Контроль денег

Материальные технологии в 1 очередь используется. Материально-технические ресурсы предприятия

Поиск материалов:

Количество Ваших материалов: 0.

Добавьте 1 материал

Свидетельство
о создании электронного портфолио

Добавьте 5 материала

Секретный
подарок

Добавьте 10 материалов

Грамота за
информатизацию образования

Добавьте 12 материалов

Рецензия
на любой материал бесплатно

Добавьте 15 материалов

Видеоуроки
по быстрому созданию эффектных презентаций

Добавьте 17 материалов

Лекционный материал для уроков технологии в 10 классе по разделу:
«ТЕХНОЛОГИЯ И ТРУД КАК ЧАСТЬ ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ
КУЛЬТУРЫ»
Лекция № 2 по теме: «Современные технологии материального производства».
Цель: сформировать у учащихся представление о технологической культуре, технологии
ее видах; ознакомить с технологическими укладами, обозначить связи технологии с
наукой, техникой и производством; развивать познавательный интерес к наукоемким
технологиям; способствовать формированию технологической культуры
Для обеспечения своего существования обществу необходимо удовлетворять свои
потребности в товарах и услугах. Так как большинство товаров и практически все услуги
не появляются естественным природным путем, их необходимо производить искусственно.
Поэтому, нужные обществу товары и услуги получают посредством создаваемых людьми
производственных систем.
Современные технологии и производственные системы включают все необходимое для
производства продукции в искусственных (надприродных) условиях. Примерами таких
систем в сфере материального производства товаров могут служить любое
производственное и торговое предприятие; в сфере производства нематериальных услуг –
школа, институт, больница, театр, музей и т.д.
Все слагаемые производственной системы вступают во взаимодействие для создания
требуемого продукта (материального или нематериального). В ходе этого взаимодействия
осуществляется производственный процесс.
Если производственная система есть совокупность некоторых вещественных элементов, то
производственный процесс есть процесс взаимодействия названных элементов с целью
выпуска продукции.
Таким образом, производственный процесс представляет собой совокупность действий
средств производства и труда людей по преобразованию сырья (предмета труда) в готовую
товарную продукцию.
Предмет труда (сырье) в строгом смысле не является частью ни производственной
системы, ни производственного процесса. Сырье ­ это то, что перерабатывается в ходе
производственного процесса, поэтому оно вынесено за рамки и производственной системы,
и производственного процесса.
Вид, состав, особенности производственной системы всецело зависят от реализуемого
производственного процесса.
Производственная деятельность является основой
существования, как отдельного человека, так и общества в целом. Без производства нельзя
говорить не только о развитии общества, но и о простом его существовании.
Закономерности производственного процесса столь же объективны, как и законы физики,
химии и т.д. Поэтому объективная сторона процесса производства жестко не связана с так
называемыми общественными формациями и политическими течениями. Также жестко не

законов,
экономических отношений,
связана она и с видами экономики (плановая, рыночная и др.). Ведь любому обществу,
любой экономике необходимо решать задачи производства товаров и услуг. Общественно­
экономические формации и определенные виды экономики создают разные условия для
развития производства, поэтому в итоге имеют разные результаты. А вот для того, чтобы
знать, какие условия для успешного развития производства необходимо создать, следует
выявить и изучить его закономерности.
Процесс производства материальных благ начинается лишь при условии, когда рабочая
сила соединяется со средствами производства (орудиями и предметами труда). В процессе
производства материальных благ лини вступают в так называемые производственные или
экономические отношения.
Изучением общественно­производственных,
управляющих этими отношениями, непосредственно занимается экономическая теория.
Однако само производство продуктов потребления с его сложными, специфическими
особенностями, с его техникой, организацией процессов, технико­экономической оценкой
процессов, политическая экономия не изучает.
Подытоживая вышеуказанное, подчеркнем еще раз, что технология как наука, во­первых,
имеет непосредственные связи с техническими и экономическими науками, во­вторых,
имеет свой, присущий только ей объект изучения (производство, как объективно
существующую технологическую систему, имеющую свои закономерности формирования,
функционирования и развития).
И хотя технология как наука, изучая производство, не касается общественных отношений
людей в производстве, каждый отдельно взятый процесс она рассматривает с точки зрения
конкретной его сущности: человек ­ орудия труда ­ предмет труда.
В буквальном переводе с греческого термин «технология» означает «наука об искусстве,
мастерстве».
Мастерство, пожалуй, самое важное свойство человека. Именно им человек отличается и
выделяется из совокупности остальных биологических существ. На уровень мастерства
человек приходит постепенно, проходя этапы усвоения знаний, приобретения навыков,
умений и, наконец, мастерства.
Мастерство используется человеком и обществом в ходе создания материальных и
нематериальных благ, более того, без мастерства просто невозможно создать благо. Вместе
с тем, понятие «мастерство» не тождественно понятию «процесс создания блага», который
традиционно называют технологией.
Дело в том, что, несмотря на огромную роль, мастерство не обладает физической силой,
кто­то или что­то должно реализовывать предписываемую мастерством программу
действий. Изначально это делал сам носитель мастерства – человек. В наши дни наряду с
человеком мастерство реализуют средства производства (машины, устройства, механизмы,
автоматы и т.п.). Такая целенаправленная деятельность людей по производству
материальных и нематериальных благ называется живым трудом, а аналогичная
деятельность оборудования – прошлым трудом. Мастерство, реализованное в трудовой
деятельности, в совокупности образует процесс переработки сырья в товар (благо).
Таким образом, традиционное отождествление процесса изготовления товара с
технологией ошибочно, поскольку технология это наука о мастерстве, но не о труде,
который включается в процесс изготовления товара. Мастерство, будучи нематериальным
по своей природе, не расходуется в процессе производства, а труд (живой и прошлый)–
расходуется. Кроме того, даже из повседневных представлений ясно, что чем больше
мастерства, тем меньше затраты труда. Экономическая роль мастерства как раз и
заключается в снижении трудозатрат.
В научной и учебной литературе встречается множество определений технологии, к
которым надо относиться с осторожностью, предостерегающей от ошибок.

революционный элемент развития
Анализ эволюции понятия "технология" показывает, что современное его содержание
чрезвычайно многообразно. Предлагаем определения, которые можно сформулировать с
позиции упоминавшихся выше вещественных элементов производственной системы и
предмета труда.
С позиции предмета труда: технология – наука о мастерстве изменения свойств предмета
труда в потребительские свойства товара.
С позиции средств производства и людей­работников: технология ­ наука о мастерстве
использования труда (живого и прошлого) в процессе изготовления товара.
В более обобщенном виде: технология – наука, отвечающая на вопрос: как (с какой
степенью мастерства) изготовить тот или иной товар.
Таким образом, теория и практика современного производства позволяют утверждать, что
технология как наука изучает (анализирует):
1) сущность (содержание) процессов производства разнообразных продуктов потребления;
2) взаимные внутренние связи (взаимообусловленности) этих процессов;
3) закономерности развития этих процессов на базе достигнутого уровня
производительных сил и знаний человека об окружающем его мире.
Технология является стержнем, основой, связывающей воедино естественные, технические
и экономические науки.
Технология – это наиболее подвижный,
производительных сил общества и производственных отношений.
Причина развития технологии – преобладание потребностей общества над возможностью
их удовлетворения существующими средствами производства.
Источник развития технологии – достижения науки, которая в настоящее время сливается
с производством, становится непосредственной производительной силой общества.
Процесс изготовления продукции интегрирует (концентрирует) в себе сведения из многих
областей знаний. Чтобы изготавливать, например, материальный продукт, необходимы
знания о сырье и средствах производства (область технических наук – материаловедение,
теория машин и механизмов, сопротивление материалов и др.), необходимы
соответствующая организация производства, его снабжение, контроль, анализ и т.д.
(область экономических наук). Кроме того, всякое производство основано на трудовой
деятельности людей, следовательно, необходимы знания о трудовом процессе, а самое
главное о том, как заинтересовать человека в активном труде (область общественных
наук). Если мы занимаемся производством духовных благ, то дополнительно необходимы
знания из области гуманитарных наук.
Таким образом, оказалась охваченной практически вся сфера современного научного
знания. И это закономерно, так как основой существования общества является
производство. Поэтому и все знания, которые человек получает за свою жизнь, он
использует в будущей профессиональной и социальной деятельности. Различные виды
профессиональной деятельности человека сводятся к роли исполнителя той или иной
технологии.
Кроме того, процесс изготовления любого продукта основан на использовании
естественных процессов (физических, химических, биологических, информационных и
т.д.), протекающих по своим законам. Человек «подсматривает» их у природы или с
помощью науки познает эти объективные процессы и использует их в искусственно
созданных условиях производства. Поэтому результативность (производительность)
технологического процесса он может повысить лишь в тех рамках, которые допускают
природа, ее законы, а не путем собственного, субъективного волевого решения.
Технология есть мастерство по использованию естественных процессов в
производственном процессе искусственного изготовления товара. В это же время

