Бухучет и налоги

Изделия на гончарном круге. изготовить изделие с применением гончарного круга или с помощью специальных форм, или вовсе руками

Глина — удивительный природный материал, теплый, нежный и податливый, который может превратиться во что угодно, от примитивной, на первый взгляд, детской игрушки до удивительной вазы или изящного подсвечника. Работа с глиной благотворно действует на нервную систему, расслабляет, снимает нервное напряжение. Так что лепка из глины — это не только интереснейшее творческое занятие, которое может превратиться в любимое хобби. Это еще и способ сбросить накопившуюся отрицательную энергию, снять напряжение, расслабиться, получить массу положительных эмоций.

Конечно, в домашних условиях сложно тягаться с современным керамическим производством, с его новейшими технологиями, сложным оборудованием, новыми материалами для отделки. Но создать несложные по технологии изделия можно. Любое из них будет хранить в себе тепло ваших рук, часть души и будет в своем роде настоящим произведением искусства. Ведь другой точно такой же тарелки или вазы больше нет нигде в мире...

Мастерская на даче

Работа с глиной — штука довольно грязная. В том смысле, что отмывать потом придется все и вся. И если лепить фигурки можно и дома, в городской квартире, то создавать свои первые шедевры на гончарном круге в квартире не очень удобно. У вас появилось стойкое желание соприкоснуться с удивительным природным материалом и попробовать освоить (пусть пока неумело, пусть лишь только как развлечение) одно из древнейших ремесел — гончарное дело? Лучшего места, чем дача, для этого не найти. Именно здесь гораздо легче организовать рабочее пространство, разместить все необходимое. Именно на даче или в деревне работа за гончарным кругом будет более органичной, вписывающейся в окружающий пейзаж, как прикосновение к истокам, к народной истории и культуре.

В настоящее время к услугам начинающих и "продвинутых" керамистов существуют целые специализированные магазины, где можно приобрести все необходимое, начиная от гончарных кругов и разных видов глины и заканчивая печью для обжига готовых изделий. Не пугайтесь, печь нам пока не понадобится. Штука эта дорогостоящая и на первых порах совсем не обязательная. Для начала имеет смысл научиться делать самые простые формы на гончарном круге и правильно их сушить. А обжигать свои творения можно, например, в школах детского творчества или керамических мастерских, где есть соответствующее оборудование. Или на первых порах вообще оставлять без обжига. Если же гончарное ремесло "зацепит" вас всерьез, если вы почувствуете, что это ваше, тогда уже можно будет подумать и о печи. Кстати сказать, в деревне можно сделать дровяную печь для обжига самостоятельно, обратившись за помощью к мастеру или воспользовавшись специальной литературой.

Необходимые инструменты

Понятно, что гончарный круг — это главное приспособление, без которого нам никак не обойтись. С тех пор, как какой-то безвестный гений придумал и создал первый гончарный круг, прошло около 7 тыс. лет. С тех пор принцип действия этого устройства нисколько не изменился. Гончарный круг — это небольшой диск из гладкого материала (дерево, пластик, камень, металл и др.) с жестко прикрепленной снизу осью. К противоположному концу оси крепится передача, благодаря которой диск может вращаться. Первые гончарные круги были ручными. Затем появились ножные. Они удобнее, потому что позволяют освободить для работы обе руки мастера. Большинство современных гончарных кругов электрические. Они достаточно удобны и облегчают физический труд гончара. Хотя некоторые мастера утверждают, что настоящий гончарный круг — это все-таки ножной. Только на нем можно плавно и гибко регулировать скорость вращения, что очень важно для лепки.

Сейчас есть возможность приобрести гончарный круг промышленного производства. Как правило, такие круги вполне удобны в работе. Но есть любители-самоделкины, которые изготавливают такие круги самостоятельно.

Для мало-мальски серьезного творчества вам не подойдут появившиеся в продаже детские гончарные круги на батарейках. Они относятся к категории игрушек, при некотором опыте на них можно смастерить лишь совсем крошечные изделия (например, кукольные блюдца). Мощности батареек на большее не хватит.

Еще для работы нам пригодятся стеки — специальные деревянные или пластиковые инструменты для снятия лишнего материала и более тщательной проработки деталей. Кроме этого понадобится проволочка с ручками на концах для срезания изделия с гончарного круга, для отрезания глины и других работ. Вместо проволоки подойдет самая тонкая гитарная струна. Длина ее должна примерно равняться ширине плеч.

Песнь о глине

Глины бывают очень разными и по происхождению, и по минеральному составу, и по содержанию всевозможных примесей. Промышленная классификация делит их на каолины, глины, сухари (огнеупорные глины) и сланцевые глины (плохо размокающие в воде). Есть такое понятие, как "жирная" (пластичная) и "тощая" (сухая) глина. Для гончарных работ глина должна быть достаточно "жирной". Иначе она будет плохо лепиться и трескаться при обжиге. Причем, чем тоньше, изящнее изделие, тем более жирная глина для него используется. Различается и цвет глины. Она может быть красной, коричневой, зеленой, голубой, белой, серой и даже шоколадного или грязно-черного цвета. Цвет глине придают окиси различных металлов: алюминия, железа, титана. Если их общее число не превышает 1%, изделие и до, и после обжига будет белого цвета. Если же содержание окисей больше 1%, готовое изделие покраснеет, даже если сырая глина была зеленой или голубой.

