Банки

Российский и зарубежный опыт. Галерейный бизнес

Слушатели познакомятся с главными аспектами управления галереей современного искусства.

Курс будет интересен широкой публике, художникам и всем тем, кто хотел бы работать в галерее, управлять ею или открыть свою галерею.

В начале курса будут рассмотрены такие вопросы, как определение предназначения арт-галереи, а также различие в функционировании галерей первичного и вторичного рынков. Затем, слушатели узнают, с чего начать создание своей собственной галереи. Как и почему становятся галеристом? Большая часть курса будет посвящена этапам построения отношений с художниками и организации различных проектов, связанных с их продвижением. Слушатели узнают о наиболее важных пунктах, которые необходимо обсудить с художником перед тем, как начать с ним сотрудничать, а также о написании контракта.

Аудитории будет представлено несколько примеров контрактов, составленных для художников европейской галереи. Можно ли их использовать для галерей, расположенных на территории России? В программу курса войдут также вопросы о сотрудничестве галереи с частными компаниями, государственными учреждениями и аукционными домами, об участии галереи в арт-ярмарках и фестивалях современного искусства. Слушатели узнают, как правильно вести PR-компанию, чтобы продвигать своих художников. Как построить отношения с арт-критиками и журналистами?

Курс поможет слушателям понять каждодневную работу галериста, роль галереи на рынке современного искусства.

Примерная программа курса:

1. Что такое арт-галерея?

Роль арт-галереи на рынке современного искусства. Различное функционирование и цели галерей «первичного» и «вторичного» рынков. В чем отличие арт-галереи от арт-магазина?

2. Личность и роль галериста.

Как и почему становятся галеристом? Можно ли научиться этой профессии?

Понятия «галерист» и «арт-дилер».

3 / 5. Разработка проекта по открытию галереи (3 академических часа).

– определение концепта галереи;

– составление бизнес-плана;

– поиск художников;

– выбор помещения;

– составление годичной программы выставок.

В качестве примера будет приведен личный опыт по созданию галереи современного искусства Oneiro в Париже.

6 / 7. Основные этапы организации выставок (2 академических часа).

– главная идеи выставки;

– транспортировка работ/ оценка стоимости перевозки;

– PR-компания проекта; (данный пункт будет рассмотрен более подробно в №8).

– создание каталога и других необходимых печатных текстов;

– чего ожидать от вернисажа первой выставки галереи.

8. Как обратить на себя внимание СМИ.

– выбор названия галереи и ее логотипа;

– написание пресс-релизов;

– работа над сайтом галереи.

9. Галерея и художник.

– окончательный выбор художников галереи;

– составление и подписание контракта между галереей и художником; (будет приведен пример контракта галереи Oneiro с учетом русских реалий рынка современного искусства).

10/11. Продвижение карьеры художника галереи (2 академических часа).

– организация выставок за пределами галереи (арт-фестивали, арт-ярмарки, биеннали, государственные учреждения, «обмен» художниками/ выставками с другими галереями).

– сотрудничество с известными мировыми брендами.

12. Роль арт-ярмарок.

Рассмотрение крупных международных арт-ярмарок Art Basel, FIAC, Art Paris, Frieze London, Cosmoscow.

13. Разные каналы продаж арт-объектов современного искусства.

– сотрудничество с частными компаниями;

– отношения галереи с аукционными домами;

– продажи арт-объектов онлайн. Данный пункт будет рассмотрен более подробно в №14-15.

14 \ 15. Онлайн-площадки по продаже предметов современного искусства. Главные стратегии (2 академических часа).

Обзор таких известных сайтов, как Artnet, Artspace, Artsper, Paddle8 и т. д.

16. Коллекционеры. Частные музеи / фонды современного искусства.

– помощь галериста в составлении частной коллекции;

– несколько историй создания крупных европейских частных музеев и их сотрудничество с галереями.

17. Как увеличить число коллекционеров?

– организация семинаров;

– участие в различных культурных проектах, позволяющих познакомиться и представить галерею любителям современного искусства;

– покупка государством арт-объектов галереи.

18. Российские особенности работы арт-галерей.

– функционирование галерей на территории России;

– галереи современного русского искусства в Париже.

19 / 20. Эволюция развития галерей на сегодняшнем арт-рынке (2 академических часа).

– интернационализация галерей современного искусства;

– открытие галерей - номад;

– появление онлайн-галерей.

