Контроль денег

Перспективы развития нефтегазового комплекса россии на мировом рынке энергоресурсов. Перспективы развития нефтяной отрасли на ближайшие пять лет

Проблем в нефтяной промышленности, к сожалению очень много, но всё равно они требуют рассмотрения и решения. Все проблемы можно поделить на три группы: экономические, социальные, экологические.

К экономическим проблемам относятся: несостояние нефтяной промышленности самостоятельно обеспечивать достаточное для удовлетворения потребностей страны количество нефтепродуктов, истощённость месторождений, недостаточное финансирование промышленности, зависимость от поставщиков нефти, низкая конкурентоспособность продуктов нефтяной промышленности Украины на мировом рынке и многое другое. Для решения многих из этих проблем необходимо приложить все усилия для увеличения продукции украинской нефтяной промышленности, сделать это можно в первую очередь за счёт доскональной георазведки недр Украины. Задачи этой программы должны включать:

Выявление важнейших особенностей геологического строения недр Украины, основных закономерностей размещения залежей нефти, прогнозную оценку ресурсов и выделение на этой основе перспективных зон, районов и комплексов для поисков месторождений нефти;

Изучение нефтегазоносности глубокозалегающих комплексов (в связи с ростом освоенности недр до глубин 5-6 км), исследование зон нефтегазонакопления, изучение истории геологического развития и выявление зон распространения высокопродуктивных коллекторов;

Обеспечение сейсморазведочных работ геологической и геофизической информацией для обработки и более достоверной интеграции материалов;

Обоснование и разработку предложений по дальнейшему развитию поисковых работ

В условиях спада добычи нефти и, как результат, снижения коэффициента нефтеотдачи залежей, особое значение приобретают проблемы максимального использования существующих запасов. Благодаря усилиям нефтяной науки и накопленному опыту нефтяная промышленность Украины может применять новые технологии повышения нефтеотдачи. Высокая технологическая эффективность извлечения нефти в результате применения тепловых методов для значительного повышения нефтеотдачи залежей со сложным геологическим строением, содержащих нефть малой вязкости.

В связи с импортом нефти появляются социальные проблемы : повышение цен на топливо, что приводит к увеличению цен на проезд в общественном транспорте, цен на продукты питания, коммунальные услуги. Вобщем отмечается тенденция роста цен в стране, связано это с повышением цены на нефть на мировом рынке. А поскольку экономика Украины зависит от привозной нефти, то можно утверждать, что цены в стране практически на всё находятся в прямой зависимости от мировой цены на нефть. С каждым годом материальное положение простого украинца ухудшается, цены растут, а заработные платы нет, среднего класса почти не осталось - есть либо нищие, либо богатые. Для решения этой проблемы достаточно решить экономические вышеприведённые проблемы. Тогда уменьшится зависимость Украины от стран-импортёров, понизятся цены на нефтепродукты.

Третьей группой проблем являются проблемы экологические. Многие организации проводят множество акций, обращая наше внимание на глобальные масштабы загрязнения окружающей среды продуктами нефтяной промышленности. В качестве примера приводится вырезка из статьи, опубликованной на экологическом сайте в интернете:

« 4.1.4. Эксплуатации месторождений

Из чего-то нового, необходимо упомянуть такую характерную особенность нефтедобычи, как сжигание в факелах попутных газов. Это ценное сырье для химической переработки, топливо, агент для повышения нефтеотдачи (при закачке его под высоким давлением в пласты) сгорает в огромных количествах, загрязняя атмосферу. Причина заключается в отсутствии стимулов, прежде всего экономических, для освоения современных технологий и более эффективного использования добываемого сырья. Однако, несмотря на ее зрелищность, в целом эта проблема носит достаточно локальный характер.

