Кодексы РФ

Изделие 30 двигатель на поток. Авиация россии

Среди уникальных возможностей российского многоцелевого истребителя пятого поколения Су-57 конструкторы выделяют его высокоточное «зрение» и сверхманевренность, которую машине обеспечит двигатель второго этапа, получивший условное название «изделие 30». О других преимуществах нового двигателя рассказал главный редактор журнала «Арсенал отечества», полковник запаса Виктор Мураховский.

Высокоточное "зрение" Су-57

Благодаря высокоточному «зрению» Су-57 способен отслеживать до 30 воздушных целей, в том числе и крылатые ракеты, рассказал телеканалу «Звезда» генеральный директор НИИП им. В.В. Тихомирова Юрий Белый. Такая возможность появилась у истребителя благодаря распределению антенн по всему корпусу. Ранее все ведущие производители истребителей в мире устанавливали только один локатор в носовой части.

«Речь идет про бортовое радиоэлектронное оборудование с активной фазированной антенной решеткой, включающее в себя оптико-локационную систему, вычислительный комплекс, способный по современному алгоритму обрабатывать информацию, и так далее. Но в целом сейчас никто не скажет реальные характеристики и по дальности, и по разрешению Су-57, поэтому сравнивать его характеристики с зарубежными аналогами нецелесообразно. Более того, нам не известны характеристики и для F-22», - комментирует ФБА «Экономика сегодня» эксперт.

Ранее Юрий Белый уже заявлял, что радиоэлектронная система Су-57 будет принципиально отличаться от авиационной бортовой системы РЛС в традиционном понимании. Помимо уже ставшей привычной активной фазированной антенной решетки (АФАР) истребитель получит набор других радиолокационных и оптиколокационных станций, причем как активных, так и пассивных. Предполагается, что они будут разнесены по всей поверхности самолета и фактически составят «умную обшивку».

Другой уникальной характеристикой Су-57 эксперты называют его сверхманевренность. Как накануне рассказал генеральный конструктор и директор «ОКБ имени А. М. Люльки» Евгений Марчуков, новый двигатель позволит истребителям быстрее взлетать и набирать высоту, а также маневрировать с большой перегрузкой при ведении воздушного боя и летать на сверхзвуковой скорости без использования форсажа.

Новый двигатель для Су-57

«На истребителе Су-57 сейчас стоит двигатель предыдущего поколения, и это не тот двигатель, который предполагается ставить на массовый серийный самолет. В рамках программы «ПАК ФА» разрабатывается двигатель второго этапа, под условным обозначением «изделие 30», но он пока не готов. Пока Минобороны заказали для войсковой эксплуатации первую опытную партию с двигателями первого этапа.

Новый же двигатель будет кардинально лучше по своим характеристикам. По крайней мере, он обеспечит машине крейсерский сверхзвук, что считается характерной чертой истребителя пятого поколения, большую экономичность и более широкий диапазон рабочих режимов, позволяющий выполнять аэродинамические маневры в самых различных условиях, а также полеты как на сверхмалых, так и на больших высотах», - комментирует Виктор Мураховский.

Как ранее отметили в Объединенной двигателестроительной корпорации, у нового двигателя «много новшеств, которые в некоторых случаях не имеют и близкого аналога в мире», что делает Су-57 еще более совершенным истребителем. Опытно-конструкторские работы над СУ-57 должны завершиться в 2019 году, тогда же предполагается начать поставки этих самолетов в войска. В будущем эксперты находят возможным модернизацию машины и использование беспилотных технологий в его системе управления.

Министр обороны РФ Сергей Шойгу, который смог кардинально изменить положение дел в российской армии и превратить ее в одну из самых сильных армий мира, неоднократно заявлял, что в настоящее время для разработки новейших типов вооружения привлекаются специалисты, которые ведут свою деятельность, опираясь на опыт боевых действий. Он отметил, что, к примеру, к задачам по апробированию оружия для Сирийской Арабской Республики привлекались силы экспертов почти из 350 научных организаций. Новейшие истребители пятого поколения Су-57 также успешно прошли программу испытаний в Сирии, в том числе боевых. Испытания проходили в течение двух дней, истребители сопровождали самолеты-лаборатории, и самолеты, которые отслеживали все параметры работы оружия.

Рассказывая о результатах испытаний Су-57 в Сирии, глава Минобороны заключил: "Надеюсь, что в этом году мы завершим полный цикл испытаний, и это будет еще одним сюрпризом для наших коллег".

