Бизнес

Правовое положение акционерного общества кратко. Правовое положение акционерных обществ

Правовое регулирование – параграф 2.6 главы 4 ГК РФ, ФЗ РФ от 26.12. 1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» .

Акционерным обществом хозяйственное общество, уставный капитал которого разделен на определенное число акций; участники акционерного общества (акционеры) не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им акций (п. 1 ст. 96 ГК РФ, п. 1 ст. 2 ФЗ РФ «Об АО»).

В отличие от уставного капитала общества с ограниченной ответственностью, разделенного на доли его участников, размер которых может быть различен, уставный капитал акционерного общества разделен на определенное число акций. Акционеры не отвечают по обязательствам общества и несут риск убытков, связанных с его деятельностью, в пределах стоимости принадлежащих им акций. Акционеры, не полностью оплатившие акции, несут солидарную ответственность по обязательствам общества в пределах неоплаченной части стоимости принадлежащих им акций(абз. 2 п. 1 ст. 96 ГК РФ, абз. 2 – 4 п. 1 ст. 2 ФЗ РФ «Об АО»).

Особенности правого положения акционерного общества:

1)Различают 2 типа акционерных обществ – публичное акционерное общество и непубличное акционерное общество (ст.66.3 ,97 ГК РФ) .

Публичным является акционерное общество, акции которого и ценные бумаги которого, конвертируемые в его акции, публично размещаются (путем открытой подписки) или публично обращаются на условиях, установленных законами о ценных бумагах. Публичное акционерное общество (пункт 1 статьи 66.3) обязано представить для внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведения о фирменном наименовании общества, содержащем указание на то, что такое общество является публичным. Акционерное общество вправе представить для внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведения о фирменном наименовании общества, содержащем указание на то, что такое общество является публичным.

Акционерное общество приобретает право публично размещать (путем открытой подписки) акции и ценные бумаги, конвертируемые в его акции, которые могут публично обращаться на условиях, установленных законами о ценных бумагах, со дня внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведений о фирменном наименовании общества, содержащем указание на то, что такое общество является публичным.

Согласно п.2 ст. 97 ГК РФ приобретение непубличным акционерным обществом статуса публичного общества влечет недействительность положений устава и внутренних документов общества, противоречащих правилам о публичном акционерном обществе, установленным настоящим Кодексом, законом об акционерных обществах и законами о ценных бумагах.

В публичном акционерном обществе образуется коллегиальный орган управления общества (наблюдательный совет/совет директоров), число членов которого не может быть менее пяти. Порядок образования и компетенция указанного коллегиального органа управления определяются законом об акционерных обществах и уставом публичного акционерного общества. Обязанности по ведению реестра акционеров публичного акционерного общества и исполнение функций счетной комиссии осуществляются независимой организацией, имеющей предусмотренную законом лицензию.

В публичном акционерном обществе не могут быть ограничены количество акций, принадлежащих одному акционеру, их суммарная номинальная стоимость, а также максимальное число голосов, предоставляемых одному акционеру. Уставом публичного акционерного общества не может быть предусмотрена необходимость получения чьего-либо согласия на отчуждение акций этого общества. Никому не может быть предоставлено право преимущественного приобретения акций публичного акционерного общества, кроме случаев, предусмотренных пунктом 3 статьи 100 ГК РФ - акционерам и лицам, которым принадлежат ценные бумаги общества, конвертируемые в его акции, может быть предоставлено преимущественное право покупки дополнительно выпускаемых обществом акций или конвертируемых в акции ценных бумаг).

Уставом публичного акционерного общества не может быть отнесено к исключительной компетенции общего собрания акционеров решение вопросов, не относящихся к ней в соответствии с ГК РФ и ФЗ РФ «Об АО».

Публичное акционерное общество обязано раскрывать публично информацию, предусмотренную законом.

2)Субъектный состав. Учредителями общества являются граждане и (или) юридические лица, принявшие решение о его учреждении (п. 4 ст. 66 ГК РФ, ст. 10 ФЗ РФ «Об АО»).

3)Уставный капитал акционерного общества (ст. 99 ГК РФ, ст. 11, 12 ФЗ РФ «ОБ АО»). Уставный капитал акционерного общества составляется из номинальной стоимости акций, приобретенных акционерами. Открытая подписка на акции акционерного общества не допускается до полной оплаты уставного капитала. При учреждении акционерного общества все его акции должны быть распределены среди учредителей.

Уставный капитал общества может быть увеличен путем увеличения номинальной стоимости акций или выпуска дополнительных акций (ст. 100 ГК РФ, ст. 28 ФЗ РФ «Об АО»). Увеличение уставного капитала акционерного общества допускается после его полной оплаты. Акционерам и лицам, которым принадлежат ценные бумаги общества, конвертируемые в его акции, может быть предоставлено преимущественное право покупки дополнительно выпускаемых обществом акций или конвертируемых в акции ценных бумаг.

Решение об увеличении уставного капитала общества путем увеличения номинальной стоимости акций принимается общим собранием акционеров. Решение об увеличении уставного капитала общества путем размещения дополнительных акций принимается общим собранием акционеров или советом директоров (наблюдательным советом) общества, если в соответствии с уставом общества ему предоставлено право принимать такое решение.

Уставный капитал общества может быть уменьшен путем покупки части акций в целях сокращения их общего количества (ст. 101 ГК РФ, ст. 29 ФЗ РФ «Об АО»).

Уменьшение уставного капитала общества путем приобретения и погашения части акций допускается, если такая возможность предусмотрена уставом общества.

Уменьшение уставного капитала обществ а допускается после уведомления всех его кредиторов в порядке, определяемом законом об акционерных обществах . Права кредиторов в случае уменьшения уставного капитала общества или снижения стоимости его чистых активов определяются законом об акционерных обществах.

Согласно п. 1 статьи 2 Закона «Об акционерных обществах» акционерным обществом признается коммерческая организация, уставный капитал которой разделен на определенное число акций, удостоверяющих обязательственные права участников общества (акционеров) по отношению к обществу. Таким образом, основное отличие акционерного общества от других видов коммерческих организаций заключается в способе закрепления прав участника по отношению к обществу, а именно путем удостоверения этих прав за владельцами акций.

