,
Тут болячки и невзгоды мы не замечаем.

Будем вспоминать знакомых, и свои успехи,
Конкурсы устроим вместе, разные утехи.

Не давай скучать соседу, весели соседку,
Возьми к горячему чайку сладкую конфетку.

Гармонист наш удалой к танцу приглашает,
Ну, а кто тут с кем пойдёт, каждый сам решает.

А сейчас первый конкурс: наш уважаемый гармонист будет играть мелодии, а мы попытаемся угадать их.

Угадай мелодию

Гармонист играет, к примеру, «Златые горы», « Вот кто-то с горочки спустился», «Ромашки спрятались», «Ах, Самара-городок», «Старый клён».

Хозяйка:
Видно, что мелодии молодости Вы хорошо знаете, а давайте послушаем, что-нибудь современное. Сможете ли Вы их узнать.
Гармонист играет такие мелодии, как «Берёзы» (Любэ), «Трактористы» (Игорь Растеряев), Гимн РФ.

Хозяйка:
Предлагаю сейчас посидеть, поболтать, чаю попить с конфетками, музыку послушать.
Гости проводят время за чашкой чая.

Хозяйка:
Вкусный у нас чаёк? А конфетки? А ведь они не простые. На фантиках каждой загадка написана. Попробуем их отгадать?
Каждый читает загадку и е сообща отгадывают.

Хозяйка:
Вижу, освоились все, познакомились с соседями. Давайте вспомним, что было самое счастливое в нашей жизни. Это ведь у каждого личное. Поделитесь радостью. Начнём вот с этого стола. Пожалуйста, Мария Ивановна, расскажите, что для вас было самым счастливым моментом в вашей жизни.
Слушают рассказы 3-4 человек.

Хозяйка:
Счастьем мы поделились. А, какие трудности пришлось Вам преодолеть в жизни, Вспомните самые запоминающиеся моменты.
Так же опрашивают 3-4 человек.

Хозяйка:
Чтобы нам не загрустить, нужно Вас развеселить,
В круг давайте собираться, в пляс мы будем все пускаться.

Хозяйка:
Хорошо размялись мы, можно и дух перевести. К тому же поприветствовать Вас пришли внучата. Они подготовили небольшие музыкальные номера, которые предлагается вам оценить. И так, встречайте! Юные танцоры и эстрадные исполнители.

С небольшими номерами выступают дети.

Хозяйка:
У нас на посиделках присутствует семейная пара, которая прожила вместе не один десяток лет. Это Нина Алексеевна и Иван Николаевич. Попросим их подняться. Откроем секрет, что недавно вы отметили … годовщину семейной жизни. Позвольте поздравить Вас с этой датой и вручить памятный адрес. Для Вас звучит песня «Свадебные цветы» в исполнении Ирины Аллегровой.

Хозяйка:
Большинство из вас сейчас на заслуженном отдыхе. Но, скучать я думаю, не приходится. Хлопоты по дому, сад-огород, дети и внуки, да мало ли разных дел, которыми вы занимаетесь в течение дня.

Сейчас мы проведём конкурс, на самого расторопного пенсионера. Попрошу выйти трёх желающих. Перед вами по три картофелины, которые нужно очистить, кукла, которую необходимо запеленать, и счёт за электричество, сумму которого вы должны рассчитать и вписать в квитанцию. Кто первый качественно и правильно выполнит все три задания, тот победитель.

Хозяйка:
Наши посиделки продолжаются. Переходим к танцам. Желающие могут выйти в круг, а остальные могут попить чайку.

С цена ярко украшена. На заднем плане нарисованы печка, яркие фигурки дымковских игрушек: матрешки, уточки, солнце. Посреди сцены стол, накрытый яркой скатертью, на столе самовар, расписная посуда.

П оявляются ведущие: хозяин с хозяйкой оба в русских народных костюмах.

Хозяйка: Пожалуйте, гости дорогие, пожалуйте!

Хозяин: Веселья вам да радости!

Хозяйка: Давно мы вас ждем-поджидаем, праздник без вас не начинаем!

Хозяин: У нас для каждого найдется и местечко, и словечко!

Хозяйка: припасли мы для вас забавушек на всякий вкус, кому - сказку, кому - правду, кому - песенку.

Н а сцену входят гости. Девочки в юбках из красного ситца и пестрых кофточках, на плечах - цветные шали. Мальчики в рубашках навыпуск, отделанных яркой тесьмой. Гости кланяются хозяевам, рассаживаются.

Хозяин: Удобно ли вам, гости дорогие? Всем ли видно? Всем ли слышно? Всем ли места хватило?

Один из гостей: Гостям -то, известное дело, хватило места. Да не тесновато ли хозяевам?

Хозяин: В тесноте - не в обиде.

Хозяева усаживаются.

Хозяйка: небылицы в лицах, сидят в теремах- светлицах, щелкают орешки да творят насмешки.

Гости исполняют шутливые диалоги.

Федул, что губы надул? - Кафтан прожег. - Можно зашить. - Да иглы нет. - А велика ли дыра? - Один ворот остался. - Фома, что из леса не идешь? - Да медведя поймал! - Так веди сюда! - Да он не идет! - Так сам иди! - Да он меня не пускает! - Сынок, сходи за водицей на речку! - Брюхо болит! - Сынок, иди кашу есть! - Что ж, раз мать велит- надо идти!

Все гости поют песню "В хороводе были мы ".

Гости продолжают диалоги.

