Бухучет и налоги

Исторически сложившаяся форма совместной деятельности людей. Понятие о формах организации обучения

В обществе, между индивидами и социальными группами постоянно возникают, функционируют, развиваются определенные связи и взаимодействия. Они делятся, с одной стороны, на случайные, спонтанные, хаотичные, поверхностные, неорганизованные. С другой - устойчивые, регулируемые, упорядоченные социальные взаимодействия. Особо важные и глубокие из них относят к социальным институтам (понятие "социальный институт" заимствовано из юридической науки, где оно означает совокупность норм, регулирующих социально-правовые отношения таких, как институты наследования, брака и т.п.).

При этом, в социологической учебной литературе понятие "социальный институт" употребляется в двух значениях. Во-первых, им означают совокупность лиц, учреждений и др., которые обеспечены определенными материальными средствами, выполняют конкретные социальные функции (к примеру, государство, трудовой коллектив, семья и т.п.). Во-вторых, под социальным институтом понимают специфические механизмы социальной регуляции, посредством которых осуществляется контроль за поведением индивидов, групп посредством применения специальных правил, принципов, норм, установок - в целом системы социального контроля.

Оба эти понимания сущности социальных институтов не противоречат друг другу, поскольку указывают на две взаимосвязанные стороны этого сложного социального явления.

Основное определение:

СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ - ЭТО ИСТОРИЧЕСКИ СЛОЖИВШИЕСЯ, УСТОЙЧИВЫЕ ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛЮДЕЙ, ВКЛЮЧАЮЩИЕ В СЕБЯ, С ОДНОЙ СТОРОНЫ, СОВОКУПНОСТЬ УЧРЕЖДЕНИЙ, ОРГАНИЗАЦИЙ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИХ РЕАЛИЗАЦИЮ СООТВЕТСТВУЮЩИХ СОЦИАЛЬНЫХ ФУНКЦИЙ, И, С ДРУГОЙ - ОПРЕДЕЛЕННЫЙ "НАБОР" ЦЕННОСТЕЙ, НОРМ, СТАНДАРТОВ, ОБРАЗЦОВ ПОВЕДЕНИЯ, РЕГУЛИРУЮЩИХ ПОВЕДЕНИЕ ЛЮДЕЙ И СОЦИАЛЬНЫХ ОБЩНОСТЕЙ.

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ:

Институционализация - процесс придания социальным связям (между индивидами, социальными общностями) упорядоченного, нормативного характера, в т.ч. появления для их реализации, регулирования специальных учреждений, организаций.

Социальный контроль - важнейший элемент социальных институтов, механизм саморегуляции, обеспечивающий их стабильность, следование индивидов и групп принятым в обществе (или в рамках определенных социальных общностей) ценностям, социальным нормам, стандартам поведения.

Социальная норма : важнейшее средство социальной регуляции поведения индивидов и групп в рамках социальных институтов, представляющее собой совокупность требований и ожиданий, которые предъявляет социальная общность (организация, общество в целом) своим членам с целью осуществления деятельности определенного образца (типа). Подобные социальные нормы носят, естественно, относительный характер, формируются с учетом интересов социальных групп, их представлений о должном, возможном, одобряемом и, наоборот, о нежелательном, неприемлемом и т.п.

Итак, для социальных институтов характерно четкое разграничение функций и полномочий каждого из субъектов взаимодействия, согласованность, слаженность их действий, достаточно высокий и жесткий уровень регуляции и контроля за этим взаимодействием. Что же касается функций социальных институтов, то выделяют следующие:

Закрепление и воспроизводство социальных отношений в определенной сфере общественной жизни.

Интеграция и сплочение общества, социальных групп.

Регулирование деятельности индивидов и социальный контроль за этой деятельностью.

Включение людей в деятельность.