Следует подчеркнуть, что акционерное общество по российскому законодательству является одним из видов коммерческих организаций. Для характеристики таких обществ важно и то, что согласно статье 50 Гражданского кодекса Российской Федерации в качестве основной цели их деятельности, как и любой коммерческой организации, признается получение прибыли и возможность ее распределения между участниками. При этом следует принимать во внимание положение статьи 48 Гражданского кодекса РФ о юридических лицах, в отношении которых их участники имеют обязательственные права, в том числе это относится к акционерным обществам.

Закон «Об акционерных обществах» определил два типа акционерных обществ: открытое и закрытое, что должно отражаться в Уставе и фирменном наименовании АО.

В настоящее время в законе достаточно четко определены критерии, по которым различаются оба типа акционерных обществ.

По действующему законодательству число акционеров открытых акционерных обществ не ограничено. Открытые акционерные общества не только имеют право проводить открытую подписку на акции и их свободную продажу, но также вправе проводить закрытую подписку, если это право предусмотрено уставом общества и решением общего собрания акционеров о размещении дополнительных акций.

Федеральным законом предусмотрено, что правовыми актами Российской Федерации могут быть установлены случаи обязательного размещения открытыми акционерными обществами акций и ценных бумаг, конвертируемых в акции по открытой подписке.

Также в законе установлено, что число акционеров закрытых акционерных обществ не может быть более 50.

В закрытых акционерных обществах действуют следующие правила:

Акционеры имеют преимущественное право приобретения акций, продаваемых другим акционером, в порядке, установленном уставом общества;

Акции распространяются только среди учредителей или иного установленного круга лиц;

Открытая подписка на акции не допускается.

Если число акционеров закрытого акционерного общества превысит 50 человек, общество в таком случае должно преобразоваться в открытое акционерное общество.

Акционерное общество может создавать филиалы и представительства на территории Российской Федерации и за ее пределами

Учреждение акционерного общества состоит из нескольких этапов, на каждом из которых последовательно осуществляются необходимые юридические и организационные действия. Закон определяет круг лиц, которые могут являться учредителями акционерных обществ, их основные обязанности, порядок принятия решений о создании общества, об утверждении его устава и т.д.

Согласно ст. 51 ГК РФ и ст. 8 Закона акционерное общество считается созданным с момента его государственной регистрации. С этого момента оно приобретает статус юридического лица, субъекта права. Но актом государственной регистрации не завершается процесс его учреждения. Для участия в гражданском обороте необходимо формирование уставного капитала общества с реальной (хотя бы частичной на начальном этапе) оплатой акций, распределенных среди учредителей, совершение ряда других действий. До государственной регистрации общества они осуществляются учредителями; после ее проведения - самим обществом. Закон от 7 августа 2001 года изменил срок оплаты первой половины уставного капитала общества, предоставив учредителям для этих целей три месяца после государственной регистрации общества (прежде такая оплата должна была проводиться до его регистрации - ст. 34 Закона об акционерных обществах). В соответствии с п. 3 ст. 2 Закона об акционерных обществах, до оплаты 50% акций, распределенных среди учредителей, общество не вправе совершать сделки, не связанные с его учреждением. Закон, таким образом, вводит временное ограничение правоспособности общества и допускает совершение определенных действий, относящихся к его учреждению, после приобретения им статуса юридического лица (внесения записи об обществе в Единый государственный реестр юридических лиц).

Учредителями акционерных обществ могут быть как граждане, так и юридические лица (ст. 66 ГК РФ, ст. 10 Закона об акционерных обществах). Законодательством в то же время установлен ряд ограничений на участие определенных лиц в хозяйственных обществах.

Статьей 66 ГК РФ и ст. 10 Закона запрещено участвовать в таких обществах государственным органам и органам местного управления, кроме случаев, когда иное предусмотрено законом. Этот запрет распространяется на все три ветви власти: законодательную, исполнительную и судебную.

Той же статьей Кодекса установлено, что учреждения, финансируемые собственником, могут быть учредителями (участниками) хозяйственных обществ с разрешения собственника. В Постановлении Пленума ВАС РФ №19 обращено внимание на то, что указанное разрешение необходимо во всех случаях - не только тогда, когда на эти цели расходуются средства, выделяемые по смете, но и при использовании средств, составляющих доходы учреждения, учитываемые отдельно. Данный вывод основан на толковании нормы ГК РФ, не предусматривающей каких-либо изъятий для применения соответствующего требования. Кроме того, учитывается назначение учреждений, целью деятельности которых является выполнение определенных функций некоммерческого характера. Деятельность, приносящая доходы, может осуществляться ими в ограниченных пределах и не должна ставиться в один ряд с основной.

Федеральным законом от 14 ноября 2002 г. №161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» введены ограничения на участие указанных предприятий в хозяйственных обществах и других организациях. Пунктом 2 ст. 6 этого Закона предусмотрено, что решение об участии унитарного предприятия в коммерческой или некоммерческой организации может быть принято только с согласия собственника имущества предприятия. То же самое относится к распоряжению акциями, принадлежащими унитарному предприятию. Постановлением Правительства РФ от 3 декабря 2004 г. №739 согласование соответствующих решений от имени собственника на федеральном уровне возложено на федеральный орган исполнительной власти, в ведении которого находится предприятие (с участием Федерального агентства по управлению государственным имуществом).

Закон о предприятиях полностью исключает участие государственных и муниципальных унитарных предприятий в создании и деятельности кредитных организаций. В соответствии со ст. 5 Закона о приватизации унитарные предприятия не могут также выступать покупателями имущества приватизируемых предприятий, в том числе акций обществ, создаваемых на их базе.

