Контроль денег

Социальная стратификация виды и типы. Исторические типы стратификации общества и их характерные черты

Есть часть социальной системы, которая выступает как совокупность наиболее устойчивых элементов и их связей, обеспечивающих функционирование и воспроизводство системы. Она выражает объективное деление общества на , классы, слои, указывая на различное положение людей по отношению друг к другу. Социальная структура образует каркас социальной системы и определяет во многом стабильность общества и его качественную характеристику как социального организма.

Понятие стратификации (от лат.stratum - слой, пласт) обозначает расслоение общества, различия в социальном положении его членов. Социальная стратификация — это система социального неравенства, состоящая из иерархически расположенных социальных слоев (страт). Все люди, входящие в конкретную страту, занимают примерно одинаковое положение и обладают общими статусными признаками.

Различные социологи по-разному объясняют причины социального неравенства, а следовательно, и социальной стратификации. Так, согласно марксистской школе социологии , в основе неравенства лежат отношения собственности, характер, степень и форма владения средствами производства. По мнению функционалистов (К. Дэвис, У. Мур), распределение индивидов по социальным стратам зависит от важности их профессиональной деятельности и вклада , который они вносят своим трудом в достижение целей общества. Сторонники теории обмена (Дж. Хоманс) считают, что неравенство в обществе возникает по причине неэквивалентного обмена результатами человеческой деятельности.

Ряд классиков социологии более широко рассматривали проблему стратификации. Например, М. Вебер, кроме экономического (отношение к собственности и уровень доходов ), предложил в дополнение такие критерии, как социальный престиж (унаследованный и приобретенный статус) и принадлежность к определенным политическим кругам, отсюда - власть, авторитет и влияние.

Один из создателей П. Сорокин выделил три вида стратификационных структур:

  • экономическую (по критериям дохода и богатства);
  • политическую (по критериям влияния и власти);
  • профессиональную (по критериям мастерства, профессиональных навыков, успешного исполнения социальных ролей).

Основоположник структурного функционализма Т. Парсонс предложил три группы дифференцирующих признаков:

  • качественные характеристики людей, которыми они обладают от рождения (этническая принадлежность, родственные связи, половозрастные особенности, личные качества и способности);
  • ролевые характеристики, определяемые набором ролей, выполняемых индивидом в обществе (образование, должность, различные виды профессионально-трудовой деятельности);
  • характеристики, обусловленные владением материальными и духовными ценностями (богатство, собственность, привилегии, возможность влиять и управлять другими людьми и т.д.).

В современной социологии принято выделять следующие основные критерии социальной стратификации:

  • доход - количество денежных поступлений за определенный период (месяц, год);
  • богатство - накопленные доходы, т.е. количество наличных или овеществленных денег (во втором случае они выступают в виде движимого или недвижимого имущества);
  • власть - способность и возможность осуществлять свою волю, оказывать решающее влияние на деятельность других людей с помощью различных средств (авторитета, права, насилия и др.). Власть измеряется количеством людей, на которых она распространяется;
  • образование - совокупность знаний, умений и навыков, приобретенных в процессе обучения. Уровень образования измеряется числом лет обучения;
  • престиж — общественная оценка привлекательности, значимости той или иной профессии, должности, определенного рода занятий.

Несмотря на многообразие различных моделей социальной стратификации, существующих в настоящее время в социологии, большинство ученых выделяют три основных класса: высший, средний и низший. При этом доля высшего класса в индустриально развитых обществах составляет примерно 5-7%; среднего — 60-80% и низшего — 13-35%.

В ряде случаев социологи проводят определенное деление внутри каждого класса. Так, американский социолог У.Л. Уорнер (1898-1970) в своем известном исследовании «Янки-Сити» выделил шесть классов:

  • высший-высший класс (представители влиятельных и богатых династий, обладающих значительными ресурсами власти, богатства и престижа);
  • низший-высший класс («новые богатые» — банкиры, политики, не имеющие знатного происхождения и не успевшие создать мощные ролевые кланы);
  • высший-средний класс (преуспевающие бизнесмены, адвокаты, предприниматели, ученые, менеджеры, врачи, инженеры, журналисты, деятели культуры и искусства);
  • низший-средний класс (наемные работники — инженеры, клерки, секретари, служащие и другие категории, которых принято называть «белыми воротничками»);
  • высший-низший класс (рабочие, занятые преимущественно физическим трудом);
  • низший-низший класс (нищие, безработные, бездомные, иностранные рабочие, деклассированные элементы).

Существуют и другие схемы социальной стратификации. Но все они сводятся к следующему: неосновные классы возникают за счет добавления страт и слоев, находящихся внутри одного из основных классов — богатых, зажиточных и бедных.

