Перелетные птицы.
Улетающим птицам зимой есть нечего. Многие перелетные птицы едят насекомых. Однако с наступлением холодов все насекомые прячутся, поэтому в поиске пищи птицы улетают в теплые края.
Как летят перелетные птицы? Шеренгой, фронтом или поперечным рядом летят кулики, цапли, утки. Гуси чаще всего летят косяком. Углом, или клином, летят гуси, журавли, лебеди и другие крупные птицы.
Образование притяжательных прилагательных «Скажи, какая стая?» (детям 6—8 лет)
Клин лебедей — лебединый, караван журавлей — … , стая уток — … , … грачей — … , … соловьев — … .
Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами «Назови ласково»
Птенец — птенчик,
перо — перышко,
голова — головка, головушка,
соловей — соловушка,
шея — шейка,
жаворонок — жаворонушек,
крыло — крылышко,
скворец — скворушка,
гусь — гусек, гусенок,
утка — уточка,
лебедь — лебедушка,
гнездо — гнездышко,
журавль — журавушка, журка,
трясогузка — трясогузонька,
аист — аистенок,
цапля — цапелька.
Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами в единственном и во множественном числе «Назови детеныша» (детям 6—8 лет)
Грач — грачонок — грачата,
аист — аистенок — аистята,
стриж — стриженок — стрижата,
журавль — журавленок — журавлята,
кукушка — кукушонок — кукушата,
ласточка - ластак -ласточата
лебедь — лебеденок — лебедята,
скворец — скворчонок — скворчата,
утка — утенок — утята,
гусь — гусенок — гусята.
Образование множественного числа существительных в именительном и родительном падежах «Один — много»
Грач — грачи — грачей,
птица — птицы — птиц,
стриж — стрижи — стрижей,
аист — аисты — аистов,
жаворонок — жаворонки — жаворонков,
скворец — скворцы — скворцов,
трясогузка — трясогузки — трясогузок,
журавль — журавли — журавлей,
гусь — гуси — гусей,
утка — утки — уток,
селезень — селезни — селезней,
ласточка — ласточки — ласточек,
соловей — соловьи — соловьев,
лебедь — лебеди — лебедей,
кукушка — кукушки — кукушек,
гнездо — гнезда — гнезд,
яйцо — яйца — яиц,
птенец — птенцы — птенцов.
Лексический строй речи
Подбор соответствующего понятия «Кто как кричит?» (детям 6—8 лет)
Ласточка — щебечет,
грач — кричит «гра»,
соловей — заливается, свистит, щелкает, поет.
кукушка — кукует,
журавль — курлычет,
жаворонок — звенит.
Воробей — чирикает
Ворона — каркает
Курица — квохчет
Утка — крякает
Сорока — трещит
Построение монолога «Расскажи о птице по плану»
1) кто это;
2) какая это птица (перелетная, зимующая);
3) внешний вид (размер, окраска перьев, особенности строения: длина ног, шеи, форма клюва);
4) чем питается;
5) как поет, где зимует, как выращивает своих птенцов.
Поиск соответствующего понятия «Угадай и назови»
У какой птицы самая длинная шея? … (У лебедя.); … самые длинные ноги? … (У цапли, журавля.); … самый длинный клюв? … (У цапли.); какие птицы лучше всех поют? … (Соловьи.); … подражают пению других? … (Скворцы.).
На шесте — дворец,
во дворце — певец,
А зовут его — … (скворец).
На одной ноге стоит,
В воду пристально глядит.
Тычет клювом наугад —
Ищет в речке лягушат. (Цапля.)
Прилетает к нам с теплом,
Путь проделав длинный.
Лепит домик под окном
Из травы и глины. (Ласточка.)
Без рук, без топоренка построена избенка. (Гнездо.)
Кто без нот и без свирели
Лучше всех выводит трели?
Голосистее, нежней? Кто же это? … (Соловей.)
Эта птица никогда
Для птенцов не вьет гнезда. (Кукушка.)
плавать на спине. Спиной к пучине, блестящей грудкой к небесам он неспешно скользит по воде или быстро гребёт и внезапно ныряет. Уйдёт на глубину десять, тридцать или больше метров и ищет в полумраке, пока не нащупает дородногокальмара или морского ежа. Калан не спешит, ведь он может оставаться под водой четыре-пять минут. Но вот наконец зверь всплывает, возвращается наверх, в пограничную зону, к вечной линии раздела между царствами воды и воздуха, где он обитает.
