Форекс

Как ухаживать за кисточками для рисования. Техника масляной живописи - уход за кистями

Как правильно мыть кисти – один из частых вопросов, который возникает у новичков масляной живописи.

Ответ на него они зачастую ищут в Интернете: в статьях, на форумах, соцсетях.

Оценить качество добытой информации бывает очень сложно. Кроме того, эта информация бывает очень противоречива.

В итоге в голове возникает полный сумбур!

Ухоженные художественные кисти – признак профессиональности и серьезного отношения к работе.

На заметку :

Кистей должно быть много. И разных. Кисти изнашиваются, меняют форму, становятся некачественными в процессе эксплуатации и т.д. Поэтому, чем их у вас больше, тем лучше.

В основном, для масла используются плоские кисти. Они бывают с округлым и с прямоугольным кончиком.

Для портретов, фруктов, овощей, цветов удобнее использовать кисти с овальной формой. А для городского пейзажа, строгих геометрических форм удобнее пользоваться прямоугольными кистями. Для прописки мелких деталей, для тонких линий надо иметь круглые кисти: синтетику или колонок №1 и № 2.

Кисти для масляных красок требуют особенно тщательного ухода.

Рассмотрим это подробнее в видео.

Как мыть кисти правильно:

Держите ваши кисточки в чистоте и порядке – это залог вашего успеха в изобразительном искусстве.

Помните, у хорошего мастера всегда должны быть качественные и ухоженные инструменты.

Всем здравствуйте, дорогие любители творчества!

Какие самые незаменимые инструменты декупажницы? Конечно, это кисти для рисования акриловыми красками, для работы с водными и неводными лаками! Как правило, за ними нужно ухаживать и бережно их хранить!

Наверняка у каждой мастерицы существуют свои приемы и способы содержания их в чистоте, ведь от их состояния существенно зависит процесс декупажа и результат вашего готового изделия.

В одной из статей мы уже говорили о том, какие кисточки необходимы для декупажа . Продолжаем тему и в этой статье вы найдете рекомендации, как правильно ухаживать за ними, чтобы они долго оставались вашими верными помощниками в вашем любимом творчестве.

Перед вами 9 способов, как продлить жизнь нашим верным помощниками.

  • Нельзя использовать ворсистую часть для приготовления, смешивания, растирания краски. Это большая ошибка начинающих декупажниц. Применяйте для этого палочки или очень старые кисти, которые жалко выбрасывать.
  • Во время работы с водными составами всегда держите их в воде, чтобы краска не засохла у металлического основания. Только не оставляйте их надолго в воде, иначе ворс начнет «расходиться» и деревянная ручка трескаться.
  • Никогда не погружайте ее полностью с металлическим основанием в краску, лак или клей. У “обоймы” состав успевает высохнуть, в то время пока вы рисуете или покрываете лаком работу. Следовательно, ее тяжелее будет промывать. Возможно, вы замечали, как плоские кисти после нескольких использовании вдруг становятся пушистыми.
  • После использования тщательно промойте их холодной или теплой, но не горячей водой. Синтетический ворс от горячей воды закручивается, а акрил свертывается и его частички приклеиваются к ворсинкам, после ее бывает очень тяжело отмыть, особенно у его основания. Остатки акрила отмываем, аккуратно раздвигая ворс прочищая пальцами под проточной водой.

  • Если вы поработали с акриловыми красками или другими средствами на водной основе, поводите мокрой кистью по хозяйственному мылу, и затем хорошо промойте теплой водой. Иногда мыло можно заменить стиральным порошком. Время от времени я полощу кисти в кондиционере для белья. После таких водных процедур они становятся чистыми и мягкими.

  • Если вдруг получилось так, что вы забыли убрать инструмент в воду после использования и состав успел высохнуть, не откладывайте чистку на следующий день и не пытайтесь счистить её в сухом виде, насильно разрывая и повреждая ворс. Воспользуйтесь растворителем акриловых красок или на крайний случай средством Domestos. Окуните кисть это средство, дайте ей полежать 10-15 мин и затем старой зубной щеткой счистите засохшие частички краски или лака. Важно, чтобы уровень жидкости с растворителем не доходил до места крепления, иначе клей, который скрепляет пучок с ворсом раствориться и ворсинки начнут опадать.

