Кодексы РФ

Швеция. Большая авиация небольшой страны

Шведская компания Saab 18 мая 2016 года провела презентацию первого летного образца истребителя семейства Gripen нового поколения - Gripen-E. Мероприятие состоялось на официальной церемонии на предприятии Saab в шведском Линчёпинге. Боевой самолет JAS-39E получил бортовой номер «39-8».

Когда именно состоится первый полет самолета, пока неизвестно. В общей сложности в программе летных испытаний Gripen нового поколения будут участвовать три самолета, представляющие основные версии истребителя для ВВС Швеции и Бразилии. Предположительно, истребитель, сборка которого в феврале текущего года, поднимется в воздух летом.

Разработка нового самолета ведется с применением решений и технологий, использованных при создании демонстратора технологий Gripen-NG. В этом самолете установлены усовершенствованные американские двигатели F414G, радиолокационная станция с активной фазированной антенной решеткой Raven ES-05, топливные баки увеличенного объема.


Благодаря доработкам топливной системы и силовых установок увеличились максимальная взлетная масса самолета и его дальность полета по сравнению с Gripen предыдущего поколения. Боевой самолет оснащен двумя дополнительными точками и подвески и может нести бо льшую по сравнению с обычным Gripen боевую нагрузку.

JAS-39E оснащен электродистанционной системой управления, новым оборудованием связи, позволяющим поддерживать ему связь с другими боевыми самолетами, наземными отрядами и кораблями, инфракрасной поисково-следящей системой и новым оборудованием радиоэлектронной борьбы. Последнее может использоваться для обнаружения ракет «воздух-воздух» и глушения радаров противника.

По данным Saab, на Gripe E установлены и новые системы самозащиты, включая системы предупреждения о радиолокационном облучении и предупреждения о приближении ракеты. Наконец, в шведской компании утверждают, что в состав вооружения истребителя могут быть интегрированы практически любые из существующих сегодня ракет и бомб.


В ходе презентации шведы представили боевой самолет как «сетецентрический истребитель», способный обмениваться по большинству каналов связи любым типом информации, включая текст, видео и различные изображения. Бортовое оборудование позволяет самолету действовать в любых погодных условиях днем и ночью.

Длина JAS-39E составляет 15,2 метра, размах крыла - 8,6 метра, а максимальная взлетная масса - 16,5 тонны. Двигатели самолета способны выдавать максимальную тягу в 98 килоньютонов. Gripen E может развивать скорость до двух чисел Маха (2,5 тысячи километров в час) и способен на крейсерский сверхзвуковой полет. Боевой самолет оснащен десятью точками подвески.

Gripen E - условное название для истребителей нового поколения. Saab будет выпускать две версии боевого самолета - одноместную JAS-39E и двухместную JAS-39F. Семейство Gripen появилось во второй половине 1980-х годов и сегодня представлено одноместными вариантами Gripen-A/C и двухместными Gripen-B/D.

Самолет такого типа максимальной взлетной массой 14 тонн способен развивать скорость до 2,2 тысячи километров в час, а его боевой радиус составляет около 800 километров. Истребитель вооружен 27-миллиметровой авиационной пушкой с боезапасом на 120 выстрелов и восемью точками подвески для ракет и бомб общей массой 5,3 тонны.

Новейшие лучшие военные самолеты ВВС России и мира фото, картинки, видео о ценности самолета-истребителя как боевого средства способного обеспечить «господство в воздухе», была признана военными кругами всех государств к весне 1916 г. Это потребовало создания боевого специального самолета, превосходящего все остальные по скорости, маневренности, высоте и применению наступательного стрелкового вооружения. В ноябре 1915 г. на фронт поступили самолеты-бипланы Ньюпор II Вебе. Это первый самолет, построенный во Франции, который предназначался для воздушного боя.

