Форекс

Основные логистические потоки. Основные цели, задачи и экономический эффект от применения логистики

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://allbest.ru

Учреждение пбразования Федерации профсоюзов Беларуси

«Международный ун??ерситет «МИТСО»

Кафедра логистики

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ УПРАВЛЯЕМАЯ РАБОТА СТУДЕНТА

на тему: «Понятие, виды и классификация логистических потоков»

по дисциплине «Логистика и управление цепями поставок»

Студен?: Зубарев Андрей Сергеевич

Курс 2 , группа 1318 Факультет МЭО и М

С?ециальность логистика

Научный руководитель: преподаватель,

м.э.н. Третьякова Марина Леонидовна

1. Понятие и виды потоков

2. Материальный поток

3. Финансовый поток

4. Информационный поток

5. Сервисный поток

1. Понятие и виды потоков

Поток - направленное движение совокупности материально-вещественных, финансовых, информационных, энергетических, кадровых и других видов ресурсов в экономической сфере от поставщиков к потребителям.

Основными параметрами потока являются:

· начальный, промежуточный и конечный пункты;

· траектория, длина пути, скорость и время движения;

· интенсивность - количество объектов потока, проходящих через пункты в единицу времени.

Существует 4 вида потоков:

· Материальный поток

· Финансовый поток

· Информационный поток

· Сервисный поток

Основой логистического потока является материальный поток, которому, как правило, сопутствуют или соответствуют прочие потоки.

2. Материальный поток

Материальный поток -- находящиеся в состоянии движения материальные ресурсы, незавершенное производство и готовая продукция, к которым применяются логистические виды деятельности, связанные с их физическим перемещением в пространстве: погрузка, разгрузка, затаривание, перевозка, сортировка, консолидация, разукрупнение и т.п.

Таким образом, материальный поток в определенные моменты времени может быть запасом, материальным ресурсом, незавершенным производством, готовой продукцией. Материальный поток характеризуется определенным набором параметров и может быть классифицирован по разным признакам.

Параметрами материальных потоков могут быть:

· номенклатура, ассортимент и количество продукции;

· габаритные характеристики (объем, площадь, линейные размеры);

· весовые характеристики (общая масса, вес брутто, вес нетто);

· физико-химические характеристики груза;

· характеристики тары (упаковки), товароносителя, транспортного средства (грузоподъемность, грузовместимость);

· условия договоров купли-продажи (передачи в собственность, поставки);

· условия транспортировки и страхования;

· финансовые (стоимостные) характеристики;

· условия выполнения других операций физического распределения, связанных с перемещением продукции и др.

Материальный поток может быть охарактеризован такими показателями, как интенсивность, плотность, скорость и т.д.

3. Финансовый поток

Финансовый поток -- это направленное движение финансовых ресурсов, связанное с материальными, информационными и иными потоками как в рамках логистической системы, так и вне ее.

Финансовые потоки возникают при возмещении логистических затрат и издержек, привлечении средств из источников финансирования, возмещении (в денежном эквиваленте) за реализованную продукцию и оказанные услуги участникам логистической цепи.

Финансовые потоки неоднородны по составу, направлениям движения, назначению и ряду других признаков. Потребность в определении наиболее эффективных способов управления финансовыми потоками в логистике обусловливает необходимость проведения их подробной классификации.

Для классификации финансовых потоков используются следующие основные признаки:

· отношение к логистической системе;

· направление движения;

· назначение;

· способ переноса авансированной стоимости;

· форма расчета;

· вид хозяйственных связей.

По отношению к логистической системе различают внешние и внутренние финансовые потоки. Внешний финансовый поток протекает во внешней среде, т. е. за границами рассматриваемой логистической системы. Внутренний финансовый поток существует внутри логистической системы и видоизменяется в результате выполнения ряда логистических операций и функций.

По направлению движения внешние финансовые потоки подразделяются на входящие и выходящие:

· входящий финансовый поток поступает в рассматриваемую логистическую систему из внешней среды;

· выходящий финансовый поток начинается внутри логистической системы и продолжает существовать во внешней среде.

По назначению логистические финансовые потоки можно разделить на следующие группы:

· обусловленные;

· инвестиционные потоки;

· в связи с воспроизводством рабочей силы;

· связанные с формированием материальных затрат в процессе производственной деятельности предприятий;

· возникающие в процессе дистрибьюции и продажи товаров.

По способу переноса авансированной стоимости на товары логистические финансовые потоки подразделяются на потоки финансовых ресурсов, сопутствующие движению основных фондов предприятия (к ним относятся инвестиционные финансовые потоки и частично финансовые потоки, связанные с формированием материальных затрат), а также на потоки финансовых ресурсов, обусловленные движением оборотных средств предприятия (к ним относятся все остальные группы финансовых потоков, выделяемые в классификации по назначению).

В зависимости от применяемых форм расчетов все финансовые потоки в логистике можно разделить на две большие группы:

· денежные потоки, характеризующие движение наличных средств;

· информационно-финансовые потоки, обусловленные движением безналичных средств.

Денежные потоки делятся на потоки наличных ресурсов по рублевым расчетам и по расчетам валютой, а к информационно-финансовым потокам относятся потоки безналичных ресурсов по расчетам платежными поручениями, платежными требованиями, инкассовыми поручениями, документарными аккредитивами и расчетными чеками.

