Контроль денег

Особенности строения птиц связанные с полетом таблица. Приспособление птиц к полету: признаки

Особенности внутреннего строения птиц, связанные с полетом.

Пищеварительная система. Челюсти

образуют клюв - орган захвата пищи.

Зубы отсутствуют. В ротовой полости

расположен язык. Секрет,

выделяемый слюнными железами ,

смачивает пищу и облегчает её

движение по пищеводу . У большинства

птиц он имеет расширение - зоб , где

пища подвергается химической

обработке. Во время вывода птенцов

стенка зоба некоторых видов птиц

выделяет питательный секрет –

"молочко", которым выкармливаются

птенцы. Желудок состоит из двух

отделов – железистого ( пища расщепляется под действием ферментов) и мускулистого (механическая обработка пищи). Из желудка пища поступает в двенадцатиперстную кишку , куда открываются протоки печени и поджелудочной железы . Продвигаясь далее по тонкому кишечнику, она переваривается и всасывается. У растительноядных птиц он длиннее, чем у насекомоядных. Интенсивность пищеварения очень высокая. Непереваренные остатки пищи поступают в короткую толстую кишку, открывающуюся в клоаку. Быстрое переваривание пищи и быстрое опорожнение кишечника избавляют птиц от избыточной массы.

Дыхательная система . Через ноздри

воздух поступает в носовую полость,

глотку, гортань, трахею, в нижней

аппарат птиц. Трахея разделяется на

два бронха , которые, входя в лёгкие ,

ветвятся на 15-20 вторичных бронхов .

Лёгкие птиц - не мешки, как у

земноводных или пресмыкающихся, а

губчатые тела с большой дыхательной

поверхностью. Часть вторичных

бронхов проходит в воздушные мешки.

Акт дыхания в покое осуществляется за

счёт сужения и расширения грудной

клетки. При вдохе грудина опускается,

при выдохе - поднимается. При полёте вентиляция легких осуществляется с помощью воздушных мешков. При подъёме крыльев мешки растягиваются и воздух частично поступает в лёгкие, где происходит газообмен, а частично в воздушные мешки. В них окисления крови не происходит. При опускании крыльев воздушные мешки сжимаются и воздух из них поступает в лёгкие, где снова происходит окисление крови. Таким образом, в полете газообмен у птиц происходит и на вдохе и на выдохе. Такой механизм получил название двойного дыхания . Помимо участия в газообмене, воздушные мешки предохраняют организм при большой мышечной работе от перегрева, отводя с выдыхаемым воздухом избыток тепла.

Кровеносная система птиц характеризуется полным разделением артериального и венозного токов крови в связи с формированием четырёхкамерного сердца , состоящего из двух предсердий и двух желудочков. Как и у всех наземных позвоночных - два круга кровообращения. Венозная кровь из правого желудочка поступает по лёгочным артериям в лёгкие и окисляется. Артериальная кровь по лёгочным венам поступает в левое предсердие. Это малый круг кровообращения . Большой круг кровообращения начинается в левом желудочке. Из него берёт начало только одна, правая дуга аорты, несущая артериальную кровь к органам. Венозная кровь собирается в парные передние и непарную заднюю полые вены, впадающие в правое предсердие. Здесь заканчивается большой круг кровообращения. У птиц высокая скорость кровотока. Это, наряду с высокой кислородной ёмкостью крови, а также интенсивным газообменом в лёгких, позволяет осуществлять эффективное насыщение тканей организма кислородом. Благодаря этому птицы способны поддерживать постоянную температуру тела.

Органы выделения - парные почки. От каждой почки отходит мочеточник , открывающийся в клоаку. Мочевой пузырь отсутствует .

Нервная система отличается большим, чем у пресмыкающихся, размером головного мозга. Полушария крупные, доли среднего мозга хорошо развиты, мозжечок - большой, От головного мозга отходят 12 пар черепно-мозговых нервов.

152. Зарисуйте схему внешнего строения птицы, подпишите основные части тела. Какие особенности внешнего строения птицы связаны с её способностью к полету?

Обтекаемая форма тела
Наличие крыльев
Перьевой покров
Небольшая голова, длинная шея, туловище и конечности более компактны

153. Рассмотрите рисунок. Напишите названия частей пера, обозначеннных цифрами.