Самые современные отечественные военные самолеты России и мира обязаны своим появлением популяризации и развитию авиации в России которому способствовали полеты русских летчиков М. Ефимова, Н. Попова, Г. Алехновича, А. Шиукова, Б. Российского, С. Уточкина. Стали появляться первые отечественные машины конструкторов Я. Гаккеля, И. Сикорского, Д. Григоровича, B.Слесарева, И. Стеглау. В 1913 г. совершил первый полет тяжелый самолет «Русский витязь». Но нельзя не вспомнить первого создателя самолета в мире - капитана 1-го ранга Александра Федоровича Можайского.

Советские военные самолеты СССР Великой Отечественной войны стремились поразить войска противника, его коммуникации и другие объекты в тылу ударами с воздуха, что обусловило создание самолетаов-бомбардировщиков способных нести большой бомбовый груз на значительные расстояния. Разнообразие боевых задач по бомбардировке неприятельских сил в тактическом и оперативной глубине фронтов привело к пониманию того факта, что их выполнение должно быть соизмеримо с тактико-техническими возможностям конкретного самолета. Поэтому конструкторским коллективам следовало решить вопрос специализации самолетов-бомбардировщиков, что и привело к возникновению нескольких классов этих машин.

Виды и классификация, последние модели военных самолетов России и мира. Было очевидно, что для создания специализированного самолета-истребителя потребуется время, поэтому первым шагом в этом направлении стала попытка вооружить уже существующие самолеты стрелковым наступательным оружием. Подвижные пулеметные установки, которыми начали оснащать самолеты, требовали от пилотов чрезмерных усилий, так как управление машиной в маневренном бою и одновременное ведение огня из неустойчивого оружия уменьшали эффективность стрельбы. Использование двухместного самолета в качестве истребителя, где один из членов экипажа выполнял роль стрелка, тоже создавало определенные проблемы, потому что увеличение веса и лобового сопротивления машины приводило к снижению ее летных качеств.

Какие бывают самолеты. В наши годы авиация сделала большой качественный скачок, выразившийся я значительном увеличении скорости полета. Этому способствовал прогресс в области аэродинамики, создания новых более мощных двигателей, конструктивных материалов, радиоэлектронного оборудования. компьютеризации методов расчетов и т. д. Сверхзвуковые скорости стали основными режимами полета истребителей. Однако гонка за скоростью имела и свои негативные стороны - резко ухудшились взлетно-посадочные характеристики и маневренность самолетов. В эти годы уровень самолетостроения достиг такого значения, что оказалось возможным приступить к созданию самолетов с крылом изменяемой стреловидности.

Боевые самолеты России для дальнейшего роста скоростей полета реактивных истребителей, превышающих скорость звука, потребовалось увеличить их энерговооруженность, повысить удельные характеристики ТРД, а также усовершенствовать аэродинамические формы самолета. С этой целью были разработаны двигатели с осевым компрессором, имевшие меньшие лобовые габариты, более высокую экономичность и лучшие весовые характеристики. Для значительного увеличения тяги, а следовательно, и скорости полета в конструкцию двигателя ввели форсажные камеры. Совершенствование аэродинамических форм самолетов заключалось в применении крыла и оперения с большими углами стреловидности (в переходе к тонким треугольным крыльям), а также сверхзвуковых воздухозаборников.

Июнь 1994 года, авиашюу. Майор Доро Ковач опустил фонарь, и истребитель с белыми треугольниками на красных кругах резво ушел на ВПП. Взлет был как взлет, разве что с несколько большим углом атаки. Неплохо выполненный пилотаж тоже не привлек бы особого внимания зрителей, если бы... если бы летал не «Дракен»!

Написать о нем.оказалось неожиданно трудно. С одной стороны огромная популярность самолета: выпущенная миллионными тиражами «пластикартовская» модель в «сотке» сделала его характерную «двойную дельту» узнаваемой во всем бывшем социалистическом мире. Лет 15-20 назад Дракен был знаком любому мальчишке из СССР, ЧССР, ПНР или ГДР, склеившему хотя бы две модели, У нас сэкономить 60 копееек на него можно было даже на школьных завтраках...

