Контроль денег

Правовое регулирование финансовой деятельности сельскохозяйственных коммерческих организаций в условиях рынка аминева аида даниловна. Правовое регулирование коммерческой деятельности

Введение 3
1.Правовая природа финансовой деятельности коммерческих организаций 5
2.Виды и содержание финансовой деятельности некоммерческих организаций 9
Заключение 14
Список использованной литературы16
Введение
Гражданский кодекс РФ использует три критерия классификации юридических лиц. При этом, как мы убедимся позже, раскрытие этих критериев способствует исследованию названных выше трех признаков, характеризующих корпорацию как коммерческую организацию. Необходимо отметить этот факт, поскольку критерии классификации формулируются на уровне закона, что, несомненно, свидетельствует об их значимости и, кроме того, позволяет представить юридическое лицо более объемно и содержательно.
В качестве первого классификационного критерия юридических лиц выступает основная цель деятельности.
С помощью этого критерия в начале параграфа дано определение коммерческой организации.
Действительно, в соответствии со ст. 50 ГК РФ все юридические лица по основной цели деятельности делятся на два вида:
 коммерческие организации, т.е. организации, преследующие в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли;
 некоммерческие организации, т.е. организации, не имеющие в качестве основной цели извлечение прибыли.
Таким образом, извлечение прибыли как основная цель деятельности юридического лица является важнейшим признаком коммерческой организации. В порядке сравнительного анализа рассмотрим этот признак, а также положение организации, где такой признак отсутствует (некоммерческие организации).
Прибыль - обобщающий показатель финансовых результатов хозяйственной деятельности. Определяется как разность между выручкой от хозяйственной деятельности и суммой затрат на эту деятельность. Различается прибыль балансовая и чистая. Балансовая прибыль - общая сумма прибыли за определенный период, отражающаяся в бухгалтерском балансе. В балансовую прибыль включается прибыль от реализации разного рода продукции, работ, услуг и внереализационных операций (разность между штрафами, пенями, неустойками, полученными и уплаченными, арендная плата от сдачи в аренду имущества и др.). Чистая прибыль - это часть балансовой прибыли, которая остается в распоряжении юридического лица после уплаты налогов, рентных и других платежей в бюджет.
У некоммерческих организаций иная цель деятельности, и тем не менее законом допускается извлечение прибыли, но в данном случае эта цель рассматривается не как основная, а как сопутствующая и второстепенная. Таким образом, у некоммерческой организации также может быть прибыль, тем более что в п. 1 ст. 50 ГК РФ прямо указывается на возможность получения прибыли некоммерческой организацией.
Так в чем же разница? В той же ст. 50 ГК РФ находим ответ: в коммерческих организациях прибыль может распределяться между учредителями, а в некоммерческих организациях такое распределение не допускается.
Гражданский кодекс РФ четко определяет источник получения этой прибыли - предпринимательская деятельность.
Настоящая же работа посвящена вопросу правового регулирования финансовой деятельности коммерческих организаций и состоит из введения, двух разделов, заключения и списка использованной литературы.
Заключение
Неизменным признаком предпринимательской деятельности субъекта хозяйствования является извлечение прибыли, выступающей целью и критерием оценки предпринимательской активности, базовым фактором конкурентоспособности организации на рынке, источником расширенного воспроизводства капитала. Специфика деятельности некоммерческой организации проявляется в трансформации права собственника средств производства на капитализацию инвестированных средств в его обязательства по использованию прибыли исключительно на обеспечение производства общественных благ в соответствии с назначением некоммерческой организации. Предусматривается запрет на распределение прибыли между собственниками (участниками) имущества. В данном случае, прибыль становится одним из основных источников воспроизводства общественных благ. Это вызывает сомнения в возможности определения данной части дохода некоммерческой организации в ее общеэкономическом содержании. Прибыль, как экономическая категория, является формой вознаграждения собственника капитала за предоставленные факторы производства, производительные усилия, понесенный риск. При осуществлении деятельности некоммерческими организациями прибыль теряет функцию мотивации предпринимательской активности собственника капитала и положение источника расширения факторов производства услуги (товара).
Одновременно стоит отметить, что основной формой экономической выгоды, получаемой некоммерческой организацией в результате рыночной реализации услуг (товаров), а также ее активов, является доход. При анализе доходов некоммерческой организации целесообразно разделение валового и чистого дохода. Валовой (совокупный) доход отражает общий объем денежных средств, получаемых некоммерческой организацией от оказания услуг и иных видов приносящей доход деятельности. Чистый доход соответствует разнице между величиной валового дохода некоммерческой организации и издержками, обусловленными оказанием услуг и выполнением иных операций. Чистый доход некоммерческой организации отражает стоимость реализованных услуг (товаров) в части, превышающей фактическое использование ресурсов на их производство (в стоимостном выражении) и направляемой на воспроизводство общественных благ в соответствии с назначением некоммерческой организации.
Аналогом показателя рентабельности для некоммерческих организаций может являться величина чистого дохода некоммерческой организации, которая может корректироваться исходя из направлений использования мобилизованных финансовых ресурсов, что имеет целью отразить возможный прирост дохода при более эффективном (выгодном) размещении соответствующих ресурсов. Эта величина свидетельствует о степени рациональности использования ресурсов некоммерческой организации и является критерием целесообразности ведения приносящей доход деятельности. Данный показатель может являться одним из критериев распределения бюджетных средств при выполнении государственного (муниципального) задания на оказание услуг.
Список использованной литературы
Нормативные правовые акты
1. Гражданский кодекс Российской Федерации часть первая от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ, часть вторая от 26 января 1996 г. № 14-ФЗ, часть третья от 26 ноября 2001 г. № 146-ФЗ и часть четвертая от 18 декабря 2006 г. № 230-ФЗ (с изменениями от 26 января, 20 февраля, 12 августа 1996 г., 24 октября 1997 г., 8 июля, 17 декабря 1999 г., 16 апреля, 15 мая, 26 ноября 2001 г., 21 марта, 14, 26 ноября 2002 г., 10 января, 26 марта, 11 ноября, 23 декабря 2003 г., 29 июня, 29 июля, 2, 29, 30 декабря 2004 г., 21 марта, 9 мая, 2, 18, 21 июля 2005 г., 3, 10 января, 2 февраля, 3, 30 июня, 27 июля, 3 ноября, 4, 18, 29, 30 декабря 2006 г., 26 января, 5 февраля, 20 апреля, 26 июня, 19, 24 июля, 2, 25 октября, 4, 29 ноября, 1, 6 декабря 2007 г., 24, 29 апреля, 13 мая, 30 июня, 14, 22, 23 июля, 8 ноября, 25, 30 декабря 2008 г., 9 февраля, 9 апреля, 29 июня, 17 июля 2009 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации, 5 декабря 1994 г., № 32, Ст. 3301.
Специальная литература
1. Суханов Е.А. Некоммерческие организации как юридические лица // Хозяйство и право. 1998. № 4. С. 11
2. Сидоров В.Н. Правосубъектность некоммерческих организаций. - М., 2009.
3. Чаркин С.А. Правовой статус сельскохозяйственных кооперативов // Современное право. 2013. № 5.
4. Беляев К.П. О делении юридических лиц на коммерческие и некоммерческие в гражданском законодательстве // Актуальные проблемы гражданского права / Под ред. С.С. Алексеева. - М., 2010.
5. Фалеев Ю.В. Теоретико-методологические основы некоммерческого хозяйствования в России. - М., 2009.
6. Суханов Е.А. Некоммерческие организации как юридические лица // Хозяйство и право. 2013. № 4. С. 11.
7. Сидоров В.Н. Правосубъектность некоммерческих организаций. - М., 2009.
8. Чаркин С.А. Правовой статус сельскохозяйственных кооперативов // Современное право. 2013. № 5.
Материалы судебной практики
1. Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 17 марта 2004 г. № Ф08-917/2004-368А // СПС "Гарант".