Что ваши девчата делают? - Шьют да поют - А матушки? - Порют да плачут. - Фома у тебя в избе тепло? - Тепло. На печи в шубе согреться можно! Две девочки читают частушки перед исполнением пляски. - Эх топни нога, топни правенькая, Я плясать пойду, хоть и маленькая. - Пойду плясать по соломушке, раздайся народ по сторонушке! Четыре девочки выходят плясать, исполняют частушки: 1-ая Шире круг, шире круг, Дайте круг пошире. Не одна иду плясать, Нас идет четыре. 2-ая Не хотела я плясать. Стояла и стеснялася, А гармошка заиграла Я не удержалася. 3-ая А у нас во дворе Квакали лягушки, А я с печки босиком, Думала- подружки. 4-ая По деревне я шла И Ванюшку видела Под кустом сидел и плакал: Курица обидела. 1-ая 2-ая Я плясала в три ноги, Балалаечка - гудок Потеряла сапоги, Свое дело знает Оглянулася назад: она в Ваниных руках Сапоги мои лежат. Хорошо играет. 3-ая 4-ая Сидит ежик на березе- Если б не было воды, Белая рубашка, Не было б и кружки. На головке - сапожок, если б не было девчат. На ноге фуражка. Кто бы пел частушки? На середину выбегают мальчики, они танцуют в присядку, один поет. 1-й На горе стоит телега, Слезы капают с дуги. Под горой стоит корова, Надевает сапоги. Мальчики кончают пляску. Две гостьи заняты делом: одна вяжет, другая вышивает. Осуждая танцующих, обращаются друг к другу. 1-ая Лодырь да бездельник - им праздник и в понедельник. 2-ая Ныне гуляшки, завтра гуляшки - находишься и без рубашки. Один из гостей обращается к варчуньям - Акуля, что шьешь не оттуля? - 2-ая А я, батюшка еще пороть буду. - Хозяйка: гости дорогие, не хотите ли конфеточек покушать, да сказочку послушать? Угощает всех конфетами.

Одна из гостей:

Жили -были дед да баба, была у них курочка - ряба. Снесла курочка яичко, не простое - золотое. Начинается инсценировка сказки О. Высотской "Золотое яичко". Баба: Эй, старик проснись скорей! Дед: Волки что ли у дверей? Ты чего шумишь старуха? Баба: Да смотри, что я нашла: Наша курочка - пеструшка под кустом яйцо снесла. Дед: Ну снесла, какое дело! Что ты, баба, обалдела? Баба: Да яйцо - то не простое, а, гляди-ка золотое. Дед: Золотое, в самом деле? Мы с тобой разбогатели. Баба: Погляди, горит как жар. Дед: Не случился бы пожар! Баба: Ох горит, слепит глаза! Дед: Чудеса! Баба: Чудеса! Дед: Ты в сундук запри его. Раздается стук в дверь. Баба: Нету дома никого! Ишь, соседей, как назло, Ненароком принесло. Дед: Ты пойди запри засов, да спустить бы надо псов. Баба: (возвратившись) В среду в город я поеду, там базар бывает в среду. Богатеев много там! Им яичко и продам. Как дадут мне денег груду. Накидают мне рублей, на салоп себе добуду я сибирских соболей. Вот обновок накуплю я, разных юбок сорок штук. Шаль в цветочках голубую, до краев набью сундук. Дед: Что ты мелишь небылицы! Ишь, сыскалась молодица, наряжаться в разный хлам. Нет уж, если мы богаты, я построю вместо хаты трехэтажные палаты и беседки по углам. Баба: Да уймись ты, не кричи, вон упала на пол скалка, чугуны гремят в печи. Ох, не мил мне белый свет! Дед: Я хозяин или нет?! Баба: Ох, яичко покатилось, покатилось и разбилось. И скорлупки не осталось, все куда-то подевалось! Дед: Ну чего мы затужили? От чудес одна беда. Будем жить, как прежде жили, и работать. Как всегда. Баба: И шубенку справить можно, и поправить можно дом. Дед: Только то, видать, надежно, что дается нам трудом. Открывай, старуха, дверь, что нам прятаться теперь! Эй, соседка! Баба: Эй, сосед! Забывать друзей не след. Заходите на часок, у меня хорош квасок, и варенья, и соленья. Дед и баба: (вместе). Заходите без стесненья! Гости подходят с поклоном к хозяевам.

Оборудование:

Макет лома с завалинкой. зеркало, вышитое полотенце, деревянная посула, русская печь (рисунок), рисунки учащихся для выставки, стол, пяльцы, прялка, музыкальные инструменты, плакат с пословицей "Не красна изба углами, а красна пирогами", конфеты и блины для угощения, русские народные костюмы.

Ведущий (на фоне музыки).

Ты откуда, русская, зародилась, музыка?

То ли в чистом поле, то ли в лесе мшистом?

В радости ли?

В боли? Или в птичьем свисте?

Ты скажи, откуда грусть в тебе и удаль?

В чьем ты сердце билась с самого начала?

Как же ты явилась? Как ты зазвучала?

Пролетели утки – уронили дудки.

Пролетели гуси – уронили гусли.

Их порою вешней нашли, не удивились.

Ну а с песней? С песней на Руси родились!

Дети исполняют песню.

В старые времена был такой обычаи у русских людей; как заканчивали полевые работы (собирали урожай, а хлеб в закрома засыпали), коротали осенние дни да вечера вместе, устраивали посиделки. Как говорится в русской пословице: "От скуки бери дело в руки". Вот и проводили время за любимым рукоделием. Весело было. То песню затянут-то шуткой перебросятся. Вот работа у них и спорилась. И мы сегодня собрались на посиделки.

Зимний вечер темен, долог,

Насчитаю сорок елок.

То на лавке посижу,

То в окошко погляжу.

Позову-ка я ребят к себе

на посиделки.

Будут песни, будут пляски

И игра в горелки.

Эй, подруженьки-подружки,

Веселушки-хохотушки!

Эй, ребята-молодцы,

Озорные удальцы."

Приводите поплясать,

Зимний вечер скоротать!

Входят хозяин и хозяйка, накрывают стол для гостей, В это время по улице движутся красны девицы и добры молодцы.

Участник.

Заиграй-ка, балалайка, заиграй-ка, звончата! (Стучит в дверь.)

Дома ль Марья, дома ль Дарья, дома ль душечка Катюшечка?

Мы ту точки.

Участник.

Красны девицы, добры молодцы!

Собирайтесь, наряжайтесь,

На гулянье отправляйтесь.

Собрались мы позабавиться

Да потешиться!

Пошутить!

Поиграть!

Посмеяться!

Смех вам да веселье!

Дети имитируют движение по улице под мелодию "Светит месяц".

Отряхиваются на крыльце и стучат в дверь.

