Контроль денег

Скачать орнаменты для резьбы по дереву. Резьба по дереву для начинающих: секреты мастерства от опытных мастеров

Резьба по дереву насчитывает несколько тысячелетий. С той поры, как человек научился строить деревянные жилища, в нём не угасает стремление облагородить его, украсить. Искусство применялось на фасадах зданий, ложках, большинстве музыкальных инструментов. Позднее мода распространилась на мебель, рамки, шкатулки. У многих народов в почёте не только орнаменты, но и скульптуры.

В музеях можно внимательно рассмотреть всё воочию. Здесь представлена резьба по дереву фотографии рисунки и эскизы . Это довольно увлекательное занятие. На каждом континенте приняты свои пропорции и используемый материал. К середине второго тысячелетия течение в развитых странах вылилось в декоративно-прикладное искусство. Шиком стало приглашать знаменитых мастеров во дворцы власть имущих для изготовления мебели и иных аксессуаров.

Расцвет пришёлся на XVIII – начало XIX века, когда плодами трудов искусных резчиков стали пользоваться средние слои населения. Затем, в соответствии с законами истории, отрасль в России (позднее в Советском Союзе) стала сходить на нет. Но она настойчиво цеплялась за жизнь на периферии да среди истинных ценителей народных талантов. В последнее время заметно бурное возрождение, проявляющееся в деталях кресел, диванов, сувенирной продукции, украшения зданий.

В крупных промышленных центрах, губернских городах, небольших посёлках существуют школы художественной резьбы по дереву. Обучают этой профессии в профессионально-технических учебных заведениях, педагогических училищах и даже в институтах. Цель – возрождение отечественных традиций в данной области. В соответствии с развитием общества изменился и подход: применяется не только ручной, но и автоматизированный труд.

Древесина , применяемая для резьбы

Исходным материалом служат разные породы дерева. Самой популярной стала липа. Она наиболее удачно сочетает в себе технические характеристики, необходимые для специалистов. Мягка, имеет плотную ровную поверхность, легко обрабатывается, поддаётся морению, шлифовке, лакированию. Подготовленная правильным образом, не подвергается короблению, растрескиванию.

Применяются другие тонкослойные деревья: клён, яблоня, рябина, ольха, орех, тополь. Берётся за основу и дуб, только он довольно прочен и требует не только сноровки, но и грубой мужской силы. Некоторые используют смолистые хвойные породы, однако они имеют массу недостатков. Отобранные стволы готовят не менее, чем за пару лет до применения. Их тщательно ошкуривают, оставляя кольца коры (по 10-15 см) только на концах. Торцы тщательно обрабатывают раствором глины, краской – таким образом предотвращается появление трещин. Сушку производят под навесами, в сараях с хорошей вентиляцией. Впоследствии всё это добро распускается на доски и плахи.

Инструменты для резьбы

Теперь мастер, получив исходник, приступает к работе. Для этого ему необходимы многофункциональные помощники – резцы простых и замысловатых конфигураций. К ним относятся:
  • Нож-косяк. Изготавливается из прочной доброкачественной стали. Имеет, как и все инструменты, удобную для захвата ручку. Лезвие скошено под углом 60 градусов. Выступает на 5-7 см. Затачивается с обеих сторон. Выполняется из стамески, ножа, ножовочного трубного полотна.
  • Обычные прямые стамески, продающиеся в магазинах. Желобковые, изогнутые, фигурные;
  • Деревянная столярная киянка;
  • Ножовки;
  • Шило;
  • Циркуль;
  • Набор бархатных напильников;
  • Ручной и электрический лобзики;
  • Коловорот;
  • Дрель;
  • Мелкая наждачная бумага;
  • Порошок пемзы;
  • Материал для морилок;
  • Кисти. Тампоны. Валики;
  • Отделочные лаки;
  • Желателен электрический многофункциональный станок.