Пожалуй для начинающих гончаров лучший выход из положения — это покупка готовой глины в специализированных магазинах или на заводах по производству керамики. Чаще всего гончарную глину продают в виде порошка. Она уже очищена от примесей и имеет все необходимые добавки. Ее нужно лишь правильно приготовить. О том, как это сделать, лучше дополнительно узнать у консультантов в магазине.

Перед началом работы даже с полностью готовой к употреблению глиной необходимо проделать еще одну очень важную операцию — "перебить". Скатайте на деревянной доске валик из глины и разорвите его на две части движением, похожим на выкручивание белья. Затем с силой бросьте куски на стол, сложите их, скатайте и снова разорвите. Процедуру необходимо повторить 20-25 раз. Делается это для того, чтобы удалить из глины пузырьки воздуха и добиться однородной консистенции. Оставшийся воздух будет очень мешать при работе на гончарном круге и может разорвать готовое изделие при обжиге. Комок глины можно не разрывать руками, а разрезать при помощи проволоки. Кстати сказать, многие мастера считают этот способ более правильным. После этого приступаем к так называемому спиралевидному замешиванию. Делается это так. Подготовленный кусок глины кладется на стол, сверху помещаются обе ладони. Основная нагрузка должна приходиться на нижние части ладоней. Надавите ладонями на глину, как бы отталкивая ее от себя, одновременно немного поворачивайте ладони против часовой стрелки. Если все сделано правильно, послышатся легкие хлопки лопающихся пузырьков воздуха. Затем отпустите глину и чуть-чуть поверните весь комок по часовой стрелке, возвращая на прежнее место. Операция повторяется 30-40 раз. Старайтесь избегать складок, в них может прятаться ненужный воздух.

Наконец наша глина готова. Приступаем к лепке. Будьте готовы к тому, что поначалу у вас ничего не будет получаться. Это нормально. Если есть такая возможность, понаблюдайте за мастером, работающим на гончарном круге или, еще лучше, возьмите несколько уроков гончарного ремесла. Сейчас появляется все больше подобных творческих курсов и мастер-классов. Если такой возможности нет, придется осваивать мастерство методом проб и ошибок. В этом очень пригодится толковая книжка-самоучитель с пошаговым описанием работы и картинками-схемами. Надо отметить, что главный способ овладения гончарным делом — это многократное повторение. Постарайтесь добиться того, чтобы ваши руки выполняли механическую работу почти автоматически. Смотрите на ваши работы, как на ученическое упражнение. И не отчаивайтесь. Как известно, не боги горшки обжигают. В гончарном ремесле нет строгих правил касательно того, как изготавливать посуду, а мастерство приходит с опытом.

Итак, попробуем. Отрежьте проволокой кусок глины, придайте ему округлую форму и положите в центр станка, слегка придавив к поверхности. Если глина отклонилась от центра, поправьте ее руками, а затем запустите гончарный круг. Глина должна размещаться строго по центру, иначе она будет вращаться неравномерно и, в конце концов, соскочит с круга. Пожалуй, это самое сложное для новичков — научиться выкладывать глину строго по центру. Отцентрованный кусок кажется почти неподвижным, глина не должна изгибаться или смещаться. Очень важна правильная постановка рук гончара. Локти следует прижать к корпусу, а согнутые кисти рук со слегка сближенными запястьями держать на вращающемся куске глины. Нужно постараться максимально расслабить руки, движения должны быть мягкими и плавными, без резких рывков.

Движения, которые вы будете проделывать руками, зависят от того, какую форму вы хотите получить. Допустим, мы задумали слепить кувшин. Придавив глину, сделайте из нее колобок или небольшой купол, заглаженный с боков. Теперь сдавите глину обеими руками и, поднимая их, преобразуйте купол в конус, а затем снова в купол. Большим пальцем правой руки наметьте центр на вершине купола и начинайте постепенно вдавливать в него палец вертикально. Остальные пальцы находятся снаружи купола. В образовавшееся отверстие выжмите из губки немного воды. Чтобы раздвинуть глину в стороны, пальцы левой руки опустите внутрь до дна углубления, а пальцы правой поместите на наружную стенку. Надавите левой рукой на поверхность изделия. Руки следует постоянно смачивать водой. Вытяните цилиндр до нужной конечной высоты. Концом среднего пальца левой руки касайтесь дна изделия, а согнутый указательный и большой палец правой руки прижимайте к внешней стороне. Для вытягивания стенок двигайте руки от дна к верху. Старайтесь, чтобы стенки были одинаковой толщины. Главная задача на этом этапе — получить ровный, полый внутри цилиндр с дном. Затем начинаем преобразовывать его в вазу, кувшин или другое задуманное изделие. Для этого существуют определенные правила:

  • если давить на внутреннюю сторону цилиндра, то его стенки будут вытягиваться с расширением формы. Руки должны находиться и внутри и снаружи цилиндра, одна против другой, вместе определяя толщину стенки и величину давления;
  • чтобы вытянуть шейку кувшина, необходимо захватить двумя руками его верх с внешней стороны и сжать до нужного размера;
  • если у кувшина по замыслу должно быть узкое горлышко, следите, чтобы случайно не расширить его слишком сильно;
  • воду, которая собирается на дне изделия, удобно удалять губкой, надетой на проволоку;
  • попробуйте выточить тонкий край изделия, пальцами закруглить его на внешнюю сторону и завернуть. Так вы получите характерную для гончарных изделий деталь декора;
  • если нужно сделать носик, возьмитесь за край кувшина двумя пальцами левой руки и надавите между ними указательным пальцем правой.

Чем большее керамическое изделие вы хотите получить, тем сложнее его делать. Поэтому начинать лучше с небольших блюдец и тарелок. Для этого нужно выложить в центре гончарного круга глиняный диск небольшой высоты, соответствующий размеру будущей тарелки. Наиболее тщательно следует делать днище, потому что у плоских изделий оно является самым уязвимым местом. Глину здесь нужно придавливать посильнее. Затем большим и указательным пальцем приподнимите глину от внешнего края, чтобы сформировать закругленный ободок. После этого начинаем разглаживать борт тарелки, слегка сжимая глину и одновременно растягивая в стороны. Не стоит слишком сильно истончать стенки изделия, иначе при обжиге они будут трескаться и "вздуваться".

Сушка и декорирование

Когда изделие готово и вы им остались довольны, срежьте его с круга специальной проволочкой с двумя ручками. Дважды протяните проволочку под днищем изделия, потом сдвиньте его с круга и перенесите на смоченную водой подставку. Теперь наступает следующий важный этап — сушка. Главная задача заключается в том, чтобы глина сохла равномерно, иначе она потрескается. Поэтому избегайте сквозняков и прямых солнечных лучей. Оботрите изделие влажной губкой или мокрыми руками, убирая всевозможные неровности, затем накройте влажной тканью и поставьте сохнуть в закрытый ящик (лучше оцинкованный).

Примерно через сутки, когда изделие немного подсохнет, его вынимают из ящика, аккуратно зачищают мелкой наждачной бумагой и приступают к отделочным работам. Например, поверхность кувшина или вазы можно "выглаживать". Для этого ее натирают каким-нибудь гладким предметом. При этом верхний слой глины уплотняется и начинает блестеть. После обжига такая посуда блестит еще больше. На мягкой глине можно выполнять и текстурную отделку. Из дерева или резины вырезают штампы. Вдавливая их в сырую глину в определенной последовательности, можно получить уникальный узор или орнамент. Интересные отпечатки получаются от придавливания к глине грубой мешковины. Еще можно нанести узор или рисунок процарапыванием. Выполняется оно шилом, ножом или другим острым предметом.

Кроме этого, очень популярным видом отделки гончарных изделий является роспись ангобами. Ангобы — это специально приготовленные жидкие глины. Такую роспись проводят по сырому, сухому и даже обожженному изделию. Декорирующий состав наносят кисточкой, пульверизатором или погружают изделие в емкость с раствором. После такой росписи изделия обжигают при температуре 700-800°С.

Более высокой степенью отделки является глазуровка. Глазурь — это тонкое стеклообразное покрытие, которое образуется при наплавлении на поверхность глиняного изделия силикатных соединений, ее также можно купить в специализированных магазинах или на заводах по производству керамики. Они предохраняют керамику от загрязнения, делают ее более прочной. Глазури бывают очень разными: прозрачные, цветные, бесцветные. Эмаль — это одна из разновидностей глазури. Она непрозрачна и используется как основа под керамическую краску. Эмаль наносят методом поливания, подсушивают, а затем расписывают керамику специальными красками. Когда краски полностью высохнут, изделие обжигают.

Для обжига обычно используют специальные электрические печи. Если у вас есть доступ к подобному оборудованию, обжиг производится следующим образом. После подсушивания и декорирования изделие помещается в печь на 1,5-3 часа для дополнительного подсушивания при температуре 150°С. Сначала температуру в печи повышают медленно до тех пор, пока не испарится вся влага. Затем каждые 30-40 минут температуру поднимают на 50°С и доводят до 400°С. Когда изделие начнет краснеть, температуру повышают более резко — на 100°С каждый час и доводят до 800-900°С. Этот жар выдерживают в течение часа и выключают печь. В первые часы охлаждение должно идти медленно, пока температура не упадет до 450-400°С. Когда температура снизится до 200°С, печь можно открыть. Изделие вынимают лишь тогда, когда оно остынет до комнатной температуры. Весь процесс остывания занимает обычно 10-12 часов. Теперь, при необходимости, изделие расписывают глазурями, а затем повторяют весь процесс обжига еще раз, чтобы глазурь расплавилась.