Производственно-хозяйственная деятельность - это урегулированные нормами права общественные отношения, складывающиеся в сфере производства, переработки и реализации сельскохозяйственной продукции с целью получения прибыли. Основной целью деятельности сельскохозяйственных предприятий можно назвать обеспечение населения Республики Беларусь продуктами питания, а целью сельскохозяйственной промышленности - обеспечение населения сельскохозяйственным сырьем на основе рационального использования природных ресурсов .

Особенностью деятельности сельскохозяйственных предприятий является их многоотраслевой характер . Так, выделяют основные отрасли - растениеводство , животноводство и вспомогательные отрасли - переработку продукции сельскохозяйственной, ремонтные и строительные работы, производство товаров народного потребления и т.д.

Важным моментом производственно-хозяйственной деятельности любого сельскохозяйственного предприятия является его специализация, т.е. сфера деятельности предприятия.

В Республике Беларусь сельскохозяйственным предприятиям предоставляется право самостоятельно планировать свою деятельность на основе заключаемых хозяйственных договоров и определять перспективы развития исходя из спроса на работы, услуги, и необходимости обеспечения производственного и социально-бытового развития предприятия. Оно может самостоятельно выбирать направления деятельности, структуру и объемы производства.

К нормативным правовым актам в сфере правового регулирования производственно-хозяйственной деятельности коммерческих сельскохозяйственных предприятий следует отнести:

Гражданский кодекс Республики Беларусь;

Закон Республики Беларусь ""О крестьянском (фермерском) хозяйстве"";

3) Указ Президента Республики Беларусь от 02.02.2001 № 49 ""О некоторых вопросах организационно-правового обеспечения деятельности колхозов"".

Так, например, Закон ""О крестьянском (фермерском) хозяйстве"" предусматривает в ст. 22, что основными видами деятельности фермерского хозяйства являются производство сельскохозяйственной продукции с использованием земельного участка, предоставленного для этих целей, а также переработка, хранение, транспортировка и реализация произведенной им сельскохозяйственной продукции. Фермерское хозяйство вправе осуществлять иные виды деятельности, не противоречащие законодательству и уставу фермерского хозяйства. Фермерское хозяйство вправе осуществлять внешнеэкономическую деятельность в соответствии с законодательством.

В ст.23 данного Закона предусматривается, что фермерское хозяйство вправе распоряжаться произведенной им продукцией и реализовывать ее по своему усмотрению в соответствии с заключенными договорами . При реализации сельскохозяйственной продукции, а также в процессе ее производства, переработки, хранения и транспортировки фермерское хозяйство обязано соблюдать санитарные нормы и правила, требования законодательства в области качества и безопасности продовольственного сырья и пищевых продуктов для жизни и здоровья человека , а также требования экологической безопасности.

Что касается финансовой деятельности сельскохозяйственных предприятий, то в процессе приобретения и реализации сельскохозяйственными предприятиями в установленном законодательством порядке финансовых правомочий и складываются конкретные финансовые правоотношения , урегулированные смежными отраслями законодательства и права (аграрного, финансового и гражданского).

Финансовые отношения сельскохозяйственных предприятий в зависимости от иерархической ступени и сферы их функционирования можно объединить в несколько групп. К первой группе относятся финансовые отношения , возникающие между сельскохозяйственными предприятиями и финансовыми органами, ко второй - отношения, складывающиеся в процессе участия сельскохозяйственных предприятий в учредительной деятельности, к третьей - внутрихозяйственные финансовые отношения по обеспечению установленной законодательством финансовой дисциплины, к четвертой - финансовые отношения, связанные с практической реализацией правового механизма расчетно-кредитных и кассовых операций сельскохозяйственных предприятий .

2) Указ Президента Республики Беларусь от 03.03.2000 г. № 114 ""О мерах по улучшению финансового состояния организаций агропромышленного комплекса"".

3) Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 08.02.2000 г. № 170 ""О республиканской программе повышения эффективности агропромышленного комплекса на 2000-2005 гг.""

Особо важную роль в правовом регулировании и развитии производственно-хозяйственной и финансовой деятельности сельскохозяйственных предприятий должна сыграть Государственная программа возрождения и развития села на 2005-2010 гг. (далее - Программа) . Основными целями Программы являются: возрождение и развитие села на основе укрепления аграрной экономики, повышения доходов сельского населения, уровня социально-бытового и инженерного обустройства сельских населенных пунктов, сохранения и оздоровления экологии в них и рационального использования государственных и иных инвестиций.

Поставленные цели носят комплексный характер и могут быть достигнуты при условии одновременной реализации двух приоритетных направлений, к которым относятся:

1) устойчивое социально-экономическое развитие сельских территорий, способствующее формированию необходимых условий для жизнеобеспечения населения, придания привлекательности сельскому образу жизни и труда, достижения установленных социальных стандартов ;

2) формирование микро- и макроэкономической систем хозяйствования в рыночных условиях, обеспечивающих развитие и последовательное повышение эффективности агропромышленного производства.

Повышение эффективности АПК предусматривается за счет реализации комплекса организационно-экономических мероприятий, направленных на рациональное использование природных, финансовых, трудовых и материальных ресурсов, обеспечение рентабельного ведения сельскохозяйственного производства при его обоснованной государственной поддержке.

Программа предусматривает следующие приоритетные направления и мероприятия по развитию производственно-хозяйственной и финансовой деятельности предприятий АПК:

1. Совершенствование специализации сельскохозяйственного производства (внедрение зональных систем земледелия, базирующихся на возделывании высокодоходных сельскохозяйственных культур и применении энергосберегающих технологий, обеспечивающих высокий уровень окупаемости инвестиций в аграрный сектор экономики, производство экономически наиболее целесообразных видов сельскохозяйственной продукции).

2. Повышение плодородия почв и продуктивности мелиорированных земель.

3. Развитие растениеводства и животноводства, крупнотоварных форм организации производства (оптимизация структуры растениеводства, совершенствование технологий возделывания и семеноводства сельскохозяйственных культур; сконцентрировать основные объемы производства животноводческой продукции на крупных фермах, комплексах и птицефабриках, реконструировать и оснастить современным технологическим оборудованием 1372 молочнотоварные фермы).