технология не сводится к наукам о естественных процессах (физике, химии, биологии и
т.д.).
вся совокупность действий современного производственного процесса по самому важному
функциональному признаку может быть подразделена на две группы.
Одна группа действий непосредственно преобразует предмет труда в продукт. Эту
совокупность действий традиционно называют технологией производства.
Другая группа действия призвана создавать условия для успешного функционирования
первой группы действий. К ней относятся: управление производством, снабжение, учет,
контроль, анализ, сбыт, все то, что образует микроэкономику или экономику производства.
Таким образом, технология и экономика являются двумя элементами производственного
процесса. Технология – основная часть производства, непосредственно решающая задачу
выпуска продукции. Экономика – вспомогательная часть производственного процесса,
выполняющая функции управления и обеспечения технологии всем необходимым.
Таким образом, изменения в области экономики производства позволяют повысить
эффективность производства, но только до предела, налагаемого возможностями
существующей технологии.
Только изменения в области технологии ведут к неограниченному росту эффективности
производственного процесса. На этом основании можно утверждать, что технология –
основное звено производственного процесса. В ней кроется источник роста общественного
благосостояния. Никакая экономика не сможет обеспечить выпуск конкурентоспособных
товаров на базе устаревшей малопроизводительной технологии. Успехи экономики
напрямую связаны с уровнем знаний о технологии производства, а также – с умелым их
использованием.
Технология и экономика как науки имеют объекты изучения, соответствующие их
функциям в производственном процессе. Технология изучает процессы непосредственного
изготовления продуктов, экономика – процессы, которые необходимо осуществлять для
успешной реализации технологии производства. Таким образом, технология и экономика
как науки решают общую задачу по производству продукции, имеют общий объект
изучения (производство), но исследуют его с разных сторон.
Цель изучения современных технологий заключается в нахождении способов снижения
трудозатрат (производственных затрат) путем усовершенствования или развития
технологии. Указанная цель хорошо иллюстрируется следующей цитатой Д.И. Менделеева:
«Дело, например, химии изучать получение железа из его руд или других веществ природы,
где оно содержится, а дело технологии изучать выгоднейшие для того способы, выбрать из
возможностей наиболее применимую по выгодности к данным условиям времени и места,
чтобы придать продукту наибольшую «дешевизну» при желаемых свойствах и формах».
«Дешевизна» продукта предопределяется именно производственными трудозатратами.
Тот факт, что целью изучения технологии является снижение трудозатрат, свидетельствует
о тесной близости между экономической деятельностью и технологией, поскольку через
развитие последней решается важнейшая задача по повышению доходности производства,
а, в конечном счете, – задача по повышению благосостояния общества.
Для более четкого представления принципиальных различий и взаимосвязи между
трудозатратами и технологией рассмотрим цепочку потребностей, в которую они
вплетаются. Так, потребность общества в надприродных товарах и услугах вызывает
потребность в мастерстве их создания, т.е. в технологии. Только после этого для
реализации технологии возникает потребность в труде. Наличие труда без мастерства
бессмысленно, так как любое его количество не приведет к получению результата по
причине отсутствия средства, обеспечивающего достижение результата.

Роль технологии в общественном производстве в последнее время все больше возрастает.
Это обусловлено в первую очередь отставанием техники и экономики от запросов
практики: увеличивающейся угрозой экономического кризиса, нехваткой в планетарном
масштабе энергии, продуктов питания, истощением природных ресурсов.
Процедура классификации технологий предполагает выявление отличительных черт или
признаков, однако не менее важно добавить то общее, что позволяет называть процессы
получения материальных и нематериальных продуктов технологиями в широком смысле
слова (технологиями вообще).
Какие свойства и черты постоянны для всех видов технологий?
Как отмечалось,
технологии характеризуются многочисленностью и большим
разнообразием. Однако есть черты или признаки, делающие все разнообразные процессы
получения продуктов технологиями. Выделим общее, что имеется в технологиях разного
вида, и то, что их отличает.
Начнем с общего. Создателями и исполнителями любой технологии являются люди. Они
проектируют технологии в соответствии с принципами и закономерностями человеческой
деятельности, так сказать, «под себя». Как известно, закономерности деятельности
человека изучает психология. Она выделяет основные принципы деятельности:
– деятельность есть процесс последовательного получения требуемого результата;
– деятельность всегда имеет цель и мотивы;
– деятельность строится из элементарных базовых действий, объединяющихся в
образования разной иерархии.
Перечисленные принципы деятельности человек переносит в технологию. Это образует
«человеческое» в технологии. Этим все технологии схожи между собой. Поэтому мы здесь
имеем дело с тем общим, повторяющимся, что есть в технологиях разного рода.
Поскольку всякий технологический процесс основан на естественном природном процессе,
который имеет свои объективные закономерности, свою логику, содержание и
последовательность технологических действий (этапов) предопределяются этими
закономерностями и логикой. Это индивидуальное, специфическое, особенное в
технологиях, что отличает их друг от друга.
Рассматривая технологию как объект изучения, в ней выделяют две стороны:
объективную и субъективную.
Соответственно различают:
– практическую технологию, то есть воплощенную в определенной технике, структуре и
организации производства;
– научную и теоретическую технологии – изучающие, познающие, анализирующие,
обобщающие практическую технологию и определяющие основные направления ее
развития.
Совершенно очевидно, что с практической технологией непосредственно связана научная, а
с научной – теоретическая технология. С другой стороны, субъективная технология есть
отражение, обобщение практической, т.е. объективной технологии.
Охарактеризуем более подробно практическую технологию.
Практическая технология – это отработанная опытом совокупность процессов или
действий по созданию определенного вида потребительной стоимости.
Данная технология объективно существует, так как может быть описана, представлена,
изображена, сфотографирована и т.д.
Ее описывают, изображают и представляют с тем, чтобы ею мог овладеть любой человек,
умеющий читать соответствующую информацию.
Эта информация обычно отражает реальные процесс создания потребительной стоимости,
реальное производство и взаимодействие человека с природой и обществом.

К основным задачам практической технологии в области материального производства
относят:
– изыскание и реализация средств интенсификации технологических процессов;
– контроль технологических режимов;
– изучение влияния на качество продукции состояния средств производства, изменения
условий производства и других факторов;
– подготовку производства к выпуску новых товаров или товаров улучшенного качества.
Наиболее распространена классификация практической технологии по видам
потребительных стоимостей.
Исходя из этого, выделяют:
– материальную технологию или технологию материального производства, т.е.
производства материальных благ;
– нематериальную (социальную) технологию, то есть технологию сферы образования,
науки, здравоохранения и т.д.
В чем заключаются специфические различия материальной и нематериальной (социальной)
технологии?
Материальная технология в преобладающем большинстве является машинной, т.е.
совокупность технологических действий осуществляется в основном с помощью машин,
технических устройств и приспособлений. Машины выполняют функции посредника,
размещенного между человеком – исполнителем технологии, и предметом труда. Человек­
исполнитель приводит их в действие, а машины­посредники выполняют совокупность
требуемых технологических воздействий на предмет труда. Применение более
производительной машины повысит результативность труда человека (живого труда).
Социальную технологию от материальной, прежде всего, отличает продукт. Он является
нематериальным и, как правило, представляется в виде услуги (работа учителя, игра
актера и т.д.). В социальной технологии отсутствует машина­посредник, задающая
приблизительную функциональную однозначность живого труда. Здесь человек­
исполнитель и человек­потребитель услуги взаимодействуют. Именно поэтому социальные
технологии отличаются высокой ролью человека­исполнителя.
Научная технология изучает и обобщает опыт создания потребительных стоимостей.
Предмет ее изучения – процессы взаимодействия средств труда, предметов труда и
окружающей среды при создании всего многообразия потребительных стоимостей.
В области, например, материального производства, ее задачами являются:
– изучение закономерностей протекания процессов преобразования предметов труда в
продукцию или товары;
– изыскание новых, прогрессивных способов воздействия на предметы труда, их
экспериментальная, опытная проверка;
– разработка мероприятий, обеспечивающих экологическую чистоту новой технологии;
– технико­экономическое обоснование новых технологических процессов;
– выбор и проектирование наиболее эффективной и безопасной практикой технологии, ее
промышленное освоение.
Теоретическая технология изучает диалектику технологии и возможность использования
законов развития природы и общества для преобразования материального и духовного
мира человека.
Предмет ее исследования – процессы развития познающей и преобразующей деятельности
человека, отдельных ее областей или сфер.
Основные задачи этой технологии:
– познание законов (или закономерностей) взаимодействия человека с природой;
– познание закономерностей общественных отношений в процессе производства;