В настоящее время продолжается подготовка к серийному производству перспективных истребителей Су-57. Как и в случае с прототипами, серийная техника будет комплектоваться двигателями двух моделей. Первые серийные образцы получат существующие двигатели АЛ-41Ф1 (они же «двигатели первого этапа»), а затем их в серии сменят более новые «Изделия 30». С конца 2017 года перспективные турбореактивные двигатели «Изделие 30» испытываются в воздухе, и в будущем ожидается освоение их производства в интересах серийного выпуска самолетов. ТРДДФ типа «Изделие 30», или «двигатель второго этапа», является одной из главных тем в контексте проекта ПАК ФА / Т-50 / Су-57. При этом эта тема является одной из самых закрытых.

Впрочем, к настоящему времени разработчик в лице НПО «Сатурн», а также официальные лица из Министерства обороны и других структур успели раскрыть часть данных и составить примерную картину. Стоит ожидать, что в будущем продолжится поступление новой информации, и промышленность раскроет новые подробности интереснейшего проекта.

Двигатель пятого поколения

Истребитель Су-57 относят к условному пятому поколению, что говорит о наличии ряда характерных требований. Одно из главных таких требований – обеспечение крейсерской сверхзвуковой скорости, в том числе без использования форсажных камер. Существующие серийные двигатели не позволяют получить такие характеристики, в связи с чем требуется совершенно новая силовая установка. Перспективный двигатель, предназначенный для Су-57, как и сам самолет, относят к условному пятому поколению – однако уже в сфере моторостроения.

Самолет Су-57 с двигателями “первого этапа” - АЛ-41Ф1. Фото ОАК / uacrussia.ru

Считается, что разница между поколениями турбореактивных двигателей проявляется в изменении основных параметров. Резкий рост удельной тяги или сокращение удельного расхода топлива, достигнутые в новом проекте, позволяют относить его к следующему поколению. Новейший ТРДДФ «Изделие 30» по этим показателям выгодно отличается от существующих систем, что позволяет его разработчикам говорить о создании двигателя поколения «5» или «5+».

Высокие характеристики нового двигателя достигаются, в первую очередь, за счет применения самых современных технологий, материалов и решений. При этом используются и уже освоенные идеи. Так, «Изделие 30» продолжает линейку отечественных двигателей со штатным соплом, имеющим средства управления вектором тяги.

Впрочем, от некоторых современных решений пришлось отказаться. К примеру, в 2013 году НПО «Сатурн» показало перспективную конструкцию лопатки для компрессора высокого давления, изготовленную из алюминида титана. Появились сообщения о возможном внедрении такого материала в конструкцию турбины. Однако позже от алюминида титана в составе «Изделия 30» отказались. Экономия массы оказалась незначительной, а стойкость к повышенным механическим и тепловым нагрузкам, характерным для двигателей военного назначения, – недостаточной.

Технические подробности

По известным данным, «Изделие 30» представляет собой двухконтурный турбореактивный двигатель с форсажной камерой. На уровне некоторых основных идей он имеет сходство с более старыми двигателями семейств АЛ-31 и АЛ-41, но все его агрегаты разрабатывались заново и с применением современных наработок. Результатом этого стал заметный рост всех основных характеристик, позволяющий относить «Изделие 30» к следующему поколению ТРДДФ.

Двигатель имеет обычную для своего класса архитектуру с многоступенчатыми компрессорами высокого и низкого давления, камерой сгорания и многоступенчатыми турбинами. Позади турбин находятся форсажная камера и сопло с УВТ. На внешней поверхности двигателя помещены необходимые агрегаты того или иного назначения. Разработчики «Изделия 30» не спешат раскрывать все подробности конструкции, но часть особенностей нового проекта уже известна.

Компрессор обеспечивает сжатие поступающего воздуха со степенью 6,7, обеспечивая расход воздуха до 20-23 кг/с. Камера сгорания оснащается плазменной системой зажигания, устанавливаемой прямо на форсунках. Такие средства обеспечивают воспламенение топлива сразу после его попадания в камеру сгорания. Благодаря этому поддерживается оптимальный режим горения, а также исключается т.н. факеление – неправильное сгорание топлива, скопившегося в двигателе. Температура газов перед турбиной находится в пределах от 1950 до 2100°K. Для сравнения, у серийного двигателя АЛ-31Ф этот параметр не превышает 1700°K.