Виды резьбы по дереву

Художественно-прикладное искусство различает следующие виды резьбы:
Плосковыемчатая, именуемая геометрической. Название получила по применяемым треугольникам, окружностям, овалам, квадратам, прямым и изломанным линиям, розеткам. Ею же можно выполнить растительный орнамент. Ими украшаются наличники усадеб, фронтоны, карнизы, входные калитки, ворота во двор, простенки, крылечки.

Плоскорельефная. Фон здесь выбирается вокруг орнамента, на точно заданную глубину. Затем все края тщательно заоваливаются. Второй способ – заглубление в древесину орнамента, фон остаётся в первозданном виде. Сейчас мало кто занимается этим вручную, применяя для этого фрезерные станки. Многие на следующем этапе обработки чеканят поверхность, скрывая погрешности. Другие вырезают мелкие канавки, желобки, клеточки. В этих операциях незаменимы мелкие резцы.

Прорезная. Похожа на предыдущую, если бы у неё удалить фон. Используется в производстве шкатулок, рамок. Для выразительности снизу добавляется красивая цветная ткань, на худой конец, – бумага. Ажурный рисунок придаёт изделию шарм, воздушность.

Рельефная. Одна из самых сложных, однако обладает огромной декоративностью. Она с давних пор употребляется в различных аспектах быта. Если к ней добавляется позолота да ещё и масляная роспись – глаз не оторвать. Само слово «рельеф» означает выпуклость. Совокупность всяких неровностей представляет кору Земли. В данной профессии – это обыкновенный выпуклый орнамент, расположенный на ровной поверхности. Есть подвиды. Барельефом означают комплекс орнаментов, чьё-либо изображение, возвышающееся на величину меньше1/2 толщины. Горельеф – больше одной второй толщины скульптуры.

Объёмная (скульптурная). Здесь предмет отделывается с разных ракурсов, с нескольких сторон, возможно и вкруговую. Яркий тому пример – ножки резной мебели.

Применение резьбы

Накоплен богатый опыт, имеется много материала. Резьба по дереву - фотографии рисунки и эскизы используются для создания декора в мебельной промышленности. Она представляет внушительный ассортимент, составленный из элементов для интерьера, украшения стульев, столов, кроватей, кресел, диванов. Компании отошли от ручного труда и активно используют станки с программным управлением. Методы 2D и 3D позволяют получать любые комплектующие с необыкновенной точностью и чистотой обработки. Следует добавить, что используется любая древесина и даже МДФ.


Деревянная мебель с качественным декором является непререкаемым признаком отличного вкуса, поднимает статус владельца в глазах родственников, друзей и знакомых. Технологии на должной высоте. Есть полная возможность имитации Классицизма, Модерна, Ренессанса, Рококо, Ампира, Готики, Ар Деко, Барокко. Всё выполняется тщательно, с отличным художественным вкусом, на высоком профессиональном уровне.


Мастера с удовольствием занимаются реставрацией дворцов, старинных усадеб. Сочетание квалификации, фантазии, умения позволяют дизайнерам составлять новые уникальные композиции. Накладки, рамы, капители поражают воображение изяществом линий, полным подражанием выбранному стилю. Круглые, овальные, прямоугольные розочки представляют собою цветы, наборы листьев. Дойдя к нам со времён древних греков, великолепно дополняют мебель.

Товара нынче несметное количество. К примеру, домовые наличники делаются нынче из клееного материала. Потому не изменяют формы, размера, не растрескиваются под воздействием атмосферных перепадов. Ни один прохожий не пройдёт равнодушно, обязательно заглядится на рукотворную красоту. Без резьбы по дереву не обходится ни одно производство лестниц, балюстрад, фасадов, балконов. Кронштейны и консоли призваны поддерживать выступающие части здания, интерьера. Восхитительны в виде завитков (волют), хотя могут быть в виде треугольников или прямоугольников.

Резной погонаж применяется для употребления молдингов, резных плинтусов, оконных и дверных багет. Карнизы не только привнесут шик, изящество, но и подчеркнут статусность и благосостояние владельца коттеджа или просторной квартиры. Интересно смотрятся двери, где все углы сходятся в единый, логичный, законченный рисунок. А какие неподражаемые у нас балясины! Цилиндрические, плоские, скульптурные. Каждая модель смотрится идеально, эффектно, завораживающе. Из всего многообразия подбирается оптимальный вариант для собственного интерьера.


