Бизнес

Сценарий проведения праздника этикета "рыцарский турнир вежливости". Поэтическая игра "Словарь вежливых слов"

Сценарий праздника этикета

Звучит музыка. Выходят 4 человека.

Доброта – это стремление человека сделать счастливыми других людей.

Понять и исполнить желанье другого –

Одно удовольствие, честное слово.

Вежливость – это умение вести себя так, чтобы другим было приятно с тобой.

Ежели вы вежливы

И к совести не глухи,

Вы место без протеста

Уступите старухе.

Ежели вы вежливы

В душе, а не для виду,

В троллейбус вы поможете

Взобраться инвалиду.

И, ежели вы вежливы,

То, сидя на уроке,

Не будете с товарищем

Трещать, как две сороки.

И, ежели вы вежливы,

Поможете вы маме

И помощь ей предложите

Без просьбы – то есть сами.

И, ежели вы вежливы,

То в разговоре с тётей,

И с дедушкой, и с бабушкой

Вы их не перебьёте.

И, ежели вы вежливы,

Тому, кто послабее,

Вы будете защитником,

Пред сильным, не робея.

Знал одного ребёнка я.

Гулял он с важной нянею.

Она давала тонкое

Ребёнку воспитание.

Был вежлив этот мальчик.

И, право, очень мил.

Отняв у младших мячик,

Он их благодарил,

«Спасибо!» - говорил.

Нет, ежели вы вежливы,

То вы благодарите.

Но мячика у мальчика

Без спросу не берите!

У: Для того, чтобы стать вежливым, мы должны пользоваться волшебными словами, от которых становится теплее, радостнее. Давайте поиграем в игру «Словарь вежливых слов». Мы читаем стихотворение, а вы доскажите словечко.

(выходит ребёнок, в руках таблички)

Растает даже ледяная глыба

От слова тёплого … спасибо.

Зазеленеет старый пень,

Когда услышит … добрый день.

Мальчик вежливый и развитый

Говорит, встречаясь, … здравствуйте.

Когда нас бранят за шалости,

Мы говорим … прости, пожалуйста.

И во Франции, и в Дании

На прощанье говорят … до свидания.

Волшебное, доброе слово может подбодрить человека в трудную минуту, поможет рассеять плохое настроение. А ещё всегда поднимет настроение добрая, лучезарная улыбка.

(хор детей исполняет песню «Улыбка»)

Но, к сожалению, не все люди дарят друг другу добрые слова и лучезарные улыбки. Грубость, неуважительное отношение к людям – признак плохого воспитания. Ребята ведут себя грубо, и им кажется, что в этих случаях они поступают как самостоятельные, независимые и почти взрослые люди.

Поди узнай, поди пойми,

Что стало с парнем

Лет восьми?

Он всех в один несчастный день

Чуть не довёл до слёз,

Его зовут – стоит как пень,

Как будто в землю врос.

  1. Смотри не пей воды сырой! –

Советует сосед.

Один стакан, потом второй

Андрюша пьёт в ответ.

Поди узнай, поди пойми,

Что стало с парнем

Лет восьми?

  1. Придёшь обедать к трём часам, -

Ему сказала мать.

Он пробурчал: - Я знаю сам…

А сам явился в пять.

  1. Ну что с тобой, Андрюшенька?

И сын признался ей:

Когда я вас не слушаюсь,

Я выгляжу взрослей!

К сожалению, грубыми и невоспитанными бывают не только мальчики, но и девочки…

Синенькая юбочка.

Ленточка в косе.

Кто не знает Любочку?

Любу знают все.

Девочки на празднике

Соберутся в круг.

Как танцует Любочка!

Лучше всех подруг.

Кружится и юбочка,

И ленточка в косе.

Все глядят на Любочку,

Радуются все.

Но если к этой Любочке

Вы придёте в дом,

Там вы эту девочку

Узнаете с трудом.

Она кричит ещё с порога,

Объявляет на ходу:

У меня уроков много,

Я за хлебом не пойду!

Едет Любочка в трамвае –

Она билета не берёт.

Всех локтями раздвигая,

Продвигается вперёд.

Говорит она, толкаясь:

  1. Фу, какая теснота! –

Говорит она старушке:

  1. Это детские места!
  2. Ну садись, - вздыхает та.

Синенькая юбочка.

Ленточка в косе,

Вот какая Любочка

Во всей своей красе.

Случается, что девочки

Порой бывают грубыми,

Хотя не обязательно

Они зовутся Любами.

А вот послушайте, какие частушки приготовили наши ребята. Послушайте и задумайтесь…

Заиграй-ка, балалайка,

Балалайка – три струны.

Запевайте, не зевайте,

Выходите, плясуны.

Лида в круг вбежала смело,

Завертелась, как юла,

И под музыку запела

Про знакомые дела.

Тётя Сима попросила

Слазить Витю на чердак.

  1. Извините, тётя Сима,

Я вам вовсе не батрак.

В поезд входят три юнната:

«Ух, народу сколько тут!

Занимай места, ребята,

А то бабушки займут».

Говорит лентяйке мать:

  1. Убери свою кровать.
  2. Я бы, мама, убрала,

Только я ещё мала!

А наш Гриша ходит гордо,

В ход пускает кулаки.

У задиры под глазами

Не проходят синяки.

Витя – очень умный парень,

Может всё он смастерить,

Только «здравствуй» и «спасибо»

Не умеет говорить.

Мы весёлые частушки

Вам исполнили сейчас,

О себе, о дружбе нашей

И о кое-ком из вас.

А теперь, ребята, мы предлагаем вам поучаствовать в Турнире вежливости и хороших манер . Для начала разминка . Мы предлагаем вопросы и варианты ответов. Думайте, решайте и называйте правильный ответ.

1. Когда люди встречаются, они говорят друг другу:

  1. Спасибо;
  2. Здравствуйте;
  3. Пожалуйста;
  4. До свидания.

2. Как поступить, если необходимо что-либо сказать с дальнего расстояния?

  1. Крикнуть погромче;
  2. Не кричать, а показать жестами;
  3. Подойти поближе и сказать.

3. Что должен подавать мальчик девочке при выходе из автобуса?

  1. Руку;
  2. Ногу;
  3. Кошелёк;
  4. Пальто.

4. В дверях магазина давка. Одна толпа входит, другая – выходит. Кто должен уступить?

  1. Те, кто выходят;
  2. Те, кто входят;
  3. Надо двигаться навстречу друг другу, толкаясь и протискиваясь в дверях.

5. Куда деть руки во время беседы?

  1. Если в руках ничего нет, они останутся свободно опущенными;
  2. Нужно трогать собеседника, крутить его пуговицы, толкать кулаками;
  3. Руки нужно скрестить на груди.

6. Можно ли одалживать расчёску?

  1. Можно – не ходить же лохматыми;
  2. Только близким людям;
  3. Нет.

7. Незнакомый человек на улице, обознавшись, поздоровался с вами. Как поступить?

  1. Сделать вид, что не заметили приветствия;
  2. Ответить приветствием;
  3. Объяснить незнакомому человеку его ошибку.

8. Можно ли в транспорте причёсываться?

  1. Можно! Разве лучше ехать лохматым?
  2. Можно только в тёплое время года;
  3. Никогда нельзя.

9. Как нужно проходить мимо сидящих в зрительном зале?

  1. Спиной к сидящему;
  2. Лицом к сидящему;
  3. Прямо, не обращая внимания на ноги и колени.

10. Как правильно, идя по улице, держать зонтик?

  1. В горизонтальном положении;
  2. В вертикальном положении;
  3. Лучше всего ловко играть им, совершая круговые движения, - это так экстравагантно!

11. Обязательно ли благодарить, когда вам уступают место в транспорте?

  1. Обязательно;
  2. Необязательно, но желательно;
  3. Нет, не нужно;
  4. Если вы молоды, то обязательно.

12. С кем необходимо здороваться, находясь в учреждении?

  1. Со всеми;
  2. Только с теми, кого знаете;
  3. Ни с кем.

13. Нужно ли улыбаться, приветствуя человека?