По мере старения оборудования, повышается вероятность утечек нефти, особенно на внутри и межпромысловых трубопроводах. Добывающие компании, которым они принадлежит, не заинтересованы в обнародовании таких фактов и располагают всеми возможностями для их сокрытия. Такие аварии получают огласку в основном в случаях особо сильного загрязнения, как правило, связанных с попаданием нефти в поверхностные воды, когда не замечать проблемы становится просто сложно.

Среди проблем, которые характерны для этого этапа - ликвидация выработанных скважин (если их просто бросить, то остаточное выделение нефти может вести к загрязнению как земной поверхности, так и грунтов и грунтовых вод), уборка помоек и брошенного оборудования, ликвидация разливов нефти, рекультивация земель, приведение экосистем в сколь-нибудь приближенное к исходному состоянию.

После того, как нефть добыта, ее необходимо доставить до потребителей. Для этого, прежде всего, используется система трубопроводов, способная наиболее эффективно транспортировать столь огромные объемы.

При строительстве новых магистральных трубопроводов могут возникать проблемы, связанные с выбором их трассы. Опять-таки экономические интересы сделать ее максимально удобной и короткой входят в противоречие с недопустимостью прокладки трубы по особо ценным в природном, историческом или культурном плане территориям. Серьезной, хотя и технически вполне разрешимой проблемой является экологическая безопасность используемой трассы. Дело снова упирается в дополнительные расходы.

После того как трубопровод создан, экологической проблемой, связанной с его работой, являются утечки нефти, размеры которых по официальным данным могут достигать нескольких сотен тонн. В основном они привлекают значительное общественное внимание, когда в результате происходит серьезное загрязнение поверхностных вод. Это случается практически каждый год. Значительная часть российских трубопроводов создана более 20 лет назад и приближается к завершению проектных сроков своей эксплуатации, после чего риск аварий будет резко нарастать. В то же время, современная диагностика и ремонт, по крайней мере, на определенное время позволяют решить эту проблему. Важнейшим стратегическим направлением снижения такого рода аварийности является выбор места расположения терминала. С одной стороны он должно снижать риск аварий, а с другой - сводить к минимуму тяжесть возможных последствий.»

Я считаю, что статья достаточно полно описывает экологические проблемы, вызываемые нефтяной промышленностью. Решить эти проблемы может более внимательное отношение к соблюдению техники безопасности при транспортировке нефти, а также замена устаревшего оборудования на новое. Необходимо пересмотреть методы утилизации отходов и выработанных месторождений.

Общее количество проблем заставляет задуматься о том, что уже нельзя пускать всё на самотёк, потому что результаты могут пагубно повлиять и на экономику и на повседневную жизнь населения и на экологическое состояние Украины.

Нефтяная промышленность мира охватывает собой все развитые страны. Для многих государств — это основной источник доходов и отрасль, определяющая стабильность валюты и внутренней экономики.

Кроме того, нефть — единственный природный ресурс, переработка которого позволяет получить огромное разнообразие наиважнейших продуктов. Это и топливо (автомобильный бензин, ракетное, дизельное топливо), и синтетические ткани, и различные покрытия, и моющие средства, и даже отходы нефтепереработки находят применение в виде мазута.

Деятельность нефтяной промышленности заключается в добыче нефти из недр земли, её транспортировке к нефтеперерабатывающим заводам и дальнейшем распределении к потребителям. Основные регионы, в которых добывается нефть — территория , и .

Добыча: геологическая разведка местности для обнаружения запасов нефти под землёй, сооружение буровой вышки и выкачивание ресурса на поверхность.

Сложности могут составлять скалистые породы, быстро истирающие буровой инструмент. В некоторых случаях применяют взрывчатые вещества для преодоления таких препятствий. Другие трудности возникают при добыче в подводных месторождениях, где необходимы более сложные герметичные сооружения, плавающая над месторождением на понтонах платформа, с которой опускается буровая установка, и транспортирование добытой нефти на берег.