Таким образом, в основе социальной стратификации лежит естественное и социальное неравенство между людьми, которое проявляется в их социальной жизни и имеет иерархический характер. Оно устойчиво поддерживается и регулируется различными социальными институтами, постоянно воспроизводится и модифицируется, что является важным условием функционирования и развития любого общества.

Стратификация в обществе представляет собой определенный процесс, в результате которого возникает такое явление, когда индивиды и семьи становятся неравными друг по отношению к другу. При этом они группируются в так называемые страты. Это социальные слои, обладающие сходными объективными показателями. Страты располагаются в иерархическом порядке, учитывающем престиж семей и индивидов, их собственность и наличие власти.

Стратификация в социологии

Данное понятие пришло в науку об обществе из геологии. Слово «стратификация» имеет английские корни. Его перевод означает следующее: stratum - «слой», а также facio - «делаю». В геологии данное понятие используют, когда говорят о вертикальном расположении пластов различных пород. Если рассмотреть срез почвы, то под слоем чернозема обнаруживается пласт глины. Далее может идти песок и т. д. Стоит отметить, что в составе каждого из этих слоев находятся однородные элементы.

То же самое можно сказать и про страту. В нее входят люди, обладающие одинаковыми доходами и образованием, престижем и властью. Нет такой страты, которая включала бы одновременно и высокообразованных людей, находящихся при власти, и бедняков, вынужденных зарабатывать себе на хлеб низкоквалифицированной работой.

Место человека в обществе

Власть, престиж, образование и доход являются критериями для установления социально-экономического статуса индивида. Этим и определяется место и положение каждого человека в обществе. Таким образом, статус представляет собой обобщающий показатель стратификации. Он играет ведущую роль не только в структуре социума, но и в социологии.

Приписываемый индивиду или семье статус характеризует определенную систему стратификации. Ее называют еще и закрытым обществом. В нем переход из страты в страту практически невозможен. Сюда входят исторические типы стратификации - рабство, касты, сословия.

Статус бывает еще и достигаемым. Такое понятие характерно для подвижной системы стратификации, или для открытого общества. В этом случае допускаются свободные перемещения людей по социальной лестнице в направлении вверх или вниз. Под такой системой подразумевают классы, существующие при капиталистическом строе. Таковыми и являются исторические типы стратификации.

Закрытое и открытое общество

Что означают эти два понятия? Что касается закрытого общества в политологическом смысле, то оно исключает или существенно ограничивает перемещение информации или индивидов из одной страны в другую. В этом случае речь идет о государствах. В социологическом смысле понятие «закрытое общество» несет в себе тот же запрет. Только здесь уже рассматриваются страты.

В противовес этому, открытое общество ничем не ограничивает перемещение информации и индивидов.

Разграничение на политологическую и социальную сферу этих двух понятий крайне важно. Ведь, например, в свое время СССР был одновременно открытым и закрытым обществом. В первом случае это относилось к социологической сфере, а во втором - к политической. И действительно, в стране существовала весьма активная вертикальная мобильность. По данному показателю с советским обществом можно было сравнить только американское. Однако СССР окружил себя так называемым железным занавесом, который ограничивал или вовсе запрещал проникновение любой объективной информации о заграничной жизни, а также выезд людей в другие страны.

История возникновения стратификации

Неравенство людей в доходах, престиже, образовании и власти появилось вместе с человеческим обществом. Так, в своем зачаточном состоянии исторические типы стратификации можно обнаружить еще в первобытном строе.

Вместе с возникновением раннего государства появилась так называемая восточная деспотия. При ней стратификация стала ужесточаться. В дальнейшем, по мере того как развивались европейские государства, произошла либерализация нравов. Исторические типы социальной стратификации стали не столь жесткими. В связи с этим однозначно можно говорить о том, что сословный слой, возникший в более позднем периоде становления человеческого общества, оказался значительно свободнее, чем рабство и каста. Классовый же строй, пришедший на смену сословному, явился еще более либеральным.

Рассмотрим исторические типы стратификации - рабство, касты, сословия, классы -подробнее. Это позволит получить более четкое представление о понятии, характеризующем неравенство людей в обществе.

Рабство

Итак, в те или иные периоды развития человечества складывались различные исторические типы стратификации. Рабство является самой первой подобной системой. Появилось оно еще в давние времена в Китае и Вавилоне, в Египте, Греции и в Риме.

Если изучить исторические типы социальной стратификации современного общества, то можно обнаружить тот факт, что рабство в ряде регионов сохранилось и до настоящего момента. Подобная система имела место в США еще в 19-м в.

