Форекс

Маркетинг и pr краткосрочное обучение. Семинары и курсы по рекламе и PR

PR, public relation, связи с общественностью - все это названия одной интересной деятельности специалистов по СМИ, рекламе и имиджу. PR-менеджер формирует доброе имя компании, следит, чтобы его работодатель имел безупречную репутацию в нужных кругах. Это обеспечивает большое преимущество в политике и в бизнесе. Хороший специалист понимает всю суть и важность работы с общественным мнением, может легко манипулировать фактами, создавая нужное настроение в обществе. Такой профессионал всегда востребован на рынке труда и высоко ценится работодателем. На нашем ресурсе сайт представлены компании, которые помогут достичь высокого уровня мастерства на курсах по связям с общественностью в Москве.

Чему могут научиться слушатели на курсах по пиару и рекламе?

Посетители наших занятий смогут изучить основные инструменты и задачи public relations:
  • определение целевой аудитории;
  • создание на предприятии эффективного отдела маркетинга и рекламы;
  • взаимодействие со средствами массовой информации;
  • внешняя и внутренняя репутация;
  • особенности работы с социальными сетями;
  • правила составления пресс-релиза;
  • основные техники ведения интервью;
  • правила создания и распространения нужной информации для предприятия;
  • критика и негативные отзывы.

Целевая аудитория предложенных тренингов

Наши курсы по пиару (PR) и рекламе заинтересуют собственников компаний и предпринимателей, менеджеров по рекламе и руководителей отделов маркетинга. Слушатели на наших тренингах по PR изучат все важные составляющие PR для политики и бизнеса, смогут правильно использовать полученные навыки специалиста по связям с общественностью и PR. Курсы PR, собранные на сайте B-Seminar.RU, научат эффективно взаимодействовать с агентствами, решать PR-задачи самостоятельно.

Обучение - это усвоение знаний и культурных норм в отчужденной форме. Образование - деятельность, направленная на осознание себя и других, целостной картины мира, смысла жизни и ответственности перед человечеством и человеческой культурой.

"Моя карьера была связана с деятельностью в области паблик рилейшнз, директ-маркетинга и рекламы. Я - живое доказательство того, что ни один из вышеперечисленных видов деятельности не требует большого ума. Все они требуют хорошего тренинга."
Драйтон Бэрд - вице-президент Ogilvy & Mather Direct, преподаватель и автор работ по директ-маркетингу.

Спрос на краткосрочное профессиональное обучение в области маркетинга и рекламы в последние годы неуклонно возрастает. Это связано с тем, что рекламная деятельность в девяностых годах формировалась в условиях почти полного отсутствия людей, имеющих профессиональное высшее образование. В результате большинство сотрудников рекламных агентств и рекламных отделов организаций, обладая практическим опытом, ощущают недостаток теоретических знаний. Однако они хотят действовать, опираясь не только на метод "проб и ошибок" и собственную интуицию, но и на выверенные длительной мировой практикой действенные подходы.

Каким же должно быть краткосрочное обучение рекламе взрослых, уже имеющих профессиональный опыт людей, в чем состоят факторы его успеха? Организаторы такого обучения должны быть готовы к решению, по меньшей мере, двух главных и серии связанных с ними проблем.