  1. Конечно, нет – это несерьёзно;
  2. Смотря по настроению;
  3. Доброжелательная улыбка желательна всегда.

14. Можно ли опаздывать на встречи, в гости?

  1. Можно, если на то были веские причины;
  2. Можно, но не более чем на 15 минут;
  3. Опаздывать недопустимо.

15. Как учащиеся приветствуют взрослого человека, вошедшего в класс?

  1. Машут рукой;
  2. Встают;
  3. Говорят хором «здравствуйте»;
  4. Молчат, делая вид, что заняты.

16. Если ты хочешь ответить на уроке, то ты…

  1. Кричишь с места, как можно громче;
  2. Идёшь к учителю и отвечаешь ему лично;
  3. Поднимаешь руку.

17. Если вам надо уйти, а собеседник не закончил разговор, вы…

  1. Говорите «извините, пожалуйста, что я вас перебиваю, но мне надо уйти»;
  2. Молча встаёте и уходите;
  3. Говорите: «хватит разговаривать, мне надо идти».

А теперь СОСТЯЗАНИЕ КОМАНД (в команде 5 человек) .

1 ЗАДАНИЕ (по 1 человеку от команды)

Состязание вежливых слов. Назвать как можно больше вежливых слов, не повторяясь.

2 ЗАДАНИЕ (по 1 человеку от команды)

Написать поздравительную открытку: МАМЕ, ДРУГУ, УЧИТЕЛЮ (с днём рождения).

(оборудование: 3 открытки, 3 ручки)

3 ЗАДАНИЕ (КОМАНДНОЕ СОСТЯЗАНИЕ)

Накрыть на стол, правильно, быстро и красиво, расставив приборы.

(оборудование: (3 набора) 2 тарелки, вилка, нож, салфетки, бокал).

По одному очку за каждый показатель.

4 ЗАДАНИЕ (по 2 человека от команды – мальчик и девочка).

Правильно посадить девочку за стол, помочь встать из-за стола, подать пальто.

(оборудование: 3 куртки).

5 ЗАДАНИЕ (по 1 человеку от команды)

Разыграть разговор по телефону:

  1. Когда позвонили вашей маме, а её нет дома;
  2. Когда позвонили папе, а он сейчас подойти не может;
  3. Когда ошиблись номером.

(потом показать образец правильного разговора)

Дорогие ребята, наш праздник этикета подходит к концу. Мы надеемся, что теперь вы будете вести себя в обществе правильно и культурно. И если все будут делать так, люди станут добрее, а мир – прекраснее!


Сценарий конкурса будет полезен педагогам дополнительного образования, учителям начальных классов; для детей младшего школьного возраста; конкурс для закрепления правил хороших манер.
«Этикет, или просто хорошие манеры»
Цель: расширить представления детей о правилах этикета, формировать навыки культурного поведения в повседневной жизни.
Плакат на сцене
«Поведение – это зеркало, в котором каждый показывает свой облик.» И. Гете.
« Вежливость – это вести себя так, чтобы другим было приятно с тобой.»
Пословицы.
Чего в других не любишь, того и сам не делай.
Всегда поступай с другими так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой.

Ход занятия

Тема нашего мероприятия «Этикет, или просто хорошие манеры». Что такое этикет? (Ответы детей)
-Этикет – совокупность правил поведения в обществе; умение вести себя в обществе; правила культурного поведения в обществе, которые нужно знать каждому. Как возникло слово «этикет»? (Ответы детей)
- На одном из пышных приемов у короля Людовика 14 гостям вручали карточки с перечислением некоторых требуемых от них правил поведения, от французского названия карточек «этикетки» и произошло слово «этикет».
Русский царь Петр I тоже часто давал балы, на которых бывали послы из других стран. Нужно было уметь себя вести, чтобы не опозориться перед иностранными гостями. Тогда-то и появилась книга о культуре поведения - «Юности честное зерцало». Петр сам принимал участие в её составлении. В книге были такие правила: «в платок громко не сморкаться и не чихать»; «перстом носа не чистить»; «не жри, как свинья, и не дуй в суп, чтобы везде брызгало»
Правил этикета очень много: есть правила поведения за столом, в гостях в театре и т.д. Какие вы знаете правила поведения?
- Здороваться.
- Если встретился знакомый,
Хоть на улице, хоть дома,
Не молчите, не стесняйтесь
И немым не притворяйтесь,
Поздороваться спешите,
Громко «Здравствуйте!» скажите.
Здравствуйте! - Ты скажешь человеку.
Здравствуй, - улыбнется он в ответ.
И, наверно, не пойдет в аптеку
И здоровым будет много лет.
Добрый день! - тебе сказали.
Добрый день! - ответил ты.
Как две ниточки связали -
Теплоты и доброты!
-Спасибо.
За что мы говорим спасибо?
За все, что делают для нас.
И мы припомнить не смогли бы
Кому сказали? Сколько раз?
примерные ответы детей:
- Не показывай пальцем на кого бы то ни было.
- Не перебивай говорящего.
- Не выкрикивай с места.
- Не разговаривай во время урока, иначе пропустишь самое главное.
- Следи за чистотой в классе не сори, не пиши на парте, не забывай сменную обувь.
- Почему надо соблюдать в обществе нормы этикета?
- Чтобы не доставлять людям неудобств, неприятностей, чтобы окружающим было приятно от общения с тобой.
- Существует огромное количество самых невероятных для нас правил, которые другим кажутся единственно возможными.
Ежегодно 21 ноября отмечается Всемирный день приветствий. Придумали его два брата-американца Майкл и Брайан Маккормак из штата Небраска. Случилось это в 1973 г., в самый разгар холодной войны. По их мнению, люди, приветствуя друг друга, способствуют миру и разрядке международной напряженности. Наверное, так и есть.
Сегодня более 140 стран мира участвуют в этом празднике-игре. Смысл этой игры заключается в том, чтобы в течение дня от всей души поприветствовать не менее 10 незнакомцев. Сделать это можно по-разному, как вам угодно, главное - искренность.
- Все правила этикета сводятся к одному главному принципу: «Уважай окружающих людей». А сейчас давайте разделимся на 2 команды и посоревнуемся, кто лучше знает правила этикета.
Начинаем 1 конкурс . Понадобиться 2 человека (девочка и мальчик) от каждой команды. Представьте себе ситуацию молодой человек с девушкой идут по улице, с одной стороны улицы стоят дома, а с другой -дорога, по которой идут машины. Итак, вопрос:с какой стороны должен идти молодой человек? (Со стороны дороги)
(Пары учеников изображают молодого человека и девушку. За правильный ответ – 1 балл)
Второй конкурс . Вы опоздали на урок. Как вы войдёте в класс? Выйдите за дверь и сыграйте сценку.
(Представители команд по очереди выполняют задание. Воспитатель перечисляет ошибки, которые допустили ребята. За правильный ответ – 2 балла. Правильный вариант: «Галина Николаевна, извините,пожалуйста, за опоздание. Разрешите войти!)
Третий конкурс . А сейчас мы проверим, умеете ли вы сервировать стол. Вот вам приборы. Время на сервирование стола - 1 минута.
(Около каждой тарелки нужно положить справа обеденную ложку и нож острием к тарелке, а слева – вилку (зубьями вверх). Стакан ставят перед тарелкой справа от нее. За правильный ответ – 3 балла)
- А сейчас я каждой команде буду задавать вопросы. За правильный ответ-1балл.

Викторина по этикету.

