Банки

Установка простых натюрмортов. Натюрморт: как снимать левитацию и пар

Ее роскошные натюрморты можно встретить в журналах и рекламе по всему миру. Наташа живет в Бельгии уже почти шесть лет, и все это время посвящает себя любимой работе. О том, как проходит съемка, что служит вдохновением, как выходить из сложных съемочных ситуаций и многое другое - в этом интервью.

Как бы вы назвали жанр, в котором работаете?

Я специализируюсь на предметной съемке. Не могу назвать себя стопроцентным фуд-фотографом, потому что я с одинаковым удовольствием люблю снимать и букеты, и новогодние или пасхальные декорации. Но еду я снимаю все же чаще.

Что вас привлекает в этом виде съемки?

В предметной фотографии я вижу для себя гораздо больше возможностей для самовыражения, чем, например, в пейзажной или даже в работе с моделями. Мне нравится продумывать сюжет, выбирать реквизит, расставлять композицию . Еще мне нравится простота и доступность предметной съемки. Я не завишу от погодных условий или от других людей, которые должны приехать на съемку. А то, что я работаю со стоками, делает меня еще и абсолютно независимой от заказчиков и начальников. Я снимаю, что хочу, когда хочу и не работаю, когда мне не хочется. Думаю, что это достаточное основание, чтобы очень ОЧЕНЬ любить свою работу:)

Как начинали снимать? Были ли условия?

Условий, конечно, не было никаких. Я ходила с маленьким карманным фотоаппаратом и снимала все, что попадалось на улицах во время прогулок с ребенком. Я была молодая мать и меня очень волновала мысль, что же я буду делать, когда все мои мысли перестанут занимать вопросы грудного кормления и памперсов:) Потом муж мне подарил на Новый год профессиональный фотоаппарат и понеслось. Ну а после того, как на сток приняли моего первого голубя (кажется это был именно голубь) и даже начали покупать остальные фотографии, я уже не могла остановиться.

Как считаете, можно ли обойтись без искусственного света, чтобы получать эффектные натюрморты?

Без искусственного света вполне можно обойтись – я знаю немало фотографов, которые предпочитают естественное освещение и используют его всегда, когда позволяют погодные условия. Но если вы в своей работе зависите от погодных условий и времени суток, то, согласитесь, на производительность труда, да и (что особенно важно!) на настроение это будет влиять не лучшим образом.

Расскажите немного о свете. Есть ли любимые световые схемы?

У меня есть несколько любимых и привычных световых схем. Например, если я снимаю букет, то люблю, чтобы цветы казались более объемными, и выставляю контровый свет таким образом, чтобы лепестки казались полупрозрачными. Это хорошо для букетов еще и тем, что такое освещение имитирует свет из окна, а именно такими мы и привыкли видеть букеты, стоящие на подоконниках. Фотографии получаются очень живыми и атмосферными.

Для съемки стекла я меняю световую схему, использую черные флаги, достаю стрипбоксы и вообще много экспериментирую.

У меня до сих пор нет четкого плана действий и схемы освещения, когда снимаю стекло. Всегда все получается по-разному. Даже если свет выставлен хорошо и стеклянные предметы не сливаются с белым фоном, то все равно стекло на белом часто выглядит недостаточно контрастно для создания яркого снимка, поэтому я часто, например, помещаю за стеклянный предмет что-то яркое, на фоне чего стекло выглядит четко и не сливается.

В ложках и вилках отражение получается растянутое, нечеткое, в нем важны не столько очертания предметов, сколько цвета. Один раз, например, я фотографировала шоколадный торт с ягодами красной смородины и букетом алых роз в вазе рядом. Все было в шоколадно-красных тонах, но я не заметила, что в ложке ярким пятном отразилась моя полосатая оранжево-голубая рубашка. Ретушировать пришлось много и долго:)

В фотографировании новогодних шаров есть секрет: матовые шары помещаете на передний план, а глянцевые - на задний. Таким образом вы убиваете сразу двух зайцев: у вас нет ненужных отражений в четких шарах на переднем плане, зато из расфокусированных глянцевых игрушек на фоне получится отличное новогоднее боке с огоньками

Откуда черпаете вдохновение?

Вдохновение - оно вокруг, нужно только поймать. Работы талантливых фотографов в журналах, красивая музыка, ваза в магазине, в которой просто не возможно не сфотографировать весенние тюльпаны, да что угодно может быть источником вдохновения.

У вас много красивой посуды. Как она попадает к вам в дом?

Чаще всего я покупаю посуду, когда вижу, что она обязательно пригодится, как только придет ее очередь. Даже если еще нет сценария конкретно под эту посуду, то, если она фотогеничная, сценарий рано или поздно появится. Иногда идеи появляются только от одного взгляда на тарелку, старую доску или бокал.

Как выбираете фрукты, овощи, цветы? На что обращаете внимание при покупке?

Несмотря на то, что у меня большой сад, в котором растут самые разные цветы и фрукты-овощи, для съемки я их почти не использую. Самым важным критерием при выборе реквизита является свежесть и отсутствие каких-либо дефектов.

Овощи и фрукты из моего сада несомненно без удобрений и полезнее магазинных, но при этом они часто выглядят «беднее», не так ярко. Да и цветы из моего сада, пережив один сильный ветер или дождь, обеспечат мне долгое сидение в Фотошопе.

Поэтому овощи и цветы, купленные для съемки и для себя – это в моем случае две большие разницы.

В садовых магазинах продаются, в основном, цветы, выращенные в теплицах и оранжереях, они абсолютно глянцевые, без изъянов. Скорее всего они также как и овощи щедро поливаются удобрениями. Это может повредить здоровью, но фотографии только улучшит.

Расскажите о процессе съемки, как он проходит. Когда приступаете к съемке, держите под рукой зарисовки будущих снимков или все потихоньку само выстраивается?

