МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ
БОУ СПО (ССУЗ) «КАРЕЛЬСКИЙ КОЛЛЕДЖ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ»
Методическая разработка
по предмету:
«Экономика и менеджмент социально-культурной сферы»
Выполнила: Драпеко Татьяна Валерьевна, преподаватель ГОУ СПО (ССУЗ) «Карельский колледж культуры и искусств»
Петрозаводск
Пояснительная записка. 2
Экономика, основные понятия. 2
Планирование. 2
Финансовый менеджмент сферы культуры.. 2
Менеджмент социально-культурной деятельности. 2
Маркетинг социально-культурной сферы. 2
Бизнес-планирование. 2
Принципы расчета заработной платы.. 2
Социально-творческий заказ. 2
Фандрайзинг и проектирование. 2
Ценовая политика. 2
Источники, используемые в подготовке методической разработки. 2
Пояснительная записка.
В современных условиях функционирования культурно-досуговых учреждений одним из основных направлений деятельности является привлечений дополнительных ресурсов посредством осуществления платных услуг. Это целенаправленный процесс, вытекающий из потребности общества, обеспечивающий рентабельность учреждений культуры и творческий коллективов.
Одной из основных задач учреждений сферы культуры является выполнение Федеральной целевой программы «Развитие сферы культуры Российской Федерации», сохранение культурного наследия, научно-проектное и инфраструктурное обеспечение деятельности по сохранению объектов культурного наследия, широкое использование целевых культур, программ, созданных на определенную аудиторию, с целью повышения уровня культуры населения, учитывая творческие, экономические и организационные возможности персонала учреждений культуры.
Отношения учреждений культуры и населения в настоящее время выстраиваются в основном в коммерческой форме. Самофинансирование, расширение объемов платных услуг, создают значительные возможности для изменения отношения населения к учреждениям культуры. В связи, с чем предпринимательская деятельность учреждений культуры обеспечивает привлечение дополнительных финансовых средств в отрасль.
В современных условиях хозяйствования коммерциализация становиться неотъемлемой частью деятельности учреждений социально-культурной сферы. Так же в практике применения экономических механизмов в сферы культуры, расширяются возможности и приоритеты.
Важной задачей для формирования профессионалов данной сферы является изучение важных вопросов организации и управления сферы.
В связи с этим возникла необходимость создания сборника лекций и опорных конспектов по предмету «Экономика и менеджмент социально-культурной сферы».
Экономика, основные понятия.
Определения:
1. Ойкос и номос – экономика – законное ведение хозяйства.
2. Экономика – производство материальных и нематериальных благ.
3. Экономика – правильное и грамотное разделение труда
4. Экономика – осуществление производственного процесса в условиях ограниченности ресурсов.
Ресурсы экономики:
· Труд – совокупность физических и интеллектуальных способностей, вся рабочая сила создающая продукт;
· Капитал – вся материально-техническая база предприятия, т.е. имущество применяемое для производства продукта;
· Природные ресурсы - все естественные блага природы, используемые в производственном процессе;
· Предпринимательская способность;
Части экономики
· Макроэкономика – часть экономики, изучающая экономику в мировом понимании; показатели макроэкономики – ВНП, ВВП, экономический рост, занятость и безработица, инфляция и т.д.;
· Микроэкономика – внутреннее строение отрасли и конкретно организации и включает, следующие ресурсы: Кадровый; Финансовый; Материально-технический; Технологический; Инструментальный; Административный; Информационный; Временной;
Планирование
Клубное учреждение – УК - (Б, К, А) самостоятельно планирует свою деятельность и определяет перспективы ее развития, исходя из целей, предусмотренных его Уставом, наличия собственных творческих и хозяйственных ресурсов.
Планирование по классификации.
- По уровню государственного регулирования (Ф, Р, М, Л);
- Планы внутри организации(О, СП, Сотр)
- По срокам(крат., сред.долг-страгег)
- По содержанию деятельности(Э, Креативное, Соц)
- По административному назначению (Директивное, Рекомендательное, Прогнозное)
Принципы планирования
- Системный
- Пропорциональный
- Перспективный
Этапы планирования
- Административно-командная система (до 1986 г. админитративно-командная)
- Перестроечный период (1986 – 1991- система норм и нормативов)
- Пост перестроечный период (1991 г. до наших дней – программно-целевое планирование)
Другие виды (по важности)
- Календарный план
- Годовой план
- Тематический план
- Стратегический план
- Поурочный план
Финансовый менеджмент сферы культуры.