Первая и, пожалуй, наиболее серьезная проблема связана с природой принятия решений о стратегии и тактике рекламы. Такие решения, как известно, предусматривают индивидуальный подход с ориентацией на конкретные кратко- и долгосрочные цели маркетинга организации и количественные показатели ее продаж, а также довольно строгую логику рассуждений. Приходится разочаровывать тех, кто рассчитывает на получение готовых "рецептов", не желая прикладывать усилия для анализа цепочки решений и их следствий, приводящих к успеху или провалу в сходной ситуации... Говорят, что золотое правило рекламы состоит в том, чтобы не иметь никаких правил. Может быть, это и не столь сильное преувеличение. Во всяком случае, тиражирование маркетинговых и рекламных "образцов" противоречит представлениям об индивидуальности рыночной позиции и определяющей роли предпочтений потребителя. Обучение маркетингу и его важной составляющей - рекламе строится, главным образом, на изучении опыта подготовки и реализации рекламных кампаний, их анализе и обобщении. Последнее делают в каждом случае осторожно, с учетом экономических, технологических, законодательных, политических, культурных, временных особенностей и других составляющих рыночной ситуации. Позиция обучающего любой практико-ориентированной деятельности больше напоминает действия тренера, который стремится показать и сделать понятными причины и источники провала или успеха, а также опасности, подстерегающие на том или ином пути. Об этом хорошо сказал Пол Байклен - редактор американского журнала "Поговорим об обучении" ("Let"s talk Training", Ogilvy & Mather): "обучение рекламе должно, включая внимание, ставить проблемы, использовать провокации, стимулировать волнение и опираться на вспомогательные материалы".

Вторая проблема - научить рассуждать и оценивать с учетом знаний из "букета" психологии личности, малых групп, социологии, семантики, семиотики, сигнифики, этнографии, истории, культурологии, литературы, искусства, журналистики, наконец, философии, формальной логики и, конечно, маркетинга! Необходимы и определенные предварительные умения, в частности: извлекать информацию и работать с различными ее формами, включая визуальную, наблюдать, анализировать, обобщать, интерпретировать. В рекламе, как известно, важна новизна и оригинальность решений. Поэтому ставка делается на творчество, а успеху на поприще рекламного творчества, помимо грамотного владения пером, кистью, фото-, кино- и видеокамерой, знания режиссуры, должно сопутствовать развитое чувство меры, юмора и вкуса. Когда со всем этим плохо, принципиально неверные, банальные и эпигонские решения преподносятся как оригинальные, будучи по сути "велосипедными".

Другие, более "мелкие" проблемы касаются, например, того, как лучше построить программу обучения, распределить в ней время, какой конкретный материал необходимо положить в основу аналитического рассмотрения, какие формы занятий для этого лучше использовать, какое количество участников будет оптимальным, как расставить смысловые акценты, какими способами бороться с усталостью, что и как представлять в раздаточных материалах и др.

Проблему содержания курса можно рассмотреть на примере такой темы, как "Рекламная кампания". Один из вариантов изучения этой темы - сосредоточение на описании процесса проектирования кампаний и требованиях к нему. Распространенный способ при таком подходе - последовательное (или линейное) изложение. С точки зрения затрат времени и достижения результатов этот способ себя не оправдывает, так как структуры знаний по этой теме многомерны и пронизаны разнонаправленными внутренними связями, что затрудняет создание у обучающихся целостной картины процесса.

В условиях краткосрочного обучения важно высвечивать различные линии знаний и деятельности на их "перекрестке". Такие "перекрестки" для каждой программы не всегда легко находить. Для темы "Рекламная кампания" "перекрестком" могла бы стать подтема "Брифинг и бриф" - об инструктивной встрече между рекламным агентством и рекламодателем и требованиях к представлению исходных данных. В разговоре о брифинге неизбежно отразятся вопросы о функциях, структуре и деятельности обеих сторон, требованиях к их отношениям и поведению (например, чем следует поинтересоваться рекламному агентству и о чем не должен забывать сказать рекламодатель). Тогда в рамках одного занятия удается затронуть, а иногда и рассмотреть, комплекс взаимосвязанных тем, их место и значимость, сильные и слабые стороны различных подходов - иными словами, создать "панорамное" представление о деятельности, в жизни формирующееся годами.

Большое значение имеет и форма занятий. Она нередко обсуждается последней по порядку, но, увы, не по значению. Следует решить: стоит ли представлять материал полностью или лишь кратко вводить в "курс дела" и "подталкивать" участников к самостоятельной работе в малых группах. Последнее возможно, если, имея представление об общей структуре вопроса, детальная информация будет почерпнута участниками из раздаточного материала за рамками учебного времени. Например, для недельного курса могут быть поставлены следующие задачи:

  1. формирование систематизированных представлений;
  2. создание условий для моделирования изучаемого процесса;
  3. побуждение к самостоятельному углубленному освоению информации из рекомендуемых источников за рамками учебного времени с последующей мягкой формой контроля понимания.

