Бухучет и налоги

Срок исковой давности по нарушениям кассовой дисциплины. Штраф за нарушение кассовой дисциплины

Какие традиции есть у бизнеса в России в канун Нового Года? Нет, не период распродаж, а что-то касающееся всех. Конечно же, это заготовка государства по изменения условий ведения бизнеса. Различные фонды, министерства, департаменты соревнуются кто же больше изменит жизнь бизнесу с 1-го января следующего года. Именно такой Новый Год ждал бизнес 1 января 2012 года, и среди изменений, которые до сих пор «доходят», к которым пытаются подстроиться, является кассовая дисциплина 2012 года (как и что делать — об этом был вебинар «Касса 2012», запись можно и сейчас посмотреть). Любое новшество может не своевременно может дойти до слуха получателей «сюрприза», не менее традиционно могут встретить «белые пятна» и противоречия в законах и нормативной базе, и это не говоря о судебной практике. А последняя связана… с нарушением кассовой дисциплины и штрафом от налоговой. Инспекция может выписать не только штраф за отсутствие кассового аппарата (штраф за работу без кассового аппарата можно было и раньше получить), или за кассовую книгу, но и за кассовую дисциплину, которая не соблюдалась. Правил в этом году появилось много, и такие очевидные раньше вещи как штраф за невыдачу кассового чека или превышение лимита кассы дополнились ещё списком нарушений.

Получив подобные перечни, налоговые инспекторы приступили к проведению проверок. Регламенты проверок ККМ ( или ККМ (контрольно-кассовой машины) должна проходить по установленному порядку в налоговой) и кассовой дисциплины утверждены Приказами Минфина России от 17 октября 2011 г. № 133н и № 132н соответственно. Документы вступили в силу ещё в феврале 2012 года.

Штрафные санкции

КоАП РФ предусматривает две основные статьи, к которым обращаются инспекторы, когда видят нарушение кассовой дисциплины и выбирают какой же штраф выписать. Одна из статей устанавливает санкции за ошибки по ККМ, другая – по кассовой дисциплине (таблица 1).

Таблица 1

№ п/п Нарушение

Штрафы (руб.)

1 Неприменение ККМ в случаях, установленных законом, либо применение ККМ с нарушениями (п. 2 ст. 14.5 КоАП РФ) 30 000 – 40 000 3000 – 4000
2 Нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившееся в (п. 1 ст. 15.1 КоАП РФ):- осуществлении расчётов наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров;- неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности;

— несоблюдении порядка хранения свободных денежных средств;

— накоплении в кассе наличных денег сверх установленных лимитов

40 000 – 50 000 4000 – 5000
3 Нарушение платёжными агентами обязанностей по сдаче в банк полученных наличных денег для зачисления в полном объёме на свой специальный банковский счёт (п. 2 ст. 15.1 КоАП РФ).Неиспользование платёжными агентами специальных банковских счетов для осуществления соответствующих расчётов (п. 2 ст. 15.1 КоАП РФ) 40 000 – 50 000 4000 – 5000

Штраф за нарушение кассовой дисциплины — основные виды наказаний (КоАП РФ)

До 2012 года предпринимателя можно было оштрафовать только за ККМ. Судьи в большинстве случаев отменяли санкции по статье 15.1 КоАП РФ за нарушения кассовой дисциплины. Прежний порядок ведения кассовых операций, действовавший до 2012 года, и обязанность вести кассу (касса и ККМ — разные вещи!) распространялись только на организации. Точно так же первичные документы по кассе (РКО, ПКО, кассовая книга), согласно Постановлению Госкомстата России от 18 августа 1998 г. № 88, обязательны для юридических лиц, но не для предпринимателей. Судьи, указывая, что ИП достаточно вести налоговый учёт в Книге учёта доходов и расходов, штрафы по кассовой дисциплине отменяли.

А уж когда Президиум ВАС РФ подтвердил, что на ИП обязанность соблюдать кассовую дисциплину не распространяется, споры и вовсе стали утихать (Постановление от 29 июня 2010 г. № 1411/10). Но ненадолго. С 1 января 2012 года всё изменилось: индивидуальные предприниматели официально обязаны соблюдать кассовую дисциплину, а налоговые инспекторы вправе предъявлять ИП штраф по статье 15.1 КоАП РФ. Банки теперь не проверяют кассовую дисциплину.

Первая статистика

Многие региональные отделения налоговой службы опубликовали результаты контрольной работы за первое полугодие 2012 года в части проверок ККМ. В отчётах, помимо сведений о непосредственных проверках кассовых аппаратов, дана информация по проверкам кассовой дисциплины.

Практически каждая проверка выявляет нарушения, за которые применяются штрафные санкции. Менее одного процента проверок проходит без штрафа.

В отдельных регионах акцент сделан именно на проверках кассовой дисциплины у индивидуальных предпринимателей. Например, по официальным данным УФНС РФ по Санкт-Петербургу количество проверок кассовой дисциплины ИП за первое полугодие 2012 года составило 706, ООО – 29. Для сравнения: за 2011 год проведено всего 133 проверки ИП и 129 проверок ООО.

Общая сумма штрафов, взысканных по итогам проверок кассовой дисциплины у ООО и ИП за полугодие 2012 года, составила 4088 тыс. руб. По итогам 2011 года – 5729 тыс. руб., то есть годовую норму прошлого года в Санкт-Петербурге почти выполнили. Причём за счёт ИП. Общая сумма штрафов для ИП составила 2882 тыс. руб. (в 2011 году – 566 тыс. руб.), ООО – 1206 тыс. руб. (в 2011 году – 5163 тыс. руб.). По отдельным регионам сведения приведены в таблице 2.

Выгоду пристального внимания к предпринимателям понять несложно. Вспомним установленные размеры штрафов (таблица 1). Для организаций они значительно выше. Но юридические лица, в свою очередь, чаще готовы оспаривать санкции, в том числе в суде. Индивидуальным предпринимателям нередко проще заплатить установленные 3–5 тыс. рублей. Редко кто готов судиться, тратить время. Нехитрый расчёт показывает, что инспекторам проще взять «массовостью» проверок ИП, взыскав с бизнесменов штрафы и пополнив казну. Например, в Москве количество проверок ИП – почти 15 тыс., ООО – около 6 тыс. Правда, штрафных санкций по ООО использовано в два раза больше (порядка 83 000 тыс. руб.), чем по ИП (42 368 тыс. руб.). Сказывается разница в установленных мерах наказания.

Штраф за нарушение кассовой дисциплины и проверки ККМ

Не забывают инспекторы и о кассовых аппаратах. Не все проверяющие взяли курс на проверки кассовой дисциплины. Где-то значительная доля проверок и санкций остаётся за проверками ККМ.

Например, в Новосибирской области акцент в проверках – на контроле работы с ККМ. За полугодие проведено 937 проверок (против 1002 проверок в течение всего 2011 года), при этом выявлены нарушения у 550 предпринимателей и 94 организаций. В 2011 году нарушителей среди организаций было больше – 228, но лидировали всё равно предприниматели – 770. Но, ещё раз отмечу, цифры за весь 2011 год.

