Форекс

Особенности общения интернете в мире. Особенности общения через интернет

Особенности общения в интернете

2.1 Психологические особенности Интернет - общения

Все формы Интернет - общения, в связи с его опосредованностью компьютером, обладают некоторыми особенностями.

1. Анонимность - несмотря на то, что иногда есть возможность получить некоторые сведения анкетного характера и даже фотографию виртуального собеседника, это недостаточно для реального и более - менее адекватного восприятия личности. Кроме того, при виртуальном общении наблюдается скрывание или презентация ложных сведений о себе. Вследствие подобной анонимности и безнаказанности в Сети проявляется и другая особенность, связанная со снижением психологического и социального риска в процессе общения - аффективная раскрепощенность, ненормативность и некоторая безответственность участников общения. Человек в сети может проявлять и проявляет большую свободу высказываний и поступков (вплоть до оскорблений, нецензурных выражений, сексуальных домогательств), так как риск разоблачения и личной отрицательной оценки окружающими минимален.

2. Своеобразие протекания процессов межличностного восприятия в условиях отсутствия невербальной информации - как правило, сильное влияние на представление о собеседнике имеют механизмы стереотипизации и идентификации, а также установка желаемых качеств в партнере.

3. Добровольность и желательность контактов - пользователь Интернета добровольно завязывает всевозможные контакты или уходит от них, а также может прервать их в любой момент.

4. Затрудненность эмоционального компонента общения и, в то же время стойкое стремление к эмоциональному наполнению текста, которое выражается в создании специальных значков для обозначения эмоций или в описании эмоций словами (в скобках после основного текста послания).

5. Стремление к нетипичному, ненормативному поведению - зачастую пользователи Интернета презентируют себя с иной стороны, чем в условиях реальной социальной нормы, проигрывают нереализуемые в деятельности вне сети роли, сценарии ненормативного поведения.

В связи с рассмотренными особенностями можно сделать вывод о том, что анонимность общения влечет за собой целый ряд последствий. Так в коммуникации посредством Интернет теряют свое значение невербальные средства общения. Несмотря на то, что в текстовой коммуникации существует возможность выражать свои чувства при помощи «смайликов», физическое отсутствие участников коммуникации в акте общения приводит к тому, что чувства можно не только выражать, но и скрывать, равно, как и можно выражать чувства, которые человек в данный момент не испытывает.

В Интернете в результате физической непредставленности партнеров по коммуникации друг другу теряет свое значение целый ряд барьеров общения, обусловленных такими характеристиками партнеров по коммуникации, которые выражены в их внешнем облике: пол, возраст, социальный статус, внешняя привлекательность, коммуникативная компетентностью человека.

Другое важное следствие физической непредставленности человека в текстовой коммуникации -- это возможность создавать о себе любое впечатление по своему выбору. Действительно, в текстовой коммуникации в сети Интернет люди часто создают себе так называемые «виртуальные личности», описывая себя определенным образом. Виртуальная личность наделяется именем, часто псевдонимом (который еще называют - «ник»). Существует точка зрения, согласно которой конструирование виртуальных личностей в Интернете -- это отражение изменений структуры идентичности человека является отражением социальных изменений. Если человек полностью реализует все аспекты своего «Я» в реальном общении, мотивация конструирования виртуальных личностей у него, скорее всего, отсутствует, тогда общение в Интернете носит характер дополнения к основному виду общения.

Но виртуальное общение может иметь и компенсаторный, замещающий характер, это происходит в случае формирования Интернет - зависимости. Поведенчески такая зависимость проявляется в том, что люди настолько предпочитают жизнь в Интернете, что фактически начинают отказываться от своей реальной жизни, проводя до 18 часов в день в виртуальной реальности. Интернет-зависимые получают в Интернете различные формы социального признания. Их зависимость может говорить о том, что в реальной жизни социального признания они не получают, а также о том, что в реальной жизни у этой группы людей могут существовать определенные трудности в общении, которые снижают их удовлетворенность реальным общением.

Как любое сообщество, культура общения в Интернете обладает своим собственным набором ценностей, стандартов используемого языка, символов, к которому приспосабливаются отдельные пользователи. Включаясь в такую группу, человек получает возможности поддержки позитивного образа «Я» за счет позитивной социальной идентичности.

Итак, в целом можно сказать, что основными причинами обращения к Интернету, как инструменту общения может быть:

Недостаточное насыщение общением в реальных контактах - в подобных случаях пользователи быстро теряют интерес к Интернет-общению, если появляются новые возможности для удовлетворения соответствующих потребностей в реальной жизни;

Возможность реализации качеств личности, проигрывания ролей, переживания эмоций, по тем или иным причинам фрустрированных в реальной жизни - подобная возможность обусловлена особенностями общения посредством сети - анонимностью, нежесткой нормативностью, своеобразием процесса восприятия человека человеком. Желанием переживания тех или иных эмоций объясняется и стремление к эмоциональному наполнению текста.

Гендерные особенности коммуникации в Интернете (на примере сайтов знакомств)

Основой данной работы являются исследования в области гендера и его представлений в языке, а именно, в Интернет-коммуникации, поэтому, прежде всего, необходимо определить значения ключевых терминов. Маркеры, в самом широком смысле...

Диагностика и коррекция уровня развития познавательных процессов младших школьников

Начальный период школьной жизни занимает возрастной диапазон от 6-7 до 10-11 лет (I - IV классы школы). Хронологически социально-психологические границы этого возраста в жизни ребенка нельзя считать неизменными...

Жаргон как средство самоактуализации осужденных

Прежде чем определить понятие криминогенного общения и роли в нем жаргона, обратимся к анализу общения как социально-психологической категории. Понятие общения, как и любое понятие социальной психологии...

Интернет зависимость: социально-психологический аспект

Возникновение Интернет-аддикции не подчиняется закономерностям формирования зависимостей, выведенным на основании наблюдений за курильщиками, наркоманами...

Невербальные средства выражения как форма межличностного общения

Несовершенное владение речью, ее засоренность, неумение использовать паралингвистические особенности не позволяют прийти людям к взаимопониманию. Имеются большие возможности улучшить качество нашей речи, усовершенствовать ее...

Особенности интернет-зависимого поведения студентов

интернет общение коммуникация...

Особенности общения в интернете

Процессы развития глобальных информационно-коммуникационных технологий в настоящее время очень динамичны, а их возможности для общества и экономики еще только начинают масштабно использоваться. Так...

Особенности психологической культуры студентов пользователей Интернет

Мы уже отметили тот факт, что Интернет является огромной зоной коммуникации людей. Телекоммуникации с помощью компьютерных сетей - принципиально новый пласт социальной реальности...

Психологические особенности нехимических зависимостей

Создание виртуальных образов, зачастую очень далеких от реального образа, является компенсаторным механизмом, обусловливающим выраженную интернет-зависимость...

Психологические особенности общения в подростковом возрасте

Одним из важных факторов, который может влиять на психологические особенности общения - статус подростка в классе, в связи с которым происходит становление Я-концепции...

Психологические особенности общения младших школьников

Л.С. Выготский считал, что ребенок при переходе от дошкольного к школьному возрасту очень резко меняется и становится более трудным в воспитательном отношении, чем прежде...

Психология профессионального общения

Психология профессионального общения юристов

Каждый вид деятельности предполагает особенности общения при ее осуществлении. Эти особенности определяются спецификой целей деятельности. Ясно, что педагог при общении руководствуется иными целями, нежели инженер, а врач преследует цели...

Трудности межличностного общения

Индивидуально-психологические особенности партнеров общения чаще всего служат причиной коммуникативных затруднений. Это объясняется, во-первых, тем...