Наряду с денежными и информационно-финансовыми потоками существуют учетно-финансовые потоки. В отличие от первых двух видов, образующихся при организации финансовых расчетов между предприятием-продавцом и предприятием-покупателем, учетно-финансовые потоки возникают в ходе производства товаров или оказания услуг на стадии увеличения авансированной стоимости.

Под увеличением авансированной стоимости понимается процесс формирования материальных затрат в производственной деятельности конкретного предприятия. Движение финансовых ресурсов в рамках названного процесса и характеризуют логистические учетно-финансовые потоки.

По видам хозяйственных связей различаются горизонтальные и вертикальные финансовые потоки. Первые отражают движение финансовых средств между равноправными субъектами предпринимательской деятельности, вторые -- между дочерними и материнскими коммерческими организациями.

Основной целью финансового обслуживания товарных потоков в логистике является обеспечение их движения финансовыми ресурсами в необходимых объемах, в нужные сроки и с использованием наиболее эффективных источников финансирования.

4. Информационный поток

Информационный поток - поток сообщений в устной, документной (бумажной и электронной) и других формах, сопутствующий материальному или сервисному потоку в рассматриваемой логистеческой системой и предназначенный в основном для реализации управляющих функций

Можно выделить элементарные, ключевые и поддерживающие информационные потоки, сопровождающие соответствующие операции и функции. логистика дистрибьюция сервисный поток

Информационные потоки делятся на:

1. внутренние и внешние (соответственно циркулирующие внутри логистической системы или между логистисеческой системой и внешней средой);

2. горизонтальные, относящиеся к одному уровню иерархии логистеческой системы, и вертикальные -- от верхнего звена логистического менеджмента к нижнему;

3. входные и выходные -- по отношению к логистической системе (подсистеме или звену логистичиской системы).

По виду носителей информации наиболее распространенными являются потоки на бумажных носителях (документы), а при использовании компьютерных технологий обработки информации -- на магнитных носителях (магнитных лентах, дисках), в виде электронных видеограмм и т.п.

По времени возникновения информации различают регулярные (стационарные) потоки, соответствующие регламентированной во времени передаче данных, периодические (с жестким ограничением времени и продолжительности передачи) и оперативные потоки, обеспечивающие связь абонентов в интерактивном и диалоговом режимах on line и offline.

В зависимости от назначения выделяют директивные (управляющие), нормативно-справочные, информационные -- для учета и анализа при принятии решений -- и вспомогательные информационные потоки.

5. Сервисный поток

Сервисные потоки -- потоки услуг (нематериальной деятельности, особого вида продукции или товара), генерируемые логистической системой в целом или ее подсистемой (звеном, элементом) с целью удовлетворения внешних или внутренних потребителей организации бизнеса.

Принятый в международном стандарте ISO 8402:1994 термин «услуга» означает итоги непосредственного взаимодействия поставщика и потребителя и внутренней деятельности поставщика по удовлетворению потребностей потребителя.

Сервис -- процесс предоставления услуги -- деятельность поставщика, необходимая для обеспечения услуги. Несмотря на важность сервиса, эффективные способы оценки его качества до сих пор отсутствуют, что объясняется рядом особенностей сервиса в сравнении с характеристиками продуктов.

Такими особенностями (характеристиками сервисных потоков) являются:

1. Неосязаемость сервиса. Заключается в сложности для поставщиков сервиса объяснить и специфицировать сервис, а также трудностями оценить его со стороны покупателя.

2. Покупатель зачастую принимает прямое участие в производстве услуг.

3. Услуги потребляются в момент их производства, т.е. услуги не складируются и не транспортируются.

4. Покупатель никогда не становится собственником услуги.

Сервис -- деятельность (процесс) и поэтому не может быть протестирован прежде, чем покупатель его купит.

Сервис часто состоит из системы более мелких (субсервисных) услуг, причем покупатель оценивает эти субсервисные услуги.

Качество и привлекательность сервиса зависят от способности покупателя оценить его в итоге (в общем плане).

Указанные характеристики и особенности сервисных потоков играют важную роль в логистическом процессе, в частности в сфере дистрибьюции товаров. Очень важно учитывать тот факт, что качество сервиса в логистике проявляется в тот момент, когда поставщик сервиса и покупатель встречаются «лицом к лицу».

При этом могут возникнуть две ситуации:

1. если особых проблем при «доставке» сервиса нет, то поставщик может действительно убедить покупателя в высоком качестве сервиса;

2. если возникают проблемы, то ситуацию, как правило, исправить уже нельзя, каким бы на самом деле высоким качеством ни обладал сервис.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Рассмотрение понятия и сущности логистических потоков. Изучение основных характеристик материальных, информационных, сервисных и финансовых потоков, циркулирующих между поставщиками предприятия и потребителями. Роль услуг в логистическом процессе.

    контрольная работа , добавлен 10.11.2015

    Предпосылки и история развития логистики, ее сущность, цели, функции и принципы. Факторы актуальности логистических процессов, их внедрение в управление товародвижением. Схема движения, содержание, виды и роль материальных и информационных потоков.

    реферат , добавлен 09.12.2011

    Понятие логистики, её отрасли и области их применения. Проектирование производственного процесса на предприятии. Роль логистики в обеспечении конкурентоспособности фирмы. Основные способы логистического регулирования движения потоков на предприятии.