1. опахало
2. стержень (ствол)
3. очин

154. Изучите таблицу «Класс Птицы. Строение голубя». Рассмотрите рисунок. Напишите названия костей скелета птицы, обозначенных цифрами.


1. череп
2. кисть
3. предплечье
4. плечо
5. копчиковая кость
6. бедро
7. голень
8. цевка
9. пальцы
10. грудина с килем
11. шейный отдел позвоночника

155. Укажите особенности скелета, связанные с приспособленностью птиц к полету.
Скелет характеризуется прочностью и легкостью. Трубчатые кости полые. Плоские кости (черепа, крестца, таза) очень тонки и срастаются между собой. Челюсти не имеют зубов.
В системе позвоночного столба имеется сложный крестец, образованный срастанием последних грудных позвонков, поясничного отдела, собственно крестцового и части хвостового. Сросшиеся последние хвостовые позвонки образуют копчиковую кость.
Все кости таза срастаются между собой и прирастают к сложному крестцу.
Плечевой пояс сильно развит и состоит из мощных каракоидных костей, лопаток и сросшихся ключиц.
Передние конечности сохранили всего три пальца, причем только второй палец имеет две фаланги. Все кости пясти и запястья слиты в одну сложную кость, к которой прикрепляются маховые перья.
Задние конечности имеют чаще четыре пальца, иногда три или два. Имеется сложная кость цевка.
Грудина велика и у большинства видов несет острый киль, к которому прикрепляются мощные грудные мышцы. Ребра птиц уплощены, грудная клетка прочная и малоподвижна.

156. Рассмотрите рисунок. Цветными карандашами раскрасьте кровеносную систему птицы. Подпишите её части. Укажите стрелками движение артериальной и венозной крови.

157. Заполните таблицу.

Системы органов птиц.

158. Рассмотрите рисунок. Подпишите названия отделов головного мозга птицы.


159. Опишите процесс двойного дыхания птицы.
При вдохе у птиц увеличивается объем полости тела и воздушные мешки расширяются, засасывая воздух. При этом воздух из легких насасывается в передние воздушные мешки, а воздух из внешней среды по трахее, бронхам идет в легкие и в задние воздушные мешки. При выдохе объем полости тела уменьшается и под давлением внутренних органов воздух выдавливается из воздушных мешков. Содержащий много кислорода воздух из задних воздушных мешков нагнетается в легкие, а воздух из передних мешков, содержащий уже мало кислорода, но много углекислого газа, проталкивается в трахею и выводится наружу. Таким образом, насыщенный кислородом воздух практически непрерывно, и при вдохе и при выдохе, проходит через легкие, обогащая кровь кислородом («двойное дыхание»).

160. Рассмотрите рисунок. Подпишите части половой системы птицы, обозначенные цифрами.

1. яичник
2. яйцевод
3. клоака
4. почка
5. мочеточник
6. семяпровод
7. семенник

161. Опишите процесс размножения и развития птицы.
В период размножения птицы образуют пары.
Яйцеклетки у птиц крупные, богатые желтком, созревают неравномерно. Созревшая яйцеклетка попадает в яйцевод. В верхней его части происходит оплодотворение. Стенки яйцевода сокращаются, проталкивая яйцо (оплодотворенную яйцеклетку) в сторону клоаки. При движении оно покрывается оболочками. Вначале яйцо покрывается белковой, потом двумя волокнистыми (подскорлуповыми) и затем скорлуповой оболочками. Яйцо попадает в клоаку и откладывается наружу.
Яйца птиц крупные, содержат много питательных веществ в белке и желтке.
Зародыш в яйце развивается очень быстро, при высокой температуре (37-З8 °С) и определенной влажности. К концу развития птенец заполняет всю внутреннюю полость яйца.
При вылуплении птенец прорывает пергаментную оболочку, просовывает клюв в воздушную камеру и начинает дышать. При помощи яйцевого зуба (бугорка на надклювье) птенец разламывает скорлупу и выбирается из нее.

