Банки

Филиал самостоятельное юридическое лицо. Реорганизация юридических лиц: понятие, способы, порядок и правовые последствия

Для осуществления юридическим лицом части своих функций за пределами места нахождения оно может создать территориально обособленные структурные подразделения.

Представительством я вляется обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения, которое представляет интересы юридического лица и осуществляет их защиту (п.1 ст.55 ГК РФ).

Филиалом является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства(п.2 ст.55 ГК РФ).

Представительства и филиалы не являются юридическими лицами . Они наделяются имуществом создавшим их юридическим лицом и действуют на основании утвержденных им положений. Такие положения не распространяются на Федеральный фонд содействия развитию жилищного строительства согласно п.10 ст. 2 ФЗ РФ от 24.07.2008 № 161-ФЗ «О содействии развитию жилищного строительства».

Руководители представительств и филиалов назначаются юридическим лицом и действуют на основании его доверенности . Согласно п.20 Постановления Пленума ВС РФ № 6, Пленума ВАС РФ 01.07.1996 «О некоторых вопросах, связанных с применением части 1 ГК РФ» соответствующие полномочия руководителя филиала (представительства) должны быть удостоверены доверенностью и не могут основываться лишь на указаниях, содержащихся в учредительных документах юридического лица, положении о филиале (представительстве) и т.п., либо явствовать из обстановки, в которой действует руководитель филиала .

Представительства и филиалы должны быть указаны в едином государственном реестре юридических лиц (п.3 ст. 55 ГК РФ).

6. Реорганизация юридических лиц: понятие, способы, порядок и правовые последствия

При реорганизации юридического лица его права и обязанности в полном объеме - в порядке универсального правопреемства - переходят к другим лицам, создаваемым в результате реорганизации, либо все имущество юридического лица разделяется между реорганизуемым и новыми юридическими лицами.

6.1. Формы реорганизации

П.1 Ст. 57 ГК РФ, ст. 58 ГК РФ выделяет следующие формы реорганизации юридического лица:

1) слияние нескольких юридических лиц в одно, при котором все ранее существовавшие юридические лица прекращаются.При слиянии юридических лиц права и обязанности каждого из них переходят к вновь возникшему юридическому лицу.

2) присоединение одного юридического лица к другому, при котором прекращается присоединяемое юридическое лицо, а присоединяющее продолжает действовать. При присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к последнему переходят права и обязанности присоединенного юридического лица.

3) разделение на несколько юридических лиц, при котором разделяемое юридическое лицо прекращает существование. При разделении юридического лица его права и обязанности переходят к вновь возникшим юридическим лицам в соответствии с передаточным актом.

4) выделение из состава юридического лица нового, когда ранее существовавшее юридическое лицо также продолжает действовать. При выделении из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц к каждому из них переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с передаточным актом.

5) преобразование одного юридического лица в другое посредством изменения его организационно-правовой формы. При преобразовании юридического лица одной организационно-правовой формы в юридическое лицо другой организационно-правовой формы права и обязанности реорганизованного юридического лица в отношении других лиц не изменяются, за исключением прав и обязанностей в отношении учредителей (участников), изменение которых вызвано реорганизацией.

Согласно п.1 ст. 57 ГК РФ допускается реорганизация юридического лица с одновременным сочетанием различных ее форм, предусмотренных абзацем первым настоящего пункта. Допускается реорганизация с участием двух и более юридических лиц, в том числе созданных в разных организационно-правовых формах , если ГК РФ или другим законом предусмотрена возможность преобразования юридического лица одной из таких организационно-правовых форм в юридическое лицо другой из таких организационно-правовых форм . Ограничения реорганизации юридических лиц могут быть установлены законом.

08.02.2018
События. ЦБ подрегулировал словарь. В программном документе Банка России появились новые понятия. Вчера был обнародован программный документ Банк России, описывающий планы по развитию и применению новых технологий на финансовом рынке на ближайшие годы. Основные идеи, понятия и проекты так или иначе регулятором уже анонсировались. При этом ЦБ вводит и раскрывает новые термины, в частности, RegTech, SupTech и «сквозной идентификатор». Эксперты отмечают, что эти направления уже давно и успешно развиваются в Европе.

08.02.2018
События. Госдума выписала капиталу пропуск в Россию. Однократную амнистию бизнеса решено повторить. Госдума России приняла в среду в первом, а спустя несколько часов - и во втором чтении инициированный Владимиром Путиным пакет законопроектов о возобновлении амнистии капиталов. Новый акт «прощения» объявлен вторым этапом кампании 2016 года, которая подавалась тогда как однократная и была фактически проигнорирована бизнесом. Поскольку привлекательности у российской юрисдикции и доверия к ее правоохранителям за прошедшие два года не прибавилось, сейчас ставка сделана на тезис о том, что капиталы в страну надо возвращать потому, что за рубежом им хуже, чем в России.

