Кодексы РФ

И что они делают такого, чего не делается у нас? Когда и почему вы сами начали помогать.

Преподобный Амфилохий Почаевский

Нет слепого случая. Бог управляет миром, а все совершающееся на небе и в поднебесной, совершается по суду премудрого и всемогущего Бога, непостижимого в премудрости и всемогуществе Своем, непостижимого в управлении Своем.

Бог управляет миром, каждым человеком, каждой былинкой – «по всей земли судьбы Его» (Пс.104, 7). Одним вручает многое, другим малое. И все по вере человека. Преподобному Амфилохию было вручено как раз то многое: дар врачевателя и целителя душ человеческих. Постом, молитвой, глубоким смирением и великой любовью к всевышнему и ближнему развивал он этот дар, о чем свидетельствуют знавшие его за жизни или соприкоснувшиеся с этим даром после кончины. Благодарность свою за исцеление будь-то телесной или душевной болезни, за вразумление, напутствие или просто за доброе слово выражают люди молитвенной памятью о Божьем врачевателе.

И пишут свои воспоминания, делятся своими чувствами и переживаниями, которые они испытывали во время общения со старцем воочию или на могиле его на монастырском кладбище, или у мощей Преподобного в Пещерном храме.

Многие, даже неверующие люди, после встречи с Преподобным глубоко переменяли свои взгляды.

Вот что произошло с Татьяной из Питера. Выйдя замуж, она переехала в Почаев. В церковь она не ходила, о Боге ничего не знала, хотя и была крещенная с детства. В Лавру ее привела болезнь. В результате закупорки вен началась гангрена. Врач назначил операцию. Трудно было молодой женщине смириться с потерей ноги, готова была уцепиться за любую спасительную нить, даже пойти на «сеанс» к монаху, который тоже, говорят, лечит. Одолжив денег, пошла, и, не зная как себя вести, стала позади всех, с сомнением размышляя, примет ли он ее неверующую.

Ждать пришлось недолго, из келии вышел отец Иосиф, внимательно осмотрев пришедших, сказал: «Ось ви, підійдіть !». Не ожидая внимания к себе, Татьяна молчала. Отец Иосиф уточнил: «Ось, та у капелюсі (шляпе) підійди до мене! ». Татьяна вошла, оставляя позади ропот толпы. Предложив сесть, батюшка выслушал больную и успокоил: операции делать не нужно, дал мазь и святую воду, сказал еще, что все пройдет. В благодарность Татьяна смущенно протянула двадцать пять рублей. Старец не взял: «У тебе самої немає грошей, а ці ти позичила », — и, достав из шкафчика пятьдесят рублей, отдал Татьяне, изумленной происшедшим. Придя домой, она принялась натирать ногу мазью и пить святую воду, как сказал батюшка. Нога вскоре побелела, опухоль прошла, гангрены как не бывало. Исцелившись не только телом, но и душой, Татьяна стала постоянно ходить в церковь, нередко обращаясь за советом к своему благодетелю.

У девятнадцатилетнего юноши, сына первого секретаря Тернопольского обкома партии, была саркома на ноге и лучшие врачи были беспомощны. Секретарь обкома был в отчаянии, но все-таки решил прибегнуть к последней надежде – привез сына к отцу Иосифу. Осмотрев ногу, старец предложил родителям оставить сына недель на две где-нибудь по соседству на квартире. Сказал еще, что лечить будет только молитвой. Велел надеть ему крестик и ежедневно по утрам приходить на водосвятный молебен, пить святую воду и вкушать благословенную трапезу. Юноша все благоговейно исполнял.

Спустя две недели саркома у него безследно исчезла и счастливые родители увезли сына домой совершенно здоровым. В благодарность отцу Иосифу первый секретарь обкома распорядился выделить маршрутный автобус Кременец – Малая Иловица; не препятствовать таксистам возить людей к старцу и не чинить ему никаких притеснений.

Из Днепропетровска приехали две подруги – работницы швейной фабрики. Одна из них была глухонемая. Отец спросил ее: «Як тебе звати? » Подруга ответила: «Батюшка, она глухонемая». «А ти мовчи!» , — сказал отец и снова спросил глухонемую имя. Она что-то промычала. Но старец все спрашивал, как ее звать. И вдруг:

— Галя, — внятно ответила глухонемая. И стала слышать и говорить. Подруга глухонемой, потрясенная таким чудом, от радости заплакала. Гале было тогда двадцать пять лет. Еще трехлетним ребенком ее сильно побила мачеха и от испуга и боли девочка стала глухонемой. Отец Иосиф вернул ей слух и речь.

Привезли родители двоих своих глухонемых сыновей и слезно просили помочь их горю. Но старец посоветовал отдать сыновей в школу глухонемых. Родители все же умоляли. И тогда старец Иосиф строго спросил отца, хулил ли он Бога. Отец глухонемых сыновей, опустив голову, горько заплакал. «От тепер твої діти будуть все життя мовчати – то тобі кара від Бога ». Такой поучительный для всех нас случай. Ведь «Бог поругаем не бывает».

Нужно было иметь великую любовь в сердце, чтобы никогда и никому ни в чем не отказывать. Лекарь Божий имел таковую. Он находил время для каждого. Исцелил как-то расслабленного четырехлетнего сына одного военного. Обезумевший от счастья, тот кидался в объятия то к сыну, ток старцу, обливаясь слезами благодарности. Он предлагал отцу Иосифу свою автомашину, деньги, но тот от всего отказался.

И еще. Пришли к батюшке двое немолодых уже людей – муж и жена. Войдя во двор, они вдруг потеряли сознание. А когда очнулись, то поведали следующее: единственная их дочь была четырнадцать лет парализованная. Ко многим врачам они обращались, но те только беспомощно разводили руками. И вот им посоветовали обратиться к отцу Иосифу. Полтора месяца назад они привезли свою дочь сюда. Лекарь посмотрел на нее и сказал приехать им через месяц, а девушку оставить у него. Вот теперь они и увидели свою дочь, бежавшую им навстречу.

Однажды отец Иосиф уехал в какое-то село к больному на целый день. Он никому и никогда не отказывал, не считался с хлопотами и трудами. А в это время к нему привезли очень больного отрока лет тринадцати. Через несколько часов он умер. Его положили во дворе на скамье. Поздно вечером приехал батюшка. Подошел к умершему, помолился над ним, перекрестил его. Отрок открыл глаза – ожил. Отец Иосиф велел принести ему поесть.

В конце 1970 года одна молодая женщина привезла красивую пятилетнюю девочку. Она, видно, чем-то болела, и мать начала рассказывать старцу болезни дочери. Он же вдруг велел послушнице принести из кухни большой нож. Взяв принесенный нож, подал его женщине со словами: «На, заріж її!» Та испуганно посмотрела на старца и прижала девочку к себе. Отец Иосиф снова повелительно сказал: «Заріж, я тобі говорю!». Женщина еще сильнее прижала дочь к себе и в ужасе закричала. «Що, шкода? А тих, що вбила в утробі, не жалко? А вони ще красивіші були! За твій гріх тепер це дитя мучиться!»

Горе, переполнявшее людские сердца, отец Иосиф переживал как свое, сострадая страждущим и снисходя к немощным.

Осенью 1956 года, вспоминает прихожанка Лавры, когда на ранней литургии в Пещерном храме запели «Отче наш» , со стороны коридора раздался страшный пронзительный звук. Неистовый крик многих голосов, зловеще нарастал, вливался в Церковь. Все невольно оглянулись. Казалось, целая ватага лишенных разума приблизилась к дверям. Каково же было удивление, когда в дверях показалась щуплая молодая женщина, едва ведомая четырьмя. С неимоверными усилиями, введенная в пещеру, остановилась. Вид раки с мощами Преподобного Иова и пещерки, где он подвизался, привели ее в неописуемый ужас. Закричав еще сильней, она вдруг высвободила руки, и со страхом шарахнувшись от святынь, подогнув ноги, отпрыгнула ко входу метров на пять. Сторожа, с усилием овладев хрупким созданием, одержимым нечеловеческою силой, повели ее в Успенский храм, где перед Распятием отец Иосиф служил акафист. Бесноватые, расположившись позади него, извивались по полу в различных положениях, оглашая воздух неистовым криком. Приведенная женщина, ощутив волю, набросилась на одну из подобных себе бесноватых, и, усевшись верхом, ударяя ногами по бокам, кричала: «Но-о-о! Поехали!» . В стороне, роняя горькие слезы, стоял муж, высокий молодой мужчина, интеллигентного вида, и, жалобно озираясь по сторонам, просил людей: «Молитесь за нее, ее Зоей зовут». Женщины учили его складывать пальцы для крестного знамения, а Зоя, время от времени, приходя в себя, с воплем кидалась к Распятию: «Господи, прости меня!», «Мати Божия, прости меня!!!». Потом то падала без чувств на каменные плиты, то снова начинала бесноваться, хватая за ризы отца Иосифа. Едва удерживаясь на ногах, он продолжал читать акафист, лишь изредка смахивая капли холодного пота с бледного лица. Акафист закончился, батюшка повернулся к Зое и спросил: «Ти християнка?». Возмущенно встряхнувшись, с отчужденной пустотою в глазах, Зоя заговорила не своим голосом:

— Зойка христианка, а я баптистка!

— Вийди, — сказал старец демону.

— А куда я пойду? – спросил бес устами Зои.

— В бездну!

— Не хочу в бездну! – завопил бес.

