Бухучет и налоги

Невербальное общение как. Вербальное и невербальное поведение

НЕВЕРБАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ

Наши представления о невербальном общении находят отражение во многих общепринятых фразеологических оборотах. О счастливых людях мы говорим, что они «пе­реполнены» счастьем или «сияют» от счастья. Про лю­дей, испытывающих страх, мы говорим, что они «за­мерли» или «окаменели». Гнев или злость описывается такими словами, как «лопнуть» от злости или «дрожать» от ярости. Нервничающие люди «кусают губы», т. е. чувства выражаются средствами невербального обще­ния. И хотя мнения специалистов в оценке точных цифр расходятся, можно с уверенностью сказать, что более половины межличностного общения приходится на общение невербальное. Слушать собеседника по­этому означает также понимать язык невербального об­щения.

ЯЗЫК НЕВЕРБАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ

Невербальное общение, широкоизвестное как «язык жестов», включает такие формы самовыражения, кото­рые не опираются на слова и другие речевые символы.

Учиться понимать язык нсвербалы;ого общения важ­но lie нескольким причинам. Во-первых, словами можно передать только фактические знания, но, чтобы выра­зить чувства, одних слов часто бывает недостаточно. Иногда мы говорим: «Я не знаю, как выразить это словами», имея в виду, что наши чувства настолько глубоки или сложны, что для их выражения мы не мо­жем найти подходящих слов. Тем не менее чувства, не поддающиеся словесному выражению, передаются на

Невербальное общение

языке невербального общения. Во-вторых, знание этого языка показывает, насколько мы умеем владеть собой. Если говорящему трудно справиться с гневом, он повы­шает голос, отворачивается, а подчас ведет себя и более вызывающе. Невербальный язык скажет о том, что люди думают о нас в действительности. Собеседник, кото­рый указывает пальцем, смотрит пристально и постоян­но перебивает, испытывает совершенно другие чувства, чем человек, который улыбается, ведет себя непринуж­денно и (главное!) нас слушает. Наконец, невербальное общение ценно особенно тем, что оно, как правило, спонтанно и проявляется бессознательно. Поэтому, не­смотря на то что люди взвешивают свои слова и иногда контролируют мимику, часто возможна «утечка» скры­ваемых чувств через мимику, жесты, интонацию и окрас­ку голоса. Любой из этих невербальных элементов об­щения может помочь нам убедиться в правильности того, что сказано словами, или, как это иногда бывает, поста­вить сказанное под сомнение.

Хорошо известно, что невербальный язык понимается всеми людьми одинаково. Например, скрещенные на гру­ди руки соответствуют защитной реакции. Но это не всегда так. Конкретные невербальные выражения, как, например, те же скрещенные руки, понимаются по-раз­ному: значение зависит от конкретной ситуации, в которой эта поза возникает естественно. Однажды я был на сеансе гипноза. Из желающих участвовать в опыте, как я заметил, гипнотизер выбрал тех, кто сидел в кресле свободно, а также тех, кто сидел, ссутулившись или развалившись. Он не пригласил ни од­ного, кто сидел скрестив руки или ноги. По невер­бальным выражениям он определил установку зрителей на гипноз. Скорее, вероятно, он придерживался первого правила невербального общения, а именно: понимание языка невербального общения возникает в контексте си­туации.

Писатель Юлиус Фаст рассказывает о пятнадцати­летней пуэрто-риканской девочке, котору-ю застали в группе курящих девочек. Большинство курильщиц отли­чались недисциплинированностью, но за Ливией не на­блюдалось нарушений школьного порядка. Тем не менее директор школы, поговорив с Ливией, решил наказать ее. Директор ссылался на ее подозрительное поведение, выразившееся в том, что она не смотрела ему в глаза:

он принял это за выражение виновности. Этот инцидент вызвал протест матери. К счастью, школьный учитель испанского языка объяснил директору, что в Пуэрто-Ри­ко вежливая девочка никогда не смотрит взрослым пря­мо в глаза, что является знаком уважения и послушания. Этот случай показывает, что «слова» невербального язы­ка у разных народов имеют разное значение. Обычно в общении мы добиваемся точного понимания невербаль­ного языка, когда связываем его с конкретной ситуаци­ей, а также с социальным положением и культурным уровнем конкретного собеседника.

В то же самое время одни люди понимают невербаль­ный язык лучше других. Результаты ряда исследований показывают, что женщины более точны как в передаче своих чувств, так и в восприятии чувств других, выра­жаемых невербальным языком. Способности мужчин, работающих с людьми, например психологов, препода­вателей, актеров, оцениваются так же высоко. Понима­ние невербального языка в основном приобретается при обучении. Однако следует помнить, что люди очень отличаются друг от друга в этом плане. Как правило, чуткость в невербальном общении повышается с возрас­том и опытом.

ВЫРАЖЕНИЕ ЛИЦА (МИМИКА)

Выражение лица - главный показатель чувств. Легче всего распознаются положительные эмоции - счастье, любовь и удивление. Трудно воспринимаются, как пра­вило, отрицательные эмоции - печаль, гнев и отвраще­ние. Обычно эмоции ассоциируются с мимикой следую­щим образом:

удивление - поднятые брови, широко открытые гла­за, опущенные вниз кончики губ. приоткрытый ро-": ( nav - i"p" ...-ч.^^-, : ",^.....^.^ ,.^м пс^спи^ицси

брови, широко открытые глаза, уголки губ опущены и несколько отведены назад, губы растянуты в стороны, рот может быть открыт;

гнев - брови опущены вниз, морщины на лбу изогну­ты, глаза прищурены, губы сомкнуты, зубы сжаты;

отвращение - брови опущены, нос сморщен, нижняя губа выпячена или приподнята и сомкнута с верхней губой;

Невербальное общение

печаль - брови сведены, глаза потухшие. Часто угол­ки губ слегка опущены;

счастье - глаза спокойные, уголки губ приподняты и обычно отведены назад.

Художникам и фотографам давно известно, что лицо человека асимметрично, в результате чего левая и пра­вая стороны нашего лица могут отражать эмоции по-раз­ному. Недавние исследования объясняют это тем, что левая и правая стороны лица находятся под контролем различных полушарий мозга. Левое полушарие контро­лирует речь и интеллектуальную деятельность, правое управляет эмоциями, воображением и сенсорной деятель­ностью. Связи управления перекрещиваются так, что работа доминирующего левого полушария отражается на правой стороне лица и придает ей выражение, под­дающееся большему контролю. Поскольку работа право­го полушария мозга отражается на левой стороне лица, то на этой стороне лица труднее скрыть чувства. Поло­жительные эмоции отражаются более или менее равно­мерно на обеих сторонах лица, отрицательные эмоции более отчетливо выражены на левой стороне. Однако оба полушария мозга функционируют совместно, поэтому описанные различия касаются нюансов выражения. Осо­бенно экспрессивны губы человека. Всем известно, что плотно сжатые губы отражают глубокую задумчивость, изогнутые губы - сомнение или сарказм. Улыбка, как правило, выражает дружелюбие, потребность в одобре­нии. В то же самое время улыбка как элемент мимики и поведения зависит от региональных н ку.1иТ;,пных раз­личий: тах, южане склонны улыбаться чаще, чем жите­ли северных районов. Поскольку улыбка может отражать разные мотивы, следует быть осторожным в истолкова­нии улыбки собеседника. Однако чрезмерная улыбчи-вость, например, часто выражает потребность в о.чобпр-НИИ Н."Н Г^^ ^"гP "^^^ " ^"^"^ ""-. "-."...., ^„..^^^^.i, даемая приподнятыми бровями, выражает, как правило,-готовность подчиняться, в то время как улыбка с опу­щенными бровями выражает превосходство.

Лицо экспрессивно отражает чувства, поэтому гово­рящий обычно пытается контролировать или маскировать выражение своего лица. Например, когда кто-либо слу­чайно сталкивается с Вами или допускает ошибку, он обычно испытывает такое же неприятное чувство, как и Вы, и инстинктивно улыбается, как бы выражая тем са-

мым вежливое извинение. В этом случае улыбка может быть в определенном смысле «заготовленной» и поэтому натянутой, выдавая смесь беспокойства и извинения.