Финансирование-выделение денежных средств из определенных источников на конкретные цели: развитие отрасли, строительство объектов, содержание бюджетных учреждений, проведение социально-культурных мероприятий.
Две составные части - Формирование и использование финансовых средств.
Каналы и источники.
· Прямое;
· От предпринимательской деятельности;
· По Федеральной целевой программе «Развитие сферы культуры до 2020 г. » - целевое;
Примерная смета
Источники финансирования:
- Ассигнования Учредителя;
- Сборы от продажи билетов и доходы от реализации сопутствующих услуг;
- Поступление по договорам (СТЗ);
- Добровольные пожертвования;
- Кредитные отношения;
- Доходы от предпринимаемой деятельности;
Финансирование обеспечивает:
- Оплата труда;
- Содержание зданий;
- Содержание библиотечных фондов;
- Материальное обеспечение творческой деятельности;
- Оснащение УК современными тех.средствами;
- Капитальный ремонт;
- Реставрация памятников
Менеджмент социально-культурной деятельности
Менеджмент - это управление, организация и создание (творческой) продукции.
Менеджмент – это система текущего и перспективного планирования, прогнозирования и организация деятельности, реализация продукции.
Менеджмент – умение добиться поставленной цели, используя труд, интеллект, мотивы поведения других людей. Создание системы управления кадрами, контроль над всеми изменениями, происходящими внутри учреждения культуры. Четкие обязанности, планирование финансовой деятельности.
Управление – самостоятельный вид профессионально осуществляемой деятельности, направленный на организационный аспект.
Менеджер – это исполнительный руководитель, обеспечивающий исполнение всего рабочего процесса в своей организации, создающий рентабельное предприятие на основе кадрового и материального ресурсов.
Основатель менеджмента американский металлург Фредерик Тейлор (1856-1915), ввел систему подготовки и переподготовки кадров, нормирование рабочего времени, принцип вознаграждения за достигнутые результаты.
Анри Файоль – единомышленник и продолжатель идей грамотного управления Фредерика Тейлора; создал функциональный подход в менеджменте, на основе, которого в социально-культурной сфере сформировалась специфическая система функций (т.к. работа ведется людьми и для людей функция координация разделилась на координацию и мотивацию).
11 ограничений менеджера:
· неумение управлять собой;
· размытые личные ценности;
· смутные личные цели;
· остановленное саморазвитие;
· недостаточность навыка решать проблемы;
· недостаток творческого подхода;
· неумение влиять на людей;
· недостаточное понимание особенностей управленческого дела;
· слабые навыки руководства;
· неумение обучать;
· низкая способность формировать коллектив.
Похожая информация.
Омское областное отделение Общероссийской общественной орган... - Омск
20 000 руб....Обязанности: разработка и реализация социальных проектов (формирование бюджета проекта) в области пожарной безопасности; проведение культурно- массовых мероприятий; работа по освещению реализуемых проектов и мероприятий в СМИ, через сеть Интернет. Требования ...
9 дней назад
СПб ГБУК Клуб Выборгская сторона - Санкт-Петербург
35 000 - 40 000 руб....Обязанности: - организация и проведение культурно- досуговых мероприятий от А до Я; ... ...направленных на реализацию культурно-досуговой деятельности в учреждении; документооборот (... ..., распространение информации в социальных сетях; наполнение официального сайта ...
16 дней назад
ГБУК Центральная детская библиотека №14 - Москва
32 780 - 52 780 руб.Должностные обязанности: Ведение проектной деятельности Центральной детской библиотеки и помощь в ... ...Активное продвижение проектов библиотеки в социальных сетях Исполнение поручений руководителя Организация и проведение культурно- досуговых мероприятий Участие в крупных ...