Опытный Су-57 с двигателем “Изделие 30”. Фото Nickolay Krasnov / russianplanes.net

Двигатель «30» комплектуется новым соплом, имеющим функции управления вектором тяги. Этот агрегат заметно меньше использовавшихся ранее и имеет иные обводы. В частности, задняя кромка сопла, образуемая отдельными створками, получает неровную форму.

Важной особенностью конструкции, обеспечивающей получение новых возможностей, является изменение степени двухконтурности. Также проект учитывал необходимость сокращения заметности двигателя и самолета в целом для радиолокационных и инфракрасных систем наблюдения. Такие задачи решались путем создания оптимальных конструкций воздухозаборника и сопла.

Для нового двигателя создана оригинальная электронно-цифровая система управления с полной ответственностью. Она принимает данные с множества различных датчиков и следит за работой всех компонентов двигателя. Получая команды от летчика, система управления выполняет их с учетом текущих параметров и различных факторов. Автоматика управления двигателем упрощает работу летчика, а также облегчает настройку силовой установки для работы в тех или иных условиях.

Все новые идеи и решения предназначаются для повышения основных характеристик двигателя. Согласно открытым данным, максимальная тяга двигателя «Изделие 30» достигает 11000 кгс, форсажная – 18000 кгс. Для сравнения, двигатель первого этапа АЛ-41Ф1 имеет тягу 9500 и 15000 кгс соответственно. Таким образом, самолет Су-57 даже при максимальной взлетной массе, превышающей 35 т, будет иметь тяговооруженность более единицы. При нормальном взлетном весе этот параметр достигнет 1,15-1,2.

Удельные параметры нового двигателя либо улучшились, либо остались на уровне предшествующих изделий. Так, руководство НПО «Сатурн» указывает, что удельный расход топлива у «Изделия 30» остался на уровне двигателя АЛ-31Ф – около 0,67 кг кгс/час. Одновременно повысилась удельная тяга, но точное значение этого параметра не называется. При таких параметрах, по своим габаритам и массе двигатель «30» почти не отличается от серийных отечественных ТРДДФ.

Оптимизация основных параметров приводит к повышению летно-технических характеристик самолета. По разным оценкам, крейсерская сверхзвуковая скорость самолета Су-57 без применения форсажа, обеспечиваемая двумя двигателями с тягой по 11000 кгс, может достигать М=1,5. Наличие сопла с УВТ значительно улучшает маневренность на всех режимах.

Планы на будущее

Пока перспективный ТРДДФ «Изделие 30» остается на стадии летных испытаний и проверяется на опытных самолетах Т-50 / Су-57. К настоящему времени изготовлено около двух десятков опытных двигателей, предназначенных для проверок на земле и в воздухе. Летные испытания двигателей продолжаются больше года и требуют еще времени. Так, в начале прошлого года сообщалось, что весь цикл летных испытаний может занять три года.

Двигатель “30” в сборочном цеху (предположительно). Фото Militaryrussia.ru

Согласно нынешним планам, в ближайшие годы российские воздушно-космические силы получат несколько первых серийных истребителей Су-57. Первые машины этого типа будут оснащаться т.н. двигателями первого этапа – ТРДДФ АЛ-41Ф1. В 2020 году должен появиться второй контракт на поставку серийной техники. На этот раз речь идет о внедрении новых двигателей. Часть истребителей второй серии будет оснащаться «Изделиями 30». Серийное производство таких двигателей будет освоено предприятием «ОДК-Уфимское моторостроительное производственное объединение». В дальнейшем, ориентировочно в середине двадцатых годов, новый двигатель станет стандартным для всех серийных Су-57.

Параллельно с испытаниями и доводкой «Изделия 30» в его существующей версии ведутся работы по созданию новых агрегатов для такого двигателя. Осуществляется разработка плоского сопла, способного снизить заметность самолета в разных спектрах. Вместо штатного сопла за двигателем планируется помещать изогнутый канал, на котором должны устанавливаться две подвижные плоские створки.

S-образный канал прикрывает лопатки турбины от излучения радиолокаторов, а прямоугольное сечение сопла сокращает инфракрасное излучение от реактивных газов. В то же время, такие агрегаты создают дополнительное сопротивление движению газов, что приводит к небольшому сокращению технических характеристик двигателя. Новое сопло пока находится на ранних стадиях, и пока неизвестно, внедрят ли его при проведении будущих модернизаций Су-57. Впрочем, с помощью такого проекта российские двигателестроители получают важный опыт.