Целью исследования явилось изучение особенностей общения посредством Интернет.
Было проведено первоначальное исследование с использованием наблюдения, анализа текстов переписки, беседы с пользователями Интернет. Кроме того, бьш проведен опрос пользователей в возрасте от 21 до 30 лет с высшим и незаконченным высшим образованием, разного пола и профессиональной принадлежности, статистическая обработка результатов опроса.

В Интернет возможно:
Общение между людьми, знакомыми в реальной жизни (Интернет, как правило, используется как средство, более удобное в тех или иных условиях).

Общение между незнакомыми людьми:
а) Поиск знакомств и общение посредством сети, участники которого желакгт перехода к общению в реальной жизни. Интернет становится доступным и крайне облегченным, по сравнению с реальной жизнью, способом расширения круга общения, образования новых связей и знакомств. Подобного рода общение особо увлекает людей, испытывающих по тем или иным причинам трудности при первоначальном контакте в обыденной действительности.
б) Общение посредством сети, участники которого не стремятся или избегают перехода к общению в реальной жизни.

Особенности общения через Интернет:
Анонимность. Несмотря на то, что иногда возможно получить некоторые сведения анкетного характера, и даже фотографию собеседника, они не дают реальной картины личности. Кроме того, часто наблюдается эффект сокрытия или презентации ложных сведений. Следствием этого является безответственность и безнаказанность в сети, то есть пользователь может проявить большую свободу высказываний (вплоть до оскорблений), передавать ложную информацию, вводить в заблуждение, практически не получая за подобные действия наказания или отрицательной оценки.

Добровольность. Пользователь добровольно завязьшает контакты или уходит от них, а так же может прервать их в любой момент.

Затрудненная эмоциональность, которая частично компенсируется специально разработанной знаковой системой передачи эмоций.

Ролевостъ. Зачастую пользователь презентирует себя по-иному, чем в реальной жизни, и, воспринимая своего собеседника, домысливает, создает его образ, отличный от реального. Личный опыт пользователей по переходу от виртуальных контактов к реальным показьшает, что, как правило, они испытьшают удивление или разочарование от несоответствия их представлений и реальной личности.

Причины обращения к Интернету как средству общения:
Недостаточное насыщение общением в реальных контактах. Большинство опрошенных оценивают общение по Интернет как "суррогатное", "малоценные контакты", "развлекательная, игровая деятельность" и предпочи- тают реальное общение, используя сеть в случае, когда реальные контакты по тем или иным причинам затруднены. Эта категория людей легко отказывается от Интернет-общения, испытывает потерю интереса к нему в случае насыщения и удовлетворения потребности в общении в условиях реальных контактов.

Реализация качеств личности, ролей, которые не находят воплощения в реальной жизни или скрываются (так как считают- ся человеком социально неприемлемьми, несоответствующими его социальному статусу и т.д.) Например, социальный статус женатого мужчины не соотносится с активным флиртом и многочисленными романтическими взаимоотношениями и контактами. Но в Интернет за счет анонимности и безответственности можно проиграть любые флиртовые роли и другие проявления сексуальности (вплоть до порнографических). 50% из опрошенных женщин и мужчин, находящихся в браке, признают, что Интернет является для них возможностью иметь романтические отношения (из не состоящих в браке на это указывают лишь 17%).

Интернет-общение позволяет проиграть и реализовать любое фантастическое "Я", то есть самореализоваться в новом качестве, не свойственном привычньм социальным ролям в реальной жизни. Появляется качественно новое маскарадное поведение и общение.

Получение психотерапевтической помощи, поддержки, сочувствия и понимания. В отличие от подобного рода контактов в реальной жизни, терапевтическое общение в Интернет обладает большей открытостью, доверительностью, разнообразием проблем, открытых для обсуждения.

Шевченко И.О.

Федеральное агентство по образованию Российской Федерации

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Санкт-Петербургский государственный горный институт им. Г.В.Плеханова

(технический университет)

Кафедра: Истории и политологии.

РЕФЕРАТ.

По дисциплине: Социология и политология.

(наименование учебной дисциплины согласно учебному плану)

Тема: Интернет как современное средство общения

Выполнила: студентка гр. ИЗ-06-1 ______________ /Муравьева В.А./

(подпись) (Ф.И.О.)

Дата: __________________

ПРОВЕРИЛ

Руководитель: доцент __________ / Завражин В. Н. /

(должность) (подпись) (Ф.И.О.)

Санкт-Петербург

Введение. 4

Общение в Интернете: основные закономерности. 5

1. История Интернета и становление его роли в жизни людей. 5

2. Особенности общения через Интернет. 6

3. Основные формы общения в Интернете и их особенности. 8

3.1. Электронная почта. 8

3.2. Форумы. 9

3.3. Чаты. 11

3.4. Интернет-пейджеры, работающие по протоколу ICQ (I Seek You). 12

3.5. Блоги. 12

3.6. IP телефония – современное средство общения между абонентами. 12

3.7. Другие способы общения через Интернет. 13

4.Идентичность в Интернете. 13

5.Влияние Интернета на современное общество. 15

Заключение. 17

Список использованной литературы. 18

Введение.

В настоящее время в мире довольно много различных средств и способов общения, и колоссальную роль в этом процессе играет Интернет. Ведь общение – это способ взаимодействия людей друг с другом, а с появлением всемирной паутины это общение вышло за рамки одного дома, города и даже одной страны.

Электронная почта, всевозможные форумы и журналы, организованные в сетевом пространстве, многочисленные Интернет-журналы и Интернет-газеты и так далее для многих стали не менее важным аспектом повседневности, чем телевизор или телефон.

Бесспорно, много лет существовали и другие средства передачи информации на расстояния (например почта, телефон, телеграф), но те неудобства, с которыми часто сталкивались участники такого общения вынуждают многих перейти в ряды тех, кто уже оценил преимущества нового мира цифровых технологий и Интернета, как наиболее значимого явления в этом мире.

Если обратиться к современной жизни западноевропейских стран и Америке, то можно увидеть, что Интернет уже настолько прочно вошел в быт этих людей, что идеи о создании так называемых «умных домов», управление которыми осуществляется через Интернет, уже не кажутся чем-то недостижимым, а становятся не менее реальными, чем поход в магазин, музей, библиотеку, не выходя из дома и даже не вставая с кресла.

Таким образом, огромная роль Интернета в быту, и в частности, в общении становится с каждым днем все более и более очевидна. Быть может, через несколько десятков лет у каждого человека, не зависимо от его возраста и социального статуса, будет свой компьютер с постоянным подключением к Интернету, электронным почтовым ящиком или даже личной Интернет-страничкой.

Общение в Интернете: основные закономерности.

1. История Интернета и становление его роли в жизни людей.

История Интернета в некотором смысле началась с 1958 года, когда в ответ на запуск первого спутника, США организовали организацию под названием ARPA (Advanced Research Projects Agency). Она и сыграла огромную роль в создании этой новой системы связи. Указанная организация возникла внутри министерства обороны США. В 1968 году была построена первая Сеть, основанная на современных принципах Интернета. В течение следующих десяти лет в Сеть ARPANET подключились множество организаций и университетов. К 1978 году были выработаны все базовые протоколы (то есть языки общения между компьютерами), которые и сейчас используются в Интернете. В 1989 году количество подключенных компьютеров достигло ста тысяч. К концу 80-х годов XX века в Сеть было подключено более десяти стран. В 1991 была разработана технология WWW (World Wide Web, то есть «Всемирная паутина»). К этому моменту ARPANET уже перестала официально существовать. Пришло время современного Интернета. В 1991 году Россия присоединилась к сети Интернет. К 1992 году в Сети было более миллиона компьютеров. За 1993 год Web вырос в три с половиной тысячи раз. С тех пор Сеть достигла глобального распространения, но принципиально не изменилась. Были придуманы множество новых технологий, улучшились каналы связи, увеличилось до десятков миллионов количество компьютеров, а количество пользователей – до сотен миллионов. В результате Интернет обрел общеизвестность, и он стал коммерчески выгодным не только для тех, кто предоставляет доступ в Сеть.