Расход глины

Очень полезно знать, сколько необходимо взять глины, чтобы сделать то или иное изделие определенного размера. Как правило, новички берут слишком много глины, и это одна их причин возможных неудач. Для изготовления чайного блюдца с диаметром дна 13 см нам потребуется примерно 800 г глины, для обеденной тарелки с диаметром дна 23 см вес глины увеличится до 1400 г. Для кружки высотой 9 см или кувшина объемом 0,2 л потребуется всего 350 г глины. Полулитровый кувшин получится из 500 г глины, а чайник из 1000 г. Добавьте к чайнику носик (250 г) и крышку (250 г). Рекомендуется вести своего рода дневник, куда вы будете записывать информацию по каждому вашему изделию: сколько глины потребовалось на изделие и детали (крышки, носики, ручки), какие-то особенности технологии и т.п. Сюда же можно зарисовывать интересные изделия, увиденные в музеях или на выставках, делать наброски своих собственных ваз и кувшинов, которые существуют пока лишь в вашем воображении. Такие записи помогут совершенствовать мастерство, не делать грубых ошибок, сохранить на долгие годы массу полезной информации, которая иначе непременно забудется.

Это процесс в котором участвуют умелые руки мастера и глина, действо, в ритмичных движениях которого рождается внутренняя связь между ними. До недавнего времени самим распространенным гончарным кругом был ножной круг, состоящий из вертикальной оси из железа, в верхней части которой укреплен небольшой диск, на котором происходит лепка, а нижний - маховик, который приводит в движение верхний круг. Сам же маховик приводится в движение ногой гончара. В последнее время всё чаще используется электрический станок: скорость вращения круга регулируется при помощи педали. Диск всегда вращается против часовой стрелки.

Приготовление кома. Перед началом работы на гончарном круге желательно приготовить несколько комов глины, которые следует накрыть влажной тряпкой, чтобы гляняное тесто не высохло.

После того как от цельного блока отделили количество глины, необходимое для изделия, глина разделяется на две части, которые снова соединяются решительным и сильным шлепком. Это повторяется несколько раз за тем глине придается форма шара.

Основные этапы. Главный принцип, положенный в основу работы на гончарном круге, заключается в сопротивлении с помощью одних только рук центробежной силе, которая при вращении выталкивает глиняный предмет за пределы круга.

Центровка. Глиняная заготовка помещается в центр круга. Чтобы её приготовить отделите небольшое количество глины, с которым вам будет удобно работать на гончарном круге, сильным движением бросьте заготовку на круг, и прижмите её нижнюю часть к кругу. Руки, слегка касаясь диска, охватывают ком глины. Надавливайте на глину, немного смещая её в разные стороны. Руки и запястья должны быть напряженными. Подталкивайте глину вверх, ладонями оказывая давления в нижней части кома, за тем перемещайте её опять вниз. Таким образом происходит проминка глины.

Углубление внутри заготовки. Большим пальцем левой руки нажимайте на центральную часть глины. Затем большой палец правой руки должен достать до дна, оставив слой для основания, в то время как левая рука поддерживает и направляет всю массу. Установив какой ширины будет изделие, приступайте к стенкам: большой палец с внутренней стороны, остальные пальцы - с внешней.

Формовка цилиндра. Цилиндр формируется после центровки и проминки глиняной массы. Теперь проделайте углубление и поднимите стенки.

Вытягивание стенок. Одной рукой примите положение «клещами»: указательный и средний пальцы располагаются с внутренней стороны, а остальные пальцы - с внешней. Второй рукой поддерживайте и направляйте изделие. Помните, что стенки должны быть одинаковой толщины. При этом косточка указательного пальца правой руки должна скользить по внешней стенке, а косточки пальцев левой руки, сжатые в кулак, должны изнутри прижимать их к стенке. Повторите эту операцию несколько раз.

Циклевание. Циклей разровняйте и разгладьте внешние стенки сосуда. После этого гончарной струной отделите изделие от гончарного круга. Снимать сосуд следует только сухими руками. Держите его осторожно, равномерно распределяя вес, так как изделие сохраняет пластичность и, следовательно, легко деформируется.

При работе руки всегда должны быть смочены водой, чтобы они легко скользили по поверхности изделия. Желательно иметь миску с водой, чтобы время от времени смачивать руки.

Расширение верхней части. После центровки и проделывания углубления в центре заготовки, настало время расширять кверху стенки сосуда, поддерживая при этом одинаковую толщину стенок. Самая распространенная ошибка на этом этапе работы- слишком тонкие и непрочные стенки, которые не могут сохранять форму.

Работа по расширению верхней части изделия особенно важна при изготовлении тарелок и блюд, небольших, средних и крупных размеров.

