Банки

Методы добычи гранита для изготовления декоративных изделий. Купить блоки из природного камня Современные технологии добычи блочного гранита

Технология добычи гранитных блоков имеет стратегическое значение. Процесс откалывания блоков сверхпрочных пород должен сопровождаться минимальными отходами производства. В случае нерациональной технологии добычи порода крошится и содержание отходов может превышать 30% от разрабатываемого массива.

Добыча отделочного гранита принципиально отличается от добычи любого другого твердого полезного ископаемого. Во втором случае абсолютно не важна целостность вмещающих пород, поскольку от нее не зависит качество конечного добываемого сырья. А при добыче гранита, этот фактор - ключевой для экономической успешности месторождения. Инженеры месторождения стремятся к максимальному сохранению целостности извлекаемых блоков. Технология должна соблюдаться на всей цепочке производства: начиная с отсечения блока от общего массива, заканчивая его складированием и распилом. Нарушение прочностных характеристик блока нельзя исправить никакой дальнейшей обработкой. Даже искусная склейка или мастиковка слэба лишь незначительно повысят устойчивость поврежденного камня.

Существуют три способа добычи каменных блоков. Как правило, способ добычи соответствует уровню прогрессивности месторождения.
Итак,

Три способа добычи каменных блоков

1. Взрывной или взрывобуровой

На сегодняшний день этот способ можно назвать "кустарным". Взрывной способ самый дешевый, но он сопряжен с большими отходами и производством сильно трещиноватых блоков. А отходы зачастую составляют менее чем 70% от объема массива. Взрыв большой мощности наносит непоправимый вред добываемым блокам, но также и самому массиву. К сожалению, взрывной метод до сих пор наиболее распространен в нашей стране.

Выглядит процесс примерно так: при помощи бурения в массиве создаются полости, в которые закладывают взрывчатку. Несмотря на инженерные расчеты, прогнозирование будущего разлома весьма условно. Все же взрывной метод подразумевает большую долю непредсказуемости. Сперва, с изобретением взрывчатки, этот метод стал использоваться повсеместно - на гранитных и мраморных месторождениях всего мира. Распространение способа спровоцировало массовое развитие каменных карьеров, ведь он значительно экономил средства, время и трудозатраты камнетесов. Но в перспективе - минусы взрывного метода заметно преобладают над его плюсами. При развитии технологий и соответственно производственной базы, месторождения стали отказываться от этого метода.

2. Метод откалывания воздушной подушкой

В породе также пробуривают отверстия, в которые под высоким давлением накачивается избыточное количество воздуха. Этот способ позволяет более точно прогнозировать место разлома. Но самое важное то, что воздушное воздействие не влечет за собой крошение и разрушение пород, оно не повышает трещиноватость блоков. Что способствует более рациональному расходу месторождения.

3. Камнерезный метод

Показатель развитого месторождения, самый распространенный способ на европейских месторождениях (Италия, Испания, Португалия). Отделение блоков камнерезом нисколько не вредит камню, не нарушает его физические характеристики. Это самый современный и дорогой способ, характеризующийся минимумом отходов.

Мы надеемся на то, что в скором времени российские месторождения также будут снабжены последними техническими новинками для камнерезного способа добычи. Бережный способ добычи лишь повысит качество и привлекательность нашего камня. Ведь наш, отечественный камень способен достойно выдержать конкуренцию с европейскими и азиатскими сортами.

Пишет Чистопрудов Дмитрий

Хотите узнать на что столица тратит миллиарды? Я вернулся из очередной поездки на Урал, где снимал стопятисотое производство в своей жизни. Кроме индустриальных фотографий, грязной одежды и пыльных камер, я привез с собой страшную тайну.

Башкирия. Тихие и живописные места Южного Урала. В деревнях считай даром продается картошка, речная рыба и свежий кумыс. Красота! Но стоит свернуть с дороги на какую-нибудь пыльную грунтовку, так обязательно окажешься на каком-нибудь производстве, разрезе или карьере.

Урал - это сокровищница разнообразных полезных ископаемых. Еще в школе на уроках географии нам рассказывали, что Уральская горная система одна из самых древних, образованных 200-400 млн лет назад. Из 55 видов важнейших полезных ископаемых, которые разрабатывались в СССР, на Урале представлено 48.

Знакомьтесь - это гранит. Магматическая горная порода. Гранит является одной из самых плотных, твёрдых и прочных пород на земле. Он широко используется в строительстве в качестве облицовочного и дорожного материала.

Мансуровское месторождение - самое большое в стране по добыче блочного камня. Мансуровский гранит добывают в единственном месте, рядом с башкирским городом Учалы. Эту разновидность породы относят к числу самых старых гранитов в России и на всей планете, оценивая его геологический возраст в 350 миллионов лет. По оценкам геологов, разведанных запасов месторождения хватит еще лет на 200.

Здесь добывают самый светлый из всех российских гранитов. За мягкую волнистую текстуру и молочный светло-серый цвет Мансуровский гранит часто сравнивают с мрамором, не даром он покорил международное пространство и считается одним из самых популярных за рубежом гранитов «made in Russia».