Также сообщается о проработке вопросов создания двигателя «шестого поколения». Для дальнейшего повышения основных и удельных характеристик предлагается добавить третий контур в дополнение к двум существующим. Однако такие идеи пока остаются на стадиях самых ранних исследований, и потому их вряд ли можно рассматривать в контексте дальнейшей доработки истребителей Су-57.

Пока основной задачей двигателестроителей в рамках программы ПАК ФА является доводка «Изделия 30» с последующим запуском его производства и внедрением в серийный выпуск истребителей Су-57. По всей видимости, в серию пойдет двигатель в его нынешней конфигурации – с рядом особых технических решений, повышающих общие характеристики. При этом кардинальные переработки, такие как установка нового сопла, пока не планируются.

Главным результатом проекта под рабочим обозначением «30» является создание ТРДДФ с высокими характеристиками для новейшего российского истребителя. При этом не стоит забывать и о других важных моментах. Завершив работы по «Изделию 30» и доведя его до эксплуатации в войсках, российское двигателестроение в очередной раз покажет свой потенциал и подтвердит свои лидирующие позиции.

Похоже, что авиастроители окончательно определились со сроками начала серийного производства перспективного авиационного комплекса фронтовой авиации (ПАК ФА ) или более известного как Т-50 и получившего индекс Су-57. Это произошло после успешных испытаний двигателя второго этапа (изделие-30) в воздухе, которые подтвердили все ранее заявленные технические характеристики.

  • Генеральный конструктор-директор ОКБ им. Люльки Евгений Марчуков рассказывает, что когда создавался истребитель Су-27 , для него было изготовлено несколько десятков опытных двигателей. Для Су-57 всего, включая двигатели для лётных испытаний, построено около 20 опытных образцов «изделия 30» .

КБ им. Люльки не впервые создаёт новые двигатели. Когда-то здесь были разработаны двухконтурные турбореактивные двигатели АЛ-31Ф для истребителя Су-27 . На его основе был создан двигатель АЛ-41Ф , который планировался к установке на истребитель пятого поколения МиГ-1.4 4, а также его дальнейшее развитие - двигатель АЛ-41Ф 1 со всеракурсным управляемым вектором тяги (УВТ ), который сейчас устанавливается на Су-57 , и двигатель АЛ-41Ф1С для истребителя Су-35С (изделие 117С).

  • «Именно в КБ им. Люльки был разработан управляемой вектор тяги. Это истинная правда, — говорит Евгений Марчуков . — В то время в мире это не очень воспринималось. Говорили: зачем эта акробатика нужна. А сейчас говорят - это сверхманёвренность, это самое главное. Управляемый вектор тяги даёт безопасность лётчику. Исчезло понятие критических углов атаки, и самолёт стал безопасным. Штопор для самолёта - это полёт, а не падение »

Двигатель второго этапа (изделие 30) должен обеспечить истребителю крейсерскую сверхзвуковую скорость , более высокую маневренность, дальность полета. Первый полет Су-57 с этим двигателем состоялся в декабре прошлого года.

Для чего нужна новая силовая установка

Проект машины пятого поколения начали разрабатывать ещё в 80-е годы , но после известных событий конца 80-х и начала 90-х годов из-за недостатка финансирования проектом долгие годы не занимались. Только лишь в начале 2000-х вернулись к его разработке и в 2010 году первый опытный образец поднялся в воздух.


Первый полёт летающей лаборатории Т-50-2 бортовой номер «052 » с двигателем второго этапа «изделие 3 0″. На первых опытных машинах стояли двигатели АЛ-41Ф1С , которые были созданы для Су-35С и не обладали достаточной мощностью для самолётов пятого поколения. Как конкурент для F-22 и F-35 новый самолёт с таким мотором был очень слаб и разработчики сосредоточились над созданием более мощного варианта силовой установки (Изделия-30 ) и 6 декабря 2017 года новый двигатель был впервые испытан в полёте.

Изделие-30 – это совершенно новая разработка с большей тяговооруженностью, имеющая новейшие электронные схемы и обладающая высокой экономичностью. Машина получила возможность выполнять в течение долгого времени полёты на сверхзвуке без включения форсажных камер также инженеры сделали самолёт более маневренным, чем прежде.

Основные отличия нового двигателя

Су-57 отличается повышенной малозаметностью благодаря формам конструкции, материалам и поглощающему покрытию(«пиксельного» камуфляжа ), а также средствам РЭБ. Элементы планера и кромки крыла нового самолёта пятого поколения расположены под определёнными углами, исключающими эффект уголкового отражателя. Так вот для повышения эффекта незаметности, новый двигатель Су-57 имеет зубчатые круглые сопла, что позволяет приобрести силовой установке наибольшие стелс-возможности, при этом сохраняя высокую манёвренность и всеракурсный вектор тяги.