5. Развитие перерабатывающей промышленности (сокращение к концу 2005 года количества молокозаводов с 86 до 58 при сохранении числа и существующей схемы размещения мясокомбинатов, реконструировать и технически переоснастить предприятия мясомолочной промышленности на основе новейшего технологического оборудования, освоить производство новых видов продукции: полуфабрикатов высокой степени готовности, сырокопченых и сыровяленых изделий белорусской национальной кухни, продукции витаминизированного, диетического, лечебно-профилактического и радиопротекторного действия).

6. Расширение внешнеторговой деятельности АПК (определение приоритетных экономически целесообразных видов и объемов экспорта товарной продукции АПК, произведенной из отечественного сырья, сформировать на республиканском и региональных уровнях эффективную маркетинго-информационную систему, обеспечивающую продвижение возрастающих объемов товарной продукции агропромышленного комплекса на зарубежные рынки , достичь к 2010 году экспорта сельскохозяйственной продукции на сумму 850 млн. долларов США).

7. Совершенствование государственной поддержки АПК (финансирование приоритетных направлений развития сельскохозяйственного производства, обеспечивающих стабильное функционирование всех его отраслей). Предусматривается приоритетное финансирование следующих мероприятий: известкование почв; семеноводство; государственные программы ""Мелиорация"" и ""Племдело""; ветеринарные мероприятия; льготирование кредитов на реконструкцию молочнотоварных ферм, животноводческих комплексов; дотирование цен на с/х продукцию; страхование урожая с/х культур, животных и птицы; субсидии базовым с/х предприятиям.

8. Техническое переоснащение сельскохозяйственного производства.

9. Совершенствование организационно-экономической структуры АПК, систем его научного и кадрового обеспечения.

Основные направления развития АПК страны рассматривались и в выступлении Президента от 27.05.2005 г. на выездном республиканском семинаре в Дрогичине по вопросам реализации Государственной программы возрождения и развития села на 2005 - 2010 гг. . Так, А.Г. Лукашенко отметил три основные особенности Программы:

ее ориентация на человека;

комплексность Программы, увязка в ней всей социальной и производственной проблематики села;

финансовое обеспечение программы (на 6 лет планируется выделить почти 70 триллионов рублей).

Сама Программа является важнейшим долгосрочным инвестиционным проектом государства. По словам Президента, основа совершенствования производственной сферы села - ориентация на развитие крупнотоварных коллективных хозяйств, масштабное техническое и технологическое переоснащение агропромышленного комплекса, преимущественно на основе продукции отечественного машиностроения и внедрения научных разработок.

Реализация программы позволит обеспечить устойчивое развитие сельскохозяйственного производства на основе возрождения социальной и производственной сфер села, выйти сельскохозяйственным предприятиям на принципы самофинансирования и самодостаточности при реальном уровне государственной поддержки, улучшить материальное благосостояние тружеников села.

Таким образом, перспективы развития производственно-хозяйственной и финансовой деятельности коммерческих сельскохозяйственных предприятий определены в Программе возрождения и развития села на 2005-2010 гг.

Понятие и сущность коммерческой деятельности как одного из видов предпринимательства.

Коммерция - вид торгового предпринимательства, который является основой цивилизованной рыночной экономики.

Коммерческая деятельность - более узкое понятие, чем предпринимательство. Предпринимательство - это организация экономической, производственной и иной деятельности, приносящей предпринимателю доход. Предпринимательство может означать организацию промышленного предприятия, сельской фермы, торгового предприятия, предприятия обслуживания, банка, адвокатской конторы, издательства, исследовательского учреждения, кооператива и т.д. Из всех этих видов предпринимательской деятельности только торговое дело является в чистом виде коммерческой деятельностью. Таким образом, коммерцию следует рассматривать как одну из форм (видов) предпринимательской деятельности.

Главная цель коммерческой деятельности - получение прибыли через удовлетворение покупательского спроса при высокой культуре торгового обслуживания. Эта цель в равной степени важна как для организаций и предприятий, так и для отдельных лиц, осуществляющих операции купли-продажи на рынке товаров и услуг.

Государственное регулирование коммерческой деятельности, основ­ ные принципы и методы.

Субъектом государственного регулирования коммерческой деятельности выступает государство, общественные организации, законодательные органы. Объектом - экономические, организационные и управленческие отношения в сфере коммерческой деятельности.

Системы методов регулирования бывают прямого и косвенного воздействия.

К прямым методам можно отнести методы административно-правового воздействия на субъекты: регулирование правил продажи товаров и услуг, лицензирование, квотирование, установление минимальных размеров уставного фонда предприятий и организаций отдельных организационно-правовых форм деятельности; управление федеральной собственностью; стратегическое планирование.

Прямые методы предполагают вмешательство государства в функционирование рыночного механизма, в частности, в процессы ценообразования, политику доходов, а именно: замораживание или допуск в определенных размерах роста цен и заработной платы, ограничений изменений показателей в кредитно-денежной системе, использование квот и других.

Косвенные методы:

кредитно-денежная политика,

таможенная политика,

налоговая политика.

Антимонопольное законодательство и его роль в развитии коммер­ ческой деятельности.

Антимонопольное законодательство - это сложная и разветвленная сеть законов, судебных решений и правовых норм, комплекс правовых актов в странах с рыночной экономикой, направленных на поддержание конкурентной среды, противодействие монополизму и недобросовестной конкуренции.

Разработка и принятие антимонопольного законодательства -одно из самых важных средств государственного регулирования экономики. В современный период главная особенность этого законодательства состоит в том, что оно направлено на защиту так называемой олигополии как рыночного механизма.

Защита прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля.

Государственный контроль в торговле заключается в надзоре за выполнением законов и установленных правил.

Функциями гос. Контроля наделены многие федеральные органы исполнительной власти, а также региональные и местные о органы, которые имеют право проверять различные направления производственной и хозяйственной деятельности торговых организаций и предприятий:

Министерство экономического развития и торговли РФ

Министерство внутренних дел РФ

Федеральная антимонопольная служба

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека

Федеральная служба по техническому регулированию и метрологии и др.

Законодатели решили защитить права и интересы организаций в процессе проведения контрольных мероприятий. Принят ФЗ от 8.08.01 № 134-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении гос. контроля (надзора).

Положения этого закона не применяются к отношениям с проведением: налогового контроля; валютного контроля; бюджетного, банковского и страхового, транспортного, таможенного, лицензионного, санитарно-карантинного и ветеринарного.