— Бачите, християни, як бездна навіть демону страшна! – сказал батюшка собравшимся людям. Между тем, Зоя, в изнеможении сидевшая на полу, попросила мужа дать денег отцу Иосифу. От денег он отказался, пообещав молиться.

Вечером, вместе с мужем, Зоя кротко стояла на службе, с горечью вспоминая тяжкие годы своей душевной болезни. Теперь, наученная горьким опытом, Зоя уже не сомневалась в выборе веры. А начиналось все забавно — романтически.

Одиннадцать лет перед этим, совсем юная и жизнерадостная, Зоя повстречала молодого человека, только что окончившего институт и направленного на Донбасс начальником шахты. Мать Александра, так звали молодого человека, была баптисткой. Туда же увлекла и Зою, так что последняя даже пела в собраниях секты. Зоя и Александр решили пожениться.

Чтобы не опечалить родителей невесты, а мать Зои была православной, решили венчаться. Но Бог поругаем не бывает. К ужасу матери, супруга и гостей лицемерие открылось: Зоя забесновалась под венцом. Тем не менее, брак состоялся. Родились двое дочерей. Тихую домашнюю атмосферу по временам огорчали припадки безумия Зои, и молодой супруг не жалел средств для исцеления жены. Все было тщетно, пока, наконец, добрые люди не подсказали поехать в Почаев, где отец Иосиф исцелил болящую, в первую же ночь перебившую стекла в гостинице. Исцеление Зои, столь явное и чудесное, привело супругов в чувство глубокого раскаяния и познания истинной веры.

Вернувшись домой, муж Зои написал заявление в партком шахты с просьбой исключить его из рядов компартии в виду того, что он стал верующим и православным. Прошение удовлетворили, с работы не сняли и Александр до пенсии руководил шахтой, после чего принял священство и даже приезжал с Зоей и дочерьми в Почаев, где служил панихиду на могиле дорогого батюшки.

Летом 1965 года каждый приезжавший к отцу Иосифу, мог заметить у него во дворе трудолюбивую услужливую девушку. Во время водосвятных молебнов Надежда, так звали ее, усердно старалась помочь батюшке: приносила воду, зажигала свечи, подавала кадило. Как-то после молебна она поведала свою жизненную историю. В Иловицу Надежда приехала из Магадана, где работала акушеркой. С двадцатилетнего возраста у нее начались приступы беснования. Какой-то молодой человек предложил ей выйти за него замуж, но она отказала. И его мать, видимо, заколдовала Надежду, чтобы та вообще ни за кого не смогла выйти. На работе терпели ее недуг, повторявшийся периодически. Кто-то рассказал ее родному брату – выпускнику медицинского института – про отца Иосифа и дал его адрес. Брат привез ее к старцу. «И я увидела его самого. Он стоял на высоком крыльце. У меня появилась такая злость, что я готова была разорвать его на куски. Но он поднял руку для благословения и необъяснимая внутренняя сила согнула меня головой до земли. Я упала и больше ничего не помню. Когда очнулась, то почувствовала, что исцелилась: мне стало легко и радостно. Брат уехал, так как ему нужно было принимать больницу, в которую его назначили главным врачом, а я осталась и вот уже две недели живу у отца Иосифа. Скоро поеду домой».

Он вовсе не боялся безбожников. За это пришли, выволокли из келии, и отвезли за Тернополь в психбольницу. Келию запечатали сургучом. Через какое-то время приехал отец Иосиф в пиджачке, бритый, без бороды, как старичок. Сразу же пошел к Стопе Божьей Матери, к Чудотворной иконе и к мощам Преподобного Иова. Люди, услышав, что вернулся отец Иосиф, побежали за ним; его знали повсюду и все. На следующее утро служил раннюю литургию в Пещерной церкви. Люди, глядя на него, плакали. На службе была и та (Светлана Аллилуева – дочь Сталина), что освободила его из психбольницы. Потом она забрала его во Львов; хотела увезти на Кавказ. Ночевали во Львове, ночью отца Иосифа тихо перевезли на другую квартиру. Утром Светлана пошумела (она тоже там ночевала), но что кому скажешь: ушел, а куда – кто его знает. Во Львове он пробыл около двух месяцев, пока все утихло, а потом переехал к родным в Иловицу.

Архимандрит Георгий.

Когда меня вызывали в милицию на допрос, я всегда брал благословение у отца Иосифа. Тот говорил: «Іди і нічого не бійся». Не боялся их и старец, ибо когда сотрудники КГБ с милицией ходили по коридорам Лавры, он гнал их, кричал на них: «Ідіть звідси. Що вам тут треба? Тут монахи живуть».

Иеродиакон Агафон.

Раба Божия М. жила у монашеского кладбища. Несколько лет назад у нее разболелась и распухла печень. Не помогли никакие медицинские препараты. Во сне она увидела крестный ход в Почаевской Лавре и среди монахов отца Иосифа. Она подошла под благословение, а старец упрекнул ее, что никогда не приходит к нему на могилку. Посоветовал поститься и молиться, тогда болезнь откуда пришла, туда и пойдет . Поверив сну, М. каждый день ходила на могилу, молилась и слезно просила помощи. Через две недели, проснувшись, она убедилась, что болезнь «звідки прийшла, туди і пішла ».

У одной жительницы Почаева распухли до колен ноги так, что она уже не могла ходить. Болезнь была опасная, могла повлечь ампутацию ног. Скорбя, с большим трудом пришла она на могилу к отцу Иосифу. Прижав колени к кресту, слезно просила у старца исцеления: «Ты всегда исцелял меня при жизни, исцели и сейчас …». И тут же почувствовала облегчение, а в скором времени и выздоровление без всякого лечения.

Монахиня М. с невероятным усилием дошла до могилы отца Иосифа – у нее сильно болела поясница и ноги. Стала обеими ногами на могильной плите, склонившись на ограду. Мысленно просила старца исцелить ее. Вдруг почувствовала, что от могилы как бы ток прошел по ее телу и растворился, боль исчезла, ноги обрели свою прежнюю силу.

И сколько таких, казалось бы простых случаев, но говорят они все о святости избранника Божия.

Одной женщине из Грузии явился во сне отец Иосиф, которого она никогда не видела, не слышала даже о нем, и посоветовал привезти ее больную внучку к нему на могилку. И действительно, внучка исцелилась. Заказала та женщина в Лавре благодарственный молебен, а на могиле исцелителя Иосифа попросила отслужить панихиду, после чего там же устроила обед для всех присутствующих.

Письма… Письма в адрес Свято-Успенской Почаевской Лавры. Их много. И в каждом еще одна страничка подвига святого Амфилохия, соприкосновение с чудом. И каждое письмо может дать удивительное ощущение близости к нуждам человека. Он умел ласково, нежно, отечески прикасаться ко всякой больной, мятущейся, ни себя, ни других не понимающей душе человеческой, успокаивать ее, расчищать пред нею путь жизни духовной и указывать ей куда и как идти. И в каждом письме между строчек прочитывается таинственность и непостижимость подвига святого, за внешней доступностью и открытостью которого скрывался его огромный духовный труд, твердая вера, то состояние, о котором свидетельствовал Апостол Павел: «Теперь уже не я живу, а живет во мне Христос»…

Я, Секретарюк Галина Хрисанфовна, одесситка. Первый раз посетила святую Лавру Почаевскую в 1958 году и увидела чудесные исцеления, которые совершались по молитвам отца Иосифа. Считаю своим долгом не умолчать о таких чудесах. При мне во время службы бесы оставили пожилого мужчину. А одна женщина лет пятидесяти, одержимая нечистым, катилась к выходу из храма, скрутившись как клубок. По молитвам Преподобного и она исцелилась. После изгнания бесов оба бывших одержимых спокойно стояли на службе и причастились Святых Христовых Тайн.

Сколько раз я видел много необычного у отца Иосифа в селе Малая Иловица! Я видел борьбу проповедника – подвижника с сатаной. Вот случай: Преподобный подходит к кричащей женщине, накладывает свою руку на нее, а она кричит:

— Иосиф, Иосиф, нас много, не возьмешь, не выйдем, нас шесть.

А старец отвечает:

— Вийдеш!

Бес кричит:

— Не выйдем, она наша с девяти лет.

Отец Иосиф, устремив взгляд на небеса, молится с каким-то умилением, а женщина кричит:

— Иосиф, Иосиф, не молись!

И… исцеляется.

…Разве это не чудо?

г. Кременец,

Александров О. А.

Была очень больна сердцем, еле ходила по белому свету, всю трясло. Когда собиралась в Лавру, родственники не пускали, боялись, что не доберусь и умру в дороге. Приехали в Почаев, а там посоветовали ехать в Иловицу к отцу Иосифу. Вторую половину пути по причине карантина из-за эпидемии ящура прошли пешком. Уже при входе в родное село старца мне стало настолько лучше, что я даже помогала нести сумки своим спутникам. Батюшка встретил нас во дворе. Нас накормили и отправили отдыхать. Утром стали молиться. После службы ко мне подошел отец Иосиф и сказал, чтобы я не переживала, все будет благополучно.

Так все и было, как он сказал.

Волынская обл.,

ст. Маневичи,

Шуляк Е. С.

Моя жена в 1967 году сломала руку в локтевом суставе. Наложили гипс. А когда сняли, рука не сгибалась – анкилоз сустава. Долго ходила она на разные процедуры, а результат один – рука не сгибается. Мне посоветовали поехать к отцу Иосифу, дали адрес. Я тотчас же отправился в Иловицу. Когда я приехал к старцу, поинтересовался, лечит ли он такое заболевание.

