Форекс

Как открыть свое книжное издательство. Шаг за шагом к конечной печатной продукции

В выборе ниши частного бизнеса определяющую роль зачастую играет необходимая сумма первоначальных инвестиций. У издательского бизнеса такая сумма относительно невелика: печать одной книги тиражом в тысячу единиц обойдётся в бюджет, доступный практически любому.

Небольшая сумма для входа на новый рынок, бесспорно, заманчивая, и весь путь построения издательского бизнеса ошибочно может обрисоваться предельно простым, легким и понятным: найти автора, сделать заказ типографии, заключить договор с сетью книжных магазинов и после осуществления нехитрого алгоритма получить выручку. Однако на деле этот самый алгоритм скрывает ряд серьезных проблем и множество мелких трудностей.

Печатная продукция

Книги и средства массовой информации являются наиболее популярными продуктами издательского бизнеса. Причем популярными со стороны читателей и издательских домов в равной степени. Именно поэтому представителям малого бизнеса, только покоряющим рынок книг, газет и журналов крайне проблематично найти свою целевую аудиторию.

Чтобы преуспеть в книгоиздательстве и выйти на предполагаемый уровень, необходимо учесть массу тонкостей. Первое, и, определенно, главное - выбор конкретного автора и его произведения. Понадобится начитанность, подкованность в вопросах литературных направлений и жанров, данные о современных читательских предпочтениях и даже прогнозы об их возможной смене. И даже помощь известных культурных критиков или просто знакомых книголюбов вовсе не гарантирует успех и прибыльность дела. К этому самому выбору стоит подойти со всей тщательностью и осторожностью: изучить книжный рынок и предложения конкурентов; самостоятельно ознакомиться с трудами писателей-новичков и оценить их со стороны читателей.

За переиздание уже существующих произведений можно браться только при наличии иллюстратора и дизайнера. Печатать новинки художественной литературы - занятие очень рискованное и как показывает практика, в большинстве провальное и малоприбыльное. Оптимальным вариантом для частных и индивидуальных предпринимателей станет печать узкоспециализированной литературы: пособия для животноводов и домохозяек, книги о растениеводстве и туризме, сборники кулинарных и житейских рецептов. Оставаться в этом направлении совсем необязательно; продажа подобных изданий даст шанс для полного погружения в издательский бизнес без огромных затрат и потерь. Кроме того, именно в таких узких сегментах можно воспользоваться возможностями малотиражной полиграфии и т.н. "печати по требованию", не рискуя вкладываться в тираж в несколько тысяч экземпляров - благо что поставщиков такого оборудования (как, например, Техно ЗИП) или непосредственно мини-типографий и сервисов печати по требованию (как, например, холдинг Т9) сейчас хватает.

С печатной периодикой все намного проще в выборе тематики и сложнее в осуществлении. Популярность и прибыльность газеты предопределит актуальность и информативность статей, быстрая печать и тиражирование, грамотное расположение точек продаж. У глянцевых изданий, в отличие от газет, больше возможностей для заработка: контекстная реклама, объявления и прямые продажи. Но наполнение журнала требует больших затрат: без пары корреспондентов, фотографа, дизайнера и редактора уж точно не обойтись. И рынок СМИ конкурентоспособен в такой же степени, как и книг. Поэтому к контенту периодических печатных изданий относиться стоит не менее серьезно. К тому же в каждом сегменте журналов и газет - бизнес, спорт, культура, а в особенности новости и мода - среди читателей уже закрепились свои «любимчики», и сместить их с этой ступени будет очень непросто.

Электронные форматы

Главные различия между книгой печатной и электронной для издателя - пути распространения и способ продажи. Чтобы настроить рабочий канал между предлагаемым электронным продуктом и читателем, нужно еще меньше шагов и инвестиций: затраты на типографию и издательский офис отсутствуют, поиск магазинов сводится к запросу в поисковой системе и получению массы выгодных вариантов. Однако и число любителей электронных книг меньше, хоть и разница не критична. А вот разница в стоимости как раз ощутима: книга электронного формата в среднем стоит в два - три раза дешевле печатного. Да и риск банкротства однозначно присутствует в этом виде издательского дела.