– изучение возможности и условий практического применения познанных законов или
закономерностей;
– разработка и прогнозирование основных направлений развития технологических
процессов.
Содержание целей и задач может меняться в зависимости от специфики деятельности
человека (в области материального производства, науки, искусства и т.д.).
Таким образом,
теоретическая технология должна раскрывать теоретические
закономерности развития на определенном уровне организации материального мира,
производительных сил и человеческого общества, а также прогнозировать основные
направления этого развития.
Выделяя практическую, научную и теоретическую технологии в отдельные области знания,
нельзя ничего не сказать о их диалектическом единстве.
Практическая технология, базирующаяся на естественных процессах, имеет как
объективные (внутренние) так и субъективные (внешние) законы и закономерности
развития.
Практическая технология возникла на базе естественных, объективно существующих вне
зависимости от сознания человека процессах, значит, она есть такая же объективная
реальность, имеющая свои законы развития.
Однако человеческая технология (гомотехнология) отличается от естественных процессов
тем, что человек логически организовал последовательность процессов воздействия на
природу с целью удовлетворения потребностей.
Поэтому по отношению к естественным технологические процессы являются
опосредствованными, отвоеванными у природы, управляемыми.
С другой стороны, темпы развития практической технологии определяются не только
успехами естествознания, технических и общественных наук, но зависят и от
экономических условий производства, внутренней и внешней политики государства,
развития культуры и т.д.
В этом смысле можно утверждать, что технология тесно связана и с внешними факторами:
экономическими, социальными, политическими, экологическими.
Таким образом, познание объективных и субъективных закономерностей развития
практической технологии – предмет исследования теоретической технологии.
Научная технология призвана заниматься разработкой новых технологий, на основании
анализа и изучения практической технологии и обобщения данных теоретической
технологии.
Отличие между теоретической и научной технологией в том, что первая абстрагируется от
конкретных свойств потребительных стоимостей и самого труда, а вторая – от общих
процессов развития технологии.
На современном этапе развития общественного производства научная и теоретическая
технологии, вышедшие из практической, обособились как вполне самостоятельные области
знаний.
Рассмотрим еще один вид классификации технологии по самому важному
функциональному признаку.
В рамках производственного процесса выделяют базовые или основные технологии,
которые традиционно называют технологией производства, и вспомогательные, которые
традиционно называют экономикой производства.
Все виды экономической деятельности немыслимы без мастерства, т.е. технологии. При
этом технологии экономических видов деятельности всегда продуцируют нематериальные
блага в виде: перемещенного груза (снабжение), сбыта продукта, учета запасов сырья и т.д.
Современные технологии
В ХХ в., особенно со второй его половины, произошло появление ряда новых

Хозяйствующие субъекты в процессе своей деятельности применяют рабочую силу, предметы и средства труда. Человек воздействует на определенный комплекс вещей и изготавливает из них различные ценности. Ключевое значение в процессе создания продукции имеет материально-техническое снабжение. Без сырья, топлива и пр. изготовление того или иного товара (оказание услуги, выполнение работы) невозможно.

Материально-техническое снабжение

В хозяйственной деятельности человек применяет различные объекты и ценности. В добывающих отраслях ими выступают преимущественно природные компоненты. Это, в частности, полезные ископаемые, элементы животного и растительного мира. В других отраслях применяются разные виды материальных ресурсов. К ним относят сырье, топливо и пр. Используя средства труда, человек воздействует на этот комплекс элементов, изготавливает те или иные блага. Они, в свою очередь, могут использоваться для удовлетворения нужд или для создания других ценностей. Важнейшую роль в хозяйственной деятельности человека играют энергетические ресурсы. Они классифицируются по различным критериям.

В зависимости от типа выделяют, например, уголь, газ, электро-, гидроэнергию и так далее. По методу подготовки к дальнейшему использованию различают облагороженные, природные, обогащенные, преобразованные, переработанные. В зависимости от способа получения различают собственные или приобретенные на стороне энергетические ресурсы. Существует классификация по кратности применения: вторичные, первичные, многократного использования. Различают также типы ценностей в зависимости от направлений отрасли: сельскохозяйственные, строительные, транспортные, промышленные. Материально-производственные ресурсы – это объекты, которые применяет человек для воздействия на другие вещи в ходе своей хозяйственной деятельности. Их именуют еще основными фондами. Они также классифицируются по различным группам.

МТР

Материально-технические ресурсы представляют собой предметы, которые участвуют в процессе создания благ. Основным критерием, по которому они классифицируются, выступает их происхождение. Для той или иной отрасли необходимы конкретные основные и вспомогательные материалы. Например, получение неметаллов – это химическая промышленность, цветных и черных металлов – металлургия, изготовление изделий из древесины – деревообработка. Существует также классификация по назначению в производственном процессе (выпуск комплектующих, конечной продукции, полуфабрикатов и так далее). В качестве дополнительных признаков вводят:


Группы

В соответствии с назначением материальные ресурсы разделяются на следующие категории:

  1. Сырье. Оно применяется для изготовления материальных и энергоресурсов.
  2. Полуфабрикаты. Они направляются на дальнейшую обработку.
  3. Материалы (применяются в основном и вспомогательном производствах).
  4. Комплектующие. Их используют при изготовлении конечной продукции.
  5. Готовые изделия. Они направляются потребителям.

Сырье

Оно представляет собой сырые материальные ресурсы, которые в процессе хозяйственной деятельности формируют основу для готового изделия либо полуфабриката. В данной категории в первую очередь выделяется промышленное сырье. Оно, в свою очередь, разделяется на искусственное и минеральное. К последнему относят:


Искусственные материальные ресурсы – это пластические массы и синтетические смолы, каучук, разные моющие вещества, заменители кожи и пр. Особое место в экономической деятельности занимает сельскохозяйственное сырье. Оно разделяется на растительное (зерновые и прочие культуры) и животное (сырые кожи, мясо, шерсть, молоко, яйца и пр.). В хозяйственной деятельности применяется также сырье рыбной и лесной промышленности.

Материалы

Они считаются основой для комплектующих, полуфабрикатов, готовой продукции. Существуют основные и вспомогательные материалы. К первым относят те, которые применяются непосредственно в процессе создания готового продукта и входят в его состав. Вспомогательные материалы не включены в само изделие, однако без них выпуск его невозможен. Указанные категории, в свою очередь, классифицируются на подгруппы, классы, типы, группы.

Полуфабрикаты

Эти материальные ресурсы представляют собой полуготовые продукты. Они должны пройти обработку перед тем, как превратиться в готовое изделие. Полуфабрикаты разделены на две крупные категории. В первую входят частично изготовленные изделия внутри одного предприятия. Они передаются от одного подразделения в другое. Во вторую группу включены полупродукты, которые поступают от одного предприятия на другое. Полуфабрикаты могут проходить разовую или многооперационную обработку, после которой они становятся готовой продукцией.

Комплектующие

Они представляют собой готовые изделия. В промышленной сфере комплектующие материалы поставляются от одного предприятия другому. Последнее применяет их в изготовлении конечной продукции. Комплектующие, проще говоря, выступают как составные элементы изделия.

Готовая продукция

Предприятия могут выпускать товары потребительского либо промышленного назначения. Они называются конечной продукцией. Первые предназначаются для реализации покупателям. Потребительские товары могут быть многократного (продолжительного) или кратковременного использования, особого, предварительного или повседневного спроса.

Вторсырье

К нему относятся отходы – остатки материалов, сырья, полуфабрикатов, которые образуются в процессе хозяйственной деятельности. Эти объекты частично либо полностью утрачивают первоначальные свойства. Вторсырье появляется также при списании и демонтаже машин, узлов, деталей, установок, оборудования и прочих основных фондов. Вторичные материальные ресурсы включают в себя и те отходы, для которых сегодня отсутствуют условия эксплуатации (экономические, организационные и пр.). С увеличением объемов выпуска продукции количество этого сырья будет постоянно возрастать. Вторичные ресурсы разделяются в зависимости от:


Рациональность применения

Материальные ресурсы предприятия выступают в качестве одного из ключевых факторов деятельности. За счет них образуется вещественный состав продукции. Они также в определенной степени обеспечивают процесс изготовления товаров. Конечная продукция, в свою очередь, используется для удовлетворения нужд населения. Это указывает на прямую зависимость благосостояния общества от того, насколько полно хозяйствующие субъекты удовлетворяют свою потребность в материальных ресурсах. Немаловажное значение имеет и рациональное распределение МР, их грамотное применение в процессе деятельности. Эффективное использование сырья предполагает следующие мероприятия:

  1. Качественную и тщательную подготовку МР к непосредственному применению в промышленности.
  2. Улучшение структуры топливно-энергетического баланса.
  3. Грамотную организацию хранения и транспортировки сырья, недопущение снижения качества и потерь.
  4. Химизацию производственного процесса.
  5. Комплексное применение сырья.
  6. Использование отходов, вторсырья.