Снова откинувшись на спину, используя свою широкую грудь в качестве обеденного стола, он потрошит добычу, поедает мясо. Так он продолжает нырять и пировать, пока не набьёт хорошенько своё гладкое круглое брюшко. Теперь можно просто полежать на спине, поиграть в мяч из комка тугих водорослей, подбрасывая его вверх то одной, то другой лапой не хуже искусного жонглёра и наслаждаясь собственной ловкостью или фыркая от досады, если случилась промашка.
Калан очень общителен и любит компанию. Он часто проводит время с «супругой», которая держит детёныша в своих широких материнских объятиях. Вот она сбросила отпрыска в воду - предстоит урок плавания. Папаша-калан тоже уходит под воду и присоединяется к забаве. Но вскоре малыш устаёт, его большие круглые глаза слипаются. Мама позаботится о нём. Она свернётся калачиком на листьях морской капусты и пристроит малыша на уютной постельке из собственного живота. Мамаша прижимает детёныша к себе своими лапками, ласково воркуя, пока он не перестанет скулить и не заснёт. И качаются они, словно брёвнышко, на волнах, плывут, наслаждаясь той жизнью, которая выпала на их долю.
А папашу-калана распирает энергия. Он, извиваясь, будто морской змей, прорезая гребень волны, выписывает в воздухе дугу, плюхается в соседнюю волну, ныряет, прыгает, кувыркается в одну, другую сторону - всё равно в какую, лишь бы скорость развить, насладиться стремительной гонкой, с упоением дать выход накопленной энергии. Как ни странно, калан любит так играть в бурную, чуть ли не в штормовую погоду. Ему нужен стимул, возможность посоперничать с волнами, чтобы проявить себя во всём блеске. В тихую погоду калана больше тянет подремать.
В солнечные дни, такие редкие в их бурлящей океанской обители, большие карие глаза дремлющего животного страдают от яркого света, и можно видеть, как он прикрывает их свободной лапой - так и мы закрывались бы, если бы плыли на спине лицом к свету. Природа наделила каланов большими глазами. Слух у этих животных острый, но изо всех внешних чувств обоняние - главный и самый надёжный страж, охраняющий их жизнь. Оно помогает калану вовремя почуять врага или пищу. Одет калан лучше всех обитателей дикого ветреного Севера. За то и подвержен наибольшим опасностям. Ведь несравненное облачение калана, ценимое на вес золота, равносильно смертному приговору.
Когда любуешься этим удивительным животным, его задними конечностями, похожими на рыбий хвост, и совсем человеческими руками, в которых носит своего пискуна самка, баюкая его или весело играя с ним, - как тут не подумать, что перед нами, быть может, прототип русалок и водяных из древних небылиц?
(По Э. Сетон-Томпсону «Жизнь тех, на кого охотятся»)
Выполни задания, прочитав текст Э. Сетон-Томпсона «Жизнь тех, на кого охотятся»
____________________________________
А 5. Чем питаются каланы? Запиши ответ._______________________________________________________________
А 6. Почему именно обоняние - главный и надежный страж, охраняющий жизнь калана? Запиши ответ._____________________________________________________________________________________________
А 7. Как каланы защищают свои глаза от яркого света? Подчеркни ответ в тексте.
В 1. Калан ловкий или неповоротливый? Выпиши из текста предложения, подтверждающие твой ответ.____________
___________________________________________________________________________________________________
В 2. Укажи предложение, соответствующее содержанию текста.
А. Мамаша калана прижимает детёныша к себе и бросается с ним в воду.
Б. Папаша-калан бросает детёныша в воду, показывая ему, как надо плавать.
В. Но вскоре малыш устаёт, его большие круглые глаза слипаются.
В 3. Выпиши из текста доказательства того, что каланы - заботливые матери.___________________________________
____________________________________________________________________________________________________
С 1. Установи соответствие между словами и их толкованием.
Промашка образец, как источник для создания литературного образа.
Обитель место, где кто-нибудь живёт, жилище.
Прототип оплошность, неудача.
С 2. Какова тема текста? Укажи ответ.
а) семейство каланов; б) жизнь каланов; в) как питаются морские выдры.
Запиши в таблицу определения понятий.
Дородный
С 4 . Восстанови план текста (запиши номера частей). Ниже запиши свой вариант названия частей.
А №_____ Сказочное существо - калан.
Б № ___ Заботливые родители.
В № ___ Способ плавания каланов.
Г № ___ Что помогает каланам выжить.
Д № ___ Игры каланов после обеда.
Запиши в таблицу буквы в нужной последовательности.
С 5. Подумай, из какого издания взят этот текст.