Рабство - это не что иное, как юридическая и социальная форма закрепощения человека. При этом она граничит с полным бесправием и ярко выраженным неравенством. Если рассматривать исторические типы стратификации общества в их развитии, то можно сказать о том, что рабство заметно эволюционировало. Изначально оно находилось в своей самой примитивной форме. Ею являлось патриархальное рабство. Далее появилась более развитая форма этой системы - классическая.
В первом случае раб был наделен всеми правами, имеющимися у младших членов семьи. Он жил с хозяевами в одном доме, участвовал в жизни страны, имел право вступать в брак со свободным человеком, и даже наследовать имущество своих владельцев. При патриархальном строе раба нельзя было убивать.

На более поздней стадии развития общества человек, находящийся в этом статусе, был окончательно закабален. Его поместили в отдельное помещение, запретили участие в жизни общества, а также вступление в брак и наследование. Раба стало можно убить. Он считался не чем иным, как обычной собственностью своего хозяина, которой тот владел безраздельно.

Касты

Какие складывались после того, как отошло рабство, исторические типы стратификации? Касты пришли на смену первой системе неравенства. Однако, как и для рабства, для кастового строя характерно закрытое общество. Сохранена при этом и жесткая стратификация.

Отличием кастового строя от рабовладельческого является не только его возникновение на более позднем этапе развития общества. Для него характерна еще и меньшая распространенность. Через рабство, в большей или меньшей степени, прошло практически каждое государство. А вот касты имелись только в Индии. Были они и в некоторых странах Африки.

Если рассматривать исторические типы стратификации - касты, то в этом случае следует обратить особое внимание на Индию. Ведь эта страна является классическим примером подобного общества. Кастовая система возникла в Индии на развалинах рабовладельческой. Произошло это в первых веках новой эры.

Исторический тип стратификации каста - это не что иное, как социальная группа (страта). Членство в той или иной социальной группе давалось человеку исключительно с рождения. При жизни люди не имели права перемещаться из одной касты в другую.

Касты относятся к историческому типу стратификации, закрепленному индусской религией. Именно поэтому данная система является не столь распространенной. Согласно установленным индусской религией канонам, на долю людей приходится более чем одна жизнь. И в ту или другую касту они попадают не случайно. Судьба каждого человека зависит от того, как он вел себя в предыдущей жизни. Если поведение было плохим, то при очередном рождении такой член общества оказывался в низшей касте, и наоборот.

Каким же мог быть статус человека в Индии? Если изучать исторический тип стратификации, то можно увидеть, что в стране было четыре основные касты. В их перечне находились:

  • священники, или брахманы;
  • воины, или кшатрии;
  • купцы, или вайшии;
  • крестьяне и рабочие, или шудры.

Кроме того, существовало еще и 5 тыс. неосновных каст и подкаст. На особом положении находились отверженные, или неприкасаемые. Это были люди, которые не входили ни в одну касту и занимали самую низкую ступень в обществе.

В ходе проведенной в Индии индустриализации на смену кастам пришли классы. И здесь произошло разделение. Индийские города все в большей степени становились классовыми, а деревни этой страны, в которых проживало большинство населения, продолжали оставаться кастовыми.

Сословия

В тех странах, где отсутствовали исторические типы стратификации - касты, сословия пришли на смену рабству и предшествовали классам. Такая система была характерна для европейского феодального общества, которое имело место в 4-14-м веках.

Исторический тип стратификации - сословие - представляет собой социальную группу, которая обладает закрепленными юридическими законами или обычаями, унаследованными правами. Подобная система включает в свой состав несколько страт.

Классический образец данной системы - Европа. Здесь на рубеже 14-15-го вв. общество подразделялось на:

  • высшие сословия, в которые входило духовенство и дворянство;
  • сословие непривилегированное, состоящее из купцов, ремесленников и крестьян.

Существовала подобная система и в России. Здесь со второй половины 18-го в. имели место такие сословия, как духовенство и дворянство, купечество, а также крестьянство. Было в России и мещанство, в которое входили средние слои населения городов.

Градация сословий основывалась на земельной собственности. Все их права и обязанности были определены юридическими законами и даже освещались в виде религиозных доктрин. Что касается членства в сословии, то оно передавалось по наследству.

В период существования подобного типа исторической стратификации сложились весьма жесткие социальные барьеры. Именно поэтому некоторая мобильность имела место не между, а внутри одной группы людей.

Иерархия сословий

Все эти группы людей, которые относятся к историческому типу стратификации, включали в себя большое количество рангов и слоев, уровней, чинов и профессий. Например, на государственную службу брали только дворян. Аристократию считали воинским сословием (в некоторых странах - рыцарством).