07.02.2018
События. Контроль и надзор подгоняют по фигуре. Бизнес и власти сверили подходы к реформе. Итоги и перспективы реформы контрольно-надзорной деятельности обсудили вчера представители бизнес-сообщества и регуляторов в рамках «Недели российского бизнеса» под эгидой РСПП. Несмотря на снижение числа плановых проверок на 30%, бизнес жалуется на административную нагрузку и призывает власти оперативнее реагировать на предложения предпринимателей. Правительство, в свою очередь, планирует заняться пересмотром обязательных требований, реформой КоАП, цифровизацией и приемом отчетности в режиме «одного окна».

07.02.2018
События. Эмитентам добавят прозрачности. Но инвесторы ждут дополнений по собраниям акционеров. Московская биржа готовит изменения в правила листинга для эмитентов, чьи акции находятся в высших котировальных списках. В частности, компании обяжут создавать на своих сайтах специальные разделы для акционеров и инвесторов, ведение которых будет контролироваться биржей. Крупные эмитенты уже удовлетворяют этим требованиям, однако инвесторы считают важным эти обязанности закрепить в документе. Кроме того, по их мнению, бирже стоит обратить внимание на раскрытие информации к собраниям акционеров, что является наиболее болезненным вопросом во взаимоотношениях эмитентов и инвесторов.

07.02.2018
События. ЦБ России вчитается в рекламу. Финансовый регулятор нашел новое поле для надзора. Добросовестность финансовой рекламы скоро начнет оценивать не только Федеральная антимонопольная служба, но и ЦБ. С этого года в рамках поведенческого надзора Банк России будет выявлять рекламу финансовых компаний и банков, содержащую признаки нарушений, и сообщать об этом в ФАС. Если банки будут получать не только штрафы от ФАС, но и рекомендации ЦБ, это может изменить ситуацию с рекламой на финансовом рынке, считают эксперты, но порядок применения надзорных мер ЦБ в новой сфере пока не описан.

06.02.2018
События. Не по акценту, а по паспорту. Иностранные инвестиции под контролем россиян останутся без международной защиты уже весной. Законопроект правительства, лишающий вложения подконтрольных россиянам зарубежных компаний и лиц с двойным гражданством защиты закона об иностранных инвестициях, в частности, гарантий свободы вывода прибыли, будет принят Госдумой России уже в начале марта. Документ не признает иностранными и инвестиции через трасты и иные доверительные институты. Подконтрольные россиянам структуры, вкладывающиеся в стратегические активы в РФ, Белый дом по-прежнему готов считать иностранными инвесторами - но для них это, как и ранее, означает только необходимость согласования сделок с комиссией по иностранным инвестициям.

06.02.2018
События. Госструктурам не даются банки. ФАС России намерена ограничить экспансию госсектора на финансовом рынке. Федеральная антимонопольная служба разработала предложения об ограничении покупок банков государственными структурами. ФАС планирует внести поправки в закон «О банках и банковской деятельности» и сейчас прорабатывает их с Центробанком (ЦБ). Исключение могут составить санация банков, обеспечение доступности банковских услуг на нуждающихся в этом территориях, а также вопросы безопасности страны. Глава ЦБ Эльвира Набиуллина уже поддержала данную инициативу.

06.02.2018
События. Аудиту онлайн дали шанс. ФРИИ готов поддержать дистанционные проверки. Аудит в режиме онлайн, до сих пор являвшийся побочной ветвью этого бизнеса, которым занимались преимущественно недобросовестные компании, получил поддержку на государственном уровне. Фонд развития интернет-инициатив инвестировал в компанию «АудитОнлайн» 2,5 млн руб., таким образом признав перспективность данного направления. Однако участники рынка уверены, что законного будущего у онлайн-аудита нет - дистанционные проверки противоречат международным стандартам аудита.

05.02.2018
События. От законных сделок рекомендовано воздержаться. ЦБ России счел «скрытое доверительное управление» неэтичным. Банк России предостерегает профучастников от использования некоторых популярных, но не вполне этичных по отношению к клиентам практик на фондовом рынке. Описанные в письме регулятора схемы лежат в законной плоскости, поэтому ЦБ ограничился рекомендациями. Но фактически регулятор обкатывает применение мотивированного суждения, право на использование которого законодательно пока не утверждено.

05.02.2018
События. В поглощении будет меньше занимательного. ЦБ России стимулирует банки сокращать кредитование сделок M&A. Идея ЦБ стимулировать банки кредитовать не сделки по слиянию и поглощению компаний, а развитие производства обретает конкретные черты. Первым шагом может стать указание банкам формировать повышенные резервы под кредиты, выдаваемые на сделки M&A. По мнению экспертов, это сократит подобное кредитование, но чтобы банковские ресурсы пошли на развитие производства, потребуются дополнительные стимулирующие меры.

Ответственность филиала юридического лица лежит на самом юрлице, создавшем это обособленное подразделение. Однако, иск, связанный с деятельностью филиала, может быть предъявлен по месту нахождения филиала. Чем это вызвано, читайте далее в нашей статье.