В Иркутске также контролируют в первую очередь предпринимателей – за полугодие выявлено 469 нарушителей среди бизнесменов. В то же время среди ООО санкции использованы к чуть более чем 100 организациям.

Неприменение ККМ, за которое установлен штраф, в первую очередь проявляется на практике в невыдаче кассового чека покупателю. Зачастую нарушение фиксируют сами инспекторы, покупая какую-нибудь мелочь, то есть осуществляя так называемую контрольную закупку. Чек не выдан, это фиксируется в акте проверки и выливается в постановление о штрафе.

Между тем проводить проверочную (контрольную) закупку налоговые инспекторы не вправе. Большинство штрафов судьи отменяли именно потому, что нарушение выявлено в ходе закупки, осуществляемой инспекторами. То, что проверочная закупка инспекторов выходит за рамки их полномочий и штрафы по результатам такой проверки незаконны, подтвердил Президиум ВАС РФ в Постановлении от 16 июня 2009 г. № 1988/09.

Новый Регламент проверок не предоставляет инспекторам прав на закупку. Согласно Регламенту № 132н, проверка выдачи кассовых чеков включает в себя приобретение товаров (работ, услуг) за наличные и их оплату. Один нюанс: полномочия проводить контрольную закупку предоставляются законом. Нормативный акт Минфина (именно таковым является приказ, которым утверждён регламент) таковым не является. При этом все нормы законов, на основе которых Президиум ВАС РФ когда-то сделал выводы о недопустимости проверочных закупок, действуют до сих пор. Это подтверждают и первые судебные споры.

Инспекторы ссылаются на Регламент № 132н как доказательство своего права осуществлять закупку. Но проверочная закупка относится к мероприятиям оперативно-розыскной деятельности. Налоговые инспекторы осуществлять данные действия не вправе (ст. 13 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ). Такие полномочия инспекторам могут быть предоставлены только федеральным законом, а не ведомственным нормативным актом, которым является Приказ Минфина, – говорится в Постановлении Девятого Арбитражного Апелляционного суда от 14 августа 2012 г. № 09АП-20134/2012. Суд отменил штраф за неприменение ККМ, выявленное инспекторами в ходе контрольной закупки.

Согласно Регламенту № 132н, инспекторы вправе лишь наблюдать, как кассир выдаёт (или не выдаёт) чеки другим покупателям, и вести при этом видео- или аудиозапись.