ВИЗУАЛЬНЫЙ КОНТАКТ

Визуальный контакт является исключительно важным элементом общения. Смотреть на говорящего означает не только заинтересованность, но и помогает нам сосредото­чить внимание на том, что нам говорят. Во время беседы говорящий и слушающий то смотрят, то отворачи­ваются друг от друга, чувствуя, что постоянный взгляд может мешать собеседнику сосредоточиться. Как говоря­щий, так и слушающий смотрят друг другу в глаза не более 10 секунд. Это, вероятнее всего, происходит перед началом разговора или после нескольких слов одного из собеседников. Время от времени глаза собеседников встречаются, но это продолжается значительно меньше времени, чем задерживает взгляд каждый собеседник друг на друге.

Нам значительно легче поддерживать визуальный контакт с говорящим при обсуждении приятной темы, однако мы избегаем его, обсуждая неприятные или за­путанные вопросы. В последнем случае отказ от прямого визуального контакта является выражением вежливости и понимания эмоционального состояния собеседника. Настойчивый или пристальный взгляд в таких случаях вызывает возмущение и воспринимается как. вмеша­тельство в личные переживания. Более того, "настойчи­вый или пристальный взгляд обычно воспринимается как признак враждебности.

Необходимо знать, что отдельные аспекты взаимоот­ношений выражаются в том, как люди смотрят друг на л^^я. Ha^pi^"^p. ";." ( .:."!".": -. --"" i-CTL c.j..„^ ;ia тех, кем восхищаемся или с кем у нас близкие отношения. Женщины к тому же склонны на больший визуаль­ный контакт, чем мужчины. Обычно люди избегают визу­ального контакта в ситуациях соперничества, чтобы этот контакт не был понят как выражение враждебности. Кроме того, мы склонны смотреть на говорящего больше, когда он находится на расстоянии: чем ближе мы к говоряще­му, тем больше избегаем визуального контакта. Обычно визуальный контакт помогает говорящему почувство-

Невербальное общение

вать, что он общается с Вами, и произвести благоприят­ное впечатление. Но пристальный взгляд обычно создает о нас неблагоприятное впечатление.

Визуальный контакт помогает регулировать разговор. Если говорящий то смотрит в глаза слушающего, то от­водит глаза в сторону, это значит, что он еще не закон­чил говорить. По завершении своей речи говорящий, как правило, прямо смотрит в глаза собеседнику, как бы со­общая: «Я все сказал, теперь Ваша очередь».

Умеющий слушать, как и тот, кто читает между строк, понимает больше, чем значат слова говорящего. Он слы­шит и оценивает силу и тон голоса, скорость речи. Он за­мечает отклонения в построении фраз, как, например, незаконченность предложений, отмечает частые паузы. Эти вокальные выражения наряду с отбором слов и выра­жением лица полезны для понимания сообщения.

Тон голоса - особо ценный ключ к пониманию чувств собеседника. Один известный психиатр часто спрашивает себя: «Что говорит голос, когда я кончаю слушать слова и слушаю только тон?» Чувства находят свое выражение независимо от значения слов. Можно ясно выразить чувства даже при чтении алфавита. Легко распознаются обычно гнев и печаль, нервозность и ревность относятся к тем чувствам, которые распознаются труднее.

Сила и высота голоса также полезные сигналы для расшифровки сообщения говорящего. Некоторые чувст­ва, например энтузиазм, радость и недоверие, обычно передаются высоким голосом. Гнев и страх тоже выра­жаются высоким голосом, но в более широком диапазо­не тональности, силы и высоты звукоп. такие чувства.

Скорость речи также отражает чувства говорящего. Люди говорят быстро, когда они взволнованы или обес­покоены чем-либо, когда говорят о своих личных трудно­стях. Тот, кто хочет нас убедить или уговорить, обычно говорит быстро. Медленная речь чаще свидетельствует об угнетенном состоянии, горе, высокомерии или уста­лости.

Допуская в речи незначительные ошибки, как, напри­мер, повторяя слова, неуверенно или неправильно их вы­бирая, обрывая фразы на полуслове, люди невольно вы­ражают свои чувства и раскрывают намерения. Неуве­ренность в выборе слов проявляется тогда, когда гово­рящий не уверен в себе или собирается удивить нас. Обычно речевые недостатки более выражены в состоянии волнения или когда собеседник пытается нас обмануть.

Важно также понимать значение междометий, вздо­хов, нервного кашля, фырканья и т. п. Этот ряд беско­нечен. Ведь звуки могут означать больше, чем слова. Это также верно для языка жестов.

ПОЗЫ И ЖЕСТЫ

Установку и чувства человека можно определить по моторике, т. е. по тому, как он стоит или сидит, по его жестам и движениям.

Когда говорящий наклоняется к нам во время раз­говора, мы воспринимаем это как любезность, видимо, потому, что такая поза говорит о внимании. Мы чувству­ем себя менее удобно с теми, кто в разговоре с нами от­кидывается назад или разваливается в кресле. Обычно легко беседовать с теми, кто принимает непринужден­ную позу. (Такую позу могут принимать и люди с более высоким положением, вероятно, потому, что они больше уверены в себе в момент общения и обычно не стоят, а сидят, причем подчас не прямо, а откинувшись на­зад или склонившись на бок.)

Наклон, при котором сидящие или стоящие собесед­ники чувствуют себя удобно, зависит от характера си-тл""чч H.-v." от ^аз."нчнй в их положении и культурном уровне. Люди, хороши знающие ^uvi л^)"ч -.". --.с.,Л ничающие по работе, обычно стоят или сидят боком друг возле друга. Когда они встречают посетителей или ведут переговоры, то чувствуют себя более удобно в положении лицом друг к другу. Женщины часто предпочитают раз­говаривать, несколько склонясь в сторону собеседника или стоя с ним рядом, особенно если хорошо знают друг друга. Мужчины в беседе предпочитают положе­ние лицом друг к другу, кроме ситуаций соперничества. Американцы и англичане располагаются сбоку от собе-

Невербальное общение

седника, тогда как шведы склонны избегать такого положения. Арабы наклоняют голову вперед.

Когда Вы не знаете, в каком положении Ваш собесед­ник чувствует себя наиболее удобно, понаблюдайте, как он стоит, сидит, передвигает стул или как движется, когда думает, что на него не смотрят.

Значение многих жестов рук или движений ног в оп­ределенной мере очевидно. Например, скрещенные руки (или ноги) обычно указывают на скептическую, защит­ную установку, тогда как нескрещенные конечности вы­ражают более открытую установку, установку доверия. Сидят, подперев ладонями подбородок, обычно в задум­чивости. Стоять, подбоченившись, - признак неповино­вения или, наоборот, готовности приступить к работе. Руки, заведенные за голову, выражают превосходство. Во время разговора головы собеседников находятся в постоянном движении. Хотя кивание головы не всегда оз­начает согласие, оно действенно помогает беседе, как бы давая разрешение собеседнику продолжать речь. Кивки головой действуют на говорящего одобряюще и в груп­повой беседе, поэтому говорящие обычно обращают свою речь непосредственно к тем, кто постоянно кивает. Одна­ко быстрый наклон или поворот головы в сторону, жести­куляция часто указывает на то, что слушающий хочет высказаться.

Обычно и говорящим, и слушающим легко беседовать с теми, у кого оживленное выражение лица и экспрессив­ная моторика.

Активная жестикуляция часто отражает положитель­ные эмоции и воспринимается как признак заинтересо­ванности и дружелюбия. Чрезмерное жестш\\лирование, однако, может быть выражением беспокойства или неуве­ренности.

