Форекс

Основы менеджмента образовательного учреждения. Педагогический менеджмент в образовании




В упрощенном понимании, менеджмент это умение добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект и мотивы поведения других людей. В современном мире термин менеджмент употребляется для определения различных понятий: это определенный вид деятельности по руководству людьми в разнообразных организациях; это область знания, помогающего осуществить эту деятельность; это определенная категория людей (определенный социальный слой), которые осуществляют работу по управлению.


Сегодня эта деятельность превратилась в самостоятельную профессию МЕНЕДЖЕР, область знаний в самостоятельную дисциплину МЕНЕДЖМЕНТ ОРГАНИЗАЦИИ, а социальный слой в весьма влиятельную общественную силу. «Управлять значит, предвидеть, организовывать, распоряжаться, координировать и контролировать» (А. Файоль)


В русском переводе термин «Менеджмент» является аналогом термина «Управление», что не в полной мере соответствует действительности по своей сути: Термин «Управление» намного шире и применяется во многих видах человеческой деятельности, в разных сферах (управление в неживой природе, биологических системах, управление государством и т.д.), а также применительно к органам управления. Термин «Менеджмент» применяется лишь к управлению социально-экономическими процессами на уровне фирмы, предприятия, корпорации, действующих в рыночных условиях, хотя его стали в последнее время употреблять и в отношении не предпринимательских организаций.


Термин «Менеджмент» (management) американского происхождения и не переводится на русский язык дословно. В англоязычных странах он употребляется в различных значениях, но всегда применительно к управлению хозяйственной деятельностью. Менеджмент представляет самостоятельный вид профессионально осуществляемой деятельности, направленной на достижение намеченных целей предприятия (организации) в ходе любой хозяйственной деятельности в рыночных условиях, путем рационального использования материальных и трудовых ресурсов с применением принципов, функций и методов экономического механизма менеджмента.


Сущность менеджмента - это управление предприятием в условиях рыночной экономики (рынка) и означает: - направленность предприятия на удовлетворение спроса и потребности рынка (конкретных потребителей) и организацию производства тех видов продукции, которые могут быть реализованы и обеспечат ему экономическую выгоду (прибыль); - направленность управления на постоянное повышение эффективности производства за счет получения лучших результатов с наименьшими затратами;


Хозяйственную самостоятельность, обеспечивающую свободу принятия управленческих решений теми, кто несет ответственность за конечные результаты деятельности предприятия и его подразделений; - постоянную адаптацию управления к внешней среде, включая корректировку целей и программ в зависимости от конъюнктуры рынка; - объективную оценку деятельности предприятия рынком (конечный результат деятельности предприятия или его хозяйственно самостоятельных подразделений выявляется на рынке в процессе реализации продукции и услуг); - необходимость использования современной информационной базы и компьютерной техники для многовариантных расчетов при принятии управленческих решений.


Профессиональный менеджмент как самостоятельный вид деятельности предполагает наличие в качестве субъекта этой деятельности специалиста менеджера и в качестве объекта хозяйственную деятельность организации в целом или его конкретную сферу. Содержанием хозяйственной деятельности организации является обеспечение процесса производства всеми необходимыми ресурсами и организация технологического цикла в целом.


Успешная хозяйственная деятельность организации требует менеджмента, который постоянно направлен на поиск и формирование новых возможностей, умение привлекать и использовать для решения поставленных задач ресурсы самых разнообразных источников, добиваясь получения максимально возможного результата при минимальных затратах. Определение целей организации на ближайшую и дальнюю перспективу это главное в менеджменте. Различают общие цели (в целом) и специфические цели (по основным видам деятельности).


Рациональное использование материальных и трудовых ресурсов предполагает достижение целей при минимуме затрат и максимуме полученного результата, что осуществляется в процессе управления, когда группа сотрудничающих людей (работников организации) направляет свои действия на достижение общих целей на основе соответствующей мотивации их труда. Менеджмент имеет свой собственный механизм, который направлен на решение конкретных проблем взаимодействия в реализации социально- экономических, технологических, социально- психологических задач, возникающих в процессе хозяйственной деятельности.


Основы менеджмента определяют общие технологические аспекты и механизмы, которые включают: принципы, методы, функции управления и организационные структуры, управленческие решения и другие связующие элементы менеджмента, технологию управления, научную организация труда менеджеров и некоторые другие управленческие категории (понятия). Экономический механизм менеджмента включает три основных блока: внутрифирменное управление (то есть управление элементами и внутренними переменными); управление производством; управление персоналом.


Для современного менеджмента характерны еще два существенных качества: -направленность деятельности менеджерского корпуса на получение продукции высшего качества, удовлетворяющей запросы потребителей (маркетинговый подход в менеджменте); -направленность работы менеджера на повышение благосостояния членов коллектива организации (гуманизация управленческой деятельности).


Процессный подход возник в рамках школы административного управления. А. Файоль первым в предложенной им концепции рассматривал управление как единый процесс, представляющий непрерывную последовательность взаимосвязанных управленческих функций. Большинство экспертов в области менеджмента рассматривают управление как процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимый для того, чтобы сформулировать и достичь целей организации.


Ситуационный подход в менеджменте разработан в конце 60-х годов и внес большой вклад в развитие теории управления. Центральным моментом в нем является ситуация, включающая конкретный набор внутренних и внешних по отношению к предприятию ситуационных факторов, которые существенно влияют на результативность его деятельности в рассматриваемый момент времени. Ситуационный подход не содержит предписываемых руководств для эффективного управления организацией. Это способ мышления о проблемах предприятия и их решениях.


Наиболее известными современными концепциями менеджмента считаются: концепция адаптации – это всегда комбинация наиболее выгодных действий с учетом факторов внешней среды, концепция глобальной стратегии - акцентирует внимание руководства на необходимость выработки единой стратегии, направленной на оптимизацию деятельности всей корпорации, а не ее отдельных частей и концепция целевой ориентации - ориентирует на организацию деятельности при доминирующей роли целеполагания на всех стадиях процесса управления (в процессах планирования, организации, контроля и мотивации).