Я подробно рассказал о жене, как она сломала руку, сколько была в гипсе, в каком месте перелом и какие последствия. Старец внимательно выслушал меня и сказал ехать домой, мол рука будет здорова. Так и вышло…

У внучки Ани была болезнь – вросший ноготь на ноге. И еще. Отец Иосиф благословил меня иконками Печерской Божией Матери и Серафима Саровского, попросив меня увеличить их. Я принял благословение, взял иконки и выполнил просьбу старца. Когда возвращался с иконками, было холодно, лил осенний дождь. В Иловицу в этот день автобусы не ходили. Мне надо было срочно, отдав иконы, возвратиться домой. Я нанял такси. Мы ехали, пока дорога была каменная. А далее с одной попутчицей шли пешком. Была уже ночь. Когда вышли из лесу в поле, то увидели огонек, который двигался на нас. Приблизившись, увидели отца Иосифа:

— А я вас зустрічаю, — радостно сказал он. Старец был прозорлив и духом знал, что к нему идут в такую непогоду, и вышел навстречу, чтобы мы не сбились с дороги.

г. Кировоград,

Герасимюк П. Д.

В мае 2000 года я с двумя внучками Аней и Таней была в Почаевской Лавре, где мы поклонялись Святыням и побывали на могиле схиигумена Амфилохия.

После этой поездки вся наша семья испытала чудеса исцелений по молитвам Божьего угодника.

У внучки Ани была болезнь – вросший ноготь на ноге. Уже дважды ее оперировали. Операции были болезненные и проходили под общим наркозом. Когда мы приехали из Почаева, палец опять стал нарывать. Доктор настаивал на третьей операции. Тогда Аня сама предложила приложить песочек с могилы Преподобного, который мы взяли с собой в небольшом мешочке. Палец намазали на ночь святым маслицем и привязали к нему мешочек. Через две ночи ноготь полностью зажил.

То же самое мы проделали с моей восьмидесяти шестилетней мамой. У нее на локтях были раны, целые наросты. Мы все время смазывали их разными кремами, что помогало слабо. С молитвой преподобному Амфилохию прикладывали к ранам чудодейственный песок и исцеление повторилось – локти совершенно зажили и струпья отпали.

У внука Ярослава на руке была микробная экзема. По рецептам врачей разными мазями смазывали руку, но экзема продолжала распространяться. Точно так же сначала помазывали святым маслицем и три ночи привязывали ребенку мешочек с песком. На руке не осталось и следа экземы.

Все это видел и может подтвердить мой сын, сам врач.

Вот какие исцеления произошли в нашей семье по милости Господа нашего и по молитвам к Нему Святого схиигумена Амфилохия.

г. Винница,

Рябоконь Г. Ф.

Это было в 1966 году. У моей свекрови была дочь, которая болела падучей. Свекровь поехала с нею к отцу Амфилохию в Иловицу. Батюшка их встретил, выслушал, помолился и сказал, чтобы мать постилась за дочь в среду и пятницу. Мать исполнила благословение и болезнь отступила.

Волынская обл.

Где-то в шестидесятых годах мой отец, ныне покойный, заболел. Он работал на железной дороге, прошел обследование в больнице узловой станции Сарны. Врачебная комиссия установила рак желудка.

Я много слышала о даре исцеления людей по молитвам отца Иосифа. Это была наша последняя надежда. И мы поехали. Батюшка жил в небольшом домике. ядом стояла часовенка. Во дворе около дома было много людей. Все ждали его. Некоторые говорили, что ждут уже долго.

Вскоре вышел старец и указал сразу на меня. Он стал расспрашивать отца о болезни, но тот стал икать и дальше отвечала уже я. Рассказала, что отца выписали из больницы, потому что не могут вылечить. Отец Иосиф дал травы и сказал, что он выздоровеет. Отец прожил после этого еще шестнадцать лет.

С Иловицы мы поехали в Почаевскую Лавру, исповедались, причастились.

Ровенская обл.,

с. Остки,

Агафия Лящук

В 1967 году в восьмимесячном возрасте заболела моя дочь: ее сильно трусило и изо рта шла пена. Муж сразу же вызвал врачей. Нас забрали в больницу. Там лежали дети с такой же болезнью, им делали какие-то уколы. Многие умирали. И я решила забрать свою девочку домой. Мою старшую дочку (ей тогда было одиннадцать лет) тоже стало трусить, изо рта начала идти пена, сильно болела голова. Добрые люди подсказали обратиться к отцу Иосифу, что я и сделала. Когда мы приехали к батюшке, он сам вышел нам навстречу к воротам. Я стала объяснять причину приезда, он посоветовал идти с детьми на молитву. Возле часовни было много народу. Как раз носили воду из колодца в часовню, готовились к водосвятию. Когда батюшка отслужил молебен, то сразу же подозвал меня. Он попросил развернуть младшую из пеленок, набрал литровую кружку холодной воды и вылил на ребенка. Потом еще одну. После этого вылил две кружки святой воды на старшую. Это все происходило перед праздником Господнего Вознесения – было прохладно. У меня мелькнула мысль, что дети могут простудиться, но раз Господь меня сюда направил, значит, такова воля Божия.

Болезнь больше никогда не повторялась.

г. Кременец,

Андрусик В.

Я свидетельствую, что во время пребывания в Свято-Успенской Почаевской Лавре отец Иосиф дважды исцелил моего сына.

Первый раз это случилось, когда сын в двухмесячном возрасте заболел расстройством желудка. Почти год лечения под наблюдением врачей не принес никаких результатов. Ребенок «таял» на глазах. Когда мы обратились к отцу Иосифу и рассказали о своей беде, он, помолившись, дал пучок сухой травы и велел напоить дитя отваром. Мы так и сделали. Результат иначе, как чудом, не назовешь: через два дня сын полностью выздоровел и болезнь, слава Богу, больше не повторялась.

Следующий раз, летом 1961 года, по неизвестным причинам у сына распухла кисть руки. Она увеличилась почти в два раза и сильно болела. Мы водили ребенка к разным врачам, но помочь они не могли: не понимали, почему это случилось и, следовательно, не знали, как лечить. Тогда мы снова обратились к отцу Иосифу. Показали ему ребенка и попросили помощи. Он помолился, взял руку сына в свои ладони, легонько похлопал по ней и сказал, что все пройдет.

С этим мы и ушли в грустном расположении духа, потому что батюшка никаких лекарств не дал. Но утром следующего дня не поверили своим глазам! Произошло чудо! Рука была такою же, как и до болезни. Даже намека на то, что была опухоль, не было!

Необходимо сказать, что все свои добрые дела отец Иосиф творил, не требуя никакой платы, кроме благодарности Творцу за Его безграничное человеколюбие и заступничество.

Мы благодарны Господу Богу за то, что Он удостоил нас чести встретить в жизни такого человека. Светлая память об отце Иосифе будет жить с нами, пока жив наш род.

г. Почаев,

Шукалович К.

У меня заболел ребенок. Врачи диагноз не установили. Ребенок еле дышал, был очень опухший, по всему телу пошли синие, аж до черноты, пятна… На мой вопрос, почему не лечат, ответили, что ребенок обречен.

Мы с мужем решили обратиться к отцу Иосифу. Когда приехали в Иловицу, то думали, что не попадем к старцу – народу было очень много. Но только подошли к дому, двери нам открыла какая-то женщина, взяла ребенка за руку и повела за собой. Мы еле протиснулись сквозь толпу. Зашли в комнату, а там нас уже ждет отец Иосиф. Он осмотрел ребенка и сказал, что у него заражение крови, но дитя будет жить. Назначил уколы и компрессы, смазал какой-то мазью. Через три дня наш ребенок выздоровел, опухоль спала, тело побелело.

Так Преподобный спас жизнь нашему сыну, которого официальная медицина признала безнадежным.

Жительница г. Почаева.

Так уж мы привыкли: чуть что заболит – сразу к медицине, забывая о святынях. Доктора порой лечат-лечат, а исход плачевный. И я со своей бедой с весны до осени по врачам ходила, а больные пальцы не заживали. Случай привел в пещеру к Преподобным. Попросила одного инока помазать маслом от лампады у раки святого Амфилохия, а наитие подсказало приложить пальцы к мощам…

Я как-то забыла о своей болезни, успокоилась и только спустя месяца два вспомнила, обратила внимание на пальцы. От болезни и следа нет: чудесное вразумление Преподобным самонадеянных.

г. Почаев,

Лесык А.

Пройдут годы, а там и столетия. История впишет в книгу новые чудеса исцелений по молитвам приснопамятного Преподобного Амфилохия, чудоцелителя святой горы Почаевской. И, как и ныне, будут идти к нему страждущие, немощные и несчастные в надежде на исцеление. И… получат просимое.

По книге: «Преподобный Амфилохий Почаевский. Житие и поучения».

Издание Свято-Успенской Почаевской Лавры, 2003г.

На Украине имя этого святого значит столько же, сколько в России имена наших великих подвижников. В Почаевской Лавре его почитают наравне с преп. Иовом, и это имеет особое значение, поскольку старец Амфилохий – наш современник. Здесь, на земле, его не стало в 1971 году.

А, между тем, и житие, и известные свидетельства об его молитвенной помощи сравнимы с житиями величайших святых, и кажутся достойными пера Симеона Метафраста(1). Плоды его монашеского подвига – одно из самых ярких и убедительных свидетельств того, что благодать в Церкви Православной не оскудевает, что «Господь вчера и днесь, и во веки Тот же».