    курсовая работа , добавлен 23.04.2011

    Концепция, принципы и задачи коммерческой логистики. Организация торговой логистики, ее элементы, формы и отличительные черты, виды товарных потоков. Характеристика логистических систем торговой логистики. Понятие и классификация логистических операций.

    реферат , добавлен 20.03.2010

    Понятие и виды материальных потоков в логистике. Организационно–экономическая характеристика современного торгового предприятия. Предложения по совершенствованию складирования товаров в ООО "Метро Кэш Энд Керри". Правовое, программное обеспечение проекта.

    дипломная работа , добавлен 30.04.2014

    Исторические предпосылки активного применения логистики в экономике, её интегрирующая и результирующая функции, правила, общие и частные задачи. Описание основных принципов логистики и виды информационных потоков. Определение финансовых потоков.

    контрольная работа , добавлен 08.10.2014

    Классификация материальных потоков. Затраты трудовых, материальных, финансовых и информационных ресурсов. Задачи закупочной логистики. Функция снабжения на предприятии. Классификация логистических операций в процессе закупки, производства и сбыта.

    контрольная работа , добавлен 01.02.2016

    Сущность финансовых и информационных, сервисных потоков, их характеристики, особенности классификации. Три стороны в логистике фирмы. Основные управленческие функции администрирования логистической системы. Функции логистического анализа и аудита.

    контрольная работа , добавлен 11.12.2010

    Совершенствование организации движения материальных потоков, основные системы управления запасами, связь логистики с корпоративной стратегией. Управление информационными потоками и направления автоматизации управления. Разработка логистических операций.

    контрольная работа , добавлен 16.10.2010

    Виды информационных потоков в логистике: горизонтальный и вертикальный; внешний и внутренний; бумажный, электронный, смешанный; регулярный, оперативный, случайный, on-line, off-line. Структура информационных потоков современного промышленного предприятия.

Информационный поток-это поток в циркулир. лог. сист. а так же лог. сист. и внешней средой сообщ. необход. для удовлетвор. и контрол. за лог. операц.

Классификация:

По отношению к лог. функц.(ключевые, поддерживающие)

по отн. к ЛС(вход.,выход,внеш,внутр,)

По времени возникновения инф-ции(регул,период.,оператив., offline)

По назнач. инф-ции(директ.норматив.,учетно-аналитические, вспомогательные)

по степ. открытости(откр., закр., коммерч.,секр.,прост.,заказные)

По способу передачи данных(курьер, почта,радио.Т,эл.почта)

Финансовый поток-направл. движение финн. средств циркулирующих в л.с. а также между ЛС и внеш средой необход. для обеспечения эффект.движения определ. мат. потреб.

Классификация:

По отнош. к ЛС(внешние, внутрен.)

По назначению(закупка, инвестиц. финанс. потребн.,формирование мат. затрат, возникновение в процессе дистрибьюции и прод. товаров)

По способу переноса аванс. стим-ми(пот. фин. ресурсов при движ.основных фондов, ……при движ. оборот.средств)

По формам расчета(ден-фин потоки, инф-фин потоки, учетно-фин потоки)

По видам хоз связей(вертикал., горизонт.)

Сервисные потоки-потоки услуг генерируемые ЛС в целом или её подсистемой с целью удовлетворения внеш. или внутр. потр. организац. бизнеса.

Классификация:

По времени осуществления(предпродажный, сервис в процессе прод., послепродаж.)

По форме оплаты(платный, бесплатный)

По направл-ти услуг(прямой, косвенный)

По форме организации(собств.силами, с привлечением 3-й стороны,самообслуживание)

По масштабу(локальный, региональный, национальный, международный)

Вопрос 10. Логистический и традиционный подход к управлению материальными потоками.

Традиционный подход:

Управление каждым из предприятий-участников цепи поставок осущ-ся обособленно

Предприятия через которые проходит последовательно мат. поток является полностью обособленным и не предпринимают организационно-технологических действий по интеграции в единую материал. проводящую цепь.

Показатели поток на выходе из цепи в значительной степени складывается случайно и не оптимально.

Логистический подход:

Объект управления выступает сквозной материальный поток

Обособленность предприятий звеньев материал. производящей цепи в значительной степени преодолевается с целью согласов. управления сквозным материальным потоком

Задача управления сквозным материальным потоком направлен на реализацию конечной цели качественного функционирование логистической системы-соблюдение 6 правил логистики.


На выходе из лог. цепи сквоз. матер. поток приобретает запланированные контрольные показатели.

6 правил логистики

Обеспечение наличия нуж. товара

Необходимого качества

В необходимом количестве

В нужном месте

В установленное время

С минимальными затратами.

11. Особенности логистического подхода к управлению материальными потоками.

Объект управления - отдельные предприятия

Вход поток Предприят1 Предприят2 Предприят 3 выход поток

Нов объект управления – сквозной матер поток

· Объектом управления выступает сквозной материальный поток

· Обособленность предприятий – звеньев материалопроводящей цепи в значительной степени преодолевающийся с целью согласования управления сквозным материальным потоком.