МЕЖЛИЧНОСТНОЕ ПРОСТРАНСТВО

Другим важным фактором в общении является межлич­ностное пространство - как близко или далеко собесед­ники находятся по отношению друг к другу. Иногда на­ши отношения мы выражаем пространственными катего­риями, как, например, «держаться подальше» от того, кто нам не нравится или кого мы боимся, или «держать-

ся поближе» к тому, в ком заинтересованы. Обычно чем больше собеседники заинтересованы друг в друге, тем ближе они сидят или стоят друг к другу. Однако суще­ствует определенный предел допустимого расстояния между собеседниками (по крайней мере в Соединенных Штатах), он зависит от вида взаимодействия и опреде­ляется следующим образом:

интимное расстояние (до 0,5 м) соответствует интим­ным отношениям. Может встречаться в спорте - в тех его видах, где имеет место соприкосновение тел спорт­сменов;

межличностное расстояние (0,5-1,2 м) -для разго­вора друзей с соприкосновением или без соприкосновения друг с другом;

социальное расстояние (1,2-3,7 м) - для неформаль­ных социальных и деловых отношений, причем верхний предел более соответствует формальным отношениям;

публичное расстояние (3,7 м и более) - на этом рас­стоянии не считается грубым обменяться несколькими словами или воздержаться от общения.

Обычно люди чувствуют себя удобно и производят благоприятное впечатление, когда стоят или сидят на расстоянии, соответствующем указанным выше видам взаимодействия. Чрезмерно близкое, как и чрезмерно удаленное, положение отрицательно сказывается на об­щении.

Кроме того, чем ближе находятся люди друг к дру­гу, тем меньше они друг на друга смотрят как бы в знак взаимного уважения. Напротив, находясь на удалении, они больше смотрят друг на друга и используют жесты для сохранения внимания в разговоре.

Эти правила значительно варьируют в зависимости от возраста, пола и уровня культуры. Например, дети и старики держатся ближе к собеседнику, тогда как под­ростки, молодые люди и люди средних лет пре,1,по";пта-i^ ffn.-r^ "т-.^.-;,- -; -.:_....._.i. _ 061^410 женщины стоЯТ

или сидят ближе к собеседнику (независимо от его по­ла), чем мужчины. ^Личностные свойства также опреде­ляют расстояние между собеседниками: уравновешенный человек с чувством собственного достоинства подходит к собеседнику ближе, тогда как беспокойные, нервные люди держатся от собеседника подальше. Обществен­ный статус также влияет на расстояние между людьми. Мы обычно держимся на большом расстоянии от тех,

Невербальное общение 73

чье положение или полномочия выше наших, тогда как люди равного статуса общаются на относительно близ­ком расстоянии.

Традиция - также важный фактор. Жители стран Латинской Америки и Средиземноморья склонны подхо­дить к собеседнику ближе, чем жители стран Северной Европы.

На расстояние между собеседниками может повлиять стол. Стол обычно ассоциируется с высоким положением и властью, поэтому когда слушающий садится сбоку от стола, то отношения принимают вид ролевого общения. По этой причине некоторые администраторы и руководи­тели предпочитают проводить личные беседы, сидя не за своим столом, а рядом с собеседником - на стульях, стоящих под углом друг к другу.

ОТВЕТ НА НЕВЕРБАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ

Интересно, что, отвечая на невербальное поведение го­ворящего, мы невольно (подсознательно) копируем его позы и выражение лица. Таким образом мы как бы го­ворим собеседнику: «Я Вас слушаю. Продолжайте».

Как же реагировать на невербальное общение собе­седника? Обычно следует отвечать на невербальное «со­общение» с учетом всего контекста общения. Это значит, что если мимика, тон голоса и поза говорящего соответ­ствуют его словам, то проблем никаких нет. В этом слу­чае невербальное общение помогает точнее понять сказанное. Когда, однако, невербальные «сообщения» противоречат словам говорящего, мы склонны отдавать предпочтение первому, поскольку, как гласит популяр­ная пословица, «судят не по словам, а по делам».

Когда нссоотг^т-^тпч" . ^ ..,"у c.^;J.iMii и невероальны-ми «сообщениями» невелико, как это имеет место, когда кто-либо неуверенно приглашает нас несколько раз ку­да-либо, мы можем отвечать или не отвечать словами на эти противоречивые выражения. Многое зависит от участников общения, характера их отношений и кон­кретной ситуации. Но мы редко игнорируем жесты и мимику. Они часто заставляют нас отложить выполне­ние, например, высказанной просьбы. Другими словами, понимание нами невербального языка имеет тенденцию

опаздывать. Следовательно, когда мы получаем от гово­рящего «противоречивые сигналы», то можем выразить ответ примерно в такой форме: «Я подумаю» или «Мы вернемся с Вами к этому вопросу», оставляя себе время для оценки всех сторон общения до принятия твердого решения.

Когда несоответствие между словами и невербальны­ми сигналами говорящего выражено ярко, на «противо­речивые сигналы» вполне уместен и вербальный ответ. На противоречивые жесты и слова собеседника следует от­вечать подчеркнуто тактично. Например, если говорящий соглашается что-либо сделать для Вас, но проявляет при этом признаки сомнения, например делает частые паузы, задает вопросы или его лицо выражает удивление, воз­можно такое замечание: «Мне кажется, что Вы к этому относитесь скептически. Не объясните ли почему?» Это замечание показывает, что Вы внимательны ко всему, что говорит и делает собеседник, и таким образом не вы­зовете у него беспокойства или защитной реакции. Вы всего лишь предоставляете ему возможность выразить себя более полно.

Итак, эффективность слушания зависит не только от точного понимания слов говорящего, но и в неменьшей степени от понимания невербальных сигналов. Общение включает также невербальные сигналы, которые могут подтверждать, а иногда и опровергать устное сообще­ние. Понимание этих невербальных сигналов - жестов и мимики говорящего - поможет слушающему правильно интерпретировать и слова собеседника, что позволит по­высить результативность общения.

УПРАЖНЕНИЯ

При первой удобной возможности понаблюдайте за дву­мя знакомыми во время их беседы, но так, чтобы не слы­шать, о чем они говорят. Внимательно последите за их жестами, выражением лица. Удалось ли Вам определить, о чем они говорили? Какие выражения лица послужили ключом? Отметили ли Вы улыбку и хмурый вид? Какие чувства Вам удалось угадать? Если это возможно, спро­сите мнение одного из них или обоих, чтобы убедиться в правильности Вашей оценки.

Невербальное общение

Визуальный контакт. Цель этого упражнения - убе­диться в зависимости между визуальным контактом и речью.

Это упражнение можно делать, наблюдая в разго­воре за другими или за собой.

При наблюдении за другими ответьте на следующие вопросы:

Смотрели ли собеседники друг на друга или отвора­чивались во время разговора?

Как часто они прямо смотрели в глаза друг другу? Когда каждый из них смотрел на собеседника боль­ше: когда говорил или когда слушал?

Посмотрел ли говорящий на собеседника после того, как кончил говорить, как бы давая понять: «Теперь Ваш черед»?

При наблюдении во время разговора за самим собой ответьте на те же самые вопросы. Убедились ли Вы в том, что взгляд собеседника помогает Вам слушать бо­лее внимательно?

Тон голоса. Это упражнение особенно удобно делать во время телефонного разговора, когда отвлекающих факторов меньше, чем в прямом общении. Когда кто-ли­бо попытается выразить Вам свои чувства то ли в теле­фонном разговоре, то ли при непосредственном общении, специально обратите внимание на тон голоса. Как Вы охарактеризуете голос говорящего? Соответствует ли вы­сота и тон голоса смыслу сообщения? Или голос передает нечто иное, отличающееся от значения слов? Не нахо­дите ли Вы, что некоторым людям свойствен определен­ный тон голоса, проявляющийся, например, в монотон­ности, возбуждении или взволнованности речи?

Вариантом этого упражнения является запись, напри­мер, своих выступлений на магнитофон. Затем следует прослушать запись, сосредоточив внимание на тоне своего голоса. Как Вы его характеризуете? Привлекает ли он внимание? Не звучит ли он монотонно? Согласны ли Вы с тем, что тон голоса также выражает чувства?

Позы и жесты. Это упражнение можно делать, наблю­дая во время беседы за поведением других или за собой. И в том, и в другом случае главное - познакомиться с тем, какие мы принимаем позы и какими пользуемся же­стами в качестве средств выражения своего отношения к другим. При наблюдении за другими ответьте на сле­дующие вопросы:

Что выражают собеседники своими позами? «Открыты» или «закрыты» их установки? Что они «говорят» руками? В каком положении находятся ноги? Обратите внимание на движения головы каждого со­беседника. Помогают ли эти движения ходу разговора?