Чем на более высокой иерархической ступеньке стояло сословие, тем выше считался его статус. В отличие от кастовой системы здесь были разрешены межсословные браки. Допускались не только они, но и индивидуальная мобильность. Даже самому простому человеку давалось право стать рыцарем, купив особое разрешение. Купцы нередко приобретали титулы дворян. Подобную практику можно наблюдать и в современной Англии. В этой стране она сохранилась в качестве пережитка прошлого.

Для сословий характерно наличие социальных знаков и символов. К ним относят титулы и мундиры, ордена и звания. В отличие от сословий, исторические типы стратификации - касты, классы - не обладали государственными отличительными знаками. Но при этом они всегда выделялись правилами и нормами поведения, ритуалами, обращением и одеждой.

В феодальном же обществе государство само присваивало дворянству специальные символы. Одними из них были титулы. Это словесные обозначения родового и служебного положения людей, которые были установлены законом. В краткой форме титулы определяли правовой статус их обладателя. В России в 19-м столетии существовали статский советник и генерал, камергер, светлость, граф, превосходительство и флигель-адъютант, а также статс-секретарь. Основой подобной системы титулов являлся чин. Это ранг, который имел каждый государственный служащий (придворный, штатский или военный).

До времен правления Петра I в понятие «чин» входила любая должность, любое почетное звание, а также общественный статус человека. Однако в 1722 г. была учреждена новая система званий. Петром I была утверждена «Табель о рангах». В ней описывался каждый род, имевшийся на государственной службе - воинской, штатской и придворной. При этом каждый из этих родов делился на 14 классов. Класс являлся обозначением ранга должности, каждый из которых имел название классного чина. Поэтому его обладатель являлся чиновником.

На государственную службу могло претендовать только дворянство (либо служилое, либо поместное). Причем и то и другое было потомственным. Звание дворянина передавалось детям и жене. Получали его и дальние потомки по мужской линии.

Оформляли дворянский статус в виде родового герба и родословия. Он подкреплялся портретами предков, преданиями, орденами и титулами. Потомки гордились своим родом и стремились сохранить его доброе имя. Возникло и такое понятие, как «дворянская честь». Его важной составляющей стало доверие и уважение общества к незапятнанному имени рода.

Отличительная особенность классов

Принадлежность к определенному социальному слою при рабовладении, кастах и сословиях фиксировалась религиозными и правовыми нормами, то есть имела официальный статус. Но если рассматривать исторические типы стратификации - классы, то здесь все обстоит иначе. Место индивида в таком обществе не регламентируется никакими правовыми документами. Возможно изменение своего статуса. Все будет находиться в соответствии со способностями, образованием или доходами.

Что такое классы?

В социологии данное понятие расшифровывается в более широком, а также в узком смысле. В первом из них класс представляет собой большую группу людей, для которых характерен специфический способ получения дохода. Примером тому может служить общественная система, которая имела место в античной Греции или на Древнем Востоке. Здесь существовала градация на два абсолютно противоположных класса. Один из них - рабы, а второй - рабовладельцы. Не являются исключением феодальный и капиталистический строй. В них можно выделить классы эксплуататоров и эксплуатируемых.

Каков же более узкий смысл данного понятия? Он заключается в том, что класс представляет собой любую социальную страту, которая отличается от других образованием, доходом, престижем и властью. Из этого следует, что в историческом своем понимании классы являются самым молодым и открытым типом стратификации. При этом отнесение человека к тому или иному страту происходит исходя из общественного мнения. Это единственный контролер социального закрепления человека в определенной группе, ориентирующийся на стандарты поведения и сложившуюся практику. В связи с этим однозначно и точно определить существующее в каждой стране количество слоев, страт или классов весьма сложно. Так, если рассматривать слои общества сверху вниз, то на самых верхних ступеньках находятся страты богатых. Далее идет зажиточный средний класс, а затем - бедные люди. Внутри этих классов обнаруживаются более мелкие градации.

Самые привилегированные должности занимают богатые люди. У них самые престижные и высокооплачиваемые профессии, для которых характерна умственная деятельность, а также выполнение функций управления. К такой элите современного общества относят королей и вождей, президентов и царей, политических лидеров и крупных бизнесменов, деятелей искусств и крупных ученых.

В средний зажиточный класс включают юристов и врачей, квалифицированных служащих и преподавателей, а также мелкую буржуазию.

Низшие слои представлены безработными и неквалифицированными рабочими, а также нищими. Что касается рабочего класса, то его выделяют в самостоятельную группу. При этом он занимает некое промежуточное положение между низшим слоем общества и средним.