Тара-pa, тара-ра,

идут девки со двора!

Песни петь да плясать,

всех вокруг забавлять.

Про уроки.ru - деревенские посиделки. сценарий фольклорного праздника для постановки в начальных классах (1-4 класс) школы

Для постановки в начальных классах (1-4 класс)

Действующие лица

3 соседки

Гости: девочки и мальчики

Звучит русская народная музыка

Ведущий:

Россия, Россия, края дорогие,

Здесь издавна русские люди живут.

Они прославляют просторы родные,

Раздольные русские песни поют.

На сцене декорации русской деревни. Хозяйка за домашней работой, дочка занимается рукодельем, отец и сын плетут лапти.

Хозяйка: Дом вести - не головой трясти, Все надо припасти. Акуля, Акуля, что шьешь не оттуля?

Дочка: Да, я, матушка, еще пороть буду.

Хозяйка: Поспешишь - людей насмешишь.

Дочка: Знаю, матушка, знаю. Семь раз отмерь - один раз отрежь!

Хозяин: Домом жить - обо всем надо тужить. (Плетет лапти, учит сына Федюшу).

Сын: Тятенька, а тятенька, а давай с тобой в рифмы играть.

Хозяин: А что это такое - рифмы?

Сын: А это так надо говорить, чтоб складно было. Вот скажи, как твоего отца звали?

Хозяин: Моего папашу Кузьмой звали.

Сын: Вот я твоего Кузьму за бороду возьму!

Хозяин: Это зачем же ты моего папашу за бороду брать будешь?

Сын: Тятенька, ну это же шутка. Так для рифмы говорят.

Хозяин: Вот я тебе сам рифму скажу! Тебя как зовут?

Сын: Федя!

Хозяин: Если ты Федя, то поймал в лесу медведя. На медведя полезай, а с моей скамьи слезай!

Хозяйка: Будет вам ругаться, да ссориться.

Вбегают соседки.

Соседки: Вы слыхали? Про пожар слыхали? Ой, что было!

Хозяйка Ой, соседушки, не спешите, отдохните, толком все нам расскажите.

1 соседка: У Иванова двора загорелася вода. Всем селом пожар тушили, а огонь не затушили.

2 соседка: Пришел дедушка Фома, расседая борода. Он народ прогнал в овин, затушил пожар один.

3 соседка: Как Фома тушил пожар, он об этом не сказал. Только слышно стороной, затушил он бородой!

Хозяин: Ой, за вашим языком не поспеешь босиком.

Хозяйка: Всех речей не переслушаешь! Оставайтесь, соседки, у нас гости сегодня будут.

1 соседка: Сегодня гуляшки, завтра гуляшки, останешься без рубашки.

Хозяика: Оставайтесь, и отдохнуть надо.

Стук в дверь.

Хозяин: Кого еще нелегкая несет?

Сосед: Можно, хозяин?

Хозяин: Гость - не кость, за дверь не выкинешь. Заходи. Что нового в свете?

Сосед: На ярмарке был, посмотри, чего купил. (показывает хозяевам)

Стук в дверь

Дочка: Ой, подрушки пожаловали.

Девочки заходят, кланяются и хором:

Девочки: Пришли мы песни петь, да плясать, да себя показать. Мир вашему дому!

Прихорашиваются, рассаживаются на лавке.

1 девочка: Хозяюшка, а что ты нам сегодня делать дашь?

Хозяйка: Красным молодушкам дам вышивать белый ленок.

Раздает пяльцы, звучит песня.

Стук в дверь. Входят парни

Мальчик: Расступись, честной народ, не пыли дорожка, Добры молодцы идут - погулять немножко.

Шутят, рассаживаются.

Хозяин: Удобно ли вам, гости дорогие? Всем ли видно? Всем ли слышно? Всем ли места хватает?

Гость: Гостям-то, известное дело, хватило места, да не тесновато ли хозяевам?

Хозяин: В тесноте – не в обиде!

Хозяйка: Небылицы в лицах сидят в теремах-светлицах, щелкают орешки да творят насмешки..

Мальчик

Ехала деревня

Мимо мужика,

Вдруг из-под собаки

Лают ворота

Все Вот это да!

Девочка

Выбегала дубина

С мальчиком в руках,

А за ним тулупчик

С бабой на плечах

Все Не может быть!

Мальчик

Деревня закричала:

Сарафаны с бабами

На пожар спешат!

Все Правда?

Мальчик Правда.

Девочка

Крыши испугались,

Сели на ворон,

Лошадь подгоняла

Мужика кнутом.

Все Ой-ой-ой!

Мальчик

Лошадь ела кашу,

А мужик – овес.

Лошадь села в сани,

И мужик повез.

Все Небылицы, небывальщины!

Одна девочка мальчику

Девочка: Федул, что губы надул?

Мальчик: Да кафтан прожег.

Девочка: Зачинить можно!

Мальчик: Да иглы нет.

Девочка: А велика ли дыра?

Мальчик: Да один ворот остался.

Другая девочка другому мальчику

Девочка: Где ты, брат Иван?

Мальчик: В горнице.

Девочка: А что делаешь?

Мальчик: Помогаю Петру.

Девочка: Петр что делает?

Мальчик: Да на печи лежит.

Мальчик девочке

Мальчик: Вставай, Дунюшка, уже занимается!

Девочка: Пусть занимается, у него до вечера много дел.

Мальчик: Вставай, Дунюшка, вставай, петушок поет!

Девочка: Пусть поет! Петушок маленький, ему и ночь долга!

Мальчик: Вставай, Дунюшка, уже солнышко всходит!

Девочка: Пусть всходит, ему далеко бежать нужно!

Мальчик: Вставай, Дунюшка, каша готова!

Девочка: А я уж за столом сижу!

Хозяйка: Ну, гости дорогие, посмеялися, чай проголодалися?

Хозяин: Все, что есть в печи - все на стол мечи!

Хозяйка: Я иду, иду, иду, самовар в руках несу, прибауточку пою. Вот чай, чай, чай... Гость хозяюшку встречай! Прибауткой отвечай! (разливает чай, гости отвечают)

1 гость: Чай пить - приятно жить.