Интересно с этих позиций посмотреть фильм без зву­ка, пытаясь угадать смысл диалогов по выражению лиц, а затем посмотреть фильм снова, включив звук. Удалось ли Вам угадать содержание фильма?

Межличностное пространство. Выберите удобный мо­мент, когда кто-либо вступает с Вами в разговор, заметь­те, как близко от Вас стоит или сидит собеседник. Если Вы сидите за столом, определите расстояние между Ва­шим стулом и стулом собеседника. Затем понаблюдайте, как это расстояние будет меняться (если будет). Просле­дите, как на пространственное расстояние между Вами и собеседником влияют следующие факторы: тип отношений;

взаимное расположение друг к другу; статус или полномочия; пол, возраст;

социальный, культурный уровень.

Во многих случаях межличностное расстояние не оказывает заметного влияния на общение. Были ли Вы в ситуации, когда это расстояние имело существенное зна­чение? Не было ли это в случае, когда собеседник подхо­дил к Вам слишком близко? Вызывает ли это у Вас чув­ство неудобства или это зависит от свойств конкретной личности?

Сегодня хотелось бы поговорить о так называемом body language. Напомню, что люди передают информацию по двум каналам. Не только с помощью слов, но и с помощью тела:

  1. Речевой, или вербальный канал (от лат. «устный, словесный)»
  2. Неречевой, или невербальный канал.

Исследования показывают, что передача информации проходит в следующем процентном соотношении:

  • Речь составляет лишь 7%. Сюда входит культура речи: значение и смысл произносимых человеком фраз, его уровень грамотности;
  • На невербальное общение приходится 93%. Из которых,
    38% — это звуковые средства . Включают в себя: темп речи (быстрый, средний, замедленный); тон голоса (низкий, высокий); тембр голоса (писклявый, хриплый), интонацию.
    55% — жесты . Отвечают за внешние проявления наших чувств. К нему относятся позы человека, его расположение в пространстве при общении, походка, осанка, мимика, жесты.

Хотим мы того или нет, наше тело транслирует окружающему миру наше истинное эмоциональное состояние на данный момент.

Представьте себе оратора, вышедшего на трибуну со словами: «Дорогие друзья, сегодня мы с вами поговорим об оптимизме, об умении радоваться жизни». Теоретически, что должен представлять собой человек, собирающийся говорить на такую тему? Расправленные плечи, доброжелательная или даже обворожительная улыбка, уверенные движения. Ведь подобным образом должен выглядеть жизнелюб?

Однако, я предлагаю вам нарисовать в своем воображении иную картину. Дорогой костюм. Начищенные туфли. Роскошные часы. И еле уловимый запах хорошего парфюма. Но этот мужчина (пусть это будет мужчина, с вашего позволения) -сутулый. Его голова опущена, а дрожащие руки теребят измятые листы с написанным на них текстом. Периодически он кусает пальцы. Именно он, такой вот человек хочет вам рассказать о том, как надо радоваться жизни. Вы ему поверите? Вы станете прислушиваться к его словам? Вам захочется воплотить в жизнь его рекомендации? К слову, данный персонаж — не плод моего воображения, а вполне себе реальный человек.

Пришли ли мы на собеседование по приему на работу, разговариваем ли с начальником или, наоборот, со своими подчиненными — несмотря на ситуацию, в которой мы находимся в данный момент, у нас есть чувства. Может быть, в присутствии незнакомого человека мы пришли в смущение. Встречи со строгим руководителем приводят в замешательство. В любом случае, мы хотим показать себя с хорошей стороны. Мы хотим обратить внимание на наши профессиональные навыки и знания. Мы хотим, чтобы нас оценили по достоинству.

И первый шаг на этом пути – умение держать себя в руках.

Сигналы языка телодвижений

Существует множество различных движений, совершаемых нашим телом. Каждый из них несет в себе определенную информацию.

Считается, что скрещенные руки или ноги обозначают закрытую позицию. Такое положение показывает, что человек неохотно идет на контакт.

Или такой жест: раскрытая ладонь. Он означает, что человек открыт и говорит правду. Именно так присягают. Левая рука лежит на Библии, а вторая поднята вверх и развернута ладонью к людям: «Я клянусь говорить правду и только правду».

Или говорят, если человек чешет нос или мочку уха, то он врет.

Но ведь может быть и так, что у человека болит спина и ему удобно сидеть, скрестив ноги. И нос может зачесаться даже тогда, когда он говорит от чистого сердца. Да и лгать можно с открытыми ладонями.

Помимо бросающихся в глаза жестов, существуют еще т.н. микросигналы, движение которых происходит за доли секунды. Сжатые на мгновение губы, суженные зрачки, искривленный уголок рта… Нужно быть большим профессионалом, чтобы научиться контролировать каждое движение мышц своего тела.

Оставляя знатокам данной науки право рассказывать о столь сложном предмете, автор статьи подойдет к данному вопросу со своей колокольни. А именно — с позиции хороших манер.

  • Бедная речь = богатая жестикуляция. «Научные исследования в области лингвистики показали , что существует прямая зависимость между социальным статусом , властью и престижем человека и его словарным запасом . Чем выше социальное или профессиональное положение человека , тем лучше его способность общаться на уровне слов и фраз . Человек , находящийся на вершине социальной лестницы или профессиональной карьеры , может пользоваться богатством своего словарного запаса в процессе коммуникации , в то время как менее образованный или менее профессиональный человек будет чаще полагаться на жесты , а не на слова в процессе общения » (психолог Алан Пиз).

Этикет также считает, что активная жестикуляция считается дурным тоном.

Однако, следует отметить, что данное «правило» распространяется на жителей Америки и т.н. средней полосы. Те народы, богатая жестикуляция которых является характерной чертой их менталитета, не могут рассматриваться в данном контексте.

  • Сутулость . С давних времен стремление уменьшить или же увеличить свой рост перед другими является инструментом для установления границы в отношениях. Судья возвышается над участниками судебного процесса в зале. Оратор встает, выходит вперед перед публикой. Королевский трон стоит на возвышении. Приветствуя монарха, женщина присядет в книксене, а мужчина склонит голову и снимет шляпу, чтобы представить себя ниже ростом.

Вышеперечисленные приемы по визуальному уменьшению/ увеличению роста – это инструменты, которыми люди умело пользуются для того, чтобы выразить свое превосходство или почтение. Однако, хронически опущенные плечи – это нездоровый признак. Прямая спина – это не роскошь. Она важна не только для здоровья или красоты. Она важна также и для здоровых отношений с окружающими. Прямая осанка – это некий показатель чувства собственного достоинства в человеке. Насколько этот стержень в нем присутствует. Или отсутствует. Чем ниже, никчемнее ощущает себя человек по отношению к другим (пусть и неосознанно), тем сильнее он сгибает свою спину.

  • Когда вы не на своей территории. В чужом офисе, квартире некоторые люди имеют привычку неосознанно «хозяйничать» там, где этого делать не следует. Под этим термином подразумеваются такие действия, как:
  • Опираться на косяк двери, стену. Или о стол, стул или другой предмет мебели, находящийся в помещении;
  • Трогать, брать в руки без разрешения какие-либо предметы;
  • Сесть без разрешения;
  • Без разрешения сидеть за хозяйским столом;
  • Прохаживаться;
  • Раскрепощенно сидеть. Покачиваться или «ездить» на стуле на колесах;
  • Громко разговаривать, громко смеяться.

Когда человек находится у себя дома или в собственном кабинете, в его поведении можно проследить чувство т.н. территориальной собственности, превосходство над остальными. Проявляя свои претензии на место, он может развалиться в кресле, даже положить на стол ноги.Совершая все вышеперечисленные действия, человек как бы «помечает» свою территорию. Прикасаясь к вещам, он заявляет свои права на них.

Тот, кто желает создать о себе благоприятное впечатление и выразить хозяину данного помещения свое почтение, не должен вести себя так, как будто бы посягает на его собственность. Поскольку, подсознательно, такое поведение будет воспринято именно так. Как вторжение. Тут же и последует соответствующий вывод о бестактном госте. Следовательно, скромное поведение и сдержанные жесты помогут завоевать желаемое расположение.