Герба популярны в дизайне помещений, исполненных в стилях прошлых веков. Семьи, имеющие богатые родословные, знающие, что их предки имели дворянский титул, стараются украсить особняки фамильными гербами. Это в какой-то мере утешает их тщеславие, погружает в воспоминания о былом величии фамилии.

Затейливые орнаменты, рисунки, вязи на «старинных» сундуках, триумфально вернувшихся к их поклонникам, не перестают восхищать. Сложность по-настоящему впечатляет. В них заключена энергия вечности и доброты. Радуют взор шкатулки разных размеров. Каждая деталь подогнана до сотой миллиметра. Ничего лишнего. Сплошной блеск и очарование. Такое великолепие непременно хочется подарить любимой женщине для хранения всяких безделушек. Не забыты самые маленькие резные декоративные элементы.

Видео по резьбе по дереву и применение в интерьере


Контурная резьба по дереву, являясь разновидностью геометрической резьбы, требует некоторого опыта. Без привычки трудно прорезать абсолютно ровные линии без зазубрин и сколов. Не очень сложная техника сочетается с максимальной детализацией, благодаря чему получаются красивые резные изделия.

Пример контурной резьбы по дереву

Резьба по дереву представляет собой надрезание и подрезание деревянного материала. В результате из-под ножа резчика выходят готовые контурные рисунки. Очертания предметов, пейзажные композиции, цветочные коллажи находят свое воплощение преимущественно в деревянных панно.

Как же осуществляется сам процесс работы по древесине? Как получаются красивые картинки? Всю работу над куском дерева, который впоследствии становится произведением искусства, можно разделить на этапы:

  1. Первоначально выбирают изображение.
  2. Рисунок переводят на .
  3. С трафарета делают .
  4. Производится резьба по дереву.
  5. Готовое панно зашкуривается, шлифуется, вскрывается лаком.

Особенного мастерства требует резьба по дереву, эскизы которой предполагают выполнение сложного узора.

Подборка эскизов для контурной резьбы по дереву

Каждая прочерченная линия должна быть ровной и четкой. Для рисунков в конкретном случае мастер принимает сам решение, насколько глубоко должны прорезаться линии. От этого зависит выразительность изображения на дереве.

По технике контурной резьбы по дереву изготавливаются шкатулки, крестики и другие изделия, где необходимо воспроизводить очертания цветов, животных, людей. Работа осуществляется, как на естественной древесине, так на тонированной, а также на фанере.

Техника работы

Приемы резьбы по дереву разделяются на прорезывание линий и завитков. Линии сначала надрезают, потом подрезают. При этом используют специальный острый нож — косяк. Лезвие ножа должно располагаться к работе под небольшим наклоном с вертикального положения. Таким способом осуществляется надрезание.


Пример техники контурной резьбы

Затем наклон делается в противоположную сторону. Подрезается надрезанная часть дерева. При прорезывании контурных канавок косяк зажимают в кулаке, другой рукой направляют движение лезвия. В процессе подрезания важно, чтобы из-под ножа выходили ровные полоски дерева. Если получаются опилки, неровные полоски, красивых линий не будет.

Читайте также

Деревянные резные узоры

Резьба по дереву с целью вырезания завитков и округлых линий предполагает использование различных стамесок. Но бывалые мастера умеют вырезать извилистые контурные узоры при помощи только одного косяка.
Техника надрезания завитков, небольших окружностей такова.

Техника прорезной резьбы по дереву

Стамеску держат в кулаке, делая небольшой наклон к центру окружности. Лезвие углубляют в древесину на несколько сантиметров, после чего поворачивают дощечку по кругу по оси. Затем делают подрезание. Также осуществляется вращение по оси с отрезанием надрезанного кусочка древесины. Дальше радиус при необходимости увеличивают.