Законом не ограничено число учредителей открытого общества. В закрытом обществе их может быть не более 50 (что соответствует предельной численности участников такого общества). По действующему законодательству общество может быть учреждено и одним лицом либо иметь одного акционера в связи с приобретением им всех акций. Это может быть как гражданин, так и юридическое лицо. В литературе в разное время высказывалось отрицательное отношение к появлению таких обществ. Создание их рассматривалось как не согласующееся с природой отношений, присущих акционерным обществам, в основе которых объединение капиталов разных лиц для осуществления предпринимательской деятельности. Законодательство и практика последних лет пошли по иному пути. ГК РФ и Закон об акционерных обществах предусматривают лишь одно ограничение для создания таких обществ: общество не может иметь в качестве единственного учредителя (акционера) другое хозяйственное общество, состоящее из одного лица (ст. 98 ГК РФ и ст. 10 Закона), если иное не установлено федеральным законом. Данный запрет направлен на исключение возможности создания одним лицом цепочки подобных обществ в целях перемещения активов из одного в другое для ухода от ответственности перед кредиторами.

Российский исследователь акционерного предпринимательства И.Т. Тарасов писал, что требование об участии нескольких лиц в обществе вытекает из характеристических черт акционерной компании, в числе которых выборное начало при управлении ими и др., что невозможно осуществить даже при совпадении числа избираемых и избирателей. Рядом авторов обращалось внимание на то, что само понятие «общество» предполагает участие в нем нескольких лиц. Появление обществ одного акционера можно объяснить стремлением использовать преимущества акционерной формы в организации предпринимательской деятельности одним лицом, прежде всего обособление имущества создаваемого общества от имущества учредителя, ограничение ответственности последнего за результаты хозяйственной деятельности общества размером его вклада в уставный капитал (стоимостью оплаченных акций).

В свое время российское и зарубежное законодательство устанавливало минимальное число учредителей (участников), которое должно было иметь акционерное общество, но постепенно стало от этого отходить. В ФРГ, например, в 1968 г. был принят закон, допускающий создание общества с одним-единственным акционером. Во французское законодательство, предусматривавшее участие в создании общества нескольких лиц (не менее 7), была введена норма, согласно которой общество может остаться с одним акционером и продолжать свою деятельность, если после его создания остальные участники выйдут из него.

Изъятие из этого правила предусмотрено Законом от 5 февраля 2007 г. №13-ФЗ. Им снято указанное ограничение для обществ, создаваемых в сфере атомного энергопромышленного комплекса, где единственным акционером является государство. Подобный подход целесообразно было бы распространить на все акционерные общества, где единственным участником (владельцем всех акций общества) является государство. Речь идет, как правило, о крупных и стратегически важных структурах, действующих в форме акционерных обществ, для которых неоправданно устанавливать запрет на учреждение дочерних обществ.

Круг обязанностей учредителей определен ст. 9 Закона об акционерных обществах. Юридическим и физическим лицам, выступающим в такой роли, необходимо принять решение об учреждении общества (в виде решения собрания учредителей), где должны быть отражены результаты голосования по данному вопросу, а также об утверждении устава общества, избрании его органов управления и ревизионной комиссии (ревизора).

Условия, на которых создается общество, определяются единогласным решением (кроме формирования органов управления общества и ревизионной комиссии (ревизора), для избрания которых необходимо не менее 3/4 голосов, представляющих подлежащие размещению среди учредителей акции). Единогласным должно быть и решение об оценке имущества, вносимого учредителями в счет оплаты акций. На этом этапе действует договорный механизм, основанный на согласовании воли учредителей. Никто не может быть принужден к участию в обществе на неприемлемых для него условиях.

Порядок осуществления деятельности, конкретные права и обязанности учредителей по созданию общества определяются в заключаемом ими договоре о совместной деятельности по созданию общества. В договоре отражаются основные характеристики создаваемого общества, размер его уставного капитала, категории и типы акций, подлежащих размещению среди учредителей, размер и порядок их оплаты. На основе принятых решений и подготовленных в соответствии с ними документов уполномоченное учредителями лицо представляет документацию для государственной регистрации общества в качестве юридического лица, которая проводится в соответствии с Законом о государственной регистрации юридических лиц.

Для банков и иных кредитных организаций, действующих в форме акционерных обществ, а также для обществ с участием иностранных инвесторов и некоторых других предусмотрены дополнительные (специальные) правила их регистрации.

Документы для государственной регистрации кредитных организаций представляются в Банк России, который принимает решение о ее проведении и направляет соответствующие сведения и документы в уполномоченный регистрирующий орган для внесения необходимой записи в Единый государственный реестр юридических лиц. После получения информации о проведении этой операции учредителям выдается документ, подтверждающий данный факт, с требованием об оплате ими 100% уставного капитала в месячный срок (ст. 15 Закона о банках и банковской деятельности).

В результате действий учредителей могут возникать определенные обязательства, затрагивающие непосредственно создаваемое общество, например, связанные с наймом необходимого для его деятельности имущества, и др. В соответствии с п. 3 ст. 10 Закона об акционерных обществах общество несет ответственность по таким обязательствам в случае последующего одобрения их общим собранием акционеров. При отсутствии одобрения на учредителей возлагается солидарная ответственность по обязательствам, возникающим до государственной регистрации общества.

В Постановлении Пленума ВАС РФ №19 даны разъяснения по поводу правовой квалификации договора о создании общества. Он не относится к учредительным документом общества (единственным учредительным документам акционерного общества является его устав - п. 3 ст. 98 ГК РФ, п. 1 ст. 11 Закона об акционерных обществах), а рассматривается как гражданско-правовой договор о совместной деятельности, к которому применимы общие нормы гражданского законодательства о договорах, обязательствах и сделках, в том числе о недействительности сделок.

В практике возникают вопросы о значении договора, о создании общества после завершения процесса его учреждения, о возможных последствиях признания этого договора недействительным.

Квалифицируя данный договор как гражданско-правовую сделку (двустороннюю или многостороннюю - в зависимости от числа учредителей, подписавших его), необходимо вместе с тем учитывать его специфику, связанную с предметом и целью договора - создание акционерного общества, нового субъекта права. В связи с этим при рассмотрении вопроса о юридическом значении данного документа после завершения процесса создания общества (регистрации последнего в качестве юридического лица) и о возможных последствиях признания его недействительным необходимо дифференцировать два вида взаимосвязанных, но тем не менее имеющих разную правовую природу отношений. Между учредителями общества, подписавшими договор, возникают обязательственные отношения, вытекающие из гражданско-правовой сделки. Между учредителями и обществом - после его государственной регистрации - устанавливаются корпоративные отношения, в рамках которых акционеры имеют обязательственные права по отношению к обществу, но иного характера (вытекающие из права участия в нем).