150 часов 15500

Подать заявку



Современное и перспективное обучение в Международной Академии Бизнеса

Международная Академия Бизнеса более 15 лет специализируется в предоставлении квалифицированного обучения для специалистов в области искусства. Уже более 5000 студентов доверили Академии своё профессиональное развитие и карьерный рост.

После прохождения курсов дистанционного обучения Международной Академии Бизнеса выпускники получают Свидетельство государственного образца с международным приложением об окончании специализированного курса «Галерейный бизнес».


Подайте заявку на обучение и получите прямо сейчас бесплатный доступ к демонстрационному уроку о 6 секретах успешной продажи произведений искусства!

Эффективное управление галереей и возможности дохода в музее

С каждым годом всё больше людей посещают галереи и музеи. Приобщение к прекрасному стало в последнее время особенно популярным. Если раньше музеи посещались только ради познавательной информации, то сейчас посещение выставок и галерей воспринимается больше как форма развлечения и досуга. В России, как и во всем мире, большинство крупнейших музеев существуют за счет государственной поддержки, но государства начинают склоняться к тому, что грамотное управление способно обеспечить музею достаточный доход для самообеспечения.

С коммерческими предприятиями в сфере искусство дело обстоит еще острее – у них просто нет другого выхода, как выживать за собственные средства. Поэтому грамотный музейный менеджмент жизненно необходим для таких организаций и способен значительно повысить самостоятельность и независимость некоммерческих институтов.


Программа курса «Галерейный бизнес» специально для менеджеров галерей и музеев

Специально для управляющих музеев, галерей и арт-менеджеров прекрасного Международная Академия Бизнеса разработала эффективную программу обучения по галерейному бизнесу.

Программа «Галерейный бизнес» в Международной Академии Бизнеса направлена как на обучение «с нуля», так и на повышение квалификации сотрудников музеев и галерей.

Международная Академия Бизнеса использует современные подходы и технологии в сфере образования. Давно прошли те времена, когда требовалось посещать классы в определенно отведённые часы и тратить время на дорогу. Для обучения в Международной Академии Бизнеса достаточно иметь доступ в Интернет, чтобы получить необходимые знания в любое время и из любой точки земного шара. Попробуйте и ощутите насколько легко и продуктивно может проходить дистанционное обучение, благодаря понятной форме подачи материала, снабженной иллюстрациями, таблицами, схемами и видео. В процессе обучения профессиональные специалисты Академии будут всегда на связи с Вами, готовые ответить на все возникающие вопросы. Наша главная задача - помочь Вам освоить специальность наиболее эффективно и результативно. Дистанционное обучение галерейному делу в Международной Академии Бизнеса – это качественные услуги образования для Вашего будущего!

Представляем вашему вниманию второе издание книги «Галерейный бизнес», расширенное и дополненное. Первое издание пользовалось у читателей большой популярностью, что вдохновило нас включить в эту книгу дополнительные материалы: интервью, статьи, образцы договоров и документов, а также новые контакты участников международной арт-индустрии.

Основной материал составляют практические советы профессионалов галерейного бизнеса, которые были отражены в журнале «Арт-менеджер» в течение восьми лет. В книге собраны статьи и интервью коллекционеров, художников, кураторов, критиков, владельцев галерей и экспертов, которые рассказывают о своем личном опыте.

Книга адресована не только специалистам галерейной инфраструктуры, участникам рынка художественных ценностей, но и широкой аудитории, желающей узнать, как функционирует рынок произведений искусств в России и за рубежом. У читателя есть возможность посмотреть на изобразительное искусство как на предмет маркетинговых технологий, где много разных тонкостей и нюансов. Возможно, некоторые читатели захотят после прочтения книги открыть собственную галерею. Издание подскажет, как эффективно управлять своей галереей.

Надеемся, что это издание станет настольной книгой для профессионалов арт-рынка.

