Банки

Как сдать огэ по обществознанию. Рекомендации к заданиям второй части огэ по обществознанию

ОГЭ Обществознание задание №26-31 Демонстрационный вариант 2018-2017 Мы вступаем в век, в котором образование, знания, профессиональные навыки будут играть определяющую роль в судьбе человека. Без знаний, кстати сказать, всё усложняющихся, просто нельзя будет работать, приносить пользу… Человек будет вносить новые идеи, думать над тем, над чем не сможет думать машина. А для этого всё больше нужна будет общая интеллигентность человека, его способность создавать новое и, конечно, нравственная ответственность, которую никак не сможет нести машина… на человека ляжет тяжелейшая и сложнейшая задача быть человеком не просто, а человеком науки, человеком, нравственно отвечающим за всё, что происходит в век машин и роботов. Общее образование может создать человека будущего, человека творческого, созидателя всего нового и нравственно отвечающего за всё, что будет создаваться.
Учение – вот что сейчас нужно молодому человеку с самого малого возраста. Учиться нужно всегда. До конца жизни не только учили, но и учились все крупнейшие учёные. Перестанешь учиться – не сможешь и
учить. Ибо знания всё растут и усложняются. Нужно при этом помнить, что самое благоприятное время для учения – молодость. Именно в молодости, в детстве, в отрочестве, в юности ум человека наиболее восприимчив.
Умейте не терять времени на пустяки, на «отдых», который иногда утомляет больше, чем самая тяжёлая работа, не заполняйте свой светлый разум мутными потоками глупой и бесцельной «информации». Берегите себя для учения, для приобретения знаний и навыков, которые только в молодости вы освоите легко и быстро.
И вот тут я слышу тяжкий вздох молодого человека: какую же скучную жизнь вы предлагаете нашей молодёжи! Только учиться. А где же отдых, развлечения? Что же, нам и не радоваться?
Да нет же. Приобретение навыков и знаний – это тот же спорт. Учение тяжело, когда мы не умеем найти в нём радость. Надо любить учиться и формы отдыха и развлечений выбирать умные, способные также чему-то научить, развить в нас какие-то способности, которые понадобятся в жизни…
Учитесь любить учиться!
(Д.С. Лихачёв)

26. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.
27. Какой, по мнению автора, будет роль человека в производстве в XXI в.?
Укажите любые два качества, которые, по мнению автора, будут необходимы человеку.
28. Почему, по мнению автора, молодому человеку необходимо учиться с самого раннего возраста? Используя текст, укажите две причины.
29. Какие формы отдыха и развлечений автор рекомендует молодёжи?
Приведите два примера таких форм; в каждом случае укажите, какие качества развивает данная форма.
30. Автор пишет о нравственной ответственности человека за «всё, что происходит в век машин и роботов». Используя текст и обществоведческие знания, дайте два объяснения этой мысли.
31. Автор полагает, что «учиться нужно всегда». Используя текст и обществоведческие знания, подтвердите двумя аргументами (объяснениями) необходимость непрерывного образования на протяжении всей жизни
человека.

Решение:

26. В правильном ответе пункты плана должны соответствовать основным смысловым фрагментам текста и отражать основную идею каждого из них.
Могут быть выделены следующие смысловые фрагменты:
1) роль образования в XXI в.;
2) нравственная ответственность человека науки;
3) молодые годы – время учёбы;
4) уметь найти радость в учёбе.
Возможны иные формулировки пунктов плана, не искажающие сути основной идеи фрагмента, и выделение дополнительных смысловых блоков

27. Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) роль: человек будет вносить новые идеи, думать над тем, над чем не сможет думать машина;
2) качества: общая интеллигентность человека, его способность создавать новое, нравственная ответственность.
Элементы ответа могут быть даны в иных, близких по смыслу формулировках

28. Могут быть указаны следующие причины:
1) знания всё растут и усложняются;
2) именно в молодости ум человека наиболее восприимчив.
Причины могут быть приведены в иных, близких по смыслу формулировках

