Бухучет и налоги

Программа социологического исследования презентация. Виды социологического исследования

Социологическое исследование, его структура и функции

1. Понятие социологического исследования и его виды

2. Этапы и программа социологического исследования

3. Проблема выборки в социологическом исследовании. Типы выборки

4. Основные методы сбора первичной социологической информации

Список использованных источников

1. Понятие социологического исследования и его виды

Социология – это наука, которая занимается проведением прикладных исследований, сбором первичной социологической информации, на основании которой делаются выводы. Социологическое исследование представляет собой тщательно продуманное и хорошо организованное изучение и решение актуальной социальной проблемы.

Часто социологическим исследованием называют любой непрофессиональный анкетный опрос, но это не так.

Социологическое исследование – это система методологических, методических и организационно-технических процедур, взаимосвязанных единой целью: получить достоверные данные об изучаемом явлении или процессе для их последующего использования в научной или практической деятельности.

Характеристики социологического исследования:

– Социологическое исследование носит научный характер, т.е. строится в соответствии с требованиями науки.

– Следовательно, оно должно быть объективным, максимально приближенным к истине.

– Социологическое исследование носит достоверный характер, т.е. его данные можно перепроверить.

– Наконец, результаты исследования должны быть репрезентативными (представительными) – способными отражать реальную ситуацию в объекте исследования.

Специалисты считают, что единой схемы СИ, годящегося на разные случаи жизни, не существует. Выбор вида исследования диктуется характером поставленной цели и выдвинутых задач. Иными словами, глубиной требуемого анализа социальной проблемы, масштабом охвата событий.

Выделяют несколько видов эмпирического исследования – по критерию, положенному в основание классификации.

1. По степени сложности решаемых задач, в зависимости от глубины анализа социальной проблемы и масштаба охвата событий:

– Разведывательное (пробное) – для предварительного ознакомления с явлением. Близкое к нему – пилотажное – применяется для испытания методики, анкеты.

– Описательное – дает системное описание изучаемого явления.

– Аналитическое – кроме описания, дает понимание причин и факторов, определяющих развитие данного явления.

2. По характеру изучения объекта, т.е. в зависимости от того, изучается ли интересующий исследователя объект в статике или в динамике:

1) Точечное (разовое) – дает информацию о состоянии или характеристиках социального явления на момент изучения.

2) Повторные исследования – это совокупность нескольких исследований, проведенных по единой программе и инструментарию последовательно через определенные промежутки времени и призванных получить результаты, характеризующие динамику изменения объекта. Они представляют собой средство сравнительного анализа. К ним относят следующие виды исследований:

лонгитюдные – длительное изучение одной совокупности лиц;

когортные – изучение лиц одного возраста (поколение) на протяжении длительного времени (цель: анализ изменений в образе жизни, ориентация людей одного поколения; объекты исследования меняются, но люди сохраняются);

трендовые – на одной и той же генеральной совокупности с интервалом во времени и с соблюдением относительно одинаковой методики (цель – установление тенденций (трендов) социальных изменений; пример – переписи населения);

панельные – исследования по единой программе и методике на одной и той же выборке через определенный интервал времени (цель – анализ динамики событий; люди могут меняться, но объекты исследования – цех, предприятие – сохраняются).

3. По масштабу исследования:

1) Локальные (определенный объект, район)

2) Региональные (область, несколько областей)

3) Отраслевые (преобладали в советской социологии)

4) Общегосударственные (общенациональные)

5) Международные

4. В зависимости от применяемого метода сбора данных (опрос, наблюдение, анализ документов).

2. Программа и этапы социологического исследования

Конкретные социологические исследования в своей сущности представляют собой целостную систему теоретических и эмпирических процедур, способствующих получению нового знания об исследуемом объекте для решения конкретных теоретических и практических социальных проблем. Прикладное социологическое исследование имеет ряд этапов:

1. Подготовительный этап. Качество подготовки обеспечивает ценность информации, которая будет получена в результате проведенного исследования. На этом этапе уточняется тема, разрабатывается теоретическая концепция, программа исследования, устанавливается выборка, разрабатываются и тиражируются методические документы для сбора информации, определяется инструментарий исследования, формируются исследовательские группы, составляются графики работ, проводятся организационные мероприятия, решаются вопросы, связанные с материально-техническим обеспечением исследования.

2. Полевой этап или этап сбора первичной социологической информации. Связан со сбором информации в зоне практических действий социолога– получение информации от ее носителей-людей: в аудиториях, на улицах, в классах, домах, на производстве и т.д. Информация собирается различными способами и инструментарием, которые присущи социологии и определены программой исследования: при помощи различных видов опроса, наблюдения, анализа документов, эксперимента.

3. Этап подготовки и обработки информации. Та информация, которая получена на полевом этапе, нуждается в проверке и упорядочении. Весь собранный массив изучается с точки зрения отклонения выборки от расчетных параметров. Процедура проверки собранного массива включает просмотр методических документов на предмет точности, полноты и качества заполнения и выбраковку тех из них, которые не соответствуют предъявляемым требованиям.

4. Анализ информации и подготовка итоговых документов или заключительный этап. В ходе анализа делаются выводы о подтверждении или опровержении гипотез, выявляются социальные связи, тенденции, противоречия, парадоксы, новые социальные проблемы. На этом же этапе оформляются результаты исследования. Итоговый документ зависит от вида исследования и определяется пожеланиями заказчика. В качестве такого документа выступают:

1) информационная справка,

2) информационная записка;

3) аналитическая записка;

4) отчет о научно-исследовательской работе.

Аналитическая записка и отчет должны содержать выводы и рекомендации по разрешению той проблемы, изучению которой было посвящено социальное исследование.

После уточнения темы и определения вида исследования на подготовительном этапе разрабатывается программа исследования. Это один из важнейших социологических документов. Программа представляет собой теоретико-методологическую основу процедур всех этапов исследования: сбора, обработки и анализа информации. Программа как научный документ должна отвечать ряду необходимых требований.

Программа социологического исследования – это систематизированное изложение теоретико-методологических предпосылок, общей концепции исследовательского проекта в соответствии с основными целями и задачами предпринимаемой работы, методических и процедурных основ ее выполнения, выдвигаемых гипотез и логически последовательных операций для их проверки

Программа социологического исследования состоит из 2 основных частей: методологической и процедурной.

PAGE_BREAK--

Методологический раздел программы имеет ряд важных структурных элементов.

Анализ проблемы и определение проблемной ситуации. Проблемная ситуация – это реально существующее в социальной действительности противоречие, способы разрешения которого в настоящее время еще не известны или неясны.

Определение объекта исследования и его предварительный анализ. Объект – это совокупность явлений, процессов или определенная сфера социальной действительности, выступающие в качестве факторов проблемной ситуации, на которые направлена познавательная деятельность социолога.

Определение предмета исследования и его предварительный анализ. Предмет исследования – это определенная сторона или свойство (свойства), особенности объекта заданные для непосредственного изучения именно в данном прикладном исследовании.

Определение целей и задач исследования. Цель – это важнейшее методологическое требование к программе. Задачи исследования – это совокупность конкретных целевых установок, в которых формулируются основные и дополнительные требования к анализу и решению проблемы.

Формулирование гипотезы. Гипотеза является формой предположения или допущения об изучаемом объекте, его структуре, особенностях, тенденциях развития, взаимосвязях с другими объектами. По содержанию предположений относительно изучаемого объекта гипотезы подразделяются на описательные, объяснительные и прогнозные. Описательные гипотезы – это предположения о свойствах объекта, характере связей между его отдельными элементами (структурные), о степени тесноты взаимодействия (функциональные). Объяснительные – это такие гипотезы, которые содержат предположения о причинно-следственных зависимостях в изучаемых явлениях и процессах. Прогнозные – это такие гипотезы, которые раскрывают тенденции развития изучаемых объектов. По степени общности гипотезы делятся на гипотезы основания и гипотезы следствия. Гипотезы-основания несут в себе предположения широкой общности, гипотезы-следствия – предположения менее широкой общности.