Изделие-30 для Су-57, хорошо видна зубчатая кромка сопла для придания малозаметности работы двигателя.

Разработка новых технологий и применение в конструкции двигателя современных материалов помогли инженерам создать оригинальный компрессор высокого давления для изделия-30 .

  • Ноу-хау в новой силовой установке является сложнейшая конструкция по форме лопатки турбины, изготовленная из уникальных компонентов жаростойких сплавов никеля. Двигателестроители США оценили новый мотор как «вершину инженерной мысли».

В изделии-30 повышены показатели отношения удельной тяги к удельному весу – чем выше этот показатель, тем более высокая тяговооруженность двигателя. Это основной параметр, характеризующий техническое совершенство двигателя для машины пятого поколения. Всё это вкупе с бесфорсажным режимом крейсерского полёта и уменьшения незаметности в различных диапазонах отличает превосходство новой силовой установки над мотором первого этапа.

Тип-30 это не модернизация двигателя первого этапа изделия 117(Су-35С) , а полностью новая силовая установка для истребителей пятого поколения. В Тип-30 множество новшеств, которые включают: новую турбину, новые лопатки , компрессор и полностью цифровую систему управления.

Лопатка турбины двигателя второго этапа «изделие 30». Лопатка турбины на первый взгляд — это обычная стальная пластина, но на самом деле каждая такая лопатка - это произведение искусства. Внутри неё отверстия, каналы, проточки, всё сделано с ювелирной точностью.

  • При более низком расходе топлива чем у двигателя 1-го этапа, Тип-30 обеспечивает Су-57 сверхзвуковую скорость без форсажа и добавляет еще несколько преимуществ по сравнению с конкурентами.

Первые версии Су-57 с двумя двигателями Тип-117 имели суммарную тягу - в 30 000 кгс . Суммарная тяга двух двигателей американского Раптора - около 32 000 кгс.

  • На лётных испытаниях тяга Тип-30 достигла - 35 000 кгс. Изготовитель Тип-30 (ОКБ им. Люльки) планирует довести тягу до 39 000 кгс . В результате Су-57 будет имеет тягу на 20% выше чем у Раптора .

При этом Тип-30 имеет уникальные характеристики по скорости отклонения вектора тяги в 60 град./сек причем по всем ракурсам, что позволяет Су-57 «вертеться волчком практически на месте », в то время как сопла у двигателей Раптора , отклоняются только по вертикали и со скоростью 20 град./сек .

  • В лётной программе московского авиакосмического салона уже не первый год истребители Су-30СМ, Су-35С и Т-50 демонстрируют эту фигуру высшего пилотажа - плоский штопор . Выход из него выполняется именно за счёт двигателя с УВТ , а не посредством аэродинамических свойств крыла и его механизации.

Удельная тяга - это отношение тяги двигателя к его весу. Увеличить тягу двигателя и при этом нисколько не увеличив его вес - это наука, сочетающая в себе расчёт и эксперимент.

  • Создать новый двигатель иной раз сложнее, чем создать новый самолёт . «Если брать планер, то двигатель конечно сложнее, — продолжает рассказывать Евгений Марчуков . — Потому что у планера два крыла, а у нас - 1000 крыльев, каждая лопаточка - это крыло».
  • На двигателе «изделие 30 » с номером «0 1» была отработана система управления, которая работает при температуре 180 градусов C. «Это температура внутри мотогондолы на больших скоростях, — продолжает генеральный конструктор. — И поскольку электроника такую температуру не держит, двигатель охлаждается керосином. Внутри мотогондолы специально сделаны каналы, куда подводится керосин».
  • Евгений Марчуков поясняет, что охлаждать двигатель истребителя больше нечем. Воздухом не эффективно, воды на самолёте нет, возить её для охлаждения не целесообразно, а керосина - полные баки.
  • «Изделие 30 » обычно называют двигателем пятого поколения . Но Евгений Марчуков считает, что двигатель можно отнести к поколению 5+ . «Он опережает немного пятое поколение, потому что главные удельные характеристики этого двигателя - удельная тяга, удельный расход [топлива] и удельный вес соответствуют этому поколению ».

Заключение

Новый двигатель нужно грамотно довести до нужной кондиции и провести все необходимые испытания в воздухе, так что ранее 2023 года результата ждать не приходится. Торопиться с этим не следует, но и затягивать этот процесс не стоит, тем более что экспортные перспективы изделия-30 очень волнуют нашего партнёра Индию, а обстановка на рынке в Дели весьма серьёзная, ведь конкуренты для России на нём США и Франция.