· Задача управления сквозным материальным потоком направлена на реализацию конечной цели качественного функционирования логистической системы - соблюдения 6 правил лог-ки (обеспечение наличия нужного товара, неоходимого качества, в нужном количестве, в нужном месте, в установленное время, с минимальными затратами)

· На выходе из логистической цепи сквозной материальный поток приобретает запланированные, контрольные показатели.

12. логистическая система. Понятие, свойства

Логистическая система – адаптивная система с обратной связью выполняющая те или иные логистические функции состоящая, как правило, из нескольких подсистем и имеющая развитое отношение с внешней средой.

Свойства лог сист, как сложной системы: сложность, целостность, наличие связей, организация, иерархичность, интерактивность, эмерджентность.

Классификация лог сист: макро,микро,мезо логические.

13. Система, элемент. Свойства логистической системы

Система – множество элементов взаимосвязанных друг с другом и образующих определенную целостность

Элемент – часть системы условно не расчленённая на соответствующие части

Свойства лог сист,как сложной системы: сложность, целостность, наличие связей, организация, иерархичность, интерактивность, эмерджентность.

14. Микрологистические системы - относятся определенная организация бизнеса и предназначены для управления и оптимизации материального и сопутствующих ему потоков в сфере организации снабжения, производства и сбыта.

Организация бизнеса предприятия

Внутренние (внутрипроизводственные внешние

Физического распределения

Структурные подразделения,рабочие места. Дистрибьюции, снабжения

интегрированные

15. макрологистические системы – крупная система управления экономическими потоками, охватывающая посреднические торговые и транспортные организации и предприятия различных ведомств, а также инфраструктуры экономики отдельной страны или группы стран.

Классификация МакрСис:

· По административно-территориальному делению

1. Районные

2. Городские

3. Региональные

4. Межрегиональные

5. Республиканские

6. Федеральные

7. Международные

· По объектно-функциональному делению

1. Отраслевые

2. Ведомственные

3. Межотраслевые

4. Институциональные

5. Военные

6. Транспортные

7. информационные

мезологистическая система – это система интегрированного управления материальным потоком, охватывающая различные организации, функционирующие в одной отрасли в условиях партнерства;

Выявле но, что мезологистические системы могут быть созданы на уровне региона, кластера, корпорации, финансово-промышленной группы, холдинга, территориально-производственного комплекса, промышленного узла, муниципального образования и т.д.

16. Мезологистические системы относятся к среднему звену экономики, основной целью функционирования явл. получение прибыли, но у системы такого типа дополнительно возникают соц. Подцели.

17. Лог. Активность – действия, прикладываемые к материальному потоку в определенном эк-ком объекте, функционир. Как единая целеориентированная система.

Элементарная лог. активность(лог. операция) – любое действие, не подлежащее дальнейшей декомпозиции в рамках постоянных задач исследования(упр-я), связанное с возникновением, преобразованием или поглощением материальных и сопутствующих ему потоков(инф,сервисного,финансового).

Комплексная лог. акт-ть(лог.функция) – обособленная совокупность лог. операций, направленных на реализацию поставленных перед лог. системой задач.

18. Декомпозиция ЛС – разбиение объекта на сост. части на основе определенного критерия(хар-ки)-критерия декомпозиции.

Виды декомпоз:

Функциональная – деление системы на лог. операции и функции

Структурная – деление на звенья, цепи, каналы

Объектная – деление на подсистемы, элементы

По физическому процессу

19. Лог. канал – упорядоченное множество звеньев ЛС, вклющ. в себя все лог. цепи или их участки, и проводящие мат. поток от поставщика материальных ресурсов, необходимых для изготовления ассортимента продукции до её конечных потребителей.

Лог. цепь – множество звеньев ЛС, линейно упорядоченных по материальному потоку с целью анализа или синтеза определенного набора логистических активностей и/или издержек. Цепь заканчивается либо операцией складирования либо передачей прав собственности на товар.

Лог. звено – экономически и функционально обособленный объект, не подлежащий декомпозиции в рамках поставленной задачи анализа и синтеза ЛС, выполняющий свою целевую функцию,связанную с определенными лог. активностями. Типы звеньев: поглощающие,смешанные,преобразующие,генерирующие.

20. Основные принципы логистики:

*системность*комплексность*научность*конкретность*конструктивность*надежность*вариативность*интегративность*эффективность*гибкость *целостность

21. Теория системного анализа и возможности её применения в логистике

Системный анализ - научный метод познания, представляющий собой последовательность действий по установлению структурных связей между переменными или элементами исследуемой системы. Опирается на комплекс общенаучных, экспериментальных, естественнонаучных, статистических, математических методов.

Системный подход – комплексное изучение объекта исследования как единое целое с позиций системного анализа

Основные задачи системного анализа:

Задача декомпозиции – означает представление системы в виде подсистем, состоящих из более мелких элементов

Задача анализа – состоит в нахождении различного рода свойств системы, её элементов и окружающей среды с целью определения закономерностей поведения системы

Задача синтеза – состоит в том, чтобы на основании знаний о системе полученных при решении первых 2 задач создать модель системы определить её структуру параметры обеспечить эффективное функционирование системы, решение задач и достижения поставленных целей.

Применение системного анализа позволяет:

Определить и упорядочить элементы, цели, параметры, задачи и структуру Логистической системы.