Вычленение основных понятий, их интерпретация и операционализация. Интерпретация – логический анализ основного понятия, его теоретическая трактовка. Операционализация – дальнейшее членение и детализация понятия до уровня однозначно понимаемых терминов, нахождение их аналогов в реальной жизни (эмпирических индикаторов).

Методико-процедурный раздел включает:

– Определение общего плана исследования.

– Построение требуемого планом типа выборки.

– Определение основных процедур сбора и анализа исходных данных.

Программа конкретного социологического исследования выполняет 3 основные функции:

1. Теоретико-методологическая функция призвана определить требующую своего разрешения научную проблему и наметить основные принципы ее решения.

Методическая функция заключается в определении способов сбора эмпирических данных, описания и интерпретации ожидаемых результатов.

Организационная функция состоит в планировании деятельности исследовательского коллектива с определением видов предлагаемых результатов по каждому из намеченных этапов.

3. Проблема выборки в социологическом исследовании. Типы выборки

Чаще всего объектом социологического исследования выступают большие совокупности людей (например, население страны или региона), дифференцированные по различным социально-демографическим признакам (полу, возрасту, профессии и т.п.) и рассредоточенные по различным поселенческим структурам (большой город, малый город, деревня). Поэтому в социологических исследованиях, как правило, применяются не сплошные, а выборочные опросы. Такой метод исходит из предположения, согласно которому результаты опроса определенной доли населения могут быть распространены на все население страны.

Понятие «выборки» в статистике, социологии, маркетинге рассматривается в двух значениях. Во-первых, это совокупность элементов генеральной совокупности, подлежащих изучению, т.е. выборочная совокупность. Во-вторых, выборка – это процесс формирования выборочной совокупности при необходимом условии обеспечения репрезентативности.

Генеральная совокупность – это совокупность всех возможных социальных объектов, которая подлежит изучению в пределах программы социологического исследования. Выборочная совокупность выступает фактически в качестве своеобразной модели генеральной совокупности, конструируемой из тех же элементов, что и объект моделирования, но в уменьшенных размерах.

Репрезентативность, т.е. свойство выборочной совокупности воспроизводить характеристики исследуемого объекта, обеспечивается дизайном выборки и расчетом ее минимального объема, способными обеспечить приемлемую точность получаемых результатов.

Дизайн выборки (т.е. способ ее проектирования) определяется двумя основными обстоятельствами: характеристиками генеральной совокупности и целями исследования.

В прикладном социологическом исследовании важное значение имеет определение и учет возможных ошибок выборки. Ошибками выборки называют отклонение статистической структуры выборки от структуры исследуемой генеральной совокупности. Существуют два основных типа подобных ошибок. Первый из них – случайные ошибки, представляющие собой отклонение характеристик выборочной совокупности от характеристик исследуемой генеральной совокупности.

Гораздо более существенны и опасны для результатов выборочного исследования систематические ошибки. Они обусловлены неадекватным воспроизведением в выборке основных распределений генеральной совокупности. Чаще всего такие ошибки связаны с ошибками проектирования выборки (например, русские в составе населения Беларуси составляют 11,4%, а в выборке социологического исследования этнонациональных отношений их оказалось почти вдвое больше – 20%), либо с ошибками инструментария исследования. Их часто трудно обнаружить, еще труднее измерить и исправить. Поэтому они могут обесценить результаты всего исследования.

Важное значение в прикладной социологии имеет типологизация выборок, которая может быть осуществлена по нескольким основаниям. Выделяют различные типы выборки (отбора) и виды выборок.

Что касается типов выборок, то в принципе их выделяют три. Речь идет о самих принципах подхода к отбору единиц выборочной совокупности из генеральной. Они могут быть следующими:

– стихийный отбор, т.е. отбор по принципу добровольности и доступности вхождения единиц генеральной совокупности в выборочную. Он используется довольно часто, в частности, в почтовых и прессовых опросах. Основной недостаток подобного отбора – невозможность качественной репрезентации генеральной совокупности. Тем не менее, стихийная выборка используется и с учетом ее экономичности, а также в некоторых исследованиях, когда формирование выборочной совокупности по-иному попросту невозможно;

– вероятностный (случайный) отбор – один из основных, используемых в социологических исследованиях. Главный принцип подобного отбора – обеспечение возможности каждой единице генеральной совокупности попасть в выборочную. С этой целью используются таблицы случайных чисел, лотерейный подбор, механический отбор;

– квотный (стратифицированный) отбор, в основе которого лежит построение качественной модели генеральной совокупности, затем – отбор единиц наблюдения в выборочную совокупность, исходя из имеющейся модели (например, по слоям населения, возрастному, половому признакам и т.д.).

Наконец, по видам выборок выделяют одноступенчатую (простой отбор с использованием соответствующего принципа из генеральной совокупности в выборочную); серийную (в качестве единиц отбора выступают серии – семьи, классы, бригады); многоступенчатую (отбор производится в несколько этапов: сначала, к примеру, отбираются в городе предприятия, на них – цеха, в цехах – респонденты) и некоторые другие.

Наиболее часто применяются в социологических исследованиях следующие типы выборок.

Случайная выборка – это отбор людей из генеральной совокупности на основе статистической случайности, которая обеспечивает равные возможности для каждого элемента генеральной совокупности попасть в число опрашиваемых. Основными трудностями, с которыми сталкиваются социологи при осуществлении случайного отбора респондентов, обусловлены двумя обстоятельствами: невозможностью получения полных списков генеральной совокупности; разной степенью доступности респондентов и их готовности участвовать в исследовании.

Систематическая выборка представляет собой процедуру отбора определенного элемента из списка элементов изучаемой совокупности с использованием определенного «шага», т.е. через определенное количество номеров (например, в жилом массиве опрашиваются жильцы каждой пятнадцатой, начиная с первого номера списка, квартиры) причем номер первого элемента выборки часто определяется случайным образом.

Квотная выборка – это отбор опрашиваемых людей с конкретным набором характеристик, осуществляемый квотами (долями, частями) от каждой определенной группы населения в соответствии с заданными пропорциями. При построении данной выборки учитываются характеристики, непосредственно связанные с базисными признаками исследуемой совокупности (пол, возраст, образование, доход, тип поселения и т.п.).

Кластерная (гнездовая) выборка представляет собой отбор объектов для исследования, в качестве каковых выступают кластеры (гнезда) более мелких единиц. Преимущества ее состоят в том, что значительно проще осуществлять отбор и обследование нескольких компактных групп, чем десятков или сотен отдельных единиц.

Маршрутная выборка представляет собой вариант систематического отбора и заключается в извлечении из списка квартир в домах, упорядоченного по улицам исследуемого населенного пункта.

Стратифицированная (районированная) выборка – такой вид выборки, при котором отбору единиц измерения предшествует процедура стратификации, т.е. расслоение исходной совокупности на статистически или качественно однородные подсовокупаности, называемые слоями, стратами. Данная процедура предполагает деление населения на страты, подходящие для определенного изучения, например, определенного социального класса, электоральных предпочтений, уровня дохода или статуса занятости /безработицы. Избираемый объем выборки в таком случае распределяется между стратами пропорционально их численности в генеральной совокупности, что позволяет обеспечить для каждой из страт одинаковую вероятность быть отобранной для исследования. В тех случаях, когда построение выборки осуществляется на основе выделения социальных слоев, она называется стратифицированной, когда же дифференциация исследуемых групп производится по территориальному принципу, выборку называют районированной.