Материалы

Об этом сообщила пресс-служба Объединенной двигателестроительной корпорации

Сейчас испытываемые образцы ПАК ФА летают на двигателях первого этапа - АЛ-41Ф1 (изделие 117). Это авиационный турбореактивный двухконтурный двигатель с форсажной камерой и управляемым вектором тяги, производства НПО «Сатурн».

«Изделие 30», как подчеркивают в ОДК, это не модернизация, а полностью новый двигатель пятого поколения. К его основным характеристикам можно отнести новый вентилятор, полностью перепрофилированный компрессор и новую систему управления. В нем «много новшеств, которые в некоторых случаях не имеют и близкого аналога в мире. Мы считаем, что с этим двигателем Т-50 будет еще более прорывным проектом, более тяговооруженным, более совершенным», - сказал представитель корпорации Антон Чечуков.

Двигатель «изделие 30» позволяет развивать сверхзвуковую скорость без использования форсажа, а также имеет полностью цифровую систему управления. От двигателя для Су-35С (изделие 117С) его отличает повышенная сила тяги, новая турбина и улучшенные характеристики расхода топлива, а также - полностью цифровая система управления.

Первый полет, сообщает пресс-служба, состоится в четвертом квартале 2017 года. Поставки истребителя пятого поколения в войска могут начаться после 2018 года, согласно заявлению, сделанному заместителем Министра обороны Юрием Борисовым 2 февраля 2017 года.

Новый двигатель добавит ПАК ФА преимуществ по сравнению с конкурентами. Как пишет журнал «Популярная механика», летом 2016 года на вооружение армии США поставлен F-35 Lightning II. Это самолет охарактеризован как более дешевый и не столь «умелый» , как F-22 «Раптор», производство которого была закрыто из-за дороговизны, однако 200 штук все же изготовили и они представляют собой серьезных противников в случае боестолкновений.

Сравнивая нашу и американскую машины, журнал отмечает, что первые версии ПАК ФА были оснащены двумя двигателями с суммарной тягой 30 000 кгс, а суммарная тяга двух Pratt & Whitney F119 «Раптора» - порядка 32 000 кгс. Однако тяга перспективных двигателей нашего истребителя - «изделия 30», на летных образцах достигла 35 000 кгс, причем изготовитель, ОКБ им. Люльки планировал довести ее до 36 000. Очевидно, двигатели с этими или близкими характеристиками и начнут в 2017 году устанавливаться на ПАК ФА.

При этом у них наилучшие характеристики по скорости отклонения вектора тяги по всем ракурсам, что позволяет самолету «вертеться волчком практически на месте», в то время как у двигателей F119-PW-100 , установленных на «Рапторе», сопла отклоняются лишь по вертикали. Причем со скоростью всего 20 градусов в секунду, в то время как у ПАК ФА скорость отклонения, по данным «ПМ», составляет 60 град./сек. «Таким образом, - отмечает журнал, - при максимальной взлетной массе в 37 т (когда ракет на борту у ПАК ФА будет почти в полтора раза больше, чем у F-22) тяговооруженность сравнится с тяговооруженностью „Раптора“, а при средней - превысит ее почти на 10%». Что касается нового основного самолета США, однодвигательного F-35 Lightning II, то при весьма ограниченной маневренности его тяговооруженность составляет всего около 20 000 кгс.

Российская оборонная промышленность продолжает работу над перспективным истребителем пятого поколения Су-57 / Т-50 / ПАК ФА. На данный момент в рамках программы решается ряд задач, связанных с созданием того или иного оборудования, а также нового вооружения. Одной из главных целей в настоящее время является проверка нового двигателя «Изделие 30». Проект перспективного двигателя уже прошел ряд важнейших этапов, и теперь силовая установка готова к проверке вместе с самолетом. На днях состоялся первый испытательный полет опытной машины Су-57 с двигателями «Изделие 30».

С 2010 года и до настоящего времени опытные машины программы «Перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации» Т-50, теперь известные как Су-57, использовали турбореактивные двигатели АЛ-41Ф1. В контексте всей программы они также носили условное обозначение «двигатели первого этапа». Эти изделия, построенные по двухконтурной схеме, оснащенные форсажной камерой и соплом с управлением вектором тяги, позволили самолету получить желаемые возможности и заметным образом повысили характеристики в сравнении с существующей техникой. Параллельно велась разработка совершенно нового двигателя с рабочим названием «Изделие 30». Также его именовали двигателем второго этапа.