  • Чтобы очистить инструмент после работы с водонерастворимыми материалами (алкидный, шеллачный лак), используйте специальные растворители или любое растительное масло. Например, очистить кисть после применения шеллачного лака, поможет спирт. А хорошо очистит инструмент от алкидного состава уайт-спирит. Прополощите ворс в масле, обезжирьте (средством для мытья посуды) и протрите салфеткой. Затем нанесите на чистую салфетку немного масла и вновь тщательно протрите ворс.
  • Храните свои инструменты в горизонтальном или вертикальном положении ворсом верх.
  • Рекомендую использовать для каждого состава отдельную кисточку. Например, для работы с водным лаком одна, более новая, а для работы с красками другая. Для грунта тоже лучше определить отдельный инструмент. Как правило, кисть, которая изначально служила для финишной лакировки, изнашивая, переходит для работы с грунтом.

Чтобы ваши верные помощники дольше служили вам, обращайтесь с ними бережно, любите их и всегда держите в чистоте.

А как вы ухаживаете за своими инструментами? Поделитесь своими секретами, будем рады вашим комментариям. Творчества, вдохновения и воплощения ваших мыслей. Пока, пока.

Нумерация баночек с краской (рис. 1-3). Нумерация баночек с краской должна быть выполнена согласно рисунку на контрольном листе (control sheet)! Каждая картина имеет свою последовательность номеров красок, особенно когда в комплект входят несколько баночек с одинаковой краской. Очень важно, чтобы пронумерованные баночки соответствовали пронумерованным поверхностям. На рисунках 1, 2 и 3 изображен только пример нумерации.

Правильный порядок номеров картины показан на соответствующем ей контрольном листе. Убедитесь, что вы точно следуете ему, и наклейте на баночки с краской самоклеящиеся номера, которые идут в комплекте. Для маркировки второй баночки с одинаковым цветом используйте водостойкий маркер. Для удобства вы можете также написать номер краски сбоку баночки.

Подготовка красок (рис. 4-7) . Перед началом рисования нужно тщательно подготовить краски. Продукция SCHIPPER не требуют никакого смешивания красок. Необходимо только отрегулировать их вязкость. Если краска слишком густая, её необходимо разбавить водой, добавляя каплю за каплей с помощью кисточки.

Баночки с краской открываются в 2 этапа - рисунок 4 и 5. Поставьте ряд баночек на стол. Сдавите клипсу большим и указательным пальцами, чтобы крышка немного приподнялась. Держите баночку с краской одной рукой, а второй откройте крышку. На крышке баночки может отпечататься краска - рисунок 6. С помощью кисточки уберите приставшую краску с крышки обратно в баночку. Тщательно размешайте краску спичкой или зубочисткой. Плотно закройте баночку - рисунок 7.

Открывайте флаконы с краской аккуратно, не применяя силу - это может повредить флакон. Вначале сдавите клипсу, как показано на рис.1, а затем откройте крышку флакона (рис.1а).

Рисование с помощью зубочистки (рис. 8-9). На заметку: очень маленькие поверхности могут быть окрашены с помощью зубочистки. Вы можете вставить зубочистку в держатель.

Рисование (рис. 10-11). Для удобства разместите следующие предметы возле себя: изображение готовой картины, краски, кисточку, фактурный картон с нанесенным контуром, контрольный лист, стакан с водой, кусочек матерчатой ткани и спички для размешивания красок. Лучше выбрать место с хорошим освещением. Обведите большие поверхности вначале кончиком зубочистки, а затем закрасьте поверхности кисточкой. Убедитесь, что вы закрасили контурные линии. Считается нормальным, если темная краска закрашивает лучше, чем светлая. Если контуры или номера просвечиваются, нанесите на них краску несколько раз.

Как держать кисточку (рис. 12). Держите кисточку, как ручку. Для устойчивости положите руку на поверхность и поворачивайте картину так, чтобы её расположение было для Вас удобным.