Правовое положение филиала

Прежде чем перейти к ответу на вопрос об ответственности филиала, разберемся, что же относится к филиалу, чем он отличается от юридического лица и других хозяйствующих единиц.

Ст. 55 Гражданского кодекса РФ определяет филиал как подразделение, которое обособлено, то есть отделено от юридического лица по территориальному расположению. Филиал при этом осуществляет те же функции, что и создавшее его предприятие, включая представительство интересов этого предприятия.

Назовем характерные черты, отличающие данные подразделения от юридических лиц. Филиалы:

  • не обладают правосубъектностью, то есть не могут быть участниками правоотношений, заключать сделки и т. п.;
  • не могут самостоятельно распорядиться закрепленным за филиалом имуществом (это прерогатива создавшего их юридического лица);
  • управляются руководителем, назначаемым создавшим филиал юридическим лицом;
  • руководствуются при определении полномочий, целей и порядка осуществления деятельности положением, которое разрабатывается и утверждается тем же юридическим лицом.

Вывод! Таким образом, филиал хотя и выполняет те же функции, что и создавшее его юридическое лицо, однако самостоятельным хозяйствующим субъектом не является.

Юридическое лицо отвечает за свой филиал в следующих установленных законом случаях:

  • за налоговые правонарушения (ст. 107 НК РФ);
  • административные правонарушения (ст. 2.1. КоАП).

Рассмотрим подробнее гражданско-правовую ответственность по обязательствам, созданным филиалом.

Ответственность филиала по гражданско-правовым обязательствам

ГК РФ не дает прямого ответа на вопрос, несет ли филиал ответственность по каким-либо обязательствам гражданско-правового характера. Однако если анализировать ст. 55 и 56 ГК РФ, можно сделать вывод, что только юридическое лицо может отвечать по обязательствам филиала. Имущество филиала является имуществом юридического лица, и именно юридическое лицо распоряжается этим имуществом и отвечает за него.

Обратите внимание! Ст. 5 закона «Об обществах с ограниченной ответственностью» от 08.02.1998 № 14-ФЗ, в отличие от ГК РФ, содержит прямое указание на то, что ответственность за деятельность филиала несет создавшее его общество. Норма эта носит императивный характер.

Ст. 36 и 37 ГПК РФ к субъектам, обладающим гражданско-процессуальной право- и дееспособностью, относят:

  • граждан;
  • организации.

Филиалы в этом списке не упомянуты, а значит, они не могут обращаться за защитой в суд, равно как и не могут выступать в качестве ответчиков в суде. Обращаться с исковыми требованиями к филиалу бессмысленно. Такой иск не будет принят к рассмотрению.

Аналогичный подход мы видим и в арбитражно-процессуальном законодательстве. Ст. 43 АПК РФ также не называет филиалы в качестве возможного субъекта процессуальных правоотношений. В постановлении АС МО от 06.07.2015 № Ф05-8986/2015 суд указал, что обособленное подразделение не обладает процессуальной право- и дееспособностью.

Нюансы рассмотрения дел, связанных с деятельностью филиала

Важно! Несмотря на то что иск может быть адресован только юридическому лицу, предъявлен он может быть по местонахождению филиала, если вытекает из деятельности этого обособленного подразделения (п. 5 ст. 36 АПК РФ). Судебные извещения в таком случае также будут направляться судом по месту нахождения филиала (письмо ВАС РФ от 25.05.2004 № С1-7/УП-600).

Теперь рассмотрим обратную ситуацию, когда юридическое лицо в лице руководителя своего филиала выступает в суде истцом. Так, при рассмотрении подобного дела суд (постановление 4‑го ААС от 11.04.2014 по делу № А58-6272/2012) указал: несмотря на то что иск подписан руководителем филиала, тот тем не менее действовал в пределах полномочий, переданных ему юридическим лицом, а также представлял его интересы. Таким образом, суд посчитал, что основания полагать, что иск подписан неуполномоченным лицом, отсутствуют.

Обратите внимание! Следует отличать ответственность за деятельность филиала перед третьими лицами и/или государством от ответственности руководства филиала перед головным предприятием. В случае совершения какого-то проступка к руководителю филиала могут быть применены меры дисциплинарного воздействия, предусмотренные трудовым законодательством. Кроме того, юридическое лицо может потребовать возмещения убытков в порядке, установленном ст. 53.1 ГК РФ.

В заключение еще раз отметим, что филиал не может выступать в качестве истца или ответчика в суде. За него всегда будет отвечать создавшее его юридическое лицо. В то же время иск, адресованный юридическому лицу, но вытекающий из деятельности филиала, может быть предъявлен по месту нахождения филиала.

Многие компании, преследующие цель расширения бизнеса, на практике сталкиваются с проблемами выбора правильной формы закрепления юридического статуса дополнительного офиса или цеха.

Что следует выбрать - филиал или представительство? Каковы отличия между ними и чем эти формы отличаются от иных обособленных подразделений? А может, это одно и то же? Понять отличия между филиалами, представительствами, иными обособленными подразделениями, выделить их основные признаки и помочь выбрать правильную форму ведения бизнеса, не забывая о специфике режима налогообложения компании поможет настоящая статья.