2 дня назад
Гиперглобус - Калуга
1 828 руб./год...в глобальной немецкой компании с демократичной корпоративной культурой и безграничными возможностями развития, присылайте своё резюме ... ...документацией. Условия: Оформление в соответствии с ТК РФ Социальный пакет Льготное питание ДМС Скидка на покупки в ...
29 дней назад
Группа Компаний "Медси" - Москва
37 000 руб....Система» («МТС», «МТС-банк», «Интурист» и др.) Насыщенная социальная жизнь (корпоративные мероприятия, праздники), участие в благотворительной деятельности, материальная помощь сотрудникам. Территориально: ст.м. Парк Культуры Сменный график работы На территории работодателя
3 дня назад
ГБУ ТЦСО СЗАО - Москва
45 000 - 53 000 руб....Обязанности: Организация культурно- досуговых и культурно-массовых мероприятий, концертных ... ...отчетной документации по направлению деятельности. Дополнительное выполнение ... ...способности. -Навыки SSM. Условия: ~ Полный рабочий день, социальный пакет. ...
13 дней назад
СММ - метро Садовая, Санкт-Петербург
30 000 - 40 000 руб....предприятий. . Компания реализует ряд важных социальных проектов и связанных с ними мероприятий ... ...на сохранение исторической памяти, культурных традиций, восстановления русской ... ...ставить себе задачи и планировать свою деятельность Владение ПК, продуктами MS Office ...
Месяц назад
LVI GmbH - Санкт-Петербург
30 000 руб....ищет грамотного, креативного, инициативного и исполнительного Менеджера социальных сетей. Компания LVI является лидером в своей сфере и ... ...работы Доступы к обучающим порталам Корпоративная культура Работа в международном предприятии с многолетней историей ...
2 дня назад
Континент - метро Крестовский остров, Санкт-Петербург
...услуг в области внешне – экономической деятельности - таможенное оформление, ... ...нетерпением ждем в свою команду Ведущего менеджера по корпоративной культуре и внутренним коммуникациям – профессионала ... ...журнал, сайт Группы компаний, социальные сети); Разработка и ...
Месяц назад
ДС Контролз - Великий Новгород
1 руб./год...промышленности Российской Федерации и стран СНГ. Мы ищем менеджера по внешнеэкономической деятельности со знанием английского языка, обладающим успешным ... ...17 часов Официальное оформление согласно ТК РФ, социальные гарантии; Условия вознаграждения обсуждаются с ...
2 дня назад
Быстроденьги - Ульяновск
35 000 руб....заказа товаров и услуг, а также оплаты счетов на корпоративную культуру. Требования: Искренний интерес к сфере ... ...профессионалов и фанатов своего дела; Официальное оформление со всеми социальными гарантиями; Фитнес, бассейн сотрудникам бесплатно; ...
3 дня назад
БИОКАД, биотехнологическая компания - Москва
...развития перспективных для компании стран экспорта, затрагивающих деятельность и сферу интересов компании; формулирование и донесение до ... ..., ежегодные премии по результатам работы; расширенный социальный пакет: полис ДМС со стоматологией после, частичная ...
4 дня назад
Банк Санкт-Петербург - Санкт-Петербург
1 руб./год...(корпоративных клиентов, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность) . Сопровождение действующих корпоративных клиентов. Проведение ... ...задач на уровне Головного Банка. Система карьерного роста. Возможность профессионального развития. Социальный пакет. ...
7 дней назад
EKF - Москва
100 руб./час...ежегодный рейтинг HeadHunter). Приглашает Вас на вакансию " Менеджер по корпоративной культуре" . Условия работы: комфортно работаем: ... ...внутри компании. Ведение корпоративного издания, социальных сетей, написание дайджестов, рассылка по сотрудникам, публикация ...
18 дней назад
М.Видео - Москва
...Офис в шаговой доступности от м. Красносельская/м. Бауманская (7-10 минут пешком); Корпоративные скидки на продукцию компании; Оформление ДМС после прохождения испытательного срока; Полный социальный пакет (оплата больничного, ежегодного отпуска). ...