С другой же-ну, просто полное отсутствие каких-либо пикантных подробностей. Не воевал, не гробил пилотов в катастрофах, не штурмовал рекорды - просто добросовестно отслужил, охраняя небо своей страны. И поэтому автор заранее приносит извинения за некоторую протокольность изложения.

История «Дракена» началась в 1949 году, когда Flygvapnet (Шведские королевские ВВС) решили, что им в ближайшее время понадобится сверхзвуковой (в диапазоне 1,4 - 1,5 М) истребитель-перехватчик для уничтожения бамбардировщиков, летящих с высокими дозвуковыми скоростями. Создание нового самолета, как обычно, было поручено отечественной фирме SAAB - монопольному поставщику боевых машин для шведской авиации. С августа того же года КБ фирмы, насчитывавшее более 500 специалистов и возглавляемое Эриком Браттом, начало конструкторские разработки проекта, получившего индекс FM250 и популярное имя «Дракен» - Дракон.

Противоречивые требования, предъявлявшиеся военными к самолету, заставили искать нетрадиционные решения. Так, высокая скорость должна была сочетаться с сохранением маневренных качеств и возможностью оперировать с тех же ВПП, что и дозвуковые SAAB-29. Всепогодность подразумевала установку дополнительных приборов и оборудования, а скороподъемность - наоборот, максимальную экономию веса. Классические схемы не позволяли «впихнуть» в планер ограниченных размеров необходимое количество топлива, электроники, оружия и боеприпасов. Достаточные внутренние объемы (за счет корневых частей крыла) обещала только-только входившая в моду «дельта», к которой и обратились создатели «Дракена». Однако после весовой прикидки возникла проблема со слишком задней центровкой: требовалось либо удлинять нос, либо снова искать нетривиальное решение. И оно было найдено: новый SAAB стал... «двойной дельтой», то есть у законцовок крыла был уменьшен угол стреловидности с 80° до 57°

Среднее же расположение крыла выбрали с целью уменьшения сопротивления интерференции, возникающей от продольного обтекания угла, образованного крылом и фюзеляжем, что характерно для низко-либо высокопланов.

Так «Дракен» приобрел свой окончательный облик. Правда, вначале он был воплощен в уменьшенной в раз модели: требовалось проверить поведение необычной схемы на малых скоростях. Мини-«Дракен» впервые взлетел 21 января 1952 г., через 18 месяцев после начала постройки, и совершил более тысячи испытательных полетов!

Конструкторские работы над собственно «Дракеном» начались с 1951 г. В сентябре 1953-го фирма получила официальный заказ на три опытных образца, а также двухместную кабину для учебно-боевой модели.

Прототип истребителя совершил первый полет 25 октября 1955-го. Двигатель Роллс-Ройс «Эвон» работал нормально, и в последующие полеты преодоление звукового барьера, как вспоминали участники испытаний, стало повседневным явлением. Второй опытный экземпляр стартовал в середине марта 1956-го, третий-в июле того же года. Летные испытания показали, что аэродинамическое сопротивление на «дозвуке» и «сверхзвуке» оказалось ниже расчетного, эффективность управления - выше, а разбег и пробег - короче. Самолет преодолевал звуковой барьер даже без форсажа, а при включении последнего разгонялся до М=1,4.

Военный заказ на первые «Дракены» был выдан еще в 1952 году. Но в 1956-м ВВС решили, что его требования слишком либеральны, и пожелали скорость - не менее М=1,8, а время подъема на высоту 10000 м сократили вдвое. Судя по всему, эти показатели базировались на реальных результатах испытаний, так как первый предсерийный экземпляр, SAAB J-35A, взлетевший 15 февраля 1958-го, достигал их без особых усилий.