По уровням управления общий менеджмент можно подразделить в соответствии с тремя уровнями руководства организацией: 1) высший уровень управления; 2) средний уровень управления; 3) нижний (операционный или технологический) уровень управления. Состав функций, прав и обязанностей на каждом уровне управления специфичен.


Суть искусства менеджера состоит в том, чтобы суметь правильно организовать и направить действия сотрудников, найти эффективные методы согласования действий и усилий многих людей для достижения целей организации. Успех деятельности приходит тогда, когда квалифицированный менеджер порождает и организует активное поведение работников, а их взаимодействие обеспечивают эффективную производственную деятельность и целеустремленность.


Что такое быть менеджером образовательного процесса? Это значит: выполнять важнейшую работу, необходимую государству заниматься делом, в основе которого высочайшие моральные и этические стороны человеческой жизни быть человеком, формирующим общественное мнение стать успешным руководителем в одной из самых уважаемых во все времена сфере деятельности Чтобы вести людей за собой, иди за ними… Лао-Цзы, китайский философ


На свете нет ни одного знаменитого человека, который мог бы достичь вершин без помощи своего учителя – будь то тибетский гуру или няня Арина Родионовна. На пути познания и карьерного роста каждый нуждается в поводыре. А менеджер образовательного процесса – это человек, который делает возможным приобщение человека к знаниям. Знания – огромный мир, почти вселенная. Это действенная сила. Но для менеджера это еще и бизнес: частные сады и школы, коммерческие вузы, министерская деятельность и интеграция с международными компаньонами, повышение квалификации и MBA – это та проза жизни, которая вершит великие дела.


Тебе подходит эта специальность, если ты: понимаешь ценности образования и воспитания нового поколения профессионалов знаешь, какими не должны быть "училки" и "преподы" – и готов вносить новое и интересное в образовательную систему, налаживая ее как успешный бизнес сможешь сделать учебу интересной для учащихся, при этом исполняя госзаказ на крутых специалистов умеешь общаться с людьми, но не испытываешь равнодушие и к управлению.


ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ «Никакие результаты нельзя признать хорошими, как бы значительны они не были, если ребенок может достичь гораздо более высоких, и никакие результаты, как бы они ни были малы, нельзя признать плохими, если они соответствуют максимальным возможностям ребенка» Такого управленческого подхода в прошлом опыте российского образования не было или почти не было (общеизвестна массовая практика, когда цели - об одном, результаты о другом и потому то и другое было несопоставимо).


Реализация системного управления образовательной организацией обеспечивает непрерывность процесса: -определение целевых приоритетов содержания образования, -выявление ресурсного, программного и технологического обеспечения образовательного процесса, -осуществление мониторинга результатов качества образования.


Анализ состояния проблемы убедительно указывает и на причины ее происхождения в новых социокультурных условиях нашего сообщества. Это кризис прежних систем ценностей и приоритетов, формирование новой философии общества, построенной на общечеловеческих и национальных ценностях; развитие приоритетов регионолизации и муниципализации образовательных систем; усиление процессов стратификации и в этой связи развитие рынка образовательных услуг; неравномерное развитие социально-экономических условий и в этой связи расслоение общества на богатых и бедных; активизация деятельности региональных конфессий и возрождение духовной жизни общества; развитие теории и практики управления на основе достижений менеджмента и маркетинга, внедрение ФГОС и применение в практике работы образовательных учреждений международных стандартов качества ИСО; переход развитых образовательных систем на прогрессивные модели и технологии обучения и др.




Менеджер в образовании – это руководитель - профессионал, работающий по найму. Труд менеджера характеризуется рядом особенностей: это умственны труд, состоящий из нескольких видов деятельности: организаторской, административной, воспитательной, аналитической, информационно - технической; предметами труда являются люди и информация, а результатом – управленческое решение; менеджер участвует в создании материальных благ и услуг опосредованно, через труд других людей.


Десять золотых правил для менеджера: 1. Уметь определять важность, очередность и последовательность выполнения задач. 2. Не поручать другим самые существенные вопросы, от которых зависит будущее организации. 3. Быть требовательным по отношению к подчиненным и к себе. Не допускать безответственности и расхлябанности. 4. Действовать быстро и решительно в тех случаях, когда промедление опасно. 5. Быть хорошо информированным по тем вопросам и проблемам, которые входят в компетенцию руководителя, т. е. по которым приходится принимать решения.


6. Не заниматься второстепенными делами, которые можно доверять исполнителям. 7. Действовать только в рамках возможного и реального, рисковать, но избегать слишком рискованных и авантюрных действии. 8. Уметь проигрывать в ситуациях, когда проигрыш неизбежен. 9. Быть справедливым, последовательным и твердым в своих управленческих действиях. 10. Находить удовольствие в работе, заниматься теми видами и формами управленческой деятельности, которые приносят удовольствие (удовлетворение).


Педагогический менеджмент характеризует направленность на интересы, потребности, мотивы субъектов образовательного процесса. Цель педагогического менеджмента – оптимизация управления образовательным учреждением. В образовательном учреждении все процессы взаимосвязаны, так как это педагогическая система. Поэтому, чем эффективнее будет управление этой системой, тем успешнее будет каждый ученик и педагог, то есть именно через управление реализуются основные цели образовательного учреждения. Основная задача управленца как менеджера образовательного процесса – создание условий для реализации целей и задач, стоящих перед образовательной организацией. Важным фактором выступает единство целей всех субъектов управления. Достичь общих целей возможно лишь при создании условий для самореализации каждого участника этого процесса.


Основные группы методов управления, используемых в образовательной организации Методы управления – способы воздействия управляющего субъекта на управляемый объект, руководителя на возглавляемый им коллектив. Среди методов управления выделяют пять групп: І группа: Организационно - распорядительные методы управления II группа: Распорядительные методы III группа: Методы дисциплинарного воздействия IV группа: Социальные методы управления V группа: Психологические методы управления


Управленческий цикл в ОО - целостная совокупность сориентированных на достижение одной цели, выполняемых одновременно или в некоторой последовательности взаимодействующих между собой управленческих функций, совершающих законченный круг развития и ограниченных определенными предметно - пространственными и временными рамками (Ю. А. Конаржевский – ученый педагог, доктор педагогических наук, профессор). Управленческий цикл состоит из пяти управленческих функций: 1) целеполагание, 2) сбор информации и анализ, 3) подготовка и принятие управленческого решения или планирование, 4) организация и мотивация коллектива на выполнения этого решения, 5)внутришкольный контроль, который предусматривает корректирование деятельности и регулирование отношений.