Прежде всего оговоримся, что состав терминологии гражданского и налогового права различается. В Налоговом кодексе Российской Федерации (далее - НК РФ, Кодекс) отсутствует определение понятия филиал, равно как и понятие представительства. В то же время статья 11 НК РФ определяет, что институты, понятия и термины гражданского и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в Кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено Кодексом. Поэтому указанные термины мы будем применять для целей налогообложения именно в том значении, в котором они используются в гражданском законодательстве.

Понятия "филиал" и "представительство" приведены в статье 55 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ). Согласно положениям данной нормы представительством является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения, которое представляет интересы юридического лица и осуществляет их защиту.

Филиалом является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства.

Исходя из определений, можно сделать вывод, что главное отличие филиала и представительства друг от друга состоит в их функциональном назначении: представительство лишь представляет интересы юридического лица в его взаимоотношениях с участниками гражданского оборота, например, выполняет функции ведения переговоров и последующего заключения сделок, а также защиты интересов организации в судебных органах.

Филиал также представляет интересы юридического лица, т.е. в том числе выполняет функции представительства. Однако, помимо этого филиал осуществляет все или часть функций юридического лица. Иначе говоря, филиал не только ведет переговоры и совершает от имени юридического лица сделки, но и выполняет фактические действия, направленные на исполнение заключенных договоров, т.е. ведет производственную, торговую или иную деятельность, осуществлением которой занимается само юридическое лицо. При этом филиал может выполнять все виды деятельности организации либо некоторые из них.

Рассмотрев оба понятия, мы можем выделить признаки, схожие как для филиала, так и для представительства. Первый и самый, пожалуй, определяющий признак сводится к тому, что ни филиал, ни представительство не являются юридическими лицами, т. е. самостоятельными участниками гражданского оборота, а вступают в гражданские, трудовые, налоговые и иные правоотношения от имени юридического лица, их создавшего. На практике этот признак находит свое отражение в следующем:

Сделки от имени филиала или представительства заключает само юридическое лицо;

Оно же несет ответственность по обязательствам, возникшим в связи с их деятельностью;

Филиалы и представительства не могут выступать в качестве истцов и ответчиков в суде, т.е. не могут самостоятельно от своего имени участвовать в судебных процессах. Вот как регламентирует этот вопрос Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ (далее - ВАС РФ) в Информационном письме от 14.05.98 г. N 34 "О рассмотрении исков, вытекающих из деятельности обособленных подразделений юридических лиц": «...обособленное подразделение, не являющееся юридическим лицом, может предъявлять иск только от имени юридического лица... К исковому заявлению, подписанному руководителем обособленного подразделения, должна быть приложена доверенность (или ее копия) юридического лица, подтверждающая его полномочия на подписание искового заявления от имени юридического лица.

При отсутствии такой доверенности исковое заявление возвращается без рассмотрения на основании п. 2 ч. 1 ст. 108 АПК РФ».

Аналогичный вывод содержится и в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.06.1999 N 41/9 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации". В силу п. 9 данного Постановления филиалы и представительства российских юридических лиц не рассматриваются в качестве участников налоговых правоотношений и не имеют статуса налогоплательщиков, налоговых агентов и иных обязанных лиц. Ответственность за неисполнение всех обязанностей по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов несет юридическое лицо, в состав которого входит соответствующий филиал (представительство).

Руководствуясь данной правовой позицией, ФАС Московского органа в своем Постановлении от 15 апреля 2009 г. № КА-А40/1708-09 отметил, что филиалы не являются субъектами налоговых правоотношений, следовательно, не могут быть привлечены к налоговой ответственности, поскольку к ответственности за действия (бездействия) филиалов может быть привлечено только юридическое лицо.

Территориальная обособленность, или расположение вне места нахождения организации, также является важным определяющим признаком как филиала, так и представительства. В соответствии с п. 2 и 3 ст. 54 ГК РФ место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации и указывается в его учредительных документах.

В отношении понятия «место нахождения юридического лица» в современной юридической литературе сложились разные мнения. Одни склонны считать, что местом нахождения юридического лица является конкретный адрес, т.е. населенный пункт, улица, дом, офис, по которому расположен постоянно действующий исполнительный орган юридического лица, или в случае его отсутствия - иной орган или лицо, имеющее право действовать от имени юридического лица без доверенности, сведения о которых содержатся в Едином государственном реестре юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ). В соответствии с этом предположением территориальная обособленность означает, что если дополнительный офис компании располагается в одном населенном пункте, на одной улице и даже в одном доме с создавшим их юридическим лицом, но в отличном от него помещении, они смело могут относиться по данному признаку к филиалу или представительству.