В этой связи нужно отметить несколько моментов.

После регистрации общества и приобретения им статуса юридического лица совместная деятельность по его созданию завершается, а соответственно прекращается действие договора в связи с его исполнением, достижением поставленной цели.

Однако с прекращением действия договор, подписанный учредителями, не утрачивает своего юридического значения в качестве документа, содержащего сведения о создании общества и об условиях, на которых оно учреждалось. В этом качестве он важен как документальное подтверждение зафиксированных в нем данных. Необходимость использования его в этих целях возникает порой и после создания общества.

Что можно сказать относительно возможного применения к рассматриваемому договору норм о недействительности сделок?

Известны случаи предъявления отдельными учредителями исков о признании договора о создании общества недействительным - со ссылкой на нарушение правовых норм при его заключении - с одновременным заявлением требований о применении последствий недействительности ничтожной сделки в виде возврата имущества, переданного обществу в счет оплаты стоимости приобретенных акций, либо о ликвидации общества. Некоторые суды привлекали к участию в таких спорах акционерное общество как одного из ответчиков по делу и удовлетворяли требования истца, обязывая общество вернуть полученное имущество. Обосновывалось решение ссылкой на п. 2 ст. 167 ГК РФ, предусматривающий проведение при недействительности сделки двусторонней реституции. С таким подходом нельзя согласиться.

Акционерное общество с момента его государственной регистрации приобретает статус самостоятельного субъекта права и не является участником договора, заключенного учредителями. Имущество, внесенное учредителями в счет оплаты распределенных между ними акций, принадлежит обществу на праве собственности (п. 1 ст. 66 ГК РФ). Исходя из этого, в рамках спора о признании недействительным договора, по которому общество не выступает в качестве стороны, не могут приниматься решения, затрагивающие его статус и права на имущество. Двусторонняя реституция проводится лишь в отношении сторон, участвующих в договоре (сделке). В данном случае ими являются учредители, но в силу специфики договора о создании общества вопрос о реституции в отношениях между ними практически не возникает, поскольку передачи учредителями имущества друг другу, как правило, не происходит.

Для общества последствием недействительности договора о его создании может стать решение о ликвидации общества, но лишь при определенных условиях и с соблюдением установленных законом процедур. В соответствии с п. 2 ст. 61 ГК РФ принудительная ликвидация юридического лица (а здесь речь идет именно о такой ликвидации) допустима по решению суда и при наличии достаточных для этого оснований. В рассматриваемой ситуации основанием для вынесения такого решения может быть заключение договора о создании общества с грубыми нарушениями законодательства, при которых ему должно было быть отказано в государственной регистрации в качестве юридического лица (но по каким-то причинам это не было сделано) и которые исключают возможность его деятельности в соответствующем статусе. Вот один из примеров.

В период активной приватизации государственных предприятий представителем федерального органа по управлению государственным имуществом (из состава его руководства) был подписан договор с иностранным гражданином о создании закрытого акционерного общества, в уставный капитал которого передавались активы крупного государственного золотодобывающего предприятия. Данный договор стороны заключили с грубым нарушением законодательства, запрещавшего участие иностранных граждан в приватизации объектов государственной собственности, а также выведение активов подлежащих приватизации предприятий (золотодобывающее предприятие было внесено в перечень объектов, подлежавших приватизации) в частные коммерческие структуры. При государственной регистрации закрытого акционерного общества указанные обстоятельства должны были стать основанием для отказа в ее проведении. Этого, однако, не произошло. Нарушения законодательства выявила через некоторое время прокуратура, предъявившая иск о признании недействительным договора о создании закрытого общества, а также других актов, связанных с его учреждением. Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ, рассматривавший дело в порядке надзора, признал указанный договор ничтожным из-за допущенных при его заключении грубых нарушений законодательства, а проведенную на его основе государственную регистрацию общества и устав общества, содержавший противоречащие закону условия, - недействительными.

Признание указанных актов недействительными явилось основанием для принятия решения о ликвидации общества.

Есть случаи, когда нарушения требований законодательства, допущенные при заключении договора о создании общества, не носят характера грубых и неустранимых (не препятствуют осуществлению обществом деятельности в рамках закона) и потому не должны являться основанием для его ликвидации.

В Обзоре практики разрешения споров, связанных с ликвидацией юридических лиц (коммерческих организаций), Высший Арбитражный Суд РФ, приводя конкретный пример, определил вместе с тем общий подход к вынесению решений по таким делам: судом должна быть дана оценка всем обстоятельствам рассматриваемого спора, в том числе насколько допущенное нарушение препятствует продолжению деятельности общества и какие последствия может повлечь его ликвидация. При ликвидации общества, в том числе в связи с недействительностью договора о его создании, акционеры (включая бывших учредителей) могут рассчитывать на получение ликвидационной доли, выплачиваемой в порядке, предусмотренном законодательством.

Федеральный закон «Об акционерных обществах» от 26 декабря 1995 года № 208-ФЗ (в ред. от 24 мая 1999 года) устанавливает, что акционерным обществом признается коммерческая организация, уставный капитал которой разделен на определенное число акций, удостоверяющих обязательственные права участников общества (акционеров) по отношению к обществу. Из этого определения следует, что:

Имущество общества находится в общей собственности акционеров;

Каждый отдельный акционер не имеет прав на имущество общества, так как нельзя обособить его долю от общего имущества, в силу чего акционер обладает лишь обязательственными правами и не может выступать в качестве субъекта хозяйственных отношений.

Акционерное общество может осуществлять любые виды деятельности, не запрещенные законом, но отдельными видами деятельности оно может заниматься только на основании лицензии. К некоторым видам деятельности могут быть предъявлены требования как к исключительным, при которых в течение срока действия лицензии акционерное общество не вправе осуществлять иные виды деятельности.

Общество может быть создано путем учреждения нового или путем реорганизации существующего юридического лица (слияния, присоединения, разделения, выделения, преобразования).

