Развитие бизнеса

Транспортные услуги. Особенности транспортного обслуживания населенных пунктов

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Понятие, значение, особенности, признаки и классификация услуг транспортного сервиса. Виды сервисного обслуживания. Последовательность формирования системы логистических услуг. Анализ концепций и критериев качества обслуживания на воздушном транспорте.

    контрольная работа , добавлен 20.03.2010

    Транспортные услуги в мировой экономике, порядок их оказания. Место и роль России на мировом рынке транспортных услуг; качество обслуживания; развитие международных коридоров; проблемы развития экспорта транспортных услуг в РФ, возможности транзита.

    курсовая работа , добавлен 06.07.2011

    Особенности услуг пассажирского транспорта. Законодательное регулирование транспортного обслуживания населения. Общая характеристика, основные достоинства и недостатки обслуживания населения услугами пассажирского транспорта в г. Ростов-на-Дону.

    дипломная работа , добавлен 26.09.2010

    Совершенствование технического обслуживания автомобилей, которое, обеспечило бы высокую техническую готовность автопарка, повысило производительность труда. Характеристика транспортного цеха ОАО "Лисма". Анализ и оценка уровня использования автомобилей.

    дипломная работа , добавлен 26.07.2010

    Технико-экономическая характеристика и анализ производственной деятельности РДАУП "Автобусный парк №2". Система транспортного обслуживания населения Мозырского района. Порядок расчета себестоимости, расходов и доходов на автоперевозку пассажиров.

    дипломная работа , добавлен 07.02.2012

    Функции транспорта в государстве. Виды транспортного обслуживания, типы перевозок. Транспортный сервис как направление деятельности туристской компании. Современное состояние и перспективы развития транспортного обслуживания в турфирме "Томсктурист".

    курсовая работа , добавлен 08.08.2010

    Анализ структуры рынка транспортных услуг в исследуемом регионе. Организация эффективной работы автотранспортного предприятия. Оценка объема реализации услуг и величины предполагаемой прибыли. Анализ величины спроса и предложения транспортных услуг.

    курсовая работа , добавлен 02.01.2013

    Организации технического обслуживания и ремонта подвижного состава ОАО "Башмаковотрансавто". Расчет показателей использования автомобилей. Распределение ремонтно-обслуживающих работ по местам выполнения. Определение нормативов ремонта автомобилей.

    курсовая работа , добавлен 17.04.2016

Реализация каналов снабжения сырьем, полуфабрикатами и распределения готовой продукции в рамках логистической системы требует решения комплекса транспортных проблем. Предприятию, фирме, концерну при реализации каналов распределения готовой продукции приходится решать вопросы, связанные с доставкой, т.е. выбирать вид транспорта, методы организации перевозок, тип транспортных средств и т.д. - иными словами решать вопросы транспортного обслуживания (см. гл. 5).

Транспортное обслуживание можно определить как деятельность, связанную с процессом перемещения грузов и пассажиров в пространстве и во времени и предоставлением сопутствующих этой деятельности транспортных услуг.

Транспортное обслуживание клиентов на перевозку грузов вклю-чает:

  • выбор соответствующей упаковки согласно физическим свойствам товара (груза);
  • нанесение на упаковку маркировки, штрих-кодов и спецобозначений;
  • использование унифицированной транспортной тары, формирование грузовых единиц, пакетирование и контейнеризация;
  • выбор оптимального (рационального, приемлемого) вида перевозки и транспортных средств;
  • наиболее полное использование грузоподъемности транспортных средств посредством правильной загрузки;
  • соблюдение технологий при ведении погрузочно-разгрузоч-ных работ;
  • использование современных технологий и подходов к организации размещения, учета товаров и запасов на складах и терминалах;
  • применение современных информационных технологий и компьютерной поддержки.

Специфические задачи стоят и перед системой организации перевозок пассажиров.

По данным зарубежной печати стоимость транспортных расходов в процессе производства и реализации продукции доходит до одной трети цены конечного продукта. Вот почему рационализация, а лучше оптимизация транспортных, погрузочно-разгрузочных, тарно-упаковочных, экспедиционных и складских операций является важным резервом снижения издержек и экономии ресурсов. До недавнего времени повышению эффективности доставки продукции уделялось недостаточное внимание, как и всей сфере обращения.

Изучение спроса на транспортные услуги свидетельствует, что одним из главных требований клиентов к работе транспорта является своевременность отправки и доставки грузов. Связано это со стремлением большинства грузовладельцев к сокращению запасов как в сфере производства, так и в сфере обращения, поскольку их затраты на содержание запасов составляют по ряду отраслей 20% и более от стоимости выпускаемой продукции. Отсутствие гарантии своевременной доставки или отправки требуемого груза, возможность отказа или неоднократного откладывания заявки на перевозку были характерными особенностями сложившейся у нас в стране системы работы транспорта.


В целом доставка продукции распадается на ряд последовательных конкретных отдельных этапов, зачастую не связанных между собой и выполняемых разными подразделениями. Поэтому оптимизация такой пространственно-временной системы представляет собой достаточно сложную задачу.

Транспортное обслуживание и его характер во многом определяет спрос на перевозки. К параметрам, характеризующим спрос, можно отнести: род груза (вид поездки) и объем перевозок; размеры обслуживаемой территории; регулярность грузопотоков (пассажиропотоков); срочность и время доставки; уровень тарифов; необходимость хранения товаров (технологического простоя-пересадки) в цикле доставки; юридическое положение отправителя или получателя(предприятие или частное лицо).

Спрос носит локальный характер и на его количественные и качественные характеристики влияет покупательная способность, существующая в данном конкретном месте, так как в зависимости от нее изменяется спрос. Что касается предложения, то оно практически всегда рассредоточено, а следовательно, в количественном и качественном отношении меняется в зависимости от наличия или отсутствия возможностей для получения прибылей (или удовлетворение потребностей) на местном рынке.

Зарубежный опыт свидетельствует об актуальности повышенного внимания к проблемам транспортного обслуживания. Так, в странах с развитой рыночной экономикой имеют место следующие тенденции развития транспортного обслуживания: увеличение объема перевозок грузов повышенной стоимости с одновременным сокращением малоценных грузов (или неэкстренных перемещений пассажиров); увеличение средних расстояний доставки и рост доли международных перевозок; повышение ответственности за качество и сроки перевозки по всей транспортной цепи; рост объема перевозок между предприятиями при сокращении объемов перевозок в самих предприятиях; уменьшение объемов массовых навалочных грузов и увеличение объемов штучных грузов в контейнерах и на поддонах; повышение коэффициента грузоподъемности (пассажировместимости) подвижного состава; увеличение объема перевозок грузов (пассажиров) в специализированном подвижном составе; преобладание логистических подходов при организации перевозок и управлении транспортным процессом.

В настоящее время все большее значение начинают приобретать вопросы повышения уровня транспортного обслуживания клиентов, которые в рыночных условиях хозяйствования тесно связаны с проблемой сервиса и качества предоставляемых услуг. Под качеством понимают совокупность свойств и характеристик услуги, которые придают ей способность удовлетворять потребности клиентов. Если компания обязуется доставить груз по назначению и в оговоренные контрактом сроки в условиях сохранности, то в будущем клиент ожидает, что перевозчик сократит время простоя, снизит плату за хранение, расширит сеть доставки и т.д., т.е. повысит качество предоставляемых услуг.

Ошибочным является суждение о том, что предоставление качественных услуг весьма дорогое удовольствие. Наоборот, невыполнение условий принятого соглашения влечет за собой дополнительные расходы материальных и трудовых ресурсов, направленных на устранение ошибок. Так, систематические срывы графика перевозок приводят в конечном счете к потере клиентов, репутации и места на рынке транспортных услуг.