Именно этот гранит сейчас укладывают по всей Москве и в частности на Тверской улице. 90% плитки, бордюров и брусчатки, которую сейчас закупает город идет с Урала (остальное из Карелии). На поставку гранита для программы реконструкций «Моя улица» трудится пять уральских карьеров по добыче (Мансуровский - самый большой) и более 30 предприятий по распилке камня.

Метод добычи гранитных блоков отличается от привычных мне видов на железнорудных, известняковых карьерах или угольных разрезах. Если в последних полезное ископаемое долбят, крошат и измельчают, то здесь все наоборот. Геологические особенности залегания породы позволяют добывать ее достаточно большими блоками, с которыми удобно работать в дальнейшем. Это объясняет относительно не высокую стоимость настолько красивого и качественного материала, хотя, конечно, технология отливки из бетона дешевле.

Чем больше удается отколоть блок, тем больше он стоит. Но не все так легко, как кажется. Не даром гранит является одной из самых прочных пород. Средняя плотность породы - 2600 кг/м,3. Чтобы отколоть такой ровный кусочек, нужно хорошенько постараться.

Процесс добычи гранита похож на процесс послойного поедания трюфельного торта. Гранит залегает пластами. От массива отделяют часть породы, которую потом делят на более мелкие блоки.

Есть несколько методов отрезания кусков «торта». Один из них - большими газовыми горелками. В состав гранита входит кварц, который под воздействием температуры отшелушивается и отлетает. Тем самым постепенно горелка прорезает гранит. Чем больше кварца в граните чем крупнее зерна, и тем быстрее режется порода. Этим способом делается поперечный разрез куска.

В пробуренные отверстия заливают специальный химический раствор, который создает «мягкий взрыв». Внутри тесного отверстия смесь расширяется, раскалывает и сдвигает гранитный блок.

Все рабочие местные (хоть и загорелые).

Мужики, а давайте я вас сейчас сфотографирую. Вы можете как-то одновременно бить кувалдами?

Слушай, давай мы лучше тебе кувалду дадим, а сами все снимем?

Постепенно забивая ряд клиньев, порода трескается и вуаля, новый блок отделен.

Есть другой метод - канатное пиление. Его применяют на Южно-Султаевском карьере. Суть заключается в том, что вместо газовых горелок используется хитрый канатный резак.

Канат пропускают через пробуренные отверстия. Постепенно установка отъезжает по направляющим, и за несколько часов выпиливается огромный кусок.

Готовые блоки погрузчиками или самосвалами вывозятся в распилочный цех карьера. Или продаются как есть на другие распилочные предприятия.

До недавнего времени вся отрасль по добыче камня находилась в плачевном состоянии. Из-за кризиса упал спрос других городов на гранитную продукцию. С другой стороны частники стали все больше смотреть в сторону российского камня. Курс изменился, и в китайский гранит резко подорожал.

Вот так выглядел стандартный цех по производству гранитных бордюров и плитки два года назад.

После запуска программы «Моя улица» уральские предприятия стали оживать. Если до московского заказа Мансуровский карьер выдавал около 3000 кубов гранита в месяц, то сейчас эта цифра в два раза больше.

На первые деньги от заказов закупалось новое оборудование, строились новые цеха. Большой объем заказа вдохнул жизнь во всю отрасль. Подтянулись и смежные предприятия по производству упаковки, катанки, древесины, ГСМ, различного оборудования и т.д. Оборудование, правда, закупалось все сплошь импортное (кроме самосвалов и кранов). Вот такое вот импортозамещение, однако.

Кроме всего прочего, на карьерах увеличили штат рабочих. На Мансуре с 300 до 400 человек. Работать приходится в три смены. А в целом на производство гранита для Москвы сейчас трудится более 4000 человек по всему Уралу.

Дела у добывающих компаний пошли в гору. Заработанные деньги ведь могли просто проесть или разворовать, но как мы видим - идет развитие производства и обновление оборудования.

Если мраморные плиты режутся за один раз, то гранит приходится пилить очень долго. Диск пилы ходит по плите туда-сюда с опусканием всего в 1 см за раз. Большие куски гранита пилятся часами.

Массивные блоки перепиливают на плиты, блоки поменьше распускают на бордюры. Всякая мелочь, типа брусчатки не требует больших заготовок и пилится (или колется) из обрезков плит.

Чтобы ускорить процесс распила, существуют вот такие большие и хитрые канатные станки.

На таких станках можно распиливать плиты на 10 блоков высотой более двух метров.

Качество реза идеальное.

Чтобы зимой на плитке не скользили прохожие, проводится термообработка поверхности.

Плитка становится грубой, и не такой скользкой, как полированный гранит.

Пока термообработка проводится вручную, но в цеху уже установлен специальный станок, и вскоре данный процесс будет вестись автоматизированно.

Новый цех, и готовая продукция карьера. Этот бордюрный камень уже сегодня укладывают на Тверской улице. На нее было заказано свыше 3 километров прямолинейного борта и 500 метров радиусного.

Этим бордюрам и плитке 350 миллионов лет, на минуточку!