Формовка тулова. С тех пор, как появился гончарный круг, человек научился изготавливать круглые сосуды. Выполните заготовку, повторяя те же этапы, что и при изготовлении цилиндра: центровка, проделывание углубления и расширение, затем вытягивание вверх стенок. При придании сосуду шарообразной формы, руки занимают положение «молота».

Расширение стенки. Подушечками пальцев руки, которая находится внутри сосуда, надавливайте на стенку цилиндра смещая её от центра, в то время, как второй рукой придерживайте работу и давите с внешней стороны. Для сужения сосуда - с силой давите с внешней стороны к центру. Помогайте себе циклей.

Сужение. Выполняйте сужение до тех пор, пока отверстие не достигнет намеченного размера. Если сужающаяся часть сосуда должна иметь долинное и узкое горлышко, то надо равномерно нажимать руками, смещая глину как по направлению к центру, так и вверх.

Носик. Одной рукой придерживая надавливайте на стенку, а указательным пальцем второй руки поддерживайте изделие. Чтобы оно не смещалось с оси. Тем же пальцем нажимайте книзу, чтобы сформировать изгиб носика. Разгладьте стенки циклей и губкой. Если хотите расширить горлышко, вылепите носик для вытекания жидкости. Большой и указательный пальцы левой руки расположите над верхним краями оказывайте давление по направлению к центру. Одновременно указательным пальцем правой руки смещайте стенки к внешнему краю и вниз. Это движение будет определять форму сосуда.

Ручка. Приготовьте и хорошо промойте длинную и округлую полоску глины. Разгладьте её сверху вниз смоченными водой руками. Когда нижняя часть достигнет нужной длины и толщины отделите кусок глины.

Чтобы прикрепить ручку сделайте надрез на поверхности кувшина при помощи зубчатого резца. Приложите ручку к верхней части кувшина и прижмите её к краю кувшина. Тоже самое проделайте с нижней частью кувшина, разгладив место соединения таким образом, чтобы поверхность оставалась ровной.

Обтачивание. Когда изделие снимается с гончарного круга, его стенки еще недостаточно очищены. Слегка подсушите сосуд, чтобы он приобрел прочность и не деформировался при дальнейшей обработке. Снова поставьте сосуд на гончарный круг. Теперь скорость его вращения должна быть умеренной. Вам понадобятся стеки с железным концом. Особое внимание нужно уделять нижней части изделия - дну.

"Керамика очень похожа на жизнь - вам всегда интересно, чем дело обернется.
Это может быть не так, как вы себе представляли, но это все равно будет красиво…"

Эти слова на прошлой неделе произнес директор одной из американских школ в маленьком городке Карфаген на церемонии запуска новой печи для обжига гончарных изделий. Ее установили на средства гранта регионального фонда общественного образования. Теперь карфагенские школьники смогут полноценно попробовать себя в одном из древнейших занятий человечества - создании настоящей керамики.

В томских школах печи для керамики пока не ставят, но обучиться этому ремеслу, при желании, все-таки можно - время от времени в городе проходят различные мастер-классы , преподают его основы и в художественных школах. Ну а для тех, кто пока не готов вживую познакомиться с процессом создания гончарного изделия, - рассказ о нем от томского керамиста Андрея Салтана.

ГЛИНЯНОЕ ТЕСТО

Первый этап в деле изготовления любого керамического изделия — добыча сырья, в данном случае — глины.

Глину я беру местную, томскую; это так называемая красная глина. Активно сотрудничаю с Политехническим университетом — там знают все карьеры, где ее можно добыть, - рассказывает Андрей Салтан.

Фактически глина, только что добытая из карьера — это просто, «куча грязи», а потому перед началом работы ее необходимо как следует подготовить.

Традиционных вариантов переработки материала не так много. К примеру, в древности глину замачивали водой, тщательно перебирали, выбирая мусор. Уже очищенную глину погружали в бочку с водой, где она отстаивалась какое-то время. В ходе такой процедуры часть грязи всплывала на поверхность, часть — оседала на дно, а посередине оставался пласт, который можно было использовать для работы. В бочке, в тех местах, где и находилась нужная масса, проделывали отверстие, глину собирали и высушивали на солнце, чтобы избавиться от лишней влаги. Подсохший материал переминали, после чего он становился окончательно годным для работы.

Мы тоже сначала пользовались таким способом: месили глину руками, ногами, но это очень тяжело, - рассказывает Андрей. - Со временем приобрели оборудование, которое готовит глину — в итоге она получается в виде вот таких «колбас»:

ГОНЧАРНЫЙ КРУГ

Перед началом работы с глиной необходимо как следует намочить руки, да и во время работы вода всегда должна быть под рукой. Главное — не переусердствовать. Если изделия из глины получатся слишком влажными, то легко могут дать трещину при сушке. Поэтому в процессе работы мастера держат под рукой губку, которой удобно собирать лишнюю влагу.