162. Выполните лабораторную работу «Внешнее строение птицы».
1. Рассмотрите внешнее строение птицы. Опишите форму её тела, окраску оперения.
Тело птицы покрыто перьями, передние конечности видоизменены в органы полета - крылья. Ноги птиц массивны, имеют четыре отдела: бедро, голень, цевку и 4 пальца. У птицы на голове имеется клюв, глаза. Форма тела обтекаемая. Цвет перьевого покрова маскировочный.
2. Сделайте рисунок и подпишите части тела птицы.
см. вопрос 152.
3. Рассмотрите голову птицы. Какие органы на ней расположены?
Глаза, ушные отверстия (прикрыты перьями – только среднее ухо), клюв, ноздри.
4. Рассмотрите конечности птицы. Каковы особенности их строения?
Для полета служат видоизмененные передние конечности - крылья. Ноги птиц имеют четыре отдела: бедро, голень, цевку и пальцы. Обычно ноги четырехпалые, но иногда число пальцев сокращается до трех и даже двух. Из четырех пальцев в преобладающем большинстве случаев три являются направленными вперед, а одни - назад.
5. Рассмотрите перьевой покров птицы. Сделайте рисунки различных типов перьев.

6. Зарисуйте схему строения контурного пера. Подпишите его части.


7. Какие особенности внешнего строения птицы связаны с её приспособленностью к полету?
см. вопрос 152.

163. Рассмотрите рисунки. Напишите названия экологических групп, к которым относятся изображенные птицы.

1. лесные птицы
2. птицы открытых пространств
3. птицы водоплавающие и птицы водоемов и прибрежий
4. птицы, добывающие корм в воздухе
5. дневные хищные птицы

Класс Птицы. Особенности строения, связанные с полетом

Юсова С.Л., учитель биологии

МКОУ «Солигаличская СОШ»


  • раскрыть особенности строения птицы, связанные с полетом и средой обитания.

Приспособление птиц к полету

ПРИСПОСОБЛЕНИЯ К ПОЛЁТУ

Внешнее строение

Пищеварительная система

Дыхательная система

Кровеносная система

Нервная система

Органы выделения


  • Опишите форму тела птицы и укажите, из каких отделов оно состоит. По каким признакам можно отличить птицу от других позвоночных животных?
  • Рассмотрите голову птицы и найдите органы, расположенные на ней. Какие функции выполняют органы?
  • Какие особенности имеются у птиц во внешнем строение в сравнение с пресмыкающимися? Каково их значение?

  • Чтобы - разрывать пищу.
  • Чтобы - вычерпывать из воды рыбу.
  • Чтобы - собирать с поверхности воды самые крохотные растения и организмы.
  • Чтобы - вскрывать раковины.
  • Чтобы - вытаскивать из-под коры насекомых.




  • Чтобы - строить гнезда повыше.
  • Чтобы - спасаться от врагов.
  • Чтобы - ловить добычу в воздухе.
  • Чтобы - высматривать добычу на земле.
  • Чтобы - добираться до теплых мест, где больше пищи.

  • Чтобы - отдохнуть.
  • Чтобы - уталить жажду.
  • Чтобы - высиживать яйца.
  • Чтобы - кормить птенцов.
  • Чтобы - собирать корм с земли.

Внутреннее строение птиц

Дыхательная система

Пищеварительная система

ПРИСПОСОБЛЕНИЯ К ПОЛЁТУ

Внешнее строение

Тело обтекаемое, покрыто перьями, передние конечности преобразованы в крылья, небольшая голова, крупные глаза, подвижная шея.

Кости полые, наполнены воздухом, облегчение скелета и увеличение прочности происходит за счёт срастания костей головы, позвоночника, конечностей.

Мощная летательная мускулатура (25% от массы тела).

Пищеварительная система

Быстрое переваривание и усвоение пищи, короткая толстая кишка, кишечник быстро опорожняется.

Дыхательная система

Усложнение: появление (вторичных третичных бронхов); воздушных мешков, через лёгкие воздух, богатый кислородом, проходит и при вдохе и при выдохе.

Кровеносная система

4-камерное сердце; кровь к органам поступает артериальная, быстрый обмен веществ, газообмен, быстрое движение крови, интенсивная работа сердца.

Нервная система

Совершенствование зрительного анализатора, слуха, точная координация движений, высокий уровень нервной деятельности, сложное поведение.

Органы выделения

Отсутствует мочевой пузырь. Частое выделение мочевой кислоты в виде кашицы (уменьшает расход воды).