  • Размер книги 17x24 см. 370 страниц в мягком переплете.
  • ISBN 978-5-91453-015-7
  • Цена - 1100 рублей, только .
  • В. Бабков
    Вступление. Экономика переживаний и впечатлений
  • Т. Клэйман, К. Стейнберг
    Что нужно знать художнику о галерее
  • С. Попов
    Есть ли шанс у новых галерей на арт-рынке?
  • Г. Пузенков, В. Фролов, Д. Кузнецов
    Есть ли логика ценообразования в искусстве?
  • Н. Суворов
    Произведение искусства как символический капитал
  • Б.-А. Милленар
    Искусство инвестировать в искусство
  • Н. Колодзей
    Российские художники на арт-рынке США
  • М. Парк
    Биеннале современного искусства и развитие города
  • М. Сурков
    Особенности ярмарки современнго искусства «Арт-Пермь»
  • Д. Мартин
    Новая ярмарка современного искусства «Art Dubai»
  • А. Кузнецова
    Арт-рынок ближнего востока. Цифры и факты
  • Ц. Фресчини
    Развитие арт-рынка в Китае
  • М. Комарова
    Некоторые правила игры на рынках экспертизы
  • Ж.-Г. Пейе
    Эксперт несет ответственность пожизненно
  • Б. Гуггенхайм
    Консалтинг в искусстве коллекционирования
  • А. Лебель
    Национальный Синдикат Антикваров Франции: принципы профессиональных взаимоотношений
  • А. Вилков
    Государственная политика в сфере антикварного бизнеса
  • Б. Кнадсон
    Антикварный бизнес: принципы профессионализма
  • К. Петерсон
    Как открыть аукционный дом
  • Ю. Тюхтин
    Как работает аукционный дом
  • М. Каменский
    Аукционный дом Sotheby’s: как продавать и покупать искусство
  • Й. Пулканнен
    Аукционный дом Christie’s: как продавать искусство и покупать искусство
  • М. Рейд
    Особенности покупки произведений искусства через аукцион
  • Ж. Нуармон
    Владеть и управлять галереей - это очень личные переживания
  • Ю. Маркович
    Галереям нужны квалифицированные менеджеры, критики и эксперты
  • А. Щелущенко, Ю. Маринчук
    Стратегия и тактика галереи в Украине
  • А. Булянская
    Как открыть галерею
  • Ф. Мазната
    Галерея в глобальном рынке
  • Д. Аббондио
    Я не верю в современный арт-рынок
  • Е. Селина
    Галерея - это партнер
  • М. Шмит
    Галерея - это бизнес поколений
  • М. Гельман
    Стратегия развития галереи
  • О. Лопухова
    Галерист - это исполнительный продюсер современного искусства
  • Б. Смольский, О. Маурер
    Маркетинг в современном галерейном бизнесе
  • С. Аренс
    Маркетинг галерей современного искусства. Расширение целевой аудитории
  • Н. Суворов
    Организация рекламы художественной галереи
  • М. Рейд
    Как покупать и продавать искусство
  • Д. Стюарт
    Коллекционер - это куратор общественных интересов
  • М. Образцова
    Галерея и коллекционер
  • П. Броше
    Коллекционирование - это неизлечимый вирус
  • И. Маркин
    Моя частная коллекция
  • М. Царев
    Клуб коллекционеров современного искусства
  • Г. Пельман
    Изобразительное искусство - это продажа мифов
  • А. Назаров, Ю. Сидоров
    Коллекционирование - это процесс и коммуникация
  • В. Дудаков
    Заповеди коллекционера
  • В. Данилов
    Корпоративные музеи и галереи
  • М. Лэньер
    Корпоративные коллекции в США
  • П. Харрис, Дж. Флауэрс
    Корпоративные художественные коллекции: как улучшить ваш бизнес
  • Х.-У. Обрист
    Куратор не должен стоять на пути у художника
  • Р. Мартинес
    Профессия и роль куратора
  • Е. Прилашкевич
    Работа куратора выставки: взгляд изнутри
  • Е. Прилашкевич
    Где обучают кураторов: обзор образовательных программ
  • Х. Крамер, А. Ковалев, П. Шелдал, М. Боде, Д. Уэйлен, Е. Деготь, В. Мизиано
    Роль критика в развитии современного рынка искусств
  • А. Боровский
    Критик - это бренд
  • П.-М. Менгер
    Рынок творческого труда и карьера
  • Г. Пузенков, Г. Брускин, З. Церетели, В. и Н. Черкашины
    Как управлять карьерой художника
  • Ш. Окштейн
    Карьера художника
  • Л. Гринфилд, В. Клавихо-Телепнев, Ж. Лорье
    Как управлять карьерой фотографа
  • И. Славинский, Д. Пушилин
    Художник как галерист
  • В. Церетели
    Московский музей современного искусства и современный арт-рынок
  • Т. Нечаева
    Некоммерческая галерея - центр современного искусства
  • В. Бабков
    Заключение. Все только начинается