Основаниями создания общества являются:

При учреждении вновь - решение учредительного собрания;

При реорганизации - решения общих собраний акционеров реорганизуемых обществ, а в случаях, установленных законом, - решения уполномоченных государственных органов или решение суда (разделение или выделение) или согласие уполномоченных государственных органов (слияние, присоединение, преобразование).

Основные правила учреждения общества:

Учредителями общества являются граждане и (или) юридические лица, принявшие решение об учреждении. Их число не нормировано (может быть и одно лицо), однако число учредителей закрытого общества не должно превышать пятидесяти. Учредители несут солидарную ответственность по обязательствам, связанным с созданием общества;

Решения об учреждении общества, утверждении его устава, денежной оценке вкладов, вносимых учредителями в счет оплаты акций, принимаются учредителями единогласно;

Избрание органов управления осуществляется учредителями большинством в три четверти голосов, представляемых приобретаемыми ими акциями;

Учредители заключают между собой договор о создании общества (порядок их совместной деятельности, размер уставного капитала общества, категории и типы акций, размещаемых среди учредителей, порядок их оплаты, права и обязанности учредителей);

Все акции общества должны быть размещены среди его учредителей.

Основные определения и правила реорганизации общества.

Слияние общества - это возникновение нового общества путем передачи ему всех прав и обязанностей двух или нескольких обществ с прекращением последних. Осуществляется по договору о слиянии между обществами и в соответствии с передаточным актом.

Присоединение общества - прекращение одного или нескольких обществ с передачей всех прав и обязанностей другому обществу. Производится по договору о присоединении между присоединяемым обществом и обществом, к которому осуществляется присоединение, и в соответствии с передаточным актом.

Разделение общества - прекращение общества с передачей всех прав и обязанностей вновь создаваемым обществам. Осуществляется в соответствии с разделительным балансом.

Выделение общества - создание дополнительно одного или нескольких обществ с передачей им части прав и обязанностей реорганизуемого общества без прекращения последнего. Осуществляется в соответствии с разделительным балансом.

Преобразование общества - акционерное общество преобразуется в общество с ограниченной ответственностью или в производственный кооператив. Все права и обязанности реорганизованного общества переходят к новому юридическому лицу. Преобразование осуществляется на основании учредительных документов.

Ликвидация общества влечет за собой его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства другим лицам.

Ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим существование после внесения об этом записи в Единый государственный реестр юридических лиц.

Основаниями ликвидации общества являются:

Решение общего собрания акционеров (добровольная ликвидация);

Решение суда - в случае осуществления деятельности без лицензии или деятельности, запрещенной законом, либо сопровождаемой неоднократными или грубыми нарушениями закона;

Признание судом несостоятельности общества.

Правовое положение акционерных обществ определяется Федеральным законом РФ об акционерных обществах. Особенности правового положения акционерных обществ, созданных при приватизации государственных и муниципальных предприятий, более 25 процентов акций которых закреплено в государственной или муниципальной собственности или в отношении которых используется специальное право на участие Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальных образований в управлении указанными акционерными обществами ("золотая акция"), определяются Федеральным законом о приватизации государственных и муниципальных предприятий. Обладатель специального права ("золотой акции") имеет право вето при принятии на общем собрании акционеров решений по наиболее важным вопросам деятельности общества.

Федеральный закон об акционерных обществах устанавливает, что акционерным обществом признается коммерческая организация, уставный капитал которой разделен на определенное число акций, удостоверяющих обязательственные права участников общества (акционеров) по отношению к обществу. Акционеры не отвечают по обязательствам общества и несут риск убытков, связанных с его деятельностью, в пределах стоимости принадлежащих им акций. Общество является юридическим лицом и имеет в собственности обособленное имущество. Из этого определения следует, что:

имущество общества находится в общей собственности акционеров;

каждый отдельный акционер не имеет прав на имущество общества, так как нельзя обособить его долю от общего имущества, в силу чего акционер обладает лишь обязательственными правами и не может поэтому выступать в качестве субъекта хозяйственных отношений.

Приведенное в законе определение не содержит понятия об акционерном обществе как социально-экономической или производственно-хозяйственной системе. К организации и деятельности акционерного предприятия недостаточно подходить только с точки зрения его имущественных и обязательственных прав. Акционерное предприятие - это производственно-хозяйственная, социальная и экологическая система, развивающаяся целеустремленно, в которой имущество находится в общей собственности акционеров.

Определение акционерного общества как коммерческой организации недостаточно полно отражает его целеустремленность. В понятии гражданского права коммерческими организациями признаются организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности. Однако такое нормативное определение цели не соответствует объективному предназначению производства: производство существует исключительно для удовлетворения потребностей общества (без потребностей не может быть производства). Поэтому объективно главной целью деятельности акционерного предприятия является удовлетворение определенных общественных потребностей. Получение прибыли для производственно-хозяйственных структур является промежуточной целью: она необходима для последующего реинвестирования в развитие производства в интересах удовлетворения новых или растущих потребностей. Таким образом, получение прибыли подчинено более высокой цели - удовлетворению потребностей. Как без потребностей нет производства, так и без удовлетворения потребностей нет прибыли (если не иметь в виду получение прибыли мошенническими способами).

Поскольку сущность акционерного дела заключается, в первую очередь, в привлечении средств инвесторов (акционеров) для ускорения развития производства путем реинвестирования получаемой прибыли, основную (но не главную) цель акционерного общества более полно отражает формула: рост суммарного акционерного капитала за счет накопления и реинвестирования получаемой прибыли. Эта цель подчинена главной цели - удовлетворению потребностей общества в товарах и услугах определенного вида.

Акционерное общество может осуществлять любые виды деятельности, не запрещенные законом, но отдельными видами деятельности оно может заниматься только на основании лицензии. К некоторым видам деятельности могут быть предъявлены требования как к исключительным, при которых в течение срока действия лицензии акционерное общество не вправе осуществлять иные виды деятельности.

