Кодексы РФ

Пушка миг 31. МиГ–31

Даже спустя 40 лет после своего первого полёта, МиГ-31 в обновлённом варианте остаётся в числе лучших боевых машин в мире.

Долгая дорога в небо

МиГ-31 – героический солдат «холодной войны». Создание всепогодного дальнего истребителя-перехватчика началось в далёком 1968 году. В нём принимали участие лучшие силы ОКБ Микояна. В разное время разработкой руководили ведущие конструкторы А. Чумаченко, Г. Е. Лозино-Лозинский (впоследствии возглавивший проект «Буран-Энергия») и К. К. Васильченко.

Один из создателей МиГ-31 Г. Е. Лозино-Лозинский

Опытный прототип будущего перехватчика впервые подняли в небо в сентябре 1975 года лётчики А. В. Федотов и В. С. Зайцев. Прошло долгих 16 лет прежде чем началось серийное производство МиГ-31, а в 1983 году началась их служба в войсках ПВО.

На дальних рубежах

Коллективу конструкторов и инженеров КБ МиГ понадобилось полтора десятка лет для воплощения в металл идеи первого советского истребителя 4-го поколения, потенциал которого не иссякает до сих пор.

Его полное название – авиационный ракетный комплекс перехвата МиГ-31, которым оснащались части истребительной авиации ПВО. Он способен перехватывать и уничтожать на дальних подступах всё, что представляет опасность для страны — от крылатых ракет и маловысотных спутников до гонимых ветром аэростатов.

Ни высота, ни скорость нарушителя границы, ни погодные условия, ни время суток не являются для него препятствием при выполнении задачи. Части, оснащённые перехватчиками МиГ-31, прикрывали наиболее важные участки воздушных границ СССР. Показательный факт: с появлением МиГ-31 американцы навсегда отказались от попыток проникновения на нашу территорию с помощью .

Тактико-технические характеристики МиГ-31
Максимальная взлетная масса 46200 кг
Максимальная скорость полета 3000 км/ч
Практический потолок 20600 м
Дальность полета 3300 км
Продолжительность полета:
с подвесными баками
с дозаправкой

3,6 ч
7 ч
Размах крыла 13,46 м
Длина самолета 22,69 м
Высота самолета 5,15 м
Площадь крыла 61,60 м2
Масса:
пустого самолета
нормальная взлетная
максимальная взлетная

21820 кг
41000 кг
46200 кг
Тип двигателя 2 ТРДДФ Д-30Ф-6
Максимальная тяга:
бесфорсажная
форсажная

2 x 91,00 кН
2 х 152.00 кН
Макс. эксплуатационная перегрузка 5
Экипаж 2 чел
Вооружение одна 23-мм пушка ГШ-6-23М,
боевая нагрузка — 3000 кг,
4 УР большой дальности Р-33,
2 УР средней дальности Р-40Т и
4 УР малой дальности Р-60, Р-60М

Боевой потенциал

До сих пор МиГ-31 поражает своей мощью и красотой. Он вобрал в себя всё лучшее от своего легендарного предшественника – МиГ-25. Разработчики остались привержены традиционной аэродинамической схеме, трапециевидному крылу и двухкилевому оперению с цельноповоротными стабилизаторами. Повышенную устойчивость истребителю добавляли дополнительные подфюзеляжные кили.

Корпус из титановых сплавов и жаропрочных сталей полностью адаптирован к высоким температурам на сверхзвуковых скоростях. Самолёт легко взлетал и мягко садился, опираясь на надёжное трёхстоечное шасси.

Из ворот авиастроительного предприятия Миг-31 выходил, имея вес чуть более 20 тонн. Чтобы превратиться в грозного воздушного бойца, ему необходимо облачиться в «доспехи», имеющие почти такой же вес. Это около 20 тонн топлива и около 5 тонн боевой нагрузки. В том, что МиГ-31, способный разогнаться до 3000 км/ч, сможет разобраться с любым противником, не может быть сомнений.

Бортовая РЛС может обнаружить и сопровождать до 24 целей на дальности свыше 300 км. После обработки данных бортовой компьютер выберет шесть наиболее важных целей, подлежащих первоочередному уничтожению. Остальное довершат 8 ракет «воздух-воздух» или мощная 6-ствольная пушка калибра 23 мм.

Ещё одна важная особенность МиГ-31 – работа в группе. Звено из 4-х перехватчиков может контролировать воздушное пространство на 900-километровом участке, чётко взаимодействуя между собой.

Второе дыхание

Командование ВВС возлагает большие надежды на МиГ-31БМ – наиболее перспективную обновленную версию. Самолету по силам взаимодействие с наземными зенитно-ракетными комплексами, осуществление функций воздушного контрольного пункта, командующего несколькими типами истребителей. На данный момент он единственный, кто может перехватывать и уничтожать малозаметные крылатые ракеты, летящие на предельно малой высоте.

В сентябре прошлого года в районе Аляски средства ПВО США засекли российские стратегические бомбардировщики ТУ-95, приближающиеся к так называемой 200-мильной зоне опознавания. Пилоты поднятых перехватчиков F-22 к своему немалому удивлению обнаружили вместо них... заправщик Ил-78М в сопровождении пары МиГ-31БМ.

Как оказалось, российские лётчики отрабатывали вариант их использования в качестве прикрытия ударных бомбардировщиков, которым они будут при необходимости «расчищать дорогу» для нанесения ядерного удара.

МиГ-31 — это сверхзвуковой перехватчик-истребитель четвертого поколения. В НАТО его назвали “Foxhound” — “лисья гончая”. Самолет разработали в ОКБ МиГ в 1970х годах. Его предназначение — уничтожение целей в воздухе на разных высотах и в любых погодных условиях. Четыре МиГ-31 могут брать под контроль пространство шириной 1100 км.

Это первый в мире истребитель с радиолокационной станцией, который производился серийно. Он пришел на смену устаревшему Ту-128. МиГ-31 все еще сохраняет пальму первенства и по скорости, и по высоте полета. Всего было изготовлено около 500 моделей. О технических характеристиках самолета МиГ-31 будет рассказано ниже.

В 60х годах было принято решение и проектировании истребителя нового поколения, который пришел бы на смену перехватчику Ту-128. В начале 70х годов был выбран проект, представленный ОКБ МиГ, с системой “Заслон”. Производство было начато почти сразу после утверждения проекта. Первая испытательная модель была представлена в 1975 году.

За основу для разработки МиГ-31 был взят другой истребитель — МиГ-25. Отличие состояло в том, что экипаж на первом состоял из двух человек — и штурмана.

К концу 80х годов испытания самолета были полностью закончены и очень успешно. Истребители начали выпускать серийно для строевых частей авиации войск ПВО. Год спустя стали поступать модели с системой “Заслон”. Уже в 1983 году истребители поступили в распоряжение войск на Дальнем Востоке.

Сейчас самолеты МиГ-31 используются армиями России и Казахстана.