Приложение

  • Международные художественные выставки и ярмарки
  • Ведущие арт-дилеры мира
  • Ассоциации антикваров и арт-дилеров антиквариата
  • Аукционные дома россии и представительства зарубежных аукционных домов
  • Правила проведения торгов на аукционах Sotheby’s
  • Правила участия в торгах аукционного дома «Sotheby’s»
  • Правила участия в торгах аукционного дома «Christie’s»
  • Закон РФ «О вывозе и ввозе культурных ценностей»
  • Образец экспертного заключения
  • Образец гарантийного письма. Прием на ответственное хранение художественного произведения
  • Образец гарантийного письма. Сохранность и своевременный возврат художественного произведения
  • Образец акта приема на ответственное хранение
  • Образец акта возврата после временного хранения художественного произведения
  • Образец акта на возвращение экспонатов принятых во временное пользование
  • Образец счета на покупку художественного произведения на аукционе Christie’s
  • Предварительный договор купли-продажи картины
  • Авторский договор с художником
  • Договор на создание произведения и предоставления на него исключительных авторских прав
  • Договор на издание фотоальбома

Решаются очень многие. И абсолютное большинство начинающих предпринимателей склоняются к варианту торговли теми или иными товарами и услугами. Это может быть открытие какого-либо магазина, продовольственного или магазина одежды, хозяйственных или строительных товаров. Данный вариант предполагает получение практически мгновенной прибыли и быстрых темпов окупаемости вложенных средств, однако и конкуренция здесь представляет собой очень и очень серьезную силу. Ведь сети продовольственных магазинов располагаются повсюду и удивить чем-то своих покупателей, новоиспеченный магазин продуктов вряд ли сможет. А вот открыть бизнес, связанный с чем-то менее банальным, например, с искусством, может стать весьма прибыльным и, что более важно, уникальным. Особенно если открыть его в том городке, где для представления зрителям произведений искусства до сих пор пользуются помещениями домов культуры или кинотеатров.

Самым удачным будет вариант открытия галереи. Подобный бизнес появился в России не так давно - прошло едва ли 20 лет с открытия первых частных галерей в Москве и сейчас некоторые из них очень даже уверенно чувствуют себя не только на отечественном, но и на международном уровне. В начале двадцатого века на данный вид частного предпринимательства обратило внимание очень даже много людей. Но в этом случае важно не только наличие материальных средств, составляющих стартовый капитал, важно еще и понимать суть этого, простого, на первый взгляд, предприятия. Как и любое другое важное дело, открытие галереи требует тщательного и ответственного подхода. И самым главным на данном этапе станет бизнес план галереи. Который будет определять весь ход дел, связанных с открытием и функционированием, плюс сделает возможным произвести фундаментальные финансовые подсчеты.

Галерея может быть художественной или декоративно-прикладного искусства.

Пример успешного открытия художественной галереи

“Ателье Карась” - галерея, открывшаяся в 1995 г. Однако, идею создания частной галереи в семье руководителя, Евгения Карася, начали обсуждать еще раньше - в 1986 г. Так как семья Карасей полностью состояла из людей, занимающихся изобразительным искусством и живописью, им не составило бы большого труда организовать эффективное функционирование такого рода культурного заведения. Местом расположения галереи была взята студия, которую родителям Евгения предоставил Союз художников. Она располагалась на первом этаже здания и ее площадь исчислялась аж в 200 кв. м. Тут на протяжении 8 лет были личная мастерская художников Карасей. И именно здесь им всем так хотелось создать территорию художественной жизни, наполненную уникальными экспонатами и, конечно же, единомышленниками, в этом плане.

Вернуться к оглавлению

Начало бизнеса в искусстве

Несмотря на то, что у семьи имелась достаточно большая рабочая территория, для создания пространства под галерею был проведен грандиозный ремонт. После этого, а, скорее даже параллельно этому процессу Евгений Карась, будучи начинающим галеристом, вплоть до 1995 г. занимался накоплением знаний, касающихся области современного изобразительного искусства. Он активно изучал положение дел в изобразительном искусстве стран ближнего - Украины, России, и дальнего зарубежья - Европы, Соединенных Штатов, Канады, и т.д. Затем был нелегкий выбор темы первоначальной экспозиции, но решение представлять публике произведения украинских художников было принято единогласно. И подошел период более тщательного исследования ситуации с украинским искусством. Изучению подвергались художественные направления современного творчества, инфраструктуры, рейтинги. Более того, Евгению приходилось, как начинающему в этой сфере, бизнесмену, изучать круг общения и фамилии потенциальных посетителей, спонсоров и тому подобное.