Проектирование и отработка двигателя второго этапа заняли несколько лет. По известным данным, в течение нескольких последних месяцев опытные «Изделия 30» проверялись на стенде. К настоящему времени двигатели нового типа были подготовлены к полноценным испытаниям вместе с носителем. Первый полет опытного самолета с прототипами двигателей новой модели состоялся несколько дней назад.

Истребитель пятого поколения Су-57 с бортовым номером 052 (второй летный образец своего типа), оснащенный двигателем «Изделие 30», совершил свой первый полет в минувшую среду, 6 декабря. Исходя из соображений безопасности, самолет оснастили смешанной силовой установки в виде двигателей АЛ-41Ф1 и «Изделия 30». Первые подобные испытания провели на аэродроме Летно-исследовательского центра им М.М. Громова в г. Жуковский Московской области. Управлял опытной машиной с новой силовой установкой шеф-пилот компании «Сухой» герой России Сергей Богдан.

По очевидным причинам, разработчики проекта и испытатели не стали раскрывать большую часть информации о первом испытательном полете и ограничились лишь рядом самых общих сведений. По официальным данным, первый полет с использованием «Изделия 30» продолжался 17 минут. За это время опытный Т-50 под управлением летчика-испытателя выполнил полетное задание. Полет прошел штатно и в соответствии с полученным заданием. Вскоре авиационная промышленность опубликовала фотографии и видео первого испытательного полета техники в новой конфигурации.

Проект двигателя «Изделие 30» все еще достаточно далек от начала серийного производства и эксплуатации техники в войсках, но уже сейчас удостаивается самых высоких оценок. Так, комментируя проект ПАК ФА и новый двигатель для такого самолета, министр промышленности и торговли Денис Мантуров отметил, что новые самолеты являются доказательством высокого потенциала отечественного авиастроения. Отрасль доказала свою способность создавать высокоинтеллектуальные передовые системы, такие как уникальный планер, инновационное цифровое оборудование и новейшие двигатели.

Начало летных испытаний нового двигателя «Изделие 30» является важнейшей вехой в отечественного двигателестроения. Дело в том, что впервые за долгие годы турбореактивный двигатель для боевого самолета разрабатывался с нуля и не должен был стать очередным вариантом глубокой модернизации одного из существующих образцов. Фактически «Изделие 30» стало первой полноценной разработкой своего рода в современной истории отечественной промышленности. При этом уникальность проекта заключается не только в подходах к конструированию. Отказ от использования готовых базовых проектов позволил применить новые идеи и решения, заметным образом повлияв на итоговые характеристики и возможности.

Согласно ранее публиковавшимся данным, новое «Изделие 30» создавалось в рамках кооперации нескольких предприятий из состава Объединенной двигателестроительной корпорации. Такая организация работ позволила ряду ведущих организаций отрасли объединить усилия и использовать самые лучшие свои наработки. В проекте использовались самые новые идеи и решения конструктивного и технологического характера. Правильное сочетание перспективных и известных решений привело к требуемым результатам.

К сожалению, большая часть сведений о турбореактивном двигателе «Изделие 30» пока не подлежит разглашению. Тем не менее, уже были объявлены основные особенности конструкции и характерные преимущества новой разработки. Как утверждается, одним из способов повышения характеристик стало применение новых материалов и архитектур отдельных агрегатов. В частности, двигатель получил совершенно новый компрессор высокого давления. Несколько новшеств было внедрено в конструкцию турбины. В первую очередь, в ее деталях применили новые жаропрочные сплавы никеля.

Более эффективные компрессор и турбина в сочетании с другими инновациями, такими как новая электронная система управления, дали двигателю «Изделие 30» определенные преимущества перед существующими изделиями. Ранее неоднократно указывалось, что основными преимуществами нового двигателя станут сниженный расход топлива при выросшей тяге. Кроме того, двигатель комплектуется соплом с системой управления вектором тяги, что позволяет резко повысить маневренность самолета.

Как известно, одним из признаков истребителя пятого поколения является возможность полета со сверхзвуковой скоростью без использования форсажной камеры. По известным данным, двигатели первого этапа для ПАК ФА – АЛ-41Ф1 – уже позволяли получить такие возможности. Новое «Изделие 30», отличаясь более высокими техническими характеристиками, позволит решать подобные задачи с большей эффективностью, в том числе с уменьшенным расходом горючего.