Подготовка МР

Некоторые материальные ресурсы предприятия перед внедрением в процесс изготовления продукции должны пройти определенную обработку. В каждой промышленной отрасли этот процесс имеет свои отличия. Основными типами первичной обработки принято считать:

  1. Обогащение сырья. Например, в коксохимическом производстве таким образом обрабатывается уголь, в цветной и черной металлургии – руды.
  2. Предварительную очистку и стандартизацию. В текстильной промышленности, например, такие процедуры проходят шерсть, хлопок и пр.
  3. Консервирование. Оно используется в пищевой промышленности для плодов, рыбы, мяса, овощей и пр.
  4. Выдержку, сушку. Эти методы обработки характерны для деревообрабатывающей промышленности.

Госрегулирование

Динамика эффективности использования сырья формируется под влиянием различных внешних и внутренних факторов. К первым, в частности, относят госрегулирование ресурсосбережения. Оно включает в себя:


Существенное значение в реализации госрегулирования имеют программы по техническому развитию отраслей, разработка и внедрение безотходного и малоотходного производств. Для их реализации и стимулирования хозяйствующих субъектов к рациональному применению МР государство активирует специальные финансовые рычаги. Немаловажное значение имеет и закрепление к стандартам предельных показателей материалоемкости продукции.

Рыночная конъюнктура

В разработке производственной программы, создания ассортимента продукции важнейшее значение имеют такие показатели, как спрос, предложение и стоимость МР. Уровень транспортно-заготовительных затрат обуславливает выбор того или иного поставщика. Определяющее значение при принятии решений по качеству, ассортименту, ценам и пр. имеет конкуренция между действующими на рынке хозяйствующими субъектами.

Другие факторы

На эффективность использования большое влияние оказывает уровень научно-технического развития, наличие новых знаний, сырьевых источников. Стратегия деятельности хозяйственного субъекта в целом находится под воздействием общеэкономических факторов. Как следствие, они влияют и на процесс эксплуатации материальных ресурсов. К таким факторам относят в первую очередь экономическую ситуацию в государстве, уровень госрегулирования, состояние инфраструктуры в отраслях народного хозяйства и др. К прочим условиям следует отнести:

  • Экологические.
  • Природно-климатические.
  • Политические и др.

Внутренние факторы

Они являются следствием воздействия внешних условий. Внутренние факторы при этом определяют непосредственный уровень рациональности применения МР. К ним в первую очередь относят технические факторы. Они проявляются на этапе проектирования. Технические условия влияют на снижение расхода определенных типов материальных ресурсов на 1 единицу продукции, а также воздействуют на повышение качества и улучшение характеристик товаров. Технологические факторы проявляются на этапе создания изделий. Они обуславливают снижение потерь и объемов отходов. На степень потребления материальных ресурсов воздействует множество экономических и организационных факторов. Некоторые из них оказывают непрямое влияние, проявляясь и в процессе конструирования, и в ходе непосредственного создания продукта. Организационные факторы ориентированы на совершенствование производственной структуры. Экономические условия способствуют рационализации процесса применения МР.

Улучшение ситуации

Мероприятия, которые направлены на повышение эффективности использования МР, должны в первую очередь реализовываться в первичном звене. Одним из ключевых элементов программы выступает действенный механизм сбережения. Как показывает опыт экономически развитых стран, максимальных результатов в сфере рационального использования МР достигли те хозяйствующие субъекты, которые сделали ресурсосберегающую политику приоритетной. Безусловно, переход к ней требует комплексного подхода, структурной перестройки. При этом должны учитываться реальные потребности внешнего и внутреннего рынков.

Система показателей

В деятельности любого хозяйствующего субъекта особое место занимает анализ материальных ресурсов. Выступая как экономическая категория, они имеют качественную и количественную характеристики. При оценке результативности применения МР используются разнообразные величины. В экономических изданиях присутствует множество их группировок, для каждой из которых предусматривается собственное обоснование. К наиболее приемлемой системе относят ту, которая включает в себя единичные (локальные, частные) и обобщающие показатели, а также научно обоснованные нормативы, в соответствии с которыми могут применяться те или иные материальные ресурсы организации. К общим величинам относят:

  • Показатели относительного и абсолютного изменения объемов затрат.
  • Материалоемкость продукции и производства.
  • Значение интенсивности применения МР.
  • Показатели потребительской структуры и пр.

К единичным следует отнести величины, характеризующие долю остатка сырья (отходов), полезного применения МР, уровень потерь и степень их вовлечения в процесс изготовления продукции.

Ключевые элементы

Необходимо различать материалоемкость продукции и производства. Последняя категория характеризует результативность и уровень применения МР в целом по фирме, вне зависимости от конкретного типа продукции, которые ею выпускаются. Материалоемкость производства может исчисляться на разных уровнях (на предприятии, в отрасли, в сфере народного хозяйства в целом). Соответственно, устанавливается классификация в зависимости от характеризуемого объекта. Например, существует народнохозяйственная материалоемкость, отраслевая, региональная и пр. Затраты на МР представлены в качестве синтетической и многоаспектной категории. В этой связи в систему показателей необходимо включать такие величины, как металлоемкость, энергоемкость, топливоемкость. Некоторые такие показатели достаточно распространены в практике статистики и учета. Например, это относится к металло- и энергоемкости ВВП. Отраслевые показатели рассчитываются конкретно по определенным секторам народного хозяйства. Они определяются как отношение объема затрат на материальные ресурсы и выпуск продукции к объему товарного или валового продукта. Расчет для конкретного хозяйствующего субъекта осуществляется аналогичным образом.

Заключение

Материальные ресурсы выступают как одно из ключевых звеньев производственной системы. Для обеспечения непрерывности процесса изготовления продукции должны быть созданы соответствующие условия для их получения и внедрения в деятельность. Важнейшей задачей для любого хозяйствующего субъекта считается разработка мероприятий по наиболее рациональному, эффективному использованию МР. Для реализации поставленных задач должна быть выработана соответствующая стратегия, установлены нормативы. Дополнительно необходимо осуществлять постоянный контроль над соблюдением требований и норм расходования. Только при таком комплексном подходе можно добиться эффективного использования имеющихся у компании МР.

Для того чтобы нормально, бесперебойно работать, каждое предприятие должно своевременно получать необходимые ему материалы, топливо, энергию в том составе и количестве, которые нужны для ведения процесса производства. Эти материальные и энергетические ресурсы должны быть рационально использованы, чтобы увеличить выпуск продукции при том же количестве выделенных материалов и топлива и снизить ее себестоимость.

Все ресурсы подразделяются на трудовые, финансовые, природные, материальные, энергетические и производственные.

Трудовые ресурсы - это часть населения страны, участвующая в создании валового национального продукта (ВНП) в соответствии со своим образовательным и профессиональным уровнем. Это важнейший элемент экономического потенциала страны.

Финансовые ресурсы - это денежные средства, находящиеся в распоряжении государства, объединений, предприятий, организаций и учреждений. В состав финансовых ресурсов входят прибыль, амортизационные отчисления, взносы в бюджет государственного социального страхования, средства населения, мобилизуемые государством в финансовую систему.

Природные ресурсы - часть естественной среды, используемая или пригодная для использования обществом в целях удовлетворения материальных и духовных потребностей людей. Природные ресурсы классифицируются на минеральные, земельные, водные, растительные и животные, атмосферные.

Материальные ресурсы - совокупность предметов и объектов труда, комплекс вещей, на которые человек воздействует в процессе и с помощью средств труда в целях приспособления их для удовлетворения своих потребностей и использования в процессе производства (сырье и материалы).

Энергетические ресурсы - носители энергии, используемые в производственно-хозяйственной деятельности. Они классифицируются: по видам - уголь, нефть и нефтепродукты, газ, гидроэнергия, электроэнергия; по способам подготовки к использованию - природные, облагороженные, обогащенные, переработанные, преобразованные; по способам получения - со стороны (с другого предприятия), собственного производства; по кратности использования - первичные, вторичные, многократного использования; по направлению использования - в промышленности, сельском хозяйстве, строительстве, на транспорте.

Производственные ресурсы (средства труда) - вещь или совокупность вещей, которые человек помещает между собой и предметом труда и которые служат для него в качестве проводника воздействия на него в целях получения необходимых материальных благ. Средства труда еще называют основными фондами, которые в свою очередь классифицируются на ряд групп.