Выявить внутренние свойства ЛС, определить её поведение

Выделить и классифицировать связи между элементами ЛС

Выявить нерешённые проблемы, узкие места, факторы неопределённости, влияющие на функционирование, возможные логистические мероприятия

Формализовать слабую структуру проблемы, раскрыть их содержание и возможные последствия перед предприятием

Выделить перечень и указать цели, сообразно последовать выполнению задач функционирования ЛС и отделение её элементов

Разработать модели, характеризующие решаемую проблему со всех основных сторон и позволяет найти возможные варианты действий.

22. Кибернетический подход. Звено логистической системы с позиции кибернетического подхода

Кибернетический подход – исследование системы на основании кибернетических принципов, в частности с помощью выявления прямых и обратных связей, рассмотрения элементов системы как неких Чёрных ящиков.

Выделяют следующие задачи в кибернетике:

Задача целеполагания – определение требуемого состояния или поведения системы

Задача стабилизации – удержание системы в существующем состоянии в условиях возмущающих воздействий

Задача выполнения программы – перевод системы в требуемое состояние в условиях, когда значение управляемых величин изменяется по известным детерминирующим законам.

Задача слежения – обеспечение требуемого поведения системы в условиях когда законы изменения управляемых величин неизвестна или изменяется

Задача оптимизации – удержание или перевод системы в состояние с экстремальными значениями характеристик при заданных условиях и ограничениях.

23. Исследование операций как инструментарий логистики

Исследование операций – методология применения математических количественных методов для обоснования решений во всех областях целенаправленной человеческой деятельности.

Оптимальным решением является такой набор значений переменных, при котором достигается оптимальное значение критерия эффективности операции и соблюдается заданные ограничения.

Основные понятия:

Операция

Эффективность

Полезный эффект

Критерии оптимальности- целевая функция

24. Экономико-математическое моделирование в логистике. Виды моделей

Математическое моделирования – процесс установления соответствия данному реальному объекту некоторого математического объекта.

Изоморфные модели.

Включают все характеристики объекта оригинала

Способны заменить изучаемый объект – оригинал

Позволяют точно предсказать поведение объекта.

Гомоморфные модели.

Является неполным частичным подобием изучаемого объекта

Не отображает некоторые стороны функционирования реального объекта

Упрощают процесс построения и интерпретации результатов исследования

Аналитическое моделирование характеризуется:

Возможностью исследования сравнительно простых систем

Условием известности зависимостей, связывающих искомые характеристики начальными параметрами и переменными моделир системы

Ограниченностью применения для исследования сложных систем

Многократностью использования

Имитационное моделирование характеризуется:

Определение условий при которых результат удовлетворяет требованиям

Позволяет понять поведение системы, оставляя непознанным количественные отношения внутри логистических процессов

Воспроизводит процесс функционирования системы во времени

Является весьма ресурсоёмким методом исследования(время, персонал, однократность использования)

25. Прогностика: основные понятия и виды

Прогностика – наука о законах и способах разработки прогнозов динамических систем

Прогноз – научно обоснованное суждение о возможных состояниях (в количественной оценке) объекта прогнозирования в будущем и альтернативных путях и сроках их осуществления

Классификация прогноза:

По процедуре прогноза –количественный, -качественный

По предоставлению численных результатов –интервальный, -распределение вероятностей, -точечный

По предмету прогнозирования –поисковые, -нормативные

По периоду упреждения – оперативный до года, -средне срочный(1-5лет), -долгосрочный(болеее 5)

По этапам планирования деятельности –целевой, -плановый, -проектный, -програмный, -организационный

Этапы процедуры прогнозирования:

1. Определение объектов прогноза

2. Отбор параметров котроые прогнозируются

3. Определение временных горизонтов прогноза

4. Отбор моделей прогнозирования

5. Обоснование модели прогнозирования и сбор необходимых для прогноза данных

6. Составление прогноза

7. Отслеживание результатов.

26 Функциональные области логистики…

Закупочная логистика- Производственная логистик - Распределительная логистика- Транспортная логистик - Информационная логистика

27 Закупочная логистика: понятие, цели, задачи, функции..

Закупочная логистика (логистика снабжения) -Функциональная область логистики, связана с планированием, управлением и контролем движения экономических потоков в процессе обеспечения предприятий не обходимыми ресурсами для осуществления его предпринимательской деятельности..

Цель закупочной логистики – Удовлетворять потребность предпринимательской деятельности в материальных ресурсах с максимально возможной экономической эффективностью и оптимального их использования.

Ряд задач.

Выдерживание обоснованных сроков закупки, материальных ресурсов или товаров для перепродажи.

Обеспечение точного соответствия между количеством поставок и потребностями в них.

Соблюдение требований потребителей к качеству поставленных им материальных ресурсов.

Обеспечение запланированного уровня обслуживания заказов потребностей с минимальными общими затратами..

Функции логистики в сфере закупки.

Определения потребности и расчет количества заказываемых материалов и изделий.

Выявление и изучение источников ресурсов и поставщиков продукции.

Получение и оценка предложений от потенциальных поставщиков

Выбор поставщиков и принятие решения о заказе продукции.

Согласование цены заказываемых ресурсов и заключение договоров на поставку

Установление количества и сроков поставок и наблюдение за ними..