  • 2.5. Группа 500 "Поступление финансовых активов"
  • 2.6. Группа 600 "Выбытие финансовых активов"
  • 2.7. Группа 700 "Увеличение обязательств"
  • 2.8. Группа 800 "Уменьшение обязательств"
  • 3. Составление годовой бюджетной отчетности
  • 3.1. Общие требования к составлению отчетности
  • 3.2. Представление бюджетной отчетности
  • 3.2.1. Заполнение отдельных отчетных форм
  • 3.2.2. Согласование показателей отчетных форм
  • 4. Сметы доходов и расходов
  • 4.1. Бюджетная смета
  • 4.2. Внебюджетная смета
  • 4.2.1. Общие положения о составлении внебюджетной сметы
  • 4.2.2. Представление внебюджетной сметы в офк
  • 4.3. Смета по средствам, поступающим в доход бюджета
  • 4.4. Составление смет в учреждениях
  • 4.5. Составление внебюджетной сметы в учреждениях культуры
  • 5. Основные изменения в бюджетном учете
  • 5.1. Общие положения
  • 5.2. Нефинансовые активы
  • Вопрос 2: исходя из какой стоимости (балансовой или остаточной) следует определять годовую сумму амортизационных отчислений?
  • 5.3. Финансовые активы
  • 5.4. Обязательства
  • 5.5. Санкционирование расходов бюджетов
  • 5.6. Централизованные поставки
  • 5.7. Забалансовый учет
  • 5.8. Общие положения по переносу остатков
  • 6. Централизованное снабжение материальными ценностями
  • 6.1. Отражение операций
  • 6.2. Отражение операций в учете грузополучателя
  • 6.3. Отражение операций по отправке возвратной тары
  • 6.4. Особенности учета материальных ценностей
  • 6.5. Особенности централизованного снабжения
  • 7. Санкционирование расходов бюджетов
  • 7.1. Порядок доведения бюджетных ассигнований
  • 7.1.1. Правила доведения (изменения) бюджетных данных
  • 7.1.2. Требования к бюджетным данным
  • 7.1.3. Детализация бюджетных данных
  • 7.1.4. Детализация бюджетных данных
  • 7.1.5. Контроль со стороны Федерального казначейства
  • 7.1.6. Временные бюджетные данные
  • 7.1.7. Отзыв бюджетных данных
  • 7.1.8. Дополнительное бюджетное финансирование
  • 7.1.9. Порядок сокращения лимитов бюджетных обязательств
  • 7.2. Порядок учета бюджетных обязательств
  • 7.2.1. Учет бюджетных обязательств
  • 7.2.2. Порядок учета бюджетных обязательств
  • 7.2.3. Представление информации о бюджетных обязательствах
  • 7.3. Порядок санкционирования оплаты денежных обязательств
  • 7.4. Бюджетный учет санкционирования расходов
  • 7.4.1. Учет лимитов бюджетных обязательств
  • 7.4.2. Бюджетные ассигнования
  • 7.4.3. Корреспонденция счетов по доведению, детализации
  • 7.4.4. Принятые обязательства
  • 7.4.5. Перенос остатков по счетам санкционирования расходов
  • 7.5. Санкционирование расходов за счет средств
  • 7.5.1. Сметные назначения по приносящей доход деятельности
  • 7.5.2. Принятие обязательств
  • 8. Администрирование поступлений в бюджет
  • 8.1. Порядок администрирования доходов бюджета
  • 8.2. Бюджетный учет операций по администрированию доходов
  • 9. Основные средства
  • 9.1. Объекты учета
  • 9.2. Поступление основных средств
  • 9.3. Списание (выбытие) основных средств
  • 9.4. Амортизация основных средств
  • 9.5. Переход на новые положения
  • 9.5.1. Основные средства стоимостью от 1000 до 3000 рублей
  • 9.5.2. Основные средства стоимостью
  • 9.5.3. Операции по списанию основных средств
  • 9.5.4. Перевод остатков в части амортизации,
  • 9.6. Библиотечный фонд
  • 9.6.1. Переходные положения по начислению амортизации
  • 9.6.2. Срок полезного пользования объектами
  • 9.7. Периодическая литература
  • 9.8. Излишки основных средств
  • 9.9. Учет музыкальных инструментов
  • 9.10. Учет сценическо-постановочных средств
  • 9.11. Учет спортивного инвентаря
  • 9.11.1. Приобретение спортивного инвентаря
  • 9.11.2. Получение спортивного инвентаря
  • 9.12. Учет специальных (военных) средств
  • 9.13. Учет наградного оружия
  • 10. Нематериальные активы
  • 10.1. Объекты учета
  • 10.2. Исключительное право на результат
  • 10.2.1. Договор об отчуждении исключительного права
  • 10.2.2. Лицензионный договор
  • 10.3. Создание нематериального актива собственными силами
  • 10.4. Принятие к учету нематериального актива,
  • 10.5. Амортизация нематериальных активов
  • 10.6. Переход на новые положения по амортизации
  • 10.6.1. Нематериальные активы стоимостью
  • 10.6.2. Нематериальные активы стоимостью
  • 11. Непроизведенные активы
  • 11.1. Поступление непроизведенных активов
  • 11.2. Выбытие непроизведенных активов
  • 11.3. Непроизведенные активы имущества казны
  • 12. Материальные запасы
  • 12.1. Виды материальных запасов
  • 12.2. Учет спецоборудования для выполнения ниокр
  • 12.2.1. Спецоборудование для выполнения ниокр
  • 12.2.2. Спецоборудование для выполнения ниокр
  • 12.3. Учет спортивной экипировки
  • 13. Учет имущества казны
  • 13.1. Состав имущества казны
  • 13.2. Порядок амортизации имущества казны
  • 13.3. Перенос остатков
  • 13.4. Поступление и выбытие имущества казны
  • 13.5. Существует ли особый порядок проведения
  • 13.6. Признается ли объектом обложения налогом
  • 13.7. Сдача имущества казны в аренду
  • 13.8. Дивиденды по акциям, находящимся в собственности
  • 13.9. Ндс с реализации имущества казны
  • 13.10. Земельный налог и имущество казны
  • 14. Лицевые счета бюджетных учреждений
  • 14.1. Виды новых лицевых счетов
  • 14.2. Порядок открытия лицевого счета
  • 14.3. Порядок ведения лицевых счетов
  • 14.3.1. Лицевой счет главного распорядителя
  • 14.3.2. Лицевой счет получателя бюджетных средств
  • 15. Денежные средства учреждения
  • 15.1. Общие положения
  • 15.2. Обеспечение наличными деньгами бюджетных учреждений
  • 15.2.1. Кассовое обслуживание исполнения бюджетов
  • 15.2.2. Получение наличных денежных средств
  • 15.2.3. Внесение наличных денежных средств на лицевой счет
  • 15.2.4. Обеспечение наличными деньгами
  • 15.3. Применение ккт при осуществлении
  • 15.4. Правомерность применения Квитанции (ф. 0504510)
  • 15.5. Учет денежных документов
  • 15.6. Основные нарушения порядка ведения кассовых операций
  • 16. Финансовые вложения
  • 16.1. Депозиты и иные финансовые активы
  • 16.2. Акции и иные формы участия в капитале
  • 16.3. Облигации, векселя
  • 16.4. Вложения в финансовые активы
  • 16.5. Передача права пользования рид по лицензионному
  • 17. Учет активов и обязательств за балансом
  • 17.1. Общие положения забалансового учета
  • 17.2. Счет 01 "Основные средства в пользовании"
  • 17.3. Счет 02 "Материальные ценности,
  • 17.4. Счет 03 "Бланки строгой отчетности"
  • 17.4.1. Общие положения об учете бсо
  • 17.4.2. Новые формы театральных и кинобилетов
  • 17.5. Счет 04 "Списанная задолженность
  • 17.6. Счет 05 "Материальные ценности, оплаченные
  • 17.7. Счет 06 "Задолженность учащихся и студентов
  • 17.8. Счет 07 "Переходящие награды, призы,
  • 17.9. Счет 08 "Путевки неоплаченные"
  • 17.10. Счет 09 "Запасные части к транспортным средствам,
  • 17.11. Счет 10 "Обеспечение исполнения обязательств"
  • 17.12. Счет 11 "Государственные и муниципальные гарантии"
  • 17.13. Счет 12 "Спецоборудование для выполнения
  • 17.14. Счет 13 "Экспериментальные устройства"
  • 17.15. Счет 14 "Расчетные документы, ожидающие исполнения"
  • 17.16. Счет 15 "Расчетные документы, не оплаченные
  • 17.17. Счет 16 "Переплаты пенсий и пособий вследствие
  • 17.18. Счет 17 "Поступления денежных средств
  • 17.19. Счет 18 "Выбытия денежных средств
  • 17.20. Счет 19 "Невыясненные поступления
  • 17.21. Счет 20 "Списанная задолженность,
  • 17.22. Счет 22 "Материальные ценности, полученные
  • 17.23. Счет 23 "Периодические издания для пользования"
  • 18. Оплата труда и социальное страхование
  • 18.1. Новые системы оплаты труда
  • 18.2. Новые системы оплаты труда
  • 18.3. Новые системы оплаты труда в учреждениях культуры
  • 18.4. Новые системы оплаты труда в учреждениях спорта
  • 18.5. Оплата труда сотрудников милиции
  • 18.6. Порядок отражения операций по начислению
  • 18.7. Пособия по государственному социальному страхованию
  • 18.7.1. Пособие по временной нетрудоспособности,
  • 18.7.2. Пособие в связи с трудовым
  • 18.7.3. Государственные пособия гражданам, имеющим детей
  • 18.7.4. Социальное пособие на погребение
  • 18.7.5. Учет пособий, выплачиваемых за счет средств фсс
  • 19. Приносящая доход деятельность бюджетных учреждений
  • 19.1. Законодательство о приносящей доход
  • 19.2. Порядок осуществления операций
  • 19.2.1. Порядок оформления Генеральных разрешений
  • 19.2.2. Порядок оформления Разрешений
  • 19.3. Платежи в рамках приносящей доход деятельности
  • 19.4. Отражение операций по приносящей доход
  • 19.5. Распределение расходов между бюджетной и приносящей
  • 20. Сдача государственного и муниципального
  • 20.1. Заключение договора аренды недвижимого имущества
  • 20.2. Экспертная оценка последствий
  • 20.3. Стартовый размер арендной платы
  • 20.4. Налог на прибыль с доходов
  • 20.5. Отражение операций по сдаче имущества
  • 20.6. Учет коммунальных платежей
  • 21. Учет грантов
  • 21.1. Заключение договоров с победителями конкурса
  • 21.2. Налог на прибыль
  • 21.3. Бухгалтерский учет грантов
  • 22. Реорганизация бюджетного учреждения
  • 22.1. Общие положения
  • 22.2. Трудовые отношения с работниками
  • 22.3. Уплата налогов при реорганизации учреждения
  • 22.4. Заключительная отчетность
  • 23. Создание бюджетными учреждениями коммерческих обществ
  • 23.1. Уведомительный и разрешительный порядок
  • 23.2. Основной вид деятельности дочерних обществ
  • 23.3. Соучредители внедренческого общества
  • 23.4. Льготы для внедренческих обществ
  • 23.5. Рекомендации по применению
  • 23.6. Вопросы, которые необходимо решить...
  • 24. Основные изменения в главе 21 нк рф
  • 24.1. Налог на добавленную стоимость с авансов
  • 24.2. Ввоз технологического оборудования
  • 24.3. Выполнение смр для собственного потребления
  • 24.4. Расчеты неденежными средствами
  • 24.5. Реализация государственного
  • 24.6. Принятие решения по итогам камеральной проверки
  • 24.7. Электронные счета-фактуры
  • 25. Основные изменения в главе 25 нк рф
  • 25.1. Порядок начисления амортизации
  • 25.1.1. Линейный метод
  • 25.1.2. Нелинейный метод
  • 25.1.3. Плюсы и минусы "нового" нелинейного метода
  • 25.1.4. С линейного метода на нелинейный и обратно
  • 25.2. Амортизационная премия
  • 25.3. Неотделимые улучшения объектов ос,
  • 25.4. Повышающие и понижающие коэффициенты
  • 25.5. Расходы на обучение
  • 25.6. Суточные и полевое довольствие
  • 25.7. Расходы на ниокр с коэффициентом 1,5
  • 25.8. Программы для эвм стоимостью
  • 25.9. Расходы на дмс
  • 25.10. Компенсация затрат работников на жилье
  • 25.11. Основные изменения в главе 25 нк рф с 2010 года
  • 26. Единый социальный налог - 2009
  • 26.1. Единый социальный налог в 2009 году
  • 26.2. Страховые взносы с 2010 года
  • 26.2.1. Новые законы и изменения
  • 26.2.2. Что ждет спецрежимников в 2010 году?
  • 26.2.3. Новшества Федерального закона n 212-фз
  • 27. Основные изменения в гл. 23 нк рф
  • 27.1. Доходы, не подлежащие налогообложению
  • 27.2. Стандартные налоговые вычеты
  • 27.3. Социальные налоговые вычеты
  • 27.4. Имущественные налоговые вычеты
  • 28. Налог на имущество организаций
  • 28.1. Общие положения
  • 28.2. Определение налоговой базы
  • 28.3. Расчет налога на имущество
  • 29. Система налогообложения в виде единого налога
  • 29.1. Ветеринарные услуги
  • 29.2. Деятельность аптек
  • 29.3. Деятельность по предоставлению спортинвентаря,
  • 29.4. О представлении налоговой декларации
  • 30. Ревизии и проверки в 2009 году
  • 30.1. Ведомственный контроль
  • 30.2. Осуществление налогового контроля
  • 30.3. Проведение контрольных мероприятий пожарной
  • 15.6. Основные нарушения порядка ведения кассовых операций