Первичные и производные материальные ресурсы

Материально-технические ресурсы - это собирательный термин, которым обозначаются предметы труда, используемые в основном и вспомогательном производстве.

Материально-технические ресурсы, т. е. основные и вспомогательные материалы, топливо, энергия и полуфабрикаты, получаемые со стороны, составляют основную часть оборотных фондов большинства предприятий. Только в некоторых отраслях машиностроения (с длительным производственным циклом) значительная часть оборотных фондов заключается в незавершенном производстве и полуфабрикатах собственного изготовления.

Наибольшую долю материально-технических ресурсов предприятия составляют основные материалы. К ним относятся предметы труда, идущие на изготовление продукции и образующие основное ее содержание. Основными материалами при изготовлении, например, автомобиля являются металл, стекло, ткань и т. п.

К вспомогательным относятся материалы, потребляемые в процессе обслуживания основного производства или добавляемые к основным материалам с целью изменения их внешнего вида и некоторых других свойств (смазочные, обтирочные, упаковочные материалы, красители и т. д.).

В металлургическом производстве обычно выделяются еще и добавочные материалы, которые присоединяются к основным в качестве реагентов металлургического процесса. К числу таких материалов относятся: в доменном производстве — известняк и другие флюсующие материалы; в мартеновском — окислители (например, железная руда, марганцевая руда) и флюсующие материалы (известняк, известь, бокситы), а также заправочные материалы (доломит и магнезит). К этой же группе материалов относятся кислоты для травления металлов, масла для термической обработки металла, цинк и олово для цинковального и лудильного производств. В практике работы металлургических заводов эти материалы объединяют с основными в общую статью «сырье и основные материалы». По существу же часть добавочных материалов может быть отнесена к основным, а часть — к вспомогательным материалам.

Топливо и энергию в зависимости от характера использования разделяют на: технологические, т. е. непосредственно участвующие в процессе изготовления продукции (при плавке, электролизе, электросварке и т. п.); двигательные; используемые для обслуживания процесса производства (на отопление, освещение, вентиляцию и т. п.). Эта классификация материально-энергетических ресурсов определяет различный характер потребления указанных групп, а следовательно, и неодинаковый подход к установлению норм их расхода, к определению потребности в них и выявлению путей более экономного их использования.

Главным признаком классификации всех видов материально-технических ресурсов является их происхождение. Например, получение черных и цветных металлов (металлургия), получение неметаллов (химическое производство), получение изделий из древесины (деревообработка) и др.

Материально-технические ресурсы классифицируются также по назначению в производственном процессе (изготовление полуфабрикатов, комплектующих изделий, конечной готовой продукции). Для материальных ресурсов вводятся дополнительные классификационные признаки: физико-химические свойства (теплопроводность, теплоемкость, электрическая проводимость, плотность, вязкость, твердость); форма (тела вращения - пруток, труба, профиль, уголок, шестигранник, брус, рейка); габариты (мелкие, средние и крупные размеры по длине, ширине, высоте и объему); физическое (агрегатное) состояние (жидкие, твердые, газообразные).

Материальные ресурсы, в зависимости от их назначения в производственно-технологическом процессе, укрупненно классифицируются на следующие группы: сырье (для производства материальных и энергетических ресурсов); материалы (для основного и вспомогательного производства); полуфабрикаты (для дальнейшей обработки); комплектующие изделия (для изготовления конечного продукта); готовая продукция (для обеспечения потребителей товарами).

Сырье.

Это сырые материалы, которые в процессе производство образуют основу полуфабриката или готового продукта. Здесь, прежде всего, следует выделить промышленное сырье, которое, в свою очередь классифицируется на минеральное и искусственное.

К минеральному топливо-энергетическому сырью относятся природный газ, нефть, уголь, горючие сланцы, торф, уран; к металлургическому - руды черных, цветных и благородных металлов; к горно-химическому - агрономические руды (для производства удобрений), барит (для получения белых красок и в качестве наполнителя), плавиковый шпат (используется в металлургии, химической промышленности), сера (для химической промышленности и сельского хозяйства); к техническому - алмазы, графит, слюда; к строительному - камень, песок, глина и т.д.

К искусственному сырью относятся синтетические смолы и пластические массы, синтетический каучук, заменители кожи, различные моющие средства.

Важное место в народном хозяйстве занимает сельскохозяйственное сырье. Оно в свою очередь классифицируется на растительного (зерновые, технические культуры) и животного (мясо, молоко, яйца, сырые кожи, шерсть) происхождения. Кроме того, выделяют сырые материалы лесной и рыбной промышленности - заготовительное сырье. Это сбор дикорастущих и лекарственных растений; ягод, орехов, грибов; лесозаготовка, ловля рыбы.

Материалы.

Это основа для производства полуфабрикатов, комплектующих изделий, товаров производственного и потребительского назначения. Материалы классифицируются на основные и вспомогательные. К основным относятся те их виды, которые непосредственно входят а состав готового продукта; к вспомогательным - не входящие в его состав, но без котогого невозможно ведение технологических процессов по его изготовлению.

В свою очередь основные и вспомогательные материалы подразделяются на виды, классы, подклассы, группы и подгруппы. Укрупненно материалы классифицируются на металлы и неметаллы, в зависимости от физического состояния - на твердые, сыпучие, жидкие и газообразные.

Полуфабрикаты.

Это полупродукты, которые должны пройти одну или несколько стадий обработки, прежде чем превратятся в конечный товар. Полуфабрикаты классифицируются на две основные группы. К первой группе относится частично изготовленная продукция внутри отдельного предприятия, передаваемая одним производственным подразделением другому. Вторую группу составляют полуфабрикаты, получаемые по кооперации от одного промышленного предприятия другому.

Полуфабрикаты могут подвергаться как разовой обработке, после чего они превращаются в готовую продукцию, так и многооперационной по разработанным технологическим процессам.

Комплектующие изделия.

Это готовая продукция, которая по кооперации поставляется одним промышленным предприятием другому для производства конечного готового продукта. Из комплектующих изделий собственно и собирается конечная готовая продукция.

Конечная готовая продукция.

Это выпускаемые промышленными предприятиями товары производственного или потребительского назначения, предназначенные для реализации промежуточным или конечным потребителям. Индивидуальные потребительские товары бывают длительного (многократного) и кратковременного пользования, повседневного спроса, предварительного выбора, особого спроса.

Вторичные материальные ресурсы.

Под отходами понимаются остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, образовавшиеся при производстве продукции или выполнении работ и утратившие полностью или частично исходные потребительские свойства. Кроме этого, отходы образуются в результате демонтажа и списания деталей, узлов, машин, оборудования, установок, других основных фондов. К отходам относятся изделия и материалы, вышедшие из употребления у населения и утратившие свои потребительские свойства в результате физического или морального износа.

Вторичные материальные ресурсы включают все виды отходов, в том числе и те, для которых в настоящее время отсутствуют технические, экономические или организационные условия использования. В этой связи следует отметить, что с увеличением объемов производства товаров производственного и потребительского назначения постоянно будут возрастать и объемы вторичных материальных ресурсов. Они имеют свою классификацию по месту образования (отходы производства, потребления), применению (используемые и неиспользуемые), технологии (подлежащие и неподлежащие дополнительной обработке), агрегатному состоянию (жидкие, твердые, газообразные), химическому составу (органические и неорганические), токсичности (ядовитые, неядовитые), месту использования, величине объемов и др.

Материально-технические ресурсы, используемые для строительства предприятий, зданий и сооружений, в зависимости от основного назначения подразделяются на ресурсы: для изготовления несущих и ограждающих конструкций и деталей, для устройства покрытий изолирующих и защищающих от проникновения влаги, газов, звука, коррозии, гниения, возгорания и т. п; для устройства конструкций, деталей и покрытий, обеспечивающих бытовые удобства и комфортные условия в помещениях жилых, общественных и производственных зданий и сооружений (устройство санитарно- и инженерно- технических систем); для крепления материалов, деталей и изделий; для изготовления других материалов и полуфабрикатов.