В законе формулируются основные принципы защиты прав:

презумпция добросовестности юридического лица или индивидуального предпринимателя;

соблюдение международных договоров Российской Федерации;

открытость и доступность для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные требования, выполнение которых проверяется при проведении государственного контроля (надзора);

установление обязательных требований федеральными законами и принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами;

проведение мероприятий по контролю уполномоченными должностными лицами органов государственного контроля (надзора);

соответствие предмета проводимого мероприятия по контролю компетенции органа государственного контроля (надзора);

периодичность и оперативность проведения мероприятия по контролю, предусматривающего полное и максимально быстрое проведение его в течение установленного срока;

учет мероприятий по контролю, проводимых органами государственного контроля (надзора);

возможность обжалования действий (бездействия) должностных лиц органов государственного контроля (надзора), нарушающих порядок проведения мероприятий по контролю, установленный настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами и принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами;

признание в порядке, установленном федеральным законодательством, недействующими (полностью или частично) нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные требования, соблюдение которых подлежит проверке, если они не соответствуют федеральным законам;

устранение в полном объеме органами государственного контроля (надзора) допущенных нарушений в случае признания судом жалобы юридического лица или индивидуального предпринимателя обоснованной;

ответственность органов государственного контроля (надзора) и их должностных лиц при проведении государственного контроля (надзора) за нарушение законодательства Российской Федерации;

недопустимость взимания органами государственного контроля (надзора) платы с юридических лиц и индивидуальных предпринимателей за проведение мероприятий по контролю, за исключением случаев возмещения расходов органов государственного контроля (надзора) на осуществление исследований (испытаний) и экспертиз, в результате которых выявлены нарушения обязательных требований;

недопустимость непосредственного получения органами государственного контроля (надзора) отчислений от сумм, взысканных с юридических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей в результате проведения мероприятий по контролю.

В законе четко определяются требования которые предъявляют к организации и проведению мероприятий по контролю.

Указаны права юридических лиц и ИП при проведении контроля.

Субъекты коммерческой деятельности, их правовое положение, виды и классификация.

Субъект права - лицо или организация, которые наделены способностью иметь субъективные права и юридические обязанности (т. е. правоспособностью).

Субъекты коммерческого права делятся на:

индивидуальных предпринимателей;

полные и коммандитные товарищества;

общества с ограниченной и дополнительной ответственностью;

акционерные общества;

производственные кооперативы;

государственные и муниципальные предприятия;

некоммерческие организации, осуществляющие предпринимательскую деятельность.

Индивидуальное предпринимательство в коммерческой деятельнос­ти. Порядок регистрации индивидуальных предпринимателей.

Индивидуальный предприниматель - физическое лицо, зарегистрированное в установленном законом порядке, осуществляющее предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом.

Порядок государственной регистрации индивидуальных предпринимателей установлен Положением о порядке государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности, утвержденным Указом Президента РФ от 8 июля 1994 года № 1482х; в соответствии с которым граждане - предприниматели регистрируются администрацией района, города и района в городе, поселка, села по месту постоянного жительства предпринимателя.

Гражданин, желающий зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя, оформляет в администрации района по месту жительства заявление /бланки заявления выдаются в администрации.

Физические лица, получившие разрешение заниматься предпринимательской деятельностью, обязаны своевременно встать на учет в качестве налогоплательщика в налоговый орган по месту постоянного жительства в 10-ти дневный срок с момента регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. В случае несоблюдения указанного срока на предпринимателя налагается штраф от 5 000 рублей.

Постановка на налоговый учет сопровождается присвоением 12-разрядного идентификационного номера налогоплательщика (ИНН). Налоговая инспекция выдает свидетельство установленная образца.

Индивидуальный предприниматель обязан зарегистрироваться в Пенсионном фонде и в Фонде обязательного медицинского страхования в качестве плательщика страховых взносов.

Государственная регистрация гражданина в качестве индивидуального предпринимателя утрачивает силу с момента вынесения судом решения о признании индивидуального предпринимателя банкротом (ст. 25 ГК РФ), либо в день получения регистрирующим органом заявления предпринимателя об аннулировании его государственной регистрации в качестве предпринимателя и ранее выданного ему свидетельства о регистрации.

При заполнении заявления особенно внимательно следует подойти к перечислению видов деятельности, которые Вы хотите осуществлять.

Предприниматель вправе заниматься только теми видами деятельности, которые указаны в свидетельстве о регистрации.

Занятие отдельными видами деятельности возможно только после получения соответствующей лицензии.

Свидетельство о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя оформляется в 3 экземплярах: один выдается предпринимателю, второй остается у местной администрации, а третий направляется налоговому органу по месту регистрации предпринимателя.

Так как к предпринимательской деятельности граждан, осуществляемой без образования юридического лица, применяются правила Гражданского кодекса РФ, то в сфере потребительского рынка и услуг индивидуальный предприниматель выступает на равных с юридическими лицами. В то же время предпринимательство в качестве индивидуального предпринимателя несравнимо проще в смысле финансового и налогового учета его можно вести и без специального бухгалтерского образования. Что касается использования труда других граждан, индивидуальный предприниматель имеет право привлекать их на основе договоров гражданско-правового характера (договоры подряда, поручения, комиссии, агентирования).

Понятие и виды объектов торгового оборота, их оборотоспособ ность.

Под объектами понимаются материальные и нематериальные товары, по поводу которых у субъектов коммерческих правоотношений возникают права и обязанности.

К материальные товарам относятся товары, предназначенные для продажи или обмена, имеющие вещественную форму. (металл, уголь, молоко, нефть…). Материальные товары делятся на потребительские, служащие для удовлетворения личных потребностей населения, и товары производственного назначения, используемые в производстве.

Нематериальные товары включают в себя услуги, информацию, имущественные права.

Главный признак объектов коммерческих правоотношений – их оборотоспособность, так как только в этом случае они могут быть предметом купли-продажи, мены или других процессов оборота (аренды, займа, залога, ипотеки, лизинга) и приносить выгоду.

Оборотоспособность – способность объекта товарооборота менять своих собственников.

Понятие, виды, условия действительности сделок.

Сделки – это действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей

Виды сделок:

В зависимости от числа участвующих в сделке сторон, сделки бывают односторонними, двусторонними и многосторонними. Двухсторонние и многосторонние сделки именуются договорами.

По моменту, к которому приурочивается возникновение сделки, они бывают реальными и консенсуальными. Консенсуальными признаются все сделки, для совершения которых достаточно достижения соглашения о совершении сделки. Признаются реальными те сделки, совершение которых возможно только при условии передачи вещи одним из участников.

По значению основания сделки для ее действительности различают казуальные (от лат. причина) и абстрактные.

Сделки бывают бессрочными и срочными. В бессрочных сделках не определяется ни момент ее вступления в действие, ни момент ее прекращения. Такая сделка немедленно вступает в силу. Сделки, в которых определен либо момент вступления сделки в действие, либо момент ее прекращения, либо оба указанных момента, называются срочными.

Кроме всего вышеперечисленного, выделяют биржевые сделки. Особенность этих сделок заключается в особом статусе субъектов, их совершающих, месте совершения и предмете сделки.

Условия действительности сделок.

Сделка представляет собой единство четырех элементов: субъектов – лиц, участвующих в сделке; субъективной стороны – единства воли и волеизъявления, формы и содержания.

Субъекты сделки – ими могут быть любые субъекты гражданского права, обладающие качеством дееспособности.

Воля и волеизъявление в сделке имеют значение для действительности в их единстве.

Понятие и значение представительства в коммерческой деятельности.