С технической точки зрения, Интернет – это просто совокупность разбросанных по всему миру хостов (компьютеров, каждый из которых имеет свой уникальный IP-адрес), соединенных между собой. С гуманитарной точки зрения, Интернет – это новое измерение культуры, новый способ хранения и распространения знаний и информации, даже новый способ существования самого человечества. Применение Интернета дает в руки человечества невиданные ранее возможности, но одновременно с этим порождает массу новых проблем.

С гуманитарной точки зрения, применение Интернета в развитых странах (США, Западная Европа) ориентирован преимущественно на коммерцию (продвижение товаров), в то время как в России и Украине Интернет выполняет преимущественно информационную функцию (политика и новости). Это связано как с отличием круга реальных пользователей сетевых сервисов, так и с особенностями менталитета населения различных государств. Если говорить о возрастном аспекте, то новое поколение использует Интернет преимущественно как средство коммуникаций и среду для развлечения. Как новая «виртуальная реальность», Интернет превратился в огромный плацдарм свободы слова и породил массу так называемых «виртуалов» – скромных и тихих в «обычной» жизни людей, которые, оказываясь в сети, сразу превращаются рьяных поборников различных маргинальных течений. В этом отношении, Интернет стал новым средством самовыражения, способом ухода от серой действительности, предоставляя возможность проявить себя многим людям, которым не удалось найти свое место в реальной жизни.

2. Особенности общения через Интернет.

Как и у других видов общения, у Интернет-общения также имеется ряд некоторых своеобразных особенностей. Для выявления этих особенностей было проведено первоначальное исследование, которое включало в себя наблюдение, анализ текстов переписки, беседы с пользователями различных Интернет-приложений, обслуживающих общение. Кроме того, был проведен опрос пользователей сети в возрасте от 21 до 30 лет с высшим и неполным высшим образованием разного пола и профессиональной принадлежности.

На основе проведенного исследования были сделаны следующие предположения об особенностях общения через Интернет:

    Анонимность. Такая особенность общения через Интернет имеет ряд последствий. Во-первых, в коммуникации теряют свое значение невербальные средства общения. Несмотря на то, что в текстовой коммуникации существует возможность выражать свои чувства при помощи "смайликов", физическое отсутствие участников общения в акте коммуникации приводит к тому, что чувства можно не только выражать, но и скрывать, равно как и можно выражать чувства, которые человек в данный момент не испытывает. В Интернете люди реже обижаются, потому что там это бессмысленно - все равно не видно, как ты обижаешься, в Интернете можно общаться с непривлекательными (внешне) людьми, в Интернете можно говорить на равных с человеком значительно старше тебя, и это не мешает общению. То есть, в Интернете в результате физической непредставленности партнеров по коммуникации друг другу теряет свое значение целый ряд барьеров общения.

Другое важное следствие физической непредставленности человека в текстовой коммуникации - возможность создавать о себе любое впечатление по своему выбору. В виртуальной среде возможно создать себе любой образ, выглядеть как угодно, быть существом любого пола по выбору, поэтому человек не имеет накаких ограничений характерных для материального мира.

Анонимность общения в Интернете обогащает возможности самопрезентации человека, предоставляя ему возможность не просто создавать о себе впечатление по своему выбору, но и быть тем, кем он захочет. То есть, особенности коммуникации в Интернете позволяют человеку конструировать свою идентичность по своему выбору.

Несмотря на то, что иногда возможно получить некоторые сведения анкетного характера и даже фотографию собеседника, они недостаточны для реального и более менее адекватного восприятия личности. Вследствие подобной анонимности и безнаказанности в сети проявляется и другая особенность, связанная со снижением психологического и социального риска в процессе общения – аффективная раскрепощённость, ненормативность и некоторая безответственность участников общения. Человек в сети может проявлять и проявляет большую свободу высказываний и поступков (вплоть до оскорблений, нецензурных выражений, сексуальных домогательств), так как риск разоблачения и личной отрицательной оценки окружающими минимален.

2. Своеобразие протекания процессов межличностного восприятия в условиях отсутствия невербальной информации. Как правило, сильное влияние на представление о собеседнике имеют механизмы стереотипизации и идентификации, а также установка как ожидание желаемых качеств в партнере.

3. Добровольность и желательность контактов. Пользователь добровольно завязывает контакты или уходит от них, а также может прервать их в любой момент.

4. Затрудненность эмоционального компонента общения и, в то же время, стойкое стремление к эмоциональному наполнению текста, которое выражается в создании специальных значков для обозначения эмоций или в описании эмоций словами (в скобках после основного текста послания).

5. Стремление к нетипичному, ненормативному поведению. Зачастую пользователи представляют себя с иной стороны, чем в условиях реальной социальной нормы, проигрывают не реализуемые в деятельности вне сети роли, сценарии, ненормативного поведения.

Причинами обращения к Интернету как инструменту общения могут быть:

    Недостаточное насыщение общением в реальных контактах. В подобных случаях пользователи быстро теряют интерес к Интернет-общению, если появляются возможности для удовлетворения соответствующих потребностей в реальной жизни.

    Возможность реализации качеств личности, проигрывания ролей, переживания эмоций, по тем или иным причинам не реализуемых в обыденной жизни. Интернетом для студента. ХАРАКТЕРИСТИКА СЕТИ ИНТЕРНЕТ КАК СОВРЕМЕННОГО ИСТОЧНИКА ИНФОРМАЦИИ Информационный... 02.2011). 2 Лебедев В.В. Средства поиска информации в INTERNET // Российский...

  1. Задача >> Социология
  2. Молодёжь в современной России

    Монография >> Социология

    ... общения со всем миром. Возможность получения не только официальной информации из средств ... стремительное развитие социально-информационныхтехнологий. Развитие Интернета как современного средствакоммуникации способно сыграть огромную роль...

  3. Общение в Интернет , психологические проблемы виртуального общения (2)

    Курсовая работа >> Социология

    Особое место в жизни современного общества и каждого человека... общения пользователей Интернет Среди причин обращения к Интернет как инструменту общения ... общения . Средства виртуального общения Существуют разнообразные классификации средств общения в Интернете , ...

По числу пользователей Интернета Россия стоит на 7ом месте! Первые места сзанимают: КНР,США и Япония.

По данным социологов, доля россиян, пользующихся интернетом каждый день, за минувший год стремительно увеличилась. Основным способом выхода во Всемирную паутину остается стационарный компьютер. Хотя бы раз в полгода интернетом пользуются 58% россиян. Больше всего увеличилась доля тех, кто пользуется интернетом ежедневно, - с 30% до 38%. По данным Euromonitor International, проникновение интернета в России все еще значительно ниже уровня западноевропейского - 49% по сравнению с 78% в среднем по Европе.

Как выяснили социологи, самые активные пользователи интернета - молодежь и высокообразованные граждане. На втором месте по популярности способа выхода в интернет после обычного компьютера - ноутбуки и нетбуки. С их помощью Всемирной сетью пользуются 38% россиян, в том числе 25% - ежедневно. Третье место занимает мобильный телефон: с его помощью в сеть выходят 32% пользователей.

Меньше всего среди россиян тех, кто пользуется интернетом при помощи смартфонов (14%) и планшетных устройств (4%). Тем не менее исследование "Яндекса", обнародованное в марте, показало, что аудитория мобильного интернета в России растет гораздо быстрее аудитории интернета в целом.