Материально-технические ресурсы в зависимости от источников финансирования при оплате материалов и при действующей системе их бухгалтерского учета подразделяются на следующие группы: строительные материалы и оборудование к установке, малоценные и быстроизнашивающиеся предметы. Строительные материалы и оборудование подразделяются на следующие подгруппы; основные материалы, конструкции и детали, прочие материалы, оборудование к установке. Основные материалы – все материалы, вещественно входящие в конструкции зданий и сооружений. В составе основных материалов учитывается санитарно- техническое оборудование, если оно предусматривается в сметах на строительные работы и включается в объем строительных работ по статье «Материалы». Конструкции и детали – сборные и железобетонные, деревянные, металлические, асбестоцементные и другие конструкции, сборные здания и сооружения, трубы из различных материалов, рельсы, шпалы, сборные элементы для санитарно-технических работ и т.п. Прочие материалы – тара неинвентарная, запасные части, топливо, материалы хозяйственного обслуживания, вспомогательные материалы. К запасным частям относятся детали и узлы строительных механизмов, транспортных средств, оборудования, машин, предназначаемые для капитального и текущего ремонтов этих средств производства. Кроме того, в эту подгруппу входят материалы получаемые в процессе строительных работ в качестве побочного продукта по статье «Материалы попутной добычи» при условии, если они являются полуфабрикатами или даже законченной продукцией, которую можно использовать или реализовать.

Щебень, песок, лесоматериалы, получаемые при производстве вскрышных работ в карьерах, при прокладке трасс для высоковольтных линий на лесных участках, очистке территории в зоне затопления и т.п., относятся к «Материалам попутной добычи». Материалы, получаемые при попутной добыче и используемые строительством для собственных нужд, учитываются по подгруппе «Основных строительных материалов». Материально-технические ресурсы, характеризуемые комплексом признаков, отражающих различные характеристики материалов (физико-механические, геометрические, конструктивные и др.), включают материалы и изделия из природного камня, материалы для изготовления металлических, деревянных, бетонных и железобетонных конструкций, вяжущие материалы, растворы строительные, керамические и силикатные материалы и изделия, материалы и изделия на основе полимеров, лесоматериалы и изделия, гипсовые и гипсоцементные изделия, кровельные, гидроизоляционные и пароизоляционные материалы, теплоизоляционные и акустические, огнеупорные материалы и изделия, стойкие против коррозии, материалы для защиты деревянных конструкций от гниения, поражения древоточцами и выгорания, материалы и изделия для строительства железных дорог, материалы и оборудование для строительства санитарно-технических систем и т.п.

Классификация материально-технических ресурсов облегчает выбор необходимых транспортных средств для их доставки (автомобильный, железнодорожный, водный, воздушный, специализированный транспорт) в зависимости от грузов (их габаритов, веса, агрегатного состояния).

Классификация позволяет конструкторам и строителям учитывать при строительстве складских комплексов и терминалов особенности складируемых и накапливаемых материально-технических ресурсов (сыпучие, жидкие, газообразные и другие продукты). Появляется возможность выбирать оптимальный вариант их хранения, учитывать влияние на окружающую среду, создавать искусственные условия для этого.

Это позволяет создавать оптимальные запасы материально-технических ресурсов, соблюдать сроки складского хранения, своевременно маневрировать запасами, реализовывать их, увязывая все звенья общей цепи логистики. Речь идет о применении информационных сетей, обеспечивающих исходными данными службы логистики для принятия ими рациональных решений.

Таким образом, в процессе производства продукции, выполнения работ и оказания услуг кроме орудий труда используются предметы труда.

В отличие от основных средств эти материальные ценности, кик правило, потребляются полностью в одном производственном цикле и их стоимость целиком переносится на изготовленную продукцию (работы, услуги).

Материальные ресурсы — это потребляемые в процессе производства предметы труда, к которым относятся основные и вспомогательные материалы, полуфабрикаты и комплектующие изделия, топливо и энергия на технологические нужды.

Материально-технические ресурсы классифицируются по ряду признаков в зависимости от их назначения, от источников финансирования и т.д.

Для бесперебойного функционирования производства необходимо хорошо налаженное материально-техническое обеспечение (МТО), которое на предприятиях осуществляется через органы материально-технического снабжения.

Главной задачей органов снабжения предприятия является своевременное и оптимальное обеспечение производства необходимыми материальными ресурсами соответствующей комплектности и качества.

Список использованной литературы

1. Брегадзе И.В. «Организация управления материально-техническими ресурсами на предприятиях железнодорожного транспорта». — М.: РГОТУПС, 2006.

2. Золотогоров В.Г. Организация и планирование производства. Практическое пособие. — Мн.: ФУАинформ, 2001. — 528 с.

3. Смирнова. Е.В. «Введение в теорию управления материальными ресурсами». — М.: РГОТУПС, 2005.

4. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учеб. пособие/ Под общ. ред. Л.Л. Ермолович. — Мн.: Интерпрессервис; Экоперспектива, 2001. — 576 с.

5. Экономика предприятия / В.Я. Хрипач. — Мн. : Экономпресс, 2000. — с. 243-244

ПООП ООО – 2015_СОДЕРЖАНИЕ_ТЕХНОЛОГИЯ

Программа реализуется из расчета 2 часа в неделю в 5-7 классах, 1 час - в 8 классе, в 9 классе - за счет вариативной части учебного плана и внеурочной деятельности.

Подразумевается и значительная внеурочная активность обучающихся. Такое решение обусловлено задачами формирования учебной самостоятельности, высокой степенью ориентации на индивидуальные запросы и интересы обучающегося, ориентацией на особенность возраста как периода разнообразных «безответственных» проб

Формы внеурочной деятельности в рамках предметной области «Технология» – это проектная деятельность обучающихся, экскурсии, домашние задания и краткосрочные курсы дополнительного образования (или мастер-классы, не более 17 часов), позволяющие освоить конкретную материальную или информационную технологию, необходимую для изготовления продукта в проекте обучающегося, актуального на момент прохождения курса.

Первый блок включает содержание, позволяющее ввести обучающихся в контекст современных материальных и информационных технологий, показывающее технологическую эволюцию человечества, ее закономерности, технологические тренды ближайших десятилетий.

Второй блок содержания позволяет обучающемуся получить опыт персонифицированного действия в рамках применения и разработки технологических решений, изучения и мониторинга эволюции потребностей.

Содержание блока 2 организовано таким образом, чтобы формировать универсальные учебные действия обучающихся, в первую очередь, регулятивные (работа по инструкции, анализ ситуации, постановка цели и задач, планирование деятельности и ресурсов, планирование и осуществление текущего контроля деятельности, оценка результата и продукта деятельности) и коммуникативные (письменная коммуникация, публичное выступление, продуктивное групповое взаимодействие).

Базовыми образовательными технологиями, обеспечивающими работу с содержанием блока 2, являются технологии проектной деятельности.

Блок 2 реализуется в следующих организационных формах: теоретическое обучение и формирование информационной основы проектной деятельности – в рамках урочной деятельности; практические работы в средах моделирования и конструирования – в рамках урочной деятельности; проектная деятельность в рамках урочной и внеурочной деятельности.

Третий блок содержания обеспечивает обучающегося информацией о профессиональной деятельности, в контексте современных производственных технологий; производящих отраслях конкретного региона, региональных рынках труда; законах, которым подчиняется развитие трудовых ресурсов современного общества, а также позволяет сформировать ситуации, в которых обучающийся получает возможность социально-профессиональных проб и опыт принятия и обоснования собственных решений.

Содержание блока 3 организовано таким образом, чтобы позволить формировать универсальные учебные действия обучающихся, в первую очередь личностные (оценка внутренних ресурсов, принятие ответственного решения, планирование собственного продвижения) и учебные (обработка информации: анализ и прогнозирование, извлечение информации из первичных источников), включает общие вопросы планирования профессионального образования и профессиональной карьеры, анализа территориального рынка труда, а также индивидуальные программы образовательных путешествий и широкую номенклатуру краткосрочных курсов, призванных стать для обучающихся ситуацией пробы в определенных видах деятельности и / или в оперировании с определенными объектами воздействия.

БЛОК 1. Современные материальные, информационные и гуманитарные технологии и перспективы их развития

Потребности и технологии. Потребности. Иерархия потребностей. Общественные потребности. Потребности и цели. Развитие потребностей и развитие технологий. Реклама. Принципы организации рекламы. Способы воздействия рекламы на потребителя и его потребности. Понятие технологии. Цикл жизни технологии. Материальные технологии, информационные технологии, социальные технологии.

История развития технологий. Источники развития технологий: эволюция потребностей, практический опыт, научное знание, технологизация научных идей. Развитие технологий и проблемы антропогенного воздействия на окружающую среду. Технологии и мировое хозяйство. Закономерности технологического развития.

Технологический процесс, его параметры, сырье, ресурсы, результат. Виды ресурсов. Способы получения ресурсов. Взаимозаменяемость ресурсов. Ограниченность ресурсов. Условия реализации технологического процесса. Побочные эффекты реализации технологического процесса. Технология в контексте производства.

Технологическая система как средство для удовлетворения базовых и социальных нужд человека. Входы и выходы технологической системы. Управление в технологических системах. Обратная связь. Развитие технологических систем и последовательная передача функций управления и контроля от человека технологической системе. Робототехника. Системы автоматического управления. Программирование работы устройств.