Под представительством понимается совершение одним лицом, представителем, в пределах имеющихся у него полномочий сделок и иных юридических действий от имени и в интересах другого лица, представляемого. Сделка, совершаемая представителем на основании его полномочий, непосредственно создает, изменяет и прекращает гражданские права и обязанности представляемого. Потребность в представительстве возникает тогда, когда сам представляемый в силу закона (например, из-за отсутствия дееспособности), или конкретных жизненных обстоятельств (например, из-за болезни, командировки, занятости) не может лично осуществлять свои права и обязанности. Но часто к услугам представителей прибегают ради того, чтобы воспользоваться специальными знаниями и опытом представителя, сэкономить время и средства, и т.п. С помощью представительства могут осуществляться не только имущественные, но и некоторые личные неимущественные права, однако не допускается совершение через представителей сделок, которые по своему характеру могут быть совершены только лично, а также других сделок в случаях, предусмотренных законом (например, только лично можно составить завещание, заключить договор пожизненного содержания и др.).

Коммерческое представительство.

Особенностью гражданского права является возможность установления и осуществления, имущественных прав и обязанностей через другое лицо - представителя.

Субъектами представительства являются три лица: представляемый, представитель, третье лицо.

Представляемый - гражданин либо юридическое лицо, от имени и в интересах которого представитель совершает сделки.

Представитель - гражданин либо юридическое лицо, наделенный полномочиями совершать юридически значимые действия в интересах и от имени представляемого.

Если юридическое лицо, обладающее общей правоспособностью, выполняет функцию представителя от имени предпринимателей в виде промысла, то такое представительство является коммерческим и на него распространяются специальные правила

Третье лицо - гражданин или юридическое лицо, с которыми, вследствие действий представителя, устанавливаются, изменяются или прекращаются субъективные права и обязанности представляемого. Третьими лицами могут быть все лица, обладающие гражданской правосубъектностью.

Цель представительства - совершение представителем сделок в интересах и за счет представляемого.

Доверенность как способ выражения полномочий представителя. Виды доверенности. Прекращение доверенности.

Доверенность - односторонняя сделка, ее совершение не требует согласия другой стороны - представителя.

Представительство чаще всего основывается на доверенности, которую закон определяет как письменное уполномочие, выданное одним лицом другому лицу для представительства перед третьими лицами.

Однако выдача доверенности основывается на предварительной договоренности между доверителем и представителем или наличии между ними трудового договора.

Доверенность - письменный документ, для действительности которого необходимо наличие на нем обязательных реквизитов. Одним из важнейших ее реквизитов является дата ее совершения.

Другим обязательным реквизитом доверенности является подпись доверителя. Гражданин - доверитель должен расписаться собственноручно, а в случаях наличия у доверителя физического недостатка, болезни, неграмотности, доверенность может подписать рукоприкладчик с соблюдением правил.

1.генеральные (общие) доверенности - выдаются представителю для совершения разнообразных сделок в течение определенного периода времени. Пример такой доверенности - доверенность, выдаваемая руководителю филиала юридического лица.

2.специальные - выдаются на совершение ряда однородных сделок. К ним можно отнести для представительства в суде, на получение товарно-материальных ценностей от грузоперевозчика и т.п.

3.разовые - выдаются на совершение строго определенной сделки (получение стипендии).

Доверенность прекращает свое действие, в случае:

Истекания срок действия;

Отмены ее выдавшим лицом;

Отказа от нее лица, которому она выдана;

Прекращения юридического лица или смерть гражданина, названных в доверенности.

Исковая давность и особенности применения сроков исковой давно­ сти в коммерческой деятельности.

Исковой давностью понимается период времени в течение, которого лицо, чье право нарушено, должно обратиться в суд за защитой.

По общему правилу срок исковой давности составляет три года. Законодательством также предусмотрены и специальные сроки исковой давности.

Объекты промышленной собственности: изобретения, полезные модели, промышленные образцы, товарные знаки и знаки обслуживания, наи­ менования мест происхождения товаров, ноу-хау, их понятие и правовая охрана.

Объектами промышленной собственности являются: изобретения, полезные модели, промышленные образцы.

Изобретения защищаются патентами, выдаваемыми от имени государства Патентным ведомством. Эффективность защиты патентом на изобретение целиком зависит от формулы изобретения, поскольку именно в ее независимые пункты определяют весь объем юридической защиты.

Полезные модели называют «малыми изобретениями». По своей сути они сходны с изобретениями, однако «проигрывают» им по признаку изобретательского уровня. Кроме того, в отличие от изобретения, полезной моделью может быть только техническое устройство, но не технология или промышленный способ.

Промышленный образец - это дизайнерское решение изделия, получаемого промышленным способом. Именно оригинальный внешний вид продукции или упаковки привлекает покупателей, позволяет им отдать предпочтение товарам того или иного производителя.

Товарный знак и знак обслуживания – это обозначения, служащие для индивидуализации товаров, выполняемых работ или оказываемых услуг юридических или физических лиц.

Правовая охрана товарного знака в РФ предоставляется на основании его государственной регистрации в Государственном реестре товарных знаков обслуживания, осуществляемой Федеральной службой по интеллектуальной собственности, патентами и товарным знакам на основании решения о регистрации.

Наименование места происхождения товара- уникальный объект интеллектуальной собственности, позволяющий в установленном законом порядке закрепить за производителями региона права на данное наименование.

Правовая охрана в РФ возникает на основании его регистрации в Федеральном органе исполнительной власти по интеллектуальной собственности. Регистрация действует бессрочно.

Ноу-хау или секрет производства - это сведения любого характера (изобретения, оригинальные технологии, знания, умения и т. п.), которые охраняются режимом коммерческой тайны и могут быть предметом купли-продажи или использоваться для достижения конкурентного преимущества над другими субъектами предпринимательской деятельности.

Патентный закон РФ и Закон РФ «О товарных знаках, знаках обслу­ живания и наименованиях мест происхождения товаров».

Законом и принимаемыми на его основе законодательными актами регулируются имущественные, а также связанные с ними личные неимущественные отношения, возникающие в связи с созданием, правовой охраной и использованием изобретений, полезных моделей и промышленных образцов

1. Права на изобретение, полезную модель, промышленный образец охраняет закон и подтверждает патент на изобретение, свидетельство на полезную модель или патент на промышленный образец.

3. Патент на изобретение действует в течение двадцати лет, считая с даты поступления заявки в Патентное ведомство.

Свидетельство на полезную модель действует в течение пяти лет, считая с даты поступления заявки в Патентное ведомство. Действие свидетельства на полезную модель продлевается Патентным ведомством по ходатайству патентообладателя, но не более чем на три года.

Закон РФ «О товарных знаках, знаках обслу­живания и наименованиях мест происхождения товаров» с 01.01.2008г. вместо этого документа действует ч.4 ГК РФ.

Понятие и содержание качества торгового обслуживания населения. Обязанности органов государственной власти и торговых организаций по обес­ печению высокого качества и культуры торгового обслуживания населения.

К числу основных правовых норм, регулирующих качество и культуру торгового обслуживания населения относятся такие как право потребителей на просвещение в области защиты прав потребителей, право потребителя на информацию об изготовителе и о товарах.