Со своей паствой

Прошло двенадцать лет с тех пор, как мощи старца Амфилохия из Успенской Почаевской лавры на Украине были обретены нетленными. Их целостность и состояние примерно такие же, как у святых, почивающих в пещерах Киево-Печерской лавры. Старец как будто уснул, и произошло это не в 1971 г., а совсем недавно. В Церкви он прославлен как «преподобный», т.е. уподобившийся Господу в самых высоких добродетелях, но не будет преувеличением сказать, что жизнь его с момента прихода в монастырь до самого конца была непрекращающимся исповедническим подвигом.

Только люди достигшие духовной зрелости вправе произнести слова, которые однажды просто и сами собой вышли у оптинского иеромонаха о.Василия (Рослякова), – «хорошо было бы пострадать за Христа». Вспомним, даже такой великий святой, как в молитве к Господу произносит со смирением: «…Не дерзаю просить ни креста, ни утешения! Только предстою пред Тобою…»

Готовность пострадать за Христа – удел совершенных. И, вот, старец Амфилохий был из тех, кому с полным сознанием пришлось нести мученический крест не однажды.

Вопрос о том, кому «не угодил» монах для верующих людей, в общем-то, не первостепенный. Одни вели его на расстрел, истязали в психиатрической лечебнице, избивали до полусмерти, другие отдавали распоряжения об этом… Важнее другое: поистине, несчастнейшие люди – те, кто становятся исполнителями воли духов зла, независимо от внешних – политических, идеологических или каких-либо иных мотивов. Истинная причина подобной ненависти открывается до конца, опытно, а не чисто умозрительно, в Почаеве, возле его мощей.

К престольному празднику в честь в лавру ежегодно приходит многотысячный крестный ход из Каменец-Подольского, и среди этого множества в сопровождении родственников – весьма необычные больные. Недуг этот не укладывается в картину эпилепсии. Как правило, он обостряется при приближении к святыням. Это невозможно отнести и на счет «актерского мастерства»: каждый в состоянии отличить произвольный, даже самый профессионально-исполненный крик, от крика нестерпимой боли, непроизвольного.

«Особые» больные рычат, издают потоки площадной брани по отношению к святым, и при этом особенно оскорбительные эпитеты достаются преподобному Амфилохию.

Впечатление не из легких, особенно когда подобный «набор» несется из уст хрупкой девочки, которую пытаются удержать несколько мужчин. Сила у больных такая, что не во всех случаях помогают и металлические наручники.

Самое сложное для сопровождающих – подвести их к мощам. В тех случаях, когда удается, эти страдальцы обычно успокаиваются. Проходит несколько минут, и пришедшие в сознание не помнят о своем недавнем состоянии.

Поклонение честным мощам – начало исцеления духовного. Впереди – исповедь, причастие, особый церковный чин – отчитки. В монастыре о подобных случаях говорят: «Гнал нечистых батюшка при жизни своей, гонит и сейчас. Не выносят они его присутствия.»

Старцу Амфилохию была дана особая благодать. Он обладал несомненной прозорливостью, даром молитвенного исцеления, освобождения одержимых, и брань его с невидимым миром, где действуют духи, была – «не на жизнь, а на смерть». Ему мстили и неотступно преследовали те, кого он опалял своей молитвой.

«Убивайте мене, а його не зачипайте!»

Шел 1947 год. Позади осталась страшная война, и уцелевшие в ней надеялись на то, что послевоенный мир станет мудрей и лучше. Казалось, и для Церкви наступило время благоприятное. После долгих гонений в храмах зазвучала молитва, открыли двери духовные учебные заведения, понемногу стали возвращаться из мест заключения освобожденные священники. Однако политическое «потепление», обязанное военным условиям, оказалось временным, а изменение стратегии в отношении Церкви относительным.

Ушли в прошлое показательные процессы над духовенством, теперь в них не было и необходимости: основная часть духовного сословия была физически уничтожена в период 20-х – 30-х годов. Но одновременно «достойной преемницей» Соловков стала созданная в к.40-х – нач. 50-х система Сиблага, как и предыдущая поглотившая миллионы жизней(2), а дела «возбуждающих опасения» священников решались уже в порядке «индивидуальном» и часто «внесудебном».

Так было и на этот раз, когда в келью иеромонаха из Почаевской лавры ворвались неизвестные вооруженные люди. Вели себя вызывающе, дерзко, поставили под дуло автомата и повели. В чем состояла «вина» человека, жившего уединенно в маленьком домике при монастырском кладбище и довольствовавшегося только самым необходимым? Для «конвоиров» достаточно было то, что он был одним из тех священников, к которым люди едут издалека.

Отца Иосифа, – таково было монашеское имя преп. Амфилохия до принятия схимы, – знали, благодаря его способности исцелять в тех случаях, когда не оставалось надежды получить помощь от врачей. Лечебная практика батюшки началась еще до его прихода в монастырь. Когда-то у сельского лекаря он выучился искусству костоправа.

А в начале 30-х, когда он был уже в постриге, случай открыл в нем умелого доктора и дерзновенного молитвенника. Лаврский иеромонах буквально «собрал» и поставил на ноги разбившуюся молодую пару: во время сельской свадьбы лошади понесли, и коляска, где сидели новобрачные, опрокинулась, причинив им тяжелые травмы. Усердие о. Иосифа, подкрепленное молитвой, произвело чудеса, и с тех пор к нему вереницей потянулись посетители. Чтобы не доставлять беспокойство монастырской братии, батюшка по благословению отца наместника перешел в отдельный домик. Лечение больных в сочетании с оказанием духовной помощи стало его постоянным «послушанием». В иные дни он принимал до 500 человек.

С началом поток посетителей увеличился. Было замечено, что иеромонах Иосиф безошибочно предсказывал, к кому вернуться мужья и сыновья, а кого ожидают потери. Этому предшествовали двадцать лет, проведенные в послушании и молитвенном подвиге. Внутренняя сторона монашеской жизни – пост, бдения, молитвенное правило, – была скрыта от посторонних глаз, явными оказались духовные плоды.

Отец Иосиф получил и еще один дар – видеть воочию и изгонять нечистых духов. И вторжение незваных гостей в 1947 г. не стало для него неожиданностью. Батюшка не сопротивлялся, даже тогда, когда у ворот ему объявили о том, что ведут расстреливать. Попросил разрешить ему помолиться. Прочел «Отче наш», «Богородице Дево, радуйся», «Верую», и начал читать по себе самом отходную, как вдруг другой лаврский монах – отец Иринарх бросился под дуло автомата: «Кого ви хочите убити?! Знаете, якiй вин чоловик? Вiн весь свiт спасае. Убивайте мене, а його не зачипайте!»(3) Что произошло с комбригом в этот момент, сказать трудно, только настроение его переменилось, и, высвободив оружие, он отпустил обоих.

«Живая стена»

В следующий раз смерть подступила совсем близко в 1962 году. В стране прогремело разоблачение «культа», начались «оттепель» и одновременно – возобновленная яростная атеистическая кампания. Новая «волна» докатилась и до Почаева, и однажды угроза уничтожения нависла над Троицким собором.

Когда же милицейский отряд во всеоружии стоял у дверей храма, и парализующее действие страха сковало присутствующих, отец Иосиф принял на себя всю ответственность за последующие события. Выхватив ключи от храма из рук начальника, и поспешно передав их наместнику, он призвал братию и прихожан оказать сопротивление погромщикам. В ход пошли колья, в считанные минуты вокруг о. Иосифа образовалась «живая стена», и собор отбили. А батюшку ожидала расправа.

Арестовали его ночью в собственной келье, и на «воронке» доставили в психиатрическую больницу, позаботившись и об «особых условиях» содержания. Место для него определили в палате буйных больных. На этот раз пришлось тяжело: от препаратов, которые ему вводили насильно, распухало все тело и лопалась кожа, и то, что отец Иосиф выдержал все, само по себе, было случаем исключительным. Поддерживала его только молитва: ни Евангелие, ни распятие передать в больницу врачи ему так и не позволили.

И, все-таки, особым промыслом старец был освобожден(4). Однако план вывезти старца за рубеж не осуществился. Отец Иосиф потихоньку ушел из квартиры во Львове, где его скрывали от возможных преследований.

«Без статьи и трибунала»

Возвращаться в Почаев было слишком опасно, и он поселился у племянницы в селе Иловица. Укрыться надолго ему, конечно же, не удалось: народ моментально освоил новое направление маршрута, а отказать просящим батюшка не мог. Ежедневно служил Водосвятные молебны. Случаи исцелений были необыкновенны. По молитвам о. Иосифа вернулся слух к девушке, которую когда-то в детстве сильно побила мачеха. Одна жительница Почаева избежала ампутации, угрожавшей ей из-за начавшейся гангрены. Известен и случай, когда прозрела слепая девочка. Есть свидетельство того, как старец вернул к жизни 13-летнего подростка, находившегося в состоянии клинической смерти.

Бывало, что «открывались глаза» и у стойких атеистов, когда дело касалось их собственных детей.

В отчаянии обратился как-то к о. Иосифу секретарь обкома. Диагноз, поставленный врачами его 18-летнему сыну, звучал как приговор: саркома. Старец предупредил, что лечение будет только духовным: молебны, святая вода, освященная пища. Через несколько недель от болезни не осталось и следа, а отец в благодарность распорядился выделить для удобства паломников маршрутный автобус Кременец – Малая Иловица.