В соответствии с противоположной теорией, под местом нахождения юридического лица следует считать не конкретный почтовый адрес, содержащийся в ЕГРЮЛ, а принадлежность к определенному субъекту Российской Федерации (например, Санкт-Петербург). Следуя логике этого предположения территориальная обособленность как признак филиала или представительства означает, что создать их юридическое лицо может лишь вне места своего нахождения, т.е. в ином субъекте Российской Федерации. Однако, на практике можно заметить, что налоговые органы, руководствуясь по большей части Налоговым кодексом и не углубляясь в теоретические аспекты гражданского законодательства, не ограничивают налогоплательщиков в праве создавать филиалы и представительства в том же субъекте Российской Федерации, где располагается само юридическое лицо.

Имущественная обособленность филиалов и представительств как следующий важный их признак означает, что во-первых, они вправе иметь имущество, выделенное юридическим лицом на отдельный баланс, а во-вторых, вправе иметь отдельный расчетный счет. При этом, согласно Письму УМНС РФ по г. Москве от 09.06.2004 N 23-10/1/38453 выделение филиала или представительства на отдельный баланс определяется учредительными документами организации, в том числе ее уставом и положением о данном филиале или представительстве. Однако на это имущество и денежные средства филиалы и представительства не обладают правом собственности, оперативного ведения или хозяйственного управления - вещными и обязательственными правами на них обладает само юридическое лицо, а филиал или представительство лишь фактически владеют и пользуются ими.

Филиалы и представительства организационно обособлены от создавшего их юридического лица. Это означает, что их руководители назначаются юридическим лицом и действуют на основании выданной им доверенности. О важности доверенности как документа, определяющего полномочия руководителя филиала или представительства, говорится в п. 20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума ВАС РФ от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой ГК РФ", где в частности, указано:

"Необходимо иметь в виду, что соответствующие полномочия руководителя филиала (представительства) должны быть удостоверены доверенностью и не могут основываться лишь на указаниях, содержащихся в учредительных документах юридического лица, положении о филиале (представительстве) и т.п., либо явствовать из обстановки, в которой действует руководитель филиала.

При разрешении спора, вытекающего из договора, подписанного руководителем филиала (представительства) от имени филиала и без ссылки на то, что договор заключен от имени юридического лица и по его доверенности, следует выяснять, имелись ли у руководителя филиала (представительства) на момент подписания договора соответствующие полномочия, выраженные в положении о филиале и доверенности. Сделки, совершенные руководителем филиала (представительства) при наличии таких полномочий, следует считать совершенными от имени юридического лица.

Необходимо также учитывать, что руководитель филиала (представительства) вправе передоверить совершение действий, на которые он уполномочен доверенностью, другому лицу с соблюдением правил, предусмотренных статьей 187 Кодекса".

Филиалы и представительства действуют на основании отдельного документа (Положения), который является внутренним документом организации (т.е. не подлежит государственной регистрации) и утверждается органом, в компетенцию которого входит принятие решения о создании филиала или представительства. Отметим при этом, что какие-либо требования к содержанию Положения законодательством не установлены.

Сведения о филиалах и представительствах должны быть отражены в учредительных документах создавшего их юридического лица. Об этом говорят, например, п. 5 ст. 5 Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью», п. 6 ст. 5 Федерального закона «Об акционерных обществах», п. 5 ст. 5 Федерального закона «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях».

Налогоплательщики нередко спрашивают, имеет ли смысл вносить сведения о филиале или представительстве в новую редакцию Устава, принимаемую в соответствии с требованиями Федерального закона № 312-ФЗ от 30.12.2008г. На этот вопрос однозначно ответил Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в своем постановлении от 17 декабря 2009 г. N Ф04-7560/2009 по делу N А03-6220/2009: сведения о филиале должны быть отражены и в новой редакции Устава общества.

Мы рассмотрели основные признаки, характеризующие филиалы и представительства и отличающие их от юридических лиц. Теперь обратимся к вопросу закрепления правового статуса филиала и представительства - поговорим о регистрации их создания.

Компании часто забывают о том, что принятия одного решения о создании филиала или представительства и постановки их на налоговый учет недостаточно. Необходимо также внести соответствующие изменения в учредительные документы организации. Итак, для открытия филиала или представительства необходимо пройти следующие шаги:

Принять решение о создании филиала/представительства компетентным органом, определенным законом и уставом;

Внести в учредительные документы организации соответствующие изменения в части указания сведений о конкретном филиале или представительстве, решение о создании которого принято;

Наконец, поставить организацию на налоговый учет по месту нахождения созданного филиала/представительства.

Еще совсем недавно налогоплательщикам необходимо было пройти все три этапа процедуры самостоятельно, обивая пороги кабинетов налоговых органов с целым томом документов, подтверждающих факт создания филиала или представительства и внесения соответствующих изменений в ЕГРЮЛ и учредительные документы. Этот порядок был упрощен в части постановки на налоговый учет Федеральным законом от 27.07.2010 № 229-ФЗ, который вступил в силу 2 сентября 2010 года. Теперь постановка на учет, учет изменений в сведениях, снятие с учета организации в налоговом органе по месту нахождения филиала и представительства осуществляются на основании сведений ЕГРЮЛ. Это означает, что после внесения изменений в ЕГРЮЛ и в учредительные документы в связи с созданием филиала или представительства регистрирующий орган передает файл, содержащий соответствующие сведения в налоговый орган по месту нахождения организации, а тот в свою очередь - в налоговый орган по месту создания филиала или представительства. Последнему отводится пять дней для постановки на налоговый учет организации по месту нахождения ее филиала или представительства. Налогоплательщику остается лишь получить в этом налоговом органе Уведомление о постановке на налоговый учет.