Продавец в свою очередь обязан разместить на своей вывеске следующую информацию: фирменное наименование организации, место ее нахождения и режим ее работы, соответственный установленному

Обязанности органов государственной власти РФ, субъектов РФ, муниципальных органов и торговых организаций по обеспечению высокого качества и культуры торгового обслуживания

Для обеспечения высокого качества и культуры торгового обслуживания в РФ создана многоуровневая система взаимоотношений, которая включает в себя органы контроля на различных уровнях: федеральные, субъектов федерации, муниципальные и управления торговлей и торговые организации.

К органам, контролирующим работу торговли, относятся:

Государственный антимонопольный комитет;

Государственная инспекция по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей;

Органы исполнительной власти;

Федеральные органы по стандартизации, метрологии и сертификации, санитарно – эпидемиологического надзора, по охране окружающей среды и природных ресурсов, осуществляющие контроль за качеством и безопасностью товаров в пределах своей компетенции.

Основные обязанности зависят от уровня контролирующего органа.

Территориальные органы государственного антимонопольного комитета в пределах своей компетенции обязаны направлять предписания изготовителям (исполнителям, продавцам) о прекращении нарушений прав потребителей.

Государственная торговая инспекция по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей и ее территориальные управления, со своей стороны обязан контролировать выполнение торгующими организациями правил торговли, качества товаров и установления цен по некоторым группам товаров.

Помимо федеральных и местных органов контроля для. обеспечения высокого качества и культуры торгового обслуживания создаются специальные комитеты и управления по торговле которые, с одной стороны, несут в себе контрольные функции а с другой стороны выполняют функции организации, оптимизации и планирования торговли.

Закон РФ «О защите прав потребителей» - права и обязанности изго­ товителя, производителя и продавца.

Настоящий Закон регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, импортерами, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав.

Статья 5. Права и обязанности изготовителя (исполнителя, продавца) в области установления срока службы, срока годности товара (работы), а также гарантийного срока на товар (работу)

1. На товар, предназначенный для длительного использования, изготовитель вправе устанавливать срок службы - период, в течение которого изготовитель (исполнитель) обязуется обеспечивать потребителю возможность использования товара (работы) по назначению и нести ответственность за существенные недостатки

2. Изготовитель (исполнитель) обязан устанавливать срок службы товара (работы) длительного пользования, в том числе комплектующих изделий (деталей, узлов, агрегатов), которые по истечении определенного периода могут представлять опасность для жизни, здоровья потребителя, причинять вред его имуществу или окружающей среде.

3. Срок службы товара (работы) может исчисляться единицами времени, а также иными единицами измерения (километрами, метрами и прочими единицами измерения исходя из функционального назначения товара (результата работы)).

Правовое регулирование производственно-хозяйственной и финансовой деятельности с/х коммерческих организаций

Производственно-хозяйственная деятельность - это урегулированные нормами права общественные отношения, складывающиеся в сфере производства, переработки и реализации сельскохозяйственной продукции с целью получения прибыли. Основной целью деятельности сельскохозяйственных предприятий можно назвать обеспечение населения Республики Беларусь продуктами питания, а целью сельскохозяйственной промышленности - обеспечение населения сельскохозяйственным сырьем на основе рационального использования природных ресурсов .

Особенностью деятельности сельскохозяйственных предприятий является их многоотраслевой характер. Так, выделяют основные отрасли - растениеводство, животноводство и вспомогательные отрасли - переработку продукции сельскохозяйственной, ремонтные и строительные работы, производство товаров народного потребления и т.д.

Важным моментом производственно-хозяйственной деятельности любого сельскохозяйственного предприятия является его специализация, т.е. сфера деятельности предприятия.

В Республике Беларусь сельскохозяйственным предприятиям предоставляется право самостоятельно планировать свою деятельность на основе заключаемых хозяйственных договоров и определять перспективы развития исходя из спроса на работы, услуги, и необходимости обеспечения производственного и социально-бытового развития предприятия. Оно может самостоятельно выбирать направления деятельности, структуру и объемы производства.

К нормативным правовым актам в сфере правового регулирования производственно-хозяйственной деятельности коммерческих сельскохозяйственных предприятий следует отнести:

Гражданский кодекс Республики Беларусь;

Закон Республики Беларусь ""О крестьянском (фермерском) хозяйстве"";

3) Указ Президента Республики Беларусь от 02.02.2001 № 49 ""О некоторых вопросах организационно-правового обеспечения деятельности колхозов"".

Так, например, Закон ""О крестьянском (фермерском) хозяйстве"" предусматривает в ст. 22, что основными видами деятельности фермерского хозяйства являются производство сельскохозяйственной продукции с использованием земельного участка, предоставленного для этих целей, а также переработка, хранение, транспортировка и реализация произведенной им сельскохозяйственной продукции. Фермерское хозяйство вправе осуществлять иные виды деятельности, не противоречащие законодательству и уставу фермерского хозяйства. Фермерское хозяйство вправе осуществлять внешнеэкономическую деятельность в соответствии с законодательством.

В ст.23 данного Закона предусматривается, что фермерское хозяйство вправе распоряжаться произведенной им продукцией и реализовывать ее по своему усмотрению в соответствии с заключенными договорами. При реализации сельскохозяйственной продукции, а также в процессе ее производства, переработки, хранения и транспортировки фермерское хозяйство обязано соблюдать санитарные нормы и правила, требования законодательства в области качества и безопасности продовольственного сырья и пищевых продуктов для жизни и здоровья человека, а также требования экологической безопасности.

Что касается финансовой деятельности сельскохозяйственных предприятий, то в процессе приобретения и реализации сельскохозяйственными предприятиями в установленном законодательством порядке финансовых правомочий и складываются конкретные финансовые правоотношения, урегулированные смежными отраслями законодательства и права (аграрного, финансового и гражданского).

Финансовые отношения сельскохозяйственных предприятий в зависимости от иерархической ступени и сферы их функционирования можно объединить в несколько групп. К первой группе относятся финансовые отношения, возникающие между сельскохозяйственными предприятиями и финансовыми органами, ко второй - отношения, складывающиеся в процессе участия сельскохозяйственных предприятий в учредительной деятельности, к третьей - внутрихозяйственные финансовые отношения по обеспечению установленной законодательством финансовой дисциплины, к четвертой - финансовые отношения, связанные с практической реализацией правового механизма расчетно-кредитных и кассовых операций сельскохозяйственных предприятий .

Таким образом, финансовая деятельность сельскохозяйственных предприятий - это внутрихозяйственные и внешнепартнерские отношения по поводу финансового обеспечения реализуемых уставом задач. Финансовая деятельность любого сельскохозяйственного предприятия включает в себя: организацию и планирование использования финансов; организацию и хранение денежных средств; ведение кассовых операций; бюджетные отношения; кредитные и налоговые отношения; отношения по страхованию.

Правовое регулирование финансовых отношений в агропромышленном комплексе Республики Беларусь обладает определенными особенностями. Сезонный характер работы, риск больших потерь в производстве не по вине товаропроизводителя - эти и другие особенности сделали сельскохозяйственные организации субъектами финансовых отношений особого рода.