    На основании п. 105 Инструкции N 148н бюджетные учреждения должны осуществлять кассовые операции в соответствии с Порядком ведения кассовых операций, поэтому их проверка - обязательный компонент всех программ ревизий и проверок бюджетных учреждений.

    Цель проверки: выявить нарушения и злоупотребления в учете наличных денежных средств бюджетного учреждения, проконтролировать соблюдение требований законодательных и нормативных документов, регламентирующих совершение кассовых операций, их ведение и составление отчетности.

    При проверке учета кассовых операций ревизоры руководствуются следующими нормативно-правовыми документами:

    Инструкцией N 148н;

    Указаниями о порядке применения бюджетной классификации;

    Законом о ККТ;

    Порядком ведения кассовых операций;

    Положением об организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации (от 05.01.1998 N 14-П), утвержденным Решением Совета директоров Банка России от 19.12.1997 N 47 (далее - Положение ЦБ РФ N 14-П);

    Положением о порядке ведения кассовых операций и правилах хранения, перевозки и инкассации банкнот и монеты Банка России в кредитных организациях на территории Российской Федерации от 24.04.2008 N 318-П.

    Кроме перечисленных выше актов, используются документы, подтверждающие совершение кассовых операций:

    Приходные и расходные кассовые ордера;

    Кассовая книга, отчеты кассира;

    Журналы регистрации приходных и расходных кассовых ордеров, выданных доверенностей, депонированных сумм;

    Платежные (расчетно-платежные) ведомости и др.

    Контрольные процедуры осуществляются путем фактической проверки, обследования, наблюдения, анализа. Ниже приведены основные нарушения, выявляемые в ходе проверки.

    Недостача или излишек денежных средств в кассе. Хранение в кассе учреждения наличных денег и других ценностей, не принадлежащих данному учреждению, запрещено (п. 30 Порядка ведения кассовых операций). Поэтому наличие как излишков, так и недостач при обращении с наличными денежными средствами не допускается. В случае их выявления после фактического снятия остатков ревизор затребует письменное объяснение у кассира о причинах их возникновения. При выявлении недостач в особо крупных размерах будет поставлен вопрос об отстранении кассира от его обязанностей до окончания проверки с последующим сообщением в правоохранительные органы.

    Несвоевременное оприходование поступивших в кассу наличных денежных средств. В соответствии с п. 19 Порядка ведения кассовых операций прием и выдача денег по кассовым ордерам может производиться только в день их составления. В случае обнаружения отклонений в датах между получением наличности в кредитной организации и оприходованием их в кассу в акте ревизии будет отмечено нарушение. По этому факту кассир учреждения, главный бухгалтер организации и руководитель должны будут представить объяснение. Обратите внимание, что ответственность в данном случае возлагается на всех перечисленных лиц без исключения (п. 39 Порядка ведения кассовых операций). В соответствии со ст. 15.1 КоАП РФ неоприходование (неполное оприходование) в кассу денежной наличности влечет за собой наложение штрафа на должностных лиц в размере от 4 000 до 5 000 руб., на юридических - от 40 000 до 50 000 руб.

    Продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг без применения ККТ. В соответствии с п. 1 ст. 2 Закона о ККТ организации, в том числе и бюджетные учреждения, осуществляющие наличные денежные расчеты или расчеты с использованием платежных карт, в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг обязаны применять кассовый аппарат, включенный в Государственный реестр контрольно-кассовой техники (ККТ).

    Неприменение ККТ разрешено только в случае оказании услуг населению с последующей выдачей бланков строгой отчетности, приравненных к кассовым чекам. Таким бланком строгой отчетности для бюджетных учреждений является Квитанция (ф. 0504510), утвержденная Приказом Минфина России от 30.12.2008 N 148н. Для определения перечня услуг, оказываемых населению, необходимо руководствоваться Общероссийским классификатором услуг населению ОК 002-93 (ОКУН), принятым Постановлением Госстандарта России от 28.06.1993 N 163.

    Отсутствие первичных кассовых документов или оформление их с нарушением установленных требований. Согласно п. 13 Порядка ведения кассовых операций прием в кассу бюджетного учреждения наличных денежных средств должен производиться по Приходному кассовому ордеру (ф. 0310001). Приходный кассовый ордер оформляется при поступлении наличных денежных средств как при ручном, так и при автоматизированном способах ведения учета. Он выписывается в одном экземпляре и подписывается главным бухгалтером или уполномоченным лицом, регистрируется в Журнале регистрации приходных и расходных кассовых документов по форме 0310003, утвержденной Постановлением Госкомстата России от 18.08.1998 N 88.