Характеристики и особенности

Планер этого военного самолета был выполнен по типу МиГ-25. — в форме трапеции и расположено высоко. Оперение — двухкилевое вертикальное и горизонтальное цельноповоротное. В середине фюзеляжа установлено семь топливных баков. Около крыльев и киля есть еще шесть дополнительных баков для . Самолет может брать на борт топлива до 17 330 кг.

Носовая часть выполнена из алюминиевых сплавов . Остальной корпус сделан из титана и стали. Если вы посмотрите на фото кабины МиГ-31, то заметите, что она разделена на две части. Впереди садится пилот, а сзади — штурман-оператор. Обе — герметичные. Для обеспечения безопасности летчиков установлены катапультируемые кресла.

Фото кабины Миг-31.

Максимальная скорость МиГ-31 на малой высоте — 1500 км/ч, а на большой — 3000 км/ч. Дозвуковая крейсерская скорость составляет 950 км/ч , а сверхзвуковая — 2500 км/ч . Что касается прочих характеристик МиГ-31, то его габариты следующие: длина — 22,69 м., размах крыла — 13,46 м., а высота — 6,15 м. Масса пустого самолета — 21 820 кг.

Схема МиГ-31.

Истребитель перехватчик МиГ-31 может летать на расстояние — до 5400 км всего с одной дозаправкой. В воздухе может находиться 3,3 часа.

Рекорд высоты МиГ-31 — 20 600 м. , а динамический потолок высоты полета МиГ-31 составляет 30 000 км. Это означает, что может подниматься на уровень стратосферы, откуда хорошо видна круглая планета Земля.

Для того, чтобы подняться на такую высоту, летчики надевают специальные гермошлемы и высококомпенсирующие костюмы. Это защищает их от нехватки кислорода. Видео полета МиГ-31 в стратосферу вы можете посмотреть чуть ниже.

Схема управления истребителя — механическая. Он оснащен двумя Д-30Ф6.

На вооружение МиГ-31 может брать бомбы и ракеты общей боевой нагрузкой до 3000 кг.

Заключение

МиГ-31 — это истребитель четвертого поколения, который может подниматься даже в стратосферу. Он был разработан в 70х годах прошлого века и пришел на смену устаревшему перехватчику Ту-128. Его цель — уничтожение воздушных целей на разных высотах, в любых условиях. Производство было остановлено, но истребители все еще используются в ВВС России и Казахстана.

МиГ-31, либо самолет Е-155МП, либо изделие 83, кодификация NATO – Foxhound – это всепогодный сверхзвуковой двухместный истребитель-перехватчик с дальним радиусом действия. Разработка произведена в 70-х, в Опытном конструкторском бюро-155 (в настоящее время – ОАО «РСК «МиГ»). Является первым в СССР боевым самолетом, относящимся к четвертому поколению.

Функционал самолета состоит в ликвидации и перехвате воздушных целей во все времена суток, на малых, предельно малых, средних и больших высотах, при любых метеорологических условиях, когда противник применяет пассивные и активные радиолокационные помехи, а также ложных тепловых целей. Четыре таких истребителя имеют возможность осуществлять контроль над воздушным пространством протяженностью по фронту в 800-900 км. Сначала применение его рассматривалось только в отношении перехвата низколетящих спутников и крылатых ракет на любых скоростях и высотах. Также несколько лет полки истребителей занимали статус спецназа в противовоздушной обороне.

1. Фотографии

2. Видео

3. История создания

Создавать МиГ-31 начали в 1968 году в Опытном конструкторском бюро им. А. И. Микояна.

Боевые возможности самолета планировалось значительно увеличить с помощью электронного оборудования, например, радиолокационной станции с фазированной пассивной антенной решеткой. Истребитель был выполнен по схеме МиГ-25, но отличия были в количестве экипажа, двух человек, штурмана-оператора и летчика. Располагались эти специалисты по схеме «тандем». Прототип самолета поднялся в воздух осенью 1975 года.

Весной следующего года истребитель приступил к госиспытаниям. Их первый этап закончился спустя два года. Второй этап длился в 1979-1980 годах.

Весной 1981 года МиГ-31 был взят на вооружение.

4. Техническое описание

Главной в системе управления вооружением истребителя стала импульсно-допплеровская РЛС с фазированной пассивной антенной решеткой. МиГ-31 оставался единственным серийным истребителем, оснащенным таким оборудованием, вплоть до 2000 года, когда во Франции поступил на вооружение Dassault Rafale.

МиГ-31 и самолёт авиационного комплекса радиообнаружения и наведения А-50 способны производить между собой автоматический обмен целеуказаниями.

4.1 Конструкция планера

Корпус истребителя способен производить подъемную дополнительную силу до 25%, ракеты в нем находятся в полуутопленном состоянии. Наполовину он состоит из стали, на треть из алюминиевых сплавов, на 16% из титана.

4.2 Двигатели

Разработка модульных двигателей была произведена на базе гражданского двигателя от Ту-134, с соплом и форсажной камерой. Чтобы ее запустить, используется впрыск топлива «огненная дорожка». Двигатель создан из сплавов титана, никеля и железа.

4.3 Дальность полёта

Для самолетов с четырьмя ракетами и двумя подвесными баками, запуском ракет на середине пути, сбросом подвесных баков после их выработки и выпущенной ПМК практическая дозвуковая дальность и время полёта равняются соответственно 3000 км и 3 ч 38 мин.

Практическая дозвуковая дальность и время полета с убранной ПМК и без подвесных баков равняется:

  • без ракет: 2480 км, 2 ч 44 мин;
  • с четырьмя ракетами и пуском их на середине пути: 2400 км, 2 ч 35 мин;
  • с четырьмя ракетами: 2240 км, 2 ч 26 мин.

5. Модификации

  • МиГ-31Б. Оснащен системой дозаправки в воздухе, взят на вооружение в 1990 году.
  • МиГ-31БС. МиГ-31Б, у которого снята штанга дозаправки в воздухе.
  • МиГ-31БМ (1998). До 2020 года планируется переоборудовать шестьдесят МиГ-31 в эту модификацию. Госиспытания проводились до 2012 года. МиГ-31БМ оснастятся бортовой радиолокационной системой, обновленной системой управления вооружением. Такие меры позволят находить цели на расстоянии до 320 км и в то же время сопровождать до десяти воздушных целей.
  • МиГ-31Д. Экспериментальный образец. Может нести противоспутниковую ракету 79М6 «Контакт».
  • МиГ-31И. Используется для воздушного старта небольших космических аппаратов.
  • МиГ-31ЛЛ. Летающая лаборатория.
  • МиГ-31М (1993). Усилены радиолокационная станция, бортовое радиоэлектронное оборудование и вооружение.
  • МиГ-31Ф. Фронтовой многоцелевой истребитель, также используемый в атаках наземных целей.
  • МиГ-31ФЭ. МиГ-31БМ, для продажи зарубежным государствам.
  • МиГ-31Э. Для продажи зарубежным государствам. Упрощено радиоэлектронное оборудование.
  • Миг-31ДЗ. Оснащен системой дозаправки в воздухе. Отличия от МиГ-31Б заключаются в нахождении в другом месте штанги дозаправки и наличии второй кабины.
  • Миг-31БСМ (2014). Снята штанга дозаправки в воздухе.