Учет и контроль хода выполнения договорных обстоятельств

Входной контроль количества и качества материальных ресурсов и их размещение на складах

Доведение материальных ресурсов до производственных подразделений…

Поддерживание на нормативном уровне запасов товарно-материальных ценностей на складах

Контроль и оптимизация уровня затрат на снабжение

Оценка эффективности деятельности по снабжению.

28 Основные принципы снабжения

Планомерность

Ритмичность

Оперативность

Экономичность

Централизация

Технологичность

29 Служба снабжения предприятия

Предусматривает собственную совокупность управленческих подразделений, которые организуют и осуществляют обеспечение всех подразделений предприятий необходимыми материальными средствами, товарами, тарой и упаковкой …

30 системы организации снабжения

Традиционная

Система договоров с посредниками

Оперативная.

31. Формы организации снабжения.

Централизованная -предпологает сосредоточение функций управления снабжением в пределах одного структурного подразделения. Эффективна при: территориальной целостности, узкой номенклатуры товара, структурированном и производственном единстве предприятий.

Децентрализованная – рассредоточение и распределение функций снабжения между различными подразделениями предприятия. При территориальной рассредоточенности предприятий, широкой номенклатуре товаров, при структурной неоднородности и специализации отдельных предприятий.

Производственная(транзитная) и складская.

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОУ ВПО Тверской государственный университет

по дисциплине

«Транспортная логистика»

«Поток и запас как главные категории логистики»

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………......4

ПОТОКИ В ЛОГИСТИКЕ………………………………………………..5

Материальные потоки

Информационные потоки

Финансовые потоки

Потоки услуг

ЗАПАСЫ В ЛОГИСТИКЕ……………………………………………..11

Резервные запасы для коррекции предложения и спроса

Типы запасов

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………15

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………16

Введение

Логистика - это наука об управлении и оптимизации материальных потоков, потоков услуг и связанных с ними информационных и финансовых потоков в определенной микро-, мезо или макроэкономической системе для достижения поставленных перед ней целей.

Объектом исследования, управления и оптимизации в логистике является материальный поток, а также сопутствующие ему информационные, финансовые, сервисные потоки, рассматриваемые в подчиненном плане как генерируемые исследуемым материальным потоком.

Предметом изучения логистики, как науки по управлению потоками материальных ресурсов, являются движение материальных ресурсов в пространстве и времени. Поэтому понятие материального запаса является одним из ключевых в логистике. Принято считать, что материальные запасы - это находящиеся на разных стадиях производства и обращения продукция производственно-технического назначения, изделия народного потребления и другие товары, ожидающие вступления в процесс производственного или личного_потребления. Глобальная цель логистики – это уменьшение запасов, ацель логистического подхода - сквозное управление материальными потоками.

    Потоки в логистике

Под потоком понимают направленное движение совокупности чего-либо условно однородного (например, продукции, информации, финансов, материалов, сырья и т.п.). Объектом изучения логистики как науки являются материальные потоки и соответствующие им финансовые и информационные потоки. При этом понятие материальный поток является ключевым в логистике.

1.1. Материальные потоки

Материальный поток – это материальные ресурсы, незавершенная продукция, готовая продукция, рассматриваемые в процессе приложения к ним различных логистических операций (транспортировка, складирование и др.) и отнесенные к определенному временному интервалу. Потоки могут протекать между различными предприятиями или внутри одного предприятия. Например, движение материального потока, поступающего на склад в рабочее время, может быть сразу направлен на хранение или предварительно пройти приемку. В выходной день, прибывший груз размещают в приемочную экспедицию. В первый рабочий день из приемочной он переходит на склад. В конечном итоге весь товар перемещается на участок хранения. Далее товар перемещается различными способами на участок хранения.

На Рис. 1 стрелками показаны различные варианты перемещения груза от участка разгрузки до участка хранения и далее до участка погрузки.

Рис.1

По ходу движения с грузом происходят различные операции: разгрузка, укладка в соответствующую тару, перемещение, распаковка, укладка на хранение и т.д. Объем работ по отдельной операции, рассчитанный за определенный промежуток времени (месяц, год), представляет собой материальный поток по соответствующей операции.

Размерностью материального потока является отношение размерности продукции (единицы, тонны, м 3 и т.д.) к размерности временного интервала (сутки, месяц, год и т.д.). Материальный поток может рассчитываться для конкретных участков предприятия, для предприятия в целом, для отдельных операций с грузом.

Существует большое разнообразие материальных ресурсов, продукции и операций с ними. Поэтому параметрами материального потока может быть: номенклатура, ассортимент, количество продукции, габаритные, весовые, физико-химические характеристики груза, характеристики тары, упаковки, условия купли-продажи, транспортировки и страхования, финансовые характеристики и др.

    отношение к предприятию,

    натурально-вещественный состав потока,

    количество образующих поток грузов,

    удельный вес образующего поток груза,

    степень совместимости грузов,

    консистенция грузов.

По отношению к предприятию груз различают:

Внешний - протекает во внешней для предприятия среде и имеют непосредственное к нему отношение.

Внутренний - образуется в результате операции внутри предприятия.

Входной - поступает из внешней среды и может определяться суммой величины материальных потоков при разгрузке груза.

Выходной - поступает из предприятия во внешнюю среду. «Для предприятия оптовой торговли его можно определить, сложив материальные потоки, отслеженные при выполнении операции по погрузке различных видов транспортных средств. При сохранении на предприятии запасов на одном уровне входной материальный поток будет равен выходному.