Однажды моя преподаватель по церковнославянскому языку сделала весьма верное замечание одному студенту, имевшему привычку трясти ногой. Она сказала: «Владей собой». Язык телодвижений работает помимо нашей воли. Вопрос лишь в одном: владеем ли мы им? Владеем ли мы собой?

Продолжение следует…

При републикации материалов сайта «Матроны.ру» прямая активная ссылка на исходный текст материала обязательна.

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Портал «Матроны» активно развивается, наша аудитория растет, но нам не хватает средств для работы редакции. Многие темы, которые нам хотелось бы поднять и которые интересны вам, нашим читателям, остаются неосвещенными из-за финансовых ограничений. В отличие от многих СМИ, мы сознательно не делаем платную подписку, потому что хотим, чтобы наши материалы были доступны всем желающим.

Но. Матроны - это ежедневные статьи, колонки и интервью, переводы лучших англоязычных статей о семье и воспитании, это редакторы, хостинг и серверы. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц - это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета - немного. Для Матрон - много.

Если каждый, кто читает Матроны, поддержит нас 50 рублями в месяц, то сделает огромный вклад в возможность развития издания и появления новых актуальных и интересных материалов о жизни женщины в современном мире, семье, воспитании детей, творческой самореализации и духовных смыслах.

6 Comment threads

1 Thread replies

0 Followers

Most reacted comment

Hottest comment thread

новые старые популярные

Прочитано - 26935 раз

Наши представления о невербальном общении находят отражение во многих общепринятых фразеологических оборотах. О счастливых людях мы говорим, что они “переполнены” счастьем или “сияют” от счастья. Про людей, испытывающих страх, мы говорим, что они “замерли” или “окаменели”. Гнев или злость описываются такими словами, как “лопнуть” от злости или “дрожать” от ярости. Нервничающие люди “кусают губы”, т. е. чувства выражаются средствами невербального общения. И хотя мнения специалистов в оценке точных цифр расходятся, можно с уверенностью сказать, что более половины межличностного общения приходится на общение невербальное. Слушать собеседника поэтому означает также понимать язык невербального общения.

Язык невербального общения

Невербальное общение, широко известное как “язык жестов”, включает такие формы самовыражения, которые не опираются на слова и другие речевые символы.

Учиться понимать язык невербального общения важно по нескольким причинам. Во-первых, словами можно передать только фактические знания, но чтобы выразить чувства, одних слов часто бывает недостаточно. Иногда мы говорим: “Я не знаю, как выразить это словами”, имея в виду, что наши чувства настолько глубоки или сложны, что для их выражения мы не можем найти подходящих слов. Тем не менее чувства, не поддающиеся словесному выражению, передаются на языке невербального общения. Во-вторых, знание этого языка показывает, насколько мы умеем владеть собой. Если говорящему трудно справиться с гневом, он повышает голос, отворачивается, а подчас ведет себя и более вызывающе. Невербальный язык скажет о том, что люди думают о нас в действительности. Собеседник, который указывает пальцем, смотрит пристально и постоянно перебивает, испытывает совершенно другие чувства, чем человек, который улыбается, ведет себя непринужденно и (главное!) нас слушает. Наконец, невербальное общение ценно особенно тем, что оно, как правило, спонтанно и проявляется бессознательно. Поэтому, несмотря на то что люди взвешивают свои слова и иногда контролируют мимику, часто возможна “утечка” скрываемых чувств через мимику, жесты, интонацию и окраску голоса. Любой из этих невербальных элементов общения может помочь нам убедиться в правильности того, что сказано словами, или, как это иногда бывает, поставить сказанное под сомнение.

Хорошо известно, что невербальный язык понимается всеми людьми одинаково. Например, скрещенные на груди руки соответствуют защитной реакции. Но это не всегда так. Конкретные невербальные выражения, как, например, те же скрещенные руки, понимаются по-разному: значение зависит от конкретной ситуации, в которой эта поза возникает естественно.

Писатель Юлиус Фаст рассказывает о пятнадцатилетней пуэрториканской девочке, которую застали в группе курящих девочек. Большинство курильщиц отличались недисциплинированностью, но за Ливией не наблюдалось нарушений школьного порядка. Тем не менее директор школы, поговорив с Ливией, решил наказать ее. Директор ссылался на ее подозрительное поведение, выразившееся в том, что она не смотрела ему в глаза: он принял это за выражение виновности. Этот инцидент вызвал протест матери. К счастью, школьный учитель испанского языка объяснил директору, что в Пуэрто-Рико вежливая девочка никогда не смотрит взрослым прямо в глаза, что является знаком уважения и послушания. Этот случай показывает, что “слова” невербального языка у разных народов имеют разное значение. Обычно в общении мы добиваемся точного понимания невербального языка, когда связываем его с конкретной ситуацией, а также с социальным положением и культурным уровнем конкретного собеседника.

В то же самое время одни люди понимают невербальный язык лучше других. Результаты ряда исследований показывают, что женщины более точны как в передаче своих чувств, так и в восприятии чувств других, выражаемых невербальным языком. Способности мужчин, работающих с людьми, например, психологов, преподавателей, актеров, оцениваются так же высоко. Понимание невербального языка в основном приобретается при обучении. Однако следует помнить, что люди очень отличаются друг от друга в этом плане. Как правило, чуткость в невербальном общении повышается с возрастом и опытом.

Выражение лица (мимика)

Выражение лица — главный показатель чувств. Легче всего распознаются положительные эмоции — счастье, любовь и удивление. Трудно воспринимаются, как правило, отрицательные эмоции — печаль, гнев и отвращение. Обычно эмоции ассоциируются с мимикой следующим образом:

Удивление — поднятые брови, широко открытые глаза, опущенные вниз кончики губ, приоткрытый рот;
. страх — приподнятые и сведенные над переносицей брови, широко открытые глаза, уголки губ опущены и несколько отведены назад, губы растянуты в стороны, рот может быть открыт;
. гнев — брови опущены вниз, морщины на лбу изогнуты, глаза прищурены, губы сомкнуты, зубы сжаты;
. отвращение — брови опущены, нос сморщен, нижняя губа выпячена или приподнята и сомкнута с верхней губой;
. печаль — брови сведены, глаза потухшие; часто уголки губ слегка опущены;
. счастье — глаза спокойные, уголки губ приподняты и обычно отведены назад.

Художникам и фотографам давно известно, что лицо человека асимметрично, в результате чего левая и правая стороны нашего лица могут отражать эмоции по-разному. Недавние исследования объясняют это тем, что левая и правая стороны лица находятся под контролем различных полушарий мозга. Левое полушарие контролирует речь и интеллектуальную деятельность, правое управляет эмоциями, воображением и сенсорной деятельностью. Связи управления перекрещиваются так, что работа доминирующего левого полушария отражается на правой стороне лица и придает ей выражение, поддающееся большему контролю. Поскольку работа правого полушария мозга отражается на левой стороне лица, то на этой стороне лица труднее скрыть чувства. Положительные эмоции отражаются более или менее равномерно на обеих сторонах лица, отрицательные эмоции более отчетливо выражены на левой стороне. Однако оба полушария мозга функционируют совместно, поэтому описанные различия касаются нюансов выражения. Особенно экспрессивны губы человека. Всем известно, что плотно сжатые губы отражают глубокую задумчивость, изогнутые губы — сомнение или сарказм. Улыбка, как правило, выражает дружелюбие, потребность в одобрении. В то же самое время улыбка как элемент мимики и поведения зависит от региональных и культурных различий: так, южане склонны улыбаться чаще, чем жители северных районов. Поскольку улыбка может отражать разные мотивы, следует быть осторожным в истолковании улыбки собеседника. Однако чрезмерная улыбчивость, например, часто выражает потребность в одобрении или почтение перед начальством. Улыбка, сопровождаемая приподнятыми бровями, выражает, как правило, готовность подчиняться, в то время как улыбка с опущенными бровями выражает превосходство.

Лицо экспрессивно отражает чувства, поэтому говорящий обычно пытается контролировать или маскировать выражение своего лица. Например, когда кто-либо случайно сталкивается с Вами или допускает ошибку, он обычно испытывает такое же неприятное чувство, как и Вы, и инстинктивно улыбается, как бы выражая тем самым вежливое извинение. В этом случае улыбка может быть в определенном смысле “заготовленной” и поэтому натянутой, выдавая смесь беспокойства и извинения.