Однако хочется добавить, что упрощение на первый взгляд данной процедуры требует разработки детального механизма для отлаживания процесса взаимодействия налоговых органов. К примеру, на сегодняшний день далеко не показательный пример дает МИФНС № 46 по Москве - регистрирующий орган, в практике которого встречались случаи непредставления данных о созданном филиале в налоговый орган по месту нахождения организации, что существенно затягивало процесс постановки филиала на налоговый учет. Для исключения подобных ситуаций рекомендуем налогоплательщикам не дожидаться исполнения Межрайонной инспекцией своих функций, а после внесения сведений в ЕГРЮЛ самостоятельно обращаться в налоговую инспекцию по своему месту нахождения и лоббировать направление соответствующего запроса в регистрирующий орган.

С какого момента следует считать созданным филиал или представительство? Ответ на этот вопрос можно найти в Письме Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 16 декабря 2009 г. № 03-02-07/1-541: датой создания филиала (представительства) организации является дата внесения в ЕГРЮЛ сведений о нем.

Мы рассмотрели сходства между филиалом и представительством и различия между ними, определили порядок постановки их на учет. Теперь стоит поговорить еще об одном понятии, используемом в законодательстве и на практике, а именно обособленное подразделение юридического лица.

Смысловое содержание понятия «обособленное подразделение», используемое в налоговом законодательстве шире, чем в гражданском. В соответствии со статьей 11 НК РФ обособленное подразделение организации - любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. Признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение. При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца.

Таким образом, Налоговый кодекс РФ выделяет еще один вид обособленного подразделения юридического лица, отличный от филиала и представительства.

Мы определили, что филиалы и представительства обладают целым рядом признаков, отличающих их не только от юридических лиц, но и от иных обособленных подразделений, а именно:

1) расположение вне места нахождения организации;

2) наделение имуществом создавшей их организацией;

3) наличие о них сведений в учредительных документах юридического лица и в ЕГРЮЛ;

4) наличие отдельного документа (Положения), утвержденного надлежащим образом, на основании которого они действуют;

5) назначение их руководителей компетентным органом организации и осуществление их полномочий на основании доверенности, выданной организацией;

6) осуществление всех функций организации или их части (для филиала);

7) представление интересов организации и осуществление их защиты (для представительств).

Причем судебные органы исходят из того, что для квалификации обособленного структурного подразделения в качестве филиала или представительства необходимо наличие непременно всех признаков, приведенных в ст. 55 ГК РФ (см. Постановление ФАС Московского округа от 04.07.2007 N КА-А41/5937-07-П). И отсутствие хотя бы одного из них означает, что такое подразделение юридического лица не может быть признано филиалом или представительством.

Исходя их определения, приведенного в НК РФ, обособленное подразделение характеризуется для целей налогообложения следующими признаками: наличие рабочих мест, которые являются стационарными, оборудованными, созданными вне места нахождения самой организации на срок более месяца, по месту нахождения которых осуществляется деятельность этой организации.

Наличие рабочих мест - вот основополагающий признак любого обособленного структурного подразделения, позволяющий определить, имеется ли у организации обязанность поставить его на учет. Аналогичный вывод содержится и в Письме Минфина РФ от 4 мая 2007г. N 03-02-07/1-214: "Из смысла указанных положений п. 2 ст. 11 НК РФ во взаимосвязи со ст. 16, 20, 22 и 209 Трудового кодекса РФ (далее - ТК РФ) следует, что основным признаком обособленного подразделения организации является осуществление этой организацией деятельности в РФ вне места ее нахождения посредством стационарного рабочего места, оборудованного для своего работника". Ст. 209 ТК РФ определяет рабочее место как место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя. Основываясь на данной норме, Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ в своих письмах не раз указывал, что если организация не создала для своих сотрудников хотя бы одно стационарное рабочее место, которое прямо или косвенно находится под контролем этой организации, основания для постановки на налоговый учет этой организации по месту осуществления деятельности отсутствуют (см. Письмо от 5 августа 2005 г. N 03-02-07/1-211 и Письмо от 8 августа 2006 г. N 03-02-07/1-212).
Различия между филиалами и представительствами и иными обособленными структурными подразделениями юридического лица приобретает важное практическое значение для целей налогообложения самой организации.