Продолжение
--PAGE_BREAK--

Многоступенчатая выборка строится на основе применения поэтапного отбора объектов, причем совокупность объектов, отобранных на предыдущем этапе (ступени), становится исходной для отбора на следующем этапе.

Одна из ключевых проблем, встающих, как правило, перед социологом, решающим: доверять полученным в ходе него данным или нет, это то, сколько же человек должно быть опрошено для того, чтобы получить действительно репрезентативную информацию. К сожалению, единой и четкой формулы, используя которую можно было бы рассчитать оптимальный объем выборочной совокупности, не существует в природе. И объясняется это весьма просто. Дело в том, что определение объема выборочной совокупности – это проблема не столько статистическая, сколько содержательная.

Иными словами, объем выборочной совокупности зависит от множества факторов, связанных с проведением исследования: его целей, содержания, методов и, в первую очередь – от следующих:

– используемые в исследовании методики сбора первичной информации;

– уровень однородности генеральной совокупности;

– цели и задачи исследования;

– требующаяся точность получаемой информации.

Что касается первого из названных факторов, то его влияние на объем выборки очевидно: чем более точен и надежен метод – тем меньше объем выборочной совокупности. Одно дело, если мы использовали почтовый опрос, другое – личное интервью. Во втором случае мы, естественно, можем остановиться на минимальной границе избранного объема выборки.

Учет при определении объема выборочной совокупности другого из названных факторов также достаточно прост. Дело в том, что генеральная совокупность, из которой выделяется в процессе исследования выборочная, может быть как гетерогенной, т.е. весьма неоднородной (к примеру, мы должны исследовать в отношении некоего товара потребительское поведение всего населения города, среди которого: и мужчины, и женщины; и молодые, и пожилые; и образованные, и малообразованные, и т.п.), так и гомогенной, т.е. достаточно однородной (к примеру, мы изучаем потребительское поведение молодых матерей в отношении памперсов или молодых ребят по поводу оценки различных марок мотоциклов). Очевидно, что во втором случае, т.е. когда имеет место высокая степень гомогенности генеральной совокупности, мы можем ограничиться достаточно малым объемом выборки.

Третий важнейший фактор. На объем выборочной совокупности огромное влияние оказывают конкретные задачи исследования. К примеру, мы хотим исследовать потребительское поведение населения города. Перед нами – структура генеральной совокупности, которая представляет распределение в целом населения города и по трем квотным признакам: район города, пол, возраст. Совершенно очевидно, что если в исследовании ставится задача изучить мнения населения города в целом – это одна ситуация; если в том числе и по возрастным группам – это другая (здесь мы имеем 3 группы); если необходимо выявить распределения мнений по возрастным и половым группам – это третья ситуация (здесь мы имеем уже шесть групп); наконец, если в исследовании нас интересует распределение информации по возрастным, половым группам и районам города (к примеру, мы хотим определить, как к покупкам того или иного товара относятся молодые женщины, проживающие в Советском районе города Гомеля), то здесь мы имеем дело уже с четвертой ситуацией (48 групп). Ясно, что для того чтобы получить репрезентативную информацию в последним случае, нужно обеспечить представительство в минимальной из этих сорока восьми групп 25-30 чел. Следовательно, минимальный объем выборочной совокупности здесь будет находиться в пределах 2000 чел.

Наконец, еще один фактор, воздействующий на объем выборочной совокупности; необходимая, требующаяся точность получаемой информации. Конечно, лучше иметь более точную информацию, но при этом необходимо иметь в виду, что каждый процент «увеличения точности» приводит к резкому увеличению расходов на исследование.

Приведем пример. Всемирно известный исследователь общественного мнения Дж. Гэллап и его институт на протяжении многих десятилетий, проводящие опросы в США, выявили, что при общенациональной выборке в 100 чел. – ошибка выборки будет в пределах ±11%; 200 чел. – ±8%; 400 чел. – ±6%; 600 чел. – ±5%; 750 чел. – ±4%; 1000 чел. -± 4%; 1500 чел. – ±3%; 4000 чел. – ±2%. Именно поэтому институт Гэллапа, как правило, проводит общенациональные опросы в США на выборке в 1500-2000 чел. Как видно, он предпочитает увеличение ошибки на 1% – многократному увеличению стоимости исследования.

4. Основные методы сбора первичной социологической информации

Научный метод (метод – с греч. «путь») – система правил в теоретической и практической деятельности, а также способ обоснования и построения системы знаний. Разрабатывается на основе знания закономерностей изучаемого объекта, т.е. у каждой науки есть свои, специфические методы.

Объект изучения социологии – общество, которое изучают на макро и микроуровне, поэтому используют две группы методов: теоретические и эмпирические.

Изначально социологами применялись теоретические методы. Конт, Дюркгейм, Маркс, Спенсер использовали логический, исторический, сравнительный, структурный методы. В ХХ веке Парсонс использует структурно-функциональный метод. Во второй половине ХХ века с развитием кибернетики появляются системный метод, метод моделирования социальных явлений, метод социального прогнозирования.

Сейчас теоретические методы используются в комплексе с эмпирическими.

Эмпирические – считалось, что социология должна быть строгой, доказательной наукой. Конт впервые применяет наблюдение, эксперимент (как и в естественных науках – физики, биологии). Далее в социологии используется метод анализа документов, а Маркс и Энгельс впервые применяют метод опроса.

Наблюдение – метод прямой регистрации событий очевидцем в процессе их протекания. Наблюдение отличается от простого созерцания. Научное наблюдение имеет четко поставленную цель, ведется по разработанному плану, его результаты фиксируются. Основные виды наблюдения: включенное – наблюдатель сам является участником событий (например, участвует в митинге), невключенное – наблюдает со стороны. Сильные стороны наблюдения – его непосредственный характер (не с чьих-то слов), точность, оперативность. Недостатки – влияние наблюдателя как на наблюдаемое явление, так и на его результаты; сложность наблюдения и одновременного фиксирования результата; локальность, фрагментарность. Часто наблюдение в социологии используется вместе с другими методами.

Примеры: Уильям Уайт «Общество на углу улицы» – бедный итальянский квартал Бостона, Франк Канинг – изучение индейцев зуни в штате Нью-Мексико, Ирвинг Гофман – поведение людей в психиатрической лечебнице.

Эксперимент – метод выявления причинно-следственных связей между изучаемыми явлениями посредством внесения целенаправленных изменений в изучаемые объекты. В социологии эксперимент применяется нечасто, т. к. является одним из самых сложных методов. Сильная сторона – объективность. Недостаток – проблема чистоты эксперимента, т. к. участниками эксперимента в социологии являются люди, они должны знать об этом, о целях эксперимента, участвовать в нем добровольно. Это оказывает влияние на ход эксперимента.

Примеры: эффект плацебо, хотторнский эффект, исследование Филиппа Зомбардо в тюрьмах (тюрьма порождает насилие даже у эмоционально здоровых людей).

Метод анализа документов подразделяется на два вида: традиционный – изучается время появления, авторство, надежность источника; контент-анализ – метод извлечения информации из больших текстовых массивов с помощью выделения смысловых единиц, к которым относятся определенные понятия, имена и т. п. Суть метода состоит в переводе качественных показателей информации в количественные.

Пример: анализ СМИ перед выборами.

Опрос – метод сбора первичной социологической информации посредством обращения с вопросами к определенной группе людей (респондентам). Ключевой метод социологии (используется в 90% случаях). Варианты опроса: анкетирование, интервью, социометрический опрос, экспертный опрос.

Список использованных источников

1. Лавриненко В.Н. Социология / В.Н. Лавриненко. – М.: ЮНИТИ, 2002.

2. Ядов В.А. Социологическое исследование. Методология, программа, методы / В.А. Ядов. Изд. 2-ое. – М.: Наука, 1987.