Колотая брусчатка.

Чтобы доставить до Тверской плитку и бордюры понадобилось 364 фуры, которые привезли 7271 тонну гранита - это на площадь 33,5 тыч м2.

По весу это как разложить по Тверской тридцать Боингов 747.

Всего в этом году Москва заказала 47 500 тонн гранитной продукции. Это 2 374 грузовиков или 220 000 м2 покрытия. Что сопоставимо с площадью 30 футбольных полей! Это к вопросу, что москвичи зажрались. В каком-то смысле это безусловно так, столица богатейший город страны, но деньги за её обновление идут в регионы, где поднимаются производства.

По стоимости своей добычи, обработки и доставки гранит уступает аналогичной бетонной продукции. Но есть и свои плюсы:

Гранит имеет низкое водопоглощение и высокую устойчивость к морозу и загрязнениям. Бетон лучше впитывает влагу.

Бетон истираемый, он пылит больше чем гранит.

Бетонные плиты производят на заводе, а гранит - произвела сама природа.

На каждом карьере своя текстура и оттенок гранита. Если посмотреть на схему укладки плитки на улицах Москвы, можно увидеть определенную закономерность в рисунке. Разные по цвету плитки приехали с разных карьеров.

На Ташмурунском карьере добывают более темный гранит, чем Мансуровский. Сам карьер поменьше размерами.

Камбулатовский карьер.

Этот карьер занимает первое место по эффективности добычи кубометров продукции на одного рабочего.

В целом у меня все. Хотелось бы только уточнить, что если вы выберете гранит вместо бетона, то это не значит, что все автоматически будет прекрасно. Ничего подобного. Без правильной технологии укладки развалится все что угодно. Если сделать подложку из говна и веток, то после первой зимы тротуар/ступени/бордюры поплывут и полопаются от неравномерной нагрузки.

Мало купить гранитный бордюр, его еще нужно грамотно поставить. Этот бордюр, хоть и криво, установили 10 лет назад.

А это его ровесник, бордюр бетонный.

Вот такой вот он, гранит. Встречайте на улицах Москвы, Новосибирска, Салехарда, Тюмени, Иркутска, Красноярска, Казани, Астаны, Баку и так далее по списку.

Так что будете гулять по Тверской или любой другой реконструированной улице, помните, что вы прикасаетесь к истории, которой 350 млн лет!

Давайте отправимся на виртуальную экскурсию по небольшому гранитному карьеру, расположенному на севере Ленинградской области, чтобы взглянуть на процесс добычи этой горной породы в условиях максимальной экономии на себестоимости готовой продукции.

Карьер скрыт от посторонних глаз, укрывшись в глухих местах почти на границе с Финляндией. Дорога есть, но назвать это дорогой довольно сложно. Скорее направление. Ухабистая грунтовка протяженностью около сорока километров от Каменногорска до карьера отняла у нас больше часа. Каждый новый километр был хуже предыдущего, пока, наконец, дорога не превратилась в сплошное песчано-глинистое месиво. Верный знак. Значит мы почти на месте.

На первый взгляд карьер выглядит заброшенным. На въезде нам не попался ни один человек. Но ничего удивительного. Из-за сложностей зимней добычи руководство этого карьера приняло решение не производить разработку в зимний период. С наступлением морозов работа здесь полностью останавливается до весны. Сейчас в апреле только началась расконсервация производства после зимнего застоя. Первая вахта приехала сюда всего неделю назад. Сразу нужно сделать оговорку, что этот карьер сам по себе довольно небольшой и добычу блоков здесь тяжело назвать промышленной. Объемы весьма скромные и составляют в среднем 180-200 м3 готовых блоков в месяц, что в несколько раз меньше, чем на аналогичном карьере по соседству.

Бытовые условия здесь спартанские. Электричества нет. Все электроснабжение осуществляется при помощи дизельного электрогенератора. Все остальное как в деревне. Вода в колодце, туалет на улице, душ там же. Отопление печное. Суровый быт суровых камнетесов.

Картину брутальности дополняет потрепанный бульдозер отечественного производства, как монумент дремлющий около бытового городка. Для него здесь не слишком много работы.



О карьере и о ньюансах работы нам рассказал старший текущей смены, любезно согласившийся на проведение небольшой экскурсии по своему хозяйству. В смене всего 5-7 человек. Практически все работники обладают универсальными навыками и совмещают несколько должностей. Рентабельность производства при существующих объемах здесь стараются повысить снижением себестоимости, в том числе и экономией на штате. Горный мастер здесь выступает и как начальник участка, и как энергетик. Оператор погрузчика может быть и кольщиком, и оператором пил, и механиком.