КАК СОЗДАТЬ ТАКОЕ УПРАВЛЕНИЕ? … чтобы в школе был слаженный педагогический ансамбль … чтобы мы всегда находили ключ к разрешению школьных проблем … чтобы на все хватало времени … чтобы начальники понимали наши проблемы … чтобы школа финансировалась как из «рога изобилия» … чтобы в школе был бы порядок в делах … чтобы всегда была возможность для полета мысли … чтобы мы все научились договариваться … чтобы школа могла стать лучшей, и дети в нее стремились


Эту управленческую реальность менеджера ОО в обобщенной форме невозможно описать ни в одном самом подробном пособии. Обратимся к одной из функций – прогнозирование и планирование в работе руководителя в условиях изменений. Чем наша ОО отличается от других? В чем ее особенность, предназначение в социуме? (видение, миссия, ценности) С какими проблемами ОО сталкивается на этом пути? (анализ внутренней и внешней среды ОО)? К достижению каких целей стремится? Какими ресурсами для этого располагает? (стратегический план)? Как добьется реализации стратегических целей? (оперативный план, проекты, целевые программы) Как организовать педагогический коллектив для реализации намеченного? (эффективные педагогические команды).


Предприятие считается добившимся успеха, если оно достигло своих целей! Составляющие успеха организации Выживание это возможность предприятия существовать как можно дольше, что является первейшей задачей большинства организаций. Чтобы остаться сильными, дееспособными и чтобы выжить большинству предприятий приходится периодически менять свои цели, выбирая их соответственно изменяющимся потребностям и конъюнктуре рынка, а также изменениям других факторов внешней среды. Практически все успешные предприятия, созданные для бизнеса, периодически разрабатывают новые виды продукции или услуг.


Результативность и эффективность. Чтобы иметь успех в течение длительного времени, т.е. чтобы выжить и достичь своих целей, деятельность организации должна быть результативной и эффективной. По определению Питера Друкера: Результативность является следствием того, что организацией делаются правильные вещи (doing the right things). А эффективность является следствием того, что правильно создаются эти самые вещи (doing things right). Производительность. Приведенное общее представление об эффективности и результативности весьма абстрактно и не позволяет проводить сравнительную оценку организаций, а также во время определять негативные тенденции в работе каждой из них (при этом такое решение желательно получить как можно раньше). Поэтому поиск количественной оценки эффективности привел к производительности.


Чем более эффективна деятельность организации, тем выше её производительность. Практическая реализация. Цель управления это выполнение реальной работы реальными людьми. Успешным решением является такое решение, которое реализуется, превращается в результативное и эффективное действие.


ЭФФЕКТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ это сложный процесс балансирования и компромисса, предполагающий намеренные уступки (жертвы), когда это необходимо для общего блага организации. Чтобы постичь суть возможных последствий, руководителю необходимо видеть всю ситуацию как единое целое, включая всю организацию (учреждение), факторы внешней среды и ожидаемые последствия принимаемого управленческого решения.


Результаты академических знаний становятся все менее главными показателями качества образования; на смену им приходят такие важные показатели качества управления, как сформированность у выпускников ОО устойчивой мотивации познания, сформированность надпредметных и ключевых компетенций, общественно- полезный социальный опыт.


На чем должен акцентировать внимание руководитель? 1. На том, что уже есть, а не на том, чего пока не хватает. 2. На ресурсах – всём, что помогает достигать успеха, а не на опасностях, угрозах, трудностях. 3. В фокусе внимания должны быть достоинства, а не недостатки. 4. На опыте достижения успеха, а не на тяжёлом грузе неудач и поражений.



Рассматриваются цели, задачи, функции, принципы и методы педагогического менеджмента. Раскрываются психологические основы кадровой политики и делового общения, а также способы предупреждения, разрешения конфликтов и управления ими.
Для студентов, аспирантов, преподавателей вузов и слушателей системы послевузовского образования, учителей средних общеобразовательных учреждений, а также для специалистов в области образовательною менеджмента.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА.
Второй составляющей основы управления педагогическими системами являются цели деятельности субъектов педагогического менеджмента.
Цель деятельности - планируемый, прогнозируемый, ожидаемый результат (цель - модель результата).

Цель занятий (урока) - реально достижимый итог совместной деятельности преподавателя и учащихся; степень обученности, на которую педагог планирует вывести большинство обучаемых в ходе учебных занятий (чему планирует научить: определять, вычислять, измерять, анализировать, находить, решать и тли).
Цель посещения занятий (урока) - вид и результат деятельности преподавателя и учащихся, который обязательно отслеживается на каждом учебном занятии и поддается вербальной и количественной оценке.

Таким образом, выделяется проблема определения основных целей воспитания в современном обществе. И.Ф. Харламов вслед за Х.Й. Лийметсом считает, что воспитание можно понимать как процесс управления развитием личности.

СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие
Раздел I Основы педагогического менеджмента
Глава 1. Педагогический менеджмент
1.1. Сущность и характеристики основных системообразующих элементов педагогического менеджмента
1.2. Цели и задачи педагогического менеджмента
1.3. Функции педагогического менеджмента
1.4. Принципы педагогического менеджмента
1.5. Методы педагогического менеджмента
1.6. Факторы, определяющие эффективность педагогического менеджмента
1.7. Результаты деятельности субъектов педагогического менеджмента
Глава 2. Философия педагогического менеджмента
2.1. История развития концепции менеджмента в образовании
2.2. Человеко центристский подход в управлении школой
Литература
Раздел II Психология управления кадрами
Глава 3. Психологические основы кадровой политики
3.1. Предмет психологии управления
3.2. Принципы и правила кадровой политики
3.3. Методы управления кадрами
3.4. Проблемы нововведений в организационных структурах
Глава 4. Личность как объект и субъект управления
4.1. Личность и ее понимание
4.2. Индивидуальные особенности личности
4.3. Способности и роли личности
4.4. Личность руководителя в организационных структурах
Глава 5. Коллектив как объект и субъект управления
5.1. Группа и ее структурная организация
5.2. Характеристики групповых процессов
5.3. Педагогический коллектив в системе управления школой
Тесты, задания, контрольные вопросы
Литература
Раздел III Психология и этика деловых отношений
Глава 6. Психология делового общения
6.1. Сущность общения: функции, виды, формы, барьеры
6.2. Психологические особенности делового общения
6.3. Этические нормы и принципы делового общения
Глава 7. Этика деловых отношений
7.1. Этикет в деятельности современного делового человека
7.2. Психологические особенности подготовки и проведения бесед и переговоров
7.3. Способы психологической защиты
Глава 8. Деловые коммуникации
8.1. Виды и формы современных деловых коммуникаций
8.2. Методика проведения выступлений и совещаний
8.3. Влияние средств массовой информации на социальный статус личности
Глава 9. Имидж как составляющая современной цивилизации
9.1. Имидж в современном обществе
9.2. Типы имиджа
9.3. Формирование имиджа
Тесты, задания, контрольные вопросы
Литература
Раздел IV Конфликтология
Глава 10. Методологические основы конфликтологии
10.1. Конфликтология и ее значение
10.2. Понятие и сущность конфликта
10.3. Типы конфликтов
10.4. Основные причины возникновения конфликтов
Глава 11. Стресс и его особенности
11.1. Понятие стресса. Теория Г. Селье
11.2. Психические и психоматические заболевания, обусловленные воздействием стрессовой ситуации
Глава 12. Поведение в конфликтах
12.1. Общие рекомендации по управлению конфликтами
12.2. Основные стратегии поведения в конфликте
12.3. Стратегические и тактические методы управления конфликтом
12.4. Принципы, методы и приемы разрешения конфликтов
12.5. Роль руководителя в конфликтной ситуации
Тесты, задания, контрольные вопросы
Литература
Словарь терминов
Приложения
Ответы к тестам и заданиям.

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Основы менеджмента в образовании, Гончаров М.А., 2008 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

Российская система образования — сфера, в которой активно внедряются различные инновационные концепции. В числе таковых — педагогический менеджмент. Может показаться, что это явление совместимо, главным образом, со сферой бизнеса или политикой. Однако его возможно внедрять и в педагогическую практику. Каким образом? Каковы наиболее примечательные характеристики данной концепции?

Понятие педагогического менеджмента

Что такое педагогический менеджмент в образовании? Данный термин, очевидно, обозначает некие процессы, связанные с управлением. Традиционно под менеджментом принято понимать активность, осуществляемую в бизнесе или, к примеру, в политике. Но в последнее время в России начинает набирать популярность менеджмент в образовании.

Процесс управления предполагает наличие субъекта и объекта. Данная характеристика актуальна также и для такого явления, как менеджмент в образовании. Субъектом управления в данном случае будут сотрудники учреждения, в котором реализуются учебные программы. Объектом — сама образовательная организация, а также процессы, проходящие в ней. Задача менеджмента соответствующего типа — совершенствование учебного процесса, повышение его эффективности, оптимизация с точки зрения трудовых и финансовых затрат деятельности учебного заведения в корреляции с требуемыми результатами.

Национальная специфика

Менеджмент в образовании может характеризоваться национальной спецификой. Например, в учебных заведениях США он связан с наделением преподавателей школ значительным объемом полномочий, позволяющим планировать и оптимизировать процесс обучения. В России, в свою очередь, работники общеобразовательных организаций — если говорить о государственных и муниципальных учреждениях, - обязаны в общем случае придерживаться программ, утверждаемых на региональном или даже федеральном уровне. Вследствие этого российский менеджмент в образовании становится прерогативой преимущественно частных учебных заведений. Хотя, безусловно, в некоторых аспектах организации учебного процесса в государственных школах он также может применяться — например, в части внеклассных занятий или, как вариант, оптимизации бюджетных расходов.

Системообразующие факторы педагогического менеджмента

Современные исследователи считают, что педагогический менеджмент в образовании характеризуется рядом факторов, влияющих на механизмы его реализации. В числе таковых:

Специфика системообразующих элементов менеджмента как самостоятельной среды социальной активности;

Цели управления;

Методы, задействуемые субъектами менеджмента;

Задачи, которые стоят перед менеджером в системе образования;

Ключевые принципы, на которые опирается преподаватель при выстраивании соответствующих управленческих коммуникаций;

Функции, характеризующие педагогический менеджмент;

Критерии качества управленческой активности.

Некоторые исследователи полагают, что к факторам педагогического менеджмента допустимо относить также результаты деятельности сотрудников школ, направленной на реализацию соответствующих управленческой активности. Исследуем теперь выявленные факторы, характеризующие менеджмент в сфере образования, подробнее.

Системообразующие элементы

Статус системообразующих элементов в педагогическом менеджменте, безусловно, будут иметь его субъекты и объекты. К первым будут относиться сотрудники образовательных организаций на различных должностях. Это могут быть директора школ, их заместители, учителя. Объекты активности в рамках педагогического менеджмента — это, в свою очередь, учащиеся. В некоторых случаях в рамках указанных категорий может наблюдаться субординация, вследствие чего субъекты могут временно приобретать статус объектов — например, если речь идет о взаимоотношениях директора и подчиненных ему сотрудников школ.

Следующий системообразующий элемент, который включает в себя менеджмент в образовании — это учебный процесс и непосредственно связанные с ним коммуникации, характерные для школы — например, педсоветы. Участие в соответствующих мероприятиях, так или иначе, принимают все субъекты и объекты педагогического менеджмента. Учебный процесс — важнейший системообразующий элемент, консолидирующий интересы и приоритеты лиц, которые вовлечены в социальные коммуникации в рамках реализации образовательных программ.