Где он обозначает расположение пластов земли. Но люди изначально уподобляли существующие между ними социальные дистанции и перегородки слоям земли, этажам расположенных зданий, предметов, ярусам растений и т.п.

Стратификация - это деление общества на специальные слои (страты) путем объединения различных социальных позиций с примерно одинаковым социальным статусом, отражающее сложившееся в нем представление о социальном неравенстве, выстроенное по горизонтали (социальная иерархия), вдоль своей оси по одному или нескольким стратификационным критериям (показателям социального статуса). Деление общества на страты осуществляется исходя из неравенства социальных дистанций между ними - основное свойство стратификации. Социальные страты выстраиваются вертикально и в строгой последовательности по индикаторам благосостояния , власти , образования , досуга , потребления .

В социальной стратификации устанавливаются определенная социальная дистанция между людьми (социальными позициями) и выстраивается иерархия из социальных слоев. Таким образом фиксируется неравный доступ членов общества к тем или иным социально значимым дефицитным ресурсам путем установления на границах, разделяющих социальные страты, социальных фильтров. Например, выделение социальных слоев может осуществляться по уровням доходов, образования, власти, потребления, характеру труда, проведению свободного времени. Выделенные в обществе социальные слои оцениваются в нем по критерию социального престижа, выражающего социальную привлекательность тех или иных позиций.

Самой простой стратификационной моделью является дихотомическая - деление общества на элиты и массы. В некоторых из самых ранних, архаических социальных систем структурирование общества на кланы осуществляется одновременно с проведением социального неравенства между ними и внутри их. Так появляются "посвященные", т.е. те, кто посвящен в определенные социальные практики (жрецы , старейшины, вожди) и непосвященные - "профаны" (профан − от лат. pro fano − лишенный святости, непосвященный; профаны − все остальные члены общества, рядовые члены общины, соплеменники). Внутри них общество может и далее при необходимости стратифицироваться.

По мере усложнения (структурирования) общества происходит параллельный процесс - встраивания социальных позиций в определенную социальную иерархию. Так появляются касты , сословия , классы и т. д.

Современные представления о сложившейся в обществе стратификационной модели, достаточно сложны - многослойны (полихотомические), многомерны (осуществляются по нескольким осям) и вариативны (допускают порой существование множества стратификационных моделей): цензы, квоты, аттестация, определение статуса, ранги, льготы, привилегии, др. преференции.

Важнейшей динамической характеристикой общества является социальная мобильность . Согласно определению П. Сорокина, "под социальной мобильностью понимается любой переход индивида, или социального объекта, или ценности, созданной или модифицированной благодаря деятельности, от одной социальной позиции к другой" . Однако не всегда социальные агенты перемещаются с одной позиции на другую,возможно перемещение самих социальных позиций в социальной иерархии, такое перемещение называется "позиционная мобильность" (вертикальная мобильность) или в пределах одного и того же социального слоя (горизонтальная мобильность). Наряду с социальными фильтрами, устанавливающими барьеры социальному перемещению, в обществе существуют и "социальные лифты", значительно ускоряющие этот процесс (в кризисном обществе - революции, войны, завоевания и т.п.; в нормальном, стабильном обществе - семья, брак, образование,собственность и т.д.). Степень свободы социальных перемещений из одного социального слоя в другой во многом определяет то, каким является общество - закрытым или открытым .

  • Ильин В.И. Теория социального неравенства (структуралистско-конструктивистская парадигма). М., 2000.
  • Сушкова-Ирина Я. И. Динамика социальной стратификации и ее представленность в картинах мира // Электронный журнал «Знание. Понимание. Умение » . - 2010. - № 4 - Культурология .

Примечания


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Социальная стратификация" в других словарях:

    - (social stratification) Изучение классов и слоев в обществе, прежде всего социальной градации профессий. Иногда за основу берутся отношения к средствам производства (См.: class – класс). Однако чаще стратификация проводится на базе сочетания… … Политология. Словарь.

    - (от лат. stratum слой и facio делаю), одно из осн. понятий бурж. социологии, обозначающее систему признаков и критериев социального расслоения, неравенства в обществе, социальную структуру общества; отрасль бурж. социологии. Теории С. с.… … Философская энциклопедия

    Современная энциклопедия

    Социологическое понятие, обозначающее: структуру общества и отдельных его слоев; систему признаков социальной дифференциации; отрасль социологии. В теориях социальной стратификации на основе таких признаков как образование, бытовые условия,… … Большой Энциклопедический словарь

    Понятие, посредством которого в социологии обозначается неравномерное распределение материальных благ, властных функций и социального престижа между индивидами и социальными группами (см. СТРАТА) в современном индустриальном обществе,… … Новейший философский словарь