Для резьбы по дереву применяют плоские и округлые стамески. Опытный мастер, зная назначение каждой, может вырезать самый замысловатый узор. Верхом мастерства является контурная резьба с подушкой. Получаемый узор по центру выглядит как бы приподнятым над остальной его частью. В действительности различается лишь глубина канавок. По центру она может делаться большей, по краям — меньшей.

Деревянные узоры на фанере

Резьба на фанере несколько отличается от резьбы по дереву. Работа с материалом предусматривает выполнение нескольких техник. К ним относятся:

  • выполнение контурного выпиливания;
  • выполнение резьбы;
  • ажурная резьба;
  • комбинированная резьба.

По методу выпиливания вырезают контурные изображения животных, фигурки людей, цветы. В результате образуется выпуклое изображение на ровном фоне. Контурная резьба предполагает вырезание сложного рисунка путем нарезания и подрезания. В итоге выходит рельефный изысканный узор.

Ажурная резьба предполагает сквозное прорезывание деталей рисунка. Узор, выполняемый в этой технике, самый трудоемкий и красивый. Изделие напоминает воздушное кружево. Комбинированная контурная резьба объединяет сразу 2 и более техник.

Процесс выполнения прорезной резьбы

Чаще всего применяют одновременно для ее изготовления ажурную резьбу и технику контурного выпиливания, контурную резьбу и выпиливание. Резьба по фанере хотя и более трудоемкое занятие, но ее выполнять легче. Все дело в материале. Дерево твердых пород труднее поддается обработке, чем фанерные образцы.

Техника резьбы на фанере

Перед началом работы делается заготовка, она шлифуется, выкрашивается при необходимости в темный тон нитрокраской. Дают заготовке просохнуть и снова прокрашивают. На готовый образец наносится рисунок или эскиз при помощи туши, гуаши. Иногда вместо этого применяются трафареты. Все изгибы рисунка вырисовываются по заготовленной форме.

Геометрическая резьба по дереву состоит из разных элементов, имеющих геометрическую форму, и выполняется одним резаком. может быть: линии, квадраты, трехгранные и четырехгранные углубления и т. д. Эта техника позволит сделать даже резные работы таких форм – листки, цветы, ягоды, колосья. Если развивать умение, то она перейдет в форму контурной резьбы.

Оригинальная шкатулка выполненная геометрической резьбой

Можно поискать в интернете или придумать самому. Геометрическая резка довольно проста в исполнении, для этого потребуется: резак, пара полукруглых стамесок. Уроки геометрической резьбы покажут, как можно играть светотенью и необычными узорами. Особенно это красиво в разных треугольниках, ногтевидной резке и трехгранно-выемчатой форме. Такая резка позволяет полировку и матовую отделку.

Для резьбы треугольно-выемчатой вам нужен только нож-косяк, у него имеется скошенное лезвие. В дополнение нужны следующие инструменты:

  • стамеска плоская, шириной 2 см;
  • стамеска полукруглая;
  • ножовка;
  • напильники: круглые, квадратные, полукруглые;
  • линейка;
  • карандаш простой;
  • циркуль;
  • ластик.
Элементы и узоры для выполнения геометрической резьбы по дереву

Технология резки проста, но каждая составляющая играет свою роль в работе.

Древесина

Древесина бывает следующих типов: твердая, очень твердая и мягкая. Для новичков лучше использовать мягкую древесину, она легче поддается работе (липа, сосна или осина).

Липу достать сложнее, чем остальные виды, так как она часто используется у профессионалов. Сосна имеет недостаток – при резке колется.

Осина хороший вариант для работы. Есть много наглядных фото, какое дерево должно быть, и как выглядят продольные волокна, вдоль которых нужно вести работу.

Подготовка к работе

Для первого урока нужна дощечка размером 170 на 110 мм и толщиной 2 см. Эскизы для этой работы будут приведены ниже. Поверхность доски нужно отшлифовать шкуркой. Теперь используя линейку и простой карандаш расчертим всю поверхность дерева клетками по 5 см.