Цели управления

Следующий фактор, отмеченный нами — это цели управления. Чем может быть обусловлено внедрение механизмов педагогического менеджмента в том или ином образовательном учреждении? Многое зависит от конкретного уровня учебных программ. Так, менеджмент в профессиональном образовании, реализуемый в вузах и колледжах, может быть направлен на повышение эффективности освоения студентами различных прикладных навыков. Если речь идет об учебном процессе в общеобразовательной школе, то внедрение соответствующих управленческих практик может быть обусловлено необходимостью более эффективного расходования бюджетных средств — например в части закупки материалов, распределения рабочих часов.

Цель применения тех или иных управленческих подходов может быть обусловлена необходимостью внедрения каких-либо новшеств в системе образования. Данная инициатива чаще всего сопровождается некими ожидаемыми позитивными результатами. Чаще всего задействование инновационных методов педагогического менеджмента связано с решением той или иной проблемы, которая характерна для системы образования в целом, конкретной учебной программы или же отражает специфику отдельного учебного заведения.

Вполне возможно, что цели внедрения концепций педагогического менеджмента будут локализованы, то есть направлены на достижение результата в рамках конкретного урока, серии занятий или же учебной программы по отдельно взятому предмету. Например, если перед учителем школы стоит задача подготовить детей к годовой контрольной работе, то он может спланировать содержание предшествующих ей уроков соответствующим образом, чтобы учащиеся постепенно освоили необходимые навыки для решения заданий, которые будут с высокой вероятностью присутствовать на контрольной работе.

Целью внедрения методов педагогического менеджмента может быть реализация воспитательных программ. Например, тех, что связаны с подготовкой детей старших классов к прохождению службы в вооруженных силах. Методы педагогического менеджмента в этом случае могут быть направлены на оптимизацию расписания соответствующих занятий относительно основных, которые предусмотрены школьной программой, или составление графика необходимых внеклассных мероприятий, например строевой подготовки в армейских частях.

Методы

Другой значимый фактор педагогического менеджмента — методы, задействуемые его субъектами. Подходов к их классификации достаточно много. В числе наиболее распространенных:

Экономические (предполагающие оптимизацию бюджетных расходов в корреляции с учебными программами);

Административно-распорядительные (посредством таковых субъекты педагогического менеджмента могут отдавать распоряжения в адрес объектов);

Социально-психологические (предполагают задействование эффективных алгоритмов коммуникаций между субъектами и объектами).

Как правило, отмеченные методы задействуются в различных сочетаниях или все одновременно.

Задачи

Следующий системообразующий элемент — задачи менеджера в образовании. Чаще всего они представлены в следующем перечне:

Сформировать инструментарий, необходимый для достижения целей;

Подготовить нужные кадры;

Получить в пользование необходимые ресурсы — финансовые, организационные;

Внедрить выбранные концепции менеджмента на практике;

Проанализировать эффективность работы.

Разумеется, указанный спектр задач может расширяться, дополняться, конкретизироваться.

Принципы педагогического менеджмента

Основы менеджмента в образовании включают алгоритмы, на базе которых формируются принципы соответствующих управленческих активностей. Во многом они носят субъективный характер, то есть каждый участник учебного процесса может определять их, исходя из личных приоритетов. Но можно выделить и общие принципы, широко распространенные и практикуемые в российском педагогическом менеджменте. Изучим их подробнее.

Рационализм

Во-первых, это принцип рационализма. Действия менеджера в системе образования должны быть направлены, прежде всего, на улучшения, которые можно пронаблюдать в виде конкретных показателей — например, в части реальной экономии бюджетных средств вследствие более эффективной организации учебного процесса. Преподаватель должен формировать образовательные программы, основываясь на конкретных показателях и определяя те, которые нужно улучшать в приоритетном порядке.

Социальная ориентированность

Во-вторых, это принцип социальной ориентированности. Не важно, реализуется ли менеджмент в дошкольном образовании, на уровне средних учебных заведений или в вузах — активность преподавателя должна быть направлена на достижение общественно значимых целей. Тех, что важны как для локальных социумов, как-то отдельно взятый класс, группа, курс, так и для общества в целом.

Стабильность

В-третьих, это принцип стабильности. В ходе внедрения концепций педагогического менеджмента должны выбираться те методы, которые способны обеспечивать устойчивые результаты при неоднократном повторении их использования в тех же условиях. Безусловно, если речь идет о каких-то совершенно новых, не испытанных кем-либо ранее подходах, то возможен некий эксперимент, но он не должен нарушать функциональности устоявшихся к тому моменту социальных коммуникаций и структуры действующих учебных программ.

Последовательный подход к инновациям

В этом смысле инновационный менеджмент в образовании не должен быть революционным. Если речь идет, скажем, о внедрении дистанционных методов обучения, то их единовременное задействование во всех учебных программах школы может быть не самым рациональным шагом. Следует приспосабливать его только к тем дисциплинам, в отношении которых соответствующий механизм коммуникаций наилучшим образом подходит — например, это может касаться занятий по информатике.

Функции

Следующий важнейший элемент педагогического менеджмента — функции. Современные исследователи выделяют несколько таковых.

Прежде всего, это функция планирования. Она важна в части последовательного решения целей и задач, поставленных руководством школы или иного учебного заведения. Например, если цель внедрения соответствующих управленческих концепций — профессиональная переподготовка, менеджмент в образовании может быть задействован как инструмент составления алгоритма ее проведения, адаптированного к текущим учебным программам. То есть учителя, работающие в школе, могут ходить на необходимые занятия по переподготовке, в то время как их всегда кто-то сможет заменить на основном рабочем месте.