Порядок рисования. Вы можете рисовать картину методом "линия за линией", от верхнего края картины к нижнему. Однако, вы можете достичь лучшего результата, если будете рисовать методом "от заднего плана к переднему", сначала закрашивая предметы на заднем плане, а затем на переднем. Пример: ландшафт. Порядок рисования: 1.небо, 2.облака, 3.луг, 4. деревья, 5. листья, 6. цветы. Для рисования портретов используйте метод "от заднего плана к переднему".

Для идеального изображения готовой картины (рис. 13) закрасьте не закрашенные места и просвечивающиеся номера. Как и в художественных галереях, смотреть на картину и оценивать ее необходимо с расстояния 2-3 метров.

На заметку умелым художникам: Эффект рисования может быть усилен за счет нанесения разной толщины краски. Для этого нанесите оставшуюся краску толстым слоем на элементы картины, которые Вы бы хотели подчеркнуть. Это позволит предать картине эффект рельефности.

Лакировка. Акриловые краски после высыхания приобретают легкий глянец и красивый вид. Поверхность картины можно протирать слегка влажной тканью. Дополнительного ухода не требуется. При желании, через неделю после высыхания картины можете покрыть ее поверхность специальным лаком для картин. Глянцевый лак усилит яркость цветов, а матовый лак уберет блики. Лак можно приобрести в специальных магазинах для художников и мастеров.

Рамка. Поместив картину в соответствующую красивую рамку, она станет настоящим шедевром! Чтобы сохранить эффект картины, не нужно размещать ее под стеклом. Вы можете украсить картину обычной рамкой, купив ее в магазинах самообслуживания, или изысканной рамкой, приобретя ее в специализированных магазинах или галереях.

Кисти и уход за ними

Чтобы кисти служили вам как можно дольше, достаточно соблюдать совсем необременительные правила ухода за ними.

Кисти могут различаться по форме в зависимости от их назначения, но все они состоят из трёх основных частей: волосяной пучок, металлический капсюль и ручка. Волос может быть натуральным или синтетическим. Металлический капсюль обычно делается из никелированной или позолоченной латуни, которая не ржавеет. Ручка из лакированного или крашенного дерева бывает длинной или короткой, плоской или круглой.

Типы кистей.

Куньи кисти: самые дорогие и ценные. Они имеют очень эластичный волос из хвоста сибирской куницы. Пригодны для акварели и росписи по шёлку.

Беличьи кисти : из хвоста русской или канадской белки. Набирают много краски и часто используются для росписи по керамике.

Хорьковые кисти: из меха русского, полярного или китайского хорька. Они особенно эластичны, рекомендуются для живописи маслом.

Барсучьи кисти: применяются главным образом для реставрации. Эти кисти хороши для работы умеренно жидкими красками.

Щетинные кисти: из хребтовой щетины свиней или кабанов. Крепкие и эластичные, годятся для живописи маслом и для росписи различных поделок.

Синтетические кисти : появились в 1960-е годы. Современные синтетические кисти не уступают по качеству хорошей кисти из натурального волоса. Краску распределяют равномерно, мазок получается отличный. Годятся для любой живописной техники и для любой поверхности. Легко чистятся и при этом не портятся.

Уход и чистка.

Даже самая дорогая кисть может легко испортиться, если её не чистить сразу после использования. Никогда не оставляйте кисть в воде таким образом, чтобы кончик касался дна сосуда. Используйте специальное устройство со спиралями, которое позволяет держать кисть подвешенной в сосуде с водой, например, :

Если вы используете акриловые краски, пигменты или акварель, обильно споласкивайте кисти водой и протирайте о брусок натурального мыла, двигая кисть по направлению волоса. Особенно часто очищайте край капсюля, где обычно накапливается краска, иначе со временем кисть потеряет свою форму.

Вытрите кисть полотенцем или салфеткой и придайте её волосу, слегка сжимая, первоначальную форму пальцами. Затем храните кисть в вертикальном положении волосом вверх до следующего использования.