Неоспоримым фактом является то, что Интернет сегодня – это самый колоссальный источник информации, который знало человечество. Но его возможности, такие как оперативность, быстрота и доступность связи между пользователями на дальних и близких расстояниях, позволяют использовать Интернет не только как инструмент для познания, но и как инструмент для общения.

Предположив наличие некоторых своеобразных особенностей Интернет-общения, мы провели первоначальное исследование, которое включало в себя наблюдение, анализ текстов переписки, беседы с пользователями различных Интернет-приложений, обслуживающих общение. Кроме того, был проведен опрос пользователей сети в возрасте от 21 до 30 лет с высшим и неполным высшим образованием разного пола и профессиональной принадлежности.

На основе проведенного исследования можно сделать следующие предположения об особенностях общения через Интернет:

1. Анонимность. Несмотря на то, что иногда возможно получить некоторые сведения анкетного характера и даже фотографию собеседника, они недостаточны для реального и более менее адекватного восприятия личности. Кроме того, наблюдается скрывание или презентация ложных сведений. Вследствие подобной анонимности и безнаказанности в сети проявляется и другая особенность, связанная со снижением психологического и социального риска в процессе общения – аффективная раскрепощенность, ненормативность и некоторая безответственность участников общения. Человек в сети может проявлять и проявляет большую свободу высказываний и поступков (вплоть до оскорблений, нецензурных выражений, сексуальных домогательств), так как риск разоблачения и личной отрицательной оценки окружающими минимален.

2. Своеобразие протекания процессов межличностного восприятия в условиях отсутствия невербальной информации. Как правило, сильное влияние на представление о собеседнике имеют механизмы стереотипизации и идентификации, а также установка как ожидание желаемых качеств в партнере.

3. Добровольность и желательность контактов. Пользователь добровольно завязывает контакты или уходит от них, а также может прервать их в любой момент.

4. Затрудненность эмоционального компонента общения и, в то же время стойкое стремление к эмоциональному наполнению текста, которое выражается в создании специальных значков для обозначения эмоций или в описании эмоций словами (в скобках после основного текста послания).

5. Стремление к нетипичному, ненормативному поведению. Зачастую пользователи презентируют себя с иной стороны, чем в условиях реальной социальной нормы, проигрывают не реализуемые в деятельности вне сети роли, сценарии, ненормативного поведения.

Причиной обращения к Интернет как инструменту общения может быть:

1. Недостаточное насыщение общением в реальных контактах. В подобных случаях пользователи быстро теряют интерес к Интернет-общению, если появляются возможности для удовлетворения соответствующих потребностей в реальной жизни.

2. Возможность реализации качеств личности, проигрывания ролей, переживания эмоций, по тем или иным причинам фрустрированных в реальной жизни. Подобная возможность обусловлена вышеперечисленными особенностями общения посредством сети - анонимностью, нежесткой нормативностью, своеобразием процесса восприятия человека человеком. Желанием переживания тех или иных эмоций объясняется вероятно и стремление к эмоциональному наполнению текста.

Последняя из вышеназванных причин представляется нам наиболее интересной и станет предметом дальнейшего исследования.

Интернет- зависимость.

Интерне́т-зави́симость (или Интернет-адди́кция) - навязчивое желание подключиться к Интернету и болезненная неспособность вовремя отключиться от Интернета. Интернет-зависимость является широко обсуждаемым вопросом, но её статус как психического расстройства формально не установлен, и она не включена в классификаторы заболеваний DSM-IV и МКБ-10. Информация для человека имеет огромное значение. Компьютер и Интернет является мощным инструментом обработки и обмена информацией, кроме того, благодаря компьютеру стали доступными различные виды информации. Это и считается первопричиной компьютерной или интернет-зависимости, так как в определённом смысле они страдают нарушением процессов обмена информацией.

Проблема интернет-зависимости выявилась с возрастанием популярности сети Интернет. Некоторые люди стали настолько увлекаться виртуальным пространством, что начали предпочитать Интернет реальности, проводя за компьютером до 18 часов в день. Резкий отказ от Интернета вызывает у таких людей тревогу и эмоциональное возбуждение. Психиатры усматривают схожесть такой зависимости с чрезмерным увлечением азартными играми.

Основные 6 типов интернет-зависимости таковы:

1. Навязчивый веб-серфинг - бесконечные путешествия по Всемирной паутине, поиск информации.

2. Пристрастие к виртуальному общению и виртуальным знакомствам - большие объёмы переписки, постоянное участие в чатах, веб-форумах, избыточность знакомых и друзей в Сети.

3. Игровая зависимость - навязчивое увлечение компьютерными играми по сети.

4. Навязчивая финансовая потребность - игра по сети в азартные игры, ненужные покупки в интернет-магазинах или постоянные участия винтернет-аукционах.

5. Пристрастие к просмотру фильмов через Интернет, когда больной может провести перед экраном весь день не отрываясь из-за того, что в сети можно посмотреть практически любой фильм или передачу.

6. Киберсексуальная зависимость - навязчивое влечение к посещению порносайтов и занятию киберсексом .

7. амый простой и доступный способ решения зависимости - это приобретение другой зависимости. Любовь к здоровому образу жизни, общение с живой природой, творческие прикладные увлечения, такие как рисование, как правило, выводят человека из зависимости.

8. В США ведущим специалистом в изучении интернет-зависимости сейчас считается Кимберли Янг - профессор психологии Питсбургского университета в Брэтфорде (США), автор известной книги «Пойманные в Сеть» (англ. «Caught in the Net»), переведённой на многие языки. Она также является основателем Центра помощи людям, страдающим интернет-зависимостью (англ. Center for On-Line Addiction). Центр, созданный в1995 году, консультирует психиатрические клиники, образовательные заведения и корпорации, которые сталкиваются со злоупотреблением Интернетом. Центр свободно распространяет информацию и методики по освобождению от интернет-зависимости.

9. В 2009 году писатель Станислав Миронов опубликовал в свободном доступе на одном из литературных ресурсов роман Virtuality, рассказывающий о проблеме интернет-зависимости, где автор классифицирует интернет-зависимость не только как психическое расстройство, но и как острую социальную проблему, предлагая пути её решения. О печатном издании романа упоминаний не имеется.

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….….….3

1.ИНТЕРНЕТ, КАК СПОСОБ МЕЖКУЛЬТУРНОЙКОММУНИКАЦИИ...5

1.1.Интернет, как способмежкультурной коммуникации…….…………..…5

1.2. Способы общения в Интернете……………….………….……………..…7

2. ОСОБЕННОСТИ ОБЩЕНИЯ В СЕТИИНТЕРНЕТ……...….….….……12

2.1. Психологические особенностиИнтернет – общения………...………...12

2.2.Интернет-этикет……………………………………….…….….…….…..15

3. ПЕРСПЕКТИВА РАЗВИТИЯИНТЕРНЕТ-ОБЩЕНИЯ…….…….……..18

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………...…………….………………..……19

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…….…………….….…...20


ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время в миресуществует довольно много средств, форм и способов общения, и немалая часть изних так или иначе связана с современными техническими возможностями, которые в частностипредставлены использованием глобальной компьютерной сети – Интернет (Internet).Это в первую очередь связано с тем, что человечество за последнее столетие совершилоогромный скачок вразвитии науки и техники, что открыло новые просторы для деятельности человека.Так возникновение и развитие цифровых и компьютерных технологий, а впоследствиимассовое распространение персональных компьютеров, открыли новый видвзаимодействия «человек-компьютер», а развитие сети Интернет квзаимодействию «человек-компьютер» добавило возможность коммуникации«человек-компьютер-человек».