3. Фролов С. С. Основы социологии / С.С. Фролов – М.: «Юрист», 1997

4. Андреенков В.Г. Структура и процесс социологического исследования /В.Г. Андреенков, А.В. Кабыща – М.: 1996.

5. Гречихин В.Г. Опрос как метод сбора первичной социологической информации // Лекции по методике и технике социологических исследований / В.Г. Гречихин. – М.: 1988.

Слайд 2

Слайд 3

Слайд 4

Слайд 5

Слайд 6

Слайд 7

ТРЕБОВАНИЯ К ПРОГРАММЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

Первое - программа исследования должна быть. Без программы исследование напоминает поиск методом проб и ошибок, расход средств и времени часто не оправдывает полученных результатов. Второе требование - эксплицитность программы. Все ее положения должны быть четкими, все элементы - продуманными в соответствии с логикой исследования и ясно сформулированными. Интуитивный набросок программы не может заменить строгую обоснованность всех исходных правил и посылок процедуры. Третье требование - логическая последовательность всех элементов программы. Нельзя начать с выбора принципиального плана, не видя цели и задачи исследования. Бессмысленно пытаться сформулировать частные гипотезы, не представляя объект в целом. Нельзя начинать отработку методов сбора данных, не имея принципиального плана исследования в целом и до того, как ключевые понятия подверглись эмпирической интерпретации. Короче говоря, все звенья программы связаны в логически стройную цепочку. Обрыв в одном звене немедленно влечет за собой ошибки в последующих операциях. Четвертое требование - гибкость программы. Отдельные положения ее могут уточняться по мере обнаружения ошибок. Нередко программа разрабатывается в два этапа. Вначале набрасывается макет программы с указанием цели, задач исследования, примерной формулировкой гипотез, затем проводится небольшое пилотажное исследование, после чего разрабатывается окончательная программа

Слайд 8

Теоретическая часть программы

  • Слайд 9

    Проблема

    9 Проблема - в широком смысле - сложный теоретический или практический вопрос, требующий изучения, разрешения; в науке - противоречивая ситуация, выступающая в виде противоположных позиций в объяснении каких-либо явлений, объектов, процессов и требующая адекватной теории для ее разрешения. Энциклопедический словарь

    Слайд 10

    Слайд 11

    Формулировка проблемы

    1. Формулировка проблемы означает систематизацию знаний относительно данного фрагмента социальной реальности и по возможности более точное определение того, что именно неизвестно и установление чего могло бы существенно обогатить представления об изучаемом фрагменте. Источники научных проблем: а) противоречия реальной действительности; б) «белые пятна познания» (неизученность тех или иных социальных явлений, событий); в) «конфликт интерпретаций», когда социальные факты описываются и объясняются существенно по-разному, при чем каждая из научных позиций недостаточно убедительна.

    Слайд 12

    Слайд 13

    Слайд 14

    Слайд 15

    Слайд 16

    Слайд 17

    Определение объекта и предмета исследования

    2.Объектомможет быть все то, что явно или неявно содержит социальное противоречие и порождает проблемную ситуацию. Предметом исследования выступают наиболее.значимые с теоретической или практической точки зрения свойства, стороны объекта, которые подлежат непосредственному изучению. Предмет исследования - это те параметры объекта, в которых наиболее рельефно проявляются социальные противоречия.

    Слайд 18

    Предмет и объект исследования

    18 Объект. 1. То, что существует вне нас и независимо от нашего сознания, внешний мир, материальная действительность. 2. Явление, предмет, на который направлена какая-н. деятельность. Объект изучения». Предмет. 1. Всякое материальное явление, вещь. 2. То, на что направлена мысль, что составляет его содержание или на что направлено какое-то действие» С. И. Ожегов Пример: Влияние мирового финансового кризиса на процесс управления крупномасштабными проектами

    Слайд 19

    Слайд 20

    Слайд 21

    Слайд 22

    Определение цели и постановка задач исследования

    Исследование направлено на решение проблем, которые сознательно формулируются в виде целей, определяющих для чего оно проводится и что надо получить в результате, а также задач реализации поставленных целей. Четкой постановкой целей исследования достигается: 1) Одновременная (осознанное или неосознанное) формулировка и гипотез о возможных решениях поставленной проблемы, чем обеспечивается ориентация дальнейшего хода исследования, 2) Определение объема работы, временных и финансовых затрат, материально-технических ресурсов, методического обеспечения для получения ожидаемого результата. 3) Регулирование взаимоотношений заказчика и исполнителя, обеспечивающее нормативную сторону программы как официального документа и определяющее форму представления результатов исследования. Это снимает: а) необоснованные обещания исполнителя; б) завышенные ожидания и необоснованные претензии заказчика.

    Слайд 23

    Задачи исследования - это содержательно-организационная детализация поставленных целей. Программные Дополнительные (основные и неосновные) (неосновные) Правила постановки задач: 1. Исследовательские задачи формулируются как конкретные установки, определяющие необходимую поэтапность решений поставленной проблемы. Это позволяет: а) контролировать и согласовывать друг с другом результаты, полученные на различных этапах исследования; б) не отвлекаться от главного и не упускать из виду второстепенное. 2. Каждому виду исследовательских задач (эмпирические, теоретические, логические) соответствует определенный состав познавательных действий, средств и методов социологического познания. 3. Не допускать перемешивания целей и задач, основных и неосновных задач.

    Слайд 24

    Слайд 25

    Слайд 26

    Выработка гипотез

  • Слайд 27

    гипотеза

    Гипотеза - предварительный «проект» решения поставленной проблемы, истинность которого предстоит проверить. 1. Это вероятностное знание. 2. Это достаточно обоснованное знание (но не истинное). 3. Это знание предполагает разрешение противоречия, лежавшего в основе проблемы. 4. Это знание содержит качественно новые моменты, по сравнению с имеющимися. 5. Это принципиально проверяемое знание, с указанием на способ проверки. ОСИ

    Слайд 28

    Слайд 29

    Слайд 30

    Классификация гипотез:

    По задачам исследования: - основные - неосновные По содержанию: а) описательные (о существенных свойствах объекта): - структурные - функциональные б) объяснительные (предложения о значении факторов). в) гипотезы - следствия ОСИ

    Слайд 31

    Рабочая гипотеза

    31 Гипотеза - это предположительное суждение о закономерной (причинной) связи явлений. Энциклопедический словарь Рабочая гипотеза определяет основное направление осуществления исследовательского проекта.

    Слайд 32

    Источником гипотез выступают новые факты, в которых предметная область включается в научно-практическое исследование: когда для объяснения новых фактов недостаточно имеющихся теоретических знаний; когда для объяснения новых фактов непригодны общие имеющиеся знания. ОСИ

    Слайд 33

    24.11.2017 33 1. Гипотезы должны быть концептуально ясными, т.е. они должны четко очерчивать основной теоретико-прикладной замысел исследования. 2. Гипотезы должны быть принципиально проверяемыми. Предложение о всеобщем закате цивилизации или об отмирании моногамной формы брака не относятся к числу проверяемых. Чтобы социологическая гипотеза была проверяемой, все ключевые ее понятия должны иметь эмпирическую интерпретацию. 3.Гипотезы должны быть реально проверяемыми при данном уровне теоретических знаний, методологической оснащенности и практических возможностей исследования. 4. Рабочая гипотеза должна быть специфицирована в том смысле, что в самой ее формулировке следует указать и способ ее проверки. С этой целью наряду с основной гипотезой следует сформулировать ряд гипотез - следствий, в которых будет четко указано, какой характер связи между такими то и такими фактами будет подтверждать или отвергать гипотезу Четкие, теоретически выверенные представления позволяют избегать ложных, спекулятивных и не допускающих решения гипотез, которых не избежать, если исследователь опирается на любые мыслительные предположения. СТРОЯ ГИПОТЕЗУ, ДУМАЙ ОДНОВРЕМЕННО И О ТОМ, КАК ПО НЕЙ СОБРАТЬ МАТЕРИАЛ И КАК ЕГО ОБРАБОТАТЬ.