Каждый краткий курс обучения -компромисс, и в его рамках авторы всегда двигаются между Сциллой и Харибдой: требование гармонии между широтой и глубиной программы трудно удовлетворить.

Краткосрочное обучение, результатом которого являются лишь знания, воспринимается как неполноценное. Люди приходят из пространства деятельности и желают возвратиться в него, вооружившись умением делать свое дело лучше, быстрее, эффективнее. Первичные навыки у большинства участников позволяет сформировать чередование интерактивных лекций (бесед) с упражнениями, анализом конкретных ситуаций, играми. Размер группы в таких случаях не должен превышать 15-20 человек. Группы большей численности делятся на подгруппы, с каждой из которых работает отдельный преподаватель.

Важно сосредоточить мыслительные усилия участников на происходящем "здесь и сейчас", то есть, предлагая "прожить" в моделируемой реальности месячный, квартальный или даже годовой период. Наградой является игровой "опыт", например, формирования стратегии рекламы или оценки ее коммуникативной эффективности. Сильная сторона игрового опыта в том, что есть возможность его "отцедить", то есть сфокусировать на "критических точках", обсудить с позиций причин допущенных ошибок и "как поступили бы теперь". "Лучшие тренеры по рекламе больше времени отводят критике того, что делают обучающиеся, чем демонстрации собственных умений", считает известный американский тренер Фред Лэмпэртер (Ogilvy & Mather).
В игровых занятиях также используют тактику "перекрестков". Например, игра по проектированию рекламной кампании наряду с решением содержательной задачи, может включать и тренинг в области эффективных презентаций. Видеосъемка с последующим анализом того, что делали "презентаторы", чтобы реализовать цель презентации (завоевать благожелательное отношение аудитории, побудить ее задавать "выгодные" вопросы, проявлять интерес к предмету презентации), может стать предпосылкой еще одного важного профессионального умения - находить взаимопонимание и строить позитивные отношения.

Игры помогают "встраивать" учебный материал в жизненный опыт участников с помощью особого "клея" - эмоций и чувств. Если это происходит, то даже спустя годы игровой опыт в похожей ситуации "всплывает в памяти" и дает результаты.

Лекции-монологи дают неплохое "приращение" знаний, в особенности, если их "правильно" слушают. Для этого в раздаточных материалах и пособиях (которые, по мнению одних специалистов, следует раздавать участникам в начале семинара, а по мнению других - в конце) представляют основное содержание курса в виде схем, графиков, рисунков, составленных в виде мыслительных карт. В раздаточных материалах необходимо оставлять и пустое пространство, в котором участникам предлагается в ходе лекции делать записи о потенциальном применении получаемых знаний в собственной практике. Визуальный ряд при этом сокращает время на осмысление материала, его "свертывание" и более легкое включение в уже существующую структуру знаний.

Важный фактор успеха обучения -атмосфера в группе. Партнерство между участниками семинара и преподавателями - лучший фон для обучения.

Для ускорения его создания можно вводить нормы: "здесь все работают вместе: одни хотят научиться, другие им помогают"; "успех моей работы зависит от позитивной обстановки в группе", "вопрос, начинающийся со слов "я не понимаю", - хороший вопрос, помогающий глубже освоить материал", "обсуждение "известных истин" расширяет возможности" и т.п. Работа на сплочение группы, хоть и отнимает время, приносит плоды: учит работать с другими в режиме эффективного сотрудничества - необходимое умение для специалиста по коммуникациям. Если группа превращается в эффективно работающую команду, то ее участники начинают изнутри понимать преимущества командной работы -преимущества, которые невозможно передать словами. Люди при этом "открываются", делятся опытом; завязываются контакты, выливающиеся в ценное подспорье в непредсказуемом рекламном бизнесе - полезные профессиональные связи, часто поддерживаемые на протяжении многих лет.