Законом установлено, что общество несет ответственность по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом. Особо стоит вопрос об ответственности за банкротство АО, вызванное действиями (бездействиями) акционеров и других лиц, имеющих право давать обязательные для выполнения указания либо другим образом определять его действия. На указанных акционеров и других лиц в случае недостаточности имущества общества может быть возложена субсидиарная ответственность по обязательствам общества. Поскольку закон устанавливает, что ответственность "может быть возложена", очевидно, что решение этого вопроса относится к компетенции суда, если ответственные лица не признают ее добровольно при предъявлении обществом претензии.

Однако наибольшая трудность в реализации установленной субсидиарной ответственности заключается в сложности (а нередко в невозможности) доказательства, что банкротство явилось следствием тех или иных действий или распоряжений. Результаты производственно-хозяйственной деятельности носят многофакторный характер, и выявление значимости тех или иных факторов требует серьезной аналитической работы, что, в свою очередь, возможно при хорошо поставленном учете и наличии высококвалифицированных кадров. Более того, закон устанавливает, что ответственность указанных акционеров и (или) лиц наступает только в случае, если они заведомо знали, что результатом их действий или исполнения обществом их обязательных распоряжений будет банкротство общества (ст. 3 Федерального закона об акционерных обществах), то есть если они умышленно действовали во вред обществу.

Основательность этой нормы закона вызывает сомнение, во-первых, практической недоказуемостью того, что лица, причинившие вред, "заведомо знали" о последствиях. Во-вторых, умышленные действия с подобными целями и результатами могут носить характер скрытого рефлексивного воздействия (один из методов экономической агрессии). И, наконец, указанная норма противоречит норме Гражданского кодекса РФ "О возмещении вреда". Согласно ст. 1064 вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред, в то время как норма Закона об акционерных обществах устанавливает лишь субсидиарную ответственность, наступающую в случае недостаточности имущества общества по его обязательствам. Так как правовые нормы, устанавливаемые в законах, не должны противоречить Гражданскому кодексу РФ, имеются все основания руководствоваться в данном случае нормой, установленной в Гражданском кодексе, и требовать от лиц, нанесших вред имуществу акционерного общества, возмещения потерь в полном объеме.

При рассмотрении данного вопроса может возникнуть необходимость в толковании: можно ли считать ущерб, умышленно нанесенный обществу и вызвавший его банкротство, вредом, причиненным его имуществу? Имеются все основания полагать, что да. Мало того, что была упущена выгода (уменьшен возможный объем имущества, которое общество могло бы приобрести в результате нормального делового оборота), общество может вообще потерять имущество - продать его, чтобы расплатиться с долгами.

Необходимость толкования той или иной правовой нормы возникает довольно часто при ее реализации. Норма права - это общее правило поведения, в котором явления общественной жизни представлены в типичных, а не индивидуальных проявлениях. Чем в большей степени конкретное событие отличается от типичного, тем более необходимо толкование соответствующей нормы права, особенно если норме присущ высокий уровень обобщения.

Толкование нормы права - это выявление воли законодателя, выраженной в правовой норме. Оно осуществляется:

для уяснения смысла и содержания нормы лицом, ее применяющим. В этом случае используется метод толкования по способу (филологические, логические, системные, историко-политические, специально-юридические и функциональные средства);

для официального разъяснения (конкретизации) нормы государственным компетентным органом в форме правового акта. Такое толкование имеет юридическую силу;

для неофициального разъяснения нормы юристами (консультантами, адвокатами), значение которого состоит в логической убедительности понимания нормы.

Официальное толкование может быть нормативным (распространяется на определенную категорию дел и сохраняет свою силу для всех возможных будущих случаев применения нормы) или казуальным (применительно к конкретному казусу, случаю).

Эти понятия необходимо усвоить специалистам, так как в применении хозяйственного права предприятиям следует прибегать к толкованию той или иной правовой нормы.

6. Правовое положение учреждений. Правовое положение унитарных

Предприятий.

Унитарное предприятие -коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество.

Имущество унитарного предприятия неделимо и не мо­жет быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия. Имущество унитарного предприятия принадлежит на праве собственности государству, субъекту РФ или муниципальному образо­ванию, которые могут выступать учредителями таких пред­приятий.

Учредительный документ унитарного предприятия - устав.

В форме унитарных могут быть созданы только государ­ственные и муниципальные предприятия.

Уставными фондами государственного или муниципаль­ного предприятий определяются минимальные размеры его имущества, гарантирующие интересы их кредиторов. Размер уставного фонда государственного предприятия должен составлять не менее 5000 МРОТ, установленных федераль­ным законом на дату государственной регистрации этого предприятия. Размер уставного фонда муниципального пред­приятия должен составлять не менее 1000 МРОТ, установ­ленных федеральным законом на дату государственной ре­гистрации данного предприятия.

Управление унитарными предприятиями осуществляет руководитель, который назначается собственником предприятия либо уполномоченным собственником органом и им подотчетен.

Унитарное предприятие отвечает по своим обязатель­ствам всем принадлежащим ему имуществом. Но оно не не­сет ответственности по обязательствам собственника его имущества.

Унитарное предприятие может быть основано:

1. для хозяйственного ведения;

2. оперативного управления.

Некоммерческие организациисоздаются для управленческих, учебных, благотворительных и иных целей, осу­ществляют предпринимательскую деятельность не для по­лучения прибыли, а лишь для достижения уставных целей.

Некоммерческая организация считается созданной с момента ее государственной регистрации в установ­ленном законом порядке.

Некоммерческая организация имеет свое наименование, содержащее указание на ее организационно-правовую фор­му и характер деятельности.

Некоммерческая организация создается в следующих формах:

1. потребительских кооперативов (добровольных объ­единений граждан и юридических лиц на основе членства с целью удовлетворения материальных и иных потребностей участников, осуществляемых путем объединения его членами имущественных па­евых взносов);

2. товариществ собственников жилья (объединения лиц собственников помещений для совместного управле­ния и эксплуатации единого комплекса недвижимого имущества (кондоминиума));

3. общественных объединений (добровольных объеди­нений граждан на основе общности их интересов для удовлетворения духовных или иных нематериальных потребностей);

4. религиозных организаций (объединений граждан, имеющих основной целью совместное исповедание и распространение веры);

5. фондов (не имеющих членства некоммерческих орга­низаций, учрежденных гражданами и (или) юридиче­скими лицами на основе добровольных имущественных взносов, преследующих социальные, благотворитель­ные, культурные, образовательные или иные обще­ственно полезные цели);

6. учреждений (организаций, созданных собственником для осуществления функций некоммерческого харак­тера, финансируемых полностью или частично за счет средств собственника);

7. автономных некоммерческих организаций (учрежден­ных на основе добровольных имущественных взносов некоммерческих организаций, имеющих целью предо­ставление услуг всем заинтересованным лицам);

8. ассоциаций (союзов) (союзов некоммерческих орга­низаций, при которых их члены - самостоятельные юридические лица).