Узоры для резьбы по дереву

Потом рисуем все фигурки, как показано ниже на рисунке. Всего получилось 7 фигур: сколышки, ромбы, витейка, пирамидка, звездочки, квадратики и розетка. Из этих фигур потом можно складывать новые узоры. Фотография, на которой видно какие композиции можно составить из одних элементов, как смотрится композиция после обработки и покраски древесины.

Сколышки –первая фигура

В треугольно-выемчатой резьбе весь процесс состоит из двух операций – наколка и подрезка. Это простые движения, которые легко выполнимы на практике. Берем нож в руку, большой палец ложится на скошенную часть рукояти.
Надавите на резак в вертикальном положении, чтобы он углубился на несколько мм, потом опускаем лезвие под углом для пересечения линии боковой ножа в соответствии с разметкой. Таким же образом делается накол и с левой стороны треугольника.


Для подрезки требуется:

  • режущую часть ножа приложить к левой стороне треугольника, так он соединится с вершиной своим скосом;
  • отводим ручку ножа, назад соблюдая параллель между правой стороной узора и режущим лезвием (это движение делается кистью руки, как будто натягиваем лук);
  • надавливаем на нож, возвращаясь в первое положение кисти; так носик ножа оказывается на вершине, а режущая часть на правой стороне треугольника.

Читайте также

Скульптурная резьба по дереву

Подрезанный треугольник отколется в итоге, отсюда и название – «сколышек». Это движение называется «выстрел». Когда делаете его, старайтесь держать угол 45 градусов. Рисунок выходит простым с этой фигурой, но это основа геометрии.

Меры безопасности

Все движения должны идти от кисти руки, это упрощает работу и снимает нагрузку с плеча.


Рабочая рука (в которой находится резак) плотно прижимается к рабочему столу, чтобы освободить движения кисти. Когда удерживаете заготовку свободной рукой, необходимо следить за расположением пальцев, чтоб они не были на рабочей части, когда идет процесс резки.

Ромбик – вторая фигура

Орнаменты для геометрической резьбы составляют простые детали, такие как сколышки и ромбики. Ромб состоит из двух треугольников, соединенный своими основаниями.

Технология та же, только сначала нужно вырезать верхний ряд, а потом повернуть доску и сделать нижний.

Витейка – третья фигура

Заключается в освоении основных приемов резьбы и основных фигур. Витейка – это та же разновидность сколышек. Они просто смещены в сторону по отношению друг к другу.


Фигуры для геометрической резьбы

В результате получится извилистая дорожка. Для этого нужно вырезать и наколоть нижние треугольники, а повернув дощечку – верхние. Так мы увидим, что посередине остается «змейка».

Пирамида – четвертая фигурка

Первые узоры были самые простые. И справиться с ними можно без труда. Следующие будут тяжелее в выполнении, так как они состоят из нескольких треугольников и располагаются в определенном порядке по отношению друг к другу.
Так пирамида состоит их трех треугольников, она имеет в центре точку соприкосновения всех углов. Поэтому при резке данной фигуры, каждый элемент при накалывании соприкасается с одной и той же точкой несколько раз. Самое главное — подрезка выполняется по направлению слоя древесины.


Если резать поперек, то получаться нежелательные сколы, которые испортят узоры.

Звездочка – пятая фигура

Орнаменты геометрической резки могут быть разнообразны, но в основном состоят из одних элементов, которые компонуют вместе. Также и с фигурой звездочка. Она состоит из четырех пирамид, и эту фигуру несложно будет сделать. Просто нужно последовательно вырезать одну за другой четыре пирамидки.

Квадраты – фигура шестая

Этот элемент явно отличается от всех остальных. В нем нет треугольников, и вырезается он совсем иначе, чем все фигуры. Этот метод резки называется – соломка. Многие эскизы, включают в себя именно квадраты. Они могут являться как каемкой работы, рамкой, так и частью основных элементов рисунка.
Режется эта фигура таким образом:

  • отступаем от разметки на 1 мм справа, держа нож под углом в 45градусов, углубляем его на 2 или 3 мм и режем вдоль линии до конца;
  • с левой стороны полоски делаем все также;
  • делаем прокол в конце и начале полосы, при этом нож направлен вертикально.