Идентификация потребности в транспортном обслуживании базируется на принципе сегментации услуг, т.е. группировки потребителей в соответствии с тем или иным критерием обслуживания. Сам процесс сегментации услуг включает следующие три стадии:

1. определение ключевых компонентов обслуживания на основе мнений самих потребителей;

2. установление относительной важности этих компонентов для потребителей;

3. группировка потребителей по отношению к предпочтениям тех или иных компонентов обслуживания.

Для сбора информации используются принципы социологии (опросы), а для ее обработки и последующей группировки потребителей - соответствующие статистические методы. На рынке движения товаров и их доставки потребителям можно выделить два сегмента обслуживания, т.е. две группы покупателей. Первая сосредоточивает свое внимание на поставке товаров (сроках и интенсивности, полноте заказа); вторая - отдает предпочтение связям с поставщиками, качеству коммуникаций и легкости заказа.

К ключевым параметрам качества транспортного обслуживания потребителей относятся:

  • время от получения заказа на перевозку до доставки;
  • надежность и возможность доставки по требованию;
  • наличие запасов, стабильность снабжения;
  • полнота и степень доступности выполнения заказа;
  • удобства размещения и подтверждения заказа;
  • объективность тарифов и регулярность информации о затратах на обслуживание;
  • возможность предоставления кредитов;
  • эффективность переработки грузов на складах;
  • качество упаковки, а также возможность выполнения пакетных и контейнерных перевозок.

Своя специфика имеется и в отношении качества обслуживания пассажиров.

Массовые опросы клиентуры, согласно данным западных специалистов, дают следующую картину ранжирования показателей качества обслуживания:
100 пунктами оценена надежность поставки;
60 - удобство анализа, стабильность получения информации, высокий уровень выполнения принятых гарантий;
50 - наличие контактов в процессе обслуживания;
10 - возможность предоставления кредита и т.д.

Четкость обслуживания потребителей услуг характеризуется продолжительностью цикла обслуживания, который измеряется временем от получения заказа до его выполнения.

Практика свидетельствует о том, что в 80% случаев проблемы качества транспортного обслуживания связаны с потерей управления компанией. Как же обеспечить качество? Ответом на этот вопрос может быть модель системы качества, включенная в общую систему управления. Стандарт ISO 9000:2000 определяет систему качества как "совокупность организационной структуры, процедур, процессов и ресурсов, необходимых для осуществления административного управления качеством".

Система качества считается хорошо организованной и функционирующей, если:

  • система воспринимается и понимается персоналом, правильно применяется, имеет необходимые ресурсы и является эффективной;
  • предоставляемые услуги (выпускаемая продукция) действительно удовлетворяют запросы и ожидания клиента;
  • учитываются влияние на окружающую среду и потребности общества;
  • основное внимание уделяется предотвращению негативных ситуаций, а не их ликвидации после возникновения.

Такая система кроме решения вопросов обеспечения качества обслуживания повышает дисциплину, уменьшает непроизводительный труд, облегчает работу с клиентами. Реализация системы качества должна определяться задачами, продукцией, процессами и индивидуальными особенностями конкретной компании или организации, а также отвечать требованиям постоянного улучшения качества в соответствии с предполагаемыми потребностями клиента.

Следование стандарту ISO 9000:2000 при разработке и внедрении системы качества является добровольным стремлением руководства компании или организации. Именно руководство несет полную ответственность перед клиентом за соответствие стандарту и определяет целесообразность сертификации деятельности, которая устраняет необходимость ряда дополнительных проверок по требованию клиентов. Если сертификат выдан признанным (в регионе, стране, мире) сертификационным органом, то потребитель услуг получает максимальную гарантию того, что его запросы будут удовлетворены.

Многие российские компании и предприятия столкнулись, в силу внутренней обстановки в стране на сегодняшний момент, с кризисом доверия со стороны зарубежных партнеров. Причем страдают и те компании, которые могут успешно работать. В этих условиях система качества, выстроенная в соответствии со стандартом ISO 9000:2000 и сертифицированная признанным в мире сертификационным органом, приобретает особое значение. Наличие такой системы декларирует способность руководства управлять компанией, свидетельствует о существовании у нее стратегических планов и о том, что контакты с ней менее рискованны.

Изучение психологии потребителей, в том числе транспортных услуг, в зарубежных странах показало, что в зависимости от интересов и склонностей потребителей можно разделить на три группы:

  • первые предпочитают высокое качество обслуживания;
  • вторые ориентируются на высокую скорость, эффективность и минимум риска;
  • третьи делегируют обслуживание процессов транспортировки, сбыта и продажи продукции посредникам.

Одним из важных вопросов логистического обслуживания является цена, как ожидаемая компенсация за общий пакет услуг, которую фирма предлагает потребителю. Определить цену на логистические услуги гораздо труднее, чем цену на саму транспортировку, так как во многом цена логистических услуг зависит от восприятия клиентом всей системы обслуживания. Выбор оптимального уровня обслуживания клиентуры определяется динамикой величины затрат. Выявлено, что, начиная с 70% и выше затраты на обслуживание растут экспоненциально в зависимости от уровня обслуживания, а при уровне обслуживания 90% и выше сервис становится невыгодным. Специалисты подсчитали, что при повышении уровня обслуживания от 95 до 97% экономический эффект повышается на 2%, а расходы возрастают на 14%.

Для выявления рационального уровня обслуживания производят сопоставление расходов, доходов и прибыли, реализуя принцип компромиссного решения, при котором фирмы достигают наилучшего соотношения между ценами и уровнем обслуживания, между расходами и доходами. Фактически процедура сводится к сопоставлению затрат, связанных с увеличением уровня обслуживания, с потерями доходов, которые растут при уменьшении числа и качества услуг. В результате сопоставления находят некоторый оптимум уровня обслуживания (рис. 2.1).

Рис. 2.1. Выявление рационального уровня обслуживания

С увеличением уровня обслуживания растут расходы по нему (кривая 2), но уменьшаются потери доходов от снижения уровня обслуживания (кривая 3). Пунктирная кривая (1) получается суммированием координат двух названных составляющих. В связи со значительными трудностями поиска и практической реализации оптимального уровня обслуживания (минимум ординаты пунктирной кривой 1) предприятия, предоставляющие услуги, и их клиентура ориентируются на "достаточно хорошее решение" - рациональное, приемлемое соотношение расходов и доходов.

Сервис оценивают показателем "уровень обслуживания" Уоб, который определяется выражением:

где n - фактическое количество оказанных услуг;
N - количество услуг, которое теоретически может быть оказано;
t i - время на выполнение i-ой услуги.

Работа транспорта должна основываться на запросах потребителя. Клиента привлекают минимальные сроки доставки, 100%-я сохранность груза при перевозке, удобства по приему и сдаче грузов, возможность получения достоверной информации о тарифах, условиях перевозки и местонахождении груза. Только при этих условиях клиент готов нести соответствующие затраты.

Когда рассматриваются вопросы качества транспортных услуг и транспортного обслуживания, необходимо помнить и учитывать следующие особенности:

  • выбор совокупности услуг требует рассмотрения всех возможных вариантов уровней транспортного обслуживания;
  • потребностей у клиента может быть несколько, что влечет за собой соответствие свойств и характеристик услуг одновременно нескольким и зачастую противоречащим друг другу требованиям;
  • при заключении договора запросы и потребности клиентов четко оговариваются и фиксируются;
  • во многих случаях потребности клиента со временем меняются, что обусловливает необходимость периодического проведения маркетинговых исследований. Каждый вид услуги транспорта требует серьезного изучения и анализа;
  • потребности и запросы клиентов обычно выражаются в определенных свойствах с количественной их характеристикой и включают такие аспекты, как безопасность, функциональная пригодность, эксплуатационная готовность, надежность, экономические факторы, экологичность и т.д.;
  • для количественной оценки качества используются такие выражения как: "относительное качество", "уровень качества", "мера качества".