1.Что такое этикет?
Совокупность правил поведения, принятых в обществе.
2.Как переводится с французского слово «этикет»?
Слово «этикет» имеет два значения а) ярлык, этикетка
б) церемониал
3. Кто должен пройти первым: входящий в магазин или выходящий из него?
Говорят, что уступает дорогу тот, кто лучше воспитан. А вообще при выходе (не только из магазина) входящий должен пропустить выходящего.
4. Можно ли войти в магазин с собакой?
Ни в коем случае, даже если это магазин, торгующий товарами для животных. С собаками нельзя входить ни в одно общественное здание.
5. Можно ли есть в фойе или зрительном театре?
Нет. Для этого существует буфет.
6.Что можно рассматривать в бинокль?
Только сцену. Рассматривать зрительный зал и публику недопустимо.
7. Нужно ли обмениваться во время спектакля впечатлениями?
Нет. Это можно сделать во время антракта и после окончания спектакля.
8. Как идти вдоль сидящих в ряду к своему месту: лицом к ним идти или спиной?
Лицом и только лицом.
9. В какое время нужно звонить кому-либо по телефону?
С 9 до 22 ч., если вы не обговорили более раннее или позднее время звонка особо.
10.С какого слова звонящий должен начинать разговор?

Со слова «Здравствуйте!»
11. Кто перезванивает, если во время разговора телефон внезапно отключился?
Тот, кто звонил.
12.Кто первым должен заканчивать разговор по телефону?
Женщина при разговоре с мужчиной.
Старший при разговоре с младшим. При равных условиях – тот, кто звонил.
13. Как правильно произносить слова «звонишь», «звонит»?
С ударением на «и».
14. Какой стороны надо держаться, когда идешь по улице: правой или левой?
Правой.
15. Что нужно сделать, если вы случайно столкнулись с кем-нибудь?
Извиниться.
16. Где должен находиться мужчина, когда он спускается с дамой по лестнице?
На одну-две ступеньки впереди дамы.
17. А когда поднимаешься?
На одну-две ступеньки позади.
18.Можно ли заглядывать в книгу, журнал сидящего или стоящего рядом с вами в транспорте пассажира?
Нет.
19. Кто должен здороваться первым: старший по возрасту или младший?
Младший.
20. А подавать руку для рукопожатия?
Старший.
21. Мужчина первый приветствует даму. А в каких случаях первой здоровается женщина?
Если надо приветствовать мужчину, который намного старше её, руко-
водителя, группу знакомых людей.
22. При входе в транспорт, кто заходит первым и выходит первым?
Женщины, пожилые люди, дети.
23.Если к вам домой пришли друзья и вы хотите познакомить их с родителями – кого кому представлять?
Друзей родителям.
24. Сколько цветов одновременно можно сочетать в своей одежде?
Не более трех цветов.
25. Нужно ли застегивать пиджак на все пуговицы?
Нет, не надо застегивать нижнюю пуговицу на пиджаке.
26. Может ли мужчина снять пиджак и остаться в жилете?
Нет, жилет в таком случае также надо снимать.
27. Почему нельзя надевать нечищеные ботинки?
Это придает их владельцу неопрятный внешний вид.
28. Можно ли опаздывать, идя в гости?
Это недопустимо.
29. Как, сидя за столом, нужно держать вилку и нож?
Когда вы едите овощные блюда – держите вилку в правой руке, когда же мясо- вилку в левой, а нож в правой.
30. Как нужно брать хлеб: вилкой или рукой?
Только рукой.
31. Что делать с чайной ложечкой, после того как вы размешали в чашке или стакане сахар?
Вынуть и положить на блюдце. Ни в коем случае нельзя оставлять ложку в чашке или стакане и так пить чай либо другой напиток.
Предлагаю вам такую игру.
Задаю вам вопрос и даю три варианта ответа. Вы выбираете правильный и, если возможно, озвучиваете или демонстрируете.
1. Монголы при встрече спрашивают:
а) А где бабуля?
б) Как пройти в библиотеку?
в) Здоров ли ваш скот?
(Стадо для монгола-кочевника - основа его жизни. Здоровы животные - значит, хватает еды и, соответственно, все благополучно в семье. Вот и получается: пожелать здоровья четвероногому кормильцу - все равно, что пожелать здоровья самому скотоводу.)
2. Молодой американец, приветствуя приятеля:
а) Хлопает по своей правой коленке.
б) По спине приятеля.
в) По мягкому месту приятеля.
3. Папуасы при встрече произносят:
а) Дай я тебя всего обнюхаю!
б) Дай-ка я лизну тебя в щеку!
в) Вот ты мне и попался!
4. Зулусы (африканское племя) при встрече обмениваются следующими словами:
а) Я тебя вижу!
б) Я тебя не съем!
в) Куда ты провалился? 100 лет тебя не видел!
5. Тибетцы, здороваясь:
а) Снимают головной убор правой рукой, левую руку они закладывают за ухо и еще при этом высовывают язык.
б) Надувают щеки и громко хлопают в ладоши.
в) Пожимают руки сами себе.
6. Знатные особы в ХУП-ХУШ веках при встрече:
а) Закрывались веерами.
б) Обменивались визитками.
в) Раскланивались, делая реверансы и другие движения.
7. В древнем Китае китайцы приветствовали друг друга следующим образом:
а) Протягивали друг другу левые руки.
б) Протягивали друг другу правые руки.
в) Пожимали руки сами себе.
- Международная напряженность, может быть, и не очень уменьшилась, а вот хорошего настроения, точно, прибавилось.
Следующее задание: помоги литературным героям найти правильный выход из создавшейся ситуации.
«Театр уж полон…» (инсценируют дети в костюмах)
Мальвина всерьез занялась воспитанием Буратино и решила съездить с ним в музей и театр.
1. Как вы думаете, можно ли Буратино трогать руками музейные экспонаты?
а) Можно, если он уверен в прочности материала, из которого они изготовлены.
б) Нежелательно.
в) Нельзя ни в коем случае.
2. Допустимо ли шумное выражение восторга в музее, на выставке?
а) Допустимо,
б) Нежелательно. В любом случае предпочтительна сдержанность.
в) Шумное поведение допустимо везде.
3. Нужно ли Буратино слушать экскурсовода, если его рассказ ему неинтересен?
а) Нужно.
б) Не нужно.
в) Постараться дать понять экскурсоводу, что его рассказ
неинтересен,
4. Как нужно Мальвине и Буратино пройти на свои места перед сидящими зрителями?
а) Спиной к сидящим, наклоняясь вперед, чтобы не загораживать сцену.
б) Лицом к сидящим.
в) Боком к сидящим, наклоняясь вперед, чтобы не загораживать сцену.
5. Как проявить неодобрение в связи с содержанием спектакля или игрой актеров?
а) Свистеть и топать ногами.
б) Немедленно встать и покинуть зал,
в) Молчать и не аплодировать.
«Кто ходит в гости по утрам?»
1. Кролик пригласил к себе гостей на чашку чая. Сова опаздывает. Как долго следует ждать опаздывающих гостей?
а) Столько, сколько вытерпят уже пришедшие Винни-Пух и Пятачок.
б) Не более 15 мин.
в) Ждать вообще не следует, т. к. Сова должна была прийти вовремя.
2. Кролик угощает своих гостей очень вкусными блюдами. Можно ли издавать при еде какие-либо звуки?
а) «Озвученная» еда свидетельствует об удовольствии от вкусного угощения.
б) За столом следует вести себя беззвучно.
в) Издавать звуки не обязательно - достаточно громкого звона столовых приборов.
3. Пятачок случайно разбил чашку: как поступить Кролику?
а) Порадоваться, что чашка разбилась «на счастье».
б) Сделать вид, что он ничего не заметил.
в) Убрать осколки и без комментариев заменить чашку.
4. Нужно ли хвалить угощения, приготовленные заботливым Кроликом?
а) Совсем необязательно, и так очевидно, что Кролик хороший хозяин.
б) Обязательно - это дань вежливости.
в) Можно не только похвалить, но и «заказать» наиболее понравившиеся блюда, например горшочек с медом, к следующему званому вечеру.
5. Как поступить Пятачку, если ему нужно уйти из гостей пораньше?
а) Заблаговременно подготовить всех гостей к своему преждевременному уходу.
б) Попросить Кролика объявить всем об его уходе, после чего распрощаться с Тигрой, Кенгой, Крошкой Ру.
в) Уйти незаметно, попрощавшись с Кроликом.
«Мы едем, едем, едем.,.»
1. Незнайка и Синеглазка решили поехать на автобусе из Солнечного города в Цветочный. В каком порядке Незнайка и Синеглазка садятся в транспорт?
а) Сначала с помощью Незнайки садится Синеглазка, а потом ее спутник.
б) Сначала в транспорт входит Незнайка, как бы прокладывая Синеглазке дорогу, а она - за ним.
в) Если в транспорте много народу, стараются протиснуться одновременно, держась за руки, а иначе в толпе можно потерять друг друга.
2. В автобусе Коротышки заметили Знайку, увлеченно читавшего какую-то книгу. Можно ли и Незнайке с Синеглазкой читать ту же самую книгу?
а) Можно, они же не мешают ему читать!
б) Нельзя.
в) Можно, если им хорошо все видно и темп чтения у них со Знайкой совпадает.
3. Нужно ли представиться, когда уступаешь место в транспорте?
а) Желательно, потому что только в этом случае есть надежда, что тот, кому вы уступили место, вас запомнит.
б) Необязательно, так как пока вы будете представляться, ваше пустующее место может занять кто-то другой.
в) Не нужно, достаточно молча встать а предложить свое место.
4. В каком порядке Незнайка и Синеглазка выходят из транспорта?
а) Сначала выходит Синеглазка, а за ней, легонько ее подталкивая, Незнайка.
б) Сначала выходит Незнайка и, подав руку? помогает выйти Синеглазке.
в) Если в транспорте немного народу, то выходят одновременно, держась за руки, чтобы было удобнее спрыгнуть со ступеньки автобуса.
5. Находясь на улице, куда деть обертки от конфет?
а) Бросить в урну.
б) Ясли поблизости нет урны, все сложить в карман или сумку и при случае выбросить.