Совместно с набранным коллективом работников галереи начался процесс формирования базы данных: собиралась информация о художниках, рассматривались фотографии их творческих работ, набирались искусствоведческие тексты и критика. Позже был составлен список наиболее интересных для публики, и сильных, с точки зрения профессиональных мастеров, художников. Разработанные выставочные программы стали рассылать тем художникам, работы которых желали видеть в стенах готовящейся к открытию галереи.

Подобный план работ по подготовке частной галереи, как рассказывает Евгений Карась, ему помог составить, а затем реализовать опыт зарубежных специалистов, которые уже имели положительные успехи в данном бизнесе. Никакой специальной литературы по этой теме он не читал. Да и читать-то было нечего. Тогда, в конце двадцатого века, все это было в новинку. И учиться приходилось не в институтах менеджмента и бизнеса и не на курсах, потому что их в нашей стране еще не было. Все приходилось постигать самостоятельно, на ходу создавать какие-то креативные идеи, которые в итоге стали основами для вновь открывающихся частных галерей России.

Описанные выше особенности открытия галереи можно вкратце вынести в главный совет начинающим единомышленникам - будет лучше, если здание галереи расположить в центре города. Общая площадь ее помещений не должна превышать 200 - 250 кв. м. Данная цифра берется из следующих расчетов: выставочный зал будет достаточно разместить в помещении, площадью 80-100 кв. м, под офис можно отнести - 15-20 кв. м. от все пощади галереи, нельзя забывать о помещении для хранения работ. Которое может расположиться на 30-50 кв. м. Под технические помещения тоже стоит выделить хотя бы 50 кв. м, на которых будет храниться оборудование и т.д. Однако некоторые галереи располагаются всего лишь на 25 кв. м и весьма неплохо существуют.

Вернуться к оглавлению

Подбор персонала работников галереи

В постоянный штат галереи средних размеров, такой как, “Ателье Карась”, потребуется не больше 5-6 человек: галерист или руководитель, пресс-секретарь, куратор, консультант, экспозиционер и программист.

Главную роль, конечно же, во всем процессе открытия частной галереи, дальнейшей подготовки экспозиций и т.д, играет галерист, вкус которого, его позиция помогают сделать ставку на те или иные произведения искусства, которые будут правильно восприняты публикой. Именно он создает имидж культурного заведения. Только он решает, с какими авторами ему стоит работать, а с какими нет, то же самое касается и наемных рабочих. Его решением определяется, искусство какого жанра и эпохи возможно выставлять в его галереи, а какое нет. Как показывает практика, галеристу вовсе не должен быть профессиональным художником. Ему достаточно поверхностно разбираться в таком виде искусства, как живопись и, конечно же, он должен любить его. Более того, в современных высших учебных заведениях стран СНГ и России, готовят профессиональных арт-менеджеров, которые, как планируется будут прекрасно справляться с руководством культурных предприятий.

Вторым, по значимости, за галеристом в списке персонала этого проекта идет куратор. Он является инициатором проведения той или иной выставки, организовывает ее и, в конце концов, проводит. Этот человек должен знать все до самой, казалось бы, незначительной, мелочи, которая может всплыть во время подготовки экспозиции. Особо ценным будет тот куратор, у которого есть высшее художественное образование и способность к ведению и подготовки сразу нескольких выставочных проектов.

Третье место занимает экспозиционер, который занимается развешивание картин в выставочном зале. Конечно же, он не делает это собственноручно, со стремянкой наперевес. Он планирует то, в каком зале должна висеть та или иная картина, в окружении каких полотен она будет выгоднее смотреться. Ведь, как отмечают опытные работники галерей и музеев, правильно, и даже сказать, более, талантливо выполненная экспозиция придает даже старым, уже приевшимся, полотнам “новое звучание”.

Функция консультантов заключается в том, чтобы находиться в момент выставки в зале, где представлена экспозиция, и оказывать необходимую помощь посетителям и потенциальным покупателям. Они, как уже понятно, тоже обязаны знать о представляемых картинах и их авторах все до мелочей. С этой ролью прекрасно могут справиться недавние выпускники институтов живописи и изобразительного искусства или же студенты старших курсов. Пресс-секретарь, как и во всех других сферах, отвечает за работу со средствами массовой информации, По мнению руководителей, не только частных, но и государственных галерей, человек, имеющий художественное образование, сможет благополучно совмещать несколько функций, например, составлять экспозиции, работать с посетителями и писать оригинальные тексты.