Успех обучения определяется не только программой и преподавателями, но и характером учебной группы, которая, как и человек, имеет выраженную индивидуальность. Различают группы способные, активные и быстро реагирующие, сдержанные и антагонистичные, медленные и пассивные и др. "Особой" группой является группа менеджеров верхнего уровня. Каждая группа требует соответствующего подхода. Например, в одних случаях требуется сдерживать быстрый темп ее движения, а в других, контролируя понимание, быть готовым снизить его.

Особого внимания и заботы требует неоднородная группа, включающая представителей рекламных агентств, рекламных отделов компаний и СМИ. Если предварительно изучить участников, то такую неоднородность можно использовать в целях взаимообогащения участников семинара в играх и их обсуждении. Потом нередко выясняется, что участники помогли друг другу встать на противоположную точку зрения, глубже проникнуть в существо позиции контрагента по бизнесу, а значит, и понять требования к собственному поведению в ситуации, аналогичной игровой. Неоднородность группы проявляется и в разном уровне подготовки ее участников. Этот фактор также можно использовать как преимущество, если при ответах на вопросы не повторять информацию, которая может быть известна продвинутой части группы, а стремиться подать ее в новом свете, например, связав с результатами последних исследований или привлекая внимание к сильным и слабым сторонам вопроса, наконец, побуждая к ответам продвинутых участников группы. В результате общий фонд контролируемого знания в группе увеличивается. Взрослый человек не всегда находит в себе силы сказать вслух "я не понимаю", зато внимательно слушает ответ на заданный не им вопрос, тем не менее сопоставляя, а возможно, и корректируя собственное мнение по данному вопросу.

Тамара Глушакова

1. Я (Клиент), настоящим выражаю свое согласие на обработку моих персональных данных, полученных от меня в ходе отправления заявки на получение информационно-консультационных услуг/приема на обучение по образовательным программам.

2. Я подтверждаю, что указанный мною номер мобильного телефона, является моим личным номером телефона, выделенным мне оператором сотовой связи, и готов нести ответственность за негативные последствия, вызванные указанием мной номера мобильного телефона, принадлежащего другому лицу.

В Группу компаний входят:
1. ООО «МБШ», юридический адрес: 119334, г. Москва, Ленинский проспект, д. 38 А.
2. АНО ДПО «МОСКОВСКАЯ БИЗНЕС ШКОЛА», юридический адрес: 119334, Москва, Ленинский проспект, д. 38 А.

3. В рамках настоящего соглашения под «персональными данными» понимаются:
Персональные данные, которые Клиент предоставляет о себе осознанно и самостоятельно при оформлении Заявки на обучение/получение информационно консультационных услуг на страницах Сайта Группы компаний
(а именно: фамилия, имя, отчество (если есть), год рождения, уровень образования Клиента, выбранная программа обучения, город проживания, номер мобильного телефона, адрес электронной почты).

4. Клиент — физическое лицо (лицо, являющееся законным представителем физического лица, не достигшего 18 лет, в соответствии с законодательством РФ), заполнившее Заявку на обучение/на получение информационно-консультационных услуг на Сайта Группы компаний, выразившее таким образом своё намерение воспользоваться образовательными/информационно-консультационными услугами Группы компаний.

5. Группа компаний в общем случае не проверяет достоверность персональных данных, предоставляемых Клиентом, и не осуществляет контроль за его дееспособностью. Однако Группа компаний исходит из того, что Клиент предоставляет достоверную и достаточную персональную информацию по вопросам, предлагаемым в форме регистрации (форма Заявки), и поддерживает эту информацию в актуальном состоянии.

6. Группа компаний собирает и хранит только те персональные данные, которые необходимы для проведения приема на обучение/получения информационно-консультационных услуг у Группы компаний и организации оказания образовательных/информационно-консультационных услуг (исполнения соглашений и договоров с Клиентом).