2 гость: Попьешь чайку - позабудешь про тоску!

3 гость: Чай не пьешь - какая сила? Чай попил - совсем ослаб!

4 гость: От чая лиха не бывает.

Хозяйка: Как Марфуша для Петра наварила, напекла,43 пирога, 92 блина. Вот какие блины! (угощает гостей блинами)

Исполняется песня «Блины»

Соседки: Ну, а теперь, красны девицы да добры молоды потешьте хозяев.

Исполняются Частушки

Эх, топни, нога, топни, правенькая,

Я плясать пойду, хоть и маленькая,

Я плясать пойду по соломушке,

Раздайся народ по сторонушке!

Я стояла босиком,

Осмотрела все кругом.

Оглянулася назад –

Сапоги мои лежат.

От подружек-хохотушек

Столько шума-звона,

Как от сотни погремушек,

Даже миллиона!

Сидит ежик на березе –

Белая рубашка,

На головке – сапожок,

На ноге – фуражка.

На горе стоит телега,

Слезы капают с дуги.

Под горой стоит корова,

Надевает сапоги

Балалаечка-гудок

Свое дело знает,

Она в Ваниных руках

Хорошо играет.

Если б не глазела

В скважину замочную,

То на лбу бы не имела

Шишку крупноблочную.

Если б не было воды,

Не было б и кружки,

Если б не было девчат,

Кто бы пел частушки?

Хорошо траву косить,

которая зеленая

Хорошо девку любить,

которая веселая.

Хозяин: (выходит и берет его за ухо) Рано тебе еще в наш круг, молоко мамкино на губах не обсохло.

Соседки: Складно молодцы поют, да и девицы от них не отстают. А плясать сегодня будем?

Исполняются пляски.

Девочка:

Что-то мы немножко притомились.

Сядем рядышком на лавке.

Вместе с вами посидим.

Загадаем всем загадки.

Кто смышленей – поглядим!

Загадки

Ходит барин по двору?

Придирается ко всему.

Красная головушка,

Двойная бородушка. (Петух) .

Мохнатенькая, усатенькая,

Сядет – песенку поет. (Кошка)

Маленький, беленький,

По дорожке прыг-прыг,

По снежочку тык-тык. (Заяц)

Пришла из лесу птичница в рыжей шубке – кур посчитать. (Лиса)

Гладишь – ласкается. Дразнишь – кусается. (Собака)

Хозяйка: Гости дорогие, не хотите ли конфеточек покушать, да сказочку послушать?

Инсценировка русской народной сказки

Соседка: Ну, пора и честь знать. Хозяину с хозяюшкой пора отдыхать.

Гости встают, благодарят хозяев

1 гость: Спасибо, вам, хозяин с хозяюшкой.

2 гость: Спасибо за хлеб, за соль.

2 гость: Пироги у вас хорошие, сердца ваши приветливые.

Сценарий. деревенские посиделки, посвящённые дню и дню отца. 2009 г

Деревенские посиделки, посвящённые Дню Матери и Дню Отца. 2009 год.

«У самовара всей семьёй»

1 Ведущий: Проходите, гости дорогие, пожалуйте! Давно мы вас ждём, поджидаем, Вечер без вас не начинаем. У нас для каждого найдётся И местечко, и словечко!2 Ведущий: Нам начинать досталась роль. Не путайте с нагрузками, Мы принесли вам хлеб и соль На посиделки русские.1 Ведущий: Жива традиция, жива – От поколенья старшего Важны обряды и слова Из прошлого для нашего.2 Ведущий: Сядем рядком, поговорим ладком. Сядем теснее, будет веселее.1 Ведущий: На завалинке, в светёлке Иль на брёвнышках каких Собрались посиделки пожилых и молодых.2 Ведущий: При лучине ли сидели, Иль под светлый небосвод – Говорили, песни пели и водили хоровод.

Хоровод «На горе – то калина»

1 Ведущий: А играли как? В горелки? Ах, горелки были хороши! Словом эти посиделки Были праздником души!2 Ведущий: Быт людей отмечен веком, Поменялся старый мир. Нынче мы по одиночке По квартирам все сидим.1 Ведущий: Наш досуг порою мелок, И чего там говорить:Скучно жить без посиделок, Их бы надо повторить.

2 Ведущий: Мир вам, гости долгожданные, Что явились в добрый час –Встречу тёплую желанную Мы готовили для вас.1 Ведущий: В знак признанья и отличия Нам приятно в этот час По старинному обычаю Хлебом – солью встретить вас.2 Ведущий: Каравай мы вам подносим, Поклонясь, отведать просим. Вот мы сегодня с вами и вашими мамами и папами собрались на деревенские посиделки « У самовара всей семьёй» .

1 Ведущий: А почему? Потому что в последнее воскресенье ноября вся страна отмечала, и мы с вами - День матери, а в начале декабря отмечаем День отца. С этими праздниками от всей мы поздравляем наших мам и пап.

1 Ведущий: Любовь матери к детям – самое светлое чувство в мире. Сколько пословиц сложено об этом. А, ну-ка вспомнимзнаете ли ты пословицы о маме, подскажите вторую половину. 2 Ведущий: В народе говорят: «Есть хлеб, будет и песня»

Русская народная песня «Блины»

1 Ведущий: На Руси с давних пор любили почаёвничать. Если семья переезжала в новый дом, то первой пускали кошку, затем несли квашню, в которой замешивали хлеб, а потом самовар, потому что без этих вещей не обходилась ни одна семья. А за самоваром кто сидел? Конечно, мама!

2 Ведущий: Собрались мы сегодня позабавиться да потешиться, Пошутить, поиграть да посмеяться.

Представление команд.

Представление жюри.

1 Ведущий: Беззаветна любовь матери к своему ребёнку с самого и 1 называется «Из детства на всю жизнь». Каждой команде нужно исполнить детскую колыбельную песенку. Конкурс оценивается по 5-ти бальной системе.