Сделать свой дом запоминающимся и красивым мечтает любой хозяин. Если дом уже не новый, это не так просто. Одна из возможностей — резные наличники. Они даже обычную «коробку» превратят в шедевр.

Материал для наличников

Резные наличники делают в основном из древесины хвойных пород. Оптимальный вариант — сосна, нормально режется, недорога, из-за высокого содержания смол долговечна. В принципе, можно использовать любую другую хвойную доску, но лучше не пробовать с еловой: слишком она волокнистая, не режется даже самым острым инструментом.

Можно делать резные наличники и из лиственных пород — липы (самая мягкая), тополя, клена, дуба, вишни и т.д. Но с каждой породой надо уметь работать, набивать руку и нет гарантии, что получится что-то удобоваримое, а древесина лиственных пород стоит дорого. Поэтому делают наличники на окна чаще все-таки из сосны. Надо только обратить внимание на качественные характеристики.

Резные наличники на окна — способ сделать свой дом уникальным

Если есть древесина или доска, пролежавшая 3 года и более, можно использовать ее: она уже точно сухая, только потребуется обработка и калибровка. Если дома нет деревообрабатывающего оборудования (рейсмуса и циркулярной пилы), нужна будет обрезная доска. Под резные наличники подойдет древесина первого или высшего сорта. Это значит, что на доске не должно быть сучков, сколов, смоляных карманов. Древесину берите камерной сушки, с влажностью не более 8-12%. На рынках такая не продается, искать надо на пилорамах и в строительных магазинах.

Почему камерной сушки? Потому что ее сушат в специальной камере, ускоренно выводя влагу. При этом часть досок трескается, выгибается — эти идут в отбраковку, остальные продают. Если вы будете делать резные наличники из древесины камерной сушки, их точно не покорежит и они не потрескаются.

Инструменты

Чтобы сделать резные наличники своими руками, понадобится следующий минимальный набор:

  • дрель с набором сверл;
  • электрический лобзик с плавным пуском и кучей разных пилок по дереву;
  • стамески;
  • наждачная бумага с зерном разного размера;
  • лепестковый диск из наждачной бумаги по дереву на дрель.

Для сокращения времени, которое потребуется на создание резных узоров и шлифовку, лучше иметь фрезер и шлифовальную машинку.

По одной или оптом?

Резные наличники состоят обычно из повторяющихся элементов. По крайней мере, две вертикальные рейки на каждом окне делают одинаковыми. А так как оформляются обычно несколько окон, одинаковых элементов требуется много. Если наличники собираетесь делать прорезные, закономерно возникает желание вырезать одновременно несколько штук, сложив доски стопкой и как-то их зафиксировав.

Желание понятное, но сложно реализуемое, да и выгоды во времени не так велики, как кажется. Первая сложность — у домашних мастеров обычно в наличии лобзики не слишком большой мощности. Чтобы прорезать несколько досок, приходится медленнее двигать пилку вдоль намеченного рисунка. На прямых линиях скорость еще терпима, на закруглениях — низкая. И, чем меньше радиус изгиба, тем медленнее приходится двигать пилку. Если вы работаете с одной доской, таких проблем нет. Так что по времени выигрыш если и есть, то совсем небольшой.

Еще один момент. Даже толстые, хорошие, дорогие пилки при большой толщине обрабатываемого изделия отклоняются. Так что, при одновременном резе нескольких досок, качество прорези на нижней (или двух) остается под большим вопросом.

Порядок изготовления наличника с прорезной резьбой

Желаемый рисунок при помощи шаблона переносим на доску (где его взять, как увеличить, как сделать шаблон читайте ниже). При необходимости поправляем, хорошо прорисовываем детали. Дальше порядок действий опишем пошагово.

Убираем древесину в прорезях рисунка


Так как на резьбу будут смотреть издалека, некоторые неточности несмертельны, но стремиться к идеалу все-таки стоит.