7. Собираемая информация позволяет отправлять на адрес электронной почты и номер мобильного телефона, указанные Клиентом, информацию в виде электронных писем и СМС-сообщений по каналам связи (СМС-рассылка) в целях проведения приема для оказания Группой компаний услуг, организации образовательного процесса, отправки важных уведомлений, таких как изменение положений, условий и политики Группы компаний. Так же такая информация необходима для оперативного информирования Клиента обо всех изменениях условий оказания информационно-консультационных услуг и организации образовательного и процесса приема на обучение в Группу компаний, информирования Клиента о предстоящих акциях, ближайших событиях и других мероприятиях Группы компаний, путем направления ему рассылок и информационных сообщений, а также в целях идентификации стороны в рамках соглашений и договоров с Группой компаний, связи с Клиентом, в том числе направления уведомлений, запросов и информации, касающихся оказания услуг, а также обработки запросов и заявок от Клиента.

8. При работе с персональными данными Клиента Группа компаний руководствуется Федеральным законом РФ № 152-ФЗ от 27 июля 2006г. «О персональных данных».

9. Я проинформирован, что в любое время могу отказаться от получения на адрес электронной почты информации путем направления электронного письма на адрес: . Также отказаться от получения информации на адрес электронной почты возможно в любое время, кликнув по ссылке «Отписаться» внизу письма.

10. Я проинформирован, что в любое время могу отказаться от получения на указанный мной номер мобильного телефона СМС-рассылки, путем направления электронного письма на адрес:

11. Группа компаний принимает необходимые и достаточные организационные и технические меры для защиты персональных данных Клиента от неправомерного или случайного доступа, уничтожения, изменения, блокирования, копирования, распространения, а также от иных неправомерных действий с ней третьих лиц.

12. К настоящему соглашению и отношениям между Клиентом и Группой компаний, возникающим в связи с применением соглашения, подлежит применению право Российской Федерации.

13. Настоящим соглашением подтверждаю, что я старше 18 лет и принимаю условия, обозначенные текстом настоящего соглашения, а также даю свое полное добровольное согласие на обработку своих персональных данных.

14. Настоящее соглашение, регулирующее отношения Клиента и Группы компаний действует на протяжении всего периода предоставления Услуг и доступа Клиента к персонализированным сервисам Сайта Группы компаний.

ООО «МБШ» юридический адрес: 119334, г. Москва, Ленинский проспект, д. 38 А.
ООО «МБШ Консалтинг» юридический адрес: 119331, г. Москва, проспект Вернадского, д. 29, офис 520.
ЧУДПО «МОСКОВСКАЯ БИЗНЕС ШКОЛА — СЕМИНАРЫ», юридический адрес: 119334, Москва, Ленинский проспект, д. 38 А.

В создании стратегии развития обучающих подразделений полезно использовать схемы стратегического планирования и принципы маркетинга. Маркетинг обучения позволяет достичь подлинной клиентоориентированности по отношению к «внутреннему клиенту», где прибыльность центра обучения - удовлетворение кадровых потребностей компании. Цели и задачи маркетинга обучения довольно прозрачны и очевидны - изучить компанию как «внутреннего клиента» и разработать стратегию, направленную на удовлетворение наиболее актуальных стратегических потребностей компании в кадрах. При этом маркетинговые принципы и инструменты позволяют центру обучения изучить будущие кадровые потребности, сегментировать эти потребности и определить приоритетные линии обучения кадров, а также выбрать оптимальные для достижения поставленных целей средства и способы. Наиболее существенным принципом маркетинга обучения можно считать принцип «от исследований к производству», который означает, что сначала необходимо провести конкретные исследования потребностей компании в кадрах и только затем приступить к разработке и проведению программ обучения.

Маркетинговое исследование

Детальное исследование рынка, по отношению к обучающему подразделению невероятно значим. Только всестороннее, глубокое знание бизнес-процессов и особенностей компании позволит создать действительно эффективное обучение. Обучающее подразделение должно четко представлять не только реальное положение дел, но и перспективы развития.