Склад готовой продукции в начале сезона выглядит довольно скромно. Карьер не выполняет никаких видов обработки, кроме непосредственной добычи. Эти гранитные блоки и есть то, что идет на продажу. Четких размеров для блоков нет, выдержать которые было бы крайне тяжело и затратно. Поэтому существуют категории или группы. Согласно ГОСТ определены 4 группы блоков. I группа - блоки свыше 5 м3, II группа - блоки 3-5 м3, III - 0,7-3 м3, IV - 0,1-0,7 м3. Блоки должны иметь форму максимально приближенную к параллелепипеду. Могут быть отклонения от правильности формы, но и они строго регламентированы. Ценность блока зависит от его объема. Чем больше объем блока тем больше не только его стоимость, но и больше стоимость одного кубического метра. Например, стоимость 1 м3 гранитного блока III группы на складе - 25 000 рублей, а блок I группы будет стоить уже 28 000 рублей за 1 м3.

Однако, не смотря на более дорогую стоимость, крупные блоки добывать не слишком выгодно. Основным спросом пользуются блоки II и III группы. Такие как например этот. Это классический пример наиболее востребованного на этом карьере блока. Его размер примерно 1х1х2,5 метра.

Однако среди готовых блоков находятся и такие гиганты. Неизвестно сколько такой блок будет ждать своего покупателя, но рано или поздно это произойдет и это будет выгодная продажа. Такие групные блоки обычно берут для последующей распиловки на слэбы - пластины, из которых потом изготавливают, например, столешницы или подоконники. Но эта продукция не слишком ходовая. Гораздо более часто из гранита изготавливают облицовочную плитку, бордюрный камень или плиты для мощения мостовых и тротуаров. Для этих изделий такой размер сырьевых блоков просто не нужен.

Поэтому в большинстве случаев добытые крупные блоки пассеруют для придания им более востребованных габаритов и правильной формы. Для этого используется специальное бурильное оборудование, которое способно очень быстро, а главное точно пробурить строчку из параллельных отверстий, по которым позже блок будет расколот на части. Существует и более технологичный способ - распилка, но в плане мобильности "бурилка" выигрывает, хотя и заметно уступает в скорости и качестве. После дисковой пилы края блока приобретают гладкие ровные поверхности, что положительно влияет на его товарные качества.

Технологии добычи блоков существуют разные. Самый распространенный добычи в нашей стране еще недавно был способ слабых взрывов. Но у него есть множество недостатков. При таком способе добычи получается огромное количество отходов, достигающее 80% от полученной горной массы. Кроме того, неправильный расчет мощности взрыва может привести к появлению трещин из-за чего такой камень будет просто никому не нужен. Таким образом можно вообще загубить месторождение и единственным продуктом, который можно будет получить останется только щебень. Поэтому все большее распространение получает способ канатного пиления. Конструкция канатной пилы очень проста. Фактически это электромотор, который протягивает канат, отдаленно похожий на велосипедную цепь с режущими алмазными элементами.

Именно после ее работы остаются такие идеально ровные и гладкие стены. Но не все так просто как кажется на первый взгляд. Если в процессе пиления ничего сложного - пила пилит самостоятельно, постепенно по мере пропиливания смещаясь по рельсам, то процесс подготовки куда более трудоемкий.

Для того чтобы завести канат необходимо предварительно пробурить в скале два отверстия. Одно вертикально, а второе горизонтально. причем их нужно пробурить таким образом, чтобы они пересеклись в одной точке. Малейший перекос бура и бурение пойдет насмарку. Для этой операции в мире разработано множество устройств, упрощающих жизнь горнякам, но на этом карьере традиционно доверяют ручной переносной буровой установке с пневмоприводом.

Бурит она гранитную породу весьма эффективно, но имеет свои особенности. Для работы ей нужен компрессор. Хорошо если есть дизельный компрессор. Он может работать автономно. А если компрессор электрический, то к нему придется либо тянуть провода с электропитанием, либо питать от дизельного генератора. Такая схема как раз и применяется на карьере. Как вы помните внешнего электроснабжения здесь нет. По мере бурения длину бура приходится наращивать. Это делается с помощью бурильных труб, которые кроме удлинения обеспечивают также подачу воздуха.

Пожалуй главным недостатком такого бурового инструмента является его неточность. По словам самих рабочих, самое сложное в канатном пилении это точно пробурить скважины. Это получается, увы, не всегда. Иногда приходится перебуривать, зачастую не один раз. Если все прошло гладко в полученные отверстия заводится режущий канат и дальше достаточно присматривать за пилой, пока она отпиливает кусок скалы.

Пилят вертикальными ломтями, называемыми панелями. После того как пропил закончен панель заваливают. От удара о землю она как правило раскалывается по естественным трещинам. После этого полученные блоки сортируют и придают им товарную форму.

Заваливание панели, пожалуй, самая опасная процедура во всем процессе добычи блоков. Чем выше горизонт, тем опаснее. Панель заваливается при помощи погрузчика. В распил сверху вставляется тяпка - стальной крюк. К нему крепится трос, на другом конце зацепляется погрузчик и медленно начинает тянуть. В какой-то момент скала не выдерживает и заваливается. Не хотел бы я в этот момент находиться рядом. Кстати риск непроизвольного самостоятельного заваливания отпиленной панели тоже существует. Поэтому надо быть предельно осторожным и избегать потенциально опасных зон.