Для улучшения транспортного обслуживания информация о качестве транспортных услуг, полученная на основании накопленного опыта и пожеланий клиентов, должна тщательно изучаться и анализироваться.

Сноски

1 Бауэрсокс Д.Д., Клосс Д.Д. Логистика: интегрированная цепь поставок / Перевод с англ. М: ЗАО "Олимп-Бизнес", 2001.

Обеспечение населения, предприятий и организаций города транспортными услугами является одной из самых сложных задач в городском хозяйстве. В городе действует большое количество муниципальных, ведомственных и частных единиц транспорта.

Они предъявляют соответствующие требования к дорожной сети города, ее пропускной способности. Необходимо строить путепроводные развязки, объездные дороги, в отдельных случаях расширять проезжую часть улиц, что крайне сложно. Потребность населения в транспортных перевозках крайне неравномерна по времени и по направлениям (спальные районы, центр города, районы крупных предприятий, места массового отдыха и т.д.). Эго вызывает значительные сложности в организации пассажирских перевозок. Значительную роль играют здесь скоростные маршруты. Важно обеспечить удобство и приемлемое время поездки.

За последние годы в осуществлении транспортного обслуживания населения усилилась роль частного сектора. Эго позволило снять напряжение на ряде загруженных маршрутов.

Сложной задачей является выбор типа подвижного состава транспорта. Основными видами городского транспорта являются автобус, трамвай и троллейбус, микроавтобусы и маршрутные такси, в самых крупных городах метрополитен, для частных перевозок индивидуальные такси. Для пригородных сообщений в основном используются автобусы и электропоезда. В ряде городов электропоезда курсируют и на

Массовая автомобилизация вызвала необходимость создания большого комплекса сервисных служб, обеспечивающих работу транспорта. Серьезную проблему представляет организация стоянок индивидуального транспорта на территории города, строительство коллективных гаражей, в том числе многоэтажных в центре города (паркинги). В некоторых новых жилых домах первые этажи и подвалы проектируются как гаражи, что создает удобства жильцам. Другая проблема - автозаправочные станции и пункты, мойки, мастерские срочного ремонта и шиномонтажа. Они тоже должны размещаться по всей территории города.

В Новокузнецке действует несколько муниципальных пассажирских автотранспортных предприятий, трамвайное и троллейбусное предприятия, а также специализированные автопредприятия, например, для нужд медицинских учреждений, спецавтохозяйство для вывоза мусора и других коммунальных нужд.

Важную роль играют объекты внешнего транспорта города: железнодорожные и автовокзалы, речные и морские порты, аэропорты и др. К этим объектам «притягиваются» маршруты внутригородского транспорта, предприятия торговли и общественного питания, другие городские службы.

Еще по теме Транспортное обслуживание населения:

  1. Прогнозирование развития бытового обслуживания населения
  2. Глава 20 ПРОГНОЗИРОВАНИЕ И ПЛАНИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ СФЕРЫ ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ
  3. Жилые помещения в домах системы социального обслуживания населения
  4. Характеристика и особенности деятельности отраслей сферы обслуживания населения
  5. 8. Жилые помещения в домах системы социального обслуживания населения
  6. Раздел 6 ПРОГНОЗИРОВАНИЕ И ПЛАНИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ И СФЕРЫ ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ

Введение ……………………………………………………… ……….3-4

  1. Понятие и классификация транспортных услуг………………5-8
    1. Услуги пассажирского транспорта……………………...6-7
    2. Услуги грузового транспорта………………………...….7-8
    3. Услуги транспортных экспедиций ………………….…..8
  2. Категории транспортных средств в туризме…………………..9-11
  3. Сервис на транспорте……………………………………………12- 21

    3.1. сервисные услуги воздушного транспорта……….……….12-14

    3.2. сервисные услуги водного транспорта……………….…….14-18

    3.3. сервисные услуги сухопутного транспорта… ………….…18-20

    3.4. требования к транспортным услугам ………………..…….20-21

Заключение ……………………………………………………….…….22

Список использованной литературы …………………………….……23

Введение

По мере развития общества, роста производительных сил происходит определенное развитие сферы услуг. Наблюдается увеличение занятости в этой сфере, рост технической оснащенности труда, внедрение все более совершенных технологий. Это связано с усложнением производства, насыщением рынка товарами как повседневного, так и индивидуального спроса, с быстрым ростом научно-технического прогресса.

Тема транспортных услуг во все времена являлась и является очень актуальной. И вот почему.

Транспортные услуги плотно вошли в жизнь человека и закрепились на рынке современных услуг. Мы уже не можем представить свою жизнь без них! Что бы мы ни задумали: навестить друзей или родственников, сменить место жительства, отправить письмо или посылку, отдохнуть на море, добраться до университета и даже просто выехать за город с целью оторваться от городской суеты – все это невозможно без транспортных услуг и их составляющих! Современное общество очень зависит от этой сферы сервисной деятельности. Все ездят на маршрутных такси, троллейбусах и автобусах; пользуются авиаперевозками, пересылкой вещей и сообщений.

Возникновение новых экономических отношений расширило смысл понятия « транспортные услуги». Сегодня транспортные услуги – это не только перевозки пассажиров или грузов. Транспортные услуги – это любая операция, которая хоть и не входит в состав традиционного процесса перевозки, но целиком и полностью связана с подготовкой и проведением последнего.

Несомненно, транспортные услуги в значительной степени и сегодня воплощаются в жизнь в виде разного рода перевозок грузов. Причем перевозки, как правило, сопровождаются погрузкой-разгрузкой, экспедиционными услугами и прочее, и прочее. Очень часто в транспортные услуги включаются коммерческие, маркетинговые, услуги страхования и другие.

Спрос на транспортные услуги в огромной степени зависит от того, насколько в данном регионе развиты уже имеющиеся виды транспорта. От того, насколько транспортные услуги интегрированы в единую систему. Каков уровень тарифов для различных видов транспорта, какой ассортимент услуг и на каком уровне предоставляются транспортные услуги. С ростом рыночной экономики и ее инфраструктур развиваются, среди прочих, транспортные услуги, с несомненным и постоянным ростом своего удельного веса, что характерно для всех стран. Дальнейшее развитие и совершенствование экономики, немыслимо без хорошо налаженного транспортного обеспечения. От его четкости и надежности во многом зависят: трудовой ритм предприятий промышленности, строительства и сельского хозяйства, настроение людей, их работоспособность.

Работая над данным рефератом, я поставила для себя несколько задач. Во-первых, необходимо раскрыть само понятие «транспортные услуги», во-вторых, мне бы хотелось более подробно остановится на разновидностях и характеристиках транспортных услуг, существующих на данный момент, и наконец, очень важная сторона – это определение требований, согласно которым даётся оценка той или иной разновидности транспортной услуги.

    Глава 1. Понятие и классификация транспортных услуг

Возникновение новых экономических отношений расширило смысл понятия « транспортные услуги». Сегодня транспортные услуги – это не только перевозки пассажиров или грузов, но и это любая операция, которая хоть и не входит в состав традиционного процесса перевозки, но целиком и полностью связана с подготовкой и проведением последнего.

Транспортные услуги удовлетворяют потребности населения в перевозке пассажиров, их багажа, грузов на дальние и ближние расстояния.

Данный вид услуг оказывается на основе материально-технической базы, в которую входят транспортные средства, средства обслуживания транспорта, оборудования по ремонту, помещения для стоянки и ремонта транспорта. Непосредственными исполнителями транспортных услуг являются лица, имеющие право на вождение и перевозку пассажиров и грузов, мастера по обслуживанию и ремонту транспорта и оборудования. Оказание транспортных услуг может осуществляться как по предварительной заявке, так и без неё, с оформлением договора на обслуживание. Услуги по перевозке грузов оформляются договором транспортной экспедиции.