Я всегда пишу сценарий. Он является как бы необходимым минимумом. Если съемка будет удачная, то, скорее всего, дополнительно придут идеи, которых и не было в сценарии. Но сценарий - это скелет съемки.

В зависимости от тематики покупается необходимый реквизит, обговаривается время, когда я смогу, не отвлекаясь ни на что, провести целый день в студии.

Ну и, конечно, у меня есть свои ритуалы, которые мне помогают настроиться. Много кофе, много музыки, отключенный телефон, полная концентрация. Если долго гипнотизировать взглядом реквизит, то он, в конце концов, сдаётся и позволяет родиться десяткам фотографий:)

На что опираетесь, складывая композицию?

Дело в том, что я всегда фотографировала по наитию и была удивлена, когда узнала, что все это давно описано. И «золотое сечение», и диагональные композиции, которые я так часто использую. Я всегда делала просто «красиво» и «чтобы мне хотелось купить», а оказывалось, что я четко и до мелочей следовала каким-то основным правилам композиции.

Если говорить о хитростях, то я никогда не начинаю со сложных композиций. Всегда с простого и потом добавляю. Иногда очень увлекаюсь добавлениями и фотографии получаются, на мои взгляд, перегруженными. Один из моих друзей в Livejournal назвал меня мастером художественной россыпи:)

Действительно, иногда от сложных композиций возникает ощущение, что предметы просто рассыпали. Но художественно:)

Много времени уходит на ретушь?

Время на ретушь я стараюсь минимизировать. Отличное качество реквизита и изначально хорошо выставленный свет – большие в этом помощники. Иногда хочется сделать сложную обработку, наложить текстуру или как-то по-особенному тонировать фотографию, тогда можно повозиться с обработкой. Но это только в исключительных случаях.

Как думаете, какими качествами должен обладать фотограф, чтобы создавать идеальные натюрморты?

Я думаю, что он должен быть немного социофоб и немного зануда, зацикленный на деталях и идеальности:)

Если серьезно, то, на мой взгляд, фотограф всегда должен искренне любить то, что он фотографирует и получать от самой съемки удовольствие. Понимать, что нет понятий «правильно»-«неправильно» и «хорошо»-«плохо» в оценке фотографий. Будьте смелее. Покажите простые вещи так, как еще никто не показывал. Думаю, что фотограф должен уметь немного приподняться над обыденностью. Не быть нытиком, который твердит, что все, что можно, уже сто раз сфотографировали и он уже ничего нового не сможет изобрести. Никто до вас еще не показывал людям мир вашими глазами, а значит у вас еще куча дел!

Вокруг нас встречается множество, на первый взгляд, простых, но очень красивых вещей. Снимки различных вещей и предметных композиций могут являться не только прекрасной изобразительной формой, но и способом отражения окружающего мира. Хотя жанр натюрморта в наши дни постепенно забывается, но фотографии, выполненные в этом жанре, могут выглядеть действительно интересно.

Кроме того, съемка натюрмортов учит фотографа, как добиваться композиционно завершенного решения кадра и наиболее выразительно передавать те или иные детали на снимке. Тематика натюрморта очень разнообразна – снимать можно буквально все, начиная от овощей и фруктов и заканчивая камешками на морском побережье. Попробуем разобраться, в чем же прелесть и основные особенности съемки натюрмортов.

Натюрморт представляет собой самостоятельный жанр фотоискусства, в котором фотограф имеет дело со съемкой предметов, вещей и элементов окружающего мира. Натюрморт – это не просто передача на фотоизображении красоты предметов, совершенства их формы или фактуры поверхности. В этом жанре фотограф ставит перед собой цель создания определенного художественного образа, чтобы привлечь внимание зрителя и создать наиболее выразительную композицию. Для решения этой сложной задачи применяются самые разнообразные композиционные приемы и изобразительные средства фотографии. Сами предметы на снимках должны выглядеть ровно такими, какими мы их привыкли видеть в реальной жизни.

Нужно отметить, что натюрморт может являться составной частью портрета или жанрового снимка. Более того, иногда натюрмортные сцены могут быть даже более лаконичным рассказом о человеке и его характере, нежели собственно сам портрет. В современной фотографии можно выделить и так называемый репортажный натюрморт, в котором за счет съемки отдельных предметов раскрывается мир отдельного человека или целой исторической эпохи.

Можно подумать, что съемка натюрморта – это очень просто и легко. На самом деле этот скромный жанр можно назвать основополагающим в становлении фотографа или художника. Поскольку именно здесь очень важно правильно сочетать предметы и складывать композицию в кадре, чтобы добиться наиболее выразительных и интересных снимков. Фотографу приходится серьезно работать над световым и колористическим оформлением снимка, прорабатывать композиционное решение каждой фотографии, думать над тем, как правильно передать форму предметов и их фактуру.

Поскольку при съемке натюрморта никто не ограничивает время, а сам фотограф является полным хозяином предмета, с которым он может делать все что угодно, это позволяет чувствовать себя более свободно и задумываться над своими решениями. Накопленные в процессе работы над натюрмортом практические навыки впоследствии могут пригодиться при съемке портрета или в пейзажной фотографии. В этой связи фотографирование натюрмортов можно рекомендовать начинающим фотографам, как отличную практику для повышения своего фотографического мастерства.

Особенности съемки натюрморта

Натюрморт обычно фотографирует в помещении, где можно полностью контролировать всю ситуацию и организовывать правильное освещение. Как мы уже отмечали, при съемке натюрморта фотограф работает с изображением ряда вещей. Как же отобрать предметы для натюрмортных сцен? Здесь нет четкого правила. Фотографа может заинтересовать внешнее сходство, казалось бы, совершенно разнородных предметов. Либо необычное сочетание контраста и фактур предметов. Натюрморт может состоять как из предметов, объединенных какой-либо одной функцией или имеющих сходные качества (например, посуда или цветы), так и из вещей, которые далеки друг от друга. Но в последнем случае требуется, все же, связать снимаемые предметы определенной идеей, художественным образом или ярко выраженной мыслью.