Трещиноватость - главный враг добытчиков. Если трещин много, то соответственно увеличивается процент отходов. В отходы уходят обломки неправильной формы, с неправильным направлением слоистости камня, слишком пестрым рисунком и т.п. Впрочем понятие отходы в данном случае довольно абстрактное. При желании, практически весь этот отход можно соответствующим образом переработать. Например, расколоть его на мелкие изделия, такие как брусчатка. Другой вопрос насколько это целесообразно. Тут каждый карьер решает эту задачу самостоятельно.

Главной машиной на блочном карьере бесспорно является огромный фронтальный погрузчик. Именно он выполняет всю тяжелую работу на карьере. Благодаря его силе и весу, он является незаменимым помощником человека практически во всех операциях, от расчистки забоя от отходов, транспортировки блоков, до заваливания панелей. Самым распространенным погрузчиком для работы на подобных карьерах является CAT 988. Это огромная махина весом 50 тонн, невероятно сильная и надежная. Такой агрегат имеет просто космическую стоимость - около 800 000 долларов. Одна только шина от такого погрузчика стоит около 10 000 долларов.

Как я уже сказал. Эта машина делает абсолютно все. С ее помощью готовые блоки перемещаются на склад, забой очищается от обломков, производится доставка топлива к установкам в любой точке карьера, осуществляется погрузка на автотранспорт, отсыпаются и ровняются подъездные пути, производится уборка снега.

Для перемещения и погрузки блоков погрузчик не использует ковш. Для этих операций имеется другое приспособление - вилы. Погрузчик оборудован быстросъемным устройством, позволяющим оперативно менять навесное оборудование. Достаточно пары минут, чтобы ковшовый фронтальный погрузчик превратился в погрузчик вилочный на подобие того, что мы часто встречаем в крупных магазинах строительных товаров. Только больше, намного больше.

Вилы, кстати, тоже солидные. Под стать самой машине. Им приходится поднимать вес до 20 тонн. Но иногда блоки весят и больше. Для их транспортировки стандартные грузовые полуприцепы не подходят. Их перевозят на усиленных платформах, на таких обычно транспортируют тяжелую строительную технику, а погрузка осуществляется уже при помощи крана.

А так выглядят те самые отходы от производства блоков: обломки, осколки и обрезки, по своей форме и размерам не попадающими ни под одну группу. Отечественные карьеры традиционно не заботятся о переработке своих отходов, которые на самом деле являются прекрасным сырьем. Но для этого требуется соответствующее оборудование, которое весьма дорогостоящее. Кроме того это уже совершенно другой профиль и другой рынок сбыта. Самим карьерам это просто не выгодно, а переработчикам камня в свою очередь невыгодно транспортировать обломки до своих производств. Из-за этого отвалы давно работающих карьеров достигают невероятных размеров. Порой в них накапливается по нескольку миллионов кубических метров породы.

Камнедобывающий бизнес в России только сейчас начинает выходить на путь высоких технологий. Все чаще применяется высокотехнологичная техника и оборудование, используются более эффективные технологии, появляются дополнительные цеха по переработке камня. Разумеется такое развитие напрямую зависит от руководства и, к сожалению, у нас пока чаще бывает так, что существующее состояние дел многих устраивает. Впрочем эта ситуация не только в горнодобывающей промышленности.

-=Подготовлено в интересах проекта «Моя Улица»=-

Сегодня поговорим про распил... Кто и как пилит для программы «Моя улица». Знакомьтесь, на фото человек, очень похожий на Владимира Путина, и он во всем виноват.

Именно он и еще десятки его коллег на Урале практически круглосуточно добывают гранит, а потом пилят, пилят и пилят. Чтобы у москвичей была под ногами плиточка!

Мало кто знает, но благодаря масштабной программе реконструкции улиц в Башкирии были созданы сотни рабочих мест: появились новые производства, начали разрабатывать новые карьеры, закупили дорогое иностранное оборудование.

Недавно я съездил и посмотрел, как все происходит. Где рождается плитка для Москвы.

Мансуровское месторождение гранита расположено на востоке Башкортостана (это в южной части Урала, если у вас плохо с географией). Проще всего сюда приехать из Магнитогорска, что я и сделал. Места тут шикарные.

Местные деревни

Мансуровское месторождение — самое крупное в России по добыче светло-серого гранита. Его разрабатывают с 80-х годов.

Добываемый здесь гранит считается уникальным из-за своего цвета и возраста. Он образовался около 350 млн лет назад. Это один из самых старых гранитов на всей планете.

По оценкам геологов, разведанных запасов месторождения хватит еще лет на 200. Все Россию можно будет закатать в гранит;)

Из карьера гранит вывозят в виде больших прямоугольных блоков. Чем больше и ровнее такой блок, тем удобнее с ним работать и тем выше его стоимость. Кстати, гранитный блок может купить любой желающий.

Но отколоть хороший кусок гранита — это не простая задача. Не забывайте, что гранит — это один из самых прочных и плотных материалов.