29. В правильном ответе должны быть следующие элементы:
1) ответ на вопрос: автор рекомендует «умные» формы отдыха и развлечений, способные также чему-то научить, развить в нас способности, которые понадобятся в жизни;
2) два примера с указанием качеств, допустим:
− занятия в спортивной секции развивают силу, ловкость, волевые качества, умения взаимодействовать с партнёрами и соперниками;
− чтение художественных произведений развивает воображение, чувство сопереживания; расширяет представления о мире и человеке.
Элементы ответа могут быть приведены в иных, близких по смыслу формулировках

30. Могут быть даны такие объяснения.
Человек несёт нравственную ответственность за «всё, что происходит в век машин и роботов», так как:
1) глобальные экономические проблемы, с которыми столкнулось человечество во второй половине XX в., во многом вызваны интенсивной преобразовательной деятельностью человека, характер и направленность которой в начале XXI в. не изменились;
2) развивающаяся техника и технологии не только оказывают позитивное влияние на развитие общества, но и несут в себе потенциальную угрозу существованию человечества.
Могут быть даны другие объяснения

31. Могут быть приведены следующие аргументы (объяснения):
1) в современном мире знания очень быстро устаревают, поэтому приходится их постоянно пополнять, корректировать;
2) современные люди часто меняют работу, поэтому приходится постоянно осваивать новую информацию, виды деятельности.
Могут быть приведены другие аргументы (объяснения)

В задании С6 или №31 в ОГЭ по обществознанию нам необходимо согласиться или не согласиться с мнением автора и аргументировать свой выбор.

Теория к заданию №31 ОГЭ по обществознанию

Шестое задание предполагает формулирование и аргументацию собственного суждения (или авторской позиции, мнения) по актуальному проблемному вопросу общественной жизни. Данное задание непосредственно связано с содержанием текста, но предполагает рассмотрение его отдельных положений в
ином ракурсе.

Данное задание к тексту нередко строится таким образом, что в своем ответе выпускник может как согласиться с приведенной точкой зрения, так и опровергнуть ее. Объектом оценивания здесь выступает содержательная полнота, логическая обоснованность собственной позиции ученика, разнообразие приведенных им аргументов, почерпнутых из курса, из сообщений СМИ, из личного социального опыта.

Разбор типовых вариантов задания №31 ОГЭ по обществознанию

Разберем следующий пример ниже:

Люди, в основном, стараются избегать ситуаций, когда им приходится принимать решение. Сменить ли мне место работы? Человек, с которым я встречаюсь, - тот ли это человек, который мне нужен, или нам стоит разойтись? Куда поехать в отпуск? Как мне реализовать себя в жизни? Всё это на вид очень серьёзные решения. Для большинства людей они и в самом деле серьёзные. «Как же тяжело принимать такие ответственные решения!» - думаем мы. Но гораздо более тягостным будет отсутствие решения. В жизни нет правильных и неправильных решений. Есть просто решения. Когда мы оказываемся на развилке дорог, мы слишком долго думаем о выборе направления. Мы размышляем примерно так: «У меня есть возможность создать новый бизнес, новое предприятие, но…». И мы следуем прежним курсом. Или бывает так: вы выбираете путь, но впоследствии вновь и вновь мысленно возвращаетесь к принятому решению. У нас есть к этому склонность: мы оглядываемся назад и думаем, что принятое нами решение было неверным. Но ведь решение, которое мы принимаем в конкретный момент, всегда принимается на основании той информации, которой мы на данный момент владеем, и неважно, каким будет результат, - на данный момент это правильное решение. Мы никогда не знаем, куда бы нас завело, прими мы другое решение, не знаем, насколько ужасен был бы тот путь, избери мы его. Надо перестать оглядываться на принятые решения. Смотрите вперёд и берите всё, что несёт вам тот путь, который вы избрали. Не навсегда - только на данный момент. Движение в любом направлении лучше, чем бездействие и нерешительность. Одной из причин того, что мы столь сильно беспокоимся, насколько верен избранный нами путь, является наше отношение к решениям: нам кажется, что эти решения принимаются на очень долгий срок, практически навсегда. Но представьте, что вы едете по красивой дороге в сельской местности, дорога вьётся, и на каждом километре пути вы можете куда-нибудь съехать с неё. Тогда принятие решения уже не превращается в такой стресс, так как у вас всегда есть возможность сменить направление. Если вы именно так воспринимаете свою жизнь, вы скорее будете получать удовольствие от самого процесса путешествия. Каждый крюк - это на самом деле новый опыт. (По С. М. Шапиро)