В зависимости от того, в какой сфере общественной жизни функционируют социальные институты, какие выполняют функции, каков уровень и характер их организации, выделяют следующие виды социальных интститутов (по классификации Яна Щепаньского):

ВИДЫ СОЦИАЛЬНЫХ ИНСТИТУТОВ

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ, регулирующие процессы производства, обмена и распределения, осуществляющие организацию и управление хозяйственной деятельностью (собственность, рынок, предприятие, банк, деньги, труд и т.п.)

ПОЛИТИЧЕСКИЕ, связанные с процессами установления, поддержания и использования государственной власти (власть, государство, политические партии, армия и т.п.)

СОЦИАЛЬНЫЕ, регулирующие социальные связи, взаимодействия людей в обществе (трудовой коллектив, семья, добровольные объединения граждан, общественное мнение, средства массовой информации)


ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ И КУЛЬТУРНЫЕ, связанные с созданием и распространением духовных ценностей, социализацией молодежи (образование, наука, театр и др.)

РЕЛИГИОЗНЫЕ, организующие «отношения» человек с

трансцендентными силами (вера, церковь, и т.п.)

5.2. Социальные организации: сущность, виды

Разграничение понятий "социальный институт" и "социальная организация", в силу уже указанных выше причин, представляет определенную сложность: действительно, социальная организация - в принципе не что иное, как сложный социальный институт.

Однако, при этом нужно иметь в виду то обстоятельство, что термин "социальная организация" употребляется и в двух других значениях.

Социальная организация обозначает определенный организованный вид деятельности, т.е. здесь социальная организация - процесс распределения функций, координации, целенаправленного воздействия субъекта деятельности на объект.

Термином "социальная организация" обозначают также свойство социального объекта, имея в виду степень внутренней согласованности, упорядоченности какого-либо целого, его структуру.

Однако, вернемся к понятию "социальная организация" в его основном значении, о котором уже шла речь выше.

Итак, СОЦИАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ - это один из важнейших элементов социальной структуры общества (в широком значении этого термина), искусственное социальное объединение людей институционального характера, реализующее в обществе определенные функции.

ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ:

1.Социальные организации обладают целевой природой, поскольку создаются в обществе для реализации определенных целей, т.е. это средство объединения и регламентации поведения людей для совместного достижения определенной цели.

2. Для достижения цели члены организации вынуждены распределяться по ролям и статусам, т.е. занимать в ней определенные позиции.

3. Организации возникает на основе разделения труда и его специализации по функциональному признаку. Потому в них, с одной стороны, имеют место различные горизонтальные структуры. С другой - социальные организации всегда строятся по вертикальному (иерархическому) признаку, в них выделяются управляющая и управляемая подсистемы.

4.Управляющие подсистемы создают свои специфические средства регулирования и контроля за деятельностью организации (имеются в виду как непосредственно органы управления организацией, так и внутриорганизационные нормы).

На основе перечисленных факторов и возникает определенный организационный порядок как система относительно стабильных целей и норм, регулирующих организационные связи, взаимодействия и отношения. Соответствено, поведение индивидов в организации и вне ее - явления различные. Разные элементы человеческого поведения - мотивы, роли, ценности, установки, цели, потребности и т.п. - "выстраиваются" в рамках организации совершенно по-иному, чем вне организации, поскольку в организации действуют законы совместной кооперированной деятельности. Подобная организационная деятельность порождает организационный эффект, который называют СИНЕРГИЕЙ, т.е. приростом дополнительной энергии, превышающей сумму индивидуальных усилий ее участников.

СОСТАВЛЯЮЩИЕЭФФЕКТА СИНЕРГИИ

1. Организация объединяет усилия своих членов и уже простая массовость, т.е. одновременность многих усилий дает прирост энергии.

2. Сами единицы, элементы организации, включаясь в нее, становятся иными, специализированными и эта специализация, однонаправленность действий индивидов позволяет также усилить энергию, концентрируя ее в одной точке.

3. Благодаря наличию управляющей подсистемы, действия людей синхронизируются, что также служит мощным источником повышения обшей энергии организации.