В зависимости от формы некоммерческой организа­ции ее учредительными документами выступает:

1. устав, утвержденный учредителями (участниками) (для общественной организации (объединения), фон­да, некоммерческого партнерства и автономной не­коммерческой организации);

2. учредительный договор, заключенный ее членами, и устав, утвержденный ими (для ассоциации или союза);

3. решение собственника о создании учреждения и ус­тав, утвержденный собственником (для учреждения). Законодательство дает право некоммерческим организа­циям создавать филиалы и открывать представительства на территории Российской Федерации.

Управление некоммерческими организациями осущест­вляют высший орган (коллегиальный высший орган управ­ления для автономной некоммерческой организации или об­щее собрание членов для некоммерческого партнерства, ассоциации (союза)) и исполнительный орган (руководи­тель некоммерческой организации).

7. Государство и муниципальные образования как субъекты гражданского

Права.

Среди субъектов гражданского права ГК РФ (ст. 124) участниками отношений, регулируемых гражданским законодательством, называет: Российскую Федерацию, субъектов Российской Федерации, муниципальные образования. Общим для них является то, что они сочетают частноправовые и публично-правовые элементы.

Государство является специфическим субъектом гражданского права. Его особое положение обусловлено наличием двух моментов: равные начала участия в гражданских правоотношениях наряду с иными субъектами - гражданами и юридическими лицами и использование властных полномочий для организации гражданского оборота. Поэтому ряд гражданских правоотношений с участием государства возникает на основе административных актов, что несвойственно для граждан и юридических лиц.

Будучи одним из субъектов гражданских правоотношений государство обладает право- и дееспособностью. В отношении правоспособности государства высказаны различные мнения. Однако, учитывая сложившуюся практику использования терминологии, с целью определения отличительных особенностей, правоспособность государства можно именовать универсальной, в отличие от общей правоспособности граждан и специальной (по общему правилу) юридических лиц.

Россия, являясь федеративным государством, включает в себя субъекты, обладающие признаками государственных образований. Это республики в составе РФ, национально-территориальные образования (автономные округа и автономная область) и административно-территориальные образования (края, области).

Особенность муниципальных образований, в отличие от государственных, состоит в том, что их властные полномочия не носят государственно-правового характера, они призваны обеспечивать местное самоуправление.

Принципиально важным является правило, установленное в п. 2 ст. 124 ГК РФ, согласно которому к субъектам, указанным в п. 1 ст. 124 ГК РФ, применяются нормы, определяющие участие юридических лиц в регулируемых гражданским законодательством отношениях, если иное не вытекает из закона или особенностей данного субъекта. Именно этот прием законодательной техники позволяет не упоминать субъектов, указанных в п. 1 ст. 124 ГК, в качестве участников сделок (ст. 153 ГК РФ).

Вовне от имени Российской Федерации и ее субъектов выступают органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. Это означает, что от имени РФ и ее субъектов может выступать ряд органов государственной власти: Федеральное собрание, Президент, Правительство, федеральные органы власти и органы власти субъектов Федерации.

Участие муниципальных образований в гражданском обороте опосредуется органами местного самоуправления.

Даже граждане и юридические лица могут в случаях, предусмотренных федеральными законами, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ, нормативными актами субъектов РФ и муниципальных образований, по их специальному поручению выступать от имени названных субъектов.

Правоспособность РФ, государственных и муниципальных образований, названная универсальной, позволяет отграничивать ее от правоспособности граждан и юридических лиц. Следует иметь в виду, что некоторые элементы правоспособности последних в принципе не могут составлять содержания правоспособности РФ, ее субъектов и муниципальных образований. Например, право быть наследодателем, право наименования юридического лица.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления являются юридическими лицами, - косвенно указывает абз. 3 п. 4 ст. 66 ГК РФ. Это влечет необходимость разграничения полномочий органов Государственной власти и органов местного самоуправления как органов соответствующих образований, с одной стороны, и как организационно-правовой формы некоммерческой организации в виде учреждения - с другой. Поскольку в данном случае законодатель как бы "им-планировал" в государственное или муниципальное образование по существу иной субъект - юридическое лицо.

Наиболее важная сфера участия РФ, ее субъектов и муниципальных образований в гражданском обороте - правоотношения собственности (а также иные вещные права). Российская Федерация, ее субъекты, муниципальные образования участвуют и в ряде относительных правоотношений, например, наследственных, обязательственных. В этом плане следует упомянуть правила ст. 1069 ГК РФ, устанавливающие ответственность за вред, причиненный государственными органами, органами местного самоуправления, а также их должностными лицами. Если гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления причинен вред, то он подлежит возмещению за счет соответственно казны РФ, казны субъекта или казны муниципального образования; за счет этих средств происходит и возмещение вреда, причиненного незаконными действиями органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда (ст. 1070 ГК РФ).

Среди обязательственных прав РФ, ее субъектов и муниципальных образований необходимо отметить и права в отношении акционерных обществ, собственниками акций которых они являются.

Если во внутреннем обороте властные полномочия РФ, ее субъектов, муниципальных образований сопряжены одновременно и с равными началами участия в гражданских правоотношениях, то во внешнем суверенитет сопряжен с иммунитетом (за исключением муниципальных образований).

Суверенитет как верховенство государственной власти внутри страны и ее независимость во внешнеполитической сфере всегда влечет и признание за государством, участвующим во внешнеторговом обороте, иммунитета. Он определяет и невозможность распространения государственного суверенитета на иностранное государство, которое действует за пределами своих границ, без его согласия.