В штате любой современной галереи обязательно должен быть профессиональный программист или системный администратор, который будет организовывать работу веб-сайта галереи, обновлять его, следить за точностью информации, содержащейся на официальном сайте заведения.

Вернуться к оглавлению

Какие нужны документы и средства, чтобы открыть это дело

В связи с тем, что на территории нашей страны пока еще не регулируется законодательно деятельность галерей, никаких особых документов для признания ее официально, не нужно. Важно только оформить открытие индивидуального предпринимательства, встать на учет в налоговой службе и исправно платить подоходный налог, плюс сборы в пенсионный фонд. Служб по проверке деятельности галерей тоже пока не существует, поэтому галеристы, пока еще могут дышать спокойно. Начинать галерейный бизнес можно, как говорит Евгений Карась, имея всего-то 2000-3000 долларов.

Однако, если у вас еще нет помещения, сумма заметно вырастет. Указанная сумма уйдет на зарплату штатным сотрудникам за первый месяц, организацию торжественной церемонии открытия и заказ буклетов с рекламой дебютной выставки. При варианте, что ваша галерея будет первой и единственной в городе, можно будет попытаться заручиться поддержкой местных властей и даже, если повезет, получить здание в центре города, В таком случае вы будете разделять права на бизнес с государственным учреждением. Еще одним вариантом решения проблемы нехватки средств на аренду помещения, является присовокупление галереи к действующему бизнесу, например, можно в актовых залах или в холлах частного банка.

Вернуться к оглавлению

План открытия галереи декоративно-прикладного искусства

Рассмотрев план открытия галереи, в которой будут выставляться произведения живописцев, можно перейти к другому типу галерей - декоративно-прикладного искусства. Для того чтобы начинающийся бизнес окупился довольно быстро, нужно постараться подобрать качественную экспозицию. Специалисты утверждают, что грандиозное количество людей, доход которых позволяет им тратить довольно крупные суммы на обустройство дома, с удовольствием приобретут украшения для внутреннего интерьера дома, сделанного в американском или каком-либо другом стиле и дизайне. Красивая качественная мебель и аксессуары к ней, которые представляют собой истинные образцы искусства народов мира, будут всегда привлекать богатых людей, особенно, если предложение поступает на наш рынок в ограниченных количествах. Такой ассортимент, как раз и должна выставлять галерея декоративно прикладного искусства, если ее владелец желает не только делиться с общественностью предметов искусства, но и зарабатывать хорошие деньги.

В прошедшем сезоне на столичной арт-сцене появилось еще несколько активных игроков, открылись галереи, сумевшие устроить выставки, которые можно было посчитать событием. Искусством начали торговать всерьез, но все равно российский галерейный бизнес не столько бизнес, сколько жизненное занятие галеристов.

В Москве работают сотни частных галерей. Только тех, что попадают в сферу внимания средств массовой информации, т. е. активно участвуют в художественной жизни, - десятки, не считая таких заведений, где тихо совершается очень мелкий арт-бизнес - торговля картинами без художественной ценности и качества.

Галерейный бизнес кажется привлекательным, потому что здесь и сейчас его легко можно начать с нуля. Арт-сообщество поразил грандиозный дебют Stella Art Gallery, открывшейся два года назад и сразу же взявшей наивысшую планку. “Стелла” стала партнером Эрмитажа и Музея Гуггенхайма в проведении выставки самого знаменитого современного русского художника - Ильи Кабакова и привезла в Москву на продажу картины Энди Уорхола и фотографии Роберта Мэпплторпа. Владелица галереи Стелла Кей инвестировала в дело огромные по местным меркам средства и собрала вокруг себя круг лучших экспертов в области отечественного современного искусства. Несмотря на высокие цены (шестизначные долларовые суммы), галерея, по словам ее владелицы, выполняет и культуртрегерскую функцию - знакомит отечественного зрителя с тем, чего он еще не видел.