в) Выбросить в укромное место, чтобы мусор не попался на глаза прохожим.
- Подведем итог нашего конкурса.
- Вот и закончилась наше мероприятие. Жюри подводит итог (объявляет счёт и команду победителей). Конкурс показал, что вы знаете правила этикета. Но правила этикета надо не только знать, но и соблюдать, чтобы окружающим людям было с вами приятно. Я надеюсь, что это занятие поможет вам стать культурнее.

ПОЗНАВАТЕЛЬНО-РАЗВЛЕКАТЕЛЬНАЯ ИГРА

"ВЕСЁЛЫЙ ЭТИКЕТ"

ЦЕЛЬ: познакомить детей с правилами этикета; сформировать у детей понимание необходимости выполнения правил этичного поведения.

Задачи:

    организовать знакомство детей с правилами поведения за столом, в гостях; упражнять в использовании слов, означающих просьбу, извинения;

    познакомить с вежливыми словами;

    формировать задатки самоконтроля в поведении детей;

    воспитывать доброжелательную атмосферу в их взаимоотношениях.

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ:

Добрый день, ребята! Я очень рада видеть вас! Посмотрите друг на друга, улыбнитесь. Пусть улыбка и хорошее настроение будут сегодня вашими помощниками.

Нашу встречу мы посвящаем этикету.

Кто из вас знает, что такое этикет?

Что такое этикет?

Знать должны мы с детских лет.
Это – нормы поведения:
Как ходить на День рождения?
Как знакомиться?
Как есть?
Как звонить?
Как встать?
Как сесть?
Как здороваться со взрослым?
Много разных есть вопросов.
И на них даёт ответ
Этот самый этикет.

Значит этикет- это правила поведения в обществе. Они включают в себя правильное поведение в школе, дома, в транспорте, в магазине и других местах.

Сегодня я приготовила для вас необычные школьные правила.

Я буду называть их, а вы мне показывать, согласны или не согласны с ними.

Если согласны – поднимаете вверх большой палец, если не согласны- палец опускаете вниз (комментарии после выполнения)

Правила поведения на уроке

    На контрольных не списывай у двоечников. Списывай только у отличников.

    Старайся сидеть на первой парте. Тогда после звонка на перемену ты первым добежишь до столовой!

    Не пиши на партах всякую чепуху. А пиши только самое главное, например: «Спартак»-чемпион!, «Вася - дурак!»

    Содержи свои тетради в чистоте. Лучше в них ничего не писать, а то на чем же ты будешь играть в «Крестики-нолики» или в «Морской бой»

Правила поведения на перемене

    На перемене не дергай девчонок за косички: гораздо интереснее делать это на уроке.

    Бережно обращайся с учебниками. Помни: это твое главное оружие в школьной драке!

    Всегда пропускай девочку вперед: сзади ее гораздо удобнее дергать за косичку.

    Не обижай ребят из младших классов: они такие ябеды.

- Молодцы. А теперь поиграем.

Игра-кричалка-путаница.

В школе дружно мы всегда скажем двойка только…

А пятёркам, не секрет, говорим всегда мы…

Маме за кулёк конфет мы спасибо скажем…

Мы пойдём сейчас в буфет, растолкаем всех там..

Ах, какая ерунда, мять цветы на клумбе…

Мимо урны без труда бросим фантики мы…

Забываем иногда «Здравствуйте» сказать мы…

Будем старшим мы в ответ говорить неправду…

С нами рядом едет дед. Мы уступим место?...

Грязный наш велосипед будем мыть? Конечно…

Повеселились? А сейчас я предлагаю всем отправиться в путешествие по стране Этикет и узнать, какими же правилами должны пользоваться люди, чтобы им и окружающим жилось хорошо и спокойно.

Путешествовать вы будете в группах по классам с помощью маршрутных листов, на которых указаны станции.

(Дети получают маршрутные листы)

Город «Вежливск»

Город «Гостийск»

Город «Знакомск»

Путешествие по станциям (практическая работа)

Город «Вежливск»

Ребята, приветствую вас в городе Вежливске. А вы знаете, почему он так называется?

Что такое вежливость?

Какого человека можно назвать вежливым?

Презентация (показ слайдов и комментарии по ходу)

Теперь задачи на уважение!

Вопрос: Мальчик на бегу крикнул прохожему "Сколько время?" Обращаясь таким образом, мальчик допустил три ошибки. Какие?

Ответ: Он должен был спокойно спросить "Извините, пожалуйста, не смогли бы вы сказать, который час?"

Вопрос: Два мальчика столкнулись в дверях и никак не могут разойтись. Кто из них должен уступить дорогу, если возраст мальчиков 8 и 11 лет?

Ответ: Обычно дорогу первым уступает тот, кто вежливее.

Вы в гостях ели суп. В какую сторону нужно наклонить тарелку, чтобы вычерпать последние капли: от себя или на себя?

Ответ: тарелку наклонять не надо.

Вопрос: Вам в гостях предложили попробовать вкуснейший компот из вишни. Только в нем есть косточки. В какую руку нужно сплевывать косточки?

Ответ: косточки нужно аккуратно выплюнуть на чайную ложечку, потом положить на блюдце.

Вопрос: Куда положить мороженое, если ты не успел его съесть перед входом в зрительный зал театра?

Ответ: мороженое нужно выбросить в урну.

На блюде, которое вынесли гостям, осталось последнее пирожное. Кто из гостей должен его взять?

Ответ: никто. По правилам на блюдо всегда кладут на 1 пирожное больше, чем количество гостей.

Итог:

Ребята, сейчас мы увидим, кто из вас самый внимательный. Если слово вежливое, вы хлопаете, если нет - топаете.

(Благодарю, извините, спасибо, хорошо, добрый день, просыпайся, уходите, пожалуйста, простите, добрый, замечательно, добрый вечер, спокойной ночи.)

Молодцы. Я надеюсь, что вы запомнили все правила вежливости и будете применять их в жизни.

Город «Гостийск»

Ребята, вы любите ходить в гости?

А знаете ли вы, что существуют специальные правила поведения как для хозяина, так и для гостей. С некоторыми из них мы сегодня познакомимся. Надеюсь, что вы будете соблюдать их.

Вы никогда не задумывались над тем, зачем люди ходят в гости? На это, наверно, есть много причин. (Ответы детей.)

    Во-первых, очень приятно, когда, увидев тебя, кто-нибудь обрадуется и тепло улыбнется.