После отбора предметов начинается процесс придумывания художественной и технической стороны снимка. Для многих фотографов, которые занимаются съемкой натюрмортных сцен, этот процесс является наиболее интересным и в то же время мучительным. Требуется продумать все картинку – от построения предметов в кадре и выбора подходящего композиционного решения до определения того, как технически сделать фотографию, чтобы грамотно передать те или иные детали.

Кто-то делает несколько предварительных снимков предметов, создавая предварительные эскизы изображения, а некоторые по старинке пытаются обдумать и нарисовать карандашом композицию будущего снимка на листке бумаги. Впрочем, можно просто высыпать на стол предметы из коробки и, не слишком задумываясь о композиции фотографии, начать снимать. Порой такое случайное высыпание и спонтанная композиция могут приводить к интересным результатам. Но все же лучшие снимки натюрморта получаются тогда, когда фотограф тщательно продумывает каждую деталь.

Для съемки натюрморта лучше использовать зеркальный фотоаппарат, позволяющий снимать предметы в крупном масштабе с близкого расстояния. Ко всему прочему, «зеркалка» позволяет наблюдать изображение на видоискателе и четко контролировать глубину резко изображаемого пространства, а также характер распределения теней. Рекомендуется выбирать объективы с высокой разрешающей способностью, которые дают возможность более четко отображать фактуру и детали вещей. При съемке натюрмортных сцен удобно пользоваться штативом, на котором можно расположить фотоаппарат, после чего приступить к компоновке кадра, чтобы найти наиболее удачное расположение предметов.

При съемке натюрморта большое значение имеет правильно подобранный фон. Обычно выбирается спокойный, ровный тон, при этом на фотоизображении его передают слегка нерезким. Светлые предметы иногда более выгодно смотрятся на темном фоне и, наоборот, темные — на светлом. Тут нужно иметь в виду, что белый фон работает как отражатель и позволяет дополнительно подсветить предмет, а черный фон, в свою очередь, будет давать четкие тени предмета на нем. В качестве фона можно использовать обычный лист картона или плотной чертежной бумаги, либо просто гладкую стену.

Какой бы фон не использовался, следует избегать горизонтальной линии, разделяющей фон и поверхность, на которой размещаются снимаемые предметы. Она мешает целостному восприятию фотографию, поскольку делит изображение на две части. Для того, чтобы избавиться от горизонтальной линии, можно выбрать высокую точку съемки, либо в качестве фона использовать большой по размеру лист бумаги, который бы плавно переходил из горизонтальной плоскости в вертикальную.

Помните, что неправильно выбранный фон может просто перечеркнуть всю идеально выверенную композицию снимка. Фон при съемке натюрморта не обязательно должен быть однотонным. Тут возможны самые разнообразные варианты, не стоит бояться экспериментов.

Освещение

Одним из наиболее важных и трудных аспектов съемки натюрморта является выбор световой схемы. Именно при помощи того или иного светового решения фотограф может отобразить текстуру предметов и их пространственное расположение. Путем правильного подбора освещения решаются художественные задачи, связанные со светотеневым рисунком изображения и обеспечением гармоничности композиции. От направления светового потока и его интенсивности зависят особенности передачи фактуры поверхности снимаемых предметов. При слишком сильном освещении некоторые детали предметов «забиваются» светом, а при слабом плохо прорабатывается фактура вещей.

Необходимо избегать возникновения на фотографии хаотичного нагромождения теней вследствие применения большого количества источников света. При съемке натюрморта можно вообще ограничиться одним источником света, который будет размещаться спереди, сверху и немного сбоку от снимаемых предметов. Это узконаправленный, верхнебоковой рисующий свет, с помощью которого выделяют форму, фактуру и объем. Дополнительно применяют рассеянный, контровой, моделирующий и фоновый света.

Моделирующий свет от одного или нескольких источников в осветителях с рассеивающими экранами используется для смягчения резких, густых теней на изображении. Контровой свет, источник которого размещается позади снимаемых предметов, позволяет создать своеобразный световой контур и выделить, таким образом, вещи на фоне. Рассеянный свет определяет общую освещенность объектов съемки и, соответственно, величину экспозиции. Что же касается источников фонового света, то с их помощью можно добиться необходимой точности фона в соответствии с авторской задумкой.

При съемке предметов с отражающей поверхностью используют большой источник рассеянного света, в частности, софт-бокс. Если съемка натюрморта осуществляется на улице, то световые акценты расставляются с помощью применения разнообразных отражателей из белой бумаги или алюминиевой фольги. Для устранения неприятных бликов и отражений можно использовать поляризационные фильтры.

При выборе подходящего освещения стоит сначала поэкспериментировать с тенями и отражениями, попробовать расположить источники света под различными углами к фотографируемым предметам, чтобы увидеть, как создаются различные формы отражения. Благодаря соответствующей установке осветительных приборов можно добиться правильной передачи фактуры поверхности предметов и их объема, а также повышения общей выразительности фотографии.

Съемка натюрморта – это своего рода учебный процесс по умению выстраивать композицию, тончайшей проработке деталей и овладению техникой освещения. Благодаря полученным при фотографировании натюрмортов навыкам и опыту можно повысить свое мастерство, чтобы впоследствии успешно работать в других жанрах – портретной, пейзажной, репортажной или рекламной съемке.

Не нужно относиться к съемке натюрмортов как к реальной проблеме, потому что вам непонятно, с чего начать работу. Этот жанр обязательно стоит освоить, ведь он может стать своего рода медитацией для фотографа.