Также перед началом работы с глиной необходимо «пообщаться»: почувствовать ее, поработать руками. Если есть желание придать изделию особую форму, достаточно посильнее нажать на глину с обеих сторон, и она легко поддастся.

По словам Андрея Салтана, идея будущего сосуда зачастую рождается во время работы, в импровизации. Но если есть задумка - что в конечном итоге должно получиться - то тогда эскиз следует продумать заранее.

Изготовление незамысловатого гончарного изделия за 5 минут - вполне реальное дело, - говорит мастер. - Когда делаешь несколько одинаковых форм подряд, руки привыкают и работают намного быстрее. Например, если я делал партию стаканчиков, то на первый уходит минут 15, а последний я делаю уже за 5 минут.

Когда форма готова, можно дать волю фантазии и декорировать горшок или кувшин как хочется. На еще не засохшей глине можно порисовать: для этого используются самые разные деревянные палочки, которыми как на бумаге можно выводить узоры — цветы, животных, орнаменты. Хотя, по словам бывалых мастеров, бывает, что форма настолько интересна, что никакой декор и не требуется.

Однажды ко мне пришли из Чайного клуба. Сказали, что у них намечается фестиваль и нужен приз — чайник. Но не обычный, а настоящий сибирский - в шапке-ушанке. Мне эта затея очень понравилась, и я с удовольствием его сделал, - говорит Андрей Салтан.

Срезка сосуда

СУШКА И УКРЕПЛЕНИЕ

Следующий немаловажный этап в работе над глиняной посудой - укрепление и сушка.

При сушке любое керамическое изделие становится гораздо меньше в размерах - хорошая гончарная форма дает усадку не менее 10%. Чтобы сосуд был крепким, его обжигают в специальной печи, при температуре около 1 250 градусов. Хотя некоторые новички обходятся и вовсе без обжига - сушат горшки на солнце.

После печи посуда приобретает совершенно другой цвет.

До печи глина может иметь совершенно потрясающие цвета: и зеленый, и голубой, и черный. А после обжига становится белой, желтой или красно-коричневой, - поясняет Андрей Салтан. - Обожженное изделие из томской глины имеет красно-коричневый цвет.

Но обжиг — это еще не все. Изделие из глины не должно пропускать влагу, а потому нуждается в специальной обработке. Технологии существуют разные, одна из них — обработка глазурью, в результате которой горшочки и кувшины приобретают стекловидное покрытие.

Правда, сейчас от наиболее распространенных видов глазурования начинают отказываться из-за присутствия в составе поливы (смеси кварца, полевого шпата, оксидов металлов и некоторых других компонентов) свинца. Его наличие может негативно сказываться как на мастерах, производящих работы по глазурованию, так и на тех, кто потом будет использовать посуду.

Сейчас все стремятся к более естественному, природному, экологичному — отмечает мастер. - Поэтому для обработки я использую молочение. Этот способ намного древнее глазури, к тому же не нанесет никакого вреда здоровью.

Молочение — обработка молочным жиром — было очень распространено в древности. Уже обожженный сосуд помещали в молоко, давая стенкам возможность как следует пропитаться. После этого сосуд высушивали и снова ставили в печь для обжига. При этом температура в печи достигала 350 градусов, чтобы молоко начало «гореть»: в процессе горения оно закрывает поры, через которые может вытечь вода.

После такого обжига горшок сильно темнеет, поэтому его необходимо отчистить. Когда-то это делали с помощью песка или рогожи, сейчас же, как правило, используют простую наждачную бумагу. Уже после чистки сосуд обрабатывается горячим воском - на этом этапе работу можно считать завершенной.

СПРАВКА ОБЗОРА:

Керамист Андрей Салтан. Изготовлением гончарных изделий занимается три года. Начинал с моделей из глины, продолжил работой с гончарным кругом.

В настоящее время создает собственную студию, сотрудничает с Томскими краеведческим и историческим музеями, салонами красоты. Считает, что в гончарном искусстве случайных людей нет - слишком уж грязный и трудоемкий процесс работы.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

Чтобы попробовать себя в гончарном деле необходимо обзавестись гончарным кругом, печью для обжига, глиной и инструментами для декора изделий.

Гончарный круг. Собрать простой гончарный круг можно при желании самостоятельно , но можно сделать и на заказ . Или приобрести в специализированном интернет-магазине гончарный круг с электроприводом. Стоимость такого круга колеблется в пределах от 23 до 60 тыс. рублей.

Печь для обжига. Самая простая печь для обжига обойдется в 50-60 тысяч рублей. Но в целом их стоимость может достигать 200 тыс. рублей и более.

Набор инструментов . Леска или тонкая проволока, что бы по окончании лепки срезать гончарное изделие с круга. Губка, чтобы убирать лишнюю влагу с изделия (можно привязать к небольшой палочке, чтобы можно было "попасть" внутрь горшка). Инструменты каждый выбирает для себя сам, стандартного набора тут нет: различные палочки, лопатки, резаки, чтобы создавать узоры еще на влажной глине, кисти - если захочется в дальнейшем расписать свой горшочек.