Местные власти, обеспокоенные притоком людей в село, стали настраивать родственников против старца.

В декабре 1965 г. о. Иосифа ожидало новое испытание. Один из родственников завел его на окраину села к болотам, и жестоко избив, оставил умирать в ледяной воде. Восемь часов пролежал старец без помощи, пока его не обнаружили духовные чада. Опасаясь, что он не доживет до утра, его в ту же ночь отвезли в Почаевскую лавру, где постригли с именем Амфилохия, в честь святителя Амфилохия Иппонийского. Схима – это «край», определение – на жизнь или на исход. Старец пошел на поправку, и еще несколько лет служил людям в великом ангельском образе.

В Почаеве рассказывают, что кончина о. Амфилохия была насильственной и вызванной отравлением. Не раз старец говорил, что среди его послушниц есть «Иуда», но когда люди, страдавшие от поведения одной из его «помощниц», просили его удалить ее от себя, батюшка только смиренно призывал их терпеть, поскольку и сам он терпит.

У святых отцов в разных вариантах встречается мысль о том, что превозмочь диавола умом и хитростью невозможно. Зло коварно и могущественно, и победить его в мире можно только, взойдя на крест, через сознательное уподобление Христу. Но «проигравший» по счету лукавому, бесовскому, у Бога восстает в нетлении, венчается великой славою и имеет дерзновение молиться за многих.

1 Симеон Метафраст (Symeon Metaphrastes) (2-я половина 10 в.), византийский писатель. Составитель минология, сводного корпуса греческих житий святых (148 текстов), приспособленного к церковному календарю.

2 Ценнейшие исторические свидетельства об условиях содержания в одной из ее частей – Озерлаге принадлежат протоиерею Алексию Кибардину, состоявшему в духовнических отношениях с преп. Серафимом Вырицким. (См.: Святой преподобный Серафим Вырицкий и Русская Голгофа. С.-Пб., 2008. С. 306-317).

3 С. Вяткина. Благословенный Почаев. Светоч. Православный просветительский журнал (Пермь). 2004. № 2. C. 62

4 Есть сведения о том, что его освободила тогда из больницы дочь Сталина, Светлана Аллилуева, в благодарность за то, что батюшка исцелил ее от душевного недуга. (Жизнеописание Святого угодника Божия последних времен. // Свято-Успенская Почаевская лавра. С. Вяткина. Благословенный Почаев. Светоч. Православный просветительский журнал (Пермь). 2004. № 2. С. 63)

1. Жизнеописание Святого угодника Божия последних времен . // Свято-Успенская Почаевская лавра. /
2. Преподобный Амфилохий Почаевский //
3. С. Вяткина. Благословенный Почаев. Светоч. Православный просветительский журнал (Пермь). 2004. № 2.

Марина Чижова

Как святой Амфилохий Почаевский исцелил дочь Сталина

Все, кто хоть что-то слышал о Почаеве, обязательно знает о прославившем этот монастырь ― и не только ― старце Амфилохие Почаевском . Паломники прикладываются к его мощам, посещают могилку, берут оттуда «земельку» и, как правило, получают просимое здоровье. Чем же завоевал преподобный такое дерзновение пред Богом? Об основных фактах его жития мы расскажем далее.

Сын костоправа

Детство будущего преподобного Почаевской лавры связано с Малой Иловицей ― селом Шумского района на Тернопольщине. Здесь 27 ноября 1894 года в обычной крестьянской семье Головатюков родился сын, которого назвали Яковом. Он был одним из десяти детей и свое имя получил в честь Иакова Персянина. Отцу многодетного семейства, которого звали Варнавой, приходилось много трудиться. Поэтому он освоил многие ремесла: мастерил различную утварь для езды, сани. Кроме того, Варнава хорошо был известен как костоправ. Часто Яков помогал отцу удерживать больных, когда тот вправлял им кости.

В 1912 будущего святого старца, тогда бывшего еще юношей, призвали на службу в армию. Вначале он отправился служить в Луцк, затем, во времена Первой мировой, был распределен в Томск, позже ― в Сибирь. Поскольку Яков имел небольшой медицинский опыт, его поставили выполнять обязанности фельдшера в санчасти. А дальше ему пришлось пережить немецкий плен…

Трудолюбивого молодого человека немцы забрали в Альпы на работу к фермеру. Там он настолько понравился хозяевам, что за его даже хотели отдать замуж свою дочь. Однако после трех лет работы не ферме, Яков сбежал на родину. Так он вернулся к семье в Иловицу. Тот, кого мы знаем сегодня как преподобный Амфилохий Почаевский, тогда собирался жениться, даже выбрал себе невесту. Неизвестно, как бы сложилась его жизнь, если бы он женился, но тогда что-то помешало ― свадьба не состоялась. Господь вел его к Cебе другим путем.

Почаевский монах-чудотворец

Разговор с настоятелем храма, в который ходил Яков, заставил молодого человека задуматься об ином, иноческом пути. Так в 1925 году он стал послушником Почаевской лавры. Здесь будущий святой нес различные послушания, желая стяжать главную мнашескую добродетель ― смирение. Как и его отец, он также выполнял разные ремесленные работы, а также пел на клиросе. В 1932 году будущий святой старец был пострижен в монахи с именем Иосиф. Вскоре после этого последовала диаконская, а затем и священническая хиротония.

В 1953 Иосиф получил сан игумена, а с 1959 по 1962 нес послушание духовника обители. Как-то во время отдыха на покосе он услышал незнакомую немецкую речь, а также звуки оружия. Но, оглянувшись по сторонам, никого не увидел. И уже вечером, когда в Почаев пришли немцы, он понял, что это означало. Так впервые у монаха проявился дар прозорливости.

Уже после войны к преподобному Амфилохию стали часто приходить из ГПУ. Однажды незнакомые люди ворвались к нему и хотели скинуть с галереи. Они связали его и положили на носилки, однако старец сказал, что они все равно далеко его не унесут. Так и произошло. Вскоре у одного из них свело ногу, у другого ― руку, а третий и вовсе ослеп. После недоброжелатели раскаялись, и монах их отпустил с миром. Однако больше всего Амфилохий Почаевский прославился не такими «чудесами», а благодаря своим способностям с Божьей помощью исцелять людей.

Безмездный врач и целитель

Говорят, что в те времена, когда жил преподобный, не было ни одного почаевца, который бы хоть раз в жизни не обращался к нему со своей проблемой. И по молитвам своего праведника Господь даровал чудеса исцеления. Особенно же отец Иосиф прославился как костоправ. Слава о нем быстро разнеслась по округе, ехали к чудотворцу и издалека. Монастырь не мог вмещать такого количества посетителей, к тому же это вносило свою суету в жизнь обители. Поэтому настоятель благословил преподобного поселиться в домике при монастырском кладбище.

Дивный врач принимал по 500 человек в день, вся улица обычно была загружена подводами. За свое лечение денег святой старец не брал, иногда, правда, ему привозили продукты. Отец Иосиф служил здесь водосвятные молебны, поливал людей из кружки освященной водой, а затем кормил всех благословенной трапезой. Сам он говорил, что из всех приходящих к нему исцеляется только половина, а кому-то более полезно продолжать нести тяготы болезни. О некоторых таких случаях мы расскажем дальше.

Однажды к старцу привезли глухонемого мальчика. Святой велел ему съесть моченое яблоко, после чего отрок сразу стал слышать и говорить. А вот другого мальчика с подобным недугом он не стал лечить, велел отправить его в школу для глухонемых. Свой отказ Амфилохий Почаевский объяснил следующим: отец мальчика раньше хулил Бога, и за это ребенок теперь страдает.

Еще одна женщина привезла больную дочь пяти лет. Прозорливый подвижник велел принести ему нож, протянул его женщине и сказал: «На, режь!» . При этом он указывал на ее ребенка. Мать ответила, что ей жалко. Тогда преподобный ответил, что других-то детей ей не жалко было резать, указывая на причину болезни.

Точно так же одна семья приехала со своим слепым ребенком, прося преподобного Амфилохия вернуть ему зрение. Старец сам предложил им вспомнить свои тяжкие прегрешения, на что супруги ответили, что ничего такого за собой не помнят. Тогда святой старец напомнил матери, как она в детстве выкалывала иголкой птенцам глаза. «Они ведь тоже плакали», ― заметил он.

Однако большая часть посетителей все же получала просимое исцеление от Бога ходатайством преподобного. Был даже известен случай, когда Амфилохий Почаевский воскресил умершего отрока, скончавшегося спустя два часа, как мальчика привезли к нему. Иногда старцу достаточно было только прикоснуться к больному месту своей палицей.

Больше же всего, как мы уже упоминали, старец прославился в качестве костоправа. Он велел звать его в любое время, когда привозили кого-то с переломом. Он имел обычай рисовать на сломанной руке или ноге линии перелома, и врачи, делая рентген, всегда удивлялись, что эти линии в точности совпадали со снимком.

К прославленному чудотворениями монаху Почаевской лавры часто привозили бесноватых. Амфилохий Почаевский не боялся бесов, наоборот: лукавые духи сами страшились его и сами в этом признавались (старец же видел их наяву). За то, что он изгонял демонов из людей, бесы пытались мстить своему победителю и даже его окружающим, и опять же, через других людей. Иногда им это удавалось.