Хочется заострить внимание на некоторых понятиях, используемых в данной сфере обслуживания:

Транспортная услуга – это результат деятельности исполнителя транспортной услуги по удовлетворению потребностей пассажира, грузоотправителя и грузополучателя в перевозках в соответствии с установленными нормами и требованиями.

Транспортное обслуживание – процесс предоставления транспортных услуг потребителям в соответствии с установленными нормами и требованиями.

Транспортный сервис – набор транспортных услуг, предоставляемый при перевозке грузов и пассажиров

Кроме основной транспортной услуги, потребителям представляются сопутствующие услуги. Сопутствующая услуга – услуга, предоставляемая пассажиру, грузоотправителю или грузополучателю организациями транспортного комплекса или гражданами-предпринимателями, непосредственно не связанная с перевозкой, например, услуги питания и связи. Транспортные услуги оказываются с использованием транспорта общего пользования, обеспечивающего перевозку пассажиров и грузов и предоставление услуг транспортной экспедиции на основе уставов и кодексов соответствующих видов транспорта и иных федеральных законов и правовых актов РФ.

Исполнителем транспортной услуги является физическое или юридическое лицо, являющееся стороной договора перевозки, которое предоставляет услуги. Потребитель транспортной услуги – физическое или юридическое лицо, являющееся стороной договора перевозки, который данную услугу использует, получает.

Все транспортные услуги классифицируются на три основные группы:

    • Услуги грузового транспорта
    • Услуги транспортной экспедиции

Я бы хотела немного подробнее остановиться на каждой из этих групп.

    1. Услуги пассажирского транспорта

Пассажирские перевозки – это разновидность транспортных услуг по перемещению пассажиров, связанные с безопасностью, своевременностью и комфортностью перевозки пассажиров, а также с сохранностью их багажа. Люди, перемещающиеся по средствам транспортных средств именуются пассажирами. Пассажир – физическое лицо, имеющее договор (в данном случае им является билет) перевозки.

Пассажирский транспорт является составной частью инфраструктуры, его работа оказывает существенное влияние на формирование баланса общественного времени, расширение территориальных связей, размещение производительных сил.

Все услуги пассажирского транспорта подразделяются на 6 видов:

    • Услуги пассажирского железнодорожного транспорта;
    • Услуги пассажирского речного транспорта;
    • Услуги пассажирского морского транспорта;
    • Услуги пассажирского автомобильного транспорта;
    • Услуги пассажирского воздушного транспорта;
    • Услуги пассажирского городского электрического транспорта.
    1. Услуги грузового транспорта

    Грузовые перевозки – это транспортные услуги по перемещению материальных ценностей, связанных с их сохранностью и своевременностью доставки к месту назначения.

    Выделяют пять видов услуг данного типа:

    • Услуги железнодорожного транспорта;
    • Услуги речного транспорта;
    • Услуги морского транспорта;
    • Услуги воздушного транспорта;
    • Услуги автомобильного транспорта.

    При оказании услуг грузовой перевозки существуют отправляющая груз и принимающая груз стороны.

    Грузоотправитель – это потребитель транспортных услуг, сдавший груз к перевозке и указанный в качестве отправителя в договоре перевозки.

    Грузополучатель – это потребитель транспортной услуги, принимающий груз после перевозки и указанный в качестве получателя в договоре перевозки.

    Транспортные услуги складываются на основе договоров перевозки. Договор перевозки – это документ (соглашение) между исполнителем и потребителем транспортных услуг, в котором регламентируются обязательства и взаимная ответственность сторон при перевозке.

    1. Транспортная экспедиция

    Транспортная экспедиция – это транспортные услуги, связанные с организацией процесса отправки и получения груза, а также других работ, имеющих отношение к перевозке, в соответствии с договором.

    К основным видам транспортной экспедиции относятся:

    • Информационные услуги;
    • Услуги по оформлению документов;
    • Услуги по обработке грузов;
    • Прочие услуги транспортной экспедиции.

Предприятия или специалист, организующие и предоставляющие транспортные услуги при грузовых перевозках называются экспедитором.

Туризм предполагает перемещение людей из одного места в другое как внутри страны, так и за её пределами. Законодательства ряда стран относят транспортные услуг к числу основных услуг, оказываемых путешественнику, наряду с услугами размещения. В рамках статистики туризма транспорт относится к средству, которое использует посетитель для поездки из своего постоянного места жительства в посещаемое место.

Стандартная международная классификация средств транспорта, разработанная на основе предложений ООН, приведена в рекомендациях по статистике туризма. (ВТО, 1994 г.). Эта классификация может быть использована как для внутреннего, так и для международного туризма. Она состоит из двух уровней – категорий (вид транспорта) и разряда, определяющего транспортное средство.

Итак, рассмотрим основные категории транспортных средств:

Категории Разряды
  1. Воздушный транспорт
    1. Рейсы по расписанию
    2. Рейсы вне расписания
    3. Прочие воздушные перевозки
  • Водный транспорт
    1. Пассажирские линии и паромы
    2. Круизы
    3. Прочие
    1. Сухопутный транспорт
      1. Железнодорожный транспорт
      2. 3.2. междугородние и городские автобусы, прочий общественный транспорт
      3. Частные автомашины вместимостью до 8 человек
      4. Прокат автотранспортных средств
      Прочие средства сухопутного транспорта

    На воздушном транспорте существуют авиационные рейсы, осуществляемые по расписанию воздушных пассажирских перевозок по установленным маршрутам; рейсы вне расписания (в основном чартерные и другие, не подчиняющиеся расписанию воздушных пассажирских перевозок), а также аренда летательных аппаратов с экипажем. При этом под чартером понимается любое пассажирское транспортное средство (авиационное, морское, речное автомобильное), полностью арендуемое у перевозчика туристской фирмой для перевозки туристов.

    Краткое описание

    Работая над данным рефератом, я поставила для себя несколько задач. Во-первых, необходимо раскрыть само понятие «транспортные услуги», во-вторых, мне бы хотелось более подробно остановится на разновидностях и характеристиках транспортных услуг, существующих на данный момент, и наконец, очень важная сторона – это определение требований, согласно которым даётся оценка той или иной разновидности транспортной услуги.

    Оглавление

    Введение ……………………………………………………………….3-4
    1. Понятие и классификация транспортных услуг………………5-8
    1.1. Услуги пассажирского транспорта……………………...6-7
    1.2. Услуги грузового транспорта………………………...….7-8
    1.3. Услуги транспортных экспедиций ………………….…..8
    2. Категории транспортных средств в туризме…………………..9-11
    3. Сервис на транспорте……………………………………………12-21
    3.1. сервисные услуги воздушного транспорта……….……….12-14
    3.2. сервисные услуги водного транспорта……………….…….14-18
    3.3. сервисные услуги сухопутного транспорта…………….…18-20
    3.4. требования к транспортным услугам ………………..…….20-21
    Заключение ……………………………………………………….…….22
    Список использованной литературы

    Городом называется населенный пункт, достигший определенной населенности (обычно не менее 2-5 тыс. жителей) и выполняющий преимущественно промышленные, транспортные, торговые, культурные и административно-политические функции. Различают города районного, областного, краевого и республиканского подчинения. По подсчету социологов к 2000 г. в городах мира будет жить 80% населения, в России городское население составит 64%. По мере роста городов и концентрации населения в них обостряется транспортная проблема. Поток пассажиров в городах примерно в 15 раз превышает поток пассажиров на магистральных видах транспорта.

    Городской и пригородный транспорт представляет собой транспортную систему, которая объединяет различные виды транспорта, осуществляющие перевозку населения и грузов на территории города и ближайшей пригородной зоны, а также выполняющие работы по благоустройству города. Городская транспортная система является частью многоотраслевого городского хозяйства и включает в себя: транспортные средства (подвижной состав); путевые устройства (рельсовые пути, тоннели, эстакады, мосты, путепроводы, станции, стоянки); пристани и лодочные станции; устройства электроснабжения (тяговые электроподстанции, кабельные и контактные сети, заправочные станции); ремонтные мастерские и заводы; депо, гаражи, станции технического обслуживания; пункты проката автомобилей; линейные устройства связи, сигнализации, блокировки, диспетчерского управления транспортом. В транспортную систему города входит также велосипед, для которого в цивилизованных странах выделяется специальная велосипедная дорожка на тротуарах.