Следует заметить, что Интернетразвивается довольно стремительно. Так, на сегодняшний день Интернет имеетоколо 15 миллионов абонентов в более чем 150 странах мира, причем ежемесячноразмер Сети увеличивается на 7-10 процентов. Быстро растет количество изданий,посвященных Сети, что предвещает широкое ее распространение даже в далеких оттехники областях. Одним словом, Интернет превращается из большой игрушки для отдельныхинтеллектуалов в полноценный источник всевозможной полезной информации для всех,а также становится основной формой виртуального общения.

В данной работе будетрассмотрена тема, касающаяся особенностей общения в Интернете. Актуальностьвыбранной темы объясняется необходимостью изучения общения в сети Интернет, потомукак данный вид виртуального общения приобретает большую значимость и становитсяодним из основных видов коммуникации людей в современном мире.

Объектом исследованияданной работы является глобальная сеть Интернет, как способ организации межкультурногообщения. Предметом исследованияработы является общение в Интернете и его особенности. Изучение данной темы также даетвозможность оценить роль Интернета в современной жизни, выявить преимущества инедостатки виртуального общения.

Изучение выбранной темыпредполагает достижение основной цели – рассмотреть особенности общения вИнтернете. В соответствии с определенной целью были поставлены и решены следующиезадачи:

▬ изучить понятие и организацию общениячерез Интернет;

▬ раскрыть аспекты такого общения, определитьего основные формы;

▬ выяснить преимущества и недостатки виртуальногообщения;

▬ рассмотреть особенности общения всети Интернет;

▬ изложить перспективы развитияИнтернет - общения;

▬ проанализировать полученный материал, сделать необходимыевыводы и отразить их в данной работе.

Выбранная тема былаисследована при помощи следующих методов:

▬ рассмотрение теоретических аспектов выбраннойтемы;

▬ изучение практических материалов Интернет- сайтов;

▬ анализ полученных материалов, выводыи заключения.

В качестве теоретическойосновы изучения в работе применялись труды и учебные пособия российских изарубежных авторов по изучению всемирной сети Интернет с современной точкизрения. Это работы таких авторов, как Белинская Е., Жичкина А., Дудник С.И., ПетроваН.П., Симонович С.В., Петров К., Мураховский В.И., Горявский Ю., Мэтт Гофф др.В книгах этих авторов анализируется общение посредством Интернета, и большое местоотводится изучению способов такого общения (электронная почта, форумы, чат, идр.). При подготовке работы были использованы теоретические, практические ианалитические материалы Интернет - ресурсов – Http://internet.strana.ru/, Http://www.gumer.info.ru/, WWW.psychology.ru/, WWW.expert.ru/.

Поставленные цели изадачи определили структуру представленной работы – работа состоит из введения,трех глав, заключения и списка использованной литературы. Работа изложена на 20страницах. Для написания данной работы использовано 15 научных источников.


1. ИНТЕРНЕТ,КАК СПОСОБ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОММУНИКАЦИИ

1.1.Интернет, как способ межкультурной коммуникации

Сегодня сложнопереоценить роль Интернета в организации течения потоков всевозможной информации,а также в организации общения, как одного из аспектов, непременносопутствующего течению этих потоков. Ведь общение – есть способ взаимодействиялюдей друг с другом, а с появлением всемирной паутины это общение вышло зарамки одного дома, города и даже одной страны. Бесспорно, много летсуществовали и другие средства передачи информации на расстояния (такие как почта,телефон, телеграф), но те неудобства, с которыми часто сталкиваются участникитакого общения, вынуждают многих из них перейти в ряды тех, людей, кто ужеоценил преимущества нового мира цифровых технологий и в частности Интернета.

Следует согласиться стем, что в настоящее время электронная почта, всевозможные форумы,организованные в сетевом пространстве, многочисленные Интернет - журналы игазеты, да и сам, собственно, Интернет для многих стали не менее важнымаспектом повседневности, чем телевизор или телефон, а порой они и полностью вытесняютсвоих «отсталых» братьев.

Итак, что же такое Интернет(Internet)? Интернет – это глобальная компьютерная сеть, которая на сегодняшнийдень охватывает практически весь мир. Интернет имеет около 15 миллионовабонентов в более чем 150 странах мира, причем ежемесячно размер сетиувеличивается на 7-10 %. Сеть Интернет образует как бы ядро, обеспечивающеесвязь различных информационных сетей, принадлежащих различным учреждениям вовсем мире.

Если ранее Всемирная сетьиспользовалась исключительно в качестве среды передачи файлов и сообщенийэлектронной почты, то сегодня с ее помощью решаются более сложные задачи распределенногодоступа к Интернет-ресурсам. Интернет, служивший изначально исследовательским иучебным интересам, становится все более популярным в мире обычного общения.

Общение посредством Интернетаособенно важно для тех людей, чья реальная жизнь по тем или иным причинаммежличностно обеднена. Такие люди используют всемирную сеть Интернет, какальтернативу своему непосредственному (реальному) окружению. К слову сказать,около половины пользователей Интернета выходят на просторы Сети, для того чтобырасширить свой круг общения, так как опосредованная компьютером коммуникациясоздает иллюзию товарищеских отношений без требований дружбы. Таким образом, Интернетиграет колоссальную роль в организации такого общения.

Общение посредствомИнтернета, не обязательно может проходить только в рамках одной страны. Поскольку,Интернет – это всемирная паутина, следовательно, через нее общаться могут люди изразных стран. Так, например, если человек, родившийся и выросший в России, нахорошем уровне владеет английским языком, то ничего не мешает ему иметьпереписку не только с людьми, живущими на территории нашей страны и говорящимина русском языке, но и с любым иностранцем, который может находиться в любойангло-говорящей стране. Это дает ему возможность участвовать во всевозможныхмеждународных Интернет - форумах и общаться в чатах, обеспечивая себявозможностью исследовать культуру других стран и давать иностранцампредставление о своей культуре – культуре России.

У сетевой коммуникацииимеется масса преимуществ по сравнению с общепринятыми способами личногообщения, и именно они играют огромную роль в привлечении людей к Интернет - общению.

Таким образом, всемирнаясеть Интернет, охватывая почти все цивилизованные уголки нашей планеты,является мощным средством межкультурной коммуникации, которая способствуетсближению народов и росту их как национального, так и межнационального самосознания.

1.2.Способы общения в Интернете

В настоящее время существуеточень много способов общения в Интернете, основными из которых являютсяэлектронная почта, форумы, разнообразные конференции, чаты, сетевые игры и многоедругое.

Наиболее универсальноесредство компьютерного общения это - электронная почта (Е-мэйл), котораяпредставляет собой аналог хорошо известной системы общения через письма,отправляемые в конвертах, отличающаяся при этом тем, что письмо существует ввиде электронного сообщения, которое отправляется с компьютера адресанта напочтовый сервер, а затем доставляется адресату на его почтовый ящик. Всяпроцедура отправки такого письма при хороших условиях занимает не более 3-5минут. В этом случае адрес электронного почтового ящика представляет собойследующее написание: имя@почтовый_сервер.код_страны (например: [email protected]).Электронное письмо, как и обычное письмо в конверте, может содержать различныевложения в виде графических (фотографии, рисунки, картинки, схемы, таблицы),аудио (музыка, речь) и других видов файлов.

Электронной перепискесвойственны некоторые особенности:

ü общение носит межличностный илигрупповой характер;

ü общение всегда опосредовано идистантно (в роли посредников выступает компьютер и почтовая служба);

ü по способу взаимодействия виртуальноеобщение может быть монологом либо диалогом;

ü форма общения может быть письменнаяи устная (если общение идет с помощью звуковых речевых файлов, прикрепленных кписьмам);

ü стиль речи может быть какофициально-деловой, так и любой другой, вплоть до разговорной речи ииспользования ненормативной лексики.