Чтобы устранить остатки масляной краски, очищайте кисть тканью, пропитанной специальным разбавителем, а затем промывайте водой и мылом, пока пена не станет чистой, без следов краски. Затем протрите их, как было указано выше.

Никогда не оставляйте мокрые кисти кончиками вверх, потому что вода может проникнуть под капсюль и деревянная ручка разбухнет от влаги. Сушите кисти, проводя ими по ткани или салфетке. Держите их вдали от источника тепла. Когда кисть высохнет, поставьте её так, чтобы щетина не опиралась на поверхность.

Проблемы и решения.

- После долгого использования щетина может потерять первоначальную форму.

Можно устранить ножничками погнувшиеся или торчащие щетинки и таким образом восстановить первоначальную форму щетины. Очень важно, как уже говорилось, соблюдать правила хранения кисти. Если кисть храниться с закрытой колпачком щетиной, то нужно следить, чтобы щетина оставалась раздельной, а не склеивалась, когда мы надеваем на кисть узкий колпачок. Нельзя ставить кисть в подставку щетиной вниз, сушить её лучше на весу, надёжно закрепив (тут нам опять очень пригодится специальное устройство со спиралями, которое позволяет держать кисть подвешенной, как подставка-держатель для кистей итальянского производителя Stamperia - см выше). Только на высохшие кисти можно надевать колпачок и убирать в футляр, где они будут храниться горизонтально. Искривлённую щетину невозможно выпрямить, такую кисть придётся заменить.

- Прежде, чем начать использовать новую кисть, нужно размягчить щетину.

Если кисть большая, мы советуем положить её в воду на несколько часов, чтобы размягчить щетину. Тогда щетина не будет ломаться при первом же использовании, приклеиваясь к работе. Если вам кажется, что вы приобрели некачественную кисть, потому что после первого использования выпало много щетинок, не беспокойтесь, эту проблему можно решить, предварительно замочив кисть. Помните, что при замачивании кисть всегда нужно держать на весу. Мы уже упоминали, что для этого существуют специальные приспособления (см. выше). Профессиональные художники-оформители, чтобы избежать выпадения щетинок, кладут кисти в воду на всю ночь перед началом работы.

- При перевозке необходимо защищать щетину.

Для перевозки мы советуем использовать специальный футляр, в котором щетина не деформируется. Если щетина погнётся, её невозможно будет выпрямить. Поэтому футляр с отделениями, где каждая кисть надёжно закреплена, - это лучший способ предохранить кисти от порчи.

Любой профессиональный художник скажет, что для создания настоящего шедевра очень важно тщательно выбирать не только краски, но и холст, и даже рабочее место с правильным освещением, ну а уж основной инструмент для работы – кисти – выбирать нужно особенно старательно.

Многочисленное разнообразие кистей, которое можно наблюдать на современном рынке, вызвано не только разницей в доступности сырья для производителей и потребительскими возможностями населения, но еще и разнообразием техник и красок, которые каждый человек искусства выбирает по собственному вкусу. Каждый сам для себя решает, какие кисти для акриловых красок лучше, однако, есть и такие кисточки, которые вовсе не подходят для рисования акрилом.


Материал

При выборе кисти для любого вида красок важно, чтобы инструмент хорошо лежал в руке художника, будучи как бы ее продолжением, и в то же время отличался определенной прочностью, что спасет его при длительном или неаккуратном использовании. Для большей долговечности советуют выбирать те кисточки, что оснащены цельной металлической обоймой – у таковой отсутствуют шансы на то, что она со временем разогнется.

Если материал ручки зависит только от удобства самого художника, то материал волосяного пучка критически важен для получения ожидаемого результата. В частности, большинство мастеров в целом отдают предпочтение кистям из натурального волоса, однако, при работе с красками на основе акрила их не используют. Дело в том, что полимерная часть красителя, очень быстро застывая у основания волосяного пучка, в кратчайшие сроки приводит изделие в негодность, из-за чего рисовать им становится невозможно.

Возможным решением проблемы могло бы стать постоянное нахождение волосяного пучка в воде, однако, и такие условия являются разрушительными для натурального волоса.