Тест

1.Признак приспособленности птиц к полёту:

а) появление четырехкамерного сердца

б) роговые щитки на ногах

в) наличие полых костей

г) наличие копчиковой желёзы

2. Быстрое переваривание пищи – это приспособление к:

а) характеру пищи б) вскармливанию детёнышей в) полёту г) необходимости всё время запасать пищу

3. Приспособлением кровеносной системы птиц к полёту в большой степени является:

а) строение сердца б) увеличение количества крови в организме в) высокая скорость течения крови г) невысокая скорость течения крови


4 . Выберите правильные утверждения.

а) у мелких птиц частота дыхания ниже, чем у крупных б) на земле около 9000 видов птиц в) в процессе эволюции у птиц развивался головной мозг, и особенно мозжечок г) у всех птиц пища удерживается зубами д) все птицы теплокровные животные е) скорость полёта птицы зависит от массы тела

5. Существенными эволюционными, прогрессивными приобретениями птиц являются:

а) головной мозг из пяти отделов б) интенсивный обмен веществ в) смешанная кровь в сердце г) костный череп д) клюв без зубов е) лёгкость и прочность скелета

6. Приспособлениями птиц к полёту можно считать:

а) видоизменённые конечности б) хорошее обоняние в) один круг кровообращения и легочное дыхание г) полые кости в скелете д) наличие двенадцатиперстной и прямой кишок е) отсутствие мочевого пузыря


7. Выстройте путь прохождения пищи у птиц в правильной последовательности:

а) глотка б) желудок в) ротовая полость г) пищевод д) кишечник е) клоака ж) зоб


Составьте синквейн о птице

1-я строка – существительное 2-я строка – два прилагательных, раскрывающих какие– то интересные, характерные признаки явления, предмета, 3-я строка – три глагола, раскрывающие действия, воздействия и т. д., свойственные данному явлению 4-я строка – ассоциации, связанные с темой

Цель: создать условия для эффективного усвоения знаний об особенностях внутреннего строения птиц в связи с полетом.

  • Обучающие задачи:
расширить знания учащихся о процессах жизнедеятельности на примере птиц, об особенностях строения внутренних органов в связи с функциями.
Установить особенности строения внутренних органов птиц в связи с полетом.
  • Развивающие задачи:
  • продолжить развитие умений работать с текстом учебника, выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи, анализировать, делать выводы.
    Развивать умения самоконтроля и взаимоконтроля.
  • Воспитывающие задачи:
  • продолжить формирование эмоционально-ценностного отношения к изучению окружающего нас мира.
    Формировать коммуникативность учащихся через совместную работу.

    Оборудование: интерактивная доска, компьютерная презентация, электронный учебник, методички с вопросами, оценочный лист.

    Основополагающий вопрос. Как различные животные адаптировались к средам их обитания?

    Проблемные вопросы.

    В чем секрет птиц, помогающий им летать?
    Чем отличаются птицы от других животных?

    Формируемые компетенции:

    • Коммуникативная (работа в группах, взаимообучение)
    • Информационная (работа с учебником, составление табличного конспекта, использование компьютерной презентации, электронного учебника)

    Ход урока

    I. Актуализация знаний.

    “Над седой равниной моря ветер тучи собирает. Между тучами и морем гордо реет Буревестник, черной молнии подобный…”
    М.Горький

    Полет птиц всегда привлекал внимание человека. Несомненно, первые мысли о воздухоплавании, зародились у людей при взгляде на птиц.

    Что же позволяет им летать?

    Задание 1. Составьте коллективный рассказ, в котором в логической последовательности вы называете особенности внешнего строения и скелета птиц, связанные с полетом.

    II. Изучение нового материала.

    “Знанию всегда предшествует предположение”
    А. Гумбольт

    1. Проблемный вопрос.

    Есть ли связь между строением внутренних органов птиц и полетом? Постарайтесь высказать предположения, в чем она может заключаться?

    (Учащиеся высказывают предположения.)

    2. С целью проверки правильности высказанных предположений проведем работу с текстом учебника по группам. (Работа в группах сменного состава.)

    Стол А – 1 группа. Пищеварительная система. Выделительная система.
    Стол Б – 2 группа. Дыхательная система.
    Стол В – 3 группа. Кровеносная система
    Стол Г – 4 группа. Нервная система. Органы чувств.
    Стол Д – 5 группа. Особенности размножения.