Поставки серийных J--35A «Адам» начались в конце ноября 1959-го. Первым их получило истребительное авиакрыло F-13 в Норрке-пинге. Истребитель был оснащен мотором Роллс-Ройс «Эвон» 200 тягой 7100 кг, получившим шведское обозначение RM-6B, и сконструированную в Швеции систему дожигания. Вооружение состояло из двух 30-мм английских пушек «Аден» М-55 с боезапасом по 90 снарядов, и 2 - 4 УР Rb-24 («Сайдуиндер») с ИК-головками самонаведения. Радиоэлектронное оборудование включало систему управления огнем типа S-6B, трехмерный (азимут-дальность-высота) радар, автопилот «Lear» и систему предупреждения об атаке из зданей полусферы.

Первая модификация самолета была проведена еще во время выпуска «Адамов» - начиная с серийного номера 35 066 машины получили удлиненные камеры дожигания (что, в свою очередь, позволило несколько аэродинамически «облагородить» заднюю часть фюзеляжа согласно «правилу площадей», хотя общая компоновочная схема соответствовала ему лишь приближенно). Также была установлена малая «костыльная»*тележка шасси, что позволило производить взлет и посадку с наивыгоднейшими для схемы «дельта» большими углами атаки без опасения повредить хвостовую часть. За «Адамом» вскоре последовала «Берта», J-35B впервые взлетел j 29 ноября 1959-го и отличался в основном электроникой. На самолете была установлена новая система управления огнем SAAB S-7, позволявшая производить атаки на встречных курсах (более ранние модели - только сзади, методом «погоня» или «перехват»). Кроме того, оборудование системы S-7 было с самого начала создано как i составной элемент общей автоматизированной системы ПВО Швеции STRIL-60 (по типу советской «Воздух-1»), а истребитель, соответственно, с этих пор трактовался не как самостоятельная боевая единица, а как элемент огневых средств АСУ ПВО. Наведение на I цель теперь осуществлялось в автоматизированном режиме с на-I земных пунктов. и летчику оставалось лишь следовать их указаниям 1 вплоть до момента захвата самолета противника бортовым радаром.

J-35B имел и более широкий ассортимент вооружения. Дополни- ; а тельные блоки НУР «воздух-воздух», а также оружие класса «воздух-земля»: 135-мм НУР и различные комбинации бомб калибром до 500 кг. Начиная с «Берты», на «Дракенах» утвердилась в качестве стандартной и подвеска двух 500-литровых топливных баков под фюзеляжем.

Учебно-боевой Sk-35C (Sk - учебный) производился параллельно I 1 с моделями А и В. Лишь на последних стадиях сборки, в зависимости I К от того, какую из стандартных кабин (одно-или двухместную) при- I стыкуют на готовый фюзеляж, можно было понять, кого «родит» I конвейер. Все С были созданы на базе ранних, «коротких» J-35A, и I также не имели хвостовых стоек. Для компенсации некоторой путевой неустойчивости, вызванной большой носовой кабиной, под I консолями крыла устанавливались дополнительные кили. С 1964-го I I для улучшения обзора вперед из второй кабины (инструктора) на I ней монтировался обтекаемый перископ.IJ-35D, или «Давид», был получен установкой на фюзеляж J-35B В нового, более мощного двигателя Svenska Flugmotor RM-6B (лицензионный Роллс-Ройс RB-145-300 «Эвон») с тягой 5600 кг (с дожиганием - 8000 кг). Более мощный мотор потянул за собой необходимость расширения воздухозаборников и увеличения баков, Улучшено радиоэлектронное оборудование: установлена новая система I передачи данных от АСУ ПВО, автопилот SAA8 FH-5, прицел S-7B с возможностью атаки в передней полусфере. Первый прототип взлетел 27 сентября 1960 г. Новый истребитель мог летать со скоростью I М=2,05, а скороподъемность возросла с 200 до 250 м/с.