Далее нефть направляется по трубопроводам, перекачку по которым обеспечивают насосные станции, либо перевозится на специальных танкерах морским путём. Осуществляется также перевозка в цистернах железнодорожных составов, а на небольшие расстояния — в автоцистернах.

Переработанный продукт в виде жидкого топлива обычно транспортируется теми же способами. Здесь преимущественно используются трубопроводы, и сложности заключаются в обеспечении непрерывной перекачки, которая может быть прервана как из-за срыва работы насосных станций, так и из-за неисправности самого трубопровода, которая возникает довольно часто.

Сейсмологические изменения, повреждения от коррозии, незаконные врезки в трубопровод и прочие механические повреждения происходят регулярно, поэтому каждый участок трубопровода постоянно объезжается контролирующими бригадами, и в случае обнаружения неисправности проводятся ремонтные работы.

Однако особенность проблем трубопроводного транспорта заключается и в том, что внутреннее повреждение труб происходит так же часто, а снаружи это обнаружить невозможно. Поэтому существует множество отдельных предприятий, поставляющее средства очистки и диагностики, которые регулярно запускаются вместе с перекачивающим продуктом в трубопровод.

Другая проблема заключается в частоте аварийных ситуаций и вреде экологии. При повреждении труб в окружающую среду выбрасывается огромное количество нефти, которое загрязняет почву и воду, уничтожает жизнь многих организмов и создаёт огнеопасную ситуацию. К счастью, такие выбросы заметны сразу при регулярном осмотре трассы трубопровода, и аварийные бригады вызываются незамедлительно.

Крупнейшие нефтедобывающие компании мира: , Газпром Нефть, Saudi Aramco, Национальная иранская нефтяная компания, ExxonMobil и PetroChina.

Перспективы нефтяной промышленности несколько омрачаются развитием альтернативной энергетики: ветер, солнце. Значительную конкуренцию создаёт Атомная электроэнергетика (особенно с развитием систем безопасности). Весомый удар в перспективе может нанести переработка мусора: это позволит повторно использовать многие материалы, получаемые из переработки нефти, что так же снизит спрос.

Министерство образования РФ.

Читинский Государственный Университет.

Институт экономики и управления.

Кафедра мировой экономики.

Курсовая работа

По дисциплине Экономическая и Социальная география

Развитие и размещение нефтяной и нефтеперерабатывающей промышленности.

Руководитель: Васильченко В.В., Выполнила: Эпова Екатерина,

кандидат географических наук, студентка 1 курса финансово-

доцент кафедры информационного факультета.

«Мировая экономика». Специальность БУ-07-2.

План.

Введение ..................................................................................................................................3

Глава 1 : Территориальное распределение нефтяных ресурсов ………………………...5

1.1. Нефтедобывающие районы…………………………………………………………….7

1.2. Нефтепроводы и нефтяные магистрали………………………………………………11

Глава 2 : Экономико-географическая характеристика нефтеперерабатывающей

промышленности………………………………………………………………...14

Глава 3 : Проблемы и перспективы развития нефтяного комплекса России………….17

3.1. Экологические проблемы отрасли…………………………………………………....19

Заключение ...........................................................................................................................22

Приложение : картосхема «Районы нефтяной и нефтеперерабатывающей промышленности».

Литература .

Введение.

Нефтяная промышленность сегодня - это крупный народнохозяйственный комплекс, который живет и развивается по своим закономерностям.

Что значит нефть сегодня для народного хозяйства страны?

Это: сырье для нефтехимии в производстве синтетического каучука, спиртов, полиэтилена, полипропилена, широкой гаммы различных пластмасс и готовых изделий из них, искусственных тканей; источник для выработки моторных топлив (бензина, керосина, дизельного и реактивных топлив), масел и смазок, а также котельно - печного топлива (мазут), строительных материалов (битумы, гудрон, асфальт); сырье для получения ряда белковых препаратов, используемых в качестве добавок в корм скоту для стимуляции его роста.

Нефть - наше национальное богатство, источник могущества страны, фундамент ее экономики.