    Каждому ученику в группе дается жетон с номером, после подготовки они пересаживаются таким образом, что за столом “А” собираются все ученики с № 1; за столом “Б” – с № 2 и т.д. В новой группе каждый представитель рассказывает свой материал. В оценочный лист выставляется взаимооценка.

    По результатам работы в группе составляется табличный конспект.

    Системы органов Особенности строения, связанные с полетом
    Пищеварительная отсутствие челюстей и зубов, двухкамерный желудок, быстрое пищеварение и частое освобождение кишечника
    Дыхательная двойное дыхание
    Кровеносная четырехкамерное сердце, большая частота сердечных сокращений
    Выделительная отсутствие мочевого пузыря
    Нервная сильно развиты большие полушария, мозжечок, средний мозг
    Органы размножения у самок функционирует только левый яичник, птица откладывает сразу только одно яйцо
    Обмен веществ высокий уровень, постоянная температура тела.

    3. Подведение итогов работы.

    Отчет учащихся о проделанной работе с использованием компьютерной презентации .

    Анимация “Схема кровообращения птиц” (Электронный учебник)

    III. Закрепление полученных знаний.

    На столах учащихся методички с заданиями:

    Задание 1. Выберите правильные утверждения.

    (Взаимоконтроль. Оценка выставляется в оценочный лист. )

    1. Птицы – высокоорганизованные теплокровные позвоночные, приспособленные к полету.
    2. Частичное переваривание пищи начинается во рту.
    3. В воздушных мешках птиц происходит активный газообмен.
    4. По телу птицы распространяется артериальная кровь.
    5. Толстый кишечник и мочеполовые протоки впадают в клоаку.
    6. У птиц хорошо развит средний мозг, особенно зрительные доли.
    7. У всех птиц птенцы выводятся беспомощными, слепыми и голыми.
    8. Сердце трехкамерное, с неполной перегородкой.
    9. По форме клюва можно определить характер питания птиц.
    10. Наука о птицах – птицеводство.

    Работа в парах.

    Задание 2. Полет птиц требует интенсивной работы мышц, которые для этого должны обильно снабжаться кислородом. Однако птицы не могут иметь большого количества крови, доставляющей кислород мышцам, так как увеличение массы крови затруднило бы сам полет. Иными словами крови хорошо бы иметь поменьше, а кислорода хорошо бы получать побольше. Как это сделать? (Обсуждение.)

    Образец ответа.

    Кровь у птиц движется по сосудам очень быстро, за счет этого она быстрее меняется в легких. Кроме того, кислород, благодаря системе воздушных мешков, проходит через легкие, как при выдохе, так и при вдохе.

    Задание 3. Пищеварение у птицы происходит очень быстро. Сочные ягоды у воробьиных проходят через кишечник за 8–10 минут. Домовой воробей переваривает зерно за 3–4 ч, жука за 1 час, гусеницу за 15 минут. Насекомоядные птицы наполняют свой желудок 5–6 раз в сутки. Один – два раза в сутки едят хищники.

    Какое значение для природного сообщества имеет большая скорость пищеварения у птиц?

    Образец ответа:

    Быстрый процесс пищеварения у птиц заставляет их часто наполнять свой желудок. В природном сообществе прожорливые насекомоядные птицы уничтожают много насекомых вредителей.

    Задание 4. Общий объем воздушных мешков в несколько раз превышает объем легких. Например, у пеликанов он равен 10,5л

    Определите функции воздушных мешков с точки зрения физики. (Обсуждение.)

    Образец ответа.

    Уменьшение плотности тела, облегчающего полет. Сохранение тепла в состоянии относительного покоя благодаря малой теплопроводности воздуха. Охлаждение внутренних органов в полете за счет теплообмена между внутренними органами птиц и более холодным воздухом, поступающим в воздушные мешки. Увеличение плотности тела у ныряющих птиц при уменьшении объема воздушных мешков.

    Подведение итогов.
    Опрос-итог.

    Прочитайте цель урока. Достигли ли вы цели урока? В какой степени?
    Оцените свою работу на уроке: “отлично”, “хорошо”, “удовлетворительно”, “неудовлетворительно”
    Что на уроке было главным? Что интересным? Что нового узнали? Чему научились?