Необходимо не только знать компанию «вдоль и поперек» в настоящий момент времени, но и отчетливо понимать перспективы и основные точки роста компании, выделять главные стратегические и тактические шаги компании. В качестве прикладных инструментов marketing research особое значение приобретает анализ бизнес-процессов компании, изучение стратегических планов компании и глобальных проектов.

Проведя marketing research и приступая к разработке политики услуг, необходимо учесть принцип governing of market - «глобальное» управление, обуславливающее «основной ход событий» в обучающей деятельности. Данный принцип важен при соотнесении конкретных шагов деятельности с глобальной стратегией корпоративного университета (далее – КУ). Стратегия должна присутствовать и в учебных продуктах, и в PR обучения.

Marketing research тесно связан с принципом сегментации рынка. Изучение бизнес-процессов и стратегии компании должно привести к выделению сегментов рынка - целевых групп сотрудников.

По отношению к целевым группам можно расставить приоритеты для определения очередности обучения, обозначаются задачи обучения и ожидаемый результат. Приоритетными для обучения являются группы сотрудников, выполняющих ключевые функции. Необходимо оценить степень влияния той или иной целевой группы на достижение стратегических задач компании и провести SWOT-анализ приоритетных целевых групп. SWOT-анализ позволит определить сильные стороны каждой целевой группы, слабые стороны, возможности и угрозы. Такой анализ удобнее всего проводить на основе сравнения идеальных и реально существующих профилей компетенций сотрудников.

Ассортиментная политика

Следующая задача КУ - разработка политики услуг, которая проводится на основе полученных в данных. В разработке подобной политики необходимо учитывать фактор спроса на обучение и всесторонне подойти к изучению данного вопроса. Понятно, что «заказчиком» обучения, в конечном счете, является компания, тем не менее важна популяризация обучающих программ и учет пожеланий сотрудников и подразделений. Для разработки политики услуг может пригодиться опрос сотрудников и руководителей подразделений о том, какое обучение они считают для себя наиболее актуальным и какое обучение кажется наиболее привлекательным. При этом не следует забывать, что необходимо учитывать не только субъективное мнение руководителей и сотрудников, но и объективно существующие сложности и особенности бизнес-процессов, потребности сотрудников.

Наиболее перспективным для развития компании является специализированное обучение, направленное непосредственно на оптимизацию бизнес-процессов за счет повышения качества выполнения той или иной функции. Но, как правило, всегда востребовано и массовое обучение прикладным навыкам, таким как навыки делового письма, создание презентаций, тренинги развития внимания и т.п. Кроме того, важно учитывать и потребности сотрудников в комфортном эмоциональном климате. От подразделений КУ часто получают запросы на проведение тренингов командообразования и улучшения психологического климата. Зачастую короткий курс стресс-менеджмента и саморегуляции может оказать поразительный мотивационный эффект.

Конечной целью ассортиментной политики услуг является достижение максимальной результативности обучающих программ с использование минимальных временных и финансовых ресурсов. КУ необходимо постоянно накапливать и адаптировать под запросы различные виды и формы обучения, разнообразные схемы построения обучающего процесса. О видах и формах обучения написано множество литературы - это сочетание очного и заочного обучения, дистанционного обучения и различных видов e-Learning, бизнес-симуляционные игры, проведение краткосрочных сессий bite size и построение долгосрочных модульных программ, циклическое и потоковое обучение и т. д., и т. п.

В разработке таких программ необходимо использовать принципы adaptation - гибкое реагирование на требования активного, потенциального спроса; management of market - управление маркетингом, понимаемое как решение в основном краткосрочных задач по достижению желаемых результатов обучения. В планировании деятельности обучающего подразделения необходимо учитывать результаты предыдущих шагов маркетинга и строить различные обучающие программы на основании долго-, средне- и краткосрочного планирования.

Внутренний PR обучения

Это система предварительно продуманных мероприятий по формированию в организации позитивного имиджа как самой идеи обучения, так и людей, которые воплощают ее в жизнь, т. е. сотрудников обучающих подразделений. И если при этом соблюдать некоторые заранее установленные правила, результат может быть очень хорошим, даже несмотря на различные затруднения, которые пока, увы, имеются.