    В соответствии с п. 14 Порядка ведения кассовых операций выдача наличных денежных средств из кассы учреждения осуществляется по Расходным кассовым ордерам (ф. 0310002), а в случае выдачи денежных средств под отчет нескольким лицам применяется Ведомость на выдачу денег из кассы подотчетным лицам (ф. 0504501). При выдаче из кассы наличных денежных средств раздатчикам, которые определены приказом руководителя учреждения и с которыми заключены договоры о полной материальной ответственности, учет ведется кассиром в книге учета выданных раздатчикам денег на выплату заработной платы, денежного довольствия военнослужащих и стипендий по унифицированной форме 0504046, утвержденной Приказом Минфина России N 123н. Документы на выдачу денег должны быть подписаны руководителем, главным бухгалтером учреждения или лицами, на это уполномоченными. Выдача денег кассиром и раздатчиком по одной ведомости запрещается.

    В тех случаях, когда на прилагаемых к расходным кассовым ордерам документах, заявлениях, счетах имеется разрешительная надпись руководителя учреждения, подпись его на расходных кассовых ордерах необязательна (п. 14 Порядка ведения кассовых операций).

    В отличие от денежных средств, выдаваемых на приобретение ГСМ или иных материальных ценностей, выдача заработной платы, пенсий, пособий по временной нетрудоспособности, премий, стипендий из кассы производится не по кассовым ордерам, а по платежным или расчетно-платежным ведомостям, подписанным руководителем организации и главным бухгалтером. На титульном листе платежной (расчетно-платежной) ведомости делается разрешительная надпись о выдаче денег за подписями руководителя и главного бухгалтера учреждения или лиц, на это уполномоченных.

    Приложенные к приходным и расходным кассовым ордерам документы согласно п. 20 Порядка ведения кассовых операций погашаются штампом "Оплачено" и до передачи их в кассу регистрируются в Журнале регистрации приходных и расходных кассовых документов. Нумерация приходных и расходных кассовых ордеров должна осуществляться раздельно и не должна иметь пропусков. При невыполнении вышеперечисленных требований в акте ревизии будет отмечено несоблюдение Порядка ведения кассовых операций.

    Наличие исправлений в кассовых ордерах. В соответствии с п. 19 Порядка ведения кассовых операций приходные кассовые ордера и квитанции к ним, а также расходные кассовые ордера и заменяющие их документы должны быть заполнены бухгалтерией четко и ясно чернилами, шариковой ручкой или отпечатаны на машине (пишущей, вычислительной). Подчистки, помарки или исправления в этих документах не допускаются. В приходных и расходных кассовых ордерах должно быть указано основание для их составления и перечислены прилагаемые к ним документы.

    Выдача приходных и расходных кассовых ордеров или заменяющих их документов на руки лицам, вносящим или получающим деньги, запрещается.

    Ведение неустановленного количества кассовых книг. В соответствии с п. 23 Порядка ведения кассовых операций каждое предприятие, организация, учреждение ведет только одну кассовую книгу, которая должна быть пронумерована, прошнурована и опечатана сургучной или мастичной печатью. Количество листов в кассовой книге должно быть заверено подписями руководителя и главного бухгалтера данного предприятия.

    В ходе проверок встречаются случаи, когда учреждения заводят в своем учете три кассовых книги: по бюджету, средствам, полученным от приносящей доход деятельности, и денежным документам. Данные действия рассматриваются как нарушение п. 23 Порядка ведения кассовых операций. Обращаем внимание читателей, что в утвержденной форме 0504514 Кассовой книги предусмотрено отражение поступления наличных денег как по бюджетным, внебюджетным средствам, так и по денежным документам. Учет операций с последними ведется на отдельных ее листах. Учет по видам денежных документов ведется в Карточке учета средств и расчетов по форме 0504051, утвержденной Приказом Минфина России N 123н (п. 108 Инструкции N 148н).

    Наличие подчисток и неоговоренных исправлений в кассовой книге. В соответствии с п. 23 Порядка ведения кассовых операций данные действия расцениваются как нарушение. В отличие от приходных и расходных кассовых документов в кассовую книгу могут вноситься исправления только по согласованию с участниками хозяйственных операций, что должно быть подтверждено подписями лиц, подписавших документы, с указанием даты внесения исправлений.

    Несвоевременное внесение записей в кассовую книгу. Согласно п. 24 Порядка ведения кассовых операций записи в кассовую книгу должны быть внесены кассиром сразу же после получения или выдачи денег по каждому ордеру или другому заменяющему его документу. Ежедневно в конце рабочего дня кассир должен подсчитать итоги операций за день, вывести остаток денег в кассе на следующее число и передать в бухгалтерию в качестве отчета кассира второй отрывной лист (копию записей в кассовой книге за день) с приходными и расходными кассовыми документами под расписку в кассовой книге.

    Превышение установленного банком кассового лимита. На основании п. п. 5, 6 Порядка ведения кассовых операций денежные средства могут храниться в кассе учреждения в пределах лимитов, установленных банком по согласованию с руководителями учреждений. При необходимости лимиты остатков касс пересматриваются. Наличные денежные средства, превышающие установленный лимит остатка денежных средств, должны сдаваться в банк.

    Обратите внимание: превышение установленного лимита остатка наличных денежных средств в кассе учреждения является одним из грубейших нарушений кассовой дисциплины, которое в соответствии со ст. 15.1 КоАП РФ квалифицируется как административное правонарушение, влекущее наложение административного штрафа на должностных лиц учреждения - в размере от 4 000 до 5 000 руб., на юридических лиц - от 40 000 до 50 000 руб.

    В соответствии с п. 2.5 Положения ЦБ РФ N 14-П лимиты остатка кассы распорядителей и получателей средств федерального бюджета, открывших лицевые счета в органах Федерального казначейства, устанавливаются учреждениями Банка России или уполномоченными кредитными организациями органам Федерального казначейства с учетом указанных распорядителей и получателей средств федерального бюджета. Расчет на установление лимита остатка кассы в этом случае представляется органами Федерального казначейства с учетом распорядителей и получателей средств федерального бюджета, открывших лицевые счета в органах Федерального казначейства в установленном порядке.

    Если учреждение не представило расчет на установление лимита остатка наличных денег в кассе ни в одно из обслуживающих учреждений банка, лимит остатка кассы считается нулевым, а не сданная бюджетным учреждением в банк денежная наличность - сверхлимитной. Лимит остатка кассы определяется исходя из объемов налично-денежного оборота учреждения с учетом особенностей режима его деятельности, Порядка ведения кассовых операций и сроков сдачи наличных денежных средств в учреждения банков, обеспечения сохранности и сокращения встречных перевозок ценностей.

    Бюджетные учреждения имеют право хранить в своих кассах наличные деньги сверх установленных лимитов только для оплаты труда, выплаты пособий по социальному страхованию и стипендий. В указанных случаях превышение лимита кассы разрешается, но не свыше трех рабочих дней (для учреждений, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, - до пяти дней), включая день получения денег в банке (п. 9 Порядка ведения кассовых операций).

    Отсутствие договора с кассиром о полной материальной ответственности. В соответствии с п. 32 Порядка ведения кассовых операций при приеме кассира на работу должен быть издан приказ, затем данного работника обязаны ознакомить с Порядком ведения кассовых операций под роспись, после чего с кассиром заключается договор о полной материальной ответственности.