Основное определение:

СОЦИАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ - ЭТО ОДИН ИЗ ВАЖНЕЙШИХ ЭЛЕМЕНТОВ СОЦИАЛЬНОЙ СТРУКТУРЫ ОБЩЕСТВА ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОГО ХАРАКТЕРА, ПРЕДНАЗНАЧЕННЫЙ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ В ОБЩЕСТВЕ ОПРЕДЕЛЕННЫХ ФУНКЦИЙ И ОТЛИЧАЮЩИЙСЯ ОТ ДРУГИХ СОЦИАЛЬНЫХ ИНСТИТУТОВ НАЛИЧИЕМ ЦЕЛЕЙ, ИЕРАРХИЧЕСКИМ СТРОЕНИЕМ (В ТОМ ЧИСЛЕ НАЛИЧИЕМ УПРАВЛЯЮЩЕЙ И УПРАВЛЯЕМОЙ ПОДСИСТЕМ), А ТАКЖЕ СПЕЦИФИЧЕСКИХ ФОРМ РЕГУЛИРОВАНИЯ И КОНТРОЛЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Дистанционная олимпиада по обществознанию 10 класс

1. (1 балл) К характеристике какого термина относится высказывание одного из юристов: «Если мы не верим на слово обвиняемому, что он не совершал преступления, логично было бы не доверять его признанию в совершении преступления, если не имеется других, более веских доказательств»? Выберите один вариант ответа.

а) принцип неотвратимости наказания б) презумпция невиновности в) дееспособность г) необходимая оборона д) принцип справедливости

2. (1 балл) Какому термину соответствует следующее определение: исторически сложившиеся устойчивые формы организации совместной деятельности, регулируемой нормами, традициями, обычаями и направленной на удовлетворение фундаментальных потребностей общества? Выберите один вариант ответа.

а) социальный институт б) общественные отношения в) общество г) социальная структура

3. (2 балла) Что из перечисленного относится к формам рационального познания? Выберите несколько вариантов ответа.

а) понятие б) представление в) аналогия г) суждение д) умозаключение е) ощущение

4. (3 балла) Прочитайте об условиях трудового контракта. Какие из них противоречат Трудовому кодексу РФ? Выберите несколько вариантов ответа.

(1) Работодатель заключил с 16-летним Олегом трудовой договор без согласия родителей. (2) Олег должен был выполнять лёгкую работу: наклеивать этикетки на бутылки с пивом и газированными напитками. (3) Испытательный срок для него, как для несовершеннолетнего был установлен более короткий – 2 недели. (4) Поскольку Олег учится в средней общеобразовательной школе, для него был установлен следующий режим работы: 4 дня в неделю по 4 часа. (5) Труд Олега оплачивался сдельно по существующим на предприятии расценкам.

а) 1 условие б) 2 условие в) 3 условие г) 4 условие д) 5 условие

5. (3 балла) Какие термины необходимо вставить вместо букв в схеме «Формы вины»? Ответ запишите в виде комбинации букв и цифр, без пробелов между знаками и знаков препинания, буквы должны идти в алфавитном порядке, например, А1Б3В4

1) неосторожность 2) небрежность 3) умысел 4) легкомыслие

Ответ: ___________________

6. (3 балла) Решите экономическую задачу.

У Лериной бабушки скоро юбилей. В гости придут родственники, бабушкины подруги, соседи. Решено устроить праздник дома. Приготовить блюда для праздничного стола может Лерина мама. На это ей придётся потратить около 10 часов, вместо того чтобы работать по специальности. Она программист, и час её работы в среднем стоит 325 рублей. Можно также нанять повара, который обязуется справиться с работой за это же время. Его зарплата за рабочий день (8 часов) – 2 400 рублей. За час сверхурочный работы он просит 25% надбавки. Какой вариант и на сколько (в денежном выражении) будет выгоднее для семьи?

В ответе запишите только число со знаком + или -, без пробелов.