«Берта» родила «Давида», а «Давид» родил «Эрика» - почти по I святому писанию. Но SAAB-35E оказался «блудным сыном» и выпал I из семьи истребителей. Все 60 построенных машин использовались I исключительно в качестве разведчиков, из-за чего сменили даже I обозначение: с J (Jakt - истребитель) на S (Spaning - разведчик). I Первый J 35-Е стартовал 27 июнй 1963 г. Все «Эрики» попали вначале I в разведывательное авиакрыло F-11 в Никепинге.а позднее -и bF-21 в Лулеа. S-35E имели фонарь кабины с улучшенным обзором (из цельного листа оргстекла, без переплетов) и катапультные кресла, типа SAAB S-73E, позволявшие пилоту покинуть самолет при нулевых скоростях и высоте.

В носовой части разведчики несли 5 фотокамер ОМ ERA, позволявших снимать вниз, впереди в стороны, причем окна камер имели I электроподогрев от обмерзания. Все вооружение, включая пушки, I .".*:-" снималось, а вот число подвесных баков могло доходить до 4.

Самым распространенным вариантом «Драхена», безусловно стал J-35F («Филип»), который вобрал в себя все лучшие качества ранних! моделей, дополненные дальнейшими усовершенствованиями.

Прежде всего резко возросли возможности и мощь вооружения. «Филип» получил УР Хьюз «Фалькон» НМ-55 (шведское обозначение I "Rb-27) с радиолокационным и НМ-56 (Rb-28) - с ИК-наведением. I Эти лицензионные ракеты шведы настолько усовершенствовали, что I сам производитель внедрил у себя некоторые их улучшения. Комбинация УР с РЛ и И К-наведением обеспечила всепогодный и всеракурсный перехват нарушителей на любых высотах.

«Филип» несет бортовую обзорную РЛС PS-01A, навигационный радар «Филипс» PN-594A и PN-793A. Инфракрасный локатор Хьюз с дальностью обнаружения 20- 30 км под носовой частью фюзеляжа дополняет РЛС и даже заменяет их при поиске цели на малой высоте на фоне земли, когда экран радара забит «местниками» или при интенсивных радиопомехах (в так называемом «радиоэлектронном

Кабина J-35F получила новое катапультное сиденье SAAB-73E/F класса 0-100 (высота 0, скорость не менее 100 км/ч) и фонарь улучшенного обзора от «Эрика».

Отдавая дань моде 60-х, с ее преклонением перед мощью ракет шведы сняли правую пушку. Однако полностью ликвидировать «бортовую артиллерию» не решились - левое орудие осталось, причем с полным боекомплектом. 20 построенных «Филипов» вплоть до создания «Виггенов» были основой шведской ПВО и служили до конца 80-х.

После выполнения заказов" собственных ВВС шведы занялись зарубежными покупателями. Работы над экспортным вариантом J-ЗэХ начались с апреля 1967-го и велись нэ базе «Филипа» J-35F Традиционными клиентами были ВВС соседних стран Первой 46 машин приобрела весной 1968 г. Дания. SAAB-35XD (D - датский) отличались возросшим взлетным весом: заказчик пожелал увеличить дальность и нагрузку «Дракенов» для выполнения ударных и разведывательных полетов в тактической глубине. Это потребовало увеличения запасов топлива и ассорти мента вооружения Пррвый экземпляр взлетел 2S февраля 1970-го, а с сентября того же года по декабрь 1971-го Датские королевские ВВС получили 20 истребите-леи-бомбардировщиков F-35, 20 разведчиков RF-35 и 6двухместных учебных TF-35. ,

Единственный SAAB-35XH был построен в 1960-м для участия в конкурсе на истребитель для швейцарских ВВС. Однако французская фирма Дассо сумела «подогреть» интерес швейцарцев к своему «Миражу» III S соответствующими подношениями, и «Дракену» пришлось возвращаться домой.