Совсем молодой продукт издательской деятельности - мини-игры и приложения для различного рода гаджетов и сайтов. Схема создания продуктов этого сегмента гораздо сложнее: разработка сюжета и персонажей, работа программистов в осуществлении идеи, размещение в онлайн-каталогах и интернет-магазинах. Разбираться в предпочтениях потенциальных пользователей надо не хуже, чем в случае с книгами - прибыль в основном зависит от задумки, и только потом от качества ее технических и графических характеристик и стоимости. Знание рынка электронных продуктов и компьютерных технологий в этом случае намного важнее предпринимательского чутья, опыта в продвижении и рекламе товаров и запредельной мотивации.

Издательский бизнес полон возможностей для развития и получения желаемой прибыли, как и подводных камней и трудноразрешимых проблем. Впрочем, как и любой другой вид предпринимательской деятельности. Однако поговорка о риске и последующей возможности насладиться бокалом шампанского как нельзя лучше демонстрирует высокие, но в то же время преодолимые вершины бизнеса.

Издательский бизнес невероятно популярен у российских предпринимателей. В России работают 16 тыс. издательств. Во многом это объясняется крайне невысокой стоимостью выхода на этот рынок - издание одной книги стоит не больше $5–10 тыс. Однако удержаться на нем крайне сложно: успех того или иного издания невозможно просчитать.

Издательский рынок достаточно открытый. Это обусловлено его спецификой. Потребление продуктов питания весьма лимитировано, больше определенного количества пива или молока человек просто физически потребить не может. Поэтому перед ним неизбежно встает дилемма: купить продукт X или его конкурента, продукт Y.

Потребление же книг организовано по-иному. Человек может читать больше или меньше книг в зависимости от того, есть в данный момент на рынке хороший продукт или нет. И если покупает какую-то книгу, делает это не в ущерб другой. Скажем, появился «Гарри Поттер» - рынок детской литературы моментально вырос в разы, нет- на рынке начинается стагнация.

Об открытости рынка свидетельствует и разнообразие участников. Многие издательские проекты их собственники задумывали совсем не как бизнес. Некоторые из них начались с такой мотивации: «Я сталкивался с проблемой - книги, которые были нужны мне по предыдущему бизнесу или которые нравились мне, имели либо плохой перевод, либо плохое оформление, либо я вовсе не мог их купить в России. Решил своими силами компенсировать пробел». Такая идея была, например, в основе издательства «Манн, Иванов и Фербер». Учредители сталкивались с проблемой выбора необходимой бизнес-литературы. Организовали издательство, которое специализируется исключительно на деловых изданиях.

Прежде чем запускать издательский проект, нужно понять его цели и возможности: какие книги будет выпускать издательство, какова целевая аудитория этой литературы, каким образом доносить продукт до потребителя и т. д. Если это условие выполнено, шансы на успех достаточно велики: Россия - страна большая, и любая хорошая книга имеет миллионы потенциальных читателей.

Инвестиции в издательство

На руку новому издателю сыграет и достаточно низкая цена входа на рынок. Больших инвестиций издание одной-двух книг не потребует. Себестоимость выпуска одной книги при тираже до 10 тыс. экземпляров составляет около $1. Соответственно, вложения в первое издание составят $5–10 тыс.

Правда, придется рассчитывать преимущественно на собственные ресурсы. Я не помню примеров участия, например, банков в начинающих издателях. Им это не интересно, поскольку книгоиздательство - высокорискованный бизнес.

Новая книга может оказаться невостребованной, автор может не написать новую книгу в оговоренные сроки или вовсе уйти в другое издательство и т. д. Подобные форс-мажорные обстоятельства- обычная ситуация для рынка. Залогов под кредиты издатель также предоставить не может, потому что если книга «не пошла», это уже неликвидный товар, и в качестве залога она никому не интересна.

На рынке распространены два варианта финансирования новых проектов. Во-первых, привлечение частных инвесторов. Учитывая небольшой объем первоначальных инвестиций, некоторые инвесторы вкладываются в книгоиздательство не как в бизнес-проект, а как проект «для души», либо статуса- все-таки «издатель книг» звучит весьма статусно. Во-вторых, небольшие начинающие издательства часто приглашают к участию в проекте крупные издательские компании. «Малыши» приходят с идеей, большие издательства, если идея интересна и оригинальна, финансируют ее реализацию, прибыль делят.