Со знаком +, если праздничный обед выгоднее готовить Лериной маме, например, +250

Со знаком -, если выгоднее будет нанять повара, например, -250

Ответ: ___________________

7. (3 балла) Выбирая правильный ответ на предложенные вопросы, вы сможете добраться по стрелкам до буквы, которая и является решением этой головоломки. Выберите одни вариант ответа. Отвечайте «да» если утверждение верное, вы с ним полностью согласны. Отвечайте «нет», если в утверждении допущена ошибка (неточность).

а) А б) Б в) В г) Г

8. (3 балла) Определите, по какому пути нужно пойти белке, чтобы найти орешек . «Подберите» все встречающиеся на этом пути буквы и у вас получится название социального статуса . Запишите его в качестве ответа без каких-либо знаков препинания.

Ответ: ___________________

Если вы ответили правильно, вам будет начислено 2 балла. Получите ещё 1 балл, выбрав пример данного социального статуса. Выберите один ответ.

а) сын б) дедушка в) отец г) дядя

9. (6 баллов) Разгадайте мини-кроссворд. Задания ключей представлены не словесными описаниями, а рисунками. Догадайтесь, какой термин соответствует каждому из них. За каждое правильно отгаданное слово вы получите 1 балл. Ответы пишите в именительном падеже без каких-либо знаков препинания.

Термин 1

Термин 2

Термин 3

Ответ:______________

Ответ:______________

Ответ:______________

Впишите полученные слова в сетку мини-кроссворда, ориентируясь на количество букв в словах. Из букв, попавших в выделенные клеточки, составьте ещё один термин. Напишите его в качестве ответа и получите ещё 2 балла.

Ответ: ___________________

И ещё 1 балл можно получить, если правильно определить, какое слово

Он представляет собой исторически сложившуюся общность и. Народность, исторически сложившаяся языковая, территориальная, экономическая и культурная. Нация это исторически сложившаяся форма общности людей, обладающих, как правило, общностью территорий и экономической жизни, языка и духовного. Исторически сложившиеся устойчивые формы организации совместной деятельности людей, направленной на удовлетворение. СЕМЬЯ наименьшая кровнородственная группа людей, связанных единством. Исторические формы социальных общностей людей

Социальный институт это исторически сложившаяся, устойчивая форма организации совместной деятельности людей, реализующих определенные функции в. Социальная общность. Нация это исторически сложившаяся форма общности людей, обладающих, как правило, общностью территории и экономической жизни, языка и духовного. прогресс достаточно очевиден и может быть измерен. Народность исторически сложившаяся общность людей. Исторические формы общности людей

Как называются формы, знаки, символы, тексты. Как называется исторически сложившаяся устойчивая общность людей, возникшая на базе общности языка, территории что это? Нередко категория социальная общность трактуется как слишком широкое понятие, объединяющее. Общность людей, исторически сложившаяся в процессе разложения племенных отношений, основанная на общности языка, территории и развивающейся. Как называется исторически сложившиеся устойчивые формы организации совместной деятельности людей? Высшая форма самообязательства совесть Совесть. Народность исторически сложившаяся общность людей, объединяемая общей территорией, языком, культурой, следует за. Общество как форма жизнедеятельности людей

Общность людей с устойчивыми взаимосвязями, наличием схожих интересов, определенными правилами поведения. Исторически сложившаяся группа составителей, характеризующаяся общностью. Исторические формы общности людей семья, род, народность, нация. Исторически сложившаяся форма отношений. Таким образом, народность это исторически сложившаяся общность людей. Нация это исторически сложившаяся общность людей

Первой исторической формой общности людей является род организация. Исторически сложившиеся, устойчивые формы организации совместной деятельности людей, направленные на удовлетворение фундаментальных потребностей. Высшую форму этнической общности называют нацией. Исторические формы совместной жизни людей принято рассматривать как донациональные общности и нации. Исходя из работ Хабермаса, на сегодня в обществе сложилась такая ситуация, когда средства массовой коммуникации. Исторически сложившаяся группа людей, объединенная общностью происхождения и общностью

Нация это исторически сложившаяся преходящая форма общности людей, обладающих, как правило, общностью территории и экономической жизни, языка и.