«Пациент» психбольницы

Враг рода человеческого настраивал против подвижника даже его родственников. Как-то один из них заманил старца на свой трактор, вывез подальше и, избив, бросил в холодную воду. Там святой пролежал около восьми часов и чудом остался жив. Тогда Иосифа отвезли в Почаевский монастырь и в тот же день постригли в схиму, опасаясь, что он скоро умрет. В схиме его нарекли в честь святителя Амфилохия Иппонийского, память которого отмечалась в тот день. Однако Господь дал сил избраннику своему и тот быстро начал поправляться.

Святой старец раздражал местных врачей, так как отнимал у них пациентов. Но и не только этим был неугоден преподобный богоборческой советской власти. Однажды ― это был 1962 год ― в монастырь пришли милиционеры, чтобы закрыть Троицкий собор. Когда преподобный Амфилохий узнал об этом, он прибежал, и, спокойно отобрав ключи от храма у милиционеров, отдал их настоятелю. Люди его поддержали. Месть советского руководства не заставила себя ждать.

Вскоре за святым приехали ― он точно знал, что за ним в тот день придет «черный ворон» ― и определили в психиатрическую больницу в Буданове. Там его постригли, сбрили бороду и сорвали крест. На вопрос, когда он стал монахом, Амфилохий Почаевский смело отвечал, что родился им.

Спустя какое-то время врачи, наслышанные о чудотворных способностях преподобного, предложили ему помочь исцелить лежащих здесь больных. На это они получили ответ: Только дайте мне крест, Евангелие и облачение и попросите разрешение совершать водосвятные молебны. Ему, конечно же, отказали, велели сделать это без духовных инструментов. Святой ответил, что это невозможно, точно так, как воину невозможно воевать без оружия. Его отвели обратно.

Разумеется, люди писали многие прошения об освобождении целителя и чудотворца, однако эти прошения оставались безответными. И тогда в ситуацию вмешался промысел Божий…

Покровители среди сильных мира сего

Когда святого старца вызвали в следующий раз, то его ожидала необычная посетительница. Звали ее Светлана Иосифовна Аллилуева и была она… дочерью Сталина. Именно она и «вызволила» преподобного из психбольницы, вначале вывезя монаха во Львов. Затем она даже хотела забрать его на Кавказ, но Амфилохий Почаевский вернулся в родное село Иловица, где поселился у племянников. Здесь он продолжал принимать людей, и вновь многочисленные исцеления продолжали совершаться по его молитвам.

Но каким же образом в ситуацию вмешалась дочь Сталина? Почему она вдруг выступила ходатаицей за святого? А совершила она это в благодарность за ранее дарованное ей исцеление от некоего душевного недуга, с которым Светлана Иосифовна раньше обращалась за помощью к Амфилохию Почаевскому. И он ей помог.

Нужно сказать, что это был не единственный случай, когда сильные мира сего помогали старцу.

Так однажды он исцелил от саркомы мальчика ― сына первого секретаря обкома партии Тернополя. В благодарность за это счастливый отец выделил автобус из Кременца до Малой Иловицы и не чинил схиигумену никаких препятствий, разрешая людям свободно приезжать к старцу.

Преставление и прославление святого

Последние свои дни подвижник доживал в родной Иловице, продолжая принимать всех приходящих к нему со своими скорбями людей. О приближении своей кончины святой знал заблаговременно. Еще как-то в трапезную он вбежал с просьбой не приносить ему цветы, а больше молиться. Тогда никто не понял слов святого старца. Но потом, когда на его могилу действительно стали приносить много цветов, а он просил о молитве, значение этих слов прояснилось.

Ко Господу преподобный Амфилохий отошел 1 января 1971 года. Смерть его, как узнали позже, была насильственной ― его отравили, на протяжении определенного времени подмешивали яд к еде. Причем сделала это одна из послушниц, сотрудничавшая с советскими органами. О том, что среди окружавших его есть одна «Иуда», Амфилохий Почаевский сам говорил, но не противился воле Божией.

Когда его ввозили в Лавру для отпевания, грузовик с телом трижды скатывался с горы, не мог въехать. Тогда поняли, что святой не хочет въезжать в обитель на машине и его гроб внесли на плечах. Очевидцы отмечают, что в тот день скорбела даже природа. От монашеского облачения преподобного, которое сестры положили в храме, где молились в течение сорока дней, исходило тонкое благоухание.
Гроб с мощами Амфилохия Почаевского был извлечен неповрежденным спустя 30 лет. А 12 мая 2002 года святой был прославлен в лике преподобных. Этого же числа отмечают и день его памяти.

Больше о жизни подвижника можно узнать из видео:


Забирай себе, расскажи друзьям!

Читайте также на нашем сайте:

Показать еще



Недавно, когда писал про блаженную старицу Наталию из Вырицы, вспомнил про другого старца - Амфилохия Почаевского. Он был прославлен святым еще 10 лет назад. Тогда я со своим другом и коллегой фотографом Сашей Ломакиным съездил в Почаевскую лавру, встретился с людьми, которые знали преподобного Амфилохия. Он и Наталия жили далеко друг от друга, оба казались людям юродивыми, и оба исцеляли людей от тяжелых болезней. Кстати, и тот и другой давали выпить больным водку, а те не ощущали опьянения. Лечили, конечно, молитвами и словом Божием. А алкоголь - для смирения, наверное. Мне говорили, что батюшка Амфилохий шутил: "Иисус воду в вино превращал, ну, а обратно, вино в воду, еще проще!"
Выкладываю свою старую заметку об Амфилохии с его архивным фото и плакатом в память 10-летия канонизации.

"Провидец из Почаева

Схиигумен Амфилохий из прикарпатского села Малая Иловица спасал людей от неизлечимых недугов, воскрешал мертвых и видел будущее.
Жизнь великого старца соткана из чудес. Он творил их каждый день на глазах сотен людей, приезжавших к нему за помощью.
- Одной девушке оторвало руку по самое плечо, - рассказывает Михаил Ярый, смотритель монастырского кладбища. – Ее привезли к старцу с пережатой ремнем культей. Преподобный спросил: «А рука где?». Родственники растерялись: «Дома осталась…» «Срочно везите!». Оторванную руку привезли. Амфилохий приложил ее к обрубку - и она срослась!
Власти обвинили старца в шарлатанстве. Преподобный не стал спорить. Пришел в хирургическое отделение местной больницы, взял химический карандаш и нарисовал прямо на гипсе у самых тяжелых пациентов линии переломов.
Медики сравнили рисунки с рентгеновскими снимками. И поразились: расположение сколов костей, обозначенное монахом, совпало с данными рентгеновского обследования точь-в-точь!
- Как вы это делаете? – спросил у него хирург.
- Я не только на тело смотрю. На душу!
В иные дни к старцу за помощью приходили до пятисот человек. Он лечил от всех болезней, даже от рака.
- Батюшка видел не только хворь, но и ее причину, - рассказывает монахиня Варвара, помощница схиигумена Амфилохия. – Возлагал руки на голову больному. А потом называл грехи, за которые послана болезнь. Человек каялся - и исцелялся.

Пророчества
Первое свидетельство о прозорливости преподобного Амфилохия относится к 1941 году. На сенокосе он вдруг услышал немецкую речь, рев моторов, лязг гусениц. Сказал об этом бывшим рядом монахам. Они не поверили – вокруг только птицы пели. Когда вернулись в Лавру, то узнали, что война началась.
А в конце своей жизни схиигумен Амфилохий сказал, что через год после его прославления начнется большая война. Его причислили к лику святых в 2002-м. А через год началась война в Ираке.
- Батюшка говорил, что земля как стог сена загорится, - вспоминает матушка Варвара. - Когда подожгли нефтепромыслы, меня как током кольнуло. Все, как он рассказывал тогда. Преподобный предсказал, что эта война изменит мир. Я спрашивала, откуда он все этот знает. Батюшка сказал тогда, что видит Господа и Богородицу так же, как меня, что мысленно беседует с ними. И получает ответы…

Воскрешение
Прием больных старец вел в сторожке на монастырском кладбище. Длина Липовой улицы, что ведет от лавры до погоста, километр.
- Вся она была заполнена хворыми и бесноватыми, - говорит Михаил Ярый. - Приезжали не только со всех республик СССР – из Польши, Румынии, Венгрии, Канады, США, других стран.
Когда начались хрущевские гонения на религию, власти решили избавится от чудотворца. Старца «сократили» из числа монахов Почаевской лавры. Он перебрался в родное село Малые Иловицы, глухое местечко в карпатских горах. Но и туда потянулись паломники - пешком, через лес.
- Их гоняла милиция, - вспоминает односельчанин старца Евгений Яворский. – Водителей, которые брались подвезти паломников, штрафовали. Милиционеры ходили ночью по хатам, следили, чтобы не оставляли на ночь чужих. А люди все равно шли и шли…
Преподобный выстроил часовенку во дворе своей племянницы. А над ней, вместо купола – голубятню. Служил молебны, принимал недужных. Однажды у двора, заполненного больными, остановилась черная «Волга». Из нее вышел первый секретарь Тернопольского обкома Компартии Украины. Подошел к старцу:
- Батюшка, у сына саркома ноги…
- Привозите!
Он вылечил мальчика. Секретарь обкома спросил, чем отблагодарить за исцеление.
- Вы мне ничего не должны. Господа благодарите.
- Что я должен сделать?
- Сердце подскажет.
Партийный босс приказал открыть автобусный маршрут до села и не мешать паломникам.
Людей стало приезжать еще больше. Однажды, как свидетельствует матушка Варвара, произошло великое чудо:
- Родители привезли мальчика лет тринадцати. Плачут, говорят что сын умирает, последняя надежда на батюшку. А преподобный в отъезде. Ребенок умер прямо во дворе в середине дня. Положили покойного на лавку, родители рыдают. Под вечер, уже совсем темно было, батюшка приехал. Подошел к ребенку, а тот уже холодный. Он опустился рядом на колени, стал молится. И мальчик открыл глаза!