Исключительно важна мотивирующая функция педагогического менеджмента. Она заключается в формировании у учеников повышенного интереса к обучению. На практике это может выражаться, к примеру, во внедрении инновационных концепций. В числе тех, что требуют задействования широкого спектра инструментов, которые содержит в себе менеджмент в образовании — дистанционное обучение. Как мы отметили выше, соответствующий формат реализации учебных программ должен внедряться в школьную практику постепенно, с тем, чтобы эффективность его применения была устойчивой. Педагогический менеджмент в дистанционном обучении может быть полезен также и с целью адаптации учеников к новшествам учебного процесса с точки зрения их дисциплины. Рассматриваемый формат прохождения образовательных программ может предполагать нахождение учащихся не в классе, а у себя дома или, например, на территории другого учебного заведения, вследствие чего восприятие детьми учебного процесса может быть несколько иным, чем в случае, когда они осваивают материал в классе.

Другая значимая функция педагогического менеджмента — контролирующая. Ее сущность - в осуществлении субъектом управления, мониторинга активности объектов, как в процессе внедрения тех или иных решений, так и с целью проверки их исполнения по факту соответствующей модернизации учебного процесса.

Критерии качества менеджмента

Следующий элемент педагогического менеджмента — критерии качества соответствующих активностей. Исследователи приводят следующий их перечень:

Практическая эффективность, прослеживаемая на примере конкретных цифр (экономия бюджета, улучшение среднего балла успеваемости);

Уровень положительного социального восприятия внедряемых концепций (в среде субъектов и объектов педагогического менеджмента);

Наличие косвенных показателей улучшения качества образовательного процесса (например, больший процент выпускников школы, поступивших в престижные вузы).

Как мы отметили выше, в числе возможных задач, при решении которых может задействоваться менеджмент в образовании — переподготовка специалистов. В этом случае критерием эффективности соответствующих концепций может быть рост интереса к учителям, работающим в школе, со стороны других учебных заведений города.

План

Лекция 6. Система образования в России. Общая характеристика управления образованием в России

1. Основные принципы образовательной политики Российской Федерации.

2. Система образования в Российской Федерации. Типология образовательных учреждений.

3. Диверсификация образовательных учреждений.

4. Образовательная программа образовательного учреждения. Формы освоения образовательных программ.

Материалы к лекции. Система образования формируется государством. Государство определяет структуру всей системы в целом, принципы её функционирования и направления (перспективы) развития.

Ведущую роль в области образования играют принципы государственной политики. Именно они регламентируют деятельность всех образовательных учреждений и органов управления образованием в стране. Кроме того, все образовательные программы строятся с учетом этих принципов.

Принципы государственной политики в области образования отражены в Законе Российской Федерации «Об образовании».В соответствии с этим Законом, государственная политика основывается на принципах, утверждающих, что система образования должна:

1. Носить гуманистический характер с приоритетом общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности, воспитания гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе. Родине, семье.

2. Поддерживать единое культурное и образовательное
пространство во всей стране, т.е. не только обучать учащихся, но защищать и развивать национальные культуры, региональные культурные традиции и особенности.

3. Создавать условия для общедоступности образования, приспособления системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников.

4. Иметь светский (т.е. не религиозный) характер и в государственных, и в муниципальных образовательных учреждениях (к негосударственным учреждениям это не относится).

5. Поддерживать свободу и плюрализм в образовании, внимательно относиться к различным мнениям и подходам (исключение составляет деятельность политических партий – в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, органах управления образованием создание и деятельность организационных структур политических партий, общественно-политических и религиозных движений и организаций не допускается).

6. Носить демократический, государственно-общественный характер управления образованием и допускать автономность (самостоятельность) образовательных учреждений.

7.Формироваться как целостная система непрерывного образования в России.

Непрерывное образование рассматривается какпроцесс и результат развития личности в реально функционирующей системе государственных и общественных учреждений, обеспечивающих возможность общеобразовательной и специальной подготовки человека.



Принцип непрерывности образования предполагает, что отдельные образовательные учреждения являются подсистемами общей системы образования человека в течение всей его жизни. В этой системе все государственные, негосударственные (частные), общественные базовые и дополнительные образовательные учреждения взаимосвязаны между собой.

Можно определить общие контуры этих связей по вертикали: дошкольное образование, общее среднее и профессиональное образование, высшее образование, повышение профессиональной квалификации, переподготовка в связи с изменением профиля деятельности, повышение общеобразовательного уровня и культурного кругозора. Все компоненты этой системы взаимосвязаны и по горизонтали, например школьное, внешкольное, дошкольное и семейное воспитание. Связи имеются и в формах образования, проявляющихся через сочетание государственных, негосударственных и общественных форм.

Основой непрерывного образования наряду с дошкольным является базовое, осуществляемое различными типами общеобразовательных школ, лицеев, гимназий, колледжей и профессиональных общеобразовательных учреждений. Именно они формируют основу ведущих знаний и познавательных умений. Это обстоятельство обеспечивает социальную роль общеобразовательных учреждений и приводит к необходимости изменений гуманитарной и гуманистической направленности как в содержании образования по всей системе, так и в формах и методах педагогической деятельности.

Таким образом, ведущим подходом к развитию системы образования является ее преобразование как целостной непрерывной системы.

Обновляющиеся сферы жизни требуют коренных преобразований как системы в целом, так и отдельных ее звеньев. Требуется не только изменить содержание деятельности и структуру системы, но и перестроить психологию преподавателей и руководителей в направлениипринятия приоритета человека во всех звеньях отрасли.

Важным для обновления образования является вопрос изменения структуры управления, предполагающий перераспределение многих прав, полномочий и ответственности между нижними эшелонами управления (образовательные учреждения) и высшими (органы управления и иерархии), и наоборот. Распределение этих отношений основано напринципе готовности того или иного уровня к выполнению своей миссии (прав, полномочий и ответственности).

Совокупность педагогических систем образует в нашей стране единую целостную систему образования.

Образование в России как система . Система образования формировалась постепенно. Вначале она включала только образовательные учреждения. В Древней Руси, например, это были школы, действовавшие при монастырях, храмах и церквях. Они спонтанно (самопроизвольно) возникали и закрывались. Учебный материал был результатом творчества самих преподавателей. Они преподавали то, что знали, и так, как себе это представляли. Никакой системы контроля за качеством преподавания в этих школах и тем более централизованной системы отбора содержания дисциплин в то время не было.