1. М. Вебер 2. Платон 3. Э. Дюркгейм 4. О. Конт 5. Аристотель

2. Какое определение социологии более точное?

1. Социология – наука об обществе 2. Социология изучает поведение людей 3. Социология – наука о возникновении, развитии и функционировании социальных общностей и социальных процессов, о социальных отношениях как механизмах взаимосвязи и взаимодействия между этими общностями, между общностью и личностью 4.Социология изучает механизмы взаимодействия между организациями и социальными институтами 5. Вся совокупность связей и отношений, которые носят название социальных

3. Понятие «социальное действие» ввел в научный оборот…

1. О.Конт. 2. Г. Спенсер. 3. М.Вебер. 4. Э. Дюркгейм.5. Т. Парсонс.

4. Кто рассматривал общество как биологический организм?

1. Г. Спенсер.2. М. Вебер.3. В. Паретто.4. К. Маркс.5. Т. Парсонс.

5. Как называется исторически сложившиеся устойчивые формы организации совместной деятельности людей?

поэтому основной признак – это географические границы. 3. Понятие «общество» совпадает с понятием «культура» 4. Общество – люди, взаимодействующие на очерченной территории и имеющие общую культуру. 5. Общество – самая крупная группа людей

7. Для какого типа общества характерна социальная солидарность, сплоченность?

1. Массовое общество. 2. Индустриальное общество. 3. Постиндустриальное общество. 4. Постмодерное общество. 5. Традиционное общество.

8. Что, по мнению Т.Парсонса, сохраняет общество как стабильную систему?

1. Дифференциация и интеграция. 2. Органическая солидарность, которая в процессе развития общества, пришла на смену механической солидарности. 3. Определенные механизмы и структуры, которые выполняют функции адаптации, целеполагания, интеграции и поддержания образца. 4. Социальные конфликты, которые сплачивают противоборствующие стороны. 5. Всевозрастающая рационализация общества.

9. Какому типу общества характерны такие черты, как разделение руда, усиление социального разнообразия, расширение возможностей личного выбора?

1. Аграрное общество. 2. Традиционное общество. 3.Общество охотников и собирателей. 4. Индустриальное общество. 5. Индустриальное и постиндустриальное общество.

10. Как называется процесс возрастающего влияния различных факторов международного значения на социальную действительность в отдельных странах?

1. Модернизация. 2. Индустриализация. 3. Информатизация. 4. Глобализация. 5. Интеграция.

11. Методологический раздел программы эмпирического социологического исследования включает в себя:

1. Описание методы обработки и анализа данных. 2. Описание цели, задач, объекта, предмета исследования, интерпретацию понятий. 3. Обоснование выборки, обоснование методов сборки данных. 4. Организационный план исследования 5.Распределение обязанностей между исполнителями и учет финансовых ресурсов.

12. Что такое объект социологического исследования?

1. Это содержательная, методическая, организационная конкретизация цели 2. Это то, что существует вне зависимости от исследователя и на что может быть направлен процесс исследования 3. Это значимые свойства, стороны, особенности явления, которые подлежат непосредственному изучению 4. Это значимая сторона социального явления, подлежащая системному анализу 5. Определенные общественные отношения.

13. Наиболее распространенным методом сбора социологической информации является:

1. Опрос 2.Наблюдение 3. Эксперимент 4. Социометрический тест 5. Анализ документов

14. В социологическом исследовании перевод понятий в систему эмпирически проверяемых показателей, индексов и шкал это:

1. Теоретическая интерпретация понятий. 2. Эмпирическая интерпретация понятий 3. Операционализация понятий 4. Анализ и интерпретация эмпирических данных 5. Системный анализ объекта исследования.