    Во-вторых, собираются в гостях разные люди; поговорят о том, о сём - и всем польза: узнали новости, обсудили события, обменялись сведениями - и все стали немножко богаче, умнее.

    И еще: привыкли люди делиться друг с другом хорошим. Вот почему с давних пор и до наших дней ходят люди в гости.

Презентация (показ презентации с комментариями по ходу)

Принимая подарок, именинник должен обязательно сказать что-нибудь гостю. А что именно, мы узнаем, поиграв в игру. Если нравится мой ответ – хлопайте в ладоши, а если нет – говорите: «У-У».

Спасибо, я очень рада. Замечательный подарок.

Ой, ты подарил такой же подарок, как мои родители.

Спасибо, я давно мечтала о таком подарке.

Как жаль! Я думала ты подаришь мне куклу!

А у меня уже есть такая игра!

Спасибо, это очень хороший подарок!

А теперь посмотрим, как вы запомнили правила поведения за столом.

ИГРА

Если то, что я скажу правильно – хлопаем в ладоши, если нет – пропускаем.

 Есть руками.

 Глотать большие куски.

 Не чавкать.

 Ковырять в зубах пальцами.

 Класть в рот небольшие кусочки.

 Чавкать.

 Говорить во время еды.

 Вытирать рот рукавом.

 Спешить.

 Пить залпом.

 Выплевывать косточки на стол.

 Хорошо пережевывать пищу.

 Объедаться.

 Не говорить с полным ртом.

 Чистить зубы зубочисткой.

 Пользоваться салфеткой.

 Сильно дуть на суп.

 Бросать салфетку на стол.

Вывод: сейчас вы познакомились с некоторыми правилами поведения в гостях. Надеюсь, что вы хорошо запомнили их и будете применять в своей жизни.

Город «Знакомск»

Город, в который вы прибыли называется «Знакомск». Догадайтесь, о чем пойдет речь? Верно, мы поговорим о правилах знакомства, представления и обращения.

Какие правила знакомства вы знаете? (выходят дети попарно и представляются)

Существуют специальные правила знакомства:

    Младших по возрасту представляют или, при необходимости, они сами представляются старшим.

    Младший представляется старшему.

    Женщина, вне зависимости от возраста и положения, никогда не представляется мужчине первой.

    Когда вы кого-либо знакомите или знакомят вас, постарайтесь смотреть собеседнику в лицо. И улыбнитесь. Знакомство, начатое с доброжелательной улыбки, наверняка будет иметь для вас положительное продолжение.

    Представляя человека, следует четко произносить его имя и фамилию.

    Среди ровесников вполне допустимо при знакомстве называть только имя.

Какими только приветствиями не пользуются люди: «салют», «чао», «хелло» и т.д. Движения, жесты, которыми издавна обменивались люди разных стран в момент приветствия, еще разнообразнее. Одни кланялись в пояс, другие падали на колени, ударяясь о землю лбом, третьи подносили руку ко лбу и к сердцу, четвертые прикасались носами, пятые показывали язык.

Презентация

Офицеры королевских гвардий звонко щелкали каблуками и роняли голову на грудь. Великосветские дамы приседали в глубоком реверансе. Доблестные мушкетеры, изящно склонившись, помахивали своими великолепными шляпами. Рыцари поднимали забрало тяжелых шлемов и стягивали с рук боевые рукавицы. Словом не перечислишь.

Да и сейчас. Представьте, что мы оказались на улице большого города. Вот прошли военные – отдали честь. Встретились двое мужчин, обменялись рукопожатиями. А эти приветственно помахали руками. Женщины долго не виделись, обнимаются. А девчонки: налетели друг на дружку – чмок, чмок, протараторили и разбежались.

Практическая работа (учитель говорит- дети показывают движения)

- Давайте и мы друг друга поприветствуем, как в племени масаи – перед тем, как приветствовать друг друга, они плюют на руки (плевать нужно символически).

Жители Тибета, снимая шляпу, высовывает язык, а левую руку держит за ухом, как бы прислушиваясь.

Люди из племени маори прикасаются друг к другу носами.

В Новой Гвинее распространен обычай приветствовать друг друга на расстоянии "взлетом" бровей, когда обе брови одновременно поднимаются, взлетают вверх.

Традиционное приветствие в Таиланде - именуемое “вай”, при котором сложенные вместе ладони прикладываются к голове или груди, причем положение рук и длительность всего жеста определяется социальным положением приветствуемого: чем значительнее статус персоны, тем выше поднимаются ладони, и тем дольше длится “вай”. Давайте поприветствуем одноклассников, учителя, директора, президента.

У индейцев было принято подбегать друг к другу и тереться носами. Так они выражали свои радость от встречи с человеком и хорошее к нему расположение.

Приветствия жителей острова Пасхи: стать прямо, сжать руки в кулаки, вытянуть их перед собой, поднять над головой, разжать кулаки и дать рукам спокойно упасть.

Очень ответственно относятся к приветствиям японцы. У них применяется три вида поклонов – очень низкий, средний и легкий. Низким поклоном приветствуют самых уважаемых и богатых людей.

Тибетцы при встрече снимают головной убор правой рукой, левую руку закладывают за ухо и высовывают язык.

В новогвинейском племени коири при встрече щекочут друг друга подбородком.

Обсуждение стихотворения А. Барто

Друзья, вот вам на всякий случай

Стихи о школьнике одном:

Его зовут... а впрочем, лучше

Мы здесь его не назовем.

Ему бывает часто лень

Сказать при встрече: «Добрый день!»

Казалось бы, простое слово,

А он стесняется, молчит.

И в лучшем случае «Здорово!»

Он вместо «Здравствуй!» говорит.

А вместо слова «До свиданья!»

Не говорит он ничего

Иль заявляет на прощанье:

«Ну, я пошел... Пока! Всего!»

Вопросы для обсуждения:

Можно ли этого мальчика назвать воспитанным?

Культурно ли ведет себя этот мальчик?

Какие слова использует мальчик при встрече и прощании?

Какие нужно использовать?

Назовите слова приветствия (дети называют).

Выберите из предложенных на листах слов только слова-приветствия.

Здравствуй

Здравствуйте

Спокойной ночи

До свидания

Добрый день

Простите

Замечательно

Просыпайся

Дети выбирают слова.

Учитель. «Здравствуйте!» - это очень красивое слово. Послушайте, как о нем написал поэт В. Солоухин.

ЗДРАВСТВУЙТЕ!

Здравствуйте! -

Поклонившись, мы друг другу сказали,

Хотя были совсем незнакомы.

Здравствуйте! -

Что особого тем мы друг другу сказали?

Просто «здравствуйте»,

Больше ведь мы ничего не сказали.

Отчего же на капельку солнца

Прибавилось в мире?

Отчего же на капельку счастья

Прибавилось в мире?

Отчего же на капельку радостней

Сделалась жизнь?

Простое, обыкновенное слово «Здравствуйте!» означает: «Я тебя вижу, человек. Ты мне приятен. Знай, что я тебя уважаю и хочу, чтобы и ты ко мне хорошо относился. Я желаю тебе всего самого доброго: здоровья, мира, веселья, счастья».

Тренинг «Здравствуйте!»

Дети встают в два круга - большой и маленький (маленький внутри большого), лицом друг к другу. Дети в маленьком кругу здороваются, а в большом - отвечают на приветствие.

Упражнение «Ситуации»

Учитель. Что вы чувствовали, когда вам говорили слова приветствия? А когда вы сами произносили эти слова?

У детей сигналы красного и зеленого цвета. Педагог предлагает разные ситуации. Если ситуация отражает правильное поведение ребенка, то дети сигналят зеленым цветом, а если неправильное поведение, то красным.

1. Ты бежишь по коридору, а навстречу учитель. Обегаешь ее дугой и бросаешь на ходу: «Здравствуйте, Марь Иванна!»

2. Ты просыпаешься утром, выходишь на кухню и приветствуешь своих родных словами: «Всем доброе утро!»

3. Лето. Мимо дверей школы проходит Петров с удочками. Марья Ивановна: «Петров, почему не здороваешься?». А Петров в ответ: «Так ведь лето, Марь Иванна!»