Двенадцать финских SAAB-35XS были заказаны в 1970-м Шведы передали их в виде комплектов деталей и узлов, а финский авиазавод «Вал ьмет» в 74 - 75 годах выполнил сборку. Перед этим, в I972-м финские ВВС «одолжили» у шведских полдюжины J-35B для ознакомления. При этом обозначение было изменено на J-358S Финляндия также «арендовала» не менее трех учебных SK-35C.

Пожалуй, последним импортером «Дракенов» стала Австрия В 1985-м она закупила 24 SAAB-350E, которые до конца столетия планирует использовать в качестве истребителей ПВО. Ими вооружено истребительной авиакрыло, базирующееся в Цельтвеге Здесь на излете своей карьеры «Дракены» приобрели и первый боевой опыт, перехватив несколько югославских самолетов, нарушивших границу во время гражданской войны.

С австрийскими «Дракенами» связана и одна забавная история После закупки этих самолетов, рассчитанных на скорости до 2000 км/ч, выяснилось, что законы... запрещают полеты над страной на «сверхзвуке», так как «хлопки» провоцируют сход лаеин с гор Поэтому большую часть времени пилоты летают на полигоне НАТО где-то в Гренландии, где «прописано» и несколько «Дракенов» На вопрос дотошных журналистов, как же в этих условиях военный министр представляет себе оборону страны в случае нападения последний ответил: «Ну что ж тут такого? Купят билет сядут на пассажирский самолет, прилетят и будут воевать!»

Краткое техническое описание: Самолет представляет собой среднеплан, построенный по схеме «бесхвостка» с треугольным крылом переменной стреловидности. В хвостовой части каждой плоскости расположены элевоны с тупой задней кромкой, управление которыми осуществляется необратимыми гидроусилителями Шасси - трехстоечное, причем основные стойки при убирании уменьшают свою длину. Воздухозаборники - нерегулируемые удаленные от стенок фюзеляжа (вариант SAAB-350E).

ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ SAAB J-35 Draken

Дллина 15,35м Paзмax-9-4 м- Высота- 3,89 м. Площадь крыла 49,2 м 2 . Взлетный вес: максимальный -15000 кг, нормальный -11400 кг. Максимальная дальность полета - 1100 км. Максимальная скорость на высоте 11000 м - 2100 км/ч (М=2). Максимальная скорость у земли - 1100 км/ч. Посадочная скорость - 215 км/ч Практический потолок - 18000 м. Разбег -620 м. Пробег (с тормоз" парашютом) - 640 м, Емкость топливных баков: внутренних - 4000 л, внешних - 5000 л.

Antony Angrand в статье «Suède: controverse autour du Gripen », опубликованной французским журналом "Air&Cosmos ", в Швеции разворачивается небольшой скандал относительно производства новых истребителей Saab JAS-39E Gripen (Gripen NG). Новые истребители должны содержать комплектующие, снятые с находящихся в составе ВВС Швеции истребителей модификаций JAS-39C и D. Шведы задаются вопросом, имеет ли смысл каннибализировать имеющийся парк истребителей для производства новых самолетов.

Круговорот Saab JAS-39 Gripen в природе: предыдущее поколение становится донором запчастей для своего потомка (с) gripenblogs.com

Этот вопрос породил множество протестов, так как стоящие на вооружении истребители Gripen проходят модернизацию, причем ее стоимость высока. Истребитель JAS-39C в последней версии [стандарт MS20] оснащен новым оборудованием и может применять новейшие ракеты «воздух-воздух» Meteor разработки концерна MBDA, самолеты этой модификации были
переданы ВВС Швеции полтора года назад. Многие считают, что процедура каннибализации JAS-39C/D для постройки машин JAS-39E представляет собой хищение в особо крупных размерах, причем одновременно дорогостоящее и бесполезное. Некоторые считают, что имеющиеся самолеты могут быть перепроданы в другие страны. Глава либеральной партии Ян Бьерклунд (Jan Björklund) также присоединился к дебатам, высказав мнение, что в будущем шведские ВВС будут эксплуатировать сто истребителей - закупив 60 Gripen E и добровольно сохранив 40 Gripen C и D. По мнению Берклунда, идеальным вариантом было бы сохранение всех имеющихся Gripen, а численность ВВС могла бы составить 160 истребителей.