2 Ведущий: В каждой русской горнице стоял сундук или сундучок. В нём хранилась нарядная одежда, она называлась выходной, вышитые полотенца, холсты и многое другое. У нас тоже есть сундучок, но он с сюрпризом. В нём вещи из сказок. Угадайте какие? За каждый правильный – 1 балл.1) Предмет дамского туалета, который в сказке говорит человеческим голосом (зеркальце).2) Предмет, с помощью которого злая мачеха пыталась погубить прекрасную царевну (яблоко). В сундуке лежит ещё для вас сюрприз - народное средство воспитания детей. Что это? (ремешок).

Игра «Ремешок» под музыку

1 Ведущий: Конкурс «Ах волшебство, волшебство». Вам надо написать какие волшебные предметы помогали героям сказок. Сколько предметов вспомните и напишете, столько баллов и получите. Время 1 минута.- скатерть – самобранка- гусли – самогуды- сапоги – скороходы- шапка – невидимка- ковёр – самолёт- волшебный клубочек- волшебное зеркальце. А теперь посмотрим, что-же вы написали. Вот вам волшебный клубочек.

2 Ведущий: Что случилось? Почему клубочек остановился? Как же нам препятствие одолеть?

1 Ведущий: Препятствий не будет Ты смело пройдёшь Если на все вопросы Ответы найдёшь.

2 Ведущий: 4 конкурс «Узнай сказку и героя»1) В какой сказке женщина крайне неопределённых лет, утратившая надежду стать матерью, замышляет похитить чужого ребёнка, используя для этого летательные аппараты, воспетые певцом и композитором Евгением Мартыновым. Одновременно в сказке уделяется внимание вопросам своевременного сбора урожая, пользы изделий из ржаной муки и тому, как в результате бесхозяйственности на фермах молоко утекает реками. (Гуси-лебеди).

2) Героиня какой сказки, облачённая в дорогую, не имеющую государственного клейма, шубу явилась в гости, да так и не захотела уйти оттуда – уж ей приглянулась архитектура строения. И в какие только инстанции не обращался хозяин, пока действия непрошенной гостьи не были квалифицированы как незаконный захват жилища. (Лиса и заяц)

3) В какой из сказок личность, во всех отношениях очень серая, осуществляет коварный план, съесть обед у трёх лиц. (Машенька и медведь)

4) В какой сказке лицо, имеющее весьма дурную репутацию, под вывеской милой и обаятельной личности совершило покушение на семь несовершеннолетних душ, но было разоблачено и жестоко наказано. (Волк и семеро козлят)

5) В какой сказке речь идёт о некоем спортсмене, который, не имея достаточной физической подготовки, отправился на соревнования по бегу с препятствиями? Хитрость и незаурядная выдержка позволили подойти ему к самому финишу. Но финал трагичен: проявив преступную самонадеятельность и грубо нарушив правила техники безопасности, он погибает. (Колобок)

2 Ведущий: Ни на одних посиделках не обходилось без шуток, прибауток, былей, небылиц, потешек и игр. Следующий 5конкурс называется «Шутки- прибаутки». Конкурс оценивается по 5-ти бальной системе.

Клубочек покатился, И мы за ним пойдём Кто это за нами повторяет Кто это с нами играет. Пока дети играют, жюри подводит итоги конкурсов.

Игры детства

Слово жюри.

1 Ведущий: Следующий конкурс 6 «Как вы знаете пословицы». Проверяем ваше внимание.- Бабушка, пусти гулять…- А уроки?- Хочу гулять!- Разве не знаешь: «Делу время, потехе час»?- Гулять хочу –у –у!- Ох, внучек, допёк ты меня! Придётся тебя за ушко да на солнышко.- Бабушка проверь, у меня что-то ответ не сходится.- Вот тут у тебя ошибка. Поспешишь – людей насмешишь.- Понял, бабушка, понял! Пошёл переделывать! Ура! Я всё! Можно теперь мне погулять?- Конечно, внучек. Кончил дело – гуляй смело. Какие пословицы прозвучали? Сколько? Запишите их.

1 Ведущий: 7 конкурс «Бой петухов». Этот конкурс только для мальчиков и пап.

2 Ведущий: Народная мудрость гласит: «Хлеб всему голова», «Хлеб – кормилец». К хлебу на Руси относились по – особому. Его уважали, почитали. А какое блюдо русской кухни считается самым распространённым?

1 Ведущий: Конечно каша! Кашей на Руси встречали новорожденного. Жених с невестой варили кашу – это было обязательной частью церемонии, отчего и пошло выражение: «С ним кашу не сваришь». Раньше говорили: «Русского без каши не накормишь» А какие вы знаете русские народные кушанья?

Каждая команда рассказывает о 2 самых распространённых кушаньях

2 Ведущий: Мы тоже для каждой команды приготовили по 4русских народных кушанья. Определите и напишите, что это такое. Проверяем. (Овсяный кисель, гороховый кисель, нужда, гороховые оладьи)

1 Ведущий: А сейчас мы всех приглашаем на русскую удалую пляску.

Пляска.

Слово жюри.

2 Ведущий: Мы чудесно поиграли, Много нового узнали. А теперь посидим ладком Поговорим мирком.

1 Ведущий: Мы думаем, что наши прекрасные и папы тоже вместе с нами вспомнили своё детство, беззаботные вечера, мир бабушкиных сказок.

Чаепитие.

Здравствуйте. Меня зовут Буркова Ольга Михайловна. Вашему вниманию мы представляем сегодня проект фольклорного праздника «Деревенские посиделки» в рамках реализации программы внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению, кружок «Истоки».

Согласно ФГОС второго поколения - духовное, нравственное и патриотическое воспитание подрастающего поколения является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования.

Современное воспитание опирается на постулат: «Нет, и не может быть школы… без стремления помочь ребенку стать личностью нравственной, самостоятельной, одухотворенной, способной отдавать себя другим людям, народу, Отечеству».

Так как основой для успешной учебной деятельности согласно ФГОС является технология системно-деятельностного подхода, то и для формирования личностных качеств учеников следует использовать эту же технологию , где ученик выступает не в роли пассивного слушателя, а в роли непосредственного участника самого процесса. Воспитание полноценной личности, развитие нравственного потенциала, эстетического вкуса детей и подростков невозможно, если мы будем говорить об этом абстрактно, не вводя их в тот своеобразный, яркий, неповторимый мир, который веками создавала фантазия русского народа.