    Слайд 34

    Интерпретация основных понятий

    опосредованное выявление интересующих исследователя сторон и свойств предмета изучения объяснение, оценивание и соотнесение интерпретируемого содержания с другими сходными данными

    Слайд 35

    Слайд 36

    Уточнение и интерпретация основных понятий

    24.11.2017 36 Механизм интерпретации Теоретическая интерпретация Эмпирическая интерпретация Операционализация Создание «образа» данного понятия, выявление его «зримых» проявлений в реальной действительности а) соотнесение специфических понятий с определенной теоретической системой; б) достижение однозначности в понимании содержания категориального понятийного аппарата данного исследования; в) достижение точности употребления терминов, однозначно фиксирующих определенные понятия. Выбор эмпирических показателей каждой из выделенных характеристик, т.е. переход к операциональным уточнениям: какими конкретно методами и техническими приемами следует фиксировать выделенные свойства В ходе ЭИП происходит конкретизация теоретического понятия в различных аспектах проявления описываемого процесса по схеме ПОНЯТИЕ - ПОКАЗАТЕЛЬ - ИНДИКАТОР Построение так называемых индексов их составных показателей, формируемых путем определенной комбинации частных показателей, которые были выделены в предыдущей операции Кроме структурной интерпретации понятий, описывающих предмет исследования, необходимо провести их факторную интерпретацию, т.е. определить систему его связей с внешними объектами и внутренними субъективными факторами.

    Слайд 37

    Слайд 38

    Слайд 39

    Слайд 40

    Слайд 41

    Пример интерпретации понятий

    24.11.2017 41 ОПЕРАЦИОНАЛИЗАЦИЯ ПОНЯТИЯ «ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ» № п.п. 1. 2. 3. 4. 5. Показатели Отношение к труду Отношение к собственности Отношение к производству Отношения между работниками Отношение к управлению Переменные Развитие субъективных побудителей и практических усилий, направленных на самореализацию в труде. Субъективное восприятие. Реальное совпадение. Субъективное восприятие как источника благ, потребления. Фактическое трудовое поведение. Состояние групповой солидарности, социально-психологического микроклимата, состязательности. Субъективное восприятие служебно-деловых отношений, стиля управления. Индикаторы Мотивы, установки, стереотипы, удовлетворенность, инициативность, качество работы, дисциплинированность, заработок. Мое, наше, чужое. Понимание, оценки, установки, события Общение сопереживание, симпатии, общие ценностные ориентации, интересы, типы поведения. Одобрение, безразличие, осуждение. Принятие, непринятие. Оценки.

    Слайд 42

    Слайд 43

    Предварительный анализ объекта исследования

    Предварительное системно-комплексное описание предмета исследования есть целостное его воспроизведение в реальном пространстве-времени, охватывающее и факторы, влияющие на его функцию, направление и развитие. В результате происходит отбор эмпирического материала, который не может не быть изучен в данном исследовании. Системный анализ позволяет рассмотреть составляющие (элементы) предмета исследования, внутренние и внешние связи. Функциональный анализ позволяет выявить механизмы воздействия на изучаемые явления со стороны внешних связей и условий, Комплексный анализ позволяет осуществить междисциплинарный подход и объемно представить «образ» исследуемого социального явления.

    Слайд 44

    3. Процедурно-методический раздел программы Аннотация исследования

    24.11.2017 44 1. Определение исследования 1.1. Название исследования 1.2. Сроки проведения 1.3. Исполнитель (название, адрес, телефон организации, проводящей исследование) Руководитель и ответственный исполнитель исследования (ф. и. о., уч. степень, должность, место работы, адрес, телефон) 2. Тип исследования. 2. 1. Пилотажное (если доследование ограничилось пилотажем). 2. 2. Основное. 2. 3. Разовое. 2. 4. Продолжающееся (лонгитюдное). 2. 5. Сравнительное. 2. 6. Повторное (панельное, трендовое, когортное). 2. 7. Монографическое. 2. 8. Сплошное. 2. 9. Выборочное. 2. 10. Теоретическое. 2. 11. Теоретико-прикладное. 2. 12. Прикладное. 2. 13. Другое _____________________________________________________________ 3. Характеристика объекта исследования. 3. 1. Генеральная совокупность _____________________________________________ 3. 2. Социально-демографические характеристики генеральной совокупности ________ 3. 3. Объем генеральной совокупности

    Слайд 45

    Продолжение

    24.11.2017 45 3. 4. Единица наблюдения (нужное подчеркнуть) Индивид Семья Первичный коллектив Неформальная группа Предприятие, учреждение Населенный пункт Район, область, регион Другое________________________________________________________ 3.5. Общий объем выборки (указать численность единиц наблюдения) 3.6. Тип выборки (нужное подчеркнуть) Случайная Квотная Гнездовой отбор Другое________________________________________________________ Социально-демографическая характеристика выборочной совокупности 4. Характеристика методов исследования. 4.1. Методы сбора социологической информации в исследовании (нужное подчеркнуть) Анкета, заполняемая респондентом: - персонализированная - индивидуальная или групповая Почтовая анкета: - персонализированная - индивидуальная или групповая

    Слайд 46

    24.11.2017 46 Продолжение Стандартизованное интервью: - по месту жительства - по месту работы Свободное интервью: - по месте жительства - по месту работы Наблюдение структурированное Наблюдение неструктурированное Наблюдение включенное Наблюдение невключенное Самоотчет Самофотография Анализ дневников, писем и др. личных документов Анализ официальных документов Анализ статистики Анализ текстов средств массовой информации Опрос экспертов Тестирование: - самостоятельная процедура - в составе анкеты или интервью Социометрический опрос Социологический эксперимент Опрос с помощью специальных технических устройств Другие методы.

    Слайд 47

    Посмотреть все слайды

    Слайд 2

    Отдельные эмпирические социологические исследования проводились в зарубежных странах еще в XIX в., систематическими же они стали лишь в первой половине XX в. В 20-е и 30-е годы в нашей стране также бы осуществлен ряд исследовательских проектов. Регулярные эмпирические исследования ведутся лишь со второй половины 50-х годов. В настоящее время функционируют десятки социологических центров, среди которых наиболее известные - Институт социологии РАН, Институт сравнительных социальных исследований, Институт социально-политических исследований РАН, Независимый институт социальных и национальных проблем, Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) и др. Сейчас практически нет такой сферы человеческой жизни, которая не изучалась бы социологами.

    Слайд 3

    В наше время человечество превратилось в довольно таки высокоразвитое сообщество с развитой структурой власти, различных социальных институтов. Но перед ним, как и раньше, встают различные трудные и важные проблемы. Это может быть, например, оценка общественного мнения по какой-либо проблеме и т. д. Встаёт вопрос: как и каким путём их разрешить? Но для рационального решения поставленных задач нужно иметь представление о проблеме, её причине. Именно здесь на передний план и выступает социологическое исследование. Социологическое исследование, как и любое другое исследование в любой дисциплине или науке, играет очень большое значение. Оно позволяет исследователю двигаться вперёд в его исследованиях, подтверждая или опровергая свои домыслы и догадки, собирать и оценивать информацию о изучаемом явлении.