15. Под репрезентативностью в социологическом эмпирическом исследовании понимают:

1. Предположение о свойствах изучаемых объектах 2. Часть объектов генеральной совокупности, отобранных с помощью специальных приемов для получения информации 3. Совокупность всех возможных социальных объектов, которые подлежат изучению в пределах программы социологического явления 4. Свойство выборочной совокупности воспроизводить параметры и значительные элементы генеральной совокупности.

5. Социальное противоречие, требующее разрешения.

16. Какой принцип определения малой социальной группы является наиболее существенным?

1. Количество участников. 2. Степень формализации статусов и ролей. 3. Длительность существования. 4. Тесные межличностные контакты, близость участников взаимодействия. 5. Наличие системы контроля.

17. Что такое конформизм?

1. Тенденция к согласованности между членами группы, что приводит к узкому взгляду на тот или иной вопрос. 2. Поведение, контролируемое посредством группового давления. 3. Поведение, в котором проявляются способности группового лидера.4. Действия, направленные на поддержку социальных изменений. 5. Вид группового мышления.

18. Примером квазигруппы будет…

1.Толпа. 2. Студенческая группа. 3. Семья. 4. Дружеская тусовка. 5. Трудовой коллектив.

19. Отождествления себя с другим субъектом, группой, социальным образом в процессе социализации называется…

1. Социализация. 2. Идентификация. 3. Институционализация. 4. Приспособление. 5. Ассимиляция.

20. Кого нельзя назвать агентами первичной социализации?

1. Семья. 2. Школа. 3. Воспитатели. 4. Трудовой коллектив. 5. Сверстники.

21. Вторичная социализация включает в себя…

1. Профессиональную социализацию. 2. Воспитание в школе. 3. Воспитание в семье. 4. Нормы и правила поведения, которые ребенок узнает в кругу сверстников. 5. Нормы и правила поведения, которые человек получает от родителей, воспитателей, учителей.

22. Социальный статус – это…

1. Совокупность действий, которые должен выполнять человек, занимающий определенное место в социальной системе 2. Определенная позиция в социальном пространстве. 3. Устойчивая связь элементов в социальной системе. 4.Нормативно регулируемое участие индивида в конкретном процессе социального взаимодействия.

5. Совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих социальных групп, социальных институтов и

отношений между ними.

23. Какие из перечисленных статусов и ролей личности нельзя назвать предписанными?

1.Мужчина. 2. Афроамериканец. 3. Мужские и женские роли, характерные для данной культуры. 4. Муж. 5. Пожилой человек.

24. Выберите наиболее полный набор важнейших дифференцирующих признаков слоя.

1. Национальность, вероисповедание, происхождение, доход 2. Образование, профессия, доход, престиж.

3. Профессия, национальность, доход. 4. Профессия, доход, половозрастные характеристики. 5. Доход, образование, происхождение, характер потребления благ.

25. Какое из перечисленных понятий не имеет прямого отношеня к социальной структуре общества

1. Стратификация 2. Социализация 3. Социальная мобильность 4. Маргинальность 5. Социальный класс

26. Выберете наиболее точную формулировку такого явления, как социальная мобильность:

1. Это получение человеком новой профессии 2. Это борьба социальных групп за улучшение своего собственного положения 3. Это переход общества как социальной системы на более высокую ступень развития 4. Это изменение условий жизни индивидов 5. Это продвижение по иерархической социальной вертикали или горизонтали социальных групп или индивидов

27. Как называется система упорядоченных взаимодействий, где появляется набор устойчивых социальных ожиданий.

1. Социальные действия. 2. Социальная общность. 3. Социальные отношения. 4. Социальные институты. 5. Социальная организация.

28. Что такое девиантное поведение?

1. Поведение, отклоняющееся от принятых в обществе норм и ценностей. 2. Система взаимообусловленных социальных действий. 3. Поведение, ориентируемое на действия других людей. 4. Поведение, которое характеризует лидера в группе. 5. Поведение, направленное на социальные изменения.