Натюрмортная съемка помогает фотографу отточить профессиональные навыки в своем собственном темпе, в то же время сразу же появляется возможность создавать работы, которые можно будет впоследствии поместить в портфолио. Эта статья поможет приступить к созданию натюрмортных фотографий: фотограф Чарли Мосс (Charlie Moss) делится своим опытом в их съемке.

Выбор объектива

Как и в любом другом жанре фотографии, крайне важно иметь объектив, подходящий для объекта съемки. Всем известно, что не существует универсального объектива. Но для фотографирования натюрмортов вам и не понадобится .

Рекомендуется начать с 50 мм. Когда речь идет о фотосъемке натюрморта, объектив с фокусным расстоянием 50 мм считается широкоугольным объективом. Если вы снимаете только один или два объекта или если ваш объект просто маленького размера, чересчур большую часть снимка будет занимать поверхность, на которой он расположен, либо же задний план. Потребуется подойти очень близко к объекту, чтобы избавиться от всего лишнего в кадре.

Масштаб - это очень важный аспект съемки натюрморта. Некоторые объекты могут выглядеть шире или выше в . И большое количество фона, видимого на снимке, может просто затмить весь объект.

Выбор подходящего реквизита по цвету и настроению

После того, как вы подобрали необходимое фотооборудование, самое время освежить , потому что при создании натюрмортных изображений они вам действительно понадобятся. Цвета обеспечивают гармонию и контраст на фотографии. Если бы вы снимали нечто синего оттенка, например, и использовали бы при этом синий и зеленый задний план, получилось бы очень гармоничное и, возможно, спокойное изображение.

С другой стороны, если добавить в сцену желтые или оранжевые тона, это создаст определенное напряжение и приведет к более динамичному общему ощущению от снимка.

Цвет в натюрмортный снимок можно вносить различными способами. Задний фон, ткани, тарелки, миски, вазы - все эти вещи являются частью декораций в съемке, который вы можете начать собирать для создания цветовой библиотеки реквизита. Не забывайте и о природных объектах, таких как цветы и листва; очень часто они могут по-настоящему оживить снимок.

Убедитесь, что используемый вами реквизит смотрится целостно. Например, если вы стремитесь к винтажному виду снимка, сохраняйте все детали в едином ретро-стиле. Не используйте блестящие столовые приборы из розового золота рядом с антикварным серебряным подносом. Это может выглядеть симпатично, но визуальному повествованию на пользу не пойдет.

Задумайтесь о том, чтобы большая часть вашего реквизита была нейтральной - так его элементы будут хорошо сочетаться и смотреться вместе на многих снимков, то есть можно будет извлечь из них большую пользу. Порой, если реквизит слишком яркий, это может отвлекать взгляд зрителя от основного объекта. Следует помнить, что блестящие предметы в натюрморте могут быть довольно проблематичными. Иногда фотографам приходится потратить целый день, чтобы сделать правильный снимок блестящего кухонного прибора, потому что в нем отражается вся обстановка.

Выбор заднего плана

Цвет вашего фона часто будет играть роль самого доминирующего цвета в сцене, поэтому выбирайте с умом и помните, что фон будет затруднительно поменять, когда вы уже расставите на нем весь реквизит. Выберите задний план в соответствии с ощущением, которое хотелось бы создать в своем окончательном изображении.

Роль задника может играть все, что визуально сочетается со сценой, которую вы создаете. Это может быть мраморная столешница, красивый старый деревенский стол или дополнительный кусок ткани. Все, что помогает создать настроение для изображения.

Помимо цвета фона думайте о его текстуре. Потертый, потемневший старый противень создаст ощущение, совершенно отличное от, например, драпированного шелка. Подумайте о том, какие чувства у вас вызывают при выборе их для своих сцен, и решите, что именно подходит для той истории, которую вы пытаетесь рассказать своей фотографией.

Текстуры в натюрморте

Наряду со всеми остальными элементами натюрмортной фотографии, текстура по-настоящему создает нужное настроение. Ведите поиски как на главных улицах города, так и в художественных лавках. Вы снимаете что-то простоватое в кантри-стиле? Тогда историю в кадре отлично передаст красивая грубая ткань. Или, может быть, вы фотографируете более современную сцену, которая выиграет от использования и гладкого блестящего реквизита?

Текстура также добавляет интерес и глубину финальному изображению. Жизнь человека - это буйство различных текстур, они влияют на чувства как визуально, так и через прикосновение.

Так как вы не можете коснуться объектов на фотографии, вам нужно сообщить зрителю на что они похожи. Использование текстуры - это основной способ визуально передать ощущение от физического прикосновения к кадру. Учитывайте то, что именно текстуры сообщают зрителю информацию, которая заложена в вашем кадре.

Создайте начало, середину и конец

Как и хорошая история, снимок нуждается в начале, середине и завершении. За исключением того, что в фотографии это обычно называется передним планом, средним и задним. Этот эффект наслоения на снимках помогает создать глубину кадра.

Чтобы сохранять фокус и удерживать нужное обрамление, при этом продуманно располагая основной объект. Разместите на переднем плане элемент, вызывающий интерес. Это могут быть лепестки, если вы фотографировали цветы, или, может быть, свернутый угол столового белья, если вы в натюрморте снимаете еду. Все, что подводит взгляд к кадру, при этом не слишком отвлекая внимание от основного фокуса, - хорошо.

Наконец, поместите в кадр фоновый элемент. На снимках выше фотограф добавил желтую салфетку, которая одновременно создает определенный интерес и добавляет контрастный цвет, но вы можете действовать более искусно. Сам задний план также может быть фоновым элементом, если он будет достаточно интересным. В данном случае он должен играть роль "завершающей точки" в композиции; останавливая внимание зрителя так же, как точка заканчивает предложение.