Практика очень распространена. Небольшие компании в данном случае выступают как подрядчики: готовят продукт, более крупный партнер готовит книгу непосредственно к выпуску, занимается полиграфией и продажей книги через свою дистрибуторскую сеть. Начинающее издание получает в таком альянсе финансирование и хорошую дистрибуцию. Крупным компаниям это также интересно: небольшие компании могут быть специалистами в узких нишах, в которых универсальные операторы часто не сильны. Кроме того, преимуществом мелких подрядчиков является оперативность, которой зачастую лишены компании-лидеры. Мы, например, постоянно участвуем в четырех-пяти подобных альянсах.

Специализация

Быть универсальным издательством может себе позволить только очень большая компания. Для этого необходим как минимум большой штат сотрудников. У нас, например, издательство разделено на четыре редакции разной специализации: профессиональной литературы, остросюжетной (детективы, женские романы), прикладной книги, современной и классической прозы. Кроме кадрового вопроса универсальным издательствам приходится решать массу проблем, связанных с большим объемом разноплановых книг: вести одновременно работу сразу с несколькими типографиями, иметь разветвленную дистрибуцию и т. д. Новичку не стоит создавать себе такие проблемы.

Оптимальная модель стартапа - выбрать узкую нишу, в которой он хорошо ориентируется: владеет материалом, знает вкусы, интересы и возможности целевой аудитории и т. д. Замечу, речь не о художественной литературе. С нее, кстати, сложнее всего начинать. На рынке всегда востребованы книги по кулинарии, цветоводству, приусадебному хозяйству, эзотерике, психологии и т. д. В общем объеме продаж литературы в России по 20% занимает остросюжетная литература, а также прикладная и школьная обучающая, 15% - художественная, детская и подростковая и по 7–8% - фантастика и фэнтези, современная проза и бизнеслитература. Из структуры рынка видно, что не художественная литература- шанс для молодого издательства. Тем более что в узкой нише всегда можно успешно конкурировать с крупным издательством. В крупных компаниях процесс принятия и реализации решений идет дольше, и универсальное издание не так глубоко знает ту или иную специализированную нишу, как издатель, работающий только в ней.

Примеров узкоспециализированных и успешных изданий достаточно много: «Росмэн» выпускает только детские книги, BBPG - только книги по вину, «Армада» - только фантастику, «Альпина бизнес букс» специализируется только на деловой литературе и т. д.

Авторы

Поиск новых авторов - возможно, самая сложная часть в работе издательства. Для начинающего издательства эта задача сложна вдвойне. Во-первых, уже состоявшиеся авторы наверняка откажутся работать с новичком хотя бы в силу того, что крупные издательства предлагают гораздо более привлекательные условия работы.

Например, у нас годовой бюджет на продвижение некоторых авторов может достигать $100 тыс. Во-вторых, вероятность того, что издательство сможет успешно выйти на рынок с новым автором, крайне мала. Конечно, есть и успешные примеры сотрудничества двух новичков - издателя и автора.

Например, издательство «Захаров» поверило в Бориса Акунина и издало его, когда тот был совсем неизвестным автором.

Тандем оказался успешным.

А издательство «София» стало широко известным благодаря только одному автору - Паоло Коэльо. Но такие примеры единичны. Просчитать, окажется автор востребованным или нет, невозможно. К нам ежегодно приходит до 2 тыс. рукописей, из которых всего лишь пятая часть рекомендуется к изданию. Но и из этих 420 авторов тиражом больше чем 2–4 тыс. экземпляров продаются не больше 20, бестселлерами станут и того меньше - один-два автора. Прибыль от продажи оставшихся 400 авторов крайне незначительна.

Персонал

Формирование штата начинайте с поисков редактора. В отличие от производителей продуктов, где человек номер один- это директор по продажам, в издательствах все держится на редакторах. Они отбирают те рукописи, которые в итоге будут изданы. Они должны хорошо представлять, кто является читателем будущей книги, как донести до него информацию об этой книге: чтобы обложка соответствовала содержанию, цена была доступна для целевой аудитории, и даже выбрать правильный канал продаж (бывает, что книги становятся бестселлерами в каталожной торговле, но совершенно не продаются через магазины, и наоборот). Директор по продажам- человек номер два.