По натурально-вещественному составу и т. д. В табл. 1 приведена одна из возможных классификаций материального потока.

Таблица 1

Классификация материальных потоков

Признак

классификации

Вид МП

Описание

Отношение к ЛС и ее звеньям

Состоит из грузов, имеющих отношение к конкретному предприятию, но движущихся во внешней для предприятия среде

Внутренний

Образуется в результате выполнения ЛО с грузом внутри ЛС

Поступает в ЛС из внешней среды

Выходной

Поступает из ЛС во внешнюю среду

Ассортимент

Одноассортиментный, многоассортиментный

Количество груза

Массовый

Возникает при транспортировке грузов не единичным транспортным средством, а их группой, например, железнодорожным составом, колонной автомашин, караваном судов и т.д.

Возникает при транспортировке грузов несколькими вагонами, автомашинами, судами и т.п.

Промежуточный между крупным и мелким МП (перевозимый одиночными вагонами, автомобилями)

Возникает при транспортировке такого количества грузов, которое не позволяет полностью использовать грузоподъемность транспортного средства и требует при перевозке совмещения с другими грузами

Удельный вес груза

Тяжеловесный

В процессе его транспортировки обеспечивается полное использование грузоподъемности транспортных средств при меньшем занимаемом объеме, например, металлы

Легковесный

Образуется грузами, не позволяющими полностью использовать грузоподъемность транспорта при полном использовании его объема, например, табачные изделия

Степень совместимости

Несовместимые

Такие МП нельзя совместно транспортировать, например, товары бытовой химии и продукты питания

Совместимые

Могут совместно перевозиться на одном транспортном средстве

Консистенция груза

Насыпной

Перевозится без тары в специализированных транспортных средствах: открытых вагонах, на платформах, в контейнерах, в автомашинах. Их главное свойство – сыпучесть (например, зерно)

Навалочный

Перевозится без тары, некоторые могут смерзаться, слеживаться, спекаться (например, уголь, песок, соль), обладают сыпучестью

Тарно-штучный

Грузы в мешках, контейнерах, ящиках, без тары, которые можно пересчитать

Наливной

Перевозится в цистернах и наливных судах и требует для перегрузки, хранения и других ЛО специальных технических средств

Номенклатура

Однопродуктовый, многопродуктовый

Определенность

Детерминированный

Все параметры полностью известны

Стохастический

Хотя бы один параметр неизвестен или является случайной величиной

Непрерывность

Непрерывный

Потоки сырья и материалов в непрерывных производственных (технологических) процессах замкнутого цикла, потоки нефтепродуктов, газа, перемещаемые с помощью трубопроводного транспорта и др.

Дискретный

МП, не являющиеся непрерывными

Каждому материальному потоку соответствует некоторый информационный и финансовый потоки.

Поток – это совокупность объектов воспринимаемых как единое целое и существующее как процесс на некотором промежутке времени.

Основным параметром логистического потока является число объектов, имеющиеся в наличии в заданный момент времени и измеряемый в абсолютных единицах.

К другим параметрам потока относят:

Начальные и конечные пункты

Траекторию пути

Скорость и время движения

Наличие промежуточных пунктов

Интенсивность движения и прочее.

Финансовые потоки

Основная задача финансовых потоков заключается в повышении эффективности продвижения материальных потоков, путем улучшения финансовой обеспеченности логистической системы с целью устранения «финансовых преград» является причинами замедления или снижения качественных характеристик материальных потоков, ухудшение их управляемости. Это достигается путем согласования материальных и финансовых потоков.

В логистике финансовым потоком называют направленное движение финансовых средств, движение как внутри, так и вне логистической системы, с целью обеспечения продвижения материальных потоков.

Классификация финансовых потоков:

1.По отношению к логистической системе:

Внутренние

А) входящие

Б) выходящие (затраты)

2. По назначению

Финансовый поток на закупку сырья, товаров и материалов;

На материальные затраты в производстве;

На оплату труда и социальные отчисления;

Инвестиционные потоки;

Информационные потоки

Эффективное управление логистической системой невозможно без сбора и анализа информации по ее состоянию и состоянию ее элементов. С увеличением степени специализации ЛС по логистическим операциям и функциям, возрастает потребность в координации их деятельности, и как следствие возрастает объем и потребность в скорости информационных потоков.

Увеличение важности информационных потоков в логистике связано со следующими причинами:

1. Необходимо постоянное информирование клиентов, владельцев информационных потоков о текущем состоянии их заказов, что является неотъемлемой частью потребления логистического сервиса.

2. Наличие полной и достоверной информации позволяет сократить потребность в излишних запасах ресурсов, путем снижения продвигаемых материальных потоков.

3. Информация позволяет оптимально перераспределить имеющиеся ресурсы между элементами логистической системы и оперативно планировать исполнение.

Классификация информационных потоков:

1. По отношению к логистическим функциям:

Базисные

Ключевые

Поддерживающие

2. По отношению к логистической системе

Внутренние

Внешние

Входные

Выходные

Вертикальные


Горизонтальные

3. По назначению информации

Управляющие

Нормативно-справочные

Учетно-вспомогательные

4. По виду носителей информации

На бумажном носителе

На электронном носителе

Электронные

5. По степени открытости и значимости:

Открытые

Закрытые

Заказные

Секретные

Коммерческие

6. По времени возникновения и периодичности использования:

Регулярные

Периодические

Оперативные

On-line потоки

Off-line потоки

7. По способу передачи данных:

По телекоммуникационным путям

По телефону

По телефаксу

Через телеграф

Через почту

Курьерской доставкой и прочее.