Точные характеристики нового двигателя пока официально не публиковались. Пока известны только различные оценки, сделанные на основе доступных сведений о существующих двигателях отечественной разработки. Максимальная тяга «Изделия 30» без использования оценивается в 10-11 тыс. кгс. Форсажная должна достигать 16-18 тыс. кгс. Подобные оценки основываются, прежде всего, на том предположении, что двигатель второго этапа должен иметь заметные преимущества перед существующими изделиями.

Из таких оценок следует, что тяга двух двигателей новой модели, работающих на форсаже, должна, как минимум, на 10-15% превышать нормальную взлетную массу самолета. При максимальном взлетном весе тягооворуженность так же должна быть больше единицы, хотя ее запас в таком случае может серьезным образом сократиться. Тем не менее, в данной ситуации некоторое сокращение тяговооруженности компенсируется увеличением запаса топлива и боекомплекта.

Истребитель Су-57 / Т-50 с двигателями первого этапа уже имел возможность более энергичного маневрирования за счет системы управления вектором тяги, построенной на основе управляемых сопел. Как сообщается, двигатель «Изделие 30» тоже оснащается средствами контроля реактивной струи, благодаря чему самолет сохраняет имеющиеся возможности в контексте маневренности при повышении прочих летных данных.

Начало полетов с новым двигателем является важным этапом в истории всей программы ПАК ФА. Оно приближает момент успешного завершения работ, однако до получения желаемых результатов достаточно далеко. Пока на самолете-носителе испытывается только одно «Изделие 30». В ближайшем будущем должны будут начаться полеты с полноценной силовой установкой в составе двух двигателей. Испытания Т-50 с двумя двигателями запланированы на следующий год.

Согласно ранее публиковавшимся планам, летные испытания двигателя второго этапа должны были стартовать в 2017 году и продолжаться в течение двух лет. К концу десятилетия военные и промышленность намеревались завершить отработку «Изделий 30», по результатам которой новый двигатель можно было бы ставить в серию. Как показывают последние , программа ПАК ФА пока идет в соответствии с графиком. Как и планировалось, первый полет с новым двигателем состоялся в 2017 году, что позволит в следующем году поднять в воздух истребитель в окончательной конфигурации.

Удастся ли участникам программы ПАК ФА уложиться в указанные сроки – будет ясно в ближайшем будущем. К настоящему времени они смогли реализовать ряд этапов программы и весь ход последней, в целом, может являться поводом для оптимизма. Пока нет никаких оснований сомневаться в возможности успешного завершения работ в установленные сроки.

Летом этого года командование воздушно-космических сил и руководство авиастроительной промышленности огласили планы на ближайшее будущее, затрагивающие серийное производство и поставки истребителей Су-57. Утверждается, что в 2018-19 годах армия получит установочную партию из 12 таких машин. 10 самолетов из 12, предназначенных для опытной эксплуатации, получат двигатели первого этапа – АЛ-41Ф1. Две другие машины должны будут соответствовать облику серийного истребителя. По всей видимости, слова о серийном облике подразумевали в том числе и двигатели «Изделие 30».

Необходимо отметить, что в рамках программы ПАК ФА разрабатывается значительное число новых проектов, и новые идеи реализуются не только в сфере силовых установок. В настоящее время продолжается работа над новыми радиоэлектронными системами, ведется разработка различных авиационных средств поражения и т.д. Как и в случае с проектом «Изделие 30», работы в этих направлениях должны будут завершиться в ближайшие годы, вследствие чего войска смогут получить полноценные боевые самолеты в полной комплектации, предусматриваемой существующим проектом.

В последнее время с завидной регулярностью появляются сообщения о тех или иных работах и успехах программы «Перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации». Кроме того, приближаются указанные сроки завершения опытно-конструкторских работ и начала серийного производства для поставок техники вооруженным силам. Начало испытаний опытного самолета Т-50 / Су-57 с новым двигателем затрагивает ключевые аспекты всей программы, и потому является одной из главных новостей последнего времени.

Авиационная промышленность продолжает доводку перспективного истребителя пятого поколения и регулярно отчитывается о своих успехах в этом деле. Последние новости о старте испытаний опытного самолета Су-57 с новым двигателем «Изделие 30» продолжают эту замечательную традицию и, безусловно, оказываются новым поводом для гордости и оптимизма.

По материалам сайтов:
http://uacrussia.ru/
http://ria.ru/
http://tass.ru/
http://vz.ru/
http://rg.ru/