В богатейших народных промыслах воплощена историческая память поколения, запечатлена душа народа, создавшего подлинные шедевры искусства, которые свидетельствуют о таланте и высоком художественном вкусе мастеров- умельцев.

Программа «Истоки» имеет хороший потенциал, способствующий возрождению многовековых традиций России. Также работа по формированию духовно-нравственной культуры обучающихся реализуется в процессе изучения учебных предметов «Литературное чтение», «Музыка», «Технология», «Изобразительное искусство», программы внеурочной деятельности школьников «Подвижные игры», через взаимодействие с родителями.

Цель проекта : воспитание патриотизма, приобщение детей к истокам народной культуры и духовности, на основе изучения фольклора.

В процессе работы над проектом, при проведении представленного проекта решали следующие задачи:

Воспитание любви к родному краю, знакомство детей с характерными особенностями фольклора.

Воспитание нравственных качеств личности ребенка: доброты, справедливости, правдивости, гордости за свой край.

Развитие творческих способностей: певческих навыков, актерского мастерства, музыкальности детей на основе разных жанров фольклора.

Для успешной реализации задач определили направления , по которым осуществляли деятельность в ходе предшествующей работы:

Изучение литературного фольклора (сказки, пословицы, потешки, приговоры, легенды)

Изучение музыкального фольклора (хороводы, песни, танцы, частушки, праздники)

Изучение игрового фольклора.

В процессе подготовки проекта прошла большая предшествующая работа с детьми, родителями. Собран фольклорный материал: сказки, песни, хороводы, частушки, танцы, обрядовые праздники, игры. С детьми проводились беседы, игры, разучивание фольклорных произведений.

Результат работы представлен фольклорным праздником «Деревенские посиделки».

Представленный проект рекомендую использовать учителям, музыкальным руководителям в организации работы по фольклору.

Итак, мы представляем вам наш проект «Деревенские посиделки». Помогать нам будет преподаватель музыкальной школы (баянист).

Дорогие гости,

Будьте как дома!

Наш уют домашний

Каждому виден.

В тесноте, быть может,

Да не в обиде.

На завалинке, в светёлке

Иль на брёвнышках каких

Собирались посиделки

Пожилых и молодых.

Быт людей отмечен веком,

Поменялся старый мир.

Нынче все мы по сусекам

Личных дач или квартир.

Наш досуг порою мелок,

И, чего там говорить,

Скучно жить без посиделок,

Их бы надо возродить!

Хозяйка прибирает «в избе», ставит самовар, пороги. Поёт песню «ПИРОГИ», на проигрыше входят девушки и начинают подпевать хозяйке.

ПИРОГИ
музыка Виталия Алексеева
слова Инги Лейме

Текст песни

Жду подружек дорогих
В гости на неделе.
Я хочу, чтоб вы моих
Пирогов поели.

Пироги, пироги
Пышные, вкусные.
Пироги, пироги
С мясом, с капустою.

С пирогами будет чай
С мятою и хмелем.
Эй, подружка, не скучай,
Наливай полнее!

Пироги, пироги
Пышные, вкусные.
Пироги, пироги
С мясом, с капустою.

Будем песни распевать,
Стоя на крылечке.
Будем "Барыню" плясать
С выходом от печки.

Пироги, пироги
Пышные, вкусные.
Пироги, пироги
С мясом, с капустою.

Мы о вкусных пирогах
Спели вам частушки.
Ах, спасибо, что пришли,
Душеньки-подружки!

Пироги, пироги
Пышные, вкусные.
Пироги, пироги
С мясом, с капустою.

Хоз.

Рада видеть вас у себя в гостях.

Давно вас поджидаю.

Праздник большой, праздник радостный начинается,

что по старинному обычаю посиделками называется.

Под русскую народную песню «Светит месяц» выходят мальчики, подыгрывая на своих инструментах.

Мальчик: Стоит Фома

Посреди двора,

Супротив терема высокого,

Супротив крыльца широкого.

Нетёсан терем,

Нетёсан, только хорошо окрашен.

Мальчик: Дома ли Марья, дома ли Дарья,

Дома ли душенька Настюшенька?

Девочки: (все вместе из теремка) Мы туточки! (Под музыку из-за теремка выходят девочки).

Мальчики:

1-й.

Разойдись, честной народ, не пыли, дорожка!

Добры молодцы идут погулять немножко!

2-й.

Хлебу да соли долог век!

Хозяюшке более того!

3-й.

Живи, изба, здорово, живи богато!

Чтобы было тепло, чтобы было светло,

Чтобы своё водилось и нам хватило!

4-й.

А девицам-красавицам мы принесли подарки:

Пряники печатные, конфеты сахарные.

(Отдают угощение девочкам и садятся на лавки)

Хоз.

Спасибо на добром слове. А откуда вы пришли?

1-й.

Мы пришли из деревни Веселухино! Там песни и пляски круглый год. А стоит наша деревня посреди двух дорог: кто не пройдёт, всяк рассмеётся, кто не проедет - всякий спляшет и споёт.

Хоз.

Вот вы какие весёлые! А с чем вы к нам пришли на посиделки?

2-й.

А пришли мы с весёлой песней «Во кузнице» (после исполнения, рассаживаются по местам).

Девочка: Припасли мы для вас забавушки

На всякий вкус -

Кому сказку, кому правду,

Кому песенку.

Девочка: Небылицы в лицах,

Сидят в теремах-светлицах,

Щёлкают орешки

Да говорят насмешки.

Дети поочередно выходят и инсценируют потешки:

Два мальчика поочерёдно:

Федул, что губы надул?

Кафтан прожёг.

Можно зашить?

Да иглы нет.

А велика ли дыра?

Да один ворот остался!

Девочка и мальчик:

Сын, сходи за водой.

Да живот болит.

Сынок, иди кашу есть!

Что ж, раз мать зовёт, надо идти!