4. Саша пробегает мимо девочек, останавливается и произносит: «Привет, девчонки!»

5. Тетя Дуся стоит у подъезда. Выходит Петя. «Здрасьте!» - бурчит он себе под нос.

Обсуждение стихотворения «Здравствуй, гусь!»

Слово «Здравствуйте!» - поистине волшебное слово. Послушайте, какая история произошла с мальчиком.

ЗДРАВСТВУЙ, ГУСЬ!

Ко мне бежит огромный Гусь.

Я говорю себе:

«Не трусь!

Быть может,

Этот гусь ручной,

Бежит знакомиться со мной».

Но у гуся свирепый вид -

Он угрожающе шипит.

Щипаться будет?

Ну и пусть!

Я улыбнулся:

Здравствуй, гусь!

Он головой кивнул в ответ:

И мне послышалось: «Привет!»

Т. Собакин

Вопросы для обсуждения:

Почему гусь не ущипнул мальчика?

Как надо говорить слова приветствия, чтобы было приятно их слышать? (С улыбкой)

Подведение итогов

Встань, как только солнце встанет,

И тихонечко - к окошку.

Руку луч тебе протянет -

Ты подставь скорей ладошку.

Пусть тебя увидит мама

И умытым, и обутым.

Все прибрав, иди к ней прямо

И скажи ей: - С добрым утром!

А потом с улыбкой, с песней

Выйди к людям, к травам,

к птицам!

И веселым, интересным

День твой должен получиться!

Если вы каждый день будете просыпаться с хорошим настроением и дарить его другим людям, то все дни у вас будут счастливыми.

Итог мероприятия:

Вот и подошло к концу наше мероприятие. Сегодня вы побывали в трёх разных городах страны Этикет, узнали много нового и интересного. Какие правила этикета вы запомнили? Желаю вам расти вежливыми и воспитанными людьми, с которыми было бы приятно общаться.

Теперь давайте все вместе произнесем клятву вежливых людей:

Клянемся вежливыми быть,

Всегда спасибо говорить,

Добрый день и до свидания –

Нет в мире лучше звания!

Клянемся всех приветствовать всегда,

Чтоб не проникла в мир беда,

Чтоб каждый мог поверить в дружбу,

И этикет нес эту службу

Клянемся! Клянемся! Клянемся!

Чтобы легче всем жилось,

Чтобы плакать не пришлось,

Мой вам дружеский совет-

Соблюдайте этикет. Всем спасибо. До свидания. Хороших каникул.

Цветочный этикет - сценарий летнего мероприятия

Сценарий мероприятия проводится в летнее время с детьми школьного возраста.

Зал украшен букетами цветов и зеленью.

Учитель. Цветы рядом с нами всю жизнь, они -прекрасные дети природы. Дарить цветы - замечательная традиция.

Мальчики! Сегодня я отдам вам все цветы, а вы подарите их девочкам. Но, чтобы получить эти цветы, вы должны ответить на вопросы викторины. Разделитесь на 2 команды.

За правильный ответ команда получает очко (цветок). В вазе какой команды окажется больше цветов, та и будет победительницей.

У каждой команды - свои болельщики. В случае, если команда не ответит на вопрос, они могут принести ей очко, дав правильный ответ.

Каждой команде раздаются кружки.

Итак, викторина. Отвечает первой та команда, в которой участник первым поднял кружок.

ВОПРОСЫ ВИКТОРИНЫ

1. Как правильно срывать цветы? (Их не срывают, а срезают.)

2. Кому дарят цветы? (Маме, папе, родным, учителям, друзьям и т.д.)

3. Вы идете в гости. Какие цветы лучше преподнести? Собственного изготовления букет или купленный? (Лучше свой, но можно и купленный.)

4. Как должен выглядеть подарочный букет? (Его необходимо полностью завернуть в бумагу или целлофан.)

5. Вы вошли в квартиру. Ваши действия? (Снять бумагу с цветов или открыть букет наполовину.)

6. Сколько цветков должно быть в букете? (Если цветов до 10, то количество их должно быть нечетным (1, 3, 5, 7, 9). При большем количестве - произвольное.)

7. В какой руке нужно держать букет. (Сначала в левой, после приветствия букет берется в правую руку и вручается.)

8. Покажите, как правильно держать букет? (Стеблями вниз, цветками кверху.)

9. Что должна сделать хозяйка (хозяин), получив в подарок цветы? (Сказать «спасибо» и тут же поставить в вазу на видное место.)

10. На какие праздники дарят цветы? (8 Марта, день рождения, новоселье, окончание школы, свадьба и т.д.)

11. Какие цветы лучше дарить мужчине, а какие женщине? (Мужчине лучше дарить цветы крупные с длинными стеблями, женщине - любые.)

12. С какими цветами лучше навещать больного? (Лучше с нежными, без резкого запаха.)

13. Какие правила нужно знать при составлении букета? (Головки цветов располагать в разных плоскостях; не допускать перекрещивания вверху; колючки, шипы, другие острые части уничтожить; крупные цветы не должны быть обращены головками друг к другу или вниз, а тем более, свисать.)

За каждый правильный ответ и дополнение команда получает очко.

14. По какому случаю преподносят корзину с цветами? (Уход на пенсию, свадьба, артистам на концерте.)

Учитель. Корзины с цветами, букеты преподносят не только во время торжества или концерта, их пересылают домой. В букет или корзину вкладывается поздравительная открытка с именем поздравителя.

Невесте на свадьбу чаще всего дарят розовые и белые розы, а также гвоздики, тюльпаны, ландыши. Букет должен быть небольшим и соответствовать наряду невесты. Букет для невесты в целлофан не заворачивают.

15. В день праздника вы опоздали преподнести цветы. Когда вы это сделаете? (Не позднее полудня следующего дня.)

16. Отгадать загадки. За каждую загадку - цветок.

Вечно сумрачно под елью,

Пахнет сыростью и прелью.

Под мохнатой лапой

Светят матовые лампы. (Ландыш.)

Во лугах сестричка - золотой глазок, Белые реснички. (Ромашка.)

Голова на ножке, в голове горошки. (Мак.)

Как называется цветок, в котором женщина обнаружила Дюймовочку? (Тюльпан.)

Жюри подводит итоги : в вазе какой команды больше цветов. Объявляется команда победителей. Мальчики дарят цветы девочкам. (Проследить правильность преподнесения букета.) Праздник заканчивается массовыми играми.

ИГРА "МУЗЫКАЛЬНЫЕ ЗМЕЙКИ"

К уже имеющимся командам мальчиков присоединяются их болельщики - девочки. Две новые команды выстраиваются в колонну по одному параллельными рядами. Во главе команды - капитан. У каждой команды своя песня.

Например, у первой «Хороши весной в саду цветочки» (муз. Мокроусова, стихи Алымова). У второй команды песня «Ой, цветет калина» (муз.

Дунаевского, стихи Исаковского).

Когда раздается мелодия выбранной песни, вся команда начинает за капитаном двигаться по площадке, поворачивая то в одну, то в другую сторону. Когда зазвучит другая песня, команда немедленно останавливается, двигаться начинает другая команда под мелодию своей песни. Так повторяется несколько раз.

Капитаны должны вести за собой колонны так, чтобы они переплетались друг с другом в разных направлениях. Когда они запутаются окончательно, руководитель дает свисток. По этому сигналу обе команды должны как можно скорее вернуться в первоначальное положение, подняв при этом руки вверх.

Побеждает та команда, которая сделает это быстрее.

ИГРА "КАРУСЕЛЬ"

Играющие стоят в кругу. На полу лежит веревка, образующая кольцо (концы веревки связаны).

Дети поднимают ее с пола и, держась за нее правой рукой, ходят по кругу под музыку песни «Миллион роз» (муз. Паулса, стихи Вознесенского).

Мелодия резко меняется на другую, например, «Ландыши» (муз. Фельцмана, стихи Фадеевой). При смене мелодии играющие быстро берут веревку другой рукой и движутся в противоположную сторону. ********************************************

В ГОСТЯХ У ГНОМА ЭТИКЕТА, ИЛИ ПРАЗДНИК ВЕЖЛИВОСТИ.