Здесь многое зависит отуровня развития собеседников, их взаимоотношений и целей, которые ими преследуются.

Электронная почта посравнению с бумажной почтой имеет некоторые преимущества, которые состоят вследующем:

Мизерные затратывремени и денег на пересылку;

Меньшее количествотребуемых данных для успешной доставки;

Возможность отправкивместе с письмом звуковых материалов;

Возможность отправкиодного письма сразу нескольким адресатам;

Возможностьпереадресации писем и т.д.

Но у Е-мэйл имеются итакие недостатки, как:

Необходимость наличиякомпьютера, выхода в Интернет, электронного почтового ящика, а такжеэлементарных знаний по управлению программным обеспечением ПЭВМ;

При отправке большогочисла прикрепленных файлов, либо файлов большого размера бывает целесообразнеевоспользоваться обычной почтой.

Ещё один способ общения вИнтернете это форумы, т.е. организация обмена информацией и общения междубольшим количеством собеседников, которым небезынтересна тема обсуждения,которая и является причиной концентрации этих людей в одном месте для вынесенияеё на всеобщее обсуждения. Их главное отличие состоит в том, что при организацииИнтернет форумов не существует строгих ограничений на контингент участников –ими могут стать любые пользователи, зарегистрированные на том или ином форуме,не существует также и временных рамок обсуждения темы – процесс продолжается дотех пор, пока тема интересна для собеседников.

Существуют различные потематике, контингенту участников и преследуемым целям форумы: одни являютсяИнтернет - аналогами ранее проводившихся собраний по каким-либо темам,требующим дальнейшего обсуждения, другие существуют для организации общениялюдей (как правило имеющих дружеские отношения вне Интернета, т.е. в обычнойжизни), по разным причинам не способных собраться в одном месте для живого неопосредованногообщения. Форумы первого типа обычно имеют научную или социально-политическуютематику и преследуют соответствующие цели, в качестве которых может выступатьрешение каких-либо проблем, связанных с этой тематикой. Таким форумам присущинекоторая официальность и официально-деловой, научный или научно-публицистическийстиль речи.

Форумы второго типаотличаются, прежде всего, тематикой – обсуждаться могут различные бытовые сферыжизни, общественные события или же работы творцов в области искусства (в т.ч.музыки, живописи, поэзии и прозы и т.д.), а также неофициальностью общения.Кроме того, в зависимости от контингента участников, без ограниченийиспользуются все средства языка. Общение идет преимущественно в разговорномстиле речи, но жестких рамок здесь нет. Целями можно считать получениеучастниками различных знаний, опыта общения, а также получение некой истины вспорах относительно того или иного явления или индивидуальных предпочтений.

Всем форумам присущинеписанные правила: обсуждение любой темы начинается с монолога автора в видестатьи (отзыва/рецензии, мнения по какой либо из интересующей многих позиции),содержащего суть проблемы и аргументированные доводы автора в пользу той илииной точки зрения. Далее к обсуждению темы с автором подключаются всезаинтересованные лица. Таким образом, способ взаимодействия можно назвать ужелибо диалогом, либо полилогом, если общение идет между несколькими участниками,которые могут обращаться к автору или друг к другу. Цели обсуждений на форумахмогут носить информативный, прескрептивный, эмотивный или же смешанныйхарактер. Длительность обсуждения одной темы может составлять как от несколькихчасов, так до нескольких месяцев или даже лет.

Преимущества Интернетфорумов перед живым общением:

Отсутствиенеобходимости совершать переезды к месту проведения форума – достаточновключить компьютер и набрать электронный адрес;

Колоссальная экономиявремени, сил и денег при участии в форуме;

Возможность приниматьучастие сразу в нескольких форумах;

Отсутствие физическогоконтакта с оппонентами исключает возможность применения физической силы вспорных ситуациях;

Период проведенияфорума не имеет жестких временных рамок;

Недостатки Интернет - форумов заключаются в следующем:

Необходимо наличиекомпьютера, выхода в Интернет, электронного почтового ящика, регистрации нафоруме, а также элементарных знаний по использованию программного обеспечениемПЭВМ;

Частое отсутствиевизуального представления о собеседниках в виду их нежелания выставлять своифото на всеобщее обозрение.

Разновидностью форумов,отличающихся от них отсутствием какой-либо определенной научной или социальнойтематики, являются чаты. Создаются они непосредственно для стимуляции живогогруппового общения в основном молодых людей. Такое общение проходит в видеполилога часто незнакомых людей, преследующих цель – заведение знакомств.

Подобно живомузнакомству, для реализации указанной цели, как правило, существует несколькоэтапов: Участники, читая различные высказывания, находят близкого илиинтересного им человека с которым, поначалу, обмениваются общей информацией осебе, либо открыто предлагают ему познакомиться. Далее следует диалог, которыйсуществует для «прощупывания» собеседника, и, в конечном итоге, еслисобеседники заинтересованы друг в друге, они договариваются о встрече на«большой земле». При этом все участники, находящиеся в чате имеют возможностьнаблюдать за их общением или присоединяться к ним. Отличительной особенностьюявляется относительная кратковременность (по сравнению с форумами) каких-либодебатов между оппонентами. Преимущества и недостатки общения в чате аналогичныпреимуществам и недостаткам общения на форумах.

Несколько иным способом общения в Интернете является конференция, ее устройство напоминает доску объявлений, и газету одновременно. Никакого списка участников конференции не существует. Получать и отправлять сообщения может любой, чей компьютер связан с каким-нибудь другим компьютером, который получает сообщения конференции. Все рассылаемые сообщения разделены на группы по темам, и для того, чтобы получать сообщения группы, надо на эту группу подписаться, то есть включить имя этой группы в список на своем персональном компьютере (ПК). Такое устройство конференции позволяет получать все сообщения по интересующим темам, независимо от того, кто их написал, и рассылать сообщение, не беспокоясь об адресах получателей - его прочтут те, кого оно может заинтересовать.

Основные участники конференций – люди, которым важно не столько межличностное общение, сколько интеллектуальное. Как правило, это профессионалы, которые ищут здесь ответы на свои профессиональные вопросы. Такие люди, если и вступают в сетевой разговор, - то чаще всего для того, чтобы получить полезную информацию по интересующему их предмету. Через конференции проще всего находить единомышленников, организовывать Фан-клубы, либо научные сообщества, а также конференция незаменима для научных дискуссий. При помощи конференции можно обсуждать интересующую тему в такой компании, собрать которую в одном месте для личной беседы стоило бы бешеных денег и непредсказуемых затрат времени и сил.

Существует и такой способ общения в Интернете как «Ай Сик Ю» (ICQ - «I Seek You» - «Я тебя ищу» или просто «аська») - это программа, позволяющая общаться со своими друзьями в «он-лайн» - т.е. в режиме реального времени. Она действует по принципу электронной почты, только принцип ее работы ещё быстрее. Такой способ общения чем-то напоминает перебрасывание записками. Можно посылать им сообщения, разнообразные файлы, вызывать на чат, посылать приглашение для запуска сетевых программ и т.д.

Существует и много других способов виртуального общения в Интернете – это и сетевые игры (стратегические и интеллектуальные), и виртуальный мир (как сообщество людей, которые строят интерактивную виртуальную жизнь), и клубы (которые похожи на смесь конференции и чата) и др.

2.ОСОБЕННОСТИ ОБЩЕНИЯ В СЕТИ ИНТЕРНЕТ

2.1.Психологические особенности Интернет - общения

Все формы Интернет - общения, в связи с его опосредованностью компьютером, обладают некоторымиособенностями.