Возможно, вам будет проще играть с композиционными цветами и формами для переднего и заднего плана, если будете использовать небольшую глубину резкости. Если данные элементы будут отображаться не в фокусе в кадре, это поможет удержать внимание зрителя на основном объекте изображения.

Завершение изображения в постобработке

В творческой натюрмортной фотографии нет правил, согласно которым цвета должны обязательно быть правдоподобными. Использование разных цветов - или даже превращение снимка в монохромный - может привести к изменению настроения и истории.

Обработка натюрмортных фотографий в Adobe Lightroom позволяет пробовать различные цветовые схемы, сравнивая копии изображений рядом. Самое лучшее в Adobe Lightroom - это то, что редактирование не разрушает исходный файл. Это означает, что вы можете перепробовать все что угодно, от диких кислотных оттенков до чего-то более консервативного, и всегда возвратиться к исходному файлу.

Заключение

Не бойтесь работать медленно и пробовать что-то новое, когда снимаете натюрморт. Не торопитесь, не ограничивайте количество вариантов. Вы наверняка заметите, что снятое позже будет лучшим результатом фотосессии. Кроме того, помните, что иногда самые красивые композиции - самые минималистичные. Не знаете, на каком решении остановить свой выбор - упрощайте!

17927 Повышаем мастерство 2

В самом начале нашего урока давайте разберемся, что же такое натюрморт. Выражение «натюрморт» происходит от французского слова nature morte, что переводится как мёртвая природа. В изобразительном искусстве это выражение обозначает изображение совершенно разных неодушевлённых предметов. Это могут быть предметы повседневного быта, украшения, плоды, овощи и многое другое.

Натюрморт – самостоятельный жанр художественной фотографии, у него есть свои задачи, темы и сюжеты. При съемке применяются многие из известных приемов фотографии. Разные световые решения и композиции могут сочетаться между собой.

На мой взгляд, натюрморт достаточно сложный жанр фотографии, так как роль моделей отведена молчаливым предметам. С другой стороны, это делает его наиболее загадочным и интересным, как для зрителя, так и для фотографа. Конечно при съемке натюрморта нет эмоциональной связи с моделью, но это только на первый взгляд. Чаще всего идее создания натюрморта способствует какой-либо предмет, вызвавший эмоции и определенное настроение у фотографа еще до начала работы. Задачей натюрморта является передать то самое настроение посредством композиции, светового рисунка и обработки в графических редакторах. Это и делает натюрморт привлекательным для фотографов и для меня в частности.

Сначала о фототехнике, необходимой для съемки. Натюрморт абсолютно не привередлив к выбору камеры, объектива и другой фототехники, тут все зависит от технического оснащения и замысла фотографа. Лучше использовать штатив, так как через видоискатель очень удобно наблюдать за общей композицией, меняя и переставляя предметы в кадре. Относительное отверстие диафрагмы объектива при съемке может лежать в пределах 5,6-11. Этим достигается передача необходимой глубины пространства.

Конечно, каждый художник имеет свой алгоритм действий при работе, так что мы рассмотрим общий план действий, который впоследствии трансформируется в ваш собственный стиль.

Первый этап. Идея

Все начинается с идеи. Запомните – без конкретно сформулированной идеи начинать снимать натюрморт нельзя. Принцип «раскладу предметики и посмотрю, что из них получится» только убивает время фотографа и дальнейшее желание снимать. Идея вызревает на основе впечатлений, желаний и фантазии фотографа, в период вызревания идея заключается в рамки, во-первых композиционных стандартов, во-вторых наличием средств воплощения идеи, то-есть, предметов. Поиск предметов для воплощения идеи в материальную композицию – довольно тяжелое и, иногда, дорогое занятие. Предметы можно покупать или брать у знакомых. Иногда, имея один ключевой предмет, возникает сразу десяток идей с разными композициями, в которых он может фигурировать. Обдумав сюжет натюрморта, нужно держать в голове те средства (предметы), которыми Вы располагаете (или докупить что-то), одновременно нужно мысленно складывать композицию из этих предметов, которая бы максимально удовлетворяла вашу идею.

Этап второй: подготовка места съемки

Подойдет удобный журнальный столик на колесиках, который может занять нужное положение к окну или вспышке. Столик – это просто основа, на фотографии его видно не будет. То, что будет видно на фото позади них - задник. Задником может служить плотный лист приблизительно 200х200 см, с одной стороны покрашенный в темный цвет (вишневый, синий или иной), а с другой – светлый (желтый, оливковый, например). В 90% случаев вам хватит именно этого задника. Под предметами находится подстилка, и она тоже должна быть под рукой различной – доски светлого дерева, мешковина, разного цвета ткани и т. д. Очень важно, чтобы задник и подстилка не были активными и не выпадали из общей тональности натюрморта.

Этап третий: расстановка предметов

У Вас в голове всегда представляется картина по-другому, нежели она будет выглядеть в реальности. Причины этому – мелочи. Никогда нельзя точно предсказать, какого размера будет яблоко и в какой пропорции оно будет с чайником, как ляжет свет и т.д. Поэтому расстановка предметов является воплощением в жизнь фантазий, а жизнь, к сожалению, не идеальна.

Итак, какие же правила в композиционном построении натюрморта нужно знать?

Во-первых, расположение рядом чёрного и белого, изобилие резких, ломаных линий приводят к ощущению борьбы и драматизма.

Во-вторых, темнота на снимке, притягивающая взгляд, всегда является таинственной и тревожной. И наоборот, обилие света, плавные округлые линии успокаивают и радуют глаз.

В-третьих, эмоциональное построение композиции должно быть в соответствии с сюжетом снимка.