6. Тактико-технические характеристики

6.1 Технические характеристики

  • Экипаж, чел.: 2
  • Длина, см: 2162
  • Размах крыла, см: 1345
  • Высота, см: 650
  • Площадь крыла: 61,60 м²
  • Общий вес, т: пустого – 21,82; при полной заправке – 39,15; наибольшая взлетная масса – 46,75; топлива — 17,33.
  • Двигатель: два ТРДДФ Д-30Ф6. Общий вес, кг: 4832. Тяга, на один двигатель, кгс: на форсаже – 15500; наибольшая бесфорсажная – 9500.
  • Наибольшая эксплуатационная перегрузка: 5G.

6.2 Лётные характеристики

  • Наибольшая допустимая скорость, км/ч: на большой высоте – 3000 (М=2,82), а на малой – 1500.
  • Крейсерская скорость, км/ч: сверхзвуковая – 2500 (М=2,35); дозвуковая: 950 (M=0,9).
  • Практическая дальность, км: на высоте 10 км, при M=0,8 – 1450; на высоте 18 км, при М=2,35 — 720.
  • Боевой радиус, км: 720.
  • Время полёта, ч: до 3,3.
  • Практический потолок, км: 20,6.
  • Нагрузка на крыло, кг/м²: при наибольшей взлетной массе – 759; при полной заправке – 635.
  • Тяговооружённость: при наибольшей взлётной массе: 0,66; при полной заправке: 0,79
  • Скороподъёмность, м/с: на сверхзвуковой скорости, на Н=11км – 250; у земли 160

6.3 Вооружение

Один из вариантов комплекта вооружения:

  • пушка калибра 23 мм ГШ-6-23М, на 260 снарядов
  • четыре универсальные ракеты большой дальности Р-33;
  • две универсальные ракеты средней дальности Р-40Т;
  • четыре универсальные ракеты малой дальности Р-60, Р-60М.

Ударные комплексы.

  • Пушечное: 1 × 6 23мм ГШ-6-23. Боекомплект: 260 снарядов.
  • Ракетное: ракеты класса воздух-воздух: большой дальности — шесть Р-37, четыре Р-33, Р-33 и Р-33С; средней дальности – четыре Р-77, Р-40 и Р-40РД; малой дальности: 4 Р-73 и 4Р-60(М).

Возможно ведение стрельбы средствами воздух-поверхность. Такими как противокорабельными/противорадиолокационными ракетами, бомбами с лазерным наведением 0,5 т, X-58 и X-31П. Наибольшая масса боевой нагрузки – 9 тонн.

7. Эксплуатация

Поступление на вооружение истребителей началось в 1980 году. В следующем году они начали производиться в Горьком. Самолеты первых трех серий были изготовлены для летных испытаний. Новые перехватчики стали пополнять противовоздушную оборону в 1983 году.

Истребители заменили собой Ту-128 и Су-15. Осенью 1984 года они встали на боевое дежурство на Сахалине.

К концу их производства, в 1994 году, было выпущено в свет более полутысячи МиГ-31Б и МиГ-31.

Использовались во время Второй Чеченской войны.

По состоянию на сегодняшний день проводится модернизация находящихся на вооружении истребителей до состояния МиГ-31БМ. Поступление на вооружение таких самолетов началось в 2008 году.

Двухместный сверхзвуковой перехватчик МиГ-31 - первый советский истребитель четвертого поколения. Созданный 25 лет назад, он и сегодня является самым скоростным и высотным боевым самолетом в мире. До последнего времени МиГ-31 был и единственным в мире серийным истребителем, оснащенным бортовой радиолокационной станцией с фазированной антенной решеткой (лишь в 2000 г. к нему присоединился французский «Рафаль», также оснащенный ФАР). Он, а также американский палубный истребитель F-14, являются единственными в мире боевыми самолетами, несущими ракеты класса «воздух - воздух» большой дальности.

Работы по созданию дальнего перехватчика нового поколения, предназначенного для замены самолета Ту-128 и способного бороться не только с высотными, но и низковысотными целями, начались еще в середине 60-х годов, когда в США был принят на вооружение бомбардировщик средней дальности FB-111, который мог прорываться к цели на предельно малой высоте в режиме огибания рельефа местности, а также начались работы над стратегическим многорежимным самолетом AMSA - прообразом бомбардировщика В-1. Еще одной приоритетной целью для перспективного перехватчика ПВО должен был стать высотный скоростной разведывательный самолет Локхид SR-71, во второй половине 60-х гг. пришедший на смену печально известному U-2 при решении задач, требующих проникновения в воздушное пространство других государств.

В 1965 г. в ОКБ им. А.Н. Туполева был подготовлен эскизный проект дальнего перехватчика Ту-148 со сверхмощной (диаметр антенны 2 м) радиолокационной станцией «Смерч-100» и дальними ракетами Р-100, предназначенный в первую очередь для ПВО районов со слаборазвитой аэродромной структурой, а также для перехвата бомбардировщиков противника на большом удалении от границ страны (например, над Северным Ледовитым океаном).

Параллельно с этим в ОКБ А. И. Микояна с 1965г. прорабатывались проекты истребителей, способных прийти на смену самолету МиГ-25П. В частности, исследовался проект тяжелого перехватчика Е-155ПА с более мощными двигателями Р15БФ-300 и системой вооружения, включавшей БРЛС «Смерч-100», а также управляемые ракеты К-100. Предполагалось, что Е-155ПА сможет поражать цели, летящие на высотах от 100 м до 30 км со скоростями до 4000 км/ч. Проект тяжелого перехватчика предложило и ОКБ А.С, Яковлева.

Параллельно с разработкой перспективных истребителей ПВО и предназначенных для них бортовых радиолокационных станций с антеннами, имеющими механическое сканирование, коллектив ученых и инженеров под руководством профессора Б.И. Сапсовича приступил к исследованию путей построения фазированных антенных решеток (ФАР) для авиационных систем управления вооружением. В 1968 г. работы по созданию импульсно-доплеровской бортовой радиолокационной станции были переданы НИИ приборостроения, где к тому времени был накоплен значительный опыт по разработке ЗРК «Куб».

Научно-техническое руководство работами по созданию «Заслона» осуществлял заместитель генерального конструктора, а затем - генеральный конструктор объединения «Фазотрон» В.К. Гришин. Главным конструктором комплекса являлся А.И. Федотченко. В процессе разработки станции было спроектировано, построено и испытано семь вариантов ФАР. При этом были найдены оригинальные технические решения, созданы высокоэффективные методы проектирования и технологии изготовления, позволившие создать, отработать и организовать серийное производство ФАР. В 1970 г. в НПО «Геофизика» под руководством главного конструктора Д.М. Хорола началась разработка еще одного важного элемента информационного комплекса перспективного перехватчика - обзорно-следящего теплопеленгатора 8ТК.