    Перед городским пассажирским транспортом стоит задача доставки пассажиров к месту назначения с максимальными удобствами при минимальных затратах времени, труда и средств. Территориальное развитие городов во все времена их истории определялось прежде всего скоростными характеристиками массовых внутригородских передвижений. Поэтому знаменитый архитектор, создатель современных городов Ле Корбюзье заметил, что ни один город не может расти быстрее, чем.его транспорт.



    Система "город - транспорт" имеет и обратную связь. Исчерпав на определенных этапах развития возможности существующей транспортной системы, город требует ее совершенствования главным образом в отношении повышения провозной способности и скорости сообщения.

    Городская транспортная система состоит из традиционных, нетрадиционных и специфических видов городского транспорта.

    Городской транспорт классифицируется по виду тяги (электрический, автомобильный); отношению к территории города (уличный, на обособленном полотне, внеуличный); скорости (обычный, сверхскоростной, скоростной); технологии организации маршрутов (обычный, полуэкспресс, экспресс); провозной способности (низкая, малая, средняя, высокая).)

    В России городские пассажирские перевозки выполняются всеми видами современного транспорта. В последние годы возросли перевозки частным автотранспортом. В 2001 г. перевозки пассажиров между видами городского транспорта распределялись следующим образом, %:

    Автобус......……………………………………………………… 42

    Троллейбус……………………………………………………… 12,8

    Трамвай...............……………………………………………….. 10,2

    Метрополитен………………………………………….………. 6,0

    Такси, ведомственный и частный автотранспорт..................… 29

    Объем работы пассажирского транспорта зависит от следующих основных факторов: численности населения, характера расселения жителей, планировочной организации города, взаиморасположения жилых и промышленных зон, условий рельефа - и определяется по формуле

    Р = NbL ср, (11.1)

    где N - численность населения города; Ь - транспортная подвижность; L - средняя дальность поездки пассажира.

    Транспортная подвижность - это число поездок, приходящееся в год на одного жителя. На транспортную подвижность населения влияют не только основные факторы, определяющие объем работы пассажирского транспорта, но и благосостояние населения, степень развития транспортной сети города, социальное и культурное его значение. Особенностью формирования городского пассажиропотока являются два пика, явно выраженных по времени - утренний и вечерний (к месту работы и обратно). До половины всех перевозок пассажиров составляют трудовые поездки, которые являются важнейшими в силу своей обязательности, сосредоточения во времени, повторяемости и регулярности. Главной характеристикой вида городского транспорта является его провозная способность, т. е. максимальное количество пассажиров, которое может быть перевезено в час в одном направлении по одной линии при соблюдении условий безопасности движения.

    Важнейшей характеристикой городской транспортной сети является ее плотность. Большая плотность сети создает удобства подхода к остановкам транспорта. По существующим нормам плотность сети должна обеспечивать время подхода пассажира в пределах 5 мин.

    Основными условиями выбора видов городского пассажирского транспорта для успешного транспортного обслуживания города являются: соответствие его провозной способности пассажиропотоков; скорость, зависящая на основных направлениях от вида транспорта, формы и размеров территории города; соблюдение норм времени на передвижение пассажира. При наличии конкурирующих видов транспорта выбирается наименее вредный с экологической точки зрения и наиболее экономичный. Основные характеристики пассажирского транспорта городов России представлены в табл. 11.1.

    История развития городов привела к разнообразной конфигурации их планировочной структуры. Различают свободную (в средневековых восточных и европейских городах) схему, которая усложняет работу транспорта; радиальную схему (в старых городах с незначительными транспортными потоками), осуществляющую удобную связь центра с периферийными районами, но усложняющую связь между периферийными зонами; радиально-кольцевую схему (в крупных старых городах), являющуюся развитием радиальной схемы и устраняющую недостаток последней. В сравнительно молодых городах распространена прямоугольная схема, в которой наблюдается довольно равномерная транспортная нагрузка магистралей и дублирующих связей и отсутствие кратчайших связей в диагональных направлениях. Прямоугольно-диагональная схема городов устраняет недостаток прямоугольной схемы. Часто встречаются комбинации схем, различных для районов крупных городов.

    Для жизнеобеспечения города немаловажное значение имеет грузовой транспорт, объем перевозок которого зависит от социальной направленности города, структуры грузоформирующих объектов (промышленные предприятия различных отраслей, грузовые станции, торговые базы, склады и т. п.), что, в свою очередь, влияет на номенклатуру грузов. Наибольшая доля (до 70%) приходится на строительные грузы, на промышленные грузы - 20-50%, доля торговых грузов зависит от состава и численности населения. Направление грузопотоков обусловливается прежде всего расположением промышленных зон и зон строительства, а также жилых зон. Особой подвижностью отличаются грузопотоки строительных грузов из-за частой смены дислокаций строительных объектов. В городе грузы перевозятся в основном автомобильным транспортом. При движении грузового транспорта в потоке, смешанном с легковым, снижается скорость движения и пропускная способность улиц, например увеличение доли грузового движения с 20 до 70% вызывает снижение скорости потока на 10 км/ч. Во многих городах мира в центральных районах городских агломераций и средних населенных пунктов грузовое движение запрещается или ограничивается в праздничные или воскресные дни,

    Таблица 11.1

    Характеристики пассажирского транспорта России

    Вид городского транспорта Максимальная провозная способность, тыс. пассажиров/ч Скорость сообщения, км/ч Стоимость строительства 1 км путей, млн. р. (цены 1990 г.)
    Пригородные и городские электрифицированные железные дороги 50-55 40-70 2-2,5 в новых районах, 5-10 в старых
    Метрополитен 40-55 35-50 До 10 (наземный), 18-22 (мелкого заложения), 25-30 (глубокого заложения)
    Скоростной трамвай 20-25 25-35 6-10
    Трамвай 12-18 18-20 0,8
    Монорельсовый транспорт 10-25 30-80 Нет данных
    Троллейбус 5-10 18-20 0,3
    Движущийся тротуар 6-12 2,7-15 Нет данных
    Автобусный 2,5-8 18-25 (35при экспрессном сообщении) 5-8 (обособленное полотно)
    Такси 1-1,5 22-25 (до 70 км/ч на скоростных трассах) -
    Маршрутное такси 4,5 То же -
    Вертолет 0,5-0,6 90-10 -

    некоторые грузы доставляют в ночные часы (в период спада интенсивности движения), запрещают транзитное движение через город. Грузовые перевозки в городе могут осуществляться по железной дороге. Основным недостатком этого вида перевозок является занятость территории города и неудобство взаимодействия с другим движением, а также значительный шум. Перемещение грузов по канатным дорогам в городе ограничено. В торговых перевозках со складов и предприятий в магазины иногда участвует грузовой троллейбус. В пригородном сообщении используется грузопассажирский автобус.