Но я не случайно говорил, что издательский рынок очень специфический. Да, крупные компании содержат штат из 500 и более сотрудников. Но при этом, чтобы быть эффективным издательством, иметь такой штат необязательно. Например, издательство «Манн, Иванов и Фербер» работает без штата. Трое учредителей участвуют в процессе создания своих книг только на уровне создания концепции книги и мерчендайзинга книг в магазинах, все остальные процессы выполняют подрядчики. С поиском подрядчиков проблем сегодня нет.

Большинство типографий готовы не только отпечатать книгу, но и провести ее полную предпечатную подготовку.

Дистрибуция Больших средств, как я говорил, издание книги не требует. Производство занимает немного времени - от одобрения рукописи до выхода книги в свет проходит в среднем тричетыре месяца. Но это лишь часть работы издателя. Вторая проблема рынка - отсутствие эффективной системы распространения. В России очень тяжело донести книгу до читателя: страна большая, а книжных магазинов мало.

Все оптовые и дистрибуторские компании, занимающиеся распространением книг из Москвы в регионы, ориентированы только на большие объемы и крупные издательства. На начальном этапе развития издательского проекта, если на его книге нет известного и популярного имени или книга не является очевидным бестселлером, шансы, что дистрибутор захочет работать с новичком, невелики. Впрочем, если даже оптовик согласится взять новую книгу на реализацию, это не гарантирует ее высоких продаж- в большом объеме изданий, поставляемых оптовиком в магазин, книга просто потеряется где-нибудь на краю полки.

Риски

С одной стороны, для издателя это хорошо - не приходится распыляться на нескольких писателей, публика привыкает к одному имени и т. д. С другой - издатель попадает в зависимость от успехов или неуспехов своего главного пера.

Между тем любой автор имеет свой жизненный цикл. У кого-то он может длиться два года, у кого-то десятилетиями, но рано или поздно продажи любого автора начинают снижаться: появился новый, более интересный автор, или ваш автор «исписывается» и т. д. Если издательство не смогло диверсифицироваться, оно остается ни с чем. Весьма типичная ситуация для нашего бизнеса.

Могут начаться разногласия с авторами. Например, писателя перестанут устраивать условия работы или ему захочется творческих экспериментов, результаты которых не будут устраивать издателя, поскольку окажутся невостребованными читателем. В лучшем случае издатель может потребовать возврата аванса за будущие книги, однако оперативно найти замену автору практически невозможно.

В конце концов, автор может быть перекуплен конкурентом. Законодательство в этом вопросе полностью на стороне авторов, так как издательства не могут заключать с авторами договоры на будущие книги, поэтому инструментов для удержания писателей практически никаких. Тем более что небольшое издательство не может предложить авторам таких гонораров (около 10–12% от продаж тиража) и продвижения, как крупные игроки.

Также, начиная бизнес, не стоит забывать два важных момента. Во-первых, успех книг непросчитываем. Весьма распространенная ситуация: по всем критериям книга должна стать бестселлером - автор известный, сюжет интересный, язык хороший. А продаж нет! Все технологии продвижения книг на рынке гарантируют только 20% успеха, на 80% он зависит только от того, понравится книга читателю или нет. Во-вторых, шансов продать бизнес крайне мало. В издательском деле нет активов, которые были бы интересны инвестору. Нереализованные остатки книг на складах никому не нужны. Всех интересуют только авторы.

Издательский бизнес - сфера сложная, трудности связаны не только с выбором произведений, но и с тиражами, работой с авторами, подготовкой изданий, их распространением. Если вы ориентируетесь в книгоиздании, попробуйте взвесить шансы и оценить перспективность бизнеса.

В настоящее время существует множество видов частного предпринимательства, от в кадках до высокотехнологичных стартапов.

Однако одним из самых интересных не только с точки зрения зарабатывания денег, но и с точки зрения социальной функции, является издательский бизнес. Издание газет и журналов, книг и электронных приложений – это разнообразная и достаточно интеллектуальная сфера деятельности, которая принесёт не только стабильный доход, но и интересные знакомства.

Чтобы начать издательский бизнес, нужно обладать не только коммерческой жилкой, но и очень хорошо разбираться в ситуации на рынке. Впрочем, это важно в любом деле, поэтому важно правильно выбрать место приложения сил.