    Слайд 4

    Социологическое исследование служит как бы связующим звеном между теоретическими знаниями и реальной действительностью. Оно помогает устанавливать новые закономерности развития общества в целом или каких-либо его структурных элементов в частности. С помощью его можно решать очень большой круг вопросов и задач, анализируя полученные данные и давая конкретные рекомендации для разрешения проблемы. Социологическое исследование - один из способов развития и накопления социологического знания, заключающийся в сознательной концентрации усилий отдельного исследователя на ограниченных, заранее более или менее определённых задачах. В данный момент в качестве примера использования социологического исследования можно привести опрос общественного мнения по распределению предпочтений граждан к кандидатам в городскую думу. В принципе и сам процесс голосования является большим государственным социологическим исследованием. Таким образом, роль социологического исследования в процессе изучения общества трудно переоценить.

    Слайд 5

    Социологическое исследование

    Совокупность логических взаимосвязных, последовательных, методологических, методических, и организационных технических й процедур связанных между собой единой целью: получить достоверные объективные данные о изучаемом явлении, в сфере труда, политической, экономической сфере.

    Слайд 6

    Этапы социологического исследования

    Социологическое исследование включает четыре сменяющих друга этапа: подготовку исследования; сбор первичной социологической информации; подготовку собранной информации к обработке и ее обработку; анализ полученной информации, подведение итогов исследования, формулировку выводов и рекомендаций. Несмотря на то что каждое социологическое исследование, претендующее на цельность и законченность, включает вышеназванные этапы, единой, унифицированной формы социологического анализа, пригодной для изучения различной сложности проблем, не существует.

    Слайд 7

    Основные понятия

    Анкета (от франц. Enquete - расследование) - упорядоченный по последовательности, содержанию, содержанию и форме набор вопросительных суждений, воплощенный в виде опросного листа и предназначенный для сбора эмпирической социологической информации в форме письменных ответов опрашиваемых (респондентов) по сформулированной исследовательской проблеме. Анкетер (Интервьюер) - лицо, осуществляющее сбор эмпирической информации посредством анкетного опроса респондентов. Бланк интервью - вопросник, используемый в очных интервью.

    Слайд 8

    Вопрос (в социологической анкете) - специально разработанное вопросительное суждение, адресованное определенной совокупности респондентов и рассчитанное на получение в виде ответов информации, необходимой для решения исследовательской задачи. Данные - результаты наблюдений или информация, о действительности получаемая в ходе исследования. Интервью (от англ. interview - беседа с глазу на глаз) - один из основных методов опроса, использующий в качестве источника информации непосредственное вербальное взаимодействие исследователя с респондентом в соответствии с исследовательской программой.

    Слайд 9

    Интервьюер (анкетер) - лицо, ведущее непосредственное общение с респондентами с помощью опросника с целью сбора информации. Метод (греч. methodos - "путь к чему-либо") - способ исследования явлений или планомерный путь научного познания и установления истины. Метод в социологии - это способ теоретического или эмпирического получения информации в процессе исследования; совокупность приемов, процедур, операций познания социальной реальности, а также социального моделирования.

    Слайд 10

    Методика (гр. methodike) - совокупность способов целесообразного проведения какой-либо работы. В социологии - это совокупность способов выявления конкретных социальных фактов и средств получения и обработки социологической информации. Опрос - метод, используемый для изучения мнений, отношений или поведения индивидов. Пилотажное исследование - мелкомасштабная проверка мер и процедур исследования, преследующая цель заблаговременно выявить все слабые места в его плане или инструментарии.

    Слайд 11

    Проблема-это противоречие между знаниями о потребностях людей в каких-то результатах, практических или теоретических действиях и незнание путей и средств их достижения. Респондент - лицо, участвующее в опросе в качестве источника или коммуникатора социальной информации.

    Слайд 12

    Виды исследований по целям

    1. Разведывательные исследования: проводятся для предварительного обследования нового общественного процесса или явления, когда проблема или мало, или вообще не изучена; либо для получения дополнительной информации о предмете и объекте; охватывает, как правило, небольшие обследуемые совокупности и основывается на упрощенной программе и сжатом по объему инструментарии; дает возможность получить первичную социологическую информацию, т.е. необобщенные сведения, подлежащие дальнейшей обработке и обобщению. Разведывательное исследование: небольшое, наиболее простое исследование, имеющее небольшое количество респондентов и сжатый инструментарий социологического исследования

    Слайд 13

    2. Описательное исследование: более сложный вид социологического анализа, который позволяет составить относительно целостное представление об изучаемом явлении, его структурных элементах; проводится по подробно разработанной программе и на базе методически апробированного инструментария; делает возможными группировку и классификацию элементов по тем характеристикам, которые выделены в качестве существенных в связи с изучаемой проблемой; в его ходе устанавливается, есть ли связь между характеристиками изучаемого явления; обычно применяется в тех случаях, когда объектом служит относительно большая общность людей, отличающаяся разнообразными характеристиками (персонал крупного предприятия, население города, района, области, региона). Описательное исследование: более глубокий вид исследования с более большой общностью людей. Применяется машинная обработка.

    Слайд 14

    3. Аналитическое исследование: ставит целью углубленное изучение явления, когда нужно не только описать структуру, но и узнать, что определяет его основные количественные и качественные параметры; имеет особенно большую научную и практическую ценность; выясняется, носит ли связь между характеристиками изучаемого явления причинный характер; в каждом аналитическом исследовании изучается совокупность факторов (переменных); из нее выделяются основные и неосновные, временные и постоянные, управляемые и неуправляемые. Аналитическое исследование: самое сложное и глубокое исследование. Носит не только описательный характер, охватывает большое количество респондентов. Обычно рассматривает динамику явления.

    Слайд 15

    Виды исследований по месту проведения

    Полевые исследования. Полевыми называют исследования, проводимые в естественной среде обитания объектов. Лабораторные исследования. Лабораторными называют исследования в искусственно созданных социологами условиях. социологического исследования

    Слайд 16

    Виды исследований по месту социолога

    Включенные. Включенными называют такие исследования, при проведении которых социолог находится внутри объекта. Невключенные. Невключенными называют исследования, при которых социолог находится вне объекта изучения. при проведении социологического исследования

    Слайд 17

    Специальные Виды социологических исследований

    1. Монографическое исследование нацелено на всестороннее, «глобальное» изучение избранного социального процесса или явления на одном из объектов, взятом в качестве представителя целого класса аналогичных объектов; 2. Когортныеисследования изучают специфические совокупности людей в течение определенного времени, например года, переживших одновременно одно и то же событие (вступивших в брак, призванных в армию, поступивших в вуз и т.д.); 3. Международные, кросскультурные исследования, которые основаны на сравнении и сопоставлении явлений и процессов в различных странах.

    Слайд 18

    СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ

    Посмотреть все слайды






























    1 из 29

    Презентация на тему:

    № слайда 1

    Описание слайда:

    № слайда 2

    Описание слайда:

    Социологии выделяют три группы методов. Первая группа - общенаучные методы (анализ и синтез, восхождение от частного к общему, статистический и т. д.). Вторую группу часто называют общими подходами. Третью группу составляют методы конкретного социологического исследования. Методы социологии Метод определяется как способ, совокупность приемов изучения объекта. Его также определяют как технологический принцип изучения предмета.

    № слайда 3

    Описание слайда:

    Прикладное направление социологии Социология как наука должна основываться на точных, конкретных данных об отдельных социальных фактах, составляющих процесс изменения и структуру общества. Эти данные собираются исследователями с помощью набора методов эмпирических исследований. На эмпирическом уровне социологи собирают многочисленные факты, сведения, мнения членов социальных групп, личностных данных, их последующая обработка, обобщение и формулирование первичных выводов относительно конкретных явлений социальной жизни..