Для оснащения новых дальних перехватчиков системой «Заслон» в МКБ «Вымпел» в конце 60-х годов началась разработка новой ракеты большой дальности Р-33. Использование ФАР позволило оснастить УР относительно простой системой полуактивного радиолокационного самонаведения, что выгодно отличало ее от американского аналога - AIM-54 «Феникс», имеющей более сложную комбинированную, полуактивно-активную систему наведения. Особенностью УР являлось использование крыла малого удлинения и складывающихся рулей, что обеспечивало ее конформное размещение на подфюзеляжных нишах самолетов-носителей. Головка наведения Р-33 захватывала цель после пуска, до захвата наведение ракеты осуществлялось посредством инерциальной си- лее сложную комбинированную, полуактивно-активную систему наведения. Особенностью УР являлось использование крыла малого удлинения и складывающихся рулей, что обеспечивало ее конформное размещение на подфюзеляжных нишах самолетов-носителей. Головка наведения Р-33 захватывала цель после пуска, до захвата наведение ракеты осуществлялось посредством инерциальной системы (протяженность полета до перехода на самонаведение должна была составлять 10 - 20% траектории). В конструкции УР ее создатели широко использовали титановые сплавы. Была обеспечена способность поражать цели, летящие на скорости до 3700 км/ч на дальности до 120 км в диапазоне высот от 50 м до 28 км. Самолеты противника, маневрирующие с перегрузкой 3 - 4, поражались с вероятностью 0,6-0,8.

Во второй половине 60-х годов стало очевидно, что полностью удовлетворить растущие требования заказчика могут лишь БРЛС с ФАР. В результате ОКБ А.Н. Туполева был предложен проект Ту-148-33 с системой «Заслон» и УР Р-33. Комплекс предназначался для борьбы с летательными аппаратами противника, летящими со скоростью до 3500 км/ч на высотах 26 - 28 км. В число потенциальных целей входили крылатые ракеты различных типов, а также аэробаллистические ракеты типа SRAM. В 1968 г. был построен натурный макет самолета Ту-148-33, однако в начале 70-х годов приоритет был отдан проекту глубокой модернизации истребителя-перехватчика МиГ-25П с системой «Заслон».

Рекомендации ЦАГИ по этому самолету были выданы в 1968 г., а в 1972 г. в ОКБ им. А.И. Микояна начались полномасштабные работы по созданию машины. В тактико-технических требованиях основной акцент заказчик делал на увеличение дальности полета и времени барражирования. Требования к скоростным и высотным характеристикам перехватчика, рассматривавшегося как глубокая модернизация МиГ-25П, остались по сравнению с предшественником практически без изменений. Истребитель, получивший обозначение МиГ-25ПМ (Е-155ПМ), должен был иметь рубеж перехвата 700 км при крейсерской скорости 2500 км/ч (М = 2,35) и 1200 км - на дозвуковой скорости.

В связи с тем что перед МиГ-25МП ставились задачи поражения не только высотных, но и низколетящих целей с возможностью одновременной атаки нескольких самолетов (или крылатых ракет) противника, а также ведения полуавтономных групповых действий, самолет предстояло оснастить принципиально новой системой вооружения. Предполагалось, что автоматизированная система обмена информацией между самолетами группы позволит контролировать значительные пространства Севера и Дальнего Востока с неполным радиолокационным полем. Состав экипажа увеличили до двух человек, введя штурмана-оператора.

В группу сотрудников генерального конструктора Р.А. Белякова, ответственных за выполнение программы создания нового истребителя-перехватчика, входили Г.Е. Лозино-Лозинский, В.А. Архипов, К.К. Васильченко и А.А. Белосвет. Самолет (впервые применительно к истребителям советских ВВС) было решено оснастить двухконтурными форсированными турбореактивными двигателями Д-ЗОФ, разработанными Пермским ОКБ под руководством П.А. Соловьева. Так как перехватчик должен был базироваться на арктических(в том числе и ледовых) аэродромах, максимально выдвинутых в направлении ожидаемого появления бомбардировщиков противника, потребовалось применение тележечного шасси принципиально новой конструкции, обеспечивающего возможность эксплуатации истребителя с аэродромов II класса.

Постройка первого опытного истребителя - Е-155МП-831 - завершилась весной 1975 г., а 16 сентября летчик-испытатель А.В. Федотов совершил на нем первый полет. В следующем году на летные испытания вышла вторая опытная машина, Е-155МП-831, оснащенная комплексом «Заслон». Разумеется, наибольшую сложность в процессе испытаний составляла отработка бортового радиоэлектронного комплекса самолета. Для натурных испытаний аппаратуры системы «Заслон» НПО «Взлет» были созданы две летающие лаборатории на базе самолетов Ту-104. На первой из них (начавшей полеты весной 1973г.) отрабатывалось управление ФАР, а также процессы поиска и обнаружения целей, а на второй, начавшей «работу» осенью 1975 г., отрабатывалась система в целом (впрочем, первоначально на ней также отрабатывались конкретные радиотехнические вопросы, например - захват цели и ее дискретное сопровождение). В дальнейшем проводилась отработка «Заслона» с реальными пусками ракет, подвешивавшихся под крылом Ту-104ЛЛ. Однако, несмотря на высокую степень отработки налетающих лабораториях, аппаратура «Заслона», установленная позже на опытных истребителях, оказалась на первых порах практически неработоспособной. Как выяснилось, большое значение имело размещение блоков на борту конкретного типа самолета.

В начале 1978 г. один из опытных самолетов МиГ-31 совершил испытательный полет, в ходе которого осуществлялось обнаружение и одновременное сопровождение 10 воздушных целей. Для испытаний и отработки «Заслона» потребовалось переоборудование полигона в Ахтубинске с тем, чтобы на встречных курсах цели и истребителя дальность начального их вывода составляла более 200 км. Устанавливалась новая телеметрическая аппаратура внешнетраекторных измерений положения сближающихся объектов. Потребовали решения и вопросы предотвращения столкновения перехватчика и мишени, так как в ходе испытаний оценивались характеристики сопровождения цели на минимальной дальности (менее 1 км). В 1977 г. на стендовые испытания поступили опытные образцы теплопеленгатора 8ТК. В 1980 г. по этому изделию был выполнен весь объем испытаний.

Летом 1977 г. на авиазаводе в Горьком были изготовлены два самолета первой установочной партии. После окончания первого этапа государственных испытаний, в 1979 г., был развернут серийный выпуск перехватчиков, получивших новое обозначение - МиГ-31. Полностью государственные испытания истребителя МиГ-31 были завершены в конце 1980 г. Были достигнуты практически все заявленные характеристики. В частности, была подтверждена возможность группы из четырех самолетов МиГ-31 контролировать воздушное пространство протяженностью по фронту 800-900 км.

В 1981 г. истребитель-перехватчик МиГ-31 был принят на вооружение авиации войск ПВО СССР. Страна получила мощное оборонительное оружие, появление которого оказало заметное стабилизирующее влияние на ситуацию на воздушных границах Советского Союза.