Поток услуг

Поток услуг – это комплекс специализированных работ, выполняемых каждым элементом ЛС, для повышения эффективности всей ЛС и достижения ее целей.

Отличительными особенностями потока услуг, по сравнению с другими логистическими потоками является:

Неосязаемость потока услуг

Невозможность накапливать услуги

Невозможность оценки услуг до момента их окончания

Сложность количественной оценки качества услуг.

Материальные потоки

В общем виде логистические потоки имеют следующие важнейшие характеристики (рис. 1).


Рис. 1. Параметры логистического потока
Параметры потоков имеют большое значение при построении оптимизационных моделей, что является предметом математической логистики. Математики должны оптимизировать как показатели различные параметры потоков (сколько конкретно требуется времени на изготовление или доставку продукции, какой объем продукции следует считать оптимальным и т.д.), так и значение каждого из этих параметров (когда время на производство в целом раскладывается на время, затраченное на отдельные операции). Таким образом, главные параметры (издержки и время) раскладываются на составляющие элементы, для которых в каждом конкретном случае должны быть определены оптимальные значения.
В качестве основных параметров материальных потоков выделяют:
. номенклатуру продукции;
. габаритные характеристики (общая масса, масса-брутто, масса-нетто);
. физико-химические характеристики товара;
. условия передачи в собственность;
. условия транспортировки и страхования;
. финансовые характеристики.
В производственной логистике потоки разделяют по стадиям производственного процесса. Так в текстильной отрасли потоки рассматриваются в рамках приготовительного, основного и отделочного производства. У каждого из этих потоков разный состав, разные временные границы, разные стоимостные характеристики и т.д.
В финансовой логистике потоки разделяют по формам платежа (наличные и безналичные, которые, в свою очередь, делятся на платежные поручения, аккредитив, инкассо, чеки), синхронизации расчетов (авансовые, зачетные, бартерные), скорости, видам валюты, безопасности, обеспеченности активами (залоговые, арендные, лизинговые), уровню рисков и др. Также потоки различают по характеру оборачиваемости фондов (основные и оборотные).
В информационной логистике — по видам носителей информации, интенсивности и скорости передачи данных, степени секретности, наличию помех, защищенности, пропускной способности информационных каналов и др. В каждом виде логистики имеются свои специфические параметры.
В транспортной логистике выделяют следующие параметры потоков:
. начальный и конечный пункты;
Откуда продукция начинает свой путь и куда она прибывает. Но здесь кроется и определенная иллюзия. Есть небольшое расстояние между начальным и конечным пунктом по прямой, а вот реальный путь между нами оказывается очень долгим. Это заметили путешественники в Арктике. Иногда идти совсем близко, но на пути — полыньи, льдины, открытые участки моря. И чем дольше ты идешь, тем все дальше от конечного пункта оказываешься...
геометрия пути (траектория);
Она особенно важна в макрологистике при проектировании городов (урбанистика). Город должен быть с точки зрения транспортных магистралей спроектирован так, чтобы геометрия пути была наименьшей, а не как в Арктике. Тем самым минимизируются затраты на внутригородской транспорт.
длина пути (мера траектории);
В этом и состоит задача оптимизации потоков — сделать путь короче. Если мы найдем кратчайший путь доставки продукции, то мы сэкономим на горючем (или электроэнергии — если продукцию везет не автомобиль, а конвейер) и времени эксплуатации транспортного средства.
скорость и время движения;
Известный житейский принцип — торопитесь не спеша. На спидометре автомобиля, как правило, есть «зеленый» интервал, обеспечивающий оптимальную скорость, когда скорость достигается быстро при относительно небольшом расходе бензина.
промежуточные пункты;
В детском мультфильме «Паровозик из Ромашково» Паровозик постоянно отвлекался и делал незапланированные остановки. Поэтому всегда опаздывал. В отличие от идеи мультфильма — для экономики это всегда плохо. Интенсивность. Прямо противоположное тому, когда говорят: «в час по чайной ложке».
Состав продукции, образующей логистический поток, меняется по мере продвижения по технологической цепи. Вначале между источником сырья и первым перерабатывающим предприятием перемещаются, как правило, массовые однородные грузы: сырая нефть, руда, вода, уголь, сахар-сырец, зерно и др. В процессе производства человек совершает со всем этим технологические «чудеса», в результате чего в конце логистической цепи материальный поток представлен товарами, готовыми к потреблению: бензин, манная крупа, фасованный сахар, слитки золота, напитки и др. Между отдельными производствами, цехами перемещаются различные детали, заготовки, полуфабрикаты.
Таким образом материальные потоки образуются в результате деятельности различных предприятий и организаций. При этом ключевую роль в их управлении играют следующие предприятия и организации:
. транспортные предприятия и экспедиторские компании;
. предприятия оптовой торговли;
. посреднические организации;
. предприятия-изготовители;
. склады сырья и готовой продукции, на которых выполняются разнообразные логистические операции.