На «подгонку» предметов друг к другу порою уходят часы. Каждый миллиметр имеет свое значение. Часто так бывает, что разложив все на столе, идея терпит крах. Да, полный крах, потому что в реальности этот натюрморт выглядит скучным или неправильным. Вот тогда стоит напрячь мозги и выжать хоть что-нибудь из идеи. Если композиция хоть как-то складывается – не стоит ее крушить, а лучше доработать и снять.

Очень важно располагать предметы не хаотично, а в определенном порядке. Это не значит, что их надо ставить все в один ряд (как на уроке физкультуры - в линейку и по росту). Нет, наоборот, в натюрморте важен «художественный беспорядок», то есть, надо постараться разместить предметы в кадре так, чтобы они смотрелись интересно и воспринимались глазом, как единое целое.

Еще один важный момент при постановке натюрморта – выбор формата изображения. Формат в фотографии – это соотношение длины и высоты кадра или отпечатка. Формат бывает квадратным, горизонтальным или вертикальным. Квадратный формат создает впечатление устойчивости, статичности, горизонтальный – впечатление широты, панорамности, а вертикальный уводит взгляд вверх, подчеркивает торжественность, монументальность изображения. Когда высота предметов, из которых вы составляете натюрморт, больше ее ширины, предпочтительнее выбрать вертикальный формат. И наоборот, горизонтальный формат больше подходит для такого снимка.

Как проверить, правильно ли поставлен натюрморт? Попробуйте убрать тот или иной предмет. Если его исчезновение никак не нарушает общее впечатление, значит он – лишний. Если же ощущается пустота, верните его на место.

Этап четвертый: постановка света

Это долгая тема. Хочу только сказать, что в зависимости от сюжета и сезона, можно снимать при дневном свете, или при вспышке. При дневном свете из окна хорошо снимать фрукты и цветы, «мужские» же натюрморты, с книжкой, трубкой, коньяком - лучше снимать при вспышке – она дает ощущение вечера или ночи, одиночества и успокоения. Но все можно и переиграть, поставив 2 вспышки, изменив баланс белого и т.д. Можно использовать отражатели. Без этого не будет светового рисунка. Каким будет световой рисунок, зависит от моей идеи и настроения.

Как известно, объем предметов лучше всего передавать с помощью бокового освещения. Фактуру изображаемых предметов более мягко способен вырисовывать рассеянный свет. Зачастую для того, чтобы передать объем предметов, недостаточно только бокового освещения. В связи с этим необходимо осветить натюрморт заполняющим светом, уменьшив тем самым контрастность изображения. Ведь не секрет, что повышенная контрастность изображения может отрицательно сказаться на качестве фотоснимка.

Если Вам необходимо, к примеру, сфотографировать натюрморт из фруктов, либо из клубков ниток, лучше всего освещать его с помощью одного источника света. В этом случае следует заметить, что направление света должно быть обязательно боковым. Чтобы смягчить контрастность, используйте боковые отражатели.

Для этих целей Вы можете применять обычные белые простыни или белые листы ватмана. Для того чтобы наилучшим образом выявить мельчайшие детали натюрморта, свет главного источника должен быть непременно скользящим. Помните, что прямой свет не будет способствовать надлежащей передаче объема предмета натюрморта.

Довольно сложно фотографировать натюрморт, который составлен из стеклянных предметов. Исходя из тех задач, которые ставит перед собой фотограф, эти предметы могут освещаться с помощью прямого и контрового света.

Те стеклянные предметы, которые не имеют граней, фотографируют, осветив при этом фон. Так Вам удастся отлично передать прозрачность стекла. Существуют также и некоторые другие варианты для освещения натюрморта (например, моделирующий свет, контровый свет). В каждом конкретном случае вопрос выбора освещения решает сам мастер.

Фотографирование деталей машин и отдельных механизмов можно рассматривать как фотосъемку натюрморта. При этом так называемое бестеневое освещение будет вызывать особый интерес. Его следует применять в тех случаях, когда необходимо снять какие-то мелкие детали, например, к часам. Фотосъемка осуществляется по следующему принципу: все детали расположите на стекле, за которым поместите экран желаемого цвета. Фон при этом должен контрастировать с тональностью самого натюрморта, то есть быть либо светлее, либо темнее от него. Так Вы сможете лучше выявить отдельные детали.

Фотосъемка натюрморта из цветов, овощей и фруктов, пожалуй, самая популярная как у фотолюбителей, так и у профессиональных фотографов. При фотографировании подобных композиций характер освещения должен помогать передаче объема. Располагая предметы на плоскости фотоснимка, учитывайте обязательные требования равновесия кадра, а также цельность и неделимость композиции.

Этап пятый: съемка

После установки света и закрепления камеры на штатив, начинается этап съемки. Съемка тоже накладывает некие ограничения. На снимке композиция может выглядеть немного иначе и нужно предметы опять немного переставлять, менять направление света и т.д. Пятый этап тесно переплетен с третьим этапом, поэтому тоже занимает большое количество времени, плюс настройки камеры…

Добившись на экранчике фотоаппарата того снимка, который вы хотите увидеть, рекломендуем послмотреть снимок на компьютере - благо времени при съемке натюрморта предостаточно. Чаще всего тут обнаруживаются мелкие недочеты, например, промах фокуса и т.д.

При съемке натюрморта очень важно выбрать точку съемки и угол наклона фотоаппарата. Типичная ошибка начинающих фотолюбителей – все снимать с уровня груди. Чаще всего эта точка съемки – самая неинтересная. Попробуйте присесть или, наоборот, встать повыше и наклонить фотоаппарат под более острым углом.