Визуальный контакт

Визуальный контакт является исключительно важным элементом общения. Смотреть на говорящего означает не только заинтересованность, но и помогает нам сосредоточить внимание на том, что нам говорят. Во время беседы говорящий и слушающий то смотрят, то отворачиваются друг от друга, чувствуя, что постоянный взгляд может мешать собеседнику сосредоточиться. Как говорящий, так и слушающий смотрят друг другу в глаза не более 10 секунд. Это, вероятнее всего, происходит перед началом разговора или после нескольких слов одного из собеседников. Время от времени глаза собеседников встречаются, но это продолжается значительно меньше времени, чем задерживает взгляд каждый собеседник друг на друге.

Нам значительно легче поддерживать визуальный контакт с говорящим при обсуждении приятной темы, однако мы избегаем его, обсуждая неприятные или запутанные вопросы. В последнем случае отказ от прямого визуального контакта является выражением вежливости и понимания эмоционального состояния собеседника. Настойчивый или пристальный взгляд в таких случаях вызывает возмущение и воспринимается как вмешательство в личные переживания. Более того, настойчивый или пристальный взгляд обычно воспринимается как признак враждебности.

Необходимо знать, что отдельные аспекты взаимоотношений выражаются в том, как люди смотрят друг на друга. Например, мы склонны смотреть больше на тех, кем восхищаемся или с кем у нас близкие отношения. Женщины к тому же склонны на больший визуальный контакт, чем мужчины. Обычно люди избегают визуального контакта в ситуациях соперничества, чтобы этот контакт не был понят как выражение враждебности. Кроме того, мы склонны смотреть на говорящего больше, когда он находится на расстоянии: чем ближе мы к говорящему, тем больше избегаем визуального контакта. Обычно визуальный контакт помогает говорящему почувствовать, что он общается с Вами, и произвести благоприятное впечатление. Но пристальный взгляд обычно создает о нас неблагоприятное впечатление.
Визуальный контакт помогает регулировать разговор. Если говорящий то смотрит в глаза слушающего, от отводит глаза в сторону, это значит, что он еще не закончил говорить. По завершении своей речи говорящий, как правило, прямо смотрит в глаза собеседнику, как бы сообщая: “Я все сказал, теперь Ваша очередь”.

Умеющий слушать, как и тот, кто читает между строк, понимает больше, чем значат слова говорящего. Он слышит и оценивает силу и тон голоса, скорость речи. Он замечает отклонения в построении фраз, как, например, незаконченность предложений, отмечает частые паузы. Эти вокальные выражения наряду с отбором слов и выражением лица полезны для понимания сообщения.

Тон голоса — особо ценный ключ к пониманию чувств собеседника. Один известный психиатр часто спрашивает себя: “Что говорит голос, когда я кончаю слушать слова и слушаю только тон?” Чувства находят свое выражение независимо от значения слов. Можно ясно выразить чувства даже при чтении алфавита. Легко распознаются обычно гнев и печаль, нервозность и ревность относятся к тем чувствам, которые распознаются труднее.
Сила и высота голоса также полезные сигналы для расшифровки сообщения говорящего. Некоторые чувства, например, энтузиазм, радость и недоверие, обычно передаются высоким голосом. Гнев и страх тоже выражаются высоким голосом, но в более широком диапазоне тональности, силы и высоты звуков. Такие чувства, как печаль, горе и усталость, обычно передаются мягким и приглушенным голосом с понижением интонации к концу каждой фразы.
Скорость речи также отражает чувства говорящего. Люди говорят быстро, когда они взволнованы или обеспокоены чем-либо, когда говорят о своих личных трудностях. Тот, кто хочет нас убедить или уговорить, обычно говорит быстро. Медленная речь чаще свидетельствует об угнетенном состоянии, горе, высокомерии или усталости.

Допуская в речи незначительные ошибки, как, например, повторяя слова, неуверенно или неправильно их выбирая, обрывая фразы на полуслове, люди невольно выражают свои чувства и раскрывают намерения. Неуверенность в выборе слов проявляется тогда, когда говорящий не уверен в себе или собирается удивить нас. Обычно речевые недостатки более выражены в состоянии волнения или когда собеседник пытается нас обмануть.
Важно также понимать значение междометий, вздохов, нервного кашля, фырканья и т. п. Этот ряд бесконечен. Ведь звуки могут означать больше, чем слова. Это также верно для языка жестов.

Позы и жесты

Установку и чувства человека можно определить по моторике, т. е. по тому, как он стоит или сидит, по его жестам и движениям.
Когда говорящий наклоняется к нам во время разговора, мы воспринимаем это как любезность, видимо, потому, что такая поза говорит о внимании. Мы чувствуем себя менее удобно с теми, кто в разговоре с нами откидывается назад или разваливается в кресле. Обычно легко беседовать с теми, кто принимает непринужденную позу. (Такую позу могут принимать и люди с более высоким положением, вероятно, потому, что они больше уверены в себе в момент общения и обычно не стоят, а сидят, причем подчас не прямо, а откинувшись назад или склонившись набок.)

Наклон, при котором сидящие или стоящие собеседники чувствуют себя удобно, зависит от характера ситуации или от различий в их положении и культурном уровне. Люди, хорошо знающие друг друга или сотрудничающие по работе, обычно стоят или сидят боком друг возле друга. Когда они встречают посетителей или ведут переговоры, то чувствуют себя более удобно в положении лицом друг к другу. Женщины часто предпочитают разговаривать, несколько склонясь в сторону собеседника или стоя с ним рядом, особенно если хорошо знают друг друга. Мужчины в беседе предпочитают положение лицом друг к другу, кроме ситуаций соперничества. Американцы и англичане располагаются сбоку от собеседника, тогда как шведы склонны избегать такого положения. Арабы наклоняют голову вперед.
Когда Вы не знаете, в каком положении Ваш собеседник чувствует себя наиболее удобно, понаблюдайте, как он стоит, сидит, передвигает стул или как движется, когда думает, что на него не смотрят.

Значение многих жестов рук или движений ног в определенной мере очевидно. Например, скрещенные руки (или ноги) обычно указывают на скептическую, защитную установку, тогда как нескрещенные конечности выражают более открытую установку, установку доверия. Сидят, подперев ладонями подбородок, обычно в задумчивости. Стоять, подбоченившись, —. признак неповиновения или, наоборот, готовности приступить к работе. Руки, заведенные за голову, выражают превосходство. Во время разговора головы собеседников находятся в постоянном движении. Хотя кивание головой не всегда означает согласие, оно действенно помогает беседе, как бы давая разрешение собеседнику продолжать речь. Кивки головой действуют на говорящего одобряюще и в групповой беседе, поэтому говорящие обычно обращают свою речь непосредственно к тем, кто постоянно кивает. Однако быстрый наклон или поворот головы в сторону, жестикуляция часто указывает на то, что слушающий хочет высказаться.

Обычно и говорящим, и слушающим легко беседовать с теми, у кого оживленное выражение лица и экспрессивная моторика.
Активная жестикуляция часто отражает положительные эмоции и воспринимается как признак заинтересованности и дружелюбия. Чрезмерное жестикулирование, однако, может быть выражением беспокойства или неуверенности.

Межличностное пространство

Другим важным фактором в общении является межличностное пространство — как близко или далеко собеседники находятся по отношению друг к другу. Иногда наши отношения мы выражаем пространственными категориями, как, например, “держаться подальше” от того, кто нам не нравится или кого мы боимся, или “держаться поближе” к тому, в ком заинтересованы. Обычно чем больше собеседники заинтересованы друг в друге, тем ближе они сидят или стоят друг к другу. Однако существует определенный предел допустимого расстояния между собеседниками (по крайней мере в Соединенных Штатах), он зависит от вида взаимодействия и определяется следующим образом:

Интимное расстояние (до 0,5 м) соответствует интимным отношениям. Может встречаться в спорте — в тех его видах, где имеет место соприкосновение тел спортсменов;
. межличностное расстояние (0,5—1,2м) —для разговора друзей с соприкосновением или без соприкосновения друг с другом;
. социальное расстояние (1,2-3,7 м) — для неформальных социальных и деловых отношений, причем верхний предел более соответствует формальным отношениям;
. публичное расстояние (3,7 м и более) — на этом расстоянии не считается грубым обменяться несколькими словами или воздержаться от общения.