    Кассир в соответствии с действующим законодательством о материальной ответственности работников несет полную материальную ответственность за сохранность всех принятых им ценностей и за ущерб, причиненный учреждению как в результате умышленных действий, так и в результате небрежного или недобросовестного отношения к своим обязанностям. Кассиру запрещается передоверять выполнение порученной ему работы другим лицам (п. п. 33, 34 Порядка ведения кассовых операций).

    В случае внезапного оставления кассиром работы (болезнь и другое) находящиеся у него под отчетом ценности немедленно пересчитываются другим кассиром, которому они передаются, в присутствии руководителя и главного бухгалтера учреждения или в присутствии комиссии из лиц, назначенных руководителем бюджетной организации. О результатах пересчета и передачи ценностей составляется акт за подписями указанных лиц (п. 35 Порядка ведения кассовых операций).

    Типовая форма договора о полной индивидуальной материальной ответственности представлена в Приложении 2 к Постановлению Минтруда России от 31.12.2002 N 85 "Об утверждении перечней должностей и работ, замещаемых или выполняемых работниками, с которыми работодатель может заключать письменные договоры о полной индивидуальной материальной ответственности за недостачу вверенного имущества". Договор должен быть составлен в двух экземплярах, один из которых хранится в кадровой службе учреждения или в бухгалтерии. Отсутствие в учреждении договоров о материальной ответственности, заключенных с кассиром, свидетельствует о халатности руководства и отсутствии действий, направленных на сохранность наличных денежных средств.

    Несоблюдение требований по технической укрепленности помещений кассы. Единые требования по технической укрепленности и оборудованию сигнализацией помещений касс предприятий приведены в Приложении 3 к Порядку ведения кассовых операций. Согласно этому документу руководитель учреждения обязан обеспечить следующие условия хранения наличных денежных средств в кассе:

    Помещение кассы должно быть изолированным;

    Кассу следует располагать на промежуточных этажах (если здание многоэтажное);

    Касса должна закрываться на две двери: внешнюю, открывающуюся наружу, и внутреннюю, изготовленную в виде стальной решетки, открывающейся в сторону внутреннего расположения кассы;

    Необходимо оборудовать специальное окошко для выдачи денег;

    Обязательно наличие сейфа или металлического шкафа для хранения денег, в обязательном порядке прочно прикрепленного к строительным конструкциям пола и стены стальными ершами;

    Наличие огнетушителей;

    При больших поступлениях наличных денежных средств - наличие специального оборудования для проверки подлинности денежных купюр.

    Одним из основных факторов, определяющих уровень надежности охраны помещения кассы учреждения, оборудованного техническими средствами, является структура комплекса охранной сигнализации, которая определяется необходимым количеством рубежей охраны, охраняемых зон и шлейфов сигнализации в каждом рубеже.

    В целях сохранности денежных средств все наличные деньги и ценные бумаги в учреждениях должны храниться в несгораемых металлических шкафах, а в отдельных случаях - в комбинированных и обычных металлических шкафах, которые по окончании работы кассы закрываются ключом и опечатываются печатью кассира. Ключи хранятся в металлических шкафах, а печати - у кассиров. Запрещается оставлять ключи и печати в общественных местах, передавать посторонним лицам либо изготавливать неучтенные дубликаты. Учтенные дубликаты ключей хранятся у руководителей учреждений. Проверка дубликатов должна проводиться не реже раза в квартал комиссией, назначаемой руководителем учреждения. Результаты проверки фиксируются в акте. Отсутствие вышеприведенных требований рассматривается как нарушение Порядка ведения кассовых операций, о чем ревизором будет сделана соответствующая запись в акте проверки.

    Отсутствие внутреннего контроля за наличными денежными средствами в учреждении. Действенной мерой контроля работы кассира является инвентаризация. Она бывает плановая и внеплановая. Случаи, когда проведение инвентаризации обязательно, установлены п. 2 ст. 12 Закона о бухгалтерском учете. Кроме того, в соответствии с п. 37 Порядка ведения кассовых операций в учреждении в сроки, установленные руководителем, должна проводиться внезапная ревизия кассы с полным полистным пересчетом денежной наличности и проверкой других ценностей, находящихся в кассе. Заметим, что отсутствие внутреннего контроля в учреждении способствует возникновению недостач и хищений в кассе.

    Расходование денежных средств на цели, не соответствующие их получению. Наличные деньги, полученные учреждениями в банке, должны расходоваться на цели, указанные в чеке. Чековые книжки выдаются бюджетному учреждению органами Федерального казначейства бесплатно по его заявлению в порядке, установленном в 2009 г. Правилами осуществления операций по обеспечению наличными деньгами. В соответствии с ними бюджетное учреждение накануне дня получения наличных денежных средств представляет в ОФК:

    Заявку на получение наличных денежных средств (ф. 0531802);

    Денежный чек.

    При заполнении Заявки на получение наличных денежных средств в графе 5 разд. 2 указывается назначение платежа в соответствии с документом - основанием возникновения денежного обязательства и в графе 3 - код бюджетной классификации, в соответствии с которым должна быть осуществлена выплата (п. 9.2 Приказа Федерального казначейства от 10.10.2008 N 8н). На основании кассовой заявки заполняется денежный чек на получение наличных денежных средств, в котором указываются цели их получения (например, на выплату заработной платы, на командировочные, на хозяйственные нужды).

    Обратите внимание: приход в кассу и выдача из нее должны соответствовать целям получения наличных денежных средств с лицевого счета в ОФК, в противном случае действия администрации бюджетного учреждения ведут к нецелевому расходованию бюджетных средств.

    В соответствии со ст. 15.14 КоАП РФ за нецелевое использование бюджетных средств бюджетополучателями предусмотрена административная ответственность в виде штрафа для должностных лиц в размере от 4 000 до 5 000 руб., для юридических лиц - от 40 000 до 50 000 руб.

    Несоблюдение лимита расчетов наличными денежными средствами. При осуществлении расчетов наличными денежными средствами следует соблюдать лимит их предельного размера. В настоящее время предельный размер расчетов наличными деньгами между юридическими лицами по одной сделке установлен в сумме 100 000 руб. (Указание Банка России от 20.06.2007 N 1843-У).

    За превышение этой суммы предусмотрена административная ответственность как должностных, так и юридических лиц в размерах, установленных ст. 15.1 КоАП РФ: для должностных лиц - в размере от 4 000 до 5 000 руб., для юридических лиц - от 40 000 до 50 000 руб.

    Выдача денежных средств, не подтвержденная распиской получателя. В соответствии с п. 27 Порядка ведения кассовых операций выдача денежных средств из кассы, не подтвержденная распиской получателя в расходном кассовом ордере или другом заменяющем его документе, в оправдание остатка наличных денег в кассе не принимается. Эта сумма считается недостачей и взыскивается с кассира. Наличные деньги, не подтвержденные приходными кассовыми ордерами, считаются излишком кассы и зачисляются в доход учреждения.