В чём, по Вашему мнению, может состоять опасность предлагаемого автором движения вперёд без оглядки на принятые ранее решения? Выскажите два предположения.

Можно привести следующее:

  • человек может повторить совершённые ранее ошибки, хотя мог бы их избежать
  • иногда в прошлом, в опыте человека есть решения, применимые в настоящем и будущем

Задание 26 (повышенный уровень)Составить план текста,
выделив основные смысловые
фрагменты и озаглавив каждый
из них.
План – четкое последовательное
представление фрагментов содержания
текста в кратких формулировках,
отражающих тему и/или основную идею
соответствующего фрагмента.

Алгоритм составления плана

1)
2)
3)
Внимательно прочесть весь текст от
начала до конца.
Определить тему текста и его основную
мысль. Тема – это то, о чем говорится в
тексте, а основная мысль – это то, для
чего он написан.
Разделить текст на смысловые части.
Внимательно прочитать каждую из
частей. Выделите в ней главное
(основную идею) и озаглавить.
Если план составлен хорошо, то вы без проблем сможете
воспроизвести исходный текст!

Вопросы

Может
ли пункт плана
полностью воспроизводить
отдельные фразы текста?
Сколько должно быть пунктов
плана?
В какой форме может быть
план?

Важно учитывать

Названия пунктов плана не должны
полностью воспроизводить отдельные
фразы текста.
Количество выделенных фрагментов
может быть различным (не обязательно
соответствовать количеству абзацев).
План может быть простым или сложным.
План может быть составлен в назывной,
вопросной или тезисной форме.

Принципы составления плана

1.Выделив в абзацах опорные
слова и словосочетания,
получаем назывной план.
2.Поставив вопрос к каждому
абзацу, получаем вопросный
план.
3.Ответив на вопрос кратко,
получаем тезисный план.

Важно учитывать

Почему при составлении вопросного
плана лучше использовать
вопросительные слова («как»,
«сколько», «когда», «почему» и т. д.),
а не словосочетания с частицей «ли»
(«есть ли», «нашел ли» и т. п.)?
Нумерация пунктов плана обязательна
и производится арабскими цифрами.

Ошибки при составлении плана

Учебный текст делится на части
механически, что говорит о непонимании
его смысла учащимся.
Пункт вопросного плана не отражает
смысл части текста (
вопросы к тексту).
Учащиеся путают тезис с цитатой.
Тезисы – основные положения текста, кратко
излагающие какую-либо идею в форме
утверждения или отрицания чего-либо.
Цитата – точная выдержка из какого-нибудь
текста.

Универсальные критерии

1) верно ли отражена выпускником структура текста (все ли
смысловые части текста выделены; нет ли «лишних», отсутствующих
в тексте смысловых частей; связаны ли пункты плана по смыслу);
2) насколько точно в названиях пунктов плана передано
содержание текста (насколько точно пункты плана раскрывают
основную идею соответствующего фрагмента, мысль автора;
соответствуют ли они общей логике раскрытия содержания текста).
Универсальные критерии

10. Переделайте назывной план в вопросный

Назывной план Вопросный план
1)Врожденные
задатки
человека.
2)Условия для
развития
способностей.

11.

12.

Назывной Вопросный
план
план
1)Врожденные 1) Какими
особенностями
задатки
обладает
человека.
ребенок с
2)Условия для рождения?
2)
От
чего
развития
зависит
способностей.
успешность
развития
задатков
ребенка в
способности?
Тезисный
план
1) Врожденные
задатки выступают
условиями развития
различных
способностей в
зависимости от
требований
соответствующей
деятельности.
2) Развитие
способностей зависит
от особенностей
личности,
исторических условий,
потребностей
общества.