Для начала нужно будет зарегистрироваться в качестве или создать . Второе требует несколько больше документов, однако предпочтительнее для расчётов с крупными организациями и для работы с крупными суммами.

Если же планируется открыть небольшое издательство или , на первых порах достаточно просто стать индивидуальным предпринимателем. Затем нужно выбрать сферу деятельности, и тут нужно очень точно представлять себе, чем придется заниматься в дальнейшем. Рассмотрим по порядку.

Одна из самых интересных и почётных работ – это издательство книг. Достаточно сложно быть издателем книжной продукции, хотя бы даже потому, что для этого нужно быть начитанным человеком, постоянно следить за новыми авторами, однако при этом вполне хорошо ориентироваться в современном законодательстве, в методах заключения экономических сделок, понимать принципы работы рынка книг, знать условия работы с типографиями.

И даже этого, возможно, будет мало. Чтобы быть хорошим издателем книг, то есть успешно вести деятельность издательства и публиковать , которые хорошо покупаются, нужно быть на короткой ноге с авторами, понимать, какие тексты наиболее востребованы, а может быть, иметь какие-то связи в специализированных компаниях или государственных учреждениях – знакомые помогут получить крупный заказ или хотя бы подскажут, в каком тендере нужно участвовать.

Несмотря на все сложности, издание книг это очень интересное и полезное дело, которое помогает увековечить тексты и кто знает, может быть, какой-то выдающийся писатель, которого вам удалось найти и издать, принесет вам отличный доход и известность.

Интересное продолжение этого вида бизнеса в современном мире и планшетных компьютеров – издание электронных книг. Конечно, пока что это зарождающаяся сфера деятельности, однако её экономическая модель вполне внятно описана и понятна даже далёким от высоких технологий людям.

Суть в том, что книги издаются в электронном виде, то есть в виде файла, который затем покупается читателями у издателя или у крупных . В этом виде бизнеса отсутствуют такие издержки, как типографская печать и дистрибуция, а также наценка крупных книжных сетей, которая порой увеличивает стоимость книги на несколько сотен процентов.

Вместе с тем книжный бизнес – достаточно спокойная и размеренная сфера, и кому-то нравится более динамичные виды деятельности. Как раз для таких людей существует издание средств массовой информации – газет и журналов. Как и книжный бизнес, эта отрасль достаточно сложная, к тому же сейчас она несколько стагнирует. Вместе с тем важно заметить, что в издательском бизнесе периодических изданий совершенно иные принципы заработка, нежели в книжном.

Здесь тоже важны тиражи, однако основная прибыль делается за счёт продаж рекламы. Лишь некоторые издания наподобие «Здорового образа жизни» и «Комсомольской правды» имеют возможность заработка за счёт миллионных тиражей. Большая часть журналов и газет существует за счёт рекламы. И особенно выгодно издавать журнал – ведь рекламодатели предпочитают глянец, иногда даже в ущерб охвату аудитории. Именно поэтому стоит заметить, что в журнальном бизнесе можно достичь больших заработков.

Однако это и несколько сложнее, чем издание газеты – ведь читатели ожидают не просто новостей, а взвешенных, хорошо написанных текстов, качественных фотографий, красочных рекламных макетов и неожиданных редакционных ходов. Все это требует определённых затрат, поэтому важно хорошенько прикинуть, сколько денег планируется затрачивать на развитие редакционной составляющей издания.

Ведь если читатели платят деньги за то, чтобы читать журнал, они должны видеть усилия журналистов, авторов, художников, редакторов, фотографов. Если даже не стараться сделать качественный продукт, читатели сразу же увидят это и продажи начнут резко падать.

Не менее интересным видом издательской деятельности, который появился лишь в последнее время, однако уже набрал огромную популярность и продолжает увеличивать долю рынка и прибыли, является издание мини-игр для всевозможных платформ – как для мобильных телефонов и смартфонов, так и для различных сайтов и социальных сетей.

Здесь, как и во всех остальных сегментах издательского бизнеса, важно хорошо знать рынок и точно представлять, что нужно покупателям вашей продукции. Как правило, все компании, которые издают игры, работают по одной и той же схеме – сначала придумывается игровой сюжет, затем дизайнеры рисуют основных персонажей и игровые пейзажи, а затем программисты соединяют все это воедино.