1. Анонимность - несмотряна то, что иногда есть возможность получить некоторые сведения анкетногохарактера и даже фотографию виртуального собеседника, это недостаточно дляреального и более - менее адекватного восприятия личности. Кроме того, при виртуальномобщении наблюдается скрывание или презентация ложных сведений о себе.Вследствие подобной анонимности и безнаказанности в Сети проявляется и другаяособенность, связанная со снижением психологического и социального риска впроцессе общения – аффективная раскрепощенность, ненормативность и некотораябезответственность участников общения. Человек в сети может проявлять ипроявляет большую свободу высказываний и поступков (вплоть до оскорблений,нецензурных выражений, сексуальных домогательств), так как риск разоблачения иличной отрицательной оценки окружающими минимален.

2. Своеобразие протеканияпроцессов межличностного восприятия в условиях отсутствия невербальнойинформации - как правило, сильное влияние на представление о собеседнике имеютмеханизмы стереотипизации и идентификации, а также установка желаемых качеств впартнере.

3. Добровольность ижелательность контактов - пользователь Интернета добровольно завязывает всевозможныеконтакты или уходит от них, а также может прервать их в любой момент.

4. Затрудненностьэмоционального компонента общения и, в то же время стойкое стремление кэмоциональному наполнению текста, которое выражается в создании специальныхзначков для обозначения эмоций или в описании эмоций словами (в скобках послеосновного текста послания).

5. Стремление кнетипичному, ненормативному поведению - зачастую пользователи Интернета презентируютсебя с иной стороны, чем в условиях реальной социальной нормы, проигрываютнереализуемые в деятельности вне сети роли, сценарии ненормативного поведения.

В связи с рассмотреннымиособенностями можно сделать вывод о том, что анонимность общения влечет засобой целый ряд последствий. Так в коммуникации посредством Интернет теряютсвое значение невербальные средства общения. Несмотря на то, что в текстовойкоммуникации существует возможность выражать свои чувства при помощи«смайликов», физическое отсутствие участников коммуникации в акте общения приводитк тому, что чувства можно не только выражать, но и скрывать, равно, как и можновыражать чувства, которые человек в данный момент не испытывает.

В Интернете в результатефизической непредставленности партнеров по коммуникации друг другу теряет своезначение целый ряд барьеров общения, обусловленных такими характеристикамипартнеров по коммуникации, которые выражены в их внешнем облике: пол, возраст,социальный статус, внешняя привлекательность, коммуникативная компетентностью человека.

Другое важное следствиефизической непредставленности человека в текстовой коммуникации - это возможностьсоздавать о себе любое впечатление по своему выбору. Действительно, в текстовойкоммуникации в сети Интернет люди часто создают себе так называемые«виртуальные личности», описывая себя определенным образом. Виртуальнаяличность наделяется именем, часто псевдонимом (который еще называют – «ник»).Существует точка зрения, согласно которой конструирование виртуальных личностейв Интернете - это отражение изменений структуры идентичности человека являетсяотражением социальных изменений. Если человек полностью реализует все аспектысвоего «Я» в реальном общении, мотивация конструирования виртуальных личностейу него, скорее всего, отсутствует, тогда общение в Интернете носит характер дополненияк основному виду общения.

Но виртуальное общение можетиметь и компенсаторный, замещающий характер, это происходит в случаеформирования Интернет - зависимости. Поведенчески такая зависимость проявляется в том, что людинастолько предпочитают жизнь в Интернете, что фактически начинают отказыватьсяот своей реальной жизни, проводя до 18 часов в день в виртуальной реальности. Интернет-зависимые получают вИнтернете различные формы социального признания. Их зависимость может говоритьо том, что в реальной жизни социального признания они не получают, а также отом, что в реальной жизни у этой группы людей могут существовать определенныетрудности в общении, которые снижают их удовлетворенность реальным общением.

Как любое сообщество,культура общения в Интернете обладает своим собственным набором ценностей,стандартов используемого языка, символов, к которому приспосабливаютсяотдельные пользователи. Включаясь в такую группу, человек получает возможностиподдержки позитивного образа «Я» за счет позитивной социальной идентичности.

Итак, в целом можносказать, чтоосновными причинами обращения к Интернету, как инструменту общенияможет быть:

Недостаточное насыщениеобщением в реальных контактах - в подобных случаях пользователи быстро теряютинтерес к Интернет-общению, если появляются новые возможности дляудовлетворения соответствующих потребностей в реальной жизни;

Возможность реализациикачеств личности, проигрывания ролей, переживания эмоций, по тем или инымпричинам фрустрированных в реальной жизни - подобная возможность обусловленаособенностями общения посредством сети - анонимностью, нежесткойнормативностью, своеобразием процесса восприятия человека человеком. Желанием переживаниятех или иных эмоций объясняется и стремление к эмоциональному наполнениютекста.

2.2. Интернет-этикет

Необходимо отметить рядхарактерных особенностей коммуникации при помощи компьютерных сетей. Во-первых,возможность одновременного общения большого числа людей, находящихся в разныхчастях света, и, следовательно, живущих в разных культурах; во-вторых,невозможность использования большей части невербальных средств коммуникации исамопрезентации; в-третьих, обеднение эмоционального компонента общения; и,в-четвертых, анонимность и снижение психологического риска в процессе общения.Указанные характеристики приводят к выработке новых форм и стилейвзаимодействия и возникновению своеобразного Интернет-этикета.

Так Интернет-этикет содержит в себе негласные правила общения, такназываемые заповеди, основные из которых такие:

1. Помните о человеке! Незабывайте, что даже через посредство мертвой Сети и напичканного электроникойкомпьютера вы общаетесь с живым человеком, а часто - со многими людьмиодновременно. Не позволяйте одурманить себя атмосферой анонимности ивседозволенности - помните, что на другом конце провода такой же человек, как ивы. Сочиняя электронное послание, представьте, что все это говорите человекупрямо в лицо - и старайтесь, чтобы при этом вам не было стыдно за свои слова.

2. Следуйте в Сети тем жеправилам, которым вы следуете в реальной жизни. Нарушение законов человеческогообщения, моральных правил или норм общественной жизни Сети, возможно, и пройдетдля вас относительно безнаказанным, но будет ли при этом чиста ваша совесть?

3. Помните, что вынаходитесь в киберпространстве! Его границы куда шире, чем границы привычногонам человеческого общества, и в разных его частях могут действовать своизаконы. Поэтому, сталкиваясь с новым для вас видом общения в Сети, изучайте егозаконы и признавайте их приоритет. Скажем, в любой группе новостей, форуме илидаже канале существуют собственные, локальные правила - ознакомьтесь с ними,прежде, чем отправлять свое первое сообщение! А главное - помните о неписаныхправилах.

4. Бережно относитесь ковремени и мнению других людей! Обращайтесь за помощью только тогда, когда этодействительно необходимо - и в этом случае вы всегда можете рассчитывать напомощь и поддержку ваших коллег. Однако не дергайте других пользователей попустяками – иначе, в конце концов, с вами просто перестанут общаться. Помните,что сетевое время не только ограничено, но и для многих весьма дорого! И,помимо ваших проблем, у ваших собеседников могут быть еще и собственные.

5. Старайтесь выглядетьдостойно в глазах своих собеседников! Не экономьте свое время на«условностях» типа правил хорошего тона или, скажем, правилграмматики и орфографии. Даже искренние комплименты теряют в весе и убедительности,будучи воплощенными в грамматически и орфографически неправильной и ошибочной форме.

6. Не пренебрегайтесоветами знатоков и делитесь своими знаниями с другими! Будьте благодарны тем,кто тратит свое время, отвечая на ваши вопросы. Но и сами, получив письмо свопросом от другого пользователя, не спешите отправлять это послание в мусорнуюкорзину, каким бы нелепым и наивным оно вам не казалось.