В связи с этим, а также в связи с затратами, неизбежными при осуществлении аграрной реформы, финансовая политика государства в агропромышленном комплексе отличается от политики в других отраслях. Одна из основных ее составляющих - система экономического стимулирования сельскохозяйственного производства, которая включает льготы по налогообложению и кредитованию, обеспечение государственного заказа и др.

Помимо нормативно-правовых актов, относящихся к общему финансовому законодательству (Закон Республики Беларусь ""О бюджете"", Налоговый кодекс, Банковский кодекс), финансовую деятельность в сельском хозяйстве регулирует и ряд специальных нормативно-правовых актов. К ним относятся:

1) Указ Президента Республики Беларусь от 19.03.2004 г. № 138 ""О некоторых мерах по финансовому оздоровлению сельскохозяйственных организаций и привлечению инвестиций в сельскохозяйственное производство"".

2) Указ Президента Республики Беларусь от 03.03.2000 г. № 114 ""О мерах по улучшению финансового состояния организаций агропромышленного комплекса"".

3) Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 08.02.2000 г. № 170 ""О республиканской программе повышения эффективности агропромышленного комплекса на 2000-2005 гг.""

Особо важную роль в правовом регулировании и развитии производственно-хозяйственной и финансовой деятельности сельскохозяйственных предприятий должна сыграть Государственная программа возрождения и развития села на 2005-2010 гг. (далее - Программа) . Основными целями Программы являются: возрождение и развитие села на основе укрепления аграрной экономики, повышения доходов сельского населения, уровня социально-бытового и инженерного обустройства сельских населенных пунктов, сохранения и оздоровления экологии в них и рационального использования государственных и иных инвестиций.

Поставленные цели носят комплексный характер и могут быть достигнуты при условии одновременной реализации двух приоритетных направлений, к которым относятся:

1) устойчивое социально-экономическое развитие сельских территорий, способствующее формированию необходимых условий для жизнеобеспечения населения, придания привлекательности сельскому образу жизни и труда, достижения установленных социальных стандартов;

2) формирование микро- и макроэкономической систем хозяйствования в рыночных условиях, обеспечивающих развитие и последовательное повышение эффективности агропромышленного производства.

Повышение эффективности АПК предусматривается за счет реализации комплекса организационно-экономических мероприятий, направленных на рациональное использование природных, финансовых, трудовых и материальных ресурсов, обеспечение рентабельного ведения сельскохозяйственного производства при его обоснованной государственной поддержке.

Программа предусматривает следующие приоритетные направления и мероприятия по развитию производственно-хозяйственной и финансовой деятельности предприятий АПК:

1. Совершенствование специализации сельскохозяйственного производства (внедрение зональных систем земледелия, базирующихся на возделывании высокодоходных сельскохозяйственных культур и применении энергосберегающих технологий, обеспечивающих высокий уровень окупаемости инвестиций в аграрный сектор экономики, производство экономически наиболее целесообразных видов сельскохозяйственной продукции).

2. Повышение плодородия почв и продуктивности мелиорированных земель.

3. Развитие растениеводства и животноводства, крупнотоварных форм организации производства (оптимизация структуры растениеводства, совершенствование технологий возделывания и семеноводства сельскохозяйственных культур; сконцентрировать основные объемы производства животноводческой продукции на крупных фермах, комплексах и птицефабриках, реконструировать и оснастить современным технологическим оборудованием 1372 молочнотоварные фермы).

4. Развитие крестьянских (фермерских) и личных подсобных хозяйств (обеспечить развитие в каждой области 100-150 крестьянских (фермерских) хозяйств, оснащенных высокопроизводительной техникой и оборудованием, с высоким уровнем интенсивности и культуры сельскохозяйственного производства; содействовать их кооперации с крупнотоварными сельскохозяйственными и перерабатывающими организациями).

5. Развитие перерабатывающей промышленности (сокращение к концу 2005 года количества молокозаводов с 86 до 58 при сохранении числа и существующей схемы размещения мясокомбинатов, реконструировать и технически переоснастить предприятия мясомолочной промышленности на основе новейшего технологического оборудования, освоить производство новых видов продукции: полуфабрикатов высокой степени готовности, сырокопченых и сыровяленых изделий белорусской национальной кухни, продукции витаминизированного, диетического, лечебно-профилактического и радиопротекторного действия).

6. Расширение внешнеторговой деятельности АПК (определение приоритетных экономически целесообразных видов и объемов экспорта товарной продукции АПК, произведенной из отечественного сырья, сформировать на республиканском и региональных уровнях эффективную маркетинго-информационную систему, обеспечивающую продвижение возрастающих объемов товарной продукции агропромышленного комплекса на зарубежные рынки, достичь к 2010 году экспорта сельскохозяйственной продукции на сумму 850 млн. долларов США).

7. Совершенствование государственной поддержки АПК (финансирование приоритетных направлений развития сельскохозяйственного производства, обеспечивающих стабильное функционирование всех его отраслей). Предусматривается приоритетное финансирование следующих мероприятий: известкование почв; семеноводство; государственные программы ""Мелиорация"" и ""Племдело""; ветеринарные мероприятия; льготирование кредитов на реконструкцию молочнотоварных ферм, животноводческих комплексов; дотирование цен на с/х продукцию; страхование урожая с/х культур, животных и птицы; субсидии базовым с/х предприятиям.

8. Техническое переоснащение сельскохозяйственного производства.

9. Совершенствование организационно-экономической структуры АПК, систем его научного и кадрового обеспечения.

Основные направления развития АПК страны рассматривались и в выступлении Президента от 27.05.2005 г. на выездном республиканском семинаре в Дрогичине по вопросам реализации Государственной программы возрождения и развития села на 2005 - 2010 гг. . Так, А.Г. Лукашенко отметил три основные особенности Программы:

ее ориентация на человека;

комплексность Программы, увязка в ней всей социальной и производственной проблематики села;

финансовое обеспечение программы (на 6 лет планируется выделить почти 70 триллионов рублей).

Сама Программа является важнейшим долгосрочным инвестиционным проектом государства. По словам Президента, основа совершенствования производственной сферы села - ориентация на развитие крупнотоварных коллективных хозяйств, масштабное техническое и технологическое переоснащение агропромышленного комплекса, преимущественно на основе продукции отечественного машиностроения и внедрения научных разработок.

Реализация программы позволит обеспечить устойчивое развитие сельскохозяйственного производства на основе возрождения социальной и производственной сфер села, выйти сельскохозяйственным предприятиям на принципы самофинансирования и самодостаточности при реальном уровне государственной поддержки, улучшить материальное благосостояние тружеников села.

Таким образом, перспективы развития производственно-хозяйственной и финансовой деятельности коммерческих сельскохозяйственных предприятий определены в Программе возрождения и развития села на 2005-2010 гг.