Материалы. Традиционную красную глину можно приобрести непосредственно в Томске, в мастерской Андрея Салтана (30 рублей за кг). Также красную глину и глину других цветов (черную, белую, зеленую, голубую) также можно заказать в интернет-магазинах. К примеру, 2,5 кг зеленой глины пластичностью до 1100 градусов обойдется примерно в 300 рублей. Такой же объем более пластичной черной глины (свыше 1100 градусов) будет стоить порядка 200 рублей. А акриловые краски продаются в любом художественном магазине: набор из 6 цветов стоит, как правило, около 200 рублей.

Текст: Анна Жидкая, Анна Афанасьева

Пожалуй, гончарное ремесло зародилось если не вместе с освоением людьми огня, то сразу после. Недаром во многих мифах и легендах народов мира образ Творца неразрывно связан с актом творения из глины. Так, в христианстве из глины был сотворен первый человек - Адам. В индуизме одной из ипостасей Брахмы является гончар. Бог плодородия древних египтян Хнум тоже создал человека с помощью гончарного круга. Мифы африканского племени догонов представляли верховное божество Амма гончаром, который создал все сущее из глины. Немало народов имели свои касты гончаров, которые помимо ремесленных функций могли исполнять обязанности жрецов и служителей культа. Так, например, каста ханибэ в Древней Японии, члены которой изготавливали священные глиняные скульптуры - ханива. Всегда работа гончара представлялась как нечто божественное, за исключением того, что мастер, в отличие от бога, не мог дать душу своим творениям.

Виды гончарных кругов

Естественно, центральное место в работе гончаров занимают гончарные круги, вокруг которых будто вокруг центра Вселенной вращается все гончарное ремесло. С их помощью бесформенные куски податливой глины в умелых руках превращаются в изящные сосуды самых разнообразных, порой причудливых, форм.

Гончарный круг представляет собой гладкий диск, имеющий консольное крепление на вращающейся оси и приводящийся в движение мускульной силой либо электрическим или реже механическим двигателем. В давние времена они были с ручным приводом, потом ножным и, в конце концов, электрическим. Следует заметить, что ножной и электрический гончарные круги более удобны в использовании. Это объясняется тем, что обе руки мастера остаются свободными. Несмотря на то что электрический круг является более современным и прогрессивным, гончарный круг с ножным приводом не сдает позиции, поскольку, по мнению некоторых мастеров, только на таком круге можно плавно и в широких пределах регулировать скорость вращения заготовки и лучше чувствовать материал.

Дополнительные инструменты

Если вы всерьез или даже просто на любительском уровне решили освоить гончарное ремесло, то кроме известного уже круга, понадобятся некоторые другие инструменты, которые многократно облегчают работу и позволяют выполнять разнообразные манипуляции с материалом. Основными инструментами как скульптора, так и гончара являются стеки - деревянные, металлические или пластиковые лопатки всевозможных форм и размеров. Также не обойтись без металлической струны с двумя удобными ручками на концах, с помощью которой готовое изделие после формовки срезается с круга.

Оборудование мастерской

Чтобы было понятно, работа на гончарном круге - занятие достаточно грязное, и в городской квартире вы, скорее всего, не найдете себе места, разве что если не выделите под мастерскую целую комнату. Но позволить себе подобное могут далеко не все. Кроме того, при работе гончарные круги работают не бесшумно, а это может вызвать недовольство соседей. Зато в частном секторе города, на даче или в селе найдется масса мест для реализации ваших замыслов по освоению гончарского ремесла. В теплое время можно заниматься этим прямо под открытым небом, но все-таки желателен навес над головой для защиты от палящего солнца или дождей. Само обустройство мастерской не представляет каких-либо значительных сложностей. Достаточно поставить стол для инструментов и других вспомогательных вещей, один или несколько стеллажей для готовой продукции, и обеспечить освещение рабочего пространства.

Если вы только начинаете свой путь на поприще работы с глиной, то не нужно задаваться целью приобрести профессиональный гончарный круг. Чтобы освоить азы и почувствовать материал достаточно и любительского. Тем более что его конструкция совершенно проста и легка в повторении для тех, кто умеет пользоваться слесарными инструментами.

Как сделать гончарный круг

Сейчас нет недостатка в специальных магазинах, где и начинающим и состоявшимся гончарам предлагается весь спектр товаров для их ремесла: гончарные круги, всевозможные «сорта» глин, вспомогательных инструментов и даже печей, где обжигают готовые изделия. Но ценник в таких магазинах обычно очень высок. И если вы хотите сэкономить, то можно изготовить гончарный круг своими руками.