а) сказки и легенды; б) энциклопедия;
в) исторические рассказы; г) рассказы о морских животных
Пучина - водоворот, морская бездна.
Дородный - рослый, крупный, полный.
Стимул - заинтересованность в совершении чего-нибудь.
Простые загадки в стихах для малышей. Запоминание таких простых стихов с
самого раннего возраста
тренирует память ребенка. Туча
ГромЧерные, кривые, Буквы-значки, как бойцы на парад, Я под шапкой цветной Сердитый недотрога Легче пуха я летаю, Он большой, Ответ: Арбуз Жёлтые комочки, Ответ: Цыплята На ромашку у ворот Ответ: Стрекоза Кто без нот и без свирели Ответ: Соловей Его дом под землёй - Ответ: крот Солнце светит - молчит, Ответ: Гром Он толстокож и неуклюж, Ответ: Носорог Под водою целый склад! Ответ: Бобры По пустыне он идёт, Ответ: Верблюд Живут на земле очень древние жители, ЦИФРЫ:
Не забьешь так просто гол, Встали цифры, как отряд, Гибко шейку изгибает, Светит солнце, пруд цветет, Букву З я обведу, Кто-то ночью старый стул Решили фильм про цифры снять, В школе надо не лениться: Я устроила парад, Что за цапля, каждый знает, Она похожа на топор, Друг на друге два кольца, Ах, какая запятая
Толстаяулитка,
Черная накидка,
По небу ползет,
Воду везет
От рожденья все немые,
А как встанут в ряд,
Сразу вдруг заговорят.
(Буквы)
В строгом порядке построены в ряд.
Каждый в условленном месте стоит
И называется... (алфавит)
На ноге стою одной.
У меня свои повадки:
Я всегда играю в прятки.
(Гриб)
Живет в глуши лесной.
Иголок очень много,
А нитки – ни одной. (Ёжик)
Ярче радуги сияю,
Раздуваюсь
Ввысь и вширь,
Потому что я – (пузырь).
Как мяч футбольный!
Если спелый - все довольны!
Так приятен он на вкус!
Это что? ...
Лёгкие, как вата!
Бегают за квочкой
Это кто? ...
Опустился вертолёт -
Золотистые глаза.
Кто же это?...
Лучше всех выводит трели,
Голосистее, нежней?
Кто это это?...
Потолки низки,
И висит над головой
Репа и редиска.
Кто без света живёт?
Догадались? Это - ...
Дождь припустит - гремит:
Бом, бом, бом, бом!
Это грохочет...
Ему река - не глубже луж.
Всю жизнь несёт свой мощный рог -
За что ж наказан...
Плот из веток мастерят.
Зубы так у них остры!
Точат дерево...
Груз несёт, не ест, не пьёт.
Передать бы два-три блюда
Для несчастного...
Давние предки их мамонтов видели.
Люди не жили, когда...
Уже много лет по планете ходил.
Ответ: Крокодил
----
На воротах стоит кол.
И в бою с ним не сразиться,
Это цифра...
Ответ: единица
В дружный числовой свой ряд.
Первой по порядку роль
Нам сыграет цифра...
Ответ: ноль
И красива, и стройна,
Ловко хвостик поднимает,
Что за цифра? Цифра...
Ответ: два
Лебедь по нему плывет,
Ближе он подплыл едва -
Оказалась цифра...
Ответ: два
К цифрам в гости приведу.
Ты внимательней смотри -
Получилась цифра...
Ответ: три
Спинкой вниз перевернул.
И теперь у нас в квартире
Стал он цифрою...
Ответ: четыре
Стали камеры включать.
Откуда буква Ч в эфире?
Не бойтесь! Цифра я!...
Ответ: четыре
Рисовать, писать, учиться,
На уроках отвечать
И в дневник поставят...
Ответ: пять
Цифры строю, как солдат!
И порядок четкий есть -
После пять шагает...
Ответ: шесть
За шестёркою ступает.
Да, она известна всем
Эта цапля - цифра...
Ответ: семь
Но не колит дров во двор.
Как коса, но не совсем,
Просто это цифра...
Ответ: семь
Удалых два молодца.
В числовой их ряд попросим
И получим цифру...
Ответ: восемь
На листе лежит большая!
Можно ею даже мерить,
Просто это цифра...
Ответ: девять
Трудовые отношения
Должностная инструкция главного инженера, должностные обязанности главного инженера, образец должностной инструкции главного инженера Должностная инструкция главного инженера рэс
Открытие бизнеса
Где можно и где нельзя работать после туберкулеза Где можно работать после
Форекс