Есть несколько методов, как отделить гранитный блок от большого массива. Например, можно отрезать большой кусок с помощью больших газовых горелок. В состав гранита входит кварц, который под воздействием температуры отшелушивается и отлетает. Благодаря этому постепенно горелка прорезает гранит. Чем больше кварца в граните и чем крупнее его зерна, и тем быстрее режется порода.

Есть и другой способ: по линии будущего разлома в монолите бурятся узкие глубокие отверстия, которые называются шпурами. Затем в эти шпуры закладываются взрывчатое вещество гранилен. Он относительно мягко детонирует и таким образом отделяет от монолита цельный кусок гранита.

Также можно отпилить большой кусок гранита с помощью алмазного каната. Этот вариант более щадящий, но он занимает довольно много времени. Канат пропускают через пробуренные отверстия, а затем запускают установку, которая начинает быстро его прокручивать. Скорость прокрутки — примерно 30-40 м/с. И за несколько часов работы канат пропиливает в граните ровный аккуратный срез.

Итак, большой кусок отпилен, что делать дальше? Теперь его нужно разделить на блоки поменьше, чтобы их было удобно перевозить и обрабатывать. Это делают уже вручную. По линии будущего разлома в гранит вбивают клинья, и в конце концов порода трескается и от большого куска отделяется блок поменьше. Раскалывать глыбы таким образом — очень тяжелая работа.

Готовые гранитные блоки везут в цеха. Там их будут распиливать и обрабатывать.

Вот один из распилочных цехов. Его построили год назад, как раз благодаря программе "Моя улица"

Привезенные гранитные блоки первым делом распиливают на плиты нужной толщины, в зависимости от того, что из них собираются производить. Сделать это можно, например, с помощью канатного станка. Все оборудование тут новое, было куплено под москвоские контракты

В станке очень быстро прокручиваются стальные тросы с алмазными элементами. Они опускаются все ниже и ниже, постепенно разрезая гранитный блок на ровные плиты.

В процессе распила камень и тросы непрерывно поливаются холодной водой. Это нужно для охлаждения и удаления гранитной пыли.

На таких станках можно распиливать блоки на 10 плит высотой более двух метров. Обратите внимание, что современные станки позволяют делать не только ровные распилы, но и по заданному разиусу. Раньше в России так делать не умели. Теперь купили оборудование и можно пилить, например, кривые бордюры.

Срезы получаются идеально ровными.

Еще блоки можно резать привычной круглой пилой. В этом случае блок точно так же помещается в станок, и по нему начинает ездить пила с десятком круглых дисков.

Это довольно долгий процесс — за один проход диски опускаются всего на один сантиметр вглубь гранитного камня.

После распила гранит отправляется на дальнейшую обработку. Теперь из них будут нарезать облицовочные и тротуарные плиты, бордюры и все остальное.

Гранит очень плотный и твердый, поэтому в процессе резки он не крошится, и края получаются идеально ровные.

Диски пилы и сам гранит непрерывно поливаются холодной водой. Она смывает гранитную пыль и охлаждает инструмент.

Последний разрез.

И получается красивая и аккуратная гранитная тротуарная плитка. Ничего подобного раньше у нас не делали в таких объемах.

Финальная обработка.

На улице тем временем из обрезков гранитных блоков делают брусчатку.

Ее делают вручную, аккуратно скалывая края так, чтобы кусок гранита получился кубической формы нужного размера. Такая брусчатка называется колотой.

Кстати, мансуровский гранит — самый светлыни всех видов гранита, которые добываются в России. При этом он меняет свой цвет в зависимости от вида обработки. Если его отполировать, то он станет слегка зеленоватым, после точечной обработки он станет белым, а после огневой обработки — светло-серым. Еще гранит подвергают обработки, чтобы он стал шершавым. Это нужно, например, на пандусах.

Вот такая поверхность после обработки. Чтобы не скользить зимой.

За рубежом мансуровский гранит — самый популярный из всех гранитов, которые добываются в России. Из-за светлого цвета его часто сравнивают с мрамором.

Предприятия по обработке гранита сейчас довольно стабильно развиваются, и это во многом благодаря кризису 2014 года. Из-за скачка доллара покупать гранит за рубежом стало очень не выгодно, и поэтому заказчики начали обращаться к российским производителям, которые предлагали цены практически в два раза ниже. Точно так же повезло и Мансуровскому карьеру. После запуска программы «Моя улица» добыча гранита здесь выросла в два раза — до 6 тысяч кубов в месяц.

Деньги, вырученные от первых заказов, предприятие решило пустить на покупку нового оборудования и строительство дополнительных цехов. Отрасль начала постепенно развиваться, подтянулись и смежные предприятия по производству упаковки, катанки, древесины, различного оборудования и т.д.

Штат рабочих на карьере тоже увеличился с 300 до 400 человек. В целом на производство гранита для Москвы сейчас трудится более 4000 человек по всему Уралу.

Многие из вас наверняка видели манкуровский гранит. Его можно встретить на улицах Новосибирска, Салехарда, Тюмени, Иркутска, Красноярска, Казани, Астаны, Баку и многих других. В Москве его тоже очень много, особенно на реконструированных улицах. В частности его укладывали на Тверской. Помимо него используются еще 4 вида гранита из других уральских карьеров. Всего уральские карьеры поставляют Москве примерно 90% всей необходимой плитки, бордюров и брусчатки. Остальные 10% везут с карельских месторождений.