Цель: формирование знаний основных правил этикета.

Задачи: познакомить с правилами поведения в транспорте, в гостях, в школе; развивать память и воображение.

Оформление зала : декорации леса, на сцене – несколько бумажных кустов и деревьев.

Действующие лица : гном Этикет, невежа Волк, свита Волка – два разбойника, Заяц, 1-й бельчонок, 2-й бельчонок, фея Вежливость.

Ход внеклассного мероприятия

Показ видеоклипа «Улыбка» (все дети поют)

Ведущий 1

Как вы думаете, почему мы начали с песни?

Как мы называем человека, который никогда об этом не забывает, и потому всякому с ним легко и приятно?

Верно, вежливым, воспитанным. Сегодня и пойдет разговор о вежливости. Ведь это одно из важнейших качеств воспитанного человека.

Ведущий 2

Вежливость в школе начинается,

Чтобы не кончаться никогда.

Она с годами закрепляется

И остается с человеком навсегда.

Вежливость – одно из важнейших качеств воспитанного человека. До 16 века “вежа” означало “знаток” - тот, кто знает правила приличия, формы выражения доброго отношения к людям и окружающему миру. Все эти правила назвали красивым словом "ЭТИКЕТ"

Чтец 1

Что такое этикет –
Знать должны мы с детских лет.
Это – нормы поведения:
Как ходить на День рождения?
Как знакомиться?
Как есть?
Как звонить?
Как встать?
Как сесть?
Как здороваться со взрослым?
Много разных есть вопросов.
И на них даёт ответ
Этот самый этикет.

(А. Усачёв)

Чтец 2

Что такое этикет?

Это можно,
Это нет...
Этикет, как этикетка
И хорошая отметка,
Но не только в дневнике,
У людей на языке…
Очень просто жить культурно.
Все прекрасно,
Что не дурно.

(А. Степанов)

Входит старенький дедушка – гном Этикет.

Этикет: Ох, нынче в нашем государстве худо…

Невеж полно… Да только вот откуда?

Один не уступает старшим место,

Другой опаздывает в школу в сотый раз…

А потому, я издаю указ:

Отныне все становятся другими –

Все вежливыми быть давно должны!

Гораздо лучше, чем сейчас, - иными!

Ведь все вы – жители моей страны!

Вбегает запыхавшийся Заяц.

Заяц: Дедушка, дедушка, я знаю, почему у нас все стали невежественными!

Этикет: Это почему же?

Заяц: Нашу фею Вежливость украли!

Этикет (удивленно): Кто?

Заяц: Невежа всех невеж – Волк!!! Спрятал ее в самой глухой части волшебного леса и ждет, пока все мы перессоримся, передеремся и нахамим друг другу!

Этикет: Не бывать этому!

Если с товарищем горе случилось,

Должен его из беды ты спасти,

Какое б несчастье ни приключилось,

Вместе гораздо легче в пути!

Помощь свою предложи, ты же друг,

И вы одолеете каждый недуг!

Заяц: Значит, нужно выручать Вежливость! Мы же друзья! Бежим скорее!

Убегают.

Пританцовывая под музыку, выходит Волк со своей свитой и поет на мотив песни А. Зацепина «Остров Невезения» (из к/ф «Бриллиантовая рука»). Свита на заднем плане дерется между собой.

Весь заросший ельником, абсолютно весь,

Дом в глухой чащобе у Невежи есть.

Дом в глухой чащобе у Невежи есть,

Весь заросший ельником, абсолютно весь!

Там сидит несчастная Фея под замком,

А мои пособники охраняют дом!

А мои пособники охраняют дом,

Где сидит несчастная Фея под замком!

Что теперь не делайте – вежливости нет!

Злые все и наглые! Где ваш Этикет?

Ничего не сделает гном ваш Этикет…

Злые все и наглые! Вежливости нет!

1-й бельчонок: Я набросал фантиков в автобусе!

2-й бельчонок: А я кидался в школьной столовой хлебом!

1-й бельчонок: А я изрисовал дома обои!

2-й бельчонок: А я включил громко музыку, когда все соседи уже спали!

Бельчата (вместе): Весело!!!

Смеясь, берутся за руки и убегают. Волк довольно потирает руки.

Волк: Все идет по плану!

Входит Этикет, за ним идет Заяц.

Этикет: Нет, вдвоем мы не справимся! Волк надежно спрятал Вежливость, и беспорядок уже начался – вон вокруг сколько хамов появилось!

Волк выходит из укрытия.

Волк: Эх, Этикет! Старый ты стал, никто тебя не слушается! Да ты не старайся, фею я надежно спрятал. А все вокруг ругаются, дерутся. Смотри-ка!

Вбегают два бельчонка, обзывают друг друга, пинают. Заяц бросается к ним.

Заяц: Вы чего??? Мы же воспитанные!!! У нас просто Вежливость украли!

Бельчата (перестают драться, хором ): Кто?

Заяц: Вот он, невежа Волк.

Бельчата, засучивая рукава, идут к Волку.

1-й бельчонок : Сейчас все вернет!

2-й бельчонок : Мы заставим!

Волк: Ладно, ладно, не горячитесь! Зачем вам Вежливость, когда вы не знаете правил этикета?

Бельчата (хором ): Мы знаем!!!

Этикет: Ребята, а вы знаете? Давайте с вами вспомним все «волшебные» слова, которыми вы пользуетесь! А какие слова мы называем «волшебными»?

Дети: Вежливые слова!

Этикет: Правильно!

Игра «Волшебные слова». Участники по очереди называют «волшебные» слова, не повторяясь (назвавшему слово, дается приз).

Волк: Наверное, с этикетом вы немножко знакомы! Тогда я расскажу вам, что без Вежливости происходит в стране. Если ответите верно, как должно быть, Вежливость верну!

Заяц, бельчата: Давай!

Игра «Как мы знаем этикет». Читается часть стихотворения, в котором описаны неверные действия героев. Ребята должны сказать, что герои не должны делать.

Волк: В классе «умный» ученик

Взял, изрисовал дневник,

Стены тоже красить стал,

Стул ногою раскачал,

Дверь открыл пинком ноги,

Что неверно? Помоги!

Заяц: Нельзя рисовать на стенах в школе!

Этикет: Нельзя качаться на стуле!

Бельчата: Нельзя открывать ногой дверь!

Волк (улыбаясь ): А кто еще знает правила поведения в школе?

Зрители

К школе надо быть готовым,

Чтобы утром ранним встать,

Время даром не терять,

Без нужды не суетиться,

В школу вовремя явиться.

Главный помощник в учёбе – учебник.

Он молчаливый и добрый волшебник,

Знания мудрые вечно хранит.

Ты сбереги его праздничный вид!

Сразу в обложку его оберни,

Ручкой не пачкай, не рви и не мни.

Славный учебник научит всему –

Будь благодарен за это ему!

Еще совет ученикам:

Когда учитель входит к вам,

Пусть каждый ученик встает,

Чтоб оказать ему почет.

Учитель скажет вам: «Садитесь!»

На место тихо опуститесь.

Когда садится шумно класс,

Учитель сердится на вас.

Учитель в классе -самый главный,

Он добрый друг,наставник славный,

И он научит вас всему,

Вам надо помогать ему.

Его не надо отвлекать-

Хихикать громко и болтать.

Ведь,если вы шалить начнете

И зря учителя прервете,

То он порядок наведет,

Но время даром пропадет!

И отвечайте на вопросы,

Когда он вас о чем-то спросит,

Уроки каждый день учите,

Чтобы доволен был учитель.

Две хвостатые Сороки

Разболтались на уроке

И по двойке получили,

Дома близких огорчили.

Что же,пусть теперь узнают:

На уроках не болтают.

Вас не просят отвечать?

Значит,лучше помолчать!

На перемену мальчик спешит-

Кто пред напором таким устоит?!