Однако новые данные о состоянии ВВС Швеции демонстрируют тот факт, что без использования комплектующих с имеющихся самолетов для Gripen E программа выходит очень дорогой, и настаивают на том, что Gripen C и D были также выпущены с использованием деталей самолетов предыдущей модификации - JAS-39А и В.

Однако на этот раз масштаб использования б/у комплектующих намного шире. Новый Gripen E отличаются большими размерами, у него новый бортовой процессор, у которого нет ничего общего с предыдущим вариантом, новый комплекс РЭБ и намного больше новых деталей.

Определенное число деталей всегда может быть вновь использовано. Их стоимость оценивается в 20% от цены нового Gripen. А это позволяет говорить о том, что в обратном случае - когда старые Gripen не станут донорами запчастей, а новые Gripen E будут выпущены исключительно из комплектующих нового производства, стоимость программы вырастет на 820 млн евро.

Первые серийные экземпляры истребителя Gripen E должны быть выпущены в 2019 году. Начиная с этого времени ежегодно должно производиться от пяти до десяти самолетов в период до 2026 года. Чтобы выдержать график поставок, Saab должна начать разборку имеющихся самолетов начиная с 2017 года. Таким образом, итоговое решение должно быть принято самое позднее до конца текущего года.

Если шведы решать не пускать "на органы" свои нынешние истребители, вырастут дополнительные расходы, так как Gripen E в значительной степени унаследовал детали от своих предшественников, но это не значит, что он не сильно будет от них отличаться. А это приведет к тому, что стоимость эксплуатации двух разных модификаций самолета будет выше.

Наконец, дополнительное число самолетов означает большее число летчиков, новые авиабазы, больший объем обслуживания и ремонта, а это тоже приводит к дополнительным расходам.


ИСТРЕБИТЕЛЬ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ JAS 39 GRIPEN Е (ШВЕЦИЯ)

FIGHTER OF NEW GENERATION JAS 39 GRIPEN E (SWEDEN)

22.03.2017


По сообщению швейцарского ресурса «psk.blog.24heures.ch», шведская компания Saab AB готова поднять в воздух первых экземпляр новой модификации своего истребителя JAS-39E Gripen NG во втором квартале текущего года. Предсерийный самолет относится к стандарту 39-8, при этом он продолжает наземные испытания. Saab подтверждает свое намерение приступить к серийным поставкам нового самолета уже в 2019 году.
Испытания на земле (рулежка) истребителя Gripen JAS-39E (бортовой номер 39-8), выкаченного на заводе Saab AB в Линчёпинге 18 мая 2016 года, были начаты там декабре 2016 года. Saab проводит испытания программного обеспечения перед первым полетом. Борт 39-8 находится на финальной стадии наземных испытаний. Второй летный прототип Gripen E (бортовой номер 39-09), который предназначен для отработки систем вооружения, поступил в цех окончательной сборки. Третий летный прототип Gripen E (бортовой номер 39-10), который должен в 2018 году стать машиной в серийной конфигурации, пока находится на ранних стадиях сборки.
По заявлению Saab, в модификации Gripen JAS-39E используется архитектура приложений, и это успешный опыт. Этот подход позволяет вносить изменения в программное обеспечение в очень короткие сроки. В предыдущих модификациях истребителя эта работа могла занимать недели и даже месяцы. Эксплуатант самолета может оперативно вносить изменения в программный код самолета, при этом, в отличие от F-35, у него будет возможность контролировать приложения и скачивание обновлений.
В то же время модификация Gripen M для Бразилии пока находится на стадии разработки концепта, причем совместно с бразильскими специалистами.
К настоящему времени ВВС Швеции заказали 60 одноместных истребителей JAS-39E (и еще 10 в опционе), которые должны быть поставлены с 2019 по 2026 годы, полностью заменив нынешний шведский парк из примерно 100 истребителей JAS-39C/D. Кроме того, 28 одноместных JAS-39E и восемь двухместных JAS-39F заказаны Бразилией, которой должны быть поставлены в 2019-2024 годах (Бразилия также должна будет получить один специально изготовленный для нее прототип JAS-39E). Не снят с повестки дня и вопрос о возможности приобретения JAS-39E Швейцарией.
http://bmpd.livejournal.com