    Выдача денежных средств лицу без документа, удостоверяющего личность, или без доверенности. Пункт 15 Порядка ведения кассовых операций обязывает кассира выдавать денежные средства по расходному кассовому ордеру или заменяющему его документу отдельному лицу на основании документально подтвержденных сведений, удостоверяющих личность получателя, которые отражаются в расходном ордере. Если заменяющий его документ составлен на выдачу денег нескольким лицам, получатели также предъявляют указанные документы, удостоверяющие их личность, и расписываются в соответствующей графе платежных документов. Однако в последнем случае запись данных документа, удостоверяющего личность, на денежном документе, заменяющем кассовый расходный ордер, не производится.

    В соответствии с п. 16 Порядка ведения кассовых операций выдача денег лицам, не значащимся в штатном расписании бюджетного учреждения, также производится по расходным кассовым ордерам, выписываемым отдельно на каждое лицо, или по отдельной ведомости на основании заключенных договоров. Выдачу денег кассир производит только лицу, указанному в расходном кассовом ордере или заменяющем его документе. Если выдача осуществляется по доверенности, оформленной в установленном порядке, в тексте ордера после фамилии, имени и отчества получателя денег указывается фамилия, имя и отчество лица, которому доверено получение денег. Если выдача денег производится по ведомости, перед распиской в получении денег кассир делает надпись: "По доверенности". Доверенность остается в документах дня как приложение к расходному кассовому ордеру или ведомости.

    Кассовый аппарат в любой организации контролирует всю денежную наличность, которая проходит через кассовый счет. Ведение кассы в любой организации должно быть строго регламентировано и полностью соответствовать Положению о порядке ведения кассовых операций. Это Положение было утверждено Центральным Банком РФ.

    Что такое кассовые операции

    Под основными кассовыми операциями принято понимать прием, хранение, выдачу и пересчет денежной наличности. Также к кассовым операциям относится ведение, заполнение, прием и выдача всех необходимых документов, которые сопровождают все денежные операции. Иными словами, любое перемещение наличности должно быть в обязательном порядке отражено соответствующей кассовой операцией.

    К ведению кассовых операций можно привлечь только лиц, ответственных за непосредственное проведение операций, а также сохранность средств. В противном случае, человек просто не сможет понести ответственность за нарушение порядка ведения кассовых операций, даже в случае допущения ошибки или преднамеренного действия со злым умыслом. Если человек не уполномочен вести кассовые операции, тем не менее, он вполне может производить оплату по безналичному расчету.

    Некоторые общие нововведения

    Порядок ведения кассовых операций может законодательно меняться. Например, до 2012 года обязанностей вести кассовую книгу у ИП не было, а с недавнего времени это требование к ним стало применяться, однако вести бухгалтерский учет они при этом не были обязаны. С июня 2014 года прежнее Положение от 12 октября 2011 года №373-П утратило силу, и в действие вступило Указание ЦБ №3210-У от 11 марта 2014 года. Этот документ прошел необходимую регистрацию в Минюсте, а потому его действие сегодня является единственно верным.

    Нововведение 1. Если раньше ИП и субъекты малого бизнеса обязаны были следить за наличностью в кассе и не превышать определенный лимит, то сегодня такой лимит для них упразднен. Он остался обязательным только для тех организаций, которые не относятся к малому бизнесу.

    Нововведение 2. Если ранее предприятия, не имевшие наличной выручки, лимит кассы устанавливали самостоятельно только по фактическим наличным расходам, то сегодня это жесткое правило отменено. Предприятия стали более свободны в выборе лимита, и они могут изменять его в выгодную для себя сторону. Налоговая инспекция в данном случае выступает лишь как наблюдатель, но напрямую помешать или как-то повлиять на установление лимита она сейчас не может. Инспектора могут лишь контролировать, соблюдается или нет, этот кассовый лимит. Вместе с тем, руководителям организаций хочется дать совет, который позволит избежать возникновения конфликтов и споров с налоговыми инспекторами. Необходимо своевременно создать внутренний приказ со ссылкой на Указание Центробанка №3210-У, который будет гласить, что с 1 июня 2014 года устанавливается новый порядок установления лимита. С данным приказом должны под роспись ознакомиться все кассиры и лица, имеющие доступ к работе кассового аппарата. Такие приказы необходимо иметь не только в головном офисе предприятия, но и во всех его структурных подразделениях, если таковые имеются.

    Нововведения для малых организаций и ИП

    1. В целом, ИП теперь освобождаются от обязанности ведения кассовой книги, а также выдачи приходных и расходных ордеров, которые также являются бланками строгой отчетности. Это правило не распространяется на некоторые ИП, работа которых осуществляется в специальном режиме налогообложения, что указывается в законодательстве.
    2. Раньше кассиры или непосредственно индивидуальный предприниматель были обязаны вести реестр депонированных сумм, то есть при выдаче наличности в последний день в такой реестр заносились все суммы, которые по некоторым причинам не были выданы лицам, для кого они, собственно, и предназначались. Теперь же кассир просто напротив фамилии лица, не получившего зарплату, просто пишет «депонировано» и скрепляет запись печатью организации. В конце ведомости кассир пишет ту сумму, которая была им выдана, и сумму, которая была депонирована, и подписывает свою запись. На малых предприятиях порядок почти такой же, с той лишь разницей, что кассир подает ведомость на подпись главному бухгалтеру или руководителю предприятия.
    3. Еще одно послабление для всех ИП и малых предприятий. В те дни, когда в организации не проводилось расчетов с наличностью, кассовая книга может не пополняться новыми записями вообще. Иными словами, ведение кассовой книги в эти дни необязательно.
    4. Сейчас кассиры при необходимости могут вносить изменения в кассовые документы, причем не только в расходные и приходные ордера. Так, теперь можно зачеркнуть сумму в кассовой книге или любую другую запись, а рядом внести новую, правильную и скрепить все это подписью. Необходима расшифровка сделанного изменения, то есть нужно указать причину такого исправления.

    Нарушение кассовых операций

    Между тем, кассовые операции до сих пор остаются полными нарушений, которые выявляются в ходе их проверки. Самые распространенные нарушения кассовых операций:

    • выплаты подотчетным лицам на основании необходимых документов, которые подтверждают расходы, без оформления соответствующих авансовых отчетов;
    • отсутствие первичных кассовых документов;
    • оформление кассовых документов с нарушением требований;
    • неполное оприходование денежной выручки, которое может заключаться даже в обычном оставлении кассиром денег «на размен»;
    • накопление в кассе наличности сверх установленной нормы;
    • арифметические ошибки при подсчетах остатков и оборотов в учетных регистрах, обычно – при ручном ведении учета.

    Ответственность за нарушение кассовых операций регулируется КОАП. Например, ст.15 п.1 – нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций влечет за собой наложение на ответственных лиц административного штрафа в сумме от 4000 до 5000 рублей, а на юридических лиц – от 40000 до 50000 рублей. Иными словами, за одно и то же правонарушение, например, за нарушение лимита расчетов наличностью, оштрафованы могут быть и кассир, и руководитель организации, но сумма штрафа последнего будет несоизмеримо выше. Про ИП в законе прямо ничего не сказано, но поскольку предприниматели несут ответственность как должностные лица, то они также могут подвергнуться штрафу от 4000 до 5000 рублей.