Он ведь бежит, как олень молодой,

Дети обходят его стороной …

Если же кто отойти не успеет,

Очень об этом потом пожалеет:

Больно с налету об пол ударяться-

Так что не смей на пути попадаться!

Только стена отойти не желала

И сторониться мальчишку не стала…

Что же случилось? Ты понял, дружок?

Долго наш мальчик бегать не мог…

Косы кудрявые есть у Овечки,

Они завиваются словно колечки.
Только овечка кудряшкам не рада:

- Мама, обрезать косички мне надо!

Дёргают их забияки-мальчишки,

Грустно, обидно и больно мне слишком!

Вот так проблема! Мальчишки, учтите:

Девочек в классе своём берегите!

За косы не дёргайте, не обижайте,

С ними дружите, их защищайте!

Волк: Ну, вы даете – справились! Ладно, теперь задание сложнее.

Нет билета у ученика,

Школьник прячется, ведь контролера нет пока,

Зайцем едет он и всех боится!

От кондуктора в углу забился и таится!

Денег жалко, лучше «зайцем» стать!

И билет совсем не надо покупать!

Заяц: А почему сразу заяц? В транспорте нужно покупать билет! Я никогда «зайцем» не езжу!

1-й бельчонок: Я больше не буду высовываться в окно!

2-й бельчонок: А я не буду громко разговаривать!

Зрители:

Влад мороженое ел,
Прямо с ним в автобус сел.
Там мороженое тает,
На соседей попадает.
Вдруг шофёр затормозил
Влад стаканчик уронил -
Только брызги полетели!
Пассажиры обомлели.
Я хочу к вам обратиться:
Чтобы так не осрамиться,
Не входите вы в салон
С мороженным как он!

***
Андрей в автобусе сидел
И в окошко всё глядел.
Рядом бабушка стояла
Сумку полную держала
Он и сильный, и большой
Место бабушке больной
Уступить не захотел.
Она стояла, он сидел.
Это грустно и обидно,
И за Андрея, конечно, стыдно
Старших надо уважать
И места им уступать.


Возмущается народ:
Танька семечки грызёт,
Шелухой засыпан пол.
К Таньке Леха подошёл:
- Таня, так не поступают,
Мусор на пол не кидают.
А сумела набросать -
Так сумей его убрать.

***

Битком набит автобус был.
Артем пробраться вглубь решил,
Всех пассажиров растолкал
И гордо в середине встал.

Ему Кондуктор говорит:
- Хоть ты имеешь гордый вид,
Запомни: ты тут не один,
Не самый главный господин!
Ты помогай себе словами,
А не тычками и пинками.

Волк: Все верно. Следующая ситуация:

Пригласили в гости двоечника Славу,

Стол накрыли вкусный, стол красив на славу!

Только Слава сообщил: «Ну и кислые же щи!

А салат из овощей имеет запах тех же щей!

Есть у вас не буду! Пусть голодным буду!»

Этикет: Ну, это уже слишком. В гостях нельзя критиковать еду, наоборот, нужно хвалить хозяйку и ее кушанья.

Заяц: А еще в гостях нужно разуваться.

Зрители:

Все ходили по гостям,

Это и понятно.

Было там приятно вам,

А другим приятно?

Про хозяев и гостей

Расскажу вам без затей.

Вы же всё запоминайте

И на ус себе мотайте!

Если в гости звали вас,

Нужно не копаться

И в определённый час

Дружно всем собраться.

Вы, чтоб друзей не обижать,

Себя не заставляйте ждать.

Входишь в комнату, а в ней
За столом полно гостей.
Не стесняйся, улыбнись,
Сесть за стол не торопись.
ЭТИКЕТ свой покажи –
Скромно «ЗДРАВСТВУЙТЕ!» скажи,
Головой гостям кивни,
Чтобы видели они:
ЭТИКЕТ не понаслышке
Знают малые детишки.

За столом сидишь с гостями –
Не кричи, не ёрзай, друг,
Не размахивай руками,
Словно ты гоняешь мух.
***

Если фантики конфет
Гость под стол бросает,
Это значит, ЭТИКЕТ
Он не соблюдает.
***
Кто в гостях повсюду нос
Сунуть свой пытается,
До культуры не дорос,
Хорошим не считается.
***
Взял без спроса вещь чужую,
Шкаф открыл, полез в буфет...
Невоспитанность такую
Запрещает ЭТИКЕТ!


Приходить старайтесь в гости
Точно в названный вам час.
Или – рано или поздно –
В гости звать не станут вас!

Волк: Какие умные! Вижу, вы не зря хотите спасти фею Вежливость. Только есть у меня для вас еще одно задание!

Этикет: Хитрец ты, Невежа! Освобождай Вежливость!

Заяц: А может Вежливость вообще не у него?

Волк (смеется ): У меня, у меня! Слышите?

Нет моих друзей со мною,

Слышу Волк сюда идет!

Двери крепко я закрою,

Волк ко мне не попадет!

Ой-ой-ой, ой-ой-ой,

Кто приехал бы за мной…

Ой-ой-ой, ой-ой-ой

Грустно!!!

Заяц (кричит) : Вежливость, не грусти! Мы тебя найдем!

Этикет (Волку ): Давай свое задание!

Игра «Вставь словечко». В прослушанные фразы нужно вставить пропущенные слова по смыслу, чтобы они соответствовали правилам этикета.

Волк:

1. Встретил Витю я, соседа,

Встреча грустная была,

На меня он, «как торпеда»,

Налетел из-за угла.

Но представьте –

Зря от Вити,

Ждал я слова…(извините)

2. Он про внучку говорил:

Экая досада,

Я портфель ей подарил,

Вижу, очень рада.

Но нельзя ж молчать как рыба,

Ну, сказала бы …(спасибо)

3. Зазеленеет старый пень,

Когда услышит… (добрый день)

4. Если больше есть не в силах

Скажем маме мы…. (спасибо)

5. Мальчик, развитый и вежливый,

Говорит, встречаясь… (здравствуйте)

6. Когда нас бранят за шалости,

Говорим… (прости, пожалуйста)

7. И во Франции и в Дании

На прощанье говорят… (до свидания)

Волк: А теперь попробуйте все эти «вежливые» слова показать жестами. (Например, «здравствуйте» - рукопожатие, «спасибо» - кивок головы, «пока» - машет рукой, «извините» - рука на сердце и т.д.)

Этикет: Ну что, мы справились с заданием?

Волк не успевает ответить, из-за деревьев выходит фея Вежливость.

Вежливость: Спасибо, друзья! Я знала, что вы меня спасете! А ты, Волк, будешь наказан! В нашей стране правят Этикет и я, здесь нет места Невежам! Иди туда, где с правилами этикета не знакомы.

Волк (грустно ): Простите меня! Я больше не буду хамить! Я тоже хочу стать вежливым!

Фея: Простим Волка?

Зрители: ДА!!!

Вам понравилось путешествие? Вы запомнили волшебные слова? Обязательно их говорите, они действительно очень Волшебные.

Перед тем, как нам расстаться

И уйти всем по домам,

Хочется мне попрощаться,

Пожелав при этом вам,

Чтобы добрыми вы были,

Слов волшебных не забыли,

Чтобы добрыми словами

Говорили вы с друзьями.

Расстаемся мы сейчас,

Добрый путь вам! В добрый час!

Ведущий 1

« До встречи! До свидания!»

Скажи всем на прощание,

Завтра будем мы опять

Улыбкой новый день встречать!

Все берутся за руки, танцуют и поют под музыку песни «Мы желаем счастья вам…»:

В мире, где добро и нет невеж,

Где любовь, забота, счастье, смех,

Где мы помогаем всем,

Не должны хамить!

Надо, чтобы Вежливость была,

Чтоб в душе у каждого жила,

Чтоб в душе у каждого –

Проще будет жить!!!

Мы желаем вам, друзья

Вежливости в мире большом!

Как солнце по утрам,

Пусть она заходит в дом!

Мы желаем вам, друзья

Пусть добрее станет наш мир,

Персонажи машут детям рукой на прощанье и уходят.

Раздаются в конце буклеты с правилами о вежливости.