Две девочки:

На улице две курицы

С петухом дерутся.

Две девицы-красавицы

Смотрят и смеются:

- «Ха-ха-ха, ха-ха-ха

Как нам жалко петуха».

- «Ха-ха-ха, ха-ха-ха

Как нам жалко петуха».

Два мальчика:

Фома, что из лесу не идёшь?

Да медведя поймал.

Так веди его сюда.

Да он не идёт.

Ну, так сам иди.

Так он и меня не пускает.

Девочка.

А где это видано
И в какой деревне слыхано,
Чтобы курочка бычка родила,
Поросеночек яичко снес
Да на полочку унес.
А полочка обломилась,
И яичко разбилось.
Овечка расквохталась,
Кобылка раскудахталась:
— Ой, куда-куда-кудах!
Не бывало у нас так,
Чтоб безрукий нашу клеть обокрал,
Голопузый за пазуху поклал,
А слепой-то подглядывал,
А глухой-то подслушивал,
А безногий водогон побежал,
Безъязыкий «караул» закричал!

Два мальчика.

Здорово, Hикодим!
- Здорово, Егор!
Откуда идешь?
- С кудыкиных гор.
- А как у вас, Егор, поживают?
- Hа босу ногу топор надевают,
Сапогом траву косят,
В решете воду носят.
Hаши сани
Едут сами,
А лошади наши - с усами,
Бегают в подполье за мышами.

Да ведь это кошки!
- Комара тебе в лукошке!

Hаши кошки живут в гнезде,
Летают везде.
Прилетели во двор,
Завели разговор:
"Кар, кар!"

Да ведь это ворона!
- Мухомор тебе вареный!

Hаша-то ворона ушаста,
В огороде шастает часто
Скок да скок
Через мосток,
Белым пятнышком - хвосток.

Да ведь это зайчишка!
- В нос тебе еловая шишка!

Hашего зайца
Все звери пугаются.
Прошлой зимою в лютый мороз
Серый зайчище барана унес.

Да ведь это волк!
- По лбу тебя щелк!

Hеужели не слыхал никогда ты,
Что волки у нас рогаты?
Волк трясет бородой,
Пообедал лебедой.

Да ведь это козлище!
- Щелчков тебе тыща!

Hаш козел
Под корягу ушел,
Хвостом шевелит,
Ставить сети не велит.

Да ведь это налим!
- Hет, не налим.

Мы про налима не так говорим.
Hалим Hикодим
Гордится собою,
Hалим Hикодим
Hосит шапку соболью
Hи перед кем ее не ломает
И шуток тоже не понимает

Выходят девочка и мальчик.

Девочка: А ну хватит вам болтать,

Время пляску начинать.

Мальчик: Обойди хоть всю планету

Лучше русской пляски нету.

Балалайка и гармонь

Разжигают в нас огонь.

Девочка: Раздайся, народ!

Меня пляска берёт!

Пойду, попляшу,

На людей погляжу!

«Как у наших у ворот» (танец)

Девочка: Вдоль улицы во конец

Шёл удалый молодец.

Мальчик: То был Ваня - удалец!

Удалец - молодец!

Девочка: Шла собака через мост

Четыре лапы - пятый хвост,

А шестое брюхо.

Выходи, Ванюха!

Мальчик: Эй, девчата-хохотушки,

Запевайте-ка частушки.

Запевайте поскорей,

Чтоб порадовать гостей.

Девочки исполняют частушки.

Начинаю я припевку

Первую, начальную.

Я хочу развеселить

Публику печальную.

Чтобы печка разгорелась,

Надо жару поддавать.

Чтобы песня лучше пелась,

Надо пляской помогать.

Не смотрите на меня -

Глазки поломаете.

Я не с вашего села,

Вы меня не знаете.

У меня коса большая,

Ленточка коротенька.

Про меня не думай, парень,

Я ещё молоденька!

Я сирени наломаю,

Набросаю у ворот.

Заплету я русу косу.

Пусть завидует народ!

Частушки поют мальчики.

На окошке два цветочка -

Голубой да аленький,

Я парнишка боевой,

Хоть и ростом маленький.

Я плясал на три ноги,

Потерял я сапоги.

Оглянулся назад -

Сапоги мои лежат.

Ёлки-долги, ёлки-долги,

Ёлки да осиночки.

На поляне девки пляшут,

Скрипают ботиночки.

Вновь поёт девочка.

За частушки, друг мой милый,

Три рубля тебе я дам,

По глазам по вашим видно,

Что понравились мы вам.

После исполнения частушек проводится игра «Как у дяди Трифона».

Как у дяди Трифона
Было семеро детей.

Было семеро детей - было семь сыновей.
Они не пили, не ели,
Друг на друга всё глядели,
Разом делали вот так:
Все: "Как?"
"Трифон": "А вот так!" (один показывает какое-то движение танцевальное, все повторяют под наигрыш).

Девочка: Напекли мы для гостей

Много разных сладостей!

Все: Тары - бары - растабары,

Выпьем чай из самовара!

Поочерёдно: - С сухарями!

С кренделями!

С бубликами вкусными,

С сушками, ватрушками!

Все: Тары - бары - растабары,

Посидим у самовара!

Чаю сладкого попьём,

Нашу песенку споём!

Инсценировка русской народной песни «Блины» .

(На последнем куплете песни девочка проходит по залу и угощает гостей блинами.)

Девочка:

Не красна изба углами,

А красна пирогами!

Как Марфуша для Петра

Наварила, напекла:

Два корыта киселя,

Девяносто два блина.

Подходите, подходите!

Угощение берите!

Чаем запивайте.

Нас добрым словом вспоминайте!

Общий поклон. Праздник заканчивается чаепитием.

Сцена украшена яркими аппликациями расписной печки, дымковской игрушки, солнца. Посреди сцены стол, накрытый яркой скатертью, на столе самовар, расписная посуда.

Появляются ведущие-Хозяин и Хозяйка, оба в русских народных костюмах.

Хозяйка. Пожалуйте, гости дорогие, пожалуйте!

Хозяин. Веселья вам да радости!