Далее методы действия издателей игр расходятся. Получившуюся игру для мобильных телефонов, как правило, публикуют на специальных интернет-магазинах, в каталогах которых покупатели могут ознакомиться с игрой и скачать её. Если же игра предназначена для пользователей интернета, её продают игровым порталам, которые занимаются скупкой подобного рода игр и предоставления их конечному посетителю, зачастую бесплатно.

В сети есть много интервью с различными издателями игр, как правило, это молодые амбициозные люди, очень часто программисты, которые изучили рынок мини-игр и стали успешно работать на нем.

Как бы это странно ни прозвучало, в наш век компьютерных технологий есть еще достаточное количество людей, для которых книга остается самым надежным другом. Но на современный книжный рынок имеют воздействие несколько факторов. Одни из них сопровождали книгоиздательство еще со времен его зарождения, а другие возникли совсем недавно под влиянием рыночной экономики.

Современный книжный бизнес, кроме потери интереса к чтению, страдает от недостатка стоящих книг, которые будут иметь успех среди настоящих ценителей печатного слова. В то же время появилось большое количество коммерческих изданий, век которых недолгий.

Еще один негативный момент, поражающий не только книжный бизнес, но и все другие виды деятельности, связанные с авторскими правами (музыка, фильмы, диски), - это пиратство. Для потенциального потребителя это не имеет большого значения, но для издателя влечет за собой значительные финансовые потери, ведь изучив качество и количество аудитории, он планирует тираж.

Но опыт книгоиздательства в России в последние десять лет показывает, что бизнес на продаже книг способен окупиться уже за первый год существования и даже на этапе «падающего» рынка он способен давать до 25% прибыли в год, чего не скажешь о многих других видах деятельности.

Даже если вы уверенно смотрите в будущее и видите себя известным издателем, издательский бизнес с нуля для вас, несомненно, должен начаться с . Это послужит хорошей практикой, даст возможность изучить нюансы книжного рынка.

Вернуться к оглавлению

Торговля книгами: с нуля и до стабильной прибыли

Бизнес на продаже книг может иметь много разных вариантов, зависит от того, в каком городе он организован, насколько он здесь актуален, какие имеются возможности вложений.

Лучшим вариантом считается книжный магазин, рассчитанный на разные возрастные категории. В этом случае лучше сократить количество продукции в пределах одной единицы.

Книжный магазин, как и любое другое дело, следует зарегистрировать. В налоговой инспекции вы можете числиться как ИП (индивидуальный предприниматель), если предусмотрено ведение бизнеса в одиночку, или зарегистрируете свое книжное дело как ООО (общество с ограниченной ответственностью), если предстоит работать в команде учредителей. В любом случае ваша деятельность в классификации ОКВЭД идет под кодом 52.47 - «Розничная торговля книгами, журналами, газетами, писчебумажными и канцелярскими товарами». Если ваш магазин не превысит площади 150 кв. м, то вполне можно обойтись единым налогом на вмененный доход. При регистрации еще понадобится показать разрешения от СЭС и пожарной службы.

Особое внимание уделите месту торговли. Мало кто ходит в магазин только для того, чтобы купить книгу, хотя и это не исключено. Идеальный вариант - это магазин в оживленном торговом центре. Если вы начинаете бизнес с нуля, лучше помещение арендовать, поскольку его приобретение в выгодном месте обходится недешево.

Самыми популярными являются небольшие книжные магазины с широким ассортиментом продукции. Выбирая такой вариант магазина, вам изначально следует хорошо изучить посредством интернета современный издательский бизнес, но только для того, чтобы определиться с количеством в рамках каждой единицы продукции. С поставками товара проблем не должно возникнуть, ведь на современном книжном рынке недостатка в издательствах нет. Среди персонала обязательны продавцы-консультанты и кассиры (в небольших магазинах это может быть один и то же человек), управляющий (чаще всего это сам владелец) и бухгалтер (можно нанимать эту единицу вне штата, но самому управляющему трудно выполнять эти обязанности, если речь идет о книжном магазине).

Вернуться к оглавлению

Финансовая сторона вопроса

Теперь остается составить смету расходов на открытие книжного магазина и прикинуть время окупаемости бизнеса. Организационный этап включает в себя плату за регистрацию предприятия в налоговой службе (5 тыс. рублей), справки и разрешения от СЭС и пожарной инспекции (5 тыс. рублей).