29. Социальная группа, ориентированная на достижение взаимосвязанных специфических целей и на формирование высокоформализованных структур – это

1. Социальный институт. 2. Социальная общность. 3. Формальная группа. 4. Организация. 5. Институт социализации.

30. Как называется процесс определения и закрепления социальных норм, правил, статусов и ролей, приведение их в систему, которая способна действовать в направлении удовлетворения некоторой общественной потребности?

1. Социализация. 2. Организация.3 Институционализация. 4. Модернизация. 5. Стратификация.

Ключ к тесту

№ вопроса

№ ответа

1. Социальный институт - это исторически сло­жившаяся, устойчивая форма организации совместной деятельности людей, реализующих определенные функ­ции в обществе, главная из которых - удовлетворение социальных потребностей.

2. Цели и функции социальных институтов . Каждый социальный институт характеризуется на­личием цели деятельности и конкретными функциями, обеспечивающими ее достижение.

Функции Ключевые институты Сферы общества Основные роли Физические черты Символичес-кие черты Другие институты данной сферы общества
Забота, воспитание детей Семья, Наследование Социальная (семейно-брачные отношения) Отец Мать Ребенок Дом Обстановка Кольца Обручение Контракт Брак, кровная месть, материнство, отцовство и др.
Добывание пищи, одежды, жилья Собственность Экономичес-кая сфера Работодатель Наемный работник Покупатель Продавец Фабрика Офис Магазин Деньги Торговля Реклама Деньги, обмен, хозяйственные отношения и др.
Поддержание законов, правил и стандартов Власть Государство Политическая сфера Законодатель Субъект права Общественные здания и места Флаг Хартия Власть, государство, разделение властей, парламентаризм, местное самоуправление, и др.
Содействие соборным отношениям и установкам, углубление веры Религия Духовная сфера Священник Прихожанин Собор Церковь Крест
Социализация людей, приобщение к базисным ценностям и практикам Образование Духовная сфера Учитель Ученик Школа Колледж Учебник Диплом Степень Общественное мнение, СМИ и др.

В современном обществе существуют десятки социальных институтов, среди которых можно выделить ключевые: насле­дование, власть, собственность, семья.

Внутри фундаментальных социальных институтов су­ществуют весьма отчетливые деления на мелкие институты. Например, экономические институты, наряду с базовым инс­титутом собственности, вкл!очают множество устойчивых систем отношений - финансовые, производственные, марке­тинговые, организационно-управленческие институты. В сис­теме политических институтов современного общества, наря­ду с ключевым институтом власти, выделяются институты политического представительства, президентства, разделения властей, местного самоуправления, парламентаризма и т. д.

Социальные институты:

· организуют человеческую деятельность в определенную систему ролей и статусов, устанавливая образцы поведения людей в различных сферах общественной жизни. Например, такой социальный институт, как школа, включает роли учи­теля и ученика, а семья - роли родителей и детей. Между ними складываются определенные ролевые отношения, которые регулируются специфическими нормами и предписаниями. Некоторые наиболее важные нормы закрепляются законода­тельно, другие поддерживаются традициями, обычаями, об­щественным мнением;

Включают систему санкций - от правовых до мораль­но-этических;

Упорядочивают, координируют множество индивиду­альных действий людей, придают им организованный и пред­сказуемый характер;

Обеспечивают стандартное поведение людей в социально типичных ситуациях.

3. Типы функций социальных институтов:

· Явные – заявлены офици­ально, признаны и контролируют­ся обществом

· Скрытые – выполняются скрыто или не­преднамеренно (могут перерасти в теневые институты, например, криминальные).

Когда расхождение между этими функциями велико, воз­никает двойной стандарт социальных отношений, что угро­жает стабильности общества. Еще более опасна ситуация, когда наряду с официальными институтами формируются так называемые теневые институты, которые берут на се­бя функцию регуляции важнейших общественных отноше­ний (например, криминальные структуры).4. Значение социальных институтов. Социальные институты определяют общество в це­лом. Любые общественные преобразования осуществля­ются через изменения в социальных институтах.