Для этого нужно сделать из деревянного бруса или металлического профиля станину. В ее нижней и верхней части устанавливаются подшипники, в которых будет вращаться вал с закрепленным на нем кругом. Непосредственно круг желательно изготовить из материала невосприимчивого к влаге: пластик, стеклотекстолит, алюминий, латунь или бронза толщиной не менее 10 мм. Лучше всего, если круг диаметром 250-300 мм выточит на станке токарь. Круг крепится на валу с помощью фланца или любым другим удобным способом.

Круг с ножным приводом

Если круг предполагается сделать с ножным приводом, то на нижнюю часть вала нужно установить массивный маховик, который можно сбить из толстых досок и придать ему форму колеса, или же воспользоваться любым подходящим массивным диском из металла, например, 30-килограммовым блином от штанги.

Круг с электрическим приводом

Если же планируется делать электрический круг, то в качестве привода хорошо подойдет двигатель для швейной машинки. Его преимущество заключается в том, что на этом двигателе можно самостоятельно регулировать частоту оборотов вала. Делается это с помощью специальной педали. Такой двигатель вместе с педалью можно приобрести в специализированном магазине (это будет не дешево) или на "блошином" рынке/барахолке (получится гораздо дешевле, чем брать новый).

В случае использования электропривода можно отойти от изготовления специальной станины, и использовать любой старый стол или даже массивный табурет. Кроме этого, понадобится неглубокая (до 10 см) и широкая пластиковая емкость диаметром 40-45 см. Она закрепляется на станине так, чтобы и внутри нее свободно вращался круг. Это нужно для того, чтобы капли воды с глиной не летели во все стороны, а оставались внутри емкости. В крайнем случае можно сделать ограждение из сухих дощечек и потом несколько раз пропитать олифой для придания древесине водоотталкивающих свойств.

Теперь вы знаете, как сделать гончарный круг своими руками. И при большом желании вполне возможно сделать это самостоятельно.

Гончарный круг для детей

Многие продвинутые школы раннего развития ребенка практикуют занятия по лепке из пластилина, соленого теста, полимерной или обычной глины и т. д. Эти занятия развивают у детей творческие способности, воображение, образное мышление, чувство прекрасного. Кроме того, во время лепки у детей осуществляется развитие мелкой моторики, они расслабляются и избавляются от всевозможных фобий. После ручной лепки детский гончарный круг станет следующим этапом в освоении ребенком работы с пластичными материалами. Такие занятия обычно очень нравятся подростающему поколению.

Гончарный круг для детей точно так же можно изготовить самостоятельно или же купить готовый, благо, производители предлагают массу вариантов на любой вкус и кошелек.

Немного о глине

Существует масса различных видов глин, которые отличаются по происхождению, содержанию примесей, составу. Согласно технической классификации они делятся на сланцевые, огнеупорные, каолины. Также глины имеют свою так называемую жирность. Чем «жирнее» глина, тем она пластичнее и чем «тоще», тем она рассыпчатее. Тощие глины хуже лепятся, а изделия из них трескаются во время обжига. Жирные глины в этом случае ведут себя гораздо лучше. Причем чем более тонкое изделие должно быть изготовлено, тем жирнее она должна быть. А еще глины отличаются своим цветом, который зависит от содержания в них оксидов металлов. Когда в глине содержится не больше 1% примесей, то изготовленное из нее изделие будет белым, а если больше, то после обжига оно покраснеет независимо от первоначального цвета глины.

Начинающему гончару гораздо проще начинать работу с подготовленной глиной, которую легко купить. Когда руки «набьются» на правильной глине, то тогда не составит большого труда отыскать в других местах ту глину, которая тоже подойдет для работы.

Работа на гончарном круге

Любая, даже готовая магазинная глина перед использованием должна быть «перебита». Нужно скатать из глины «колбасу», разорвать пополам путем скручивания. Потом с силой бросить на доску или стол, снова сложить, раскатать и разорвать. Такие манипуляции нужно повторить хотя бы раз 20. Также можно не рвать глину, а резать проволочной струной с ручками. Это нужно для того чтобы убрать из глины воздух и сделать ее однородной. В противном случае оставшиеся пузырьки воздуха будут мешать работе, а если полость останется в стенке готового изделия, то при обжиге оно лопнет в этом месте за счет теплового расширения воздуха внутри полости.

Следующим этапом подготовки глины является спиралевидное замешивание. Кусок глины кладут на стол, и надавливая на нее, ладонями отталкиваете от себя и при этом пытаетесь провернуть глину по направлению к себе (так хозяйки вручную вымешивают крутое тесто). При правильных действиях будет слышно, как из глины с характерным хлопаньем будут выходить воздушные пузырьки. После 30-40 повторений глину можно считать готовой к использованию.

Теперь от куска нужно отрезать необходимое количество, поместить в центр круга и немного придавить. Если глина оказалась не в самом центре, то ее нужно поправить и после этого запустить круг. В случае неровного размещения глины относительно центра, она может слететь с круга. Положение рук при работе с кругом: локти прижаты к телу, согнуть кисти, сблизить запястья и так держать на куске глины. Руки не должны быть напряжены, их движения плавные и мягкие.