    Социологическое понятие, обозначающее структуру общества и его слоев, систему признаков социальной дифференциации (образование, бытовые условия, занятие, доходы, психология, религия и т.п.), на основе которых общество делится на классы и… … Словарь бизнес-терминов

    Социальная стратификация - СОЦИАЛЬНАЯ СТРАТИФИКАЦИЯ, социологическое понятие, обозначающее структуру общества и его слоев, систему признаков социальной дифференциации (образование, бытовые условия, занятие, доходы, психология, религия и т.п.), на основе которых общество… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    СОЦИАЛЬНАЯ СТРАТИФИКАЦИЯ - (social stratification) иерархически организованные структуры социального неравенства (ранги, статусные группы и т.д.), существующие в любом обществе (ср. класс, особенно 1 5). Как и в геологии, термин относится к слоистому структурированию или… … Большой толковый социологический словарь

    Социологическое понятие, обозначающее: структуру общества и отдельных его слоёв; систему признаков социальной дифференциации; отрасль социологии. В теориях социальной стратификации на основе таких признаков, как образование, бытовые условия,… … Энциклопедический словарь

    Социальная стратификация - (по Питириму Сорокину) дифференциация некой данной совокупности людей (населения) на классы в иерархическом ранге (включая высшие и низшие слои). Её сущность заключается в неравномерном распределение прав и привилегий, ответственности и… … Геоэкономический словарь-справочник

Книги

  • Теоретическая социология. Учебное пособие , Бормотов Игорь Владимирович. Учебное пособие посвящено основам теоретической социологии. В нем изложены история, методы, основные понятия и категории, анализируются такие социальные явления, как: социальная структура,…

Социальная стратификация - это система социального неравенства, состоящая из иерархически расположенных социальных слоев (страт). Под стратой понимается совокупность людей, объединенных общими статусными признаками.

Рассматривая социальную стратификацию как многомерное, иерархически организованное социальное пространство, социологи по-разному объясняют ее природу, причины происхождения. Так, марксистские исследователи считают, что в основе социального неравенства, определяющего стратификационную систему общества, лежат отношения собственности, характер и форма владения средствами производства. По мнению сторонников функционального подхода (К. Дэвис и У. Мур), распределение индивидов по социальным стратам происходит в соответствии с их вкладом в достижение целей общества в зависимости от важности их профессиональной деятельности. Согласно теории социального обмена (Дж. Хоманс), неравенство в обществе возникает в процессе неэквивалентного обмена результатами человеческой деятельности.

Для определения принадлежности к той или иной социальной страте социологи предлагают самые различные параметры и критерии. Один из создателей стратификационной теории П.Сорокин выделял три вида стратификации:

1) экономическую (по критериям дохода и богатства);

2) политическую (по критериям влияния и власти);

3) профессиональную (по критериям мастерства, профессиональных навыков, успешного исполнения социальных ролей).

В свою очередь основоположник структурного функционализма Т. Парсонс выделил три группы признаков социальной стратификации:

Качественные характеристики членов общества, которыми они обладают от рождения (происхождение, родственные связи, половозрастные особенности, личные качества, врожденные особенности и т.д.);

Ролевые характеристики, определяемые набором ролей, которые индивид выполняет в обществе (образование, профессия, должность, квалификация, различные виды трудовой деятельности и т.д.);

Характеристики, связанные с владением материальными и духовными ценностями (богатство, собственность, произведения искусства, социальные привилегии, возможность влиять на Других людей и т.д.).

Характер социального расслоения, способы его детерминации и воспроизводства в своем единстве образуют то, что социологи называют стратификационной системой.

В историческом плане выделяют 4 типа стратификационных систем: - рабство,- касты,- сословия,- классы .

Первые три характеризуют закрытые общества, а четвертый тип - открытое общество. В данном контексте закрытым считается такое общество, где социальные перемещения из одной страты в другую либо полностью запрещены, либо существенно ограничены. Открытым называется общество, где переходы из низших страт в высшие официально никак не ограничены.

Рабство - форма максимально жесткого закрепления людей в низших стратах. Это единственная в истории форма социальных отношений, когда один человек выступает собственностью другого, лишенный всяких прав и свобод.

Кастовая система - стратификационная система, предполагающая пожизненное закрепление человека за определенной стратой по этническо-религиозному или экономическому признаку. Каста представляет собой замкнутую группу, которой отводилось строго определенное место в общественной иерархии. Это место детерминировалось особой функцией каждой касты в системе разделения труда. В Индии, где кастовая система получила наибольшее распространение, существовала детальная регламентация видов деятельности для каждой касты. Поскольку принадлежность к кастовой системе передавалась по наследству, возможности социальной мобильности здесь были ограничены.