    11.2. Сферы рационального использования городского транспорта

    Электрифицированные железные дороги используются как основной вид транспорта, осуществляющий перевозки пассажиров пригорода и их корреспонденции с городской зоной. Головные участки железнодорожных линий широко используются как городской транспорт в крупных городах нашей страны и за рубежом. Электропоезда выполняют большой объем пригородных перевозок пассажиров. Они функционируют в зоне 100-200 км и охватывает более 100 городов России. Этот вид транспорта отличается относительно низкой себестоимостью, большой пропускной способностью и высокими скоростями сообщения. В черте города протяженность железных дорог может составлять 15 км и более, что создает дополнительные удобства для пригородных пассажиров (беспересадочность маршрутов). В Москве внутригородскими железными дорогами перевозится 15% пассажиров. Большое значение для удобства пассажиров имеет стыковка железных дорог с другими видами транспорта, в частности, с метро, в едином транспортном узле. Институт Генплана города Москвы разработал системы скоростного пригородно-городского транспортного обслуживания на существующих линиях железных дорог и метрополитена, Метрополитен строится в городах, население которых превышает 1 млн жителей, и имеющих, как правило, определенное социально-административное значение. Пассажиропоток в одном направлении должен быть не менее 25 тыс. пассажиров/ч.

    Метрополитен -самый дорогостоящий вид городского транспорта (см. табл. 11.1). В Западной Европе 1 км двухпутной линии стоит 10-20 млн. дол. Московский метрополитен перевозит 40% пассажиров и является одним из самых скоростных. Метрополитен является обычно внеуличным транспортом, обеспечивая быстрое, безопасное и комфортабельное сообщение (в Москве и Токио 80- 90% всех путей подземные, в Лондоне, Париже и Нью-Йорке -50-60%). На некоторых линиях возможно автоматическое ведение поездов или регулирование скорости. За рубежом (в Англии, Швейцарии, США и других странах) существует грузовой метрополитен (в Лондоне 10,5 км линий метрополитена связывают два почтамта с крупнейшими предприятиями связи; Чикагский грузовой метрополитен протяженностью 100 км включает в себя три углепогрузочных станции и 96 подъемников для вертикального транспортирования грузов, он соединен со складами, товарными базами, станциями железных дорог). В Москве, Берлине, Варшаве, Софии, Цюрихе и других городах имеются локальные системы подземных тоннелей для грузов и почты, что значительно сокращает потребности в средствах наземного транспорта. В некоторых странах сооружается скоростной метрополитен (иногда параллельно существующим линиям для их разгрузки) для более быстрой связи с удаленными районами, например RER в Париже, BART в Сан-Франциско.

    По новому Генеральному плану развития Москвы в районах Солнцево, Митино, Бутово и др. будет проложено 120 км скоростного метро со скоростью сообщения 60-80 км/ч.

    Трамвай как основной вид транспорта используется в городах с населением от 500 тыс. при стабильном пассажиропотоке более 9 тыс. пассажиров/ч. При удаленности промышленной зоны от основной территории и наличии достаточно мощных и стабильных потоков целесообразно использование скоростного трамвая, маршруты которого в центральных частях города могут проходить под землей (например, в Вене). Скоростной трамвай используется как альтернатива метрополитену в часы спада пассажиропотока (на одних и тех же путевых линиях). В 1892 г. первые в России электрические трамваи начали обслуживать население Киева, Нижнего Новгорода, Казани и других городов, а в 1899 г. - Москвы. До 1924 г. это был единственный массовый вид транспорта. Однако занятие территории, привязка к колее при небезопасном выходе пассажиров на проезжую часть изменили его судьбу - многие города сняли трамвайное движение совсем (Париж - в 1937 г., Лондон - в 1952 г.) или в центральных частях города (например, в Москве). Однако некоторые страны (Германия, Австрия, Швеция, США и др.) считали этот шаг экономически нецелесообразным и предлагали изменить условия работы трамвая, что дало толчок для конструирования скоростного трамвая. Скоростной трамвай используется в Волгограде, Казани, других городах России. Проблемы экологии, а также энергетический кризис и более высокая стоимость проезда на других видах транспорта постепенно возвращают трамваю его былую роль и форму деятельности.

    Троллейбус применяется в городах с населением свыше 300 тыс. жителей и пассажиропотоком 6-9 тыс. пассажиров/ч. При отсутствии

    видов транспорта с большей провозной способностью он может быть основным, в остальных случаях - подвозящим. Троллейбус объединил достоинства трамвая и автобуса. В курортных зонах троллейбусное движение целесообразно как экологически чистое. Троллейбус может работать и на вылетных линиях, например, Симферополь-Алушта-Ялта (длина маршрута 100 км). Протяженность троллейбусных линий г. Тюмени составляет на 1 февраля 2003 года 30,5 км.

    В 1999 г. городской электрический транспорт функционировал в 115 городах России, в том числе трамвай в 70, троллейбус в 86, метрополитен в 11 городах. Протяженность линий метрополитена составила более 341 км. Основные показатели работы рассмотренных видов транспорта представлены в табл. 11.2.

    Таблица 11.2

    Основные показатели работы видов городского транспорта

    Показатель 1985 г. 1990 г. 1998 г. 2000 г. 2010 г.
    (по РСФСР) прогноз
    Объем перево- Зок, млрд. чел. 14,6 16,5 20,6 18,0 19,35
    Трамвай 6,0 6,0 7,5 6,3 6,35
    Троллейбус 5,3 6,0 8,9 6,3 6,90
    Метрополитен 3,3 4,5 4,2 5,4 6,10
    Пассажирообо-рот, млрд. пас- сажиро. км 1,4,6 120,0 122,0 133,0 150,0
    Трамвай 36,0 34,8 35,0 37,0 40,0
    Троллейбус 31,9 34,9 35,0 38,0 42,0
    Метрополитен 36,7 50,3 57,0 63,0 68,0
    Средняя даль- ность перевозки 1 пассажира, км
    Трамвай 6,0 5,8 5,7 5,8 6,3
    Троллейбус 6,0 5,8 5,7 6,0 6,1
    Метрополитен 11,2 11,2 11,2 11,7 11,1

    Автобус для городов с населением до 250 тыс. жителей является основным, а в некоторых городах - единственным видом транспорта. Автобусное обслуживание имеется практически во всех городах и населенных пунктах России. Автобус является основным средством связи между городом и селом. На его долю относится основной объем работы по освоению пассажиропотоков в пригородных зонах. Автобус является наиболее простым, широко распространенным и маневренным видом наземного транспорта. Благодаря своей маневренности и возможности организации экстренных перевозок со сменой маршрута автобус используется в случае поломок рельсового электрического транспорта. Поэтому многие города мира эксплуатируют два вида городского транспорта - метрополитен и автобус. За рубежом применяется скоростное автобусное сообщение на специально отведенной полосе (Вашингтон, Брюссель, Париж и др.) или в тоннеле (Бостон). Благодаря экспрессной технологии перевозок скорости повышаются до 50-60 км/ч (в Лос-Анджелесе на 20-километровой трассе скорость автобусного сообщения составляет 80 км/ч). За рубежом применяется система пропуска автобусов на "зеленую волну". Перечисленные выше мероприятия позволяют увеличить пропускную способность автобусного сообщения до 25 тыс. пассажиров/ч, расширяя тем самым сферы его применения.

    Маршрутное такси, являясь разновидностью автобусного сообщения, работает на фиксированных маршрутах локальных территорий для связи станций городского транспорта с микрорайонами, .культурно-бытовыми предприятиями города (стадионами, крупными универмагами, рынками и др.).

    Монорельсовый транспорт целесообразен для связи крупных жилых районов с отдаленными от них промышленными зонами, для связи населенных пунктов с местами приложения труда и для организации вылетных линий, соединяющих конечные станции городского транспорта с пригородом, аэропортами, зонами отдыха, городами-спутниками. В застроенных частях городов он нецелесообразен (иногда невозможен) из-за громадных опор, на которых располагается балка-монорельс, больших радиусов закругления, вибрационных и шумовых воздействий на постройки. По мнению многих специалистов монорельс в чистом виде вряд ли целесообразно применять в дальнейшем. Однако его идея широко используется сейчас в новых городских транспортных системах.