    Задание на дом §51. Творческое задание: подготовить компьютерные презентации.

    1. Бескилевые птицы.
    2. Плавающие птицы.
    3. Килевые птицы:

    • Птицы вводно-болотных угодий,
    • Лесные птицы,
    • Птицы открытых пространств.

    Оценочный лист.

    Ф. И. Итоговая оценка
    Работа в группе
    (взаимооценка)
    1 задание 2 задание 3 задание 4 задание

    Большинство представителей класса птиц освоили наземно-воздушную среду обитания. Приспособление птиц к полету обусловлено особенностями их внешнего и внутреннего строения. В данной статье рассмотрим эти аспекты более подробно.

    Признаки приспособления птиц к полету

    Основными признаками, позволяющими пернатым освоить воздушную среду являются:

    Перьевой покров;

    Видоизменение передних конечностей в крылья;

    Теплокровность;

    Легкий скелет;

    Наличие специальной кости - киля;

    Двойное дыхание;

    Укороченный кишечник;

    Отсутствие одного яичника у самок;

    Хорошо развитая нервная система.

    Эти особенности строения иллюстрируют, как птицы приспособлены к полету.

    Строение скелета

    С легкостью подниматься ввысь для птиц становится возможным, прежде всего, благодаря, легкому скелету. Он образован костями, внутри которых находятся воздухоносные полости. Основными отделами являются череп, позвоночник, пояса верхних и нижних конечностей и сами свободные конечности. Многие кости срастаются между собой, обеспечивая прочность всей "конструкции". Отличительной особенностью скелета пернатых является наличие киля. Это особая кость, к которой прикрепляются мышцы, приводящие в движение крылья. Она характерна только для птиц.

    Покровы

    Черты приспособления птиц к полету во многом связаны с особенностями покровов. Пернатые являются единственной группой животных, тело которых покрыто перьями. Их можно объединить в три группы. Первая носит название "контурные". Благодаря им тело птицы приобретает обтекаемую форму. В зависимости от расположения на теле и выполняемых функций контурные крылья бывают кроющие, маховые и рулевые. Они покрывают тело, образуя контуры крыльев и хвоста. Независимо от вида, каждое крыло состоит из центральной части - стержня, на большей части которого располагаются опахала, образованные бородками первого и второго порядка с крючками. Нижний оголенный участок пера называется очин.

    Вторая группа представлена пуховыми перьями. Их бородки лишены крючков, поэтому опахала не сцеплены, а свободны. Третья разновидность - это пух. Характерной особенностью его строения являются пушистые бородки, которые расположены пучком на одном конце сильно укороченного очина.

    На примере особенностей оперения легко рассмотреть, как птицы приспособились к полету. Оно обеспечивает терморегуляцию, определяет окраску, возможность передвижения в воздушном пространстве. Кстати, окрас птиц может служить как маскировкой от хищников, так и одной из форм проявления демонстративного поведения.

    Теплокровность

    Это приспособление птиц к полету является очень важным. Теплокровность подразумевает наличие постоянной температуры тела, не зависящей от окружающей среды. Ведь, как известно, с высотой температура воздуха значительно понижается. И если бы птицы были холоднокровными, как рыбы или земноводные, они просто бы замерзли во время полета. Такая черта присуща данной группе организмов благодаря прогрессивному строению кровеносной системы. Она представлена четырехкамерным сердцем и двумя кругами кровообращения. Поэтому венозная и не смешиваются, обмен газов и веществ происходит очень интенсивно.

    Внешнее строение

    Тело птиц подразделяется на следующие части: голову, подвижную шею, туловище, хвост и конечности. На голове расположены глаза, ноздри и клюв, покрытый роговыми чехлами. Отсутствие зубов делает череп еще более легким. Веки на глазах неподвижны, роговица увлажняется при помощи мигательных перепонок.

    Основное приспособление птиц к полету,безусловно,заключается и в видоизменении верхних конечностей. Они преобразованы в крылья. Ноги - нижние конечности, часто покрыты роговыми чешуйками. Эта особенность строения осталась у птиц от их предков - пресмыкающихся животных. Когти, находящиеся на пальцах ног, помогают птицам удерживаться на опорной проверхности.