Зачем нужен внутренний PR обучения? Если сотрудникам нравится идея развития, изменения, то они будут лояльны тому, что необходимо учиться и повышать свой профессиональный уровень, даже если это обучение требует от них определенных временных затрат (например, обучение в собственные выходные дни или по вечерам). Приобрести сторонников подобная идея сама по себе, без PR-мероприятий, конечно, может, но только при соблюдении таких условий, как высокоразвитая корпоративная культура, харизматичные руководители, высокая материальная заинтересованность персонала в повышении эффективности своей работы. Не каждая компания может похвастаться наличием всех этих факторов. Кроме того, с момента первого появления идей развития и перемен должен пройти довольно большой отрезок времени - 1,5–2 года, и при этом нет гарантий, что сотрудники станут их приверженцами. Следовательно, в большинстве случаев без PR не обойтись. Популяризацией идеи обучения в компании все равно приходится заниматься - по необходимости, причем на всех уровнях - от рядовых сотрудников до руководителей высшего звена.

Чаще всего проводят политику внутреннего PR обучающих подразделений в компании сами обучающие подразделения (что с маркетинговой точки зрения является ошибочным подходом). Первое, на что должен обращать внимание руководитель обучающего подразделения, - это на то, что основная информация доносится самими сотрудниками этих структур. Нужно не просто ответственно подходить к выбору обучающего персонала (определенного уровня, образования, опыта), но и не жалеть времени на первичное информирование, чтобы объяснять всем, кто пока не понял, - в четвертый, пятый, десятый раз, - чем же все-таки занимается структура и какую выгоду фирма имеет от ее деятельности. Для этого использовать самые различные аргументы: ссылки на передовой западный опыт, на конкурентов, на акционеров - подыскивать аргументы для тех, кто настроен скептически или просто не понимает смысла деятельности данного подразделения.

Поддерживать авторитет подразделения можно за счет простого правила: все сотрудники должны неукоснительно демонстрировать то, чему сами обучают на своих занятиях персонал компании, - от достойного внешнего вида до навыков эффективной коммуникации, как внутри компании, так и вне ее. Если учат клиентоориентированности, то и сами должны уметь ее демонстрировать своему внутреннему клиенту - тому персоналу, который пользуется услугами обучающего подразделения, если учат продажам – то должны уметь продать в первую очередь свою идею - идею построения эффективной системы обучения в компании и т. п. Помимо этого, надо всегда быть готовым к негативному отношению с чьей-либо стороны и воспринимать его как закономерную часть работы. Многие сотрудники отделов обучения имеют психологическую подготовку и обладают навыком выслушать и понять, почему данная мысль была высказана. Полученный таким образом материал тоже можно использовать для внутреннего PR: зная, какие есть мнения и настроения, проще ими управлять.

Естественно, есть и другие способы для того, чтобы информировать о своем подразделении и его работе на благо кампании. Это и внутрифирменный сайт, и страничка отдела обучения во внутрифирменном печатном или электронном издании, и публикация в нем положительных отзывов внутренних клиентов и их руководителей о проведенных обучающих мероприятиях, размещение предложений о развитии обучения, а также оформление аудиторий, в которых проходит обучение, - ведь это один из прямых показателей статуса подразделения. И многое-многое другое, что решается довольно быстро и просто, если осознанно заниматься внутренним PR деятельности обучающих подразделений.

Promotion

Тесно связан с внутренним PR обучения. Следует учитывать, что обучающее подразделение работает с внутренним клиентом, и последствия деятельности тянутся длительное время - от результативности тренинга, проведенного сегодня, зависит качество сотрудничества с подразделением в течение нескольких следующих лет. Впечатление, произведенное на участников тренинга, транслируется коллегам и влияет на другие учебные программы. Также принцип promotion необходимо учитывать непосредственно при проведении обучающих мероприятий, выстроенный имидж обучающей структуры касается всех аспектов тренинговой деятельности (основные стратегические задачи должны быть «вшиты» в ход обучения и звучать в речи тренера, в методических материалах и проч.) - поведения тренера, оформления методических материалов, разработки упражнений и подачи теоретического материала и т. п.