Вот так. В следующий раз, когда пойдете гулять по Тверской, знайте, что под ногами у вас отличный уральский гранит, которому уже около 350 миллионов лет.

Хотите узнать на что столица тратит миллиарды? Я вернулся из очередной поездки на Урал, где снимал стопятисотое производство в своей жизни. Кроме индустриальных фотографий, грязной одежды и пыльных камер, я привез с собой страшную тайну.

1. Башкирия. Тихие и живописные места Южного Урала. В деревнях считай даром продается картошка, речная рыба и свежий кумыс. Красота! Но стоит свернуть с дороги на какую-нибудь пыльную грунтовку, так обязательно окажешься на каком-нибудь производстве, разрезе или карьере.

Урал - это сокровищница разнообразных полезных ископаемых. Еще в школе на уроках географии нам рассказывали, что Уральская горная система одна из самых древних, образованных 200-400 млн лет назад. Из 55 видов важнейших полезных ископаемых, которые разрабатывались в СССР, на Урале представлено 48.

2. Знакомьтесь - это гранит. Магматическая горная порода. Гранит является одной из самых плотных, твёрдых и прочных пород на земле. Он широко используется в строительстве в качестве облицовочного и дорожного материала.

3. Мансуровское месторождение - самое большое в стране по добыче блочного камня. Мансуровский гранит добывают в единственном месте, рядом с башкирским городом Учалы. Эту разновидность породы относят к числу самых старых гранитов в России и на всей планете, оценивая его геологический возраст в 350 миллионов лет. По оценкам геологов, разведанных запасов месторождения хватит еще лет на 200.

4. Здесь добывают самый светлый из всех российских гранитов. За мягкую волнистую текстуру и молочный светло-серый цвет Мансуровский гранит часто сравнивают с мрамором, не даром он покорил международное пространство и считается одним из самых популярных за рубежом гранитов «made in Russia».

Именно этот гранит сейчас укладывают по всей Москве и в частности на Тверской улице. 90% плитки, бордюров и брусчатки, которую сейчас закупает город идет с Урала (остальное из Карелии). На поставку гранита для программы реконструкций «Моя улица» трудится пять уральских карьеров по добыче (Мансуровский - самый большой) и более 30 предприятий по распилке камня.

5. Метод добычи гранитных блоков отличается от привычных мне видов на железнорудных, известняковых карьерах или угольных разрезах. Если в последних полезное ископаемое долбят, крошат и измельчают, то здесь все наоборот. Геологические особенности залегания породы позволяют добывать ее достаточно большими блоками, с которыми удобно работать в дальнейшем. Это объясняет относительно не высокую стоимость настолько красивого и качественного материала, хотя, конечно, технология отливки из бетона дешевле.

6. Чем больше удается отколоть блок, тем больше он стоит. Но не все так легко, как кажется. Не даром гранит является одной из самых прочных пород. Средняя плотность породы - 2600 кг/м, 3 . Чтобы отколоть такой ровный кусочек, нужно хорошенько постараться.

7. Процесс добычи гранита похож на процесс послойного поедания трюфельного торта. Гранит залегает пластами. От массива отделяют часть породы, которую потом делят на более мелкие блоки.

8. Есть несколько методов отрезания кусков «торта». Один из них - большими газовыми горелками. В состав гранита входит кварц, который под воздействием температуры отшелушивается и отлетает. Тем самым постепенно горелка прорезает гранит. Чем больше кварца в граните чем крупнее зерна, и тем быстрее режется порода. Этим способом делается поперечный разрез куска.

11. В пробуренные отверстия заливают специальный химический раствор, который создает «мягкий взрыв». Внутри тесного отверстия смесь расширяется, раскалывает и сдвигает гранитный блок.

13. Все рабочие местные (хоть и загорелые).
- Мужики, а давайте я вас сейчас сфотографирую. Вы можете как-то одновременно бить кувалдами?
- Слушай, давай мы лучше тебе кувалду дадим, а сами все снимем?

14. Постепенно забивая ряд клиньев, порода трескается и вуаля, новый блок отделен.

15. Есть другой метод - канатное пиление. Его применяют на Южно-Султаевском карьере. Суть заключается в том, что вместо газовых горелок используется хитрый канатный резак.

16. Канат пропускают через пробуренные отверстия. Постепенно установка отъезжает по направляющим, и за несколько часов выпиливается огромный кусок.

17. Вжжж!

21. Готовые блоки погрузчиками или самосвалами вывозятся в распилочный цех карьера. Или продаются как есть на другие распилочные предприятия.

23. До недавнего времени вся отрасль по добыче камня находилась в плачевном состоянии. Из-за кризиса упал спрос других городов на гранитную продукцию. С другой стороны частники стали все больше смотреть в сторону российского камня. Курс изменился, и в китайский гранит резко подорожал.

Вот так выглядел стандартный цех по производству гранитных бордюров и плитки два года назад.