    № слайда 4

    Описание слайда:

    Система понятий социологического исследования Метод – основной способ сбора, обработки и анализа данных. Инструментарий метода – совокупность исследовательской документации (вопросников, бланков, дневников наблюдателя и т. п.), обеспечивающих реализацию метода. Процедура метода – одна отдельно взятая операция реализации метода (например, заполнение дневника исследователя). Техника метода – специальные приемы, повышающие эффективность метода (разработки его инструментов и осуществления процедур). Технология метода – последовательность процедур и техник используемого метода. Методика социологического исследования – собирательное понятие, обобщающее все используемые в исследовании методы, их инструменты, процедуры, техники и технологии.

    № слайда 5

    Описание слайда:

    Структурные элементы СИ Цель исследования всегда должна быть ориентирована на результат, должна через реализацию помочь выявить пути и средства решения поставленной проблемы. Задачи исследования – система изучаемых вопросов, ответ на которые обеспечивает достижение цели исследования. Объектом исследования являются реальные социальные процессы, которые содержат противоречия или проблемную ситуацию. Предмет – это стороны, свойства, отношения объекта, границы, в пределах которых объект изучается в данном случае. Гипотеза является предварительным предположением, объясняющим социальный факт с целью его последующего подтверждения или опровержения. Три типа гипотез: 1) на количественные соотношения (они могут быть точными, приблизительными, предварительными); 2) на объяснение и на выявление элементов системы (когда надо объяснить, почему происходит так, а не иначе); 3) прогноз, предвидение, предсказание (носит сложный характер, вскрывает механизм причинно-следственной связи).

    № слайда 6

    Описание слайда:

    Этапы социологического исследования 1.Концептуализация – определение цели исследования, Выдвижение гипотез, уточнение понятий и их операционализация. 2. Схематизация – установление процедур, которые должны быть применены во время опроса, и принятие решения о характере требуемой выборки. 3. Подготовка инструментария – составление анкеты или бланка интервью, определение числа и порядка вопросов, подготовка необходимых наглядных пособий или любых других подсобных средств. 4. Планирование – рассмотрение финансовых, административных, материально-технических и кадровых проблем, связанных с проведением опроса. 5. Построение выборки – отбор предполагаемых респондентов в соответствии с тем из методов, который лучше других подходит для целей и средств данного исследования. 6. Инструктаж – подготовка интервьюеров, кодировщиков и другого обслуживающего опрос персонала к работе с респондентами и к обработке данных; снабжение персонала необходимыми материальными средствами.

    № слайда 7

    Описание слайда:

    7. Предварительное тестирование – опробование выбранного инструментария на выборке малых размеров с целью проверки правильности понимания респондентами инструкций и вопросов, а также проверки соответствия их ответов ожидаемому типу ответов. 8. Опрос – в форме анкетирования или интервью – получение информации от участников выборки с применением пилотажного инструментария. 9. Наблюдение за ходом опроса (мониторинг) - проверка корректности применения методики опрашивающими, а так же контроль за тем, чтобы опрашивались строго только участники выборки (проверка записей интервьюеров, случаев отказа респондентов от опроса и т.д.). 10. Контрольная проверка – проверка (посредством дополнительных контактов с респондентами) того, все ли члены выборки оказались реально охвачены опросом, и все ли из них возвратили анкеты. 11. Кодирование – преобразование собранных данных в числовую форму. 12. Обработка – подготовка данных для анализа. 13. Анализ – переработка данных с помощью статистических и других средств с целью получения содержательных выводов. 14. Составление отчета – изложение результатов анализа в форме исследовательского отчета.

    № слайда 8

    Описание слайда:

    Программа социологического исследования – это стратегический документ исследования, представляет собой тезисное изложение концепции организаторов работы, их замыслов и намерений. Состоит из двух частей: методологической: включает формулировку и обоснование проблемы, указание цели, определение объекта и предмета исследования, логический анализ основных понятий, формулировку гипотез и задач; методической– определение обследуемой совокупности, характеристику используемых методов сбора первичной социологической информации, логическую структуру инструментария для сбора этой информации и логические схемы ее обработки на ЭВМ.

    № слайда 9

    Описание слайда:

    Элементами программы являются: определение проблемы и темы исследования; формулирование его цели и задач; теоретический анализ проблемы; выдвижение гипотез; выбор принципиального плана исследования; определение объекта, типа выборки; разработка методики сбора материала; создание техники сбора данных; поиск способа обработки материала; составление рабочего плана.

    № слайда 10

    Описание слайда:

    Требования к программе исследования эксплицитность программы - все положения должны быть четкими, все элементы - продуманными в соответствии с логикой исследования и ясно сформулированными; логическая последовательность всех элементов программы - нельзя начать с выбора принципиального плана, не видя цели и задачи исследования; гибкость программы - отдельные положения ее могут уточняться по мере обнаружения ошибок. В рабочем плане исследования намечаются: этапы и сроки проведения работы, обосновывается численность сотрудников, фиксируются исполнители, составляется смета расходов, определяются сроки представления предварительных и итоговых результатов исследования четко определить, что ожидает заказчик от планируемого исследования и что с точки зрения социологов может быть реализовано точно, что предположительно или вовсе не удастся.

    № слайда 11

    Описание слайда:

    Типы социологического исследования Пилотажное исследование – пробное исследование, предназначено для проверки качества основного исследования, охватывает небольшие совокупности, основываясь на упрощенной программе. Проверяются все элементы будущего исследования, выявляются трудности, которые могут встретиться при его проведении, формируются новые гипотезы и собираются оперативные социологические данные.

    № слайда 12

    Описание слайда:

    Описательное исследование более сложное, так как по своим целям и задачам оно предполагает получить целостное представление об изучаемом явлении. Проводится по полной программе с соответствующим инструментарием. Описательное исследование проводится, когда объект изучения – большая общность людей, отличающаяся разнообразными характеристиками. Можно выявить и сопоставить связи между ними, осуществить сравнение и сопоставление. Аналитическое исследование – самый углубленный вид социологического анализа. Цель его – выявить причины, лежащие в основе процесса и обусловливающие его специфику. Его подготовка требует большого времени. Оно носит комплексный характер.

    № слайда 13

    Описание слайда:

    В зависимости от того, изучается предмет в статике или в динамике, различают: -Точечное (разовое)- отражает моментальный срез характеристик объекта, -Повторные исследования бывают трендовыми, панельными и лонгитюдными. трендовые осуществляются на аналогичных выборках с интервалом во времени в рамках единой генеральной совокупности. Быают: когортные (когда изучают определенную возрастную группу – когорту) и исторические (когда состав когорт меняется). панельное исследование – это обследование одних и тех же людей через одинаковые промежутки времени. При нем важно соблюдать единообразие. Сведения получают об индивидуальных изменениях. Главная сложность – сохранение выборки от одного исследования до другого. люнгитюдным называется исследование если моменты повторного исследования выбираются с учетом генезиса (развития в течение длительного времени) изучаемой совокупности, то это.

    № слайда 14

    Описание слайда:

    № слайда 15

    Описание слайда:

    Процедуры выборки: 1) определение слоев и групп населения, на которые предполагается распространить полученные результаты опроса (генеральная совокупность); 2) определение численности опрашиваемых, необходимой и достаточной для репрезентации генеральной совокупности 3) определение правила поиска и отбора респондентов на последней стадии выбора. Обычно социологи используют в своих исследованиях случайную выборку. При случайной выборке исследователи осуществляют произвольный отбор объектов исследования с применением либо случайных чисел, либо систематической выборки. Если выборочная совокупность слишком велика, проводится квотная выборка, предполагающая разбивку ее на страты по полу, возрасту, социальному классу, месту жительства.

    № слайда 16

    Описание слайда:

    Основные методы СИ Наблюдение Это метод сбора первичной социальной информации об изучаемом объекте путем направленного, систематического и непосредственного восприятия и регистрации с точки зрения целей и задач исследования. Наблюдение применяется тогда, когда информация, необходимая исследователю, не может быть получена никакими иными способами, например, при изучении поведения людей на митингах, концертах рок -группы и т.д.