Обычно люди чувствуют себя удобно и производят благоприятное впечатление, когда стоят или сидят на расстоянии, соответствующем указанным выше видам взаимодействия. Чрезмерно близкое, как и чрезмерно удаленное положение, отрицательно сказывается на общении.
Кроме того, чем ближе находятся люди друг к другу, тем меньше они друг на друга смотрят как бы в знак взаимного уважения. Напротив, находясь на удалении, они больше смотрят друг на друга и используют жесты для сохранения внимания в разговоре.

Эти правила значительно варьируют в зависимости от возраста, пола и уровня культуры. Например, дети и старики держатся ближе к собеседнику, тогда как подростки, молодые люди и люди средних лет предпочитают более отдаленное положение. Обычно женщины стоят или сидят ближе к собеседнику (независимо от его пола), чем мужчины. Личностные свойства также определяют расстояние между собеседниками: уравновешенный человек с чувством собственного достоинства подходит к собеседнику ближе, тогда как беспокойные, нервные люди держатся от собеседника подальше. Общественный статус также влияет на расстояние между людьми. Мы обычно держимся на большом расстоянии от тех, чье положение или полномочия выше наших, тогда как люди равного статуса общаются на относительно близком расстоянии.

Традиция — также важный фактор. Жители стран Латинской Америки и Средиземноморья склонны подходить к собеседнику ближе, чем жители стран Северной Европы.
На расстояние между собеседниками может повлиять стол. Стол обычно ассоциируется с высоким положением и властью, поэтому когда слушающий садится сбоку от стола, то отношения принимают вид ролевого общения. По этой причине некоторые администраторы и руководители предпочитают проводить личные беседы, сидя не за своим столом, а рядом с собеседником — на стульях, стоящих под углом друг к другу.

Ответ на невербальное общение

Интересно, что, отвечая на невербальное поведение говорящего, мы невольно (подсознательно) копируем его позы и выражение лица. Таким образом мы как бы говорим собеседнику: “Я вас слушаю. Продолжайте”.

Как же реагировать на невербальное общение собеседника? "Обычно следует отвечать на невербальное “сообщение” с учетом всего контекста общения. Это значит, что если мимика, тон голоса и поза говорящего соответствуют его словам, то проблем никаких нет. В этом случае невербальное общение помогает точнее понять сказанное. Когда, однако, невербальные “сообщения” противоречат словам говорящего, мы склонны отдавать предпочтение первому, поскольку, как гласит популярная пословица, осудят не по словам, а по делам”.

Когда несоответствие между словами и невербальными “сообщениями” невелико, как это имеет место, когда кто-либо неуверенно приглашает нас несколько раз куда-либо, мы можем отвечать или не отвечать словами на эти противоречивые выражения. Многое зависит от участников общения, характера их отношений и конкретной ситуации. Но мы редко игнорируем жесты и мимику. Они часто заставляют нас отложить выполнение, например, высказанной просьбы. Другими словами, понимание нами невербального языка имеет тенденцию опаздывать. Следовательно, когда мы получаем от говорящего “противоречивые сигналы”, то можем выразить ответ примерно в такой форме: “Я подумаю” или “Мы вернемся с Вами к этому вопросу”, оставляя себе время для оценки всех сторон общения до принятия твердого решения.

Когда несоответствие между словами и невербальными сигналами говорящего выражено ярко, на “противоречивые сигналы” вполне уместен и вербальный ответ. На противоречивые жесты и слова собеседника следует отвечать подчеркнуто тактично. Например, если говорящий соглашается что-либо сделать для Вас, но проявляет при этом признаки сомнения, например, делает частые паузы, задает вопросы или его лицо выражает удивление, возможно такое замечание: “Мне кажется, что Вы к этому относитесь скептически. Не объясните ли, почему?” Это замечание показывает, что Вы внимательны ко всему, что говорит и делает собеседник, и таким образом не вызовете у него беспокойства или защитной реакции. Вы всего лишь предоставляете ему возможность выразить себя более полно.
Итак, эффективность слушания зависит не только от точного понимания слов говорящего, но и в неменьшей степени от понимания невербальных сигналов. Общение включает также невербальные сигналы, которые могут подтверждать, а иногда и опровергать устное сообщение. Понимание этих невербальных сигналов — жестов и мимики говорящего — поможет слушающему правильно интерпретировать и слова собеседника, что позволит повысить результативность общения.

Люди имеют неоспоримое преимущество перед другими формами жизни: они умеют общаться. Воспитание, обучение, работа, отношения с друзьями и семьей – все это осуществляется посредством общения. Кто-то может получать удовольствие от общения, кто-то – нет, но наличия такого позитивного во всех смыслах процесса коммуникации мы отрицать не можем. Общение считается одной из главных форм социальной активности человека. В процессе общения то, что раньше знал и умел один человек, становится достоянием множества людей. Общение в научном понимании представляет собой взаимодействие людей (воздействие людей друг на друга и их ответные реакции на это воздействие) и обмен информацией при этом взаимодействии.

Выделяют две группы способов, которыми может осуществляться взаимодействие между людьми: вербальные и невербальные средства общения. Считается, что вербальное общение дает меньше информации о целях, правдивости информации и других аспектах общения, в то время как по невербальным проявлениям можно установить многие моменты, которые афишировать в разговоре не принято. Но применимы и значимы разные средства общения в зависимости от ситуации. Так, в деловом мире важно в основном вербальное общение, поскольку вряд ли руководитель будет следить за своими жестами или эмоционально реагировать на очередное поручение сотруднику. В общении же с друзьями, новыми знакомыми или родными людьми невербальные проявления более важны, поскольку дают представление о чувствах и эмоциях собеседников.

Вербальное общение.

Осуществляется вербальное общение с помощью слов. Вербальным средством общения считается речь. Общаться мы можем с помощью письменной или устной речи. Речевую деятельность разделяют на несколько видов: говорение – слушание и письмо – чтение. Выражается и письменная, и устная речь посредством языка – специальной системы знаков.

Чтобы научиться эффективно общаться и использовать вербальные средства общения, нужно не только совершенствовать свою речь, знать правила русского языка или изучать иностранные языки, хотя это, безусловно, очень важно. В этом плане одним из главных моментов является умение разговаривать еще и в психологическом смысле. Слишком часто у людей возникают различные психологические барьеры или боязнь устанавливать контакты с другими людьми. Для успешного взаимодействия с обществом их нужно вовремя выявлять и преодолевать.

Язык и его функции.

Язык выступает в качестве орудия выражения мыслей и чувств людей. Необходим он для многих аспектов человеческой жизни в обществе, что выражается в следующих его функциях:

  • Коммуникативная (взаимодействие между людьми). Язык – это основная форма полноценного общения человека с себе подобными.
  • Аккумулятивная . С помощью языка мы можем хранить и накапливать знания. Если рассматривать определенного человека, то это его записные книжки, конспекты, творческие произведения. В контексте же глобальном – это художественная литература и памятники письменности.
  • Познавательная . С помощью языка человек может приобретать знания, содержащиеся в книгах, фильмах или сознании других людей.
  • Конструктивная . При помощи языка легко формировать мысли, облекать их в материальную, ясную и конкретную форму (либо в виде устного словесного выражения, либо в виде письменного).
  • Этническая . Язык позволяет объединять народы, общности и другие группы людей.
  • Эмоциональная . С помощью языка можно выражать эмоции и чувства, причем здесь рассматривается именно их прямое выражение с помощью слов. Но в основном эта функция, конечно, выполняется невербальными средствами общения.

Невербальное общение.

Невербальные средства общения необходимы людям для ясности в понимании друг друга. Естественно, невербальные проявления касаются только устного общения. Поскольку внешнее невербальное выражение эмоций и чувств, выполняемое телом, тоже является неким набором символов и знаков, его нередко называют «языком тела».

«Язык тела» и его функции.