Поступление на вооружение МиГ-31 совпало с началом развертывания в США стратегических авиационных крылатых ракет ALCM. Новый истребитель явился своевременным и адекватным ответом на новую американскую угрозу. Он стал фактически единственным средством, способным перехитрить самолеты-носители B-52G и В-52Н на большом удалении от границ Советского Союза до того, как они запустят свои ракеты (а каждый «Стратофортресс» нес 12-20 КР). МиГ-31 с многоканальным комплексом «Заслон» мог бороться и с самими крылатыми ракетами (не только ALCM, но и «Томагавками», запускаемыми с борта атомных многоцелевых подводных лодок), которые были «не по зубам» другим перехватчикам ПВО.

В ходе летных испытаний в конструкцию самолета был внесен ряд существенных изменений: на передней кромке крыла по всему размаху установили четырехсекционные отклоняемые носки, для обеспечения полета на больших сверхзвуковых скоростях конструкцию крыла усилили третьим лонжероном; полностью было изменено расположение аэродинамических тормозов, которые вынесли из зоны каналов воздухозаборников.

Первые полеты истребителя с установленной ФАР Б 1.01 состоялись в 1976 г. 15 февраля 1978 г. впервые был выполнен полет с обнаружением и сопровождением 10 воздушных целей. Программа госиспытаний была полностью завершена осенью 1980 г., когда первые серийные самолеты уже начали поступать в строевые части авиации войск ПВО. Самолет МиГ-31 с СУВ «Заслон» официально был принят на вооружение авиации ПВО в 1981 г. (УР Р-33 приняли на вооружение в 1980 г.). В строевых частях МиГ-31 начали заменять, в первую очередь, дальние перехватчики Ту- 128 (перевооружение полностью завершилось к концу 80-х годов). В конце 80-х годов начался серийный выпуск варианта МиГ-31ДЗ, оснащенного убираемой штангой топливоприемника системы дозаправки в полете и имеющего ряд других усовершенствований (построено более 100 самолетов).

С конца 1990 г. в Нижнем Новгороде приступили к серийному выпуску модернизированного самолета МиГ-31Б с усовершенствованными комплексами вооружения, навигации и связи. Истребитель получил аппаратуру радиотехнической системы дальней радионавигации А-723, усовершенствованные средства РЭБ, а также доработанные ракеты Р-ЗЗС. Данные об обнаруженных истребителем целях теперь могли в автоматическом режиме передаваться наземным средствам ПВО для обеспечения стрельбы ЗРК.

Часть ранее построенных самолетов МиГ-31 на авиаремонтных предприятиях ВВС доработана до уровня МиГ-31Б (истребители получили обозначение МиГ-31 БС). Появление модификаций МиГ-31Б и БС было в значительной степени обусловлено утечкой секретной информации о МиГ-31 на Запад: в 1985 г. в Москве был арестован агент иностранной разведки А. Толкачев, который, как установило следствие, передал «потенциальному противнику» ценные сведения о характеристиках оборудования и вооружения перехватчика.

Серийный выпуск МиГ-31Б завершился в 1994 г., построено несколько десятков самолетов этого типа, официально принятых на вооружение российских ВВС 25 октября 1999 г. А всего до 1994г. выпущено более 500 МиГ-31 различных модификаций. В составе ВВС России к концу 2000 г. имелось около 300 истребителей типа МиГ-31 (из них 220 -в европейской части страны). Самолеты МиГ-31 и МиГ-31ДЗ на авиаремонтных предприятиях ВВС дорабатываются до уровня МиГ-31Б (МиГ-31БС). Около 30 МиГ-31 имеется и в составе ВВС Казахстана.

В начале 90-х годов из-за нехватки средств у МО России закупки истребителей МиГ-31 были прекращены. Построено более 500 перехватчиков, более 350 из которых в настоящее время находятся на вооружении ВВС России. Несколько десятков МиГ-31 имеется также в ВВС Казахстана.В 1997 г. был предложен экспортный вариант МиГ-31, получивший обозначение МиГ-31 Э (самолет имеет упрощенный состав бортового радиоэлектронного оборудования).

МИГ-31 В СРАВНЕНИИ С ЗАРУБЕЖНЫМИ АНАЛОГАМИ

Все шансы стать реальным американским аналогом МиГ-31 имел высотный скоростной истребитель-перехватчик Локхид F-12A - модификация разведывательного самолета SR-71, разработка которого началась в 1959 г., практически одновременно с началом работ над самолетом МиГ-25. Первый полет опытного разведчика состоялся 26 апреля 1962 г. Машина с нормальной взлетной массой 63500 кг, оснащенная двумя ТРДФ Пратт-Уитни J58 (2x14740 кгс), обладала максимальной скоростью 3220 км/ч и практическим потолком 24 400 м и дальностью полета без дозаправки в воздухе, равной 4200 км.

Следует заметить, что, несмотря на резкое сокращение в Советском Союзе работ по созданию стратегических бомбардировщиков и крылатых ракет (в 1960 г. были прекращены программы сверхзвуковых самолетов с межконтинентальной дальностью М-50, М-52 и М-56, а также по межконтинентальной «трехмаховой» крылатой ракете «Буря»), продолжалась разработка стратегического носителя Ту-135, да и эффектная демонстрация на воздушном параде в Москве в 1960 г. самолетов М-50 и Ту-22 сеяла среди руководителей ВВС США сомнения в достоверности разведывательной информации об отказе Советов от продолжения работ в области сверхзвуковой бомбардировочной авиации.

В начале 1963 г. ВВС США вышли с предложением создать на базе самолета SR-71 пилотируемый перехватчик со скоростью, соответствующей М = 3, предназначенный не только для борьбы с самолетами противника, но и для перехвата орбитальных боевых блоков. Несмотря на то, что программа нового перехватчика встретила весьма скептическое отношение министра обороны США Роберта Макнамары, все же были выделены средства для постройки трех опытных самолетов YF-12А. Однако эскалация войны во Вьетнаме требовала все новых средств, что повлекло за собой отказ от ряда программ. Были прекращены работы и по YF-12А.

Другим американским самолетом, в некоторой степени близким МиГ-31, стал палубный многоцелевой истребитель Дженерал Дайнэмикс F-111B, предназначенный для ПВО авианосных групп и соединений. Эта многорежимная, ограниченно маневренная машина с крылом изменяемой стреловидности, должна была нести мощный комплекс вооружения, включающий многоканальную систему управления вооружением, а также ракеты класса «воздух-воздух» большой дальности. Первый полет самолета F-111B состоялся 18 мая 1965 г. Было построено пять опытных и четыре предсерийных самолета. Но в феврале 1968 г. программа F-111B была прекращена – разработчики так и не сумели уложиться в весьма жесткие ограничения по массе, установленные для палубного базирования. Однако бортовой комплекс вооружений, созданный для F-111B решено использовать на другом тяжелом истребителе ВМС США – F-14 «Томкэт», разработка которого началась в 1969 г.