Дальше все зависит от того, покупать или арендовать вы собираетесь помещение под магазин. Продавцы книг предпочитают аренду как более дешевый способ. Аренда 1 кв. метра в Москве колеблется от 25 до 100 тыс. рублей в год в зависимости от расположения торговой площади, но выше уже приводились рассуждения по поводу удобного для торговли книгами места. Площадь торгового зала должна быть не менее 150 кв. м, поскольку в сфере торговли книгами предпочтительней, чтобы весь ассортимент был доступен взору покупателя. Если вам требуется склад, готовьтесь выложить за аренду 1 кв. м 10-15 рублей в сутки. Сложного оборудования не понадобится: стеллажи для такого помещения обойдутся еще в 30 тыс. рублей.

Пришел черед книг. Издательства чаще всего работают напрямую с магазинами, экономя на посредниках. Не переживайте, если начинаете с нуля, издательствам нравятся новички со своими идеями. Ассортимент среднего магазина должен насчитывать 15-20 тыс. наименований. Розничная цена за единицу будет колебаться в пределах от 35 до 100 рублей, не считая подарочных изданий и альбомов, но их тоже следует иметь в арсенале. Информационно-техническое обеспечение, вывеска и реклама потянут еще на 75 тыс. рублей. Итого: в среднем 250 тыс. рублей. Следует также учесть расходы на зарплату двум консультантам и кассирам, работающим посменно. Подобрать персонал для книжного магазина довольно сложно, поскольку он должен иметь или филологическое образование, или хорошую память. Упростить работу продавцам поможет компьютер, но это дополнительные траты. В оборот пустите 300 тыс. рублей.

Опыт свидетельствует, что доход такого магазина составит 360 тыс. рублей в месяц. От этой суммы отнимаем 10 тыс. на налоги, 260 тыс. на зарплату персоналу и коммуналку, 50 тыс. на рекламу и дополнительные услуги. Получим 40 тыс. рублей чистой прибыли. Таким образом, окупаемость наступит приблизительно за год, а если место и ассортимент были подобраны удачно, дальше можно ожидать увеличения доходов.

Когда-то наша страна была самой читающей в мире. Реформа образования и повальное занятие коммерческой деятельностью привели к тому, что людям сначала просто не хватало времени на чтение, затем интерес к литературе сам собой угас, и издательский бизнес с нуля перестал быть таким популярным. Действительно, жизнь не так давно была настолько суматошной, что сил у человека еле-еле хватало на то, чтобы съесть полуфабрикат и упасть в постель.

Сегодня наблюдается противоположная тенденция. По каким причинам, неизвестно. Но год от года растет число людей, которые с удовольствием покупают и читают книги. Причем настоящие, бумажные, а не новомодные электронные устройства. Именно эта тенденция и дает возможность увлеченным людям начать сегодня книжный бизнес с нуля.

Что необходимо знать, желающим открыть книжный магазин

Книжный магазин не имеет ничего общего с различными торговыми точками. Следует учесть, что книги нельзя отнести к таким предметам первой необходимости, как продукты питания или одежда. Исходя из этого, перед тем, как начинать книжный бизнес с нуля, нужно проанализировать все «за» и «против» и выработать четкую политику ведения дел.

Основные моменты, которые необходимо учесть при открытии магазина:

1. Наиглавнейшее условие – расположение магазина. Если можно прямо в жилом доме, то с выбором места под книжную лавку следует постараться. Место должно быть проходным и находиться на виду, чтобы туда могли заходить не только завсегдатаи, но и случайные покупатели. К таким местам можно отнести вокзалы, аэропорты, метро или места, расположенные в центре города. Совсем необязательно покупать или арендовать большие площади. Можно просто подобрать интересный ассортимент литературы.

2. Второе по важности условие – ассортимент. Как понять, какие именно книги стоит продавать, и что из предлагаемой литературы будет пользоваться спросом. Для этого важно досконально изучить рынок, понять, чем интересуются разные слои населения. Лучше всего придерживаться золотого правила: иметь в продаже классику, детективы, и многочисленные, так любимые молодежью, книги в стиле фэнтези и мистику.