Невербальные проявления очень важны во взаимодействии людей. Основные их функции состоят в следующем:

  • Дополнение произнесенного сообщения. Если человек сообщает о победе в каком-то деле, он может дополнительно победно вскинуть руки над головой или даже подпрыгнуть от радости.
  • Повторение сказанного. Это усиливает устное сообщение и его эмоциональную составляющую. Так, можно при ответе «Да, это так» или «Нет, не согласен» повторить смысл сообщения еще и в жесте: кивком головы или, наоборот, мотанием из стороны в сторону в знак отрицания.
  • Выражение противоречия между словом и делом. Человек может говорить одно, а чувствовать при этом совершенно другое, например, шутить вслух и грустить в душе. Именно невербальные средства общения позволяют понять это.
  • Акцент на чем-то. Вместо слов «внимание», «заметьте» и т.д. можно показать жест, привлекающий внимание. Так, жест с вытянутым указательным пальцем на поднятой руке показывает важность произнесенного при этом текста.
  • Замена слов. Иногда некоторые жесты или проявления мимики могут полностью заменять собой некий текст. Когда человек пожал плечами или указал рукой направление, уже не обязательно говорить «я не знаю» или «направо-налево».

Разнообразие невербальных средств общения.

В невербальном общении можно выделить некоторые элементы:

  • Жесты и поза . Люди оценивают друг друга еще до того, как заговорят. Так, одной только позой или походкой можно создать впечатление уверенного в себе или, наоборот, суетливого человека. Жесты позволяют подчеркнуть смысл сказанного, расставить акценты, выразить эмоции, но нужно помнить, что, например, в деловом общении их не должно быть слишком много. Также важно то, что разные народы могут иметь одни и те же жесты, которые означают совсем разные вещи.
  • Мимика , взгляд и выражение лица. Лицо человека – основной передатчик информации о настроении, эмоциях и чувствах человека. Глаза так вообще называют зеркалом души. Не зря многие занятия на развитие понимания эмоции у детей начинаются с распознавания основных чувств (гнев, страх, радость, удивление, печаль, и т.д.) по лицам на фотографиях.
  • Дистанция между собеседниками и прикосновения. То расстояние, на котором человеку комфортно общаться с окружающими, и возможность прикосновений люди определяют для себя сами в зависимости от степени близости того или иного собеседника.
  • Интонация и характеристики голоса. Этот элемент общения словно объединяет вербальные и невербальные средства общения. С помощью различной интонации, громкости, тембра, тона и ритмики голоса одну и ту же фразу можно произносить настолько по-разному, что смысл сообщения изменится прямо на противоположный.

Важно уравновешивать в своей речи вербальные и невербальные формы общения. Это позволит максимально полно доносить свою информацию до собеседника и понимать его послания. Если человек говорит безэмоционально и монотонно, его речь быстро утомляет. И наоборот, когда человек активно жестикулирует, часто вставляет междометия и только изредка произносит слова, это может перегружать восприятие собеседника, что оттолкнет его от такого экспрессивного партнера по общению.

"Что такое невербальное общение?"- порою многие слышали это фразу, но не каждый из нас понимает, что она значит.

Невербальное общение – это неречевая форма общения, включающая в себя жесты, мимику, позы, визуальный контакт, тембр голоса, прикосновения и передающая образное и эмоциональное содержание.

Язык невербальных компонентов общения

Первичные языки невербальной системы: система жестов, которая отличается от языка глухонемых, пантомима, мимика и т.д.
- вторичные языки невербальной системы: азбука Морзе, музыка, языки программирования.

Невербальный язык - вид общения когда не используются слова: мимика, жесты, интонации – важнейшая часть общения. Временами с помощью этих средств можно сказать гораздо больше, чем с помощью слов. Австралийский специалист по «языку телодвижений» А. Пиз утверждает, что с помощью слов передается 7% информации, звуковых средств (включая тон голоса, интонацию и т. п.) – 38%, мимики, жестов, позы (невербальное общение)– 55%. Иными словами можно сказать, что важно не что говориться, а как это говорится.

Оно играет большую роль в обмене эмоциями как между людьми, так и между животными, в том числе между человеком и его дрессированными питомцами. Наблюдения показывают, что в процессах общения 60 % - 95 % информации передается имеено с помощью системы невербалики.

Её составляют: тон голоса, тембр, высота, скорость, интонация и другие различные характеристики невербалики, песня, ваш внешний вид, ваша одежда, ваша поза, выражение вашего лица, ваша улыбка или ее отсутствие, ваш взгляд, ваши движения, танцы, ваша походка, глубина и скорость вашего дыхания, ваши жесты во время беседы, кивки и мотания головой, направление рук и ног, аплодисменты, прикосновения во время беседы, рукопожатия и объятия, поведение.

А так же действия: уверенность во время беседы, отсутствие агрессивности или ее присутствие. Мимика - подражание поведению вашего собеседника. Сохранение личного пространства собеседника

С одной стороны, во время общения, бесед, переговоров необходимо уметь контролировать собственные движения, собственное поведение и мимику, с другой стороны - уметь считывать информацию невербальных средств общения ваших партнеров по беседе, поэтому язык невербального общения необходимо изучать всем, кто заинтересован в позитивном и результативном проведении переговоров, бесед.

Однако «считывание информации» жестов, поз и других средств невербального общения не всегда бывает однозначной, в каждой конкретной ситуации требуется конкретный подход к этому процессу. Поэтому попытки составить словари приемов невербального общения и их "считывания", также не приносят ничего хорошего.

В процессе общения необходимо учитывать общую атмосферу беседы, ее содержание, общий настрой и атмосферу. Компоненты невербального общения также очень значимы в самые первые секунды знакомства. В момент знакомства не было еще произнесено ни одного слова, а первая оценка собеседника уже получена при помощи «считывания информации» компонентов невербального общения, таких как, ваша походка, ваш общий вид, мимика лица, и в последствии эту оценку невербального общения изменить будет весьма проблематично. Американские исследователи Л. Зунин и Н. Зунин считают, что важны первые четыре минуты встречи, во время которых складывается общий портрет собеседника, и именно в этот короткий промежуток времени вы должны произвести на своего собеседника положительное впечатление, и основой в этом будет как раз невербалика.

Невербальные средства общения

Первое - это необходимо показывать заинтересованность в предстоящей вам беседе, вашу готовность к сотрудничеству, вашу открытость новым идеям и предложениям. При общении следует обращать внимание на позу, взгляд, жесты – так как это есть самые явные приемы невербального общения. Ваше поведение должно быть естественным, не напряженным, не должно заставлять вашего собеседника напрягаться и ждать подвоха.

При общении с собеседником не следует принимать позу, показывающую вашу закрытость к общению и агрессивность: это насупленные брови, широко расставленные на столе локти, сжатые в кулаки или сцепленные вместе пальцы, перекрещенные ноги и руки. Не надевайте очки с затемненными стеклами, особенно при первом знакомстве, если в этом нет острой необходимости – яркое солнце, сильный ветер, так как, не видя глаз партнера по общению, ваш собеседник может чувствовать себя неловко, так как значительная доля информации оказывается для него закрытой, и человек начинает непроизвольно напрягаться. В результате всего этого может быть нарушена атмосфера прямого общения.
Основными невербальными средствами общения являются жесты. Жесты-символы, жесты-иллюстраторы, жесты-регуляторы, жесты адапторы.

Жесты-символы - очень ограничены рамками той или иной культуры или местности, и являются самыми простыми приемами невербального общения.

Жесты-иллюстраторы - используются для пояснения сказанного (например указание рукой), также являются простыми приемами невербального общения.

Жесты-регуляторы - играют важную роль в начале и конце беседы. Один из таких жестов-регуляторов - рукопожатие. Это традиционная и древнейшая форма приветствия. Эти жесты являются более сложными приемами невербального общения.

Жесты-адапторы - сопровождают наши чувства и эмоции. Они напоминают детские реакции и проявляются в ситуациях стресса, волнения, становятся первыми признаками переживаний - нервное перебирание обежды, постукивание ногой, ручкой и т.д.

Все материалы про невербальное общение и невербальные средства общения взяты с портала Твоя свобода

На нашем портале много статей о невербальном общении:

Одна из первых статей невербального общения "Мимика"
- очень хорошая статья о невербальных средствах общения "Жесты и позы"
- актуальная статья на сегодняшний день"Язык тела".