7. Сдерживайте страсти.Вступать в дискуссии никакой этикет не запрещает, однако не опускайтесь добрани и ругательств - пусть даже ваш визави сознательно провоцирует вас на это.

8. Относитесь с уважениемне только к своей, но и к чужой приватности! Если вы по каким-то причинамхотите сохранять анонимность в Сети, признавайте эти права и за вашимсобеседником. Более того - он имеет право на анонимность и приватность, дажеесли вы выступаете «с открытым забралом». Побочное следствие из этогоправила: не публикуйте информацию из ваших приватных писем без согласия ихотправителей, не копайтесь в чужих почтовых ящиках и, в конечном итоге, в чужихкомпьютерах!

9. Не злоупотребляйтесвоей властью и влиянием в Сети! Завоевать доверие трудно, а потерять - таклегко!

10. Будьте терпимы кнедостаткам окружающих вас людей! Не смотрите на то, соблюдают или нет вашисобеседники правила сетевого этикета, соблюдайте их сами! В конце концов,предельно вежливо порекомендуйте собеседнику ознакомиться с этими правилами.

Итак, при общении в Сетиследует избегать грубых, а особенно нецензурных выражений. Необходимо, помнить,что написанное вами могут читать разные люди, в том числе дети. Это также справедливодля любых публичных высказываний, в том числе для текстов, помещаемых вгостевые книги и доски объявлений, при написании электронных писем, и особенно- при помещении текстовых сообщений в группы новостей.

При работе с группами новостей нужно помнить, что во многихгруппах есть модераторы, т.е. это люди, следящие за порядком в конкретной группе.В случае некорректного поведения модератор имеет право не только предупредить пользователя,нарушившего порядок, но и отключить его от группы, причем в некоторых случаяхмодератор отключает целый узел (т.е. сервер). Чтобы избежать этого необходимо внимательночитать правила группы новостей, еженедельно публикуемые модератором.

Не следует посылать слишком больших сообщений, и если кписьму присоединяются файлы, то при отправке их нужно упаковать или разбить архивна части и послать его несколькими письмами.

По правилам внутреннего этикета любые письма должны быть подписаны.В подпись обычно входит не только имя-фамилия, но и сетевые адреса - адресe-mail и адрес домашней веб-странички (при ее наличии).

Итак, если все пользователи Интернета будут придерживаться таких правилповедения при коммуникации в Интернете, то такое общение станет проще, дружелюбнее,приятнее, а главное результативнее.

3.ПЕРСПЕКТИВА РАЗВИТИЯ ИНТЕРНЕТ-ОБЩЕНИЯ

Процессы развитияглобальных информационно-коммуникационных технологий в настоящее время оченьдинамичны, а их возможности для общества и экономики еще только начинаютмасштабно использоваться. Так, еще два-три года назад сеть Интернетрассматривалась преимущественно как гигантская библиотека, и его главнойзадачей считалась помощь в поиске нужной информации и организация доступа кней. В настоящий «коммуникационный» этап своего развития главнойзадачей всемирной сети Интернет является помощь в поиске желательных партнеровдля всевозможного общения и предоставление необходимых средств для организации такоговида общения.

Следует отметить, что в настоящеевремя Интернет быстро становится мобильным. По оценке компании «Ericsson» («Эриксон»),уже в 2007-2008 гг. количество пользователей Интернета, получающих доступ смобильных устройств, станет выше, нежели количество пользователей сфиксированным доступом, и достигнет более 600 млн. человек, а согласнопрогнозам «Yankee Group» («Янки Групп»), количество мобильных терминалов сдоступом к сети Интернет к 2008 году превысит миллиард. Развитие мобильногоИнтернета сегодня обусловлено переходом телекоммуникационных компаний к новымстандартам сотовой связи, появлением сетей «третьего поколения» и совершенствованиемсуществующих коммуникаций

Многие компании – производители,как сотовых телефонов (Nokia, Ericsson, Siemens), так и компьютеров (Compaq, Hewlett-Packard,IBM) – разрабатывают целый класс новых устройств, интегрирующих в себе функциимощного карманного компьютера и мобильного телефона, позволяющего подключатьсяк скоростным беспроводным сетям. Это свидетельствует о том, что и процессобщения в сети Интернет упростится и соответственно ускорится.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

По итогам проведенныхисследований можно сделать такие выводы.

Интернет – это глобальнаякомпьютерная сеть, которая на сегодняшний день охватывает практически весь мир.Общение посредством Интернета особенно важно для тех людей, чья реальная жизньпо тем или иным причинам межличностно обеднена. Такие люди используют сетьИнтернет, как альтернативу своему непосредственному (реальному) окружению.

Общение посредством Интернета,не обязательно может проходить только в рамках одной страны. Поскольку,Интернет – это всемирная паутина, следовательно, общаться могут люди разныхстран. Всемирная сеть Интернет, охватывая почти все цивилизованные уголки нашейпланеты, является мощным средством межкультурной коммуникации, котораяспособствует сближению народов и росту их как национального, так имежнационального самосознания.

В настоящее времясуществует очень много способов общения в Интернете, основными из которыхявляются электронная почта, форумы, разнообразные конференции, чаты, сетевыеигры и многое другое. Но существует и ряд характерных особенностей коммуникациипри помощи компьютерных сетей.

Во-первых, возможностьодновременного общения большого числа людей, находящихся в разных частях света,и, следовательно, живущих в разных культурах; во-вторых, невозможностьиспользования большей части невербальных средств коммуникации исамопрезентации; в-третьих, обеднение эмоционального компонента общения; и,в-четвертых, анонимность и снижение психологического риска в процессе общения.Указанные характеристики приводят к выработке своеобразного Интернет-этикета,который содержит в себе негласные правила общения, так называемые заповеди, присоблюдении которых от виртуального общения можно получать и удовольствие, ипользу.

Безусловно, положительнойтенденцией развития Интернет-общения является возможность доступа с мобильныхтелефонов и терминалов.


СПИСОКИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Белинская Е., Жичкина А. Современные исследованиявиртуальной коммуникации: проблемы, гипотезы, результаты.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004.– 165 с.

2. Горявский Ю. Назад в будущее // МирInternet. №10.- М., 2001.- 35 с.

3. Жичкина А. Социально-психологические аспектыобщения в Интернете. - М.: Дашков и Ко, 2004. – 117 с.

4. Искусство общения в Интернет, илисказкотерапия в действии // Мир ПК. – 2003. - 215 с.

5. Крол Эд. Всё об Internet: Руководствои каталог. – Киев: BHV, 2002. – 156 с.

6. Мэтт Гофф. Сетевой ликбез //Спецвыпуск Хакера. – 2001. – №7.

7. Образование. Коммуникация. Ценности.(Проблемы, дискуссии, перспективы). По материалам круглого стола«Коммуникативные практики в образовании»./ Под ред. Дудника С.И.- СПб.: Санкт-Петербургскоефилософское общество, 2004.- 465 с.

8. Петрова Н.П. Компьютерное образование:неблагоприятный прогноз? //Hard"n"Soft. - 2006. - N7.

9. Петров К. Мобильная революция // МирInternet. – 2001. – №5

10.Симонович С.В., Евсеев Г. А.,Мураховский В. И. Вы купили компьютер: Полное руководство для начинающих ввопросах и ответах. – М.: АСТ–ПРЕСС; Инфорком–Пресс, 2006. – 544с

11.Anthes C.H. Интернет: историябудущего // ComputerWorld. - 1999. - № 45.

12.Http://internet.strana.ru/.

13.Http://www.gumer.info.ru/

14.WWW.expert.ru/