    № слайда 17

    Описание слайда:

    Наблюдение применяется: -при изучении поведения людей в привычных, часто повторяющихся обстоятельствах, -когда действия индивидов и групп приобретают автоматизированный характер, -в экстремальных случаях для выявления типичных реакций людей на чрезвычайные ситуации. Цели наблюдения: - может быть использовано в качестве источника информации об исследуемом социальном объекте. - с его помощью можно получить дополнительные сведения об изучаемом объекте. - способно служить в качестве средства проверки данных, полученных иными способами. Возможны два варианта данного метода: невключенное наблюдение, которое ведется \"со стороны\", включенное- осуществляемое при участии самого наблюдателя.

    Описание слайда:

    Два основных метода анализа документов Традиционный анализ – самостоятельный творческий процесс, который зависит от: 1)содержания и направленности самого документа; 2) условий, целей и задач проводимого исследования; 3) научной квалификации и таланта самого исследователя. Отсюда видно, что Традиционный анализ несет в себе возможность нарушения принципа объективности в объяснении документа. Формализованный или контент- анализ. Этот вид анализа ориентирован на извлечение социологической информации из больших массивов документальных источников, трудно поддающихся традиционному интуитивному анализу. В его процессе в изучаемом тексте выделяются определенные, интересующие исследователя элементы содержания (термины, имена политических деятелей, суждения, точки зрения, различные виды публикаций и т.д.). Их классифицируют, подсчитывают и проводят количественный анализ.

    Описание слайда:

    Опрос Это метод сбора данных, при котором исследователь получает информацию непосредственно от представителей населения, отобранных таким образом, чтобы на основании их ответов можно было с достаточной надежностью делать выводы обо всем населении или о какой-то его части.

    № слайда 22

    Описание слайда:

    Лица, которые отвечают на вопросы, называются респондентами. Опрос предоставляет исследователю информацию пяти типов: Факты. В разряд фактов биографические сведения о респонденте, которые могут оказаться существенными при интерпретации других данных. Знания. К разряду знаний относятся суждения опрашиваемого об окружающем мире, то есть, то, что человек знает о нем. Мнения. В разряде мнений находятся суждения респондента о его предпочтениях или взглядах на определенные предметы и события. Отношения. К отношениям причисляют сравнительно устойчивые настроения респондентов и их оценки определенных событий, явлений, людей. Поведенческие отчеты. Поведенческие отчеты – это утверждения опрашиваемых о том, как они поступают в том или ином случае.

    Описание слайда:

    Качество анкеты 1)формулировка вопросов должна соответствовать исследовательской задаче, то есть обеспечивать получение информации именно об изучаемом признаке. 2) формулировка должна соответствовать возможностям респондента как источника информации, то есть вопросы не должны предъявлять непосильных требований к респонденту, к его памяти, аналитическим возможностям, к его представлениям о чувстве собственного достоинства.

    № слайда 25

    Описание слайда:

    Метод интервьюирования В основе интервью – беседа по предварительно разработанному подробному плану, однако чаще социологи проводят интервью на основе заранее подготовленного опросного листа, в котором даются все интересующие вопросы в определенной последовательности и с заданными формулировками. Участие интервьюера позволяет максимально приспособить вопросы бланка-интервью к возможностям отвечающего.

    № слайда 26

    Описание слайда:

    Три вида интервью Формализованное – означает строгую регламентацию общения интервьюера и респондента детально разработанным вопросником и инструкцией. Фокусированное – имеет своей целью сбор мнений оценок по поводу конкретной ситуации, явления, его последствий или причин. Респондентов заранее знакомят с предметом беседы. Вопросы хотя и подготавливаются заранее, но могут задаваться в любой последовательности и в иной формулировке. Главное здесь – получить информацию по каждому вопросу. Свободное интервью проводится без заранее заготовленного опросника или плана беседы, определяется только тема интервью. Информация, полученная таким образом, уникальна и обрабатывается не статистически, а с помощью традиционных методов анализа документов.

    Описание слайда:

    Метод экспертной оценки Применяется в ситуации, когда для оценки какого-либо явления трудно или вообще невозможно выделить объект – носитель проблемы и, соответственно, использовать его в качестве источника информации. Чаще всего такие ситуации связаны с попыткой прогнозировать изменение того или иного социального явления, процесса; с необходимостью представить состояние интересующего исследователя предмета через один, два, пять и более лет или дать объективную оценку таким сторонам деятельности и качествам людей, по которым их самооценка может оказаться искаженной.

    № слайда 29

    Описание слайда:

    Социально- психологические методы метод независимых характеристик, используемый, например, в случае необходимости изучения скрытых явлений и процессов в воинском коллективе, когда знания о них принадлежат всем членам коллектива и в меньшей мере - должностным лицам. метод социометрии, изучающий структуру социальной группы (к примеру, трудового коллектива) с целью выявления в ней микрогрупп и лидеров на основе взаимооценок всех членов коллектива. методики изучения личности, с помощью которых исследуются личностные качества отдельных индивидов и членов коллектива в процессе их межличностного взаимодействия.


    Чтобы посмотреть презентацию с картинками, оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint на своем компьютере.
    Текстовое содержимое слайдов презентации:
    Виды социологического исследования План урока:понятие и этапы социологического исследования;виды исследований. Эпиграф урока «Всякое начало трудно,- это истина справедлива для каждой науки» К.Маркс«Нельзя ничего сказать о глубине лужи, пока не попадешь в нее» Закон Миллера I. Понятие социологического исследования (СИ) Это система логически последовательных методологических, методических и организационно-технических процедур, связанных целью получить достоверные данные об обследуемом объекте для их последующего использования в практике социального управления. (Радугин А.А., Радугин К.А. Социология: курс лекций.- М.: Библионика, 2008.) Этапы СИ Постановка цели и задач СИРазработка подхода к решению проблемы (формулировка вопросов и гипотез)Разработка проекта СИ (подробное описание процедур, необходимых для получения информации)Сбор данных (полевое исследование)Подготовка и анализ данных (редактирование, кодирование и преобразование данных, проверка на точность)Подготовка и представление отчета (освещение всего процесса СИ, презентация полученных результатов) По степени сложности эмпирического анализа пилотажное (зондажное,разведывательное) описательное аналитическое экспресс-опрос эксперимент II. Виды СИ По методу сбора информации опрос наблюдение анализ документов анкетирование интервьюиро-вание массовый специализиро-ванный Виды СИ По характеру исследования Точечное(разовое) повторное лонгитюдное трендовое панельное когортные тренды исторические тренды Виды СИ По масштабу Международ-ные Общенацио-нальные региональные отраслевые локальные Виды СИ 7.Определенная возрастная группа, которая остается постоянной во время исследований Ж) Лонгитюдное исследование 6.Повторное СИ, в котором объект исследования изучается по мере достижения им определенной стадии развития Е) когорта 5.Исследование одних и тех же лиц через одинаковые временные интервалы Д) Пилотажное исследование 4.Участники массовых опросов Г) Панельное исследование 3.Пробное исследование, предваряющее основное исследование и предназначенное для проверки качества подготовки СИ. В) наблюдение 2.Методические документы, с помощью которых осуществляется сбор первичной соц. информации Б) респонденты 1.Целенаправленное, систематизированное непосредственное восприятие и регистрация явлений, фактов, подвергающихся контролю и проверке А) Социологическийинструментарий Проверьте себя! Правильный ответ: А2;Б4;В1;Г5;Д3;Е7;Ж6 Домашнее задание:выучить определения основных понятий урока;знать основные виды СИ;сформировать творческие группы для работы над проектами СИ