Аллилуева
Власти решили закрыть Троицкий собор Почаевской лавры и сделать в нем баню. Приехали с вооруженной охраной, забрали у наместника ключи. И тут появился преподобный Амфилохий. Подошел к начальнику милиции – и вырвал у него ключи собора!
Прибежавшие на помощь верующие вытолкали милиционеров из монастыря.
Старцу эту смелость припомнили. Отправили не в тюрьму, не в лагерь - в психушку. Но паломники стали ездить и туда.
- Пустите к батюшке!
- Да он больной! – отвечали врачи.
- Нет, он здоровый. Больные мы…
Вскоре приехала женщина, которой медики не посмели отказать. Она влетела в кабинет главврача словно буря:
- Здравствуйте! Я Светлана Аллилуева, дочь Сталина!
Матушка Варвара знает эту историю по рассказам самого преподобного Амфилохия:
- Батюшка вспорминал, что Светлана Аллилуева приезжала к нему несколько раз. Просила, чтобы он вылечил от мучившей ее болезни. Батюшка не называл, чем именно болела дочь Сталина. Просто говорил, что она очень страдала, что московские врачи не смогли ей помочь. А он ее вылечил.
Светлана Аллилуева решила вызволить старца из психбольницы. Но ей сказали, что забрать его могут лишь близкие родственники. Она поехала в родное село старца, нашла его племянника Тихона. Преподобного выпустили из больницы. Вместе со старцем Светлана Аллилуева приехала в Почаевскую лавру. Архимандрит Георгий видел, как он припал к монастырской святыне – отпечатавшейся на скале стопе Божией Матери. Преподобный зачерпнул из чудесного отпечатка скопившуюся там воду, омыл ею лицо. На следующий день отстарец служил литургию в пещерной церкви лавры. Светлана Аллилуева была там же, она не хотела отпускала преподобного от себя. Стала уговаривать старца лететь в Москву. Говорила, что в СССР ему не дадут житья, что КГБ приказано его тайно ликвидировать. Обещала спасти, через мужа, индийского дипломата, переправить в Америку…
- Преподобный поехал с дочерью Сталина во Львов, - говорит матушка Варвара. – Уже билеты на самолет были куплены. Старец сказал, что хочет навестить во Львове свою духовную ночь Анну. Светлана Аллилуева оставила его там ночевать. А когда вернулась, старца уже не было. Он велел передать ей, что возвращается в родное село…

Яд
Старец продолжал принимать паломников. Но тучи сгущались – однажды в его спальне, под кроватью, поймали затаившегося молодого мужчину в монашеском подряснике. Одежда оказалась камуфляжем, под ней киллер прятал кинжал. Его сдали в милицию. Дело спустили на тормозах, объяснили что этот человек забрался в дом, потому что с пьяных глаз дверью ошибся. Потом другой местный житель обманом заманил старца в болото, жестоко избил. Утром монаха нашли едва живого…
- Примерно в то же время в доме старца появилась странная женщина из Киева, - рассказывает матушка Варвара. - Она из Киева, работала там в музее атеизма. Приехала и сказала старцу, что уверовала в Бога. Батюшка ее принял. Эта женщина осталась у нас жить, напросилась в поварихи. Вскоре у старца начались признаки странной болезни. Я стирала его белье и заметила, что исподнее у батюшки словно кислотой проедено. Спросила его, что случилось. А он сказал, что это яд из него вышел. И попросил шума поднимать: «случится то, чему суждено». Уехала по делам, а на сердце тревога осталась. Через месяц пришло известие о смерти батюшки. Срочно вернулась в Иловицы. Мне сказали, что в последнюю свою ночь батюшка отказался от общей трапезы. Сказал близким, что в этот раз будет ужинать один. Он знал, что еда отравлена…
Ночью после кончины старца монахине Варваре приснился сон – старец Амфилохий в белых одеждах. Он указал ей на граненый пузырек с жидкостью малинового цвета. Сказал, что в нем синильная кислота. И назвал имя той, что подливала яд в еду.
Матушка Варвара увидела ту злодейку через десять лет после смерти старца. Отравительница приехала на его могилу – и прилюдно покаялась.
- Она мазала лицо грязью, - говорит матушка Варвара. – Ползала на коленях, просила у людей прощения. Вопила, что она жива, а ее душа уже горит…

Прославление
Могилу преподобного Амфилохия на монастырском кладбище вскрыли в 2002-м. Для освидетельствования мощей пригласили монахов-медиков из России - из Троице-Сергиевой лавры. Они сделали заключение, что тело спустя более чем тридцать лет после смерти сохранилось в «дивном нетлении».
Когда раскапывали могилу, подломилась прогнившая доска крышки гроба. Она ударила по сложенным на груди рукам святого. И рана получилась, как у живого. Вскрывавшим гроб монахам показалось, что на ссадинах появились капельки крови. Но это было миро. Тело святого благоухало!
Мощи преподобного Амфилохия перенесли в пещерную церковь и поместили рядом с древней святыней – мощами преподобного Иова. Сбылось еще одно пророчество схиигумена Амфилохия: когда его милиция изгоняла из монастыря, он сказал, что придет час, когда его «пропишут в Лавре навечно».
В день прославления преподобного Амфилохия над куполами лавры в небе появились два креста. Шестнадцать архиереев, совершавших чин канонизации, отметили это чудо как знак Божий.
Григорий Тельнов, впервые опубликовано в газете "Жизнь"

В украинском селе Малая Иловица 10 декабря / 27 ноября 1894 года у Варнавы и Анны Головатюк родился сын, при святом крещении мальчика назвали Иаковом.

Варнаве, отцу десятерых детей, приходилось браться за любую работу: он делал колёса, колодки, сани, обращались к нему за помощью и больные крестьяне, как к хорошему костоправу. Будучи юношей, Иаков не раз помогал отцу “удерживать больных, когда тот направлял сломанные кости”. Природная сила и приобретенные в юности навыки пригодились Иакову.

В 1912 году Иаков был призван в Царскую Армию, где исполнял обязанности фельдшера. Во время боевых действий помогал выносить раненых товарищей с поля боя, попал в плен, был отправлен немцами в Альпы, где три года работал у фермера. В 1919 году Иакову удалось совершить побег, вернувшись в родное село, стал заниматься привычной крестьянской работой, помогал и больным, обращавшимся за помощью.

В 1925 году Иаков был принят послушником в Почаевскую Лавру. В трудолюбии и смирении исполнял новоначальный инок возлагаемые на него послушания: делал сани, колёса, пел на клиросе...

8 июля 1932 года, по благословению митрополита Варшавского и всей Польши Дионисия, Иаков был пострижен в монашество с именем Иосиф.

21 сентября 1933 года рукоположен епископом Антонием во иеродиакона, 27 сентября 1936 года – во иеромонаха.

Исполняя различные работы и послушания в Лавре, отец Иосиф лечил больных, особенно прославился как костоправ. К нему везли страждущих со всей округи, поток больных не прекращался ни днем, ни ночью. Чтобы не создавать неудобства для братии, отец Иосиф, по благословению наместника Лавры, перебирается в маленький домик на монастырском кладбище, здесь ему вместе с иеромонахом Иринархом, предстоит прожить около 20 лет. Каждый день в маленький домик приходили больные люди. Бывали дни, когда иеромонах Иосиф принимал до 500 человек, многие жаждали исцеления – кто телесного, кто духовного.

Всего себя подвижник посвятил служению Богу, получив от Бога дар прозорливости и исцелений, помогал всю жизнь ближним. Для мира остались сокрытыми его многие тайные подвиги и борения.

В конце войны подвижник чудом избежал расправы. Как-то ночью четырнадцать вооружённых человек ворвались в его келию и потребовали еды, после того как их накормили, попросили, чтобы старец их проводил. У ворот командир партизанского отряда объявил о расстреле. Со смирением принял старец известие о скорой гибели, попросил только десять минут на молитву. Успел прочитал “Отче наш”, “Богородицу”, “Верую”, начал читать “Отходную”... Прибежал отец Иринарх, обеспокоенный долгим отсутствием старца, когда увидел дуло нацеленное на праведника, не раздумывая, бросился на автомат, пригибая его к земле, стал просить о помиловании старца... Смерть миновала.

В конце 50-х годов начались хрущевские гонения на церковь. В стране массово закрывали монастыри и храмы, а самих монахов по ложным обвинениям выгоняли, выселяли, отправляли домой без права возвращаться. Осенью 1962 года, благодаря бесстрашию старца монахам удалось отстоять Троицкий собор: “У дверей церкви с десяток милиционеров со своим начальником стоят, старец неожиданно выхватил у начальника ключи, передал молодому наместнику Августину и призвал местных жителей защищать храм. Крестьяне, вооружившись жердями, устремились на милиционеров”. Троицкий собор отстояли, но через несколько дней старца ночью увезли на “черном вороне” в психиатрическую больницу. Его поместили в палату для самых “буйных” душевнобольных. Ему вводили лекарства, от которых распухало всё тело и трескалась кожа.