13. Задание 27 (базовый уровень)

Извлечение информации,
представленной в явном виде.
Варианты:
1) Найти в тексте любые 2-3 определения
(объяснения, причины, характеристики и т.п.);
2) Найти в тексте ответы на 2-3 вопроса;
3) Найти в тексте доказательства(аргументы и т.п.),
которые автор приводит в подтверждение
какой-то идеи);
4) Заполнить пробелы в таблице.

14. Вопросы

Почему
в тех случаях, когда
требуется вычленить из текста три
и более единиц информации, ответ
выпускника, содержащий только
одну единицу информации,
оценивается в 0 баллов (ведь он
является частично верным)?

15. Ответ

В данном случае проверяется и
оценивается уровень
сформированности умения извлекать
информацию из текста.
Приведение одной позиции вместо
требуемых трех-четырех
свидетельствует о недостаточном
уровне владения данным умением и
соответственно оценивается.

16. Задание 28 (повышенный уровень)

Преобразующее воспроизведение или
некоторая интерпретация содержащейся в
тексте информации.
Варианты:
1) определить, что является фактом, определить
его причины;
2) установить последствия описанного социального
явления;
3) объяснить позицию (мнение, точку зрения и т.п.)
автора и при-вести его аргументы (объяснения,
доказательства, примеры и т.п.); оценить роль
тех или иных факторов и т.п.

17. Важно учитывать

Ответ может быть в виде цитаты из текста
ИЛИ в форме близкого к тексту пересказа.
Оба варианта выполнения задания
равноценны!
27 и 28 задания непосредственно
относятся к тексту, поэтому любые
рассуждения, не связанные с
содержанием текста оцениваются в 0
баллов!

18. Задание 29 (высокий уровень)

Предполагает
выход за рамки
содержания текста и
привлечение контекстных
знаний обществоведческого
курса, фактов общественной
жизни или личного социального
опыта выпускника.

19. Требования к заданию

1)
2)
точность и корректность приводимых
фактов (социальных фактов или моделей
социальных ситуаций), их соответствие
приведенным в задании теоретическим
положениям;
наличие рассуждений, конкретизирующих
сущность приведенного в задании
теоретического положения, логическая и
содержательная корректность этих
рассуждений.

20. Важно учитывать

Примерами могут быть факты прошлого
и современности, почерпнутые из
собственного опыта или получившие
общественную известность; реальные
события и смоделированные ситуации.
В ответах допускается различная
степень конкретизации.

21. Задание 30 (повышенный уровень)

Проверяет умение применять знания,
почерпнутые из источника социальной
информации, для решения конкретной
проблемы.
Предполагает перенос содержащейся в
тексте информации в иной контекст,
использование ее для осмысления и
объяснения актуальных фактов и
процессов реальной жизни, практических
жизненных ситуаций.

22. 2 уровня требований к заданию

1 требование
относится к ситуации,
сформулированной
в условии
2 требование
ориентирует на поиск информации
для решения проблемы в
предложен-ном источнике с
привлечением обществоведческих
знаний.
Например
Назовите три сферы
деятельности, в
которых он может
достичь максимального
раскрытия своих
способностей.
Укажите любое
социальное условие,
которое поможет ему
развить
свои задатки.

23. Важно учитывать

Поэлементный состав ответа.

24. Задание 31 (высокий уровень)

Предполагает
формулирование и
аргументацию собственного
суждения (или авторской позиции,
мнения)по актуальному проблемному
вопросу общественной жизни.
Связано с содержанием текста, но
предполагает рассмотрение его
отдельных положений в ином
ракурсе.

25. Важно учитывать

Ученик может, как согласиться с
приведенной точкой зрения, так и
опровергнуть ее.
Поэлементный состав ответа.

26. Аргумент – совокупность суждений, положений, фактов, используемых в процессе доказательства.