С укреплением государственности власти попытались взять действующие школы под свои контроль. Для этого были созданы специальные (общегосударственные и местные) органы управления образовательными учреждениями. Таким образом, система образования стала включать в себя уже два вида учреждений: образовательные учреждения и органы управления
образовательными учреждениями. В таком виде система образования в России существовала вплоть до введения в действие Закона Российской Федерации «Об образовании» в 1992 г.

С принятием нового закона в системе образования значительную роль стали играть государственные образовательные стандарты. Они определяют содержание тех образовательных программ, которые реализуются в образовательных учреждениях. Государственные образовательные стандарты наряду с органами управления начали регламентировать деятельность учреждений образования и определять общие параметры всей системы образования в целом. С 1992 г. система образования пополнилась еще одним компонентом – образовательными программами, построенными на основе государственных образовательных стандартов.

Сегодня система образования в Российской Федерации представляет собой совокупность взаимодействующих:

Государственных образовательных стандартов образовательных программ;

Сети образовательных учреждений;

Органов управления образованием.

Образовательные программы определяют содержание образования на каждом конкретном уровне образования в данном образовательном учреждении. Образовательная программа любого образовательного учреждения состоит из двух частей. Первая часть формируется на основании федерального компонента образовательного стандарта (более 70% содержания программы). Это так называемый обязательный минимум содержания образовательной программы. Он устанавливается государственным образовательным стандартом по соответствующему предмету и обязателен для всех граждан России. Вторая часть образовательной программы создается на основании национально-регионального компонента образовательного стандарта и является обязательной только для образования в данном регионе. К примеру, для учащихся, обучающихся в школах Москвы, введен специальный курс под названием «Москвоведение».

Все образовательные программы в Российской Федерации подразделяются на общеобразовательные и профессиональные. Общеобразовательные программы направлены на формирование общей культуры подрастающего человека, его адаптацию к жизни в обществе и создание основы для осознанного выбора и освоения профессиональных программ. К общеобразовательным относятся следующие программы:

Дошкольного образования;

Начального общего образования (I -IV классы);

Основного общего образования (V- IX классы);

Среднего (полного) общего образования (Х- XI классы).

Профессиональные программы предназначены для подготовки специалистов соответствующих квалификаций путем последовательного повышения профессионального и общеобразовательного уровней обучающихся. К профессиональным относятся образовательные программы:

Начального профессионального образования,

Среднего профессионального образования;

Высшего профессионального образования;

Послевузовского профессионального образования.

Для всех представленных выше основных образовательных
программ (и общеобразовательных, и профессиональных) государственный образовательный стандарт определяет обязательный минимум содержания.

Кроме основных образовательных программ в образовательном учреждении могут реализовываться дополнительные образовательные программы (факультативы, курсы по желанию родителей и детей, программы дворцов детского творчества и т.д.)

Образовательным называется учреждение, осуществляющее образовательный процесс, т.е. обеспечивающее обучение и воспитание с целью развития личности обучающегося. По своим организационно-правовым формам образовательные учреждения могут быть: государственными, муниципальными, негосударственными; ценными (частными, учреждениями общественных и религиозных организаций).
По какому основанию образовательные учреждения делят на типы?

1. Дошкольные.

2. Общеобразовательные (начального, основного и средне-
го общего образования).

3. Профессиональные (начального, среднего, высшего и
послевузовского профессионального образования).

4. Дополнительного образования (детей, взрослых).

5. Специальные (коррекционные) для обучающихся с отклонениями в развитии.

6. Учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

7. Другие учреждения, осуществляющие образовательный процесс.

Образовательные учреждения каждого типа могут подразделяться на виды (внутри своего типа). Гимназии – вид общеобразовательного учреждения, ориентированного на формирование широко образованной интеллигентной личности, готовой к творческой и исследовательской деятельности в различных областях фундаментальных наук. Она функционирует в составе V- XI классов. Образование в гимназии дается на широкой гуманитарной базе с обязательным изучением нескольких (не менее двух) иностранных языков. Лицей может открываться только на базе профильного высшего учебного заведения. Совместно с вузом лицей образует учебный комплекс. Обучаются в нем учащиеся старших (начиная I - VIII) классов. Лицей предназначен для проведения повышенной подготовки по отдельным предметам, осуществления ранней профилизации учащихся и подготовки выпускников к осознанному выбору профессии, самостоятельному творческому обучению в вузе.

Общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов дает расширенное, углубленное образование по отдельному или нескольким предметам одной, выбранной области знаний и осуществляет раннюю профилизацию в соответствующей области знаний.

Для реализации разработанной образовательной программы школа может привлекать профессорско-преподавательский состав вузов, сотрудников научно-
исследовательских учреждений, учреждений культуры. Такая школа включает в себя все три ступени с I поXI классы. Кроме этих, утвержденных официально, в России образуются и действуют и другие виды общеобразовательных учреждений. Широкое распространение получили такие виды, как школы, авторские школы, учебные комплексы«детский сад - школа» и др.

Литература

Основная литература

1. Сластенин В. А. Педагогика: учеб. пособие для вузов, обуч. по пед. спец. / В.А. Сластенин; В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В. А. Сластенина. - 5-е изд., стер. - М. : Академия, 2006. – 566 с. (Библиотека УлГПУ).

2. Орлова Т. В. Управление образовательными системами: учеб. пособие для вузов / Т.В. Орлова. - М. : Академия, 2006. - 362 с. (Библиотека УлГПУ).

3. Педагогика: Учебное пособие /Невежина М.М, Пушкарева Н.В., Шарохина Е.В.- М.: РИОР, 2007. – 89 с. (Электронный ресурс.- Режим доступа: http://www.knigafund.ru/books/28676)

Дополнительная литература

1. Селиванов В.С. Управление школой в России. – Смоленск, 2001.

2. Симонов В.П. Педагогический менеджмент: 50 ноу-хау в управлении

педагогическими системами: Уч. пос. 3-е изд., доп. – М.: Пед.об-во России, 1999.

3. Шамова Т.И.. Третьяков П.И., Капустин Н.П. Управление

образовательными системами: Уч. пос. для студ. высш. уч. зав./Под ред. Т.И.Шамовой.