Дело в том, что согласно пп. 1 п.3 ст. 346.13 НК РФ организации, имеющие филиалы и/или представительства теряют право на применение упрощенной системы налогообложения. Однако этот запрет не распространяется на иные обособленные подразделения, созданные с соблюдением норм налогового законодательства. Поэтому налогоплательщик, заинтересованный в наличии у него права на применение упрощенной системы налогообложения, должен иметь в виду это правило при создании структурного подразделения.

Примечательно, что несмотря на видимые признаки, факт создания филиала, а не обособленного подразделения, налогоплательщикам удавалось оспорить в суде, отстаивая свое право на применение желаемой «упрощенки». При рассмотрении подобных дел суды исходили из следующего.

В целях применения норм об упрощенной системе налогообложения недостаточно одного закрепления решения о создании филиала или представительства на бумаге. Общество должно совершать конкретные фактические действия, направленные на осуществление деятельности через свой филиал или представительство. Например, по одному делу суд заметил, что общество не утверждало Положения о филиале, не назначало его руководителя, филиалу не передавалось никакого имущества, для его функционирования не оборудовано ни одного рабочего места, на налоговый учет по месту нахождения филиала общество не вставало. Помещение для размещения филиала по адресу, указанному в дополнениях в учредительные документы Общества, в пользование обществу собственником не передавалось, договор аренды также не заключался. Кроме того, суд пояснил, что из положений пп. 1 п. 3 ст. 346.12 НК РФ следует, что право применения упрощенной системы налогообложения не предоставляется только тем организациям, которые фактически имеют обособленные подразделения, наделенные всеми функциями филиала и образованные в соответствии с требованиями гражданского законодательства. В данном случае указанное в учредительных документах общества подразделение фактически не существует, а потому общество не может считаться имеющим филиал. Внесение дополнений в учредительные документы, касающихся создания филиала, в случае, когда филиал фактически не создан, само по себе не может свидетельствовать о несоответствии общества требованиям, установленным в пп. 1 п. 3 ст.346.12 НК РФ (см. Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 14 июля 2009 г. N А56-40765/2008).

В другом случае суд пришел к выводу, что созданное обществом обособленное подразделение, по существу, не обладает признаками филиала, определенными статьей 55 ГК РФ, поскольку не представляет интересы общества, учредители общества не наделили его функциями и полномочиями, предусмотренными названной статьей (Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 11 августа 2010 г. по делу N А32-4638/2010).

Помимо отсутствия оснований для утраты права на применение упрощенной системы налогообложения, у обособленных подразделений, в отличие от филиалов и представительств, есть еще одно преимущество. Заключается оно в том, что постановка на учет обособленного подразделения значительно проще, нежели филиала или представительства. Во-первых, для этого не требуется оформления соответствующего решения. Во-вторых, нет необходимости внесения сведений об обособленном подразделении в учредительные документы и в ЕГРЮЛ. Достаточно лишь встать на налоговый учет по правилам ст. 83 НК РФ. Это исключение приобретает особую актуальность в случае поочередного создания нескольких обособленных подразделений в течение небольшого промежутка времени, что позволяет сэкономить и время, отведенное регистрирующему органу для исполнения государственной функции, и госпошлину. Особенно в тех субъектах, где механизм передачи данных о создании филиалов и представительств в соответствии с новыми правилами еще не отработан и она происходит с большими задержками.

Потребление электроэнергии без договора: как избежать негативных правовых последствий. Организатор: Высш.школа госаудита МГУ

Филиалы и представительства юридических лиц позволяют последним вести деятельность одновременно в нескольких регионах страны, оставаясь зарегистрированными по основному адресу.В чем сходство и различие данных элементов организаций, рассказывается в нашем материале.

Представительство, филиал или обособленное подразделение — в чем разница?

Филиал и представительство юридического лица (далее также — ФиП) ст. 55 ГК РФ называет обособленными подразделениями. Таким образом, основное отличие обособленного подразделения от филиала или представительства состоит в том, что второе и третье являются лишь частными случаями первого, т. е. понятие «обособленное подразделение» здесь выступает общим (родовым).

ГК РФ не раскрывает данного понятия, налоговое же законодательство устанавливает, что обособленным признается любое подразделение, которое территориально уделено от организации и имеет хотя бы 1 стационарное рабочее место. Причем необязательно обособленное подразделение - это представительство или филиал,на практике хозяйствующие субъекты нередко создают и подразделения других форм:

  • офисы;
  • отделения;
  • пункты;
  • центры;
  • станции и т. д.

По этому вопросу также ранее высказалась МНС России (сейчас — ФНС), определив, что каждое обособленное подразделение независимо от названия является либо филиалом, либо представительством, если соответствует признакам, указанным в ст. 55 ГК РФ (см. письмо «О порядке уплаты филиалами…» от 02.03.1999 № ВГ-6-18/151@).

Однако существует и практика создания подразделений, которые обособлены не только и не столько от самой организации, сколько от конкретных филиалов и представительств юридических лиц. По такой схеме, например, успешно функционируют дополнительные офисы филиалов банковских организаций. Таким образом, руководствуясь принципом гражданского права «что не запрещено, то разрешено», можно признать легитимность создания и иных подразделений, а не только ФиП. При этом не стоит забывать, что налоговое законодательство преследует совсем иные, нежели гражданское, цели, поэтому существование таких единиц в организации важно только с точки зрения налогового законодательства.