24. После запуска программы «Моя улица» уральские предприятия стали оживать. Если до московского заказа Мансуровский карьер выдавал около 3000 кубов гранита в месяц, то сейчас эта цифра в два раза больше.

25. На первые деньги от заказов закупалось новое оборудование, строились новые цеха. Большой объем заказа вдохнул жизнь во всю отрасль. Подтянулись и смежные предприятия по производству упаковки, катанки, древесины, ГСМ, различного оборудования и т.д. Оборудование, правда, закупалось все сплошь импортное (кроме самосвалов и кранов). Вот такое вот импортозамещение, однако.

27. Кроме всего прочего, на карьерах увеличили штат рабочих. На Мансуре с 300 до 400 человек. Работать приходится в три смены. А в целом на производство гранита для Москвы сейчас трудится более 4000 человек по всему Уралу.

28. Дела у добывающих компаний пошли в гору. Даже фотографа из Москвы на несколько дней заказали. Заработанные деньги ведь могли просто проесть или разворовать, но как мы видим - идет развитие производства и обновление оборудования.

29. Если мраморные плиты режутся за один раз, то гранит приходится пилить очень долго. Диск пилы ходит по плите туда-сюда с опусканием всего в 1 см за раз. Большие куски гранита пилятся часами.

30. Массивные блоки перепиливают на плиты, блоки поменьше распускают на бордюры. Всякая мелочь, типа брусчатки не требует больших заготовок и пилится (или колется) из обрезков плит.

32. Чтобы ускорить процесс распила, существуют вот такие большие и хитрые канатные станки.

33. На таких станках можно распиливать плиты на 10 блоков высотой более двух метров.

36. Качество реза идеальное.

37. За настройкой оборудования следит итальянский мастер.

38. Чтобы зимой на плитке не скользили прохожие, проводится термообработка поверхности.

39. Плитка становится грубой, и не такой скользкой, как полированный гранит.

40. Пока термообработка проводится вручную, но в цеху уже установлен специальный станок, и вскоре данный процесс будет вестись автоматизированно.

41. Новый цех, и готовая продукция карьера. Этот бордюрный камень уже сегодня укладывают на Тверской улице. На нее было заказано свыше 3 километров прямолинейного борта и 500 метров радиусного.

42. Этим бордюрам и плитке 350 миллионов лет, на минуточку!

44. Колотая брусчатка.

46. Чтобы доставить до Тверской плитку и бордюры понадобилось 364 фуры, которые привезли 7271 тонну гранита - это на площадь 33,5 тыч м 2 .

По весу это как разложить по Тверской тридцать Боингов 747 .

47. Всего в этом году Москва заказала 47 500 тонн гранитной продукции. Это 2 374 грузовиков или 220 000 м 2 покрытия. Что сопоставимо с площадью 30 футбольных полей ! Это к вопросу, что москвичи зажрались. В каком-то смысле это безусловно так, столица богатейший город страны, но деньги за её обновление идут в регионы, где поднимаются производства.

48. По стоимости своей добычи, обработки и доставки гранит уступает аналогичной бетонной продукции. Но есть и свои плюсы:
- гранит имеет низкое водопоглощение и высокую устойчивость к морозу и загрязнениям. Бетон лучше впитывает влагу.
- бетон истираемый, он пылит больше чем гранит.
- бетонные плиты производят на заводе, а гранит - произвела сама природа.

49. На каждом карьере своя текстура и оттенок гранита. Если посмотреть на схему укладки плитки на улицах Москвы, можно увидеть определенную закономерность в рисунке. Разные по цвету плитки приехали с разных карьеров.

50. На Ташмурунском карьере добывают более темный гранит, чем Мансуровский. Сам карьер поменьше размерами.

54. Камбулатовский карьер.

56. Этот карьер занимает первое место по эффективности добычи кубометров продукции на одного рабочего.

58. Южно-Султаевский карьер с большими красивыми кранами.

60. В целом у меня все. Хотелось бы только уточнить, что если вы выберете гранит вместо бетона, то это не значит, что все автоматически будет прекрасно. Ничего подобного. Без правильной технологии укладки развалится все что угодно. Если сделать подложку из говна и веток, то после первой зимы тротуар/ступени/бордюры поплывут и полопаются от неравномерной нагрузки.

62. Мало купить гранитный бордюр, его еще нужно грамотно поставить. Этот бордюр, хоть и криво, установили 10 лет назад.

63. А это его ровесник, бордюр бетонный.

64. Вот такой вот он, гранит. Встречайте на улицах Москвы, Новосибирска, Салехарда, Тюмени, Иркутска, Красноярска, Казани, Астаны, Баку и так далее по списку.

65. Так что будете гулять по Тверской или любой другой реконструированной улице, помните, что вы прикасаетесь к истории, которой 350 млн лет!

66. Спасибо за внимание!

Выражаю благодарность компании «Гранит Инвест» и отдельно Алексею Степанченко за интересную работу и подробную экскурсию по гранитным карьерам!
А тайну я вам не расскажу. На то она и тайна.

При написании текста использовалась статья с сайта