Аргумент
Факт
(суждение)
Пояснение
(вывод)

Обществознание ОГЭ

Вторая часть. Задания с развернутым ответом

Каждое из шести заданий этой части проверяет определенное умение на различном содержании обществоведческого курса. Есть некоторые общие правила:

2. Важно обратить внимание не только на то, что нужно назвать (указать, сформулировать и т. п.): признак, (черты, аргументы, примеры и т.п.) но и определить какое количество данных элементов надо привести (один, два, три и т. д.).

3.Существует чёткая зависимость баллов от полноты ответа. Ответ может быть правильным, но не полным. В таком случае получить максимальный балл будет невозможно.

Первое задание к тексту (№26 в работе) требует составить план текста, выдели его основные смысловые фрагменты и озаглавив каждый из них. Для выполнения этого задания необходимо внимательно прочесть текст, уяснить его содержание, выявить основные идеи. Очень важно понимать, что название пунктов плана не должны полностью воспроизводить отдельные фразы текста-необходимо самостоятельно кратко сформулировать основную идею каждого фрагмента. При этом количество выделенных фрагментов может быть различным - система оценивания не задает какого-то конкретного числа пунктов плана. Но при этом надо понимать, что в дроблении текста на смысловые фрагменты (микротемы) должна присутствовать определенная логика – именно на основе ее понимания эксперт, проверяющий работы, может сделать вывод о том, что основные смысловые фрагменты выделены.

Второе задание к тексту (№27 в работе) предполагает извлечение информации, представленной в явном виде. Требуемая информация может быть приведена в форме прямой цитаты из текста, причем могут быть опущены длинноты и подробности и приведен лишь узнаваемый фрагмент фразы. Информация может быть дана в форме близкого к тексту пересказа. Оба эти варианты выполнения задания равноправны.

Третье задание к тексту (№28 в работе) предполагает извлечение и некоторую интерпретацию информации, представленной в тексте.

Четвертое задание к тексту (№29 в работе) предполагает выход за рамки содержания текста и привлечения контекстных знаний обществоведческого курса, фактов общественной жизни или личного социального опыта выпускника. Требования к выполнению задания: во-первых , точность и корректность приводимых фактов (социальных фактов или моделей социальных ситуаций), их соответствие приведенным в задании теоретическим положениям; во-вторых, наличие рассуждений, конкретизирующих сущность приведенного в задании теоретического положения, логическая и содержательная корректность этих рассуждений; в-третьих , корректность отражения в рассуждениях и фактах связей различного типа.

Пятое задание к тексту (№30 в работе) – задача, имеющая, как правило, самостоятельное развернутое условие, проверяет целый комплекс умений: соотносить отдельные факты и социальные процессы, применять знания обществоведческого курса, дополнять знания курса информацией для решения проблемы и др.

Шестое задание к тексту (№31 в работе) предполагает формулирование и аргументацию выпускником собственного суждения по актуальному проблемному вопросу общественной жизни. Данное задание непосредственно связано с содержанием текста, но оно требует рассматривать текст в ином ракурсе.

Прочитайте текст и выполните задания 26–31.

Мы вступаем в век, в котором образование, знания, профессиональные навыки будут играть определяющую роль в судьбе человека. Без знаний, кстати сказать, всё усложняющихся, просто нельзя будет работать, приносить пользу… Человек будет вносить новые идеи, думать над тем, над чем не сможет думать машина. А для этого всё больше нужна будет общая интеллигентность человека, его способность создавать новое и, конечно, нравственная ответственность, которую никак не сможет нести машина… на человека ляжет тяжелейшая и сложнейшая задача быть человеком не просто, а человеком науки, человеком, нравственно отвечающим за всё, что происходит в век машин и роботов. Общее образование может создать человека будущего, человека творческого, созидателя всего нового и нравственно отвечающего за всё, что будет создаваться.