Делаем фигурный край

Некоторые наличники имеют ровный край. Тогда этот этап пропускаем. Если край фигурный, придется еще поработать лобзиком.


Если рез сложный, могут оставаться не слишком привлекательные места. Это не страшно, их потом обработаем, где надо — стамесками, тем же лобзиком, наждаком. Когда вы останетесь довольны результатом, можно двигаться дальше.

Окончательная доработка

Владельцы деревянных домов, наверняка знают все о том, как надо обрабатывать древесину. Но, на всякий случай, повторим еще раз общие правила.


Выбор лакокрасочных материалов очень широк. Подходят любые для наружных работ. Но учтите, что укрывистые краски придется периодически обновлять — раз в год так точно. А это значит — снимать старую краску, грунтовать, красить снова. Проще дело обстоит с маслами для дерева — они не дают пленки на поверхности древесины, а впитываются в волокна. Обновлять покрытие тоже надо, но просто очистить от пыли и покрыть новым слоем. И частота обработки меньше. Минусы масла для дерева — выше цена, меньшее количество цветов.

Как увеличить шаблон

Простые резные наличники можно делать и без шаблонов. Несколько примеров будет в видео — там показано, как расчертить, как вырезать. Но более-менее сложные узоры рисовать самостоятельно получится далеко не у всех. Нужен навык, да и талант. Самый простой способ — найти схему, распечатать ее в нужном размере, перенести на картон и вырезать. Получится шаблон, который можно обводить.

Второй способ: срисовать с фотографии. Далеко не все схемы можно найти. Некоторые, особенно старинные оконные наличники, вы нигде не найдете. Если есть хоть некоторые способности к рисованию, их можно срисовать.

Даже такой орнамент можно срисовать… если есть навык

Могут возникнуть вопросы по поводу того, как увеличить размер найденной схемы или шаблона. Есть три варианта:

  • При помощи любого графического редактора. Самый простейший — Paint — есть в любом компьютере работающем с Windows (вкладка «Изображение», строка «Изменить размер изображения», выберите «сантиметры» и в окошке поставьте нужную длину (высоту). Полученный файл можно будет распечатывать. Если принтер малого формата, может потребоваться разбиение на несколько страниц. Их потом следует склеить и, по полученному рисунку, сделать шаблон.
  • При помощи ксерокопии. У ксероксов есть функция масштабирования.
  • Взяв миллиметровую бумагу, переносить рисунок в нужном масштабе. Для этого исходное изображение разбиваем на квадраты со стороной 0,5 или 1 см (можно напечатать на листке в клетку). Потом переносим линии на миллиметровку, увеличивая их в нужной пропорции.

Первые два способа более быстрые. Но при масштабировании рисунок может получиться нечетким и размытым. Его можно поправить руками, можно отрисовать в каком-то редакторе, например, CorelDRAW. Как это сделать смотрите в видео. Как раз пример прорисовки схемы для резьбы.

Видео по теме

Схемы, шаблоны, узоры

Стиль совершенно другой…

При декорировании жилого помещения можно использовать разнообразный материал, но традиционно для этих целей используют дерево. На сегодняшний день художественная обработка ведется с применением огромного числа техник, но, пожалуй, самые эффектные результаты получаются при применении прорезной резьбы по дереву.

Технологию не назовешь сложной, но получаемые в итоге изделия поражают своей красотой и изяществом. Более подробно об этой технике мы расскажем дальше.

Что представляет собой резьба?

Сквозное высверливание и прорезание какого-либо фона составляют суть ажурного прорезывания. По завершении работ получаются легкие и воздушные узоры. Существуют сквозной и накладной варианты резьбы. Первый вариант создает нужный эффект при просвете, второй подразумевает накладывание на какой-либо фон (основу).


Чтобы сделать сквозное прорезание древесины используют сверла, специальные стамески, пилки. Самым подходящим инструментом будет электрический лобзик, позволяющий быстро и без особых сложностей выполнить практически любой рисунок.