Духовные чада отца писали письма, просили освобождения старца. Через три месяца его привели в кабинет главного врача. Спросили: может ли он вылечить тех больных, которые находятся с ним в палате.

Старец сказал, что через две недели вылечит всех больных, и попросил привезти ему святое Евангелие, крест и облачение, чтобы он мог отслужить Водосвятный молебен.

В ответ услышал: “Нет, вы без молебнов лечите”.

– Это – невозможно, – ответил кроткий старец. Когда солдат идёт в бой, ему дают оружие... Наше оружие на невидимого врага – святой крест, святое Евангелие и святая вода.

Отца Иосифа отвели в палату.

Мучения закончились лишь с приездом в больницу Светланы Аллилуевой, дочери Сталина, которую он в своё время исцелил от душевной болезни. Ей удалось добиться освобождения старца.

Старец Иосиф вернулся в родное село и поселился у своего племянника.

Узнав, где находится старец, начали съезжаться страждущие. Отец Иосиф ежедневно служил Водосвятные молебны и исцелял людей. Местные власти, обеспокоенные притоком больных людей в село, стали настраивать родственников против старца, один из них, поддавшись уговорам, обманув старца, увёз его на своём тракторе за село к болотам, жестоко избив, бросил в воду и уехал. В холодной декабрьский день восемь часов пролежал мученик в ледяной воде, духовные чада нашли умирающего старца, отвезли в Почаевскую Лавру, где его в ту же ночь постригли в схиму с именем Амфилохий, в честь святителя Амфилохия Иппонийского, боялись, что он не доживет до утра. По милости Божией схимонах Амфилохий выздоровел. Оставаться в Лавре без прописки было опасно, он снова вернулся в родное село. Люди по-прежнему шли и ехали к старцу за исцелением.

Во дворе отец Иосиф ежедневно служил Водосвятные молебны, многие верующие получали исцеления. Отец Иосиф некоторых больных благословлял не вкушать пищу в среду и пятницу. В дни строгого поста он велел рано утром, встав с постели, до начала утренней молитвы, сразу класть три земных поклона с молитвой “Богородице Дево, радуйся...”, чтобы легко выдерживать пост в этот день.

Нужно было иметь великую любовь в сердце, чтобы никогда и никому и ни в чем не отказывать. Старец Божий имел таковую. Он находил время для каждого.

Из воспоминаний духовных детей старца:

– Приезжали к отцу и современные молодые юноши, жаловались на душевную тоску, отсутствие сна и аппетита. Старец ставил их посреди двора и просил класть по 450 земных поклонов; велел, чтобы так и дома каждый вечер делали, да носили крестики, не выпивали, не курили, ходили в церковь, соблюдали посты, причащались и все “нервы” выйдут и будут здоровы. При этом добавил, что нервы чувствуют боль, но когда болит душа, то это не “нервы расстроены, а бесы мучают, и надо постом и молитвою бороться с ними. ...”. Уныние и пустота в душе, считал старец, из-за многоглаголания, чревоугодия, и любостяжания. Он велел тогда каждый час и день петь “Елицы, во Христа креститеся” и “С нами Бог”.

Целый день проводил подвижник с людьми, по ночам молился.

Молодая женщина Татьяна, жительница Почаева, была неверующей, в церковь не ходила. В результате закупорки вен началась гангрена. Врачи настаивали на ампутации. Женщина тянула сколько могла. А потом, узнав о батюшке Амфилохие, одолжила денег и пошла. Батюшка вышел из келий, оглядел очередь. И позвал ее из толпы. Выслушав Татьяну, сказал, что операции делать не надо. Дал мазь, святую воду и сказал, какие молитвы читать, потом, достав из шкафчика 50 рублей, дал женщине, провидя духовным зрением о её денежных затруднениях. Вскоре Татьяна исцелилась не только телом – гангрена прошла, но и душой – стала постоянно ходить в церковь.

Из Днепропетровска приехали к батюшке две подруги. Одна их них была глухонемая. Еще в детстве ее сильно побила мачеха. Отец Амфилохий спросил глухонемую девушку:

– Как тебя зовут?

– Она же глухонемая,– вмешалась удивлённая подруга.

– А ты молчи, – ответил старец и повторно обратился к больной с вопросом

Девушка начала издавать звуки, из которых сложилось её имя – Галя. Она начала говорить и стала слышать.

По свидетельству очевидцев: однажды, когда старец уехал на целый день к больному, к нему привезли умирающего мальчика 13 лет. Поздно ночью старец вернулся и узнал, что больной мальчик, не дождавшись помощи, умер. Старец подошёл к лавке, на которой лежал умерший, склонился над ним и долго молился, потом перекрестил его, мальчик открыл глаза – ожил.

Из воспоминаний Шумалович К.:

“Летом 1961 года у сына распухла кисть руки. Она увеличилась почти в два раза и сильно болела. Мы водили ребёнка к врачу, но помочь они не могли. Тогда мы обратились к отцу Иосифу. Он помолился, взял руку сына в свои ладони, легко похлопал по ней, и сказал, что всё пройдёт. На утро следующего дня мы не поверили своим глазам. Произошло чудо! Рука была такая же, как и до болезни”.

Под осень 1965 года старец поселился у своей племянницы, на участке с помощью духовных чад была построена небольшая часовня, над ней высокая голубятня, длинный обеденный стол во дворе для богомольцев.

Старец говорил, что по милости Божией заранее знает о тяжело больных, которые должны к нему приехать, бывали случаи, что выходил встречать больных ночью в непогоду.

Сохранилось много свидетельств о прозорливости старца. Надежда Симора слышала от матери рассказ о прозорливости старца: “Молодая женщина обратилась к батюшке за помощью вернуть зрение слепому от рождения сыну, отец Иосиф на просьбу матери ответил, что это за ее грех. Что, будучи ребёнком, она лазила по деревьям, брала птенцов и выкалывала им иглой глаза... Женщина заплакала, плакал вместе с ней и старец”.

Из воспоминаний Агафии Лящук (Ровенская обл.):

– Где-то в шестидесятых годах мой отец заболел... Врачебная комиссия установила рак желудка... Мы поехали к батюшке. Во дворе было много людей. Все ждали его. Вскоре вышел старец и указал пальцем на меня. Я рассказала, что отца выписали из больницы, потому что не могут вылечить. Батюшка Иосиф помолился, дал травы и сказал, что он выздоровеет. Отец прожил после этого ещё 16 лет.

Представители власти запрещали людям посещать старца. Отменялись автобусы, но люди шли пешком. Как-то к старцу приехал первый секретарь Тернопольского обкома партии, привез единственного сына. У девятнадцатилетнего юноши на ноге была саркома, врачи оказались бессильны. Старец Иосиф, осмотрев больного, попросил оставить юношу на две недели, предупредил, что лечить будет только молитвой. Секретарь обкома согласился, договорился о ночлеге для сына в ближайшем селении. По благословению старца юноша каждый день приходил на Водосвятный молебен, пил святую воду, вкушал освящённую пищу. Спустя две недели саркома бесследно исчезла. Благодарный отец распорядился выделить маршрутный автобус Кременец – Малая Иловица.

Старец, с детства любивший природу, сам сажал цветы и фруктовые деревья, послушницы помогали в работах на участке.

Старец предвидел свою скорую кончину, знал, что одна из его послушниц подсыпала в еду яд, подливала яд и в воду, которой он умывался (есть мнение, что послушница из Киева была агентом КГБ). Не раз с горечью старец говорил, что среди его послушниц есть “Иуда”. Батюшка несколько раз на несколько часов терял сознание. Во время приступов отравительница под разными предлогами не подпускала никого к батюшке.

Смиренный старец стойко переносил страдания, и призывал виновницу покаяться.

Умер подвижник 1 января 1971 года. Незадолго до смерти, старец говорил, чтобы все приходили на его могилу со своими нуждами и болезнями, обещал и по смерти не оставлять нуждающихся в его молитвенной помощи. Уже после отпевания старца у гроба праведника исцелилась верующая женщина. На протяжении трёх десятилетий совершались чудеса исцелений у могилы старца.

Москвич Винокуров Н.И. несколько лет страдал от болей в спине, массаж и другие лечебные процедуру не приносили облегчения, во время поездки в Почаевскую лавру, побывал на братском кладбище: “На могиле схиигумена Амфилохия, слёзно помолившись, просил батюшку исцелить меня, чтобы я мог стоять на службе и боль отступила. На следующий день мы с другом пришли снова. Результат оказался удивительным. Это настоящее чудо”.

23 апреля 2002 г Священным Синодом Украинской Православной Церкви было принято решение о причислении к лику святых почаевского старца-схиигумена Амфилохия. Чин прославления преподобного Амфилохия в лике святых был совершен в воскресение 12 мая в престольном Успенском храме Почаевской Лавры.

12 мая 2002 года в Почаевской Лавре, во время прославления святого в небе над Лаврой появились созданные из облаков два креста. В течение часа верующие могли наблюдать за этим чудом – один большой крест и рядом – чуть поменьше. Паломники говорили: “Ну вот, теперь их будет двое – батюшка Иов и батюшка Амфилохий”.

Кондак, глас 3 преподобному Амфилохию

Яко веры православной ревнитель и благочестного жития учитель, в болезнях и скорбях изрядный помощник и защититель, перед Господом предстоиши, преподобный Амфилохие, сего ради вопием ти: сохрани обитель, в ней же подвизался еси, и спасай нас молитвами твоими, отче блаженне.