Сословная система - стратификационная система, предполагающая юридическое закрепление человека за той или иной стратой. Права и обязанности каждого сословия определялись законом и освящались религией. Принадлежность к сословию в основном передавалась по наследству, но в виде исключения могла быть приобретена за деньги или дарована властью. В целом для сословной системы была характерна разветвленная иерархия, которая выражалась в неравенстве социального положения и наличии многочисленных привилегий.

Сословная организация европейского феодального общества предусматривала деление на два высших сословия (дворянство и духовенство) и непривилегированное третье сословие (купцы, ремесленники, крестьяне). Поскольку межсословные барьеры были достаточно жесткими, социальная мобильность существовала, главным образом, внутри сословий, включавших множество чинов, рангов, профессий, слоев и т.д. Однако, в отличии от кастовой системы, иногда допускались межсословные браки и индивидуальные переходы из одной страты в другую.

Классовая система - стратификационная система открытого типа, не предполагающая юридического или какого-либо другого способа закрепления индивида за определенной стратой. В отличие от предшествующих стратификационных систем закрытого типа, принадлежность к классам не регламентируется властями, не устанавливается законодательно и не передается по наследству. Она определяется, прежде всего, местом в системе общественного производства, владением собственностью, а также уровнем получаемых доходов.Классовая система характерна для современного индустриального общества, где существуют возможности для свободного перехода из одной страты в другую.

Выделение рабовладельческой, кастовой, сословной и классовой стратификационных систем является общепризнанной, но не единственной классификацией. Она дополняется описанием таких типов стратификационных систем, комбинация из которых встречается в любом обществе. Среди них можно отметить следующие:

физико-генетическая стратификационная система, в основе которой лежит ранжирование людей по естественным признакам:полу, возрасту, наличию определенных физических качеств - силы,ловкости, красоты и др.

этакратическая стратификационная система, в которой дифференциация между группами проводится по их положению во властно-государственных иерархиях (политических, военных, административно-хозяйственных), по возможностям мобилизации и распределения ресурсов, а также по тем привилегиям, которые эти группы имеют в зависимости от своего ранга в структурах власти.

социально-профессиональная стратификационная система, в соответствии с которой группы делятся по содержанию и условиям труда. Ранжирование здесь осуществляется при помощи сертификатов (дипломов, разрядов, лицензий, патентов и т.д.), фиксирующих уровень квалификации и способность выполнять определенные виды деятельности (разрядная сетка в государственном секторе промышленности, система аттестатов и дипломов о полученном образовании, система присвоения научных степеней и званий и т.д.).

культурно-символическая стратификационная система, возникающая из различий доступа к социально значимой информации, неравных возможностей отбирать, сохранять и интерпретировать эту информацию (для до индустриальных обществ характерно теократическое манипулирование информацией, для индустриальных - партократическое, для постиндустриальных - технократическое).

культурно-нормативная стратификационная система, в которой дифференциация построена на различиях в уважении и престиже, возникающих в результате сравнения существующих норм и стилей жизни, присущих тем или иным социальным группам (отношение к физическому и умственному труду, потребительские стандарты, вкусы, способы общения, профессиональная терминология, местный диалект, - все это может служить основанием ранжирования социальных групп).

социально-территориальная стратификационная система, формирующаяся в силу неравного распределения ресурсов между регионами, различий в доступе к рабочим местам, жилью, качественным товарам и услугам, образовательным и культурным учреждениям и т.д.

В реальности все эти стратификационные системы тесно переплетаются, дополняют друг друга. Так, социально-профессиональная иерархия в виде официально закрепленного разделения труд не только выполняет важные самостоятельные функции для поддержания жизнедеятельности общества, но и оказывает значительное влияние на структуру любой стратификационной системы. Поэтом исследование стратификации современного общества не может быть сведено лишь к анализу какого-либо одного типа стратификационной системы.

Социальная стратификация – иерархически организованные структуры социального неравенства (ранги, статусные группы и т. д.), существующие в любом обществе.

В социологии выделяют четыре главных типа стратификации: рабство, касты, сословия и классы. Принято отождествлять их с историческими типами общественного устройства, наблюдаемыми в современном мире или уже безвозвратно ушедшими в прошлое.