Сам процесс работы предполагает наличие заранее подготовленных чертежей для прорезной резьбы. Поэтому рассмотрим кратко некоторые шаги, которые важно пройти на предварительном этапе.

Подготовительный этап

Тем, кто занимается резьбой впервые, имеет смысл сфокусировать свое внимание на теории. Печатные издания, сайты рукоделия предоставят исчерпывающую информацию о рассматриваемом способе декорирования.

После изучения технологии стоит подготовить инструменты, при необходимости приобрести их в магазине. Кроме лобзика могут понадобиться стамески разных размеров, дрель и сверла, резаки, расходные материалы для шлифовки и т.д.


Еще одной важной вехой на этом этапе станет выбор узоров и эскизов будущего украшения. Последние можно попробовать сделать самому или найти подходящие в сети, благо специализированных сайтов по этой тематике предостаточно. Распечатка в нужном масштабе завершит предварительный этап.

Древесина

Главными требованиями к материалу являются его сухость и качество. Немало заготовок есть в специализированных магазинах, посвященных ручной работе. Подходящая древесина бывает в строительных магазинах и на лесопилках.

Кроме того, можно неплохо «поживиться» на мебельных предприятиях, где всегда в наличии большое количество ненужных обрезков. Еще один возможный вариант – ящики и поддоны, бывшие в употреблении.

Качество работы зависит не только от мастера, но и от породы и сорта древесины. Каждая имеет уникальные свойства, что немаловажно при наличии конкретных творческих целей. Рассмотрим вкратце некоторые варианты материала.

Сосна является самой доступной и недорогой породой. Однако подходит она лишь в редких случаях. Причин несколько: смолистость, разная плотность слоев, заметная текстура, мешающая при создании мелкого рисунка.

Осина считается мягким материалом и для новичка малоподходящим. Ее легко резать, древесина мнется и нужен большой опыт для работы с ней.

Береза и липа отличаются превосходной структурой, имеют нужную плотность, что дает возможность воплотить даже самые смелые эскизы прорезной резьбы.


Слива превосходна ввиду своей податливости в обработке, в то же время она обладает нужной твердостью. Мелкий рисунок и женские украшения из сливы станут превосходным изделием в руках мастера. Новичкам тоже стоит попробовать себя на этом материале.

Во избежание последующего растрескивания и искривления прорезного изделия важно помнить о сухости материала. Произвольная сушка в тепле и с хорошей вентиляцией помещения станет самым оптимальным способом. Доски ставятся на торец и на плашки для обеспечения доступа воздуха ко всем сторонам.

Творческий процесс

Работа по дереву начинается с переноса рисунка на заготовку. Для этого на предварительном этапе готовились все шаблоны. Когда рисунок нанесен на деталь, наступает этап рассверливания отверстий рядом с проведенными линиями.

Сверло должно быть такого диаметра, чтобы в полученное отверстие легко прошла пилка лобзика. Там, где не получается осуществить пропилы лобзиком (слишком мелкий рисунок и крутые изгибы), используют узкое ножовочное полотно.

Опытные мастера советуют использовать пили с мелкими зубьями, в противном случае края прорезей будут иметь рваный контур и изделия потеряет эстетичность. Сверлить желательно перьевыми сверлами, заранее подготовив тонкое отверстие.

От рваных краев при прорезной резьбе по фанере помогает приклеивание плотной бумаги с обратной стороны заготовки. Новичкам лучше пробовать выполнять простые узоры с крупными деталями и минимальным количеством углов.

Финишная обработка

Доработку изделия совершают для получения ровных и чистых краев. Используют стамески, на труднодоступных участках пригодится острый нож.

Зачистку ведут при помощи наждачной бумаги, надфиля или абразивного круга. Готовое изделие шлифуется с двух сторон до получения должного внешнего вида.

Взглянув на фото прорезной резьбы, становится понятно, что полученные узоры являются превосходным декоративным элементом для мебели, оконных наличников, карнизов. Изящность изделия дает возможность создавать превосходные женские украшения, оформлять ширмы и многое другое.

Фото прорезной резьбы