    Контроль за соблюдением кассовых операций

    Кассовые нарушения могут выявить банки, что чаще всего, а также налоговые инспектора. Законодательство не дает четкого ответа на то, кто из них может штрафовать, а кто – всего лишь уполномочен контролировать и просто проверять. Некоторые судьи выносят решения, по которым штраф организации может быть выписан только по тому факту нарушений, что был выявлен банком. Другие судьи считают, что в случае возникновения такой операции налоговые инспекторы имеют право приехать в организацию с выездной проверкой, где могут быть выявлены и иные нарушения.

    Вообще, обслуживающие данную организацию банки проверяют соблюдение работы с наличностью как минимум раз в два года, в полном соответствии с п.2.14 Положения Банка России от 05.01.1998 №14-П.

    Если со дня административного нарушения прошло более двух месяцев, то постановление по его делу уже не может быть вынесено, за некоторыми исключениями, что указано в ст.4.5 КОАП РФ.

    Длящееся правонарушение

    Срок ответственности за длящееся правонарушение исчисляется с даты его обнаружения, а не с фактической даты совершения. Здесь можно остановиться и поподробнее рассмотреть и изучить длящееся правонарушение. КОАП не дает четких терминов на этот счет, однако налоговые инспектора все же применяют такое понятие, что указано в Письме ФНС России от 26.01.2005 №22-3-11/073 «О применении ККТ».

    Верховный суд в Постановлении от 24.03.2005 №5 п.14 также разъяснил, что длящимися правонарушениями можно считать такие действия или бездействия, которые выражаются в непрекращающемся длительном ненадлежащем выполнении или невыполнении обязанностей, возложенных на нарушителя. Суды все же часто подтверждают, что нарушение остатка лимита в кассе не является длящимся правонарушением, а потому при превышении сроков привлечения к административной ответственности даже «штрафное» постановление суда полностью отменяют. Если же налоговик пытается навязать штраф на руководителя или кассира по истечении этого срока, то такое взыскание можно оспорить в судебном порядке.

    Неоприходование выручки также не является длящимся правонарушением, а потому срок давности исчисляется со дня получения соответствующей наличности и неоприходования ее в кассу. Свою позицию по этому вопросу озвучил ВАС в Определении от 26.06.2008 №5196/08. В Постановлении Президиума ВАС РФ от 07.10.2008 также подтверждена такая позиция суда.

    Превышение предельного расчета наличными средствами

    Это очень интересный случай, поскольку в этой операции участвуют два контрагента – поставщик и покупатель. Все разъясняет Письмо ЦБ РФ 24.11.1994 №14-4/308, где указывается, что порядок применения штрафных мер применяется к лицу, производящему платеж, иными словами – к продавцу, причем только в одностороннем порядке. Некоторые считают, что этот документ сегодня крайне редко используется в качестве выяснения виновной стороны, ввиду даты документа, как думают некоторые, утраты его силы. На самом деле это не так. Позиция закона не изменилась, что постоянно подтверждается арбитражной практикой, а потому лицо, не совершающее такой платеж, не признается субъектом административной ответственности.

    Продажа товаров без ККТ

    Выполнение любых работ, продажа товаров или услуг должна осуществляться в установленных законом случаях с применением кассового аппарата. При нарушении согласно п.14.5 КОАП РФ могут быть наложены штрафы: на граждан (1500-2000 руб.), на юридических лиц (30000-40000 руб.), на должностных лиц (3000-4000 руб.).

    Согласно Постановлению ВАС РФ от 31.03.2003 №16, где было разъяснено понятие неприменение кассовой техники, было в том числе указано, что лица, которые могут работать без применения ККМ с обязательным использованием бланков строгой отчетности, должны в обязательном порядке контролировать наличность таким способом, а иначе к ним будут применены меры ответственности за нарушение – осуществление наличных денежных расчетов без кассового аппарата. Кроме того, даже если такое правонарушение совершил сотрудник, то юридическое лицо все равно будет оштрафовано, поскольку фактическое неучастие в этом правонарушении не освобождает его от ответственности. Кстати, причиненный ущерб руководитель организации может требовать с сотрудника, который принес ему этот ущерб.

    Видео

    Когда можно работать без применения кассового аппарата:

    Есть два важных документа, где установлены требования к ведению наличных расчетов и кассовых операций. Это Указания ЦБ РФ № 3210-У, № 3073-У. А что, если требованиями этих документов пренебречь? Или неверно применить нормы законодательства в отношении кассовой дисциплины? За что могут оштрафовать? Поговорим об административной ответственности.

    Организации обязаны вести кассовые операции согласно Указанию ЦБ РФ от 11.03.2014 г. № 3210-У. Данные документ предъявляет ряд требований, которые должны соблюдать организации. Такие как, соблюдение лимита остатка наличности в кассе, ведение кассовой книги, оформление заявления на выдачу подотчетных сумм из кассы и другие.

    Указание ЦБ РФ от 07.10.2013 № 3073-У предъявляет требования к осуществлению наличных расчетов.

    Для бухгалтеров и главных бухгалтеров на ОСНО и УСН. Учтены все требования профстандарта «Бухгалтер». Систематизируйте или обновите знания, получите практические навыки и найдите ответы на свои вопросы. Кто проверяет кассовую дисциплину?

    Кассовые операции проверяют налоговые органы. Но ответственность будет не налоговая, а административная. Разберем, за что могут оштрафовать компанию.

    Штрафы за нарушение лимита кассы, нарушение лимита расчета наличными и др.

    Компания может быть оштрафована за следующие действия (п. 1 ст. 15.1 КоАП РФ):

    1. Осуществление расчетов наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров. Наличные расчеты в валюте РФ и иностранной валюте между участниками наличных расчетов в рамках одного договора, заключенного между указанными лицами, могут производиться в размере, не превышающем 100 000 рублей либо сумму в иностранной валюте, эквивалентную 100 000 рублей по официальному курсу Банка России на дату проведения расчетов (п. 6 Указания ЦБ РФ от 07.10.2013 № 3073-У).
    2. Неоприходование (неполное оприходовании) в кассу денежной наличности.
    3. Накопление в кассе наличных денег сверх установленных лимитов. При этом с 1 июня 2014 года индивидуальные предприниматели и субъекты малого предпринимательства лимит остатка кассы могут не соблюдать.

    За указанные нарушения компания может быть оштрафована по ст.15.1 КоАП РФ. Это влечет за собой наложение административного штрафа:

    • на должностных лиц — в размере от 4 000 до 5 000 рублей;
    • на юридических лиц — от 40 000 до 50 000 рублей.

    Какой срок исковой давности за кассовые нарушения?

    В пункте 1 статьи 4.5 КоАП РФ установлено, что постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, — по истечении трех месяцев) со дня совершения административного правонарушения. На первый взгляд срок исковой давности небольшой. Но, как показывает судебная практика, не все так просто.