Рабство – экономическая, социальная и юридическая форма закрепощения людей, граничащая с полным бесправием и крайней степенью неравенства. Рабство исторически эволюционировало. Существуют две формы рабства:

1) при патриархальном рабстве раб обладал всеми правами младшего члена семьи: жил в одном доме с хозяевами, участвовал в общественной жизни, вступал в брак со свободными, наследовал имущество хозяина. Его запрещалось убивать;

2) при классическом рабстве раба окончательно закабалили: он жил в отдельном помещении, ни в чем не участвовал, ничего не наследовал, в брак не вступал и семьи не имел. Его разрешалось убивать. Он не владел собственностью, но сам считался собственностью хозяина («говорящим орудием»).

Кастой называют социальную группу, членством в которой человек обязан исключительно своим рождением.

Каждый человек попадает в соответствующую касту в зависимости от того, каким было его поведение в предшествующей жизни: если плохим, то после очередного рождения он должен попасть в низшую касту, и наоборот.

Сословие – социальная группа, обладающая закрепленными обычаем или юридическим законом, передаваемыми по наследству правами и обязанностями.

Для сословной системы, включающей несколько страт, характерна иерархия, выраженная в неравенстве положения и привилегий. Классическим образцом сословной организации являлась Европа, где на рубеже XIV–XV вв. общество делилось на высшие сословия (дворянство и духовенство) и непривилегированное третье сословие (ремесленники, купцы, крестьяне).

В Х-XIII вв. главных сословий было три: духовенство, дворянство и крестьянство. В России со второй половины XVIII в. утвердилось сословное деление на дворянство, духовенство, купечество, крестьянство и мещанство. Сословия основывались на земельной собственности.

Права и обязанности каждого сословия определялись юридическим законом и освящались религиозной доктриной. Членство в сословии определялось наследством. Социальные барьеры между сословиями были достаточно жесткими, поэтому социальная мобильность существовала не столько между сословиями, сколько внутри них. Каждое сословие включало множество слоев, рангов, уровней, профессий, чинов. Аристократия считалась воинским сословием (рыцарство).

Классовый подход нередко противопоставляется стратификационному.

Классы представляют собой социальные группы свободных в политическом и правовом отношениях граждан. Различия между этими группами состоят в характере и размерах собственности на средства производства и производимый продукт, а также в уровне получаемых доходов и личного материального благосостояния.

19. Основные элементы культуры

Изучая малые и большие, традиционные и современные общества, социологи, культурологи, антропологи и психологи постепенно выявляли некие элементы, которые обязательно присутствуют в каждой социальной культуре.

В социологии культура рассматривается в аспекте, который непосредственно связан с регулированием поведения человека, социальных групп, функционированием и развитием общества в целом.

В качестве основных, наиболее устойчивых элементов культуры выделяются язык, социальные ценности, социальные нормы, традиции и обряды.

Язык – это система знаков и символов, наделенных особым значением. Он возникает на определенной стадии развития общества для удовлетворения многих потребностей. Основные его функции – создание, хранение и передача информации.

Язык также выполняет роль распространителя (ретрослятора) культуры.

Социальные ценности – это социально одобряемые и принятые убеждения относительно того, к чему человек должен стремиться. Они составляют основу нравственных принципов. В разных культурах могут отдавать предпочтение разным ценностям (героизму на поле брани, художественному творчеству, аскетизму). Каждый общественный строй устанавливает, что является ценностью, а что не является. Нужно отметить, что ценностно-регулятивный механизм представляет собой сложную организованную систему, в которой общую регуляцию поведения человека, помимо ценностей, осуществляют еще и нормы – своеобразные правила поведения.

Социальные нормы – это правила, образцы и стандарты поведения людей в соответствии с ценностями определенной культуры. Нормы выражают специфику, своеобразие той культуры, в рамках которой они функционируют. Культуру, которая указывает на стандарты правильного поведения, называют нормативной культурой. Культурная норма является системой поведенческих ожиданий, образцом того, как люди предполагают действовать. С этой позиции нормы – это средство социальной регуляции поведения индивидов и социальных групп. Обычно социальные нормы опираются на традиции и обряды, совокупность которых образует еще один важнейший компонент культуры.

Обычаи – это привычные, наиболее удобные и широко распространенные способы групповой деятельности, которые рекомендуется выполнять. Если обычаи переходят от одного поколения к другому, они приобретают характер традиций.

Традиции – это элементы социального и культурного наследия, которые передаются из поколения в поколение и сохраняются в течение долгого времени. Традиции функционируют во всех социальных системах и являются необходимым условием их жизнедеятельности. Часто традиции порождают застой и консерватизм в общественной жизни.

Обряд – это совокупность символических коллективных действий, обусловленных обычаями и традициями и воплощающих в себе нормы и ценности. В них отражаются определенные религиозные представления или бытовые традиции. Обряды не ограничиваются одной социальной группой, а относятся ко всем слоям населения.

Обряды сопровождают важные моменты человеческой жизни.