То, что делает филиалы и представительства схожими

Для более точного уяснения различий ФиП рассмотрим сначала их общие черты.

Выше уже говорилось о том, что филиалы и представительства юридического лица являются территориально обособленными от основной организации. ГК РФ уточняет этот признак, указывая на обязательность расположения подразделения вне места нахождения организации. Данное уточнение предполагает подведомственность территории, где расположен филиал или представительство, иному налоговому органу, т. е. не тому, в котором зарегистрирована организация.

Помимо обозначенного у филиалов или обособленных подразделений — представительств есть и ряд других общих признаков:

  1. Как минимум одна общая цель — представление интересов компании (филиал, выполняя функции компании, так или иначе представляет ее интересы).
  2. Они не признаются самостоятельными организациями.
  3. ФиП наделяются необходимым для их функционирования имуществом, которое при этом принадлежит головной организации.
  4. Деятельность филиалов и представительств юридических лиц осуществляется на основании положений о них, где указаны их цели, компетенция, структура, органы управления, порядок ликвидации и т. д.
  5. Лица, занимающие должности руководителей ФиП, действуют исключительно на основании доверенностей, выданных головными организациями.

Является ли обязательным указание филиалов и представительств в уставе?

Прежняя редакция ст. 55 ГК РФ содержала требование обязательного включения сведений о филиалах и представительствах юридических лиц в устав организации. Начиная с 01.09.2014 такое требование отсутствует, указано лишь, что такие сведения включаются в ЕГРЮЛ (что соответствует подп. «н» п. 1 ст. 5 закона «О государственной регистрации юрлиц…» от 08.08.2001 № 129-ФЗ). Информация об иных обособленных подразделениях, нежели ФиП, в указанный реестр не включается.

Из изложенного следует, что при закрытии филиала либо представительства, не указанного в уставе, больше не нужно вносить изменения в устав и, следовательно, платить за это госпошлину. Достаточно лишь поменять сведения в реестре, для чего нужно заполнить и подать в налоговый орган заявление по форме № Р14001 (утверждена, как и форма № Р13001, приказом ФНС от 25.01.2012 № ММВ-7-6/25@).

Правда, на практике пока что это невозможно, т. к. форма № Р14001 все еще не приведена в соответствие с новеллами ГК РФ (в ней отсутствует такая причина внесения изменений в реестр, как ликвидация ФиП). В связи с этим организации вынуждены использовать форму № Р13001 до внесения соответствующих изменений (письмо ФНС от 06.03.2015 № СА-4-14/3666@).

Представительства и их отличие от филиалов

Различие представительств и филиалов юридических лиц наиболее ярко выражается в характере стоящих перед ними задач. Назначение первых — представление интересов компании, а также их защита, что назначение выражается в полномочиях, предоставляемых таким подразделениям.

Так, от имени организации руководитель представительства (и/или другой его работник):

  • ищет контрагентов (поставщиков, покупателей и т. д.);
  • заключает сделки;
  • принимает претензии;
  • составляет и подает исковые заявления и т. п.

Таким образом, сотрудники данного подразделения только представляют организацию в отношениях с третьими лицами — и этим его полномочия и ограничиваются. Представительство не занимается непосредственно хозяйственной деятельностью, т. е. не оказывает услуги, не выполняет работы, не производит товары.

Каково назначение филиалов, чем еще они отличаются от представительств?

Филиал предназначен для того, чтобы осуществлять функции головной организации полностью или частично. ГК РФ, кроме ст. 55, нигде больше не упоминает о функциях юридического лица. Логично предположить, что речь идет о видах деятельности, которые осуществляет организация и которые зафиксированы в ЕГРЮЛ. При этом вовсе не обязательно, чтобы головная организация осуществляла тот или иной вид деятельности, реализуемый филиалом, на практике — главное, чтобы она имела право им заниматься.

Например, завод, расположенный в Зеленограде, имеет право на такие виды деятельности, как производство бумаги и картона, но фактически осуществляет только производство бумаги. Производство же картона ведется в филиале этого завода в Екатеринбурге. При этом представительство в Москве занимается поиском клиентов и заключением с ними договоров на поставку и бумаги, и картона.

ВАЖНО! Как правило, филиал выделяется на отдельный баланс, для него организацией открывается отдельный расчетный счет и по желанию заказывается печать. Открытие представительства данных действий не требует.

Кроме того, филиал всегда выполняет в том числе и функции представительства (см. постановление ФАС Северо-Западного округа от 30.10.2003 № А42-969/03-23).

Подведем итоги. Обособленное подразделение и филиал (представительство) соотносятся как общее и частное. При этом представительство нужно только лишь для представления интересов организации в той или иной местности, филиал же предназначен для осуществления всех или части уставных видов деятельности компании.