Хозяйка. Давно мы вас ждём-поджидаем,

Праздник без вас не начинаем!

Хозяйка. У нас для каждого найдётся

И местечко, и словечко!

Хозяин. Припасли мы для вас забавушек на всякий вкус:

Кому- сказку, кому- правду, кому — песенку.

На сцену входят гости. Девочки наряжены в красивые шали, мальчики в рубашках навыпуск, отделанных яркой тесьмой. Гости кланяются хозяевам, рассаживаются.

Хозяин. Удобно ли вам, гости дорогие? Всем ли видно?

Всем ли слышно? Всем ли местечка хватило?

Один из гостей. Гостям-то, известное дело, хватило места,

Да не тесновато ли хозяевам?

Хозяева. В тесноте- не в обиде. /Хозяева усаживаются/

Хозяйка. Небылицы в лицах сидят в теремах- светлицах,

Щёлкают орешки да творят насмешки.

Гости исполняют шутливые диалоги.

Прибаутки

1.- Фома, что из леса- то не идёшь?

— Да медведя поймал!

— Так веди сюда!

— Да он не идёт!

— Так сам иди!

— Да он не пускает!

2.- Сынок, сходи за водицей на речку!

— Брюхо болит!

— Сынок, иди кашу есть!

— Что ж, раз мать велит- надо идти!

Выходят 2 девочки, читают частушки.

1дев. Эх, топни нога, топни правенькая,

Я плясать пойду, хоть и маленькая!

2дев. Пойду плясать по соломушке,

Раздайся, народ, по сторонушке!

Выходят 4 девочки,исполняют частушки.

» Частушки»

1 .Шире круг, шире круг, дайте круг пошире,

Не одна иду плясать, нас идёт четыре!

2. Не хотела я плясать, стояла и стеснялася,

А гармошка заиграла, я не удержалася!

3 .Я плясала в три ноги, потеряла сапоги,

Оглянулася назад,сапоги мои лежат!

4. Разрешите поплясать, разрешите топнуть,

Неужели от меня половицы лопнут?!

5. По деревне я шла и Ванюшку видела,

Под кустом сидел и плакал-курица обидела!

6. А у нас во дворе квакали лягушки,

А я с печки босиком, думала, подружки!

7. .Сидит ёжик на берёзе- белая рубашка,

На головке сапожок, на ноге — фуражка!

8. .Поросёнка мы купили и пшеном его кормили,

Он в субботу рано встал, кукарекать громко стал!

Все. Если б не было воды, не было б и кружки,

Если б не было девчат, кто бы пел частушки?!

Исполняется пляска или хоровод

/Две гостьи, занятые делом, вяжут или вышивают, обращаются друг к другу, осуждая танцующих.

1-я. Лодырь да бездельник-

Им праздник и в понедельник!

2-я. Ныне- гуляшки, завтра- гуляшки,

Находишься и без рубашки!

Один из гостей обращается к ворчуньям.

— Акуля, что шьёшь не от тулья?

2-я. А я, батюшка ещё пороть буду!

Хозяйка. Гости дорогие, не хотите ли конфеточек покушать,

да сказку послушать? /угощает всех конфетами/

Инсценировка сказки» Золотое яичко» О. Высоцкой»

Одна из гостей. Жили-были Дед да баба,

Была у них курочка Ряба.

Снесла курочка яичко,

Не простое- золотое.

Баба. Эй, старик,проснись скорей!

Дед. Волки что ли у дверей? Ты чего шумишь, старуха?

Баба. Да смотри, что я нашла! Наша курочка Пеструха

Под кустом яйцо снесла!

Дед. Ну, снесла, какое дело! Что ты, бабка, обалдела?

Баба. Да яйцо то не простое,

А, гляди- ка, золотое!

Дед. Золотое, в самом деле!

Мы с тобой разбогатели!

Баба. Погляди, гори, как жар!

Дед. Не случился бы пожар!

Баба. Ой, горит, слепит глаза!

Дед. Чудеса!

Баба. Чудеса!

Раздаётся стук в дверь.

Баба. Нету дома никого! Ишь, соседей как назло

Ненароком принесло.

Дед. Ты пойди, запри засов, да спустить бы надо псов.

Баба /возвратясь/ В среду в город я поеду:

Там базар бывает в среду.

Богатеев много там,

Им яичко и продам.

Как дадут мне денег груду,

Накидают мне рублей,

На солоп себе добуду

Я сибирских соболей.

Вот обновок накуплю я,

Разных юбок 40 штук.

Шаль в цветочках голубую,

До краёв набью сундук!

Дед Что ты мелешь небылицы!

Ишь, сыскалась молодица!

Нет, уж если мы богаты,

Я построю вместо хаты

Трёхэтажные палаты

И беседки по углам.

Баба. Наказанье с глупым мужем!

Что ты, старый, не блажи!

Мы живём других не хуже,

Ни к чему нам этажи!

А за эти за беседки

Засмеют тебя соседки.

Дед. Пусть смеются, мне не жалко!

Баба. Да уймись ты, не кричи!

Вон, упала на пол скалка,

Чугуны гремят в печи.

Ох, не мил мне белый свет!

Дед. Я хозяин или нет?!

Баба. Ох, яичко покатилось…,

Покатилось и разбилось!

И скорлупки не осталось,

Всё куда- то подевалось!

Дед. Ну, чего мы затужили? От чудес одна беда!

Будем жить, как прежде жили,

И работать, как всегда.

Баба. И шубёнку справить можно,

И подправить можно дом.

Дед. Только то, видать, надёжно,

Что даётся нам трудом.

Открывай, старуха, дверь,

Что нам прятаться теперь!?

Эй, соседка!

Баба. Эй, сосед!Забывать друзей не след!

Заходите на часок,

У меня хорош квасок.

И варенья, и соленья,

Дед и баба /вместе/ Заходите без стесненья!

Гости подходят с поклоном к хозяевам.

1-я девочка. Счастья вам, хозяин с хозяюшкой!

2-я девочка. Доброго здоровья!

3-я девочка. Кто любит трудиться, тому без дела не сидится!

Все вместе. Где труд, там и счастье!