Различают судебный иммунитет и иммунитет собственности государства. Статья 127 ГК РФ содержит правило, согласно которому особенности ответственности РФ, ее субъектов в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, с участием иностранных юридических лиц, граждан и государств определяются законом об иммунитете государства и его собственности.

Судебный иммунитет может быть определен как неподсудность одного государства судам другого при отсутствии его согласия. Иммунитет собственности государства означает неприкосновенность объектов собственности одного государства в случае, если они находятся на территории другого.

Акционерное общество - хозяйственное общество, уставный капитал которого разделен на определенное количество одинаковых до­лей, выраженных ценными бумагами - акциями, а его участники (вла­дельцы акций - акционеры) не отвечают по долгам общества и несут лишь риск убытков в пределах стоимости принадлежащих им акций (ст. 96 ГК, ст. 2 Федерального закона от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ "Об акционерных обществах").

Подробнее

Акционерное общество представляет собой способ создания, цен­трализации крупного капитала, первоначально распыленного среди множества мелких владельцев. Доли участия в собранном капитале оформляются затем ценными бумагами - акциями, по общему прави­лу свободно обращающимися, в том числе на фондовых биржах. Это делает возможным быстрый перелив капитала из одной сферы пред­принимательства в другую в соответствии с постоянно меняющейся рыночной конъюнктурой (ибо продажа акций одного общества и при­обретение акций другого экономически и означает смену капиталом сферы своего приложения). Эти два преимущества обеспечили рас­пространение акционерных обществ.

Юридическая конструкция акционерного общества на первый взгляд весьма сходна с конструкцией общества с ограниченной ответственнос­тью. Ведь основными признаками акционерного общества также явля­ются разделение уставного капитала на доли и отсутствие ответствен­ности участников по долгам общества. В действительности, однако, ме­жду ними имеются принципиальные различия.

Существенные отличия акционерного общества от общества с ограниченной ответственностью:

  1. уставный капитал акционерного общества оформля­ется акциями;
  2. осуществление акционера и их передача (ус­тупка) другим лицам возможны только путем предъявления или переда­чи акций как ценных бумаг;
  3. акционерное общество гарантировано от уменьшения своего имущества вследствие выхода из него участников (выход из общества может быть осуществлен только путем отчуждения акций другому лицу, по­этому при выходе из общества акционер не может требовать от него ни­каких выплат или выдач, причитающихся на его долю, - он получает лишь компенсацию за отчуждаемые акции от своего контрагента-при­обретателя).

Таким образом, в общем случае акционерное общество является инструментом привлечения денежных средств больших неопределенных . При этом правовой режим акционерного общества построен исключительно на императивном методе регулирования, удельный вес диспозитивных норм ничтожно мал.

Виды акционерных обществ (ст. 66.3 ГК РФ):

  1. публичное (ст. 97 ГК РФ);
  2. непубличное.

Публичным является акционерное общество, акции которого и ценные бумаги которого, конвертируемые в его акции, публично размещаются (путем открытой подписки) или публично обращаются на условиях, установленных законами о ценных бумагах. Правила о публичных обществах применяются также к акционерным обществам, устав и фирменное наименование которых содержат указание на то, что общество является публичным.

Все иные акционерные общества являются непубличными.

Замечание

Правовое значение выделения публичного акционерного общества:

  • в отношении ПАО применяется исключительно императивный метод регулирования;
  • на ПАО распространяются повышенные меры государственного контроля;
  • ПАО публично раскрывает значительный объем информации о своей деятельности.

В публичном акционерном обществе обязательными являются четыре органа:

  1. общее собрание акционеров (высший орган);
  2. совет директоров (орган управления и контроля);
  3. исполнительный орган;
  4. ревизионная комиссия (контрольный орган).

Причиной такого подхода является источник формирования имущества публичного общества: публичное акционерное общество предлагает неопределенному кругу лиц приобрести его акции за деньги, т.е. стать акционером в обмен на корпоративные права, прежде всего потенциальную неочевидную возможность полу чения дохода в виде дивидендов.

Гражданско-правовой статус акционерного общества

Акционерное общество

  • является юридическим лицом;
  • имеет в собственности обособленное имущество, учитываемое на его самостоятельном балансе;
  • может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде;
  • имеет гражданские права и несет обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных федеральными законами;
  • считается созданным как юридическое лицо с момента его государственной регистрации в установленном федеральными законами порядке;
  • создается без ограничения срока, если иное не установлено его уставом;
  • вправе в установленном порядке открывать банковские счета на территории Российской Федерации и за ее пределами
  • должно иметь круглую печать, содержащую его полное фирменное наименование на русском языке и указание на место его нахождения;
  • вправе иметь штампы и бланки со своим наименованием, собственную эмблему, а также зарегистрированный в установленном порядке товарный знак и другие средства визуальной идентификации.

Ответственность акционерного общества:

  1. несет ответственность по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом;
  2. не отвечает по обязательствам своих акционеров;
  3. государство и его органы не несут ответственности по обязательствам общества, равно как и общество не отвечает по обязательствам государства и его органов.

Следует отметить, что статус многих современных крупных (откры­тых) акционерных обществ фактически во многом отличается от охарак­теризованных выше классических конструкций. Теперь они представля­ют собой не способ концентрации множества мелких капиталов, а форму осуществления крупных инвестиций; соответственно этому их акцио­неры, особенно миноритарии, фактически лишаются корпоративных прав участия в управлении и получения дивидендов. Этому способству­ет и изменение юридической природы акций, которые теперь выпуска­ются в виде «бездокументарных ценных бумаг», учитываемых в особых реестрах, в результате чего мелкие акционеры имеют дело не столько с акционер­ными обществами, сколько с банками, обычно распространяющими их акции, и с компаниями-реестродержателями, ведущими учет акционе­ров и их прав.

Минорита́рный акционе́р (миноритарий) - акционер компании (физическое или юридическое лицо), размер пакета акций которого не позволяет ему напрямую участвовать в управлении компанией (например, путём формирования совета директоров); акционер компании, доля акций которого незначительна, для того чтобы провести решение в собственных интересах.