15.05.2017


Первый полет нового шведского истребителя Gripen E может состояться в июне, сообщает «Военный Паритет» со ссылкой на defense-aerospace.com (11 мая).
По заявлению компании, он может состояться до открытия Парижского авиасалона 19 июня. Стоимость разработки этой версии знаменитого боевого самолета оценивается в 2 млрд евро, в то время как только стоимость создания программного обеспечения Block 4 американского стелс-истребителя F-35 равна 4 млрд долл США. По некоторым оценкам, вся фаза НИОКР F-35 оценивается в более чем 50 млрд долл.
Первый полет «Грипен-Е» был запланирован на вторую половину 2015 года, затем был перенесен на конец 2016 года, сейчас — второй квартал 2017 года. Последняя задержка была вызвана решением, что нужно в полной мере протестировать программный интерфейс, авионику и датчики до первого полета. Интересно, что в программе «Грипен» занято даже несколько больше людей, что в офисе F-35 — чуть меньше 3000 против 2590. Эти цифры означают, что Швеция всеми силами стремится сохранить высококвалифицированный инженерный и управленческий персонал авиационной промышленности.
Военный Паритет

15.06.2017


Истребитель Gripen E, первая машина нового поколения шведской платформы JAS-39 Gripen, в четверг, 15 июня, совершил первый полет. Об этом сообщает шведская компания SAAB.
Истребитель нового поколения взлетел с аэродрома в Линчепинге. Полет прошел успешно.
Впервые Gripen E был представлен публике в мае 2016 года.
От предыдущих вариантов обновленный Gripen отличается более мощным двигателем F414G американского производства, радаром Raven ES-05 с активной фазированной антенной решеткой, большим запасом топлива и весом боевой нагрузки. Цена истребителя превышает сто миллионов долларов за единицу.
Новая машина была создана в рамках программы Gripen-NG (Next Generation), в ходе которой разрабатываются одно- и двухместный варианты. Двухместный истребитель Gripen-F можно будет использовать для подготовки пилотов, кроме того, он будет отличаться повышенными возможностями по управлению боем, ведению РЭБ и других специальных видов боевых действий.
Лента.ру

11.07.2017
Швеция не предложит Бельгии свои истребители Saab Gripen E, сообщает «Военный Паритет» со ссылкой на defensenews.com (10 июля).
В уведомлении от министерства обороны Швеции говорится, что правительство не готово предоставить «оперативную поддержку», необходимую правительству Бельгии, которое ищет возможности купить 34 новых истребителя для замены парка из 54 F-16. «Это потребует политического мандата и решения по внешней политике, которых сейчас нет, поэтому мы предпочитаем не давать ответ на бельгийский запрос», говорится в документе.
Это решение является ударом по оборонной компании Saab, которая в этом году надеялась предложить ВВС Бельгии свой истребитель. В борьбе за бельгийский заказ сразятся Lockheed Martin F-35, Eurofighter Typhoon и Dassault Rafale. Наиболее вероятным победителем эксперты называют американский F-35.
Военный Паритет