Производственные технологии. Промышленные технологии. Технологии сельского хозяйства.

Технологии возведения, ремонта и содержания зданий и сооружений.

Производство, преобразование, распределение, накопление и передача энергии как технология. Использование энергии: механической, электрической, тепловой, гидравлической. Машины для преобразования энергии. Устройства для накопления энергии. Устройства для передачи энергии. Потеря энергии. Последствия потери энергии для экономики и экологии. Пути сокращения потерь энергии. Альтернативные источники энергии.

Автоматизация производства. Производственные технологии автоматизированного производства.

Материалы, изменившие мир. Технологии получения материалов. Современные материалы: многофункциональные материалы, возобновляемые материалы (биоматериалы), пластики и керамика как альтернатива металлам, новые перспективы применения металлов, пористые металлы. Технологии получения и обработки материалов с заданными свойствами (закалка, сплавы, обработка поверхности (бомбардировка и т. п.), порошковая металлургия, композитные материалы, технологии синтеза. Биотехнологии.

Специфика социальных технологий. Технологии работы с общественным мнением. Социальные сети как технология. Технологии сферы услуг.

Современные промышленные технологии получения продуктов питания.

Современные информационные технологии. Потребности в перемещении людей и товаров, потребительские функции транспорта. Виды транспорта, история развития транспорта. Влияние транспорта на окружающую среду. Безопасность транспорта. Транспортная логистика. Регулирование транспортных потоков

Нанотехнологии: новые принципы получения материалов и продуктов с заданными свойствами. Электроника (фотоника). Квантовые компьютеры. Развитие многофункциональных ИТ-инструментов. Медицинские технологии. Тестирующие препараты. Локальная доставка препарата. Персонифицированная вакцина. Генная инженерия как технология ликвидации нежелательных наследуемых признаков. Создание генетических тестов. Создание органов и организмов с искусственной генетической программой.

Управление в современном производстве. Роль метрологии в современном производстве. Инновационные предприятия. Трансферт технологий.

Осуществление мониторинга СМИ и ресурсов Интернета по вопросам формирования, продвижения и внедрения новых технологий, обслуживающих ту или иную группу потребностей или отнесенных к той или иной технологической стратегии

Технологии в сфере быта.

Экология жилья. Технологии содержания жилья. Взаимодействие со службами ЖКХ. Хранение продовольственных и непродовольственных продуктов.

Энергетическое обеспечение нашего дома. Электроприборы. Бытовая техника и ее развитие. Освещение и освещенность, нормы освещенности в зависимости от назначения помещения. Отопление и тепловые потери. Энергосбережение в быту. Электробезопасность в быту и экология жилища.

Способы обработки продуктов питания и потребительские качества пищи.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ

И СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Кафедра экономики и управления бизнесом

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине: «Производственные технологии»

студентки III курса группы 311-Д

дистанционного обучения

специальность «Менеджмент»

Вариант III

1. Анализ разновидностей технологии и их характеристика. Технологическая структура общественного производства

2. Государственная система стандартизации Республики Беларусь

3. Описать на примерах использование роторной технологии

4. Список использованной литературы

1. Анализ разновидностей технологии и их характеристика. Технол о гическая структура общественного производства .

Существует много критериев и признаков классификации технологических процессов. По функциональному признаку можно выделить базовые или основные и вспомогательные технологические процессы. Базовые технологии решают непосредственную цель производственного процесса - выпуск требуемого продукта. Вспомогательные технологии обслуживают основные или базовые технологии. Вспомогательными технологиями являются процедуры учета, контроля, анализа, снабжения производства.

Все существующие технологии можно подразделить на:

~ материальную, необходимую для изготовления товара;

~ социальную - технологии сферы обслуживания, образования, науки и т.д.;

~ духовную - искусство, литература.

Материальная технология является машиной. Машины выполняют функции посредника, размещенного между человеком - исполнителем технологии и предметом труда. Человек приводит машины в действие, а они в свою очередь выполняют совокупность требуемых технологических воздействий на предмет труда. Машины являются компонентом затрат прошлого труда, но в то же время они задают зависимость между затратами живого труда и его результатом. Применение более производительной машины повысит результативность труда человека, т.е., живого труда. При этом доля прошлого труда в единице продукта повысится, а доля живого уменьшится. Снижение живого труда обеспечивается за счет роста прошлого труда. Таким образом, между живым и прошлым трудом в материальной технологии на стадии машинного производства существует функциональная связь

Социальную технологию от материальной отличает продукт. Он является нематериальным и представляется в виде услуг. В социальной технологии отсутствует машина, задающая приблизительную функциональную однозначность труда. Здесь человек-исполнитель и человек-потребитель услуги взаимодействуют. Все материальные атрибуты социальной технологии носят вспомогательный характер. Социальные технологии отличаются индивидуальностью, творческим подходом и неповторимостью.

Общее в этих технологиях то, что создателями и исполнителями любой технологии являются люди. Они проектируют технологии в соответствии с принципами и закономерностями человеческой деятельности. Основные принципы:

~ деятельность - процесс последовательного получения требуемого результата;

~ деятельность всегда имеет цель и мотивы;

~ деятельность строится из элементарных базовых действий, объединяющихся в образования разной иерархии.

Все эти принципы деятельности человек переносит в технологию.

Технологическая структура общественного производства отражает соотношение элементов производственного процесса: средств труда, предметов труда и рабочей силой, обусловленные характером производственных операций - техническим разделением труда. Определяющим показателем является соотношение функционирующих технологических укладов.

Производственная сфера ("реальный сектор" - в современной терминологии) представляет собой совокупность производств и видов деятельности, результатом которых является материальный продукт (товар). В состав отраслей материального производства обычно включаются промышленность, сельское хозяйство, транспорт, связь.

Деление на отрасли обусловлено общественным разделением труда. Различают три формы общественного разделения труда: общее, частное, единичное.

Общее разделение труда выражается в разделении общественного производства на крупные сферы материального производства (промышленность, сельское хозяйство, транспорт, связь...).

Частное разделение труда проявляется в образовании различных самостоятельных отраслей внутри промышленности, сельского хозяйства и других отраслей материального производства. Например, в промышленности выделяются:

~ электроэнергетика;

~ топливная промышленность;

~ черная металлургия;

~ цветная металлургия;

~ химическая и нефтехимическая промышленность;

~ машиностроение и металлообработка;

~ лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность;

~ промышленность строительных материалов;

~ легкая промышленность;

~ пищевая промышленность…

В свою очередь каждая из них состоит из узкоспециализированных отраслей, например, цветная металлургия включает медную, свинцово-цинковую, оловянную и другие отрасли промышленности.

Единичное разделение труда имеет место на предприятии, в учреждении, организации между людьми разных профессий и специальностей.

Самой главной отраслью материального производства является промышленность, которая состоит из множества отраслей и производств, взаимосвязанных между собой.

Под отраслью промышленности понимается совокупность предприятий, вырабатывающих однородную по экономическому назначению продукцию и характеризующихся общностью перерабатываемого сырья, однородностью технической базы (технологических процессов и оборудования), профессиональным составом кадров.

Современная промышленность характеризуется высоким уровнем специализации. В результате углубления общественного разделения труда возникло
множество отраслей, подотраслей и видов производств, образующих в своей совокупности отраслевую структуру промышленности, которая определяется многими общественными и экономическими факторами. Основными из них являются: уровень развития производства, технический прогресс, общественно-исторические условия, производственные навыки населения, природные ресурсы. Наиболее существенным фактором, определяющим изменения отраслевой структуры промышленности, выступают научно-технический прогресс и его основные направления - автоматизация, компьютеризация и механизация производства, совершенствование технологий, специализация и кооперирование производства. Изменение и совершенствование отраслевой структуры промышленности под воздействием научно-технического прогресса происходят непрерывно.

2. Государственная система стандартизации Республики Беларусь.

Стандартизация - деятельность, направленная на достижение оптимальной степени упорядочения в определенной области посредством установления положений для всеобщего и многократного использования в отношении реально существующих или потенциальных задач.

Формирование Государственной системы стандартизации Республики Беларусь было начато в 1992 году с учетом опыта государственной стандартизации бывшего СССР и проходило в условиях переходного периода к рыночным отношениям, повышения самостоятельности предприятий, свободы выбора организационных форм и методов хозяйствования. Деятельность по стандартизации в Беларуси базируется на легитимной основе.