18 дней назад
Благотворительное собрание Все вместе - метро Ясенево, Москва
60 000 руб....- высшее образование. - релевантный опыт работы от 3-х лет. - знание НПА, регламентирующих деятельность НКО. - знание принципов проектного управления и социального проектирования. - знание принципов финансовой отчетности и планирования. - умение готовить ...
Менеджер - это профессиональный управляющий, субъект управления, организатор. Профессионал,
задача которого - организация конкретной производительной работы в рамках определенного числа работников, функционально подчиненных ему.
Статус - это положение личности, занимаемое в обществе в соответствии с возрастом, полом, происхождением.
Социо -культурная деятельность - это самостоятельная подсистема социализации личности на основе включения человека в творческий процесс самореализации и освоения ценностей культуры в условиях свободного времени.
Особенности Социо -культурной деятельности формируют особый тип менеджера - это высокий
уровень общественной культуры, эрудиция. Так же должен хорошо ориентироваться в экономике,
хозяйственной деятельности, в области психологии, педагогике, имиджелогии, этикете,
предпринимательстве.
Основные социальные роли в которых выщупает менеджер Социо -культурной деятельность
заключаются в следующем:
1. Менеджмент, предпринимательство, продюссерство в сфере организации досуга детей, подростков, молодежи семейных объединений.
2. Посредничество в двух «ипостасях» в сфере общения людей (роль ведущего) и в коммерческих отношениях (роль импресарио).
3. Реформаторство, инновационная творческая деятельность, связанная с разработкой и реализацией творческих идей и проектов в сфере досуга.
4. Лидерство в малой группе, формальной или не формальной общности, связанное с выполнением функции педагога - корректора поведения детей, подростков, молодежи, взрослых.
Функции менеджера Социо –культурной деятельности:
1. Организаторская функция- это участие в создании необходимых социально -экономических условий ирекреаций форм досуговой деятельности жителей социума. Эта функция менеджеров, Социо -культурной деятельности являются определяющей. Менеджер -это организатор клубной работы, руководитель художественной самодеятельности.
2. Правовая функция - эта участие в нормативно-правовой обеспеченности и защите конституционных свобод личности в условиях досуга, т.е. знание нормативных и правовых актов, имеющих отношение к сфере свободного времени.
3. Управленческая функция – это финансово-экономическое обеспечение учреждений досуга, т.е. владение механизмом материального обеспечения самодеятельных инициатив, распределение бюджета, работа со спонсорами.
4. Криативная функция - это обеспечение досуговых форм самодеятельности населения, разработка, корректировка реализации Социо - культурных, досуговых инициатив, программ, проектов.
Особую роль менеджер СКД играет в Социо- культур ной сфере, которую можно определить как организацию групповой, семейной, личностной службы досуга в социуме, т.е. рациональное использование свободного времени и решение досуговых проблем людей.
Профессиональная компетентность менеджера Социо -культурной деятельности определяется в двух аспектах:
1. объективная сторона - в умении управлять коллективом учреждения культуры,
2. субъективная сторона- в профессионализме самого менеджера.
Профессионализм менеджера Социо -культурной деятельности - это постоянное его самоизменение в соответствии с изменяющимися целями, задачами Социо -культурной деятельности, которые служат формирующим и развивающим средством по отношению к менеджеру.
Профессиональная компетентность менеджера - это результат и оценочный показатель деятельности менеджера, но и уровень его мышления.
В силу своего служебного статуса менеджер несет ответственность за людей, с которыми он
работает. Вот почему для него существуют следующие этические нормы:
1. Обязанность убедиться в отсутствии контактов, соглашений и обязательств с другими менеджерами.
2. Не допускать переманивание сотрудников у других менеджеров.
3. Предельно ясно в письменной форме составлять контракты, указывая обязательства и ответственность (возмещение расходов, срок выплаты гонорара, затраты и т.д.).
Таким образом, доминирующими признаками в современном статусе менеджера являются: его профессиональная компетентность и высокая квалификация в стимулировании и организации индивидуальной и групповой досуговойдеятельности. А современный статус менеджера определяется социальнойролью специалиста, о которой говорилось выше.
Билет № 22 вопрос № 2
Общая характеристика этнокультурных и этнонаправленных технологий СКД.
Определение понятий: технология, СКД, этнос.