Большинство специалистов сходится на том, что начинающим художникам, работающим с акрилом , нужны, в первую очередь, синтетические кисти , в частности, нейлоновые. Они намного меньше поддаются вредному влиянию акрила, который, застывая, заставляет отдельные волоски терять эластичность, но и с ними нужно работать аккуратно, в частности, обязательно тщательно мыть после каждого сеанса рисования.

При правильном уходе такой инструмент может послужить своему владельцу достаточно долго, но профессионалами он все же не считается универсальным средством для рисования. Для расширения количества художественных техник, используемых для росписи, чаще всего применяют кисти на основе натуральной щетины.


Почему нейлон?

Хотя в арсенале художника, давно и плодотворно рисующего акрилом, наверняка найдутся кисти и из других материалов, новичкам практически всегда советуют сначала использовать именно нейлон. Есть смысл разобраться в том, почему именно этот материал, а не какой-либо другой:

  • Высокая эластичность и упругость. Следует отметить, что нейлоновые кисти обычно считаются усредненным вариантом между жесткими и мягкими кисточками, поэтому расцениваются как универсальные и такие, что хорошо подходят для любых начинающих художников, а не только для тех, что рисуют акриловыми красками.



  • Благодаря таким свойствам волосяной пучок оставляет четкие и плавные мазки на холсте, при этом материал довольно хорошо выдерживает многократное сгибание и не ломается, что очень уместно в случае, когда его владелец все еще не определился с оптимальной силой нажатия.

Отмечается, что кистями такого типа в принципе рисовать намного проще, хоть они и не оставляют большого пространства для художественного маневра.




  • Высокая устойчивость к воздействию воды . Специфика защиты волосяной части кисточки от вредоносного воздействия быстро застывающего акрила заключается в активном использовании воды, а синтетические материалы, в отличие от натурального волоса, намного лучше переносят постоянное пребывание под водой. Поскольку без регулярного ополаскивания волосяной пучок быстро придет в негодность, способность пребывать в воде длительное время является ключевой для инструментов для работы с акрилом.


  • Легкость обслуживания. Каким бы оптимизированным под использование акрила ни был нейлон, все же и к нему полимерная часть краски пристает, однако, и здесь синтетическая кисточка обладает явным преимуществом, а именно: гладкостью своих щетинок. У натурального волоса щетинки обладают определенной шероховатостью, из-за чего очистить их от кусочков застывшего акрила оказывается довольно сложно. В случае с нейлоном акрил может застывать, но происходит это на поверхности щетинок без надежного сцепления с ними, так что достаточно просто хорошо промыть инструмент, чтобы он снова был пригодным для работы.



Выбор по форме и жесткости

Выбор в пользу нейлона, как материала волосяного пучка еще не означает, что окончательный вердикт вынесен – нужно ведь выбрать хотя бы несколько инструментов для того, чтобы добиваться различных художественных эффектов. Для этого предпочтение отдают кистям разной формы и упругости:

  • Самый универсальный выбор в плане формы – это круглая кисть, но она из-за своей разносторонности не позволяет ни один эффект выполнить максимально качественно.
  • Кисти с плоскими волосяными пучками создают для более удобного закрашивания больших однотонных площадей.



  • На них чем-то похожи и контурные кисти, но у них ширина пучка значительно меньше, поэтому художники часто используют их для прорисовки цветовых переходов.
  • Хитрым инструментом является кисть в форме кошачьего языка – широкая, но с очень заостренным концом, что делает ее одновременно круглой и плоской, но для новичка полноценная работа с ней обычно оказывается слишком сложной задачей.



  • Наконец, линейные кисти отличаются ворсом повышенной длины и применяются, как правило, для написания каллиграфических текстов.
  • Что касается упругости, то и здесь инструменты отличаются, в зависимости от потребностей. Мягкий ворс лучше подходит для аккуратной, тонкой прорисовки контуров и других мелких деталей. Жесткие изделия выбирают чаще для рельефного рисунка, а также для нанесения больших, жирных мазков.