«Томкэт» стал единственным серийным зарубежным аналогом МиГ-31. Оба самолета предназначены для перехвата воздушных целей на большом удалении от места взлета, они способны выполнять продолжительное патрулирование и (единственные в мире) несут ракеты класса «воздух-воздух» большой дальности. Серийный выпуск обеих машин был начат в 70-Х годах, в настоящие время они стоят на вооружении.

По сравнению с F-14 российский истребитель обладает значитительно лучшими высотными характеристиками (практический потолок его на 1,5…2,5 км больше) На малых высотах скоростные характеристики самолетов приблизительно одинаковы. На высоте 5-13 км преимущество имеет американская машина, а на высоте более 13 км преимущество переходит к МиГ-31. На высоте 17 км разница в скоростях составляет 670 км/ч.

Располагаемые перегрузки и максимальные угловые скорости неустановившегося разворота у F-14 выше практически на всех режимах. Маневренные характеристики установившихся виражей и наборов высоты на сверхзвуковой скорости выше у МиГ-31, на дозвуковых скоростях они приблизительно равны. Скорости установившегося разворота МиГ-31 на скоростях, соответствующих М= 1,0- 1,2 и высотах 5-10 км у «МиГа» в 1,5 - 2 раза выше, чему его американского соперника. На дозвуковых скоростях преимуществом обладает «Томкэт». В наборе высоты при постоянной скорости МиГ-31 превосходит «Томкэт» по максимально допустимым углам крена, углу наклона траектории, располагаемым величинам установившейся скорости разворота и энергетической скороподъемности.

Предельные рубежи перехвата МиГ-31 значительно (в 2 - 2,5 раза) больше, чем у F-14. При скорости, соответствующей М=2,35 у российского самолета он составляет 720 км, а у американского (при М= 1,5) -лишь 250 км. На дозвуковой скорости, соответствующей М=0,8, рубежи перехвата равны соответственно 1250 и 800 км. Истребитель МиГ-31 достигает заданных рубежей перехвата за значительно более короткое время.

В целом системы управления вооружением обоих самолетов имеют приблизительно равные возможности. СУВ AN/AWG-9, установленная на самолете F-14, обладает лучшими энергетическими характеристиками, чем СУВ «Заслон». Дальность обнаружения воздушной цели с ЭПР = 3 м2 у F-14 составляет 130-140 км в передней и 60 км - в задней полусферах. У МиГ-31 этот параметр составляет соответственно 120-130 и 45-60 км. Однако использование фазированной антенной решетки с электронным сканированием позволяет фактически уровнять дальности захвата и сопровождения целей.

Щелевая антенна БРЛС AN/AWG-9 с механическим сканированием по углу места не позволяет осуществлять одновременный подсвет нескольких целей, что потребовало оснащения УР AIM-54 «Феникс» сложной и дорогостоящей пассивно-активной радиолокационной головкой самонаведения. Накладываются серьезные ограничения и на зону возможного одновременного пуска ракет по нескольким целям, которая для F-14 ограничена величиной 420 кв. град., тогда как МиГ-31 может одновременно наводить четыре ракеты в зоне 18 200 кв. град.

Точность определения координат цели у СУВ «Заслон» в несколько раз выше, чем у американской системы. Возможности американской оптико-электронной системы JR, установленной на самолете F-14A, несколько лучше, чем у отечественной 8ТК (в частности, JR обеспечивает автоматическое определение числа целей в пределах разрешения БРЛС, чего не может делать российская система). Вычислительные характеристики американской БЦВМ CDC-5400B, входящей в состав СУВ AN/AWG-9, также выше, чем у компьютера «Аргон-15». МиГ-31 превосходит F-14 по скоростям перехватываемых целей, тогда как американский самолет, за счет лучших перегрузочных характеристик ракеты «Феникс», обладает преимуществом по высотам целей.

В целом, как авиационная система обеспечения ПВО обширных территорий, МиГ-31 значительно превосходит самолет F-14, который создавался для решения несколько иных задач (противовоздушная и противоракетная оборона корабельных группировок и соединений, эскортирование палубных ударных самолетов. При ведении встречного воздушного боя (например, в ходе отражения налета группировки ударных самолетов, прикрываемых «Томкэтами») возможности МиГ-31 приближаются к возможностям истребителя F-14.

На больших высотах полета, когда ни одна из сторон не имеет превышения, американская машина будет обладать некоторым преимуществом, обусловленным более высокими характеристиками ракет «феникс». При достижении МиГ-31 превосходства по высоте и выдерживании необходимой величины пеленга «дуэльные» возможности самолетов выравниваются.

ВООРУЖЕНИЕ

Состоит из ракет «воздух - воздух» и встроенной пушечной установки. Основным вариантом вооружения самолета являются четыре ракеты Р-33 (Р-ЗЗС), размещаемые конформно парами одна за другой под фюзеляжем на авиационных катапультных устройствах. Ракета Р-33, специально созданная для самолета МиГ-31 с системой «Заслон», оснащена твердотопливным двухрежимным двигателем. Она имеет инерциальное наведение на маршевом участке траектории и доплеровскую полуактивную радиолокационную головку самонаведения с углами целеуказания + / - 60 град. После старта УР совершает полет в заранее заданную точку, в которой производится включение системы самонаведения. При этом начальное положение антенны в момент включения (угловое целеуказание) прогнозируется на самолете-носителе перед пуском ракеты.

Для ведения ближнего воздушного боя под крылом возможна подвеска четырех ракет малой дальности Р-6ОМ с ТГС. Пушечная установка с шестиствольной пушкой ГШ-6-23М (23 мм) с боекомплектом 260 патронов размещена в обтекателе на правом борту фюзеляжа.

Новость отредактировал Коммунист - 24-02-2012, 14:51 Причина: Добавил статью про вооружение

Двухместный сверхзвуковой всепогодный истребитель-перехватчик дальнего радиуса действия. Создан в ОКБ-155 (ныне ПАО «РСК „МиГ"») в 1970-х годах. Первый советский боевой самолёт четвёртого поколения.

МиГ-31 предназначен для перехвата и уничтожения воздушных целей на предельно малых, малых, средних и больших высотах, днём и ночью, при абсолютно любых погодных условиях, при применении противником активных и пассивных радиолокационных помех, а также ложных тепловых целей. Группа из четырёх самолётов МиГ-31 способна контролировать воздушное пространство протяжённостью по фронту до 1000 км.

С самого начала предназначался для перехвата крылатых ракет во всём диапазоне высот и скоростей, а также низколетящих спутников. Полки МиГ-31 на протяжении нескольких лет имели статус спецназа (СпН) в составе ПВО.

История

Работы по проектированию истребителя-перехватчика МиГ-31 (изделие 83, самолёт Е-155МП), стартовали в ОКБ им. А. И. Микояна в 1968 году. На начальной фазе во главе работ стоял главный конструктор А. А. Чумаченко. Затем, на этапе глубокой инженерной разработки и испытаний, - Г. Е. Лозино-Лозинский. В 1975 году, после того как Глеб Евгеньевич приступил к разработке «Бурана», работы по созданию самолёта возглавил Константин Константинович Васильченко.