    Канатно-подвесной транспорт - один из древнейших видов транспорта (появился с XIV в.). В Европе первая канатная дорога построена в 1866 г. Фуникулеры (рельсовый вид транспорта) и канатные подвесные дороги применяются в городах с горным и холмистым рельефом местности для связи с зонами отдыха, жилыми районами, спортивными комплексами. Провозная способность их невелика, поэтому они являются вспомогательным транспортом локального значения. Водный транспорт в связи с сезонностью играет небольшую роль в перевозках городских пассажиров и используется как прогулочный, для связи города с зонами отдыха (в городе или пригороде).

    Воздушный транспорт (вертолет) имеет весьма ограниченное значение. Он применяется для связи районов с аэропортами, с местами приложения труда (например, с нефтепромыслами при вахтовых методах работы). При уменьшении шума и повышении безопасности полетов в условиях города роль вертолетного сообщения как скоростного транспорта может в перспективе вырости.

    Сфера деятельности таксомоторного транспорта определяется высокими скоростями сообщения, комфортабельностью, доставкой пассажиров "от двери до двери". Он применяется для срочных поездок, для перевозок пассажиров с багажом, в экстренных случаях, в часы перерыва работы общественного транспорта. Средняя дальность поездки на такси в черте города 3-8 км, за городом - 15-20 км. Характерна высокая интенсивность эксплуатации автомобиля-такси (13-14 ч в сутки с пробегом 300-400 км). В последние годы в России растет число частных такси, работающих по лицензиям.

    В табл. 11.3 представлена работа городского электротранс­порта.

    Таблица 11.3

    Перевозка пассажиров городским электротранспортом

    Из данных табл. 11.3 видно, что в 1999 г. перевозка пассажи­ров электротранспортом возросла на 0,8%, в то время как пере­возка пассажиров троллейбусами увеличилась на 3,4%, перевоз­ка пассажиров трамваями снизилась на 1,6%; число пассажиров, перевезенных метрополитеном, уменьшилось всего на 0,2%, од­нако пассажирооборот увеличился на 0,5%, что свидетельствует о некотором увеличении дальности перевозки пассажиров.

    Объемные показатели перевозки пассажиров городским электротранспортом: перевезено пассажиров, объем выполнен­ной транспортной работы (пассажирооборот) в пассажирокилометрах.

    Объемные показатели перевозок трамваями и троллейбусами учитываются предприятиями трамвайного и троллейбусного транспорта. Если эти перевозки в городе осуществляются несколь­кими предприятиями (парками), то объемные показатели определяют­ся централизованно органом управления деятельностью транс­портных предприятий, а затем распределяются между предпри­ятиями пропорционально количеству место-километров работы подвижного состава.

    Число пассажиров, перевезенных трамваями (троллейбусами), определяется по формуле

    П = П 1 + П 2 + П 3 + П 4 , (11.1)

    где П 1 - число пассажиров, перевезенных по разовым билетам и

    абоне­ментным талонам на одну пассажиропоездку (определяется пу­тем деления выручки от продажи абонементных талонов и разо­вых билетов на утвержденный для данного города тариф);

    П 2 - число пассажиров, перевезенных по разовым билетам на одну пассажиропоездку при кондукторном обслуживании (соответст­вует числу проданных билетов);

    П 3 – число пассажиров, перевезенных по абонементным месячным

    (квартальным) билетам (определяется как умножение количест­ва проданных билетов на количество поездок в месяц для каждо­го вида транспорта, установленных на основании проводимых обследований пассажиропотоков);

    П 4 – число перевезенных пассажиров, пользующихся правом

    бесплат­ного проезда (исчисляется как умножение числа лиц, имеющих право на бесплатный проезд, на среднее число поездок, приня­тое в учете).

    Количество пассажиров, перевезенных метрополитеном, вклю­чает число пассажиров, перевезенных по разовым билетам (II 1), пассажиров, перевезенных по платным абонементным билетам (П 3), и число перевезенных пассажиров, имеющих право на бес­платный проезд (П 4).

    Пассажирооборот (ПКМ) для всех видов электротранспорта определяется путем умножения количества перевезенных пасса­жиров (П) на среднее расстояние поездки ():

    ПКМ = П . (11.2)

    Среднее расстояние поездки исчисляется на основе разового (1 раз в пять лет) обследования пассажиропотоков в данном го­роде, утверждается органом управления соответствующим транс­портом и используется как постоянная величина для определе­ния пассажирооборота.

    12. СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЕ И НЕТРАДИЦИОННЫЕ ВИДЫ ТРАНСПОРТА

    К специализированным (от лат. specialis - особый, особенный и species - род, вид, разновидность) видам транспорта следует отнести виды транспорта или разновидности традиционного вида транспорта, ориентированные на определенную номенклатуру грузов или особые условия перевозки. Часто употребляемое понятие "новые виды транспорта" является относительным, так как сроки реализации новых идей могут быть большими, поэтому правильнее термин "нетрадиционные виды транспорта", который принят и за рубежом.

    Основными признаками нетрадиционного вида транспорта следует считать двигатель, движитель и способ взаимодействия с опорной поверхностью. Появление нетрадиционных видов транспорта обусловлено двумя основными причинами: во-первых, кризисным состоянием традиционных видов транспорта во многих странах, связанным прежде всего с экологией, недостатком скоростей сообщения, повышенными транспортными издержками, а также с недостаточной провозной способностью отдельных видов транспорта; во-вторых, новыми возможностями, открытыми современным уровнем научно-технического прогресса в условиях растущих транспортных потребностей, связанных с ростом производства, населения, урбанизацией, туризмом, стремлением к экономии времени и др.

    Известно, что срок реализаций идеи летательного аппарата составил 500 лет, радио - 50 лет, телефона - 30 лет, телевидения - 12-14 лет, лазерного луча - 3 года. Поэтому можно считать, что в наш век научно-технических разработок практически можно осуществить любой технический проект, но целесообразность реализации любой идеи, ее жизненность решают экономика и экологическая безвредность.

    Из имеющегося разнообразия нетрадиционных видов транспорта нужно отметить транспорт энергии, гидро- и пневмотранспорт, дирижабли, суда на подводных крыльях, на воздушной подушке и магнитном подвесе, электромобили, солнцемобили, монорельс, конвейерный и космический транспорт.

    Высоковольтные линии электропередачи. Транспорт электроэнергии является составной частью единой транспортной системы для специфического "груза" - электрической энергии. Линии электропередачи являются "подвижным составом" для передачи энергии.

    В дореволюционное время в России суммарная мощность электростанций составляла 1,1 млн. кВт, а годовая выработка электроэнергии - менее 2 млрд. кВт-ч. С 1920 г. начались работы по созданию Единой энергетической системы страны (план ГОЭЛРО), согласно которой решались вопросы концентрации выработки электроэнергии и развития сети линий электропередачи. В те годы уже ставился вопрос об увеличении пропускной способности и дальности электропередачи. Основными источниками электроэнергии были тепловые станции на угле и торфе, а также (особенно в послевоенное время) гидроэлектростанции. В 1960-х годах на линиях электропередачи максимальным было напряжение 400-500 кВ. Основное наращивание мощности электростанций началось с вводом атомных электростанций с напряжением 750 кВ и более.

    Фирмами США и Англии разрабатывается применение медных и алюминиевых кабелей глубокого охлаждения жидким азотом при напряжении до 500 кВ, что повышает пропускную способность в 10 раз по сравнению с обычным маслонаполненным кабелем.

    При охлаждении гелием (t= -268,8 o С) металлические проводники становятся сверхпроводимыми, исчезает сопротивление, кабель не нагревается и ток передается без потерь. Производительность такой системы в 15 раз выше обычного подземного заложения. На сегодня создание таких систем сложно и капиталоемко.

    Магической формулой техники высоких и сверхвысоких напряжений станет формула гексафторида серы SF 6 газа, теплоизоляционные характеристики которого в 2-3 раза выше, чем у воздуха (эксперименты Японии, США, Германии).