В настоящее время нефтяная промышленность Российской Федерации занимает 3 место в мире. По запасам нефти на 2006 год наша страна находится на 7 месте в мире. По уровню добычи мы уступаем только Саудовской Аравии и США.

Нефтяной комплекс России включает 148 тыс. нефтяных скважин, 48,3 тыс. км магистральных нефтепроводов, 28 нефтеперерабатывающих заводов общей мощностью более 300 млн т/год нефти, а также большое количество других производственных объектов.

На предприятиях нефтяной промышленности и обслуживающих ее отраслей занято около 900 тыс. работников, в том числе в сфере науки и научного обслуживания - около 20 тыс. человек.

За последние десятилетия в структуре топливной промышленности произошли коренные изменения, связанные с уменьшением доли угольной промышленности и ростом отраслей по добыче и переработке нефти и газа. Если в 1940 г. они составляли 20,5%, то в 2004г - 75,3% суммарной добычи минерального топлива. Теперь на первый план выдвигается природный газ и уголь открытой добычи. Потребление нефти для энергетических целей будет сокращено, напротив, расширится ее использование в качестве химического сырья. В настоящее время в структуре ТЭБа на нефть и газ приходится 74%, при этом доля нефти сокращается, а доля газа растет и составляет примерно 41%. Доля угля 20%, оставшиеся 6% приходятся электроэнергию.

Крупнейшие российские нефтяные компании – ТНК, «ЛУКойл», ЮКОС, «Роснефть» и «Сургутнефтегаз» - располагают запасами нефти почти в 13 млрд. т. Две самые крупные компании – «ЛУКойл» и ЮКОС производят около 40% нефти.
Сырая нефть и нефтепродукты составляют примерно 40% суммарного экспорта России, нефть – существенный источник доходов бюджета. Российская Федерация выступает как один из ведущих операторов в международном нефтяном бизнесе, являясь крупнейшим чистым экспортером нефти после Саудовской Аравии. В 2000 г. Россия экспортировала приблизительно 145 млн. т сырой нефти и 50 млн. т нефтепродуктов. С 2000 г. экспорт нефти и нефтепродуктов начал расти, и за период с 1996 г. фактически удвоился. По прогнозам Министерства энергетики РФ, экспорт сырой нефти увеличится почти до 300 млн. т в 2010 г.

Глава 1.

Территориальное распределение нефтяных ресурсов.

До революции почти вся добыча нефти в нашей стране была сконцентрирована на Кавказе, где добывалось 97% нефти. В 30-е годы были открыты новые нефтяные месторождения - в Поволжье и на Урале, но вплоть до Великой Отечественной войны основным нефтедобывающим районом был Кавказ. В 1940-1950-е гг. добыча нефти на Кавказе вследствие истощения месторождений сократилась (ее добыча там в настоящее время имеет локальное значение, на территории России это район Северного Кавказа) . Добыча нефти в Волго-уральском районе наоборот сильно возросла, в результате чего этот район выдвинулся на первое место в нефтяной промышленности СССР. До недавнего времени это был важнейший по разведанным запасам нефти район. Здесь были открыты такие известные месторождения, как Ромашкинское, Бавлинское, Арланское, Туймазинское, Ишимбаевское, Мухановское, Китель-Черкасское, Бугурусланское, Коробковское. Добыча нефти в этом районе обходится недорого, но нефть Башкирии содержит много серы (до 3%) , парафина и смол, что осложняет ее переработку и снижает качество продукции. На севере и на юге к ним прилегают Пермское и Оренбургское.