Роль данных технологий в сохранении, развитии и воспитании национального самосознания личности, в освоении ценностей духовной культуры народа. В качестве генераторов, носителей, пользователей данных технологий прекрасно зарекомендовали себя национально-культурные, культурно-образовательные центры, Дома национального творчества, студии, самодеятельные объединения этнокультурной направленности. Их цель: культурное самоопределение, саморазвитие, сохранение больших и малых этнических групп населения.
Этнонаправленные технологии включают в себя формы и средства
социокультурной деятельности, способству возрождению национальных культурных традиций, фольклора, декоративно-прикладного творчества, народных промыслов и ремесел. Проведение мероприятий в рамках культурных программ национальных общин, проживающих в регионе, создание телевизионных проектов, например, «Многообразие народов и земель российских», организация телемостов, книжных ярмарок, этнографических празднеств, фестивалей, народных гуляний, смотров народных кухонь, «Дней открытых сердец», юбилейных торжеств, связанных с важнейшими историческими датами в истории конкретных этнических групп населения. Роль данных технологий в воссоздании национальной культурной среды, приобщении детей и молодежи к ценностям национальной культуры, вовлечение в творческую деятельность по созданию национальных культурных ценностей. Создание, например, центра народной татаро-башкирской культуры в Челябинске, способствует созданию этнокультурной среды «проживания» детей и взрослых, объединенных в соответствующих досуговых объединениях. Воспитание детей и молодежи духовными ценностями «малой родины», места, где родился и вырос. Роль этнокультурных программ и проектов в социализации, саморазвитии и самореализации личности как субъекта культурной деятельности. Примеры этнокультурных мероприятий на местном уровне.
С семи лет начала обучение в хореографической школе "Родничок" г. Ульяновска, которую окончила в 2000 г. с отличием. В 2001 г. поступила в Ульяновское училище культуры. После 4х лет обучения на очном отделении получила красный диплом о средне-специальном образовании по специальности "социально-культурная деятельность и народно-художественное творчество", специализация "руководитель хореографического коллектива, хореограф". Во время обучения была участницей народного ансамбля песни и пляски им. В. П. Кощелева "Волжанка". С концерной деятельностью выступали на городских и областных площадках. Являлась старостой группы. В 2005г. поступила на заочное отделение Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств. После сдачи государственного экзамена и защиты выпускной дипломной работы (2010г.) была присвоена квалификация Менеджер социально-культурной деятельности по специальности "Социально-культурная деятельность". В 2005г. началась трудовая деятельность в МОУ Многопрофильном лицее №20, которая подкреплялась теоретическими знаниями, получаемыми в университете. 1.10.2007 г. по итогам трудовой деятельности была присвоена II категория на должности "старший вожатый". С 2002 г. по 2012г. являлась участницей народного коллектива ансамбля современной пластики "Крещендо" г. Ульяновска. Коллектив действует по сей день и является ведущим, ведёт активную концертную деятельность в городе и области. Принимает участие в конкурсах, фестивалях разного уровня. Больше года (2010-2011гг.) проработала артисткой балета в ГУК Государственном ансамбле песни и пляски "Казачья Воля". Получила большой репетиционно-концертный опыт, культурно-исторические знания о донских казаках. В 2011г. вышла замуж и вернулась к педагогической работе. За время работы во мне развились такие качества как ответственность за организацию рабочего времени, пространства, физическое и нравственное здоровье детей и взрослых, пунктуальность, умение работать с документами (составление планов работ, заполнение журналов посещений, отчёты о проделанной работе и др.), работа в коллективе. Пожелания к предполагаемой должности: - изучать, восстанавливать, сохранять и использовать культурное наследие; - творческое развитие детей, подростков и взрослых людей, участие в организации досуга населения, создавать новые ценности, ; - стимулировать и поддерживать инновационные движения в социально-культурной сфере, создавать благоприятные условия для развития культурной среды; - разрабатывать и реализовывать муниципальные, региональные, федеральные и иные целевые социальные программы; - организовывать деятельность культурных центров, способствующих развитию населения; - содействовать развитию народного творчества, углублению и расширению работы структур дополнительного образования.