    Обострение экологических проблем не позволяет использовать подземные силовые кабели, так как при высокой концентрации энергии из-за неизбежных ее потерь почва нагревается до высыхания.

    Линии электропередачи напряжением 2250-2500 кВ заменяют перевозку 26-80 млн. т угля в год и таким образом становятся способными конкурировать с железной дорогой на расстояниях 2000-4000 км.

    В России создана Единая энергетическая система с выходом на зарубежные страны. Наличие в нашей стране крупных ГЭС типа Красноярской, Саяно-Шушенской, Братской, Усть-Илимской и др. не решает проблему нехватки электроэнергии даже в районах Сибири и Дальнего Востока. Несмотря на проблему экологии, основная часть электроэнергии во многих странах производится на атомных станциях, например, во Франции до 70% энергии дают атомные станции. В России работает более 10 крупных АЭС, дающих около 12% электроэнергии. Для повышения безопасности работы АЭС предлагается размещать их вдали от мест жительства людей, что увеличит расстояние передачи энергии.

    Специализированный пневмо - и гидротранспорт. Пневмо - и гидротранспорт осуществляют перевозку твердых и жидких не нефтяных грузов по трубам. Передача с железной дороги 1 ID-120 млн. т угля и рудных концентратов на эти виды транспорта позволит высвободить до 100 тыс. вагонов и соответственно 65- 70 тыс. чел. обслуживающего персонала в год.

    В настоящее время перекачка угля по трубам осуществляется на Западно-Сибирском металлургическом комбинате, на Анжерской и Магнитогорской ТЭЦ. Углепровод Кузбасс-Новосибирск длиной 250 км будет перекачивать до 4 млн. т угля в виде водно-угольной суспензии. Рудные концентраты перевозятся таким образом на Норильском металлургическом заводе, известняк - на Николаевском цементном заводе.

    Транспортировка угля по трубам в 4 раза дешевле, чем по железной дороге (уголь в структуре грузов на железнодорожном транспорте занимает одно из первых мест). В США существуют углепроводы протяженностью 500 км, а проекты рудопровода длиной 1500 км и более есть в США, Канаде и других странах.

    Планируется транспортировка по трубам железорудных концентратов, мергеля, свинцово-цинковой руды и других грузов. Трубопроводы в городах используются для транспортировки бытовых отходов до мест переработки (например, в районе Северное Чертаново г. Москвы), книг в крупных библиотеках и т. п.

    Разработан проект контейнерного пневмотранспорта по трубам для транспортировки зерна на расстояние 650 км для связи токов с элеваторами, что в пять раз может уменьшить стоимость его перевозки. Особая роль отводится проекту по применению трубопроводного транспорта для перевозки пассажиров.

    Дирижабли. К. Э. Циолковский отмечал: "Не забывайте, что космос начинается в метре от Земли. А из всех космических аппаратов ближе всего к Земле, конечно, дирижабль". Управляемые дирижабли, созданные в 1900 г. Цеппелином, применялись в войне 1914-1918 годов Германией. Первый русский дирижабль создан в 1925 г. В нашей стране было построено 15 дирижаблей и разработано 10 новых проектов, однако в 1930-е годы эра дирижаблей закончилась из-за нерешенности целого ряда технических вопросов. Энергетический кризис 1970-х годов дал новый толчок к развитию дирижаблестроения. Сфера применения дирижаблей достаточно широка: пассажирские перевозки на небольшие расстояния, монтаж строительных конструкций, доставка грузов в труднодоступные для других видов транспорта районы, патрулирование определенных территорий, перевозка крупногабаритных тяжеловесных грузов, туризм, осмотр и снабжение морских нефтепромыслов, фотогеодезия и магнитная съемка, спорт и др.

    Дирижабль может быть конкурентом другим видам транспорта. Проект пассажирского дирижабля на 192 чел. предполагает стоимость перелета, примерно равную стоимости проезда по железной дороге. Например, для геологии в труднодоступных местах, в частности Сибири и Дальнего Востока, создается возможность отказа от наземной техники, коэффициент использования которой к тому же крайне низок. Кроме того, от протаскивания волоком тягачами оборудования для буровых и других установок остается "мертвая" полоса земли шириной 50-70 м, растительный покров на которой восстанавливается лишь через 10-15 лет.

    Преимущества дирижаблей состоят в бесшумности и незначительной вибрации, экологической чистоте, экономичности, возможности вертикального взлета-посадки, независимости от погодных условий. Чем грузоподъемнее аэростатический летательный аппарат, тем ниже себестоимость перевозки на нем. В настоящее время эксплуатируются дирижабли грузоподъемностью 16-30 т (Россия, США, Япония и др.). Эксплуатируемый 24-тонный дирижабль при скорости 100-125 км/ч имеет дальность полета 2600 км. Для перевозки крупногабаритных тяжеловесных грузов в США существуют проекты дирижабля с вертикальной тягой несущих винтов (гелиостата) грузоподъемностью до 250 т при дальности полета 180 км.

    Основными проблемами развития дирижаблестроения являются: создание гибридных конструкций - дирижабля с воздушным винтом, реактивным и другим типом двигателя, что особенно важно при взлете и посадке (английская фирма "Скай-шип"); широкое применение оптико-волоконной техники в комплексе с дублированными бортовыми ЭВМ для решения вопросов управления; поиск и применение новых высокопрочных материалов для основных агрегатов дирижабля, в том числе композитных; создание бортовых грузоподъемных механизмов; борьба со статическим электричеством при эксплуатации; грозозащита; антиобледенение.

    Проект пассажирского дирижабля для перевозок между Нью-Йорком и Атлантик-Сити на трассе протяженностью 195 км предполагает получение 16,8 млн. дол. прибыли в год при обслуживании пассажиропотока в 168 тыс. чел. Подобные проекты имеются и в России.

    Парусные суда . Необходимость уменьшения расхода природных ресурсов, в частности топлива, вновь вызвала к жизни использование на транспорте энергии ветра. В 1980 г. в Японии создан танкер "Шин Айтоку Мару" каботажного плавания дедвейтом 1800 т, развивающий скорость 12 узлов, с двумя парусами площадью по 100 м 2 (высота - 12,5 м, ширина - 8 м), которые позволяют экономить до 38% топлива. При этом мощность двигателя составляет 1180 кВт вместо 1840 кВт на судне без паруса Японское судно-сухогруз дедвейтом 26 тыс. т с компьютерным управлением сокращает расход топлива при площади паруса 320 м 2 . В нашей стране построены учебные суда-парусники, на которых паруса применяют совместно с двигателем, который работает при безветрии.

    Транспорт, основанный на новых принципах движения . На внутреннем водном транспорте наряду с водоизмещающими используются суда на воздушной подушке и на подводных крыльях. Идея таких судов связана с тем, что сопротивление движению у водоизмещающих судов растет пропорционально кубу скорости, так как суда находятся в среде "воздух-вода" (плотность воды в 800 раз выше плотности воздуха).

    Отрыв корпуса судна от поверхности воды позволяет снизить сопротивление движению и добиться увеличения скорости без больших затрат энергии.

    В России эксплуатируется большое количество речных пассажирских судов на подводных крыльях типа, “Метеор”. Скорость таких судов 60-100 км/ч.

    Принцип реактивной воздушной струи (воздушной подушки) был сформирован К. Э. Циолковским. В 1912 г. во Франции был предложен принцип магнитного подвешивания (магнитоплан). Оба указанных принципа начали реализовывать на многих видах транспорта с 1960-х годов (испытания поездов на магнитной подвеске в России начались в 1978 г.). Основным преимуществом таких транспортных систем является отсутствие трения между подвижным составом и путевым полотном, что позволяет резко повысить скорость, уменьшить необходимую тягу, а главное - эти системы экологически более чистые. Поэтому их разработки включены в государственную программу “Высокоскоростной” экологически чистый транспорт для города, пригорода и междугородного сообщения”.