12.1. Экономические аспекты финансов и финансовой деятельности организаций

В современной специальной литературе фондами денежных средств субъектов хозяйствования в широком смысле слова называют их денежный капитал в целом, накопления, доходы; в узком смысле слова - резервы, запасы денежных средств, аккумулируемые для специальных целей. В западной литературе под фондами денежных средств понимают резервы денег или инвестиций, образованных в определенных целях. В широком смысле слова, рассматривая управление фондами денежных средств, имеют в виду:

Управление денежными средствами;

Обеспечение необходимого банковского обслуживания;

Получение, храпение и расходование денежных средств и ценных бумаг компании;

Управление кредитами и инкассацией;

Управление пенсионными фондами;

Управление инвестициями;

Выполнение казначейских обязанностей2.

В экономической пауке денежные отношения коммерческих организаций, направленные на формирование и использование фондов денежных средств, рассматриваются в качестве самостоятельной категории "финансы коммерческих организаций". В настоящее время представлены две основные концепции относительно сущности категории "финансы": 1) распределительная (В. П. Дьяченко, В. М. Родионова, Л. А. Дробозина, С. И. Лушин), которая связывает возникновение финансов только со стадией распределения, не отрицая, однако, взаимообусловленности последней и процессов производства, обмена и потребления, и 2) воспроизводственная (Д. С. Моляков, Е. И. Шохин), которая связывает финансы со всеми стадиями общественного производства. Следствием указанных противоположных тенденций являются различные определения фондов денежных средств как материального выражения финансов коммерческих организаций. Сторонники распределительной концепции считают, что финансами следует называть только часть денежных отношений, возникающих на стадии распределения и необходимых для формирования финансовых ресурсов. Если публичные потребности органов государственной власти и местного самоуправления предопределяют фондовый характер образования финансовых ресурсов, то финансовые ресурсы коммерческих организаций представляют собой ее накопленные или текущие доходы, остающиеся после покрытия обычных технологических расходов и обеспечения обязательных требований. Понимаемые таким образом финансовые ресурсы коммерческих организаций могут носить фондовый характер, только когда происходит обособление части ресурсов из общей суммы денежных средств. Поэтому распределительная концепция разделяет фонды денежных средств на финансовые ресурсы и денежные средства, совокупность которых не является фондами в таком понимании. Воспроизводственная концепция более "практична" и не разделяет сущности явления и его внешних форм проявления, рассматривая финансы как процесс формирования любых фондов как совокупности денежных средств (капиталов, резервов, накоплений) для финансирования необходимых расходов.

Под финансами коммерческих организаций понимается совокупность денежных отношений, возникающих по поводу формирования основного и оборотного капиталов фактических и (или) потенциальных фондов денежных средств, их распределения и использования на нужды производства или потребления. В качестве финансовых ресурсов в данном случае рассматриваются любые фонды денежных средств в их материальном понимании, аккумулирование и использование которых происходит на всех стадиях производственного процесса.

Таким образом, используя понятие "финансы коммерческих организаций (хозяйствующих субъектов)", необходимо уточнять данное понятие, связывая его либо только с распределением, либо со всеми стадиями воспроизводственного процесса. В любом случае вне зависимости от того, как рассматривать тс или иные фонды денежных средств, их формирование и использование как целевой совокупности денежных средств происходит на всех стадиях воспроизводственного процесса, опосредует реализацию всех направлений деятельности коммерческих организаций и является важнейшей стороной их деятельности. При этом образуемые фонды денежных средств в зависимости от экономической роли могут рассматриваться по-разному: как капитал, целевые накопления, резервы и т.п.

Можно выделить следующие группы отношений, в результате которых происходит формирование и использование фондов денежных средств коммерческих организаций:

Внутрихозяйственные отношения, складывающиеся при формировании собственного капитала, в процессе создания и распределения ВВП (па уровне организации), например в момент создания организации при формировании уставного (складочного) капитал, паевого (уставного) фонда;

Отношения между организацией и ее инвесторами (в том числе акционерами, участниками) по поводу привлечения инвестиций, финансирования различных проектов и т.п.;

Отношения с контрагентами, российскими и зарубежными организациями, связанные с производством и реализацией продукции (с поставщиками, покупателями; с организациями, оказывающими различные услуги, выполняющими различные работы и т.д.);

Отношения, связанные с оплатой труда работников организации и иных лиц, работающих по гражданско-правовым договорам, а также по поводу выплаты иных платежей, возникающих из трудовых отношений;

Отношения внутри объединения, членом которого является организация (ассоциации, союза, финансово-промышленной группы, холдинга и т.д.), между основной и дочерней, основной и зависимой организацией, отношения организации с се филиалами и представительствами, отношения, возникающие в процессе реорганизации юридических лиц;

Отношения между организацией и государством: связанные с уплатой обязательных платежей в целях финансового обеспечения деятельности государства и формирования бюджетных и социальных внебюджетных фондов; складывающиеся в процессе использования средств централизованных фондов, например получения бюджетных кредитов, размещения государственных инвестиций; направленные на формирование, распределение и использование целевых фондов денежных средств для обеспечения финансирования научно-исследовательских программ, осуществление инвестиционных проектов, маркетинговых исследований и т.д.;

Отношения с организациями - финансовыми институтами: банками, кредитными, страховыми организациями, инвестиционными фондами и др. - по поводу получения и погашения кредитов и ссуд, размещения и привлечения инвестиций, получения или уплаты процентов по ним, в том числе отношения с участниками рынка ценных бумаг;

Отношения, складывающиеся с различными негосударственными социальными фондами, благотворительными фондами и общественными организациями, приобретающие особую значимость в условиях социально ориентированной рыночной экономики.

Итак, вся деятельность коммерческой организации опосредована формированием и использованием фондов денежных средств. В процессе непосредственного создания и распределения ВВП (на уровне организации) происходит формирование и использование различных внутрихозяйственных денежных фондов. Их формирование начинается уже с момента создания коммерческой организации, когда за счет вкладов учредителей образуется первоначальный, стартовый капитал.

Например, после регистрации юридического лица в зависимости от вида коммерческой организации они приобретают определенную правовую форму: уставного капитала для хозяйственных обществ, складочного капитала для хозяйственных товариществ, паевого фонда для производственных кооперативов, уставного фонда для унитарных предприятий. Экономическая сущность данных фондов заключается в том, что они представляют собой средства, авансируемые учредителями (участниками) для осуществления юридическим лицом экономической деятельности в соответствии с учредительными документами. Уставный (складочный) капитал, паевой (уставный) фонд представляют собой исходную материальную базу деятельности коммерческой организации и основу се собственного капитала (в бухгалтерском понимании). В качестве вкладов учредителей (участников) могут выступать как денежные средства, так и иное имущество, включая имущественные права. Их конкретный состав и размер определяются по усмотрению учредителей коммерческой организации, исходя из характера и целей планируемой деятельности, по обязательной является денежная оценка вклада. Таким образом, сформированный денежными вкладами учредителей уставный (складочный) капитал, паевой (уставный) фонд представляет собой первоначальный фонд денежных средств (ресурс) коммерческой организации, а в случае формирования имущественными вкладами - его превращенную форму. Их стоимостное выражение закрепляется в уставе коммерческой организации, гарантируя тем самым минимальный размер имущества, которым она располагает (денежных средств или иного имущества), что подчеркивает постоянный характер данных фондов.