3. Вопрос закупки литературы почему-то никогда не возникает. Когда же владелец начинает искать и закупать нужные книги, он сталкивается с трудностями в виде довольно высоких цен. Закупать книги для вашего магазина выгоднее всего прямо у издательств. Причем в зависимости от издательства стоимость может существенно варьироваться. Кроме того, на стоимость влияют транспортные расходы, так что вопрос доставки также лучше продумать заблаговременно.

4. Различные виды услуг и продажа сопутствующих товаров помогут получить дополнительную прибыль и привлечь новых покупателей. В качестве услуг можно предложить прием на комиссию подержанных книг, а также их последующую продажу с минимальной наценкой. Многие небольшие магазинчики, собственно, с этих доходов и существуют. Причем долгие годы. Кроме этого, в магазине можно поставить копировальный аппарат, установить брошюровщик. Что касается продажи сопутствующих товаров, то здесь все зависит от вашей фантазии. Продавать можно все что угодно: пазлы, календари, настольные и развивающие игры для детей.

5. Если вы решили подойти к открытию магазина более основательно и планируете занять под него большое помещение, стоит задуматься над проведением тематических вечеров, детских праздников и презентаций книг различных писателей.

В принципе, открыть книжный бизнес с нуля не так уж сложно. Но именно в этом случае необходимо иметь некоторый стартовый капитал (например, для закупки книг или аренды помещения). Выгода в открытии подобного магазина заключается в том, что при небольших наценках, вы получаете стабильный поток клиентов. Еще хотелось бы отметить, что книжные магазины, однажды открывшись, крайне редко закрываются!

Как открыть собственное издательство

У многих понятие издательства ассоциируется с типографией, то есть местом, где печатают различные газеты, журналы и бланки. На самом деле типография является одним из подразделений издательства. Если раньше открыть издательство могли позволить себе только состоятельные люди, то сегодня все намного проще. Итак, что важно знать, чтобы открыть издательский бизнес с нуля:

1. Так как издательский бизнес в первую очередь подразумевает работу с авторами, следует заняться поисками новых авторов или заинтересовать маститых писателей. Что касается раскрученных авторов, то заинтересовать их могут только наиболее выгодные гонорары. Работа с новыми авторами, даже не очень известными, часто чревата тем, что прибыль от продаж спланировать невозможно.

2. На что ориентироваться при выборе автора? Конечно, на охват аудитории. Чем шире потенциальный круг покупателей, тем выше прибыль. Вот почему сегодня полки магазинов ломятся от определенного сорта литературы, которую покупают, чтобы один раз прочитать и поставить на полку.

3. Работа с авторами заключается не только в подписании договоров. Очень часто издательства приобретают права на то или иное произведение, которые затем перепродаются более крупным издательствам. Кроме того, произведения, поступающие в издательство, должны подвергаться вычитке и редактуре. Это даст возможность отфильтровать наиболее слабые труды соискателей. Именно поэтому сразу же необходимо заполучить в штат хорошего редактора.

4. Очень часто среди начинающих писателей попадаются действительно перспективные авторы. Удержать их можно только подписанием эксклюзивного контракта. Если писатель очень хорош, стоит попытаться заключить контракт сразу на несколько произведений в перспективе.

5. Очень часто люди, организующие издательский бизнес с нуля, пытаются охватить сразу все: продумать концепцию издательского дома, арендовать типографию, обустроить офис. На самом деле, в начале издательской деятельности собственная типография вам будет не нужна, это повлечет только лишние расходы. Самое главное – сосредоточиться на привлечении к сотрудничеству авторов.

В дополнение хотелось бы отметить, что издавать можно не только книги. Начинать издательский бизнес с нуля вполне можно и нужно, издавая различные журналы. Сюда относятся как научно-популярные издания, так и разнообразные развлекательные журналы. Начинать свой бизнес в сфере издательства нужно, имея достаточно серьезный капитал, который позволит на первых порах арендовать необходимые площади, а также оплачивать гонорары авторам и сотрудникам.

Для того чтобы ваши вложения окупились сторицей, еще до открытия книжного дела, важно четко сформировать концепцию, который вы будете придерживаться. Например, основным видом деятельности можно выбрать выпуск детской литературы или учебников для школы, дополнительными видами – выпуск научно-популярной литературы. Четкая расстановка приоритетов позволит вам избежать лишних затрат.