В 1960г. было открыто первое нефтяное месторождение в Западной Сибири, а с начала 60-ых около 300 месторождений нефти и газа, расположенных на обширной территории Западной Сибири, от Урала до Енисея. Оконтурены Шаимский, Сургутский и Нижневартовский нефтеносные районы, где находятся такие месторождения, как Самотлорское, Усть-Балыкское, Федоровское, Мегионское, Сосницко-Советское, Александровское и др. В 1964 г. там началась промышленная добыча нефти. В последующие годы нефтяная промышленность Западной Сибири росла очень быстрыми темпами и в 1974 г. опередила по добыче нефти все другие районы СССР. Нефть Западной Сибири отличается хорошим качеством, высокой экономической эффективностью добычи. В настоящее время Западная Сибирь - главный нефтедобывающий район страны.

На северо-востоке европейской части России расположен Ухтинский нефтяной район (месторождения Тибугское и Вайваш) . Он обеспечивает нефтью север европейской части страны. Недалеко от него, у места впадения реки Усы в Печору, разрабатывается группа месторождений нефти (Тимано - Печерская нефтегазоносная провинция) . Часть добываемой здесь нефти по трубопроводу поступает в Ярославль.

Кроме основных нефтедобывающих районов нефть добывают на севере острова Сахалин (месторождение Оха) . С Сахалина нефть по нефтепроводам поступает на материк в Комсомольск-на-Амуре. В Калининградской области находится месторождение нефти локального значения.

Признаки нефтеносности имеются на обширной территории Севера, Восточной Сибири и Дальнего Востока.

Нефтяная промышленность страны вступила в качественно новую, более сложную стадию развития, когда возникает необходимость резко увеличить объем поисково-разведочных работ, особенно в Восточной Сибири, в зонах глубин под газовыми месторождениями Западной Сибири, в шельфовых зонах морей, формирования необходимой для этого производственно-технической базы. Начата добыча нефти в Арктике, на шельфе у о. Колгуев (Песчаноозерское месторождение)

1.1. Нефтедобывающие районы.

К настоящему времени в разработку вовлечено более 60% текущих запасов нефти. В 2003 году в России было добыто 421 млн. тонн нефти. На 2003 год Россия обладала 20 млрд. тонн разведанной нефти. В разработке находится 840 месторождений, расположенных во многих регионах страны: от Калининградской области на западе до о-ва Сахалин на востоке, от о-ва Колгуев в Баренцевом море на севере до предгорий Кавказа на юге. Основным нефтяным регионом является Западно-Сибирский район, где сосредоточено более 60% текущих запасов и добывается 56% российской нефти. Вторым по значению районом является Волго-Уральский, где добывается 27%, далее следует Тимано-Печерская нефтегазоносная провинция - 13%, Северный Кавказ - 1,6%, Сахалин - 0,5%.

Западно-Сибирский район . Это крупнейший нефтегазоносный бассейн мира, расположенный в пределах Западно-Сибирской равнины на территории Тюменской, Омской, Курганской, Томской и частично Свердловской, Челябинской, Новосибирской областей, Красноярского и Алтайского краев, площадью около 3,5 млн. км. Нефтегазоносность бассейна связана с отложениями юрского и мелового возраста. Большая часть нефтяных залежей находиться на глубине 2000-3000 метров. Нефть Западно-Сибирского нефтегазоносного бассейна характеризуется низким содержанием серы (до 1,1%) , и парафина (менее 0,5%) , содержание бензиновых фракций высокое (40-60%) , повышенное количество летучих веществ.

В Западной Сибири находятся несколько десятков крупных месторождений. Среди них такие известные, как Самотлор, Мегион, Усть-Балык, Шаим, Стрежевой. Большая часть из них расположена в Тюменской области - своеобразном ядре района.

Переработка попутного нефтяного газа Тюмени осуществляется на Сургутских, Нижневартовских, Белозерном, Локосовском и Южно-Балыкском газоперерабатывающих заводах. На них, однако, используется лишь около 60% добываемого с нефтью ценнейшего нефтехимического сырья, остальное количество сжигается в факелах, что объясняется отставанием ввода мощностей газоперерабатывающих заводов, недостаточными темпами строительства газокомпрессорных станций и газосборных сетей на нефтепромыслах.