Анализ эффективности

PR-мероприятие так же нуждается в оценке, как и любой другой проект. Оценка мероприятия позволит вам в будущем более грамотно выбирать маркетинговый инструмент продвижения программ обучения и корпоративной системы развития персонала в целом. Отказ от оценки PR-мероприятий с большой вероятностью приведет к игнорированию процесса корпоративного обучения, потере ценности этого процесса и, возможно, к оптимизации бюджета на обучающие мероприятия.

Оценивайте эффективность PR-инструментов при помощи анализа следующих сфер:

  1. анализ уровня удовлетворенности системой обучения сотрудников компании (анкетирование, опросы).
  2. анализ уровня ценности системы обучения для сотрудников (опросы, интервьюирование увольняющихся сотрудников).
  3. анализ уровня влияния системы обучения на другие бизнес-процессы (анализ количества корпоративных бизнес-проектов, в которых прямо или косвенно участвует центр корпоративного обучения).

Презентации

Система обучения персонала в компании должна быть трансформирована в структурированную визуализированную форму. К примеру, на этапе «входа» в компанию сотрудником можно предложить систему карьерных возможностей.

Примером может служить карта карьерного роста сотрудников компании IBS, представленная на Рисунке. Карта позволяет даже потенциальным сотрудникам увидеть возможности карьерного роста в простой и наглядной форме.

Освещая достижения в проектах, стоит задуматься, что хотят знать о корпоративном обучении определенные категории персонала, какая информация позволит им принять процесс корпоративно обучения как инструмент для достижения бизнес-целей.

Новые сотрудники всего нуждаются в эффективной адаптации, следовательно, потребности можно сформулировать следующим образом:

  1. Потребность в информации о компании, ее возможностях.
  2. Потребность в знаниях и инструментах, которые позволят эффективно выполнять свою работу.
  3. Потребность в информации о возможностях карьерного и профессионального роста в рамках новой компании.

Во многих компаниях это прерогатива остается за непосредственными руководителями, но если в вашей компании существует система корпоративного обучения, то это хороший повод заявить о ней уже в первые дни работы сотрудника. Сотрудник получает расписание со всеми обучающими мероприятиями, которое освещает не только тематику тренингов, но и информацию, в которой нуждается сотрудник.

Владельцы бизнеса, топы больше всего нуждаются в рентабельности бизнеса, обеспечении и увеличении прибыльности, следовательно, в прибыльности всех проектов:

  1. Потребность в информации о количестве и целях проектов по развитию персонала.
  2. Потребность в оцифрованных результатах этих проектов и информации об их влиянии на бизнес-процессы.
  3. Потребность в положительной репутации компании на рынке.

Информацию вы можете представлять в ежеквартальных или полугодовых релизах, размещая ее в тех источниках, которые будут доступны адресату. Она должна содержать оцифрованные данные о результатах реализованных проектов.

Партнеры\клиенты компании нуждаются в надежности и репутации компании-партнера.

  1. Потребность в высокой квалификации сотрудников компании-партнера.
  2. Поставщики хотят быть уверенными в том, что продукция под их маркой будет реализовываться высококвалифицированными специалистами и поддерживать имидж продукта.
  3. Компании хотят сотрудничать с имиджевыми партнерами, работу с которыми можно использовать для собственного пиара.

Информацию о наличии централизованной системы корпоративного обучения, высокой квалификации сотрудников и уровне качества продуктов и услуг необходимо размещать в доступных партнерам, клиентам источниках. Выстраивайте партнерские отношения с поставщиками, вовлекайте их в процесс обучения, обучайте клиентов и, самое главное, не забывайте рассказывать об этом заинтересованным лицам на официальном сайте, в новостной ленте, в журнале для партнеров, в профессиональных изданиях, на выставках и других источниках, которые доступны заинтересованной целевой аудитории.