Боевые возможности истребителя предполагалось существенно расширить благодаря применению новейшего электронного оборудования, в частности, используемой впервые РЛС с пассивной фазированной антенной решёткой.

МиГ-31 строился по схеме самолёта МиГ-25, но с экипажем из двух человек - лётчика и штурмана-оператора, располгавшихся один за другим.

Прототип МиГ-31 впервые поднялся в воздух 16 сентября 1975 года, за штурвалом его находился лётчик-испытатель А. В. Федотов.

22 апреля 1976 года стартовали государственные совместные испытания (ГСИ) МиГ-31. Первый этап ГСИ завершился в декабре 1978 года. Второй этап начался в сентябре 1979 года и завершился в сентябре 1980 года.

Постановлением Совета Министров СССР от 6 мая 1981 года истребитель-перехватчик МиГ-31 с РЛС РП-31 и ракетами Р-33 был принят на вооружение. Серийное производство начато в 1979 году.

МиГ-31 заменил перехватчик Ту-128.

Конструкция

Планер

Планер самолёта МиГ-31 создан на базе планера МиГ-25. МиГ-31 построен по нормальной аэродинамической схеме с высоко расположенным трапециевидным крылом, двухкилевым вертикальным и цельноповоротным горизонтальным оперением.

Сварная средняя часть фюзеляжа, как и на МиГ-25. является основным силовым элементом планера, однако на МиГ-31 уменьшена доля деталей из нержавеющей стали из-за уменьшения максимальной скорости самолета и меньшего нагрева силовой части конструкции. В средней части фюзеляжа расположены семь топливных баков. Топливо размещается также в четырех крыльевых и двух килевых баках.

Корпус МиГ-31 может создавать дополнительную подъёмную силу до 25 %, ракеты полуутоплены в корпус. Доля стали 50 %, титана 16 %, алюминиевых сплавов 33 %.

Носовая часть фюзеляжа выполнена из алюминиевых сплавов и включает отсек радиоэлектронного оборудования, кабину экипажа и закабинный отсек оборудования; спереди к носовой части пристыковывается радиопрозрачный обтекатель РЛС.

Члены экипажа размещаются тандемом, в передней кабине - летчик, в задней - штурман-оператор. Обе кабины герметичные, отделены друг от друга прозрачной перегородкой из плексигласа толщиной 10 мм; в них установлены катапультируемые кресла К-36ДМ. Фонари кабин имеют открываемые вверх назад подвижные сегменты.

Трехлонжеронное крыло с углом стреловидности по передней кромке 41 град. имеет корневой наплыв с углом стреловидности 70 град.. На верхней поверхности каждой консоли крыла оборудован аэродинамический гребень. Крыло имеет щелевые закрылки, элероны и по всей длине консоли четырехсекционные отклоняемые носки с углом отклонения 13 град.. На внешних подкрыльевых пилонах предусмотрена подвеска двух внешних баков емкостью по 2500 л.

Консоли цельноповоротного горизонтального оперения могут отклоняться как синхронно (для управления по тангажу), так и дифференциально (для управления по крену).

Двухкилевое вертикальное оперение, установленное с углом развала 8 град., оборудовано рулями направления. Под хвостовой частью фюзеляжа с развалом в 12 град. расположены аэродинамические гребни.

Система управления самолетом МиГ-31 - механическая. Гаргрот расположенный сверху средней части фюзеляжа, прикрывает проводку (тросы и жесткие тяги).

На нижней поверхности фюзеляжа перед нишами основных опор шасси имеются тормозные щитки, выполняющие одновременно функции створок шасси. Основные опоры шасси самолета оснащены тележкой с двумя колесами размерами 950х300 мм; убираются вперёд. Заднее колесо основной опоры расположено со сдвигом во внешнюю сторону относительно переднего.

Передняя опора шасси снабжена двумя колесами 660х200 мм; в отличие от МиГ-25 убирается назад.

Двигатели

Двигатели Д-30Ф6 (1979 г.) были созданы на базе гражданского Д-30 от Ту-134 (1967 г.), с форсажной камерой и соплом, двигатель модульный; степень двухконтурности равна 3.

Двигатель имеет пятиступенчатый компрессор низкого давления, десятиступенчатый компрессор высокого давления, трубчато-кольцевую камеру сгорания, двухступенчатые турбины высокого и низкого давления. Максимальная температура газов на входе в турбину составляет 1660 К.

Форсажная камера снабжена кольцами, обеспечивающими стабильность горения, сверхзвуковое сопло имеет в расширяющейся части специальные пластинчатые клапаны для впуска воздуха и устранения пульсаций давления в выхлопной струе газов. Для запуска форсажной камеры применяется метод впрыска топлива «огневая дорожка». В процессе создания у двигателя наблюдалось виброгорение в форсажной камере, проблему решили установкой «пятого объединённого коллектора».

В двигателе применены сплавы титана, никеля и стали. Сухая масса двигателя - 2416 кг.

Воздухозаборники двигателей - боковые, увеличенного, по сравнению с МиГ-25, сечения; количество поступающего к двигателям воздуха регулируется нижними створками и верхним горизонтальным клином автоматически в зависимости от высоты и скорости полета.

Система управления вооружением

Базу системы управления вооружением самолёта МиГ-31 составляет импульсно-допплеровская радиолокационная станция (БРЛС) с пассивной фазированной антенной решёткой (ПФАР) . МиГ-31 стал первым в мире истребителем, оснащённым БРЛС с фазированной антенной решёткой (ФАР) и оставался единственным таким серийным истребителем с 1981 по 2000 год (до поступления на вооружение истребителя Рафаль).

МиГ-31 способен перехватывать низколетящие крылатые ракеты (включая сверхскоростные), создана модификация для поражения спутников на высоте от 120 км, может перехватывать цели, летящие со скоростями до M = 5.

Самолёты ДРЛОиУ А-50 и МиГ-31 могут автоматически обмениваться между собой целеуказанием. МиГ-31 способен наводить на цель наземные комплексы ПВО.

Базу системы управления вооружением самолёта МиГ-31 составляет импульсно-допплеровская радиолокационная станция с пассивной фазированной антенной решёткой (ПФАР) РП-31 Н007 «Заслон» разработки НИИ Приборостроения (г. Жуковский).

Модификации

Серийная модификация МиГ-31, оборудованная системой дозаправки в воздухе; принят на вооружение в 1990 году.

МиГ-31, модернизированный до уровня МиГ-31Б, без штанги дозаправки в воздухе.

Модернизация МиГ-31БС 2014 года без штанги дозаправки в воздухе.

Модернизация 1998 года, современная версия МиГ-31 для ВВС России. Планируется до 2020 года модернизировать 60 МиГ-31 в МиГ-31БМ. В 2008 году завершён первый этап ГСИ, второй этап в 2012. Модернизированные самолёты будут оснащены новой системой управления вооружением и БРЛС, что позволит обнаруживать цели на дальности до 320 километров и одновременно сопровождать до десяти воздушных целей.

Экспериментальная модификация, способная нести противоспутниковую ракету 79М6 «Контакт». Серийно не выпускался.