    Внутреннее строение птиц

    Приспособление птиц к полету отражается и в особенностях строения большинства внутренних органов.

    Пищеварительная система представлена ротовой полостью, пищеводом, образующим расширение - зоб. В нем пища подвергается дополнительной ферментативной обработке, становится мягкой и быстрее переваривается. Далее пища поступает в желудок, состоящий из двух отделов: железистого и мускульного, а потом - в кишечник. Он открывается наружу клоакой. Кишечник птиц укорочен по сравнению с другими животными. Такое строение также делает их тело более легким. Непереваренные остатки пищи не задерживаются долго в кишечнике и могут выделяться через клоаку даже во время полета.

    Адаптация птиц к полету прослеживается и в Благодаря ее развитию, животные обладают достаточно четким цветным зрением, позволяющим без труда ориентироваться в воздухе даже на достаточно большой высоте. Хорошо функционирует и слух. А благодаря развитому мозжечку, на высоком уровне находится и Птицы быстро реагируют во время приближающейся опасности или охоты.

    Компактность - характерная черта половой системы. Семенники самцов небольшого размера, бобовидной формы. Они открывают свои протоки прямо в клоаку. У самок есть только один яичник. Такое строение делает вес птиц существенно меньше. Яйцеклетка из половой железы передвигается по яйцеводу, где и происходит процесс оплодотворения, яйцо покрывается оболочками и известковой скорлупой. Далее через клоаку выходит наружу.

    Особенности дыхания

    Приспособления птиц к полету касаются и Ведь для интенсивной работы мышечной системы необходимо непрерывное снабжение тканей и органов кислородом. Поэтому наряду с легочным дыханием у птиц есть дополнительные органы - воздушные мешки. Это дополнительные резервуары воздуха с достаточно большим объемом. Поэтому дыхание птиц еще называют двойным.

    Приспособление птиц к среде обитания

    Черты внешнего строения часто видоизменяются в зависимости от места обитания. Например, дятел, живущий в лесу, имеет острые когти. С их помощью он передвигается по веткам деревьев, опираясь на хвост с жесткими перьями. Клюв этой птицы похож на долото. Пользуясь им, а также при помощи длинного липкого языка он достает насекомых и личинок из коры, семена из шишек.

    Птицы - обитатели водоемов, также имеют ряд важных приспособлений. Это короткие нижние конечности с плавательными перепонками, плотный перьевой покров, смазанный водоотталкивающим секретом особых желез. "Выйти сухим из воды" - эта поговорка, известная всем, появилась благодаря особенностям жизнедеятельности

    Обитатели открытых пространств - степей и пустынь, имеют защитную окраску перьев, очень мощные ноги и отличное зрение.

    Птицы побережья - мастера планирующего полета. Альбатросы, чайки и буревестники характеризуются наличием сильных и длинных крыльев. А вот хвост у них короткий. Все это позволяет прибрежным обитателям ловить рыбу прямо с воздуха.

    Возможно ли увидеть добычу на расстоянии до тысячи метров? Для это не составляет большого труда. Сокол, ястреб, орел - яркие представители этой группы. Они имеют большой изогнутый клюв, которым хватают и разрывают пищу. А мощные острые когти не оставляют шансов на спасение. Хищники способны долго парить в воздухе благодаря очень широким крыльям. А те из них, которые охотятся ночью, дополнительно обладают острым зрением и идеальным слухом. Например, совы и филины.

    Все ли птицы летают

    Не все представители этого класса способны летать. Например, пингвины являются отличными пловцами, их верхние конечности видоизменены в ласты. Но летать эти птицы не умеют. У них есть киль, однако большой вес не позволяет им взмыть в воздух. А толстая жировая прослойка и густое оперение просто необходимы для жизни в суровых условиях севера.

    Надотряд страусовых объединяет эму, киви, казуаров, нанду. У этих пернатых киль отсутствует. А неспособность к полету компенсируется быстрым бегом. Это умение спасает птиц в условиях равнинной Африки.

    Подавляющее большинство современных птиц в совершенстве приспособлены к полету и среде обитания. Они живут в лесу, на водоемах и их побережьях, степях и пустынях.

    Представители класса птиц поражают своим разнообразием, имеют важное значение в природе и жизни человека, а характерные черты строения обусловливают способность к полету.