Познание сущности педагогического менеджмента предусматривает исследование его функций, которые отражают в совокупности законченный цикл управленческих действий. Функция (лат. function – исполнение) – это отношение между управляющей системой и управляемым объектом, требующее от управляющей системы выполнения определенного действия для обеспечения целенаправленности или организованности управляемых процессов.

Исходя из теории менеджмента и базируясь на анализе практики управления общеобразовательными учреждениями, представляется возможным выделить основные функции педагогического менеджмента.

1. Функция планирования, или принятия решения (распоряжения, приказы, рекомендации, планы, решения совета, решения педсовета и т.п.).

Планирование учебно-воспитательного процесса (или принятие решения) – первый основной компонент (первая функция) педагогического менеджмента, реализующийся через определение основных видов деятельности и мероприятий с четким указанием конкретных исполнителей, сроков исполнения, с учетом имеющегося в распоряжении данного субъекта фактического бюджета времени. Несомненно, что всякое управленческое воздействие является итогом определенного управленческого решения, принятого менеджером конкретного уровня управления. При этом управленческое решение должно удовлетворять целому ряду требований. Анализ теории менеджмента и изучение практики показывает, что решение должно:

Во-первых, иметь целевую направленность (то есть полностью соответствовать цели педагогического менеджмента);

Во-вторых, быть обоснованным и иметь конкретный адрес – кто будет претворять его в жизнь и нести ответственность за его эффективную реализацию; решение должно быть правомочным, т.е. базироваться на строгой правовой основе;

В-третьих, быть также непротиворечивым, т.е. отражать единство и согласованность данного решения с общей системой принимаемых управленческих решений;

В-четвертых, отвечать условию конкретности по времени его реализации и предусматривать критерии эффективности его реализации с учетом оптимальности затрачиваемых сил, средств и времени;

В-пятых, отвечать условию актуальности и современности, а также быть полным, кратким и четко изложенным.

Исходя из всего вышесказанного можно определить, что план работы на учебный год – это взаимосвязанная, объединенная общими целями совокупность практических мероприятий и дел по реализации поставленных перед учебным заведением целей. А планирование учебных занятий – специфический акт принятия решения по конструированию общей умозрительной или письменной модели взаимодействия преподавателя и учащихся в ходе занятий. Основой этого этапа служат цель, задачи и реальное время урока, а также принципы, методы и содержание учебно-воспитательной деятельности преподавателя и учебно-познавательной деятельности учащихся. Этап планирования остается формальным актом, если отсутствует элемент прогнозирования в этот момент.

2. Функция организации выполнения принятых решений и планов, включающая в себя доведение принятого решения (плана) до исполнителя; материально-техническое обеспечение возможности выполнения данного решения (плана); согласование данного плана (решения) с установками и потребностями личности исполнителя (второго субъекта менеджмента).

Организация выполнения принятых решений и планов – второй базовый компонент (вторая функция) педагогического менеджмента, основой которого являются принципы научной организации труда (НОТ).

3. Функция мотивации. Члены организации должны выполнять свою работу в соответствии с делегированными им обязанностями. Руководители всегда осуществляли функцию мотивации независимо от того, сознавали они это или нет.

В древние времена для этого использовались кнут и угрозы, для немногочисленных избранных – награда. С конца XVIII века и по ХХ век было широко распространено убеждение, что люди будут работать больше, если у них будет возможность заработать. Считалось, таким образом, что создание мотивов работы – очень простой процесс, сводящийся к предложению соответствующих вознаграждений в обмен за труд.

4. Функция предварительного (проверка только всевозможных планов), текущего, отсроченного и итогового контроля (координирование деятельности исполнителей на основе информации, полученной в ходе этого контроля, учет результатов деятельности, анализ и оценка ее эффективности на основании результатов этого контроля).

Контроль – это процесс получения и переработки информации о ходе и результатах учебно-воспитательного процесса для принятия на этой основе определенного управленческого решения. Контроль включает в себя: наблюдение, изучение, анализ, диагностику и оценку эффективности деятельности исполнителей.

Анализ образовательного процесса – способ получения знаний о причинах той или иной результативности совместной деятельности преподавателя и учащихся. Это один из основных методов контроля в структуре педагогического менеджмента.

В комплексе названные функции отражают ход и последовательность определенных управленческих воздействий. Каждое управленческое действие начинается с принятия решения или планирования (план – это принятое управленческое решение, зафиксированное каким-либо образом на бумаге, фотопленке, магнитной ленте, дискете т.п.), а заканчивается итоговым контролем с анализом результативности и эффективности реализации данного управленческого решения. При реализации каждого нового управленческого воздействия руководителя на подчиненных весь цикл повторяется в той же последовательности.

Согласно функциям педагогического менеджмента могут иметь место различные уровни управления:

1. Роль главного руководителя, предполагающая участие в церемониалах и вообще во всех действиях, обязываемых положением.

2. Роль лидера, предусматривающая ответственность за мотивацию и активизацию подчиненных, ответственность за подбор и расстановку кадров.

3. Связующее звено, роль которого – осуществление переписки, участие в совещаниях на стороне, т.е. установление внешних контактов с организациями и частными лицами.

4. Приемник информации. Суть работы состоит в том, что менеджер разыскивает и получает разнообразную информацию. При этом предполагается, что менеджер обрабатывает всю почту, осуществляет контакты, связанные с получением информации.

5. Распространитель информации. Менеджер передает информацию, полученную из внешних источников, членам данной организации, осуществляет рассылку почты по организациям с целью распространения информации.

6. Предприниматель. В данной роли менеджер разрабатывает и запускает “проекты к совершенствованию”, приводящие к изменениям.

7. Устраняющий нарушения. Менеджер осуществляет корректировочные действия, когда организация оказывается перед каким-либо кризисом и проблемами.

8. Распределитель ресурсов. Роль подразумевает ответственность за распределение всевозможных ресурсов организации, что фактически сводится к принятию или одобрению всех значительных решений.

9. Ведущий переговоры. Менеджер является ответственным за представительство организации на всех значительных и важных переговорах.