Учение – вот что сейчас нужно молодому человеку с самого малого возраста. Учиться нужно всегда. До конца жизни не только учили, но и учились все крупнейшие учёные. Перестанешь учиться – не сможешь и учить. Ибо знания всё растут и усложняются. Нужно при этом помнить, что самое благоприятное время для учения – молодость. Именно в молодости, в детстве, в отрочестве, в юности ум человека наиболее восприимчив.

Умейте не терять времени на пустяки, на «отдых», который иногда утомляет больше, чем самая тяжёлая работа, не заполняйте свой светлый разум мутными потоками глупой и бесцельной «информации». Берегите себя для учения, для приобретения знаний и навыков, которые только в молодости вы освоите легко и быстро.

И вот тут я слышу тяжкий вздох молодого человека: какую же скучную жизнь вы предлагаете нашей молодёжи! Только учиться. А где же отдых, развлечения? Что же, нам и не радоваться?

Да нет же. Приобретение навыков и знаний – это тот же спорт. Учение тяжело, когда мы не умеем найти в нём радость. Надо любить учиться и формы отдыха и развлечений выбирать умные, способные также чему-то научить, развить в нас какие-то способности, которые понадобятся в жизни…

Учитесь любить учиться!

(Д.С. Лихачёв)

26. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.

29. Какие формы отдыха и развлечений автор рекомендует молодёжи? Приведите два примера таких форм; в каждом случае укажите, какие качества развивает данная форма.

происходит в век машин и роботов». Используя текст и обществоведческие

знания, дайте два объяснения этой мысли.

31. Автор полагает, что «учиться нужно всегда». Используя текст и обществоведческие знания, подтвердите двумя аргументами (объяснениями) необходимость непрерывного образования на протяжении всей жизни человека.

Аргумент = факт + суждение (потому что или так как)

Автор считает, что попытки избирать монарха не приведут к появлению на троне более достойного человека в сравнении с наследственной передачей власти, а сама идея выборной монархии утопична. Используя обществоведческие знания, приведите два аргумента в поддержку этого вывода .

Что королевская власть есть непосредственное следствие завоеваний и переселений, создавших государство, - несомненный исторический факт. Вплоть до Французской революции, разрушившей старый порядок, почти все европейские троны были заняты потомками первоначальных завоевателей Европы. Основатели государств, несомненно, были людьми, обладавшими не одними военными дарованиями, но и способными в деле управления людьми.

Пост вождя военной дружины был выборным (конечно, не в современном значении слова). Но для установления прочной монархии наследственность была необходима. Для человеческой натуры свойственно передавать свои права и преимущества своим детям. И первые короли употребляли немало усилий для упрочения своей династии. Мечты о возможной выборной монархии - утопия. По мнению защитников этой теории, при свободе выборов на троне окажется лучший человек страны. Но это не так.

Первоначально установилась не современная наследственность от отца к сыну, а патриархальная, то есть королю наследовал старейший из королевского рода. Сделавшись наследственной, монархия стала прочным учреждением. Еще более упрочил королевскую власть союз с церковью. Король все время находился под охраной церкви и был окружен священнослужителями.

Когда военачальник превратился в короля, то группа его ближайших последователей (дружинников) превратилась в королевский совет. Постепенно утвердилось мнение, что хороший король должен как можно чаще обращаться к своему совету и прислушиваться к его мнению.

Захватив территорию, завоеватель, прежде всего, стремился установить правильный сбор дани (в дальнейшем она превратилась в налоги) с ее жителей в виде определенной части урожая. Короли также отбирали в свою пользу земли и сдавали их своим арендаторам за определенную плату; присваивали себе права на рыболовные промыслы, рудники, леса, богатые дичью.

Конечно, завоеватель не мог ограничиться одними податями. Для охраны страны и своей власти королю нужна была сильная резервная армия, способная быстро собраться для отражения надвигающейся опасности. И короли устанавливали правило, обязывающее всех лиц, способных носить оружие, являться по первому зову на защиту страны. Монархия с самого своего основания поручила охрану мира и спокойствия своим представителям, имевшим весьма широкие полицейские права.
(Э. Дженкс)