Этап шестой: обработка

В интернете сейчас нет фотографий без обработки. Где-то она меньше применяется, где-то больше. Графический редактор открывает еще одну грань для творчества. 90% схема обработки состоит из таких шагов:
- открытие RAW-файла и его редактирование;
- придание «живого» контраста;
- осветление и затемнение конкретных участков изображения;
- наложение текстур;
- последние штрихи типа поднятия резкости, мелкой ретуши дефектов предметов;

Сохранение.

Вот так, в общих чертах, и снимают натюрморты. Надеюсь, было интересно. Всего Вам фотографического!

Цель каждого фотографа, снимающего натюрмортные сцены - максимально привлечь внимание зрителя, создать снимок, который бы хотелось распечатать, поставить в рамку и наслаждаться его видом. Однако фотография имеет более краткую "настенную жизнь", чем, к примеру, живописные картины. Многое объясняется тем, что художник получает максимальный контроль и свободу художественного самовыражения в каждом миллиметре своего полотна и ограничен только кругом своего виденья и талантом.


Фотограф же, в свою очередь, принимает вызов запечатлеть изображение так, как оно выглядит в реальности, и если он тщательно не продумает каждый элемент экспозиции, снимок рискует попасть в категорию "почти идеально". Для большинства любителей натюрмортной фотосъемки наиболее сложной задачей является освещение. Понимание природы света, а также умение контролировать и изменять его максимально приблизит вас к осознанию того, что фотограф должен "рисовать светом".

В этом уроке мы продемонстрируем вам несколько основных приемов освещения и техник фотосъемки, а также ознакомим с основами искусственного освещения и покажем, как наилучшим образом его использовать в ваших целях.

Рассматриваемые вопросы:
Как не следует снимать натюрморты
Установка простого студийного света
Переключение в ручной режим
Коррекция баланса белого
Установка основного света
Добавление второго источника света
Изменение положения света
Создание снимка с контровым освещением
Настройка каждого источника света по отдельности
Съемка в режиме B&W и Sepia

Используемое оборудование:
Камера/Объектив
- Olympus EVOLT E-500
- Olympus 14-45mm f/3.5-5.6 Digital Zuiko Zoom Lens
Устойчивый штатив
Набор осветительного оборудования

Как не следует снимать натюрморты

Для начала рассмотрим, как не следует снимать натюрморты. В нашем случае использовалась камера Olympus EVOLT E-500 в основном из-за возможности съемки как в AUTO, так и в ручном режиме. Важно отметить, что Вы обязательно получите просто "ужасные" результаты, если будете снимать в режиме AUTO.

Купив в цветочном магазине цветы каллы, мы поставили их в вазу и положили на стол на фоне стены. Затем мы установили экспозицию в режим AUTO, активировали встроенную вспышку и сделали снимок (изображения 1 и 2).


Ужасно, не так ли? Но даже слово "ужасно" применяется, когда на изображении присутствует, по крайней мере, какой-то элемент, привлекающий внимание зрителя. Но не в данном случае. Для этого результата приговор более сильный - скучно.

Снимать красивые цветы подобным образом сравнимо с игрой на фортепиано в зимних перчатках. Вы, возможно, и справитесь с заданием, но кто захочет на это смотреть?

Установка простого студийного света


Чтобы наглядно проиллюстрировать основные техники освещения для этих цветов, было решено выделить место на съемочную площадку в небольшой комнате (2,4х2,4 м. и высотой 2,4 м.). Для освещения мы использовали набор, состоящий из двух источников света. Каждая единица включает параболический рефлектор, лампу мощностью 250 Вт, провод с включателем и стойку (изображение 3). Мы внесли деревянный стол, установили его возле стены и поставили на него вазу с каллами. Источники были расположены по обе стороны установки, мы прикрепили камеру к штативу и настроили ее.

Переключение в ручной режим
Первое, что мы сделали, это отключили вспышку. В случае с Olympus EVOLT E-500 - это означает просто опустить вспышку вниз до получения щелчка. Если вы используете другую камеру, обратитесь к инструкции пользователя, чтобы отключить вспышку. Следующим делом мы изменили режим экспозиции на ручной M (Manual), чтобы иметь возможность выставлять выдержку и диафрагму вручную (изображение 4).


Коррекция баланса белого

Наконец, нам понадобилось настроить баланс белого таким образом, чтобы цвета на нашем изображении были нейтральными или сбалансироваными, для этого мы использовали настройку Tungsten (лампа накаливания). Чтобы изменить баланс белого в EVOLT E-500, сначала нужно нажать кнопку WB на задней панели камеры, затем с помощью кнопок направлений выбрать иконку "лампочка" (Tungsten/3000K). Для подтверждения выбранной настройки нажмите кнопку OK (изображение 5).


Чтобы узнать больше о настройках цветовой температуры и баланса белого, читайте наш урок "Настройки баланса белого в цифровой зеркальной фотокамере при съемке в помещении".

Установка основного света

Когда камера была окончательно настроена, мы включили один источник света и поставили его немного в сторону, чтобы передать текстуру лепестков цветка. Преимуществом работы с постоянным освещением является то, что вы можете наблюдать эффект на объекте съемки по мере изменения света.

Настроив свет по нашему усмотрению, мы сняли несколько тестовых кадров, изменяя настройки диафрагмы и выдержки для достижения лучшей глубины резкости, в результате была выбрана следующая комбинация, как наиболее оптимальная (изображения 6 и 7). Чтобы узнать больше о глубине резкости, читайте наш урок "Контроль над глубиной резкости при съемке на отрытом воздухе".




Как видно из полученного изображения результат значительно улучшился по сравнению с предыдущим снимком со встроенной вспышкой. Поскольку свет падал под наклоном со стороны, нам удалось захватить больше деталей в текстуре лепестков. Такой способ освещения под углом также помогает придать цветам большую глубину и объемность.

Несмотря на изменение снимок все же получился высококонтрастным, на изображении заметно, что левая часть цветов осталась в тени.