В поисках нового равновесия

Анализ «Делойт МаркетПойнт»

Нефтегазовая отрасль переживает непростые времена. Кризис на нефтяных рынках приобрел крупные масштабы, что привело к падению цен на нефть и значительным сокращениям капитальных расходов. Что же ждет нефтяную отрасль? Несмотря на то что внушительные сокращения капитальных и операционных бюджетов могут существенно повлиять на дальнейшее развитие отрасли, в своем анализе «Делойт МаркетПойнт» пытается найти положительные моменты в сложившейся ситуации. В отчете представлены перспективы развития нефтяной отрасли на ближайшие пять лет - от источников покрытия дефицита производства до влияния сегодняшнего спроса и предложения на нефтяные цены в будущем.

Нефтяные рынки в ближайшие пять лет

Начиная с середины 2014 года цикл развития рынков сырой нефти вошел в стадию снижения, что привело к падению цен, масштабному сокращению капитальных расходов и потере нефтегазовой отраслью былой стабильности. Не так давно рыночные цены временно опускались ниже отметки в 30 долларов за баррель. При этом одни аналитики прогнозируют дальнейшее снижение цен, другие же, напротив, говорят об их умеренном росте - как минимум в краткосрочной перспективе. Сегодняшний спад вызван рядом факторов, среди которых в том числе сланцевая революция в США, новая стратегия Организации стран-экспортеров нефти (ОПЕК), возглавляемой Саудовской Аравией, предусматривающая защиту доли рынка вместо обеспечения его сбалансированности, снятие санкций с Ирана, рост запасов сырой нефти и продуктов нефтепереработки по всему миру, а также ожидания относительно замедления роста мирового спроса на нефть в связи со мировым экономическим спадом.

В феврале 2015 года «Делойт МаркетПойнт» и выпустили отчет, содержащий анализ текущего состояния рынков нефти . В отчете рассматривались факторы, приведшие к падению нефтяных цен. В данной работе «Делойт МаркетПойнт» анализирует последние опубликованные рыночные данные и изменение динамики спроса и предложения на рынке нефти в связи с ожиданиями более низких цен. Мы также анализируем чистое влияние более низких цен на нефть в пятилетней перспективе на основании нашей модели MarketBuilder World Oil Model и инструмента Reference Case.

В настоящем отчете мы рассматриваем следующие темы:

  • Расширение перечня отмененных проектов разработки
  • Продолжающийся ввод в эксплуатацию новых мощностей по добыче
  • Увеличение производства в Иране в результате снятия санкций
  • Прогноз текущего и будущего спроса
  • Сравнение прогнозов «Делойт МаркетПойнт», полученных при помощи инструмента Reference Case, с форвардной кривой

Анализ будущего нефтяной отрасли от компании «Делойт МаркетПойнт»

Тогда как текущие цены на нефтяных рынках отражают по большей части печальную ситуацию в отрасли, ощутимые сокращения капитальных вложений и операционных бюджетов за последний год будут иметь долгосрочные последствия. По данным нашего анализа, существующий объем отмененных или отложенных капитальных инвестиций, перенос инвестиционных проектов и исчерпание запасов в хранилищах приведет к дефициту предложения в размере свыше 1 млн баррелей в день уже в 2018 году. В результате в ближайшей перспективе произойдет так необходимый рост цены на нефть до примерно 58 долларов США, однако возврата к ценам выше 100 долларов за баррель ожидать не приходится.

На основе нашего анализа можно предположить, что такие страны, как США с их крупными месторождениями сланцевой нефти, Иран, Ирак и, возможно, Россия смогут потенциально покрыть первые два года дефицита добычи при цене 58 долларов США за баррель. После 2019 года продолжение роста спроса и падение производства потребуют дальнейшего увеличения цены для полного покрытия затрат производителей с высокими издержками, например, работающих с канадскими нефтяными песками и глубоководными морскими месторождениями.