Серийный истребитель-перехватчик, оснащённый системой дозаправки в воздухе (отличается от МиГ-31Б расположением штанги дозаправки (на МиГ-31ДЗ штанга установлена слева по полёту) и оборудованием второй кабины).

-МиГ-31И (изделие «Ишим»)

Самолёт предназначен для воздушного старта небольших космических аппаратов.

Летающая лаборатория в Жуковском.

Модернизированный в 1993 году истребитель-перехватчик с усиленными вооружением, РЛС, БРЭО; имел характерную «округлую наружу» форму корневых наплывов. Серийно не производился.

Многоцелевой фронтовой истребитель, предназначенный также для атак наземных целей (проект принципиально нового самолёта).

Экспортный вариант самолёта МиГ-31БМ. Серийно не выпускался.

Экспортный вариант с упрощённым БРЭО. Серийно не производился.

Состоит на вооружении

Россия:
-Авиация Военно-Морского Флота Российской Федерации - 12 МиГ-31Б/МиГ-31БС и 20 МиГ-31БМ, по состоянию на 2016 год
-Воздушно-космические силы Российской Федерации - 40 МиГ-31Б/МиГ-31БС и 40 МиГ-31БМ, по состоянию на 2016 год
-Военно-морская авиация Северного флота - 20 МиГ-31БМ, по состоянию на 2016 год
-6-я армия ВВС и ПВО Балтийского флота - 31 МиГ-31, по состоянию на 2016 год
-14-я армия ВВС и ПВО ВВС ЦВО - 50 МиГ-31Б/МиГ-31БС/МиГ-31БМ, по состоянию на 2016 год
-Военно-морская авиация Тихоокеанского флота - 12 МиГ-31Б/БС, по состоянию на 2016 год
-11-я армия ВВС и ПВО Тихоокеанского флота - 20 МиГ-31Б/БС, по состоянию на 2016 год

По данным на 2013 год, 80 % парка нуждались в ремонте. По словам бывшего командующего ВВС, из 252 Миг-31 планируется модернизировать и оставить только 100 самолетов в разных модификациях, 60 из них - до уровня МиГ-31БМ. Перехватчики базируются:

790 Гв. ИАП - аэродром совместного базирования Хотилово (возле города Бологое, Тверская область) (24 ед. МиГ-31ДЗ и МиГ-31БМ);
-эскадрилья - 3958-я авиабаза Саваслейка (возле Мурома) (12 ед. МиГ-31БМ);
-764 ИАП - аэродром совместного базирования Большое Савино (Пермь) (МиГ-31, МиГ-31ДЗ, МиГ-31БС, МиГ-31БМ);
-712 Гв. ИАП - Канск (возле города Канск, Красноярский край) (МиГ-31БМ);
-22 Гв. ИАП - Центральная Угловая (северная окраина города Владивосток) (14 ед. МиГ-31, МиГ-31ДЗ, МиГ-31БС и МиГ-31БМ);
-865 ИАП - аэродром совместного базирования Елизово (Петропавловск-Камчатский) (около 30 ед. МиГ-31);
-98 ОСАП - аэродром Мончегорск (Мурманская область) (14 ед. МиГ-31БМ).
-Казахстан:

Силы воздушной обороны Республики Казахстан - 32 Миг-31/Миг-31БМ на 2016 год

ТТХ

Технические характеристики

Экипаж: 2 человека
-Длина: 22,69 м
-Длина фюзеляжа: 20,62 м
-Размах крыла: 13,46 м
-Высота: 6,15 м
-Площадь крыла: 61,60 м2
-База шасси: 7,11 м
-Колея шасси: 3,64 м
-Масса:
-пустого: 21820 кг
-с полной заправкой: 39150 кг
-максимальная взлетная масса: 46750 кг
-топлива: 17330 кг
-полезной нагрузки: до 5000 кг
-Двигатель: 2 х ТРДДФ Д-30Ф6
-тяга:
-максимальная бесфорсажная: 2 х 9500 кгс
-на форсаже: 2 х 15500 кгс
-масса двигателя: 2 х 2416 кг
-Максимальная эксплуатационная перегрузка: 5G

Лётные характеристики

Максимальная допустимая скорость:
-на малой высоте: 1500 км/ч
-на большой высоте: 3000 км/ч (M=2,83)
-Крейсерская скорость:
-дозвуковая: 950 км/ч (M=0,9)
-сверхзвуковая: 2500 км/ч (M=2,35)
-Посадочная скорость: 280 км/ч
-Практическая дальность:
-на высоте 10000 м, при M=0,8: 1450 км
-без дозаправки с 2 ПТБ: до 3000 км
-с одной дозаправкой: до 5400 км
-на высоте 18000 м, при М=2,35: 720 км
-Боевой радиус: 720 км
-Продолжительность полёта: до 3,3 ч
-Практический потолок:
-до 30000 м (динамический)
-до 20600 м (практический)
-Нагрузка на крыло:
-с полной заправкой: 635 кг/м2
-при максимальной взлётной массе: 759 кг/м2
-Тяговооружённость:
-с полной заправкой: 0,79
-при максимальной взлётной массе: 0,66
-Скороподъёмность:
-у земли 160 м/с:
-на сверхзвуке, на Н=11км 250 м/с
-Разбег: 950-1200 м
-Пробег: 800 м

Вооружение

Один из вариантов комплекта вооружения:

Одна 23мм пушка ГШ-6-23М (260 снарядов);
-боевая нагрузка - 3000 кг;
-4 УР большой дальности Р-33;
-2 УР средней дальности Р-40Т;
-4 УР малой дальности Р-60. Р-60М

Применяемые ударные комплексы.

Пушечное:
-1х6-23мм ГШ-6-23:
-боекомплект: 260 снарядов.
-скорострельность:
-при НУ: не менее 8000/мин
-при t = ?60 град. C: не менее 6400/мин
-Ракетное на 6 точках подвески (дополнительно 2 точки подвески для ПТБ):
4 точки на корпусе и 4 на пилонах на крыльях допускает в зависимости от конкретного применяемого боеприпаса до 4 ракет большой дальности + ещё до 4 ракет средней или малой дальности (в том числе 4 ракеты большой дальности и 4 средней Р-77).

Ракеты класса воздух-воздух:
-большой дальности: 4 Р-33 до 304 км (2012), 6 Р-37 для борьбы с целями, маневрирующими с перегрузкой до 8G, Р-33 с дальностью 120км (1981) и Р-33С 160 км (1999)
-средней дальности: Р-40) 2 максимум 4 с 1999 используется только Р-40РД, дальность 80 км скорость ракеты 4,5-5Мах, высота цели 0,5-30 км маневрирование цели 4G, 4 Р-77 дальность 100 км маневрирование цели 12G.
-малой дальности: 4Р-60(М), 4 Р-73 инфракрасного спектра.
Возможен огонь средствами воздух-поверхность. Бомбы с лазерным наведением массой 500 кг а также противорадиолокационные/противокорабельные ракеты, Х-31П (до 160 км), Х-58, максимальная масса боевой нагрузки составляет 9000 кг.