Добавление второго источника света

На данном этапе множество людей посчитало бы, что лучшим способом минимизировать контраст и осветить левую часть калл стало бы добавление второго источника света с противоположной стороны под примерно таким же углом, как и первый.

Давайте посмотрим, что получится, если так сделать (изображения 8 и 9).




Результат вышел интересным. Второй источник света, несомненно, прибавил больше света в левой части объектов съемки, но при этом он выровнял общее освещение так же, как и текстуру лепестков, которую мы получили в первом результате. Если смотреть на снимок в целом, то это действительно шаг вперед по сравнению с результатом, сделанным с помощью встроенной вспышки, но все еще скучно. Также обратите внимание, что задний фон, хотя и обеспечивает определенный контраст, все же слишком однородный и неинтересный.

Изменение положения света

На следующем этапе было решено немедленно отключить второй источник света и немного изменить положение первого источника, чтобы получить нечто подобное к тому, что нам удалось сделать при использовании только одного источника света. Мы также поменяли положение вазы с цветами для создания лучшей композиции в кадре.

Когда первый источник света находился в нужном месте, мы взяли второй, придвинули его ближе к заднему фону и направили прямо на стену. Второй источник выполнял две задачи: во-первых, освещал стену, создавая тональный переход, а во-вторых, отражал свет от стены в тени на левой части объекта съемки (изображения 10 и 11).

После установки света мы сделали следующий снимок (изображение 12).


Как видно из полученного результата, снимок выглядит намного динамичней. Нам снова удалось добиться хорошей детализации на лепестках, области теней уже не настолько темные, композиция получилась боле интересной, а задний фон, постепенно переходящий от одного оттенка к другому, придал общее ощущение объемности.

Создание снимка с контровым освещением


В качестве эпитетов для описания этого снимка подойдут следующие: "приятный", "успокаивающий", "милый":Существует хорошее упражнение, которое поможет вам улучшить результат. Покиньте на некоторое время комнату, войдите снова и постарайтесь посмотреть на кадр или изображение объективно. Какие определения приходят в голову? Являются ли они теми эмоциями, которые вы стремились вызвать у зрителя? Помните, что инструменты освещения и то, как вы их будете использовать, в значительной мере выразится в эмоциональном качестве изображения.

Так, к примеру, припустим, что вы бы хотели изменить кадр из "приятного" на "драматичный". Что бы вы делали для этого? В нашем случае было решено применить очень эффективный метод, так называемое "контровое освещение" или "эффект ореола". По сути, этот способ освещения позволяет подсветить объект съемки сзади, создавая при этом красивый контур на заднем фоне, захватывая видимые элементы текстуры, при этом передняя часть получается немного затемненной, что придает освещению более драматичный эффект (изображение 13).

Для начала мы включили задний левый источник света, направили его на объект съемки с тыловой стороны и повернулись на место, чтобы увидеть, как свет повлиял на сцену. После небольших изменений в положении обеих источников и цветов мы сделали следующий снимок (изображения 14 и 15).


Это и есть та "драматичность", о которой мы говорили. Результат получился очень выразительным, высококонтрастным, это означало, что изменения были сделаны в правильном направлении. Обратите внимание, насколько лепестки и стебельки четко отделились от фона, придав снимку еще большее ощущение объемности. Также заметно, что небольшое количество света от одного источника пролилось на задний фон, создав на нем интересный тональный переход.

Настройка каждого источника света по отдельности

На следующем этапе мы выключили этот источник слева и включили правый. Мы рекомендуем начинать с искусственного освещения, чтобы выработать привычку настраивать каждый источник отдельно. Намного проще увидеть эффект от одного источника и изменять его, чем когда два или больше источника включены одновременно. Несмотря на то, что сначала это может показаться трудным, но вы будете удивлены, как долго вы можете промучиться, когда имеете дело с несколькими источниками одновременно, особенно когда в вашу установку подключено все больше осветительных элементов.

Когда второй источник света был установлен в нужном месте, мы сделали следующий снимок (изображения 16 и 17).


Мы снова получили очень драматичное освещение, но на этот раз с противоположной стороны. На этом этапе мы были готовы приступить к съемке с двумя источниками, чтобы увидеть их совместный эффект (изображения 18 и 19).



В результате мы получили именно тот вид, к которому стремились. Каждый источник света очень эффективно осветил цветы, резко выделив их на красивом переходящем фоне. А благодаря своему положению источники не влияют негативно друг на друга, как это было заметно на изображении 7.

Съемка в режиме B&W и Sepia

Наконец было решено применить классический подход и сделать несколько альтернативных снимков в режиме grayscale (полутон) (черно-белое) и сепия. Камера EVOLT E-500 оснащена этими, а также другими режимами, доступными с помощью всего нескольких нажатий кнопок.

Чтобы изменить настройку на режим Полутон, нужно просто нажать кнопку Menu на задней панели камеры и с помощью кнопок направлений выбрать Picture Mode, а затем Monotone, после этого нажать кнопку OK (изображения 20 и 21).




В одно мгновение мы получили прекрасный черно-белый снимок! Благодаря драматичному, высококонтрастному освещению эта сцена была хорошо передана в резких черных, белых и серых тонах.

Придерживаясь этой же линии, мы решили сделать снимок немного теплее и использовали для нашего последнего снимка цветовой режим Sepia (изображения 22 и 23).





Как видно из этих трех последних результатов (изображение 24), существует множество способов, с помощью которых можно улучшить снимок, придав ему разные настроения. Чем больше вы стаете опытным в технике освещения и фотосъемки, а также чем больше вы экспериментируете и придаете разные настроения изображению, тем лучше вам удается создавать снимки, которые хочется распечатать, поставить в рамку и наслаждаться их видом.