Законодательную и нормативно-правовую основу проведения работ по стандартизации в Республике Беларусь составляют:

~ Законы Республики Беларусь "О стандартизации", "О защите прав потребителей";

~ стандарты Государственной системы стандартизации Республики Беларусь;

~ межгосударственное Соглашение о проведении согласованной политики в области стандартизации, метрологии и сертификации от 13 марта 1992 года;

~ основополагающие государственные стандарты и другие документы, в том числе документы межгосударственной системы стандартизации.

Принятая в Республике Беларусь система стандартизации была построена с учетом того, что в республике еще не получило развитие техническое законодательство, устанавливающее требования к группам продукции и услуг.

Политика в области стандартизации определяется органами государственного управления, которые также осуществляют надзор за выполнением требований стандартов.

Результатом деятельности стандартизации является принятие стандартов, применение которых носит добровольный характер. При этом обязательность применения стандартов определяется законодательными актами. К их числу относятся такие документы как технические регламенты, содержащие технические нормы и принимаемые органами государственного управления.

К основным стратегическим направлениям развития стандартизации отнесены:

~ анализ потребностей в стандартах в различных секторах экономики;

~ определение приоритетных направлений;

~ приоритетное применение международных стандартов;

~ более эффективное удовлетворение потребителей;

~ расширение связей с ведущими промышленными предприятиями;

~ развитие стандартизации в сфере услуг;

~ расширение применения информационных технологий.

Цели развития стандартизации заключаются в следующем:

~ содействие ликвидации технических барьеров в торговле;

~ гармонизация методов и практики стандартизации с принятыми в мировом сообществе;

~ реализация скоординированной со странами СНГ политики по обеспечению разработки, принятия и применения межгосударственных стандартов.

~ переход на единые с Российской Федерацией стандарты;

~ обеспечение безопасности для жизни, здоровья и имущества людей, животных, растений, охраны окружающей среды;

~ создание условий для рационального использования всех видов ресурсов, соответствия объектов стандартизации своему назначению.

Основной задачей является создание системы технического нормирования и стандартизации, базирующейся на Соглашении Всемирной торговой организации по техническим барьерам в торговле.

Основные принципы стандартизации, обеспечивающие достижение установленных целей и задач ее развития в республике, определены с учетом принципов, провозглашенных международными и региональными организациями по стандартизации, а также национальными органами по стандартизации промышленно развитых стран.

Основные методы стандартизации .

Развитие стандартизации должно основываться на совершенствовании научно-методических основ стандартизации таких, как:

~ системный подход;

~ программно-целевой метод;

~ управление многообразием.

Системный подход является методологическим средством исследования взаимоувязанного множества объектов стандартизации на основании причинно-следственных отношений, обратных связей и целенаправленного развития.

Программно-целевой метод заключается в разработке и практической реализации комплексных целевых программ по наиболее важным научно-техническим, экономическим и социальным проблемам.

Управление многообразием представляет собой научно-технический метод отбора, регламентации и создания оптимальной номенклатуры продукции и процессов. Управление многообразием является наиболее эффективным методом стандартизации. Элементы этого метода - систематизация, селекция, сокращение, типизация, унификация и агрегатирование являются основой для проведения работ по стандартизации на предприятии.

Развитие работ предусматривается на следующих уровнях стандартизации:

а) международном;

б) региональном;

в) национальном:

1) государственном;

2) отраслевом;

3) предприятия.

К нормативным документам по стандартизации в зависимости от уровня стандартизации относятся документы следующих категорий:

~ на государственном уровне - государственные стандарты;

~ на отраслевом уровне - руководящие документы отраслей;

~ на уровне предприятий - технические условия, стандарты предприятий.

Приоритетные направления стандартизации .

Приоритетные направления стандартизации определяются необходимостью нормативного обеспечения безопасности и качества продукции, работ и услуг и их развитие должно базироваться на научном потенциале отраслей экономики республики.

Проводимые работы по стандартизации на государственном уровне должны быть направлены как на создание нормативного обеспечения для отраслей, в которых отсутствуют государственные стандарты, так и обновление нормативного обеспечения в тех отраслях, где стандартизация традиционно развита. В тоже время, необходимо учитывать приоритетные направления стандартизации, определенные международными и региональными организациями по стандартизации на основе достигнутого уровня развития науки и технологий, потребностей международного рынка. При этом основные усилия должны быть сконцентрированы на эффективном применении международных (региональных) стандартов, что позволит не заниматься разработкой новых документов и экономить материальные ресурсы.

3. Описать на примерах использование роторной технологии.

Слово «ротор» произошло от латинского “roto” - вращаться. Это название передает в точности весь процесс обработки по роторной технологии. В роторной машине основным элементом является технологический ротор с инструментальными блоками. При вращении ротора вокруг вертикальной оси происходит непрерывная обработка деталей, подаваемых на обработку другим транспортным ротором.

Роторная технология применяется больше всего в машиностроении. В процессе обработки материалов резанием рабочий инструмент компонуется в автономные инструментальные блоки, при этом роторы могут выполнять операции сверления, фрезерования, строгания и др.

Роторная линия разработана также для механической обработки инъекционных игл. Она состоит из семи рабочих, восьми транспортных и загрузочных роторов. На линии последовательно выполняются операции сверления, токарной обработки и контроля качества обработки. Производительность такой линии - 120 шт/мин.

Эффективность применения роторных линий в сборочном производстве определяется в первую очередь большим удельным весом технологических процессов третьего класса в общей структуре сборки.

Также разработаны роторные линии для изготовления деталей из полимерных материалов, созданы роторные линии для пищевой промышленности, сельского хозяйства, предприятий общественного питания, роторные автоматы применяются и при производстве фармацевтических таблеток, прессованных пищевых концентратов, различных кондитерских изделий.

На основе роторных линий разработаны различные типоразмеры оборудования для изготовления деталей из металлопластмассовых деталей и композиционных материалов методом горячего прессования.

Роторная технология является действенным средством комплексной автоматизации производства, она также создает необходимые условия для автоматизации вспомогательных работ. Комплексная автоматизация производства на основе роторных и роторно-конвейерных линий позволяет во много раз повысить производительность труда.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.Туромша Е.П. Производственные технологии: учеб.-метод. комплекс. - Мн.: БГУ, 2001.

2. Юркова Т. И.Производственные технологии. Тексты лекций. 2003.

3. Интернет-ресурс www . doklad.ru

4. Интернет-ресурс www.bankrabot.ru

Подобные документы

    Концепция развития стандартизации в условиях реформирования экономики республики Беларусь, механизм ее реализации. Цели, задачи, основные принципы, уровни и методы стандартизации, структура ее органов и служб. Категории и виды нормативных документов.

    реферат , добавлен 16.09.2010

    Понятие государственной системы стандартизации как комплекса взаимосвязанных стандартов, определяющих все основные вопросы практической деятельности. Объекты стандартизации в сельскохозяйственном производстве. Классификация и структура стандартов.

    лекция , добавлен 18.05.2013

    Основные принципы государственной системы стандартизации в России. Характеристика государственного контроля и надзора. Научные основы метрологического обеспечения производства. Общее понятие о прямых, косвенных, совокупных и совместных измерениях.

    реферат , добавлен 16.01.2013

    Взаимодействие элементов производственной системы. Понятие технологии в современном обществе и производстве, характеристика разновидностей. Функции экономики в производственном процессе. Цель изучения технологии и ее связь с другими областями и науками.

    реферат , добавлен 24.12.2010

    Изучение закономерностей развития и основ стандартизации технологии. Рассмотрение особенностей технологических процессов в химической, металлургической сферах, машиностроении и строительстве. Анализ прогрессивных технологий информатизации производства.

    курс лекций , добавлен 17.03.2010

    Определение назначения и краткая характеристика процесса производства глинозема. Актуальность технологии производства, общая характеристика сырья, свойства готового глинозема и его применение. Технологическая схема производства и химический процесс.

    контрольная работа , добавлен 10.06.2011

    Понятие технологии как науки о производстве, способах переработки сырья и материалов в средства производства и предметы потребления. Экономическая природа технологий. Виды и классификация технологий. Классификация отраслей по технологическому уровню.

    презентация , добавлен 18.04.2010

    Характеристика технологии производства батона из пшеничной муки высшего сорта, анализ ассортимента и путей его расширения. Расчёт запасов сырья и площадей для его хранения. Исследование применения добавок и улучшителей, технологических схем производства.

    курсовая работа , добавлен 16.05.2011

    Нормативные документы по стандартизации оборонной продукции, их типы и направления регламентации. Организационные основы стандартизации оборонной продукции. Непосредственная организация и координация работ по стандартизации и унификации, ее значение.

    лекция , добавлен 20.04.2011

    Роль отечественной науки в модернизации технологий переработки углеродного сырья. Технологическая структура нефтеперерабатывающей промышленности. Критические факторы, мотивирующие к созданию новых технологий. Совершенствование выпускаемой продукции.