Но можно начать и не так амбициозно. “Первую выставку я устроил на деньги, которые занял у мамы. Снял зал, собрал картины, две продал, вернул долг и еще заработал”, - рассказывает Михаил Крокин, открывший свою галерею 10 лет назад. Сегодня Крокин-галерея имеет небольшое, но профессионально обустроенное помещение в центре Москвы. У нее хорошая репутация у художественных критиков, круг постоянной клиентуры и полтора-два десятка здравствующих художников, московских и иностранных, которые работают в меру коммерчески, в меру творчески.

Михаил Крокин считает, что торговать художественными произведениями - это не бизнес, а жизненное занятие. Галеристу надо беспрестанно заниматься художниками, инвестировать в них средства, помогать им жить так, чтобы они могли сосредоточиваться на серьезных творческих задачах.

Галерея “Наши художники” открыла в этом сезоне новое здание своей галереи в поселке Борки для обитателей рублевского оазиса. Хотя ее владелица Наталья Курникова и начинала заниматься арт-дилерством, опираясь на деньги мужа, на мифических рублевских жен, описанных в поп-романах, она совершенно не похожа. Десять лет занятий искусством сделали ее, экономиста-международника со степенью, профессиональным знатоком живописи и экспертом по русским художникам - парижским эмигрантам. В строительство здания галереи в Борках Курникова вложила деньги семьи, а в приобретенные произведения “были инвестированы собственные и привлеченные ресурсы”.

“В принципе, идея арт-бизнеса проста - в условиях растущего рынка надо стараться покупать и накапливать лучшее, покупать то, что пока не интересно рынку, но качественно и перспективно”, - считает Курникова. Пару лет назад она организовала и спонсировала две выставки в Третьяковской галерее - Николая Тархова и Маревны - русских парижан начала прошлого века, которых фактически воскресила для отечественного зрителя.

Инвестировать в арт-бизнес можно не только деньги и любовь к искусству, но и прожитые годы. Ольга Лопухова - одна из самых деятельных участниц становления и развития отечественного современного искусства. Вместе с художником Владимиром Дубосарским она открыла в канун новогодних праздников галерею “АРТстрелка Projects” в новом галерейном центре, созданном в заброшенной промзоне в центре Москвы. Десять некоммерческих и коммерческих галерей быстро превратились в любимое место обитания богемного художественного сообщества.

“27 декабря мы открылись, 29-го уже продали шесть работ - западному и отечественному коллекционерам и Музею современного искусства Зураба Церетели. Мы нашли свой формат - возвращать в художественный и коммерческий контекст ранние работы известных теперь художников. Мы не хотим заниматься только коммерческой деятельностью и даем возможность выставиться тем, на ком никаких денег не заработаешь, но кто делает что-то интересное и является для нас знаковыми фигурами. Думаем на следующей “Арт-Москве” купить свой стенд”, - рассказывает Лопухова.

Галерейная деятельность таких людей, как Лопухова, не столько бизнес, сколько способ обеспечить себе жизнь в искусстве. Гари Татинцян, открывший в этом сезоне галерею в Москве, занимается именно арт-бизнесом, у него уже есть галерея в Нью-Йорке. Татинцян привозит в Москву коммерчески успешных и известных американских художников и тоже невольно действует как культуртрегер. В будущее он смотрит со спокойным оптимизмом: “Русский арт-рынок, конечно, не сравнить с американским, как и европейским. Но в Москве есть энтузиазм, есть желание. Русская публика очень любопытна, ей хочется жить в высоком стандарте и в красивом пространстве. Для русской публики, как и для американской, расходы на искусство - это траты на удовольствие. Так что здешний рынок развивается по логике американского. В России все происходит очень быстро, особенно после долгой спячки. Только недавно начали покупать картины в спальню под мебель, а теперь думают, каким строить дом для коллекции”.

Многие наблюдатели, констатируя приход на наш арт-рынок новых участников с большими деньгами, прогнозируют их конфликт с пионерами галерейного движения, много сделавшими для отечественного современного искусства. Но за 10-15 лет эти пионеры - Галерея Гельмана, XL, “Айдан”, “Риджина” - тоже поняли, что такое бизнес, и укрепились финансово. Кроме того, в этих галереях точно знают, что коммерческий успех галериста у нас невозможен без некоммерческой, культуртрегерской деятельности. Чтобы торговать искусством, приходится просвещать.

ИА “Альянс Медиа” по материалам газеты “Ведомости”

This entry was posted on Monday, September 22nd, 2008 at 09:43 and is filed under . You can follow any responses to this entry through the feed. Both comments and pings are currently closed.